Икона Богородицы Толгская

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, осенившей страну Российскую огнезрачным Своея иконы на Толге явлением, похвальное возглашаем пение: Ты же, о Богомати, яко имущая державу непобедимую, от всяких бед избави нас, зовущих:

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный, святитель Христов Трифон, свыше предъизбран бысть послужити святей иконе Твоей на Толге явлению, Владычице Преблагая: той бо, путь творя от Белоезера по реце Волге, в нощи столп огненный узре на брезе ея пустыннем и, достигнув места, Тобою избраннаго, виде святую икону Твою на воздусе стоящую и светом Небесным сияющую, к нейже молебно припадая, со слезами теплыми сице к Тебе возглашаше:

Радуйся, свеще Богоприемная, темноту душ наших озаряющая;

Радуйся, заре невечерняя, мглу грехов наших разгоняющая.

Радуйся, чудно приявшая Христа Бога, яко угль горящий с Небеснаго Жертвенника;

Радуйся, Купино Неопалимая, законоположником Моисеем предзримая.

Радуйся, столпе огненный, Новаго Израиля путеводящий;

Радуйся, облаче росоносный, зной страстей наших утоляющий.

Радуйся, Предстательнице Всемогущая, тучи гнева Божия от глав наших отводящая;

Радуйся, Заступнице Усердная, от погибели вечныя нас избавляющая.

Радуйся, образ Твой честный в залог спасения нам даровавшая;

Радуйся, огнезрачным явлением его на Толге страну Российскую благословившая.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 2

Видяще токи чудес и исцелений от святыя иконы Твоея, Пренепорочная Дево, недоумеем песнославити Тя по достоянию: кий бо язык человеческий возможет изрещи величия Твоя, о дивная Палато Владычня? Обаче, любовию Твоею побеждаеми, дерзаем проповедати чудеса Твоя, на Толге явленная, и хвалебно пети всех Творцу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев посещение Божие, чудный святитель со страхом слезно моляшеся пред огнезрачною Твоею иконою, Богомати Пречистая, и смотрением Божиим остави жезл свой святительский на оном брезе, идеже моляшеся: на утрие же спутницы святителя, ищуще жезла его, обретоша вместе с ним тамо Твою небоявленную икону, на земли среди древес стоящую: и тако всем явлен бысть залог Божия благодати, стране Российстей свыше дарованный благоволением Вседержителя, внушающаго нам хвалебно вопити к Тебе:

Радуйся, девства цвете неувядаемый и благовонный;

Радуйся, белоснежный крине, росою Святаго Духа напоенный.

Радуйся, Мати Бога Вышняго, милосердием Твоим и нижних не оставляющая;

Радуйся, Царице Небесе и земли, Ейже вся стихии покоряются.

Радуйся, мосте Божественный, имже вернии благонадежно преходят моря житейскаго лютую пучину;

Радуйся, Путеводительнице Благая, на стези спасительныя нас наставляющая.

Радуйся, граде Царя Великаго, в нем же странники земныя убежище благотишное обретают;

Радуйся, Пристанище тихое обуреваемых.

Радуйся, стено ограждения роду христианскому;

Радуйся, Покрове миру, ширший облака.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 3

Сила благодатная, иконе Твоей дарованная, Пресвятая Госпоже Богородице, созывает верных соборы песньми духовными славити Тя, Честнейшую Херувим и Славнейшую Серафим: ибо, рождши нетленно Единаго от Троицы, предстоиши ныне пред Престолом Триипостаснаго Божества, идеже Воинства Горния с трепетом вопиют: Аллилуиа.

Икос 3

Имея попечение о создании храма Божия и обители иноческия на месте явления чудныя иконы Твоея на Толге, Владычице Всемилостивая, святитель Трифон вкупе с насельники града Ярославля, со усердием многим обыденно храм Божий воздвигают и тако созидают новую обитель святую, в нейже немолчно воспеваются Тебе благохваления сицевая:

Радуйся, страну Российскую в жребий достояния Себе избравшая;

Радуйся, иконы Твоя чудотворныя, яко звезды в ней умножившая.

Радуйся, сиянием чудес Твоих весну спасения нам возвещающая;

Радуйся, теплотою милосердия Твоего оледенелая сердца наша согревающая.

Радуйся, щедротами Твоими всяк возраст верных снабдевающая;

Радуйся, младенцы милостивно окормляющая.

Радуйся, старцы любвеобильно упокоивающая;

Радуйся, вдовицы и сироты благосострадательно призревающая.

Радуйся, кающихся грешников Споручнице Державная;

Радуйся, истинных рабов Божиих Помощнице Всеизрядная.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 4

Буря скорбей Тобою утоляется и свирепыя страстей волны в тишину прелагаются, Преблагословенная Дево, ибо Тебе дадеся велия благодать всемирнаго заступления. Темже на святую икону Твою умиленно взирающе, в скорбех отраду, в недузех врачевство обильно от нея почерпаем и зовем гласы хвалебными на ней Изображенному вкупе с Тобою Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше ближнии и дальнии, яко чудес источник явися на Толге, святая и пречистая икона Твоя, Царице и Владычице всея твари, со усердием многим притекаху к целебному Твоему образу, приемля от него дары неисчетных Твоих щедрот. Темже и мы, недостойнии, стезею отцев наших шествующе, с верою и любовию припадаем к Твоей чудотворней иконе и Тебе от глубины сердечныя вопием:

Радуйся, яко икона Твоя, Ангелами невидимо окружаемая, воздух освяти;

Радуйся, яко икона Твоя, огнезрачне на Толге явившаяся, всю страну просвети.

Радуйся, яко иконою Твоею человецы в недузех и скорбех помощь скорую обретают;

Радуйся, яко светом иконы Твоея демоны прогоняются.

Радуйся, яко икона Твоя граду Ярославлю и пределом его свыше в наследие спасительное даровася;

Радуйся, яко иконою Твоею обитель Твоя на Толге светло красуется.

Радуйся, яко пред Твоею иконою святители и людие благоговейно поклоняются;

Радуйся, яко икону Твою все множество православно верующих боголепно чествует.

Радуйся, богомудрых иноков Благая Помощнице во спасение;

Радуйся, богопросвещенныя России крепкое заступление.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 5

Боготечная звезда, икона Твоя честная, Госпоже Богомати, страну нашу полунощную сиянием преславных чудес просвети, юже, яко дар Божественный, Россия восприемши, прославляет и воспевает Твоя щедроты: Ты же, Всещедрая и Всеблагая рода нашего Заступнице, озари и наша сердца светом благодатным, да возможем богоприятно пети Господу нашему серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше чудо преславное, како внезапу от иконы Твоея святыя, Пречистая Дево, от десныя Твоея руки и от левыя ноги Тобою держимаго Богомладенца две струи мира благоухающаго и целебнаго истекоста, благоговейный игумен Герман с братиею ужаса и радости исполнишася и, помазуяся миром тем благодатным, Тебе сия радостныя приношаху глаголы:

Радуйся, алавастре драгоценный, Христова благоухания исполненный;

Радуйся, мирохранилище исцелений, никогдаже оскудевающее.

Радуйся, величием чудес Твоих превосходящая разум человеческий;

Радуйся, от доски сухия миро целебное пачеестественно изливающая.

Радуйся, тем миром недуги многия врачующая;

Радуйся, мира излиянием от иконы Твоея святыя милосердие Твое к нам показующая.

Радуйся, души наша орошающая к плодоношению духовному;

Радуйся, сердца наша увеселяющая Твоим Божественным о нас благопромышлением.

Радуйся, стамно всезлатая, манну небесную хранящая;

Радуйся, Скиние Живаго Бога.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 6

Проповедницы Богопросвещеннии, Апостоли Христовы, егда узреша в Лидде, на стене храма Твоего, нерукотворенно изобразившуюся икону Твою, со благоговением ей поклонишася, Богомати Пречистая, имже подражающе, и мы, смиреннии, колена наша пред дивным и многоцелебным образом Твоим, егоже на Толге огневидно явити благоволила еси, усердно преклоняем и с любовию воспеваем рождшемуся от Тебе Спасителю мира хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия нам на Толге немерцающая заря великих чудес, икона Твоя Божественная, Богородице Дево, в нейже залог несомненный Божия благоволения и Твоего Небеснаго заступления стране Российстей ниспослася от щедродательныя руки Вседержителя Бога. Темже радующеся славословим Твое милосердие и песненно Тебе вопием:

Радуйся, Хранительнице наша и Утверждение;

Радуйся, Помощнице наша и Похвало.

Радуйся, нищих и убогих изобильное богатство;

Радуйся, не гнушающаяся самих презренных и отверженных.

Радуйся, от рова погибельнаго исхищающая к Тебе взывающих грешников;

Радуйся, от врат смертных возращающая опасно болящих.

Радуйся, Богом дарованная отрада страждущих;

Радуйся, скорое услышание верно Тебе молящихся.

Радуйся, благодатное утешение всех скорбящих;

Радуйся, несокрушимое защищение на Тя уповающих.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Христос явити велию любовь Свою к людем, искупленным Честною Его Кровию, Тебе, Матерь Свою Пренепорочную, в покров и защиту роду христианскому дарова; Ты бо воистинну сердобольная Мати являешися всем с верою и упованием прибегающим к Твоему теплому заступлению, егоже не лиши и нас, славящих пречестное имя Твое и поклоняющихся чудотворному образу Твоему, Сыну же Твоему зовущих: Аллилуиа.

Икос 7

Новое и предивное чудо яви всех чудес Творец и всея твари Владыка, егда во время пожара обители Твоея на Толге попущением Божиим сгоревшу внезапну и храму Твоему, икона Твоя святая неопалима и невредима в нем сохранися, ангельскима руками невидимо пронесенная из заключеннаго и огнем пылающаго храма, вне монастыря, в лесную дубраву, идеже на древе стоящая и светом сияющая обретена бысть Твоим благопромышлением, Пречистая и Преблагословенная Дево, слышащая от нас сия достодолжныя похвалы:

Радуйся, сияющая благодатию и славою предивных чудес;

Радуйся, облеченная в светлую одежду милостей и щедрот.

Радуйся, силою Твоею Божественною силу естества огненнаго победившая;

Радуйся, икону Твою честную несгораему в огни соделавшая.

Радуйся, залогу Твоего к нам благоволения безвременно погибнути непопустившая;

Радуйся, ангельскима рукама его из пламене исхитившая.

Радуйся, свет тихий и радостный от многочудеснаго образа Твоего возсиявшая;

Радуйся, скорбная сердца иноков обители Твоея обретением его возвеселившая.

Радуйся, сетование их на ликование преложившая;

Радуйся, лишение их щедродательно восполнившая.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 8

Странники мы и пришельцы в мире сем скоротечнем, путь творяще к Вечному Небесному Отечествию нашему, Тебе, благую Одигитрию, молим и просим, руководствуй нас стезею спасительною заповедей Христовых к светлому граду Иерусалиму Горнему и не попусти уклонитися в дебри греховныя, ведущия к темнице адской, да спасаеми помощию Твоею державною, сподобимся на земли живых пети Создателю нашему вечно хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Всем вся благая и спасительная даруеши от святыя чудотворныя иконы Твоея, Богомати Пречистая, юже яко сокровище многоценное зряще, со гласом радования и благодарения взываем Ти:

Радуйся, скорбей и печалей благодатная Утолительнице;

Радуйся, недугов душевных и телесных добрая Целебнице.

Радуйся, утопающих скоропредстательная Избавительнице;

Радуйся, путешествующих благонадежная Хранительнице.

Радуйся, слепых Просвещение;

Радуйся, хромых правохождение.

Радуйся, немых ясноглаголание;

Радуйся, прокаженных очищение.

Радуйся, глухих благослышание;

Радуйся, мертвецев оживление.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 9

Вся страна наша православная милостями Твоими, Богомати, облагодетельствованная, немолчно славит имя Твое и благоговейно почитает пречистаго лика Твоего изображение, имже дивная и преславная обыкла еси являти нам чудеса. Темже сынове российстии икону Твою в щит и ограждение от врагов видимых и невидимых присно имеют и помощию Твоею святою побеждающе супостаты, вопиют Царю Небесе и земли: Аллилуиа.

Икос 9

Ветийство наше песненное не довлеет ко изглаголанию всех чудес, Тобою, Владычице, явленных и присноявляемых нам от многоцелебныя иконы Твоея на Толге: но Ты, яко Благая и Милосердая Мати, не возгнушайся наших недовлеющих и недостойных похвал и милостиво преклонися к Тебе вопиющим:

Радуйся, Обрадованная и Преблагословенная Дево;

Радуйся, яко Господь с Тобою и Тобою с нами.

Радуйся, едина избранная и добрая в женах;

Радуйся, роду человеческому отверзшая вход в Царствие Горнее.

Радуйся, возрастившая нам Плод спасения;

Радуйся, Спаса рождшая душ наших.

Радуйся, во объятиях Твоих державшая Вседержителя;

Радуйся, на руку Твоею носившая всех Творца.

Радуйся, млеком Твоим питавшая Питателя вселенныя;

Радуйся, одушевленный храме Бога Слова.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 10

Спасительное и тихое пристанище от треволнений моря житейскаго видим святую обитель Твою на Толге, в нейже икона Твоя, Владычице, лучами чудес верныя просвещающи, всех руководствует на путь благочестия и спасения. Сего ради прославляем Твою благостыню, яко неотступно с нами иконою Твоею пребывавши, души и телеса наша ею благодатно врачуеши и выну ходатайствуеши за нас у Престола Пресвятыя Троицы, идеже лицы святых радостно возглашают: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и покров граду Ярославлю дадеся святая икона Твоя от щедрот Человеколюбца Бога, Емуже в человеколюбии подражающи, Царице и Владычице наша Всемилостивая, множицею град сей от разорения ратнаго сохраняла еси и во время пагубнаго бездождия дождь изобилен ему даровала еси пришествием честнаго Твоего образа, имже и ныне нас милостивно посещаеши и благоутробно приемлеши пред ним возносимыя Тебе от сердца наши молитвы, с пением таковым:

Радуйся, слезы горестныя отирающая от очес страждущих и печальных;

Радуйся, скорбная сердца услаждающая Твоим благодатным участием.

Радуйся, мертваго отрока воскресившая, к радости плакавших пред иконою Твоею родителей его;

Радуйся, чете неплодных супругов чадородие даровавшая.

Радуйся, девицу, злым духом одержимую, от мучения демонскаго свободившая;

Радуйся, мужа, изсохшия нозе имевшаго, скоро исцелившая.

Радуйся, в разбойники впадшаго и Тя на помощь призвавшаго от смерти горькия избавившая;

Радуйся, иерея, глухотою болезновавшаго, ясно слышати устроившая.

Радуйся, оскудение брашен в святей обители Твоей чудесно восполнившая;

Радуйся, святотатца, достояние обители Твоея похитившаго, грозно наказавшая.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 11

Пение и моления наша смиренныя, пред святою и чудотворною Твоею иконою от любве теплыя Тебе возносимыя, не презри, Госпоже Всемилостивая, но благопослушлива буди к нам, поклоняющимся со благоговением и верою Твоему Божественному образу и просящим со слезами милостивнаго Твоего заступления, егоже сила воистинну превосходит всякое разумение и созывает Ангелов и человеков соборы вкупе хвалити Творца богокрасною песнию: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательную лампаду, елеем милости исполненную и преизливающуюся, созерцаем Тя очами веры, Богоизбранная Богоотроковице, и, кротким сиянием Твоим озаряеми, любовию же Твоею присно согреваеми, Тебе, Благой Заступнице нашей, иконою Твоею дивныя щедроты Твоя нам ниспосылающей, благодарственно и умиленно глаголем:

Радуйся, во всяких нуждах и делах скорое вспоможение нам дарующая;

Радуйся, в скорбех и печалех Небесную отраду в сердца наша проливающая.

Радуйся, клирика обители Твоея от потопления воднаго избавившая;

Радуйся, жену умершую к жизни возвратившая.

Радуйся, бесных многажды исцелившая;

Радуйся, изступленных умом смыслом здравым одарившая.

Радуйся, очами болезновавших врачевавшая;

Радуйся, слепца прозрети пред иконою Твоею сотворившая.

Радуйся, хромаго и ничащаго прямо ходити устроившая;

Радуйся, главою болезновавшему явлением Твоим во сне исцеление подавшая.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 12

Благодати Божия святое и непорочное жилище, Мати Господа Вышних Сил, облагодати наш помысл, благочестно воспевати Твоя чудеса, на Толге от честныя иконы Твоея явленная, и Твоим невечерним сиянием озари наша темныя души, приводящи их к свету Трисияннаго Божества, идеже радость и блаженство вечное уготовано праведным, поющим немолчную песнь Вседержителю: Аллилуиа.

Икос 12

Поем песнь хвалы и благодарения Тебе, Богорадованная Дево, проповедуем велегласно величие чудес Твоих и богатство милости Твоея, на нас и отечествии нашем явленных, и от глубины сердечныя приносим Ти со смирением и верою сия похвальныя дары:

Радуйся, благая Мати всех любовию чтущих Тя и поклоняющихся честному образу Твоему;

Радуйся, добрая Младопитательнице дев и безматерних сирот.

Радуйся, мира христианскаго крепосте несокрушимая;

Радуйся, державы Российския защищение необоримое.

Радуйся, Святыя Православныя Церкве многопетая славо;

Радуйся, святителей и священников благодатное удобрение.

Радуйся, иноком благоподвизающимся Ходатаице вечного радования;

Радуйся, и в мире благочестно живущих не лишающая Твоего заступления.

Радуйся, телеса наша врачующая от недугов многоразличных;

Радуйся, души наша избавляющая от врагов невидимых.

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая Радость Вечную — Господа нашего Иисуса Христа, земным и Небесным Спасителя! Приими благоутробно молебное пение наше, пред чудотворною иконою Твоею с верою и благоговением Тебе возносимое, и всесильными молитвами Твоими избави нас от временных бед и вечныя муки, сподоби же в благочестии и правоверии пожити зде, в земном житии, таможе, в будущем веце в радости райстей, со всеми святыми, вечно воспевати Создателю нашему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва 1-я

О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов и Серафимов и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел, и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеприятием Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный, смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из руки лютаго миродержца, ибо воистинну много может молитва Твоя пред лицем Господа и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, поклоняющеся с упованием благим, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господем Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я

Приими, о, Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самей ту сущей, и слышащей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Скорбящим бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши и гибнущия спасаеши, грешных кающихся прощаеши, прокаженных очищаеши, малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О, Всепетая Мати, Пресвятая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

KУПЕЧЕСТВО Ярославского края

В.В. БОГОСЛОВСКИЙ.

Ярославские купцы внесли громадный вклад как в экономическое, так и в культурное развитие края. Они не только создавали промышленные и торговые предприятия, но и строили храмы, содержали приюты и богадельни, открывали библиотеки и народные училища.

1 фотоСмотреть фотогалерею 1 фото Репродукция картины Бориса Кустодиева из

Первые упоминания о «торговых людях», содержащиеся в древнерусских летописях, относятся к X веку. В то время «купцами» называли горожан, занимавшихся торговой деятельностью; однако их в Древней Руси в отдельное сословие не выделяли. Более того, само слово «купец» не имело той четкой смысловой наполненности, которая свойственна ему с XVIII в. по настоящий день. Для русского средневекового общества «купцом» являлся любой продающий или покупающий. Такого рода терминологическая расплывчатость порождает серьезные трудности в определении места, функций и численности купечества в Ярославском крае в древнерусский период.

Предпринимательство — явление городской культуры. Именно в городе сосредотачивалась основная масса товаров, именно через него шло распределение их как по стране, так и за ее пределы (этим можно объяснить традицию «городской» прописки купечества — ярославское, ростовское, рыбинское…). Главным торговым местом города была предцерковная площадь, на которой стояли контрольные весы, находились выборные наблюдатели за продажами. Возникавшие споры между покупателями и продавцом решал специальный торговый суд.

В конце XVI в. торговое, купеческое сословие из ряда «тяглых» выделяется в особую группу городских или «посадских» людей. Данная группа делилась на гостей, гостинную и суконную сотни и слободы.

Самое высокое и почетное место принадлежало «государевым гостям». Звание это получали от царя самые крупные ярославские предприниматели. Оно давалось человеку с торговым оборотом не менее 20 тыс. в год за заслуги перед государством в коммерческих делах. В XVII в. число «гостей» в стране в целом не превышало 30. С этой эпохой связано начало торговой славы Ярославля. Четверо ярославских купцов в первой половине XVII в. были удостоены звания «государев гость»: Епифаний Светешников, Семён Лузин, Григорий Никитников, Василий Лыткин.

Два события второй половины XVI в. подготовили появление нового торгового центра на карте России. Первое — разорение Иваном Грозным Новгорода и переселение именитых и опытных в торговле, известных иностранцам, купцов новгородских во внутренние города Руси. Скрипины, Светешниковы, Гурьевы, Добрынины прочно ставили торговое дело в Ярославле. Второе событие — открытие в 1553 торгового пути через Архангельск в Азию. Европейские предприниматели открывают в Ярославле склады, используя город как перевалочный пункт на пути в азиатские страны. Было что предложить и местному населению. Ярославцы торговали салом, кожами, льном, рыбой и проч.

Торговый центр этого времени находился в районе Спасского съезда, там стояли многочисленные торговые ряды. Торговое дело было настолько прибыльным, что на 1634 год Ярославль выплачивал в государственную казну третий по величине «пятинный оклад» (17 225 рублей). Как свидетельствуют описи 1669, по количеству торговых мест город занимал вторую строчку в торговом списке страны (803 лавки, 2803 торговых места).

В это время широко разворачивались ярославские купеческие рода Викулиных, Выморовых, Гурьевых, Добрыниных, Дурандиных, Затрапезновых, Кучумовых, Лифантьевых, Мякушкиных, Неждановских, Полушкиных, Протасовых, Силантьевых, Скрипиных.

Рост численности и значения городов в XVII в. привел правительство к осознанию необходимости более четко определить обязанности лиц торгового сословия, защитить их права и вменить обязанности. Царь Алексей Михайлович в 1649 составил Уложение о запрете частной торговли лицам, не являющимися государевыми тягловыми людьми. В 1653 в России был принят первый Торговый устав, установивший единую систему пошлин (т.н. «рублевая пошлина»). В 1667 Новгородский устав еще более упрочил положение русского предпринимательства, запретив иностранным купцам рознично торговать, увеличив для них пошлины.

Реформы петровского времени положили начало административному выделению купеческого сословия из массы посадского населения. В 1721 регламентом Главного магистрата объявлено обязательно разделить всех «регулярных» граждан на две гильдии. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы, городские доктора, лекари и аптекари, шкипера купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера, иконописцы и живописцы. Ко второй гильдии отнесены торговцы розничным товаром и ремесленники.

С другой стороны, политика Петра, основание и развитие Санкт-Петербурга не способствовали расцвету ярославского купечества.

В 1721 купцам было разрешено покупать крестьян с их последующей припиской к фабрикам и заводам. Именно этой льготой воспользовались Затрапезновы, по приказу Петра Первого основавшие Ярославскую Большую мануфактуру. В 1739 дозволено купечеству покупать для отдачи вместо себя в рекруты людей и крестьян. В 1775 купечество освобождается от подушной подати.

Золотой век русского предпринимательства связан с правлением Екатерины II, которая создала самые благоприятные условия для развития купечества. Она отменила все искусственные ограничения. В 1785 российские предприниматели получают от Екатерины жалованную грамоту, которая упрочила социальное положение купечества. Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии.

К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тыс. рублей. Они получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы.

Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тыс. рублей. Они получали право оптовой и розничной торговли в России.

Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тысяч рублей. Эта категория имела право только на розничную торговлю.

Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати (вместо нее они платили 1% с объявленного капитала), а также от личной рекрутской повинности. В 1785 купцы первой и второй гильдии освобождается от телесных наказаний. Купцов первой и второй гильдии было можно: награждать орденами, причислять к почетному гражданству, до 1892 они могли быть произведены в чины, могли приезжать к императорскому двору (для первой гильдии), могли носить шпагу или саблю, могли носить мундир, могли быть удостоены звания коммерции и мануфактур советников.

Кроме гильдейского деления вводилось понятие «именитый гражданин». По своему статусу «гражданин» был выше купца первой гильдии, должен был обладать капиталом не менее, чем на 100 тыс. рублей. «Именитые граждане» получали право иметь загородные дачи, сады, заводы и фабрики.

В середине 40-х гг. XIX в. в Ярославле купцами было объявлено капиталов: 3 — по I гильдии, 19 — по II гильдии, 173 — по III гильдии. Миллионные капиталы ярославского купечества, по данным источников, делались прежде всего в крупнейшей отрасли торговли — хлебом. Обращение к хлеботорговым операциям было связано с выгодным географическим положением города. Обороты хлебной торговли постоянно возрастали. Уже в 30-е гг. XIX в. в одном из источников говорится: «главный предмет занятия здешнего купечества есть торговля хлебом», а обороты простирались до 2 млн. рублей.

Двадцать наиболее значительных ярославских купеческих капиталов обращались в торговле хлебом. Ею занимались ярославские купцы Иван Оловянишников, Петр Пастухов, Фёдор Балов, Фёдор Холщевников, Степан Шапошников, Григорий Щербаков, Яков Полетаев и др. Главными скупщиками-оптовиками хлеба были Пастуховы, Крохоняткины, Балов, Щербаков. Все крупные оптовики-хлеботорговцы были купцами высших гильдий и являлись также мануфактур- и коммерц-советниками, а также почетными гражданами. Это позволяло вести активную деятельность не только в торговой сфере, но и в общественной жизни. Они имели собственные флотилии, участвовали в работе судовой управы.

Важное место в торговых операциях ярославского купечества занимала торговля железом. Железо закупали на уральских заводах и отправляли в Санкт-Петербург и другие города северной России (крупнейшими поставщиками были братья Пастуховы). Ярославские купцы занимались и оптовой торговлей тканями (братья Лопатины — оборот 20 тыс. рублей серебром в год), оптовой продажей вина (Иван Семёнович Соболев — 20 тыс. руб. серебром в год; Матвеевские). Большую роль купеческий капитал играл и в развитии промышленности: текстильной (Оловянишниковы), химической (Сорокины) и т. д. Ярославское промышленное предпринимательство развивалось во многих областях, но исследователи в качестве приоритетных выделяют текстильную промышленность (Затрапезновы, Карзинкины, Приваловы, Казанцевы и др.), крахмало-паточное производство (Понизовкины), табачную промышленность (Вахрамеевы, Дунаевы).

К 1846 явственно выделилась элита местного ярославского купечества. В Ярославле к этому году было 29 потомственных граждан, 10 купцов первой гильдии, 72 купца второй гильдии и 408 купцов третьей гильдии. Динамику развития ярославского купечества наглядно представляют сведения Городской Думы о торговле и торговых оборотах в Ярославле за 1861 и 1891 годы. В 1861: 1-я гильдия — 8 купцов (оборот — 849 500 руб. в год), 2-я гильдия — 29 (474 500 руб.), 3-я гильдия — 220 (648 857 руб.); в 1891: купцов первой гильдии — 30, выдано билетов на право торговли по первой гильдии — 111, купцов второй гильдии — 341, выдано билетов на право торговли по второй гильдии — 513. По результатам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 в Ярославской губернии в сфере торговли было занято 9146 человек.

Особый этап — конец XIX — начало XX века. Он связан с коренной структурной перестройкой российского торгового и промышленного потенциала. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильная и проч.) к фабрикантам передовых технологий — машиностроения и металлообработки. Происходит гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Начинает преобладать акционерная форма предпринимательства. Численность ярославского гильдейского купечества в начале XX века сокращается с 217 в 1901 году до 143 в 1916-м, при этом число купцов первой гильдии растёт с 19 до 43, а второй гильдии сокращается со 198 до 100.

Были в России места, куда ежегодно со всех концов страны стекалось огромное количество людей. Одно из них — нижегородская Макарьевская ярмарка. Ярославские купцы были завсегдатаями Макарьевской ярмарки: держали там лавки и павильоны, работали в составе управления торгом, входили в члены биржевых и организационных комитетов ярмарки. Но не только Нижний Новгород славен ярмарками. Ярмарок в Ярославской губернии насчитывалось до 30, из них собственно ярмарками считались 12: по одной в Ярославле, Ростове, Угличе, Пошехонье, с. Великом, по две — в Рыбинске, Мышкине, Мологе, Романове-Борисоглебске. Самыми крупными были Ростовская (первые три недели Великого поста), Рыбинская Петровская (с 23 июня по 6 июля), Великосельская (с 1 по 9 сентября).

Обороты ярославских ярмарок были весьма значительными. Так, в 1861 году на ярмарки в Ярославской губернии было привезено товаров на сумму 2 841 881 рублей серебром; на знаменитой Ростовской ярмарке в 80-е гг. XIX века обороты достигали 5−7 млн. рублей и выше. Однако после того, как через Ярославль и Рыбинск была проведена железная дорога, роль и значение ярмарок этих городов падает.

Рыбинск еще с XVIII в. приобретает на Волге ключевое значение в качестве транзитного пункта по транспортировке сельскохозяйственной продукции, и в первую очередь хлеба: здесь происходила перегрузка товаров из больших судов, курсирующих ниже Рыбинска, на маломерные, идущие в Петербург. Поэтому именно хлебная торговля стала ключевым видом деятельности для рыбинского купечества (Журавлевы, Тюменевы, Быковы и др.). В Рыбинске было объявлено 2 капитала по I гильдии, 50 — по 2-й и 355 — по 3-й (сюда вошли, видимо, и иногородние купцы, торговавшие в городе и выправлявшие временные купеческие свидетельства).

Ростовцы (1 капитал по 1 гильдии, 18 — по 2-й, 130 — по 3-й) больше занимались транзитной торговлей (сало, поташ, козий пух, пряжа, цикорий, зеленый горошек и т. д.), чем снабжением своего города промышленными и сельскохозяйственными товарами, что было обусловлено существованием знаменитой Ростовской ярмарки, снабжавшей город и окрестности всем необходимым. К тому же славились ростовские миткалевый и свечносальные заводы.

Угличские купцы вели обширную торговлю хлебом, сукнами, бумажными, шерстяными и шелковыми материями и щепетильным товаром (мелочный товар для женского рукоделия). Ранее знаменитые угличские кожевенные заводы к сер. XIX в. пришли в упадок.

Основным видом торговли пошехонских купцов (50 капиталов по 3-й гильдии) была продажа «суровых товаров» (необработанная холстина). Даниловцы (1 капитал по I гильдии, 2 — по 2-й, 28 — по 3-й) в основном торговали «холщевым и пряжным товаром». Мологжане (2 капитала по 2-й и 32 — по 3-й гильдиям) вкладывали деньги в судопромышленность и хлебную торговлю. Тем же занимались купцы Романова-Борисоглебска (2 капитала по 2-й и 67 — по 3-й гильдиям). Кроме того вкладывались средства в торговлю шубами из знаменитых романовских овец. Подавляющее число мышкинцев занимались торговлей хлебом: 15 капиталов из 20 (2 — по 1-й гильдии, 1 — по 2-й и 17 — по 3-й). Основной деятельностью любимских купцов (1 капитал — по 2-й и 20 — по 3-й) была торговля в уезде «суровыми товарами» и льном.

С середины XIX в. купечество начинает вкладывать все большие средства в развитие промышленности (Пастуховы, Лопатины, Крохоняткины, Вахрамеевы, Журавлевы, Галуновы, Истомины, Селивановы и мн. др.).

Нажитые миллионы, согласно этическим представлениям коренных русских предпринимателей, отнюдь не самоцель и не только путь к наслаждению жизнью (хотя это и допускается). Капитал понимался и как средство делать добро, служить людям. Построить храм и богадельню — это самый традиционный путь покаяния и общественного служения. В Ярославле известно немало церквей, построенных купцами: Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, Петра и Павла, Николы Надеина, Варвары Великомученицы и многие другие.

Но помимо строительства храмов в XVIII — XIX вв. возникают и другие пути применения личного капитала на благо отечества: меценатство, создание библиотек, коллекций, художественных галерей. Благодаря русскому предпринимательству собраны уникальные коллекции церковнославянских книг, икон, различных предметов русской старины. Мышкинский купец Василий Андреевич Пивоваров своими трудами на ниве меценатства фактически создал уникальный фонд библиотеки Санкт-Петербургского университета. Всего до 1830 года (до смерти дарителя) университет получил от него 365 старопечатных книг XVI — XVIII столетий, 167 рукописей, более 100 иностранных изданий разного времени, 14 редких географических карт и 1395 монет и медалей — русских и иностранных, золотых, серебряных и медных.

Музейное дело в стране было поставлено на хорошую ногу купцами и промышленниками. В Москве лучшие музеи были созданы на средства предпринимателей. Сотни музеев, особенно краеведческих, в губернских и уездных городах России также были созданы по инициативе и на средства купечества. Ярославские купцы принимали финансовое участие в деятельности губернской учёной архивной комиссии, субсидировали деятельность ярославских краеведов, участвовали в издании местной краеведческой литературы, содержали ярославские учреждения культуры и проч.

Главными сферами приложения усилий ярославского купечества в области меценатства были, по свидетельству источников, призрение ближнего, образование, медицина. В городе фактически была создана довольно многочисленная и разветвленная сеть самых различных благотворительных обществ и заведений, направленных на призрение и обучение детей-сирот и детей из местных бедных семей, призрения одиноких стариков и больных, неспособных к труду, не имеющих крыши над головой, оказания помощи бедным многодетным семействам, создание бесплатной медицинской помощи для неимущих жителей города. С 1860 по 1890 гг. количество благотворительных обществ и заведений в городе выросло с 14 до 36.

Особо следует отметить участие торгово-промышленной буржуазии в организации и деятельности приютов, богадельни и т. п. Наиболее известные из таких заведений были: богадельни М. М. Вахрамеевой, А. И. Вахрамеева, Пастуховых, ремесленное училище Ольги Соболевой, Соболевский дом призрения девочек-сирот, Комитет для призрения неимущих в Ярославле.

К наиболее крупным и постоянным ярославским благотворителям относились известные купеческие фамилии города, такие как Вахрамеевы, Пастуховы, Сорокины, Соболевы, Огняновы, Пеговы, Понизовкины, Оловянишниковы, Черногоровы, Кузнецовы, Друженковы, Андроновы, Дунаевы, Градусовы, Труновы, Топлениновы, Виноградовы.

Наибольших успехов добился Комитет для призрения неимущих в Ярославле, расходы которого в 1890 охватывали: 250 семейств ежемесячными денежными пособиями, 28 семейств — продуктовыми и 516 человек единовременными денежными пособиями.

Благотворительность купечества Ярославля в области здравоохранения в 60−90-х гг. XIX в. также была весьма заметной. В дореформенный период в городе была только больница на 200 коек. В 1861 по инициативе общества врачей в Ярославле была создана лечебница для приходящих больных с родильным отделением. Это была вторая больница в России, после Максимилиановской лечебницы в С.-Петербурге, где больные и роженицы получали бесплатную медицинскую помощь. В течение 30 лет — с 1861 по 1891 — лечебницей в Ярославле воспользовалось около 170 тыс. человек, ее деятельность финансировали своими пожертвованиями крупные ярославские купцы Н.П. Пастухов, А.И. Трунов, И. А. Соболевский, И.А. Вахромеев и другие. Крупнейшие ярославские предприниматели Вахрамеев, Оловянишников, Сорокин открыли больницы при своих промышленных предприятиях.

Активное участие принимало купечество Ярославля в деятельности местного общества попечения о раненых и больных воинах, в особенности во время русско-турецкой войны 1877−78 гг.

Многие ярославские купцы избирались гласными Ярославской городской Думы.

Жуткие и опасные адописные иконы (3 фото)

В средневековые времена на Руси стали появляться так называемые адописные иконы, содержащие под краской, окладом или левкасом антихристианские рисунки, скрытые от глаз наблюдателей. Эти рисунки изображали дьявола, демонов, ад и прочую чертовщину. К образу святого, например, могли быть пририсованы рога. При этом внешний слой иконы демонстрировал традиционные христианские сюжеты: Богородицу, Спасителя, апостолов и так далее.

Создававшим такие иконы богомазом сначала, как правило, наносился на основу грунт, а на нем изображались всякие неугодные Творцу картины. Затем иконописец ждал, пока краска высохнет, и наносил сверху новый слой грунта. Уже на нем богопротивный художник рисовал какой-нибудь канонический сюжет. Обычный человек не мог распознать в подобной картине «второе дно» и спокойно молился ей. Это многим нечестивым богомазам и было нужно.

Адописные иконы легендарны, поскольку ни одна из них не сохранилась до наших дней. Хотя не исключено, что никто просто не замечает скрытые изображения на некоторых многовековых образах, – для этого потребовалось бы очистить верхний слой краски или просканировать иконы специальным оборудованием. Термин «адописная икона» впервые встречается на памятнике шестнадцатого века, посвященном житию русского святого и юродивого Василия Блаженного.

Страшный грех адописных икон

Древний текст гласит, что однажды Василий Блаженный приблизился к воротам некоего города и заметил на них икону с изображением Богоматери, которую здесь считали чудотворной. Вопреки ожиданиям горожан, юродивый не стал молиться образу, а взял с земли крупный камень и со всей силы запустил им в икону. Толпа, разгневанная таким поступком, тут же потребовала от скитальца объяснений. Тогда Василий содрал с образа краску и продемонстрировал шокированным присутствующим изображение дьявола, которому простолюдины все это время бессознательно поклонялись.

Православное христианство признает существование адописных икон и считает их невероятно опасными. Дело в том, что верующий, молящийся перед таким образом, одновременно молится не только Иисусу Христу и святым, но также дьяволу и чертям, скрыто изображенным на картине. Иными словами, он буквально вверяет свою душу Сатане, даже не подозревая об этом. Многие русские священнослужители называют адописные иконы разновидностью черной магии.

Кто же создавал подробные произведения? В этих богомерзкий деяниях обвиняли староверов, иконоторговцев-офеней, жидовствующих и прочих еретиков. Считается, что чаще всего негодяи хотели очернить общепринятые христианские нормы и привить верующим страх или отвращение перед образами, прекратив таким образом идолопоклонничество. Хотя иногда речь шла о простых коммерческих подделках, которые снабжались скрытыми изображениями бесовщины в качестве злой шутки над покупателями.

«Вот говорят – время всё изменит, но всякий раз оказывается,
что всё приходится менять самому» Энди Уорхол

Художественно-реставрационная и багетная мастерская «Арт-Атака» начала свою деятельность в Ярославле в 2000 году…
Изначально заказы выполнялись для знакомых и друзей. Со временем желающих отреставрировать иконы, картины, антикварную мебель, оформить в багет произведения искусства становилось все больше, а у самой мастерской появилось хорошо оснащенное помещение.
Отреставрированные в мастерской произведения находятся в ряде музейных и во многих частных собраниях.

Наши сотрудники работают в русле современных тенденций реставрации и багетного дела, по передовым технологиям, с которыми знакомы на примере солидной американской фирмы «Lowy», других российских и зарубежных фирм. На сегодняшний день в мастерской представлено более 1500 образцов багета и паспарту самых известных производителей.

Многолетний опыт работы и профессионализм сотрудников мастерской позволяют обеспечить клиенту ожидаемый результат, какой бы сложной не была поставленная цель.

Мастерская придерживается гибкой ценовой политики.

Мы также можем доставить готовый заказ по указанному клиентом адресу.

Звоните, мы приедем!

Телефоны: 98-98-38 или 97-30-38

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *