Храмы России фото с названиями и описанием

Россия – страна православная. Главный символ православной веры – храм, дом Божий, олицетворение его образа и зримого воплощения.

Храмы России с названием и описанием представлены на многих страницах Всемирной сети, но сведения о них так глубоки, красноречивы и безграничны, что едва ли хватит срока в год-два-три, чтобы охватить все имеющиеся объекты каменного и деревянного зодчества. Самые-самые из храмов, заслуживающие не только внимания православного верующего, но и изучения обычного эрудированного интеллектуала, представлены в этой статье.

Знаменитые соборы России стали в этом году объектами пристального интереса. К примеру, в Санкт-Петербурге даже сейчас проходит заключительный этап голосования за храм, который считаться «православным символом города». К финалу «подошли» 18 лучших храмов Северной столицы, так или иначе запомнившихся и отобранных народным выбором.

Оглавление:

  • Православные храмы: история и повседневность
  • Самые красивые храмы России: шедевры из камня и дерева
  • Самый большой российский храм
  • Самый высокий российский храм
  • Самые необычные российские храмы
  • В каком городе России больше всего церквей?
  • Почему на церкви черные купола?
  • Успенские соборы России
  • Кафедральные соборы России
  • Заброшенные российские храмы
  • Однокупольные российские храмы

Православные храмы: история и повседневность

История православных храмов началась с момента Крещения Руси и принятия ею православной веры в 988 году.

Древнейшей церковью считается, согласно археологическим находкам, Десятинная церковь (989-996 гг.) в Киеве (тогда – территория Руси). Она была разрушена татаро-монголами, а именно- войсками Батыя при захвате Киева.

Древнейший храм – собор Св. Софии в Киеве, сохранившийся до наших дней. Этот уникальный памятник и сегодня несет на себе печать атмосферы прошлого и дает верующим силы и надежду на вечность православия, воплощенную в камне.

На Северном Кавказе есть 3 храма, более древние, чем Десятинная церковь, они относятся к началу-середине Х в. Но считать ли их православными — спорный вопрос даже для историков.

Южный храм в поселке Нижний Архыз

Это т.н. Северный, Средний и Южный храмы в поселке Нижний Архыз.

Самые красивые храмы России: шедевры из камня и дерева

Наикрасивейшими храмами России считаются расположенные в городах «Золотого кольца». Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и многие другие – все они представляют сохранившиеся до наших дней преимущественно с допетровской эпохи (XVIIв.) «живые свидетельства» веры.

Церковь Ильи пророка в Ярославле

Увенчанные куполами и украшенные изразцами и фресками, эти храмы и сегодня – действующие.

Церкви о. Кижи

Лучшим воплощением деревянного зодчества являются храмы на острове Кижи и в Карелии.

Деревянная церковь в Суздале

Это уходящее искусство, от которого сохранились единицы — в отдельных селах и деревнях, в Суздале и Сургуте.

Самый большой российский храм

Самый большой российский храм – главный храм столицы, в котором традиционно проводит церковные праздники патриарх Московский и Всея Руси. Это восстановленный храм Христа Спасителя.

Он производит впечатление идейного центра, возвышаясь на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремлевской стены и Цветаевского музея.

Его золотые купола в сочетании с белоснежными стенами, украшенными лепными орнаментами, представляют идеальный образ «Дома Божьего». Созданный в «русском стиле», храм изначально строился в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Восстановленный в 2000 году, храм располагается на месте взорванного в 1931 г., в общей волне борьбы с религией и уничтожения соборов и церквей. В советские годы на этом месте располагался бассейн. Сегодня же традиция почитания Бога в праздничные дни влечет тысячи москвичей, и огромные очереди с вечера выстраиваются вокруг храма, например, в Рождественский сочельник и на Пасху.

Самый высокий российский храм

Самый высокий храм в России находится в Санкт-Петербурге – Петропавловский собор.

Его шпиль и золотой ангел достигают высоты 122,5 м. Для сравнения — храм Христа Спасителя в высоту достигает 105 м.

Самые необычные российские храмы

Необычные храмы России разноплановы и оригинальны. Если на минуту отвлечься от таких первостепенных критериев, как древность церквей и участие великих зодчих и художников в их оформлении, то можно назвать по крайней мере 5 храмов, привлекающих внимание.

К примеру, Знаменская церковь в Дубровицах, которая увенчана не крестом, а короной.

Вознесенский храм в Коломенском являет собой первый образец шатровой архитектуры.

Храм Благовещения Пресвятой Троицы в Тайнинском снабжен порталом в форме терема — такого не встретишь более ни в одном храме России.

Троицкая церковь в Санкт-Петербурге прозвана в народе «Кулич и Пасха», т.к. напоминает по форме именно эти непременные атрибуты Пасхи.

Костомаровский женский монастырь — пещерный, обители сооружены внутри меловых столбов.

В каком городе России больше всего церквей?

На этот вопрос есть однозначный ответ — в Москве. Более 1100 храмов можно увидеть, если прогуляться по столичным проспектам, площадям, улицам и переулкам.

Храм Василия Блаженного в Москве

Нужно отметить, что до революции, когда столицей был Петербург, в нем тоже было немало храмов: историки утверждают, что каждая улица в Петербурге заканчивалась церковью или храмом.

В воспоминаниях современников можно найти отзывы о том, что, подъезжая к столице, они видели множество куполов. Все эти храмы были разрушены в 1930-е гг.

Почему на церкви черные купола?

Традиционный цвет куполов церквей – золотой. Также распространен зеленый цвет. Но черный? Церковь с чёрными куполами в Москве — не исключение из правил. Черные купола встречаются на нескольких московских храмах.

Старообрядческая церковь (Москва, Турчанинов пер.)

Собор Покровского монастыря в Москве

Загадка черного цвета в окраске куполов до сих пор не разгадана. 1 версия приписывает черные купола к монашеской символике, аскетизму, строгости, скорби по Христу.

Другая версия отдает предпочтение принадлежности архитекторов-строителей храмов к масонским ложам.

Успенские соборы России

Успенские соборы России находятся во многих городах. Все они посвящены одному празднику – Успению Божией Матери.

Казалось бы, парадокс – смерть Богоматери отмечена праздником. Но православная вера учит, что Ее Успение – не смерть, а соединение с Богом. Некая аналогия Воскрешению Христа.

Храм, строящийся в честь Пресвятой Богородицы, обязательно будет иметь голубые стены — по православному канону.

Кафедральные соборы России

Кафедральные соборы России представляют собой главные храмы церковной области (епархии).

В них обязательный атрибут — возвышение в центральной части, т.н. кафедра правящего архиерея. Именно в ним глава епархии — митрополит — осуществляет регулярное богослужение.

Самые большие храмы России по вместительности располагаются в крупных городах — там, где они и нужны для доступа всех православных верующих в Дом Божий.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Храм Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (ныне музей) готовы соперничать друг с другом по метражу и эстетике убранства.

Заброшенные российские храмы

Заброшенные храмы и церкви России соседствуют с ныне действующими.

Даже в крупных городах можно найти множество соборов, закрытых и сегодня. В последние годы идет активное восстановление храмов из небытия.

Однокупольные российские храмы

Однокупольные храмы России посвящены одному – самому Господу Богу. Об этом говорит их символика – 1 купол символизирует единого Бога.

Церковь Покрова на Нерли

3 купола напоминают о Святой Троице. 5 куполов означают Христа в окружении 4 евангелистов. Собор с 7 куполами ассоциируется с 7 таинствами Церкви. Встречаются храмы с 9, 13, 15 и 33 куполами.

В целом, христианский православный храм — святое место, предназначенное для богослужений (литургий) и таинств. В любом храме найдутся алтарь с иконостасом и царскими вратами, большое Распятие, иконы и свечи, расположенные по определенной системе.

Обязательная принадлежность храма — цветы. Особое искусство — православная флористика. На каждый церковный праздник применяются цветы и растения разных оттенков и видов, подобно облачениям священнослужителей разных цветов.

Религиозные центры православия в России и странах СНГ

Лекция 6. Религиозные паломнические центры в православии.

Тема 2. Религиозный туризм в православии.

План:

1. Религиозные центры православия в России и странах СНГ.

2. Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья.

Литература:

Основная литература:

История международного и отечественного туризма. Москва; ВШТГ, НОУ «ЛУЧ», 1999.

Криндаг А.Д. География религиозных объединений РФ// Изв. АН СССР. Сер. Географ. М., 1996, №2

Сафронов С.Г. Географические аспекты изучения религиозной сферы в России. М., 1998

Тардже Д. Мир паломничества. М., 1998.

Христов Т.Т Религиозный туризм М.2003., 260 С.

Дополнительная литература.

Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., «Невский Фонд» 2000, 2001.

Галазны П.Н. «История государства зарубежных стран»., М., Юрид. лит-ра, 1980.

Даринский А.В. Туристские районы РФ и ближнего зарубежья. СПб 1994

Малерб М. Религии человечества. -М.-СПб., 1997.

Подугольников В. М.. «Страны мира: Краткий справочник», М.: Республика. 2001, с. 148.

Поляков Н. А. Страны мира: Краткий справочник. – М.: Политиздат, 2000, с. 153.

Соколова М.В. История туризма. М., 2002

Туризм Подмосковья в канун XXI века. Сборник докладов г. Сходня Московской области. М., 2000

На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например Храм Христа Спасителя в Москве были восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, большинство храмов и монастырей Русской Православной Церкви оказались закрыты. Некоторые из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях размещались различные хозяйственные объекты – склады, гаражи; или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключенных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в сталинские годы были организованы Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения. В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, многие священники и монахи были репрессированы.

С конца 1980-х гг. наблюдается возрождение православия в России. Указом президента России Ельцина Б.Н. церковное имущество стало возвращаться РПЦ. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Во многих монастырях возрастает число монахов и монахинь, послушников и послушниц.

К сожалению, при передаче церкви культовых сооружений возникли конфликты между церковью и музеями, находящимися на территории монастырей и храмов. Имеются различные прецеденты решения конфликтов, связанных с вопросами принадлежности зданий и другого имущества (богослужебные книги и т.д.). Проблемы разрешаются в пользу церкви или достигаются компромиссы. Так, например музей-заповедник, находившийся на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Московская обл.) был выведен за территорию монастыря. В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре сотрудники музея не имеют права водить экскурсии по отдельным храмовым зданиям. В Иосифо-Волоцком монастыре исторический музей, посвященный этому самому монастырю, был ликвидирован. На основании приведенных примеров можно сказать, что при возрождении монастырской жизни светская культура России в лице музейного дела понесла ощутимые потери.

Однако есть примеры мирного сосуществования монастырей и музеев на их территории. Так Бородинский музей-заповедник и Спасо-Бородинский женский монастырь совместно владеют постройками монастыря, решают вопросы его посещения и т.д.

На сегодняшний момент достаточно полное представление о действующих монастырях РПЦ на территории России, стран СНГ и дальнего зарубежья может дать справочник-путеводитель «Монастыри Русской Православной Церкви». Справочник включает краткие описания почти всех ныне действующих монастырей. Рассказывается об истории, святынях, современной жизни монастырей, праздниках, именах настоятелей, даются адреса монастырей и указания как до них добраться.

В соответствии с данными справочника в России находится 313 монастырей и 26 пустыней Русской Православной Церкви. В странах СНГ насчитывается 183 монастыря РПЦ, из них на Украине 111 (и 6 пустыней), в Белоруссии – 15, Казахстане – 7, Латвии – 3, Литве – 2, Молдавии – 33, Узбекистане – 5, Эстонии – 1. В дальнем зарубежье находится 13 монастырей .

В России имеются восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и наиболее посещаемыми. Это:

-Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская обл.

-Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (св. игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской обл.

-Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая обл.

-Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

-Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская обл.

-Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская обл.

-Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

-Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадский), Санкт-Петербург .

Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе религиозного туризма возникает вопрос классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от классификационных признаков возникают совершенно разные классификации. Объекты, находящиеся в одной группе по одной классификации, окажутся в совершенно разных, даже противоположных группах по другой классификации. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности, 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности, 3) по составу несущих монашеские обеты, 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

На территории России.

На территории республик СНГ. Как и на территории России здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Гомельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан).

На территории стран дальнего зарубежья. Монастыри и храмы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других.

На двух территориях, играющих особую роль в жизни верующих-православных – Святой Земле (Русская духовная миссия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить:

Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, С.-Петербург, Н.Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая Сергиева Лавра Ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад в Московской обл.), Свято-Успенская Киево-Печерская лавра Ставропигиальный мужской монастырь (Киев) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом или поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком. Следует отметить, что в силу их местонахождения в крупных городах (или вблизи их) эти объекты являются элементом обычной среды для значительного числа посетителей-жителей этих городов и их окрестностей. Например, в Новодевичем Смоленской Иконы Пречистой Богородицы женском монастыре (Москва) регулярно совершаются богослужения, в том числе литургии, отмечаются религиозные праздники. На эти мероприятия собирается большое число прихожан, в основном москвичей, которых явно нельзя отнести к туристам. Одновременно эти культовые объекты привлекают православных паломников из других городов, а также туристов-экскурсантов.

Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных городов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств). Следует отметить, что и поездки иностранцев во многих случаях акцентируются на посещение объектов в Москве, С.-Петербурге, Киеве или начинаются и заканчиваются в этих городах.

Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. По мнению автора, типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами-экскурсантами. Два вышеназванные монастыря служат примером этому.

Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно на вездеходе или вертолетом.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии мужскими являются: Свято-Данилов Ставропигиальный монастырь (Москва), Донской Ставропигиальный монастырь (Москва), Высокопетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский Ставропигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской Епархии относятся: Зачатьевский Ставропигиальный монастырь (Москва), Покровский Ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский монастырь (Московская обл.) и многие другие. В женских монастырях службу в храме осуществляют священники – мужчины, поскольку, по канонам православия женщины не могут вести службу и входить в алтарь храма. Настоятелем женских монастырей является женщина.

По возрасту монастыря в контексте исторической эпохи. С одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны в дореволюционные годы. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10-15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской области, в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь Во имя новомучеников российских. Сейчас он строится. В центре г. Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем. Существуют:

Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. Так в Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровском мужском монастыре (Калужская обл.) прием организованных групп должен быть заранее согласован с начальством монастыря. Прибывающим необходимо иметь при себе паспорт. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

Монастыри, а) принимающие паломников на ограниченный срок, б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнутьев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева Лавра – на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Свято-Николаевском женском монастыре (Донецкая обл. Украины) могут молиться и трудиться в стенах обители три дня, больший срок – по благословению настоятельницы или эконома. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы паломников, живущих на территории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

Монастыри, а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания, б) не предоставляющие таких услуг. Киево-Печерская лавра, Свято-Боголюбский монастырь предоставляют богомольцам гостиницу и питание. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в паломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Паломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре как Троице-Сергиева лавра гостиницы – женский и мужской странноприимные дома не могут вместить всех желающих. Приволжский Свято-Никольский женский монастырь (Ивановская обл.) принимает паломников, трудников обеспечивает жильем и питанием. Макариево-Унженский женский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская обл.).

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл.) не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе «Сиверская».

Монастыри, принимающие а) только мужчин, б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская республика Афон, Греция), Пафнутьев-Боровский монастырь.

Паломников обоих полов принимают многие монастыри России, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней при наличии паспорта. Паломникам, прибывающим на несколько дней и больше в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты строительными работами.

Монастыри а) взимают, б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное проживание и питание. Как мы только что видели, в монастырях от паломников требуется выполнение работ или послушание. Выполнение определенных работ (строительных, уборка территории и др.) – подвижничество, служение, действия во славу Божью.

Но известны случаи взимания денег за проживание и питание на территории монастыря. Так Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с 2001 г. установил следующие расценки (табл. 5).

Стоимость проживания и питания паломников на территории Свято-Пантелеимонова монастыря ( в долл. США).

Пребывание\ Категория посетителей До 3 дней (2 ночи) пребывания До 1 недели пребывания До 2 недель пребывания
Священнослужители и миряне
Монахи и дети до 12 лет

Монастыри, а) предоставляющие транспорт паломникам, б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предоставлять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться «на перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей паломниками. Виды транспорта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь в летнее время в воскресные дни организует переправу паломников через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Так каждую субботу в 8.00 утра от подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская обл.) в Москве отправляется автобус с паломниками. Они едут в двухдневную поездку в этот монастырь с посещением женского монастыря – Казанской Амвросиевской Шамординской пустыни (Калужская обл.). Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пустыни несколько дней в неделю утром забирает паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

Монастыри, располагающие на своей территории а)музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы, б) государственные музеи, в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом монастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках Российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством а) православные гимназии, епархиальные училища, общеобразовательные школы, б) детские приюты и богадельни, в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. Поэтому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе.

В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 девочек – сирот в возрасте 6-16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гимназии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свято-Никольском женском монастыре (Ивановская обл.) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек – сирот из неблагополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Казанском Девичем женском монастыре (Калуга)* в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада», для детей, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует православный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалистами, оказывают безвозмездную помощь населению. За год удается принять до 3 тыс. пациентов.

В выходные и праздничные дни может быть больше мероприятий, чем в обычные. Так в некоторых монастырях в эти дни проходит всенощное бдение и могут быть, например, две литургии вместо одной в будни. В каждом монастыре отмечаются свои праздники местночтимого святого, чудотворной иконы. Почти во всех монастырях РПЦ культовые действия совершаются каждый день. Но есть и исключения. Так в женском монастыре Николо-Одринская пустынь (Брянская обл.) богослужения не проводятся в понедельник. В уже известном нам Казанском монастыре богослужения проводятся только по субботам, воскресеньям и праздникам. Также в одних храмах службы могут проводиться только летом, а в других – круглый год.

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки. Скажем, туристы прибыли в храм (тем более, если это зима), а он будет открыт только через час, или, наоборот, служба уже заканчивается или ее вообще не должно быть по расписанию в этот день. Важной для паломников особенностью ряда монастырей является то, что службы там проводятся по полному суточному кругу богослужения. Примером этому может служить Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь. Известны случаи, когда один монастырь совершает богослужения по образцу другого монастыря, пользующегося известностью и авторитетом. Так Пафнутиев-Боровский монастырь придерживается образца богослужения, практикуемого в Троице-Сергиевой лавре. А в Ново-Тихвинском женском монастыре (Екатеринбург) службы поются знаменным распевом по византийскому образцу.

Многие туристы, посещающие монастыри и храмы России постоянно проживают в крупных городах. Как мы знаем, для крупных городов характерен быстрый ритм жизни. Часто люди крупных городов страдают от хронической усталости, их утомляют городская спешка, суета, большое количество дел и времени, затрачиваемого на транспорт. Кроме того, очень специфическим является сознание горожан. Поэтому для туристов, посещающих монастыри, находящиеся в сельской местности, малых городах России очень интересно наблюдать особенности жизни и быта монахов, послушников, трудников монастырей. Особенности жизни и быта монашествующей братии могут быть откровением для туристов, особенно экскурсантов, которые могли впервые отправиться в поездку по религиозным местам, находящимся за пределами их обычной среды. Эти особенности следует учитывать специалистам, разрабатывающим турпродукт, в политике его продвижения, а также при сегментировании рынка. Через акцентирование внимания на какой-либо изюминке жизни в монастыре, нетипичной для жизни светских горожан, можно повысить туристскую привлекательность посещаемых мест.

Но особенно интересно видеть специфические особенности жизни монастыря (гораздо более оригинальные, чем просто возделывание собственного огорода в сельских монастырях), быть свидетелем особенных форм подачи материала при экскурсиях. Так в Александровском женском монастыре (Московская обл.) реализуется цель просветительской деятельности – знакомство посетителей с жизнью православной церкви. Экскурсии проходят с проведением молебнов, демонстрацией духовных спектаклей и видеофильмов на православные темы. В Ново-Голутвином монастыре имеется детский клуб любителей животных, так как здесь живут верблюд, пони и собаки. Сестры монастыря в своем собственном питомнике разводят среднеазиатских и кавказских овчарок.

​Социологи определили «самые православные» и «самые мусульманские» города России

-А А+ Фото:

В преддверии праздника Рождества департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ провел исследование, направленное на определение степени проникновения православной культуры в жизнь граждан России — жителей крупных городов.

Ученые с помощью разработанной ими методики установили города, жители которых проявили наибольший интерес к двум основным религиозным традициям, представленным в РФ, — православию и исламу. Кроме того, социологи составили отдельный рейтинг городов, в которых наблюдается рост влияния различных неоязыческих движений.

Опрос населения в части, касающейся православной культуры, предусматривал индексирование нескольких основных показателей. Например, исследователи фиксировали уровень интереса к православной культуре и вере, который проявляется в участии православных в церковных службах, чтении духовной литературы, участии в культурной и религиозной жизни, наличии у участников опроса дома или на работе икон и религиозной литературы.

«Самые православные» города России

В соответствии с полученными результатами «самым православным» городом страны стал Липецк. В топ-10 вошли:

  1. Липецк
  2. Курск
  3. Саранск
  4. Москва
  5. Белгород
  6. Воронеж
  7. Тамбов
  8. Рязань
  9. Ульяновск
  10. Калуга

Авторы исследования отмечают, что в большинстве крупных и средних российских городов доминируют сторонники православной религии и культуры. Однако исследование показало, что среди тех, кто относит себя к православным, достаточно много пассивных людей.

Практически все заявившие о своем интересе к православию крещены, большинство имеет на работе или дома иконы, а также православные книги — Библию, Новый завет, молитвослов или современную религиозную литературу. При этом только 12% из них посещают религиозные службы несколько раз в месяц или чаще, и только 10% знают полностью «Символ веры» — краткое изложение основ православного вероучения.

Фото: Липецкая митрополия, (Геннадий Никитин и Евгения Хридина)
«Самые мусульманские» города России

Рейтинг городов с наиболее существенной долей жителей, проявляющих интерес к исламу и исламской культуре, выглядит следующим образом:

  1. Махачкала
  2. Грозный
  3. Казань
  4. Набережные Челны
  5. Уфа
  6. Стерлитамак
  7. Ставрополь
  8. Астрахань
  9. Нижневартовск
  10. Ростов-на-Дону
  11. Ульяновск
  12. Сургут
  13. Симферополь
  14. Владикавказ
  15. Москва
  16. Оренбург
  17. Нижний Новгород
  18. Магнитогорск
  19. Тольятти
  20. Самара

Как видно из представленных списков, Москва является центром обеих религиозных традиций — как православной, так и мусульманской.

Этот вывод подтверждается данными других опросов и исследований: по различным данным, из 13 миллионов человек, составляющих современное население российской столицы, в Москве насчитывается около 8,5 млн православных верующих (согласно исследованию Фонда «Общественное мнение», до 67% населения; в это число входят и так называемые этно-культурные православные — люди, традиционно заявляющие о своей принадлежности православной традиции, но не являющиеся активными прихожанами московских храмов) и до 2 млн мусульман.

Города с большой долей жителей, интересующихся неоязычеством

Социологи Финансового университета при Правительстве РФ отметили, что в последнее время в России активизировалось движение неоязычников — последователей новых или реконструированных ранее существовавших древних языческих учений и духовных практик, ставящих перед собой цель возрождение древнерусских, дохристианских верований.

Исследователи, опираясь на полученные данные, отмечают, что, несмотря на возросший интерес к теме неоязычества, на практике оно пока не получило распространения: о своем активном интересе к древнеславянской культуре и верованиям заявили лишь 0,2% опрошенных.

Тем не менее, признают социологи, в России есть города, где доля неоязычников существенно превышает среднероссийский уровень.

Топ-20 городов, в которых наблюдается наибольший интерес к неоязычеству со стороны населения:

  1. Комсомольск-на-Амуре
  2. Ставрополь
  3. Белгород
  4. Магнитогорск
  5. Стерлитамак
  6. Липецк
  7. Кострома
  8. Новороссийск
  9. Таганрог
  10. Тула
  11. Тамбов
  12. Ульяновск
  13. Калуга
  14. Астрахань
  15. Симферополь
  16. Йошкар-Ола
  17. Курск
  18. Нижний Новгород
  19. Саратов
  20. Краснодар

Сразу несколько российских городов вошли одновременно в два рейтинга. Например, высокий интерес одновременно к православию и исламу продемонстрировали жители Москвы, к православию и неоязычеству — Липецка, Калуги, Курска, Белгорода и Тамбова. Интерес к исламу и в то же время к неоязычеству проявили жители Ставрополя, Астрахани, Симферополя, Нижнего Новгорода и Магнитогорска.

Единственным городом, вошедшим сразу во все три рейтинга, стал Ульяновск.

Исследование проводилось в виде опроса в городах с населением более 250 тысяч человек. Авторы не ставили перед собой задачу анализа межэтнических и межконфессиональных отношений. В основной части опроса участвовали только люди, заявившие об интересе к православной религии и культуре.

ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Среди них выделяются памятники наследия ЮНЕСКО и духовно-культурные центры: Соловки, Кижи, Оптина пустынь, Дивеево, Псково-Печерская обитель, Троице-Сергиева лавра, Нилова пустынь.

№1. Соловки

Архангельская область, архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу.

Соловки.

Соловки завлекают своей мистической землей, так как были основаны еще в XV веке. Соловки вобрали в себя группу из 6 островов, которые расположились у входа Онежской губы в Белом море (Архангельская область). Среди этой группы островов выделяется самый крупный – Соловецкий (более 240 кв. км).

Издавна здесь были построены лабиринты. Когда-то в этом монастыре были войска, которые защищали от атаки врагов. Помещение также служило местом ссылок. И только в 90-х годах была возрождена религиозная деятельность.

Главной знаменитостью и религиозно-культурным средоточием считается Соловецкий ставропигиальный мужской скит, или же просто — Соловецкий монастырь. Возник в 1420—1430-х годах. С XVI и до начала XX века монастырь считался одной из самых «знаменитых» политических и церковных тюрем в России. При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения (СЛОН).

Чтобы поистине прочувствовать духовность и святость этого места, нужно провести здесь как минимум неделю. И обязательно посетите Ботанический сад. Здесь сохранились растения, высаженные монахами в 1870—1920 годах, а также посадки заключённых Соловецкого лагеря.

Природа Соловецкого архипелага завораживает и помогает слиться с чистотой этих мест, став ее частью.

— Соловецкий монастырь, как одна из святынь России изображен на обратной стороне 500 рублевой купюры.

— Из 50 существующих каменных лабиринтов в России 35 находятся на территории Соловецких островов. Их возраст – более 2000 лет.

№2. Кижи

Республика Карелия

Кижи.

Знаменитый Кижский погост состоит из Преображенской и Покровской церквей, между которыми построена колокольня. Церкви были возведены в XVIII-XIX столетиях.

Преображенская церковь известна тем, что была построена полностью из дерева без единого гвоздя и одним лишь топором. Ее основателем был столяр Нестор, который после завершения выбросил свой топор в реку, чтобы никто не мог скопировать его творение.

Но все же в данной церкви высотой 37 метров есть гвозди в куполах.

В 1993 г. Кижи были названы одним из особенно значимых памятников развитого наследия России.

ЮНЕСКО признало Кижи всемирным наследием сразу по трем критериям: как шедевр человеческого созидательного гения, сооружение в гармонии с окружающим ландшафтом и вершина плотницкого мастерства.

№3. Оптина пустынь

Козельск, Калужская обл.

Оптина пустынь.

Следующим святым местом считается Оптина пустынь, которая была названа в честь раскаявшегося атамана бандитов – Опты (в монашестве Макарий).

Монастырь состоит из Введенского собора, крестообразно от которого стоят церкви Марии Египетской, Казанской и Владимирской. Этот монастырь был создан в XIV веке и знаменит историей служения старцев, основоположником которого был архиепископ Леонид. По сей день множество верующих людей приезжает, чтобы прикоснуться к мощам старца Амвросия.

В Оптину пустынь любили приезжать Гоголь, Достоевский и Толстой. После нахождения Достоевского в этом святом месте был написан роман «Братья Карамазовы».

В 1931 г. на территории монастыря Оптина пустынь был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Лаврентия Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где разместили около 5000 польских офицеров, ок. 4400 из них позднее отправленных в Катынь на расстрел.

Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.

№4. Дивеево

Дивеево, Нижегородская область

Дивеево.

Стоит посетить и женский монастырь в Дивеево, который был основан во 2-й половине XVIII века. Этот монастырь находится под покровительством Пресвятой Богородицы. По преданию, она явилась святому Серафиму Саровскому и указала на место, где должна быть построена церковь. Первой стала Казанская, затем церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы.

В середине монастыря возвели Троицкий собор, являющийся главной молельней. Именно в этом храме и по сей день хранятся мощи батюшки Серафима и его оставшиеся вещи. Многие люди, приезжая сюда, поклоняются ему и верят, что его мощи помогают очистить душу и даже исцелиться.

Рака, в которую были помещены мощи прп. Серафима, изготовленная по типу старого гроба-колоды в Зосимо-Савватьевской церкви. Дивеево

Недалеко от Троицкого собора стоит Преображенский собор, который был построен на пожертвованные деньги прихожан. Среди святынь Дивеевского лавра можно выделить Святую Канавку, икону Божьей Матери и раку с останками старцев Глинской пустыни. Канавка считается сердцем Богородицы. Проведя ночь в монастыре, можно получить благословение Божьей Матери.

В окрестностях монастыря располагаются шесть святых источников, пять из них находятся на территории Дивеева. Самый известный из них — источник в честь Казанской иконы Божией Матери. При расчистке этого источника в советские годы была найдена Казанская икона Божией Матери.

№5. Псково-Печерский монастырь

Печоры, Псковская область

Псково-Печерский монастырь.

Одной из старейших обителей является Псково-Печерская. История этого мужского монастыря началась с XV века, с выкопанной и освященной церквушки в пещере. Основателем считается преподобный Иоанн, который освятил обитель Успенской церковью.

Сегодня на территории монастыря размещены сохранившиеся пещеры, 8 церквей и Михайловский собор. Также здесь есть 2 источника со святой водой в честь Св. Корнилия и в доброе имя Богородицы. Основными святынями считаются иконы «Умиление» и «Успение» Божьей Матери, а также икона Св. Николая.

Псково-Печорский монастырь.

— Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами (по-древнерусски — печорами), называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом).

— Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему не был затронут антицерковными и антирелигиозными мероприятиями Советской власти.

— В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошёл Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Среди мирян в пещерах погребены предки А. С. Пушкина, М. И. Кутузова, М. П. Мусоргского, А. Н. Плещеева, В. Н. Татищева и другие.

— В настоящее время мирян в пещерах не хоронят; монахов же погребают на пятой и шестой улицах. Их хоронят в гробах, помещаемых в стены пещер, не засыпая землёй. При этом в пещерах отсутствует запах тления тел усопших. Общее число захоронений составляет около 10 тыс. человек.

№6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Сергиев Посад, Московская область

Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра считается самой крупной среди российских монастырей. Еще в 1337 году ее основал Сергий Радонежский. Этот великий мужской монастырь когда-то состоял только из деревянного храма Святой Троицы и нескольких келий. Сейчас же на территории монастыря находятся 2 собора, колокольня, часовня и 7 церквей. Святынями являются останки святых старцев, в том числе мощи С. Радонежского, к которым преклоняются верующие люди.

— Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского (мирское имя Варфоломей) на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году.

— Над иконостасом Свято-Троицкого собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее.

— Со времён сооружения храма сохранилось около 40 икон.

— В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

№7. Нилова пустынь

Побережье озера Селигер, Тверская область

Нило-Столобенская пустынь.

Последней, но не по своей значимости, является Нилова пустынь. История этого места берет свое начало с начала XVIвека, основателем является преподобный Нил. По преданию, когда на его келью напали грабители, Нил вышел с иконой Пресвятой Богородицы. Начав читать мольбу, разбойникам показалось, что его окружает большое количество вооруженных людей, и тогда в испуге они опустились на колени перед Нилом и стали вымаливать прощения.

После его смерти на острове Столобный, где он жил свои последние 27 лет, был воздвигнут Нило-Столобенский мужской монастырь. В нынешнее время монастырь состоит из Богоявленского собора (покоятся останки святого Нила), Крестовоздвиженский и Всех Святых храмы, церковь Святого Иоанна и Покрова Богородицы.

В годы советской власти Нило-Столбенская пустынь успела «преобразиться» в:

1927—1939 — трудовую коммуну, колонию для малолетних преступников;
1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
1941—1945 — госпиталь;
1945—1960 — снова колонию;
1960—1971 — дом престарелых;
1971—1990 — турбазу.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов.

В советское время в Нилову пустынь были перенесены останки Леонтия Магницкого — автора первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры, ученого и соратника Петра I.

Отправляться в монастыри следует с чистым сердцем и душой, и провести в каждом из таких мест хотя бы сутки.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *