В православной среде Нил Сорский известен как основатель скитского подвижничества на русских землях. Жизненный путь праведника стал примером для многих христиан, а его труды, написанные более пяти веков назад, не теряют своей актуальности и сегодня.

Жизненный путь Нила Сорского

До рождения Нила Сорского было всего два вида монашества — общежительный и отшельнический. При общежительном устройстве быта монахи жили в общих кельях, вели совместное хозяйство. Отшельнический образ жизни не допускал соседства с другими людьми. Скитское же отшельничество подразумевало, что монахи будут жить неподалеку друг от друга, несмотря на то, что подвизались они по отдельности.

Интересно знать! Понятие «подвизаться» в Православии означает — совершить подвиг или доброе дело во благо своей души.

О детстве и юношестве Святого дошло мало сведений. Известно, что родился он приблизительно в 1433 году. Сам монах говорил, что родился в бедной семье, был необразованным, его родители были простыми крестьянами и не могли дать детям образование.

Однако мудрость Святого, его нетипичные для крестьянина рассуждения, познания в различных областях науки и сферах жизни наталкивают на мысль, что в действительности Нил Сорский происходил из знатного рода.

Преподобный Нил Сорский

Известно, что до принятия монашеского пострига он занимался переписыванием книг. Бесконечное смирение и отрешенность от мирских дел могли стать причиной, по которой старец скрывал свое происхождение.

Интересно знать! Историки считают, что праведник происходил из дворянского рода Майковых.

Свой путь отшельника Нил Сорский начал в Кирилло-Белозерском монастыре. Старец Паисий Ярославов, проживавший в этом монастыре, обучал молодых иноков навыкам аскетической жизни. Здесь монахи постигали азы монашеской жизни, учились молиться, непрестанно трудились, соблюдали посты.

Несмотря на молодой возраст, имя Нила Сорского часто упоминается в летописях монастыря, наряду с почитаемыми старцами. Монах принимал участие в хозяйственных делах, занимался переписыванием книг.

Нил прожил хорошее время в монастыре, его не тяготил монашеский уклад жизни, но спустя некоторое время подвижник вместе со своим учеником отправился в путешествие по святым местам. Их путешествие длилось долго, много обителей и храмов иноки успели посетить, прежде чем добрались до Афона.

Житийная икона преподобного Нила Сорского

На Афоне Нил Сорский прожил достаточно долго. У мудрых афонских старцев Нил перенимал опыт пустынножительства. За это время он полюбил уединение, проникся ощущением покоя и радости от духовного созерцания.

Сердце подвижника стремилось к священному безмолвию, ведь в пустыне праведник в первую очередь искал не уединения, а Бога. Здесь Нил Сорский выучил греческий язык и прочел много сочинений Святых Отцов Церкви.

Вернувшись в родные земли, Нил принял решение жить не в обители, а в пустынной местности неподалеку. На новом месте праведник поставил крест, построил скромный скит, вырыл небольшой колодец. Здесь Нил Сорский начал новую жизнь в молитве и уединении.

Интересно знать! Место, которое выбрал подвижник для совершения своего отшельнического подвига, находилось рядом с рекой Соркой. Именно поэтому праведника в будущем стали называть Нилом Сорским.

За мудрым советом и наставлениями к праведнику потянулись молодые иноки. С каждым годом их становилось все больше, поэтому было принято решение построить деревянную церковь рядом с домом предстоятеля. На месте будущего храма сначала сделали каменную насыпь, так как строить приходилось на болотистой местности.

Нило-Сорская пустынь в Вологодской области

Общими усилиями храм был воздвигнут в короткий срок. Жизнь и быт иноков нового монашеского скита строился по примеру аскетической жизни афонских старцев. Как и в любом монастыре, жизнь монахов проходила в труде и молитве. Придя в монастырь, иноки отказывались от любых бытовых благ, материального имущества. Все свободное время братья проводили в изучении Священного Писания, молитвах и богослужениях.

Интересно! Богослужения в скиту Нила Сорского были строгими и максимально полными, например, всенощная служба длилась действительно целую ночь.

Противостояние с Иосифом Волоцким

Нил Сорский руководил монастырем всю свою жизнь и редко покидал его. В 1491 году старец участвовал в Соборе, посвященном противостоянию жидовствующей ереси. К тому времени подвижник снискал всенародную славу высокодуховного человека, и к его мнению прислушивались даже высшие духовные чины.

С его помощью и при участии других защитников Православия, очаги ереси были подавлены. Особо горячо мнение подвижника поддержал на соборе Паисий Ярославов. Уважаемый старец из Кирилло-Белозерской обители во всем был согласен со своим учеником.

На первом соборе у Нила Сорского и Иосифа Волоцкого возникли первые конфликты. Нил Сорский и его последователи резко осуждали любые проявления ереси, но не требовали применения высших мер наказания к ее распространителям. Многие из них были обмануты, некоторых апологетов ошибочного религиозного течения стоило заключить в тюрьмы, изолировав таким образом от общества.

Иосиф Волоцкий и Нил Сорский

Нил Сорский считал смертную казнь слишком жестоким методом борьбы. Иосиф и Геннадий Волоцкие придерживались радикальных мер в отношении еретиков — всех распространителей ереси предполагалось казнить, выжигая подобную «заразу» каленым железом. По их мнению, любые другие методы борьбы были бы неэффективными.

Нил Сорский был далек от проблем мирян, он междоусобных разбирательств и настроения властей. Праведник считал, что христианского покаяния достаточно для того, чтобы не наказывать человека за ошибочные суждения. Наказывать предполагалось только особо упорствующих, чтобы они не смущали неокрепшие умы ошибочным учением. Сторонники Нила Сорского называли «осифян» чрезмерно жестокими, утверждая, что подобными действиями они сами становятся на путь жидовствующей ереси.

Интересно знать! Понятие жидовствующей ереси в Православии объединяет несколько религиозных течений, преимущественно сконцентрированных в Новгороде и Москве.

Этот период был уникальным для Руси средних веков, когда на русских землях придерживаться другого вероисповедания могли только жители других стран. Еретические течения зародились среди торговцев, которые посещали сами другие страны и общались с иностранными купцами, приезжающими в Россию.

Именно поэтому центром духовного противостояния стали Новгород и Москва — города, которые были крупнейшими торговыми центрами Руси. Власти сложно было уследить за тем, что именно проповедуют заезжие книжники простым людям, несмотря на то, что осуществлять миссионерскую деятельность на территории русского государства иностранцам было запрещено. Жидовствующая ересь возникла после смешивания христианских и иудейских догматов.

Нил Сорский на Церковном соборе 1503 года

Второй раз старец посетил Собор, когда на нем рассматривался вопрос о монастырском имуществе. Предстоятель выступил с резкой критикой сторонников монастырских землевладений. Он считал, что монастыри не могут владеть селами и большими земельными угодьями.

Все монахи его обители кормились собственным трудом. Любая забота о прибыли противоречит монашескому подвигу. Мнение подвижника горячо поддержали иноки Белозерской пустоши. На этой почве между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким вновь возник жаркий спор.

Расхождение во взглядах предстоятелей Церкви тех времен усугублялось, в церковной иерархии наметилось образование противоборствующих церковных групп. Преподобный Иосиф ревностно отстаивал право монастыря на владение землями и имуществом, считая, что это не имеет ничего общего со стяжательством.

Он говорил, что церковные владения делают Церковь более независимой от государства. Материальные средства, попавшие во владения Церкви, давали возможность строить новые храмы и осуществлять благотворительную деятельность. В конечном итоге на соборе победило мнение Иосифа Волоцкого.

Важно! Иосиф Волоцкий — деятель Русской Православной Церкви, талантливый церковный писатель, покровитель православного хозяйствования. Канонизирован и почитается в лике Святых с 1579 года.

Конфликты, возникавшие в церковной среде, отражали процессы, происходящие в молодом русском государстве. На Руси шел период самодержавия, который был связан с непростыми вопросами распределения власти и собственности.

Последние годы жизни Нила Сорского

Последние годы жизни предстоятеля прошли в его родной обители. Сам подвижник не считал себя безгрешным и особенным. Чувствуя скорое приближение смерти, преподобный Нил приказал своим ученикам не проводить торжественного погребения и не хоронить его тело с почестями. Старец завещал оставить тело на съедение диким животным. Даже находясь на смертном одре, он проявлял удивительную кротость и смирение.

Творения

Главными книгами из духовного наследия, дошедшего к нам от преподобного Нила, считаются «Предания» и «Устав о скитской жизни».

«Устав» можно считать главным трудом Нила Сорского. Книга состоит из 11 глав и представляет собой не регламент монастырской жизни, а мудрые наставления в духовной борьбе. Смысл книги заключается в том, чтобы объяснить инокам, как именно им предстоит подвизаться, чтобы спастись.

Книга Нила Сорского «О мысленной в нас брани»

В частности, старец давал напутствие инокам о том, как следует противиться блудным страстям, как укрепляться для совершения духовных подвигов. Многие люди, с рвением приступающие к духовной борьбе, быстро выгорают и опускают руки.

Подвижник учит, как сохранить силы для этой борьбы на протяжении всей жизни. Борьбе с разными страстными помыслами посвящены отдельные главы книги. В своем труде праведник также подробно говорит о Страшном Суде, о попечении об истинном.

В «Преданиях» же уделяется много внимания описанию монастырского быта, отношению к материальным благам, общению с людьми из мира. Помимо этого старец также давал душеполезные советы о противодействии блудным помыслам.

Основные положения «Предания»:

  • Пропитание, согласно учению старца, иноки должны были добывать своим трудом.
  • Принимать милостыню отшельникам полагалось только в случаях тяжелой болезни и крайней нужды.
  • Церковный быт следовало организовывать просто, без излишеств. В церкви не должно было быть изделий из драгоценных металлов.
  • Посещать скит мужского монастыря женщинам строго запрещено.
  • Основным принципом скитской жизни было полное нестяжательство, ни у кого из монахов не было своих личных вещей.

Память о Святом

Мощи Нила Сорского хранятся в основанном им монастыре. Обитель, основанная Святым Старцем, прекращала свою работу в советское время. В 90-е годы прошлого века монастырь возродил свою деятельность. Монахи обители живут и трудятся, согласно заповедям Старца, продолжая его дело.

Образ Святого нашел свое отражение во многих иконах. Святые образа с изображением Нила Сорского часто украшают стены православных храмов, такие иконы можно часто встретить в домашних иконостасах православных верующих. Перед иконой праведника христиане читают молитвы и акафисты в дни его памяти.

Важно! День памяти Святого — 9 июня. В честь подвижника названы несколько православных храмов России.

Нил Сорский — яркий пример русского православного подвижничества. Образ Святого стал примером для всех последующих поколений православных христиан.

Преподобный Нил Сорский

Значение НИЛ СОРСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии

НИЛ СОРСКИЙ

Нил Сорский — знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., в крестьянской семье; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был «скорописцем». Более точные сведения застают Нила уже иноком. Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре, где со временем самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества; протоиерей Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами. Те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками, — «заволжскими старцами», с Нилом Сорским во главе. Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и на Афон, Нил особенно долго пробыл на Афоне и, по-видимому, Афону был больше всего обязан своим созерцательным настроением. По возвращении на родину (между 1473 и 1489 годами) Нил основывает скит, собирая около себя немногочисленных последователей, «которые его были нрава», и, предавшись замкнутой, уединенной жизни, интересуется почти исключительно книжными занятиями. Несмотря на эти занятия и любовь к уединенной жизни, Нил Сорский принимает участие в двух важнейших вопросах своего времени: об отношении к так называемым «новгородским еретикам» и о монастырских имениях. В деле о новгородских еретиках и Нил Сорский, и его ближайший «учитель» Паисий Ярославов , держались, по-видимому, более терпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе. В 1489 г. новгородский архиепископ Геннадий, вступая в борьбу с ересью и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хотел «поговорить» с ними и приглашал их к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия; кажется, они были не совсем таковы, как он желал. По крайней мере, больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Нилом; к ним не обращается и главный борец с ересью, Иосиф Волоколамский. Между тем оба старца не относятся к ереси безучастно. Оба они присутствуют на соборе 1490 г., разбиравшем дело еретиков, и едва ли не влияют на самое решение собора: первоначально все иерархи «стали крепко» и единогласно заявили, что «вся (всех еретиков) сожещи достоить» — в конце же собор ограничивается лишь тем, что проклинает двух-трех попов-еретиков, лишает их сана и отсылает обратно к Геннадию… Важнейшим фактом жизни Нила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей, на соборе 1503 г. в Москве. Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими кирилло-белозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества. Ревностным борцом за идею Нила Сорского выступил его ближайший ученик, князь-инок Вассиан Патрикеев . Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 г. Неизвестно, был ли Нил Сорский канонизован формально; но на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Нилом Сорским, в заглавиях его немногочисленных сочинений, осталось имя «великого старца». Литературные произведения Нила Сорского — ряд посланий, небольшое Предание ученикам, краткие отрывочные заметки, более обширный монастырский устав, покаянная молитва, напоминающая несколько великий канон Андрея Критского, и предсмертное Завещание. Важнейшие из них — послания и устав: первые служат как бы дополнением к последнему. Общее направление мыслей Нила Сорского — строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле, чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества. Иночество, по мнению Нила, должно быть не телесным, а духовным; оно требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования. Почва монашеских подвигов — не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять свое тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения. Инок может и должен питать и поддерживать тело «по потребе без мала», даже «упокоивать его в мале», снисходя к физическим слабостям, болезни, старости. Непомерному пощению Нил не сочувствует. Он враг вообще всякой внешности, считает излишним иметь в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви; церковь должна иметь только необходимое, «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Чем жертвовать в церкви, лучше раздать нищим… Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно-сознательным. Инок должен проходить его не в силу принуждений и предписаний, а «с рассмотрением» и «вся с рассуждением творити». Нил требует от инока не механического послушания, а сознательности в подвиге. Резко восставая против «самочинников» и «самопретыкателей», он не уничтожает личной свободы. Личная воля инока (а равно и каждого человека) должна подчиняться, по взгляду Нила, только одному авторитету — «божественных писаний». «Испытание» божественных писаний, изучение их — главная обязанность инока. С изучением божественных писаний должно быть, однако, соединено критическое отношение к общей массе письменного материала: «писания многа, но не вся божественна». Эта мысль о критике была одной из самых характерных в воззрениях и самого Нила, и всех «заволжских старцев» — и для тогдашнего большинства грамотников совершенно необычной. В глазах последних, как, например, Иосифа Волоцкого — всякая вообще «книга», «писание» — являлись чем-то непререкаемым и боговдохновенным. В этом отношении чрезвычайно характерны те приемы, которых Нил держится, продолжая заниматься перепиской книг: он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике. Он списывает «с разных списков, тщася обрести правый», и делает свод наиболее верного; сличая списки и находя в них «много неисправленна», — старается исправить, «елико неисправленна», — старается исправить, «елико возможно его худому разуму». Если иное место ему кажется «неправым», а исправить не почему, Нил оставляет в рукописи пробел, с заметкой на полях: «от зде в списках не право», или: «аще где, в ином переводе, обрящется известнейше (правильнее) сего, тамо да чтется», — и оставляет так пустыми иногда целые страницы! Вообще он списывает только то, что «по возможному согласно разуму и истине…». Все эти черты, резко отличающие характер книжных занятий Нила Сорского и самый взгляд его на «писание» от обычных, господствовавших в его время, конечно, не могли пройти для него даром; такие люди, как Иосиф Волоцкий, чуть не обвиняют его прямо в ереси. Иосиф укоряет Нила Сорского и его учеников, что они «похулиша в русской земле чудотворцев», а также тех, «иже в древние лета и в тамошних (иностранных) землях бывших чудотворцев, — чудесем их не вероваша, и от писания изметаша чудеса их». Из общего взгляда Нила Сорского на сущность и цели иноческого обета непосредственно вытекал и энергический протест его против монастырских имуществ. Всякую собственность, не только богатство, Нил считает противоречащей иноческим обетам. Инок отрицается от ире и всего, «яже в нем» — как же он может после этого тратить время на заботы о мирских имуществах, землях, богатствах? Обязательное для инока столь же обязательно и для монастыря… К отмеченным чертам присоединялась, по-видимому, уже у самого Нила религиозная терпимость, столь резко выступившая в писаниях его ближайших учеников. Эта терпимость в глазах большинства опять делала Нила чуть не «еретиком»… Литературным источником сочинений Нила Сорского был целый ряд патристических писателей, с творениями которых он познакомился особенно во время пребывания своего на Афоне; ближайшее влияние на него имели сочинения Иоанна Кассиана Римлянина , Нила Синайского , Исаака Сирина. Ни одному из них Нил, однако, не подчиняется безусловно; нигде, например, он не доходит до тех крайностей созерцания, которыми отличаются сочинения Симеона Нового Богослова или Григория Синаита. Монастырский устав Нила Сорского, с присоединением в начале «Предания учеником», первоначально издан был Оптиной пустынью в книге: «Преподобного Нила Сорского Предание учеником своим о жительстве скитском» (М., 1849; без всякой научной критики); в последнее время он издан М.С. Майковой в «Памятниках древней письменности» (Санкт-Петербург, 1912). Послания напечатаны в приложении к книжке: «Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России, и его Устав о жительстве скитском в переводе на русский язык, с приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей» (Санкт-Петербург, 1864; 2-е изд. М., 1869). За исключением «приложений», все остальное в этой книжке не имеет ни малейшего научного значения. Молитва, найденная в рукописях профессором И.К. Никольским, издана им в «Известиях II отдела Академии Наук», т. II (1897). — Литература о Ниле Сорском подробно изложена в предисловии к исследованию А.С. Архангельского : «Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси» (Санкт-Петербург, 1882). См. также: Гречева (в «Богословском Вестнике», 1907 и 1908 годов), К.В. Покровского («Древности» Материалы Археологического Общества, т. V), М.С. Майковой («Памятники древних писем», 1911, ¦ CLXXVII) и ее же вступительную статью к «Уставу» (ib., ¦ CLXXIX, 1912). А. Архангельский.

Краткая биографическая энциклопедия . 2012

НИЛ СОРСКИЙ

НИЛ СОРСКИЙ (в ми­ру Ни­ко­лай Май­ков) — русский пра­во­слав­ный по­движ­ник, ду­хов­ный пи­са­тель, бо­го­слов, свя­той.

Све­де­ния о жиз­ни Нила Сорского край­не скуд­ны, основным ис­точ­ни­ком яв­ля­ет­ся «По­весть о Ни­ло-Сор­ском ски­те», со­хра­нив­шая­ся в ру­ко­пи­си XVII века. Про­ис­хо­дил из се­мьи московских дья­ков . По­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние.

Мо­на­ше­ский по­стриг при­нял в мо­ло­до­сти в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре. Пос­ле 1475 года Нил Сорский от­пра­вил­ся па­лом­ни­ком в Кон­стан­ти­но­поль и на Афон; воз­мож­но, по­се­щал так­же Па­ле­сти­ну; в афон­ских мо­на­сты­рях изу­чал прак­ти­ку «ум­но­го де­ла­ния» (см. Иси­хазм). К 1489 году вер­нул­ся на Русь, в 15 вер­стах от Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон., на р. Со­ра, ос­но­вал скит в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­па­ми древ­не­го скит­ско­го жи­тель­ст­ва. Сор­ский скит был ос­вя­щён в честь празд­ни­ка Сре­те­ния Гос­под­ня. Ке­льи, в ко­то­рых мо­на­хи жи­ли стро­го по од­но­му, стоя­ли на не­боль­шом уда­ле­нии друг от дру­га. На служ­бу ино­ки со­би­ра­лись два­ж­ды в не­де­лю: с суб­бо­ты на вос­кре­се­нье и со сре­ды на чет­верг (ес­ли на не­де­ле слу­чал­ся дву­на­де­ся­тый празд­ник, то все­нощ­ная со сре­ды на чет­верг от­ме­ня­лась). Основное вре­мя по­свя­ща­лось мо­лит­ве, ру­ко­де­лию, чте­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и тво­ре­ний от­цов Церк­ви; об­щих по­слу­ша­ний в ски­ту не бы­ло, т. к. ус­тав за­пре­щал мо­на­хам дол­гое пре­бы­ва­ние вне ке­льи.

В 1490 году Нил Сорский уча­ст­во­вал в цер­ков­ном со­бо­ре, осу­див­шем ересь «жи­дов­ст­вую­щих». В це­лях борь­бы с ере­сью Нил Сорский в со­труд­ни­че­ст­ве с Ни­лом По­ле­вым соз­дал па­рад­ный спи­сок Крат­кой ре­дак­ции «Кни­ги на ере­ти­ков» («Про­све­ти­те­ля») прп. Ио­си­фа Во­лоц­ко­го. Нил Сорский пе­ре­пи­сал и от­ре­дак­ти­ро­вал 3-том­ный «Со­бор­ник» жи­тий; све­ряя раз­ные спи­ски, он ис­прав­лял ошиб­ки, вос­ста­нав­ли­вал ла­ку­ны в тек­стах. В 1503 уча­ст­во­вал в цер­ков­ном со­бо­ре, на ко­то­ром Иван III Ва­силье­вич по­ста­вил во­прос о се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных и мо­на­стыр­ских зе­мель. Со­глас­но не­ко­то­рым ис­точ­ни­кам, Нил Сорский всту­пил в по­ле­ми­ку с Ио­си­фом Во­лоц­ким, ко­то­рый от­стаи­вал пра­во мо­на­сты­рей вла­деть вот­чи­на­ми. Уче­ние и ас­ке­тическая прак­ти­ка Нила Сорского ста­ли вер­ши­ной идео­ло­гии не­стя­жа­те­лей.

Основные со­чи­не­ния Нила Сорского — «Пре­да­ние уче­ни­ком» и гла­вы «От пи­са­ний свя­тых отец о мыс­лен­ном де­ла­нии…» (из­вест­но как «Ус­тав»). «Пре­да­ние…» пред­став­ля­ет со­бой мо­на­стыр­ский ти­пи­кон и со­дер­жит осн. пра­ви­ла жиз­ни в ски­ту. В гла­вах «О мыс­лен­ном де­ла­нии…» ана­ли­зи­ру­ет­ся при­ро­да вось­ми гре­хов­ных стра­стей че­ло­ве­ка и пред­ла­га­ют­ся спо­со­бы их пре­одо­ле­ния, ос­нов­ным из ко­то­рых яв­ля­ет­ся очи­ще­ние по­мы­слов, т. е. «ум­ное де­ла­ние». Вер­ши­ной та­кой прак­ти­ки, по уче­нию Нила Сорского, счи­та­ет­ся «ум­ная мо­лит­ва», бо­го­об­ще­ние. Ас­ке­тические взгля­ды Нила Сорского не яв­ля­ют­ся ори­ги­наль­ны­ми, од­на­ко но­виз­на его со­чи­не­ния со­сто­ит в том, что в нём осу­ще­ст­в­лён син­тез свя­то­оте­че­ско­го уче­ния о вось­ми стра­стях с тво­ре­ния­ми св. Гри­го­рия Си­наи­та об «ум­ной мо­лит­ве». Нилу Сорскому при­над­ле­жат так­же 4 по­сла­ния о ду­хов­ной жиз­ни мо­на­ха (од­но из них ад­ре­со­ва­но Вас­сиа­ну Пат­ри­кее­ву). Вы­ше всех доб­ро­де­те­лей Нил Сорский ста­вил сми­ре­ние. В сво­ём «За­ве­ща­нии» он про­сил бра­тию ски­та бро­сить его те­ло в ров или по­хо­ро­нить без вся­кой чес­ти. Нил Сорский был по­гре­бён в ос­но­ван­ном им ски­ту ря­дом с церковью Сре­те­ния Гос­под­ня.

Ка­но­ни­зи­ро­ван в 1650-х годах; день па­мя­ти по ка­лен­да­рю Русской пра­во­слав­ной церк­ви — 7(20) мая.

Сочинения:

Пре­да­ние и Ус­тав. СПб., 1912;

Со­бор­ник Ни­ла Сор­ско­го / Сост. Т. П. Лен­нг­рен. М., 2000–2004. Ч. 1–3;

Пре­по­доб­ные Нил Сор­ский, Ин­но­кен­тий Ко­мель­ский. Соч. / Под­гот. Г. М. Про­хо­ров. СПб., 2005.

Нил Сорский

Нил Сорский, биография которого начинается с рождения в боярской семье (возможно крестьянской), с детских лет мечтал посвятить себя служению Богу.

Стал монахом, изучал византийскую церковную литературу. Сорского почитают как святого и знаменитого деятеля церкви.

Преподобным Нилом основано русское скитское монашество, написаны духовные произведения. Заволжский старец в жизни придерживался нестяжательских взглядов, призывал к этому своих учеников и последователей.

Годы жизни

Сведения о жизни святого немногочисленны. Нил Сорский (Николай Фёдорович Майков) родился в Москве, 1433 г. Смиренный монах умер в 1508 г. 7 мая. Старцу было 75 лет.

Преподобный, перед смертью, просил братство отдать тело дикому зверью или похоронить как мирского человека. Но ученики не выполнили такой просьбы.

Житие (биография)

До принятия пострига Нил переписывал книги. После исполнения 20 лет посещал Кирилло – Белозерский монастырь. Учился Нил у мудрого старца Паисия Ярославова. Паломничая, преподобный Нил изучал монашеское подвижничество в Палестине, Константинополе, 10 лет жил на г. Афон. Путешествовал Нил с учеником Иннокентием.

По возвращении домой (1473-1489 гг.), Нил обосновал монашеский скит рядом с Белозерским монастырём. Сначала построил часовню и отдельную келью, выкопал колодец. Поселившиеся рядом иноки жили здесь не группами, а в отдельных кельях, как Афонские монахи. Позже построили церковь.

Преподобный Нил жил уединённой жизнью и участвовал в решении текущих церковных вопросов:

  • Собор 1490 г. — «Решение вопроса о новгородских еретиках», где Сорский, вместе с Ярославовым настояли об отмене сожжения с заменой проклятием и лишением сана.
  • Собор 1503 г. – «Монастырские имения, землевладельческое право монастыря». Здесь Сорский выразил протест на владения монастырями землями и богатством. Он проповедовал и показывал пример нестяжательства и жизни, обеспеченной собственным трудолюбием.

Интересные факты

  • Преподобный Нил причислял себя к последователям монахов — отшельников, которые проповедовали покой и безмолвие путём медитаций. А так же считал учителем Сергия Радонежского.
  • По Уставу Нила Сорского, в скиту полагалось жить отдельно, на расстоянии 60-80 м друг от друга. Монахи много читали, переписывали духовные книги, поэтому сюда принимали только грамотных людей.
  • Богомудрым старцем со скитниками насыпана вручную высокая насыпь на болоте под строительство церкви с усыпальницей.
  • Жители скита приходили в церковь только в субботу, воскресенье и в праздники, по примеру восточных монахов.
  • Святой Нил – из рода Майковых. Русского поэта XIX в., Аполлона Майкова, называют дальним родственником.

Идеи Нила Сорского

Нил Сорский размышлял об аскетизме, как не о телесном, а о духовном иночестве — внутреннем самосовершенствовании. В жизни главное – не материальные блага. Чем накапливать богатства, лучше помочь нищим людям, так говорил старец Нил.

Подвижничество монаха должно быть не по принуждению, а сознательным и разумным. Личная свобода при этом не уничтожается, а каждый человек обязан изучать и выполнять «божественные писания».

Новая для того времени и характерная для Сорского мысль о самоуглублении, рассудительности и критическом отборе духовных письменных материалов.

Последователи Нила Сорского

  • Последователями старца Нила совершались попытки внесения нестяжательства в общественно – политическую жизнь.
  • С Вассианом Патрикеевым (Вассианом Косым), Сорский знакомится после обвинения того в измене и приговорения к монашескому постригу в 1499 г.
  • Образованный инок Максим Грек поселился в России уже после смерти Сорского, но придерживался учений Нила и обличал порочную духовную русскую жизнь.
  • Артемий Троицкий, в 1553 г, обвинён в неподобных высказываниях и приговорён церковным Собором к заточению в Соловецком монастыре.
  • Место умершего идеолога, отца Нила, занял Иннокентий Комельский. Нестяжатели, последователи Сорского, в конце концов, проиграли противнику Нила, Иосифу Волоцкому.

Итоги

Нил Сорский досконально знал творения святых отцов и цитировал по памяти, что встречается в его сочинениях. Нестяжатель, святой Нил проповедовал бескорыстную жизнь и призывал к отказу от богатств, а монастыри превратить в школы изучения духовности.

Убеждал каждого человека освободиться от жизненных благ и устроить собственную духовную жизнь. Основал третий подвижнический путь – скитское монашество в Нилово – Сорской Сретенской пустыни.

В 12 сочинениях и 5 отдельных фрагментах, которые написал Нил Сорский, описано устройство скита — это подробное учение о жизни подвижника («Устав скитского жития в 11 главах). В Посланиях изложены наставления о духовной жизни, написаны воспоминания и даны советы.

Возрождена Нило-Сорская пустынь – один из главных монастырей Русского Севера

В одной из главных обителей Русского Севера – Нило-Сорской пустыни XV-XVII веков в Вологодской области – возрождена монашеская жизнь.

Решение об открытии мужского монастыря Нило-Сорская пустынь в местечке Пустынь Кирилловского района Вологодской области было принято на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года, сообщает сайт Вологодской митрополии.

На должность игумена обители был назначен иеромонах Евфимий (Ершов), который был поставлен в игумены митрополитом Вологодским и Кирилловским Игнатием в Нило-Сорской пустыни 9 июня 2019 года.

— Нило-Сорская пустынь вновь стала монастырем. Теперь предстоит долгая и кропотливая работа братии над собой, работа над зданиями, работа с паствой. Это сложное, но благодатное дело, — сказал после чина поставления владыка Игнатий.

Митрополит выразил уверенность, что духовно руководить обителью будет сам ее основатель — преподобный Нил Сорский, мощи которого находятся под спудом в местном Тихвинском храме.

Нило-Сорская пустынь, основанная более 500 лет назад преподобным Нилом Сорским, расположена в лесном и болотистом месте в 16 км от знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря.

Обитель просуществовала до 1927 года, когда Президиум Череповецкого губисполкома с согласия Главнауки принял решение о ее закрытии и передаче для культурных нужд населению Кирилловского уезда (до 1930 года здесь размещалась колония) в ведение Главнауки. Как «исторический памятник» был оставлен только Иоанно-Предтеченский скит со всем имуществом.

Сегодня Нило-Сорская пустынь представляет каменный архитектурный ансамбль середины XIX — начала XX веков. Из монастырских построек сохранились надвратная Покровская церковь, игуменский корпус, перестроенный Тихвинский собор, келейные корпуса, встроенные в стены монастыря.

У юго-восточного угла Тихвинского храма, в котором находилась столовая для пациентов Пустынского психоневрологического интерната, находятся мощи преподобного Нила Сорского. Сейчас интернат переехал в другое место, а в обители возродилась регулярная монашеская жизнь.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *