Таинство Соборования в вопросах и ответах

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

– Отец Максим, что такое Соборование?

– Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии ( к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

Елеосвящение — Таинство, в котором, при помазании тела елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Установление Таинства Елеосвящения, которое в обиходе обычно называется соборованием, относится к апостольским временам. В Соборном послании святого апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15).

Кроме телесного исцеления, в Таинстве Елеосвящения испрашивается отпущение больному грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как самый грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, в Таинстве Елеосвящения отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости, однако совокупность этих грехов, которые не отпущены человеку в Таинстве Покаяния, может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, — заболеваний телесных.

Итак, Елеосвящение — Таинство исцеления. Православный писатель XIX века Е.Поселянин писал: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию».

Таинство Елеосвящения именуется соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

Над кем и при каких условиях совершается Таинство

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство Елеосвящения может происходить как в храме, так и в других условиях (в больнице или дома). Допускается совершение соборования одновременно над несколькими людьми за одним чинопоследованимем одним елеем. По сложившейся традиции, общее соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой. Несомненно, что к соборованию следует приступать в тесной связи с исповедью и причащением Святых Христовых Таин. Если Соборование совершается в домашних условиях над больным или умирающим, соединяясь с исповедью и причащением, то вначале совершается исповедь, затем — соборование, а после него — причащение. Дать возможность такого напутствия православному христианину перед его кончиной — прямой христианский долг его родных и близких. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни.

Весьма распространен в народе взгляд на Елеосвящение как таинство, совершаемое только перед смертью. Отсюда происходят некоторые бессмысленные суеверия, прямо противоречащие учению Православной Церкви: к примеру, что выздоровевшему после Елеосвящения нельзя есть мясную пищу, следует соблюдать еженедельный пост кроме среды и пятницы еще и в понедельник, нельзя жить супружеской жизнью, ходить в баню и т.п. Эти вымыслы подрывают веру в благодатную силу Таинства и приносят большой вред духовной жизни.

Следует осознавать также, что Елеосвящение, как духовное врачевание, не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

Последование таинства Елеосвящения

(Применительно к его совершению одним священнослужителем, как это обычно имеет место на практике).

В храме (или в комнате больного перед иконами) ставится стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т.п.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшенице вертикально укрепляют семь палочек, обернутых на концах ватой (стручцы), и семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, растительное, вазелиновое или подобное масло) и немного красного вина. На столе полагаются Евангелие и крест.

После каждения, возгласа священнослужителя, чтения предначинательных молитв, псалма 142, покаянных тропарей и 50-го псалма читается «канон о елее», раскрывающий в своих тропарях духовную значимость и силу Таинства. Затем совершается приготовление елея: в пустой сосуд священником вливаются и смешиваются масло и вино; вино знаменует собою Кровь Христову, пролитую на Кресте для спасения людей, а смешивание масла и вина напоминает нам Евангельский рассказ о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками (Лк. 10, 25-37). После этого возжигаются семь свечей, установленные в пшенице; кроме этого, зажженные свечи даются всем присутствующим и тому, над кем совершается Таинство. Священник, читая молитву, совершает освящение елея.

После прочтения священником первого Апостольского чтения из Соборного послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5, 10-16) и первого Евангельского зачала о самарянине, священник читает молитву. После этого совершает краткую ектению с молениями о болящем и, взяв в руки стручец, крестообразно помазывает елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки соборующегося. При этом священник читает тайносовершительную молитву: «Отче Святый, Врачу душ и телес…». После этого гасится одна из семи горящих в сосуде с пшеницей свечей.

Далее такое последование (Апостол, Евангелие, молитва, ектения и помазание) совершается еще шесть раз, после каждого из которых одна из свечей в пшенице гасится.

После завершения седьмого помазания священник полагает на голову соборующегося раскрытое Евангелие и произносит молитву ко Господу: «…Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресех и просящего у Тебе нами оставление грехов, но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем…». При этом елеопомазанному следует непрерывно, но негромко повторять: «Господи, помилуй». Затем тот, над кем совершалось Таинство, целует Евангелие. После краткой ектении с двумя стихирами священник совершает отпуст; соборованный прикладывается ко кресту и, трижды благоговейно поклонившись совершителям (или совершителю) Таинства, говорит: «Благословите, отцы святии (или отец святой), и простите мя грешного (грешную)».

Елей, оставшийся после Таинства Елеосвящения, может быть сожжен в храме в специальной жаровне, использован для возжигания лампад пред иконами, либо же взят с собой тем, над кем Таинство совершалось. В последнем случае священники часто советуют поступить так: если больной после соборования выздоравливает — елей выливается в лампаду в храме или дома и таким образом сжигается. Если же после соборования больной умирает — пузырек с елеем кладется ему во гроб и после предания священником тела усопшего земле (перед закрытием гроба) крестообразно возливается на умершего. Впрочем, однозначного мнения в церковной практике по поводу последнего нет (это зависит иногда и от местных традиций), поэтому при совершении погребения умершего, принявшего перед этим Таинство Елеосвящения, следует посоветоваться со священником по поводу использования елея.

Использованные материалы

  • Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца
  • Основы православия

Зачем в церкви мажут лоб маслом? Что означает этот обряд?

В ответах на этот вопрос есть путаница, то есть, ни одного правильного ответа.

Да, таинство миропомазания совершается в церкви, но оно совершается над человеком только раз в жизни, сразу же после Крещения, во время Крещения, на которое не пускают всех подряд обычно, то есть, постоянно видеть, как совершается это таинство могут только работники храмов. Это дар Духа Святого, дар благодати, который дается как помощь в духовной жизни и благодать эту нужно сохранить и преумножить.

Помазание маслом, которое совершается в церкви регулярно, по субботам и большим праздникам на всенощном бдении (вечерней службе) таинством не является, называется не миропомазание, а елеопомазание, помазание маслом. На всенощном бдении, совершаемом полным чином, без сокращений, елеопомазание совершается после литии, на которой вспоминается чудо умножения хлебов, совершенное Христом, а потом верующих помазывают маслом, как апостолы помазывали маслом больных для исцеления, это укрепление в духовной жизни и укрепляет также физически.

Миропомазание, которое совершается в храме после таинства Крещения — это аналог схождения Святого Духа на человека, как это было с апостолами в день Пятидесятницы, но не аналог елеопомазания для телесного и духовного исцеления.

В Больничной комиссии Московской городской епархии принимают заявки о причащении больных коронавирусом

Пользователи совершили более пяти тысяч звонков священникам в «Одноклассниках» Пользователи совершили более пяти тысяч звонков священникам в «Одноклассниках»
Сервисом общения со священниками «Поговори со священником» с помощью звонков в социальной сети «Одноклассники» за первый месяц воспользовались более пяти тысяч раз. О ситуации в Московской духовной академии — без паники О ситуации в Московской духовной академии — без паники
18 марта 2020 года в Московской духовной академии был введен режим карантина. Студенты МДА были распущены по месту проживания. В академии остались лишь те студенты, которые по различным причинам не смогли вернуться домой. В основном это студенты-иностранцы. Заявление Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции Заявление Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции
Продолжающийся рост количества заболевших коронавирусной инфекцией подтверждает необходимость всех профилактических мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, предпринятых в Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с момента появления эпидемической угрозы. Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об ответственности за несоблюдение указаний, направленных на ограничение распространения коронавирусной инфекции Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об ответственности за несоблюдение указаний, направленных на ограничение распространения коронавирусной инфекции
Распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об ответственности за несоблюдение указаний, направленных на ограничение распространения коронавирусной инфекции. Серафимо-Дивеевский монастырь закрыт на карантин Серафимо-Дивеевский монастырь закрыт на карантин
Согласно предписанию руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области – главного государственного санитарного врача по Нижегородской области Наталии Кучеренко с 15 по 30 апреля (с возможным продлением) прихожане не посещают богослужения в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре Нижегородской епархии. Епископ Пантелеимон: В условиях изоляции особенно важно сохранять мир в семье Епископ Пантелеимон: В условиях изоляции особенно важно сохранять мир в семье
Он также отметил, что замечания – жене мужа или мужа жене – могут спровоцировать напряжение в отношениях. Этого важно избежать Действенное лекарство из Финляндии
Ханну Пёюхёнен Действенное лекарство из Финляндии
Ханну Пёюхёнен
Пандемия обнаружила поверхностность и малость нашей веры. Вера выдуманная и вера Христова (ВИДЕО)
Проповедь митрополита Псковского Тихона в Неделю Фомину Вера выдуманная и вера Христова
Проповедь в Фомину Неделю (ВИДЕО)
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
Последование панихиды пасхальным чином в день Радоницы для домашнего совершения Последование панихиды пасхальным чином в день Радоницы для домашнего совершения
Последование панихиды пасхальным чином во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, для домашнего (келейного) совершения.

Каждый верующий в своей жизни хотя бы раз, но обращался к священнослужителю, напрямую или через лавку, с просьбой о совершении того или иного церковного обряда. Кому-то нужно крестить ребенка, а кто-то просит батюшку помолиться о здоровье близких или освятить квартиру. О церковных требах, их смысле, видах, предназначении и как заказать требы, мы поговорим в нашем материале.

Что такое треба и для чего она нужна?

Для начала разберемся с понятиями.

Как можно догадаться, треба есть действие, совершаемое по требованию человека. В церковном значении слово приобрело смысл просьбы верующего к священнику о совершении по нужде таинства или молитвословия.

Священник имеет данную Богом благодать и является служителем Господа, то есть человеком, посвящающим всю свою жизнь вере и ее делам.

Основная задача батюшки – молиться. А также совершать таинства, через которые верующим подаются Дары Святого Духа, необходимые для полноценной жизни христианина, дающие силы, духовное и физическое здоровье.

Например, одна из распространенных треб – молебен о здравии. В нем верующий, называя имя больного человека, просит, чтобы священник вместе с ним помолился Богу о здоровье пораженного недугом человека. Как сказано в Евангелии, основополагающей христианской книге, «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Бывает, что к Богу обращаются и самые разные житейские просьбы:

  • о помощи в сдачи экзамена,
  • успешном замужестве,
  • трудоустройстве,
  • благополучном путешествии.

И в этих случаях верующий может призвать священника совершить молитву к Богу вместе – посредством заказа требы. Священника также можно просить о совершении таинств в частном порядке. Например, венчание молодой семейной пары или крещение ребенка, и даже исповедь и причастие немощного и больного человека на дому. Ниже мы подробнее рассмотрим требы и их виды, а главное – значение для верующего.

Крещение человека

Крещение называют «духовным рождением». В этом таинстве человек становится членом Церкви, проходя специальный обряд, совершаемый священнослужителем. Читая особые молитвы, священник освящает воду в заранее приготовленной купели и троекратно погружает крещаемого в воду с головой, произнося молитву: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».

Человек, над которым совершается обряд крещения, должен верить в учение Православной Церкви. В случае, когда крестят ребенка, «Символ веры» за него читают крестные родители, они же отрекаются за малыша от сатаны и берут на себя обязанности по духовному воспитанию.

После крещения человек получает возможность полноценно участвовать в Церковной жизни. Теперь за него можно молиться, он может приобщаться к таинствам и ему открыта дорога к спасению души.

Крестить человека могут как в храме, так и вне его. В случае с маленькими детьми практикуется возможность вызова священника на дом. Над больными, умирающими людьми таинство также совершается по месту их пребывания, и в этом случае крещение может по нужде совершаться не в три погружения, а в три окропления освященной водой.

Бывает так, что крещение проводят на водоемах, особенно это практикуется в сельской местности в летнее время или во время духовных миссий в отдаленные населенные пункты, в том числе там, где христианство не имеет распространения.

Крещение на Филиппинах

Если вы хотите попросить священника совершить обряд крещения – для вас или другого человека – вам необходимо обратиться в ближайший храм и задать данный вопрос служителю церкви, который направит к ответственному человеку.

Исповедь

Каждый человек имеет примерное представление о грехе и понимает, что это – плохо. Грех есть преступление против Бога и собственной души. Человек совершает какой-то поступок (от мысли до практического внешнего действия) и тем самым наносит себе вред. Согрешивший обычно чувствует, что сделал что-то не так интуитивно, его действие отражается на его настроении, физическом состоянии, даже внешнем облике. Грех влияет на всю жизнь человека, события, которые с ним происходят, здоровье, умственную деятельность. Происходит отпадение от Бога.

Исповедь в Церкви

Чтобы восстановить духовное здоровье, избавиться от греха, установлено таинство исповеди, в котором искренне кающийся через внешние действия священника получает внутреннее прощение, освобождение от недуга.

На исповеди священник читает специальные приготовительные молитвы, перечисляет общеизвестные грехи, чтобы верующие имели возможность вспомнить о забытых поступках и проникнуться чувством покаяния. После этого кающийся подходит к священнику и называет ему грехи, в которых хочет исповедоваться. В завершении батюшка накрывает верующего епитрахилью – специальной частью священнического облачения – и совершает разрешительную молитву. Обычно именно так проходит исповедь в храме, когда люди приходят на исповедь, и по очереди подходят к аналою с исповедующим священником.

Но случается так, что исповедовать священник может и отдельного одного человека, чаще всего это бывает связано с невозможностью того прийти в храм (если он тяжело болен или находится в местах лишения свободы). Но бывают и исключения, например, когда исповедь может по обоюдному согласию провести священник в храме во внебогослужебное время. Бывает так, что и духовники исповедуют своих духовных чад отдельно, после предварительной духовной беседы. Но чаще, все-таки, «частная» исповедь как треба совершается в исключительных случаях для людей больных, заключенных, находящихся при смерти.

Если вы хотите попросить священники исповедовать на дому или вне храма кого-то из близких, то необходимо обратиться в ближайший храм или лично к священнику, которого вы бы хотели попросить о помощи.

Исповедь – очень важное таинство, облегчающее душу и способное изменить жизнь человека. Но только при его желании измениться, то есть сильном внутреннем желании отказаться от совершения греха в будущем.

Это особенно необходимо человеку на смертном одре, ведь в загробном мире возможности исповедоваться уже не будет.

Причащение на дому

Объяснить человеческим языком, что такое таинство Причастия – крайне сложно, потому что именно здесь начинается язык условностей. Понимание важности этого действа доступно только христианину, и каждый крещенный в Православной Церкви человек должен регулярно прибегать к Причастию.

Причастием называется таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает Само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог заповедал причащаться, сказав: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54).

Таинство причастия в церкви

Опыт, переживаемый верующим в таинстве причастия, можно передать как неизмеримую поддержку Бога из вечности, обращенную к немощной человеческой душе. Именно после причастия человек во всей полноте ощущает, что такое Божья любовь и благодать.

Таинство причастия проходит в конце Божественной Литургии, во время соборного богослужения Церкви, совершаемого утром (за исключением некоторых великих праздников, как Рождество Христово и Пасха, когда Литургия совершается ночью).

Но в особых случаях, причащать людей священник может вне храма. Для этого он берет с собой дароносицу – особый сосуд для переноса частиц Святых Даров и идет к больному.

Причащение на дому

После совершения нескольких молитв у постели пораженного недугом человека священник его причащает. С таинством Причастия неразрывно связано таинство исповеди, поэтому как правило, больной сначала исповедуется священнику, а уже затем принимает Святые Дары. Кстати, на больных может и не распространяться необходимый перед причастием пост.

Христианину необходимо заботиться о своих близких, и если кто-то из родственников тяжело заболел, или находится в состоянии, близком к смерти, необходимо позвать священника со Святыми Дарами и просить причастить больного.

Соборование

О таинстве соборования слышали многие, и, как правило, оно совершается в некоторых приходах Православной Церкви в первые недели Великого Поста. Прощение забытых грехов и исцеление от болезней – вот что широко известно о таинстве.

Соборование возникло в Древней Церкви. Таким названием таинство обязано количеству священников, которые призывались для совершения особого обряда над больным – «собору». В крайнем случае, таинство совершалось одним священником. Над больным соборно (вместе) произносились молитвы, его тело мазалось елеем (оливковым маслом), у Бога испрашивалось исцеление от телесных и духовных недугов. Елей в таинстве символически означает милость Божью, а добавляемое в него вино искупительную кровь Спасителя.

Священника приглашают домой к больному, после совершения специальных молитв он помазывает крестообразно лоб, ноздри, щеки, губы, грудь, внешнюю и тыльную сторону ладоней маслом. Оставшееся после таинства масло бережно хранят, с верой употребляют внутрь во время болезней или помазывают больные места.

Соборование больного

О таинстве соборования известно из послания апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» (Иак. 5:14). Речь именно о лежачих больных. И соборование ни в коем случае не заменяет таинств исповеди и Причастия. Человеку относительно здоровому, способному посещать храм Божий, рекомендуется участвовать в Божественной Литургии и нет нужды усиливать таинством Причастия усиление дополнительным таинством –соборования.

А вот в случае тяжелой болезни, в том числе близких людей, необходимо, как и сказано у апостола, призвать священников Церкви к одру больного.

Освящение имущества и всякой вещи

Освящением в Церкви называется священнодействие, имеющее целью призвание Божьей благодати на тот или иной объект человеческой жизнедеятельности. Каждый предмет освящается прежде всего для того, чтобы он не стал оружием зла, а если это имущество – чтобы в нем и на его жителях прибывала Божья благодать.

Рассмотрим несколько видов освящения.

Освящение продуктов питания и освящение предметов

Как правило, есть даже возможность принести их в храм. Верующие часто освящают куличи и яйца, а также другие яства на Пасху, бывает, что просят освятить иконы, нательные крестики и цепочки. Священник кропит предметы святой водой и читает специальную молитву.

Освящение вещи нужно как шаг к приобщению к Богу, когда человек стремится все пространство жизни одухотворить, наполнить высшим содержанием.

Освящение куличей на Пасху

Само участие в этом коротком действе – даже если вы отдали священнику цепочку от нательного креста, а он ушел молиться в алтарь – полезны для вас. Ведь вы зашли в храм, приложили внутренние усилия для того, чтобы потратить свое время на Бога, а это очень благодатно сказывается на душе.

Освящение жилища

Во время освящение дома священник наносит на стены дома изображение креста (обычно это специальные наклейки), а стены кропит водой.

На живущих в доме людей призывается Божья благодать.

Важно помнить, что человек сам должен молиться Богу, стремиться изменить образ жизни в лучшую сторону, только тогда Дух Божий будет пребывать в жилище человека. Перед тем, как пригласить священника в дом, очень важно навести в нем порядок, объяснить всем домашним смысл происходящего и вести себя, так бы вы вели себя на богослужении. Семью называют «малой Церковью», также и жилье можно назвать «малым храмом» человека. Освящение дома совершается один раз в жизни, в будущем хозяин сам с молитвой «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякого зла» кропит стены дома святой водой и окуривает их фимиамом с помощью ручной кадильницы (кацеи).

Освящение квартиры

Освящение транспортного средства

Часто верующие просят освятить их машину, в чине освящения называемую «колесница». Транспортное средство становится незаменимым спутником человека в жизни, благодаря ему он перемещается в пространстве, перевозит груз, зарабатывает на жизнь.

Безусловно, важно, чтобы на этот значимый инструмент была призвана Божья благодать. Но она призывается и на владельца, который дает обещание, что не будет делать за рулем ничего дурного и богопротивного.

Освящение автотранспорта

Нужно помнить о том, что освященный предмет принадлежит после совершенного обряда и Богу, а значит и требует особого отношения.

Молебен о здравии и других нуждах

Одной из самых распространенных треб является молебен о здравии. «Иди закажи за здравие» – наверняка слышали вы в разговоре двух женщин за пятьдесят в больничной очереди или другом общественном месте, активно обсуждающих личные проблемы.

Во время молебнов верующие просят Бога о помощи в своих нуждах или благодарят за уже посланный дар. На молебнах о здравии священник и прихожане молятся Богу или Его святым о здоровье и сохранении людей, имена которых предварительно записываются на специальном листке бумаги.

Образец заполнения записок за здравие и за упокой

В определенный момент священник произносит имена, а верующие про себя молитвенно просят Господа о даровании здоровья близкому человеку. То же самое происходит и на молебнах, посвященных другим просьбам, или же направленным на молитву конкретному святому, иконе, празднику, во время которых верующие про себя сами молятся о своих нуждах. Бывает так, что священника приглашают в дом, и он служит молебен там. Как правило, все молебны завершаются окроплением верующих святой водой.

На молебне верующий получает возможность помолиться «о малом», то есть о земном, насущном, прямо, может быть, и не касающемся нашего спасения.

Обедня о здравии или упокоении

А что же такое обедня? И ведь на ней тоже молятся о здравии человека!

Обедней в простонародье на Руси называлась Божественная Литургия, потому по времени она совершается перед обедом. Именно на Литургии совершается главное христианское поминовение всех живых («о здравии») и усопших («об упокоении»).

Во время проскомидии (одной из «приготовительных» частей Литургии) из просфор извлекаются частицы по числу имен, заранее просимых к поминовению. Каждая вынутая частица, пропитанная чуть позже Кровью Спасителя, становится как бы просительницей за того, о чьем имени она вынималась, не важно, живой ли это человек, или уже отошедший в мир иной. Очень важно заказывать поминовение близких вам людей на Божественной Литургии.

Отпевание

Бог отмеряет человеку ограниченное время жизни, кроме того, к сожалению, случается так, что причиной физической смерти становится трагедия. Христиане верят, что умирает лишь тело человека, а его душа бессмертна. Поэтому смерть рассматривается лишь как временное состояние до всеобщего воскресения мертвых.

Отпевание – это совершаемое священником действие, в котором усопшего молитвенно провожают в жизнь вечную и просят для него у Бога прощения грехов и упокоения в Царстве Небесном. Отпеванием треба названа в народе потому, что большая часть молитв пропевается.

Этот обряд совершается на третий день после смерти (в день похорон), гроб приносят в храм и над ним священник читает молитвы, Апостол и Евангелие, а хор поет стихиры и канон. Гроб с покойником до конца отпевания остается открытым, по завершении молитвенного последования все близкие подходят к гробу и прощаются с усопшим. Все молитвы обряда полезны не только умершему, но и живым людям, поскольку напоминают о бренности мира. Нужно помнить, что Церковь отпевает лишь крещеных людей. Не отпеваются самоубийцы, за исключением случаев, когда это было совершено в невменяемом состоянии.

Отпевание в храме

Панихида об упокоении и лития

В 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, а также в день рождения и именин, годовщину смерти по успошим совершаются панихиды, особые богослужения Церкви, на которых молятся об упокоении их душ.

Кроме того, существуют также Родительские субботы, установленные Церковью как дни особого поминовения всех почивших православных христиан. Душам усопших, ожидающим Страшного Суда в загробном мире, требуется молитвенная поддержка, ведь сами они помолиться уже не могут. Молитвы живых доставляют небывалую радость их душам.

Панихида может совершаться как в храме, так и на могиле умершего. Краткий вариант панихиды называется литией. Как правило, именно для совершения этого молитвенного последования и приглашают священнослужителя на могилу к усопшему.

Требы – незаменимая часть церковной жизни. Молитва вне богослужения, совершаемая при поддержке священника положительным образом влияет на духовную жизнь человека, одухотворяет пространство его жизни, находит в соборной с батюшкой молитве отклик у Бога и Его святых.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *