Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

– Вопрос телезрителя: «Не могу молиться по молитвослову: если заставляю себя читать правило, получается бездушное вычитывание, зато с удовольствием многократно читаю в течение дня краткие молитвы, которые знаю наизусть. Получается, что я довольно часто обращаюсь к Богу, но все это как-то бессистемно. Рассудите такое поведение в молитве и дайте, пожалуйста, совет».

– Какой тут можно совет дать? Молитва сама по себе столь драгоценная вещь, что в какой бы форме человек ни молился, это радостно для Отца Небесного, Его радует всякое обращение к Нему. Поэтому если человек это может, а другое не может – что тут сделаешь?

– Но такая подмена собственными молитвами общецерковных правил, данных всем, не есть нарушение?

– Дело в том, что это не общецерковное, а самое распространенное правило, потому что никаких строгих постановлений, чтобы всем православным читать в таком порядке, никогда не было, просто в один прекрасный момент по благословению Святейшего Патриарха были изданы такие молитвословы, и это вошло в наш обиход.

– То есть это просто некая рекомендация?

– Да. Хотя с другой стороны это чинопоследование безукоризненно: там собраны настоящие шедевры молитвенной жизни за все века. Это совершенная форма – ни убавить, ни прибавить.

– Некоторые люди жалуются, что Последование ко Святому Причащению для них слишком большое, тяжелое. Как быть в такой ситуации: разбивать на части или сократить?

– Разбивать на части – это самое лучшее. Всю седмицу готовиться, читая по одному канону в день, – это очень правильно.

– То есть начать прямо с понедельника готовиться к следующему воскресенью?

– Да, потому что в нашей памяти уже отложится, что нам предстоит встреча с Господом, и будет постоянное молитвенное усердие. Это очень похвально.

– Вопрос телезрителя: «Мы обращаемся к Богу с просьбой очистить нашу душу, молимся о здравии своего ума, об очищении сердца молимся, значит, я не являюсь в полной мере ни душой, ни умом, ни сердцем. Так кем же тогда на самом деле является человек?»

– Каждый человек – это единое трехсоставное существо, состоящее из тела, души и духа. И все эти три составляющие человека участвуют в его устремлении к Богу; могут вести и к спасению, и к погибели.

– Порой они вступают друг с другом в противоречие или всегда находятся в гармонии?

– К примеру, душа просит табачку, а для тела это вредно – вот и противоречие.

– Слышал такое: «Все, что душа просит, значит, то ей нужно дать».

– Наоборот. Эта мысль от лукавого. Если бы человек не был грешным, он бы не хотел ничего греховного. А так обычно душа требует совсем не того.

– То есть частенько стоит ей воспротивиться?

– Да.

– А то говорят: «То, что человеку не нужно, он того и не захочет».

– Смотря что понимать под словом «нужно». Если исходить из того, что то, чего хочется человеку, является нужным для него, тогда так. Но мы исходим из того, чего хотел бы от человека Бог, из воли Божией, а тут очень часто получается противоречие. Если человек верует в Бога и Его благой промысел о спасении человека, тогда он должен свою волю подчинять воле Божией и предпочитать желание Божие собственному желанию.

– То есть в человеке, как в расстроенном музыкальном инструменте, надо заново настроить струны души в унисон с Богом.

– Да, можно и так сказать, чтобы пояснить. Поэтому Богом было устроено так, что человек рождается маленьким, обучается с помощью родителей послушанию им, чтобы потом, когда он познает Бога, это плавно перешло в послушание Отцу Небесному.

– Вопрос: «Надо ли рассказывать подросшим детям о своих грехах (нынешних и прошлых), или эта откровенность им не полезна?»

– Конечно, не полезна. Я даже не представляю, откуда могла появиться такая идея. Был такой анекдот: «Бабушка учила внука словам, которые никогда нельзя произносить». Это вот из этой серии.

– Так людьми воспринимается правдивость, откровенность, честность. А то, если я скрываю что-то от человека, значит я нечестен перед ним до конца.

– Можно обозначить, что угодно. Допустим, если я не чищу правый ботинок, то это неуважение к человеку. Можно так это обозначить и этому следовать. На каком основании я нечестен с человеком, если я ему не всё говорю? Совсем нет.

– Вопрос: «Что происходит с душой некрещеного человека после смерти? Имеют ли значение для его души 9-й и 40-й дни? Как помочь душе? Знаю: подавать милостыню, келейной молитвой. Может быть еще как-то?»

– А кроме молитвы и милостыни в мир иной ничего не проходит, хоть крещеный, хоть некрещеный.

– Какова участь души некрещеного человека?

– Это зависит от того, как он жил, от состояния его совести, его религиозной жизни и от воли Божией. Почему мы должны на этот счет любопытствовать? Это, мне кажется, нехорошее любопытство.

– Может быть, имеются в виду какие-то церковные мнения о том, что будет, если человек некрещен?

– Есть церковные мнения о крещении, о христианском пути, о спасении. Это есть. А какова участь того, другого, третьего человека …

– … это как Бог решит.

– У нас в восстановлении одного храма участвует рабочий, которого зовут Габдулла. И батюшка, назначенный следить за восстановлением храма, говорит: «Многие будут удивлены, когда придут в мир иной и встретят там на очень высоком месте этого Габдуллу, потому что у него настоящее христианское устроение».

– Вопрос: «Разрешен ли брак между бывшими супругами, если они развелись и развенчались из-за измены жены? Можно ли повторно венчаться? Не будет ли в таком браке греха?»

– Опять с этой женой? Помирились что ли?

– Простил.

– Простить всегда лучше. А будет или не будет грех, это зависит от них двоих, а совсем не от меня. Как я могу сказать: будет ли грех или не будет?

– Смотря какую жизнь изберут.

– Я могу сказать только одно: если он будет попрекать, то ничего хорошего не выйдет.

– То есть забыть, как будто ничего не было?

– Забыть не удастся, ведь речь идет о прощении.

– Вопрос телезрительницы: «Я повенчалась с человеком, а он через два месяца отказался жить вместе со мной. Конечно, я вины с себя не снимаю, это моя вина. Но он меня подкупил тем, что принял нашу православную веру. Что мне делать теперь в этой ситуации?»

– Ничего не делать. Что тут сделаешь? Свою голову другому человеку не приставишь. Я рад за Вас, что Вы хотя бы понимаете, что такая Ваша торопливость была ошибкой. Но я не совсем понял, что значит «он принял православную веру»?

– Телезрительница: «Перешел из мусульманской веры».

– Нет, что значит слово «принял»?

– Телезрительница: «Он был мусульманином».

– Был. И что?

– Телезрительница: «Крестился».

– Крестился. Отлично, но он вообще Евангелие читал? В храм ходил? Причащался Святых Христовых Таин? Исповедовался? Потому что креститься не трудно. Пришел в церковь: «Я хочу креститься». – «Да пожалуйста, крестись».

– Вопрос: «С какого возраста можно начинать читать с ребенком Священное Писание?»

– С такого возраста, когда он хочет его слушать.

– Даже если ему годика три и он готов его слушать, ему нужно читать?

– Конечно, отдельные эпизоды уже можно. Просто это должно быть кратко и читать нужно то, что ему понятно.

– А то, что не понятно, а ребенок об этом спрашивает, отложить до его возрастания?

– Конечно. Иначе это все равно что нагружать на осленка груз, который везет слон.

– Вопрос: «Если брак на земле обеспечивает наибольшую близость между людьми, то в будущем веке, когда не женятся и замуж не выходят, будут ли бывшие супруги друг к другу ближе, чем все остальные люди?»

– Нам это неведомо.

– Возможно ли там какое-то продолжение земного брака?

– Неведомо. Нам не заповедано любопытство на эти темы. Брак создан для человека, живущего на земле.

– А как он будет развиваться в дальнейшем?

– Это совершенно другая часть жизни. Мы не знаем. Нам хватит дел в течение нашей жизни, и на этом нам и надо сконцентрироваться.

– Очень жалко человеку, построившему здесь, на земле, что-то хорошее, с этим расстаться.

– Там, в будущем веке, жизнь другого качества.

– Там смысл жизни совершенно иной.

– Да, и содержание иное. Поэтому там этого не произойдет. Я еще никогда не встречал человека, который, когда делает ремонт и отрывает старые обои, и те клочками лежат на полу, со скорбью клал бы их в целлофановый мешок и нес в контейнер на улицу. Такого не бывает. Так же и здесь.

– Хотя, может быть, были любимые обои, лет пятнадцать провисели.

– Но они же разорванные, старые, пропитались пылью. Наоборот, человек всегда радуется новому: «Ой, как хорошо стало, свежо, чистенько. Слава Тебе, Господи!»

– Может, это от неверия в будущую жизнь?

– Наверное, с этим тоже связано. Вообще, всякая привязанность к земному от недостатка устремленности в вечность.

– Что-то вроде: «Там еще неизвестно, как оно будет, а здесь известно».

– Да, известно: болезнь и смерть.

– Вопрос: «Как жить со свекровью? Я замужем всего лишь два года, а уже хочется развестись. Она всем интересуется, все хочет знать, говорит: «Делайте так, как я сказала». Каждый день говорит, что делать, и этим только отталкивает. Полностью живет нашей жизнью. Что делать – ума не приложу».

– Тут ничего не сделаешь. Единственная возможность для человека на земле – это исполнять заповеди Божии, которые нам повелевают: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину».

– То есть это скорее вопрос к ее мужу?

– Конечно, он же глава семьи.

– Как порой трудно человеку…

– Да не трудно, просто, когда он сделал предложение, надо было сказать: «Милый, а мы будем с твоей маменькой жить или будем строить свой дом?» Если он говорит, что с мамой, тогда: «Извини, я не могу принять твое предложение». Вот и все. Я не знаю, в чем тут проблема? Все эти важные вопросы показывают степень просвещенности твоего избранника в Священном Писании: насколько хорошо он его усвоил. Что он больше любит: волю Божию или маменьку? Все просто.

– Да вот не просто для людей получается. Маменька иногда единственный родной человек: одна воспитывала, всю душу в него вложила. И для него совершенно непостижимо, как он может пойти против ее воли.

– Тогда не надо за него выходить замуж. Я даже одному человеку посоветовал жениться на маменьке. А то он хотел жениться и всё: «мама, мама», я и сказал, чтобы женился на маме – и дело с концом. Тогда он понял, что я имел в виду. Как в математике: приведение к абсурду.

– Вопрос телезрителя из Астрахани: «Господь Бог сказал: “Заботьтесь о родителях и будете жить долго”». Меня интересует, для чего человеку нужно жить на земле долго? В чем смысл долгой жизни человека на земле?»

– Дело в том, что каждый живой организм так устроен Богом, что он желает жить. Смерть для людей очень противоестественна, поэтому, когда мы сталкиваемся со смертью, мы плачем. Для нас это всегда довольно трагично. Несмотря на всю обычность смерти, мы, как все живые существа, стремимся жить долго. Это в нас заложено Богом. Если бы мы не согрешили в лице Адама, то вообще жили бы всегда. Господь из-за наших грехов положил предел нашей жизни в 70–80 лет, а если больше, то это труд и болезнь, как сказано в Писании. Очень многие выдающиеся люди жили совсем недолго, но сделали столько доброго, что благодарное человечество до сих пор их вспоминает.

– И даже когда порой узнаёшь, что такой человек прожил чуть больше тридцати лет или даже чуть меньше, думаешь: как за такой короткий срок можно было успеть столько сделать?

– А он сумел наградить человечество драгоценными вещами. Поэтому, конечно, главное не долголетие, а качество жизни и то, что было совершено для блага людей. Потому что «то, что ты сделал для малых сих (имея в виду людей), то сделал Мне», – сказал Христос.

– Вопрос: «Насколько трудно попасть в рай?»

– В очередной раз говорю, что это вообще невозможно, потому что рай для человека закрыт: он был из него изгнан и поэтому попасть в рай для него уже невозможно. Человек может достичь состояния выше райского – это блаженство в Царствии Божием. И достигается оно не тем, что человек попадает в рай, а тем, что Царствие Божие приходит к нему в сердце, Бог воцаряется в сердце. Это состояние его души – состояние общения с Богом – выше райского.

– То есть в том состоянии, в котором был Адам, человеку уже не быть?

– Нет, это невозможно.

– Вопрос телезрительницы: «Святые отцы советуют почаще вспоминать о смерти. Как не впасть в уныние при этом?»

– Никак.

– Телезрительница: «Страшит физическая боль во время смерти».

– Это бывает не всегда.

– Телезрительница: «Да, но как же не впасть в уныние?»

– У Вас дети есть?

– Телезрительница: «Да, трое».

– Рожать было больно?

– Телезрительница: «Да, очень».

– Первого рожали, а потом второго. Уже ведь знали, что будет больно, и опять рожали. Второго рожали, опять было больно – третьего решили родить. Так же и здесь. Что такое смерть? Это рождение в жизнь вечную. Да, немножко больно, а потом уже жизнь вечная. Так что награда будет. Причем тут уныние? Вы после родов всегда впадали в уныние, что ли?

– Телезрительница: «Нет».

– А с какой стати сейчас унывать?

– Телезрительница: «Ну вот, какой-то страх присутствует».

– Женщины, когда приходят рожать уже восьмого, девятого, и то боятся. Это естественно. А первый раз вообще страшно что с ними, бедными, происходит. К сожалению, я помочь ничем не могу, только присовокупить свою немощную молитву к ее молитве. Вот и все, что я могу сделать. Конечно, полностью сочувствую, хотя сам никогда не испытывал того, что испытывает женщина, вынашивая ребеночка, рожая его. Определенный процент женщин (примерно 12%) рожают безболезненно, такое тоже бывает, даже можно на это надеяться. Так что незачем нам унывать: смерти как вечного исчезновения нет, просто жизнь перейдет в другое качество. Чем лучше мы свою душеньку будем к этому готовить, тем лучше для нее.

– Телезрительница: «Понятно. Просто когда смотришь, как другие умирают, видно, как они мучаются при этом».

– Ну не все. Я видел очень много умирающих людей, приходя к ним. Иногда это происходит за несколько десятков минут: приходишь, причастишь, только ушел, а уже звонят вслед: всё, отошел. И без всяких мук, а очень даже тихо и благочинно. Так что мучения присутствуют совсем не всегда. Как и роды не всегда бывают очень болезненными, с какими-то там нарушениями.

– Страшно услышать потом слова: «Не знаю вас, отойдите от Меня, делатели беззакония».

– Так нам известно все, что нужно делать, чтобы эти слова не услышать.

– Но ведь нет человека, который бы жил и не согрешил.

– Конечно, но есть грехи, а есть прегрешения; есть грех смертный, а есть грех не к смерти; а есть грехи, которые хуже смертных. Человек сам выбирает для себя.

– Нередко люди приходят и говорят, что их не научили.

– Это может говорить человек, которому четыре года.

– Нет, в основном так говорят пожилые люди.

– А человек, которому десять лет, должен учиться сам.

– Мы, говорят, воспитывались в атеистическом обществе.

– Я в курсе. И я воспитывался в таком же, один в один.

– И что же, говорят, с нас теперь Господь взыщет по всей строгости?

– Это с Ним объясняйтесь. Вот икона, вот молитвослов, вот на аналое лежит крест и Евангелие – действуйте, чего гадать-то. Объясняйтесь, ходатайствуйте, просите, приводите аргументы. Я всего лишь свидетель вашего покаяния.

– Пробуйте.

– Да, пока человек жив, ему двери рая открыты.

– Вопрос телезрительницы: «Человек, живший греховной жизнью, вдруг начинает прозревать, понял, что жил неправильно, и начал каяться в своих прошлых греховных поступках. Скажите, на данном этапе этот процесс в душе у человека необратим, или он все-таки может передумать и вернуться обратно к своим согрешениям?»

– Конечно, в любой момент может вернуться, вспомнить веселую жизнь и опять в нее окунуться. Так делает каждый человек, который бросил курить. Сидит, дымком запахло, воля расслабится (особенно если перед этим выпьет),– и опять закурил. Самый простой пример и самый безобидный грешок. Но сколько угодно таких случаев происходит. Вы не встречались, что ли, с этим никогда?

– Телезрительница: «Встречалась. Понимаете, это мой близкий человек, он переосмысливает всю свою предыдущую жизнь».

– Замечательно, пусть переосмысливает, но дело же не в поступках. Поступки – это уже следствия направления жизни. Каждый человек идет либо к Богу, либо от Него. Если он идет к Богу, у него одни поступки, а если идет от Бога – другие поступки. Но сами поступки не так важны, как направление. Можно сожалеть о некоторых поступках, но самое главное – нужно менять направление жизни, все нужно изменить, весь смысл жизни.

– Телезрительница: «То есть, если в душе у человека начался покаянный процесс, он же и дальше будет каяться?»

– Не факт. Большинство людей автоматом говорят одно и то же или пишут в покаянных записках: гордость, себялюбие, сребролюбие, объедение, осуждение. На следующий день смотришь (у меня зрительная память хорошая) – почерк тот же. Это разве покаяние? Просто человек фиксирует: «я горд». Ну, молодец. «Я сребролюбив». Молодец, что увидел. Можно сказать «о, у меня диабет», но если ты ничего не предпринимаешь, то тебя ждет кома, реанимация, и дай Бог, если выживешь. А если ты принимаешь соответствующие таблетки или, если у тебя инсулиновая зависимость, будешь делать уколы несколько раз в день, будешь спокойно жить. Не будешь – кома и реанимация, а можешь и не успеть, умрешь дома, не приходя в сознание. Это же зависит от того, какое действие производит человек: занимается он собственным здоровьем или не занимается. Так же и здесь: занимается человек собственной душой или нет. Поставить диагноз – дело хорошее, но это не исцеление. Многие люди знают, что они пьют, потому что не заметить, что ты пьешь, нельзя. Но они ничего не делают, чтобы избавиться от алкоголизма, и погибают, раз направление не меняется. А что значит покаяться? Покаяться – это возненавидеть запах спиртного, возненавидеть полки с бутылками, возненавидеть разговоры про алкоголь: «Вот мы с Васькой выпили, вчера шесть бутылок портвейна взяли…». Взять совершенно другое направление в жизни, противоположное – это покаяние. А так: в понедельник каемся за одну бутылочку, во вторник за другую – это ничего не дает.

– Вот как раз вопрос: «Каким образом нужно бороться против пьянства?»

– Очень простой способ: не пить ни капли ни в Новый год, ни в день рождения, ни на 8 марта, не пить ничего и никогда. И это будет победа над алкоголизмом.

– Один пьющий человек так и говорит: «Да, мне батюшка тоже сказал: не пить и все. Это ему просто, а я не могу не пить».

– Кто не может не пить, тот алкоголик. Поэтому если он не может, есть всякие лекарства, которые помогают не пить, потому что отсутствие алкоголя вызывает в человеке некое психическое напряжение, которое снимается лекарствами. Нужно «подружиться» с каким-нибудь врачом-наркологом и постоянно быть с ним в контакте. Как только возникнет позыв – сразу ему звонить, и он скажет, что нужно принять. А если уж совсем невмоготу – ложиться в стационар.

– То есть здесь нужно преодолеть физиологическое влечение?

– Лечение должно быть комплексное. Это не только физиологическая зависимость, но и психологическая, душевная и духовная. Это считается тяжелым заболеванием, потому что все составы человеческого естества в этом участвуют.

– Да, там борьба не на жизнь, а на смерть.

– Да, если не победил, то, конечно, алкоголизм тебя убьет. Бывает, человек умирает непосредственно от отравления алкоголем, если доза большая или какой-то суррогат выпил, но бывает и смерть как следствие, когда возникает проблема с сосудами: инсульт – самая обычная вещь для алкоголика.

– Вопрос телезрителя: «У меня два вопроса. Мы с дочерью были в храме и на иконе она увидела, что рядом со Христом изображен дедушка с бородой. Она спросила, кто это. Я ответил, что, наверное, это Бог Отец, но запнулся и не смог объяснить. И второй вопрос: бывает ли иконостас правого разбойника?»

– Какой иконостас?

– Телезритель: «Правого разбойника».

– А что это значит – «иконостас правого разбойника»?

– Телезритель: «То есть икона».

– А кого Вы имеете в виду под названием «правый разбойник»?

– Телезритель: «Того, который покаялся».

– Так сколько угодно. Обычно его помещают в левых вратах, через которые выходит на ектенью диакон. У нас традиция помещать изображение покаявшегося разбойника именно в этом месте иконостаса. А по поводу «дедушки с бородой» надо спросить у священника Вашего храма, он Вам расскажет. А я не знаю, что там у Вас изображено.

– Вопрос: «Я очень много грешу, мною владеет страсть, но почему-то Бог меня за нее не наказывает. Обычно Бог кого любит – наказывает, а вот меня – нет».

– Либо все еще впереди, так тоже может быть, либо уже случилось: раз человек задумался, Господь это увидел. Может быть, пока мы беседуем, все уже случилось. А может быть, Бог уже отвернулся от этого человека.

– Но то, что человек вдруг увидел такую зависимость между своим состоянием и отсутствием Бога в его жизни…

– Это говорит о каком-то пробуждении.

– Надо же, человек, можно сказать, желает себе наказания. Обычно этого нет.

– Вообще-то это нормально, если понимать слово «наказание» правильно: как получение наказа от Бога. Это же и почетно, и торжественно, и спасительно.

– Человек понимает, что живет неправильно, и не останавливается, пока не будет этого персонального наказа?

– Я думаю, этот наказ не замедлит.

– Вопрос: «Насколько наши молитвы за умерших могут влиять на их посмертную участь?»

– Что значит «насколько»? Я скажу: на 9 грамм. Как это измерить?

– То, что влияют, – это безусловно.

– А насколько – как это измерить?

– Можем ли мы соборной церковной молитвой полностью изменить участь человеческой души?

– Смотря какой души и смотря как будем молиться. Ведь в храме мы тоже соборно молимся, но все-таки довольно рассеянно.

– Вопрос телезрительницы: «Душа человека бессмертна, то есть после смерти душа остается. У меня недавно умерла мама, до этого у нее в течение года было несколько инсультов, и перед смертью она была совсем не та, какой была раньше. Меня интересует, какая у нее душа сейчас, после смерти: та, которая была всю жизнь, или та, которая была непосредственно перед смертью?»

– Дело в том, что душа у человека всегда одна. Она развивается до определенного момента (самого лучшего) и такой остается в вечности. Но наша душа общается с окружающим миром через инструмент – мозг человека. И в нем могут быть всякие повреждения, особенно в результате инсульта. Тогда общение может быть затруднено, например, может отняться речь, когда человек хочет сказать и не может: сигнал не проходит. А душа при этом остается в том же положении и состоянии, поэтому нельзя судить о душе по тому, что человек может воспроизвести. Это уже чисто технический вопрос.

– А уныние – это состояние души?

– Да.

– То есть что-то в этот момент с душой происходит, она каким-то образом отделяется от Бога или что?

– Классическое уныние – это когда Дух Святый отходит от человека, если человек совершает что-то богопротивное. Например, самое распространенное у нас – это осуждение или самовосхваление: «Ой, я не такой человек, как эта Зинка!» Здесь есть и осуждение, и превозношение. Дух Святый сразу отходит, и душа погружается в уныние: становится раздражительной, неприятной, человек постепенно погружается в довольно мрачное состояние, что отражается и на лице, и на всей его жизни.

– То есть это как некая реакция души на совершение греха?

– Нет, это реакция Духа Святого на то, что душа совершает богопротивную вещь, потому что такие слова есть продукт гордости. А Бог гордым противится, то есть Дух Божий отходит от человека, и человек остается один.

– Нередко спрашивают, как побороть уныние. Это обратный путь?

– Обратный путь – это таинства Церкви, Священное Писание, молитва и добрые дела. Например, позвонить Зинке и сказать: «Зиночка, моя любимая, моя хорошая, не нужна ли тебе какая-нибудь помощь?» Что-то ей подарить вместо осуждения, Евангелие почитать, помолиться о ней от всей души и пойти на исповедь, покаяться, причаститься Святых Христовых Таин – и благодать Божия вернется в сердце человека. Он же видит, как человек хочет преодолеть свой грех: идет Зинке навстречу и кается в том, что осудил ее, и причащается. Вот и все.

Некрещеные умершие

Разлука длиною в вечность невыносима. Мы не можем смириться со смертью родного человека, принять ее факт. Близкие люди особенно чувствуют эту связь, все внутри восстает против смерти. И тем более мучительно из-за невозможности помолиться в Церкви за дорогого человека, умершего некрещеным. Но так ли жестко регламентировано посмертное состояние души некрещеного? Неужели ничего нельзя сделать нам, живым, чтобы помочь ему? Почему Церковь «отказывается» от этих людей и так ли это на самом деле? Мы обратились к опытным священникам с наиболее острыми вопросами о судьбе тех, кто в течение жизни не принял крещение.

Как молиться за некрещеных умерших

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

За некрещеного, если он вам очень дорог, можно молиться дома, в своей келейной молитве. Поминовение же в Церкви невозможно, так как нельзя сделать человека насильно христианином, даже после смерти. «Идите и проповедайте Евангелие по всей вселенной: кто крестится, тот спасен будет» — это не просто очень важные для всех верующих слова Спасителя, это очевидная истина, к которой мало что можно добавить.

Но, если бы ко мне пришел человек, близкий умершему, я бы нашел, что ему сказать. В первую очередь нужно дать утешение, надежду, чтобы он молился. Потому что не нам судить, а Господь будет решать участь человека. И как именно будет решаться Богом судьба некрещеных людей, нам неизвестно. Но мы знаем, что милосердие Божие безгранично.

Почему человек не был крещен: не хотел креститься или не успел? Или он жил в Китае, в Тибете, где ему никто про христианство не говорил? Была ли его жизнь добродетельна?

Святые отцы всегда рекомендовали делать дела милосердия в память о некрещеных близких: подавать милостыню, кормить нуждающихся и т. д., что является некоторым утешением для некрещеных людей на том свете. Видимо, это связано с притчей о девах, мудрых и юродивых, которым масла не хватило в светильниках. Так и мы своей любовью можем поделиться с теми, кому не хватило времени или чего-то еще, чтобы эту любовь здесь приобрести. И мы с помощью своей молитвы и милостыни пытаемся этой любовью поделиться с некрещеными умершими.

Как молиться за некрещеных умерших младенцев

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при молодежном центре «Экклезиаст» г. Липецка

В чем вообще смысл заупокойной молитвы? Кратко: мы просим Бога о прощении грехов усопшего. Младенцы не согрешили. Молиться о прощении грехов тех, кто не согрешил, не имеет смысла. С этой точки зрения в молитве за умерших в младенчестве вообще необязательны, как о крещеных, так и о некрещеных.

В отношении крещеных младенцев даже существует особый чин отпевания; кроме того, совсем недавно Синод Русской Православной Церкви утвердил текст «Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения».

Практика молитвы за души младенцев связана с потребностью их родных в проявлении любви к ним, в продолжении общения: ведь молитва — это еще и духовная связь. И эта духовная связь может проявляться не только при совершении какого-либо церковного чина, но и при молитве своими словами. Крещеных мы, помимо чина погребения, поминаем еще на литургии и панихидах, а поминая некрещеных младенцев, можем попросить священника совершить Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения, и молиться своими словами.

Существуют разные святоотеческие высказывания о посмертной участи некрещеных младенцев — подробнее об этом можно узнать у современных богословов. Но в одном можно не сомневаться: нельзя сравнивать посмертную участь крещеного взрослого, не ставшего христианином по собственной воле и умершего без покаяния, с судьбой в вечности не согрешившего младенца, которого не успели крестить.

Молитва за некрещеных умерших младенцев

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва

Недавно, в 2018 году, в Екатеринбурге Священный Синод принял важный для всей Церкви документ — «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Родительское горе требует церковного утешения, поэтому молитвы составлены именно для родственников младенца. Важно подчеркнуть, что это не чин отпевания. Это именно молитвы, которые носят характер утешения родственникам умершего некрещеным младенца и испрашивания у Господа благой участи для него. Конечно, мы знаем, что душа младенца не будет пребывать в месте мучений, так как она безгрешна, но точное место мы не знаем. Мы просим Господа упокоить младенца в обителях, которые лишь Ему известны. Как Податель всякого блага Господь, конечно же, дает тем детям, которые не увидели земного света, свой Свет.

Молитва — она как камертон: она настраивает душу человека. Поэтому мы и используем в ежедневном правиле утром и вечером молитвы, составленные великими святыми Православной Церкви — Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, которые уже своей жизнью показали правильность настроя своей души. От них мы принимаем образец воздыхания к Богу, чтобы наши души не увлеклись ни в излишние чувства, ни наоборот, в определенную сухость духовную.

Если человек живет церковной жизнью, то конечно, Господь примет любое его воздыхание от сердца, как бы оно ни звучало. Потому что Господь принимает любую молитву, но самое главное, чтобы она к Нему была обращена.

Молитва святому Уару за некрещеных умерших

Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Из Церковного Предания мы знаем о святом мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. В Церкви совершаются молебны этому святому, в которых мы можем участвовать. Важно понимать, что это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником за некрещеных умерших.

Прежде всего, говоря о святом человеке, мы вспоминаем его жизнь. Из жития святого мы знаем, что мученик Уар жил в IV веке, был воином, и воином славным. Он командовал серьезным воинским подразделением — когортой. Это значит, что несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. Будущий мученик тайно служил христианам, которых римский император Максимилиан осуждал на пытки. Публично он не заявлял о своей вере.

Переломным моментом стал ночной визит в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар служил им и просил молиться о мужестве стояния за Спасителя. Они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер, не перенеся пыток и голода. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Орудия пыток, применявшиеся в то время, были ужасны: сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. Тело Уара бросили на съедение диким собакам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара.

Однажды Клеопатра получила откровение от святого, что он умолил Бога за ее некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными. Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Потому что церковное поминовение о некрещеных невозможно: мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви, это будет насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небесного Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначального Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, прими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.

Молитва святому Уару за некрещеных умерших на русском

Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Почему христиане почитают святого Уара как предстателя за некрещеных умерших? В житии мученика есть свидетельство о его явлении христианке Клеопатре, которая забрала его тело после истязаний и смерти и похоронила недалеко от горы Фавор в Палестине в семейной усыпальнице. Через несколько лет ежедневных молитв она решила построить храм в честь мученика. И после первой литургии в этом храме скоропостижно умер ее юный сын. Клеопатра молилась и строго постилась продолжительное время в надежде получить ответ от мученика Уара на вопрос, понятный нам и сегодня: за что? Уснув от крайней усталости в храме она увидела мученика и своего сына в сверкающих одеждах и святой Уар ответил ей в числе прочего: «Неужели ты думаешь, что я забыл твои благодеяния? Я умолил Бога, чтобы Он отпустил грехи твоим сродникам, с которыми ты положила меня в гробнице».

О, святой мученик Уар, достойный особенного удивления, подражанием Владыке Христу устремленный, Небесного Царя перед мучителем исповедал ты и за Него добровольно пострадал. И ныне Церковь почитает тебя, как прославляемого от Владыки Христа славой Небесной, Который даровал тебе благодать великого к Нему дерзновения.

И ныне, предстоя перед Ним с Ангелами, в вышнем мире торжествуя, созерцая Святую Троицу и наслаждаясь Светом Безначального Сияния, помяни страдания наших сродников, умерших в нечестии, прими наше прошение, и как неверный род Клеопатры молитвами твоими от вечных мук освободил, так вспомни и безбожных погребенных, умерших некрещеными (имена), поспеши испросить им облегчение от вечных мук, да едиными устами и единым сердцем восславим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.

Как поминают некрещеных умерших?

Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Если человек не крестился в течение жизни, не захотел соединить себя с Церковью Христовой, его в Церкви не поминают. Но это не значит, что мы ничего не можем сделать для умерших некрещеными. Их можно поминать, молясь келейно (то есть дома или в храме, но про себя) и творя дела милосердия для них. Святые отцы говорили о допустимости частного поминовения умерших, которые не могут быть помянуты в Церкви. Преподобный Феодор Студит, живший много веков назад, призывал молиться тайно: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню». Преподобный старец Лев Оптинский, наш соотечественник XIX века, не разрешал поминать за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), но благословил молиться за таких несчастных келейно: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Родственники расстраиваются из-за невозможности заказать сорокоуст или панихиду за своих сродников, умерших некрещеными. Но не стоит забывать, что самое главное, что мы можем сделать для усопшего нашего близкого человека, желая ему чем-то помочь, — это изменить самого себя. Именно для этого приходят христиане в храм Божий, чтобы, участвуя в таинствах (в первую очередь исповедуясь и причащаясь), трудиться над самым главным делом, ради которого нам и дана жизнь, — над спасением своей души. И этим усилием мы можем помочь не только себе и живым родственникам, но и усопшим. Эта мысль звучит в Церкви. Преподобный Серафим Саровский говорил: стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи. Это значит, что, предпринимая усилия для спасения собственной души, мы помогаем тем, кто дорог, кого любим. Если мы сможем изменить себя, переродиться духовно, тогда мы наиболее полно сумеем помочь другому человеку, как живому, так и умершему. У Бога нет мертвых — у него все живы.

Как отпевать некрещеного?

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при молодежном центре «Экклезиаст» г. Липецка

Если речь о взрослом, то — никак. Отпевание — это священнодействие, несопоставимо меньшее по значению и по смыслу, чем таинства, которые совершаются по воле человека и при его жизни. Когда человек предстает перед Богом, его посмертная участь зависит от его собственного выбора. Отпевание на состояние души после смерти если и влияет, то отнюдь не так же, как таинства Крещения, Исповеди, Причастия, Соборования, которые совершаются с сознательным участием этого человека.

Если человек при жизни этого не сделал (не счел нужным, не собрался, не решился), то против его воли изменить состояние его души каким-либо религиозным ритуалом невозможно. Понятно, что у верующих близких есть потребность в молитве о душе близкого, в том числе и некрещеного, но пусть это будет молитва своими словами, милостыня, помощь нуждающимся, приносимая за душу умершего человека, но не церковное отпевание.

В храме же мы молимся о православных христианах.

Если говорить не об отпевании, а о панихиде, то есть практика (ни в каких церковных канонах не прописанная, но она этим канонам и не противоречит), когда мы хотим молиться о некрещеных, неважно, младенцах или взрослых, если у них есть крещеный умерший сродник, мы записываем его имя с оговоркой «со сродниками». Но подразумевать в первую очередь некрещеных мы не должны. Примет ли Господь такую молитву — Его святая воля. Если в глубине души будет надежда на то, что Он примет молитву обо всех сродниках, не только о крещеных, то «по вере вашей да будет вам».

Что делать, если человек умер некрещеным?

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Хоронить. Без отпевания. Потому что отпевание служится только над членами Церкви Христовой, а некрещеного человека можно просто похоронить. Конечно, для родственников, особенно верующих, будет большим утешением, если они смогут похоронить по христианским традициям: нет ничего страшного в том, чтобы поставить крест на могиле, например. Молиться можно домашней, келейной молитвой, надеясь на милосердие Божие. Господь — Человеколюбец, Он хочет всем спасения. И мы не знаем, какой будет суд Божий.

Что мы можем делать, если человек умер некрещеным? Скорбеть. Проститься, похоронить. Молиться своими словами.

Если человек не желал крещения, не хотел его, то путь ему уготован один. Господь судит по сердцу человеческому. Не думаю, что человек, который был крещен, но в храм не ходил и в таинствах не участвовал, сильно отличается от некрещеного. Христиане подлежат погребению одним образом, а некрещеные — другим. За некрещеных нет молитвы в Церкви, их хоронят с почтением исходя из ситуации, остается только надеяться на милость Божию.

Если кто-то считает, что это церковное правило слишком жестоко и что оно якобы служит воспитательным целям и направлено на тех, кто еще жив, то они не понимают, о чем говорят. Не стоит воспринимать отпевание как необходимую процедуру для «прохода в рай» и считать, что если отпевать нельзя, то человек автоматически и гарантированно лишен Царствия Небесного.

Молитва о некрещеных умерших родителях

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

К сожалению, я не знаю текста молитвы именно о некрещеных родителях. Но молиться о них можно и нужно. Молиться самому, попросить друзей, священника — всех можно попросить. Думаю, не нужно много слов, достаточно краткой молитвы, например такой: «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих». Или помолитесь словами других молитв о некрещеных. Текст можно посмотреть .

Мы о некрещеных не молимся церковной молитвой, так как нельзя человека сделать посмертно членом Церкви. Что такое церковная молитва? Это когда несколько крещеных людей собираются, образуя таким образом Церковь, и молятся вслух о крещеных же людях. Это может происходить как в храме за литургией, так и дома или в походе. В такой форме не принято молиться за некрещеных, но существует возможность на молебне мученику Уару попросить его заступничества. Каждый молится за некрещеных про себя, когда и где может.

Молитва Льва Оптинского о некрещеных умерших

Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Когда умирает близкий нам человек, особенно родной, вырастивший нас — мама, папа, бабушка или дедушка, — мы переживаем, если не можем молиться о них в Церкви. Это происходит, если они не приняли крещение в течение своей жизни. Но сердце верующего человека не может найти утешения в такой ситуации. Что же мне делать, если мои близкие умерли некрещеными? Мы обращаемся к святым, которые известны как предстатели за умерших некрещеными, потому что молитва к ним будет утешением для нас. Но это не значит, что цель такой молитвы — именно спокойствие нашей совести, а для душ умерших она бессмысленна и бесполезна. Сам факт того, что Церковь сквозь века хранит память о великих святых, предстателях за умерших некрещеными, свидетельствует об обратном.

В церковном Предании почитается мученик Уар как предстатель и молитвенник за умерших некрещеными. Также сохранилась память и тексты святых, которые молились о прощении грехов, упокоении душ умерших некрещеными. Существование таких молитв, как молитва старца Льва Оптинского, на которую ссылается преподобный Амвросий Оптинский в своих письмах, свидетельствует о том, что для христиан на Русской земле этот вопрос был актуальным еще в ХIХ веке. Если я кого-то люблю и обладаю сокровищем, то хочу поделиться им. И переживания начинаются, если мы не можем поделиться этим сокровищем с теми, кто принять его не может по каким-то причинам. Для такого неравнодушного и любящего человека ситуация смерти близкого, умершего некрещеным, конечно, становится трагедией. И начинался поиск утешения для себя и для того человека, который мне дорог, которого нет уже рядом. В первую очередь речь идет о молитвенном обращении к святым с просьбой ходатайствовать перед Богом за некрещеных умерших. Это и есть способ, который помогает этим сокровищем таинственным образом поделиться. Потому что церковное поминовение о некрещеных невозможно: мы не можем молиться на литургии о тех, кто при жизни не стал частью Церкви, это будет насилием над их волей и свободным выбором. Но личное поминовение, келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим, она возможна.

Что нам известно из Священного Писания и Священного Предания об участи умерших некрещеных младенцев? Сам Господь в беседе с Никодимом сказал об этом так: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

Рождение от воды и Духа согласно учению Церкви — это второе, духовное рождение человека, т. е. крещение в водной купели, вследствие которого на крещаемого нисходит Дух Святой. Некрещеные младенцы, как не сподобившиеся такого духовного рождения, по словам Спасителя не могут войти в Царствие Небесное, т. е. в рай.

Косвенно это подтверждается другим местом Св. Писания, кстати, опровергающим мнение, что души некрещеных младенцев, как не совершивших личных грехов, нравственно чистые и возвышенные, якобы поэтому должны идти в рай. Господь сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11). Итак, в нравственном отношении Предтеча Господень выше всех рожденных женами, в том числе и младенцев, но куда по мученической смерти за истину идет его душа? Во ад, как мы и воспеваем в тропаре Крестителю: «Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога», — идет во ад, ибо искупление еще не содеяно Христом, и христианского крещения еще нет. Тем более такова участь и всех рожденных женами некрещеных младенцев, которые в нравственном отношении, согласно словам Спасителя, ниже Предтечи Господня.

Обратимся теперь ко второму источнику Божественного Откровения — Св. Преданию.

Вышеприведенная догматическая истина о невозможности попасть в рай без крещения во оставление грехов подтверждается в 10-ом члене Символа веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». То есть, согласно Символу веры, который здесь исходит из вышеприведенных слов Спасителя (Ин.3:5), без крещения нет оставления грехов, в том числе и первородного, который имеют и младенцы. Поэтому, если они не крещены, их души по смерти идут в ад.

Эта догматическая истина еще раз подтверждается и изъясняется 124-м правилом Карфагенского собора, которое гласит: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть Крещением (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема».

Обратимся теперь к другому источнику Св. Предания — святым отцам и учителям Церкви.

Так, преподобный Макарий Великий говорит об участи некрещеных младенцев следующее: «Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь — какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с весёлым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, ИЗ ТЬМЫ ВО ТЬМУ» (Святой Макарий Великий. Добротолюбие. Избранные поучения. М. 2002, с.45).

Здесь последние, подчеркнутые нами слова («из тьмы во тьму») совершено определено указывают, что душа некрещеного младенца идет во ад. Ибо рай — это место особого присутствия Бога. Но согласно слову Богослова «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5), нет ее, соответственно, и в раю, она в аду. Туда и идут, согласно вышеприведенным словам преп. Макария души извергнутых из чрева младенцев, идут, понятно, по той причине, что они не крещены.

Cвт. Григорий Богослов также говорит (цитирую здесь со слов о. Андрея Спиридонова), что некрещеные младенцы, по причине факта своей непросвещенности Святым Крещением, хотя и не будут претерпевать вечных мучений и получат некую «ослабу», в Царстве Небесном прославлены все же не будут и лица Божьего не узрят. Подобное же говорится в синаксаре мясопустной субботы (Триодь Постная): «Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут».

Поскольку обе эти цитаты определено говорят, что души некрещеных младенцев по смерти не идут в рай, то они идут в ад, т.к. православие, как уже говорилось, не знает какого-то «третьего места»; итак, если не в рай, то в ад.

Еще одним источником Св. Предание является повсеместная общепринятая церковная практика. А что она говорит о крещении? Например, в «Известии учительном», наставляющем священника в том, как совершать Божественную литургию и как правильно поступать при неожиданных случаях во время ее? А вот что: «Аще иерей начнет литургисати и в проскомидии будет действе, или уже в литургии до входа великаго, позовется смертныя ради каковыя приключаемыя нужды, аще крестити, или исповедати да оставит на том месте служение и идет борзо тамо, и сотворив болезненному в самой смерти надежно спасение, и возвратився, докончает божественную службу».

Итак, крещение доставляет крещаемому «в самой смерти надежно спасение», и, учитывая, что ради него священник должен оставить даже служение Божественной литургии, очевидно: дело здесь идет о жизни и смерти (духовной) человека. Если бы была твердая надежда на то, что душа некрещеного пойдет в рай, то зачем было бы так спешить? Об этом, впрочем, говорит вообще вся практика крещения Православной Церкви именно и по преимуществу младенцев, за что нас ругают баптисты, на что мы им обычно отвечаем: а вдруг младенец умрет, подразумевая, что страшно ему умереть без крещения! Правда, конкретно в «Известии» не сказано, что умирающий — это обязательно младенец. Но, во-первых, это древняя книга, а тогда в Русской Православной Церкви некрещеными были, как правило, только младенцы. Во-вторых, оно же и не говорит, что к младенцу можно не спешить, что само по себе достаточно красноречиво. А в Требнике даже есть специальный очень сокращенный чин «святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго».

Вот и спешат на практике батюшки к умирающим некрещеным младенцам в больницы (что и мне, грешному, приходилось по своим священническим обязанностям исполнять), подтверждая этим вышеприведенную догматическую истину о печальной участи их в случае отсутствия крещения.

В какое место ада попадают некрещёные младенцы?

Теперь на основе Св. Писания и Св. Предания показав догматическое учение Православной Церкви о том, что души некрещеных младенцев идут в ад, попытаемся выяснить: в какое же конкретное место или места ада они идут? Ибо, как говорит по этому поводу преп. Макарий Великий: «некоторые утверждают, что и Царство одно, и геенна одна; мы же говорим, что много степеней, различий, и мер в одном и том же Царстве и в одной и той же геенне и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари, хотя по своей неизмеримости и необъятности оно и вне тварей. Посему само Божество внемлет людям и во всём домостроительствует премудро. И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судия, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божию, но не все они — сыны, цари, наследники. Есть меры избыточествующие, и есть меры малые. В самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ОДНО ЦАРСТВО, ОДНА ГЕЕННА, И СТЕПЕНЕЙ НЕТ, ТЕ ГОВОРЯТ ХУДО» (Добротолюбие. Избранные поучения. М., 2002, с. 51−52).

Итак, для того, чтобы понять, что это за место в аду (куда идут души некрещеных младенцев), обратим внимание на вышеприведенные слова свт. Григория Богослова и поучение Триоди Постной, которые указуют, что, хотя эти младенцы и идут в ад, но не в места мучений:

«Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут». Об этом же говорит и св. Григорий Богослов, замечая, что эти младенцы не будут претерпевать вечных мучений. Однако может ли быть в аду такое место, где нет оных вечных мучений? Может. Для того, чтобы понять это, внимательно исследуем евангельскую притчу о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31). Она имеет глубочайшее таинственное значение и повествует о последних судьбах миробытия, которое, впрочем, мы изъяснять в данной работе не будем. Обратимся к прямому, буквальному смыслу этой притчи.

Описанное в ней событие происходит еще до искупления, содеянного крестной смертью Спасителя. Поэтому душа праведного Лазаря по смерти была отнесена Ангелами не в рай, а на лоно Авраамово (Лк.16:22). Что это за лоно Авраамово? По учению Православной Церкви — это место в аду, куда до Воскресения Христова шли души ветхозаветных праведников. В этом месте не было адских мучений, но там не было и райской радости. На состояние человека в этом месте указует сам Авраам, когда говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь УТЕШАЕТСЯ» (Лк.16:25). Видишь, не сказал «наслаждается» или «радуется», как в раю, потому что этого, как и было сказано, на том лоне не было, но лишь «утешается». Чем же утешается? Во-первых, тем, что в отличие от немилосердного богача, мучающегося в аду (Лк.16,23) избежал адских мук. Во-вторых, тем, что обрел в этом месте общение со всеми своими прародителями и праотцами еврейского народа, первый из которых — сам Авраам. Наконец, в-третьих, тем, что из уст оных еще раз получил вернейшее подтверждение древнего обетования о будущем пришествии в мир Мессии. Который спасет род человеческий, и, в частности, изведет из ада в рай души ветхозаветных праведников (среди которых, как уже говорилось, находилась душа и самого Лазаря), что в действительности и произошло по Воскресении Христовом.

Итак, из всего вышесказанного, для нас важно то, что, согласно словам Спасителя (Лк.16:19-31), в аду есть места или, по крайней мере, одно место, где нет мучений, хотя там нет и райской радости. Если мы теперь припомним вышеприведенные свидетельства свт. Григория Богослова и Постной Триоди о том, что некрещеные младенцы по смерти не будут испытывать адских мучений, хотя и не вкусят райской радости, то увидим, что они в точности соответствуют описанию именно этого места ада, т. е. лону Авраамову или, скорее, места, подобного этому лону.

Но какое же утешение (ср. Лк.16:25) могут иметь души некрещеных младенцев в таком месте?

Этим утешением являются в первую очередь молитвы их родителей и добрые дела оных, содеянные за этих деток. Как для Лазаря, общение со своими праотцами было одним из утешений, так и для этих детей утешением служит уже одно общение с их родителями через молитву. И как для Лазаря еще одним, важнейшим утешением было то, что он через такое общение утверждался в обетовании о своем будущем спасении, так и для этих детей. Тут можно высказать мнение, что молитвы и добрые дела родителей за этих деток могут вывести их души из ада в рай.

Правда, это лишь частное мнение (т.е. мнение, что этих младенцев можно вымолить), однако, в любом случае молитва родителей, особенно матери, за этих деток не может быть не услышана Богом и будет весьма полезна для них.

Протоиерей Георгий Городенцев,
кандидат богословия, преподаватель Одесской Духовной семинарии

МОЛИТВА МУЧЕНИКУ УАРУ
об умерших некрещеными (читается только келейно, т.е. дома)

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси и о Нём усердно пострадал еси. И ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения. И ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако вспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещёными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвали Премилостиваго творца во веки веков. Аминь.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *