Пост; поститься

ВЗ часто говорит о П., соблюдавшемся отдельными людьми или всем народом Израиля, но слово цум в пяти книгах Моисея не употребляется. В день искупления народ должен был «смирять свои души» (Лев 16:29-31; Лев 23:27; ср. Деян 27:9), что, безусловно, включало в себя и воздержание от приема пищи. П. мог соблюдаться, напр., после того, как постящийся давал обет (Чис 30:14). Особое значение имели П. Моисея на горе в присутствии Бога (Исх 34:28), а также сорокадневный П. Илии, после того как его накормил ангел Господень (3Цар 19:8). В некоторых местах Писания говорится о том, что люди отказывались не только от еды, но и от воды (Иона 3:5-8; Деян 23:12); вероятно, подобное воздержание практиковалось и в дни П. (Суд 20:26; 1Цар 7:6; Иер 36:6). Евреи из Книги Есфирь (Есф 4:16) и ап. Павел (Деян 9:9) соблюдали такой П. в течение трех дней. О более продолжительных сроках столь строгого П. в Библии не упоминается. Обычно постящиеся воздерживались только от пищи, а пить воду во время продолжительных П. разрешалось. Давид ничего не ел семь дней (2Цар 12:16-21); об Иисусе сказано, что Он ничего не ел сорок дней, «а по прошествии их, напоследок взалкал» (Мф 4:2; Лк 4:2). Даниил три недели питался простой, скудной пищей (Дан 10:3), что в глазах Бога было свидетельством смирения (ст. 12). Вероятно, подобным образом постилась и Анна (Лк 2:37), которая «постом и молитвою служила Богу день и ночь». В 1Цар 31:13 упоминается о семидневном П., но о том, как он совершался, ничего не говорится. Душевное состояние постящегося человека сказывалось на его внешнем виде и поведении: он, как правило, носил вретище, пренебрегал ежедневными омовениями, посыпал голову пеплом (3Цар 21:27; Неем 9:1; ср. Иов 2:12 и следующие). П. соблюдался по разным ПРИЧИНАМ: а) после смерти близких людей (1Цар 31:13; 2Цар 1:12); б) перед решающими событиями, исход которых полностью зависел от Божьей милости (2Цар 12:16,21-23; Есф 4:3,16 и др.); в) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом (1Цар 7:6; 3Цар 21:27; Езд 10:6; Неем 9:1; Иона 3:7 и следующие) или для достижения полноценного общения с Богом (Исх 34:28; Втор 9:9,18). П. соблюдался и для того, чтобы без помех совершить молитву или подчеркнуть важность обращенной к Богу просьбы (Дан 10:3,12).

Цитаты из Библии о посте

«Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью» (Тов.12:8).

«И постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом» (1Цар.7:6).

«И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча» (2Цар.1:12).

«И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле» (2Цар.12:16).

«Когда я взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Втор.9:9).

«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ион.3:5).

«В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих.» (Неем.9:1).

«Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое» (Пс.34:13).

«И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан.9:3).

«Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоил.2:12).

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:16).

«Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирялся?» (Сир.34:26).

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:17–18).

Давайте разберем основные его составляющие:

«Разреши оковы неправды». Что это значит? Нужно освободиться от всякой лжи. Все мы пришли из мира, которым правит дьявол – отец лжи. Этой ложью мы пропитаны. Лукавство, лицемерие, преувеличение – все эти разновидности лжи есть в нас. Во время поста проси Господа, чтобы Он помог тебе освободиться от всякой неправды. Сам же приложи усердие к тому, чтобы говорить правду всегда и всем.

«Развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо». Что может быть для тебя ярмом, которое надо расторгнуть? Возможно, это зависимость от просмотра телевизора или «зависание» в интернете, от которого ты не можешь оторваться даже для того, чтобы пообщаться с близкими, не говоря уже о том, чтобы уделить время молитве. Некоторые с раннего утра, проходя мимо телевизора, не могут не включить его, а вечером не могут заснуть без него. Другие не в силах провести день без того, чтобы не «посидеть» в социальных сетях.

Твоим ярмом могут быть долги, невыполненные обещания или обеты, которые ты давал Богу в своих молитвах. Молись, чтобы Господь показал тебе то ярмо, которое ты должен развязать, расторгнуть и удалить из своей жизни.

«Когда ты перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». Здесь речь идет об осуждении, лицемерии. Если ты имеешь пагубные наклонности, то в посте и молитве исповедайся перед Богом и с Его помощью освободись от всего этого. Постарайся не осуждать людей, не критиковать их. Позволь Богу поработать с тем человеком, на которого имеешь обиду и которого постоянно осуждаешь или критикуешь.

«Раздели с голодным хлеб твой»

«Когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». «И отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца». Твой пост должен быть совмещен с искренним милосердием к тем, кто нуждается в поддержке и помощи. Это может быть не только физическая пища, но и духовная, которой ты способен поделиться с нуждающимся.

«Не укрывайся от единокровного» – значит, приведи в порядок взаимоотношения с родственниками. Во время поста молись Богу о них и проси любви к ним.

БЛАГОСЛОВЕНИЯ ТЕМ, КТО СОБЛЮДАЕТ ПОСТ, УГОДНЫЙ БОГУ

Исайя 58:8-12: «Взойдет исцеление твое, как заря», т.е. во время поста можно молиться о здоровье.

«Тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень». Господь обещает Свое водительство и успех в делах.

«Ты воззовешь – и Господь услышит». Господь готов ответить на каждое твое прошение и удовлетворить всякую нужду, угодную Ему.

«И застроятся потомками». Господь говорит о восстановлении твоей семьи или рода твоего.

РАЗНЫЕ ВИДЫ ПОСТА

Индивидуальный пост

В Библии есть описание нескольких видов поста. Иногда пост даже влиял на ход истории, в других случаях был средством разрешения сложных ситуаций.

Сорокадневные посты Моисея

Первый пост совершался, когда Моисей взошел на гору и Господь открыл ему видение о том, как построить скинию (Исх.24:18).

Во второй сорокадневный пост Бог дал Моисею откровения десяти заповедей, которые тот записал на скрижалях (Исх.24:28). Эти посты были сверхъестественными, потому что Моисей в течение сорока дней не ел и не пил, но Бог сверхъестественно поддерживал его: «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие».

Сорокадневный пост Иисуса Христа

«Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» (Лк.4:1-2).

Иисус совсем не ел в течение этих сорока дней, но здесь не сказано, что Он не пил. Можно заключить, что Иисус воздерживался от пищи, но не от воды.

Христос был в посте для того, чтобы получить силу Духа Святого на Свое служение. В конце поста «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк.4:14).

Пост Даниила

Об этом посте рассказывается в книге Даниила 10:2-3: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней (7*3=21 день). Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в мои уста, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седьмиц дней. А в двадцать четвертый день я был на берегу реки Тигра и поднял глаза мои и увидел…»

Даниил был стар, ему уже исполнилось восемьдесят шесть лет, но у него еще имелось достаточно сил для совершения особой усиленной молитвы. На протяжении трех недель он скорбел. Отказался от какой бы то ни было вкусной еды, не ел мяса, перестал пользоваться ароматами, которые широко использовались на Востоке для освежения тела. Даниил глубоко смирял и уничижал себя. И ниспослал ему видение о судьбе народа Божьего и том, что будет в конце мира.

Коллективный пост

Пост царицы Есфирь

В Библии. в книге Есфирь, описан величайший кризис, перед лицом которого стоял еврейский народ. Персидский царь издал указ о том, что в определенный день все евреи должны были подвергнуться уничтожению.

Есфирь, иудейка, приняла вызов. Вместе со своим дядей, Мардохеем, они условились, что тот соберет всех евреев в городе Сузы и евреи будут пребывать в посте и в молитве без еды и питья три дня и три ночи. Результат коллективного поста выразился в том, что вся политика Персидского царства совершенно изменилась в пользу евреев. Враги евреев по всей Персидской империи потерпели полное поражение. Мардохей и Есфирь стали двумя самыми влиятельными лицами в политике персидского царя. Все это произошло благодаря коллективному посту и молитве Божьего народа.

Пост ниневитян

Есть еще один пример того, как Бог ответил на коллективный пост людей, живущих в Ниневии.

Город Ниневия был столицей Ассирии. В этом городе жили люди, исполненные жестокости, насилия. Город изобиловал идолами, и Господь решил наказать этот город за грехи. Бог призвал Иону пойти и рассказать Ниневии о надвигающемся разрушении. Сначала Иона отказался идти туда, потому что ассирийское царство было врагом его собственного народа. Однако, претерпев суровое наказание от Бога, Иона пошел в Ниневию. Слово проповеди было крайне просто:

«Еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена». Ответ ниневитян оказался незамедлительным. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион.3:5-9).

В Ветхом Завете не описано другого столь глубокого и всеобщего покаяния со стороны целого общества. Вся нормальная деятельность в городе прекратилась. три дня мычал и кричал некормленый скот. Плач стоял во всем городе. Это было глубокое сокрушение и смирение перед Богом. И ответ от Господа пришел: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

РЦХВЕ по материалам сайта церкви «Вифания», г. Краснодар

Часто мы слышим призыв в церкви поститься и молиться в какой-то определённый день или период времени. Однако мало кто понимает истинное значение этого деяния и само действие поста превратилось в один из церковных обрядов, смысл которого не все могут осознать. Обычно церковные обряды в православной или протестанкой церкви основываются на прямых указаниях, как Ветхого Завета, так и Нового Завета. В случае с обрядом поста явных указаний иполнять это в Писании нет.
Тогда перед нами встаёт вопрос, а что же такое на самом деле пост? В чём его предназначение? И какой пост угодный Богу? На все эти вопросы отвечает Сам Господь в Его Слове — Библии.
Прежде всего необходимо понять само значение слова «пост». Древнееврейское слово צום (tsom) скорее всего является перевёрнутым словом древнеславянского слова «постъ». В древнегреческом языке в Новом Завете для обозначения поста применяется слово nhsteia (nesteia), видимо произошедшее от древнеславянского слова «не есть» или «не естья». Здесь уже проявляется само понятие поста — не есть, не вкушать пищу. По словарю Даля пост обозначает: …постничать, соблюдать, держать пост, не есть вовсе…
Теперь выясним в Священном Писании, где применяется пост и в каких случаях нам необходимо соблюдать его.
Первым человеком, который применил пост был Моисей. Это событие описано в книге Исход 34 глава. Моисей второй раз поднялся на гору Синай для получения Божиих заповедей и Господь с ним разговаривал. Моисей не ел и не пил 40 дней. Пост Моисея был связан с важнейшим событием в истории Израиля — 10 заповей Господа.
В книге Судей 20 глава описаны другие события, связанные с постом. Народ Израильский решил идти с войной на Гиву и пришли сыны Израильевы к Богу вопрошать об этом,26 стих: «Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом». И здесь мы видим пост связан с важнейшим событием — война с Гивой. Израильский народ просил Господа принять решение.
В книге Есфирь описывается время поста народа Израиля. Однако пост был связан непосредственно с событиями, связанными с будущей судьбой Израиля. Мы все помним этот момент, когда Есфирь должна была пойти на приём к царю и народ Израильский постился и молился, чтобы царь принял свою жену и выслушал её.
Далее очень много описываются событий, когда назначался пост. Прошу заметить, что пост назначался в Израильском народе только тогда, когда происходили важнейшие исторические события в жизни Израиля, которые могли повлиять на будущее этого народа на их судьбу. Они назначали пост, воздерживались от еды и молились своему Господу.
Теперь рассмотрим применение поста в личной жизни человека. Примером может послужить царь Давид. После того, как Давид согрешил с Вирсавией, Господь решил наказать Давида путём умершвления его будущего ребёнка. И какое же действие предпринял Давид? Он постился и молился, прося Бога простить его. Пост Давида был связан с очень важным моментом его жизни. Он понял, что согрешил перед Богом и хотел возобновить свои взаимоотношения с Ним опять, Давид очень сильно переживал за свой проступок. «И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле» (2 Цар. 12:16).
Мы видим действие поста у других людей, жизнь которых описана в Библии. Но во всех описанных событиях, пост являлся для них временем, когда люди искали Божьей воли, Его решения, взаимоотношения с Господом. Люди отказывались от пищи не потому, что это надо было. Они не могли даже об этом думать, им было не до того, чтобы есть. Они были в переживаниях.
На основании всего вышеперечисленного можно предположить, что пост является не обрядом как таковым, а действией самопроизвольным, связанным непосредственно с важным событием в жизни человека или всего народа. Никогда Господь не принуждал человека поститься. Я этого в Библии не вижу. Человек сам по своей воли отказывался от пищи. И по другому быть не может. Если кто-то из нас переживает в жизни значимые события или какие-нибудь трудности, требующие вмешательства Господа, то такому человеку просто не до пищи, не до чего-то другого. Такому человеку нужно принять решение, очень важное решение, разобраться в том, что он не понимает, разобраться пред лицом Бога. Пост это когда человек ищет Бога.
Господь через пророка Исаия в 58-й главе раскрывает смысл поста, который угодный Ему. Господь объясняет, что пост человека превратился в обряд. Бог говорит людям, что они постятся для Него, молятся Ему, но Он не слышит их. А всё потому, что люди пост воспринимают, как какое-то правило, порядок. Люди специально гнетут себя, усмиряют души свои, воздерживаются от еды. И вот на это Господь говорит: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо». Кто-нибудь видит указание о воздержании от пищи? Я нет. Так какой же пост угодный Богу? Оказывается угодный Богу пост является не воздержание от пищи, а раскаянием перед Богом, поиском взимоотношения с Ним, познание воли Его, следствием всего этого является добрые дела. А действие поста ни что иное, как добровольный отказ человека от пищи. И Господь этого совсем не требует. Это уже решение самого человека.
Некоторые христианские церкви пост превратили не просто в обряд, а в рецепт для похудения. Иногда я слышу, когда христиане говорят такие фразы: «я пощусь каждый вторник». Я это называю рецептом для похудения. По другому это назвать нельзя. Это не пост угодный Богу. Иногда в церкви назначают дни поста, но только непонятно для чего. Обычно говорят, что будем молиться, так как есть некоторые нужды. Но я спешу спросить: насколько важные эти нужды, точнее насколько мы переживаем об этих нуждах, что собираемся держать пост? Насколько эти нужды близки нашему сердцу, что мы действительно вопиём к Богу просить Его? Пусть каждый задаст этот вопрос себе.
И последнее. Во время жизни Христа на земле к Нему подошли ученики фарисейские и Иоанновы и спрашивали: почему ученики Христа не постятся. Христос им отвечал: «…могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». Этим Иисус Христос подразумевал — зачем ученикам поститься, ведь с ними Сам Христос, с ними Господь. Ученики видели Иисуса каждый день, Он мог решить все их трудности на месте, зачем поститься? А вот когда Иисус уйдёт на небо, тогда ученики и будут поститься, искать лица Его, Его воли и так далее.
Да будем придерживаться истинного поста, угодного Богу.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *