СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Секуляризация — одно из центральных понятий социологии религии, обозначающее процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотивации. Он включает политические, социальные, культурные проявления. В ходе истории Нового времени про­исходит передача некоторых функций (административных, судебных, бла­готворительных и др.) из ведения церковных властей в ведение светских, отделение церкви от государства, возникает светская система ценностей, перестает быть обязательная в прошлом религиозная обусловленность сим­волов, из которых строится культура. Современное общество и культура — результат процесса секуляризации, секулярный мир. Секуляризация вызвала к жизни множество сопутствующих общественных движений и течений мысли. Одно из них — антиклерикализм. Основными его лозунгами явля­ются свобода совести, отделение церкви от государства и ограничение ее влияния на общественно-политическую жизнь.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saeculahs — мирской, светский) — обращение государством церковной собственности (преимуществен­но земли) в светскую. Одно из центральных понятий социологии, ре­лигии и культурологии, обозначающее процесс освобождения обще­ства, всех его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотива­ции. Включает политические, социальные и культурные проявления.

Секуляризация культуры означает освобождение европейской культуры от диктата церковной ортодоксии, обмирщение культуры. Она разворачи­валась в Новое время через ряд культурных революций и имела несколько составляющих. Первая —художественный Ренессанс, начавшийся в Италии и захвативший все европейские страны. Рафаэль, Микеланжело, Боттичел­ли в чисто религиозных сценах изображали уже совершенно земных людей, повседневные чувства и переживания. Изменение сюжетной линии и изоб­ретение линейной перспективы завершили революцию в области живопи­си. Секуляризация в этой области привела к расцвету светского искусства, освобождению человеческих чувств от аскетической целомудренности хри-

61 Костюк Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви (www.rubricon.ru).

стианской морали, возникновению плюрализма эстетических оценок и за­рождению многообразия жанров, которое было возможно только в рамках светского искусства.

Сандро Боттичелли. Св. Августин. XV в. Фреска

С конца XIX в. секуляризация обозначает всякую форму эмансипации от религии и церковных институтов. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. Реформация не означала полного низвержения церкви как морального руководителя духовной жизни мирян. Скорее пересматри­валось право служителей церкви диктовать светскому государству правила и распорядок мирской, внецерковной жизни, стремление церкви подмять под себя социальные, экономические, культурные и политические процес­сы, не только курировать, но и выступать в роли цензора. Иными словами, развитие христианства за 1 500 лет прошло путь от непризнания и гонений до абсолютного господства над всеми сторонами жизни европейского обще­ства. С этим не могли мириться прогрессивные общественные деятели.

В Новое время происходит передача некоторых функций (администра­тивных, судебных, благотворительных и др.) из ведения церковных властей в ведение светских, отделение церкви от государства, возникает светская система ценностей, перестает существовать обязательная в прошлом рели­гиозная обусловленность символов, из которых строится культура.

Составной частью общего процесса секуляризации являлось разграниче­ние властей: за церковью закреплено руководство только морально-нрав­ственной стороной жизни людей, а за государством — правовой и социаль­но-экономической. Разграничение властей долгое время дебатировалось философами, юристами, политиками. В XVIII—XIX вв. благодаря произве-

дениям Гоббса, Бэкона, Вольтера и других философов из разрозненных идей формируется стройная теория разделения властей, ставшая позже основой идеологии либерализма, ценности которого составляют фундамент европей­ской культуры.

Второй революцией явилось открытие научно-экспериментального ме­тода в естествознании, перестройка науки на опытно-эмпирическом фун­даменте. Ее совершили Ф. Бэкон, Ньютон, Кеплер, Галилей, Декарт. Секу­ляризация в этой области привела к быстрому развитию научных исследо­ваний и технического изобретательства, серии Великих географических открытий и распространению европейской культуры на все континенты.

Одним из следствий секуляризации культуры явилось возникновение особого феномена — частной жизни. Она существовала давным-давно — в период расцвета греческой демократии, когда молодое гражданское обще­ство освобождалось от абсолютной власти языческой религии. Но потом оно исчезло и вновь появилось, когда началось повторное освобождение чело­вечества от гипертрофированной власти христианства. Вдруг обнаружилось, что физиологическая жизнь, проявление естественных надобностей людей, домашний быт, физический труд, которые в Средние века не замечались либо награждались презрительной насмешкой, имеют право на существо­вание ничуть не меньшее, чем самые возвышенные стороны жизни людей.

Именно с раскрепощения, выражаясь языком М. Бахтина, телесно-низ­менной тематики, снятия с нее церковных запретов начинается культиви­рование гармонически развитого тела, гигиена и уход за телом, косметика и культуризм, массовые занятия физкультурой и спортом, увлечения модной одеждой, ухаживание за своей кожей, лицом, походкой, манерами. Соб­ственно говоря, начинается культура или, точнее, культура открывает для себя новые просторы — просторы человеческого тела. Обнаженного тела перестали стесняться, оно перестало быть стыдным. Оно, особенно женское тело, превратилось в предмет поклонения. Оно стало объектом искусства. Это — важнейшее следствие секуляризации культуры.

Революция происходит и в недрах самого христианства. В XVI—XVII вв. на историческую сцену выходит протестантизм, резко изменивший эконо­мический облик Европы. Это третья и не менее мощная революция.

Венцом революционных преобразований старой европейской культуры служат две великие революции Нового времени — Великая индустриальная революция, преобразовавшая способ производства, и Великая французская революция, давшая миру новую конституцию, права человека, демократи­ческий режим правления.

XIX в. в Европе — это достаточно спокойный период, когда большинство стран использовало открывшиеся во всех областях культуры и обществен­ной жизни новые возможности. Из крупномасштабных событий в это вре­мя по Европе прокатилась волна небольших политических революций (1848— 1849), которые конечно же уступали по своей значимости ранним ре­волюциям. Грохот раздался лишь потому, что буржуазия в этот период окон­чательно добивала дворянство, устанавливая политическое господство, ко­торого ей не хватало в пару к господству экономическому, давно ею приоб­ретенному. Но эти революции уже выходят за рамки череды великих революций, являвшихся составными частями не менее великого процесса секуляризации культуры.

Христианство вышло из этих потрясений ничуть не пострадавшим. От­дав значительную часть своей вотчины гражданскому обществу, оно скон­центрировалось на оставшейся, доведя ее до совершенства. Церковь, каза­лось бы, давно ждала, когда с нее снимут непомерный груз. Она успешно разделила бремя ответственности с государством, получив определенную прибыль. Сегодня роль христианства в жизни европейского общества даже еще более велика, чем в раннем Средневековье — эпохе церковного абсолю­тизма. Но теперь к его помощи и наставничеству люди прибегают совершен­но добровольно.

Таким образом, в результате великого раздела выиграли все — появилось гражданское общество и установилась демократия, углубилось и усовершен­ствовалось христианство, развилась экспериментальная наука, получило расцвет светское искусство, дальней­ший толчок получила вся человеческая культура. А вот там, где господствует ислам, влияние церкви на светские дела очень велико. Но проиграла ли культура в мусульманских странах, не сбросив религиозное ярмо?

В конце XX в. культурологи заявили, что последствия многовекового процесса секуляризации не так однозначны, как казалось прежде. Позитив­ные результаты заключались в том, что появилось гражданское общество и установилась демократия, развилась экспериментальная наука, достигло расцвета светское искусство, дальнейший толчок получила вся человечес­кая культура. К негативным последствиям относят отчуждение от духовной культуры и релятивизм моральных ценностей. Две мировые войны, десят­ки миллионов погибших, страшный экологический кризис, всеобщее паде­ние нравов и морали, угроза атомного уничтожения, абсурд тоталитарных коммунистических режимов — все это стали списывать на счет секуляриза­ции в том числе.

Сегодня в Западной и Восточной Европе, в исламском мире нарастает движение за возрождение религии на основе внутренней свободы и веротер­пимости. Вновь предлагается ввести религиозный диктат над всеми сфера­ми общественной жизни. Особенно радикально настроен арабский фунда­ментализм — течение, исповедующее принципы нераздельной власти ша­риата над светской жизнью.

Ныне роль христианства в жизни европейского общества еще более ве­лика, чем в раннем Средневековье — эпохе церковного абсолютизма. Пока еще трудно прогнозировать, каким путем пойдет дальнейшее развитие ре­лигии и какие взаимоотношения сложатся между религией и культурой. Но уже сейчас очевидно, что дальнейшее развитие пойдет по линии самоуглуб­ления, культуры и религии, которые найдут новые перспективы для совме­стного диалога.

Показателем секуляризации может выступать соотношение между свет­ским и религиозным мировоззрением в сознании современных людей. Если преобладает первое, то секуляризация, как можно думать, преобладает над обожением общества и культуры. Если все же мировоззрение людей в боль­шинстве своем носит религиозный характер, то успехи секуляризации мож­но считать незначительными. При сопоставлении ислама и христианства в

части уровня религиозности побеждает первый. Иными словами, секуляри­зация добилась на Западе значительно больших успехов, нежели на Востоке.

Секуляризация подразумевает, что светские ценности и символы вытес­няют в массовом сознании людей религиозные идеалы. Это называется па­дением влияния религии на сознание человека и общества. Данные эмпи­рических исследований тому доказательство. Опрос 7 000 человек в 2004 г. в шести странах показал, что символику компаний «Шелл», «Мерседес» и олимпийские кольца узнает большее количество людей, чем христианский крест. 88% опрошенных распознали эмблему компании «Макдональдс» и ярко-желтую раковину «Шелл», тогда как христианский крест узнали всего лишь 54% опрошенных. В Европе, в частности, церковных прихожан мало, и имеет место мощная тенденция к светскому мировоззрению. Хотя каждый третий из опрошенных британцев заявил, что верит в Бога, только 18% зая­вили, что являются активными адептами какой-либо религии. Только один из 13 французов еженедельно посещает церковную службу. Проект консти­туции Европейского Союза вообще не упоминает о христианстве или даже Боге. В Соединенных Штатах ситуация совершенно иная: 92% американцев верит в Бога, а каждый третий посещает храм по крайней мере раз в неделю. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что в развивающихся странах хри­стианство переживает мощный подъем. В наше время более 60% христиан проживают за пределами Европы и США62.

Секуляризация предполагает обращение государством церковной соб­ственности, особенно земли, в светскую. При Екатерине II в 1764 г. упразд­нено 500 монастырей, казне перешло более 1 млн душ крестьян, которые были переведены с барщины на оброк. В 1650—1725 гг. действовал Монастырский приказ — центральное государственное учреждение, ведавшее администра­тивно-финансовыми и судебными вопросами (церковного управления). До секуляризации 1764 г. монастыри владели до 900 тыс. душ крестьян. В XIX в. в России было 440 мужских и 250 женских монастырей, 110 тыс. священни­ков и 58 тыс. монахов. В середине XVI в. широкомасштабная секуляризация церковных земель происходила также в Англии. В результате было ликвиди­ровано 650 монастырей, и тысячи монахов пополнили армию бродяг63.

По мнению Ю.Ю. Синелиной64, секуляризация проходила в России в три этапа: на первом этапе — в дворянстве и части интеллигенции, на втором — в средних слоях общества, среди разночинцев, а третий этап затронул рабо­чих и крестьян. Дворянство было первым общественным слоем России, всту­пившим на путь секуляризации на европейский манер. Вслед за дворянством в этот процесс втягивались новые слои образованного общества, нарожда­ющаяся русская интеллигенция. По мере того как в России государство бра­ло вверх над церковью, активно разворачивался социальный процесс секу­ляризации: церковные нормы и принципы постепенно вытеснялись в образе жизни людей светскими. Подвижки в этом направлении стали особенно за­метными в XVIII в., когда после реформ Петра I в стране начинается интен­сивная европеизация национальной культуры. Вначале отвыкание от тра-

62 Религия и СМИ. 2004.05.05.

63 Конотопов М.В., Сметанин СИ. История экономики: Учеб. для вузов. М., 1999. С. 76.

64 Синелина Ю.Ю. О религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в.
1917г.)//Социс. 2003. №10.

диционного типа религиозности и замена ее внешними культурными при­вычками — правилами «житейского обхождения» — происходило в высших слоях общества, а позже оно затронуло и другие слои65.

Церковь и вера ушли на второй план, на смену религиозным ценностям пришли ценности утилитарные, менялся образ жизни, привычные формы поведения. Втянувшись во всеобщий процесс европеизации, слой за слоем российского общество менял свои приоритеты — от веры в царствие небес­ное к земному материальному благополучию. Человек как бы растворялся в государстве. Забота о душе казалась незначимой перед лицом государствен­ной жизни. Поколение «птенцов гнезда Петрова» было воспитано на нача­лах служилого утилитаризма. Они обучались за границей или направлялись туда с определенной миссией, получили там прочные знания и чувствовали себя европейцами. Свое существование они осмысливали только в катего­риях государственной пользы и общего блага. «Табель о рангах» заменяет «им и символ веры, и самое мировоззрение… Нравственная восприимчивость притупилась. Религиозная потребность заглохла»66.

Екатерининская комиссия 1767 г. — отражение процессов постепенной еропеизации прежде всего дворянства

Европеизируясь, дворянство перенимало французский язык, моду, мане­ры, литературу — труды Вольтера и деятелей Просвещения. Скептицизм, ирония, критика общественного строя, осмеяние суеверий, насмешки над религией, преклонение перед разумом, отрицание чудес — главные культур­ные маркеры русской молодежи XVIII—XIX вв. Проводников идей Просве­щения на русской почве выступала Екатерина II, в которой напускная на-

божность сочеталась с демонстративной симпатией французским атеистам. Увлечение французскими просветителями, начавшись на самом верху обще­ства, постепенно спускалось вниз по социальной пирамиде. Как известно, высшее общество в России воспитывалось французскими учителями и гу­вернерами. Многие с трудом изъяснялись по-русски, не понимали язык богослужения. Молодые дворяне ввели в моду увлечение вольтерианством, некоторое богохульство и безверие, полагая, что именно эти черты отлича­ют их «подлого народа», погрязшего в религиозном невежестве.

Новая мировоззренческая мода служила индикатором утонченного об­разования в высших кругах светского общества, незримо оно приобщало знать к мировым культурным центрам. В светском салоне или в кругу гос­тей можно было поделиться свежими парижскими новостями. Говорить на французский манер о том, что попы и монахи — просто шарлатаны, было куда приятнее и занимательнее, чем обсуждать правила православной литур­гии, о которых петербургские сплетники и сплетницы знали гораздо мень­ше, чем о заграничных новинках.

В еще в большей мере вольтерианский нигилизм пришелся по вкусу по­колению университетского студенчества, из среды которого выходили раз­ночинцы. Закончился этап секуляризации высшего дворянского общества столицы и начался второй этап распространения безрелигиозности среди провинциальной интеллигенции. Отходу от православия способствовало и широкое распространение масонства, в котором русская интеллигенция увидела новый тип религии — религии разума и просвещения. Импониро­вали ей и главные социальные принципы масонов — свобода, равенство и братство. Под духовным влиянием масонства сформировались личности лю­дей, участвовавших в создании демократических государств и справедливых законов. В сравнении с ним патриархальная вера отцов казалась историче­ским пережитком. Русская молодежь стремилась к очищенному, одухотво­ренному пониманию веры. Масонство было для нее своего рода духовным христианством. В числе масонов значились выдающиеся российские деяте­ли: Елагин, Новиков, Радищев, Сперанский, А.С. Пушкин и В.Л. Пушкин, Суворов, Кутузов, Пестель, Ковалевский, а по некоторым данным и россий­ские цари — Петр I, Павел I и Александр I.

Свою роль в общем процессе секуляризации сыграли два идейных тече­ния — «славянофилы» и «западники», разделение между которыми про­изошло в середине 1840-х гг. Для одних открылся путь в церковь, для дру­гих — окно в Европу. Со «славянофильства» и Гоголя начинается духовное возвращение в церковное православие верхнего культурного слоя страны, приходит новый опыт — опыт церковности67. Одна из главных идей славя­нофильства — построение цельного мировоззрения на основе православно­го церковного сознания. Идеология «западничества» основана скорее на вне-церковном христианстве, на философском пантеизме, вере в гегелевский Абсолют и социальный прогресс. Именно оно послужило кузницей русско­го атеизма, социализма, а отчасти и анархизма.

Падение крепостного права в 1861 г. ускорило движение страны по капи­талистическому пути, расширило сферу культурного общения с Западом,

67 Синелина Ю.Ю. О религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в. — 1917г.)//Социс. 2003. № 10.

способствовало зарождению среднего класса и развитию потребительских ориентации населения. Начинается вытеснение старого дворянства новой прослойкой гуманитарной и технической интеллигенции, выходившей из самых разных слоев общества. Вторая половина XIX в. — эпоха первых ше­стидесятников и разночинцев. Философ С. Франк назвал это движение, характерное для русской интеллигенции с 1870-х гг. до революции 1905 г., нигилистическим утилитаризмом, поскольку он «отрицает все абсолютные ценности и единственную нравственную цель усматривает в служении субъективным, материальным интересам «большинства» (народа), мора­лизм, требующий от личности строго­го самопожертвования, безусловного подчинения собственных интересов делу общественного служения, и про- тивокультурную тенденцию»68.

В идеологии шестидесятников уди­вительным образом перемешались нигилизм (отрицание старой морали и старой культуры), прагматизм и утилитаризм (ориентация на материальный успех и выгоду), позитивизм и сциентизм (вера в торжество науки), воинству­ющий атеизм (либо пантеизм) с чувством гражданского долга и борьбой за народное счастье. Идеологами нового движения были Чернышевский, Писа­рев, Добролюбов. Всепобеждающая поступь секуляризации в сознании рус­ской интеллигенции станет еще более очевидной, если учесть, что к атеизму клонились не только те, кто никогда ни в кого не верил, но и потомственные православные. Так, например, идейные лидеры разночинцев и западников, Чернышевский и Добролюбов, были детьми священников. К 1875 г. среди студентов университетов страны 46% составили бывшие семинаристы69.

В начале XX в. среди образованного общества наблюдается увлечение восточными религиями, теософскими идеями, оккультизмом. Получила распространение антропософия, теософия Блаватской, система Гурджиева, идеи марксизма и социализма, а у творческой интеллигенции — заметный сдвиг в сторону символизма и декадентства. Подготовлена почва для третьего и высшего этапа секуляризации русского сознания — большевистской ре­волюции. Октябрьская революция 1917 г. уничтожила старую сословную систему, место буржуазии и дворянства заняли рабочие и крестьяне. В те­чение 70 лет страна не знала религиозной социализации, погрузившись в ате­истическое просвещение и богостроительство. В период 1920—1930-х гг. во­инствующий атеизм стал обязательной частью государственной идеологии марксизма-ленинизма. В соответствии с ее лозунгами разрушались храмы, осквернялись православные и национальные святыни, подвергалась гоне­ниям церковь. Однако за десятилетия своего существования марксистский атеизм, несмотря на все старания, не смог достичь тотального господства, религиозность не удалось полностью ликвидировать. И только начиная с 1991 г. слово «верующий» становится нормальным, респектабельным, при­личным, а слово «атеист» — неприличным.

Развитие религиозной ситуации в РФ в конце 1980-х —1990-е гг. свидетель­ствует о внутренних противоречиях процесса секуляризации российского об-

68 Франк С. Этика нигилизма//»Вехи»: сб. ст. М., 1989. С. 161-162.

69 Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 357.

щества. На уровне массового сознания реальностью стали проявления про­тивоположного секуляризации процесса сакрализации (т.е. «вовлечения в сфе­ру религиозного санкционирования иных форм общественного сознания»70). На институциональном уровне, секуляризация как «преодоление религии пу­тем атеизации всех структур социалистического общества»71 сменилась тен­денцией к клерикализации общественных отношений и институтов.

По мнению ряда исследователей, процесс роста религиозности полно­стью вписывается в общую картину эволюции массового сознания в России, которую можно описать при помощи модели «маятника», движущегося от одного мировоззренческого положения к противоположному и затем обрат­но—к положению, с которого началось исходное движение. Особенностью этого процесса является то, что движение в сторону роста религиозности (как в свое время к атеизму) начинается из столичных городов, распространяясь затем на провинцию72. Специфика духовного развития российского обще­ства в XX в. связывается также с дихотомией двух «исторических идеологий России» — православия и коммунистической идеологии (российского вари­анта марксистского атеизма).

Особенностью секуляризации в российском обществе, по мнению К. Ко-стюка, выступает функционализация и маргинализация РПЦ. Церкви, вы­тесняемой из всех социальных областей обществом, остается лишь ее соб­ственный сектор «религиозных потребностей». Церковь, по сути, утрачивает свое социальное значение и начинает обсуживать свою функцию по всем законам функционирования социальных институтов современного обще­ства: специализируясь на «профессиональных» задачах, бюрократизируя свою организационную структуру как «карьерную» лесенку, встраивая свою деятельность в анонимные товарно-денежные отношения рынка, лоббируя свои интересы в органах власти и т.д. Примером, нетипичным для многих Церквей в других странах является превращение исполнения треб в больших городах России в обычный товар с «рыночно» устанавливаемыми ценами. Такое социализирование Церкви еще более обостряет конфликт с обще­ством и ведет к новым притеснениям. Потеря позиций Церковью в обще­стве наступает в процессе секуляризации, и она неизбежна, однако в запад­ных обществах она происходит без маргинализации Церкви73.

Секуляризация

  1. секуляризация — орф. секуляризация, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. секуляризация — -и, ж. 1. Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация монастырских земель. Секуляризация церковного имущества. 2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Малый академический словарь
  3. Секуляризация — В средние века лат. слово «Saeculum» (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis — мирской, светский и т. п. Словом… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum – человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) – обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому… Новая философская энциклопедия
  5. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saecula-ris — лшрской, светский) — англ. secularization; нем. Sakularisierung. 1. Изъятие ч.-л. (собственность, право, суд) из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Социологический словарь
  6. секуляризация — секуляризация ж. 1. Обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую. 2. Изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. 3. перен. Толковый словарь Ефремовой
  7. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis — мирской, светский) ,1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. 2) В Зап. Большой энциклопедический словарь
  8. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ж. лат. обращенье церковных и монастырских имуществ в светское владенье; || замещенье духовного лица, звания или места светским. Толковый словарь Даля
  9. секуляризация — Секуляризация, секуляризации, секуляризации, секуляризаций, секуляризации, секуляризациям, секуляризацию, секуляризации, секуляризацией, секуляризациею, секуляризациями, секуляризации, секуляризациях Грамматический словарь Зализняка
  10. Секуляризация — От позднелатинского saecularis — мирской, светский — первоначально отторжение или передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение; с конца… Краткий религиозный словарь
  11. секуляризация — сущ., кол-во синонимов: 2 обращение церковной собственности в светскую 1 освобождение от церковного духовного влияния 1 Словарь синонимов русского языка
  12. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗ’АЦИЯ, секуляризации, мн. нет, ·жен. (от ·лат. secularis — светский) (·книж. ). 1. Изъятие чего-нибудь из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., юр.). Секуляризация школьного преподавания. Толковый словарь Ушакова
  13. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ и, ж. sécularisation f. <�лат. secularis светский. 1. Обращение церковной собственности в собственность светскую. БАС-1. Секуларизация или секуларизование. Ян. 1806. Словарь галлицизмов русского языка
  14. Секуляризация — (франц. sécularisation, от позднелат. saecularis — мирской, светский) 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. В раннем средневековье… Большая советская энциклопедия
  15. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — 1. (франц. sécularisation, от лат. saecularis, здесь — мирской, светский) — 1) Обращение гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. В таком смысле термин «С. Советская историческая энциклопедия
  16. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ -и; ж. 1. Обращение государством церковной собственности в светскую (преимущественно о земле). С. монастырских земель. С. церковного имущества. 2. Изъятие чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  17. секуляризация — Секуляризации, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). Секуляризация школьного преподавания. Большой словарь иностранных слов
  18. секуляризация — (от позднелат. saecularis — мирской, светский) — обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. широко проводилась в европе во время реформации (XV1-XV1i вв.). в России произведена в XVi… Большой юридический словарь
  19. секуляризация — Секуляр/из/а́ци/я . Морфемно-орфографический словарь

Секуляризация как процесс и феномен — виды, черты, значение

В эволюции взаимоотношений религии c обществом, в силе ее влияния на социальную жизнь существуют разные направления. Ход характера таких изменений описываются двумя положениями: это понятия секуляризация и сакрализация.

Что такое секуляризация — понятие, черты, процесс

Секулярис — светский, мирской. Термин секуляризация означает отчуждение деятельности человека, социальных групп, сфер общества, земель, культуры, институтов из сферы церковного влияния и религиозного сознания. Впервые понятие было применено при подписании Вестфальского мира в значении изъятия монастырской собственности в пользу победителей.

Процесс секуляризации — это процесс уменьшения значимости религии в жизни людей, переход от общества, которое регулируется религиозными традициями к светскому устройству жизни, построенному на рациональных нормах. В результате этого меняется роль религии и религиозных образований в общественной жизни и жизни отдельного человека, снижается ее функциональность.

Виды секуляризации

  1. Отторжение земель. В первое время секуляризация религии означала шаги по конфискации имущества церкви в пользу государства или монарха, вельмож. Она затрагивала лишь область имущественных взаимоотношений, являясь юридическим действием. В средние века в собственность церкви входили большие земельные наделы и дорогостоящее имущество. Государство вступало в конфликт за передел этой собственности, что приводило к отторжению имущества церквей и монастырей. Спонтанный характер процесса при феодализме в буржуазном обществе приобрел целенаправленность.
  2. Смена позиций в политической сфере. В период Реформации церковная власть стала терять былое влияние. В Северной Германии, Венеции, позже во Франции и Англии в государственно-правовых связях избавлялись от полномочий церкви. В правительственных органах места духовенства стали занимать миряне.
  3. Переход решения многих задач, которые решались церковным судом, в юрисдикцию светского.
  4. Ликвидация исключительной привилегии на обучение. С открытием светских школ и университетов контроль над образованием стал переходить к государству.
  5. Потеря церковью контроля над большой частью науки и культуры. Это происходит в процессе расширения и совершенствования светского образования.
  6. Появление и укрепление норм разграничения светского и духовного начала (XVII— XVIIIв). На этой базе проявляется и секуляризация в философии, это уже светская наука с другой, научной картиной мироздания без воздействия потусторонних и мистических сил.

Черты секуляризации

  • Преображение культуры. Она начала отстраняться от религии и становиться более самостоятельной, независимой.
  • Христианство перестраивается, принимает утилитарные, «обмирщенные» черты.
  • Религиозные учения и нормы реформируются вплоть до их отвержения, идет процесс дехристианизации.
  • Изменение главных христианских представлений и ценностей. Появляются попытки подменить веру на разум, отказаться от авторитета церкви и ее устоев.
  • Возникает кризис личности. Люди лишаются стабильной системы ценностей, утрачивают ощущение самоидентификации. Человек теряет веру в свои былые убеждения.
  • Период отторжение старых ценностей и начало формирования новых заполняется вакуумом. Общество мечется в тщетных поисках истины в культуре нового времени, возникает опасность отката в докультурную действительность или к язычеству.

Сакрализация — понятие и черты

Противоположным понятию секуляризация, антонимом его содержанию является сакрализация — это наполнение явлений, вещей, предметов, людей религиозным содержанием, подчинение религиозному влиянию политических и социальных институтов, науки, культуры, отношений в быту.

Сакрализация сопутствовала формированию человеческого общества, порождению и развитию культуры. На первых порах истории человечества она проходила в условиях жизни и коммуникации в виде обрядов, знаков, суеверий, связанных с приятием божественного.

Сакрализация усиливается на почве верований, объединенных с признанием «священного». Позже углубляется на основе клерикализации (оцеркововления) социальных отношений.

При этом увеличилось ее воздействие на личную и общественную жизнь, появилось идеологическое обоснование, наметилось стремление заключить все области интеллектуальной жизни в канву богословия и теологических понятий.

Основными этапами клерикализации считают:

  • кодификацию,
  • догматизацию,
  • канонизацию вероучений.

Черты сакрализации в разных культурах и обществах

  • В странах ислама, церковь не была сильной религиозной организацией. Сакрализация там шла путем построения теократического государства. Ислам стремился к слиянию духовного и светского, к построению религиозного сообщества. Он рос и укреплялся в обстановке религиозно-политического единения. В арабском мире политические вожди всегда одаривались харизмой, это являлось одной из форм сакрализации. Харизма — черта личности, которая выгодно выделяет человека среди других людей. Но она не приобретается в процессе становления характера, воспитания или обучения, она дарована судьбой или предначертанием высших сил. В исламе политические руководители всегда являлись и религиозными наставниками, носителями авторитета вероисповедования.
  • Сакрализация в христианской Европе зародилась в IV веке и достигла своего пика в Средневековье. В это время не разделяли мирскую и сакральную жизнь людей. Под все, что делалось, под любое социальное событие подводилась сакральная база, все включалось в ее сферу. Самой главной ценностью Средневековья был Бог. И все основополагающие области культуры того времени отражали это представление. Архитектура, скульптура, живопись воспроизводили библейские элементы и сюжеты, литература была пропитана религиозной тематикой, музыка состояла из церковных песнопений, философия мало отличалась от религиозных учений и теологии. Наука служила христианству. Этика и правовые нормы были развитием христианских догм. Политическое устройство подчинялось теократии и основывалось на религии. Семья считалась божественным союзом. Экономические отношения находились под религиозным контролем, многие их прогрессивные формы угнетались, в угоду нецелесообразным, но имеющим разрешение со стороны церкви. Обычаи и порядки, уклад жизни и образ мысли выдвигали на первый план единение с Богом и отрицание мирского. Чувственный мир с его радостями, богатством и ценностями считался временным местом пребывания человека, где он всего лишь пилигрим, идущий к божественной обители и стремящийся привести свою жизнь к идеалу, чтобы достичь окончательной цели.

Понимание процесса секуляризации в религиях мира

Православная церковь крайне негативно относится к этому явлению как осовремениванию христианства. Церковь считает, что из-за этого человек теряет единение с Высшим Бытием и такое богоотступничество приведет к обмирщению культуры.

Католики изначально порицали процесс обмирщения, обвиняя его в коллапсе культуры и упадке христианского персонализма. Но в связи с увеличением разрыва между католицизмом и жизненными реалиями, их теологи примирились с этим явлением, как с очередным этапом развития, происходящим с позволения Бога.

Протестанты придерживаются в этом вопросе аналогичной позиции и считают, что возможно появится обновленное христианство, которое будет брать в расчет новые реалии. Теологи, сократив расстояние между модифицированным христианством и светской культурой, пытаются примирить их.

В западной культуре ярким выражением обмирщения христианства является переустройство его в религию антропоцентризма. Это попытка подмены богооткровенных аксиом результатами своих измышлений. Современные протестанты и католики считают, что человека можно расценивать как самостоятельное независимое существо, не подчиняющееся воле Бога. Также они признают, что христианство предназначено служить человеку.

История секулярных процессов

Секуляризация общества в культуре эпохи Возрождения проявилась сначала в новшествах в области религии, в стремлении уравновесить Бога и человека. Человекобога в той культуре было больше, чем Богочеловека. Бог в эту эпоху стал более близким. Церкви украшались золотом и драгоценностями, наполнялись звуками органов. Изображения святых и Христа стали походить на земных людей. То есть, не только человек поднимался к божественным вершинам, но и сам Бог спускался к человеку. Оценивая эти явления, можно отметить, что такая секуляризация искусства даже предметы религиозного поклонения делала более доступными и понятными.

Начало секуляризации в культуре Возрождения связывается с переосмыслением религии, с перестановкой акцентов, что имело далеко идущие последствия. Об этом говорит то, что уже в эпоху Реформации появился протестантизм.

Как происходит приспособление христианства к жизненным потребностям, и как вносятся изменения в трактовку священных заповедей: они либо устраняются из духовой практики, либо обходятся путем изощренной логики. Например: католическая церковь исключила решение о запрете по взысканию налогов.

Протестантство внесло большой вклад в процесс ослабления роли религии, переосмыслив отношение к богатству, труду, развив принципы мирского аскетизма. При этом акценты с мира запредельного были перенесены на мир земной. Протестантством отрицается и роль церкви, вера для человека – это его личное дело. Это породило отказ от авторитетов и религиозный индивидуализм.

Причины секуляризации в период Нового времени лежат в новых открытиях в области естествознания, представлений о природе, так как они противоречат религиозной картине мира. Научные познания укрепляют веру человека в беспредельные возможности разума.

Последствия секуляризации

  • Современная культура, называемая постмодернистской, доходит до максимализма в вопросах культа всего нового, свободы, индивидуализма. Придает большое значение потребностям тела, желанию иметь что-то, самоутверждению личности.
  • В культуре средних веков наибольшей ценностью был Бог. Постмодерн во главе ставит людей, которые свободны от авторитетов и ценностей. Ядро личности теряет свою устойчивость, утрачивает центричность.
  • Особо важные изменения с человеком произошли после зарождения капитализма и до нашего времени. Авторитарная личность с чертами накопительства постепенно приобрела свойства рыночного характера. Человек чувствует себя товаром на рынке личностей. Такие субъекты не могут любить или ненавидеть, эти эмоции становятся старомодными, они не присущи характеру.
  • Одна из особенностей культуры современного мира – это стирание границ между реальностью и виртуальным миром. Из-за этого человек попадает в сферу иллюзий, что мешает ему управлять своей жизнью. Создается мозаичная картина мира из-за наслоения различной информации, а свобода становится тяжким грузом для современной личности.

О такой свободе философы имеют разные мнения.

  • Ницше считает, что там, где нет Бога, человек имеет безграничную свободу для самоутверждения.
  • Бердяев говорит, что отказавшись от Бога, люди отдают себя в различные виды рабства.
  • Бергер пишет, что религиозные заповеди окружают святостью устои жизни, они несут такие смысловые нагрузки, без которых общество не может просуществовать долго.

Последствия процесса секуляризации подводят человека к осознанию того, что ничего не свято. Происходит девальвация ценностей, это может служить причиной утраты смысла жизни, дезориентации.

Другой точки зрения придерживается социолог Парсонс. Он считает, что секуляризация культуры, это элемент эволюции. В ходе перемен, функция религии видоизменяется, она превращается в одну из сфер жизни социальной.

Значение секуляризации

Оно в том, что религия меньше влияет на политику, образование, экономику, культуру. Но так как человек может самостоятельно выбирать веру без принуждения церкви, то религия несет для личности большую значимость. Западная цивилизация сложилась на платформе христианства, поэтому человек живет в социуме, впитавшем в себя христианские ценности, находится под их воздействием, не отдавая себе в этом отчета.

Секуляризация современного мира — это не противоположность религии, она не угрожает уничтожению самой религии, а лишь меняет ее роль и структуру.

Секулярное общество — это не то, что вы думаете

В это не сразу верится, но в нашей стране с феноменом секуляризации сложилась неоднозначная ситуация. Хотя, казалось бы, на дворе XXI век, Россия – светская (секулярная) страна, что тут может быть непонятного?

А теперь попробуйте зайти в любую социальную сеть и посмотреть, сколько раз и в каком контексте упоминается словосочетание «светское государство». Поиск выдаст вам массу комментариев пользователей, которые заявляют о попранных идеалах секуляризации под каждым постом об общегородском крестном ходе или массовом совершении намаза в день праздника Курбан-байрам в городе Москва.

(источник:dn.tvc.ru) (источник:rus4all.ru)

С другой стороны, ситуация с религиозными организациями в России имеет некоторые особенности, которые не соответствуют привычному понятию светскости, принятому на Западе. Речь идёт о вещах вроде запрета деятельности Свидетелей Иеговы или централизации конкретной религиозной организации. Подобные случаи противоречат секулярной модели, принятой в западных странах.

Мне бы хотелось в свободном формате показать, в чём заключается идеальная секулярная модель и насколько далеко от идеальной модели находится понимание светского государства пользователями соцсетей и секулярная реальность России в целом.

Что такое секуляризация?

Давайте начнём с общих вещей — например, с определения секуляризации как таковой. Если заглянуть в любой словарь, изданный до конца XX века (в качестве примера – Словарь Брокгауза и Ефрона), мы увидим, что там отсутствуют даже малейшие намеки на современное положение секулярного, потому что до этого периода все понимали секуляризацию как процесс отчуждения церковных земель и иной собственности в пользу государства. В нашей стране подобное происходило в основном в период правления императрицы Екатерины II.

Это историческое толкование помогет нам приблизиться и к современной интерпретации секуляризации. В конце концов, почему в XVIII веке происходило изъятие собственности у Церкви? Самая главная причина — владение такой собственностью не соответствовало её задачам. Современное понимание секуляризации подразумевает изъятие из компетенции религии тех аспектов человеческой жизни, общества, которые не должны в неё входить по определению. Секуляризация – это «обмирщение различных областей жизни общества и личности, их выход из под обязательного влияния религии» (согласно словарю «Социологии религии» М.Ю. Смирнова 2011 года).

Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода 26 июля 1911 года в главном зале митрополичьего дома Александро-Невской лавры.(источник:Википедия)

Секуляризация уже завершилась?

Это может быть интересно:

Церковь, наука и образование

Секуляризация как процесс началась в XV-XVI веках и заняла главную нишу в развитии современного общества, оказавшись влиятельной силой, сформировавшей культуру и другие аспекты нашего современного мира. Где-то секуляризация случилась, где-то нет, и в наши дни нельзя наверняка сказать, что секуляризация должна выглядеть именно такой, какой она сформировалась в Европе или Соединенных Штатах.

Питер Бергер, социолог религии и один из авторов, посвятивших секуляризации немало научных работ, опираясь на социологов Альфреда Шюца и Шмуэля Эйзенштадта (подробнее смотрите: Peter L. Berger «The Many Altars of Modernity: Toward a Paradigm for Religion in a Pluralist Age» 2014), говорил о «множественных реальностях» и «множественных модерностях»: западная секуляризация, по его мнению, не является и не может являться единственной формой модерности. Это подтверждает опыт других стран, например, Японии, Турции или России (собственно, и Европа и Северная Америка в этом вопросе также различаются между собой). Так или иначе, секуляризация не влекла и не влечёт за собой вопрос, касающийся существования религиозной веры. Не способствует она и вытеснению религии из социальной сферы жизни человека.

Фактически секуляризация изменила положение религии в обществе, сделав светское начало автономным и превалирующим в политике, экономике и других сферах нашей жизни. Хорошо этот принцип характеризуют слова голландского юриста XVII века Гуго Гроция – «etsi Deus non daretur (как если бы Бога не было)». Но такая расстановка приоритетов никак не изолирует религию от социума и его различных сфер, будь то политика или образование.

Да, религия, а точнее Церковь не имеет власти над политическим, экономическим, образовательным и другими процессами, но это не лишает её права взаимодействия в этих сферах.

Многие исследователи отстаивают теорию секуляризации, утверждающую, что современность обязательно приведёт к упадку религии. Но эти прогнозы себя пока не оправдывают. Религия не исчезает, а лишь меняет свою структуру и роль в обществе, заняв нишу среди других областей жизни человека наряду с искусством, наукой, философией. Потому Питер Бергер, один из защитников теории секуляризации, пришел к выводу, что наш мир, за некоторыми исключениями, «столь же яростно религиозен, каким и был всегда» (см. об этом его вводную статью в книге: «The desecularization of the world: resurgent religion and world politics» 1999 года).

Секуляризация в России

В России и вправду сложилась своеобразная ситуация с секуляризацией. Постепенное «обмирщение» разных слоёв общества, окончательно случившееся в XX веке, закончилось долгим периодом тирании атеизма, которая при формальной, зафиксированной в конституции свободе слова, фактически притесняла любую религиозную организацию, создавая неравноправие между верующими и атеистами. Без сомнений, то, что было в течение этого периода – тоже секуляризация, отличившаяся радикальной атеизацией. Давать ей сейчас нравственную оценку нет смысла, можно лишь признавать факт существования такого феномена, который, кстати говоря, был не только на территории СССР. Как бы то ни было, картина переменилась в 90-х годах XX века – с тех пор российская модель секуляризации стала походить на западную, но, как сказал бы Бергер, с некоторыми исключениями.

(источник:yaplakal.com)

Стоит немного отвлечься, чтобы порассуждать, в чем заключается секуляризация на Западе, и чем от неё отличается современный вариант секулярной модели России? С учётом того, что и в западных странах секулярные процессы начались раньше, чем у нас, секуляризация на Западе получила большее развитие, что привело к индивидуализации религии. Институциональная религия приобрела меньшее значение в обществе, хотя это не означает, что она совсем вытеснена из жизни социума.

Российские современные реалии выглядят немного иначе. Пока что центральное место, вплоть до государственного уровня, в Российской Федерации занимает Русская Православная Церковь. Нужно признать, что такой статус радикально не влияет на общий секулярный «климат» страны, так как основные принципы секуляризации продолжают соблюдаться в рамках установленного законодательства.

В российском понимании секулярного прослеживается в большей степени печальный «советский» опыт, выражающийся в тенденции к атеизации, но не к равноправию. Да, невозможно в нашу современную плюралистическую эпоху требовать держаться лишь той парадигмы секуляризации, которая сформировалась на Западе, но так же трудно отрицать, что в идеале секуляризация должна заключаться, как сказал Юрген Хабермас, в «двояком и взаимодополняющем процессе обучения» между религиозной и светской частью общества, местами даже и путем взаимного самоограничения (об этом подробнее см. книгу: Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) «Диалектика секуляризации. О разуме и религии» 2006 года).

Другими словами, сосуществование религиозных и нерелигиозных слоев общества должно осуществляться в нейтралитете, с равными этическими свободами между первым и вторым типами людей.

Каждый человек, вне зависимости от его мировоззрения, имеет право вносить вклад в общественную дискуссию.

Он может быть осуществлён и в виде религиозных понятий, и в виде «перевода» с религиозного языка на общедоступный. Такой формат отношений способствует нормальному функционированию общества, поскольку в нем учитываются права и мнения в равной степени всех граждан социума, путем взаимного диалога и поиска решения проблем. Это и есть то светское государство, каким оно должно быть.

(источник:fishki.net)

Важно остановиться на двух выводах: во-первых, совершенно неправильно считать, что секуляризация – это атеизация. Ожидание того, что в светском государстве религия будет на уровне какого-то кружка по интересам, который никак не будет соприкасаться с обществом, неоправданно и неверно.

Секулярность – это не атеизм и не доминирование только светского дискурса, но равноправие религиозных и светских сторон социума. Во-вторых, признавая то, что единая и единственная модель секуляризации – это скорее химера, нужно стремиться к такой секуляризации, которая выражалась бы во взаимном образовательном процессе, который бы позволил религиозным и светским гражданам осмыслить пределы их воззрений и перспективы взаимодействия и диалога.

Проявления и последствия секуляризации в современном обществе

Опросы общественного мнения, анализ статистических данных о показателях и динамике религиозности отражают долговременную тенденцию к упадку религиозной веры, подтверждают уменьшение ее влияния на жизнь современного общества. К этому следует добавить, что международные опросы постоянно показывают: население Западной Европы намного менее религиозно, чем американцы.

Последствия секуляризации.

Во-первых, секуляризация как процесс сокращения и исчезновения массовой вовлеченности в ре-

лигиозную жизнь ведет к появлению такого феномена, который можно обозначить как «нерелигиозность». Он включает широкий спектр позиций: от простого равнодушия к религии, арелигнозиости, до атеизма и антирелигиозных движений. Одна из альтернатив религии и секулярном

обществе — светский гуманизм.

Во-вторых, «религиозный вакуум», образующийся в результате упадка традиционной религиозности, ведет к появлению и такой альтернативы, которая выражается в возврате к примитивным формам религии — суеверию, магическим ритуалам, мифологии, астрологии, оккультизму и т.д.

Секуляризация — сложный и еще недостаточно изученный процесс. Ее исследование до сих пор преимущественно велось на основе анализа общественного развития в его западном варианте. На этой основе вырабатывались методы, понятия, оценки. Между тем, секуляризация развивается в специфических формах в каждом конкретном обществе в зависимости от его особенностей, включая и конфессиональные. В Турции или Японии она не является простым воспроизведением того, что происходило или происходит в западноевропейских странах. Нельзя не учитывать значительные различия, которые существуют даже между Западной Европой и Северной Америкой, и тем более — Россией. Тем не менее, уже теперь понятие секуляризации дает достаточно прочную основу для анализа роли религии в современном мире и ее перспективы на будущее.

Религия в этом контексте выступает как один из типов организации, объединений людей, их сообществ, наряду с национальными, местными или региональными научно-экономическими (в виде транснациональных корпораций) и т.д., каждый из которых способен облегчать или тормозить

процесс развития. Анализ показывает, что религиозные сообщества не самые сильные из

числа тех факторов, которые могут способствовать преодолению кризисных ситуаций и решению мировых проблем. Традиционно они были источниками духовности и морали, поддерживали позитивные и осуждали негативные социальные установки, действия, ценности. В то же время они

поощряли войны и преследования, поддерживали разрушительные силы во имя своих святынь. Религиозные сообщества сегодня еще более разобщены, чем государства. Многие из них претендуют на исключительность в определении истинных путей, которыми должно идти человечество. Часто конкуренция, войны и деструктивное поведение характеризуют взаимоотношения как различных групп внутри религий, так и между религиями, а также — их отношения к нерелигиозным, светским движениям. В современном мире они зачастую представляют устаревшие верования, мало связанные с борьбой за справедливость, мир и изобилие. Традиционные кризисные стратегии религий ныне, по сути, бессильны разрешить мировые проблемы и являются скорее частью этих проблем, нежели их решением. Отсюда вовсе не следует, что противодействие угрожающим тенденциям мирового развития предполагает «искоренение религии». Скорее оно диктует необходимость достаточно радикальной трансформации организованной религии. Не следует сбрасывать со счетов заключенный в ней потенциал: в основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат такие универсальные понятия, как любовь, надежда, мир, справедливость.

Современный религиозный синкретизм и эклектизм

Эклектика (эклектизм) — Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых, разнородных взглядов, теорий, методов, стилей.

Эклектическая смесь отдельных элементов традиционных религий, восточной мистики, популярных псевдонаучных теорий, многочисленных мифов и суеверий характерна не только для нашего времени, но и для любой переходной эпохи. Сегодня происходит рождение нового многомерного и «полирелигиозного» человека, для которого все формы духовного опыта равноценны, а древние суеверия (часто облаченные в современные псевдонаучные одежды) имеют тот же статус, что и, к примеру, догматы традиционных религий. «Двоеверие» (а точнее — «многоверие») обретает не только силу, но и легитимность.

В качестве примера наиболее характерного проявления новой религиозности можно рассмотреть движение «New Age» («Новый век», «Новая эра»), ставшее фактически самостоятельным мировоззрением, обладающим огромным культурным влиянием и высокой степенью проникновения в массы. Из анализа принципов и идей движения «New Age» видно, что оно обладает качественной новизной (по сравнению с традиционными религиями) и вполне соответствует современной полистилистической (постмодернистской) культуре. Основа этого мировоззрения — западная культура и индивидуалистические ценности. Все, в конечном счете, сводится к индивидуальному выбору, главное — не истинность тех или иных учений, а их привлекательность. При этом слова о «братстве всех религий» в «New Age» весьма своеобразно реализуются на практике (благодаря внутренней установке на синкретизм и эклектизм): в этой среде существует «единая трибуна» и «взаимоперетекание» религиозных идей. Для «New Age» характерно принятие различных форм духовного опыта и ценностей либерального сознания, что выражается в его неприкрытом «прогрессизме» и эволюционизме. Восточные учения подвергаются западной индивидуалистической обработке.

Синкрети́зм(от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — явление объединения различных религий (или их отдельных элементов) в единую религиозную систему.

Синкретизм — общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма — гностические учения, теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной всеядности.

Некоторые атеистические публицисты считают, что религиозный синкретизм в некоторой степени характерен для всех религиозных течений. Так, по мнению одного из публицистов позднего советского периода, христианство объединяет в себе представления древнеиудейских религиозных течений, восточных религий, греческой и римской философии и т. п.

Можно заметить, что проблема религиозного синкретизма понимается неоднозначно, обнажая множество спорных моментов. Тем не менее,
тенденции к синкретизму и эклектизму вызванные глобализацией распространения религиозных идей и их профанацией в современной высокотехнологичной постмодернистской цивилизации, нельзя не заметить.

Однако, в настоящее время, большей актуальностью пользуются «универсальные религии», которые пытаются в своем учении совместить все догматы известнейших мировых религий. Такой религией является Вера Бахаи. Вера Бахаи — независимая всемирная религия, вторая в мире по географической распространенности после Христианства (согласно данным Британской Энциклопедии).

Общины бахаи существуют в 188 странах и на 45 зависимых территориях. Они объединяют в себе представителей 2112 наций и народностей, выходцев из всех социальных слоев и культур. Священные писания Веры Бахаи переведены на 802 языка. В настоящее время мировая община бахаи насчитывает более 5 млн. последователей.

Основатель Веры Бахаи — Бахаулла (1817-1892), Чье имя в переводе с арабского означает «Слава Божия». Бахаулла объявил о своей миссии в 1863 году. Его последователи — бахаи — считают, что Он является последним на сегодня посланником Бога, продолжая миссию основателей великих религий, таких как Мухаммад, Христос, Будда, Моисей.

Главная тема учения Бахауллы — единство. Он учил, что Бог един, что все религии — выражение «неизменной веры в Бога, вечной в прошедшем, вечной в грядущем», что человечество — единый народ, который призван жить в мире и согласии. Бахаи выступают за сплочение наций во всемирное сообщество, в котором мир поддерживается на основе принципа коллективной безопасности.

Международное Сообщество Бахаи — название неправительственной организации, которая представляет всемирную общину бахаи при Организации Объединенных Наций. Оно зарегистрировано с консультативным статусом при Департаменте Информации, Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОК) и Детском Фонде (ЮНИСЕФ), а также имеет рабочие отношения с Программой ООН по здравоохранению (WHO), Программой по защите окружающей среды (ЮНЕП), с Фондом для развития женщин (ЮНИФЕМ) и др. Работа Международного Сообщества Бахаи сосредоточена на таких направлениях, как социально-экономическое развитие общества, права человека, повышение статуса женщин и нравственное образование.

В Вере Бахаи нет духовенства, поскольку в соответствии с учением Бахауллы каждый человек способен и обязан самостоятельно искать и воспринимать духовные истины. Управление всеми делами общины осуществляется через уникальную систему администрации, основными органами которой являются демократически избираемые советы. В настоящее время в мире действует более 13 тысяч административных органов бахаи на местном уровне и 181 — на национальном. Руководство на мировом уровне осуществляет Всемирный Дом Справедливости.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *