Дмитрий Лихачев

Биография

Труды выдающегося филолога, искусствоведа и культуролога Дмитрия Лихачева мало знакомы современному поколению. Однако биография ученого вышла настолько насыщенной, что событий его жизни хватило бы на коллекцию интригующих романов о России периода 20-го века. И в них нашлось бы место для катастроф, войн и противоречий.

View this post on Instagram

A post shared by Реальные люди. Реальные слова. (@soreal.ru) on Jan 13, 2019 at 4:37am PST

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев

Лихачев родился в Серебряный век русской культуры, а умер за год до начала третьего тысячелетия. Его книги, цитаты, рассказы еще при жизни автора стали грандиозным наследием, изучение которых способно помочь русскому народу сохранить духовные традиции родной культуры.

Детство и юность

Лихачев Дмитрий Сергеевич появился на свет 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Его семья принадлежала к интеллигенции и имела скромный финансовый достаток. Отец Сергей Михайлович работал инженером-электриком, в мать Вера Семеновна занималась домашним хозяйством.

В подростковом возрасте юноша определил для себя, что хочет изучать литературу и язык, поэтому после получения классического среднего образования успешно сдал вступительные экзамены в Ленинградский университет и поступил на местное филологическое отделение факультета общественных наук.

View this post on Instagram

A post shared by Hassliebe?hassd (@hassliebe889) on Aug 27, 2018 at 7:11am PDT

Дмитрий Лихачев

В студенческие годы Лихачев являлся одним из членов полуподпольного кружка, изучавшего древнюю славянскую филологию. В 1928 году парня арестовали, предъявив стандартное обвинение в антисоветской деятельности. В наказание Дмитрия отправили на Соловецкие острова, находящиеся в Белом море. Некоторое время спустя его направили заниматься строительством Беломорканала, а в 1932-м досрочно освободили.

Несмотря на то, что молодой человек из-за нелепого стечения обстоятельств прошел через страдания и сталинские лагеря, долгие годы лишения свободы не сломили его. Вернувшись на родину в Ленинград, Лихачев получил возможность окончить высшее образование и добился обнуления судимостей. В дальнейшем он отдавал все свои силы и время научным работам. Опыт, полученный в лагерях, неоднократно помогал ученому с филологическими исследованиями.

Наука и творчество

Во время начала войны Дмитрий Сергеевич находился в блокадном Ленинграде, не прекращая изучать древнерусские летописи. Одна из его работ того периода была посвящена обороне отечественных городов в период татаро-монгольского нашествия. Мужчина смог эвакуироваться из родного города в Казань лишь летом 1942-го, где продолжил заниматься наукой.

View this post on Instagram

A post shared by Mikhail Vereshchagin (@mvoice.ru) on Mar 13, 2019 at 3:00pm PDT

Академик Дмитрий Лихачев

Его труды в области филологии и истории медленно, но верно начинали обретать все большую влиятельность и авторитет в российских интеллектуальных кругах. А признание во всем мире Дмитрий Сергеевич получил благодаря обширным фундаментальным исследованиям в разнообразных сферах филологии и русской культуры от начала славянской письменности до современных событий.

Вероятно, ни один филолог до него не исследовал и не описывал тысячелетнее содержание духовности, а также славянской и русской культуры столь масштабным и всеобъемлющим образом. Академик Лихачев изучил их нерушимую связь со всемирными интеллектуальными и культурными вершинами. Безусловная заслуга ученого выражалась также в том, что на протяжении долгих лет он накапливал и распределял научные силы по важнейшим исследовательским направлениям.

View this post on Instagram

A post shared by Маша, рисующий читатель) (@mvkat1) on Jan 23, 2019 at 5:31am PST

Книга Дмитрия Лихачева «Мысли о жизни. Письма о добром и прекрасном»

Спустя годы бывший Ленинградский университет, снова озаглавленный Санкт-Петербургский, по-прежнему славится тем, что в нем одно время накапливал знания, а позже курировал преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность на протяжении долгих лет Дмитрий Лихачев. Судьба культуролога была неразрывно переплетена с легендарным российским вузом.

Не меньше сил и времени, чем в научную деятельность, талантливый академик вкладывал в просветительскую. В течение многих десятилетий мужчина делал все для того, чтобы довести собственные взгляды и мысли до массовой аудитории.

Embed from Getty ImagesАкадемик Дмитрий Лихачев принимает художественную коллекцию Александра Пушкина, изданную в Болгарии

И он добился своего — на его программах, транслируемых по Центральному телевидению во второй половине 1980-х, воспитывалось целое поколение тех, кто на сегодняшний день относится к интеллектуальной элите российского общества. Эти передачи представляли из себя свободное общение ведущего со зрителями разных возрастов и социальных слоев.

До последних дней своей жизни Дмитрий Сергеевич продолжал заниматься редакторской и издательской деятельностью, самостоятельно вычитывая и корректируя рукописи начинающих ученых. Интересным фактом является то, что академик считал своим обязательным долгом реагировать на всю бесчисленную корреспонденцию, приходившую на его адрес порой из самых дальних городов страны от неравнодушных к судьбе родины и отечественной культуры людей.

Также важно отметить, что Дмитрий Лихачев категорически нетерпимо относился к проявлению национализма в любой его форме. Он был противником конспирологических доктрин в осознании исторических событий и не считал верным признавать за Россией мессианской роли в человеческой цивилизации.

Embed from Getty ImagesБорис Ельцин и Дмитрий Лихачев в 1998 году

Академик Лихачев никогда не предавал своей любви к городу на Неве. Ему не единожды предлагали перебраться в Москву, но для мужчины это было невозможно. Ведь в Пушкинском доме, где размещался институт русской литературы, Дмитрий Сергеевич проработал в общей сложности более 60 лет.

За свою длительную и насыщенную творческую биографию талантливый филолог и искусствовед стал автором масштабных трудов, связанных с историей древнерусской и русской литературы, а также местной культурой. Его перу принадлежал более 40 произведений, большая часть которых переведена на различные языки.

Личная жизнь

Личная жизнь доктора филологических наук была образцовой. Он всю жизнь любил одну женщину по имени Зинаида, которая являлась его женой и матерью их общих детей. С любимой женщиной Дмитрий Сергеевич познакомился в 1932 году, когда устроился на должность корректора в ленинградское издательство Академии наук. В их союзе, по воспоминаниям внучки филолога, до конца дней царили не только любовь, но и взаимное уважение.

Дмитрий Лихачев и его жена Зинаиды / Михаил Лихачев, Русский мир

Спустя 5 лет у пары родились две девочки-близняшки по имени Вера и Людмила. Впоследствии, когда дочери стали взрослыми и создали свои семьи, они на протяжении долгого времени жили вместе с родителями в обширной квартире Лихачева. Дмитрий был романтиком и в семье, и в жизни, и в деле. Жил он очень скромно и достойно.

Смерть

Осенью 1999 года Дмитрия Сергеевича положили в Боткинскую больницу Санкт-Петербурга. В медицинском учреждении мужчина пережил онкологическую операцию, которая, как утверждали врачи, давала призрачную надежду на улучшение его физического состояния. Однако шансы не оправдались, и спустя двое суток, в течение которых Лихачев находился без сознания, ученый умер.

View this post on Instagram

A post shared by Лев Щеглов Сексолог (@lev_sheglov) on Nov 25, 2018 at 6:45am PST

Дмитрий Лихачев в последние годы

Таким образом, причиной смерти Лихачева, которая случилась 30 сентября, стал преклонный возраст (ему было 93 года) и проблемы с кишечником. Похороны выдающегося академика прошли в петербургском поселке Комарово 4 октября. Памятник, установленный на его могиле, сконструировал по фото Дмитрия Лихачева талантливый скульптор Владимир Васильковский. Отпевали ученого в Князь-Владимирском соборе в 12 часов дня.

Цитаты

„Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим“. „Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе“. „Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен“. „Познание обязано быть объективно и точно. Только тогда оно действенно, только тогда оно познание“. „Молодость — это вся жизнь“.

Библиография

Лихачев Дмитрий Сергеевич. Биографическая справка

В феврале 1928 года, после окончания ЛГУ, Дмитрий Лихачев был арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук» и осужден на пять лет за контрреволюционную деятельность.

С ноября 1928 года по август 1932 года Лихачев отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. Здесь же, во время пребывания в лагере, в 1930 году была опубликована первая научная работа Лихачева «Картежные игры уголовников» в журнале «Соловецкие острова».

После досрочного освобождения он вернулся в Ленинград, где работал литературным редактором и корректором в различных издательствах. С 1938 года жизнь Дмитрия Лихачева была связана с Пушкинским домом – Институтом русской литературы (ИРЛИ АН СССР), где он начал работать младшим научным сотрудником, затем стал членом ученого совета (1948), а позже – заведующим сектором (1954) и отделом древнерусской литературы (1986).

Во время Великой Отечественной войны с осени 1941 года до весны 1942 года Дмитрий Лихачев жил и работал в блокадном Ленинграде, откуда был эвакуирован с семьей по «Дороге жизни» в Казань. За самоотверженный труд в осажденном городе он был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

С 1946 года Лихачев работал в Ленинградском государственном университете (ЛГУ): сначала в должности доцента, а в 1951–1953 годах – профессора. На историческом факультете ЛГУ он читал спецкурсы «История русского летописания», «Палеография», «История культуры Древней Руси» и другие.

Изучению культуры Древней Руси и ее традиций Дмитрий Лихачев посвятил большую часть своих трудов: «Национальное самосознание Древней Руси»(1945), «Возникновение русской литературы» (1952), «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), эссе «Заметки о русском» (1981). Русской культуре и наследованию ее традиций посвящен сборник «Прошлое – будущему» (1985).

Много внимания Лихачев уделял исследованию великих памятников древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», которые были им переведены на современный русский язык с комментариями автора (1950). В разные годы жизни этим произведениям были посвящены различные статьи и монографии ученого, переведенные на многие языки мира.

Дмитрий Лихачев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР (1953) и действительным членом (академиком) АН СССР (1970). Он являлся иностранным членом или членом-корреспондентом академий наук ряда стран: Академии наук Болгарии (1963), Сербской академии наук и искусств (1971), Венгерской академии наук (1973), Британской академии (1976), Австрийской академии наук (1968), Геттингенской академии наук (1988), Американской академии искусств и наук (1993).

Лихачев был почетным доктором Университета имени Николая Коперника в Торуне (1964), Оксфорда (1967), Эдинбургского университета (1971), Университета Бордо (1982), Цюрихского университета (1982), Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (1985), Софийского университета (1988), Карлова университета (1991), Сиенского университета (1992), почетным членом сербского литературно-научного и культурно-просветительного общества «Српска матица» (1991), Философского научного общества США (1992). С 1989 года Лихачев являлся членом Советского (позднее Российского) отделения Пен-клуба.

Академик Лихачев вел активную общественную работу. Наиболее значительными для себя академик считал работу в должности председателя в серии «Литературные памятники» в Советском (позднее Российском) фонде культуры (1986-1993), а также деятельность в качестве члена редколлегии академической серии «Научно-популярная литература» (с 1963 года). Дмитрий Лихачев активно выступал в СМИ в защиту памятников русской культуры – зданий, улиц, парков. Благодаря деятельности ученого удалось спасти от сноса, «реконструкций» и «реставраций» много памятников в России и на Украине.

За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачев был удостоен многих правительственных наград. Академику Лихачеву была дважды присуждена Государственная премия СССР – за научные труды «История культуры Древней Руси» (1952) и «Поэтика древнерусской литературы»(1969), и Государственная премия Российской Федерации за серию «Памятники литературы Древней Руси» (1993). В 2000 году Дмитрию Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура».

Академик Дмитрий Лихачев был удостоен высших наград СССР и России – звания Героя Социалистического Труда (1986) с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», он являлся первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998), а также награжден многими орденами и медалями.

С 1935 года Дмитрий Лихачев был женат на Зинаиде Макаровой, сотруднице издательства. В 1937 году у них родились дочери-близнецы Вера и Людмила. В 1981 году дочь академика Вера погибла в автокатастрофе.

Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге, похоронен на кладбище в Комарово.

В 2001 году был учрежден Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева.

Имя Дмитрия Лихачева было присвоено малой планете №2877, открытой советскими астрономами, Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия в Москве, а также премии, учрежденной правительством Санкт-Петербурга и Фондом имени Д.С. Лихачева

Именем Лихачева также названа площадь в Петроградском районе города Санкт-Петербурга.

2006 год, год столетия со дня рождения ученого, указом президента России Владимира Путина был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

yarodom

Ещё биографии науки и о русской культуре
«Интеллигентом нельзя притвориться»
110 лет со дня рождения Дмитрия Лихачева
110 лет назад, 28 ноября 1906 года родился Дмитрий Лихачев — выдающийся филолог, историк, философ культуры. Переживший революцию, Великую Отечественную войну, распад СССР ученый заслуженно стал символом русской интеллигенции XX века. © Ещё о Лихачёве , и , в т.ч. Лиха чё-о-о?!

1985 год / Фото: Юрий Белинский
Академик Лихачев посвятил большую часть исследований изучению культуры Древней Руси и ее традиций: «Национальное самосознание Древней Руси», «Возникновение русской литературы», «Человек в литературе Древней Руси», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» и др. Лихачев активно выступал в СМИ за сохранение памятников русской культуры. За свои труды Лихачев был удостоен высших наград СССР и России — звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», он являлся первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного.Жизненный путь Лихачева — в фотогалереях «Ъ» и «Газеты.ру».
2. Дмитрий Лихачев с родителями / Фото: Л.Н. Шерстенников
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачева. Будущий филолог учился в гимназии Императорского человеколюбивого общества, затем в реальном училище Карла Мая. После революции 1917 года Лихачев продолжил образование в Советской трудовой школе имени Л. Д. Лентовской. Высшее образование он получил в Ленинградском университете на факультете общественных наук, причем сразу на двух секциях: романо-германской и славяно-русской.
3. Фото: Михаил Лемхин
После окончания университета в 1928 году Дмитрий Лихачев был арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук». Осужденный на пять лет за контрреволюционную деятельность, он отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. Там он написал первую научную работу «Картежные игры уголовников», которая была опубликована в журнале «Соловецкие острова».

4. 1984 год / Фото: Рудольф Кучеров
5. Фото: Всеволод Тарасевич
Лихачева освободили досрочно, после чего он начал работать в Пушкинском Доме — Институте русской литературы Академии наук СССР. Большая часть его научных трудов посвящена истории древнерусской литературы, культуры и традиций.
6. Фото: Михаил Лемхин
«Русские часто сами смеются над собственным легковерием: все делаем на авось и небось, надеемся, что “кривая вывезет”. Эти словечки и выражения, отлично характеризующие типично русское поведение даже в критических ситуациях, не переводимы ни на один язык. Тут вовсе не проявление легкомыслия в практических вопросах, так его толковать нельзя — это вера в судьбу в форме недоверия к себе и вера в свою предназначенность»

7. 1986 год / Фото: Всеволод Тарасевич

За свою долгую научную и общественно-политическую деятельность сам Лихачев наиболее значительными считал работу председателя в серии «Литературные памятники» в Советском фонде культуры и в редколлегии академической серии «Научно-популярная литература». Кроме того, академик активно выступал в защиту памятников русской культуры — зданий, улиц, парков. Благодаря ему удалось спасти от сноса, «реконструкций» и «реставраций» много памятников в России и на Украине.
9. Фото: Л.Н. Шерстенников
«Найти в моих работах что-либо антисоветское было трудно. И все-таки я был явно не “свой”: Сталина и Ленина почти не цитировал. На это обратили особое внимание, когда вышла моя книга “Возникновение русской литературы”. Заставили написать введение и заключение с соответствующим цитированием “корифея всех наук”»
Академик Лихачев никогда не состоял в КПСС, но и диссидентом не был. В 1990 году он подписал «Римское обращение» писателей, в котором выступали за демократический процесс распада СССР; а еще через три года — «Письмо сорока двух» с призывом о запрете коммунистических и националистических партий и движений.
10. 1988 год. Дмитрий Лихачев сопровождает супругу президента США Нэнси Рейган (вторая справа) во время экскурсии по Ленинграду / Фото: Александр Макаров

Авторитет академика Лихачева распространялся и за пределы СССР. Он был иностранным членом или членом-корреспондентом Академии наук Болгарии, Сербской академии наук и искусств, Венгерской академии наук, Британской академии, Австрийской академии наук, Геттингенской академии наук, Американской академии искусств и наук.

Лихачев был почетным доктором Университета имени Николая Коперника в Торуне, Оксфорда, Эдинбургского университета, Университета Бордо, Цюрихского университета, Будапештского университета имени Лоранда Этвёша, Софийского университета, Карлова университета (Чехия), Сиенского университета.
13. 1987 год. Дмитрий Лихачев в своем кабинете в Институте русской литературы Академии наук СССР / Фото: Кристина Кормилицына
14. С 1935 года Дмитрий Лихачев был женат на Зинаиде Макаровой, сотруднице издательства. В 1937 году у них родились дочери-близнецы Вера и Людмила / Фото: Л.Н. Шерстенников
«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека»

«У нас была история не хуже и не лучше, чем у других народов»
Семья Дмитрия Лихачева была старообрядческой федосеевского, беспоповского согласия. В 90-летний юбилей митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир подарил академику икону Божией Матери, Дмитрий Сергеевич перекрестился и поцеловал образ. Однако в одном из интервью на вопрос, по какому обряду он хотел бы быть похоронен, Лихачев ответил: «По старому».
16. 18 мая 1994 год. Принц Чарльз и Дмитрий Лихачев во время посещения Института русской литературы / Фото: Сергей Смольский
17. Фото: Л.Н. Шерстенников
Имя Дмитрия Лихачева присвоено открытой советскими астрономами малой планете №2877, Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия в Москве. В честь академика названа площадь в одном из районов Санкт-Петербурга.
18. 1988 год. Дмитрий Лихачев на даче в Комарово / Фото: Рудольф Кучеров
19. Дмитрий Лихачев и президент России Борис Ельцин, 1998 год / Фото: Дмитрий Азаров
Дмитрий Лихачев удостоен высших наград СССР — звания Героя Социалистического Труда (1986) с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Кроме того, в 1998 году он стал первым кавалером ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.
20. 1998 год. Президент России Борис Ельцин вручает Государственную премию России профессору Дмитрию Лихачеву / Фото: Владимир Родионов

«О добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие — все одинаковые и неинтересные»
Академик Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Через два года был учрежден Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева
© «Газета.ру» и «Коммерсант», 28 ноября 2016 Tags: 20-й век, биографии и личности, даты и праздники, день рождения, диссида и оппозиция, известные люди, интеллигенция, культура, наследие, наука, православие, развал страны, репрессии и цензура, россия, русофобия и антисоветизм, русские и славяне, русский мир, русский язык, русь, символы, ссср, староверы и расколы, ученые, фото и картинки, христианство, юбилеи

Внучка за деда: откровенный рассказ Зинаиды Курбатовой о наследстве Дмитрия Лихачева

Публикация «Рерихов – за ворота. Минкульт избавляется от мемориала с прахом художников» в «Новых Известиях» оказалась резонансной и, конечно, очень не понравилась Минкультуры. Поэтому против Международного Центра Рерихов (МЦР) чиновники решили выкатить тяжелую артиллерию в виде центрального телеканала «Россия 24», где 14 ноября 2018 года в поздней новостной программе был показан репортаж, посвященный данной проблеме . Ее ведущий Алексей Казаков, энергичный и уверенный в себе, напоминал чем-то фокусника, который на глазах пораженных зрителей вынимает из рукавов все новые и новые «чудеса», только в их роли выступали нагнетающие обстановку «подробности», неизвестные даже самим хозяевам мемориала. Например, он уверенно заявил, что «в фундамент скульптур вмонтирован прах (Рерихов. – П.)», хотя это и не соответствует действительности. Затем окрестил памятник «могилой в центре Москвы» (спасибо, что хотя бы не «братской могилой», как это уже однажды объявил зрителям другой журналист того же канала Александр Карпов). Наконец обозвал чиновничий произвол в отношении МЦР «новым витком войны с Министерством культуры», хотя грубую и циничную казнь, учиненную ведомством Мединского общественной организации, единственной, кто защищает имя и наследие Рерихов в России, «войной» назвать трудно. Основная задача самого сюжета заключалась в том, чтобы сначала показать, какой «огромный пузырь» из всей этой якобы невинной истории пытается раздуть общественность, а потом легким движением руки превратить его в ничего не значащий пшик. Иными словами, ловкость рук и никакого мошенничества. Правда, большое количество нестыковок, противоречий и недосказанности в сюжете, напротив, как раз и наводят на мысль об афере чиновников, прикрываемой сладкой журналистской ложью. В самом деле, ведущий назвал причиной вывоза статуй Рерихов «грядущий капитальный ремонт» , но Государственный музей Востока (ГМВ) в своем требовании к МЦР этого не указывал. Единственным обоснованием было окончание исполнительного производства по выселению организации из усадьбы Лопухиных . Кроме того, возникает вопрос, что же собираются делать с прекрасно отреставрированной усадьбой чиновники, раз они уверены в том, что «капремонт» может навредить памятникам, стоящим как рядом с ней, так и вдоль боковой аллеи, поодаль? Они, что, собираются долбить стены или снимать крышу с главного здания, а может, планируют совершить подкоп? Ясно, что идея «капитального ремонта», возникла тогда же, когда и планы якобы создать Музей Рерихов на ВДНХ . А цель этого все та же, обосновать закрытие усадьбы, чтобы впоследствии перепрофилировать ее. Иными словами, «сценаристы» Минкультуры вполне определенно поставили цель перед подконтрольным СМИ так «выстрелить» по общественному мнению, чтобы оно моментально «упокоилось». Основная роль в этом «фокусе» отводилась корреспондентке Зинаиде Курбатовой, которая, собственно, и подготовила данный новостной сюжет. С видом знатока она принялась за дело и прежде всего заверила, что мемориал – это не памятники, а скульптуры , намекнув таким образом, дескать, чего вы волнуетесь, скульптурой больше, скульптурой меньше. Правда, корреспондентка предусмотрительно опустила тот факт, что памятники эти были установлены после различных согласований и до министра Мединского их статус никто не ставил под сомнение, о чем мы уже писали в статье «Нужны ли России Рерихи?». Но заявление Мкртычева, пока еще директора непонятного филиала ГМВ, разместившегося в усадьбе Лопухиных вместо МЦР, о том, что ему якобы ничего не известно об этих согласованиях, в глазах корреспондентки выглядит куда более весомым, чем сами документы, копии которых, кстати, опубликованы . Затем Зинаида Курбатова привела официальную позицию Минкультуры, озвученную пресс-секретарем этого ведомства Юрием Бондаренко, который повторил ту же успокаивающую «мантру» о реставрации, прибавив, «что речи о том, чтобы их (памятники. – П.) уничтожить не идет» . Но вот только и корреспондентка, и чиновник не стали говорить, что уничтожать памятники можно по-разному. Порой это делает разъяренная толпа, свергая прежних кумиров с пьедестала, и тогда об этом знают все. Но чаще памятники просто увозят куда-нибудь на склад или задворки якобы по причине ремонта, реставрации или вдруг ставшего неудобным местоположения. Так было, например, со знаменитым монументом советским воинам на таллиннской площади Тынисмяги, больше известным как бронзовый солдат. Для властей Эстонии этот памятник вдруг стал неуместным и незаконным, и, несмотря на многочисленные протесты, его перевезли на мемориальное кладбище для русской общины, а впоследствии переименовали в «монумент Воинам Советской армии, оккупировавшим Таллин» . Западные русофобы и националисты таким способом боролись с историей, а как назвать чиновников, которые стремятся уничтожить собственную культуру, в частности убрать «куда подальше» памятники лучшим ее представителям – Рерихам? И как впоследствии они захотят «переименовать» уникальное творчество Рерихов? Или вообще постараются сделать так, чтобы о нем забыли в России? О таких подробностях корреспондентка «ТВ Россия 24» вряд ли задумывалась, а если и думала, то все равно постаралась бы скрыть, поскольку это не соответствует основной цели заказного сюжета. Равно как и то, что Международный Центр Рерихов, будучи единственным хозяином этих памятников, сейчас нигде не сможет их установить, и в лучшем случае они попадут на склад, где задержатся на неопределенное время. Очевидно, на такой конец и рассчитывают чиновники. Любым способом они постараются обязать собственника – Центр Рерихов – демонтировать возведенные им памятники, как это бывает, например, с незаконно построенными гаражами или ларьками. Иными словами, чиновники хотят руками самого МЦР ликвидировать последний оплот нахождения общественного Музея Рериха в Усадьбе Лопухиных, что, по сути, является циничным и аморальным. Правда, большинству думающих людей России давно ясно, что для компании Мединского, гараж или памятник – все едино, да и дальнейшая судьба монументов Рерихов на самом деле их мало заботит. Но вот еще одна сложность – в мемориале Н.К. и Е.И.Рерихов в титановых капсулах находится прах супругов. Когда-то они мечтали упокоиться на Родине, поэтому, выполняя волю своих родителей, С.Н.Рерих передал часть праха вместе с наследием, уверенный, что через некоторое время над ним воздвигнут мемориал. МЦР выполнил эту волю Рерихов и тем самым усложнил жизнь чиновникам, сделав их желание избавиться от мемориала еще более циничным и безобразным. Согласно заданию, Зинаиде Курбатовой нужно было оправдать и это, поэтому она заверила телезрителей, что и с прахом также все будет в порядке, «ведь переносили же гробы с одного места на другое. Могилу Александра Блока перенесли со Смоленского кладбища на Литераторские мостки, дважды хоронили Николая Гоголя» , в общем, Рерихи – не первые и не последние, чего возмущаться. Но заметим, что перезахоронения этих выдающихся людей были торжественными и места им отводились почетные. В нашем же случае ни корреспондентка, ни чиновники о таких почестях в отношении Рерихов даже не заикнулись. Поэтому большое спасибо правозащитнику Еве Меркачевой, которую это сладкое убаюкивание Зинаиды Курбатовой не успокоило, и она выказала недоверие обещаниям чиновников, которые уже не раз их нарушали . Не верят Минкульту и известный публицист Глеб Павловский, откликнувшийся на статью в «Новых известиях», и Юрий Самодуров, и еще много других людей, уважающих вклад Рерихов в мировую культуру. Последним, по мнению журналистки, убийственным аргументом было то, что все, кто выступают в защиту памятников Рерихам, «люди с подвижной психикой» . Здесь в роли психиатра-эксперта выступил все тот же Тигран Мкртычев. Действительно, с точки зрения нормального Мкртычева, сотрудники МЦР и поддерживающая их общественность выглядят, мягко говоря, странными. Сам он, будучи неисправимым прагматиком и приписывая даже Николаю Рериху эти свои качества, не может понять, как могли люди, не облеченные властью, в лихие 90-е без копейки государственных средств восстановить из руин памятник архитектуры XVII–XIX веков – Усадьбу Лопухиных, а потом открыть в ней не гостиницу или ресторан, а музей. Да еще за годы своего существования не продать ни одной картины Рерихов, наоборот, возвращать их в Россию десятками. Только у людей с подвижной психикой, с точки зрения музейного работника Мкртычева, в музейных хранилищах МЦР мог быть такой идеальный порядок, какой редко встретишь даже в крупных столичных музеях, а посещаемость намного превышала показатели филиала, который он сам сейчас возглавляет. К сожалению, в нашем мире, где все перевернуто с ног на голову, нормой поведения считаются подлость и воровство, а бескорыстие, честь и совесть всего лишь красивыми архаизмами. Тех, кто следует высоким идеалам, Т.К.Мкртычев и ему подобные считают людьми с подвижной психикой. Но история утверждает, что именно на плечах этих бесстрашных подвижников и держится мир. К таким личностям относился и Д.С.Лихачев. По иронии судьбы автор этого сюжета Зинаида Курбатова приходится внучкой знаменитому академику. Кому, как не ей, знать, что всю свою жизнь ее великий дед, как и Н.К.Рерих, посвятил защите культуры. Дмитрий Сергеевич никогда не боялся и горячо поддерживал культурные инициативы общественности. С радостью приветствовал он создание Советского фонда Рерихов, впоследствии переименованного в МЦР, и высоко оценивал деятельность этой организации. Вплоть до своей смерти Дмитрий Сергеевич Лихачев писал письма сильным мира сего в защиту ее законных прав . Так, в 1993 году он обращался к президенту России Б.Н.Ельцину: «Прошу Вас поддержать волю Святослава Николаевича Рериха, передавшего творческое наследие семьи Рерихов Международному Центру Рерихов в лице его вице-президента Л.В.Шапошниковой. Полностью солидарен с принципиальной позицией Рерихов о необходимости развития новых общественных форм сохранения и использования культурного наследия. Считаю несостоятельными посягательства Министерства культуры или других ведомств и организаций на законные права Международного Центра Рерихов, ведущего очень необходимую многим странам культурно-просветительскую и научную работу». Еще одно письмо тому же адресату было направлено уже в 1997 году: «Обращаюсь к Вам снова с просьбой оградить Международный Центр Рерихов (неправительственную организацию при ООН) от очередных посягательств на “Усадьбу Лопухиных” (Малый Знаменский пер., д. 3/5), переданную ему в долгосрочную аренду на основании постановления Правительства Москвы № 812 от 03.10.95 г. Более того, целесообразно на Федеральном уровне подтвердить это постановление, чтобы и впредь в ведомственных кабинетах разного уровня не возникало искушений учреждать Государственный Музей Н.К.Рериха – филиал Музея искусств народов Востока, посредством разрушения хорошего Общественного Музея Н.К.Рериха и Культурного Центра, созданных Международным Центром Рерихов, просветительская деятельность которого воодушевляет сотни культурных организаций в России и далеко за ее пределами». Как известно, то, на что не решилось правительство Б.Н.Ельцина, сделал В.Р.Мединский, и уже сотни тысяч писем общественности в адрес президента В.В.Путина остались без ответа. Общественность в защиту Музея имени Н.К.Рериха. 25 марта 2017 года Вопреки мнению Д.С. Лихачева деятельность Международного Центра Рерихов была оценена его внучкой Зинаидой Курбатовой как сектантская, а содержание усадьбы как неудовлетворительное, притом что в сюжете были показаны отреставрированные залы общественного Музея и его экспозиции. Ныне все это варварски уничтожено: яркие обои закрасили унылым серым цветом, часть музейных предметов находится неизвестно где, а в исторических подвалах из-за отключенного оборудования сырость. Знает ли историю МЦР и о деятельности Д.С. Лихачева в его защиту Зинаида Курбатова, которая, по ее же словам, ценит память своего деда и даже пытается увековечить ее, создав музей его имени ? Ясно одно, что по каким-то причинам она не захотела разобраться в ситуации с МЦР и бросила свой камень в ту организацию, которую поддерживал и защищал ее дед. Свое последнее письмо Министру культуры РФ В.К. Егорову в защиту МЦР Д.С. Лихачев написал в феврале 1999 года, т.е. за полгода до своей кончины. Тогда как раз отмечалось 125-тилетие со дня рождения Николая Рериха, и в честь этого события в Москве состоялось торжественное открытие мемориала Рерихам . В 2019 году будет праздноваться 145-тилетие великого сына России. Неужели по воле чиновников юбилейный год ознаменуется разрушением мемориала Рерихам и памятников другим выдающимся членам его семьи? Это зависит по-прежнему от всех честных людей, но может ли мы теперь отнести к ним Зинаиду Курбатову? 1. Рерихов – за ворота. Минкульт избавляется от мемориала с прахом художников // Новые Известия (сайт). 2. Международный центр Рериха ждет новая жизнь // Вести.RU (сайт). 3. Требование ГМВ от 19.09.2018 г. № 787/1-25 // Международный Центр Рерихов (сайт). 4. Нужны ли России Рерихи? // Международный Центр Рерихов (сайт). 5. Десять лет спустя: в Таллине вспоминают перенос Воина-освободителя и погромы // НТВ (сайт) 6. Письма Д.С.Лихачева в защиту Музея // Сохраним Музей Рериха (сайт). 7. Внучка за деда: откровенный рассказ Зинаиды Курбатовой о наследстве Дмитрия Лихачева // Собака (сайт). 8. Рерихи. Открытие мемориала на территории Общественного музея имени Н.К.Рериха. Фрагменты фильма Луизы Тележко «У порога Нового Мира»

Письмо второе

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *