Имя Амвросий означает «божественный», «бессмертный». Оно точно, но неполно характеризует образ жизни и духовных чаяний великого старца.

Преподобный Амвросий был рожден 21(23) ноября 1812 года в селе Большая Луговица Тамбовской губернии в благочестивой многодетной семье. В 1830-1836 годах прошел обучение в Тамбовской семинарии, где в последнем классе тяжело заболел. Там им и был дан обет постричься в монахи при условии выздоровления.

8 октября 1839 года прибывает в Оптину Пустынь. Через некоторое время приняв постриг, он был наречен Амвросием в память святителя Амвросия Медиоланского.

Следует знать и особо отмечаемые Православной Церковью дни памяти, посвященные преподобному Амвросию: 27 июня и 10 октября.

В чем помогает молитва Амвросию Оптинскому?

Во Введенском соборе Оптиной Пустыни находятся святые мощи преподобного Амвросия Оптинского. К его помощи и к молитвам святому в разных жизненных неурядицах прибегаем мы и сегодня. У раки с мощами происходят чудеса, верующие обретают здравие, отступают многие, в том числе неизлечимые болезни.

Молитвы Амвросию Оптинскому помогают всем просящим по многим бедам и нуждам. Ему молятся:

  • об исцелении в разных болезнях, порой неизлечимых;
  • в различных житейских и бытовых нуждах;
  • о добром нраве и христианском воспитании детей, подростков;
  • о даровании укрепления в православной вере.

Велико заступничество перед Богом за молящихся преподобному старцу Амвросию Оптинскому. Поместный Собор Русской Православной Церкви первым из всех Оптинских старцев причислил его к лику святых. Произошло это в 1988 году. После этого стали совершаться чудеса: мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому об исцелении

Известно множество случаев исцеления Амвросием Оптинским приходящих к нему страждущих. Большое значение в этом он придавал молитве. Некоторым старец Амвросий являлся на большом расстоянии с целью исцеления или для избавления от бедствий. Помогал он и членам своей братии совершенно незаметно. Часто случалось так, что преподобный сам уже чувствовал, с каким недугом пришел к нему человек.

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Амвросия Оптинского на каждый день

Великое всегда несет на себе печать скромности и простоты. Так же просты слова молитвы Амвросия Оптинского на каждый день. Доступная и понятная каждому, она помогает с твердостью душевной встретить все заботы и известия текущего дня, настраивает на мудрое смирение, дает силы и укрепляет в вере.

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Старец Амвросий Оптинский — один из самых почитаемых на Руси святых. Казалось, его жизнь была сплошным страданием — он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же — благодарить Бога и любить ближних.

Он утешал скорбящих, исцелял больных. О глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке — за что его и полюбил народ. За свою жизнь Амвросий Оптинский стал одним из самых почитаемых в народе старцев, а после смерти — святым.

Когда жил святой Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году — в возрасте 78 лет.

XIX век — какое это было для российского общества время? Возможно, чем-то оно напоминало нынешнее. Западное влияние, влияние времени в целом — и общество, некогда более или менее цельное по взглядам и убеждениям, оказывалось все более разобщено. У интеллигенции, которая считала себя передовой частью общества, появлялись и укреплялись новые разнообразные течения. Марксисты, славянофилы, западники. Кругом искания, упоение творчеством, и всё — большей частью — отодвигающее Церковную жизнь на задний план.

В результате многие видные люди общества и культуры (писатели, музыканты, художники) могли ничего не знать про чудесных старцев и святых, которые в то же самое время жили и собирали тысячи паломников вокруг себя. Серафим Саровский, Макарий, Лев и Амвросий Оптинские. Почти как сейчас…

Но в стране продолжалась живая Церковная жизнь. Простой люд, сельские жители, жители деревни (и многие горожане) и не думали забывать Бога. И пока интеллигенция была в исканиях, большая часть народа последний свой оплот по-прежнему находила во Христе, советах священников и старцев. Например, тех, что жили в Оптиной пустыни — одном из оплотов старчества на Руси.

Старец Амвросий Оптинский: кратко житие

Конкретных фактов о жизни Амвросия Оптинского сохранилось немного. Известно, что он родился или в 1812, или в 1814 году. Известно, что он много болел. Известно, что болел он, по сути, всю свою жизнь, страдая от самых разных недугов.

Житие Амвросия Оптинского рассказывает, что впервые он серьезно заболел в 23 года и тогда пообещал в случае выздоровления уйти в монастырь. Обещание не сдержал, устроился работать преподавателем в какой-то богатый дом, так бы, может, и работал дальше, но заболел снова. И только после этого выполнил данный когда-то обет — стал иноком.

Кто такой монах и почему люди уходят в монастырь

Одна из сторон духовного пути старца Амвросия — это путь болезней. Он продолжал болеть почти всю свою жизнь. У него то усиливался гастрит, то открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка. Это лишь часть его болезней. Иногда он был на грани жизни и смерти.

Преподобный Амровсий Оптинский часто и тяжело болел.

К концу жизни физическое здоровье святого стало таким слабым, что он не мог уже ни ходить на службу, ни выходить из своей кельи.

Но преподобный Амровсий Оптинский не только не скорбел о своих болезнях, но и считал их необходимыми для своего духовного укрепления. (В принципе, уже тогда, в XIX веке, укоренилась мысль о том, что наступило время, когда только болезнями человек и может спастись — настолько все устроение общества в самих его основополагающих принципах стало далеко от Церкви.)

Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, — учеником преподобных Льва и Макария, и в результате стал самым известным и прославленным из всех.

В житии говорится, что преподобный Макарий, послушником у которого с самого начала был Амвросий, быстро понял, что перед ним будущий великий монах, и видел в нем своего «преемника». Так оно и случилось. Труд старчества святой Амвросий взял на себя в 1860 году — после смерти преподобного Макария, и — не оставлял его почти до самого последнего издыхания.

Чудеса преподобного Амвросия Оптинского

Паломники к преподобному Амвросию стекались со всей страны. Одним нужно было наставление, другим утешение, иные жаловались на болезнь. И старец Амвросий — одним давал совет, других утешал, а иных — мог исцелить.

Молва об Амвросии Оптинском распространилась очень быстро. И простые крестьяне, и люди из интеллигенции говорили о старце, как об удивительно простом и светлом монахе, который излучает Любовь и мир.

У его была своя «особенность» — манера изъясняться. Его слова по форме были просты, если не сказать простонародны. А от того — легко понятны любому: и горожанину, и писателю, и сапожнику, и портному.

Он говорил:
«Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».

или:
«Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».

или:
«Жить — не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение».

Людей поражало, как он умел так просто говорить о сложных, казалось бы, вещах из духовной жизни.

«Я эту простототу у Бога всю жизнь вымаливал», отвечал преподобный Амвросий.

Или:
«Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного».

Или:
«Где нет простоты, там одна пустота».

Амвросий оптинский Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — один из самых известных классиков русской литературы — был при жизни отлучен от Церкви. Случай из ряда вон выходящий, но был вызван не только и не столько взглядами самого писателя (в своих искания он фактически пошел по пути протестантизма), сколько его известностью и популярностью.

Свои размышления о духовной жизни, о Церкви и отрицание многих ее догматов и традиций — он либо перекладывал на страницы книг, которые читали тысячи, либо в любом случае увлекал за собой множество людей. «Великий Толстой, его философия — это же интересно!»

Лев Толстой.

Известно, что Лев Толстой трижды был в Оптине, а также встречался со старцем Амвросием Оптинским. Тот пытался образумить писателя. Известно также, что у святого о Толстом остались очень нехорошие впечатления. Он назвал его «воплощением гордыни».

Лев Толстой тоже — как будто бы восхитился красотой Оптины и духовной силе преподобного. Но с другой стороны, сохранились строки — в которых писатель отзывается о старце весьма высокомерно.

Известно, что прямо перед смертью Лев Толстой приезжал в Оптину (Амвросий Оптинский к тому времени уже умер), но не решился переступить порог обители — боясь, наверное, что не будет никем там принят.

Амвросий Оптинский: в чем помогает

Мы писали о блаженной Ксении Петербургской, и о святителе Спиридоне Тримифунтском. Мы не только рассказывали про жизнь этих замечательных святых, но и пытались объясниить, что никакой святой не помогает в чем-то одном.

С одной стороны, принято считать, что Спиридон Тримифунтский слышит молитвы тех, кто не может решить вопросы с жильем, а Ксения Петербургская — тех, кто не может устроить личную жизнь. А Николай Чудотворец, допустим, «помогает устроиться человеку в работе».

Но истина в том, что святые слышат любые молитвы, и помогают в любых вещах. Говорить о том, что Амвросий Оптинский помогает избавиться от курения — это значит бесконечно умалить и величие самого святого, и величие той части Церковной жизни, как помощь святых нам: через расстояния и через время.

Поэтому на вопрос «В чем помогает Амвросий Оптинский», нужно отвечать — «во всем». Во всем помогает сейчас, и во всем помогал тогда, при жизни. Больным — обрести выздоровление или крепость. Здоровым физически — обрести и здоровье духовное.

Мощи Амвросия Оптинского: где находятся

Мощи преподобного хранятся сейчас в Оптиной Пустыни (Калужская область) — во Введенском соборе.

Официальный сайт монастыря

День Амвросия Оптинского

Православная Церковь трижды в году празднует память преподобного Амвросия Оптинского.

  • 23 октября — это день смерти святого
  • 24 октября — это день памяти всех Оптинских святых
  • 10 июля — в этот день были обретены мощи старца Амвросия

Кроме того, к преподобному Амвросию напрямую относятся еще два празднования:

  • 10 августа — день памяти Тамбовских святых
  • 23 сентября — день памяти Липецких святых

Икона преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный отче Амвросие, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Акафист преподобному и богоносному Льву, старцу Оптинскому

Егоже краегранесие прочтеши, егда кондаки и икосы отдельно сочтеши

Скачать PDF

Предназначен для келейного чтения

Находится на рассмотрении в Комиссии по акафистам
при Издательском Совете Русской Православной Церкви

Преподобный Лев Оптинский

Кондак 1

И

збранному начальнику преподобных отцев, богомудрому Льву Оптинскому, старчество в Оптиной пустыне насадившему и диавола всеконечне победившему, похвальная принесем пение, ты же от бед избави нас, отче преподобне, любовию тебе зовущих:

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Икос 1

С преподобным преподобен будеши и со избранным избран явишися, сие помыслив, отче Льве, мира отреклся еси и обручился иноческому званию. Таковое произволение твое похваляюще сице тебе вопием:

Радуйся, Христов последователю избранный.

Радуйся, вечери таинственныя рачителю.

Радуйся, елей уготовивый изрядным доброделанием.

Радуйся, светильник душевный возжег боголюбием.

Радуйся, яко в брачную ризу облеклся еси смирением.

Радуйся, яко рубища страстей совлеклся еси послушанием.

Радуйся, яко мирскую возненавидел еси суету безплодную.

Радуйся, яко иноческую возлюбил еси тишину многоплодную.

Радуйся, яко Ангельскаго делания явился еси причастник.

Радуйся, яко Апостольскаго предания явился еси хранителю.

Радуйся, на Браке Агнчем вкусивый трапезу сладчайшую.

Радуйся, вином умиления напоивый душу безстрастную.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 2

На Бога всю надежду возложив и крест твой взем, отче Льве, житие сопротивобесовское дерзнул еси проходити преподобне, мужеством души твоея сластей страстныя волны усмирил еси, Христу молитвенно поя: Аллилуия.

Икос 2

Терпением облеклся еси, богомудре отче, иноческое житие яко ангельский чин восприял еси, труды и болезни, тяготы и беды легце понесл еси окрыляем послушанием, сего ради зовем ти:

Радуйся, монашескаго любомудрия присносветлый светильниче.

Радуйся, безмолвническаго жития истовый любителю.

Радуйся, светлая свеще молитв неусыпаемых.

Радуйся, лампадо неугасимая бдений непрестанных.

Радуйся, яко огнь ко огню прилагал еси рачение.

Радуйся, яко неослабно восходил еси по лествице духовнаго восхождения.

Радуйся, постничества постоянное желание.

Радуйся, трудолюбия твердое понуждение.

Радуйся, псалмопения всегдашнее любление.

Радуйся, ума непрестанное хранение.

Радуйся, яко на высоту столпа возшел еси самоотвержения.

Радуйся, яко во глубину снизшел еси самоукорения.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 3

Огнедохновенное евангельское слово слышал еси отче, яко ученик в меру учителя приходит, потщался еси взыскати учителя молитвы умныя, да к совершенному единению с Богом приведет тя, и обрет Феодора яко дар Божий, благодарне возопил еси Богу: Аллилуия.

Икос 3

Адаманта крепчайшее житие Феодора, бысть тебе, отче Льве, яко обретение сокровища многоценнаго, емуже последуя житию и учению душу снабдил еси дарами благодати многоцелебныя. Сего ради целиши и богатиши вопиющия тебе таковая:

Радуйся, богатство тленное ни во что же вменивый.

Радуйся, сокровище непреходящее на небеси стяжавый.

Радуйся, златоукрашенная двере таин церковных.

Радуйся, златокованный ключу таинств духовных.

Радуйся, отверзаяй вход молитве умней.

Радуйся, затворяяй вход страстем безумным.

Радуйся, учениче благий и верный.

Радуйся, хранителю Паисьевых учений.

Радуйся, благоумиленное к молитве прилежание.

Радуйся, благодерзновенное страстей умерщвление.

Радуйся, светоче добродетелей Божественных.

Радуйся, источниче даров духовных.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 4

Ко источнику притекл еси Божественных писаний, яко елень жаждущий, и струями святоотеческих учений напоил еси душу твою, богомудре Льве. Сего ради жажду утолил еси многих людей, приходящих к тебе, в благодарности зовущих Богу, Аллилуия.

Икос 4

Разумно вшел еси в пристанище безмолвия яко в Божественное покоище, идеже со блаженным Феодором яко земный ангел непрестанно беседовал еси ко Христу. Мы же зряще тя яко небеснаго человека, приносим тебе похвалу сию:

Радуйся, горлице пустыннолюбивая, Христа взыскующая.

Радуйся, птенче орлиный, обновивый юность твою.

Радуйся, Богозвонкую возлюбивый тишину Ангельскую.

Радуйся, злошумнаго удаливыйся мятежа страстей.

Радуйся, яко Херувим носил еси Бога, в тебе почивающаго.

Радуйся, яко Серафим зрел еси тайны, в сердце твоем являющияся.

Радуйся, яко Солнце возшел еси, в пустыне изсушаяй корения страстей.

Радуйся, всенощными бдении твоими яко полная луна разторгл еси тьму вражиих сетей.

Радуйся, безмолвия столпе непоколебимый.

Радуйся, подвижничества основание неиспровержимое.

Радуйся, постничества похвало изрядная.

Радуйся, пустынножительства тишино домовитая.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 5

Остров Валаам яко пристанище от мирския молвы избрал еси, отче, воньже вселился еси со блаженным Феодором, идеже куплю духовную деяв, златом смиренномудрия многих богатя. Темже обнищавшия ны смирением ко острову покаяния приведи твоими молитвами, Богу вопити: Аллилуия.

Икос 5

Целомудрием украсился еси отче Льве, яко препоясан был еси подвижничеством, в схиму же великую яко в ангелоподобную силу облеклся еси, Ангельския обвеселяя чины. Сего ради монашества красота на тебе изобразися, мы же тя яко наставника иноческих чинов похваляем сице:

Радуйся, куколем незлобия покрывыйся.

Радуйся, в мантию любомудрия облекийся.

Радуйся, параман на себе возложив терпения.

Радуйся, препоясавыйся поясом сугубого рачения.

Радуйся, сандалии обувый благовествования миру.

Радуйся, щитом послушания стрелы вражия отразивый.

Радуйся, мечем молитвенным полчища демонския сокрушивый.

Радуйся, богодарованное разсуждение яко свещу неугасимую вжегл еси.

Радуйся, яко на крест сугубым отречением от мира возшел еси.

Радуйся, яко в нищете духовной пожил еси.

Радуйся, богатство нестяжания.

Радуйся, мира попрание.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 6

Монахов наставника и мирян утешителя, яви тя Бог в стране Россистей, отче преподобне Льве, и страждущим целителя и бесов прогонителя и от всяких зол избавителя людей к тебе с верою притекающих и поющих Богу: Аллилуия.

Икос 6

Егда в Оптину Пустынь пришел еси отче Льве, якоже в вертоград богонасажденный, тогда яко делатель премудрый водрузил еси столп старческаго окормления и молитвенную ограду и точило

смирения по евангельскому слову, сего ради пустынь процвете хвалами тебе славословящи:

Радуйся, Моисею и Антонию сподвижниче богодарованный.

Радуйся, Филарету иерарху друже и наставниче избранный.

Радуйся, Макарию смиренномудрому вождю боговдохновенный.

Радуйся, Исаакию препростому пророче богооткровенный.

Радуйся, Феодора блаженного учениче благопослушный.

Радуйся, Паисиева любомудрия лиро вдохновенная.

Радуйся, отеческих изречений книго одушевленная.

Радуйся, Амвросия благословеннаго из полы в полу Макарию предавый.

Радуйся, святоотеческими наставленьми его яко отец чадолюбивый наказавый.

Радуйся, святителя Игнатия богомудрый воспитателю.

Радуйся, в новоначалии его уроков смирения подателю.

Радуйся, многия чада твоя к Богу приведый.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 7

Поселился еси в пчельнице скита яко пчела люботрудная, нектар подвижнических трудов твоих в делех и чудесех являя и поучении своими чада твоя питая, любовию вопиющия Богу: Аллилуия.

Икос 7

Мед умнаго делания в сердце твоем собрал еси богомудре отче, яко Иисусово сладкое имя бысть тебе утешения источник, имже горечь страстей на сладость добродетелей преложил еси, понуждением духовным. Сего ради сладкия соты похвалы тебе приносим:

Радуйся, Ангелом сладкое пение.

Радуйся, демоном горькое воспоминание.

Радуйся, цветниче целомудрия духовнаго.

Радуйся, Раю молитвословия церковнаго.

Радуйся, умныя молитвы делателю боговдохновенный.

Радуйся, сердечнаго умиления носителю всеблагоговейный.

Радуйся, яко слезныя струи источил еси всецелебныя.

Радуйся, яко благодатию просветил еси души вожделение.

Радуйся, непрестанное памятование о Бозе.

Радуйся, пламенеющая любы в Дусе.

Радуйся, медоточная словеса источаяй

Радуйся, сладкозрение чадом твоим.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 8

Оптинскому старчеству явился еси яко благомасленный кореню, елеем намащая учений твоя ученики и от лампады присногорящия помазанием целя недужныя, в радости поющия благодарно Богу: Аллилуия.

Икос 8

Слава подвигов твоих промчася по лицу земли российския и заря чудес твоих облиста концы ея, сего ради притекаху целитися к тебе бесныя и недужныя, вопиюще тебе сия:

Радуйся, недугов избавление.

Радуйся, грехов разрешение.

Радуйся, врачевание болезней неудобоисцелимых.

Радуйся, освобождение от вериг неудобоносных.

Радуйся, быстрое пременение скорби на радость.

Радуйся, скорое исцеление раковыя язвы.

Радуйся, одержимых от бесов избавляяй.

Радуйся, отчаянным отраду подаваяй.

Радуйся, безнадежным веру возращаяй.

Радуйся, елеем от лампады исцеляяй.

Радуйся, яко тобою здравие получаем.

Радуйся, яко тобою уныние побеждаем.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 9

Ходяй яко лев диавол и рыкаяй кого поглотити, яко виде тя отче Льве, облеченнаго благодатию Пресвятаго Духа, ужасеся и трепетен бысть и яко пес худый от стада твоего отбеже, силою гонимый твоего к Богу дерзновения, имже взывал еси: Аллилуия.

Икос 9

Лукавый совет сотвори демон и гонения на тя воздвиже отче Льве, ты же беды добльственне вся претерпел еси, глаголя: «Аще в ссылку пойду, аще во огнь, аз буду тойже Леонид, присно величаяй Бога». Мы же мужеству твоему дивящеся сице вопием:

Радуйся, несокрушимый адаманте.

Радуйся, небоявленный столпе.

Радуйся, горо несекомая скорбями.

Радуйся, высото неземныя радости.

Радуйся, правды ради гонимый без правды.

Радуйся, лжесвидетели оклеветанный.

Радуйся, кленущия тя благословляяй.

Радуйся, обидящим тя благотворяй.

Радуйся, незлобием твоим Христу подражаяй.

Радуйся, злобных демонов в бездну ввергаяй.

Радуйся, смиренный лев – от Феодора нареченный.

Радуйся, блаженства гонимых за Бога причастниче.

Радуйся, Вышняго Иерусалима достойный наследниче.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 10

Верен Богу пребыл еси отче Льве даже до смерти, отеческия заветы со опаством храня, аще и оклеветан был еси яко неверен, но чистым исповедание твое православным показа. Сего ради яко избранный сосуд Церкве Русския явился еси и гусль Богу поющая присно: Аллилуия.

Икос 10

Ангелоподобное житие твое, отче Льве, вписа тя в небожители и богодарованное разсуждение твое над многими людьми постави тя в руководителя. Сего ради от многих бед и заблуждений избавил еси паству твою, любовию тебе поющую:

Радуйся, пастырю наш добрый.

Радуйся, словесных питателю овец.

Радуйся, неудоборешимых вопросов разъяснение.

Радуйся, неудободержимых страстей усмирение.

Радуйся, яко прелести путы яко паучину растерзал еси.

Радуйся, яко разума духовнаго стези сказал еси.

Радуйся, смиренномудрый врагов примирителю.

Радуйся, заматоревшия гордыни искоренителю.

Радуйся, забытых грехов обнаружение.

Радуйся, сокрытых талантов явление.

Радуйся, яко тобою исцеляются язвы неисцельныя.

Радуйся, яко тобою изсушаются слез источницы.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 11

Ароматами молитвы твоея умно-сердечныя облаговони чада твоя, тебе поющия, и вложи в наша сердца молитву богодарованную, да славим Господа Иисуса Христа, непрестанно вопиюще: Аллилуия.

Икос 11

Возжегл еси в души твоей светильник молитвы умныя, от неяже вся благая приял еси, яко делатель был еси смиренномудрый. Темже настави и нас на стезю сию тесную обаче благодати исполненную, вопиющих тебе сия:

Радуйся, делателю непрелестный.

Радуйся, подвижниче неленостный.

Радуйся, светлая стезе умнаго делания.

Радуйся, сладкая струе сердечнаго умиления.

Радуйся, столпе, восходяй терпением к небу.

Радуйся, жезле, поражаяй демонов в бездне.

Радуйся, чистаго сердца обителище.

Радуйся, благия совести покоище.

Радуйся, Божественнаго света таиниче.

Радуйся, прелестныя тьмы прогонителю.

Радуйся, зрительныя молитвы достижение.

Радуйся, слепотствующих сердец просвещение.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 12

Лучами славы твоея облистай, отче Льве, поющих твоя добропобедныя подвиги, яже в теле на земли соверши, нам же оземленившим свой ум житейским попечением подаждь разум духовный Богу непрестанно пети: Аллилуия.

Икос 12

Ангелолепно скончал еси путь земный, отче Льве, и в райския кущи преселился еси приснославне, на земли оставль якоже другий рай оптинский скит, трудами возделанный твоих подвигов, в немже плоды духовныя вкушающе, ныне вопием ти:

Радуйся, древо плодоносящее вожделенное безстрастие.

Радуйся, ниво гобзующая множество спасающихся.

Радуйся, кедре в егоже ветвех укрышася небеснии орлы.

Радуйся, кипарисе благоухаяй постничества ароматы.

Радуйся, лозо точащая вино умиления.

Радуйся, грозде исполненный Божественнаго утешения.

Радуйся, крине Ангельскаго целомудрия.

Радуйся, медоточивый языче отеческих изречений.

Радуйся, мировонная устне исполнь утешения.

Радуйся, миротворче предивный сердец непокоривых.

Радуйся, яко тобою сладости духовныя наслаждаемся.

Радуйся, яко тобою горечи страстей избавляемся.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Кондак 13

О богомудре отче Льве! старчества Оптинскаго боговдохновенный вождю, избави нас тя воспевающих от плена греховнаго, даждь нам незаблудный путь, ведущий внутрь сердца, идеже есть Царствие Божие, да вшедше в оное, непрестанно поем Богу: Аллилуия. (трижды)

С преподобным преподобен будеши и со избранным избран явишися. Сие помыслив, отче Льве, мира отреклся еси и обручился иноческому званию, таковое произволение твое похваляюще сице тебе вопием:

Радуйся, Христов последователю избранный.

Радуйся, вечери таинственныя рачителю.

Радуйся, елей уготовивый изрядным доброделанием.

Радуйся, светильник душевный возжег боголюбием.

Радуйся, яко в брачную ризу облеклся еси смирением.

Радуйся, яко рубища страстей совлеклся еси послушанием.

Радуйся, яко мирскую возненавидел еси суету безплодную.

Радуйся, яко иноческую возлюбил еси тишину многоплодную.

Радуйся, яко Ангельскаго делания явился еси причастник.

Радуйся, яко Апостольскаго предания явился еси хранителю.

Радуйся, на Браке Агнчем вкусивый трапезу сладчайшую.

Радуйся, вином умиления напоивый душу безстрастную.

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Избранному начальнику преподобных отцев, богомудрому Льву Оптинскому, старчество в Оптиной пустыне насадившему и диавола всеконечне победившему, похвальная принесем пение, ты же от бед избави нас, отче преподобне, любовию тебе зовущих:

Радуйся, отче Льве, старчества оптинскаго главизно.

Молитва

О Пречестная богомудрая главо и собора Старцев Оптинских изрядное и перволепное украшение, богопросвещенне отче Льве! Тебе, яко чада отцу, дерзаем приносити сие акафистное пение, ты же не пренебрези малаго сего приношения, яко паче должни мы не токмо пении, но делы тя почествити. Ты бо оставил еси нам богатство твоего жития богоугоднаго, в немже яко в зерцале зрится образ богошественных отцев в подвизе Богу угодивших. Аще и немощны есть мы тебе подражати, но желанием лучшаго от тебе неотступаем и под крила молитв твоих прибегаем и яко неключимии тебе вопием: изгони от нас всякое нерадение, искорени злыя страсти в сердцах наших гнездящияся, прожени бесов на ны непрестанно воюющих, даждь помощь благодатную, яко силен есть и еще при жизни твоей бесов прогонял еси и целил еси всякую болезнь и немощь таящуюся. Сице и в преднее время посещай ны духом твоим и жезлом пастырския молитвы твоея порази волков мысленных стадо твое ищущих расхитити. Нас же яко пастырь добрый, присно зови свирелию поучений твоих в Царствие Божие идеже с тобою по преставлении нашем вкупе да обрящемся, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа в безконечныя веки. Аминь.

Преподобный Амвросий Оптинский
Память 10 октября и 27 июня по старому стилю
Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога…»
Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.
Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.
Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.
С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.
Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».
Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».
В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.
Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.
1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие его хронической болезни заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».
Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *