Святитель Гу́рий, архиепископ Казанский

Кондак 1

Возбранный святителю и чудотворче Гурие, приими от нас недостойных подобающую ти похвалу, яко первосвятителю, учителю и покровителю града Казани. И, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и скорбей избавляй, да с радостию зовем ти:

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Содетель предъизбра, освяти и постави тя, святителю, просветителя, учителя и покровителя граду Казани. Нас же научи вопити тебе сице:

Радуйся, предопределенный в предвечном совете Божием к просвещению неверных;

Радуйся, предочищенный для сего служения сосуде благодати Божия.

Радуйся, злато, искушенное в горниле долговременных страданий;

Радуйся, с юности миром отверженный и мира отвергийся.

Радуйся, в темницу невинно, яко Иосиф, заключенный;

Радуйся, в той темнице небесней премудрости научивыйся.

Радуйся, в темнице тойже свет, даровавший тебе свободу, узревый;

Радуйся, из нея чудным образом изведенный.

Радуйся, по получении свободы всего себе Богу поработивый;

Радуйся, чистоты и девства хранителю.

Радуйся, поста и молитвы ревностный блюстителю;

Радуйся, добльственный Христа последователю.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 2

Видя себе невинно оклеветана, осужденна и в мрачной темнице пищею безсловесных питаема, глаголал еси, святителю, сам себе: аще не бы Господь Бог попустил сему быти со мною, не бы постигла мя напасть сия; темже пою Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественный имея, святителю, ты в тайну судеб Божиих о тебе углубился еси и в невинном заточении твоем благость их провидел еси. Темже приими от нас сицевая:

Радуйся, в бедах и теснотах твоих благость Божию видевый;

Радуйся, во всех злых своих Бога благословивый.

Радуйся, за притеснителей своих Ему моливыйся;

Радуйся, прощение им у Него испросивый.

Радуйся, теплою молитвою к Богу себе успокоивый;

Радуйся, ею довольство и утешение в тесноте твоей себе обретый.

Радуйся, свободы чудным образом сподобивыйся;

Радуйся, дивный в сем апостолу Петру наследниче.

Радуйся, терпеливый учениче Христа Спасителя;

Радуйся, вземший Его благое иго на себе.

Радуйся, понесший Его легкое бремя;

Радуйся, монахов украшение.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тя, святителю, егда с пострижением власов всего себе всецело Ему посвятил еси. Темже в чистоте, посте и молитве непрестанно воспевал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея истинное ведение о кознях мира, плоти и диавола, ты, святителю, крепко противу тех вооружился еси бдением, постом и молитвою. Темже вопием ти:

Радуйся, неусыпный Христов воине;

Радуйся, присно блюдый душу твою от скверн плоти и мира, и козней диавола.

Радуйся, опасность от них благовременне предвидевый;

Радуйся, постом плоть твою изнуривый.

Радуйся, всецело духу твоему плоть поработивый;

Радуйся, со страстьми и похотьми плоть распявый.

Радуйся, молитвою дух твой окриливый;

Радуйся, на крилех молитвы всегда в горняя паривый.

Радуйся, и на землю благодать Божию молитвами твоими привлекавый;

Радуйся, усердный о всех молитвенниче.

Радуйся, земный ангеле и небесный человече;

Радуйся, монахов мудрый и кроткий наставниче.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 4

Бурю внутрь имел еси помышлений сумнительныx, егда во игумена поставлен был еси Иосифовой обители, во смирении помышляя о трудности сего служения и слабости сил твоих. Темже и служение игумена с себе сложил еси, и в покое духа Богу пел еси: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша державный царь Иоанн о твоих святых подвигах в посте и молитве, повеле тя паки поставити во игумена Селижаровой обители. Ты же, приемый волю цареву за волю Божию, паки взял еси врученный тебе жезл правления и труды ко трудом прилагал еси. Темже приими от нас сицевая:

Радуйся, светильниче, не таимый под спудом;

Радуйся, свете, во тьме сияяй.

Радуйся, волю Божию в воле царевой усмотревый;

Радуйся, всецело себе оной предавый.

Радуйся, исполнителю воли Божией усердный;

Радуйся, чина церковнаго строгий блюстителю.

Радуйся, благочиния монастырского верный хранителю;

Радуйся, поборниче православныя веры.

Радуйся, усердный хранителю отеческих преданий;

Радуйся, сосуде благодати Божия.

Радуйся, живый свитче закона Божия;

Радуйся, апостоле Казанския области.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 5

Боготечному солнцу уподоби тя, святителю, Господь Бог, в дивном твоем избрании на святительский престол, егда тебе жребием указа быти первосвятителем Казанския Церкве. Мы же поем Богу, удивившему на тебе благодать и милость Свою: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше державный царь Иоанн и вси православнии людие чудное Божие избрание тя по жребию в первосвятителя Казанския Церкве, радовахуся. Мы же со благоговением воспеваем ти сице:

Радуйся, любимиче Божий, указанный жребием;

Радуйся, служителю Господень, предопределенный для возделания новыя нивы.

Радуйся, пастырю словеснаго стада Христова, блуждавшаго по вертепам неверия и нечестия;

Радуйся, потаенный светильниче, дивно поставленный на высоту Церкве Божия.

Радуйся, проповедниче Евангелия Христова в стране нечестия магометанскаго;

Радуйся, принесый свет Христов в страну тьмы и заблуждений.

Радуйся, крепкая надеждо Церкве Православныя;

Радуйся, исполнителю благих желаний царя державнаго.

Радуйся, обрадовавый его твоим ревностным служением;

Радуйся, радосте и утешение всех градов, иже сподобишася тя видети и от тебе благословитися.

Радуйся, сосуде благодати, просвещающей верных;

Радуйся, первосвятителю Казанския области.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 6

Проповедником богоносным избран был еси для Казанския области, святителю; темже святолепно шествовал еси из царствующаго града Москвы в новопросвещенный град Казань, освящая шествием и благословением твоим грады и веси на пути и непрестанно воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявый в богоспасаемом граде Казани свет истины Христос Бог наш, и прогнавый тьму магометанскаго и языческаго нечестия, избра тя, святителю, в перваго зде служителя и исполнителя святой воли Его. Темже освяти тя и прослави, нас же научи вопити тебе сице:

Радуйся, света истины распространителю;

Радуйся, диавольския тьмы прогнателю.

Радуйся, первый сеятелю на новой ниве Божией;

Радуйся, мудрый возрастителю на ней сторичных класов.

Радуйся, неутомимый ея напоителю;

Радуйся, друже царя земнаго, исполняющаго волю Царя Небеснаго.

Радуйся, верный служителю Царя Небеснаго;

Радуйся, апостоле Казанския Церкве.

Радуйся, привлекаяй к вере неверующих чистою Христовою любовию;

Радуйся, друже Христов, приводяй люди к благоговению пред Богом.

Радуйся, притесняемых вдов и сирот защитниче;

Радуйся, всех притекающих к тебе заступниче.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 7

Хотяй устроити тайну спасения Казанских татар и язычников, Христос Бог наш избра тя, святителю, в апостола и просветителя страны сея. Ты же, уразумев тайну спасения, вопиял еси Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо показа Господь и Спас наш, Иисус Христос, избравый тя в первосвятителя Казанския Церкве, егда тя единаго из четырех жребием указа всей Своей Православной Церкви. Мы же, дивящеся, вопием ти сице:

Радуйся, от вечности предопределенный просветителю Казанския области;

Радуйся, сокровенный до времене сосуде благодати Божия.

Радуйся, избранием твоим всю Церковь удививый и обрадовавый;

Радуйся, темже избранием в преданности Богу укрепивыйся.

Радуйся, дивное твое избрание служением твоим оправдавый;

Радуйся, с благословения Божия грядый в Казань во имя Господне.

Радуйся, в пути твоем непрестанно воспеваяй и благословляяй;

Радуйся, весь путь твой молитвами освятивый.

Радуйся, безбедно на паству твою пришедый;

Радуйся, благодатный обновителю и освятителю града Казани.

Радуйся, благолепнаго храма Пресвятыя Богородицы создателю;

Радуйся, обрадовавый православных Казанских жителей твоим пришествием.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 8

Странное избрание твое, святителю, помышляя и боголепное шествие твое на новую паству твою зная, с благоговением возводим умы и сердца свои к Богу, тако устроившему дивное твое прославление, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь ум твой, святителю, вперил еси к Богу и всего себя предал еси святой воле Его, егда вступил еси на престол Казанския паствы твоея, юже и не престая поучал еси словом и делом. Темже приими от нас похвалы сия:

Радуйся, добрый пастырю, всегда готовый положити душу свою за овцы пажити твоея; Рaдyйcя, мудрый хранителю стада твоего от волков, хотящих губити е.

Радуйся, неутомимый делателю в вертограде Христовом;

Радуйся, наставниче пастырей и учителей твоея паствы.

Радуйся, разумный вождю в житии по заповедем Божиим и преданием апостольским;

Радуйся, отче, просветителю и попечителю всех новокрещенных.

Радуйся, кроткий и добросердечный убедителю в истине и Божественности христианския веры неверующих;

Радуйся, богомудрый вразумителю людей мыслящих. Рaдyйcя, мудрый руководителю твоих сотрудников;

Радуйся, благопопечительный отче всех сиротствующих.

Радуйся, притесняемых заступниче;

Радуйся, ходатаю за неверных, познавших истину.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися многотрудным твоим пастырским подвигам, показуемым во бдении, посте, молитве, и в неусыпном попечении о стаде твоем. Ты бо, святителю, денно и нощно беседуя с Богом молитвою, словом и делом непрестанно воспевал Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о тебе, святителю, недоумевают бо глаголати, еже како и отшельником деннонощною молитвою пример подаваеши, и паству твою примерно управляеши. Мы же, дивящеся, благоговейно вопием ти:

Радуйся, пастырю, подаваяй пример монашествующим;

Радуйся, собеседниче с Богом, научаяй всех последованию твоему примеру.

Радуйся, тлетворнаго сна прогонителю;

Радуйся, посту и бдению учителю.

Радуйся, ленивых возбудителю;

Радуйся, примерный Божий подвижниче.

Радуйся, мудро привлекавый неверных к принятию православныя веры;

Радуйся, неутомимый проповедниче слова Божия.

Радуйся, слово сие здраво, немятежно и учительно преподававый;

Радуйся, благоразумный вразумителю магометан в истине христианския веры.

Радуйся, дивный указателю всем неверующим на величие и славу Иисуса Христа;

Радуйся, мудро привлекаяй к Нему всех и вся.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя магометан и язычников, в новой пастве твоей находящихся, ты, яко добрый пастырь, всю мудрость твою к сему употребил еси и непрестанно Бога в помощь призывал еси, воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси верующим и к тебе прибегающим, ибо небесе и земли Творец устрои тя, святителю, веры укрепителя, неверия же обличителя, нас же научи взывати тебе сице:

Радуйся, столпе православно верующих;

Радуйся, отверзающий им дверь спасения.

Радуйся, наставниче мудрости о Христе Спасителе;

Радуйся, преподателю Божественныя благодати.

Радуйся, обновителю растленнаго человечества в неверующих;

Радуйся, наставителю мало смыслящих и не смыслящих.

Радуйся, бесовския козни проразумеваяй;

Радуйся, силу Христову проповедуяй.

Радуйся, девство и чистоту храняй и проповедуяй;

Радуйся, друже Жениха, радующийся о сочетании с Ним чистых и незлобивых душ.

Радуйся, архитриклине брака, соединившаго безчисленное множество душ с небесным Женихом;

Радуйся, ревнуяй Божиею ревностию о верности Христу душ христианских.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих твоих добродетелей, святителю. Никия бо песни могут быти равночисленны им. Темже, благоговея пред тобою, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемнаго светильника сущим во тьме неразумия видим в тебе, святителю, невещественный бо вжигающи огнь, разгоняеши тьму неверия и на всех обильно проливаеши свет Христов, просвещаяй всякаго человека, грядущаго в мир. Темже по долгу взываем ти сице:

Радуйся, светильниче, возжженный огнем с престола Божия;

Радуйся, причастниче славы Господней.

Радуйся, прославляяй Прославльшаго тя;

Радуйся, проносяй славу Его по безславной области нечестия.

Радуйся, озаряяй умы и сердца людей, сидящих во тьме и сени смертной;

Радуйся, источниче, обильно изливаяй воду благодати Божией.

Радуйся, напаяяй ею умы и сердца жаждущих спасения;

Радуйся, указателю небеснаго рая неведущим его.

Радуйся, верный руководителю всех последующих тебе;

Радуйся, отверзаяй двери Царствия Божия шествующим по тебе.

Радуйся, представляяй их престолу Божию;

Радуйся, сопричисляяй их к сонму святых Божиих.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, обильно изливаеши на всех, притекающих с верою к раце святых мощей твоих, святителю. Темже мы, дивящеся множеству чудес, тобою совершаемых, поем Богу, прославляющему тя: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще хвалебную песнь тебе, святителю, прославленный Богом на небеси и на земли, воспеваем ти сице:

Радуйся, во свете предстояй престолу Вышняго;

Радуйся, всегда воспеваяй славу Божию.

Радуйся, непрестанно зряй Бога лицем к лицу;

Радуйся, приникаяй в тайну Пресвятыя Троицы.

Радуйся, усердный Ея поклонниче;

Радуйся, последователю Агнцу Божию, вземшему грехи мира.

Радуйся, предводителю всех спасенных и спасаемых тобою;

Радуйся, и нас грешных в мире сем не оставляяй.

Радуйся, не тесно в любви твоей всех вмещаяй;

Радуйся, любвеобильный о всех нас молитвенниче.

Радуйся, паствы твоея покровителю;

Радуйся, граду Казани похвало и украшение.

Радуйся, Гурие, Казанский и Свияжский чудотворче.

Кондак 13

О, всеблаженный и святый святителю отче Гурие, присный наш наставниче, ходатаю и покровителю, моли о нас Христа Бога, да избавит паству твою и вся грады и веси христианския от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменник, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия муки, вопиющих Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святителю Гурию, Казанскому и Свияжскому чудотворцу

Святителю отче Гурие, предстоя священной раке многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбях, да все мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Гурий (архиепископ Казанский)

Смотреть что такое «Гурий (архиепископ Казанский)» в других словарях:

  • Гурий (архиепископ казанский) — Святитель Гурий Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин; ок. 1500 5 декабря 1563) первый архиепископ Казанский и Свияжский. Святой Русской Церкви, почитается в лике святителя. Память совершается (по юлианскому календарю): 5 декабря (в день… … Википедия

  • Гурий архиепископ казанский — святой, архиепископ казанский. Мощи покоятся в казанском Благовещенском соборе. Память его празднуется в день успения его, 4 декабря, и в день обретения мощей его, 4 октября. Св. Г. в миру называли Григорий; род. в бедной дворянской семье… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гурий (Руготин) Казанский — Святитель Гурий Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин; ок. 1500 5 декабря 1563) первый архиепископ Казанский и Свияжский. Святой Русской Церкви, почитается в лике святителя. Память совершается (по юлианскому календарю): 5 декабря (в день… … Википедия

  • Гурий, архиепископ — св. архиеп. казанский. Мощи покоятся в казанском Благовещенском соборе. Память его празднуется в день успения его, 4 дек., и в день обретения мощей его, 4 окт. Св. Г. в мире назыв. Григорий; род. в бедной дворянской семье Руготиных. В молодости… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Герман, архиепископ Казанский — святой, архиепископ Казанский, родился в г. Старице, Тверской губ., в начале XVI ст., в первые годы правления вел. кн. Василия Ивановича. Святитель Герман, в миру Григорий Федоров сын Садырев Полев, вопреки мнению арх. Филарета, не был сыном,… … Большая биографическая энциклопедия

  • Герман архиепископ казанский — св., архиепископ казанский. умер в 1568 г. Мощи покоятся в Свияжск, в Богородицком м ре. Память празднуется 6 ноября, в день кончины, и 23 июля, в день перенесения мощей из Москвы, где он скончался, в Свияжск. Св. Г. происходил из княж. рода… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Герман (святой, архиепископ казанский) — Герман святой, архиепископ казанский. Умер в 1568 г. Мощи покоятся в Свияжске, в Богородицком монастыре. Память празднуется 6 ноября, в день кончины, и 23 июля, в день перенесения мощей из Москвы, где он скончался, в Свияжск. Святой Герман… … Биографический словарь

  • Гурий (Руготин) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Гурий. Святитель Гурий … Википедия

  • Гурий (в миру Григорий Руготин) — Гурий святой архиепископ казанский, в миру Григорий Руготин (около 1500 1563). В молодости был управляющим у князя Пенькова; оклеветанный в связи с княгиней, был брошен в глубокую яму, где долго страдал; в заключении писал азбуки для детей,… … Биографический словарь

  • ГУРИЙ — Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1 я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1 я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ)(Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495, Радонеж… … Православная энциклопедия

ГУРИЙ

Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Фрагмент хромолитографии «Святцы на октябрь». Нач. ХХ в. (ГЛМ)
Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Фрагмент хромолитографии «Святцы на октябрь». Нач. ХХ в. (ГЛМ) Г. изображается в фелони, омофоре и митре, борода удлиненная, что отмечено в иконописных подлинниках XVII — нач. XX в. под 4 окт.: «Гурий сед, брада аки Власиева» (подлинник Никодима Сийского посл. четв. XVII в.- БАН. Собр. Архангельской ДС. № 205. Л. 79 об.); «…подобием сед, брада аки Василия Кесарийского, в шапке, во омофоре, в руках Евангелие, риза святительская» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «Гурий сед, брада аки Власиева, а инде Василия Кесарийского, в шапке с херувимом, риза святительская, лазорь, испод бакан, амфор и Евангелие» (поморская рукопись ок. 1848 г.- БАН. Дружин. № 981. Л. 90 об.). Как и в описании внешности Казанских святителей Германа и Варсонофия, подлинники отмечают, что Г. «типа русского, из дворян, около 60 лет; лицо бледное, очень худощавое и болезненное с узкою, длинноватою, с большой проседью бородой» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36).

По описанию древнего (?) двустороннего запрестольного образа «Тихвинская икона Божией Матери — святители Гурий и Варсонофий Казанские» из собора казанского Преображенского мон-ря (не сохр.), «ростом Гурий выше Варсонофия. Лицо его отличается кротостию; карие глаза смотрят открыто; борода окладистая, длинная, почти вся седая; усы почти совпадают с верхнею частью бороды и закрывают уста. Привлекательной наружности Гурия соответствовали и нравственные качества его» (Кремлевский А., свящ. Свт. Гурий Казанский // Изв. по Каз. епархии. Каз., 1905. № 29. Отд. неофиц. С. 953-954). Сохранившийся деревянный, частично обложенный серебром длинный костыль-посох с большой полукруглой рукоятью, на к-рую Г. опирался при совершении келейного правила (ныне в ц. блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Арском кладбище в Казани), свидетельствует о высоком росте святителя.

Наиболее раннее сохранившееся изображение Г.- на левом поле шитой пелены «Казанская икона Божией Матери» нач. XVII в. (ГРМ), на правом поле — свт. Варсонофий. Г. облачен в фелонь, омофор, низкую митру, правая рука в молении, в левой Евангелие; в соответствии с иконописным подлинником Г. выше свт. Варсонофия. Вместе святители представлены особенно часто, в т. ч. на полях Казанских икон Божией Матери (вологодский образ 1-й четв. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ). Подобная икона-пядница XVII в. находилась в Вознесенском монастыре Московского Кремля (Успенский А. И. Иконы церковно-археологического музея ОЛДП // Моск. ЦВед. 1904. № 51-52. С. 602). Сохранилась прорись с иконы XVII в. с фигурами Г. и свт. Варсонофия в молении Спасу Еммануилу (ГРМ — Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 211). Оба святителя, благословляемые Спасителем в облаках, помещены на фоне пейзажа на иконе 1705 г. московского иконописца Оружейной палаты Якова Иванова (по правленой надписи на нижнем поле — Никифорова) Молчанова (ГМИР). Одна из ранних икон Г. со свт. Германом (святые в молении образу Божией Матери «Знамение») из Успенского собора Свияжского монастыря упомянута в описи 1614 г. (Опись свияжского Богородицкого муж. монастыря 1614 г. Каз., 1892. С. 15).

Свт. Гурий Казанский. Фрагмент крышки ковчега-мощевика. 1-я пол. XVII в. (ГММК)
Свт. Гурий Казанский. Фрагмент крышки ковчега-мощевика. 1-я пол. XVII в. (ГММК) При перенесении в 1630 г. св. мощей Г. из Преображенского мон-ря в кафедральный Благовещенский собор на средства казанского дворянина С. Т. Аристова была устроена новая, серебряная рака, на к-рую кн. Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением Г. в рост (Яблоков. 1909. С. 39). На крышке небольшого серебряного позолоченного ковчега-мощевика 1-й пол. XVII в. (ГММК), созданного, очевидно, не ранее перенесения св. мощей Г.,- чеканное полуфигурное рельефное изображение двуперстно благословляющего Г., в фелони, омофоре и невысокой митре, с Евангелием в руке (на 2-й части крышки — полуфигура блгв. кн. Георгия Всеволодовича), с 1681 г. ковчег находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

В 1647 г. в Казанском соборе в Москве был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия; большая «ветхая», возможно храмовая, икона с парным изображением святителей упоминается в описи собора 1771 г.; вероятно, стенные росписи включали сюжеты из Житий святителей. В стенописи 1642-1643 гг. Успенского собора Московского Кремля, над к-рой работали ок. 150 художников из различных городов России под рук. царских иконописцев Ивана и Бориса Паисеиных и Сидора Поспеева (поновлялась в XVIII-XIX вв.), полуфигурные изображения Г. и свт. Варсонофия помещены в кругах, друг против друга, на откосах верхнего центрального окна сев. фасада (Левшин А. Г., прот. Ист. описание первопрестольного в России храма, Моск. большого Успенского собора, и о возобновлении первых трех моск. соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского… М., 1783. С. 202). Образ Г. в розовой фелони, белом омофоре, низкой митре находится на сев. откосе окна (над фигурой свт. Евсевия Самосатского).

Казанские святители Варсонофий, Герман и Гурий в молении Спасителю. Прорись. Кон. XVII в. (ГИМ)
Казанские святители Варсонофий, Герман и Гурий в молении Спасителю. Прорись. Кон. XVII в. (ГИМ) В росписях Преображенского собора Евфимиева мон-ря в Суздале, выполненных в 1689 г. артелью костромского иконописца Гурия Никитина, большое ростовое изображение Г. расположено на видном месте у центральной алтарной апсиды, в сев. простенке. У него тонкие черты лица, удлиненная борода, взгляд обращен вправо, к алтарю, рука отведена в именословном благословении, другой он держит на плате Евангелие; фелонь светло-зеленая, на орнаментальной подкладке.

В обширной программе стенописи 1694-1695 гг. ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле, в сев. приделе во имя Г. и свт. Варсонофия, использованы сюжеты из житий святителей. На зап. галерее этого храма в круглом медальоне над аркой, среди др. святителей,- оплечное изображение Г. в омофоре и митре (Архив «Центрреставрация». Инв. № 80ж/720. Отчет о реставрации живописи 1694-1700 гг. в зап. и сев. галереях ц. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле в 1976-1981 гг. М., 1982. Машиноп. С. 42. Фото 125, ж 25401).

В лицевом шитье Г. вместе со свт. Варсонофием занимает важное место в ряду К-польских святителей на полосах передних сторон строгановских саккосов: митр. Казанского и Свияжского Лаврентия (автор канонов Г. и свт. Герману) (ок. 1665, мастерская А. И. Строгановой, вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых; хранился в ризнице Благовещенского собора Казани, ныне в ГОМРТ) и митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) (1665, вклад Строгановых в Успенский собор Ростова, ЯИАМЗ). Иконография последнего произведения повторена в технике темперной росписи по холсту на саккосе ок. 1665 г. (СИХМ). При саккосе митр. Лаврентия имелась палица с изображением Воскресения Христова с апостолами по сторонам, ниже — образы Г. и свт. Варсонофия (Яблоков. 1909. С. 40). На сохранившейся палице 1654 г. (ГОМРТ) из Благовещенского собора Казанского кремля Г. и свт. Варсонофий изображены по сторонам Благовещения Богородицы, на строгановских пеленах — в молении иконе Божией Матери «Знамение» (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ) или Казанскому образу Божией Матери (кон. 50-х — 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ).

На створках небольшого серебряного складня-мощевика XVII в. (СПГИАХМЗ), находившегося в ТСЛ, представлены резные изображения Г. и свт. Варсонофия (над ними свт. Николай Чудотворец и прп. Сергий Радонежский). Фронтальные фигуры благословляющих Г. и свт. Варсонофия с Евангелиями на омофорах, исполненные чернью по серебру, украшают дробницу драгоценного оклада Казанской иконы Божией Матери сер. XVII в. в серебряном складне-киоте 1677 г. (ГИМ), вероятно связанной с заказом царской семьи.

Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Литая икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЦАК МДА)
Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Литая икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЦАК МДА) Казанские святители Г., Герман и Варсонофий часто изображаются вместе. Перед древней их иконой в Ильинской ц. Казани особенно часто служились молебны, в т. ч. черемисами (Димитрий (Самбикин). С. 28). На прориси кон. XVII в. (ГИМ) с подписью «образецъ Максимовъ» фигура Г. перед святителями Германом и Варсонофием немного укрупнена, правая рука в молении, в вытянутой левой — большое Евангелие. Известно, что в Казани иконы Казанских чудотворцев писал иконописец Иван Фёдоров (сын казанца Феодора Никитина Рожнова?), в 1706 г. он получил за 6 таких икон 1 р. 16 алтын 4 деньги (Покровский И. М. Казанский Архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 г. Каз., 1906. С. 222-223). В Благовещенском соборе Казанского кремля находился чудотворный образ Казанских святителей 1-й четв. XVIII в. «с довольно крупными частицами мощей этих угодников Божиих» (Яблоков. 1909. С. 30), к-рый носили в крестных ходах. Икона святителей с частицами мощей 1709 г., присланная митр. Казанским Тихоном (Воиновым) в г. Троицкий-на-Таганроге (ныне Таганрог), после взятия Азова турками (1711) была перенесена в новоустроенный г. Павловск Воронежской епархии (Димитрий (Самбикин). С. 28). Почитаемый образ казанских чудотворцев в серебряной ризе с частицами св. мощей, сохранявшийся в роде Головиных, находился затем в созданном ими храме Нерукотворного образа Спасителя с. Деденёва (освящен в 1858, с 1861 — Спасо-Влахернский мон-рь Московской епархии). Там же хранились 3 кипарисовых ковчега в серебряных окладах и драгоценные кресты с частицами св. мощей святителей (Спасо-Влахернский общежит. жен. мон-рь. М., 1894. С. 38, 41).

Особый извод составляют иконы 1-й четв. XVIII в. святителей Г. (впереди), Варсонофия и Германа в молении образу Благовещения Богородицы на фоне Казанского кремля, с помещенными в картушах частицами св. мощей чудотворцев (ГОМРТ, ПГХГ). Изображение кремля с храмами, архиепископским и государевым дворами на иконах, по-видимому, связано с появлением его на планах этого времени.

В XIX — нач. XX в. были написаны новые иконы Г., напр. храмовый образ в крестовой церкви его имени, освященной в 1829 г. в новом архиерейском доме за пределами кремля, где стали жить Казанские архипастыри. Икона Г. в «византийском стиле» для местного ряда иконостаса 1855 г. Благовещенского собора Казани была написана владимирским иконописцем Гагаевым. События хиротонии Г. в Москве, проводы его в Казань, встреча в Казани, кончина, обретение св. мощей, известные по миниатюрам лицевых Житий Г. и свт. Варсонофия, помещены в росписях 1870 г. вязниковского иконописца Н. Л. Сафонова в трапезной (1841-1846) Благовещенского собора (Яблоков. 1909. С. 15-16) (поновлены Н. Н. Сафоновым в 1913, реставрированы в 90-х гг. XX в.). Иконы святого находились в ц. во имя Г. 1871 г. при татаро-кряшенской школе, выстроенной на средства П. В. Щетинкина, в домовой ц. во имя Г. кон. XIX в. при архиерейском доме в кремле, в приделе во имя Г. (освящен в 1908) казанского Благовещенского собора. Там же перед ракой стояла хоругвь с изображением Г., принадлежавшая просветительскому братству его имени, основанному в 1867 г. проф. Н. И. Ильминским (Никанор (Каменский), архим. Вып. 4. С. 8).

В иконописи XIX в. казанские святители — свт. Герман слева, свт. Варсонофий справа — изображались, как правило, обращенными к Г., стоящему в центре. С подобной иконы, со Спасителем в облаках, И. Угрюмовым была сделана гравюра (Никанор (Каменский), архим. Вып. 4-6. Ил. на с. 1). На большом образе сер. XIX в. на сев.-зап. столпе Успенского собора ТСЛ Г. и свт. Варсонофий представлены справа во 2-м ряду, вместе с отцами Церкви святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.

Рельефное изображение Г. имеется в группе просветителей (скульптор М. А. Чижов) на памятнике 1000-летию России, возведенном в 1862 г. в Новгороде по проекту художника М. О. Микешина. Чеканное изображение Г. находилось на крышке новой, серебряной раки, устроенной в Благовещенском соборе Казанского кремля после пожара 1815 г. (собор вновь освящен в 1821). Серебряные барельефные изображения святителей Г., Варсонофия и Германа располагались по углам металлического чеканного покрытия главного престола собора, сделанного ок. 1870 г. московским мастером Орловым на средства Н. И. Саврасовой (Никанор (Каменский), архим. Казанский кафедр. Благовещенский собор // Он же. Святыни Казани. Каз., 1890. Вып. 9. Прил. С. 9-10; Яблоков. 1909. С. 13, 17, 29). В медном литье изображения Г. и свт. Варсонофия часто встречаются на створках складней (XVIII-XIX вв., ЦМиАР). Отдельные иконки воспроизводят, очевидно, иконописные образы в окладах: Г. и свт. Варсонофий в молении образу Божией Матери «Знамение» в навершии, в оглавии — Спас Нерукотворный (кон. XVII — нач. XVIII в., ЦАК МДА).

В группе Казанских чудотворцев (в центре 1-го ряда в крещатой фелони и митре, на покровенных руках — Евангелие) Г. представлен в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. мон. Иулианией (Соколовой), и в разработанной ею же иконографии «Собор святителей, в земле Российской просиявших» сер. XX в. (иконы в ТСЛ — Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239). Под 4 окт. вместе со свт. Варсонофием в молении Казанской иконе Божией Матери, под 5 дек. единолично Г. помещен на рисунках из лицевых святцев рус. святых, созданных тем же автором после 1959 г. (частное собрание). Отдельное ростовое изображение Г. и его образ вместе со свт. Варсонофием входят в состав прорисей для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 39, 84). Совр. мастера используют различные изводы иконографии Г., на иконах казанских святителей он располагается в центре.

Лит.: Никанор (Каменский), архим. Святыни Казани. Каз., 1889. Вып. 4-6; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Декабрь. С. 28; Нерушева Е. В. Господин Вел. Новгород. Новгород, 1908. С. 4. Ил. на обл.; Яблоков А. П., прот. Кафедр. Благовещенский собор в г. Казани. Каз., 1909; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. С. 131, 162, 168. Кат. 222, 287, 314; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. С. 152-156, 162-163. Кат. 98, 99, 108; Icônes et icônes brodées de la Sainte Russie: XVIème et XVIIème siècles. Thonon-les-Bains; Haute Savoie, 1991. P. 62, 63; Коробко О. А., Ченская Г. А. О нек-рых подписных иконах кон. XVII — 1-й трети XVIII в. из фондов ГМИР // Филевские чтения. М., 1993. Ч. 2. С. 53; Иконные образцы XVII — нач. XIX в.: Иконография рус. святых / ГИМ; предисл. и сост.: З. П. Морозова. М., 1994. С. 26; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1995. С. 266-267. Кат. 166; Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ // ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 79. Ил. 9; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 122; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 210-213, 456-457; Т. 2. С. 90-91; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII — нач. XX в. Екатеринбург, 1998. С. 156. Кат. 60; Опись церк. утвари и ризницы моск. Казанского собора 1771 г. / Публ., вступ. ст.: С. А. Смирнов // Культура средневек. Москвы: XVII в. М., 1999. С. 390, 398-399, 407; Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное худож. литье XI — нач. XX в. из собр. ЦМиАР. М., 2000. Кат. 208, 210; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 281, 282, 296. Кат. 86, 87, 95; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле / ГММК. М., 2003. С. 325-326. Кат. 117; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 431, 536; «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА / Сост.: Л. П. Тарасенко. Серг. П., 2004. С. 257; Семинарский вестник. Каз., 2006. № 2(17). Ил. на с. 2 обл.

Н . Н . Чугреева

  • Гурий (архиепископ казанский) — Святитель Гурий Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин; ок. 1500 5 декабря 1563) первый архиепископ Казанский и Свияжский. Святой Русской Церкви, почитается в лике святителя. Память совершается (по юлианскому календарю): 5 декабря (в день… … Википедия

  • Гурий архиепископ казанский — святой, архиепископ казанский. Мощи покоятся в казанском Благовещенском соборе. Память его празднуется в день успения его, 4 декабря, и в день обретения мощей его, 4 октября. Св. Г. в миру называли Григорий; род. в бедной дворянской семье… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гурий (Руготин) Казанский — Святитель Гурий Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин; ок. 1500 5 декабря 1563) первый архиепископ Казанский и Свияжский. Святой Русской Церкви, почитается в лике святителя. Память совершается (по юлианскому календарю): 5 декабря (в день… … Википедия

  • Гурий, архиепископ — св. архиеп. казанский. Мощи покоятся в казанском Благовещенском соборе. Память его празднуется в день успения его, 4 дек., и в день обретения мощей его, 4 окт. Св. Г. в мире назыв. Григорий; род. в бедной дворянской семье Руготиных. В молодости… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Герман, архиепископ Казанский — святой, архиепископ Казанский, родился в г. Старице, Тверской губ., в начале XVI ст., в первые годы правления вел. кн. Василия Ивановича. Святитель Герман, в миру Григорий Федоров сын Садырев Полев, вопреки мнению арх. Филарета, не был сыном,… … Большая биографическая энциклопедия

  • Герман архиепископ казанский — св., архиепископ казанский. умер в 1568 г. Мощи покоятся в Свияжск, в Богородицком м ре. Память празднуется 6 ноября, в день кончины, и 23 июля, в день перенесения мощей из Москвы, где он скончался, в Свияжск. Св. Г. происходил из княж. рода… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Герман (святой, архиепископ казанский) — Герман святой, архиепископ казанский. Умер в 1568 г. Мощи покоятся в Свияжске, в Богородицком монастыре. Память празднуется 6 ноября, в день кончины, и 23 июля, в день перенесения мощей из Москвы, где он скончался, в Свияжск. Святой Герман… … Биографический словарь

  • Гурий (Руготин) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Гурий. Святитель Гурий … Википедия

  • Гурий (в миру Григорий Руготин) — Гурий святой архиепископ казанский, в миру Григорий Руготин (около 1500 1563). В молодости был управляющим у князя Пенькова; оклеветанный в связи с княгиней, был брошен в глубокую яму, где долго страдал; в заключении писал азбуки для детей,… … Биографический словарь

  • ГУРИЙ — Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1 я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1 я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ)(Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495, Радонеж… … Православная энциклопедия

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *