Содержание

Рожество честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня, Иоанна — так полностью в старообрядческой традиции называется праздник, установленный в честь рождения сына у праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предтечей). Относится к великим праздникам, непереходящий, ежегодно празднуется 7 июля (24 июня по старому стилю). День этот всегда приходится на Петров пост. Праздник рожества Иоанна Предтечи на полгода отстоит от Рожества Христова, согласно Евангельскому повествованию. Поскольку Рожество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, то рожество Иоанна Предотечи — к летнему. После Рожества Христова день начинает прибавляться, а после рожества Иоанна Предотечи — убывать. Это напоминает нам о словах самого Иоанна Предотечи:

Не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин, 3:28–30).

Сам Господь Исус Христос назвал Иоанна ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10–11). В православной традиции Иоанн Предотеча почитается как самый великий святой (после Богородицы); его называют первым монахом, первым миссионером и даже первым мучеником.

От редакции: Написание и произношение эпитета «Предотеча» к имени Крестителя Господня Иоанна разнится в старообрядческой и новообрядческой традициях. Слово «предтеча» было заимствовано из старославянского языка, в котором образовано от глагола пръдътечи — «идти (течь) впереди, опережать» по методу кальки с греческого prodromos (где pro — «перед», dromos — «движение»). Предтечей (буквально — «предшественник») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход Исуса Христа. В старой дораскольной традиции Иоанна Крестителя принято именовать «Предотеча» (в результате развития языка на месте Ъ возникла О), в то время как в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви звук Ъ был по каким-то причинам изъят, и стало общеупотребительным название «Предтеча». В этой статье мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Предтеча».

События праздника рождества Иоанна Предтечи

Рождение Иоанна Предтечи было предсказано пророком Исаией за 700 лет:

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему (Ис. 40, 3).

О рожестве Иоанна Предтечи и предшествовавших ему событиях мы узнаем из Евангелия от Луки. У священника Захарии и жены его Елисаветы долгое время не было детей. Священники ветхозаветные служили в Иерусалимском храме по очереди. Когда наступило время Захарии, он совершал каждение в Храме и увидел Архангела Гавриила. Захария смутился и даже испугался, но Архангел сказал:

Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом (Лк. 1, 13–15).

Захария не поверил услышанному, поскольку они с Елисаветой были уже в преклонных годах. За это Архангел Гавриил лишил его речи, так что Захария до конца своего служения объяснялся с людьми знаками. Люди поняли, что ему было какое-то видение. Елисавета зачала, но таилась от всех пять месяцев. Через полгода Пресвятая Богородица услышала Благовещение:

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц (Лк. 1, 35–36).

Пресвятая Богородица поспешила к Елисавете. В момент их встречи, находясь во чреве матери, взыгрался Иоанн — так приветствовал он своего Владыку. Потому и Елисавета поняла, что неспроста пришла к ней Дева Мария:

Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1, 43–44).

Встреча Богородицы и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Святой Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.

В положенное время родился у Захарии и Елисаветы младенец. В восьмой день положено было по ветхозаветному Закону совершить обрезание и дать имя ребенку. Хотели назвать его в честь отца, но Елисавета сказала собравшимся родственникам, что младенца следует назвать Иоанном. Те не согласились, ведь в их роду не было никого с таким именем! Решили спросить отца. Захария не мог ответить, но взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». После этого Господь разрешил его от немоты, и Захария пророчествовал о великом будущем своего сына:

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему (Лк. 1, 76).

Жизнь Иоанна Предтечи

О детстве и юности Иоанна Предтечи нам известно из церковного Предания. Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Царя Иудейского, повелел убить всех младенцев, праведная Елисавета успела уйти с сыном в пустыню. Захария в эти дни вновь служил в Храме Иерусалимском. Когда к нему пришли с требованием выдать сына, священник ответил:

Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю.

Разгневанные воины убили его прямо возле алтаря. В память об этом в православных храмах на солею (возвышение возле иконостаса) постилают красную дорожку — от Престола в алтаре до подножия амвона. На нее может вставать только священник в облачении. Иоанн вырос в пустыне. После смерти праведной Елисаветы он проводил свои дни в посте и молитве. Он носил одежду из верблюжьей шерсти, опоясывался кожаным ремнем. Питался акридами и диким медом. Акриды — это род саранчи, которую по закону Моисееву разрешалось употреблять в пищу. Кроме того, акридами в Палестине называли и плоды рожкового дерева. Они заменяли хлеб для бедняков и шли на корм скотине. Вот как описывает Иоанна Предотечу его современник, еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий:

Был же характер его странен и образ жизни не похож на человеческий, ибо как дух бесплотен, так и тот жил. Уста его не знали хлеба: даже на Пасху опреснока не ел, говоря, что «для воспоминания о Боге, избавившем людей от рабства, дана еда и для бегства, ибо близок путь». Ни вина, ни секиры не позволял к себе приближать. И всего, свойственного животным, гнушался. И всякую неправду обличал. Источник: Лицевой летописный свод Ивана Грозного.

В тридцатилетнем возрасте Иоанн Предтеча начал всенародную проповедь:

Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное!

Множество народа стекалось на берега Иордана, чтобы услышать пламенную проповедь. Потрясенные словами проповедника, люди крестились в водах Иордана. Это было прообразом христианского Таинства Крещения. На Иордан пришел и сам Господь Исус Христос, чтобы принять крещение от Иоанна. В молитве мы обращаемся к великому святому со словами:

Святыи великии Иоанне, Пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о нас!

Мы называем его пророком, потому что он возвестил скорое пришествие Спасителя. Предтечей — потому что он пришел незадолго до выхода Христа на всенародную проповедь, говоря: «За мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 30). Крестителем — потому что крестил Исуса Христа в Иордане.

Праздники в честь Иоанна Предтечи

Уже в первые века христианства возникла традиция праздновать рожество Иоанна Предтечи и день его мученической кончины — Усекновение. Начиная с III века праздник Рожества Иоанна Предтечи был известен как среди восточных, так и западных христиан. С начала IV века этот праздник приобретает общецерковное значение. Продолжая древние традиции, старообрядцы празднуют следующие события, связанные с жизнью и служением Иоанна Предтечи:

  • 20 (7) января — собор Иоанна Предтечи (на следующий день после Крещения Господня);
  • 9 марта (24 февраля) — первое и второе обретение его главы;
  • 6 июня (25 мая) — третье обретение его главы;
  • 7 июля (24 июня) — его рожество;
  • 11 сентября (29 августа) — усекновение главы;
  • 5 октября (23 сентября) — зачатие.

В новообрядческой церкви празднуется также перенесение десницы Иоанна Предтечи из Мальты в Санкт-Петербург — 12 (25) октября.

Рождество Иоанна Крестителя. Богослужение

По значимости и торжественности службы праздник рождества Иоанна Крестителя приравнен к двунадесятым. Стихеры праздничной службы написали Анатолий, патриарх Царьграда (V век), Иоанн Дамаскин и Андрей Критский (VIII век) и другие православные гимнографы. За вечерней службой читается два канона: один написан Иоанном Дамаскиным, второй — Андреем Критским. В праздничных песнопениях вспоминается встреча матери Иоанна Предтечи с Богородицей:

Елисаве́ть зача́т Предоте́чу Благода́ти, Де́вая же Го́спода сла́вы. Целова́стеся о́бе ма́тери, и младе́нец взыгра́ся. Вну́трь бо ра́б хва́лит Влады́ку. Уди́вльшися ма́ти Предоте́чева, нача́т вопи́ти: отку́ду мне́ се́, да Ма́ти Го́спода моего́ прии́де ко мне́? Да спасе́т лю́ди отча́янныя, име́яи ве́лию ми́лость.

Перевод: Елисавета зачала Предотечу Господня, Девая — Господа славы. Когда, приветствуя друг друга, целовались обе матери, младенец Иоанн взыгрался. Во чреве матери раб хвалит Владыку. Удивилась матерь Предотечева и сказала: «Откуда мне это, что пришла ко мне Матерь Господа моего»? Пусть спасет отчаявшихся людей тот, Кто имеет великую милость. Кондак и икос праздника, читаемые по шестой песни канонов, разъясняют нам смысл и значение праздника.

Кондак:

Непло́ды дне́сь Христо́ва Предоте́чу ражда́ет, и то́й е́сть соверше́ние вся́каго проро́чества. Его́ же бо проро́цы пропове́даша, на То́м во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жию Сло́ву проро́к и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.

Перевод: Сегодня неплодная рождает Христова Предотечу, который есть исполнение всякого пророчества. Потому что на проповеданного всеми пророками, возложил во Иордане руку. И явился Божию Слову пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник.

Икос:

Восхва́лим ны́не Госпо́дня Предоте́чу, его́же свяще́ннику Елисаве́ть роди́, из ложе́сн непло́дове, но не без се́мене. Христо́с бо еди́н вмести́лище про́йде непроходи́мо без се́мене. Иоа́нна непло́ды роди́, бе́з мужа же сего́ не роди́. Ису́са же осене́нием Отца́ и Ду́ха Бо́жия, Де́вая роди́ Чи́стая. Но Безсе́менному яви́ся от непло́дове про́рок и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.

Перевод: «Восхвалим сегодня Предотечу Господня, которого священнику (Захарии) родила Елисавета из бесплодного чрева, но не без семене. Только один Христос родился безсеменно. Иоанна родила неплодная, но не без участия мужа. Исуса же родила Девая Чистая, осенением Отца и Духа Божественного. Но рожденному без семени (Богу) явился пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник».

Библиотека Русской веры
Канон рождеству Иоанна Предотечи →

Читать онлайн

Народные традиции праздника рождества Иоанна Предтечи

В мифологии славян до принятия христианства дни летнего солнцестояния были связаны с почитанием языческих богов. Эти представления оказались настолько крепкими, что и спустя столетия Стоглавый собор 1551 года констатировал: «против праздника Рожества Великого Иоанна Предотечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою».

Церковь всегда осуждала подобные языческие отголоски и кощунства, но, несмотря на это, поселяне очень стойко держались купальских традиций. Ночь на Ивана Купалу была заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Славянские народные названия праздника: Иван Купала, Иванов день, Иван Цветный, Иван Травный, Иван Колдовник, Иван Любовный, Иван Чистоплотный, Иван Весёлый, Иван Травник и другие. Последнее название указывает на общенародное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускают Ивановой ночи и собирают целебные коренья и травы на весь год. Обязательным обычаем этого дня было массовое купание: на севере Руси чаще купались в банях, а на юге — в реках и озёрах. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево. В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.

Генрих Семирадский. «Ночь накануне Ивана Купалы», 1880-е

К сожалению, и в наше время многие считают, что на «Ивана Купалу» непременно надо плести венки и прыгать через костер. Но следует понимать, что это отголоски язычества, подмена православного понимания праздника суеверными представлениями. Святому Иоанну Крестителю принято молиться при головной боли и за детей.

Храмы во имя рождества Иоанна Предтечи

Русские летописи сообщают, что в начале XII века, при Владимире Мономахе, в Киев из Константинополя был принесен перст (т.е. палец) Иоанна Предтечи. В связи с этим была построена церковь «Святаго Иоанна на Сетомли». Известны и другие древнерусские храмы во имя Рождества Иоанна Предтечи. В 1243 году в Пскове княгиня Ефросинья основала монастырь. Его главный храм был посвящен рожеству Иоанна Предотечи. Новгородские мастера построили четырехглавый с посводным (позакомарным) покрытием собор из плинфы (кирпича) и местного известняка. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, часть его была разрушена снарядами и пожарами. В 1949–59 гг. была произведена реставрация по проекту П. М. Максимова. Исследования и реставрация были продолжены в 1970—1980 гг. архитектором С. П. Михайловым.

В Великом Новгороде известна церковь Иоанна на Опоках, заложенная в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем. В 1130 году по уставной грамоте храм был передан Ивановской общине купцов-вощаников, торговавших медом и воском. При храме хранились как «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублёвая» для взвешивания драгоценных металлов, весы — «скалвы вощаные», «медовый пуд». В середине XV века архиепископ Евфимий перестроил храм. На основе фундамента и нижней части древних стен был возведен большой одноглавый храм. Он также пострадал во время Великой Отечественной войны, восстановлен в середине 1950-х годов. В настоящее время внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Иоанна Предотечи на Опоках, Великий Новгород. Основана в 1127 году, перестроена в 1453 г.

В начале XII века был построен и в Москве храм во имя рождества Иоанна Предтечи на Бору. При митрополите Петре церковь стала соборной. Она находилась на митрополичьем дворе, на вершине Боровицкого холма. На месте старинного деревянного храма в 1461 году был построен новый каменный. После пожара обрушилась, заново отстроена в начале XVI века Алевизом Новым. После рождения царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, придел этого храма был освящен во имя мученика Уара. В некоторых источниках под этим именем упоминается вся церковь. Император Николай I повелел разобрать церковь по причине ветхости и несоответствия с панорамой Кремля, где только что был возведен Большой Кремлевский дворец. Придел мученика Уара был перенесен в Архангельский собор, а сам храм Рожества Иоанна Предотечи в Боровицкую башню Кремля.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору. 1820-е годы

Один из древнейших храмов Нижнего Новгорода также был посвящен рожеству Иоанна Предотечи. Он упоминается в летописях с XV века. В Смутное время с паперти именно этого храма (тогда еще деревянного) Козьма Минин призвал нижегородцев освободить Москву от захватчиков. В 1683 году на месте деревянной церкви была построена каменная. По имени этого храма ближняя башня нижегородского Кремля называется Ивановской.

Церковь Иоанна Предотечи на Торгу, Нижний Новгород. Построена в 1683 году на месте древней деревянной

Старообрядческие храмы во имя рождества Иоанна Предтечи

Старообрядцы сохранили традицию строить храмы во имя рождества Иоанна Предтечи. Сегодня престольный праздник отмечают приходы Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. Сепыч Пермской области, пос. Шамары Свердловской области и д. Кувакуш Кировской области. Храмовый праздник сегодня в белокриницком приходе в Мануйловке Сучавского уезда (Румыния).

Храм РПсЦ во имя рожества Иоанна Предотечи в пос. Шамары Свердловской областиХрам РПсЦ во имя рожества Иоанна Предотечи в пос. Сепыч Пермской области

Во имя рожества Иоанна Предотечи построен храм староверов-поморцев в д. Подмолодье Псковской области.

Иконография праздника рождества Иоанна Предтечи

Самое древнее изображение рожества Иоанна Предтечи сохранилось на фресках византийской церкви в Охриде — оно датируется серединой XI века. В эпоху Византии иконописцы изображали праведную Елисавету на ложе, рядом изображали Захарию с табличкой в руках (эпизод наречения имени). Ниже — служанок, омывающих и пеленающих младенца. Русские иконописцы продолжили эту традицию. Постепенно сюжет иконы усложнялся, в него стали включать и бытовые детали: накрытый стол рядом с постелью, сцена укачивания младенца.

Икона рожества Иоанна Предотечи. 16 векИкона рожества Иоанна Предотечи. Семен Хромой, Строгановские письма, 1616 г.Рождество Иоанна Предотечи. Начало ХVII века. Пермская государственная картинная галерея

В XVI — XVII веках изображения рождества Иоанна Предтечи стали частью его житийных циклов: в центре большой иконы его изображали ангелом пустыни — в полный рост с крыльями за спиной, вокруг располагали клейма с сценами жития.

Икона Иоанна Предотечи «Ангел пустыни» с житием. Ярославль, вторая половина XVI в.

Широко распространен и древнейший иконописный тип Деисус — Господь Исус Христос с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей. Эта иконописная композиция зародилась еще в Византии. Ныне мы видим ее на иконостасах всех православных храмов, на отдельных иконах.

Деисус. Псков, XV в.

Святыи великии Иоанне Предотече Господень, моли Бога о нас!

Праздник Иван Купала на Руси

Славянский праздник Иван Купала — это старинная традиция западных и восточных славян, о которой не забыли и по сей день. Праздник отмечают практически во всех странах современной Европы. В некоторых из них он является не только религиозным, но и общенациональным. Изначально он был частью языческих ритуалов очищения и омовения, а позже получил своё название в честь Иоанна Крестителя. Его имя в переводе с греческого означает «купатель».

Интересно, что многие из известных нам обычаев этого праздника изначально пришли от язычников. По старому стилю календаря его отмечали 24 июня, а теперь — 7 июля.

Праздник Иван Купала: история возникновения

Язычники всегда праздновали Иван Купалы, поскольку они верили, что именно в этот день благодаря омовению можно избавить тело от болезней. Само торжество было посвящено богу Солнца и божеству Купале, которому также поклонялись в то время.

До того, как на Руси приняли христианство праздник Купалы отмечали в день летнего солнцестояния (22 июня). Но после того, как этот день посвятили Иоанну Крестителю празднование перенесли на 24 июня, и многие крестьяне начали называть его День Ивана.

Мы празднуем Иван Купалы 7 июля, что обусловлено переходом на григорианский календарь. Именно поэтому можно говорить о том, что первичное значение праздника практически полностью утрачено, ведь он уже не попадает на день летнего солнцестояния. Хоть в некоторых европейских странах Иван Купалы празднуют именно в период с 20 по 24 июня.

Интересные факты о празднике

Мистический праздник Иван Купалы считается лучшим временем для гаданий и поверий, именно в это время травники собирают целебные растения для лечения различных заболеваний. Существует легенда, что собранные в эту ночь травы обладают чудодейственными свойствами и с их помощью можно вылечить даже самое серьёзное заболевание.

Во многих деревнях и по сей день праздник называют «весёлым», «любовным», «чистоплотным», ведь существует немало примет и традиций, проведение которых обязательно в этот вечер. Уже известно, что само торжество посвящено языческому божеству Купале, в честь которого прыгали через костёр, пели песни и проводили различные обряды.

Традиции Иван Купалы: языческие и современные

В день Иван Купалы все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры. Конечно же, каждый обряд имел свой тайный смысл и проводился с определённой целью. Горящее колесо, установленное на шесте в середине костра символизировало солнце и плодородие.

Незамужние девушки днём плели различные венки из полевых цветов, чтобы вечером выпустить их на воду. И по сей день многие верят, что плывущий по воде венок покажет, где живёт будущий муж. Тонущий венок символизировал, что суженый уже не любит девушку и возьмёт замуж другую.

Также ранее было принято обливать водой каждого встречного, чтобы помочь ему очистить душу. Считалось, что чем чаще мыться в этот день, тем проще будет избавиться от всех грехов. Конечно же, сейчас эта традиция сохранилась лишь в некоторых деревнях, поэтому не каждый воспримет такое действие с пониманием.

В эту ночь все стремились очистить своё тело от болезней, а душу — от грехов. Для этого люди не только поливали друг друга водой, часто купались и водили хороводы. Не менее важной частью празднования было разжигание костров. Верили, что перепрыгнув через костёр можно избавиться от любого заболевания. Поэтому через костры прыгали молодые и старые, матери с детьми на руках, а также все те, кто хотел стать счастливее и удачливее.

Ночь Иван Купалы — это время, когда оживала вся нечисть. Никто не спал до утра, чтобы защитить себя от чар. Также хозяева тщательно следили за своими лошадьми, поскольку существовало поверье о том, что в Купальскую ночь ведьмы воруют их для поездки на Лысую Гору.

Современный праздник Иван Купала

И по сей день многие из нас продолжают традицию празднования Иван Купалы. Неизменными со времён язычников осталось большинство обычаев. Люди по-прежнему водят хороводы, прыгают через костры и собирают травы для лечения серьёзных заболеваний. Конечно же, для большинства это возможность весело провести время и насладиться общением. Хоть девушки продолжают гадать и пускать на воду цветочные венки в надежде поскорее узнать, кто же станет её суженым.

Иван Купала может стать отличным поводом собрать всю семью и провести весело время вместе, но каждый решает для себя отмечать его или нет.

Иоанн Креститель и его праздники

Великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн – один из наиболее почитаемых православных святых, сыгравших важнейшую роль в евангельских событиях. Не удивительно, что с его именем в церковном календаре связано довольно много дат, которые раскрывают основные вехи его жизни, смысл его служения, а также историю почитания Иоанна после его земной кончины.

Память Предтечи и Крестителя Иоанна Церковь совершает 7 раз в году:

8 марта в високосном году (24 февраля по старому стилю) / 9 марта в невисокосном году (24 февраля по старому стилю)

11 сентября (29 августа по старому стилю)

Каждая из этих дат связана с отдельными эпизодом жизни Иоанна Крестителя, либо с историей его последующего почитания в лике святых. Расскажем о них по подробнее.

6 октября – Зачатие Иоанна Предтечи

С рождением Иоанна Крестителя связано первое чудо в его жизни.

Отец Иоанн, священник Захария и его супруга Елизавета были уже весьма пожилыми людьми, но их многолетний брак так и оставался бездетным. В те времена на такие семьи в обществе смотрели косо – считалось, что бездетность является наказанием за какой-то большой грех. Будущие родители Иоанна Крестителя уже смирились с косыми взглядами окружающих и незавидным общественным статусом, когда с Захарией произошло чудо.

Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. По ветхозаветной традиции на какой-то момент, он остался в храме один, и именно тогда в самом священном для иудеев месте ему довелось увидеть Божьего посланника – архангела Гавриила, который объявил ему о скором рождении сына. «Многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:13-17)

Захария не поверил, что у него и Елизаветы еще могут появиться дети, и за это был наказа временной немотой, которая прошла лишь после рождения его сына — Иоанна.

20 января – Собор Иоанна Предтечи

Вся жизнь Иоанна Крестителя была примером для его современников, однако одно событие стоит в ней особняком. Это Крещение им в водах реки Иордан Иисуса Христа. Поэтому еще один праздник в честь Иоанна отмечается через день после праздника Крещения Господня.

Известно, что еще в молодости Иоанн Креститель добровольно удалился жить в пустыню, где придерживался строго поста, носил самую простую одежду и отказывал себе в любом комфорте. Однако, Иоанн никогда не требовал того же от всех остальных иудеев. Приходящих послушать его проповедь он призывал, в первую очередь, к нравственному очищению. В отличии от членов влиятельных тогда сект, Иоанна Креститель никогда не делил людей на привилегированных праведников и обреченных грешников. Напротив, он всегда напоминал, что любой грех может быть прощен Богом, к чему и следует стремиться каждому человеку.

В водах реки Иоардан он совершал надо всеми желающими особый обряд очищения, который сегодня называют еще «иоанновым крещением». Именно из-за него сам Иоанн получил имя Креститель. Похожий обряд был принят и в ветхозаветной традиции – с его помощью, очищались те, кто, например, прикоснулся к запретной для иудеев пище или как-то иначе согрешил против древнего закона. Но Иоанн Креститель проповедовал иное – он призывал очищаться и каяться не только в нарушении формальных правил, но и в дурных помыслах и поступках против других людей, способных осквернить душу человека.

Иоанна зовут также Предтеча, потому что важнейшей частью его служения была проповедь о скором пришествии Мессии, Помазанника Божьего, обещанного Богом народу Израиля. И вот однажды, совершая крещение в иорданских водах, Иоанн с удивлением увидел среди пришедших к нему людей Иисуса из Назарета.

Иоанн сразу узнал Спасителя и, как сообщает Евангелие, немало удивился.

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», сказал Иоанн Иисусу, на что Спаситель ответил: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

Иоанн был бескомпромиссен в своем обличении общественных грехов. Не побоялся он выступить и против тогдашнего правителя Галилеи Ирода Антипы, который силой отнял у своего брата жену Иродиаду и сам женился на ней. За эти выступления против Ирода Иоанна Крестителя заключили в тюрьму. Первое время Ирод боялся причинять ему вред: народ любил Иоанна, да и сам правитель чувствовал, что убийство праведника станет великим грехом.

Однако его незаконной супруге Иродиаде хотелось избавиться от Иоанна Крестителя как можно скорее и навсегда.Она задумала сложную придворную интригу:во время крупного праздника Ироду понравился танец его падчерицы Саломеи, дочери Иродиады, и он прилюдно пообещал девушке любой подарок, о котором она попросит. Наученная матертью, Саломея попросила о казни Иоанна Крестителя. Отступить от своего слова означало для правителя попасть в неудобную ситуацию. По приказу Ирода святой пророк, Креститель и Предтеча Господень Иоанн был убит – ему отрубили голову.

8 марта в високосном году / 9 марта в невисокосном году – Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

По преданию Ирод Антипа подарил отрубленную голову Иоанна Крестителя своей супруге Иродиаде, поэтому тело Иоанна похоронили обезглавленным. Глава великого праведника и пророка хранилась у жены правителя в качестве «боевого трофея», но одна из ее служанок не вынесла такого обращения с останками Иоанна. Она выкрала его голову и тайно похоронила.

Через годы глава Иоанна Крестителя была найдена, на месте находки появился христианский храм, но в годы гонений на христиан он обветшал и святыня вновь была утрачена. Повторно ее нашли лишь после того как император Константин Великий издал в Римской империи закон о веротерпимости, прекративший гонения на верующих.

Два этих события называются в церковном календаре Первым и вторым обретением главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

7 июня (25 мая по старом стилю) – Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Какое-то время великая святыня пребывала в Константинополе, однако позже (скорее всего во время волнений V века) она была утрачена. По преданию глава Иоанна Крестителя была вновь найдена лишь в X веке. Это событие принято называть Третьим обретением главы Иоанна Предтечи. О месте, где ныне хранится глава великого праведника, существует несколько различных мнений.

На заставке: Святой Иоанн Креститель, Никола Пуссен

Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции

7 июля православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча — пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа — и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан. Мы расскажем об интересных фактах из жизни Иоанна Крестителя и его родителей и о народных традициях праздника.

Рождество Иоанна Крестителя — дата

Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю).

10 фактов об Иоанне Крестителе

Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11).

Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви.

Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий.

Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.

Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии.

Евангелии от Марка мы читаем о пророке Иоанне Предтече, что он до тридцати лет аскетично жил в пустыне и носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. Акриды — это съедобная саранча, которая водится в Палестине и Аравии. Саранча, согласно закону Моисееву, считалась чистым насекомым и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырех ногах (Лев 11:21 ). Хотя существует и другая версия значения слова «акриды»: растительная пища, стручки, которые можно было перетирать и печь из них лепешки.

Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля.

Лейтмотивом проповеди Иоанна Предтечи было покаяние. После долгих лет аскетической жизни в пустыне пророк пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Иоанн Креститель был жестоко казнен — ему отрубили голову. Произошло это так. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

10 фактов о пророке Захарии и праведной Елизавете — родителях Иоанна Крестителя

Праведная Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Пророк Захария, отец Иоанна Предтечи, служил священником в Иерусалимском храме.

До самых преклонных лет Захария и Елизавета были бездетны, а неплодие считалось в древней Иудее карой за грехи. Это было причиной многих печалей четы и перетолков в народе (они претерпевали поношение между людьми (Лк 1:25)). Супруги недоумевали:т они поступали по всем заповедям Господним беспорочно (Лк 1, 5 — 25) и тем не менее не могли зачать ребенка.

Бог покарал Захарию немотой за неверие. Священник кадил в храме, когда ему явился Архангел с вестью, что в его семье скоро родится сын. Захария не поверил Божьему вестнику: они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой. Дар речи Захария обрел, лишь когда свершалось обрезание родившегося младенца. Пророк сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

Праведная Елизавета была дружна со своей юной родственницей — Девой Марией. Как пишет евангелист Лука, когда Елизавета зачала сына, ее пришла навестить Богородица, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41).

Когда у праведной Елисаветы родился сын, Дух Святой внушил ей назвать его Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Это сильно возмутило родню, но все решило веское слово вновь обретшего дар речи Захарии.

Захария был убит прямо в Иерусалимском храме. После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. А Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнять свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Пророк не выдал тайны, и его убили прямо в святом для всех иудеев месте.

Согласно некоторым источникам, праведная Елизавета отошла ко Господу через сорок дней после бегства в пустыню. По другим сведениям, она скиталась в пустыне семь лет и лишь потом умерла.

Есть версия, что дом, где жил Захария и где родился Иоанн Предтеча, находился в пригороде Иерусалима — Эйн-Кареме. Сейчас на этом месте стоит католический францисканский монастырь.

По благочестивой народной традиции святым праведным Захарии и Елизавете молятся об исцелении от бесплодия.

Рождество Иоанна Крестителя — Иван Купала

Иван Купала — языческий славянский праздник — в народном сознании был тесно переплетен с Рождеством Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, который люди привносили в этот праздник, хотя многие традиции и обряды оказались очень живучими.

Иван Купала — гадание

На вопрос, можно ли гадать на Рождество Иоанна Крестителя («на Ивана Купалу», как говорят в народе), отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

«Если вы хотите свести счеты с жизнью, то гадание — верный способ сделать это. Потому что гадание — грех, а грех — шаг к духовной смерти.
Церковь запрещает гадать в любое время, будь то праздник, пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина».

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *