12 3 4 5 6 7 …161

Галина Павловна Вишневская

Галина. История жизни

Славе, Ольге, Елене

Яркий солнечный день… Я бегу по зеленому изумрудному лугу — мне неполных четыре года — и с размаха вслед за мальчишками прыгаю с крутого берега в речку… В памяти навсегда остался мутно-зеленый цвет воды, я стою на дне, сжимая и разжимая ладошки вытянутых на поверхность рук — вероятно, чтобы ухватиться за что-то… Мои руки и увидели с берега взрослые и вытащили меня. Я, наверное, не успела испугаться, но помню, что отлупила меня мать как следует. А я ревела и не понимала, почему меня ругают, а мальчишек — нет. Почему им можно нырять, а мне нельзя? Как это так — я не умею плавать? Раз они умеют — значит, и я умею! Вероятно, тогда я впервые пыталась отстаивать свое человеческое достоинство и право на свободу действий.

Это лето — 1930 года — я живу с матерью и отцом «на даче», в небольшой деревне. Взяли меня от бабушки — погостить.

Я не помню своей привязанности к родителям — они всегда были мне чужими. Возможно, оттого, что с самого младенчества — шести недель — меня взяла на воспитание бабушка и все мое детство я слышала обращенное ко мне жалостливое слово «сиротка».

Моя мать — наполовину цыганка, наполовину полька: мать ее была цыганкой, но я никогда не знала деда и бабушку с материнской стороны — они умерли еще до моего рождения.

Когда мой отец впервые увидел свою будущую жену, ему было лишь 20 лет, ей же не исполнилось и восемнадцати. Незадолго перед тем порвав со своим прежним возлюбленным, беременная от него, она переживала тогда свою первую жизненную драму. Мой отец полюбил ее и женился на ней. Вскоре она родила сына, а через два года появилась я. Мать была очень красива — среднего роста, черноглазая блондинка, с длинными, стройными ногами. Помню ее поразительно красивые руки. Но я всегда восхищалась ею как бы со стороны, она никогда не была «моей».

Наверное, от нее — в крови — передалась мне страсть к пению: она играла на гитаре, пела цыганские романсы, а я, конечно, за нею повторяла «Очи черные», «Бирюзовые колечки» или городские романсы. Бывало, соберутся гости, и тут же: «Галя, спой!» В таких случаях я почему-то залезала под стол. Публики я совершенно не боялась — наоборот, очень рано почувствовала в ней потребность: петь для себя самой было неинтересно, нужны были сопереживатели, сочувствующие. Но, вероятно, мне хотелось особой, таинственной атмосферы, хотелось уйти от реальности и создать свой мир. И вот из-под стола несется: «Очи чер-ные, очи страст-ные, очи жгучие и прекра-а-а-а-с-ные…» Мне только три года, а голос мой как у взрослой. Я родилась с поставленным от природы голосом, и окружающим странно было слышать такой сильный грудной звук, воспроизводимый горлом совсем маленькой девочки. Услышав аплодисменты, я вылезала из-под стола, раскланивалась и, окрыленная успехом, начинала изображать то, что пою. Вот такая, например, песенка:

Девушку из маленькой таверны
Полюбил суровый капитан,
Девушку с глазами дикой серны
И с улыбкой, как ночной туман.

Я исполняла этот «шедевр», стоя на стуле, — такая мизансцена казалась мне очень эффектной, потому что, когда подходил смертный час несчастной девицы «с глазами дикой серны», можно было кинуться в море с маяка (то есть со стула на пол) и изображать утопленницу. Все были в восторге. Тут же я плясала цыганочку, трясла-поводила плечами и кричала: «Чавелла!»

У матери, от природы музыкальной, был небольшой приятный голос. Отца Бог наградил замечательным драматическим тенором. Когда-то он мечтал стать певцом, но, как многие русские люди, был подвержен «слабости», весьма распространенной, — пьянству.

Напившись, любил петь ариозо Германа из «Пиковой дамы»:

Что наша жизнь? — Игра!

Тот единственный год, что я прожила со своими родителями, оставил в моей памяти лишь несколько коротких, но на всю жизнь четко запомнившихся эпизодов.

Вот я сижу у окна нашей «дачи». Это такая же изба, как и все остальные в деревне, только чистая, с ситцевыми занавесками на окнах, да еще с городской мебелью. Осенняя слякоть, идет дождь, но по улице бегут люди, что-то крича и плача. Из распахнутых дверей избы напротив какие-то мужчины выволакивают узлы, кастрюли, одеяла, подушки и кидают в телегу, запряженную тощей лошадью. Рядом стоит хозяйка избы, за ее подол ухватились ревущие дети, с которыми я всегда играю на улице. А у телеги мечется и воет их бабка. Она вцепилась своими корявыми руками в медный самовар, и ни за что не хочет отдавать его двум здоровенным мужикам, и все кричит только одно:

— Ироды!.. Ироды!.. ироды!..

В детскую память навсегда врезалась картина того осеннего хмурого дня: грязная дорога, толпа крестьян, и на их серо-черном фоне — прыгающий в руках старухи ярко-желтый, блестящий солнцем медный самовар. И еще — впервые услышанное странное слово «ироды».

Через много лет я пойму, что это было начало коллективизации, «раскулачивание», что мой детский мозг запечатлел картину разорения русского крестьянства.

А вот мы с матерью идем лесной дорогой, и вдруг из машины, идущей навстречу, какой-то мужчина на ходу выбрасывает нам две буханки хлеба. Мать прячет эти сокровища в сумку, а мне велит никому не рассказывать. Того незнакомца я встречу потом у нас в доме. Я очень хорошо понимаю, что мать не любит отца. Когда его нет дома, появляются мужчины, мать совершенно преображается, становится еще красивей. Мне кажется, что она и меня не любит. Я за нею тихонько наблюдаю, подсматриваю — каким-то странным чутьем ощущаю, что мать меня боится — боится, что расскажу отцу. Меня это ужасно обижает. Когда отец дома, то и дня не проходит без скандала — наверное, соседи рассказывают ему, что в его отсутствие часто бывают гости.

Однажды ночью я проснулась от крика: мать в одной рубашке бегала по комнате, а за нею с топором в руке — пьяный, совершенно обезумевший отец. Я закричала — вероятно, он опомнился, во всяком случае, удар пришелся не по матери, а по зеркальному шкафу. Грохот был страшный, зеркало разлетелось вдребезги. Отец схватил меня, кричит: «Говори, кто был у мамы? Какой мужчина? Как его зовут?»

Я видела устремленные на меня огромные глаза матери — она не умоляла молчать, она просто на меня смотрела. Возможно, я впервые почувствовала, что никогда не буду предательницей, — бессознательно, как маленькая женщина, я встала на сторону матери, хотя и не была к ней близка и хорошо знала, «как его зовут».

Галина Вишневская — биография, информация, личная жизнь

Галина Павловна Вишневская (урождённая Иванова). Родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде — умерла 11 декабря 2012 года в Москве. Советская и российская оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1966).

Галина Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург).

Практически все ее детство прошло в Кронштадте.

Отец был репрессирован перед войной. Перенесла блокаду Ленинграда, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. Одновременно участвовала в концертах: пела в сопровождении джаз-оркестра на кораблях, кронштадтских фортах, в землянках.

В 1943—1944 годах в течение полугода училась Музыкальной школе для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде, в классе сольного пения И.С. Дид-Зурабова.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в хор Ленинградского областного театра оперетты, затем стала исполнять сольные партии.

С 1947 года работала в Ленинградской филармонии.

С 1951 года брала уроки вокала у В. Н. Гариной в Ленинграде, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы.

В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажёрскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре, по образному выражению Б.А. Покровского, стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий.

Галина Вишневская в молодости

В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Н.А. Булганин.

Выступала в «Ковент-Гарден» (Лондон) «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк), Парижской национальной опере, Ла Скала (Милан), Венской государственной опере, Баварской государственной опере, Опере Сан-Франциско.

В 1966 году окончила экстерном Московскую консерваторию.

В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр М. Г. Шапиро).

Много выступала с концертами. В камерном репертуаре певицы — произведения М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. Шумана, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса, М. де Фальи и др. Была первой исполнительницей ряда посвящённых ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи «Бразильской бахианы» написано стихотворение А. А. Ахматовой «Слушая пение» (1961).

Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 года театра «Ла Скала» (Милан) «Турандот» Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Ф. Корелли и Б. Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

Обширная дискография певицы содержит записи опер и камерной музыки.

В сентябре 1969 года Г. Вишневская и М. Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 года написали открытое письмо в его поддержку. В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о певице в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности. Тем не менее певица продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 была награждена Орденом Ленина.

В марте 1974 года вместе с мужем обратились к Л.И. Брежневу с просьбой о разрешении выезда за границу, которая была удовлетворена. В том же году выехала с мужем и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

Во время пребывания за рубежом, в марте 1978 года, Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград — «за действия, порочащие звание гражданина СССР».

Проживали в США, во Франции. Певица выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Г. Вишневской состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижировал М. Ростропович), после чего оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. Продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила мастер-классы.

В январе 1990 года, после обращений ряда деятелей искусств, Г. Вишневской и М. Ростроповичу было возвращено гражданство СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении государственных наград был отменён.

В феврале 1990 года вернулась в СССР, стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней прожила со швейцарским паспортом.

С 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова в Москве (роль Екатерины Второй в пьесе Е. А. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в фильмах «Провинциальный бенефис» (по мотивам пьес А. Н. Островского, режиссёр А. А. Белинский, 1993) и «Александра» (режиссёр А. Н. Сокуров, 2007).

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве.

С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне отрицательно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Г. Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

Скончалась 11 декабря 2012 года на 87-м году жизни в Москве. Церемония прощания проходила 13 декабря в Центре оперного пения. 14 декабря состоялось отпевание в Храме Христа Спасителя.

Похоронена на Новодевичьем кладбище вместе с Мстиславом Ростроповичем.

Могила Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича

В честь Галины Вишневской названы:

— Улица Галины Вишневской в московском районе Новокосино. 26 июня 2013 года Правительство Москвы решило присвоить проектируемому проезду № 326, расположенному на территории района Новокосино Восточного административного округа города Москвы между Суздальской и Новокосинской улицами, наименование — улица Галины Вишневской.
— Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» «Г. Вишневская».
— Колледж музыкально-театрального искусства № 61 имени Г. Вишневской в Москве.
— Детская музыкальная школа № 8 в Кронштадте названа именем Г. Вишневской.
— Малая планета Солнечной системы № 4919.

Галина Вишневская

Рост Галины Вишневской: 161 сантиметр.

Личная жизнь Галины Вишневской:

Трижды была замужем.

Первый муж — Георгий Вишневский, военный моряк. Брак продлился несколько месяцев в 1944 году.

Второй муж — Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского областного театра оперетты. Гражданский и официальный брак продлился с 1944 по 1955 год. У пары родился сын — Илья Рубин (умер в младенчестве в 1945 году).

Третий муж — Мстислав Леопольдович Ростропович (1927—2007), дирижёр, виолончелист.

Вышла за него замуж в 1955 году — спустя четыре дня после знакомства. Впоследствии в ансамбле с ним выступала на самых престижных концертных площадках мира (М.Л. Ростропович сначала работал в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра).

Состояли в браке с 1955-го по 2007-й год.

У них родились две дочери.

Старшая дочь — Ольга Мстиславовна Ростропович (род. 1956), виолончелистка, возглавляет музыкальный фонд М. Ростроповича, помогающий молодым музыкантам и проводящий ежегодные фестивали, также в настоящее время — художественный руководитель Центра оперного пения.

Младшая дочь — Елена Мстиславовна Ростропович (род. 1958), пианистка, руководит международным медицинским фондом «Вишневская — Ростропович», который занимается вакцинацией детей по всему миру.

Шестеро внуков: Иван, Сергей, Настасья, Олег, Александр, Мстислав.

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

Фильмография Галины Вишневской:

1966 — Катерина Измайлова (фильм-опера) — Катерина Львовна Измайлова
1972 — Звезда в ночи — Аделина Патти
1990 — Мстислав Ростропович. Возвращение (документальный)
1992 — Наш любимый юный дед (документальный)
1993 — Провинциальный бенефис (по мотивам пьес А. Н. Островского) (режиссёр А. А. Белинский) — Кручинина
1994 — Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (документальный)
2006 — Элегия жизни. Ростропович. Вишневская (режиссёр А. Н. Сокуров) (документальный)
2007 — Александра (реж. А. Н. Сокуров) — бабушка Александра Николаевна
2008 — Женское лицо войны. «Катюша» (документальный)
2009 — Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович (документальный)
2010 — Владимир Максимов (из цикла документальных фильмов Острова на телеканале «Культура»)
2011 — Свидетели. Галина Вишневская. Роман со славой (режиссёр А. Гречиха) (документальный)

Работы Галины Вишневской в Ленинградском областном театре оперетты:

«Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова — Яринка
«Продавец птиц» К. Целлера — Христина
«Фиалка Монмартра» И. Кальмана — Нинон

Галина Вишневская — Аида

Оперные премьеры Галины Вишневской:

Большой театр:

1953 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Татьяна
1954 — «Фиделио» Л. ван Бетховена — Леонора
1955 — «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Купава
1957 — «Укрощение строптивой» В. Шебалина — Катарина
1957 — «Свадьба Фигаро» В. Моцарта — Керубино
1957 — «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини — Баттерфляй
1958 — «Аида» Дж. Верди — Аида
1959 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Лиза
1959 — Война и мир» С. С. Прокофьева — Наташа Ростова
1962 — «Фальстаф» Дж. Верди — Алиса Форд
1962 — «Фауст» Ш. Гуно — Маргарита
1962 — «Каменный гость» А. С. Даргомыжского — Донна Анна
1962 — «Судьба человека» И. И. Дзержинского — Зинка
1964 — «Травиата» Дж. Верди — Виолетта
1964 — «Октябрь» В. Мурадели — Марина
1965 — «Человеческий голос» Ф. Пуленка — Героиня
1970 — «Семён Котко» С. С. Прокофьева — Софья
1970 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Марфа
1971 — «Тоска» Дж. Пуччини — Флория Тоска
1973 — «Франческа да Римини» С. Рахманинова — Франческа
1974 — «Игрок» С. С. Прокофьева — Полина

Другие театры:

1964 — «Турандот» Дж. Пуччини — Лиу (Ла Скала, Милан)
1969 — «Отелло» Дж. Верди — Дездемона (Москва)
1976 — «Макбет» Дж. Верди — Леди Макбет (Эдинбург)
1981 — «Иоланта» П. Чайковского — Иоланта (Вашингтон)
1983 — «Тюрьма» М. М. Ландовского (Экс-ан-Прованс)

Галина Вишневская — Болеро

Концертные премьеры Галины Вишневской:

1957 — Девятая симфония л. ван Бетховена — партия сопрано
1958 — «Реквием» Дж. Верди — партия сопрано
1961 — «Сатиры» Д. Д. Шостаковича
1962 — «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского в инструментовке Д. Д. Шостаковича
1962 — Торжественная месса Л. ван Бетховена (Эдинбург)
1963 — «Военный реквием» Б. Бриттена (Лондон)
1963 — Вторая симфония Г. Малера (Вена)
1965 — «Эхо поэта» Б. Бриттена
1965 — Четвёртая симфония Г. Малера
1967 — Вокальный цикл Д. Д. Шостаковича на стихи А. А. Блока
1969 — Четырнадцатая симфония Д. Д. Шостаковича
1972 — Вокальный цикл «Без солнца» М. П. Мусоргского с оркестром
1979 — «Ребёнок зовёт» М. М. Ландовского (Вашингтон)
1981 — Те Deum К. Пендерецкого (Вашингтон)
1983 — «Польский реквием» К. Пендерецкого (Вашингтон)

Это статья о человеке, который недавно умер. Некоторая информация, такая как обстоятельства смерти человека и сопровождающие это события, может быстро меняться по мере того, как эти факты становятся известны. В том случае, если в эту статью внесены деструктивные правки, пожалуйста, обратитесь к администраторам.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вишневская.

Галина Вишневская


16 мая 2008 года

Основная информация

Имя при рождении

Галина Павловна Иванова

Полное имя

Галина Павловна Вишневская

Дата рождения

25 октября 1926

Место рождения

Ленинград, РСФСР, СССР

Дата смерти

11 декабря 2012 (86 лет)

Место смерти

Москва, Россия

Страна

СССР → Россия

Профессии

певица, оперная певица, актриса, театральный режиссёр, педагог

Певческий голос

сопрано

Инструменты

фортепиано

Жанры

опера

Коллективы

Большой театр

Награды

Гали́на Па́вловна Вишне́вская (урождённая — Иванова; 25 октября 1926, Ленинград — 11 декабря 2012, Москва) — советская и российская оперная певица (сопрано) и театральный режиссёр, педагог, актриса. Народная артистка СССР (1966). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Галина Павловна родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде, ныне — Санкт-Петербург, но почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке — за директором Ленинградского театра оперетты Марком Ильичом Рубиным, который после ухода из театра стал её импресарио.

С 1951 по 1952 год, уйдя вместе с мужем из театра оперетты, брала уроки пения у В. Н. Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского; Купава в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова; Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре «Ковент-Гарден», Лондон, выступала в «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк); «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, 1965

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого впоследствии виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира. В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Николай Булганин.

В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи написано стихотворение Анны Ахматовой «Женский голос».

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов: С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, И. И. Петрова, И. К. Архиповой, за рубежом — Дитриха Фишера-Дискау, Пласидо Доминго, Николая Гедды и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 г. театра «Ла Скала», «Турандот», Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

В 1974 году вместе с Ростроповичем была вынуждена уехать за рубеж вследствие организованной властями травли в наказание за поддержку, оказанную ими преследуемому Александру Солженицыну. Солженицын тогда скрывался на их даче. Письмо за выдворение супружеской пары за пределы Большого театра подписали виднейшие артисты и музыканты — коллеги и друзья Вишневской и Ростроповича, в результате чего они остались без работы и средств. В 1978 году были лишены советского гражданства. Проживали в США, во Франции, Вишневская выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли.

Во время пребывания за рубежом Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович за помощь инвалидам-эмигрантам — ветеранам Первой Мировой были лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград. Но в 1990 году указ Президиума Верховного Совета был отменён, Галина Павловна вернулась в Россию, ей были возвращены почётное звание Народной артистки Советского Союза и орден Ленина, она стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства они с мужем отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней она прожила со швейцарским паспортом.

Оставив оперную сцену, с 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова (роль Екатерины Второй в пьесе Е. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в кинофильмах «Провинциальный бенефис» (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и «Александра» (2007, режиссёр А. Сокуров).

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне негативно оценивает правительство СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Галина Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

В 2006 году режиссёр Александр Сокуров, специально под Галину Вишневскую, написал сценарий к своему новому фильму «Александра». Вишневская сыграла в нём главную роль и проявила себя в качестве незаурядной драматической актрисы, удостоившись премии «Белый слон».

Скончалась 11 декабря 2012 года в Москве. Церемония прощания с певицей проходила 12 декабря в Центре оперного пения. 13 декабря состоялось отпевание в Храме Христа Спасителя. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

  • Первый муж — Георгий Вишневский, моряк (брак продлился несколько месяцев в 1944 году).
  • Второй муж — Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского театра оперетты (брак с 1944 по 1955).
    • Сын Вишневской и Рубина — Илья, умер в младенчестве в 1945 году.
  • Третий муж — Мстислав Леопольдович Ростропович (1927—2007), дирижёр, виолончелист (брак с 1955 по 2007).
    • Старшая дочь — Ольга Мстиславовна Ростропович (род. 1956), возглавляет музыкальный фонд Ростроповича, помогающий молодым музыкантам.
    • Младшая дочь — Елена Мстиславовна Ростропович (род. 1958), руководит медицинским фондом «Вишневская — Ростропович».
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1942)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1955)
  • Народная артистка РСФСР.
  • Народная артистка СССР (1966)
  • Орден Ленина (1973)
  • Алмазная медаль города Парижа (1977)
  • Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1982)
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция, 1983)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 октября 1996) — за большой личный вклад в развитие музыкального искусства
  • Почётный гражданин города Кронштадта (1996)
  • Лауреат Царскосельской художественной премии (2000)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (25 октября 2001) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и активную благотворительную деятельность
  • Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства в 2002 г.
  • Международная премия Джаккомо Пуччини (2002)
  • Орден Святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви (2004)
  • Орден Петра Великого Академии МВД (2004)
  • Знак чести «Серебряный крест» (2004, общественная организация «Георгиевский союз»)
  • Международная награда — орден «За вклад в Победу» (2005)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (25 октября 2006) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность
  • Почётный профессор МГУ им. Ломоносова (21 ноября 2007)
  • Лучшая женская роль 2007 года по версии национальной премии Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон».
  • Лучший исполнитель 2008 год на Тегеранском кинофестивале (англ. Fajr International Film Festival).
  • Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за исполнение главной роли в фильме «Александра» (2008)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (18 октября 2011) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю педагогическую и просветительскую деятельность
  • Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа,Нью-Хемпшир, США)
  • Почетная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа.
  • Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США)
  • Почётный гражданин Нижегородской области (2002).
  • Почётный профессор Московской консерватории.
  • Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (2011) — во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения.
  • Премия правительства РФ в области культуры за 2011 год — за создание школы оперного пения
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (1 декабря 2012) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства

Оперные и концертные премьеры

  1. 1953 — Татьяна («Евгений Онегин», Большой театр).
  2. 1954 — Леонора («Фиделио», Большой театр).
  3. 1955 — Купава («Снегурочка», Большой театр).
  4. 1957 — Девятая симфония Бетховена.
  5. 1957 — Катарина («Укрощение строптивой». Большой театр).
  6. 1957 — Керубино («Свадьба Фигаро», Большой театр).
  7. 1957 — Баттерфляй («Чио-Чио-сан», Большой театр).
  8. 1958 — Аида («Аида», Большой театр).
  9. 1958 — «Реквием» Верди.
  10. 1959 — Лиза («Пиковая дама». Большой театр).
  11. 1959 — Наташа Ростова («Война и мир», Большой театр).
  12. 1961 — «Сатиры» Шостаковича.
  13. 1962 — Алиса Форд («Фальстаф», Большой театр).
  14. 1962 — Маргарита («Фауст», Большой театр).
  15. 1962 — Донна Анна («Каменный гость». Большой театр).
  16. 1962 — Missa Solemnis Бетховена (Эдинбург).
  17. 1962 — «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Шостаковича.
  18. 1962 — Зинка («Судьба человека». Большой театр).
  19. 1963 — «Военный реквием» Бриттена (Лондон).
  20. 1963 — Вторая симфония Малера (Вена).
  21. 1964 — Виолетта («Травиата», Большой театр).
  22. 1964 — Лиу («Турандот», ЛаСкала).
  23. 1964 — Марина («Октябрь», Большой театр).
  24. 1965 — «Человеческий голос» Пуленка (Большой театр).
  25. 1965 — «Эхо поэта» Бриттена.
  26. 1965 — Четвёртая симфония Малера.
  27. 1966 — «Катерина Измайлова» (фильм-опера).
  28. 1967 — Вокальный цикл Шостаковича на стихи Александра Блока.
  29. 1969 — Четырнадцатая симфония Шостаковича.
  30. 1969 — Дездемона («Отелло», Москва).
  31. 1970 — Софья («Семен Котко», Большой театр).
  32. 1970 — Марфа («Царская невеста», Большой театр).
  33. 1971 — Флория Тоска («Тоска», Большой театр).
  34. 1972 — Вокальный цикл Мусоргского «Без солнца» с оркестром.
  35. 1973 — Франческа («Франческа да Римини», Большой театр).
  36. 1974 — Полина («Игрок», Большой театр).
  37. 1976 — Леди Макбет («Макбет», Эдинбург).
  38. 1979 — «Ребенок зовет» Ландовского (Вашингтон).
  39. 1981 — Те Deum Пендерецкого (Вашингтон).
  40. 1981 — Иоланта («Иоланта», Вашингтон).
  41. 1983 — «Тюрьма» Ландовского (Экс-ан-Прованс).
  42. 1983 — «Реквием» Пендерецкого (Вашингтон).

Роли в кино

  1. 1958 — Евгений Онегин — Татьяна Ларина (вокал)
  2. 1961 — Вольный ветер — Стелла (вокал)
  3. 1964 — Укрощение строптивой
  4. 1966 — Катерина Измайлова — Катерина Львовна Измайлова
  5. 1973 — Звезда в ночи — Аделина Патти
  6. 1992 — Леди Макбет из Мценска — вокал
  7. 1993 — Провинциальный бенефис (по мотивам пьес А. Н. Островского), режиссёр А. Белинский — Кручинина
  8. 2007 — Александра (реж. А. Сокуров) — бабушка Александра Николаевна.

Документальные фильмы о Вишневской

  1. 2006 — Элегия жизни — режиссёр Александр Сокуров
  2. 2009 — Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович.
  3. 2011 — Свидетели. Галина Вишневская. Роман со славой. — режиссер Андрей Гречиха
  • Вишневская Г. П. «Галина», М.: Вагриус, 2006 — ISBN 5-9697-0281-1

Викиновости по теме Галина Вишневская:
  • Вишневская Галина Павловна
  • Биография на сайте КИНО-ТЕАТР
  • Биография на сайте «Яндекс. Словари»
  • Зураб Соткилава поведал о последних днях жизни Галины Вишневской

Демонстрация неруси

В продолжении темы о выставке решил посетить её, виртуально, конечно. И вот, спешу поделиться со своими Русскими собратьями, просто френдами и всеми читателями.
Итак, на главном фото сам стенд с «картинами», и внизу, на полу фотки Варламова с Манежки, на которые предлагается наступать, видимо они не разобрались, что на некоторых фотках не «руские фошисты», а побитые провокаторы, в числе «фошистов», кстати нашист Лёва Авразумян. Ниже я «подобрал» с полу 3 фотки и расправил их в фотошопе для наглядности:

Недавно была инфа, что на пропаганду толерантности выделяются какие-то не малые бюджеты. Видимо это очередной способ освоить их часть по-дешевке, ведь реальная ценность этих «картин» — копейки, любой смог бы намалевать нечто подобное за ночь все 78 экспонатов, если не ошибся прикинув. Вот такое изуверский способ украсть у нас наши же деньги, расстелив символ нашего протеста вместо половиков. Далее собственно эта мазня, несколько экземпляров в анфас:

Участники проекта: Александр Авдеев, Роман Багдасаров, Виктор Бондаренко, Александра Буратаева, Марат Гельман, Дмитрий Гутов, Иосиф Кобзон, Юрий Кораблин, Михаил Миндлин, Мария Наймушина, Леонид Парфёнов, Александр Починок, Айдан Салахова, Евгений Ясин, Кирилл Яшенков.
Вот такие толерантные цитаты приводятся:
Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы.
Дмитрий Лихачев
Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственное возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
Артур Шопенгауэр
Ну и далее списком экспонаты, чтобы ни кого не пропустить:
Мария / последняя четверть I века до н.э. – середина I века н.э.
Мать Иисуса Христа.
Еврейка. Дочь Иоакима, сына Варпафира из рода царя Давида (колено Иуды, линия Нафана), и Анны, дочери священника Матфана из рода первосвященника Аарона (колено Левия).
Иисус Христос / конец I века до н.э. – первая треть I века
Мессия, божественный посланник и Сын Божий.
Еврей по матери. Родился в области Иудеи Галилея в семье Иосифа, сына Иакова из рода Давида (колено Иуды), от его супруги Марии (см. о ней выше). Согласно доктрине христианства, брак между супругами был формальным, Отцом Иисуса является Бог.
Андрей Боголюбский / ок. 1111–1174
Великий князь Владимирский. Святой.
Сын Великого князя Юрия Владимировича Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы Осеневича, которая, по некоторым летописям, дала ему материнское имя Китай.
Прокопий Устюжский / ок. 1220–1303
Святой. Первый русский юродивый, канонизированный Московской Митрополией.
Немец, ганзейский купец из Любека.
Александр Невский / 1221–1263
Великий князь Новгородский, Владимирский, Киевский. Святой.
Сын Великого князя Ярослава Всеволодовича, внука ясской (осетинской, аланской) княжны Марии Шварновны (в иночестве Марфы), и княжны Ростиславы Мстиславны.
Феофан Грек / ок. 1340 – ок. 1410
Иконописец.
Грек.
Пафнутий Боровский / 1394–1477
Святой.
Сын Иоанна и Фотинии из села Кудиново близ Боровска, крещеных татар; дед Пафнутия – обратившийся в православие баскак, в крещении – Мартин.
Аристотель Фиораванти / ок. 1415 – ок. 1486
Архитектор, инженер, монетный мастер. Построил Успенский собор в Кремле, главный храм Московского Царства.
Аристотель – прозвище Фиораванти, его полное имя: Родольфо Фьораванти дель Альберти. Родился в семье потомственного архитектора Фьораванти ди Ридольфо, итальянца из Болоньи.
Максим Грек (Триволис) / 1470–1556
Святой. Автор Канона Святому Духу.
Имя до пострижения в монахи: Михаил. Сын знатных горожан Мануила и Ирины Триволис (Треволис), эпирских греков.
Никон (Минов) / 1605–1681
Патриарх Московский и всея России в 1652–1666 годах.
Имя до пострижения в монахи: Никита. Сын крестьян Мины и Мариамы, мордвин-эрзя из села Вельдеманова близ Нижнего Новгорода.
Витус Ионассен Беринг / 1681–1741
Мореплаватель, капитан-командор, первооткрыватель.
Датчанин, родился в Хорсенсе в семье таможенника Ионаса Свендсена и Анны Педерсдаттен Берингов.
Франческо Бартоломео Растрелли / 1700–1771
Архитектор Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Сын архитектора Бартоломео Карло Растрелли, итальянца, и Анны-Марии де Растрелли, испанской дворянки.
Екатерина II Великая / 1729–1796
Императрица Всероссийская.
Немка. Дочь губернатора Штеттина Христиана Августа Ангальт-Цербстского, князя, и принцессы Иоганны Елизаветы Гольштейн-Готторпской.
Александр Суворов / 1729–1800
Полководец, военный теоретик, генералиссимус Российских вооруженных сил.
Сын сенатора, генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова (из шведского рода, по словам самого А. В. Суворова, или, по другой версии, из обрусевшего татарского) и Евдокии (Авдотьи) Феодосьевны, урожденной Мануковой.
Гавриил Державин / 1743–1816
Поэт, государственный деятель, сенатор, академик.
Сын секунд-майора Романа Николаевича Державина, принадлежавшего к роду обрусевших татарских мурз, и мелкопоместной дворянки Феклы Андреевны Гориной, урожденной Козловой, русской.
Михаил Барклай-де-Толли / 1761–1818
Полководец, генерал-фельдмаршал, военный министр, князь. Полный кавалер ордена Святого Георгия.
Сын поручика Вейнгольда Готтарда Барклая де Толли, из немецкой ганзейской семьи, ведущей род от шотландского клана Барклай, и Маргариты Елизаветы фон Смиттен, дочери немецкого священника (по другой версии – лифляндского помещика).
Петр Багратион / 1765–1812
Генерал от инфантерии, князь. Герой Бородинской битвы.
Родился в семье секунд-майора Ивана Александровича Багратиона (не знавшего русского языка), карталинского князя, принадлежавшего к грузинскому царскому дому Багратиони.
Василий Жуковский / 1783–1852
Поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Автор слов первого русского гимна. Наставник будущего Императора Александра II.
Внебрачный сын тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина, русского, и пленной турчанки Сальхи (в крещении – Елизаветы Дементьевны Турчаниновой). Фамилию получил от приемного отца, белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского.
Константин Тон / 1794–1881
Архитектор. Придворный архитектор Николая I, ректор Императорской академии художеств. Зодчий храма Христа Спасителя.
Родился в немецкой семье владельца ювелирной мастерской Андрея Тона.
Александр Пушкин / 1799–1837
Поэт.
Сын дворянина Сергея Львовича Пушкина, русского, и Надежды Осиповны, урожденной Ганнибал, внучки Абрама Петровича Ганнибала, «арапа» (по одной версии – эфиопа из народа амхара, по другой – из народа котоко султаната Логон, области современных Камеруна и Чада).
Карл Брюллов / 1799–1852
Художник.
Сын гравера, академика Павла Ивановича Брюлло, французского происхождения, и Марии Ивановны Шредер, немецкого происхождения.
Владимир Даль / 1801–1872
Лексикограф, писатель, врач, естествоиспытатель. Автор-составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». Почетный член Императорской Академии наук. Один из первых диалектологов русского языка. Один из учредителей Русского географического общества.
Сын медика Ивана Матвеевича (Иоганна Христиана) Даля, датчанина, и Марии Христофоровны, урожденной Фрейтаг, чья мать происходила из рода французских гугенотов де Мальи.
Николай Гоголь / 1809–1852
Писатель, публицист.
Фамилия при рождении: Яновский, с 1821 года – Гоголь-Яновский. Сын помещика и драматурга-любителя, Василия Афанасьевича Яновского, польско-малороссийского происхождения (дед Н. В. Гоголя – Афанасий Демьянович, выходец из польской шляхты) и Марии Ивановны, урожденной Косяровской, с малороссийскими и польскими корнями.
Иван Айвазовский / 1817–1900
Художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. На средства Ивана Айвазовского построено здание Феодосийского музея древностей.
Имя при рождении: Ованес. Сын купца Константина (Геворга) и Рипсиме Гайвазовских (Айвазян), армян. Согласно семейному преданию, прадед художника был усыновленным турком.
Федор Достоевский / 1821–1881
Писатель. Сын лекаря Михаила Андреевича Достоевского, происходившего из пинской (польско-литовской) шляхты, и купеческой дочери Марии Федоровны, урожденной Нечаевой, русской.
Василий Перов / 1834–1882
Художник. Входил в число учредителей Товарищества передвижных
художественных выставок («передвижников»).
Добрачный сын барона Григория Карловича Криденера, немца, и тобольской мещанки А. И. Ивановой, русской. Вначале носил
фамилию Васильев (по крестному), позже переменил ее на прозвище, которое дал ему в детстве учитель чистописания.
Петр Чайковский / 1840–1893
Композитор. Сын Ильи Петровича Чайковского, горного инженера, русского
(его дед был украинским казаком), и Александры Андреевны Ассиер, француженки по отцу (он происходил из семьи католиков,
переехавших в Пруссию из-за Великой французской революции).
Первое знакомство с музыкой Чайковский получил через мать, часто игравшую дома на фортепиано.
Архип Куинджи / 1841 или 1842 – 1910
Художник-пейзажист, педагог, благотворитель. В 1900-е годы пожертвовал несколько сот тысяч рублей на премии и поддержку русских художников.
Родился в греческой семье сапожника и хлебопашца Ивана Кутлушевича и Феодосии Куюмджи (Куимджи). Фамилия происходит
от прозвища деда художника, Кутлуша Христофорова, «Куюмджи», что переводится с тюркского как «золотых дел мастер».
Илья Мечников / 1845–1916
Биолог. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).
Сын помещика Ильи Ивановича Мечникова, русского (род берет начало от греко-молдавского дипломата Николая Милеску-Спафария, поступившего на русскую службу в 1670-е годы), и Эмилии Львовны, урожденной Невахович, еврейки (дочери просветителя Лейбы Нойеховича).
Петер Карл Фаберже / 1846–1920
Ювелир.
Сын ювелира Густава Фаберже, немца, и Шарлотты Юнгштедт, датчанки.
Константин Циолковский / 1857–1935
Теоретик космонавтики, философ, педагог.
В 1903 году впервые обосновал тезис, что аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета.
Сын дворян Эдуарда (полное имя: Макар-Эдуард-Эразм) Игнатьевича Циолковского, поляка, и Марии Ивановны, урожденной Юмашевой, из обрусевших татар.
Исаак Левитан / 1860–1900
Художник, педагог.
Сын переводчика Ильи (Эльяшива Лейба) Левитана, из раввинской семьи, и Баси, дочери Зунделе Гирша, евреев.
Александр Бенуа / 1870–1960
Художник, критик, историк искусства.
Сын архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, француза, и Камиллы Альбертовны, урожденной Кавос, итальянки из венецианской фамилии, переехавшей в Россию.
Александр Куприн / 1870–1938
Писатель.
Сын письмоводителя Ивана Ивановича Куприна, русского, и Любови Алексеевны, урожденной Кулунчаковой (Куланчаковой),
из княжеского татарского обрусевшего рода.
Казимир Малевич / 1879–1935
Художник, теоретик искусства.
Сын управляющего на сахарном заводе Терещенко, шляхтича Северина Антоновича Малевича и Людвики Александровны,
урожденной Галиновской, поляков.
Абрам Иоффе / 1880–1960
Физик, вице-президент Академии наук СССР c 1926 по 1929 и с 1942 по 1945 годы. Заслуженный деятель науки РСФСР.
Сын купца 2-й гильдии Файвиша (Федора Васильевича) Иоффе и Рашели Абрамовны Вайнштейн, евреев.
Павел Флоренский / 1882–1937
Богослов, философ, ученый, священник.
Сын инженера путей сообщения, Александра Ивановича Флоренского, русского, и Ольги (Саломии) Павловны Сапаровой, из карабахских армянских беков, в числе ее предков были также грузины.
Вацлав Нижинский / 1889–1950
Танцовщик. Ведущий балетмейстер «Русских сезонов» в Париже и Лондоне.
Сын танцовщиков Томаша (Фомы) Лаврентьевича Нижинского и Элеоноры Николаевны Береды, поляков.
Михаил Гуревич / 1892–1976
Инженер-авиаконструктор.
Главный разработчик самолетов-истребителей МиГ (совместно с А. Микояном – см. далее).
Родился в еврейской семье винокура-механика Иосифа Гуревича.
Константин Рокоссовский / 1894–1968
Военачальник, маршал Советского Союза и Польши.
Дважды Герой Советского Союза.
Имя при рождении: Казимир. Сын Ксаверия Юзефа Рокоссовского, ревизора Варшавской железной дороги, поляка, и учительницы Антонины (Атониды) Овсянниковой, белоруски.
Исаак Дунаевский / 1900–1955
Композитор.
Народный артист России. Сын банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны Дунаевских, евреев.
Дитмар Розенталь / 1900–1994
Лингвист, педагог. Один из основных составителей правил современной русской орфографии.
Родился в еврейской семье экономиста Эльяху Розенталя.
Матвей Блантер / 1903–1990
Композитор. Автор музыки к песне «Катюша». Народный артист СССР и России.
Имя при рождении: Мотя. Сын купца Исаака Борисовича Блантера и актрисы Татьяны Евгеньевны Вовси, евреев.
Арам Хачатурян / 1903–1978
Композитор, дирижер, педагог. Народный артист СССР и России.
Сын тифлисского переплетчика Ильи (Егия) Хачатуряна и крестьянки Кумаш Саркисовны, нахичеванских армян.
Юлий Харитон / 1904–1996
Физик-теоретик. Руководил секретным КБ-11 в Арзамасе-16, разработавшим советское атомное и водородное оружие.
Сын журналиста Бориса Осиповича Харитона и актрисы Мирры Яковлевны Буровской, евреев.
Артем Микоян / 1905–1970
Авиаконструктор, генерал-полковник. Главный разработчик самолетов-истребителей МиГ (совместно с М. Гуревичем – см. выше).
Имя при рождении: Ануш. Сын Ованеса (Ивана) Нерсесовича Микояна, плотника Алавердского медеплавильного завода, и Талиды (Тамары) Отаровны, армян. Младший брат советского государственного деятеля Анастаса Микояна.
Тамара Ханум (Петросян) / 1906–1991
Танцовщица, балетмейстер, певица. Народная артистка СССР.
Дочь ссыльнопоселенцев, железнодорожного ремонтника Артема Саргисовича (Сергеевича) и Анны Петросян (Петросовых), карабахских армян.
Дмитрий Шостакович / 1906–1975
Композитор, пианист, дирижер. Народный артист СССР.
Сын контролера в Главной палате мер и весов Дмитрия Болеславовича Шостаковича, обрусевшего поляка, и пианистки Софьи Васильевны, урожденной Кокоулиной, дочери начальника золотых приисков в Бодайбо, русской.
Лев Ландау / 1908–1968
Физик-теоретик, педагог. Лауреат Нобелевской премии по физике (1962). Действительный член Академии наук СССР, Лондонского королевского общества и многих других академий и научных обществ мира.
Сын инженера-нефтяника Давида Львовича Ландау и учительницы гимназии Любови Вениаминовны, урожденной Гаркави, евреев.
Михаил Миль / 1909–1970
Авиаконструктор, ученый-аэродинамик. Создатель первого советского серийного вертолета Ми-1, а также его последующих моделей.
Сын железнодорожного служащего Леонтия Самойловича Миля и дантиста Марии Ефимовны Миль, евреев.
Аркадий Островский / 1914–1967
Композитор, музыкант. Автор музыки к песням «Пусть всегда будет солнце» и «Спят усталые игрушки».
Имя при рождении: Авраам. Родился в еврейской семье настройщика музыкальных инструментов Ильи Ильича Островского.
Святослав Рихтер / 1915–1997
Пианист. Народный артист СССР и России.
Сын музыканта и композитора Теофила Даниловича Рихтера, немца, и Анны Павловны Москалёвой, русской с немецкими корнями (ее мать – Елизавета фон Рейнке).
Ян Френкель / 1920–1989
Композитор. Автор музыки к песне «Журавли».
Имя при рождении: Ян-Томпа. Родился в еврейской семье парикмахера и скрипача-любителя Абрама Натановича Френкеля.
Булат Окуджава / 1924–1997
Поэт, бард, прозаик.
Сын советского партийного деятеля Шалвы Степановича Окуджавы, грузина-мегрела, и работницы партаппарата Ашхен Степановны Налбандян, армянки.
Махмуд Эсамбаев / 1924–2000
Артист балета, эстрадный танцовщик, киноактер. Народный артист СССР.
Сын Алисултана и Бикету Эсамбаевых, чеченцев из тейпа Келой.
Майя Плисецкая / р. 1925
Артистка балета, хореограф, педагог, писательница, актриса. Народная артистка СССР.
Дочь деятеля народного хозяйства СССР и дипломата Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы Рахили Михайловны Мессерер, евреев.
Галина Вишневская / р. 1926
Оперная певица, актриса, педагог. Народная артистка СССР и России.
Дочь повара Павла Андреевича Иванова, русского, и домохозяйки Зинаиды Антоновны, урожденной Арбидан, цыганки по матери, польки по отцу. Фамилию сохранила после 1-го брака с офицером флота Г. П. Вишневским.
Мстислав Ростропович / 1927–2007
Виолончелист, дирижер.
Сын музыкального педагога, дворянина Леопольда Витольдовича Ростроповича (его мать, Матильда Пуле, вела род от известного немецкого органиста Германа Столля), поляка, и пианистки Софии Николаевны Федотовой, русской. Фамилия Ростропович – белорусского происхождения.
Таир Салахов / р. 1928
Художник. Один из создателей «сурового стиля» в советском искусстве. Вице-президент Российской Академии художеств. Народный художник России.
Полное имя: Таир Теймур оглы Салахов. Сын партийного работника Теймура Гейдара оглы Салахова и Соны Салаховой, азербайджанцев.

Алексий II (Ридигер) / 1929–2008
Патриарх Московский и всея Руси в 1990–2008 годах.
Сын церковнослужителя (затем – протоиерея) Михаила Александровича Ридигера из принявшего православие дворянского немецкого рода von Ruediger и дочери полковника царской армии Елены Иосифовны, урожденной Писаревой, русской.
Фазиль Искандер / р. 1929
Писатель. Лауреат Государственных премий CCCР и России.
Сын бывшего владельца кирпичного завода Абдула Ибрагимовича Искандера, иранца, и крестьянки Лели Хасановны Мишелия, абхазки.
Евгений Евтушенко / р. 1932
Поэт. «Поэт в России больше, чем поэт», – фраза из поэмы Евтушенко. Лауреат Государственных премий СССР и России.
Сын геолога Александра Рудольфовича Гангнуса, наполовину латышского немца, имевшего также татарские корни, и геолога
и работника культуры Зинаиды Ермолаевны Евтушенко, русской с белорусскими, польскими и украинскими корнями.
Алиса Фрейндлих / р. 1934
Артистка театра и кино. Народная артистка СССР и России.
Дочь актеров Бруно Артуровича Фрейндлиха (впоследствии народного артиста СССР), петербургского немца из семьи стеклодувов, и Ксении Федоровны Федоровой, русской.
Марис Лиепа / 1936–1989
Артист балета, балетмейстер, педагог, актер. Народный артист СССР и России. Лауреат премии им. Петипа Парижской академии танца.
Полное имя: Марис-Рудольф. Сын машиниста сцены Латвийской национальной оперы Эдуарда Лиепы и Лилии, урожденной Розенталс, латышей.
Белла Ахмадулина / 1937–2010
Поэтесса. Лауреат Государственных премий СССР и России.
Полное имя Изабелла. Дочь государственного служащего Ахата Валеевича Ахмадулина, татарина, и переводчицы Надежды
Макаровны Лазаревой, русской итальянского происхождения.
Иосиф Кобзон / р. 1937
Певец, общественный деятель. Академик Российской академии гуманитарных наук. Народный артист СССР.
Сын политрука Красной Армии Давида Куновича Кобзона и народного судьи Иды Исаевны, урожденной Шойхет, евреев.
Владимир Высоцкий / 1938–1980
Поэт, певец, артист театра и кино.
Сын офицера Семена Владимировича (Вольфовича) Высоцкого, еврея, и переводчицы Нины Максимовны, урожденной Серёгиной, русской.
Рудольф Нуреев (Нуриев) / 1938–1993
Артист балета, хореограф, киноактер.
Сын политрука Красной Армии Хамета (Нурахмета) Фазлиевича Нуреева из деревни Асаново Шариповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии, и Фариды Аглиулловны, урожденной Идрисовой (Аглиуллиной), из деревни Татарское-Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии. Оба родителя имели татарско-башкирское происхождение.
Артур Чилингаров / р. 1939
Полярник, океанолог, государственный деятель. Член-корреспондент Российской академии наук. Депутат Государственной Думы с I по IV созывы. Герой Советского Союза и России.
Сын архитектора Николая Гавриловича Чилингарова (Чилингаряна), армянина, и Киры Георгиевны, урожденной Бондыревой, русской с белорусско-польскими корнями.
Лео (Леонид) Бокерия / р. 1939
Кардиохирург. Заслуженный деятель наук России. Лауреат Государственных премий СССР и России. Член Президиума Российской академии медицинских наук и главный кардиохирург Минздрава.
Сын инженера Антона Ивановича Бокерии и учительницы начальных классов Ольги Ивановны Бокерия, грузин-мегрелов.
Давид Тухманов / р. 1940
Композитор. Автор музыки к песне «День Победы». Народный артист России.
Сын инженера Федора Давыдовича Тухманова, армянина (из рода Туманянов, потомков князей Мамиконянов-Дсехских), и музыканта Веры Анатольевны Карасевой, русской.
Муслим Магомаев / 1942–2008
Певец, композитор. Народный артист СССР.
Сын театрального художника Магомета Муслимовича Магомаева, азербайджанца по отцу и татарина по матери, и актрисы Айшет Ахмедовны Магомаевой (сценический псевдоним – Кинжалова), турчанки по отцу и адыгейско-русского происхождения по матери.
Дед Муслима Магомаева по отцу, Абдул Муслим Магомет оглы Магомаев, – азербайджанский композитор, именем которого названа республиканская филармония.
Магомед Толбоев / р. 1951
Летчик-испытатель, космонавт-испытатель (пилот корабля «Буран). Герой России, кавалер ордена Трудового Красного знамени.
Сын тракториста Омара Магомедовича Толбоева и колхозницы Джамгарат Алиевны Толбоевой, аварцев.
Валерий Гергиев / р. 1953
Дирижер, музыкант. Народный артист и дважды лауреат Государственной премии России.
Сын офицера Абисала Заурбековича Гергиева и инженера Тамары Тимофеевны (Татаркановны), урожденной Лакути (ее старшим братом был Батарбек Лакути (Лагкоев), – известный организатор производства в Северной Осетии), осетин.
Валерий Газзаев / р. 1954
Футбольный тренер, футболист. Мастер спорта международного класса. Тренер года по версии УЕФА 2004/2005 г. Заслуженный тренер России.
Сын строителя Георгия Христофоровича Газзаева и Ольги Семеновны Макиевой, осетин.
Юрий Шевчук / р. 1957
Рок-музыкант, поэт. Основатель и лидер рок-группы «ДДТ»
Сын учителя (офицера в отставке) Юлиана Сосфеновича Шевчука, украинца, и радистки-полярницы Фании Акрамовны Гареевой, татарки.
Виктор Цой / 1962–1990
Рок-музыкант, поэт, актер.
Сын инженера Роберта Максимовича Цоя, корейца, и преподавательницы физкультуры Валентины Васильевны, урожденной Лебедевой, русской.
Нина Ананиашвили / р. 1963
Артистка балета, хореограф. Народная артистка России и Грузии.
Дочь геолога Гедевана Давыдовича Ананиашвили и филолога Лии Ивановны Гоголашвили, грузин.
Елена Исинбаева / р. 1982
Спортсменка, прыгунья с шестом. Ей принадлежит историческое превышение 5-метровой высоты в женских прыжках. Заслуженный мастер спорта России.
Дочь слесаря-сантехника Гаджи Гаджиевича Исинбаева, табасарана, и работницы теплосетей Натальи Петровны Исинбаевой, русской (казачки).
Динара Сафина / р. 1986
Спортсменка, теннисистка. Первая ракетка мира с 2009 года. Заслуженный мастер спорта России.
Дочь предпринимателя Мубина Алямсеевича (Михаила Алексеевича) Сафина и теннисистки Раузы Мухамеджановны Ислановой, татар. Родная сестра Марата Сафина, также ставшего первой ракеткой мира среди мужчин.
Хочется отметить, что большинство этих персон жили и творили на благо Русского государства еще до его разрушения в 1917 году, а Александр III Миротворец, вроде пра-пра-внук немки Катерины, провозглашал в конце 19-го века: «Россия для Русских и по-Русски». Интересно, за какое место подвесили бы при царе устроителей подобных выставок. Да и большинство из этих, особенно дореволюционных персон называли себя Русскими, и Русскими являлись и творили во благо Русского народа. Мнение историка на тему национальной принадлежности оных.
В заключении хотелось бы привести выдержку из проекта Русского государства о значении нашего лозунга «Россия для Русских»: Русские националисты меньше всего хотят притеснять и угнетать другие народы. Но они хотят, чтоб эти самые «другие» прекратили притеснять и угнетать их собственную нацию, да ещё и на её же земле. Никто не собирается их ограничивать в Богом данных правах на родной язык и собственную культуру.
А вот это надо запомнить всем, кто боится «руского фошизму» по недомыслию или по незнанию, а то по идее выставки получается, что Манежка то была против татар, мордвы, поляков и др., даже братьев хохлов с белорусами. Что за бред?
Поймите: нет более горячих сторонников дружбы народов, чем русские националисты. Но только если это настоящая дружба, а не скрытый способ порабощения большого народа малыми.
P.S. У Галковского интересный пост на эту тему

Дочери Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича о родителях

Новый год мы встречали практически всегда на даче в Жуковке. И состоял праздник из трех частей: сначала стол с закусками у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича — он жил на соседней даче, потом все приглашенные шли по хрустящему снегу к нам — у нас был горячий стол, а на десерт все отправлялись на дачу к академику-физику Николаю Антоновичу Доллежалю, который работал вместе с Андреем Дмитриевичем Сахаровым.

Жуковка была в то время поселком для научной элиты и министров, в котором была своя система пропусков. У нас, например, был зеленый пропуск, по которому мы могли попасть в клуб, кино посмотреть, а вот у нашего соседа-академика имелся красный пропуск, который позволял покупать еду в местном магазине. И хотя ничего особенного там не было — консервы, огурцы-помидоры — мы с мамой брали этот пропуск взаймы, и стояли в очереди, делая вид, что мы из семьи академика Доллежаля. Ходили за продуктами сами — на даче у нас была домработница, тетя Настя, но она была старенькая и в магазин не могла пойти. А вскоре у мамы появился блат — директор продуктового магазина, «Анатолий с золотыми зубами», как она его называла. Его душу очень трогало, как мама поет, поэтому когда везде были пустые прилавки, он заводил Галину Павловну к себе в закрома, где было все — и осетрина, и икра.

Нам с сестрой родители объяснили, что у нас на даче будет жить Александр Исаевич за одну книжку которого можно попасть в тюрьму на всю жизнь.

В 1974 году наша семья уехала из атеистического СССР и из одной реальности попала в совершенно другую. До этого мы с сестрой жили дома с няней и родителями, и вдруг очутились в монастыре-пансионе в Швейцарии, где учились только девицы, воспитательницами были католические сестры-монахини и не разрешалось выходить за пределы монастыря. Мы, привыкшие к обществу блестящих друзей наших родителей, оказались среди монахинь, с которыми не могли ни о чем поговорить уже хотя бы по тому, что совершенно не знали французского языка. За полгода его освоили, но по-началу было очень тяжело.

После этого мы с Леной учились в Джульярдской академии в Нью-Йорке. Родители снимали нам там квартиру, а сами жили в Париже. У папы и мамы было много друзей, которым они поручили шефство над нами. Например, нас с Леной опекали и часто приглашали в гости на обеды и ужины Леонард Бернстайн с его женой Феличитой. Хотя я почти сорок лет прожила в Америке, считаю себя русским человеком.

С тех пор как папа ушел, мама в Париж больше не возвращалась — не хотела.

Елена Ростропович

Вспоминаю историю покупки имения «Галино» площадью больше территории княжества Монако в двухстах милях к северу от Вашингтона, которое папа подарил маме в 1982-м году к окончанию ее певческой карьеры. Он добился, чтобы на американских картах появилось название населенного пункта с русским именем — это название поместье носит и до сих пор, уже находясь в собственности других людей. Выбор места, довольно удаленного от американской столицы, где отец возглавлял Национальный симфонический оркестр, определялся близостью русского монастыря. История перестройки дома затянулась на пять долгих лет, в течение которых все работы велись в тайне от Галины Павловны.

В итоге «вручение подарка» было срежиссировано, как спектакль. Дизайнер, который накупил на аукционах мебель и картины, полностью обставил дом. Мама прилетела из Парижа и прямо из аэропорта отец повез ее куда-то, не объясняя, куда именно. Мобильных телефонов тогда еще не было, и у меня с папой была договоренность, что он подъедет к воротам поместья, от которых до дома еще километр, ровно в семь вечера. К этому моменту мы должны были зажечь свечи в каждом окне огромного дома, включить фонари в петербургском стиле, которые освещали дорогу к особняку, и врубить на полную мощность на улице колонки, из которых должна была политься запись увертюры к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта» в исполнении оркестра под управлением отца — у нас даже проходили репетиции, чтобы сделать все вовремя. Японская семейная пара, нанятая в качестве мажордома и кухарки, ничем не могла нам помочь, также как и манерный декоратор — он лишь в волнении перед приездом хозяйки имения заламывал руки. Поэтому всем пришлось заниматься мне с моим мужем. И тут мы обнаружили, что поместье этим летним вечером атаковано целой армией комаров — рядом были болота. Мой муж вел нашу маленькую «Тойоту», а я, высунувшись из окна машины, прыскала вокруг спреем от насекомых, чтобы маму не сожрали комары.

У нас нет родового гнезда. В свое время нашу семью вырвали с корнями и нигде больше мы эти корни не пустили.

Отец приехал раньше, поэтому еще час он возил ее вокруг поместья, пока, наконец, к семи часам не подъехал к кованым воротам с монограммами «ГВ» и «МР» на них. Ворота раскрываются, папа выходит из машины и куда-то исчезает из поля зрения мамы — он встал на колени перед машиной, чтобы прочитать поэму в ее честь и кричит: «Зажги фары ярче!». «Я не знаю как» — отвечает мама. Он ей: «Вечно ты ничего не знаешь!». Наконец дальний свет зажжен и папа начинает читать стихи, записанные на рулоне туалетной бумаге — другой у него не нашлось под рукой.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *