Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации

Позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою «за други своя», что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви (Ин.15:13).

Русская Православная Церковь видит насущную необходимость в возрождении духовных основ воинского служения, призывая военнослужащих к подвигу и молитве.

С точки зрения христианского вероучения война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4:3-12). Признавая войну злом, Церковь благословляет своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и своего Отечества. Церковь во все времена относилась с уважением к воинам, которые ценой собственной жизни и здоровья выполняли свой долг.

Благовествуя о Христе Спасителе, пастырь призван воодушевлять военнослужащих на ратное служение. Сохранение мира в душе является делом весьма трудным, особенно в контексте исполнения воинского долга,требующего от воина глубокой внутренней работы над собой и особого пастырского душепопечения. Предназначение военного священника — стать духовным отцом военнослужащих, гражданского персонала воинских формирований и членов их семей, помогать им с христианской точки зрения осмысливать свой долг.

Военный священник, кроме общих требований, предъявляемых к духовенству Русской Православной Церкви, должен иметь опыт пастырского служения, уметь переносить трудности и лишения, связанные с его службой. При этом личный пример и твердость духа священнослужителя, особенно в сложных ситуациях, являются важными средствами пастырского воздействия на военнослужащих.

Военные священники призваны воспитывать в военнослужащих дух взаимопомощи и братской поддержки. При этом военные священники не должны брать на себя функции, выходящие за рамки их статуса.

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок взаимодействия епархий Русской Православной Церкви, Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами (далее — Синодальный отдел), федеральных органов государственной власти, в которых предусмотрена военная и правоохранительная служба (далее по тексту — воинских и правоохранительных формирований), а также военного духовенства1 по вопросам:

  • пастырского окормления и религиозного просвещения военнослужащих (служащих) и членов их семей;
  • совершения богослужений и обрядов на территории воинских и правоохранительных формирований2.

1.2. Военное духовенство организует работу с военнослужащими (служащими) православного вероисповедания (членами их семей) на принципах добровольности и в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом специфики воинских и правоохранительных формирований.

1.3. Епархиальные архиереи:

  • осуществляют начальственное наблюдение и несут каноническую ответственность за богослужебную и пастырскую деятельность военных священников в пределах своей епархии;
  • через органы епархиального управления оказывают содействие клирикам своей епархии и прикомандированным священнослужителям других епархий в осуществлении на территории епархии соответствующей деятельности в воинских и правоохранительных формированиях.

1.4. Военное духовенство Русской Православной Церкви составляют штатные и внештатные военные священнослужители.

Штатные военные священники находятся на должностях гражданского персонала в воинских и правоохранительных формированиях и в богослужебной и пастырской деятельности состоят в подчинении епархиального архиерея епархии, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование, а в рамках должностных обязанностей, обусловленных трудовым договором (контрактом), подчиняются командиру (начальнику) воинского или правоохранительного формирования.

1.5. Внештатные военные священники осуществляют свою деятельность по согласованию с командирами (начальниками) воинского или правоохранительного формирования на основании соглашений о сотрудничестве между Русской Православной Церковью, епархиями и воинским или правоохранительным формированием.

В части осуществления богослужебной и пастырской деятельности в воинском или правоохранительном формировании внештатные военные священники подчиняются епархиальному архиерею епархии, на территории которой находится соответствующее формирование.

В отношении внештатных военных священнослужителей, командированных из иных епархий, епархиальный архиерей епархии, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование, осуществляет функции, предусмотренные п. 1.3 настоящего Положения.

1.6. Взаимоотношения православного духовенства в воинском коллективе с представителями духовенства других религий и христианских конфессий основываются на взаимном уважении и принципе взаимного невмешательства в религиозную деятельность.

II. Требования к военным священникам

2.1. Военные священники должны соответствовать следующим обязательным требованиям:

  • обладать пастырским опытом, позволяющим окормлять и просвещать военнослужащих (служащих);
  • иметь высшее богословское образование или высшее светское образование при достаточном пастырском опыте;
  • иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.

2.2. Военные священники, занимающие штатные должности в воинском или правоохранительном формировании, должны быть гражданами Российской Федерации и не иметь иного гражданства.

2.3. Военные священники могут проходить специальную подготовку, необходимую для исполнения своих обязанностей, в порядке и на условиях, устанавливаемых Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами совместно с руководством воинского или правоохранительного формирования.

III. Задачи военного духовенства

3.1. Основными задачами военного духовенства являются:

  • совершение богослужений и религиозных обрядов;
  • духовно-просветительская работа;
  • участие в мероприятиях, проводимых командованием по патриотическому и нравственному воспитанию военнослужащих (служащих) и членов их семей;
  • оказание содействия командованию в проведении профилактической работы по укреплению правопорядка и дисциплины, предупреждению правонарушений, неуставных взаимоотношений и суицидальных происшествий;
  • консультирование командования по религиозным вопросам;
  • участие в формировании в коллективах отношений, основанных на нормах христианской морали;
  • содействие формированию здорового нравственного климата в семьях военнослужащих (служащих).

3.2. Военное духовенство участвует в организации и проведении просветительской и воспитательной работы с членами семей военнослужащих (служащих), взаимодействуя с различными организациями, в том числе с военно-патриотическими и военно-спортивными клубами, ветеранскими и другими общественными организациями.

IV. Организация деятельности военного духовенства

4.1. Кандидаты на штатные должности военного духовенства в воинском или правоохранительном формировании на территории епархии определяются решением епархиального архиерея.

Кандидаты проходят испытания на профессиональную пригодность в соответствии с требованиями, определяемыми Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и руководством воинского или правоохранительного формирования.

При отсутствии препятствий кандидаты проходят соответствующую подготовку по программам, разработанным Синодальным отделом и Управлением по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ВС РФ).

Кандидаты представляются Синодальным отделом руководству воинского или правоохранительного формирования для назначения на штатные должности.

4.2. Если кандидат на штатную должность не соответствует установленным требованиям, епархии необходимо представить в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами сведения о другом кандидате.

Если клирик, занимающий штатную должность, не может выполнять свои обязанности, он подлежит освобождению от должности в установленном порядке по представлению Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами через соответствующий орган воинского или правоохранительного формирования. В указанном случае епархия представляет в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами сведения о другом кандидате на вакантную должность.

4.3. Штатные и внештатные военные священники остаются клириками епархий, в канонической юрисдикции которых они состоят.

4.4. На основании обращения председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами священнослужители могут на определенный срок командироваться епархиальным архиереем, в канонической юрисдикции которого они состоят, в иную епархию, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование, для осуществления предусмотренного настоящим Положением служения.

При положительном решении епархиального архиерея председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами обращается к епархиальному архиерею епархии, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование, с просьбой принять решение о назначении командируемого священнослужителя на штатную должность военного священника.

По решению епархиального архиерея епархии, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование, прикомандированный священнослужитель может быть досрочно отправлен в свою епархию.

4.5. В случае передислокации воинского или правоохранительного формирования за пределы епархии командирование штатных военных священников по месту новой дислокации осуществляется в порядке, предусмотренном п. 4.4 настоящего Положения.

При сокращении штатной должности, занимаемой военным священником, командированный священнослужитель возвращается на служение в свою епархию.

4.6. В своей богослужебной и пастырской деятельности военные священники подотчетны епархиальному архиерею епархии, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование.

4.7. Спорные вопросы, возникающие в ходе работы военных священников, подлежат урегулированию епархиальным архиереем епархии, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование, совместно с представителями Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и соответствующих органов воинского или правоохранительного формирования.

4.8. Решения о поощрении военных священников принимаются епархиальным архиереем епархии, на территории которой находится соответствующее воинское или правоохранительное формирование, по представлению Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и (или) командира (начальника) воинского или правоохранительного формирования.

В отношении командированных священнослужителей решения по поощрению принимаются епархиальным архиереем епархии, в канонической юрисдикции которой находится командированный священнослужитель, по представлению епархиального архиерея епархии, на территории которого находится соответствующее воинское или правоохранительное формирование, а также Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами или командира (начальника) воинского или правоохранительного формирования.

4.9. Решения о наложении канонических прещений на клириков из числа военных священников принимаются епархиальным архиереем (церковным судом) епархии, на территории которой находится соответствующее воинское или правоохранительное формирование по представлению Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами или командира (начальника) воинского или правоохранительного формирования.

В отношении командированных священнослужителей решения по применению канонических прещений принимаются епархиальным архиереем (церковным судом) епархии, в канонической юрисдикции которой находится командированный священнослужитель, по представлению епархиального архиерея епархии, на территории которого находится соответствующее воинское или правоохранительное формирование, а также Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами или командира (начальника) воинского или правоохранительного формирования.

4.10. Внештатные военные священники на территории епархии назначаются по решению епархиального архиерея.

Назначение внештатных военных священников из числа командированных из других епархий осуществляется в исключительных случаях с согласия епархиального архиерея, в канонической юрисдикции которого находится командируемый священнослужитель.

4.11. После назначения священнослужителя на штатную должность командир (начальник) воинского или правоохранительного формирования заключает с ним трудовой договор (контракт).

4.12. Военному священнику в порядке, предусмотренном нормативными актами соответствующего воинского или правоохранительного формирования, предоставляется помещение, позволяющее по церковным канонам совершать богослужения, а также помещение для внебогослужебной работы с военнослужащими.

4.13. Для организации повседневной деятельности в воинском или правоохранительном формировании военному священнику командованием могут выделяться необходимые для его служения средства связи, транспорт и оказывается другая необходимая практическая помощь.

По всем вопросам организации своей деятельности, в том числе при возникновении конфликтных ситуаций, военный священник вправе обратиться к епархиальному архиерею и (или) вышестоящему командиру (начальнику) воинского или правоохранительного формирования, в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами за методической и практической помощью и (или) к руководителю соответствующих органов воинского или правоохранительного формирования.

4.14. Обеспечение военных священников церковной утварью, религиозной литературой, иными предметами религиозного назначения, оснащение (оборудование) воинских (в том числе походных) храмов является предметом заботы епархиального архиерея епархии, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование.

4.15. Предоставление служебного жилья, выплата заработной платы, обеспечение права на отдых, медицинское обслуживание, образование, пенсию, льготы для многодетных семей и другие социальные гарантии штатным военным священникам обеспечиваются соответствующим воинским или правоохранительным формированием в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

V. Должностные обязанности штатного военного священника

5.1. Военный священник обязан:

  • основывать свою деятельность на Священном Писании, учении Православной Церкви, церковных канонах, с учетом традиций российского воинства;
  • основное внимание уделять пастырской, духовно-просветительской работе среди военнослужащих (служащих), как индивидуальной, так и в составе подразделений;
  • знать основные положения военного законодательства Российской Федерации, а также положения нормативных правовых актов, касающиеся религиозной деятельности в воинских и правоохранительных формированиях;
  • участвовать в воинских ритуалах, церемониях и других торжественных мероприятиях воинского или правоохранительного формирования;
  • совершать обряды и требы по просьбе военнослужащих (служащих) и членов их семей;
  • оказывать необходимую пастырскую поддержку военнослужащим (служащим), оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях, больным и раненым, членам семей военнослужащих (служащих), а также ветеранам и инвалидам;
  • организовывать и проводить церковное погребение военнослужащих (служащих) и членов их семей, их церковное поминовение, содействовать поддержанию в достойном состоянии мест воинских погребений;
  • содействовать командованию воинского или правоохранительного формирования в преодолении нарушений правопорядка и дисциплины, неуставных правил взаимоотношений, пьянства, наркомании, воровства, мздоимства и других негативных проявлений;
  • содействовать поддержанию мира и согласия между военнослужащими (служащими) различного вероисповедания, предотвращению межнациональной и межрелигиозной неприязни, помогать командованию в урегулировании конфликтных ситуаций;
  • консультировать командование по вопросам религиозного характера, оказывать им и должностным лицам воинского или правоохранительного формирования помощь в противодействии деятельности деструктивных религиозных (псевдорелигиозных) организаций;
  • соблюдать трудовую дисциплину и требования действующего российского законодательства по защите государственной тайны;
  • о конфликтах, которые не могут быть разрешены на местном уровне, информировать епархиального архиерея, Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, а при необходимости, вышестоящее командование соответствующего воинского или правоохранительного формирования;
  • по возможности оказывать содействие военнослужащим (служащим) других вероисповеданий в реализации их конституционного права на свободу вероисповедания;
  • исполнять иные обязанности по должности, предусмотренные трудовым договором (контрактом).

— Военное духовенство — священнослужители Русской Православной Церкви, которые на штатной или внештатной основе осуществляют пастырское окормление военнослужащих (служащих) федеральных органов государственной власти, в которых предусмотрена военная и правоохранительная служба.

— Под воинскими и правоохранительными формированиями в данном Положении понимается подразделение, воинская часть, соединение, объединение, образовательное учреждение, любое иное формирование федерального органа государственной власти, в котором учреждены воинские должности и должности правоохранительной службы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Российское законодательство о свободе совести и свободе вероисповедования

Вопросы:
1. Российское законодательство о свободе совести и свободе вероисповедания.
2. Особенности реализации религиозных потребностей верующими военнослужащими.

1

Российское законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из Федерального закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
При этом действующая Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство.
П. 3 ст. 2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит, что ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает равенство граждан Российской Федерации перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Поскольку Российская Федерация является светским государством, на ее территории никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В статье 6 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» дается определение понятию «религиозное объединение».
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
— вероисповедание;
— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозной группой в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.
Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Например, 10 апреля 2008 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность религиозной организации «Нурджулар» и запретил ее деятельность в России.
Перечень некоммерческих, в том числе религиозных, организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», публикуется на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (http://www.minjust.ru/nko/ perechen_zapret?theme=minjust).
П. 2 статьи 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» закрепляет тезис о том, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным федеральным законом, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами.
В статье 8 ФЗ «О статусе военнослужащих» говорится:
1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.
2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.
3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.
4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.
5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.
Таким образом, законодательство Российской Федерации создает необходимую почву для реализации верующими военнослужащими своих конституционных прав и свобод. Решение Президента Российской Федерации от 21 июля 2009 г. о воссоздании в Вооруженных Силах России института военного духовенства ускорило процесс формирования благоприятных условий для обеспечения конституционных прав военнослужащих, свободного исповедания ими своей веры и удовлетворения своих религиозных потребностей.

2

Цели и пути развития института военного духовенства Вооруженных Сил Российской Федерации на ближайшую перспективу во многом определены задачами, которые поставил Президент Российской Федерации на заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 20 марта 2012 года.
В связи с тем что Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены исключительно для сдерживания военной угрозы и отражения агрессии, основным содержанием духовно-просветительской работы современных военных священников является не идеологическое обоснование войны, а разъяснение ее целей и задач и формирование на этом фундаменте прочной мотивационной основы участия верующего военнослужащего в боевых действиях.
В мирное время деятельность помощников командиров по работе с верующими военнослужащими по своему содержанию — это основанная на многовековом опыте и выполняемая профессионалами-священнослужителями служба по удовлетворению духовных потребностей личного состава, духовному обеспечению его морально-психологического состояния.
На священнослужителей возлагается и задача по постоянному мониторингу религиозной обстановки и комплексной оценке ее влияния на выполнение объединениями и соединениями задач по предназначению. Современная международная и внутриполитическая обстановка характеризуется сложностью межрелигиозных и межэтнических отношений, активностью новых религиозных образований деструктивного толка, порой имеющих руководящие центры за рубежом. Все это обязывает священнослужителей профессионально участвовать в работе по ее постоянному изучению и готовить при необходимости соответствующие рекомендации и предложения командованию.
Руководство Минобороны России надеется, что с приходом в воинский коллектив помощник командира по работе с верующими военнослужащими будет активно организовывать духовное просвещение, участвовать в патриотическом и нравственном воспитании военнослужащих, в социальной работе. Ожидается, что в результате должно существенно меняться к лучшему морально-психологическое состояние личного состава, оздоравливаться нравственный климат в воинских коллективах, что в конечном итоге приведет к укреплению воинской дисциплины, уменьшению числа суицидальных проявлений, неуставных взаимоотношений и иных правонарушений.
Вместе с тем бытующее в обществе мнение, что институт военных священников якобы должен заменить уже существующие структуры по работе с личным составом, в корне неверно.
Священник в армии и на флоте — это прежде всего носитель духовного опыта, духовный воспитатель и утешитель, в любой ситуации военный священник призван укреплять в воинах их духовную крепость и стойкость.
Верующим военнослужащим сегодня нужны знания и разъяснения по нравственным вопросам войны и военного дела: первое, это сочетание заповеди «Не убий» и необходимости убивать человека в бою. Военнослужащим необходимо дать глубокое духовное обоснование и нравственное оправдание убийства человека на поле боя. Воспитывая победоносного воина, нельзя допустить его озверения, превращения в хладнокровного убийцу. Необходимо, по примеру Александра Суворова, воспитывать в нем милосердие к мирному населению и великодушие к побежденному противнику.
Во исполнение поручения главы государства от 21 июля 2009 г. министр обороны Российской Федерации принял соответствующие решения по организации работы органов военного духовенства в Вооруженных Силах.
Основная нагрузка по формированию новой структуры и подбору кадров для нее легла на Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации и Главное управление кадров Минобороны России.
Важной частью деятельности органов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации является разработка и введение в действие ряда внутриведомственных нормативных актов Минобороны России для осуществления организационно-правового регулирования работы органов по работе с верующими военнослужащими.
В настоящее время разработаны и приняты к руководству Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, Основы концепции работы с верующими военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации, Типовые функциональные обязанности должностных лиц органов по работе с верующими военнослужащими, Типовой трудовой договор.
Подбор, изучение и представление кандидатов на должности в органы по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются совместно с органами военного управления и традиционными религиозными объединениями России.
Основным руководящим документом для специалистов органов по работе с верующими военнослужащими ВС РФ является утвержденное министром обороны Российской Федерации Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации от 24 января 2010 г.
Данное Положение определяет общие принципы и устанавливает порядок взаимодействия органов военного управления и религиозных объединений в отношении реализации верующими военнослужащими прав на свободу совести и свободу вероисповедания в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации.
Положением определено, что должностные лица органов по работе с верующими военнослужащими назначаются в установленном порядке на основании решения министра обороны Российской Федерации по представлениям соответствующих религиозных объединений.
В упомянутом Положении сформулированы также профессиональные требования к должностным лицам органов по работе с верующими военнослужащими. Они должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных качеств военнослужащих.
Должностные лица органов по работе с верующими военнослужащими должны:
— быть гражданами Российской Федерации;
— не иметь двойного гражданства;
— не иметь судимости;
— иметь уровень государственного образования не ниже среднего (полного) общего образования;
— иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения;
— иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.
При назначении на руководящую должность должностные лица органов по работе с верующими военнослужащими должны иметь опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет.
Также лица, назначаемые на соответствующие должности, должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Минобороны России.
Очевидно также, что священникам для работы в армии и на флоте необходимы глубокие знания: истории государственного и военного строительства России; истории войн и военного искусства, военной истории России; конституционных и законодательных основ строительства Вооруженных Сил РФ, их организационно-штатной структуры и т.д.
Военный священник должен знать происхождение и понимать значение воинских традиций, символов, знать историю вида ВС, рода войск, соединения, части, где он служит. Важно, чтобы военный священник знал и правильно понимал основные положения общевоинских уставов, обязанности военнослужащих, порядок подчиненности, основы воинских взаимоотношений и правил воинской вежливости.
В Положении поставлены основные задачи органов по работе с верующими военнослужащими и определены их основные функции. Определен порядок организации деятельности должностных лиц по работе с верующими военнослужащими, которые выполняют свою работу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Первые шаги на пути возрождения института военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации показывают, что эта работа гармонично вписывается в процесс формирования нового облика армии и флота, вносит свой особый вклад в развитие военной организации и повышение престижа военной профессии и социального статуса военнослужащих.
На сегодняшний день сложилась практика оказания методической помощи, административной, организационной и информационной поддержки со стороны центральных органов военного управления каждому вновь назначенному на штатную должность священнослужителю. Например, важным этапом в деле доподготовки и обмена опытом стали учебно-методические сборы военных священнослужителей, проведенные в ноябре 2011 г. в г. Ростове-на-Дону, в январе 2011 г. в Москве в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений, в Санкт-Петербурге (май 2012 г.), в Екатеринбурге (февраль 2013 г.).
В Российской армии возрождается традиция оборудования полевых походных храмов-палаток. Так, на прошедших в 2011 году учениях «Центр-2011» палатки для верующих военнослужащих разворачивались на всех полигонах. Солдаты и офицеры даже в напряженный период учений могли получить духовную поддержку священнослужителей, помолиться, подобрать для себя религиозную литературу. Традиция оборудования палаток в религиозных целях получила свое дальнейшее развитие. Если в дореволюционный период полевые храмы-палатки устанавливались только для военнослужащих православного вероисповедания, то в настоящее время имеется опыт оборудования молитвенных палаток и для военнослужащих, исповедующих ислам.
Но кроме успехов и положительного опыта в деле возрождения духовных традиций в Вооруженных Силах имеются и серьезные проблемы. Пожалуй, главной из них на текущий момент является то, что накоплен еще малый опыт организации взаимодействия и сотрудничества командования со священнослужителями в интересах поддержания морально-психологического состояния личного состава на должном уровне. Этим, в частности, обусловлены сложности, связанные с встраиванием мероприятий, проводимых священнослужителями в напряженном ритме повседневной боевой учебы и несения различных видов служб, вахт, дежурств и т.п.
Кроме того, абсолютное большинство отдельно стоящих культовых сооружений на территориях Минобороны России не имеют полностью оформленной правоустанавливающей документации. Это создает проблемы и в плане реализации Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», и в вопросах технического обслуживания и содержания зданий.
Политическое решение руководства страны и Министерства обороны Российской Федерации о возрождении института войскового и флотского духовенства положило начало принципиально новому подходу в работе с личным составом Российской армии и флота по поддержанию и обеспечению его морально-психологического состояния. Первые результаты этой работы дают основание утверждать, что структура органов по работе с верующими военнослужащими будет сформирована, ее мощная нравственная сила будет всегда держать в центре своего внимания заботу о душе защитника Отечества, всемерно способствовать повышению боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Методические рекомендации
При изучении первого учебного вопроса необходимо подчеркнуть, что военнослужащие ВС РФ могут реализовывать свое право на свободу совести и свободу вероисповедания, но с определенными ограничениями.
Во втором учебном вопросе следует ознакомить слушателей с содержанием Положения по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Также важно рассказать об основных задачах и роли священнослужителей в войсках на текущем этапе развития ВС РФ.
Завершить занятие стоит выводом о том, что возрождение института армейского и флотского духовенства — процесс государственной важности, который находится под контролем как со стороны руководства государства, так и руководства Министерства обороны РФ, глав традиционных религиозных объединений.

Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».
3. Федеральный закон N9 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих».
4. Об актуальных задачах возрождения института военного духовенства Вооруженных Сил Российской Федерации (из выступления статс-секретаря — заместителя министра обороны Российской Федерации Н. Панкова на сборах штатных сотрудников органов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации 24 января 2012 г.). «Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими ВС РФ». — М.: ИД «Красная звезда», 2012.
5. Певень Л. Особенности функционирования института военных священнослужителей на современном этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. «Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими ВС РФ». — М.: ИД «Красная звезда», 2012.
6. Лукичев Б. Об актуальных проблемах и перспективах развития института военного духовенства Вооруженных Сил Российской Федерации. «Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими ВС РФ». — М.: ИД «Красная звезда», 2012.
7. Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. — М., 24 января 2010 г.

Материал подготовил Дмитрий ИВАННИКОВ
при содействии Управления по работе
с верующими военнослужащими ГУ РЛС ВС РФ

Ориентир 05 2013

РАТНЫЙ

Смотреть что такое «РАТНЫЙ» в других словарях:

  • ратный — См … Словарь синонимов

  • РАТНЫЙ — РАТНЫЙ, ратная, ратное (книжн. устар. и поэт.). Военный, боевой. Ратный подвиг. «Благо тому, кто предастся во власть ратной забаве: он ведает страсть.» Некрасов. «Своих людей у нас довольно ратных, чтоб отразить изменников и ляха.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

  • ратный — РАТНЫЙ: Ратные людишки, истор., арх. – Воинские люди. … Брюшные болезни косят как литовкой, ножи тунгусские не жалеют отчаянные сердца, стрелы остятские насквозь дырявят ратных людишек (1. 12) … Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • ратный — ая, ое. 1. Войсковой, воинский, боевой. ► Мне чудятся то шумные пиры, То ратный стан, то схватки боевые, Безумные потехи юных лет! // Пушкин. Борис Годунов //; Зачем же ей кинжал булатный? Ужель идет на подвиг ратный? Ужель идет на … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • Ратный — прил. Воинский, боевой (обычно с оттенком торжественности, приподнятости). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ратный — ратный, ратная, ратное, ратные, ратного, ратной, ратного, ратных, ратному, ратной, ратному, ратным, ратный, ратную, ратное, ратные, ратного, ратную, ратное, ратных, ратным, ратной, ратною, ратным, ратными, ратном, ратной, ратном, ратных, ратен,… … Формы слов

  • ратный — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  прил. военный:        … … Словарь церковнославянского языка

  • ратный — р атный … Русский орфографический словарь

  • ратный — ая, ое. Высок. Воинский, боевой. Р ые подвиги. Р ая слава. Р. труд (о труде воинов и всех, кто внёс свой вклад в победу над врагом) … Энциклопедический словарь

  • ратный — военный, воинский, относящийся к битве; (рядовой) воин … Cловарь архаизмов русского языка

ПОЛОЖЕНИЕ по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

(утверждено Министром обороны РФ 24 января 2010 г.)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок взаимодействия органов военного управления и религиозных объединений в отношении реализации верующими военнослужащими прав на свободу совести и свободу вероисповедания в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации.

  • Участие военнослужащих в религиозных обрядах, церемониях является добровольным.
  • Командир (начальник) воинской части (учреждения) не вправе принуждать военнослужащих к обязательному участию в религиозных обрядах, церемониях.

2. В своей деятельности органы военного управления и должностные лица по работе с верующими военнослужащими руководствуются законодательством Российской Федерации.

3. Взаимоотношения должностных лиц по работе с верующими военнослужащими, представляющих различные конфессии, основываются на взаимном уважении, сотрудничестве и принципе невмешательства во внутренние дела, касающиеся организации работы по удовлетворению религиозных потребностей верующих военнослужащих.

II. Структура органов по работе с верующими военнослужащими

4. В Вооруженных Силах Российской Федерации создаются органы по работе с верующими военнослужащими в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации.

5. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими назначаются на должности в установленном порядке на основании решения Министра обороны Российской Федерации по представлениям соответствующих религиозных объединений.

6. Органы по работе с верующими военнослужащими могут издавать документы по вопросам своей деятельности по согласованию их в обязательном порядке с Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

7. Руководитель органа по работе с верующими военнослужащими по согласованию с Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации представляет для утверждения Министру обороны Российской Федерации предложения по кадровому составу органов по работе с верующими военнослужащими, исходя из пропорционального соотношения верующих военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Указанные предложения должны быть согласованы с соответствующим религиозным объединением.

8. Численность должностных лиц по работе с верующими военнослужащими определяется Министром обороны Российской Федерации.

III. Общие требования, предъявляемые к должностным лицам по работе с верующими военнослужащими

9. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных основ военнослужащих.

10. К должностным лицам по работе с верующими военнослужащими предъявляются следующие требования:

  • должен быть гражданином Российской Федерации;
  • не иметь двойного гражданства;
  • не иметь судимости;
  • иметь уровень государственного образования не ниже среднего (полного) общего образования;
  • иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения;
  • иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.

11. При назначении на руководящую должность должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны иметь опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет.

12. Лица, назначаемые на соответствующие должности, должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Министерстве обороны Российской Федерации.

IV. Основные задачи должностных лиц по работе с верующими военнослужащими

13. Основными задачами должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:

  • организация и проведение религиозных обрядов, церемоний и удовлетворение религиозных потребностей личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • организация и проведение духовно-просветительской работы;
  • участие в мероприятиях, проводимых органами военного управления по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
  • участие в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий.

14. На должностных лиц по работе с верующими военнослужащими не может быть возложено выполнение задач, противоречащих статусу духовенства.

V. Основные функции должностных лиц по работе с верующими военнослужащими

15. Основными функциями должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:

  • проведение с участием военнослужащих при соблюдении их прав на свободу совести и свободу вероисповедания религиозных обрядов и церемоний;
  • участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительской работы с военнослужащими;
  • содействие командирам (начальникам) в проведении мероприятий духовно-просветительской работы, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий;
  • участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих;
  • оказание духовной поддержки военнослужащим, находящимся на лечении.

16. Допуск должностных лиц по работе с верующими военнослужащими к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

VI. Организация деятельности должностных лиц по работе с верующими военнослужащими

17. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими выполняют свою работу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Командир (начальник) воинской части (учреждения) в ходе повседневной деятельности предоставляет отдельное помещение, оборудованное средствами связи, для организации работы с верующими военнослужащими.

19. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны принимать участие в учениях (походах), других мероприятиях боевой учебы войск (сил).

Участие должностных лиц по работе с верующими военнослужащими в указанных мероприятиях оформляется соответствующим решением командира (начальника).

20. Обеспечение жилыми помещениями, медицинское обеспечение, выплата заработной платы, другие социальные выплаты должностным лицам по работе с верующими военнослужащими осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и отдельными решениями Министра обороны Российской Федерации.

21. Обеспечение религиозной утварью, другими культовыми предметами для осуществления деятельности должностных лиц по работе с верующими военнослужащими на командира (начальника) воинской части (учреждения) не возлагается.

РЦХВЕ

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *