Тайная вечеря

См. также раздел ПАСХА

священник Георгий

В каждом православном храме над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной Вечери.

В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, а также в Первом Послании к Коринфянам о Тайной Вечере рассказывается достаточно подробно. В Евангелии от Марка сказано: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Мк. 14:12).

Пасха в ветхозаветной Церкви – это праздник воспоминания об исходе из Египта, из дома рабства, о первой ночи свободы. Вчерашние рабы, покидая Египет, обретают свободу, контуры которой им ещё не понятны. По иудейскому лунному календарю Пасха празднуется в один и тот же день, 15 нисана. По нашему лунно-солнечному – юлианскому или григорианскому – календарю этот день приходится на разные числа.

Заповедь о праздновании Пасхи есть уже в книге Исход:

«Наблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из Египта» (Исх 23: 15).

В ирмосе первой песни одного из канонов, который поётся во время утрени, так повествуется об этом событии: «Яко посуху, пешешествовал Израиль по бездне стопами…»

В этот день евреи выпекали пресный хлеб – мацот – в знак того, что они спешили, покидая Египет, и поэтому не могли испечь хлеб квасной. Кроме того, закваска – это символ брожения, разложения; опреснок же, наоборот, символ чистоты, нетронутости разложением. Поэтому в иудейских семьях с глубокой древности и доныне за два дня до Пасхи – 13 числа месяца нисана – хозяин уничтожает закваску, чтобы в доме не осталось квасного хлеба. В этот день в Иерусалимском храме закалывался пасхальный агнец. После разрушения Храма этот обычай был упразднён. Но до сих пор в память о том, как евреи первый раз испекли мацот, каждую весну, к каждой Пасхе печётся этот пресный хлеб.

Пасхальная трапеза на иврите называется словом седер (порядок). На ней обязательны пасхальный агнец (после разрушения Храма императором Юстинианом агнец стал заменяться кусочком мацы), мацот; чаша солёной воды, символизирующая слезы, пролитые евреями в Египте, и вместе с тем – солёные воды Красного моря, через которое «яко посуху» перешёл Израиль, уходя из рабства на свободу; набор горьких трав (марор), напоминающий о горечи рабства; хорошет – паста из яблок, фиников, веточек корицы и ореха – в память о тех кирпичах из соломы и глины, которые иудеи делали в Египте, когда были рабами; четыре чаши вина – как символ четырёх обещаний Бога Своему народу: вывести его из-под ига, спасти, принять к Себе и быть его Богом.

Главное в празднике Пасхи у иудеев – циккарон (воспоминание). В одном из талмудических трактатов, где говорится, как надо праздновать Пасху, есть такие слова: «Во всяком поколении всякий человек должен почувствовать, будто это он сам вышел из Египта». Не его далёкие-далёкие предки три с лишним тысячи лет назад, а именно он сам.

…Ученики спрашивают Христа, где им приготовить пасху. Спаситель посылает их в дом, где они должны найти – и находят – верхнюю горницу, устланную коврами. В этой горнице, «когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним» (Лк. 22:8-14). Глагол «возлечь» указывает на одно очень важное обстоятельство. За пасхальной трапезой возлежали, подчёркивая тем самым, что это трапеза свободных людей. Раб ест стоя, в спешке заглатывая куски, – у него нет времени для трапезы. Свободный человек за трапезой может полулежать. О том, что «Он возлёг» и «они возлежали», говорится ещё в двух стихах – в Евангелиях от Матфея (26: 20) и от Марка (14:18).

Иисус берёт хлеб, затем вино. Хлеб и вино – два центральных элемента Тайной Вечери, как и на пасхальном седере у иудеев. Евангелист Лука упоминает чашу – по-гречески она названа триблион, а святые Кирилл и Мефодий перевели это слово как «солило». Солило – чаша с солёной водой. Славянские первоучители перевели это слово по смыслу, а не буквально. Из Евангелия от Иоанна понятно, что это была чаша с какой-то жидкостью, ибо Иисус обмакнул в неё хлеб. По-гречески прямо о жидкости не говорится, но употреблено причастие бапсас, то есть «обмакнув» (в какую-то жидкость) кусок хлеба. Затем Иисус дал его Иуде.

Совершая Тайную Вечерю, Господь говорит: «Сие творите в Моё воспоминание» – это значит, что Он употребил слово циккарон, которое так важно в пасхальном ритуале иудеев. Наконец, в Евангелии от Луки (22: 17-18)говорится ещё об одной чаше с вином, кроме той, которую Иисус взял в конце Тайной Вечери и благословил со словами: «…сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22: 20). В самом начале Вечери Он, «взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие». И затем, «взяв хлеб и благодарив, преломил». Для прежних толкователей Евангелия это место, где говорится о первой чаше, всегда было очень трудным. Зачем она, эта чаша, в начале трапезы? Но если мы заглянем в пасхальную Агаду (практическое руководство, по которому совершается пасхальная трапеза у иудеев), то узнаем, что трапеза начинается с обычая, именуемого кидуш (освящение). Глава семьи берёт чашу, благословляет, читает над ней молитву, и затем эта чаша передаётся по кругу. И каждый читает над чашей примерно такую молитву: «Благословен Ты, Бог Вседержитель, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный». В Евангелии же Спаситель говорит: «Не буду пить от плода виноградного» (Лк. 22:18), т.е. как бы повторяет слова из этой молитвы. Чаша, с которой начинается пасхальная трапеза у иудеев, и есть, без сомнения, та чаша, о которой идёт речь в Евангелии от Луки.

Сравнивая евангельский рассказ с пасхальной Агадой, мы видим, что Господь на Тайной Вечере совершает пасхальный седер; вместе с тем на этой трапезе – как мы знаем из Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, из Первого Послания к Коринфянам апостола Павла – нет пасхального агнца, хотя в это время Иерусалимский храм ещё не был разрушен и бытовал обычай заклания. Возникает вопрос: почему же нет агнца на Тайной Вечере? Ответить на него нам помогает апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7); иными словами, Иисус – наш пасхальный Агнец. До апостола Павла об этом же говорит Иоанн Предтеча, прямо называя Спасителя Агнцем Божиим: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» (Ин. 1:29). Общеизвестно, что в первые века церковной истории Христос обычно изображался в виде Агнца. Сегодня просфора, на которой во время Литургии совершается таинство Евхаристии, называется агничной, из неё вырезается евхаристический хлеб – «агнец».

Итак, Иисус берёт хлеб и благословляет его, произнеся молитву, и затем говорит: «…сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся» (Лк 22:19). «Сие есть Тело Моё» – это восклицание напоминает фразу из Агады: «Сие есть скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской». Это ещё одна параллель Тайной Вечери с пасхальной трапезой иудеев.

Как и положено по пасхальной Агаде, Христос в конце Тайной Вечери, это подчёркивает апостол Павел, берёт чашу с вином и благословляет её. Этим кончается пасхальная трапеза. Благословляя чашу с вином, Христос произносит: «…сие есть Кровь Моя нового завета» (Мф. 26:28), цитируя слова из книги Исход (24: 8). Итак, Иисус осуществил ритуал, который тысячу с лишним лет ежегодно совершался в Палестине. Но при этом Он дал людям не хлеб и вино, а Себя Самого в виде хлеба и вина: «Приимите, ядите…» Не скудный хлеб, а Тело Своё и Кровь Свою.

В конце XIX – начале XX века русские философы В. Соловьёв, Н. Бердяев и другие задавались вопросом: чем христианство отличается от всего остального, что накоплено человечеством за тысячелетия истории? И приходили к одному и тому же ответу: западные (римские, греческие) и восточные (индийские, китайские, египетские) учителя – все предлагали людям своё учение. Христос же предложил Самого Себя. Эта главная отличительная черта христианства наиболее полно проявилась именно в Тайной Вечере. Ещё раньше Христос говорил об этом прямо, восклицая: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). И далее: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

В повторении той Тайной Вечери, когда накануне Своих страданий Господь научил учеников таинству Евхаристии, заключается основа христианской жизни. «Сие творите в Моё воспоминание», – говорит Иисус в конце Тайной Вечери (Лк. 22:19), поэтому повторение Тайной Вечери по этим Его словам становится Литургией нашей Церкви.

Подобно тому как иудей, совершающий седер, ощущает, что это он сам ушёл из египетского плена, так и христианин чувствует себя во время Евхаристии участником Тайной Вечери. Мы выражаем это чувство в молитве, которая читается перед причастием: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими».

В пасхальную ночь древняя трапеза приобретает у Христа и Его учеников новый, мистический смысл. Известный французский богослов Луи Буйе сказал об этом: «Всю новизну Евангелия Господь ввёл в тщательно соблюдённые линии торжественного чина, насыщенного самыми чтимыми преданиями Израиля». И это действительно так.

Важно иметь в виду, что евхаристическая мистика – это не мистика для элиты, узкого круга посвящённых, это мистика, доступная каждому. Потому что даже тот, кто в силу каких-то причин не может поверить в пресуществление, преложение Святых Даров, приступает к Святым Тайнам, причащается по слову Иисуса: «Сие творите в Моё воспоминание». И каждый, кто любит Христа, становится подлинным участником Тайной Вечери, творя сие в воспоминание об Иисусе, даже если не понимает до конца, в чём смысл Евхаристии.

Но всё же – пасхальный ли седер совершил Господь в тот вечер со Своими учениками?

В некоторых комментариях к Новому Завету утверждается, что между синоптическими Евангелиями – от Матфея, от Марка и от Луки – и Евангелием от Иоанна существуют серьёзные противоречия в датировке трапезы Христа. Я уже говорил о некоторых чертах иудейского седера. Так вот, из начала 14-й главы Евангелия от Марка становится ясно, что Иисус совершает пасхальную трапезу в первый день опресноков. Можно найти и другие детали, подтверждающие, что в рассказах трёх евангелистов речь идёт именно о пасхальном седере.

Но что говорит евангелист Иоанн?

Значит, Господь уже под стражей, а пасхальная трапеза ещё не началась. Следующая глава: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш!» (Ин. 19:14).

Значит, Иисус уже под стражей, а ещё только пятница перед Пасхой. Ранее, в начале 13-й главы, тоже подчёркивается, что Вечеря совершается перед праздником Пасхи. Евангелисту Иоанну вторит Талмуд, где в одном из трактатов говорится, что Иешуа бен Пантере, то есть Иисус Сын Девы, был казнён вечером накануне Пасхи. Встаёт вопрос: кто же прав – синоптики или Иоанн и, соответственно, Талмуд?

Светские учёные пытаются ответить именно на этот вопрос: кто прав? Мы же знаем, что Священное Писание не ошибается. Значит, просто нужно понять, в чём суть данного несоответствия. Если читать евангельский текст неглубоко, поверхностно, то может показаться, что в Писании есть противоречия. Но если изучать его углублённо, то оказывается, что противоречий в нём нет.

Похоже, что Иисус действительно умер накануне Пасхи, потому что, во-первых, рассказ о страстях Христовых в Евангелии от Иоанна в высшей степени надёжен. Как показывают исследования текста, это очень древний рассказ. Во-вторых, такие не похожие один на другой источники, как Евангелие от Иоанна и Талмуд, говорят об одном и том же. А когда два как бы взаимоисключающих источника сообщают одну и ту же информацию, это достаточно надёжное свидетельство её подлинности.

С другой стороны, у синоптиков описана, конечно, пасхальная трапеза. Но на этой пасхальной трапезе нет агнца…

Его и не могло быть, потому что эта трапеза совершена Спасителем заранее. Если мы откроем любой пророческий текст – книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, – то увидим, что многие речения пророков устремлены в будущее. Они говорят о том, что будет в далёком будущем, через восемь, девять, десять веков. В Евангелиях же как раз наоборот, ключевые слова в них – «ныне», «сегодня». Иисус говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий»(Ин. 13:31); «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23: 43); «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9); «Ныне исполнилось писание сие» (Лк. 4:21)… «Но настанет время, и настало уже», – дважды говорит Иисус в Евангелии от Иоанна (4:23; 5: 25). Иными словами, всё христианство – это будущее, которое осуществляется ныне. «И Царство Твое, – молимся мы во время Литургии, – даровал еси (то есть уже даровал. – Г.Ч.) будущее». Христиане средних веков считали, что Царство Божие – это то, что ждёт человека когда-то в будущем, после смерти. Но мы знаем, что это Царство уже даровано нам. Христианство и есть наше сегодняшнее бесстрашное вхождение в будущее. Подчёркивая это, Господь и совершает трапезу заранее, показывая, что Он с апостолами входит в будущее.

Мы становимся гражданами будущего через евхаристическое общение. Если это понять, то станет ясно, что противоречий в текстах синоптиков и Иоанна нет – потому что синоптики рассказывают нам об обстоятельствах Тайной Вечери, а Иоанн точно датирует её и повторяет слова Спасителя: «Настанет время, и настало уже». Это и есть наше вхождение в будущее.

В Евангелии от Луки (гл. 24) есть рассказ ещё об одной трапезе. По дороге в Эммаус Иисус толкует ученикам Писание, а затем берёт хлеб, благословляет, преломляет и даёт им. Сравним этот рассказ с повествованием о том, как совершает таинство Евхаристии апостол Павел. В Троаде, «когда ученики собрались для преломления хлеба», Павел «беседовал с ними и продолжил слово до полуночи», а затем преломил хлеб (Деян. 20:7). Святой Иустин Мученик, живший во II в., рассказывает о том, что во время таинства Евхаристии сначала читались одно из Посланий апостола Павла и пророческие тексты, затем произносилась проповедь, после чего совершались молитвы и Евхаристия.

Таким образом, таинство Евхаристии, или Преломления хлеба, соединялось с чтением Писания и проповедью. И доныне Литургия состоит из двух частей: Литургии оглашенных, или Литургии слова, когда поются 102-й и 145-й псалмы, начало Нагорной проповеди – «Блаженны нищие духом», а затем читается текст одного из апостольских Посланий и произносится проповедь; иЛитургии верных, когда, собственно, и совершается таинство Евхаристии. Тексты из 20-й главы Деяний святых апостолов и свидетельство Иустина Мученика показывают, что структура обедни восходит к апостольским временам. Об этом же делении Литургии на две равнозначных части говорит и латинское её название – missa; блаженный Августин объясняет, что после проповеди бывает «мисса (от латинского глагола mittere – «отпускать») для катехуменов» (оглашенных, ещё не крещённых), они отпускаются, и «остаются верные». Слово «верные» употреблено здесь не случайно – служба, совершаемая после того, как катехумены отпущены, называется Литургией верных.

Итак, Господь использует древний ритуал, который к моменту Тайной Вечери насчитывает уже более тысячи лет истории. Если мы посмотрим богослужебные книги иудеев, то обнаружим там те же элементы службы, которые присутствуют в Литургиях Иоанна Златоуста или Василия Великого. Это и приношение даров, и каждение, и омовение рук, и диалог того, кто совершает службу, с молящимися. У иудеев раввин говорит: «Принесём благодарение». «Да будет благословенно имя Господне», – отвечают ему молящиеся. «Благодарим Господа!» – восклицает сегодня священник Православной Церкви. «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней», – отвечает ему хор. «Вашим согласием мы благословим Того, Кто дал нам участвовать в Его благах!» – восклицает затем возглавляющий службу у иудеев. И это тоже напоминает наше священническое восклицание: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами!»

Важно понять, что Христос всю новизну Евангелия вкладывает в древний ритуал. Возможно, именно благодаря этому литургическая мистика оказывается доступной не избранным, но каждому. Литургия даёт верующему возможность жить в полноте мистического единения со Христом. Через неё достигается глубокое мистическое и интимное единение каждого со Христом.

Но в то же время – и в этом коренное отличие мистики христианства от любой другой мистики – через неё достигается не только единение верующего с Богом, но и единение всех участников таинства друг с другом, причём равно живых и умерших. Христос – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова – не Бог мёртвых, но Бог живых. У Бога – все живы! В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус умер, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино.

«Дидахе» – учение двенадцати апостолов – древний христианский текст, датируемый примерно концом I в., когда ещё были живы непосредственные ученики апостолов, даёт нам замечательный литургический текст, молитву: «Подобно тому, как этот хлеб был разбросан по горам, а затем собран воедино, так даруй, Господи, чтобы Церковь собралась воедино со всех концов земли в единое Царство». Апостол Павел говорит: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17).

Это мистическое единение всех в единое тело очень непохоже на нехристианские мистические системы, где человек восстанавливая связь с Богом, наоборот, рвёт связи с окружающими его людьми; оставаясь наедине с Богом, он уходит, отрывается от людей, противопоставляет себя им. В христианстве, в православии этого нет, никогда не было и, будем надеяться, не будет – иначе это уже будет не православие.

  • ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ «РЫНОК»
  • ↳ Личные кабинеты практикующих магов
  • ↳ Личные кабинеты тарологов и предсказателей
  • ↳ Магический Салон
  • ↳ Школа магии Тонкий Мир
  • ↳ Тренинги
  • ↳ Раздел Рекламы
  • МАГИЯ
  • ↳ Что такое магия?
  • ↳ Азбучные истины
  • ↳ Наследие предков
  • ↳ Талисманы, амулеты, обереги
  • ↳ Как стать магом, целителем, экстрасенсом?
  • ↳ Глоссарий
  • ↳ Любовная магия
  • ↳ Привороты
  • ↳ Отвороты
  • ↳ Вызовы и оморочки
  • ↳ Рассорки и остуды
  • ↳ Укрепление отношений
  • ↳ Снятие приворотов, чистки
  • ↳ Черная магия
  • ↳ Основы для начинающих
  • ↳ Работа с кладбищем
  • ↳ Работа с церковью
  • ↳ Демоны. Сущности. Духи. Вызовы
  • ↳ Защиты
  • ↳ Деньги. Удача. Исполнение желания
  • ↳ Порчи. Проклятия
  • ↳ Чистки
  • ↳ «История. Артефакты. Символы»
  • ↳ Белая магия
  • ↳ Чистки
  • ↳ Защиты
  • ↳ МОЛИТВОСЛОВ
  • ↳ Бизнес магия
  • ↳ Избавление от нищеты
  • ↳ Работа и карьера
  • ↳ Привлечение удачи
  • ↳ Исполнение желаний
  • ↳ Дела судебные
  • ↳ Возврат долгов
  • ↳ Привлечение денег
  • ↳ Продажа вещей и недвижимости, торговля
  • ↳ Серая Магия
  • ↳ Основы серой магии
  • ↳ Чистки и защиты
  • ↳ Природная Магия
  • ↳ Ведичество
  • ↳ Энергетика
  • ↳ Ритуалика
  • ↳ Западные стихиальные традиции и школы
  • ↳ Все о коронавирусе
  • ИЩУ ПОМОЩЬ — БЕСПЛАТНАЯ МАГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
  • ↳ Информационный раздел ИП
  • ↳ Отрицательные отзывы о магах с нашего форума
  • ↳ Положительные отзывы и благодарности
  • ↳ ИП Отношения. Диагностика отношений.
  • ↳ ИП Диагностика магического воздействия
  • ↳ ИП Здоровье
  • ↳ ИП Находки
  • ↳ ИП Поиск
  • ↳ ИП Разное
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ
  • ↳ Практикующие маги
  • ↳ Вопросы к практикующим от начинающих
  • ↳ Мастер-классы
  • ↳ Женские практики
  • ↳ Прогнозы и предсказания
  • ↳ Заговоры, заклинания, обряды, благословления, проклятия…
  • ↳ ЗАГОВОРЫ(Белая магия)
  • ↳ ЗАГОВОРЫ(Черная магия)
  • ↳ ЗАГОВОРЫ(Серая магия)
  • ↳ ЗАГОВОРЫ НА ЛЮБОВЬ
  • ↳ ЗАГОВОРЫ(Бытовая магия)
  • ↳ ЗАГОВОРЫ(Денежная магия)
  • РУНЫ
  • ↳ Теория. Общие вопросы и правила работы рунами
  • ↳ Руническая магия
  • ↳ ОБЩИЙ РАЗДЕЛ
  • ↳ Чистки
  • ↳ Защитные формулы и ставы
  • ↳ Работа с Родом
  • ↳ Любовая магия
  • ↳ Налаживание личной жизни
  • ↳ Гармонизация любовных и семейных отношений
  • ↳ Разрушение отношений
  • ↳ Привороты
  • ↳ Вызовы
  • ↳ Лечебник
  • ↳ Здоровье энергетическое
  • ↳ Здоровье физическое
  • ↳ Привлекательность и омоложение
  • ↳ Финансовое благополучие
  • ↳ Поиск работы
  • ↳ Благосостояние
  • ↳ Возврат долгов
  • ↳ Удача и выход из сложных ситуаций
  • ↳ Удача
  • ↳ Разрешение ситуации
  • ↳ Судебные дела
  • ↳ Работа с детьми
  • ↳ Работа с животными
  • ↳ Развитие магического дара
  • ↳ Жизнь в социуме
  • ↳ Порчи и разрушение защит
  • ↳ Мороки
  • ↳ Коррекция личности и самосовершенствование
  • ↳ Трансформаторы
  • ↳ Работы, не имеющие отношение к классическому Футарку
  • ↳ Личные наработки практиков
  • ↳ Работы Mylene Maelinhon
  • ↳ Работы borndead
  • ↳ Работы тандема «Ravenhan & Richard»
  • ↳ Работы Sinais
  • ↳ Работы Синильга
  • ↳ Работы Sigrilin
  • ↳ Работы Villena
  • ↳ Работы Harmony
  • ↳ Работы Galchaf
  • ↳ Работы Yiarha
  • ↳ Руническая лаборатория
  • ↳ Руническая мантика (гадания)
  • ТАРО И ЛЕНОРМАН
  • ↳ Таро
  • ↳ Таро общие вопросы
  • ↳ Расклады
  • ↳ Трактовка
  • ↳ Ленорман
  • ↳ Другие карточные гадания
  • МАГИЧЕСКИЙ ОТЗОВИК
  • ↳ Отзывы о любовной магии
  • ↳ Отзывы о ритуалах черной магии
  • ↳ Белая и серая магия: отзывы и опыт
  • ↳ Руны отзывы и опыт использования
  • ↳ Таро и Ленорман отзывы и личный опыт
  • ↳ Отзывы разное
  • РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ↳ Конкурсы
  • ↳ Битва Экстрасенсов на ТМ
  • ↳ Тренировка — гадание
  • ↳ Магическая мастерская. ПРАКТИКА
  • ↳ Просмотр на наличие способностей
  • ↳ Тренировка диагностики по фото
  • ПРЕДСКАЗАНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ
  • ↳ Гадания
  • ↳ Различные методы гадания
  • ↳ Хирология и Физиогномика
  • ↳ Астрология(ГОРОСКОПЫ)
  • ↳ Предсказательная астрология
  • ↳ Гороскопы по знакам зодиака
  • ↳ Авторские гороскопы от Luna
  • ↳ Гороскопы и предсказания на 2018 год
  • ↳ Еженедельные гороскопы и предсказания
  • ↳ Ежемесячные гороскопы и предсказания
  • ↳ Натальная карта
  • ↳ Совместимость. Синастрия
  • ↳ Кармическая астрология
  • ↳ Лунные дни
  • ↳ Знаки зодиака
  • ↳ Тематические гороскопы
  • ↳ Хорарная Астрология
  • ↳ Ведическая Астрология
  • ↳ Нумерология
  • ↳ Нумерология даты рождения.
  • ↳ Квадрат Пифагора
  • ↳ Кармическая нумерология
  • ↳ Нумерология Александрова
  • ↳ Нумерология совместимости
  • ↳ Предсказательная нумерология
  • ↳ Мистические свойства чисел
  • ↳ Ритуалы для исполнения желания
  • ↳ Совмещение нумерологии и других предсказательных систем
  • ↳ Индийская (ведическая) нумерология
  • ↳ СОННИК(Толкование снов)
  • ↳ Рубрикатор толкований снов по темам
  • ↳ Все о сновидениях
  • ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ. АСТРАЛ. ФЕН-ШУЙ. ЦЕЛИТЕЛЬСТВО
  • ↳ Энергетические практики
  • ↳ Биоэнергетика
  • ↳ Рейки
  • ↳ Маагаль Лерам
  • ↳ Йога
  • ↳ Медитация
  • ↳ Хаосизм
  • ↳ Астрал
  • ↳ Осознанные сновидения
  • ↳ Практика работы со сновидениями
  • ↳ Практика астральных проекций
  • ↳ Демонология и Неодемонология
  • ↳ Целительство. Нетрадиционная медицина
  • ↳ ТРАВНИК
  • ↳ Женские болезни
  • ↳ Кожные болезни
  • ↳ Позвоночник и суставы
  • ↳ Алкоголизм
  • ↳ Заболевания органов дыхания
  • ↳ Разное
  • ↳ Острые и хронические воспаления
  • ↳ Опухолевые образования
  • ↳ Эндокринные заболевания
  • ↳ Фен-шуй
  • ↳ Мантры
  • ↳ Шаманизм
  • ↳ Спиритизм
  • РЕЛИГИЯ
  • ↳ Христианство
  • ↳ Основы христианства. Догматы христианской религии.
  • ↳ Христианское богослужение. Таинства. Молитвы, иконы, святые.
  • ↳ Философские и мировоззренческие вопросы христианства.
  • ↳ Спорные вопросы
  • ↳ Ислам
  • ↳ Буддизм
  • ↳ Индуизм
  • ↳ Иудаизм
  • ↳ Другие верования
  • ↳ Викканство
  • ↳ Даосизм
  • ↳ Славянское язычество
  • ↳ Космогония славянского язычества
  • ↳ Пантеон славянских богов
  • ↳ Духи и существа
  • ↳ Языческие праздники славян
  • ↳ Символы, обереги, талисманы
  • ↳ Гадания, приметы и суеверия
  • ↳ Заговоры, ритуалы, обряды
  • ↳ Язык и символика славянских заговоров
  • ↳ История в мифах, сказках, преданиях
  • ТВОРЧЕСТВО, ЮМОР И ЭКСКЛЮЗИВ
  • ↳ Наше творчество
  • ↳ Изба-ментальня
  • ↳ Песочница
  • ↳ Тесты
  • ↳ Наши проекты
  • ↳ Стихи
  • ↳ Проза
  • ↳ Юмор
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
  • ↳ Мир вокруг нас
  • ↳ Места силы
  • ↳ Отношения между людьми
  • ↳ Человек и общество
  • ↳ Ищу единомышленников
  • ↳ Влияние природы на человека
  • ↳ Философия
  • ↳ Психология
  • ↳ Детская психология, дети и родители
  • ↳ Взаимоотношения, любовь, дружба
  • ↳ Социальная психология
  • ↳ Психология личности
  • ↳ Психотехнологии и самоусовершенствование.
  • ↳ Очевидцы чудес. Свидетели невероятного
  • ↳ Узкие темы
  • ↳ Магия камней и минералов
  • ↳ Общее. Характеристика камней и минералов
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ БИБЛИОТЕКА
  • ↳ Книги
  • ↳ Видео
  • ↳ Аудио
  • ↳ Программы и прочее
  • ↳ Библиотека
  • ↳ БЛОГИ и ВЛОГИ
  • ↳ Журнал «Тонкий Мир»
  • ↳ Эксклюзив
  • ↳ Магический календарь
  • ↳ Приметы
  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЗДЕЛ
  • ↳ Правила форума и Политика Конфиденциальности
  • ↳ Пожелания и предложения
  • ↳ Технические проблемы
  • ↳ Жизнь и Новости форума
  • ↳ Открытый Архив

Предложения со словосочетанием «в этот момент»

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Мы нашли 80 предложений со словосочетанием «в этот момент». Также посмотрите синонимы «в этот момент».

  • Пока я вспоминал этот случай, незаметно для себя я перепробовал все конфеты, и в этот момент не было, наверно, мальчишки счастливее меня.
  • Пока в этот момент ограничились тридцатилетними.
  • В этот момент Кортес, должно быть, остро ощутил давление происходящих за его спиной событий.
  • В этот момент я вспомнил, что знаю этот тип женщин.
  • И в этот момент, в этот самый момент, я слышу что-то похожее на рокот.
  • Продавщица подает мне этот хлеб, и в этот момент какой-то мальчишка, который стоял рядом, хватает этот довесок и сует в рот.
  • В этот момент я как раз живо представляла себе, как меня засовывают в огромный котел с кипятком.
  • В этот момент на горизонте показалось три галиона.
  • В этот момент следовало сообразить, что есть двери, которыми хлопнуть нельзя.
  • В этот момент я увидел нечто, что в тот момент интересовало меня больше, чем территориальные отношения двух государств.
  • Война с Гранадой была в этот момент в самом разгаре, и ни у кого не нашлось ни времени, ни денег для подобных фантастических предприятий.
  • Ему в этот момент было тридцать три года, и он был богат.
  • В этот момент, в момент столкновения, жизненно необходимо, чтобы ты их воспринял хоть как-нибудь.
  • А Жуков в этот момент укрепляется в мысли о неотвратимости грядущей войны.
  • И откуда только в этот момент берется прыть у до смерти уставших людей?
  • Ибрагим всегда с готовностью отвечал, даже если в этот момент перебирал струны своего музыкального инструмента.
  • Но даже в этот момент он не мог себя заставить приняться за еду.
  • Впереди вижу перекресток, но в этот момент из одного дома выбегает женщина и машет рукой.
  • В этот момент в номере Мироновой сидела Рина Зеленая.
  • В этот момент владетель Шушана словно общался с бегущей водой, и черты его напряженного лица смягчились.
  • В этот момент он понял, что, пока будет командовать армией, это беспокойство его не покинет.
  • Именно в этот момент в лагерь нанесли визит пятеро индейцев из племени тотонаков.
  • В этот момент к императору вошел один из его приближенных, который до сих пор не был женат.
  • В этот момент на стороне Марины выступили донские казаки атамана Заруцкого.
  • В этот момент он находился в Барселоне и уже успел без малейших раздумий подарить Юкатан своему фламандскому адмиралу.
  • Представляю себе душевное состояние Зиновьева в этот момент.
  • В этот момент кто-то, совершенно спокойно подойдя сзади, сорвал с ноги этот выбражульный браслет.
  • В этот момент Кир не понял, сочинила ли стоявшая рядом женщина эту историю.
  • Его целью в этот момент было как можно глубже втянуть прибрежных индейцев в свои дела, чтобы они уже никогда не посмели предать его.
  • Но в этот момент в город вошли воинские части с фронта, верные правительству.
  • В этот момент подъехал на своем танке командир батальона Д.А.
  • Именно в этот момент врач дал больному новое лекарство, приготовленное из «сурьмы, настоянной на вине».
  • Именно в этот момент на сцене появился Христофор Колумб.
  • Именно в этот момент наибольшего напряжения Коба и был арестован полицией.
  • Там плавала земля и маленькие кусочки туалетной бумаги, но зато этот кофе был обжигающе горячим, что было в этот момент важнее всего.
  • За кадром в этот момент должна была звучать одна из ее песен.
  • В этот момент в комнату вернулась Каролина.
  • В этот момент три мощные бурские пушки, стоявшие на гряде, открыли огонь с поразительной точностью, но, к счастью, бракованными снарядами.
  • В этот момент стоявшие сверху часовые подняли тревогу.
  • В этот момент из динамика вместо ожидаемого гимна Советского Союза «Интернационал» полилась мелодия «Дубинушки».
  • В этот момент я понял, что бывал здесь прежде.
  • Особо интересными могли бы быть для нас вот этот, этот и этот.
  • Операторы начали снимать «репортажно», с плеча, чтобы не упустить этот достаточно волнующий момент.
  • А там в этот самый момент «рука» опускает на сцену Аллу.
  • Это был момент покоя, момент радости в неумолимой судьбе, которую мы сами себе выбрали.
  • Этот процесс ему так понравился, что он повторил этот опыт, на этот раз взяв за основу песни Рода Стюарта.
  • Если в любой момент нашей жизни, в любом деле мы испытываем момент творчества, то это и есть счастье.
  • Когда придет момент завершить карьеру, я первым узнаю и пойму это: и этот момент еще не пришел.
  • Выбрав подходящий момент, я ему говорю, что я, так же, как и он, знаю этот секрет, и только мы его, очевидно, и знаем.
  • И это не потому, что я так взяла и определила: этот самый лучший, а этот так себе, а этот хуже, чем лучший, но лучше, чем так себе, и так далее.
  • Во всей официальной советской исторической литературе этот момент изображается как введение нэпа.
  • На фото запечатлевается момент жизни, момент времени, за который нужно нести ответственность.
  • Затем я помню и еще другой момент, но это уже не момент, так сказать, не личный, а более или менее общественный.
  • Ну как же, столь желанный новобранец, ЦСКА или «Динамо» (точно в тот момент никто не знал), ускользнул от них в самый последний момент.
  • Наиболее критический момент в советско-ангольских отношениях, момент принятия решения, наступил накануне даты независимости.
  • Я смаковала этот момент на дороге, момент, когда вокруг не было ничего, только я сама.
  • Мне были ясно видны их лица, растерянные в момент заряжания, сосредоточенные в момент выстрела.
  • Этот поёт так, а этот не так, этот носит бороду так, а этот бреет голову не так.
  • Этот корпус, развернутый затем в армейскую группу, в тот момент был лицом Красной Армии.
  • Адорно переосмысливает Гегеля: несистемность как момент системы есть истинный момент в ней.
  • В тот момент этот район был свободен от вражеских мин, а противолодочных кораблей в германо-румынском флоте на тот момент еще не имелось.
  • Мы ощущали момент, когда торпеда покидала самолет, по сильной вибрации, передававшейся корпусу самолета в момент сброса.
  • В настоящее время наступает момент крайности, момент до того серьёзный, что я и не мог раньше предполагать ничего подобного.
  • Садимся к столу, и мое сердце учащенно бьется, поскольку я чувствую, что скоро наступит благодатный момент, мимолетный момент блаженства.
  • Лакан нашел в стадии зеркала исходный момент становления субъекта, тот момент, в который формируется Я-идеал.
  • Момент внежизненного, постороннего, момент созерцательного отношения к жизни ведь так часто встречается у Чехова.
  • И в этот самый момент пришел своевременный и неожиданный ответ.
  • Это и есть второй момент католичества Джойса, и это момент схоластически-средневековый.
  • Я никогда не забуду этот момент, ведь этот звук полностью изменил мою жизнь.
  • Однако Луиза Савойская рассудила, что наступил подходящий момент для устранения независимой фаворитки и не следует этот момент упускать.
  • Многие, видевшие этот момент, уверяют, что этот поцелуй был полон страсти и скорее походил на поцелуй любовников, чем брата и сестры.
  • Вот какой этот почтенный, этот деликатный, этот добрый человек, этот человек редких правил.
  • Мне нравится снова чувствовать этот запах и переживать этот момент.
  • Только теперь все, кто встречался на улицах были отмечены особыми метками: этот из 2-го А, а этот из 4-го Б, а этот вообще из 24-й школы.
  • В тот момент ни он, ни его подчиненные и не предполагали, что их тактическое расположение в данный момент спасет им жизнь.
  • В какой-то момент вы обнаружите, сколько удивительных ощущений возникает в ваших телах каждый новый момент.
  • Этот момент, казалось, вот-вот наступит.
  • Но нельзя терять этот благоприятный момент.
  • Не квантовая причинность включает в себя момент случайности, а формулы наши включают в себя момент вероятности как существенный момент.
  • Каждый момент этой борьбы дает культуре что-нибудь такое, что отвечает реальному соотношению общественных сил в данный момент.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

  • Поиск занял 0.098 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Музыка без авторских прав для ваших видео

«Тайная вечеря» да Винчи: история шедевра&nbsp

Фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи создал в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Написана она была так, словно Иисус с апостолами ели одновременно с церковниками. Свет исходит не из нарисованных окон, а слева — как и в самой трапезной. Столы и посуда точно копируют те, что были в церкви. Тем самым Леонардо хотел показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.

Сюжет

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.

Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, слева от Христа сидит не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Контекст

Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.

Да Винчи получил заказ он своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.

Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние.

Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.

Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.

«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.

Судьба автора

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков кипела культурная, политическая и экономическая жизнь страны. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *