Проблемы детского чтения

Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все чаще мы слышим, что пятибалльная — изжила себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений (портфолио) в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит — начитанности.

В «портфолио» достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.

Совет. Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования еще в 1983 году. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования».

Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности — неспособностью человека цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности.

Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности, общей культуры.

Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами.

Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин.

Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала — капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.

Этот прагматичный термин — «человеческий капитал» — вошел в последнее время и в нашу лексику. Он отвечает духу деловой жизни современной России. Как и финансовый, человеческий капитал, базирующийся на чтении, способен накапливаться и использоваться, им можно щедро делиться с другими и от этого он не будет иссякать.

Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.

Предпосылкой приобретения такого капитала является доведенная до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них.

Особое значение чтения заключается в развитии воображения — основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса.

Древние греки о строении атома знали примерно столько же, сколько знаем мы. При этом не было ни микроскопов, ни машин, ни компьютеров. Они обладали только силой воображения. Благодаря этой силе появляются люди, подобные Ломоносову.

Совет. Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

Особое значение чтение имеет для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире.

Ее называли духовной лабораторией человечества. Нашей культуре с ее традиционной духовностью всегда было свойственно особое почитание искусства слова. Формулу его с наибольшей точностью выразил поэт Евгений Евтушенко: «Поэт в России — больше, чем поэт». Великая литература для нас — это не только способ стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. Чтение для нашей культуры — это продвижение личности к высокому духовному опыту человечества. В чтении, в сопереживании с литературными героями, в диалоге с автором человек одухотворяет свой внутренний мир, возвышает, очеловечивает. Разницу целей чтения российских и американских школьников подчеркивает такой пример: как-то бывший президент США Билл Клинтон во время посещения нашей страны зашел в школу к первоклассникам и спросил их, для чего они хотят научиться читать. Один из мальчиков встал и сказал: «Чтобы читать Пушкина». Президент удивился и заметил, что если бы американскому школьнику задали этот вопрос, он бы ответил: «Читать факсы». Разница, как видим, очень существенная.

Что же касается наших школьников, то, как видно из их реплик, отношение к чтению у них весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга — органическая часть их жизни. Кто смотрит телевизионную передачу «Умники и умницы», тот наверняка убедился в феноменальной начитанности этих подростков — будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, кто «не тычет в книжку пальчик». Тревожит, что таких «мальчиков» с каждым годом становится все больше. Для них чтение — тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неправильно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома. Кем бы потом ни стали выпускники школ — им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

Нельзя не учитывать и прагматическую сторону чтения. Ведь огромная масса профессий, так или иначе, связана с чтением инструкций, факсов, договоров, почтовых отправлений и других деловых бумаг, что требует языкового развития.

Между тем известны факты, когда наши юноши, призванные в армию, не умеют читать, грамотно излагать свою мысль, полноценно общаться. Накопление подобных фактов идет по нарастающей. Нельзя не увидеть во всем этом прямой связи с ростом детской преступности, алкоголизма и наркомании. Неслучайно применительно к детскому чтению все чаще мы слышим слово «кризис», а иногда и «катастрофа».

Что происходит с детским чтением?

Вот что ответили родители школьников на вопрос «Чтение ребенка сегодня — это…»

Показательные примеры того, что происходит с детским чтением, привел известный кинорежиссер и публицист Савва Кулиш. Подбирая детей для участия в фильмах, он имел дело с сотнями ребят. Критерий отбора был один — культура школьника.

При разговоре с нынешними подростками выяснилось, в частности, что по сравнению с предыдущими поколениями у них резко уменьшилась любовь и потребность в поэзии: никто из самых лучших претендентов для съемки в фильме не смог прочесть наизусть ни одного стихотворения даже из школьной программы.

Чудовищным показалось ему, когда одна из тестируемых вместо стихов продекламировала рекламный слоган на жвачку.

Был мальчик талантливый, пластичный, умный, из математической школы — претендент на главную роль. Он не смог прочитать наизусть даже «У Лукоморья дуб зеленый», как ему ни подсказывали присутствующие. Он говорил: «У Лукоморья дуб зеленый, на ветвях сидит русалка. А вокруг… — он задумался. — Кот ходит на серебряной, а может быть, на золотой цепочке». При всех его привлекательных внешних данных этот мальчик не был взят на главную роль.

Приведенный пример — яркое свидетельство того, что дело с чтением детей, а значит и с их культурой, обстоит из ряда вон плохо. Этот вывод подтверждает режиссер и тем фактом, что нынешние студенты театральных училищ, вчерашние выпускники школ, в отличие от предыдущих поколений, оказываются неспособными сделать этюд о любви.

Они просто не понимают, о чем их просит педагог. Великие романы, музыка, стихи не открыли им этого чувства. Все то, что выходит за рамки сексуальных отношений, для них будто не существует.

Но есть у прославленного режиссера и другой пример: приехал мальчик с бабушкой из небольшого городка Климовска. Этот мальчик превосходно прочитал ряд стихов. Выяснилось, что он играет на скрипке, знает английский язык. Папа его шофер, мама — фармацевт. Его воспитанием занималась бабушка — работник детского сада. Это она дала внуку классическое образование. Мальчик выиграл конкурс среди учащихся города и съездил в Англию, а позже поступил в МГИМО.

А вот данные социологов. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34. Читают книги от случая к случаю 40 %. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004 году — только 20%. (Книжное обозрение, №39, 2005)

Данные о детском чтении. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся. Читают познавательную литературу 21%. Читают для самообразования 10% школьников.

(Данные взяты из статьи В.П.Чудиновой, журнал «Школьная библиотека», 2003, №8)

Представленные здесь цифры красноречиво говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста — к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.

Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, в уменьшении количества читающих детей. Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия — ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности. Большое количество в круге чтения детей литературы сомнительного характера, пропагандирующей насилие, культ денег, страх, пессимизм, отчуждение от взрослых никак не может нас радовать. Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребенку ее имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такую литературу, ребенок в своем нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем — деградирует, копируя ее героев. Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрасположенность читателей к реальной агрессии и криминальному поведению.

Совет. Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

Что касается восприятия читаемого текста, то замечены мировые тенденции: у нынешнего телевизионного и компьютерного поколения оно становится более поверхностным, а по характеру — клиповым, или калейдоскопичным, то есть коротким, вырабатываемым у ребенка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, не связанных друг с другом. Сегодняшние школьники, привыкшие к зрительной информации, более, чем раньше, нуждаются в иллюстрированных изданиях с широко представленным видеорядом. Текст без картинок отторгает их от чтения.

Тревожит и другое. По данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников, вывод России из аутсайдеров цивилизованного мира по качеству чтения — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.

Приведение школьного образования в соответствие с Международным стандартом — дело главным образом тех, кто составляет учебные программы, определяет критерии оценки качества образования, в том числе чтения. Однако большую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качестве жизни своих детей.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Наличие или отсутствие интереса к чтению определяет отношение ребенка к книге и критерий ее оценки: интересная книга — значит «хорошая», неинтересная — значит «плохая». Интерес — это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на читателя. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий.

Что мешает и что содействует чтению детей. Важные советы

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.

Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор или компьютер, да если еще прибавить кружки, факультативы, секции, что же остается? Где же взять время еще и читать?

Вот что отвечает на этот вопрос французский педагог-словесник, чья книга о чтении школьников «Как роман» (2005 г.) во многих семьях, где есть дети, стала настольной: «Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Он считает, что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, — это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время. Так же считают и многие наши специалисты. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Умные родители используют испытанный ход: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.). Они говорят о книгах, провожая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время перед сном.

Большие нарекания у родителей и в адрес телевидения. Телесмотрение вышло на первое место в проведении досуга наших школьников. Многие родители считают его не только главным конкурентом книги, но и из-за обилия вредной информации — главной помехой воспитания в целом. Некоторые даже запрещают смотреть телевизор, полагая, что этим уберегут своего ребенка от его негативного влияния. Но есть и другое мнение. Нельзя оградить ребенка от микробов, он должен получить их, чтобы выработать иммунитет. Он должен уметь защищаться. И в этом отношении роль родителей огромна. На них ложится задача вводить ребенка в систему духовных ценностей, учить отличать хорошее от плохого, формировать у школьника собственную позицию в отношении тех или иных телепередач.

Надо согласиться, что голубой экран притягателен для ребенка. Ничто не заменит телевидение по актуальности, яркости и красочности, по эффекту присутствия. Но общение с книгой имеет свои преимущества по способности доставлять ни с чем не сравнимое наслаждение уединения, отключения от внешних раздражителей, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией.

Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Надо только суметь этой способностью воспользоваться. Речь идет о том, чтобы от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника — предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла.

Речь идет не только о триллерах, боевиках и детективе. Известно, например, как обострился интерес к роману Гюго «Собор парижской богоматери», к «Двум капитанам» В.Каверина после демонстрации мюзиклов «Нотр Дам» и «Норд Ост», как усилился интерес к «Идиоту» Ф.Достоевского по следам фильма с участие Евгения Миронова в главной роли.

Родителям полезно знать о реализованном уже с 1999 года проекте «Школьник ТВ». Это общедоступный учебно-образовательный и познавательно-просветительский телеканал спутникового вещания, рассчитанный на широкую аудиторию учащихся и преподавателей средних школ, лицеев, гимназий, абитуриентов. Учебные программы по всем предметам ведут лучшие преподаватели России. Телеканал на сегодняшний день имеет свыше 15 млн. телезрителей в России, странах СНГ и Балтии.

Известны специальные издания книг, основанные на телевизионных передачах. Одним из них является серия книг «В мире животных», выпуск которой, как и одноименной передачи, стал традиционным. Авторы серии те же самые, что и авторы передачи Н.Дроздов и А. Макеев. Это материализованное продолжение передач по телевизору, своего рода рука, протянутая зрителю прямо с экрана. Издательство «Дрофа» в течение 20 лет издает эти книги. Только за один 2002 год оно выпустило великолепно оформленный трехтомник «В мире животных», поддерживающий связь телепередачи с читательской аудиторией.

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны, через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, он может получить оперативную, многоаспектную информацию по любому вопросу.

Существует «Детская сетевая библиотека» в виде каталога, содержащего имена авторов, названия произведений, ориентированных на возраст, с указанием местоположения книг, изданных в России за последние 5 лет.

Следует упомянуть и «Библиотеку Максима Мошкова» — самую известную электронную полнотекстовую библиотеку, открытую в 1994 году. В ней собрана по жанрам художественная литература, которой может пользоваться и школьник.

Старшеклассников способна привлечь и электронная библиотека «Современная русская поэзия», «Мир Марины Цветаевой» и многие другие, число которых растет. В последние годы Российская государственная детская библиотека создала справочное электронное аннотированное издание «Библиогид», которое ориентирует детей в современной и классической детской литературе (Два выпуска этого указателя вышло в издательстве «Школьная библиотека»).

Нельзя не упомянуть компьютер и как средство читательского общения детей, открывающее возможность для виртуальных обсуждений книг и диспутов на литературные темы, для самовыражения, связанного с книгой. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать и самим создавать информацию. Надо сказать и еще об одном положительном качестве использования компьютера. Он приучает детей к гипертексту — основе нелинейного мышления, важность развития которого все более утверждается в современном мире. Все это хорошо.

Вместе с тем, компьютер может быть использован и используется во вред ребенку, который часы способен просиживать за компьютерными играми. Много нареканий в адрес компьютера и по причине информационной засоренности программ, наличия сайтов ненависти, низшего слоя массовой культуры и др.

Все это требует развития в ребенке критического мышления, способности к анализу и оценке медиатекстов. Задача формирования в ребенке устойчивости к негативным информационным воздействиям СМИ ложится на все социальные институты, в том числе и на родителей.

Если влияние телевидения и компьютерных программ на чтение детей двойственно, то явно однозначной помехой общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов (слов) и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребенка. Чтобы этот период не был затяжным, ребенку надо помочь.

Совет. Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Полезно родителям обзавестись специальными пособиями по обучению детей технике чтения. Сейчас таких пособий на книжном рынке появилось огромное множество.

Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.

На важность этого фактора указывают сами дети. Вот, к примеру, что пишет 14-летняя школьница: «Любимый писатель нашей семьи Михаил Булгаков. Я очень люблю вечера, когда вся семья собирается в одной комнате, и папа начинает нам читать вслух. Мы слушаем то «Собачье сердце», то роман «Мастер и Маргарита», то «Записки на манжетах». Нет ничего уютнее и спокойнее таких вечеров, когда мы тихонько сидим и слушаем папино чтение. Вместе с героями книг радуемся и огорчаемся. Мне кажется, только книги могут так объединять людей». Заканчивая сочинение, она пишет: «Мне очень приятно, что в моей семье много читают. Я благодарна моим родителям за то, что приучили к чтению и меня».

В таких семьях детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, которые помогают осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, соотнести прочитанное с реальной жизнью.

Подспорьем родительскому влиянию является совместное с детьми посещение литературных музеев, мест, связанных с именем определенного писателя. Впечатления, полученные во время экскурсий, нередко побуждают детей ближе познакомиться с творчеством писателя, соединить его произведения с увиденным и услышанным во время экскурсий.

Специалисты по художественному воспитанию детей утверждают, что самым сильным стимулом, подвигающим ребенка к книге, является испытанный им катарсис — эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания с героями книги и полностью захватывающее читателя. Катарсис оставляет в душе читателя глубокий след и желание вновь и вновь испытывать его. Так чтение включается в жизнь ребенка и становится для него внутренней необходимостью.

Продолжение Гарифуллина Татьяна Ринатовна,
библиотекарь, Уруссинская СОШ №3.

«Мой ребёнок не хочет читать!» — достаточно распространенная жалоба современных родителей. Какие преграды стоят на пути тех, кто пытается привить малышу любовь к книгам, и какую роль играют родители? Разбираем сложную тему вместе с психоаналитиком Ольгой Микулиной.

Микулина Ольга Петровна (Психоаналитик, член МААП)

Чаще всего детей, заинтересованных чтением, можно увидеть в семьях трёх типов:

  • там, где родители с раннего детства много читали своим малышам;
  • где они сами любят брать в руки книгу, и дети видят это;
  • где ребёнок мало контактирует с телевизором, компьютером и гаджетами.

Но есть и несколько объективных причин, которые часто мешают детям полюбить книги.

Книга — не авторитет

В возрасте 3−5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг. Но сегодня малыши могут познавать мир с помощью компьютера и телевизора, тогда как в наше с вами детство источником знаний были книги. Причём они являлись для нас настоящим сокровищем, ценились, их было сложно найти. Век высоких технологий и его плоды — это прекрасно, но не стоит забывать, что гаджеты — это материальные ценности, а книги — духовные. Важно объяснить ребёнку, что знание — сила. И это единственное богатство, которое у вас никто не сможет украсть, в отличие от телефона и прочего.

Информационный шум

Современные дети живут в информационно-перегруженной среде. В такой ситуации их мозг очень быстро устаёт и не готов принимать новые знания, книги тоже некуда «впихнуть»: в голове, где-то между рекламой сока и новыми мультиками, лежит таблица умножения и другие важные данные. Чтобы быть готовым впитывать что-то новое, нужно освободить для этого место, отдохнуть: съездить к бабушке в деревню, на природу, побыть без телевизора и гаджетов. Ребёнок может потянуться к книге в том случае, если он «голоден» от недостатка интересной информации. Тогда ему ничего больше не остаётся, кроме как начать читать и наполниться новыми знаниями и эмоциями.

Нет времени

Мы живём в режиме «белка в колесе»: жизнь настолько стремительна, что остановиться в её потоке просто невозможно. В этот бешеный ритм хорошо внедряются гаджеты: они быстрые, легкие, помогают экономить время. С ними ты в тренде, ты свой.

Книги — это другая вселенная, отрыв от общества. Они тормозят бег времени и говорят: «Вообще-то нужно найти время, остановиться и почитать».

Лень напрягаться

Чтение — мыслительный процесс, а мы живём в век быстро потребляемой информации, где за нас уже всё разжевали, осталось проглотить, где больше «деланья», а не «думанья». Чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, а это зачастую трудно, да и времени нет.

Боимся встречи с собой

С другой стороны, чтение — это пусть навстречу себе. Это тоже тяжело, потому что многие из нас обладают слабым эмоциональным интеллектом, не умеют понимать, различать и обрабатывать свои эмоции.

Это скучно

Ещё одно препятствие в том, что сам процесс у большинства людей ассоциируется со скукой.

4 совета, как полюбить книги

  1. Заставить ребёнка любить книги — невозможно, этому можно только научить, и лучше на собственном примере. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим. Помогите ему насладиться выбором литературы. Книга должна стать таким объектом, которым захочется обладать: схватить и убежать из магазина. Она притягательна, потому что не только красивая, но и обладает важной эстетической информацией: по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь. Расскажите это ребёнку и прочувствуйте.

  2. Придя домой, устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а ещё лучше — по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребёнка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.

  3. Читать должно быть комфортно. Создайте ребёнку приятную атмосферу, ориентируясь на его предпочтения. Гораздо уютнее погрузиться в любимую книгу в удобном кресле, чем за школьным столом, который напоминает об учёбе. Ребёнку необходимо научиться понимать себя: что, где, когда и как я хочу читать, как будет выглядеть мой «идеальный остров» для чтения? Если вы берётесь делать так, как вы этого хотите, то создаёте искусственные условия, в которых ему скорее всего будет некомфортно.

  4. Помните, что детство — не мучение. Наша задача — научить детей читать до школы, привить эту любовь, но не мучить их потом: «Садись и читай! А вот Павлик…». Нужно найти золотую середину, чтобы не убить любовь к чтению на корню.

Всё дело в нас самих

С преградами разобрались, но как же всё-таки заставить ребёнка читать? Заставить — никак, только научить любить. И это очень важно понимать. Вектор развития детей задают родители, в нашем случае они делятся на два типа: одни любят читать, другие — нет. С первыми всё понятно, у их детей есть положительный пример, скорее всего и проблем с чтением не будет.

Поговорим о вторых. Скажите, ваш ребёнок любит читать? Если нет, то ответьте честно, хотя бы самому себе: а вы любите? Если ответ снова «нет», подумайте: может ли человек, который сам что-то не любит, научить этому ребёнка?

Верится с трудом, но даже если так, это будет не от сердца: принуждение, манипуляции, а ведь где насилие и страх, там нет обучения и любви. В такой ситуации всем будет плохо.

Привить любовь к чтению могут только те родители, которые сами искренне любят это занятие.

Роль родителей

И вот теперь наш вопрос меняется местами: как родителю полюбить процесс чтения, чтобы потом учить этому ребёнка?

Поймите: малыш дает вам уникальный шанс стать лучше, заново прожить своё детство, встретив своего внутреннего ребёнка. Пойдите с ним в книжный магазин, выберите интересную вам обоим книгу, а дома, устроившись поудобнее, начните читать эмоционально и с выражением. Старайтесь погружаться в этот особый мир ежедневно, пытаясь извлечь из ситуации что-то полезное, нечто чистое и откровенное.

Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают ещё больше, не упустите эти дары!

Почему современные дети не читают ?

От родителей, которые к нам обращаются, мы часто слышим примерно следующее: «Абсолютно не читает!», «Ничего не хочет читать, постоянно сидит перед телевизором», «Постоянно сидит в социальных сетях, читает вместо книг одни пошлые анекдоты да смотрит тупое видео», «Абсолютно не хочет брать в руки книги». Или: «Вот я помню, у меня в подростковом возрасте родители книжки из рук отбирали, а я все читала. А это поколение как читать заставить?» Действительно, то, что современный ребенок не хочет читать и практически не читает, это неоспоримый факт.

Давайте разберем основные причины, по которым дети не любят читать:

1. Неправильное чтение

Во-первых, давайте вспомним, как нас учили читать. Или вспомним, как учили читать вы или педагоги ваших маленьких детей. В принципе, существует всего два метода обучения чтению. Выделяют и третий, сочетающий в себе два первых метода.

«Зрительный метод». Ребенку показывают какие-то картинки. Например, это может быть картинка с изображением собаки и с подписью внизу — «собака». Потихонечку ребенок начинает соотносить определенную картинку с определенным словом. Ребенку демонстрируют картинку и проговаривают слово до тех пор, пока он не соотнесет их более или менее по слогам. Затем ему говорят: «Давай пробуй читать «про себя».

«Звуковой метод». Ребенка сначала знакомят с алфавитом и со звуками. Ему объясняют, что есть буква «а», которая обозначает звук , есть буква «б», обозначающая звук , и так далее. В чем особенность этого метода? Например, обучая ребенка читать слово «мама», ему сначала показывают буквы «м», «а», «м», «а». И он читает слово как . Далее педагог или человек, который обучает ребенка, работает над тем, чтобы он научился соотносить слоги, т. е. чтобы ребенок понимал, что «ма» — это не раздельные элементы, а единый слог «ма». Так он начинает читать по слогам. После того как ребенок доводит этот навык до совершенства, ему говорят, что необходимо читать про себя.

Третий метод сочетает в себе подходы зрительного и звукового методов.

Когда ребенок в дошкольном возрасте 5-7 лет начинает читать по слогам и вроде как понимать прочитанное, ему велят читать про себя. Он начинает читать, не проговаривая текст вслух. И считается, что в этот момент ребенок научился читать.

За время школьного обучения у ребенка несколько раз проверяют технику чтения. В третьем классе, например, она достигает порядка 120 слов в минуту. Это считается превосходным результатом, на котором можно остановиться. И фактически в это время все обучение чтению, одному из самых важных навыков в жизни, для ребенка заканчивается.

Как говорит один из самых известных и, по нашему мнению, лучших экспертов по скорочтению на Западе Тони Бьюзен, фактически это то же самое, что научить ребенка ползать и считать, что двигаться он уже научился. Но ведь есть и другие способы передвигаться: шагать, бегать, танцевать и т. д. О них ребенок не будет иметь никакого понятия.

Естественно, вырастая, человек читает медленно. Навык быстрого и приятного чтения с хорошим пониманием прочитанного у него не встроен.

Итак, первой причиной, по которой дети не любят читать, является то, что они просто не умеют правильно читать. Когда ты не умеешь что-то правильно, хорошо и качественно делать, вряд ли это может доставлять удовольствие и вызывать желание делать это снова и снова.

2. Дурной пример родителей

Вторая причина, по которой дети не любят читать, это пример их родителей. В детской педагогике и психологии есть один неопровержимый постулат. «Дети очень редко делают то, что им говорят делать, но они всегда делают то, что делают их родители». Поэтому, когда родители, сидя перед экраном телевизора, вручают ребенку книгу и повелительным тоном отправляют его читать, понятно, что ребенок читать не будет. Родители своим примером должны показывать, что читать книги — это классно.

Названный постулат может убедительно подтвердить такой пример. В 87 % семей, где курят родители, дети тоже начинают курить. Ведь, когда родитель курит и говорит ребенку, что это вредно, неправильно и плохо, ребенок не понимает, почему курить не следует, если его папа или мама все-таки курят? Особенно сильно влияние личного примера, если в семье растет мальчик, и папа курит. Тогда мальчик смотрит на отца, который для него является образцом мужчины и примером для подражания. И естественно, мальчик, подражая отцу, начинает курить. Нас от души забавляет, что курящие родители искренне удивляются, когда видят курящее чадо: «Мы же вроде говорили ему, что курить вредно. Интересно, почему это он закурил? …»

3. Интернет и ТВ – главные враги книг

Третья причина — это вытеснение книг из досуга интернетом и телевидением. Почему телевидение и интернет привлекательнее книги? Во-первых, когда читаешь книгу, нужно думать, напрягаться, делать какие-то выводы, структурировать мысли. Получив доступ к интернету, можно просматривать какие-то видео, получать готовые выводы, хотя и чужие. То есть у экрана телевизора или у монитора думать нужно меньше. Естественно, получать информацию из видео намного легче и приятнее, чем из книги, учитывая, что дети не научены правильно и быстро читать. А как же обучающие видео и телепрограммы? — спросите вы. Мы абсолютно не против них, но у них есть существенный недостаток. Двумя кликами мышки можно с обучающего видео перейти на свою страницу «ВКонтакте» или на более веселое видео на «Ютубе», где люди смешно падают или котенок забавно танцует.

Ну а про телевидение и говорить нечего: в век, когда идет жестокая война за телезрителя, в которой все средства хороши и в которой используется последние наработки НЛП и психологии, ребенок остается беззащитным. И как вы думаете, что ребенок выберет: обучающий канал «Дискавери» или, к примеру, сериал «Физрук» и пошлые шутки «Камеди клаба»?

Конкурировать книгам с ТВ и интернетом в не сформировавшемся полностью мозге ребенка практически нереально

Добавим к ним социальные сети. Получается, что, посещая их, ребенок читает, но читает какие-то маленькие статейки, какие-то анекдоты, иногда достаточно пошлые, ну а девочки обожают слезливые глупые истории. Чтобы выяснить, что читает ваш ребенок, вам достаточно просто зарегистрироваться «ВКонтакте» и посмотреть его страницу, а также группы и паблики, на которые подписан ваш ребенок.

В большинстве случаев вас ожидает шок от изрядного количества пошлых шуток, обильно приправленных матерными словами, от множества депрессивных историй, в которых полностью отсутствуют какая-либо мораль, какие-то нравственные ценности. В самом деле, то, что читает ребенок в социальных сетях, представляет собой серьезную проблему. И мы вместе с вами попробуем эту проблему решить. Иначе вырастить достойного преемника, зрелую личность, а в неблагоприятной среде чрезвычайно сложно.

4. Неправильная подача материала в школе

Следующая причина ненависти современных детей к чтению — это школа. К сожалению, современная школа очень далека от современного ребенка. А нынешняя программа по литературе совсем не отвечает современным реалиям и представлениям подростка о чтении. Что представляет собой урок литературы в школе?

Вот стандартная схема разбора литературного произведения на уроке литературы: рассматривается биография автора; далее — образы героев его произведения; ну и, чтобы ребенок смог написать сочинение или изложение по произведению, ему предлагаются темы вроде: «Женские образы в романе…», «Проблема морали в повести…», «Проблема отношений отцов и детей в романе…» и т. д.

Вспоминая свое обучение в школе 15-летней давности. Именно в средней школе у нас полностью отбили желание читать литературные произведения. Потому что, во-первых, в наших школах проходят не те произведения, которые должны проходить. Они не соответствуют уровню мышления и возрасту учащегося. Так, «Идиота», «Преступление и наказание» или «Мастера и Маргариту» школьники читают в десятом классе. При всем уважении к подростку следует признать, что действительно понять смысл «Преступления и наказания», всю глубину этого произведения в возрасте 15-16 лет он практически не в состоянии.

Большую часть литературы, которую нужно было читать в школе, мы перечитываем в более зрелом возрасте. Все лучшие произведения, которые действительно захватывают дух и прививают любовь к чтению, скажем, книги Жюля Верна, Марка Твена, школьникам задают читать летом. Конечно, большинство детей «летние книги» не читают, думая, что они так же скучны, как и те произведения, которые изучаются в течение учебного года. К сожалению, ничто так сильно не может убить любовь к чтению, как современные уроки литературы в наших школах.

5. Быть умным, начитанным, эрудированным — это немодно.

Пятая причина падения популярности чтения заключается в том, что читать сейчас немодно. У детей нет понимания того, что начитанность и эрудированность позволяют им присоединиться к какой-то интеллектуальной элите людей. К сожалению, на данный момент в обществе преобладает мнение, что быть умным, начитанным, эрудированным — это немодно.

Тут масло в огонь подливают учителя. Возьмем стандартную «Марию Ивановну» — сложившийся типаж среднестатистической учительницы литературы. Мы ничего лично против «Марии Ивановны» не имеем. В наших школах очень много хороших, высококвалифицированных и профессиональных педагогов. Но согласитесь, что Мария Ивановна — это женщина за сорок со своими проблемами, и она не является каким-то авторитетом для современного школьника. Ребенок просто не видит в Марии Ивановне пример для подражания, авторитет, соответственно, не видит причин слушать ее рекомендации.

Другое дело, когда ребенка обучают молодые, амбициозные, целеустремленные люди, на которых подростки хотят быть похожими. И одна из основных целей, которые мы преследуем на уроках, — вложить в голову детей мысль о том, что быть умным, эрудированным и начитанным так же модно и круто, как иметь iPhone. Это тот ключ, который позволяет мотивировать любого ребенка.

И даже не столько приходится вкладывать в детскую голову какие-то мыслеформы, сколько сам ребенок начинает подражать авторитетному для него педагогу. Подражая, он начинает читать. Ребенку становится некомфортно ощущать, что его словарный запас достаточно мал, знания ограниченны, а эрудиция практически на нуле.

6. Дети не знают интересных книг.

Шестая причина, по которой чтение все менее популярно, состоит в том, что дети, подростки просто не знают о существовании интересных для их возраста книг. Все их представление о книгах, о литературе основывается на школьных уроках литературы. Другими словами, о произведениях Марка Твена, Майна Рида, Жюля Верна чаще всего они не знают.

7. Дети не знают интересных книг.

Седьмая причина — это давление родителей. Вы, родители, заставляете их читать. И нет лучшего способа отбить у ребенка желание что-то делать, чем заставлять его делать это. Отвращение — такова реакция человеческого подсознания на любое принуждение. Внутренний и внешний протест ребенка в ответ на давление взрослых особенно сильно проявляется в подростковом возрасте, когда у ребенка с 10—11 лет наступает переходный период. В это время ваше чадо будет делать все наперекор вам. Даже если ему читать интересно, чувствуя ваше давление, он перестанет читать.

Особенно сильно чувство протеста ребенок испытывает тогда, когда родители сажают его перед собой и говорят: «Читай!». Они заставляют его читать вслух и каждый раз, когда он ошибается, заставляют его перечитывать. Ребенок перечитывает. Когда же он читает все правильно, то никаких поощрений нет, и это называется «методом кнута без пряника».

Как в таком случае работает подсознание?

Оно строит четкую ассоциативную связь: чтение — это страдание, потому что нужно перечитывать, периодически выслушивать оскорбления вроде «Ты что, глупый?», «Ты что, слепой?», «Не видишь, как тут написано?» и т. д.

В результате такого чтения вы получаете ребенка, который не будет читать не при каких обстоятельствах. Страдание запечатлевается в его мозгу как синоним чтения. И каждый раз, когда у него будет появляться мысль что-нибудь прочитать, в подсознании будет проявляться негативное воспоминание и связь ЧТЕНИЕ-СТРАДАНИЕ. Даже во взрослом возрасте он будет испытывать негативные ощущения, которые переживал будучи ребенком в моменты, когда его заставляли читать.

Клуб детского развития «Знайка» благодаря современным методикам и интересным урокам, привьет любовь к чтению. В дальнейшем, ребенок будет с желанием ходить в школу и с удовольствием учить уроки.

Нечитающее поколение: как начать читать с удовольствием?

Всем привет! Меня зовут Лизз, и сегодня я начинаю писать статьи в блог на сайт детского лагеря «Объединенное Королевство».

В своей первой статье я бы хотела поговорить с вами о любви к чтению и о том, как читать книги с удовольствием. И можно ли вообще этого добиться. Тема, которая волнует многих родителей.

В век компьютерных технологий очень мало людей, а тем более детей, у которых есть время, а главное – желание читать. Компьютер, дискотеки, клубы, тусовки – это интереснее, а уроки и домашнее задание – вроде, важнее. Да и книги – фу, это же не интересно и скучно!

Если честно, я тоже так раньше думала. Сейчас мне почти двадцать лет, и я жить не могу без книг. Но так было далеко не всегда, понимаете, о чем я? Далеко не всегда я при любой возможности хваталась за книгу и читала «ну еще одну главу». Далеко не всегда я была готова двадцать четыре часа в сутки рассказывать о прочитанных книгах и слушать о новых, искать, что же почитать, даже если есть еще целый список непрочитанных. И уж тем более далеко не всегда как минимум половину своего бюджета я спускала на книги.

Но для начала давайте подумаем, почему человек (в данном случае ребенок) может не любить читать?

Школа и русская классика.

Книги, которые включены в школьную программу, это явно не те книги, которые стоит читать в школьные годы. Понять в десятом и одиннадцатом классах «Преступление и наказание» Достоевского или «Войну и мир» Толстого и очень сложно, а уж заинтересоваться этими книгами или писателями – вообще что-то за гранью реальности. Я не говорю, что все поголовно не понимают и не интересуются этим в шестнадцать лет. Конечно, есть те, кому это интересно, кому нравится в этом разбираться, но таких единицы. Я говорю о большинстве.

Мне самой, человеку, который читает всегда и везде, русская классика (тем более та, которую проходят в школе) не интересна даже после окончания школы. Я не люблю эти книги. Они не интересны мне, они не вызывают во мне эмоций. И по большей части в этом виновата школа и учителя.

Русских классиков стоило бы читать лет в тридцать, а может, даже позже, когда мировоззрение полностью сформировалось, когда на вас не давят родители и учителя, когда знаешь, чего хочешь от жизни. А в шестнадцать лет самое время читать книги жанра young adult. (Рекомендованные книги можно узнать, пройдя по )

За одиннадцать лет я сменила четыре школы, и могу с уверенностью сказать, что в большинстве своем учителя навязывали мне «правильное» мнение о книгах. Никто из них не удосужился сказать, что нет правильного или неправильного мнения вообще.

Будь то ребенок, подросток, взрослый человек или старик, ему нельзя сказать, что «твое мнение неправильное, правильно думать вот так». Большинство школьных учителей не понимают этого и не хотят понимать: многие родители часто ужасаются, если узнают, что их ненаглядному чаду не понравился тот или иной роман или фильм. Но неужели мне обязательно понравится книга только потому, что она считается классикой? Конечно нет! Каждый человек имеет свое собственное мнение, и это его право, если ему нравится «Гарри Поттер», но не нравится «Евгений Онегин». Не надо навязывать.

Итак, мы имеем недовольных родителей и ребенка (подросшего или все еще маленького), который не любит книги. Что же делать?

Конечно же, заставить полюбить читать! Что же еще?

Хочу сказать вам, что невозможно ЗАСТАВИТЬ ПОЛЮБИТЬ. Какую-то определенную книгу или чтение в общем, фильм, театральные постановки, горький шоколад или спаржу. Не важно. Само по себе сочетание слов «заставить полюбить» звучит дико, не находите?

Счастье по принуждению бывает только в сказках, а в реальной жизни все происходит немного не так. Вам вряд ли понравится, если каждый день вас будут кормить омлетом, а вы его терпеть не можете. И вам вряд ли понравится, если вам всунут на попечение маленького щенка в то время, когда вы не очень любите собак. То же самое и с книгами. Чем больше вы заставляете своего ребенка читать, а ему не нравится, тем сильнее он будет не любить книги.

Меня почти никогда не заставляли читать. Конечно, порой родители говорили мне, что «надо читать», но меня никогда к этому не принуждали. Мне читали на ночь, когда я подросла – читали вместе со мной. Но насильно не вручали в руки книги. При этом не сказать, что у меня было сильное желание взяться за чтение, но иногда я брала какие-то книги, открывала, читала, закрывала, потому что мне было неинтересно, брала другие. Не каждый день – по настроению, но я делала это.

В восьмом классе я наткнулась на книгу, после которой влюбилась в чтение – «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. Эту историю я проглотила за сутки, не выпуская книгу из рук практически ни на секунду. Спустя несколько минут после окончания «Цветов для Элджернона» ко мне пришло осознание: книги – это прекрасно.

К чему я это рассказала?

Человек должен сам прийти к книгам. Он должен сам найти свою книгу. Принуждать, заставлять – бесполезно; этим вы лишь привьете еще большую нелюбовь или даже ненависть к чтению.

Не так давно я пришла к мысли, что нет людей, которые не любят книги, есть люди, которые не нашли свою книгу, потому что книги – они как люди. Если первые ваши отношения были неудачными, это не значит, что вы прекратите знакомиться с людьми, встречаться с ними и создавать семьи.

Вы можете искать свою книгу очень долго: несколько лет, полжизни или всю жизнь. Равно или поздно вы обязательно ее найдете. Главное – иметь желание.

Лизз.

ДОМРАБОТНИЦЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ В обязанности входила уборка в доме и на территории двора, стирка, готовка. Также они нянчили хозяйских детей. Мужчины выполняли работу другого рода. Они работали дворниками, садовниками и конюхами. После революции вся прислуга вдруг оказалась на свободе. Но не все так просто. Мало кто знает, но домработницы и кухарки были практически в трети простых семей страны рабочих и крестьян. В 1920-х годах прислуга считалась чем-то обыденным и являлась нормой городской жизни. Конечно, победив империализм, власть рабочих и крестьян тут же легализировала труд домашних работников. Поскольку в домработницы обычно шли женщины из деревни, то и работали они за небольшое вознаграждение, возможность проживания в доме. Власть не стала избавляться от явления домашней прислуги, как такового. Было принято решение просто заменить термин «прислуга» на «домашняя работница» и сравнять трудовое положение таких людей со всеми остальными тружениками. В 20-х годах даже был создан особый «профсоюз домашних хозяек». Далее это объединение вошло в состав Нарпита. Заданием этой организации было ликвидация безграмотности, защита прав домашних работников и предоставление им городской прописки. Домашние работники были в большинстве семей. При этом помощницу по дому могли позволить себе не только богатые номенклатурные семьи, но и семьи простых рабочих. Чаще всего помощницами пользовались в семьях государственных служащих, народных артистов и певцов, а также военных. Поэтому некоторые домашние работники являлись хорошо обученными прямыми осведомителями НКВД. Ведь именно они видели и слышали все, что происходило в семьях. Известно, что в 30-х годах многие представители интеллигенции были отправлены в лагеря именно по доносу прислуги. Правительство активно вербовало уборщиц, поваров и гардеробщиц. К примеру, в московском «Доме на набережной» практически вся прислуга была на службе НКВД. Кроме того, существует мнение, что к смерти Владимира Маяковского причастна домработница его соседей. Именно она часто была его единственной собеседницей. Импульсивный Маяковский, известный своими чудачествами, часто играл в инсценировку своей смерти, прикладывая к виску незаряженный револьвер. Поговаривают, что именно домработница тайком вложила в револьвер тот роковой патрон. Есть мнение, что она выполняла особое задание. Примечательно, что после этого домработницу никто больше никогда не видел. Она бесследно исчезла из дома, где работала. Как класс, домработницы стали исчезать только к середине 1950-х годов. Именно в этот период появились доступные бытовые приборы, было легко устроить ребенка в ясли или детский сад. Труд домработницы стал не востребованным. К 1970-м годам сохранились только отдельные единоразовые услуги по уборке квартиры или приготовлению пищи. #уборкаростов #уборкавростове #уборкаквартирвростове #уборкадомоввростове #домработницаростов #домработница_ростов #домработницавростове

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *