Где находились праведники до сошествия во ад Христа?

Где оказывались умершие праведники до пришествия и искупительного подвига Христова — в аду или в раю? На этот вопрос очень трудно ответить однозначно.
С одной стороны, христианское вероучение со всей определенностью утверждает, что Рай стал доступен людям лишь после Крестной Жертвы Спасителя. Следовательно, все люди дохристианского мира, даже ветхозаветные праведники, патриархи и пророки, после смерти неизбежно оказывались в аду. Такое рассуждение не противоречит Преданию Церкви, которое гласит, что Христос вывел из ада тех, кто оказался достоин спасения. Но, с другой стороны, в том же Предании мы имеем ряд свидетельств, которые можно понять совершенно противоположным образом. Например, по слову Писания пророк Илия понесся в огненной колеснице на небо (4 Цар 2:11). Как понимать этот факт библейской истории в рамках учения о схождении во ад всех без исключения ветхозаветных праведников? Ведь нелепо было бы предполагать, будто упомянутая колесница пылала «адским огнем», а слово «небо» в данном случае нужно считать метафорой, на самом деле означающей преисподнюю. А ведь есть еще притча о богаче и Лазаре, где говорится о непреодолимой пропасти, отделяющей Авраама и прочих праведников от находящихся в мучении грешников:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16:19-31).
И эту притчу Христос говорил фарисеям еще до Своего схождения во ад, когда пророки и патриархи еще не были освобождены Им из плена преисподней. Так куда же все-таки попал Лазарь — в Рай, или в ад?

Загадочное место

Евангелие не говорит, что Лазарь после смерти оказался в Раю. В Писании сказано лишь, что он …был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Но вряд ли мы сможем найти у различных толкователей Библии единое мнение о местонахождении этого загадочного «лона».

Самый типичный вариант объяснения дает архиепископ Аверкий (Таушев):
После смерти Ангелы отнесли душу Лазаря на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданиями и вокресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников. Лазарь заслужил эти «вечные кровы», без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. «Умер и богач, и похоронили его». Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках.
Здесь снова возникает неопределенность — богач оказался в аду, а Лазарь заслужил «вечные кровы», которые, однако… не являются Раем. И посмертный жребий Авраама (а вместе с ним и Лазаря) заключается лишь в утешительных надеждах на будущее блаженство.
По-прежнему остается непонятно: что же такое «лоно Авраамово» — некая часть ада, специально оборудованная для избранных, или же вообще какое-то третье, неизвестное Церковной традиции место, которое невозможно идентифицировать ни с адом, ни с Раем?
Наверное, главной сложностью в понимании этого непростого вопроса является отсутствие у нас ясного представления о том, что же такое — Рай и ад. Даже в святоотеческом наследии можно найти весьма различные определения этих реалий посмертного бытия человека. И если мыслить об аде и Рае лишь в пространственных категориях — как о территориях, которые в принципе не соприкасаются друг с другом, то все противоречия, уже рассмотренные здесь, становятся просто неизбежными.
Но существует и другое понимание, которое позволяет эти противоречия успешно разрешить.

Два действия Любви

Преподобный Исаак Сирин пишет: Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами. Но удивительное дело — рассуждая об аде, Исаак Сирин говорит практически то же самое: ад — это действие божественной любви: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви.
И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, язвительнее всякого наказания.
По мысли преподобного, ад и Рай являются различными способами восприятия одной и той же реальности — любви Божией. И это далеко не единичное мнение, пускай даже и очень почитаемого Отца.
Святитель Григорий Палама тоже настаивал на таком понимании действия любви Божией.
Обращаясь к словам Иоанна Предтечи, сказанным им о Христе, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф 3:11; Лк 3:16), святитель Григорий полагает, что люди воспримут соответственно своему устроению либо просвещающее, либо мучающее свойство благодати. Вот его слова: Он, говорит Предтеча, будет крестить вас Духом Святым и огнем, являя просвещающее и мучающее свойство, когда каждый человек будет получать соответствующее своему расположению.
У некоторых святых Отцов ясно выражена мысль о том, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога.
Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия людей и ангелов. Но не Бог сотворил это различие, а сами люди и ангелы, различным образом воспринимающие Любовь Божию, щедро изливаемую Им на всех без исключения в каждый момент нашего существования, земного или посмертного.
В самом деле, даже если рассматривать ад как некое пространство, которое Господь по своему милосердию выделил в мироздании для тех разумных существ, которые не захотели иметь общение со своим Создателем, то все же неизбежно придется признать факт присутствия Вездесущего Бога и в этом пространстве. Псалмопевец Давид говорит: Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. А уж после сошествия Христова во ад было бы и вовсе странно говорить об аде как о «месте, лишенном Бога».
Воскресение Христово. Библия аббатства святого Бертина
Поэтому даже до Искупительного подвига Спасителя посмертная участь людей могла быть для них и утешительной, хотя бы в ту меру, которая была тогда доступна падшему, не исцеленному человеческому естеству. Лоно Авраамово не было местом блаженства в христианском понимании. В Евангелии ясно сказано, что Лазарь не блаженствует, а лишь утешается. А о том, что смерть и до пришествия Христова могла быть для человека утешением, есть множество свидетельств в Церковном Предании.
Например, Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению.
Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой — избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание.
Лазарь много страдал в своей жизни, но смерть прекратила его страдания и поэтому послужила для него утешением. Однако не стоит видеть в различии судеб Лазаря и богача лишь принцип голой симметрии по принципу: «страдал в земной жизни — наслаждаешься в загробной, и — наоборот».

Адские мучения

В муку после смерти вполне мог попасть нищий, а утешаться мог и богатый человек, ведь и сам Авраам был далеко не беден в своей земной жизни. Причина столь разной участи вовсе не в имущественном цензе и не в социальной принадлежности. Более того — в притче о богаче и Лазаре Христос предложил фарисеям ситуацию, которая полностью противоречила всем их представлениям о соотношении богатства и благочестия.
Дело в том, что древние иудеи считали богатое имение человека прямым указанием на его праведную жизнь: иначе — почему бы Бог дал ему это богатство?
Но Христос вопреки этому убеждению рассказывает им об утешающемся на лоне Авраамовом бедняке и о страдающем в мучениях состоятельном человеке. Так что же становится причиной, которая одних людей после смерти приводит в муки, других — в утешение?
Здесь самое время вспомнить мысли святых Отцов о различном действии любви Божией на посмертное бытие человека в зависимости от его духовного устроения.
Каким было устроение Лазаря, предположить совсем нетрудно. Он всю жизнь провел в нищете, болезнях, лишениях, но при этом, очевидно, не роптал на Бога и людей, не осуждал никого, и даже богача, который равнодушно проходил мимо его беды каждый день, он просил лишь о мизерном пропитании в виде объедков. Говоря языком православной аскетики, Лазарь сумел использовать свое бедственное положение для борьбы со страстями. И после смерти оказался свободным от действия этих страстей.
Но что сделал со своей душой богач за время своей земной жизни? Человек каждый день пиршествовал блистательно, привык к роскоши, вкусной еде, дорогим винам, не мыслил себе жизни без удовлетворения множества своих прихотей. И вот он умирает, в один момент лишившись всего, что обеспечивало ему это удовлетворение.
В загробном мире нет ничего, что могло бы сделать его счастливым. Его терзают неудовлетворенные желания и сознание того, что все цели, которые он ставил перед собой в земной жизни, оказались ложными, а все его достижения и богатства — абсолютно бесполезными в этой новой и страшной для него ситуации…
Согласно преподобному Григорию Синаиту, огонь, тьма, червь и тартар, составляющие ад, есть разнородное сладострастие, всепоглощающая тьма невежества, неутолимая жажда чувственного наслаждения, трепет и зловонный смрад греха. Все эти адские состояния души несчастный богач старательно развивал в себе всю свою жизнь, а после смерти они стали для него мучительным пламенем страстей, которые совершенно невозможно удовлетворить человеку, лишенному тела. Такое существование нельзя назвать иначе как адской мукой.
Но, кроме чувственных страстей, этот бедный человек развил в себе еще одну страшную духовную болезнь — зависть. Которая, по определению Иоанна Златоуста, есть… почитание чужих несчастий своим счастьем, а благополучие других — своим злополучием. Не столько бедный огорчается своею бедностью, сколько завистливый — благополучием ближнего: что может быть гнуснее всего?

…Только удали его от блаженства

Богач просит Авраама: Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой.
Но ведь совершенно очевидно, что это не принесет ему облегчения, капля воды на пальце Лазаря не сможет утолить его жажды к чувственным наслаждениям, которых он оказался лишен. В чем же причина такой странной просьбы?
Святитель Илия Минятий объясняет это следующим образом: «…И вот почему он требует, чтобы пришел Лазарь к нему хотя бы на время, чтобы и Лазарь пришел разделить с ним муки, чтобы он удалился от лона Авраамова. И если бы удалось ему это, он, вероятно, почувствовал бы некоторую отраду. Чтобы удостовериться в этом, обратите внимание на следующее: когда богач услыхал от Авраама, что Лазарю идти в ад к нему нельзя, ибо между ними установлена великая пропасть, он стал говорить: молю тя убо, отче, да пошли его в дом отца моего (Лк 16:27). Этими словами он как бы говорил: если нельзя прислать его сюда, чтобы он стал участником моих мучений, то пошли его хотя бы в мой дом, то есть в мир, в прежнюю жизнь, в прежние несчастья, только удали его от блаженства в твоем лоне. Да, повторяю, завистью он распаляется более, нежели геенной.

Богач просит Лазаря охладить ему язык. Библия аббатства святого Бертина
Казалось бы, богачу следовало скорее проситься самому на лоно Авраамово, а не Лазаря привлекать на муку.
Но завистливый не ищет своего блага, не стремится из состояния мучения к блаженству. Зависть не умеет предпочитать полезное. Она ищет другому зла, чтобы видеть ближнего в муке. Цель зависти — видеть, как тот, на кого направлена зависть, из счастья впадает в несчастье. Богач хочет видеть Лазаря в аду больше, чем себя в раю. Почему? Потому что зависть есть печаль о благополучии ближнего. Богословы доказывают, что наибольшая мука для содержимых в аду будет — сознавать, что навеки ими все это по своей вине утрачено, а святые вечно наслаждаются, отсюда произойдет плач и скрежет зубов, здесь-то они и найдут для себя величайшую муку из всех мук».
Понятно, что человек с таким страшным устроением души и Любовь Божию воспринимал как неугасимый огонь, опаляющий его совесть.

Небо и ад

Так было ли лоно Авраамово частью Рая? В христианском понимании — нет.
Дело в том, что Рай, Царство Божие, — это та полнота единения твари и Творца, к которой призваны все люди. А всю высоту этого призвания прекрасно выразил святитель Афанасий Великий в своей знаменитой формуле: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Но до исправления Христом человеческого естества больная природа человека в принципе была не способна к столь тесному единению со своим Создателем. Поэтому никакое состояние человека в дохристианский период невозможно считать в полной мере — райским. И Авраам, и Илия, и Лазарь, и все прочие праведники Ветхого Завета в посмертном своем бытии уповали на пришествие Спасителя, после которого они смогли бы, наконец, соединиться с Господом в той мере, которую Евангелие называет — Царствием Небесным. Но и «филиалом ада» однозначно считать лоно Авраамово все же не следует. Линейная логика здесь вообще неприменима, поскольку в данном случае мы говорим не о пространстве, а скорее — о состоянии души умершего человека.
Вот как писал об этом Блаженный Феофилакт: “Лоном Авраамовым” называют совокупность тех благ, какие предложат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поелику и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения.
Поэтому на вопрос: «является ли лоно Авраамово частью ада или Рая?» можно ответить лишь парадоксом: часть Неба всегда находится в аду. По слову святителя Иоанна Златоуста, рассуждавшего о темницах адовых: Они были поистине темными, пока не сошло туда Солнце справедливости и не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо.
Александр Ткаченко

Неспящие в аду / Operation Sandman: Warriors In Hell (Нельсон МакКормик) [2000, США, фантастика/ужасы, SATRip]

Неспящие в аду / Operation Sandman: Warriors In Hell
Год выпуска: 2000
Страна: США
Жанр: фантастика/ужасы
Продолжительность: 01:25:10
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Режиссер: Нельсон МакКормик
В ролях: Ron Perlman, Rod Biermann, Robert William Howard, Melik Malkasian, Richard Tyson, Mary B. Ward, Persia White, Michael Woolson
Описание: Министерство обороны США проводит тайный эксперимент, значащийся в совершенно секретных документах как операция `Песочник`. Ее целью является создание уникального химического оружия — препарата, который позволит солдатам эффективно воевать абсолютно без сна. Эксперимент проходит на одной из баз, затерявшихся на просторах раскаленной пустыни. Здесь этот препарат испытывается на группе военнослужащих, которые дни напролет проводят в тренировках под действием специального симулятора, воссоздающего иллюзию реальных боевых действий. Во время одной из подобных `голографических` тренировок солдат неожиданно убивает себя. И все можно было бы списать на обычное самоубийство, если бы всех участников эксперимента не начали мучить жуткие видения !
Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео кодек: DivX
Аудио кодек: MP3
Видео: DivX 5 512×384 25.00fps 1025Kbps
Аудио: MPEG Audio 48000Hz stereo 192Kbps Скриншоты

Глава I. Новый Завет, апокрифическая литература, раннехристианская гимнография

Гораздо подробнее, чем в текстах, вошедших в новозаветный канон, тема сошествия Христа во ад раскрывается в раннехристианской апокрифической литературе. Прежде чем говорить о содержании отдельных памятников, укажем на то, что среди апокрифических писаний, пользовавшихся широким распространением в первые века христианства, были памятники очень разные как по происхождению, так и по содержанию. Их судьба в христианской Церкви также была разной. Некоторые апокрифические евангелия, в частности, те, что имели гностическое и еретическое происхождение, были осуждены Церковью и изъяты из употребления. В то же время, те апокрифы, чье содержание не противоречило церковному учению, хотя и не вошли в новозаветный канон, сохранились в церковном предании в опосредованной форме: многие их идеи вошли в богослужебные тексты, а также в агиографическую литературу. К числу апокрифов, оказавших влияние на развитие христианского богослужения, принадлежат, в частности, «Протоевангелие Иакова», повествующее о рождении, детстве и юности Пресвятой Девы Марии, и «Евангелие Никодима», повествующее о последних часах земной жизни, о смерти и о воскресении Спасителя: оба памятника свободны от гностических и иных чуждых христианству идей, сотканы из библейского материала и в то же время как бы восполняют те лакуны, которые имеются в Новом Завете. В числе апокрифов, повлиявших на христианскую агиографию, можно назвать такие памятники, как «Деяния Фомы», «Учение Аддая апостола», «История Иоханнана апостола» и прочие апокрифические деяния апостолов, сохранившиеся на греческом, сирийском и других древних языках23.

Говоря об апокрифических памятниках, в которых затрагивается тема сошествия Христа во ад, мы должны упомянуть, в частности, о так называемом «Вознесении Исаии» – раннехристианской переработке иудейского апокрифа, который был написан во II в. до Р. Х. предположительно на еврейском или арамейском языке, но в который был интерполирован христианский апокалипсис24. Иудейскую часть памятника составляют главы 1–5, тогда как главы 6–11 принадлежат христианскому автору. Полностью памятник сохранился только в эфиопской версии, однако главы 6–11 сохранились также в латинской и славянской (староболгарской) версиях; от греческой версии остались лишь отдельные фрагменты25. В памятнике о сошествии Христа во ад говорится следующее (переводим по славянской версии):

…Сойдет Сын Божий… и будет в образе вашем. И князь мира… прострет руки свои на Него, и повесят Его на древе, и убьют, не ведая, кто Он. И сойдет Он во ад, и нагим и опустошенным сделает всю призрачность его26, и возьмет в плен князя смерти и сокрушит всю силу его и воскреснет в третий день, взяв с Собой некоторых праведников27, и пошлет проповедников Своих по всей вселенной…28

В том же памятнике Вечный (Бог Отец) говорит Своему Сыну: «Выйди и сойди со всех небес и пребудь в мире; дойти даже до того ангела, который в аду29… и суди князя и ангелов его и мир, которым они обладают»30. После чего Сын Божий сходит последовательно с седьмого на первое небо и затем на «твердь», «где сидит князь века сего»31.

В другом христианском фрагменте II в., интерполированном в «Завет Ашера», иудейский апокриф II в. до Р. Х., говорится о том, что Всевышний, придя на землю и сойдя в воду (имеется в виду крещение Иисуса в Иордане), поразил голову находящегося там дракона32. Это не что иное, как развитие новозаветной «крещальной темы»: победа Христа над диаволом при сошествии во ад символически изображается на материале евангельского рассказа о крещении Иисуса от Иоанна в Иордане. В дальнейшем эта тема найдет свое развитие как в византийской иконографии, так и в богослужебных текстах. В частности, в молитве на великом водоосвящении читаем: «Ты и Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев».

О сошествии во ад упоминается несколько раз в «Завещаниях двенадцати Патриархов»33. Основной текст этого иудейского апокрифа датируется первой половиной I в. до Р. Х., однако дошедшая до нас греческая версия является его христианской переработкой34. Тема победы над адом звучит в следующем тексте: «…Скалы рухнут, и солнце погаснет, и воды высохнут, и всякое творение смутится, и незримые духи истощатся, и ад лишится защиты своей «35. В другом месте речь идет о победе Господа над Велиаром: «И приведет вам Господь спасение от Левия, и поведет Он войну против Велиара и отмщение воздаст за святых Своих. И заберет пленных у Велиара , и обратит сердца непокорные к Господу»36. Наконец, в третьем случае речь идет об исшествии Христа из ада после Своего страдания и смерти: «»37. В апокрифе, таким образом, ясно прослеживается раннехристианское учение о том, что после Своей крестной смерти Христос сошел во ад, одержал победу над Велиаром, освободил из ада души святых и взошел на небо38.

В «Евангелии Петра», написанном, вероятнее всего, в первой половине II века39, содержится рассказ о выходивших из гроба Иисуса трех мужах, из которых двое поддерживали под руки Третьего (т. е. Самого воскресшего Иисуса): «И они услышали голос с небес: «Возвестил ли Ты усопшим?» И был ответ с креста: «Да»40. В этих словах нашла свое продолжение «тема керигмы» (проповеди Христа в аду), затронутая в 1Пет. 3:18.

Ту же тему продолжает «Послание апостолов», датируемое приблизительно серединой II века и сохранившееся полностью только в эфиопской версии41. В «Послании», в частности, приводятся слова Христа: «..Я сошел и говорил с Авраамом, Исааком и Иаковом, отцами вашими и пророками, и принес им весть о том, что они могут выйти42 из дольнего места упокоения на небо, и подал им десницу крещения жизни и прощения и оставления…»43.

О крещении ветхозаветных праведников в аду говорит и «Пастырь» Ерма, апокрифический апокалипсис, написанный в первой половине II века44. «Крещальная тема», тесно связанная с темой сошествия во ад, получает у Ерма своеобразное развитие:

…Человек до принятия Имени Сына Божия мертв, но как скоро примет эту печать, он отлагает мертвость и воспринимает жизнь. Печать же эта есть вода; в нее сходят люди мертвыми, а восходят из нее живыми… Апостолы и учители, проповедавшие Имя Сына Божия, скончавшись с верою в Него и с силою, проповедовали Его и преждепочившим и сами дали им печать; они45 вместе с ними46 нисходили в воду и с ними опять восходили. Но они нисходили живыми, а те, которые почили прежде них, нисходили мертвыми, а вышли живыми47; чрез апостолов они восприняли жизнь и познали Имя Сына Божия…48

Теме сошествия во ад отведено существенное место в «Вопрошаниях Варфоломея» (или «Евангелии Варфоломея»), сохранившихся на греческом и частично на коптском, сирийском, латинском и славянском языках49. Ученые датируют памятник временным промежутком между II и VI веками50. В первой части памятника говорится о том, как после воскресения Христова апостол Варфоломей расспрашивал Спасителя о событиях, происходивших во время Его крестных страданий. Отвечая на вопросы Варфоломея, Христос подробно описывает Свое сошествие во ад и разговор между адом, смертью и велиаром:

После воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа Варфоломей, приступив ко Господу, вопросил Его, говоря: «…Господи, когда Ты пошел, чтобы быть повешенным на кресте, я следовал издали и видел Тебя повешенным на кресте и ангелов, сходящих с небес и поклоняющихся Тебе. И когда наступила тьма, я взглянул и увидел, что Ты исчез с креста51, и только слышал голос в преисподней и внезапно начавшийся великий плач и скрежет . Возвести мне, Господи, куда ушел Ты с креста». Отвечая, Иисус сказал: «Блажен ты, возлюбленный мой Варфоломей, что узрел чудо сие, и ныне все, о чем бы ты ни спросил меня, возвещу тебе. Ибо когда Я исчез с креста, тогда Я сошел во ад, чтобы вывести Адама и всех иже с ним, по ходатайству Михаила Архангела». Тогда говорит Варфоломей: «Господи, что это был за звук?» Говорит ему Иисус: «Это ад сказал велиару: «Вижу я, что Бог идет сюда»52. И велиар сказал аду: «Узнай точно, кто Он, идущий сюда, ибо мне кажется, что это Илия, или Енох, или один из пророков». Ад же, отвечая, сказал смерти: «Еще не прошло шесть тысяч лет. И где они, велиар? Точное их количество в руках моих». Велиар же сказал аду: «Не смущайся! Утверди двери свои и засовы (mohlu)53 свои укрепи. Задумайся: Бог не сходит на землю». Говорит ему ад: «Не могу расслышать слова твои; чрево мое расседается, внутренности мои болят: не иначе как Бог идет сюда. Увы мне! Куда убегу от лица Его, от силы великого Царя? Позволь мне войти в самого себя54, ибо прежде тебя я создан». Тогда Я вошел и высек его и связал его узами нерасторжимыми и вывел всех патриархов и вернулся снова на крест»55.

Приведенный текст отражает традицию, оказавшую непосредственное влияние на христианскую церковную гимнографию: диалоги между смертью, адом и велиаром станут одним из наиболее распространенных гимнографических сюжетов (в частности, у Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца). Енох и Илия также станут постоянными участниками повествования о сошествии Христа во ад. Что же касается изведения из преисподней Адама и других ветхозаветных героев, то эта тема будет в подобного рода повествованиях лейтмотивом. В «Вопрошаниях Варфоломея» тема развивается следующим образом:

Говорит Ему Варфоломей: «Возвести мне, Господи: кто был тот, которого несли ангелы на руках своих, тот человек весьма высокого роста?» Отвечая, Иисус сказал ему: «Это был первозданный Адам, ради которого Я сошел с небес на землю. И Я сказал ему: «Ради тебя и детей твоих Я был повешен на кресте». Он же, услышав, восстенал и сказал: «Так соблаговолил Ты, Господи». Снова сказал Варфоломей: «Я видел, Господи, и ангелов, восходящих перед Адамом и поющих. Один же из ангелов56 был гораздо больше других и не хотел восходить; был же в руке его меч огненный, и взирал он только на Тебя». И когда Он57 говорить все это, сказал апостолам: «Подождите Меня на месте сем, ибо сегодня в раю жертва приносится; Я должен там быть, чтобы принять ее». И сказал Варфоломей: «Что это за жертва в раю?» Иисус же говорит: «Души праведников, выйдя , войдут в рай, а если Я не буду присутствовать, то не войдут они в рай». Варфоломей же, отвечая, сказал: «Господи, сколько душ ежедневно выходит из мира?» Говорит ему Иисус: «Тридцать тысяч»58. Снова Варфоломей: «Господи, когда Ты был с нами, научая слову , принимал ли Ты жертвы в раю?» Иисус же, отвечая, говорит ему: «Истинно говорю тебе, возлюбленный мой, что и с вами был Я, научая слову, и с Отцом Моим восседал»59.

Мысль о вездеприсутствии Христа также станет одной из центральных как в патристических, так и в богослужебных текстах на тему сошествия во ад. Раздел «Вопрошаний Варфоломея», посвященный данной теме, заканчивается ответами Христа на вопрос о том, какое количество людей входит в рай из числа ежедневно скончавшихся. Разные версии памятника дают разные цифры: в большинстве речь идет о пятидесяти трех праведниках, из которых три «входят в рай или полагаются на лоне Авраамовом» (таким образом, лоно Авраамово отождествляется с раем), остальные же пятьдесят «идут в место воскресения»60.

Наиболее развернутое повествование о сошествии Христа во ад содержится в «Евангелии Никодима», оказавшем решающее влияние на формирование церковного учения по данному вопросу. «Евангелие Никодима» сохранилось во многих редакциях на греческом, сирийском, армянском, коптском, арабском и латинском языках61. Первая часть памятника (главы 1–11), которая называется «Деяния Пилата», повествует о смерти и погребении Иисуса Христа. Во второй части (главы 12–16) описывается обсуждение вопроса о Воскресении Христа, якобы имевшее место в синедрионе. Третья часть (главы 17–27) называется «Сошествие Христа во ад» (Descensus Christi ad inferos): в ней излагается свидетельство двух сыновей Симеона Богоприимца, воскрешенных Христом и рассказавших синедриону о том, что происходило в аду, когда туда сошел Спаситель мира.

Дошедший до нас текст «Евангелия Никодима» восходит приблизительно к началу V века62 (а наиболее ранняя рукопись греческого текста, известная науке, датируется XII веком)63. В то же время очевидно, что «Евангелие Никодима» содержат материал, восходящий – по крайней мере, частично – к апостольским временам64. Во всяком случае, о «Деяниях Пилата» знали уже Иустин Философ (II в.) и Тертуллиан (III в.)65. Что же касается «Сошествия Христа во ад», то оно содержит многие идеи, которые мы находим у таких раннехристианских авторов, как Ерм, Иустин Философ, Ириней Лионский, Феофил Антиохийский66. Каковы бы ни были заключения относительно датировки «Сошествия Христа во ад», очевидно, что этот памятник отражает весьма древнюю традицию, в основных чертах сформировавшуюся не позднее середины III века.

Интересующая нас часть «Евангелия Никодима», посвященная сошествию Христа во ад, начинается рассказом о том, как во время заседания синедриона Иосиф Аримафейский объявляет о двух сыновьях Симеона Богоприимца, воскрешенных Христом, после чего архиереи Анна и Каиафа, а также Иосиф с Никодимом и Гамалиил67 отправляются в Аримафею на поиски воскресших братьев. Приведенные в Иерусалимскую синагогу, сыновья Симеона, «сделав на лицах своих изображение креста»68, взяли чернила и трость и написали следующее:

Господи Иисусе Христе, воскресение и жизнь мира, даруй нам благодать поведать Твое воскресение и Твои чудеса, которые Ты совершил во аде. Мы были во аде со всеми почившими от века. В час же полуночи проник в те мрачные места и воссиял свет как бы солнца, и все мы осветились и увидели друг друга. И тотчас отец наш Авраам, соединившись с патриархами и пророками и все исполнившись радости, сказали друг другу: этот свет от великого Света. Пророк Исаия, бывший там, сказал: этот свет – от Отца и Сына и Святого Духа, о котором я прорек еще во время своей жизни, говоря: земля Завулонова и земля Неффалимова, народ сидящий во тьме увидел великий свет69. Потом вышел на среду другой, подвижник пустыни. И спросили его патриархи: кто ты такой? Он отвечал: я Иоанн, конец пророков, который приготовил пути для Сына Божия70 и проповедал народу покаяние во оставление грехов71… И Он послал меня к вам возвестить, что идет сюда Единородный Сын Божий, дабы, кто уверует в Него, был спасен, а неверующий в Него был осужден…72

Далее на сцену выступают Адам и Сиф: последний рассказывает своему отцу и другим «патриархам и пророкам» о полученном им от ангела обетовании о вочеловечении Сына Божия73. Затем следует диалог между сатаной и адом: «если мы примем Его сюда, – говорит ад, – я боюсь, чтоб нам не было опасности и за прочих; я помышляю о всех, томящихся здесь страхом, которых я поглотил от века, и болезную моею утробою». В этот момент раздается голос, подобный грому: «Поднимите, князи, врата ваши, и поднимитесь врата вечные, и войдет Царь славы»74. Ад пытается воспротивиться пришествию Христа и приказывает своим демонам «твердо заключить врата медные и запоры железные» и крепко держать «заклепы». Услышав это, праотцы восстают на ад. Пророк Давид говорит аду: «Разве ты не знаешь, слепец, что я, живя еще в мире, прорек эти слова: «Поднимите, князи, врата ваши»?» А Исаия говорит: «Я, провидя это, Духом Святым написал: «Воскреснут мертвые и восстанут находящиеся во гробах, и возрадуются сущие на земле»75; а также: «Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?»76». Вдруг снова раздается голос: «Поднимите врата»77.

Услышав в другой раз этот голос, ад отвечал, как будто не зная, и сказал: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы Господни отвечают: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани»78. И тотчас, вместе с этим словом, медные врата сокрушились и железные засовы (mohlu) сломались, и все связанные мертвецы разрешились от уз…79

Царь славы связывает сатану и предает его аду со словами: «Держи его крепко до второго Моего пришествия». Приняв сатану, ад говорит ему: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца»80. Мысль о том, что Христос опустошил ад, что в аду никого не осталось после сошествия туда Христа, встретится нам не раз в богослужебных текстах.

Изведение умерших из ада воплотившимся Христом описывается в «Евангелии Никодима» следующим образом:

Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: «Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста». И потом Он стал всех изводить вон, и праотец Адам, исполнившись радости, сказал: «Благодарю Твое величие, Господи, что Ты вывел меня из ада преисподнего». Также и все пророки и святые сказали: «Благодарим Тебя, Христос, Спаситель мира, что Ты извел от тления жизнь нашу». После того, как они это сказали, Спаситель, благословив Адама на челе знамением Креста, и сделав то же самое на патриархах, пророках, мучениках и праотцах, взял их и восходил из ада. Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых». Идя в рай, Он держал праотца Адама за руку, и передал его и всех праведных Архангелу Михаилу»81.

Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: если в начале цитированного отрывка речь идет о том, что Христос вывел из ада «всех» умерших, то далее говорится только о «всех пророках и святых», о «патриархах, пророках, мучениках и праотцах», а также о «всех праведных». При входе в рай «все святые» встречаются с Енохом и Илией, а также с благоразумным разбойником, который ожидал «праотца рода человеческого Адама с праведными» на пороге рая. «Евангелие Никодима» завершается тем, что сыновья Симеона, свернув написанные ими свитки и отдав один архиереям, а другой Иосифу с Никодимом, становятся невидимыми82.

«Евангелие Никодима» принадлежит к той традиции, в которой, по мнению некоторых современных ученых, нашли отражение мифологические представления древних о схождении в подземное царство. Существует немало исследований, в которых проводится параллель между – с одной стороны – христианским учением о схождении Христа во ад и – с другой – памятниками египетской, вавилонской, иранской, индийской, древнегреческой и древнеримской мифологии83. Другие ученые, напротив, отрицают какую-либо связь между христианским учением и языческой мифологией, усматривая генезис учения о сошествии Христа во ад в иудейской традиции84. Не вдаваясь в подробную дискуссию относительно этих взглядов современных ученых, скажем лишь, что, на наш взгляд, учение, выраженное в «Евангелии Никодима» и других подобных памятниках раннехристианской письменности, отражает вполне самостоятельную традицию, сформировавшуюся в Древней Церкви вне всякой зависимости от какой бы то ни было языческой мифологии. Что же касается иудейской письменности, то она, безусловно, оказала влияние на формирование у ранних христиан общего представления об аде. Однако вряд ли можно говорить о прямой зависимости раннехристианских писаний, посвященных теме сошествия во ад, от иудейских источников.

«Евангелие Никодима» содержит в себе весь комплекс идей и образов, использовавшихся в христианской литературе последующих столетий для изображения того, что современные ученые называют термином Hollensturm (букв. «штурм ада»)85: Христос не просто сходит в адские бездны – Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры. Все эти образы призваны иллюстрировать одну основную идею: Христос сходит во ад не как очередная жертва смерти, но как Победитель смерти и ада, перед Которым силы зла оказываются бессильны. Именно такое понимание будет характерно для памятников литургической поэзии, посвященных данной теме.

Основные идеи «Евангелия Никодима», как говорилось выше, сформировались не позднее III века. Это будет подтверждено нижеследующим анализом памятников раннехристианской поэзии, а также обзором патристических свидетельств, относящихся ко II-III векам.

Кому проповедовал Христос в аду?

В апостольском зачале Недели по Богоявлении мы читаем следующие слова: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А ‟восшелˮ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:7–10).

Итак, апостол Павел утверждает, что Христос «нисходил… в преисподние места земли». Здесь мы видим библейское свидетельство о том, что Христос после Своей смерти сошел в ад. В подкрепление этой мысли можно привести и другие цитаты: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3:18–20); «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4:6).

Каким образом Господь сошел в ад? Состояние Христа Спасителя по смерти, у апостола выраженное фразой «умерщвлен быв плотью, ожив же духом», хорошо передано в известном пасхальном тропаре из Триоди Цветной: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По церковному песнопению, Христос сходил в ад Своей душой, будучи в то же время телом во гробе.

Схождение Христа во ад – таинственная тема, которая ставит ряд вопросов перед нами. Например: кому проповедовал Христос в аду?

Согласно сообщению апостола Петра, Иисус благовествовал духам тех, кто погиб в водах потопа во времена Ноя. Однако некоторые толкователи расширяют этот круг и говорят о проповеди душам всех людей, живших до Христа. А некоторые идут еще дальше и высказывают предположение, что проповедь Христа ожидает душу всякого человека, умершего не только до первого пришествия Христа, но и после него. И эта мысль не лишена оснований, ведь все действия Христа носят абсолютный характер и имеют значение для всех людей, когда-либо живших на земле.

«Если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников (ср. Пс. 15:10), живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа. Современники же Ноя в 1 Пет. 3:20 названы именно для примера и, вероятно, по связи с дальнейшим течением речи апостола, где он в образе Ноя с семьею, спасшихся от потопа, показывает спасение христиан через крещение; притом вообще в Новом Завете времена Ноя неоднократно представляются типическими в отношении к последующим христианским временам (Мф. XXIV:37 сл.; 2 Пет. 2:5; III:6–7; Евр. 11:7 и др.)», – говорит Толковая Библия Лопухина .

Второй важный вопрос: в чем именно заключалась эта проповедь и как она действовала?

Христос просто сообщил мертвецам об искуплении и спасении мира? Или Его проповедь имела активный характер и вывела из ада тех, кто веровал в Него? А может быть, на благовестие Спасителя откликнулись и души добродетельных язычников? Не стала ли Его проповедь для некоторых людей последней возможностью обратиться к Богу? Допустимо ли, толкуя это место, говорить, что проповедь Христа предполагает покаяние человеческих душ за гробом?

Сегодня наиболее распространенной является версия о том, что Своей проповедью Христос вывел из ада души ветхозаветных праведников. Т. е. Он просто объявил о Своем пришествии на землю и вывел из преисподней души верующих в Него. Но если посмотреть комментарии разных святых отцов и церковных писателей, можно увидеть, что они предлагают различные варианты толкований. Некоторые осторожно допускают возможность изменения участи души покойника под влиянием проповеди Христа в аду.

«Христос спустился в ад для утешения добрых или для увещания и тех, и других, так что одни во спасение себе веруют, а другие в наказание себе не веруют», – говорит Блаженный Августин . Обратим внимание на слово «увещание», которое предполагает неодинаковую реакцию увещаемого.

«Им и была благовествуема, по словам , великая проповедь спасения – когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, – для того чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых. Итак, чтобы понять место , усвоим его так: на то и мертвым было благовествуемо, осужденным по человеку плотию, чтобы жили они по Богу духом», – пишет преподобный Максим Исповедник . Акцентными являются слова: «будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения». Очевидно, имеется в виду, что проповедь Христа в аду имела спасительный характер для тех, кто принял ее.

«Он сошел в сердце земли, чтобы Его приход стал проповедью мертвым о том, что все, кто жаждет Его, могут стать свободны», – пишет анонимный толкователь древности, прозванный Амвросиастом .

«Содержанием этой проповеди могло быть только благовествование о совершившемся искуплении и его спасительных плодах, с призывами всех духов к покаянию и вере», – говорит Толковая Библия Лопухина .

Согласно этим взглядам, допотопные люди (а может, и все те, кто жили до Христа) имели некий выбор в аду – пойти за Христом или нет. Но можно ли распространять эту ситуацию на тех, кто жили, живут и будут жить в новозаветную эпоху? Будет ли звучать и для них проповедь Христа в аду, если они там окажутся?

Митрополит Иларион (Алфеев) посвятил данной теме целую книгу под названием «Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции». Приведя разные свидетельства древних отцов, богослов высказывает интересное предположение, что проповедь Христа в аду может иметь значение для всего человечества во все времена – любому умершему человеку, попавшему в ад, Христос будет проповедовать.

Может ли у такого человека появиться «последний шанс» спастись? И да, и нет. С одной стороны, Церковь говорит нам, что покаяние за гробом невозможно, ведь покаяние – это изменение жизни, а полноценной жизни за гробом нет хотя бы потому, что душа живет без тела.

Но можно несколько по-другому поставить вопрос. Допустим, человек прожил жизнь плохо, но душа его ненавидела свой грех и мучилась им. При этом он сохранил любовь к чистоте и истине, имел и некую веру во Христа как Бога и Спасителя. Может, согласно силе этого чувства, которое все же неким образом соединяет человека со Христом, душа его будет избавлена от ада, если она подвигнется ко Христу под воздействием Его проповеди в аду?

Но в то же время закоренелый грешник, любящий грех и зло и не верующий при жизни во Христа, все равно останется «самоосужден» (Тит. 3:11), потому что при жизни он осознано отказался от праведности, света, добра, Бога. Даже после смерти он все равно не захочет любить Господа.

Христос вывел из ада всех, кто этого хотел. Но, увы, есть люди, которые никогда не хотели быть с Господом, и для них безболезненнее находиться как бы вдали от Него (в аду). Не потому, что Бог не желает их принять, но потому, что они сами ненавидят Господа. Для того чтобы остаться в аду, человек должен при жизни полюбить ад.

Как писал Клайв Льюис в одном из своих трактатов, «Двери ада заперты изнутри». И, как это ни печально, такие люди всегда есть. И даже если прозвучит для них проповедь Христа в аду, она ничего для них не изменит…

В любом случае мы сталкиваемся здесь с некоторой тайной домостроительства нашего спасения, которая более откроется нам только после Второго пришествия Христова. До тех пор мы видим «как бы сквозь стекло, гадательно» (1 Кор. 13:12).

Но все же мы знаем, что эта тайна – тайна любви. И знаем, что Бог пользуется любой возможностью, чтобы спасти грешника. И верим, что Его любовь не оканчивается за чертой нашей земной жизни.

УЖАСЫ АДА 

Ужасы Ада

Вильям Ч. Николз

Учение об аде является одним из наиболее пренебрегаемых учений во всем Писании. Упоминания об аде обычно высмеиваются, как если бы вся идея ада была настолько устаревшей, что только наивные и невежественные люди могут верить, что такое место действительно существует. Это нетрудно понять. В своем естественном состоянии люди ненавидят саму мысль, что они подотчетны за свою жизнь святому Богу, потому что они любят грех и не желают расстаться с ним. Плотской разум бросает возражение за возражением мысли об аде, потому что он не хочет смотреть в лицо его действительности. Люди живут, думая, что если они довольно долго будут игнорировать какую-нибудь трудность, то она исчезнет. Даже консервативные религиозные лидеры предпринимают сегодня нападки на ад. Но пусть люди делают все, что они хотят, однако от легкомысленных возражений глупцов ад не исчезнет.

Среди шумных криков об отмене ада те, кто верит, что Библия истинна, должны возвысить свой голос. Ваше отношение к ужасам ада, возможно, самое главное, что есть в вашей жизни. «И если кто будет слушать голос трубы, но не остережет себя то когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове» (Иез. 33:4). Я умоляю вас, пожалуйста, потратьте время и дочитайте эту статью до конца.

Почему ад должен тревожить нас? Почему нужно тратить время, читая об аде? Существует несколько причин, почему это полезно делать:

1. Проповедь об ужасах ада может потрясти вашу совесть и пробудить вас от чувства безопасности.

2. Проповедь об аде помогает людям удерживаться от греха. И верующие, и неверующие склонны меньше грешить, когда им постоянно напоминают об ужасах ада.

3. Проповедь об ужасах ада может помочь пробудиться тем из вас, кто думает, что они спасены, потому что верят во Христа или в события, отраженные в Евангелии, но кто в действительности не спасен и находится на пути в ад, хотя и не знает об этом.

4. Проповедь учения об аде полезна и для верующих, и для неверующих, как это будет показано ниже.

Почему люди не боятся ада? Создается впечатление, что сегодня действительно недостаточно страха перед реальностью ада. Это относится и к тем, кто в церкви, и к тем, кто в мире. Люди не боятся ада. Почему?

Человек не будет бояться льва, когда он просто нарисован на картине, висящей на стене. Почему? Да потому, что это только картина. Он знает, что лев не настоящий. Но если бы вы остались одни в джунглях и столкнулись лицом к лицу с настоящим львом, который бы свирепо зарычал на вас, вы бы пришли в ужас. Сознание людей очень напоминает человека, который только рассматривает нарисованного льва. Мы слышим об аде из Библии. Мы знаем, что Господь Иисус говорил об аде. Фактически, Христос говорил об аде больше, чем кто-либо в Писании. Почему же люди не верят, что ад реален? Потому что они недостаточно слышат о нем. Мы не изучаем, что Писание говорит об аде. Не только то, что мы слышим, составляет то, во что мы верим, но также и то, чего мы не слышим, помогаем формировать нашу систему веры. Только Дух Божий может представить нашим сердцам ужасы ада так, что мы увидим их живыми перед собой. Для обращения грешников учение об аде использовалось Богом чаще, чем какое-либо другое учение в Писании. Молитесь, чтобы во время чтения этой брошюры Дух Святой мог представить перед вами ад как реальную действительность.

Необходимость Ада

Над адом сегодня насмехаются, по-видимому, по нескольким причинам. Первая среди них — желание продолжать греховную жизнь без угрызений совести относительно последствий. Люди не хотят слышать, что ведут себя неправильно. Они не хотят слышать, что будут наказаны за свои грехи. Можно услышать такие слова: «Но разве вечные муки в аду можно связать с милосердным и любящим Богом? Как может добрый Бог подвергать людей вечному наказанию в аду?» Такие вопросы вызваны непониманием характера Бога и природы греха. Почему необходим ад? Рассмотрим несколько причин необходимости ада.

1. Великое зло в грехе и святость Бога.

Наибольшая трудность для людей в понимании необходимости ада связана с неполным и неправильным представлением о глубине греха и славе Бога. Мы не видим, насколько велико зло малейшего греха, и не понимаем до конца святости Бога, Его справедливости и Его гнева. Если бы мы рассматривали грех как величайшее зло в мире и каждый грех считали бы отвержением божественной власти над нами, насмешкой над Ним, размахиванием кулака перед Его лицом, оскорблением Его, мы бы начали немного понимать, чем грех является для Бога. Каждый раз греша, мы в своем сердце себя или любимую похоть выставляем соперничающим богом. Грех отвергает Творца как Бога, а на Его место выставляет творение.

Если бы мы понимали святость Бога и то, что означает чистота, совершенство, прямота, незапятнанность грехом, мы бы лучше сознавали, почему Богу так ненавистен грех. Святость не терпит ни малейшего греха:

«Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение» (Авк. 1:13). Если бы мы могли понять восхитительную святость и чистоту Бога, а также мерзкую природу греха, тогда бы у нас не возникало проблем относительно необходимости ада.

«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено: кто узнает его?» (Иер. 17:9). Человеческое сердце больно. Человеческое сердце греховно. Человеческое сердце лукаво. Развращенность сердца не дает нам понять глубину греха, как и многих других вещей.

2. Бесконечная природа Бога.

Оценивая свой грех, нам надо смотреть на него глазами Бога. Бог — бесконечное, вечное существо. Любой грех совершается против бесконечного, святого Бога. Каждым греховным действием мы смещаем Бога с престола и ставим себя над Богом. С каждым грехом встает проблема: «Чья совершится воля: Божья или человеческая? Человек грехом устанавливает свою волю над Господом, а Бога отбрасывает себе под ноги».

Само действие греха, совершенное против святого, бесконечного Бога, заслуживает бесконечного наказания. Бесконечное зло выступает против бесконечного Бога.

3. Божественная справедливость.

Любой грех против Бога требует от Него защиты Своего имени и наказания, которого человек заслуживает. Бог может творить справедливость и делает это. Он обещает это в Послании к Римлянам 12:19: «Дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Один из самых великих проповедников, Джонатан Эдвардс писал: «Слава Божия — величайшее благо, в ней завершение творения, в ней все самое важное. Но Бог прославит Себя еще в одном — Его справедливость проявится в вечной погибели неправедных людей. Тем самым Он покажет Себя справедливым правителем мира. Правосудие Божье будет строгим, точным, величественным, ужасным и славным».

Описание Ада

Ад — это печь неугасимого огня, место вечного наказания, где его жертвы мучаются телесно и духовно в соответствии с их греховной природой, совершенными ими грехами и количеством данного им духовного света, который они отвергли. Ад — это место, где нет Божьего милосердия и доброты, где Божий гнев выливается в ужасный всепоглощающий огонь, а люди вечно живут в мучении со своими неудовлетворенными страстями и желаниями.

В Матфея 13:47-50 Господь Иисус рассказывает притчу, касающуюся суда. В 49-50 стихах Господь описывает судьбу грешников: «Так будет при кончине века: выйдут ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов».

Исследуя эти слова Господа Иисуса, нам необходимо прежде всего отметить, что ад изображен как огненная печь. Печь Навуходоносора разожгли в семь раз сильнее обычного, и она была «раскаленной огнем» (Дан. 3:23). Иоанн Креститель говорил о «неугасимом огне», а книга Откровение описывает ад как «озеро огненное, горящее огнем и серою» (Откр. 19:20). Можем ли мы реально представить себе весь ужас, заключенный в этих словах? Представьте себе все свое тело в огне, когда каждая его частица, пылая, ощущает страшные мучения? Как долго можно выдержать такое наказание? Христос говорит нам, что «там будет плач и скрежет зубов». Грешники будут плакать и скрежетать зубами, испытывая самую большую боль и страдание, какие только можно вообразить, когда пламя будет поглощать их и постоянно сжигать каждую часть их тела. И облегчения там не будет.

Джонатан Эдварде иносказательно описывает, чему будет подобно пламя ада:

«Некоторые из вас видели горящие дома: тогда представьте себе, что бы вы делали борясь с пламенем находясь посреди такого великого и свирепого огня. Вы часто видели, как паука или какое-нибудь другое омерзительное насекомое бросают в огонь и как быстро его пожирает пламя. Нет никакого сопротивления, никакой борьбы с огнем, никакой попытки справиться или улететь, насекомое просто сгорает, огонь поглощает его, оно сразу охватывается огнем. Это образ того, что ждет вас в аду, если вы не покаетесь и не обратитесь к Христу. Пытаться подготовить себя к мукам ада — все равно что червяку, которого вот-вот кинут в пламя, думать о том, как справиться с огнем».

Ад описывается также как место тьмы. Господь говорит о госте не в брачной одежде, которого бросили «во тьму внешнюю» (Мф. 22:13). Иуда пишет о тех в аду, «которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд. 13). В своей работе об ужасах ада Кристофер Лав пишет: «тьма ужасна, а люди больше боятся во тьме, чем на свету, поэтому от ужаса ада трепещут сердца людей, там не только тьма, но чернота тьмы».

В Исаии 30:33 ад сравнивается с Тофетом. Тофет был местом, где идолопоклонники-иудеи приносили своих детей в жертву языческому богу Молоху, бросая их в огонь. Там день и ночь слышались крики и стоны, в аду тоже день и ночь слышатся крики, стоны,вопли.

Исаия говорит о «дуновении Господа, как потоке серы», зажигающем пламя ада. Из Писания хорошо видно, что Сам Бог будет огнем ада. В Евреям 12:29 сказано: «Бог наш есть огонь поядающий». Неверующие в своем невежестве пляшут от радости, когда слышат слова пасторов о любви и милосердии Бога, но им не придется испытать на себе ни то, ни другое, если они не покаются. Для них Бог будет огнем поядающим. В Евреям 10:30-31 содержится предупреждение: «Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!» Страшно, ужасно впасть в руки Бога живого! Грешник, тебе не избежать ада. Бог будет твоим адом, и гнев Божий будет поедать тебя и изливаться на тебя, пока Он существует. «Кто знает силу гнева Твоего?» (Пс. 89:11). Сам Бог будет пламенем ада, поэтому мучения проклятого в аду словами не описать. «Нет никаких оснований предполагать, что, возможно, в описаниях есть преувеличение, что он, возможно, не такой страшный и ужасный, каким его представляют, что описания его выходят за пределы разумного… Скорее можно предположить, что даже после всего сказанного представление о нем является лишь слабым отражением реальности».

В Луки 16:19-26 Христос рассказывает нам о двух человеках. Один из них был богачом, другой нищим (его звали Лазарь). Оба умерли. Нищий был отнесен ангелами на небеса, а богач попал в ад. Богач попал в ад не потому, что был богатым, а нищий был отнесен на небеса не просто потому, что был бедным. На этом примере Господь показывает нам, что когда мы переходим от времени к вечности, обстоятельства могут резко измениться. Не надо думать, что если Бог не относился к нам строго на земле, Он не будет этого делать и после смерти. Оба они получили место в вечности в зависимости от состояния своих сердец, от их отношения к Богу здесь на земле. Лазарь был истинным последователем Бога. Богач нет. Нам надо внимательно посмотреть, что в Писании говорится о богаче и его состоянии, из этого мы сможем многое узнать об аде.

В стихах 23-24 говорится, что богач был «в муках». Что значит быть «в муках»? Муки относятся как к телесным болям, так и душевным. Как мы уже видели, человеческие тела будут мучиться в печи огненной. Каждая частица тела будет испытывать боль от огня. Люди, испытывающие сильные боли в желудке, мучаются уже только от этого, но боли в аду будут несравненно более сильными. Вы, возможно, испытывали различные болезненные недуги, но все равно даже близко не можете себе представить, что такое боли осужденного в аду.

Человеческое сознание тоже будет мучиться в аду. Сознание — это червь, который не умирает (Мк. 9:48; Ис. 66:24). Богачу было сказано «вспомнить, что он получил в жизни своей». Люди будут мучиться от сильнейшей боли, но их будет мучить и память. Они будут помнить, как смеялись, когда слышали об аде. Они будут помнить, как их предупреждали, предлагали покаяться, как им говорили, что нельзя получить спасение, не подчинив себя Христу как Господу, но они не обращали на эти предупреждения никакого внимания. Они будут мучиться, видя великолепие небес (как видел богач) и зная, что прокляты на целую вечность. Они будут мучиться от неудовлетворенных желаний и страстей (богач не смог получить на язык даже капли воды). Они будут мучиться, зная, что им никогда не вырваться из ада (богачу сказали, что он не может перейти к ним). Они будут мучиться от воплей, стонов и проклятий приговоренных вокруг них. Самая сильная боль, которую человек может испытать на земле — всего лишь укус блохи по сравнению с муками ада.

Джонатан Эдварде в своей проповеди о грядущем наказании грешников говорил, что в аду страдания не прекращаются ни на мгновение: «В аду нет ничего, что могло бы облегчить страдания. Там нет какого-то места или потайного угла, где было бы прохладнее, где можно было бы какое-то время передохнуть, найти хоть небольшое облегчение от сильнейших мук. В этом мире страдания нигде нет никакого прохладного потока или фонтана, даже капли воды для охлаждения языка. Там нет никого, кто мог бы хоть как-то помочь. Там нет места, где можно было бы отдохнуть и хоть на минуту перевести дыхание: грешники мучаются там в огне и сере, и никогда, ни днем, ни ночью у них не будет покоя».

Вечность Ада

Самое страшное в аду — продолжительность страданий. Ад вечен. Он будет всегда. Вы можете представить себе, что такое вечность? Это не объяснить с помощью какого-нибудь математического уравнения или формулы. Наш разум не может понять вечность, но тем не менее это реальность. Одна только эта сторона ада должна заставить людей возопить о покаянии. Не удивительно, что скептики во все времена подвергали сомнению вечную природу ада, выдвигая такие, например, теории, как уничтожение грешников. Чтобы убедиться в вечной природе ада и попытаться лучше понять вечность, обратимся к Писанию. Затем мы рассмотрим вопрос, почему ад должен быть вечным.

«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10). Из этого стиха ясно видна продолжительность существования ада. Ад будет во веки веков. Какое еще нужно более сильное, более убедительное выражение? Если Дух Божий хотел показать людям вечную природу ада, мог ли Он это сделать более понятно, чем словами «во веки веков»? В Писании нет более сильных слов для выражения вечности, чем «во веки веков», ведь те же слова используются, когда говорится о вечности Самого Бога, например, в Откровении 4:9: «…Сидящему на престоле, живущему во веки веков». Кто-нибудь сомневается, что Бог живет вечно? Как же тогда можно сомневаться в том, что ад будет вечен — ведь используются те же слова?

«В этом вопросе мы немногое можем понять. Но все же представьте, что вас собираются бросить в пылающую печь, где вы будете испытывать более сильную боль, чем от случайного прикосновения к горящей головешке в камине, поскольку жар там сильнее. Представьте также, что ваше тело будет лежать там четверть часа, посреди огня, и все это время вы будете в полном сознании. Какой ужас вы должны испытывать пред входом в такую печь! И какими длинными вам должны казаться эти пятнадцать минут! Пробыв там одну минуту, какой невыносимой должна быть для вас мысль, что впереди еще четырнадцать минут. Но что творилось бы у вас в душе, если бы вы знали, что вам лежать там в муках двадцать четыре часа… год… тысячу лет. Наконец, что бы вы почувствовали, если бы знали, что вам лежать там во веки веков, что конца не будет, что ваши муки не приблизятся к концу и через миллионы миллионов лет, что облегчение не наступит никогда! Но муки в аду несоизмеримо сильнее описанных в этом примере».

Говоря о разделении грешников и праведников в Судный день, Христос использует такие слова: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Кто-нибудь будет отрицать, что небеса существуют вечно? Жизни праведников на небесах однажды придет конец? Разумеется, нет. Но в этом стихе вечная жизнь праведников и вечное наказание грешников обозначены одним и тем же греческим словом. Ад будет существовать столько же, сколько будут существовать небеса.

В некоторых местах Писания указывается, что степень мучений у разных людей будет разная. В Луки 12:47-48 говорится: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше». В Матфея 11:24 Христос говорит: «Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». Эти стихи показывают, что в день суда жители Капернаума подвергнутся более суровому наказанию, чем те, что жили в Содоме. В стихах же Евангелия от Луки говорится о различии наказания в зависимости от количества полученного света: некоторые будут биты больше, другие меньше.

Те, кто совершает более серьезные грехи и больше грехов, получит в аду более суровое наказание (Ин. 19:11). Религиозные лицемеры, заявляющие о своем христианстве, но на деле не являющиеся подлинными христианами, будут наказаны более строго (Мф. 23:14-15). Господь сказал об Иуде Искариоте: «Лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Как можно было бы говорить это, если бы людей после смерти ждало уничтожение? Различная степень наказания имеет смысл только при условии способности ощущать мучения. Разве Иисус сказал бы, что Иуде лучше было бы не родиться, если бы его ждало всего лишь уничтожение? Уничтожение — это вообще не наказание.

Всякий новый грех неверующего добавляет ему мучений в аду. Человек, совершивший вдвое больше грехов, получит вдвое большее наказание. Каждый новый день без покаяния, проведенный грешником на земле, добавляет к его мучениям в аду. В Римлянам 2:5 говорится: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога». Господь Иисус призывает праведных искать богатства на небесах, а не на земле. Грешник, продолжая грешить, сам усиливает гнев и мучения в аду. Он каждый день добавляет себе наказание. В аду люди будут жалеть, что когда-то родились.

Чарльз Сперджен сказал: «В аду нет надежды. Нет даже надежды на смерть, на уничтожение. Грешники потеряны навсегда, навсегда. На каждой цепи в аду написано: «навсегда». Пламя огня там тоже образует слово: «навсегда». Над своей головой грешник читает: «навсегда». На глазах выступают слезы и сердце болит от мысли, что это «навсегда». О, если бы я мог сказать, что ад когда-нибудь выгорит, а потерянные могут получить спасение, то при одной этой мысли в аду наступило бы ликование. Но этого не может быть, это «навсегда», они брошены во тьму внешнюю».

Чтобы помочь представить себе, что такому вечность, Кристофер Лав использует такой пример: «Представьте себе, что все горы на земле состояли бы из песка, много гор, доходящих до небес, и что одна маленькая птичка уносила бы с горы по одной песчинке каждые тысячу лет. Чтобы унести всю эту массу, понадобилось бы громадное количество лет, но все равно рано или поздно наступил бы конец. Для грешников было бы счастьем, если бы ад существовал столько времени, но трагедия для них в том, что и через миллионы лет у них не больше шансов выйти из ада, чем в первый день, когда они были туда брошены, их муки продолжаются вечность, им нет конца, поскольку вечен проклявший их Бог».

Мы рассмотрели, почему ад необходим и почему должно существовать такое место. Теперь разберемся, почему ад должен не только существовать, но существовать вечно.

Почему необходимо, чтобы ад был вечным? На это есть несколько ответов, которые мы вкратце рассмотрим.

На первую причину указал Кристофер Лав в приведенной выше цитате. Проклявший грешников Бог вечен. «В конечном счете вечность ада исходит от вечной природы Бога». Вечно ли Божье Слово? Вечна ли природа Бога? В Писании сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). «Правда Его пребывает вовек» (Пс. 110:3). «Слово Господне пребывает в век» (1Петр. 1:25). Если Слово Божье вечно, если Божья праведность вечна, если Сам Бог вечен, почему же тогда не должен быть вечным Его гнев? Все атрибуты вечного Бога вечны и неизменны. Поэтому и ад, как выражение Божьего гнева, должен быть вечным.

Ад должен быть вечным, поскольку без этого Божья кара грешников не может быть полной, независимо от того, как долго длится наказание. Христос дает это ясно понять, когда говорит о необходимости уладить дела с соперником, прежде чем идти к судье, иначе можно попасть в тюрьму и: «Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» (Лк. 12:59). Человек ничем не может оплатить грехи. Никакое наказание в аду, независимо от продолжительности, не может искупить греха. Это невозможно, поэтому ад должен быть вечным.

В-третьих, ад должен быть вечным, поскольку в Писании говорится, что червь, разъедающий совесть людей в аду, никогда не умирает. «Ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет» (Ис. 66:24). Если червь не умирает, то и те, кого терзает червь, не должны умирать.

Наконец, ад будет вечным, потому что люди продолжают грешить и в аду. Даже там они усиливают и усугубляют свою вину. Ад — это место, где терзаемые грешники проклинают Бога, проклинают самих себя, стонут и вопят, изрыгая богохульства на окружающих. Грешники усиливают свои муки взаимными обвинениями, оскорблениями, упреками. В аду грешники не каются, поскольку их характер не меняется. Они остаются грешниками. Эти люди будут грешить вечно, поэтому и наказание Бога вечно.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *