Четкой версии, почему происходит мироточение икон, до сих пор не выдвинул никто. Над этой загадкой уже несколько столетий кропят богословы, историки, ученые и искусствоведы. Сегодня мы постараемся разобраться в этом явлении, приведя несколько точек зрения.

Что означает термин «святое миро»

В основе термина «мироточение» лежит слово «миро», которое дословно переводится с древнегреческого языка как «масло, имеющее аромат». Православные христиане освящают с его помощью новые храмы, а также используют во время таинства миропомазания. Само изготовление миро – это священный ритуал, уходящий корнями во времена бытия двенадцати апостолов.

По канонам Русской православной церкви перед началом создания ароматного масла необходимо получить благословение патриарха. Процесс изготовления происходит очень редко (раз в несколько лет), сопровождаясь торжественным песнопением и вознесением множества молитв Богу. Сразу по окончании производства святого миро пахучую жидкость разливают по емкостям, надежно запечатывают, а затем развозят по церковным округам.

«Миро» переводится с древнегреческого языка как «масло, имеющее аромат»

Иконы, которые мироточат, выделяют именно эту маслянистую субстанцию. Она может быть разного цвета и консистенции. Когда говорят, что «лики плачут кровью», не имеют в виду конкретно ее. Красный оттенок появляется из-за примеси красок с соответствующим пигментом, которые были использованы при написании образов. Иногда миро появляется немного, но случается, что святыня прямо «умывается» им.

Почему мироточит икона

Чудо мироточения упоминалось еще в Евангелии. Согласно Святому Писанию, ароматное масло выделялось на останках апостола Филиппа, Иоанна Богослова и Федота. Выявить закономерность, почему «плачет» та или иная святыня, до сих пор не удалось. Очевидцы рассказывают о появлении миро не только на древних церковных образах, но также на домашних иконах. Объяснить это явление пока что не под силу никому, однако христиане точно знают – это знамение, которое им посылает Всевышний. Одни связывают его с добрыми вестями, другие видят предупреждение о грядущих несчастьях.

Видео «Почему мироточат иконы?»

В этом видеоролике представлено мнение одного из протоиереев.

Точка зрения служителей церкви

Богословы, изучающие мироточивые образы, не могут дать конкретного ответа, почему происходит это явление. По их мнению, Всевышний избирает определенную святыню, через которую посылает людям особое Божественное Знамение. Священнослужители считают, что символом проявления Воли Господа является также благоухание, исходящее от маслянистой субстанции. Оно, как и масло, обладает исцеляющими свойствами.

Смысл выделения миро зачастую понятен церковникам не сразу. Однако по характеру мироточения можно судить о грядущих событиях. Так, жидкость, истекающая из глаз иконы, свидетельствует о скором несчастье. Маслянистые капли означают доброе знамение. А вот «кровавые слезы» сулят тяжелые испытания.

Несмотря на исцеляющие свойства ароматного масла, сами святыни редко признаются чудотворными.

Маслянистые капли означают доброе знамение

Мнения скептиков

Скептически настроенные люди опровергают Божественное вмешательство и стараются найти логическое объяснение чудесному явлению. На их взгляд, субстанция, выделяемая святынями, вовсе не миро, а конденсат или древесная смола. Доля правды в словах скептиков присутствует, ведь история знает много случаев фальсификации. Однако пахучее масло появляется не только на оригинальных иконах. Существует немало свидетельств, когда мироточили бумажные копии, металлические лики, мозаики, фрески или литографии.

Научное объяснение

Ученые также пока что не нашли четкого объяснения, почему «плачут» святыни. В исследованиях они не раз рассматривали гипотезу, приведенную выше. Однако после ряда анализов было доказано, что мироточение не связано с химическим составом древесины, на которой изображен святой лик. Также исследователи не нашли взаимосвязи между святыми, нарисованными на полотнах, возрастом икон, их месторасположением, а также материалом, из которых те изготовлены.

Физическим законам мироточение тоже не всегда подчиняется. Случалось, миро текло по направлению снизу вверх или стекалось к центру от боков святыни. Единственное, что нашло научное подтверждение – состав жидкости. Несмотря на разный цвет, консистенцию или маслянистость, субстанция является полностью органической и похожей на человеческую слезу. Подробный анализ показал большое количество белка, который способно выработать только живое существо.

Мироточение прошедших веков

Тайна «плачущих» святынь занимала умы православных христиан начиная с раннехристианского периода. Как уже говорилось, мироточение описывалось еще в Святом Писании. Также оно упоминалось и в апокрифах, непризнанных церковью.

Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица, датирующий чудесное явление 1040 годом. После Крещения и Русь узнала о мироточивых иконах. Одна из записей принадлежит перу Дмитрия Ростовского – епископа Русской православной церкви, которая подтверждает, что «плачущие» образы встречались уже в VII столетии.

Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица

Мироточения последних десятилетий

До ХХ столетия случаи с мироточением святынь встречались редко. Однако к концу 90-х годов появилось множество сообщений о том, что массово «заплакали» Державные иконы Божией Матери. Первой замироточил лик в соборе Николо-Перервинского монастыря. Далее весть пришла из Успенского храма, где капельки миро появились на лике Казанской Богородицы.

Когда в 2004 году чудо случилось с иконой Тихона Задонского, мир узнал об авиакрушении пассажирского лайнера ТУ-154, унесшим жизни сотни людей. Знамение также снисходило перед Бесланским терактом и военным противостояниям на Донбассе.

Однако не только Россия богата на чудеса. Так, Иверский образ Богородицы, украшающий Монреальский собор, непрерывно мироточил 15 лет. А 2009 год запомнился «кровавыми слезами», которыми «заплакала» икона «Умягчения злых сердец» во время богослужения в Севастопольском храме.

Какие иконы сейчас мироточат в России

Православные верующие чтят мироточивые образы, как чудотворные, хотя не все они таковыми являются. Прихожане стремятся приложиться к святыням, моля об исцелении или иной помощи. Со дня крещения Руси история знает более тысячи «плачущих» икон, большинство из которых – лики Пресвятой Девы Марии. Больше всего святынь находится в Москве:

  • страстотерпца царя Николая II (Свято-Никольский храм, Пыжи);
  • святителя Николая (там же);
  • Казанской Богоматери (собор Троицы Живоначальной, Берсеневская набережная);
  • Иверской Божией Матери (церковь Архангела Михаила, Девичье поле);
  • Всех Святых (там же);
  • Богородицы «Семистрельная» (там же).

Икона Казанской БогоматериБогородица «Семистрельная»Страстотерпца царя Николая II

Что делать, если мироточит икона дома

Образы могут «плакать» не только в храмах. Нередко мироточение случается и дома. Почему так происходит, не может ответить никто. Священнослужители приписывают это чудо Всевышнему, который таким образом шлет человеку послание или предупреждение.

Не стоит бояться, если замироточила домашняя икона, ведь в большинстве случаев это хорошее предзнаменование. Полезная информация

Если образ «заплакал», не нужно вытирать с него миро. Относиться к такому явлению стоит с честью, так как Господь выбрал именно вас стать свидетелем сего чуда. Помолитесь перед святым ликом, вознесите хвалу, попросите помощи. Однако делайте это уважительно, искренне, отринув мыслями от всего мирского.

Мироточение икон – явление, до сих пор до конца не изученное. Исследователи древностей, священнослужители и ученые сообща трудятся над разгадкой этого чуда. Пока что можно сказать одно: появление святого миро на образах – знамение Божие, призванное предупреждать о грядущих событиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кровь святого Януария — чуда не произошло

Кровь святого Януария не превратилась в жидкость.
Католики уверены: Это знамение грядущей катастрофы
В субботу 21 декабря 2016 года в день памяти священномученика на церемонии в Неаполе, не произошло вскипание святой крови великомученика Святого Януария . Чудо не свершилось ,засохшая кровь , которая находится в герметичной стеклянной ампуле не превратилась в жидкость.
Данное событие навело верующих на мысли о грядущих бедствиях в 2017 году.
В Католической церкви чудо разжижения крови святого совершается три раза в год в день его памяти :
в субботу перед первым воскресением мая — первое перенесение мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век),
19 сентября в день мученичества святого Януария ,
16 декабря (спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году).
Чудо происходит при извлечении закрытого сосуда, в котором хранится кровь, и помещении её вблизи реликвария с главой Януария в кафедральном соборе Неаполя.
Ритуал проходит таким образом .
Местный епископ берет в руки драгоценную реликвию собора — прозрачную чашу с красно-бурым порошком, читает молитву, и порошок превращается в пенящуюся густую жидкость, по виду напоминающую кровь.
Весь ритуал может занимать от нескольких минут до многих часов.
И происходит это при огромном скоплении верующих и туристов.
Ведь в католическом мире «чудо святого Януария» сравнимо с православным схождением Благодатного огня на Пасху в иерусалимском храме Гроба Господня.
Ампулу выставляют на всеобщее обозрение примерно на сутки, пока жидкость снова не превратится в порошок.
Однако в двадцатом веке были случаи, когда чуда не происходило:
в 1939 году — перед началом Второй мировой войны,
1944 году — перед извержением Везувия,
в 1980 году — перед сильным землетрясением.
В связи с последним случаем в среде верующих появились опасения, что отсутствие чуда разжижения крови святого , то есть отсутствие реального чуда является зловещим предзнаменованием будущих общественных или природных катаклизмов.
Хотя настоятель неапольской часовни Винченцо Де Грегорио поспешил успокоить паству и предостерег от уныния: «Мы не должны думать о катастрофах и бедствиях. Мы люди веры, и мы должны продолжать молиться».
Но , учитывая складывающуюся ситуацию в Италии и Европе – с политической ситуацией , социальной напряженностью, упадком Веры во Всевышнего , нагнетанием СМИ псевдоугрозы со стороны России , миграцией народов с Ближнего Востока … становится наверное понятно предостережение Господне для западной толерантной и самой демократичной цивилизации о том, что вы встали на шаткий путь!
Святой Януарий традиционно считается покровителем Неаполя, и жители города всегда ждут этого чуда.
Святой Януарий жил в конце III – начале IV века н.э. Он происходил из аристократической семьи, в молодости принял христианство и стал первым епископом Беневенто, города в итальянском регионе Кампания.
Во время правления римского императора Диоклетиана епископ подвергся гонениям за веру.
Епископа Януария и его сподвижников арестовали и бросили в печь, но они остались невредимы. Затем их отдали на растерзание львам, но звери не стали на них нападать.
В конечном итоге было решено обезглавить Януария и других христиан.
Это событие произошло 19 сентября 305 года.
Ну, что же ! Будем ждать вытекающих событий из-за отсутствия вышеуказанного чуда!
Послесловие.
Ученые неоднократно пытались разобраться с кровью Святого Януария. В 2005 году 19 сентября исполнилось 1700 лет со дня казни мученика. Примерно через тридцать минут после начала молитвы кардинал Микеле Джордано объявил о свершении чуда — «кровь стала жидкой». В городе начались празднества. Но хорошее настроение горожанам и туристам испортили ученые из итальянского комитета по изучению паранормальных явлений (аналог нашей Комиссии по борьбе с лженаукой при Российской академии наук). Представители комитета доктор Маргарита Хак и Луиджи Марколло объявили, что сумели повторить это чудо в лабораторных условиях, используя ингредиенты, «которые были доступны даже древним алхимикам».
— «Чудо» происходит от того, что священник, беря в руки ампулу, встряхивает ее, — рассказывает доктор Хак. — И в этом весь секрет. Ведь сам процесс превращения порошка или затвердевшей пасты в жидкость в результате механического воздействия ученым известен давно.
Он называется тиксотропия от греч. thixis — прикосновение и trop — изменение.
Нам оставалось найти подходящие вещества заявили представители от науки.
— У Ватикана была возможность подтвердить чудо, — утверждал Луиджи Марколло. — Мы несколько раз обращались с просьбой предоставить нам частичку «крови» для исследования. Но получали отказ.
Подобно алхимикам, ученые начали проводить эксперименты «на ощупь», проверяя десятки различных компонентов из числа тех, которые могли быть в наличии у экспериментаторов 600 — 700 лет назад. Единственное, в чем они были точно уверены, — жидкость в ампулах похожа на кровь — имела красно-бурый цвет.
Значит, в ее состав должно было входить железо. Как и в человеческую кровь.
Изготовить тиксотропную жидкость-пасту, напоминающую по цвету и плотности кровь и превращающуюся в жидкость от сотрясения, ученым удалось еще в 1991 году.
Но тогда они использовали вещества, которые не могли быть получены в XIV веке, — ведь первое «явление крови святого Януария» произошло в 1389 году.
— В состав первой «лабораторной крови Януария» входят вода, хлорид натрия, карбонат кальция и один из хлоридов железа. Процесс изготовления занимает несколько дней. Нужно лишь знать концентрации веществ. Хлорид натрия и карбонат кальция достать не проблема. Первый добывают на солевых месторождениях — это обычная поваренная соль; второй — обычный мел или толченые морские ракушки. Но вот нужный хлорид железа в природе, по крайней мере в Италии, не встречается.
Заменить хлорид железа ученым-скептикам было нечем. Дело о «крови Януария» пришлось прекратить на десять лет. Пока на глаза не попался геологический доклад, где говорилось о том, что в застывшей лаве Везувия найден минерал молизит, состоящий как раз из нужного вещества! Везувий расположен примерно в 12 километрах от Неаполя. Вулкан до сих пор считается действующим и за последние 2000 лет извергался около 60 раз.
Вода, соль, порошок из ракушек и застывшей лавы… Кровь Януария получилась как настоящая.
— Косвенным доказательством нашей правоты, — добавлял Марколло, — является странная концентрация всевозможных религиозных «кровяных» артефактов в окрестностях Неаполя. Сохранились свидетельства, что в средние века существовало еще несколько сосудов с «оживающей кровью» разных святых. Но к ХХ веку все они куда-то исчезли. Наша версия: в основе подобных чудес — одна и та же технология с использованием лавы Везувия. Впрочем, это лишь мое предположение. Я не желаю оскорбить чувства верующих, но хочу докопаться до истины, получить для анализа частицу подлинной крови святого Януария из неапольского собора.
Но поддаваться на провокацию ученых католическая церковь конечно не собирается. Распечатывать ампулы для проведения исследований никто тоже не будет.
Кардинал Микеле Джордано объявил, что в 1989 году реликвии уже показывали ученым. Несколько итальянских химиков проводили спектральный анализ «жидкой крови». Ампулу освещали светом и «ловили» лучи на выходе. По изменению спектра света можно определить примерный состав вещества, сквозь который он проходил. Заключение было таково: в ампуле присутствует гемоглобин — основа человеческой крови. Впрочем, известно, что химики, проводившие анализ, были далеко не атеистами. Наоборот, ревностными католиками. Возможно, от этого скептики остались неудовлетворенными. Более того, намекнули, что в состав гемоглобина входят белок и ионы все того же железа. Так что спектрометрия не может дать точного заключения.
Единственный выход — вскрыть ампулу и взять вещество на анализ.
Но, увы ! Пока этого не дано!
Одно понятно , что когда кровь святого не вспенивается грядут несчастья , поэтому натуральный там порошок крови в пузырьках или творчески обработанный гениями древности состав – это не умоляет чуда и соответственно последствий в отсутствии его.

Иконы плакали кровью перед самыми страшными терактами

Фото: kongord.ru

Про Валентину мы узнали давно, о ней даже передача была по одному их центральных каналов. Дескать, в Клину у простой женщины, не в церкви, а в маленькой квартирке мироточат более 300 икон… Захотелось съездить, увидеть все самим.

Клин-9

Чтобы попасть в военный городок, нужно вернуться на въезде в город, где стоит стела с гербом и надписью «Клин», повернуть налево и проехать несколько километров по шоссе, петляющему в разноцветном осеннем лесу.

И вот мы у цели. Свободно проходим КПП с солдатиками. Видим обшарпанный подъезд типичной «хрущобы», напротив – небольшая деревянная часовня. Паломники толпятся тут же. Странный легкий цветочно-фруктовый запах чувствуется уже на улице. Квартира находится на втором этаже за железной дверью с домофоном. Приехавших поразиться чуду запускают туда порциями, человек по восемь-десять.

Внутри запах усиливается, от него начинает чуть кружиться голова. Группу ведут в маленькую комнатку, сверху доверху уставленную иконами. Они разные: от крохотных бумажных до древних черноватых ликов. Первое, чему поражаешься – на тебя со всех сторон глядят живые глаза. И не просто глядят – изучают, как бы спрашивают: «С чем пришел?» И благоухание уже такой концентрации, что кажется – вокруг не воздух, а некая новая, более плотная, перенасыщенная маслянистыми испарениями субстанция.

Хозяйка начинает читать нараспев. «Отче наш» – это здесь как подпитка, технологически оправданное действие. Потом, позже, Валентина рассказывала, что когда уезжали с мужем отдыхать к морю, мироточение хоть и не пропало, но уменьшилось. Оказывается, для него нужны каждодневные духовные вливания энергии слов. И, выходит, сколько отдашь искренних молитв, столько получишь овеществленной божественной влаги. Которую Валентина щедро раздает бесплатно всем страждущим, разливая ее в крохотные аптечные пузырьки.

Особенно сильно мироточат две маленьких иконки: Иверская Божья Матерь с Валдая и икона св. Пантелеймона. Они даже лежат в специальных корытцах, откуда миро буквально черпают чайной ложечкой. Процесс его выделения идет на наших глазах – мы видим, как вздуваются на иконах масляные пузырьки-фонтанчики.

Одни иконы покрыты Божьей росой, как бисером – она застыла на них каплями. По другим миро стекает струйками. На некоторых эти струйки как тонкие нити, как строчки, расположенные друг от друга на одинаковом расстоянии. И у каждой иконы свой запах. При этом он один и тот же, если на иконах изображен определенный святой, независимо от того, какой использован материал – дерево, бумага, картон, пластик…

«Это кровоточащие иконочки… Когда в Беслане захват произошел – за два дня до того Младенец весь в крови был», – рассказывает Валентина лекторским тоном. До 500 человек в день у нее бывает – хочешь не хочешь, а научишься не хуже, чем музейный экскурсовод говорить.

«Первые всегда глаза обновляются, затем – благословляющий перст… Смотрите, как живая стала… Младенец живой. Просто темная доска была, когда принесли, а теперь и радуга проявляется… А вот эта неправильно была нарисована икона. Краски темные, неправильные. И стали другие краски – смотрите, светлые, яркие. Вот у этой глаза были закрыты, а теперь приоткрываются… А вот святая Матрена, она здесь самая благоуханная, чувствуете, какой запах. И сама матушка очень любила полевые цветы. А здесь иконы – были все черные, с пожара. А теперь, смотрите, уже глаза проявились…»

История чуда

Два-три месяца жизни давали Валентине врачи в 2000 году. Вся надежда была на Бога. Она совершила паломничество по святым местам, по известным русским монастырям. И именно тогда у нее появилась иконка с Валдая. «Валентина, раз все равно отойдешь к Господу, сделай плащаницу. Оставь о себе память», – сказал ей батюшка местного храма Успения Богородицы. Она принялась за работу. «Золотых» и «серебряных» ниток для шитья на первый год не хватило. Ко второй Пасхе появились деньги (пожертвования), докупили материал, нитки. А закончила она только в 2003 году. Сказала: «Прими, Господи, работу». И почувствовала благоухание…

Сначала расстроилась. Подумала – вот теперь и пришел срок. Это к кончине. Сказала батюшке про запах; он доложил дальше, в епархию. Приехал эксперт, взял благоухающую эссенцию на анализ. И сейчас квартиру Валентины постоянно наблюдает комиссия от Патриархии.

«Конечно, идет зависть, вражда. Соседи по-разному относятся. Но когда беда случается, все ко мне идут… Теперь это мой крест. Трудно – совсем не располагаешь своим временем, все время на ногах. Я принимаю всех с любовью. Озлобленный – он тут не может находиться, – говорит Валентина. – Самое большое чудо – не то, что иконы мироточат, а то, что происходит с людьми. У меня большая семья. Трое детей. Семья военных – никто не верил в Бога тогда. Теперь верят все…»

Рациональность

У нас – все через край, все чрезмерно. Мелочей мы не замечаем. Если катастрофы – такие, что остальной мир ужасается. Если чудеса какие – хотим, чтоб их как огурцов в бочке… А то на всех не хватит, не заметим. Где-нибудь в Европе замироточила одна икона на всю страну – тут же об этом узнает весь мир, и в святое место текут рекой паломники и деньги.

Зачем и почему происходят чудеса?

Наверное, рациональность чуда заключается в целесообразности – его показывают только тем, кто может в него поверить и изменить себя или других. Как говорится, «кому многое дано, с того много и спросится». Это, помимо прочего, означает и то, что душа человека будет отвечать за все призывы и знаки, с которыми обращался к ней Господь. Может быть, поэтому многие люди за всю жизнь ни разу не сталкиваются ни с какими чудесами. А верующие считают, что чудо является только там, где есть духовная необходимость для его проявления и где оно достигает определенной духовной цели. У мироточения икон, помимо знаков, есть и чисто утилитарное функция – обновление образа. Эссенция миро обновляет краски.

Верь, но проверяй

До революции 1917 г. существовал строгий порядок проверки чудес. Мироточивую икону сначала осматривала комиссия местной епархии. Потом приезжали эксперты, назначенные Патриархом. Если они тоже считали, что видят чудо, икону помещали под стекло и ставили охрану. О чуде объявляли официально, если и тогда икона продолжала мироточить… Но самыми первыми к «расследованию» приступали не церковники, а сотрудники ближайшего полицейского участка, ибо спекуляций «на теме» всегда было предостаточно. (Как-то монахи в своих корыстных сиюминутных политических целях объявили о «плаче» икон от реформ Петра I. Царь издал строгое предписание: «Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью».)

Сейчас комиссия Московской Патриархии берет с собой экспертов из Института криминалистики ФСБ (примерно в 10% случаев они дают заключение: «чудо» – фальшивка). Пока официального заключения по мироточивым иконам в Клину нет, но эксперты комиссии не раз выступали по этому поводу в СМИ. Их вердикт: это не фальшивка.

Эпилог

Ошарашенные, мы вышли из подъезда. Казалось, теперь все должно измениться… Неподалеку, около огороженного газончика с памятником Ленину, расположилась группа подростков. Один парень отделяется от компании, неторопливо движется куда-то. «Володь, ты за водкой пошел?» – «Ну да, не за пивом же…»

Миро и маленькая иконка «Вера, Надежда, Любовь», которую нам подарила Валентина, стоят дома. Одно время иконка, как нам показалось, чуть мироточила, но потом все закончилось. Вместе с радостью в груди, которая постепенно растворялась. Надо продолжать жить в реальном жестоком мире, почти никак не связанном с увиденным в Клину.

LiveInternetLiveInternet

Ланчано — это маленький старинный итальянский город, расположенный в 30 километрах от автострады Пескара — Бари, идущей вдоль Адриатического моря в области Абруццо.
Центром города является церковь, когда-то посвященная святому Лонгину, сотнику, проткнувшему своим копьем сердце распятого Христа. Теперь это церковь святого Франциска — так называется она официально, но на всех дорожных указателях этого города есть дублирующее название церкви — церковь Евхаристического Чуда (La chiesa del miracolo eucaristico)
Церковь Евхаристического Чуда (La chiesa del miracolo eucaristico)
Событие это произошло в VIII веке от Рождества Христова, в то время когда Церковь Христова была еще не разделена на католическую и православную.
В церкви Сан-Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.
Так выглядит престол, на котором совершилось чудо. Фото. Наше время
Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о Тайной вечере…»
«В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб… благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: Примите, вкусите: сие есть Тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов. Также и чашу, говоря: Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».
Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его. Да, Он, жертвенный Агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в Кровь, а хлеб — в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение… И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но возможно ли это? Не ушло ли подлинное таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом — и не более того? Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру.
Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь.
Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое — он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино — там была густая алая Жидкость, удивительно похожая на… кровь. Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую Литургию, он молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Просил прощения за свое маловерие?..
В этой келье начал каяться монах — «виновник» чуда
Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан-Легонций (ныне Сан-Франческо).
Тело (вверху) и шарики крови Спасителя (внизу). Ланчано
Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.
Прошли века — и чудесные Дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми Дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на экспериментальном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других.

Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии,патологической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 года и пришел к следующим выводам. Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие плоть и кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент Плоти содержит также левый желудочек — такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к одной группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняется под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии, эти результаты вновь были подтверждены…
По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. В 1976 году медицинская комиссия ВОЗ и ООН опубликовала выдержки из своего отчета о проделанной работе, в котором, среди прочего, говорится о том, что наука, осознавая свои пределы, останавливается перед невозможностью дать какое-либо объяснение. Последний параграф, разумеется, не является заявлением о религиозной мере, но, по крайней мере, он является апологией смирения, которое должен проявлять тот, кто посвятил себя научному поиску.
Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная Кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих.
Для нас 50 лет, полвека, представляют, практически, целую жизнь. Двенадцать веков кажутся нам вечностью, и, может быть, именно с этим ощущением вечности мы и «чувствуем» чудо Ланчано, где Господь допустил проверку человеческой наукой Своих святых слов: «Сие есть Тело мое, сие есть чаша Крови моей, Нового и Вечного Завета, тайна веры, за вас и за многих проливаемая в отпущение грехов». Когда атеисты утверждают: «Наука похоронила религию, Церковь и молитва устарели», чудо в Ланчано решительно опровергает всё это. Наука с ее сегодняшними возможностями доказывает подлинность чуда! Оно предназначено и для нашего времени неверия, ибо, как говорит святой апостол Павел, чудеса совершаются не для верующих, а для неверующих. В наше время, когда некоторые христиане сомневаются в истинном присутствии Христа в Евхаристии, только наука, признавая духовное присутствие Христа в душе причащающегося, доказывает очевидность чуда. которое длится уже более двенадцати веков.
Людям слабой веры, сомневающимся или не верящим в Евхаристию, были даны явные знаки, взывающие к обращению, к вере в реальное присутствие Иисуса в Евхаристии.
Читайте ниже впечатления от паломнической поездки группы православных русских людей по христианским местам в Италии (фрагмент повествования о посещении Ланчано):
День шестой. Ланчано
Последний день нашего путешествия. Первый городок, куда мы отправляемся – Ланчано.
Ланчано стал известен всему миру тем, что в маленькой церкви святого Легонциано в VIII веке совершилось чудо. Один греческий монах (коммент. — по другим ссылкам: бразилец) совершал таинство Евхаристии и усомнился в присутствии Господа при совершении этого таинства. Тут же хлеб стал настоящей Плотью, а вино – настоящей Кровью. Кровь и Плоть Господа были сохранены в этом храме и вот уже 12 веков сохраняются в главном алтаре церкви святого Франциска, построенной над древним храмом святого мученика Легонциана.
Храм носит также второе и главное название – Евхаристическое чудо.
Мы входим в храм и приближаемся к главному престолу, где за стеклом стоит реликварий с Телом и Кровью Христа. Иногда православный человек, оказавшись среди множества католиков, чувствует себя не очень уверенно. Вот и мы, стесненные начинающейся мессой, несмело себя чувствовали. Вдруг перед нами вырос невысокий мужчина и проводил нас в небольшое помещение за престолом с окном, так что реликварий с Телом и Кровью мы видели буквально в метре от себя. В этой комнате висели православные иконы, и это привело нас к мысли, что это помещение как раз для нас.
После того, как мы помолились, этот же мужчина проводил нас вниз, где сохранилась древняя церковь мученика Легонциана, в которой и произошло евхаристическое чудо. Совсем маленькое помещение. Мы прошли по коридору, совсем недавно откопанному археологами. Высоко на стене висела икона Распятия Иисуса Христа, которая каким-то чудесным образом смогла сохраниться в течение многих столетий, погребенная под толщей земли.
Отец Сильвестр рассказывает о Чуде
В конце мы вышли к экспозиции, где было описано, какие научные исследования проводились с Телом и Кровью. Телом оказалось настоящее человеческое сердце, а пять шариков запекшейся крови являют двойное чудо в Ланчано. Дело в том, что когда взвешивали один шарик крови, он весил один грамм, когда взвесили два шарика, они весили тоже один грамм, и когда взвесили все пять шариков, они все равно весили один грамм. Такое чудо доказывает тот факт, что когда мы причащаемся, то принимаем всего Христа, а не часть Его.
Пораженные увиденным и услышанным, мы попрощались с нашим провожатым и вышли из храма.
Пост составлен на основе материалов, представленных здесь:

откровение помыслов бывшей послушницы

Одним из первых звоночков расцерковления является ясное осознание суетности атрибутов веры. Многие и многие православные уверенно держатся за Церковь, имея в арсенале «доказательств» массу всяких «чудотворений» и «чудес». Когда одно за другим данные чудо-явления разоблачаются научными данными или чем-либо еще – пропадает и сама эта «вера», построенная на них.

Руководство РПЦ прекрасно осознает эту опасность и посему всячески защищает свои «чудеса» — например, путем запрета своим чадам изучать научную сторону проблемы. Мол, не подобает читать словеса богохульные, ибо «если хочешь расстроиться – поговори с человеком другого устроения» (прп. Серафим Саровский).

В итоге мы имеем массу простонародья в церковной ограде, превративших веру в суеверия. Для верующих суеверия оправданы словом «Предание». Но стоит только посмотреть на чистоту и незыблемость самого этого предания, его вариативность и изменяемость «по вкусу и желанию», как и тут оказывается всего лишь еще один камень преткновения для веры в Церковь.

Взять хотя бы пару преданий о благоразумном разбойнике Рахе. Одно предание гласит, что Богоматерь во младенчестве питала его Своим молоком – оттого, мол, он и имел в себе некие зачатки добра и благоразумности. Иное предание делает разбойника на десятки лет старше: во время младенчества Христа он был в числе разбойнической банды, напавшей на Богоматерь с осленком (см. историю бегства в Египет). И вроде как разбойник тогда был ошеломлен божественной красотой Младенца – и не тронул их, за что и смог оказаться на кресте благоразумным. Сдается мне, обе эти истории придуманы в качестве подтверждения мнения о том, что без предварительной встречи с Богом и благодатью стать «благоразумным разбойником» в последний момент жизни невозможно. Подтверждения этой мысли в самом Евангелии нет.

Что касается культа иконопочитания, разделения икон на «чудотворные» и «пока еще нет» — это всего-навсего извращение идолопоклоннического характера. Церковь на Седьмом Соборе договорилась о том, что иконы нужно просто почитать – наподобие фотографий любимых людей. Но тот ажиотаж, который творится сегодня, больше напоминает отвергнутое Собором извращение причащаться краской, сцарапанной с иконы.

Довольно тщательно разоблачено в интернете «чудо» Благодатного Огня в Иерусалиме. Историческое исследование данного обряда говорит лишь о том, что обрядом это было всегда – именно обрядом, а не чудом. Как и, например, белое облачение в Великую Субботу. Чудом это явление называют лишь православные – и это понятно: только этот аргумент можно засчитать в качестве «подтверждения» истинности именно православия. Если принять опровержение данного явления – выходит, что нет у православных ну никаких преимуществ перед, например, католиками. Даже Ланчанское Чудо почему-то в юрисдиции последних находится. Иногда даже весело становится при чтении Апокалипсиса, когда в главе 13 (стих тоже 13) мы читаем о звере из земных недр, творящем знамения и сводящем огнь с небесе. Уж не РПЦ ли является этим оземлененным чудовищем, ради славы и денег полагающимся на такое «знамение»? Недаром опасность этого огнепоклоннического культа видел и отец Глеб Якунин, написавший на эту тему письмо президенту РФ.

О некроманческом поклонении «святым» мощам даже в Евангелии было сказано Христом так: отцы ваши избили их, а вы зиждете им гробы. Мол, яблоко от яблони… Невольно вспоминается отношение Нила Мироточивого к расчленению собственных останков… Почитайте его «Посмертные вещания» — и еще много чего интересного о современном православии вы узнаете.

Нам запрещают сомневаться во всех этих обрядовых постановлениях: мол, если есть – значит, так надо… Атрофия мозговой деятельности почитается высшим подвигом смирения: как сказал Некто, смирением-то и называется то состояние, когда отказываешься от собственной точки зрения, даже если она верна. Комментарии излишни.

И лишь те немногие, кто пытается очистить веру от суеверий, отнюдь не прекращая мыслительные процессы, оказываются «еретиками» внутри Церкви. Любой пытающийся сомневаться хоть в чем-либо сразу относится к отрицательному понятию «либерал» и настоящим православным называться уже не сможет.
«Пробуждение», Мартин Гейл

Но есть и другой путь: сомнение – очищение от суеверий – превращение слепой веры в веру зрячую. На эту тему предлагаем вам нижеследующий текст Сергея Худиева:

Христианин и сомнения

Я хотел бы начать с разоблачения одного мифа. Это миф о том, что верный христианин не может испытывать сомнений. Сомнения якобы несовместимы с верой. Под влиянием этого мифа христиане часто стараются подавлять или прятать свои сомнения – как будто речь идет о чем-то настолько постыдном, что это надо спрятать и от себя самого. На самом деле сомнения не следует ни отрицать, ни тем более прятать. Следует поступать ровно наоборот. Их надо вытаскивать на поверхность, четко проговаривать, ясно осознавать. То, что Вы столкнулись с сомнением – часть Божиего замысла о Вас, и Он хочет сделать это частью Вашего духовного роста. Мы возрастаем в вере в том числе и через сомнения.

Первое, что следует сделать с сомнением – это четко его сформулировать

В чем именно я сомневаюсь? Почему? У К. С. Льюиса в «Письмах Баламута» есть очень верное наблюдение, что враг стремится не внушать нам определенные мысли, а отвлекать нас от мыслей. Сомнение часто приходит не в форме внятно сформулированного возражения, а в форме неопределенного чувства «так не бывает», или еще лучше «но все же вокруг знают, что так не бывает». Хороший пример – высказывание атеистического мыслителя Джулиана Хаксли: «Для интеллигентного, образованного человека скоро станет так же невозможно верить в какого-то бога, как невозможно сейчас верить, что земля плоская, что мухи самозарождаются, что болезнь – это божественная кара, а смерть – результат колдовских происков. Боги-то, конечно, выживут – они еще пригодятся и для обеспечения чьих-то денежных интересов, и для успокоения тугодумов, и в качестве марионеток для политиков, и для утешения несчастных и невежественных душ».
В этой цитате нет каких-либо аргументов, а есть решительное заявление, что для интеллигентного, образованного человека скоро будет невозможно верить в Бога – под страхом зачисления в «тугодумы и несчастные и невежественные души». Она апеллирует к тому же чувству «все вокруг знают».
В этом случае мы должны поставить вопрос «откуда знают»? Идет ли речь просто о предрассудках эпохи или о чем-то действительно обоснованном? Почему, собственно?
Рудольф Бультман, например, пишет: «Нельзя пользоваться электричеством и радио и в случае болезни прибегать к помощи современных медицинских и клинических открытий, и в то же время верить в новозаветный мир духов и чудес».
Это не аргументация – в самом деле, каким образом электрификация всей страны опровергает новозаветные рассказы об изгнании бесов? Это апелляция к тому, во что принято верить или не верить в нашей культуре, или, вернее, в том культурном слое, к которому принадлежал Бультман. За пределами этого слоя миллионы «современных людей» верили в превосходство арийской расы, а другие миллионы – в торжество коммунизма во всемирном масштабе. Мифы ХХ века оказались гораздо страшнее, чем мифы первого, а разнообразных бесноватых развелось гораздо больше, чем во времена Нового Завета.
Нередко сомнения апеллируют не к аргументам, а именно к взглядам на мир, характерным для нашей культуры. Взглядам, в которые вписывается диагностика кармы, но никак не вписывается Непорочное Зачатие.
Очень часто сомнения умирают просто при попытке вытащить их из области смутных ощущений в область четко сформулированных аргументов. Поэтому первое, что нужно сделать – это четко сформулировать, в чем именно Вы сомневаетесь.

Сомнения и духовный рост

Однако иногда христианину приходится иметь дело и с вполне внятными аргументами против того, во что он верит. Иногда в такой ситуации возникает почти обида на Бога – почему бы Ему сразу не устранить все сомнения каким-нибудь сверхъестественным образом? Я уверен, Он не делает это с определенной целью. Я бы сравнил это с процессом ковки – надо очень долго стучать по железу, чтобы выбить из него все примеси.
Сомнения играют роль ударов кузнеца, они разбивают шлак, чтобы освободить сталь. Они помогают определиться с тем, во что Вы верите – и почему.

А может, в это действительно не стоит верить?

В то время как Евангелие – истина, некоторые представления христианина вполне могут быть ошибочными; процесс духовного роста включает в себя также избавление от каких-то ошибочных взглядов. Эти представления могут быть нам дороги, они могут связывать нас с нашей общиной, их пересмотр может быть болезненным делом – но нам следует отдавать себе отчет, что речь в данном случае идет не о сомнениях в вере как таковой.
Христианская вера – это определенное отношение к Личности и деяниям Иисуса Христа, о чем было сказано несколько раньше. Для многих людей, однако, на это отношение накладывается еще что-то – определенные представления, которые не коренятся в самом Евангелии, но в сознании «срослись» с ним. Например, во время революции большевики публично вскрывали раки с мощами святых и иногда обнаруживали там истлевшие кости. Это было страшным ударом для некоторых людей и побудило их отойти от Церкви. Однако вера в нетленность мощей никак не является необходимым элементом Евангелия; Писание нигде не обещает, что тела всех благочестивых христиан после смерти не будут истлевать. То, что тела некоторых святых истлели, никак не подрывает ни Евангелия, ни даже веры в их личную святость. Другой пример – случай, о котором я прочел в одной креационистской книге. Автор говорил о неком благочестивом юноше из американских южных баптистов, который попал в университет и был там научен теории эволюции. Поскольку его новые взгляды резко расходились с тем, что ему внушали раньше как богооткровенную истину, он отошел от веры. Однако делать это было вовсе не обязательно. Есть христиане, считающие, что Бог творил, направляя процесс эволюции – отец Александр Мень, например; и отказ от толкования Шестоднева именно как календарной недели совершенно не требует отказа от веры во Христа. Беда в том, что для того молодого человека – как и для автора книги – вера во Христа жестко увязывалась с определенным истолкованием книги Бытия, принятым в его общине. Можно привести пример, смущающий многих православных христиан. Событие, которое мы отмечаем в праздник введения Богородицы во Храм, исторически никак не засвидетельствовано, однако это отнюдь не подрывает веру в то, что Сын Девы – воплощенный Бог.
Во всех этих случаях нам надо просто отделять Евангелие как таковое от наших личных взглядов (или взглядов, распространенных в наших общинах). Наши взгляды вполне могут оказаться ошибочными, и это не ставит под вопрос Евангелие.

Сомнения, порожденные непониманием

Другой тип сомнений может быть связан с недопониманием того, чему же в данном вопросе учит христианство. Этот тип сомнений особенно плодотворен, поскольку побуждает нас разобраться с содержанием нашей веры – во что мы верим и почему. Можем ли мы доказать нашу веру? Остается ли она обоснованной? Что означает и чего не означает вера во всемогущество Бога? Как соотносятся Божественная и человеческая природа Христа? Можно, кончено, сказать «а я заткну уши, подавлю сомнения и буду просто верить», но тогда мы упустим возможность тщательно разобраться и усвоить, в чем состоит (и в чем не состоит) наша вера. Живая вера всегда растет, а отказ отвечать на трудные вопросы – это отказ от роста.

Сомнения, связанные с ложными ожиданиями

Очевидно, что вера приносит многие блага уже в земной жизни, а послушание заповедям избавляет нас от скорбей, вызываемых нашим собственным безрассудным поведением. Многие христиане могут засвидетельствовать – и с радостью делают это – как они освободились от химической зависимости или восстановили отношения с близкими, или порвали с преступным миром и вернулись к честной жизни. Мы должны свидетельствовать об этих прекрасных проявлениях милости Божией. Но мы не должны создавать впечатление, что земная жизнь христиан вообще будет безоблачной. Ни Господь, ни Апостолы этого не обещали. Напротив, как говорит Спаситель, в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33), а Апостолы учили, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22).
Можно быть верным, угодным Богу христианином и терпеть скорби. Апостол Павел – избранный сосуд Христов, чтобы возвещать имя Его перед народами и царями и сынами Израилевыми (см.Деян. 9:15) – страдал от тяжкой болезни (2Кор. 12:7), неблагодарности учеников, жестоких преследований со стороны неверующих иудеев и язычников (2Кор. 11), многих других трудностей и опасностей – в том числе опасности от «лжебратий».
Такая ересь как «теология процветания» (проповедуемая некоторыми из харизматиков; ее также ошибочно приписывают кальвинистам) обещает здоровье и процветание всем, кто уверует. Уверуйте, и Вы будете все в шоколаде… Что потом вызывает горький вопрос – я уже месяц как уверовал, почему я до сих пор не в шоколаде? (Другой вариант «я пробовал это, и это не работает»).
Сама по себе эта ересь не очень распространена, но само «ожидание шоколада» от обращения встречается нередко. Однако жизнь христианина может оставаться трудной и требующей усилий; христианин может столкнуться с бедностью, болезнью, предательством и несправедливостью.

Люди, которые верят в то, что Бог не допустит им никаких неприятностей в жизни, верят на самом деле в то, чего Бог никогда не обещал. Бог обещал другое – что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28).
На небесах мы будем совершенно счастливы и избавлены от всякой скорби; однако Писание никоим образом не обещает, что наш путь туда будет комфортным.

Сомнения, связанные с разочарованием в людях

Этот тип сомнений, кажется, легче всего опровергнуть, но именно им чаще всего объясняют свое решение люди, покинувшие Церковь. Это сомнения в людях. Я-то верил, что отец Онуфрий ходячий патерик и собеседник ангелов, а вот увидел как он, уронив себе на ногу подсвечник, произнес неблагочестивое слово. Все, конец, вера разрушена. Но была ли это вера в Бога? Нет, это были некие ложные ожидания, связанные с людьми. Даже верные христиане могут проявлять смущающие слабости. Церковь состоит из грешников, между которыми, в силу обоюдной греховности, возникают непонимание и конфликты.
Господь вовсе не обещает, что в Церкви мы будем наслаждаться несмущаемым миром с людьми. В Мф. 18:5 Он говорит о том, как мы должны разрешать конфликты между братьями – то есть Он исходит из того, что такие конфликты будут происходить. Более того, в Церкви могут быть и «делающие беззаконие», которые могут проповедовать от Его имени, хотя Он никогда не знал их (Мф 7:22).
Итак, что же делать, если вы сталкиваетесь с сомнениями? Попробуйте поставить вопрос «для чего мне это попущено? Чему Бог хочет научить меня через эти сомнения?».

И когда ответы на все вопросы будут найдены — тогда только и можно быть уверенным в том, что ваша вера — отнюдь не всуе.

Метки: расцерковление, религия, рпц

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *