«Жемчужина» Ярославской земли

Когда мы приезжаем в монастырь, нас охватывает ни с чем не сравнимое теплое чувство, благоговение, трепет, особое состояние души. Мы словно прикасаемся к чему-то сокровенному и вечному, испытываем забытое чувство святости. С глубокой древности на Руси посещение монастырей и храмов было тем духовным воздухом для верующих людей, без которого они теряли полноту и смысл жизни, некую «лествицу», возводящую на Небо.

Одним из таких мест, где русский человек любил открывать свое сердце в скорби и радости, надеясь на получение утешения и помощи от Господа и Царицы Небесной, был Свято-Введенский Толгский монастырь.

Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа. До советских времен это место было «жемчужиной» Ярославской земли, сюда нескончаемым потоком шел русский народ излить перед Заступницей Усердной свое горе и скорбь, получить исцеление и благодатную помощь.

Вопреки всем поворотам истории Толгский монастырь восстал из руин и в настоящее время снова не перестает привлекать множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице мира холодного и получающих по вере своей скорое вспоможение в скорбях и болезнях.

Ступая по пропитанным благодатью монастырским тропинкам, хочется воскликнуть вместе с Владыкой Иринеем (Нестеровичем): «Толгская обитель — редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: «Разуй сапоги». Эта величественная Волга как будто для Сей Царицы катит свои волны; этот златой храм как будто среди небес для Нее воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ее царственную возвещают славу…»

Блаженная старица схимонахиня Варвара

Родилась Матушка Варвара (в миру Наталья Федоровна Третьякова) 7 ноября 1907 года в северном Зырянском крае (республика Коми). Назвали ее Натальей. Три старшие сестры — Евдокия, Анна и Надежда были светлыми — в отца, а Наталья уродилась в мать: темненькая, с карими глазами.

Родное село Натальи — Пожегдин — невдалеке от красавицы Вычегды окружали сосновые боры и могучие кедрачи. Край непуганых птиц и зверья изобиловал и рыбой, и плесными дарами. Беззаботно и радостно проходило Натальино детство. Она была любимой дочкой и среди сестер выделялась красотой.

Семья жила зажиточно. Отец Фёдор Михайлович имел озеро, мельницу, кожевню. Мать звали Пелагия Федоровна. Были они людьми благочестивыми, что сказывалось на всём семейном укладе. Звали друг друга только по имени-отчеству.

Богатство не было самоцелью. За усердные труды Господь много давал, а родители не скупились делиться с односельчанами, вносили пожертвования на нужды церкви и монастыря Иверской иконы Божьей Матери. За большим обеденным столом почти всегда кормились «чужие» люди. Особенно обильно угощались односельчане в праздники. Третьяковы были одними из самых уважаемых людей в селе. Хоть и не боярин был Фёдор Михайлович, а народ при встречи снимал шапки и кланялся.

Десятый годок шёл Наталье, когда однажды погожим июньским вечером в ворота постучали. Это были два знакомых монаха из дальнего Печерского монастыря — Дорофей и Никодим.

Вышел к ним Фёдор Михайлович. Был он выше среднего роста, кряжистый, с окладистой рыжей бородой. При кротком нраве обладал недюжинной силой. Когда трелевали лес и лошадь не могла вытянуть бревно, брался за подушку возка и вытаскивал его из «заедливого» места.

— Далеко ли, Божьи люди, путь держите? — спросил он, поздоровавшись с монахами.

— Здесь, благодетель наш, путь и заканчивается.

— Что ж, прошу в дом.

Пелагея Фёдоровна захлопотала около неожиданных гостей, пригласила к столу. Фёдор Михайлович решил порадовать Дорофея с Никодимом хорошим угощением из свежей рыбы:

— Вы, дорогие гости, вечеряйте, а я брошу сетенку на удачу; может, добрая рыбешка попадёт.

На ночь оставил сеть, а ранним утром пошёл её выбирать. Нельма оказалась огромной — длинной больше метра и весом под сорок килограммов. Хвост чуть ли не по земле волочился, когда Федор Михайлович нёс её домой.

Проворная и привычная к разделке рыбы, Пелагея Федоровна успела приготовить роскошный завтрак: ароматную, наваристую уху, светящуюся янтарным жиром, растегаи и рыбу разверную, которую так готовить никто не умел во всем Пожегдине. Напоследок Пелагея Фёдоровна принесла из погреба слегка примороженную и натертую солью струганину, которая не успела потерять речной свежести и таяла во рту.

Дорофей и Никодим вкушали с явным удовольствием, благодаря Господа и хозяев. Однако, пришло время сказать о деле, ради которого они пришли. И Дорофей произнёс:

— Прислала нас хорошо вам известная игуменья Марфа. В монастыре живет прозорливая старица Лукерья. Было ей видение: пришла к ней Богородица и повелела привезти вашу Наталью в монастырь.

Пелагея Фёдоровна, не ожидавшая такого исхода разговора, прижала свою любимицу и заплакала. Потом горячо заговорила.

— Царица Небесная, прости меня грешную! Не могу, мала она ещё, — и десяти годков ещё не стукнуло. Может, какая старшая заменит?

— Простите нас, но этого мы себе позволить не можем, — ответили монахи.

Они не стали задерживаться и вскоре отправились в обратный путь.

Через два года Дорофей и Никодим пришли снова. «Богу угодна Наталья», — сказали они.

Пелагея Фёдоровна смирилась и стала готовить дочь в путь. Примерно неделю жили Божьи посланники у Третьяковых. Как и в прошлый приход, у Дорофея за спиной была тяжелая ноша. С нею он почти никогда не расставался. Когда ложился, подкладывал под голову. Велико было любопытство девочек: что там может быть? Знали, что нельзя трогать чужие вещи, а спросить боялись. Любопытство, в конце концов, взяло верх. Улучив минутку, и, преодолев страх, развязали мешок: в нем лежал камень.

Утром мать и сестры провожали Наталью в монастырь Иверской иконы Божьей Матери. Пелагея Федоровна благословила дочь двумя семейными иконами, передавшимися из поколения в поколение: Иверским образом и образом Неопалимая Купина.

Федор Михайлович сам отвёз дочку в обитель.

Наталья оказалась послушницей примерной. Она благоговейно внимала слову Божьему, возрастала духом, постигала ремёсла. До сих пор сохранились несколько рукодельных вещей, сделанных ею в монастыре.

Жизнь за стенами монастыря развивалась бурно и непредсказуемо. Октябрь семнадцатого года слепо и безжалостно разрушал устоявшуюся жизнь, уничтожал вековые традиции, опустошал Русскую землю. В одно из посещений своего села Наталья застала трагическую картину расскулачивания. «Все отобрала советская власть, — вспоминала матушка впоследствии, — оставила голыми и босыми. При мне уводили отца. Помню, оглянулся в последний раз, и больше мы его не видели».

Долгое время спасалась от жестокого мира под кровом Царицы Небесной. Но в начале тридцатых годов волна лютых репресий докатилась и до северной обители. К этому времени за Веру были уничтожены десятки тысяч людей. Такая же участь ожидала и здешних насельниц.

«В тот страшный день, — вспоминала матушка, — нас собрали в трапезной и велели выходить на улицу по очереди на расстоянии 5- три шагов друг от друга. Все боялись выходить первыми. Вызвались две монахини по-старше. Когда они вышли во двор, их солдаты растерзали. Мы все приготовились к такой же участи… Когда нас вели к оврагу на расстрел, необъяснимым образом появился благообразный старец. Он подошёл ко мне, взял за руку и властно приказал старшему конвоиру: «Не троньте её! Это моя дочь!». Никто не осмелился возразить ему и, более того, так я и пошла за руку со старцем прочь от этого места в полной тишине».

Когда отошли на безопасное расстояние, остановились. От волнения и переживаний Наталья плохо понимала, что происходит. Видела она раньше это ласковое, светлое лицо старца или нет? Кажется он бывал в монастыре. А, может быть, кто-то похожий? Все перепуталось. Старец внушал Наталье, чтобы та шла домой. Потом совсем сказал непонятное: «Придёт срок, приедешь ко мне в Вырицу, там встретимся».

Какая «Вырица», где она? Наталья впервые слышала такое название.

— Теперь ступай и ничего не бойся. Молись Богородице, Она заступится.

В родном селе все неузнаваемо переменилось. Некогда размеренная, хорошо отлаженая жизнь стала непонятной, суетливой. Много мелькало незнакомых людей с озабоченными лицами. В доме было пусто и безрадостно. Старшая сестра Евдокия жила в Сыктывкаре, об отце ничего не было известно. От горя и печали Пелагея Фёдоровна раньше срока постарела, и, казалось, ничему не радовалась. Даже встреча с любимой дочкой прошла совсем не так как раньше. Анна с Надей рассказали, что советская власть организовала леспромхоз для молевого сплава и, что у них на постое живут пожилой Василий Степанович и молодой Михаил Тихомиров.

Вечером пришли постояльцы.

Михаил, как и Василий Степанович, приехал в леспромхоз по набору на заработки. Никаких других целей он не ставил. Но, позже, с первого взгляда опалила неведомым огнём его сердце черноглазая красавица с длинющей косой, ухоженной по-особому — корзиночкой. Вскоре Михаил предложил Наталье выйти за него замуж. Все Натальино существо протестовало, но мать рассудила по- другому, более практично:

— Наташенька, ты же видишь; мир перевернулся и правит им сатана. Где ты теперь можешь найти Божий приют — все поругано. А жить-то надо, надо приспосабливаться. Ты же не приняла постриг. А нам будет легче.

Один за другим у Натальи и Михаила родились двое детей — сын Борис и дочь Галя. Михаил плотничал и столярничал — на житьё хватало. Рачительная и непритязательная Наталья умудрялась даже приберечь на «чёрный день».

У Михаила был старший брат Иван. Иногда он писал о жизни на «большой земле».

Однажды пришло письмо с новым обратным адресом. На неё значился посёлок Вырица Ленинградской области. Иван женился, как он писал, на Дусе и переехал с ней в хороший посёлок. Расхваливал тутошние места, звал к себе: «И жильё здесь можно найти, и работы невпроворот — рядом такой городище! Сворачивайся, брат, и сюда. Сколько можно комаров кормить. Братья должны быть рядом».

Услышав название «Вырица», Наталья сразу вспомнила старца, спасшего ее от неминуемой гибели, и слова его: «Придёт срок — приедешь ко мне в Вырицу, там и встретимся». Значит, все было наяву — не сон, не выдумки, не бред, — раздумывала Наталья. — Как ехать в такую даль с двумя детьми?» Страх был естественным и понятным. Но понимала она и другое: слова старца были не случайными — вера и Божий промысел в ней не остыла. Михаил уговаривал, и Наталья решилась. Чувствовала, что покидает отчий дом уже навсегда.

В Вырице Михаил устроился столяром в дом отдыха «Леспромкассы». От этого предприятия с таким странным названием им выделили комнату и огород. Наталья очень возрадовалась, когда узнала, что в Вырице есть два действующих храма и даже где-то за рекой монастырь. Она побыла в ближайшем храме и полюбила его на всю жизнь. Это была красивая церковь Казанской иконы Божией Матери, воздвигнутая в честь 300-летия дома Романовых.

От прихожан Наталья услышала о чудотворном старце отце Серафиме, жившем на Пильном проспекте. «Не тот ли это старец?» — возникла у неё мысль. Наконец она решилась и направилась к нему. Да, это был он: с благообразным, ласковым лицом и добрыми серыми глазами. Наталья упала на колени и стала благодарить Батюшку:

— Встань, дочь моя. Я тебя ждал. Приходи ко мне.

Наталья приходила к отцу Серафиму и по духовным делам, и по мирским. Вскоре на её долю выпало тяжёлое испытание: Господь в одночасье забрал малюток: и сына, и дочь. «От высокой температуры сгорели на глазах», — вспоминала Матушка.

Понимала, что все делается по воле Божьей, но сердцу не прикажешь — оно разрывалось от горя. Решила, что жить в миру не для нее. «Не зря же меня Царица Небесная призвала к монастырской жизни ещё в детстве, — рассуждала Наталья. — Буду искать монастырь — не все же разорили. Говорят, и здешниз ещё действует. Схожу к батюшке за благословением».

Отец Серафим принял Наталью ласково, но благословения не дал: «Натальюшка, велико твоё горе, терпи. Господь ведёт своих избранников Ему Одному ведомыми путями. Тебе определено жить в миру, помогать людям и молиться за мир. Тебе много будет дано, много и взыщется. Готовься. А невинные души детей твоих приняла Царица Небесная. Я ведь тоже двоих потерял. Не печалься, родишь ты ещё и сына и дочку».

Ободрённая и смирившаяся, возвращалась Наталья домой. Жизнь продолжалась, наполненная и дальше неисчислимыми скорбями и мучениями. Но никакие страдания: голод, теснота, гонения, многочисленные телесные повреждения и немощи, непосильный труд — непоколебали не веру и любовь ко Господу. Предсказания старца сбылись в полной мере. За несколько лет до войны первым родился сын Володя.

Когда немцы оккупировались Вырицу, многие стали готовиться к эвакуации. Михаил выкопал в огороде две ямы. В одной спрятали одежду и посуду, в другой — иконы, ведро соленных грибов, ведро клюквы, крупу и муку.

— Мне было пять лет, но запомнилось все очень хорошо, — рассказывал сын Володя. Немцы к нам пришли неожиданно. Забрали меня, отца, мать и тётю Надю. Дядя Ваня тогда уже воевал. Посадили нас на машину и привезли на станцию. Там погрузили в вагон. Через несколько дней мы с другими эвакуированными оказались в Калининнской области. Вещи погрузили на крестьянские подводы, а людям пришлось шлепать по грязной осенней дороге. Всем руководили немцы. До деревни Чернцово, где нас расселили, шли долго. Взрослые работали на полях и строили около деревни железную дорогу. Отец мой вскоре исчез. Я не знал, где он.

Весной 1944 года налетела наша авиация, разбомбила станцию, досталось и деревне. После бомбежки началось наступление наших войск. Из лесов вернулись партизаны. С ними оказался отец. Всех мужчин вскоре отправили на фронт.

Однажды мама сказала, что у меня летом появится сестра. Откуда она могла взяться, я не понимал. Мама рассказала сон: «Матерь Божья держит на ладошке младенца и говорит: «Вот я тебе даю дочку, смотри, не потеряй её!».

Действительно, летом у меня появилась сестра Галя.

После этого в деревне мы оставались недолго. Мать с тетей Надей решили пробираться в Вырицу.

Дело было рискованное, но Наталья рвалась к своему наставнику. Их духовное общение никогда не прерывалось. Отцу Серафиму было открыто состояние своих чад, где бы они не находились. Наталья постоянно ощущала молитвенную помощь старца. Поэтому в дорогу собиралась без сомнений.

Добрались благополучно. И своевременно. Соседка по дому, Анастасия, лежала без движения, опухшая от голода. Рядом копошились двсе дочки. Едв не было ни крошки. Надеяться на помощь не приходилось: ни родных, ни близких. В Вырицу они приехали перед войной из Невеля после ареста мужа.

В огороде из двух ям уцелела одна — главная: с иконами и продуктами. Во вторую попала бомба. Скудные запасы теперь приходилось рассчитывать ещё на три рта. Первым делом, Наталь пошла на убранное капустное поле. Набрала капустных листьев и испекла пирожков. Обменяла их на хлеб и сало. Делить еду было доверенно единственному мужичку — сыну Володе. Позднее Анастасия вспоминала: «Ну так нарежет, что в руки не взять. Бутерброды из хлеба и сала делал буквально с ноготок».

Какой физический и духовный подвиг пришлось совершить Наталье ради спасения своих детей и чужой семьи, знает один Господь. Он всегда направлял её стопы в нужном направлении. А ходить приходилось с безконечными ношами и за тридцать, и за сорок, и даже за семьдесят километров.

Не оставлял Создатель свою избранницу и новыми испытаниями. Галюшке в ту пору, когда появилась невесть откуда взявшаяся болезнь, было годика три. Перестала пить, есть, побледнела, а потом и синеть стала. Подхватила Наталья дочку и к батюшке: «Предупреждала Царица Небесная беречь, — неужели потеряю!».

Старец все знал и сразу позвал их в келию.

— Отец мой, что с ней?… Умрет ведь, не пьет, не ест.

— Будет и есть, и пить. Дайте ей святой водички и просфорочку.

Надюшка выпила воду и сразу принялась за просфорку. Она оживала на глазах. Немощный телом, батюшка лежал на кровати и добродушно смотрел на нее.

— Посади дочку ко мне, — попросил он Наталью.

Сначала с опаской, а потом все смелей, Галя стала играть дедушкиной бородой.

— Надюшка, что ж ты делаешь? — заволновалась мать.

— Не трогайте ребенка; пусть играет, — улыбнулся батюшка Серафим. — Домой придёшь, девочка будет долго спать. Проснется, чтоб ни попросила — исполни.

Попросила Надюшка молока.

От изнурительного, непосильного труда, постоянного недоедания Наталья стала опухать, да так, что кожа лопалась на руках и лице. Именно в это время из Германии вернулся Михаил с трофеями. Жить стало полегче. Появилось возможность почаще бывать у своего духовного отца.

Весной 1949 года батюшка Серафим стал готовиться к завершению земного пути. Наталья боялась, что он без нее уйдет ко Господу, и она с ним не попрощается.

— А ты не волнуйся, Натальюшка, — успокоил ее батюшка, — час моей кончины не пропустить. Покровительница наша известит тебя. Тогда и беги ко мне.

Так и случилось по молитвам старца: в ночь его кончины, комната где жила Наталья, освятилась ярким светом.

Могила духовного отца для нее стала предметом особого попечения. Она всегда была ухоженной и нарядной.

Облегчение в семейной жизни с возвращением мужа было недолгим. Михаил завел дружбу с губителем России, зелёным змием, и почти все прописал, что зарабатывал. Чтобы свести концы с концами, Наталье приходилось работать в двух-трёх местах. Но и в эти трудные годы Господь не оставлял Свою избранницу скорбями. В больнице она упала с лестницы и сломала пяточную кость на правой ноге, которая, к тому же, неправильно срослась — пришлось снова ломать.

Зимой женщины часто просили Наталью выполоскать белье в реке: берегли руки. А она это делала голыми руками — не мёрзли. Ранней весной, когда река уже вскрылась, пришлось полоскать по колено в воде, так как мостки унесло. Застудила ноги. От переохлаждения воспалились правое ухо. Воспаление было сильным. Пришлось долбить кость. После этой сложной операции врачи забыли тампон и зашили его. Рецидив оказался более тяжелым, а повторная операция более сложной. В результате — ухо перестало слышать.

И это только небольшой перечень телесных страданий, которые пришлось претерпеть Наталье на подвижническом пути к стяжанию Евангельского смирения. Силу ее внутреннего подвига на этом пути нам определить невозможно. Думаю, что совершить его помогли наставления батюшки Серафима, которые он, в свою очередь, унаследовал от своего духовного наставника — святого преподобного Варнавы Гефсиманского: «Скорби — это неизбежные спутницы всякого искреннего и истинного работника на ниве Христовой, поэтому заранее запасайтесь, мужеством духа в покорность Промыслу Божиему».

Живая горячая вера, стремление побудили Наталью расстаться с Михаилом и принять постриг, а затем — и схиму с именем Варвара.

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам, — говорил наш Спаситель. Человека безграмотного, но с верой безраздельной, несомненной Господь вознаградил удивительными дарами.

Подвижническая жизнь схимонахиня Варвары не прекращалась ни на минуту. Сама Царица Небесная и Господь руководствовались ее духовной жизнью. Матушка ограничивала себя буквально во всем: в пище, в общении с односельчанами, сне, оставляя все свое свободное от трудов время для молитвы. Отдаляясь от мирской суеты, матушка научилась творить волю Божию и быть послушной Одному Господу. За это послушание Господь и наградил ее многими дарами: так матушка умела прозревать в область будущего, настоящего и прошлого своих посетителей, проникала в мысли собеседника, видела происходящие события на расстоянии, исцеляла больных от неисцелимых недугов, предсказывала и пророчествовала, обладала дарами молитвенного созерцания и духовного утешения.

Слава об удивительных дарах Вырицкой схимонахини распространилась очень быстро и далеко. К ней ехали со всех концов Советского Союза, бывали гости из Болгарии, Греции, Иерусалима. Сотни и сотни, спасённых, исцелениях, прозревших духовно, окрыленных верой уходили от нее. Однако, духовная жизнь ее была сокрыта от поселян: многие до смерти знали ее как Наталью.

Матушка Варвара с большой любовью и теплотой относилась к своим духовным чадам. Она никогда не теряла их из виду, знала о всех их нуждах. Заботливость ее о них была порой даже усилительной. Однако, матушка была нелицеприятная: могла резко обличить при необходимости и пришедшего к ней священника. Если матушка не видела в пришедшем к ней и малой веры или желания расскаяться, то была с такими неразговорчива.

Приведем несколько случаев, произошедших с ее духовными чадами.

У Лидии Андреевны жил очень докучливый кот. Решила она от него избавиться. Именно в этот момент вернулась из школы внучка Машенька, и бабушкина затея сорвалась: кот был спасён. Машенька до недавнего времени была отличницей. В один день в классе появилась новенькая, дочка полковника, и сразу стала лидером. Маша считала, что ей стали занижать оценки и очень по этому поводу переживала.

Лидия Андреевна поехала искать справедливость в Вырицу. Матушка открыла ей и сразу говорит с укоризной:

— Лида, проси прощения у кота!

Лидия Андреевна от неожиданности так и обомлела. Выслушав школьную историю, матушка сказала:

— Будет Машенька отличницей. Начальника переведут.

В скором времени все так и произошло.

Супруги Владимировны получили квартиру в п. Коммунар. С радостью рассказывали какой у них большой и замечательный дом. Матушка, не дослушав, сказала:

— Барак!… И не горит лампада. Ангела к вам посылали, еле нашел — темень. Чтобы с сегодняшнего дня лампадка горела.

— Обязательно будет гореть. Скажи, наша хорошая, когда к тебе можно приехать?

— Я позвоню.

Виктор Петрович и Нина Николаевна недоуменно переглянулись: телефона у матушки отродясь не было. Да и не пользовалась она им никогда в жизни. С тем и уехали.

Через какое-то время ночью их разбудили огоньки. Они мерцали и быстро перемещались по комнате, потом потухли. Поудивлялись, прогадали Владимировны, но объяснения придумать не смогли. То же самое произошло во вторую ночь, в третью. Наконец пришло озарение: «Ведь это матушка звонит». Утром спешно собрались и поехали в Вырицу.

— Почему долго не ехали? Я же звонила.

— Матушка, прости.

— Рубашку не выкинули!? — Говорить приходилось громко, потому что к этому времени и левое ухо, после такой же операции, как и на правом, слышало плохо.

— Которую вам подарили.

Опять Владимировы переглядываются с непониманием. Виктору Петровичу, действительно, подарили на день рождения не одну рубашку, но о какой идёт речь, не возьмут в толк.

— Да ту, что потом собирает.

Все стало понятно. Была, была среди подарков футболка от женщины, которая жила по соседству.

— Нет, матушка, не выкинули.

— Сожгите ее.

Футболка горела неестественно: ее коробило, пламя шипело и трещало. А женщина именно в это время на «ровном месте» сломала ногу.

Матушка крестила всегда и все. Если одевалась, то всю одежду, включая каждый носок, сапог или варежку; если еда, то каждое блюдо, каждый кусочек «хлебушка». Без креста она не делала шага. Крестила неторопливо, вдумчиво, глубоко осознанно, проникновенно, с верой в силу и действенность креста.

Ещё матушка любила угощать и не любила есть одна. Будь то в Вырицу или больнице, кто бы к ней не пришел, даже незнакомый человек, усаживала рядом с собой, угощала всем, что у нее было.

Молодая врач Марина Павлова ушла с дочкой от мужа. Муж просил прощения, уговаривал вернуться, обещал венчаться. Дрогнуло слабое женское сердце, поддалась Марина на уговоры. Но прежде чем переезжать обратно, решила посоветоваться с матушкой Варварой. Схимонахиня на этот раз была строга и категорична: «Не смей!… Чтоб ноги там небыло».

Мужа вскоре нашли мертвого со связанными руками и многочисленными ранами. В квартире было много дорогих вещей, антиквариата — ничего не тронули.

Законы духовной жизни очень строги и действуют неукоснительно. Как показывает следующий пример, переступать их никому не позволено.

Приехала как-то к матушке Валентина из «Мурмана» так матушка называла все, что находится на Кольском полуострове. Обычно Валентина приезжала с матерью. На этот раз мать приехать не смогла, так как находилась возле умирающего мужа. У него был рак с обширными метастазами. Медики уже не пытались помочь.

— Матушка, вся надежда на тебя, — слёзно просила Валентина. На Бога надежда. Буду молиться. Вы тоже молитесь.

Не один день и не одну ночь провела матушка за молитвой; не одну сотню сделала коленопреклоненных поклонов, ни на минуту не выпускала из рук четок, ничего не ела, но чувствовала что молитва не доходит до Господа.

В одну из ночей явилась к ней Богородица, села на «Свой» стул у комода (матушка на этот стул никому не разрешала садиться) и говорит с укоризной: «Не за своё дело, Варварушка, взялась. Отец Небесный этой болезнью наказывает людей много грешивших. Никому не позволено им вымаливать жизнь, ибо болезнь эта даётся во очищение. На этот раз Господь прощает тебя за твоё усердие и Григория недостойного избавит от болезни».

Григорий, действительно, поправился — будто и не было у него онкологических проблем. Земля быстро слухом полнится. Люди узнавали что матушка Варвара может избавить от рака, и шли к ней с этим недугом. Она всегда решительно им отказывала.

Должностные лица женскаго монастыря

«Истинное монашество по самой своей сущности заключается не в черных ризах, постах, долгих молитвах, не в умерщвлении только плоти и исключительных заботах о своем личном спасении, а единственно в исполнении самим делом заповедей Христовых, в деятельном, непрестанном проявлении к нашим ближним любви, правды, милости, без которых ни одному человеку не возможно спастись».
Должностные лица монастыря
Настоятельница
1. Настоятельница назначается правящим Архиереем и утверждается в этой должности Священным Синодом.
2. Имя Настоятельницы по монастырской традиции возносится за всеми Богослужениями.
3. Она ведет все монастырское дело, в связи с чем должна хорошо знать все нужды обители, дабы иметь постоянное попечение о всем.
4. Настоятельница правомочна: заключать и подписывать договора, распоряжаться денежными средствами и материально-имущественными ценностями монастыря, разрабатывать правила внутреннего распорядка, пользоваться печатью монастыря и хранить ее у себя, выдавать доверенности.
5. Настоятельница по некотором испытании зачисляет в число сестер вновь поступивших послушниц и отчисляет тех, кто оказывается неспособным к жительству в монастыре, доводя свои распоряжения до сведения правящего Архиерея.
6. На обязанности Настоятельницы лежит всемерное поддержание в монастыре высокой духовной дисциплины и доброго порядка; забота о духовном делании, и совершенствовании инокинь; наблюдение за благолепием и уставностью богослужения в монастырских храмах; попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и других монастырских постройках.
7. Настоятельница в качестве лица официального и ответственного за свою обитель, принимает разных посетителей: богомольцев, иностранных и отечественных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений, руководствуясь в сем добрыми намерениями и собственным благорассуждением, что будет служить ко благу и пользе ее монастыря.
8. Основной заботой Настоятельницы является попечение о духовном состоянии своего сестричества, их прилежании к молитве, к богослужению монастыря, их усердии в послушании и, особенно, в стремлении к чистоте и святости жизни. Настоятельница постоянно держит связь с духовниками монастыря и наблюдает, как часто сестры приступают к Таинству Исповеди и Причащения.
9. Настоятельница, воспитывая волю инокинь, насаждая в них смирение, проверяет исполнение послушаний, возложенных на каждого из членов обители, и в случае необходимости делает замечания, а та и строгие выговоры, вплоть до епитимий, в целях вразумления и исправления согрешающей сестры, добиваясь от нее признания и покаяния в соделанных ошибках. По словам св. Василия Великого, инокини должны открывать Настоятельнице даже сокровенные тайны сердца. В общежительном монастыре всё происходящее должно доводиться до ее сведения, чтобы, с одной стороны, сообщить всему внутреннему управлению характер единства, а с другой — чтобы освободить должностных лиц от греха самочиния, тяготящего совесть послушницы и производящего смущение в сестричестве. Настоятельница непосредственно следит за правильностью действий должностных лиц, часто посещает места общих послушаний.
10. В случае отлучки, болезни или смерти Настоятельницы во временное отправление ее обязанностей вступает казначея монастыря. В исключительных случаях заместителем Настоятельницы монастыря может быть иное лицо из состава Духовного собора монастыря.
11. Все должностные лица монастыря, кроме казначеи, назначаются Настоятельницей письменным распоряжением по монастырю.
Казначея
1. Казначея назначается Указом правящего Архиерея по представлению Настоятельницы. Казначея в своей деятельности находится в непосредственном подчинении Настоятельницы.
2. На обязанности казначеи лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходом монастырской казны и ведение приходно-расходных книг, с соблюдением правил отчетности. Эти книги ежемесячно представляются для ознакомления Настоятельнице. Составляет ежегодный отчет Настоятельнице для представления правящему Архиерею.
3. Казначея также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей монастыря.
4. Казначея ведет архив важнейших монастырских документов как хозяйственных, так и финансовых.
5. Казначея следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.
6. С благословения Настоятельницы казначея выдает авансовые деньги эконому и другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета. На казначее лежит забота о повседневных нуждах сестер.
7. В последних числах месяца казначея в присутствии троих лиц из старших сестер вскрывает церковные кружки, считает деньги и общую сумму заносит в кассовую книгу.
8. Ключи от монастырских кружек хранятся в казначействе. Казначее подотчетны свечница, бухгалтер, кассир, библиотекарша.
Благочинная
1. На обязанности благочинной лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением сестер монастыря, за дисциплиной и отношением их к своим послушаниям, как в храме, так и по монастырю. Она следит за тем, чтобы в назначенное время все добросовестно занимались работой.
2. Благочинная следит, чтобы в храме во время богослужения соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Для сего назначает инокинь, обеспечивающих дисциплину в храме. Контролирует исправное прочитывание на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных прихожанами записок и поминаний.
3. В случае нарушений дисциплины кем-либо из сестер благочинная делает наставление, вразумляя ее сестринским словом.
4. Благочинная имеет право на вход в келий сестер, чтобы знать их бытовые нужды, а также следить за порядком и чистотой в них.
5. В целях сохранения монастырской дисциплины благочинная должна заботиться о том, чтобы в келиях обители не находились посторонние лица — даже близкие родственники, свидание с которыми можно допустить только в специально отведенной для сей цели приемной комнате, и то с разрешения Настоятельницы. Следит, чтобы сестры без нужды не посещали лиц, разместившихся в гостиничных кельях.
6. Монастырских гостей благочинная размешает в гостиных комнатах и заботится о них. Обязывает трудников и паломников подчиняться монастырским правилам и распорядку.
7. В подчинении благочинной находятся привратники, дворники, церковные сторожа, звонари.
8. Благочинная может иметь помощницу, которая в его отсутствие выполняет те же функции.
9. 0 всех нарушениях дисциплины среди сестер благочинная докладывает Настоятельнице. Она ежедневно доводит до сведения Настоятельницы, как сестры провели день, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни.
10. Благочинная отвечает за неукоснительное соблюдение сестрами обители распорядка дня монастыря. Через чередных священнослужителей удовлетворяет духовные нужды (требы) прихожан и паломников.
Ризничая
1. Ризничая находится в непосредственном ведении благочиной. На обязанности ризничей лежит заведование церковной утварью, облачением и всем храмовым имуществом, а также их бережное хранение и использование по прямому назначению.
2. Ризничая ведет опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей, особенно вновь поступивших, с установлением инвентарного номера, указанием источника поступления, века, цены. По возможности в опись заносят историю особенно ценных реликвий храма, икон, мощей. Ценности ризницы следует хранить в безопасном месте. Без благословения Настоятельницы описи никому не выдавать. Периодически представлять их для знакомства Настоятельнице монастыря.
3. Ключи от ризницы и храмов ризничая должна хранить у себя.
4. Ризничая по указанию благочинной выдает облачение для священнослужения и другие предметы ризницы, следит за тем, чтобы вещи, требующие починки или стирки; своевременно исправлялись и стирались, а церковная утварь регулярно чистилась и протиралась.
5. Ризничая может иметь в своем распоряжении одного или даже двух помощниц, если в том есть необходимость. Ей подчиняются экклисиарша, портные монастырской пошивочной, просфорницы.
6. Ризничая, с благословения Настоятельницы, может приобретать необходимую утварь, с последующим отчетом перед казначеей.
Эконом
1. Эконом находится в непосредственном ведении Настоятельницы. На обязанности эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной и строительной частью монастыря, снабжение нужными материалами.
2. Особо печется о храмах и часовнях, как первых святынях монастыря. Забота эконома распространяется на сестринские корпуса, а также на все подсобные помещения.
3. В распоряжении эконома находятся как инокини, занимающиеся монастырскими хозяйственными трудами, так и наемные рабочие, которых эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода работ, согласуя свои рабочие планы с Настоятельницей, с ее благословением. В подчинении эконома находятся: келарша, рухлядная, заведующие мастерскими, трапезница, повар, закупщик. Контролирует использование монастырского транспорта.
4. Распределение времени работающих сестер зависит от усмотрения Настоятельницы или благочинной, а эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все работали.
5. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения эконома, которая назначает необходимые работы и следит за качеством их исполнения.
6. Если в монастырском хозяйстве эконом находит нужным и полезным осуществлять какие-либо улучшения, то ей предоставляется право изложить свои соображения Настоятельнице, и после одобрения и благословения она может приступить к осуществлению своих планов.
7. На экономе лежит особое монастырское послушание — вести работы по строительству и хозяйству с минимальными затратами, оберегая монастырскую казну, тщательно охраняя и расходуя хоз. материалы.
8. Эконом при желании и необходимости может иметь помощницу.
9. Эконом получает право от монастыря держать связь в деловых вопросах с государственными ведомствами.
10. Работы в монастырском хозяйстве начинаются и оканчиваются по-церковному — молитвой.
Келарша
1. Келарша находится в непосредственном ведении эконома. Обязанности келарши заключаются в приобретении необходимых продуктов питания, а также наблюдения за их сохранностью.
2. Под наблюдением келарши находится монастырская кухня, склады с продовольствием, просфорня и трапезная, в коих должна соблюдаться чистота и опрятность.
3. Келарша наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось то, что положено по монастырскому Уставу.
4. Без особого благословения Настоятельницы келарша не должна отпускать пищу в монашеские келий.
5. Келарша совместно с экономом заботится о своевременной заготовке овощей и фруктов на зимний период.
6. Келарше подчиняются следующие лица: трапезница, повар, и все кухонные работницы.
7. В случае отсутствия келарши его во всем замещает его помощница трапезница.
Рухлядная
1. Рухлядная находится в непосредственном ведении эконома. Рухлядная наблюдает за приобретением и изготовлением обуви или одежды для сестер, а также за их починкой. В своих сношениях с сестрами рухлядной подобает быть беспристрастной и внимательной, ибо часто случается, что иная по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иная же требует без нужды излишнего.
2. Вновь поступающим, вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную одежду.
3. Что касается материала, из которого должно шить сестрам одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую (на подрясники), ибо щегольство в одежде неприлично иноческому смирению.
Уставщица
1. Уставщица находится в непосредственном ведении благочинной. Обязанности уставщицы заключаются в неукоснительном наблюдении за чином всех церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с Типиконом и местными монастырскими обычаями.
2. Уставщица следит за суточными чтецами, за правильным и уставным отправлением ими часов, тропарей, кондаков, кафизм и иных чтений, кои должны исполняться без ошибок, благоговейно, отчетливо и традиционно.
3. Новоначальных и малознающих чтецов уставщице следует обучать правильному церковному чтению.
4. Уставщица должна следить за состоянием церковно-богослужебных книг, а пришедшие в негодность своевременно реставрировать или, с благословения Настоятельницы, уничтожать, если таковые не поддаются ремонту.
5. В послушании уставщицы находятся: регентша, чредные чтецы и певцы.
6. Уставщица может иметь помощницу, коей должна передавать свои познания и опыт.
Регентша
1. Обязанности регентши состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе.
2. Хор должен петь стройно и молитвенно, чтобы пение трогало, умиляло и приносило духовную пользу всем молящимся.
3. Ни регентша, ни певчие не должны допускать на клиросе шуток, смеха, ссор, празднословия и шума.
4. Регент поручает канонарху заблаговременно просмотреть тексты стихир, чтобы он мог канонаршить внятно и отчетливо, делая смысловые остановки между фразами.
5. Регентша обязана систематически организовывать спевки хора, в которых должны принимать участие все певчие.
6. Регентша подчиняется уставщице и с ней согласовывает все богослужения.
7. Перечень песнопений представляет Настоятельнице на утверждение.
Экклесиарша
1. На обязанности экклесиарши лежит наблюдение за прислуживанием в Алтаре и храме Алтарниц, за чистотою и опрятностью храма, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение воды, куличей, фруктов).
2. Экклесиарша подчиняется ризничей. Экклесиарше подчиняются Алтарницы.
Алтарница
1. Обязанности алтарницы требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с присутствием ее в алтаре близ святого Престола и Жертвенника, при которых недопустимы праздные разговоры, смех, шутки и все непристойное этому святому месту. Алтарница должна заблаговременно прийти в алтарь, чтобы приготовить все необходимое для службы.
2. На алтарнице лежит обязанность прислуживать за богослужением, возжигать светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи, относящиеся к богослужению.
3. На алтарнице лежит обязанность смотреть за чистотой в алтаре и храме; чистить кадило, подсвечники, снимать пыль и паутину с окон, икон, смотреть за коврами, воду с умывальника выливать в специально отведенное и устроенное место, проветривать и подметать алтарь. Она следит за освещением алтарей и храмов.
4. На обязанности алтарницы лежит постоянный контроль за исправным прочитыванием на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных мирянами записок и поминаний.
5. По окончании богослужения алтарница тщательно проверяет алтарь на предмет пожарной безопасности. Обычно боковые двери алтаря отпирает и запирает сама алтарница.
Свечница
1. На обязанности свечницы лежит прием пожертвований, поминовений, а также и других поступлений, каковые она должен сдавать казначее.
Звонарша
1. Звонарша в положенное время производит благовест к богослужению.
2. Благовест или трезвон производится в соответствии с уставом и обычаем данного монастыря. Характер звонов должен отвечать установившимся традициям.
3. Звонарша не должна допускать посторонних лиц на колокольню без особого распоряжения и надобности.
4. Звонарша следит за состоянием всей звонницы.
Письмоводительница
1. На обязанности письмоводительницы лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря.
2. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке и быть надлежащим образом зарегистрированы.
3. Переписка монастыря с разными организациями и частными лицами должна вестись аккуратно и не задерживаться.
4. Письмоводительница принимает монастырскую корреспонденцию и представляет ее Настоятельнице. Она же занимается вопросами почтовых переводов, посылок и оформляет их надлежащим образом.
5. Письмоводительница может иметь помощницу, которая сдает на почте и принимает там всю монастырскую корреспонденцию.
6. Письмоводительница подчиняется Настоятельнице или казначее и руководствуется их указаниями.
Библиотекарша
1. На обязанности библиотекарши лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг, а также других изданий, составление каталога и картотеки.
2. Библиотекарша выдает книги насельницам обители, ведя учет, кому и что выдано. Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарша обязана требовать возвращения взятых книг.
3. Должность библиотекарши требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с развитием и духовной подготовкой каждого, желающего взять книгу.
4. Библиотекарша поврежденные книги своевременно отдает в реставрацию. Наблюдает за книгохранилищем, следит за внутренним режимом в нем и особенно за пожарной безопасностью.
Просфорница
1. Просфорница находится в непосредственном ведении благочинной. Просфорница отвечает за качество и своевременность изготовления просфор, особенно богослужебных.
2. Просфора выпекается из чистой, свежей пшеничной муки высшего сорта.
3. Сама просфорница должна жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне, где недопустимы посторонние разговоры, смех, шутки, так как выпекается святой хлеб для Таинства Божественной Евхаристии.
4. Просфорница получает муку и все необходимое у келарши.
5. Помещение просфорни содержит в надлежащей чистоте и порядке. О необходимости ремонтных работ в просфорне докладывает эконому.
Трапезница
1. Трапезница находится в непосредственном ведении эконома. Трапезница наблюдает за своевременным и качественным приготовлением пищи для сестер в поварской и смотрит за порядком во время трапезы.
2. Во время принятия пищи в трапезной обычно читается житие святых, пролог или что-нибудь из сочинений святых отцов. Этой духовной книгой трапезница обеспечивает назначенного чтеца и хранит ее.
3. Трапезница каждый день (или однажды на всю неделю) испрашивает благословение у Настоятельницы, какую и в каком количестве готовить пищу.
4. По окончании общей трапезы, во вторую очередь, вкушает трапезница, чтец и те из сестер, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь. После второй трапезы трапезница никому пищу не отпускает, разве по особому указанию» Настоятельницы.
5. Трапезница наблюдает за тем, чтобы в трапезной всегда соблюдалась чистота помещения, столов и посуды.
6. Накрывает столы к установленным часам питания сестер и затем убирает посуду.
Больничная
1. Обязанности больничной состоят в уходе и присмотре за находящимися на лечении в изоляторе монастыря.
2. Больничная должна быть мягкой, терпеливой, сострадательной и заботливой к больным.
3. Больничная обеспечивает больных пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время.
Гостиничная
1. Гостиничная подчиняется благочинной. Обслуживает приезжающих в монастырь с обязательным ведением гостевого журнала по заведенному образцу, согласно установленному порядку.
2. Знакомит всех временно проживающих под расписку в гостевом журнале со следующими требованиями: а/ подчиняться требованиям распорядка дня монастыря; б/ выполнять послушания, полученные через гостиничного; в/ не посещать келий сестер монастыря; г/ в случае нарушения дисциплины покинуть монастырь по первому требованию.
3. Не принимать для проживания без благословения Настоятельницы или благочинной.
Зав. мастерскими
1. На обязанности заведующей какой-либо мастерской лежит надзор за работами, в ней производящимися, а также за сестрами и порядком в мастерской.
2. О нарушениях в работе или злоупотреблениях должно докладывать Настоятельнице.

Игумения Варвара (Третьяк)

Игумения Варвара (Третьяк Александра Ильинична) родилась 4 марта 1947 г. в с. Дремайловка Нежинского района Черниговской области. В 1965 году получила общее среднее образование и начала свою трудовую деятельность рабочей на заводе Синтетического волокна г. Киева. В 1973 году поступила в Киевский Покровский женский монастырь, где несла послушание уставщика и регента монастырского хора. С 10 января по 30 декабря 1974 г. прослушала курсы по специальности медсестры детских яслей с законченным средним медицинским образованием при Киевском горздравотделе.

19 декабря 1975 года приняла монашеский постриг с наречением имени Варвара и направлена в Горненский женский монастырь Иерусалима, где несла послушание до 1982 года.

В 1982 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена вернулась в Покровский монастырь. Одновременно проходила обучение в Московской Духовной семинарии на Регентском отделении.

В 1988 году после передачи Русской Православной Церкви Свято-Введенского Толгского монастыря, была переведена в эту обитель и назначена благочинной.

В июне 1988 г. удостоена права ношения креста с украшениями.

10 августа 1988 г. Указом Святейшего Патриарха Пимена назначена Настоятельницей Свято-Введенской Толгской женской обители с возведением в сан Игумении.

25 сентября 1988 г. Архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном была возведена в сан Игумении за Божественной Литургией в Спасском храме Толгского монастыря.

Матушка Игумения Варвара все свои силы и способности отдает возрождению древней Толгской обители. За годы ее настоятельства сильно порушенная и оскверненная обитель пережила свое возрождение. Ее трудами и неустанными заботами отреставрированы и приняли прежний вид храмы, колокольня, ограда монастыря, жилые и подсобные помещения. Обитель имеет образцовое подсобное хозяйство. Под руководством Матушки Игумении Толгская обитель стала сегодня не только подлинным украшением Ярославской земли, но и одной из самых известных в Православном мире.

Награждена:

21 августа 1994 г.: «Во внимание к трудам по восстановлению Толгской обители и в связи с 680-летием главной Святыни монастыря иконы Божией Матери Толгской настоятельница монастыря игумения Варвара награждается орденом Русской Православной Церкви Святой Равноапостольной великой княгини Ольги II степени». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II;

21 августа 1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Матушке Игумении крест с украшениями с памятной надписью: «Игумении Варваре настоятельнице Толгского Свято-Введенского женского монастыря Ярославской епархии в память Нашего посещения и служения в нем по случаю 10-летия возрождения монашеской жизни 21 августа 1997 Патриарх Алексий II»;

Май 1999 г.: «За осуществление конкретных и особо полезных для города дел наградить знаком отличия «За заслуги перед городом Ярославлем» Мэр г. Ярославля В. В. Волончунас;

11 августа 2000 г.: Государственная награда РФ «Орден Дружбы», Президент РФ В. В. Путин;

16 августа 2002 г. «Во внимание к 55-летию со дня рождения и 15-летию открытия Толгского Свято-Введенского женского монастыря настоятельница игумения Варвара награждается орденом Русской Православной Церкви Св. Равноапостольной княгини Ольги III степени», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (была вручена Архиепископом Михеем на Воздвижение);

12 августа 2003 г. Правление Российского фонда мира за выдающийся вклад в деятельность фонда награждает Игумению Варвару (Третьяк Александру Ильиничну) Золотой медалью Российского фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность»;
6 марта 2007 г. «Во внимание к усердным трудам и в связи с 60-летием со дня рождения и 20-летием возрождения Свято-Введенского Толгского женского монастыря Ярославской епархии настоятельница Обители Игумения Варвара (Третьяк) награждается орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени», Патриарх Московский и всея Руси Алексий II;

Свидетельство №36 о занесении в Книгу Почета Ярославской области: «Настоятельница Свято-Введенского Толгского женского монастыря Игумения Варвара занесена в Книгу Почета Ярославской области на основании постановления Губернатора Ярославской области №133 от 16.02.2007 г. за большой личный вклад в восстановление и сохранение памятника истории и культуры федерального значения Свято-Введенского Толгского женского монастыря»;

20 августа 2007 г. в честь 20-летия возрождения обители Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл вручил медаль Общероссийского Общественного Движения Россия Православная «Крест «Десятина»;

5 мая 2010 г. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл вручил юбилейную медаль Общероссийского Общественного Движения Россия Православная «65-лет победы в Великой Отечественной Войне»;

2 октября 2010 г. на память свв. Ярославских князей Феодора, Давида и Константина Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл в честь 1000-летия Ярославля вручил медаль блгв. кн. Ярослава Мудрого;

10 сентября 2010 г. Государственная награда РФ «Орден Почета», Президент РФ Д. А. Медведев, Указ №1121 (была вручена губернатором Ярославской области С. А. Вахруковым 28.12.2010 г.);

17 декабря 2010 г.: Во внимание к трудам во славу Святой Троицы Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси наградил матушку Игумению медалью Преподобной Евфросинии Полоцкой. (Награду вручил епископ Туровский и Мозырский Стефан в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря);

23 февраля 2012 г.: За усердные труды во славу Святой Церкви епископ Бакинский и Азербайджанский Александр наградил Матушку Игумению Золотой медалью Святаго Апостола Варфоломея;

4 марта 2012 г.: За большой личный вклад в развитие Ярославской области, способствующий её экономическому, социальному и культурному благополучию, губернатор Ярославской области С. А. Вахруков наградил Матушку Игумению медалью «За труды во благо земли Ярославской» II степени. (Указ Губернатора ЯО №43 от 09.02.2012 г.);

4 марта 2012г.: «Во внимание к трудам по восстановлению Свято-Введенского Толгского женского монастыря города Ярославля и в связи с 65-летием со дня рождения настоятельница означенного монастыря игумения Варвара (Третьяк) награждается орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, г. Москва №12.» Вручена лично 10 марта в Гефсиманском Черниговском скиту.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь, Ярославль: отзывы

    • Туризм в Ярославле
    • Отели Ярославля
    • B&B/мини-отели в Ярославле
    • Турпакеты в Ярославль
    • Авиабилеты в Ярославль
    • Рестораны Ярославля
    • Развлечения Ярославля
    • Форум путешественников о Ярославле
    • Фото Ярославля
    • Карта Ярославля
    • Все отели Ярославля
    • Спецпредложения отелей в Ярославле
    • Горящие туры в Ярославле
    • По типу отеля
        • Ярославль: мотели
        • Хостелы: Ярославль
        • Ярославль: отели бизнес-класса
        • Лучшие семейные отели Ярославля
        • Ярославль: спа-курорты
        • Романтические отели Ярославля
        • Отели со въездом на территорию на лыжах: Ярославль
        • Отели у пляжа: Ярославль
    • По классу отеля
        • Ярославль: 4-звездочные отели
        • Ярославль: 3-звездочные отели
    • Популярные удобства
        • Отели с бесплатной парковкой в Ярославле
        • Отели в Ярославле, где разрешено проживание домашних животных
        • Oтели с бассейном в Ярославле
    • Популярные категории в Ярославле
        • Отели Со Скидкой в Ярославле
        • Отели Ярославля с мини-кухней в номере
        • Спа-Отели в Ярославле
        • Отели С Трансфером в Ярославле
        • Отели Класса Люкс в Ярославле
        • Дизайнерские Отели в Ярославле
        • Отели с балконами в Ярославле
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Свято-Введенский Толгский женский монастырь
        • Отели рядом — Частный музей «Музыка и время»
        • Отели рядом — Фонтаны на Стрелке
        • Отели рядом — Церковь Ильи Пророка
        • Отели рядом — Памятник медведю
        • Отели рядом — Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
        • Отели рядом — Ярославский Зоопарк
        • Отели рядом — Церковь Иоанна Предтечи
        • Отели рядом — Успенский Кафедральный Собор
        • Отели рядом — Планетарий имени Валентины Терешковой
    • Аэропорты поблизости
        • (IAR) Yaroslavl Airport: отели поблизости
    • Ярославль: все развлечения
    • Свято-Введенский Толгский женский монастырь: развлечения поблизости.
        • Крестовоздвиженская церковь
        • Кедровая роща
        • Часовня убиенных в Смутное время иноков
        • Введенский собор
        • Церковь Спаса Нерукотворного Образа
        • Набережная Ярославля
        • Памятник Афоне и штукатуру Коле
        • Церковь Ильи Пророка
        • Ярославский художественный музей
        • Ярославский Зоопарк
        • Частный музей «Музыка и время»
        • Спасская церковь
        • Музей занимательных наук Эйнштейна
        • Беседка на Волжской набережной
        • Планетарий имени Валентины Терешковой
    • Ярославль: Достопримечательности и культурные объекты
        • Ярославль: Архитектурные достопримечательности
        • Ярославль: Мосты
        • Ярославль: Кладбища
        • Ярославль: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Ярославль: Образовательные объекты
        • Ярославль: Фонтаны
        • Ярославль: Исторические достопримечательности
        • Ярославль: Исторические места для прогулок
        • Ярославль: Памятники и статуи
        • Ярославль: Смотровые площадки и башни
        • Ярославль: Арены и стадионы
        • Ярославль: Культурные объекты и достопримечательности
        • Ярославль: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Ярославле
        • Ярославль: Развлечения и игры
            • Ярославль: Кинотеатры
            • Ярославль: Игровые и развлекательные центры
            • Ярославль: Боулинг
            • Ярославль: Спортивные комплексы
            • Ярославль: Эскейп-квесты
            • Ярославль: Другие виды игр и развлечений
            • Ярославль: Художественные студии и гончарные мастерские
            • Ярославль: Аттракционы для катания и мероприятия
        • Ярославль: Музеи
            • Ярославль: Художественные галереи
            • Ярославль: Музеи искусств
            • Ярославль: Детские музеи
            • Ярославль: Исторические музеи
            • Ярославль: Военные музеи
            • Ярославль: Музеи естествознания
            • Ярославль: Обсерватории и планетарии
            • Ярославль: Специализированные музеи
        • Ярославль: Туры
            • Ярославль: Обзорные экскурсии
            • Ярославль: Лодочные туры
            • Ярославль: Автобусные туры
            • Ярославль: Пешеходные экскурсии
            • Ярославль: Водные виды спорта
            • Ярославль: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Ярославль: Гастрономические туры
            • Ярославль: Рыболовные туры и чартеры
            • Ярославль: Культурные туры
            • Ярославль: Туры по местам культурно-исторического наследия
            • Ярославль: Обзорные городские туры с остановками
            • Ярославль: Частные туры
            • Ярославль: Прогулки на лошадиной повозке
            • Ярославль: Парашютизм
            • Ярославль: Многодневные экскурсии
        • Ярославль: Покупки
            • Ярославль: Художественные галереи
            • Ярославль: Антикварные магазины
            • Ярославль: Универмаги
            • Ярославль: Магазины сувениров и деликатесов
        • Ярославль: Природа и парки
            • Ярославль: Сады
            • Ярославль: Парки
            • Ярославль: Зоны катания на горных лыжах и сноубордах
            • Ярославль: Маршруты для верховой езды
            • Ярославль: Зоопарки
        • Ярославль: Мастер-классы и семинары
            • Ярославль: Уроки и мастер-классы
            • Ярославль: Кулинарные мастер-классы
            • Ярославль: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Ярославль: Ночная жизнь
            • Ярославль: Бары и клубы
            • Ярославль: Джаз-клубы и бары
            • Ярославль: Караоке-бары
            • Ярославль: Танцевальные клубы и дискотеки
        • Ярославль: Активный отдых на открытом воздухе
            • Ярославль: Конные экскурсии
            • Ярославль: Зоны катания на горных лыжах и сноубордах
            • Ярославль: Маршруты для верховой езды
            • Ярославль: Зоопарки
            • Ярославль: Лодочные туры
            • Ярославль: Водные виды спорта
            • Ярославль: Аренда лодок
            • Ярославль: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Ярославль: Экстремальный туризм
            • Ярославль: Рыболовные туры и чартеры
            • Ярославль: Прогулки на лошадиной повозке
        • Ярославль: Концерты и представления
            • Ярославль: Джаз-клубы и бары
            • Ярославль: Представления
            • Ярославль: Театры
        • Ярославль: Спа и оздоровление
            • Ярославль: Спа
            • Ярославль: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
            • Ярославль: Хаммамы и турецкие бани
            • Ярославль: Термальные спа-центры
        • Ярославль: Еда и напитки
            • Ярославль: Пивоварни
            • Ярославль: Кулинарные мастер-классы
            • Ярославль: Гастрономические туры
        • Ярославль: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Ярославль: Лодочные туры
            • Ярославль: Водные виды спорта
            • Ярославль: Аренда лодок
            • Ярославль: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Ярославль: Рыболовные туры и чартеры
        • Ярославль: Аквапарки и парки развлечений
            • Ярославль: Тематические парки развлечений
            • Ярославль: Аквапарки
        • Ярославль: Ресурсы для путешественников
            • Ярославль: Библиотеки
            • Ярославль: Туристические центры
        • Ярославль: Зоопарки и океанариумы
            • Ярославль: Зоопарки
    • Что обычно ищут в г. Ярославль
        • Подходит для любителей адреналина
        • Скрытые жемчужины
        • Место для медового месяца
        • Подходит для пар
        • Подходит для больших групп
        • Недорого
        • Бесплатный вход
        • Подходит для детей
        • Чем заняться в дождливый день
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *