Страшный суд в картинах и иконах

О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.

Страшный суд. Иероним Босх

Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники спросят Его со смирением: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?»

Царь же скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне».

Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Но Царь скажет им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

Синьорелли (Signorelli) Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Страшный суд. Джотто

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Страшный Суд.

Пизано Джованни. Страшный суд. Рельеф кафедры собора в Пизе.

Страшный суд. Стефан Лохнер

Страшный суд. Ганс Мемлинг

Страшный суд. Микеланджело Буанарроти

Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции

ДИОНИСИЙ: СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов.

Страшный Суд. XI—XII вв. Синай.

Икона»СТРАШНЫЙ СУД»XIV века. Москва, Музеи Кремля.

Икона»СТРАШНЫЙ СУД» Украина. ? век

Икона»СТРАШНЫЙ СУД» XVI век. Украина.

Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века.Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский район Архангельской обл.)

Икона»СТРАШНЫЙ СУД»Польша, конец XVI — начало XVII вв.

Страшный суд. Середина XVI в.

Страшный суд. 1580 г.

Страшный суд. Середина 15 в.

Икона Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы . Конец XVIII века.

Cтрашный (Последний) суд. Польша, икона XVII в.

Второе пришествие.Греция.Около 1700 г

Страшный суд. 17 в. Фреска

Страшный суд Румыния, подписана 1899 г

Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения.

Страшный суд. Украина

Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век

Страшный суд. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Смышляевка

Миниатюра Синодика XVII в.

Души праведных в руке Божией.Сольвычегодский Благовещенский собор.

Страшный суд. 18 век. Поволжье

В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.

Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 31-46.

Текст: протоиерей Серафим Слободской

Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.

Фреска «Страшный суд» Микеладжело (1536-1541)

Кто изображен на фреске Микеланджело

«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Размещение росписи над алтарем было крайне необычно – это ломало устоявшиеся каноны, вызывало возмущение и нещадную критику.
Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», в своей работе он передал собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы. Кроме того, изображенные персонажи были довольно узнаваемы.
На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.

Портрет Томаззо Кавальери работы Микеланджело

Дева Мария и Христос на фреске Микеланджело «Страшный суд»

Это интересно!

Генрих Уильям Пфайффер говорил:
Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.

Рядом с Христом его мать Дева Мария с опущенным вниз лицом, чтобы не видеть своего сына в акте правосудия – теперь ее заступничество не имеет никакой силы. Считается, что Микеланджело изобразил здесь своего близкого друга и почитательницу его таланта Витторию Колонна – дочь Фабрицио Колонна и Агнессы ди Монтефельтро, являвшихся одним из благороднейших семейств Италии.

Виттория Колонна

Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы.

Портрет Пьетро Аретино работы Тициана

В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.

Святой Варфоломей

Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.

Святой Петр

В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.

Тела, воскресающие после смерти, Фрагмент

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.

Джироламо Савонарола. Портрет

В нижнем правом углу «Страшного суда», Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена.

Бьяджо да Чезена в образе судьи Миноса

Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.

Возможно Вас заинтересует:

Секреты фрески, ставшие достоянием

Фреска «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию. Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески. Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем.

Сикстинская капелла. Фреска «Страшный суд»

Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.
Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco, когда изменения наносились по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.

Очищенная от вековых наслоений копоти и пыли, обновленная роспись за алтарной стеной была представлена папой Иоаном Павлом II на торжественной мессе 8 апреля 1994 года. Он подвел окончательную черту в многовековом споре об уместности обнаженного тела в часовне, заявив, что «Сикстинская капелла является действительным святилищем созданного Богом человеческого тела, свидетельствующем о его красоте. В нем Христос выразил тайну видимости невидимого».

Где находится Сикстинская капелла

«Страшный Суд»: что изображено на иконе

► Икона «Страшный Суд». 1730-е (?) гг.
Доска, темпера. 1,73 х 2,09 м.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.
Страшный Суд – заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира, Второе Пришествие ИИСУСА ХРИСТА. Композиция «Страшного Суда» сложилась в византийском искусстве к XI в. Книжные миниатюры и храмовые росписи были красочными и изобиловали персонажами и деталями. Тщательно прописанные образы были рассчитаны на внимательное прочтение. На Руси иконы Страшного Суда появились очень рано, вскоре после Крещения. В «Повести временных лет» упоминается эпизод об использовании византийским философом изображения Страшного Суда для проповеди христианства князю ВЛАДИМИРУ, что повлияло на будущее Крещение самого Владимира и Руси.
Икона повторяет в общих чертах иконографическую схему, сложившуюся в византийском искусстве в Х-ХI веках, и, вместе с тем, содержит ряд новых мотивов, которые получили распространение в русской иконописи начиная с ХV-ХVI вв.
❶ В верхней части композиции – фигура Бога Отца, восседающего на роскошном золотом троне, окружённого Ангелами. У каждого в руках зеркало (на церковнославянском – зерцало). Зерцало является символом предначертания, предвидения. Правее – изображение Святой Троицы, Ангелов, прославляющих Троицу, и Архангела Михаила, низвергающего с Небес падших ангелов (бесов).
❷ Слева – рай в образе священного града – Горнего Иерусалима с блаженствующими в нём праведниками. Здесь же изображены Богородица и благоразумный разбойник с большим крестом. Они облачены в царские одежды, с венцами на головах (что для благоразумного разбойника не является традиционным – чаще он изображается обнажённым по пояс с препоясанием на чреслах). Благоразумный разбойник был распят по правую руку Христа (слева от зрителя). Раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа обетование «ныне же» пребывать с Ним в раю.
❸ Под Горним Иерусалимом – изображение летящих в рай схимников.
❹ В центре композиции, на голубой сфере, Христос во славе – Судия мира. Он простирает руки, правая ладонь раскрыта в жесте даяния и обращена к праведникам в правой от Христа части иконы, левая опущена и указывает на грешников. Ему предстоят скорбные Богоматерь и Иоанн Предтеча – ходатаи за род человеческий на Страшном Суде. ❺
❻ По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шесть с каждой стороны). За апостолами Ангелы с мечами в руках – Небесное воинство. Два ближайших к центру Ангела держат скипетр и державу.
❼ К ногам Христа припадают Адам и Ева – прародители рода человеческого и первые грешники на земле – как образ всего преклонившегося праведного, искуплённого человечества.
❽ В центре под Христом изображён Престол уготованный (этимасия). На нём Крест, орудия Страстей (копьё и губка) и раскрытая «Книга бытия», в которой, по преданию, записаны все слова и дела людей. Книгу держат два Ангела. Рядом – четыре символа евангелистов (Лев, Ангел, телец и орёл). В небесах парят четыре трубящих Архангела. Они должны трубным гласом воззвать всех мёртвых на Страшный Суд, и они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы.
❾ Ниже – весы, «мера дел человеческих». Около весов Ангел борется с бесами за душу человека, которая присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. Черти пытаются перетянуть чашу весов злых дел в свою сторону. Содержимое одной чаши весов белое (символ покаяния), другой – чёрное.
❿ Слева сцена «Видение пророка Даниила»: Ангел указывает Даниилу на четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть), или антихристово, – Вавилонское (медведь), Македонское (грифон), Персидское (лев) и Римское (рогатый зверь).
⓫ Справа сцена «Земля и море отдают мертвецов» (поднимающиеся из земли и выходящие из пастей рыб фигуры людей – воскресшие из мёртвых).
⓬ Ниже, справа и слева, изображены праведные и грешные, восставшие на Суд. В соответствии с иконографической традицией, справа от Христа изображены святые, представленные по чинам – пророки, святители, мученики, преподобные и др. Группы грешников олицетворяют различные народы, причём впереди всех представлены евреи. Перед грешниками изображен пророк Моисей со скрижалью в руках, указывающий им на Христа, в Которого они не поверили во время Его Первого Пришествия на землю.
⓭ В правой части иконы – ад, геенна огненная. В аду изображён сатана с душой Иуды на коленях. Иуда Искариот держит кошелёк с 30 сребрениками. В византийском искусстве к XI-XII вв. сложилась устойчивая иконография князя тьмы, олицетворяющего ад: фронтальное изображение страшного обликом полуобнажённого старца с всклокоченными седыми волосами и бородой, восседающего в огненном озере (геенне).
⓮ Сатана цепью стягивает толпу грешников (в нижней части иконы) – это представители различных социальных групп (знать, лица в императорских коронах, монахи и даже архиереи).
⓯ Под ними в 14-ти клеймах описаны особо тяжкие мучения, которые ожидают грешников. Грешников в композициях «Страшного Суда» всегда изображают нагими. Их нагота – это нагота Адама, который, согрешив, устыдился своего вида и попытался спрятаться от Бога.
⓰ В нижнем правом углу – пасть адского зверя, из которой выползает длинный извивающийся змей. Он является дорогой в ад и изображается красным цветом. На змее аллегорические изображения мытарств – искушений грехами, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное или ад (зависть, уныние, чревоугодие, гнев, гордость…). Изображение змея относится к числу уникальных сюжетов, известных лишь в поздней русской иконописи.
⓱ Внизу в центре прикованный к столбу милостивый блудник. В царствование императора Льва Исавра (VIII в.) в Константинополе жил некий богатый человек, который хотя и был милосердным, но до старости пребывал в грехе блуда. Он остался между раем и адом – благодаря своим поступкам он был избавлен от адских мук, но лишён райских блаженств. Этот образ человека, сочетающего в себе добро и зло одновременно, появляется в русской иконописи в XVI-XVII вв. Его образ показывает промежуточное состояние между грешником и праведником, вводя в композицию Страшного Суда новую для неё оценку личности, наделённой противоречиями, а также надежду на прощение человеческих грехов.
⓲ Праведники во главе с апостолом Петром, держащим ключи, стремятся к вратам рая. В группе праведников три архиерея в крестчатых фелонях, вероятно, это образы Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Врата стережёт шестикрылый огненный Серафим.
⓳ За золотыми вратами и белоснежными стенами – райский сад. Здесь же изображено «Лоно Авраамово» (праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников).
В иконе господствуют голубые и красные цвета. Голубой – небесный, символ чистоты; красный – цвет очищающего и пожирающего пламени.
Изображение: источник
То, что икона поступила из Сампсониевского собора — моя версия, основанная на иллюстрациях из альбома А.П. Аплаксина «Сампсониевский собор в С.-Петербурге» (1909)

Страшный Суд

Виктор Михайлович Васнецов. Страшный Суд.
Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном.
Кликабельно.

На строительство Георгиевского собора Юрий Степанович Нечаев-Мальцов выделил 560 тысяч рублей золотом…
Такая большая сумма не случайна — к проектированию, строительству и отделки храма были привлечены одни из самых известных в то время архитекторов и художников. Архитектором был Леонтий Николаевич Бенуа (почетный председатель Общества архитекторов-художников, представитель художественной династии Бенуа, сын главного архитектора Петергофа). Бенуа со всей серьезностью отнесся к порученному делу, и спустя 11 лет после начала строительства (в 1903 году).
Для росписи собора, по рекомендации Бенуа, был приглашен Виктор Михайлович Васнецов…
Он выполнил 5 работ, из которых 2 («Страшный суд» и «О тебе радуется, Благодатная!») и сегодня находятся внутри музея…
Три других (полотна размерами 3х5 метров): «Евхрастия», «Сошествие во ад», «Распятие» хранятся в С.-Петербурге в Государственном музее истории религии.
Для западной части Георгиевского собора Васнецов написал огромное полотно «Страшный суд» (площадь полотна 49 кв.м.).
В самом центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу — это символ души человека предстает перед судом и молящейся о своих грехах.
Чуть выше его — мы видим ангела хранителя этого человека. В правой руке он держит свиток его добрых дел (за семью печатями), а в левой руке — весы, на которых и будет происходить оценка добра и зла…
Справа мы видим Сатану, который на чашу весов кладет свиток с грехами этого человека…
Один из свитков Васнецов показывает в развернутом виде: среди первых, самых тяжких и непрощенных грехов там записаны безбожие, богохульство и гордыня…
Далее идут зависть, воровство, скупость, пьянство, чревоугодие, прелюбодеяние, блуд, ложь, клевета, сквернословие, злоба, гнев, убийство, разбой, казнокрадство и т.д.
На облаках восседает сам главный судья — Иисус Христос…
В ногах у него прородители рода человеческого — Адам и Ева, которые молят о пощаде своих детей. К Иисусу склонились его мать — Дева Мария и Иоанн Предтечи…
Они также молят о снисхождении к роду человеческому…
Но лицо Христа беспристрастно и непреклонно — он будет судить людей по всей строгости…
За Христом сидят его ученики — 12 апостолов…
По бокам Христа (у краев полотна) расположены два его архангела:
у ворот рая мы видим архангела Гавриила, за которым течет молочная река с кисельными берегами.
У ворот ада — архангел Михаил…
В одной руке у него карающее копье, а в другой — сверкающая молния.
Низ картины — это царство смерти…
Трубящие ангелы возвещают о начале страшного суда. Из гробов поднимаются усопшие…
Вскипает море, отдавая на суд утопленников…
Из расщелины земли выползает гигантский чудовищный черный змей — олицетворение зла…
На борьбу со змеем и идет архангел Михаил…
По церковным канонам сюжет «Страшного суда» помещался всегда в западной части православных христианских храмов и соборов. Это было не случайно, т.к. именно в этой стороне находился выход. После проповеди, когда верующие шли к выходу — они поневоле обращали внимание на «Страшный суд», который еще раз напоминал им о том, какие мучения их ждут за грехи на том свете, призывая тем самым людей к праведному образу жизни…
К сожалению полотно Васнецова было забыто учеными и до сих пор считается малоизученным. Некоторые специалисты утверждают, что работая над полотном автор поместил в рай и ад конкретные исторические личности…
В раю они находят княжну Ярославну и князя Игоря, княгиню Ольгу, князя Владимира. На переднем плане в раю мы видим 3-х девушек в светлых одеждах — это Вера, Надежда, Любовь со своей матерью Софьей, которые погибли в Риме мученической смертью отдав свои жизни за веру в Христа… Рядом с ними — полуобнаженные фигуры отшельников. Их Васнецов также помещает в рай, т.к. отшельничество на Руси считалось наибольшим выражением святости…

В аду специалисты находят Петра I, Ивана Грозного, Бориса Годунова, хана Батыя, императора Нейрона…
Над своим полотном Васнецов работал на протяжении 8 лет: с 1896 по 1904 гг.
Для работы ему был отведен отдельный зал в Историческом музее в Москве.
В 1923 году собор был закрыт, «Страшный суд» свернули в навал и отправили сначала храниться во Владимир (где полотно некоторое время было выставлено в Георгиевском приделе Успенского собора — в этот период собор был музеем). В 1944 г. Успенский собор во Владимире был вновь открыт для богослужения и картину отправили в Суздаль, где она до 1979 года хранилась как попало в подвалах местного кремля…
К этому времени в Гусь-Хрустальном в Георгиевском соборе решили организовать Музей хрусталя и картину вернули на место, как неотъемлемую часть интерьера собора. Однако сохранность полотна оставляла желать лучшего: была утрата красочного слоя (особенно по краям картины). В связи с этим «Страшный суд» Васнецова отправили на реставрацию в С.-Петербург.
На протяжении последующих 4-х лет лучшие художники-реставраторы восстанавливали картину, и в 1988 году она предстала перед посетителями музея во всей своей красе…

Страшный суд в русской живописи

«В изображениях русских художников (Васнецова, Рублева и т. д.) Страшный суд, несмотря на его торжественность и строгость, обнаруживает какие-то смягчающие эту строгость черты, как вера в благость Божию, надежда на прощение». С.М. Алфеев.

Страшный суд.
Васнецов В.М. 1885-1896 г. Холст, масло 290 х 277.
Картон для росписи западной стены главного нефа Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Страшный суд.
В.М. Васнецов. 1890-е годы. Бумага, акварель, картон.
Дом-музей В. М. Васнецова

Страшный Суд.
В.М. Васнецов. 1904 г.
Картина для храма св. Георгия Победоносца (Гусь-Хрустальный) исполнена по заказу мецената и стеклопромышленника Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, построившего храм.
В нижней части картины (у кромки), в две строки: Виктор Васнецовъ / Москва 1904 г. 21 марта.

Картина «Страшный суд», также предназначавшаяся для Георгиевской церкви, в начале была выставлена в 1904 году в самом Историческом музее, а вслед за этим эскиз картины в натуральную величину экспонировался в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Уже тогда критики благосклонно отнеслись к затее Ю. С. Мальцева. Так, известный критик искусств П.П. Гнедич в журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год писал: «Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное — наши старые, московского письма, иконы… Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцева, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда». А известный русский православный библеист и церковный писатель Иоанн Соловьев говорил, что картина «Страшный Суд» «исполнена… согласно древним иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности».

Неизвестный Васнецов

Сошествие во ад.
Предположительно роспись работы В.М. Васнецова.
Ильинский храм с. Терновка Запорожской области
Храм был построен при содействии помещика Ильи Протопопова в 1908-1910 гг., по другим данным в 1903-1904 гг.

Страшный суд.
По мотивам росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева.
Богородично-Казанский храм в Тольятти

Страшный суд.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА

Страшный суд.
Ф.А. Бруни.

Идеей о всемогуществе Бога проникнута эта роспись Исаакиевского собора. Колористически выделенной локальными красно-бело-синими тонами фигуре Иисуса Христа подчинены призрачные фигуры возносящихся в Рай праведников и низвергающихся в ад грешников. Непривычно яркое для палитры Бруни цветовое решение было вызвано необходимостью согласовать живопись с пышным, ярким оформлением главного иконостаса. Фото Петербурга

Ангел Страшного суда.
Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло, 64 x 50 см.
Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен, Германия

Страшный суд.
В.В. Кандинский. 1910 г. Холст, масло, 50×30 см

Ангел Страшного cуда.
В.В. Кандинский. 1911 г. Картон, масло, 64×50.
Швейцария, коллекция Мерцбахера

Ангел Страшного суда.
В.В. Кандинский. 1911 г. Роспись на стекле, 26×17.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Страшный суд.
В.В. Кандинский. 1912 г.
Частная коллекция

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *