Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенности

Богиня правды Древнего Египта — величественная Маат, является уникальной по своей природе. Она олицетворяет как справедливость в социальном плане, так и устойчивость государства — от фараонов до рабов. Ложь, обман египтяне считали большим преступлением, причем не только перед Маат. Они нарушали законы природы и космическое равновесие. Богине правды приписывалась главная роль, она была тем, чем питались остальные представители египетского Олимпа, несмотря на то что Ра занимает верховную позицию. Таким образом, Маат можно назвать серым кардиналом.

Рождение мифологии

Изначально египтяне проповедовали так называемое естественное верование. В его основе лежало единение между человеком и природой. Но позже этого стало недостаточно, начала зарождаться мифология.

В 3 тысячелетии до н. э. в Египте уже была разработана серьезная религиозная система. Исследователи считают, что изначально появились культы, где поклонялись разным богам и божествам. Их было множество, но и масштаб минимальный. Затем они объединяются между собой.

В процессе слияния культов строится небесный мир в соответствии с египетским государством, которое на то время уже было достаточно развитым. Считается, что первые боги появились из космического хаоса. Это указывает на то, что древнейшая цивилизация имела кое-какие представления о возникновении Вселенной.

В длительном этапе формирования египетской мифологии богиня правды появляется одной из первых. Ее представляют как дочь бога солнца Ра, который впоследствии становится верховным.

Описание

Маат — богиня правды в Египте, которая изображалась в виде крылатой женщины с пером, венчавшим ее голову. На протяжении истории символы менялись. Единственное, что всегда оставалось нетронутым, — мельчайшая деталь на голове. Вероятно, именно поэтому символом самой Маат стало перо страуса.

Египтяне как развитая для своего времени цивилизация чтили закон и мудрость, которые являлись следствием истины. Поэтому Маат имела особое значение и положение среди богов. Считалось, что после смерти на земле душа человека переносилась в космическое пространство, становилась самой истиной, справедливостью и чистотой.

Символ Маат, страусиное перо, было минимальной мерой веса. Именно столько, считали египтяне, весит душа. В связи с этим была изобретена наименьшая денежная единица. Ее масса приравнивалась к весу пера. Она называлась шетит. Но при этом египтяне не обменивались между собой перьями. Они просто измеряли некое количество золота, серебра или другого ресурса в шетитах.

Принципы Маат

Богиня правды в Древнем Египте и в формировании цивилизованного государства играет чуть ли не главную роль. Ее принципы соответствуют требованиям людей, находящихся на стадии формирования общества. Между населением Египта, а также в его отношениях с соседними государствами неизбежны конфликтные ситуации. А Маат сглаживает их, отстаивает вселенскую справедливость. Именно принятие законов и правил позволяет Египту планомерно развиваться, избегать войн, когда они не нужны, судить преступников и награждать добродетельных людей.

Жрецы богини правды принимают непосредственное участие в судебной системе, что довольно-таки логично. Фараоны изображались со статуэткой Маат в руках. Это подчеркивало их роль в создании и соблюдении законов. И во всей истории не было такого фараона, который бы не преклонялся перед богиней правды, не отстаивал ее принципов.

Странное семейство

Египетская богиня правды, согласно мифологии, появилась чуть позже Ра, почему и принято считать ее его дочерью. Изначально население представляло ее в виде молодой женщины, стоящей на вершине холма, вокруг которого была пустота. Ра еще ничего не создал. Маат держала в руках скипетр и анх, символизирующие власть и вечную жизнь соответственно.

Позже наступает время, когда женские и мужские аспекты объединяются. Тогда египтяне принимают решение «женить» Маат и Тота, бога мудрости. В браке у них появляется 8 детей. Каждый из них занимает одно из главных мест Гермополиса.

Уникально то, что самым почитаемым и важным богом среди сыновей Маат и Тота является Амон. Изначально было два разных культа. Амон и Ра существовали отдельно друг от друга. Затем они объединяются. И создается странное явление: Маат, являясь дочерью Ра, становится его же матерью. Возможно, так египтяне хотели показать круговорот чего бы то ни было в космическом пространстве.

Место Маат в мифологии

Богиня правды изображалась в виде женщины, на голове которой находилось перо. Оно было ее символом. Маат играла большую роль не только в жизненном суде, но и в загробном. Осирис даровал людям весы, которые использовались после смерти каждого человека. На одну чашу клали статуэтку Маат (позже перо), а на другую — сердце умершего.

Было два варианта исхода:

  1. Равновесие весов. Оно означало, что жизнь человека была праведной. За это Осирис удостаивал его вечным блаженством.
  2. Большая или меньшая масса сердца человека. Это указывало на неправедную жизнь. За грехи человека съедал Амт — чудовище, представленное в виде льва с крокодильей головой.

Позже появилось мнение о том, что у Маат есть одноименная сестра. Тогда ее начали называть Маати.

Судьи носили эмблемы в виде богини, закрепляя их на груди. Они вели свои дела в специальных помещениях, которые назывались «зала двух правд». Центр культа расположился в Фиванском некрополе. Служения богине осуществлялись отдельными жрецами — визирами. Таким образом, место богини истины в египетской мифологии сложно переоценить.

Символизм

Имя богини правды, равно как и ее изображение, отражало лишь поверхностную суть. Сами египтяне утверждали, что Маат представляет собой абстракцию. Она вселенский порядок, который должны соблюдать и боги, и правители, и простые обыватели. Без ее участия не могла существовать природа.

Образ Маат — женщина, сидящая на земле и прижавшая колени к груди. Голову ее венчает перо. Такую куклу всегда держали в руках фараоны. Это означало, что на земле они несут ответственность за порядок, могут справедливо судить.

Культ богини затрагивал не только земные, но и космические нормы. Фараон не просто мог осуждать за грешные жизни, но и вознаграждать за послушание. Так он выполнял свои обязанности перед богами. В результате он помогал сохранить тонкую грань, космическую гармонию между божествами и людьми.

В верованиях египтян имеется четкое разграничение между добром и злом. К примеру, Сет олицетворяет все темное, что только может быть в мире. Осирис, в свою очередь, выступает в качестве его полного антипода. Он олицетворяет добро. Что касается Маат, то богиня правды существует как бы сама по себе. Ее абстрактная характеристика не позволяет относить ее к доброму или злому. Она везде: в теле и душе человека, в мечах воинов, в космическом пространстве, в детенышах животных и в растениях.

LiveInternetLiveInternet

АРХАНГЕЛЫ И ВОЗНЕСЕННЫЕ УЧИТЕЛЯ
МААТ
(Египет)
Известна также как Мао, Маэт, Мат, Маут, Ма’ат
The Gods of Ancient Egypt — Ma’at (Also known as Ma’at, Maa, Maet, Maht, Mat, Maut)
Maàt. In Egyptian mythology, Maàt was the goddess, or rather the concept, of truth, justice and order.
Помогает
Обращение
Маат, в египетской мифологии богиня истины, правосудия и гармонии, дочь бога солнца Ра, участница сотворения мира, когда был уничтожен хаос и восстановлен порядок. Она играла заметную роль в загробном суде Осириса. Поскольку древние египтяне верили, что каждый усопший должен был предстать перед 42 судьями и признать себя невиновным или виновным в грехах, душа умершего взвешивалась на чашах весов, уравновешенных страусиным пером богини. Весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор выносил супруг Маат, бог Тот. Если сердце было отягчено преступлениями, чудовище Амту, лев с головой крокодила, пожирало умершего. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», был чист и безгрешен, то оживал для счастливой жизни на полях рая, иару. Маат обычно изображали с пером в прическе, которое на суде она возлагала на чашу весов. Считалось, что люди живут «благодаря Маат, в Маат и для Маат».
Маат («страусиное перо») — древнеегипетская богиня изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. В некоторых текстах богиня выступает как супруга Птаха, Тота.
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенную богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила ее последовать за своим отцом Ра на небеса.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет – ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.
Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат. Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, ее культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое – на западном берегу Нила в Фивах – в Дейр эль-Мединэ.
Культ Маат засвидетельствован еще с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат – пчела, посвященный богине и ее солнечному отцу материал – воск.
Титул «жрец Маат» носил чати — великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого ее статуэтка или эмблема — страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, ее изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
Имя богини входило в большое число теофорных имен, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью, так как это было в начале времен…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона).
Богиня закона, правды, истины и мирового порядка. Женская копия Тота. Была связана с культом Ра и носила имена «дочь Ра» или «глаз Ра». Большую роль играла в загробном суде Осириса: на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую — статуэтку Маат или перо Маат. Равновесие означало, что покойный оправдан и достоин блаженства на полях Иару — в противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). Эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди. Жрецом Маат был везир.
Она безошибочно распознает правдивый характер, честность и побуждения у людей. Призовите Маат, чтобы она не подпускала к вам бесчестных людей и помогала вам не попадать в бесчестные ситуации. Просите ее о защите от темной и низменной энергетики. Если Маат увидит, что побуждения ваши честны, она отнесется к вам с самой горячей любовью. Если же нет — она может заставить вас пройти испытание церемониального очищения, или, чтобы избежать этого испытания, вам придется изменить жизнь и заняться ритуалами, подтверждением и обрядами. Она не судит; она сама истина. Маат также наблюдает за юридическими вопросами, чтобы обеспечить гармонию и честность.
Она говорит:
«Магические способности есть у всех, и у молодой женщины, они соответствуют ее менструальному циклу. Если она будет стремиться к гармонии с циклами луны и поймет их связь со своим течением, она «договорится с луной» и будет открыта для перемен, которые высвободят ее практические и эзотерические способности. Это создаст в ней уверенность, которая будет проявляться в женственной энергетике. К примеру, большие кошки не извиняются за свое могущество. Они зачаровывают, потому что в каждый свой шаг вкладывают силу.
Для мужчин и женщин, вышедших из детородного возраста или не достигшим его, циклы луны не так очевидны, но все же все мы подвергаемся ее действию. Любой — даже духи — находящийся в поле гравитационного притяжения этой планеты, ощущает колебания, которые создает луна.
Обращайте особенно пристальное внимание на свои отношения с луной, этим великим источником света. Чаще навещайте ее. Вы поймете, что луна — источник магических способностей, которые передадут вам поистине важные послания».

Слово Божье нам говорит, что правда была еще до сотворения мира! И более того, на ней основаны законы Вселенной: «Я создал Землю и сотворил на ней человека! Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я! Я воздвиг его в правде…» (Ис. 45:12-13), – говорит Господь.
На страницах Писания достаточно много сказано о том, что для многих вещей Богом как бы положена граница, т.е. они действуют до какого-то предела. Например, мы читаем, что пророчества прекратятся, языки умолкнут, знание упразднится, смерти уже не будет, не будет болезней, слез, горя, земля и все дела на ней сгорят, и т.д.
А как же Правда? Прочитаем 2 Петра 3:13: «Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает Правда!»
И еще: «Правда Твоя – правда вечная…» (Пс. 118:142).
Слово Божье очень четко и ясно говорит нам, что Закон Правды, существующий сегодня в нашем видимом мире, это тот же Закон, который будет существовать и на Новой Земле, куда стремится каждый алчущий и жаждущий правды, ищущий Бога человек.
Правда – это неотъемлемая часть Божьего Естества, это свойство и образ действия Бога.
Таким образом, если Правда – Закон, на котором основана вся Вселенная, и видимая, и невидимая, то, исполняя и творя правду, мы укрепляем этот Закон и, напротив, идя на поводу у врага и делая неправду, мы разрушаем этот Закон и делаемся противниками Богу.
В Писании мы находим много мест, открывающих нам эту сторону Божественной природы. В 11 главе Исаии дается пророческая характеристика Иисуса Христа, где читаем: «…И будет препоясанием чресл Его Правда, препоясанием бедр Его – Истина!» И еще в Пс.47:11: «…десница Твоя полна Правды»!
Сотни мест в Слове Божьем повествуют нам о Правде, об Истине, о праведных путях Божьих, о праведных судах Божьих, о том, что Бог творит только Правду и что в Нем нет даже тени неправды. Во всем Писании, мы не найдем ни одного места, где Бог допустил бы какую-либо неправду.
Но кто же такой праведник?
Чаще всего мы слышим в ответ, что праведник – это святой, угодный Богу человек. И это так. Но я полагаю, что, основываясь на Слове Божьем, мы имеем хорошее основание для такого определения: праведник – это правдивый, т.е. человек, который живет по правде.
Некоторые утверждают, что праведник – это безгрешный человек. Но Слово Божье говорит, что безгрешных людей нет, но что «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23). В 1 Иоанна 1:8-10 мы читаем такие слова: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас… и если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». ибо нет человека, который не грешил бы (3Цар.8:46)
А в Притчах Соломона 24:16 говорится: «…праведник семь раз упадет и встанет».
Эти и другие места Писания говорят нам, что слово «праведник» не является синонимом слова «безгрешный».
Далее мы имеем такую характеристику праведника: «Помышление праведных – правда» (Притч. 12:5), т.е. не только дела, но и помышления! А мысли, как мы знаем, всегда идут впереди дел.
«Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога в сердце у него…» (Пс.36:30-31).
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит Правду еще; и святый да освящается еще» (Откр. 22:11).
Как мы уже говорили, Правду может делать любой человек. Если захо-чет! В этом – главная проблема всех поколений: люди не хотят жить по Правде!
Именно поэтому псалмопевец, говорит: «Принесите жертвы Правды и уповайте на Господа».
Апостол Иоанн пишет: «…весь мир лежит во зле…» (1 Иоанн 5:19). И одна из разновидностей зла — это ложь, которая в последнее время погубит многих, если скажу, что сегодня: «весь мир лежит во лжи», то только подкреплю слова Писания: И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,(2Фесс.2:11)
Ложь, неправда пропитали буквально все слои нашего общества. И это проблема не только нашего времени, но это проблема всех веков, всех народов и всех поколений, потому что истоки ее идут от дней древних.
Бог с горечью упрекает Свой народ не за недостаточное количество жертв и даров, но за беззаконие и неправду!
«К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь. – Я пресыщен всесожжениями овнов и туком
откормленного скота; и крови тельцов и агнцев, и козлов не хочу!… Не носите более даров тщетных…. Не могу терпеть беззаконие и празднование…» (Ис. 1 гл.)…. приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня. (Ам.4:4)
А чего же Ты хочешь, Господи? Читаем: «Научитесь делать добро; ищите Правды!» (Ис.1:17).
Такие же увещания мы находим и в других местах Писания. Бог неустанно напоминает, направляет и призывает нас к Правде.
Этот закон Вселенной во всей Библии, и часть этого закона находится у нас в сердце от рождения и Бог через сети сатаны призывает нас к Себе в Небесные обители, но путь туда лежит по узкому пути правды, который проходит через этот мир лжи, мир князя мира сего. И путь этот можно пройти только следуя к Богу Отцу по пути, проложенным Христом, не уклоняясь ни направо, ни налево.
Ибо участь всех лжецов в озере огненном (Откр. 21:8).
В одной из песен есть такие слова: «…странно ли, что ты отвергнут правдою, коль всю жизнь неправдою дышал?..»
И в самом деле, будет ли это странным, неестественным, если человек, живший в неправде, будет отвергнут Вечною Правдою перед лицом всей Вселенной, когда будет решаться вечная участь всех живущих?! В Книге Откровения 21:8 мы читаем: «Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая».
В последней главе Книги Откровения апостол Иоанн, заканчивая описание показанного ему Нового Иерусалима, пишет о тех, которые будут вне этого города, о тех, которые будут отвергнуты Правдою: «А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий, любящий и делающий неправду» (Откр. 22:15).
1 Иоан.3:10: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога…»;
1 Кор.6:9: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют…»;
Пс. 95:13: «Он будет судить Вселенную по Правде и народы по истине Своей…»;
2Тим. 2:19: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа…».
Наш Бог есть Бог Правды: «…ибо Господь есть Бог Правды; блаженны все, уповающие на Него!»(Ис. 30:18).
При более тщательном исследовании этой темы я был поражен обилием тех мест в Слове Божием, которые призывают, наставляют, увещевают и направляют нас к Правде! Как непримирим Господь ко всякой неправде, в любом ее виде!
В Библии слова «Правда», «Истина», «Праведник» и т.п. встречаются более тысячи раз!
Бог весьма и весьма ревнует о Правде! Правда является Божественным качеством и отличительной чертой истинного верующего, который претендует называть себя сыном или дочерью Бога!
Иоанн пишет: «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него!» (1 Иоанн. 2:29); «Дети! Да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен!» (1Иоанн. 2:29).
Бог — Правда — Праведность! Все что обходит правду — есть ложь, во всех ее проявлениях этого мира, любовь без правды — есть любовь земная бесовская, и уводит от истины по лукавому и ложному пути в погибель.
В десятом стихе той же главы, мы читаем четкое и простое определение: «Дети Божьи и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий Правды, не есть от Бога!»
Откуда же явилась ложь?
Из Слова Божьего мы знаем, что Господь Бог есть Бог Правды. Так как Бог не имеет начала, то и Правда существовала еще до сотворения мира.
На Правде основаны законы Вселенной и сама Вселенная. Следовательно, какой-то период времени, и видимо достаточно большой, вся Вселенная была свободна от лжи.
Но вот настает этот трагический момент во Вселенной, когда в ней впервые родилась ложь!
… внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.(Иез.28:16)
Слово Божье называет ее отца – это диавол! Если человек говорит ложь, то чьи слова он говорит? Чей дух действует через этого человека? Дух Божий или дух диавола? Чьи мысли мы выражаем, и чьи советы мы озвучиваем? Кто с нашего попустительства говорит нашим языком? Чью волю мы исполняем?
Ответ на эти вопросы имеет большое значение и последствия для жизни каждого человека на земле и для его участи в жизни вечной.
Поэтому нам надлежит постоянно быть на страже, в первую очередь своей собственной души, потому что яд лжи, прежде всего, отравляет наши души, и этот же яд отравляет души окружающих нас людей, губя их, разрушая дело Божье, делая нас противниками Богу и своими диаволу.
Иисус Христос пришел спасти погибающее человечество и утвердить Свой престол владычества и мира. В Ис.9:6-7 мы читаем: «Ибо младенец родился нам… чтобы Ему утвердить его и укрепить его (царство Свое и престол) судом и Правдою отныне и до века».
Печальная история нашей многострадальной земли изобилует примерами того, как здесь укрепляются престолы и как они стремятся устоять и умножить свое владычество. Но рано или поздно все они терпят крах, потому что укрепляются и утверждаются не на том основании.
Но Христос пришел укрепить Свой престол Судом и Правдою! Мы читаем: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце Правды и исцеление в лучах Его…» (Мал.4:2).
И хотим мы этого или нет, мы находимся перед таким фактом: если мы творим Правду (и в словах, и в делах), то мы помогаем Господу укреплять Его престол.
И напротив: если мы допускаем лжи и неправде проявляться в нашей жизни, то, хотим мы этого или нет, мы становимся противниками Богу и помогаем диаволу разрушать этот престол.
Середины нет! Любой компромисс с ложью ведет нас в пропасть гибели.
кто же может спастись? …человекам это невозможно, Богу же все возможно.(Матф.19:26)

Богиня правды Древнего Египта: история, имя и интересные факты

Древние египтяне вполне резонно полагали, что мудрость и справедливость – это весьма достойная пара, украшающая и облагораживающая жизнь. Поэтому в их мифологии женой бога мудрости Тота стала богиня правды Маат. Имя этой достойной дамы в их представлении всегда связывалось со вселенской гармонией, этической нормой и высшим установлением. Проще говоря, со всем тем, что женщины испокон века призваны вносить в нашу жизнь.

Богиня, украшенная пером страуса

Изображалась она обычно в виде молодой красавицы, кокетливо украсившей свою голову страусиным пером. Впрочем, в угоду переменчивой моде, она иногда отказывалась от этого атрибута, отдавая предпочтение обычным в среде небожителей крыльям. Порой же на ней можно было увидеть и то и другое.

Поскольку у древних египтян вечность ассоциировалась с бесконечными песками окружавших их пустынь и боги часто изображались стоящими или сидящими на вершинах, опаляемых солнцем барханов, что подчёркивало их принадлежность к вечности, то и богиня правды охотно позировала древним художникам, восседая на одном из таких песчаных склонов. Подобные её изображения часто встречаются на стенах древних гробниц.

Правда, покинувшая людей

Известно, что богиня правды и справедливости в Древнем Египте была олицетворением высшего божественного порядка, дарованного миру создавшим его Творцом. Она была призвана контролировать смену времён года, движение небесных тел, разливы Нила, а главное – гармонию в отношениях людей друг к другу. Если с природными силами Маат справлялась весьма успешно, то люди её часто огорчали, не желая вести себя в соответствии с высшим установлением, за что нередко навлекали на себя её гнев.

Как утверждает египетская мифология, когда-то, в очень давние времена, крылатая богиня правды пребывала на земле, сея между людьми разумное, доброе и вечное. Но беда случилась, она поняла, что не может больше терпеть вид их непристойного поведения, и нажаловалась своему отцу – богу солнца Ра. Не желая, чтобы дочь становилась свидетельницей гнусных беззаконий, он поспешил отправить её на небо, подальше от мерзости и греховности сего мира.

Земные посланники небесной богини

Там, в сияющем небесном чертоге она сочеталась браком с богом мудрости Тотом и почерпнула очень многое из его полезных наставлений. Если в развитие Вселенной ей не пришлось вносить какие-либо изменения, то люди, а главное – их повелители, фараоны, требовали незамедлительного вмешательства. Именно на земных владык, как на созидателей, а порой и разрушителей мира, указывал ей многомудрый супруг.

Отныне египетская богиня правды взялась лично устанавливать на берегах Нила власть того или иного своего избранника. Нельзя сказать, чтобы её выбор всегда был удачным. Известны, например, случаи, когда фараоны явно злоупотребляли доверием, и взбунтовавшиеся толпы не только выгоняли их из дворцов, но и с головами подмышкой возвращали Маат.

Всю вину эти негодяи сваливали на богиню лжи, хаоса и разрушения – Исефет, которая, в отличие от их небесной повелительницы, никогда не покидала землю. При этом они каялись, лили слёзы и уверяли, что уж никогда не нарушат столь милую их сердцу вселенскую гармонию. Маат была доброй богиней и не умела долго сердиться. Проходило время, изгнанные фараоны в очередном своём воплощении вновь оказывались под сенью оставленных ими дворцов, и всё повторялось сначала.

Правитель как символ высшей гармонии

Чтобы придать фараонам большую значимость в глазах толпы, а их власти обеспечить легитимность, жрецами был установлен особый ритуал, освящённый именем богини правды и гармонии. Во время богослужения, проводимого в главном храме, новоявленный царь подносил священную статуэтку Маат к божественному лику её отца, бога солнца Ра.

Это нехитрое, казалось бы, действие по уверению жрецов, превращало его из земного владыки в некое высшее существо, воплощавшее в себе принцип божественной власти. Происходило это на самом деле или нет – неважно, главное, что все послушно верили сказанному и замолкали до тех пор, пока в очередной раз голод или бессмысленные войны не заставляли их свергать вчерашнего кумира.

Красавица, запечатленная на стенах храмов

Несмотря на то что богиня правды в Древнем Египте пользовалась всеобщим почитанием и её изображения наносились на стены практически всех храмов, в честь Маат было возведено сравнительно мало святилищ. Из сохранившихся до наших дней можно назвать лишь два. Остатки одного находятся в Карнаке – деревне, расположенной на месте древних Фив, в двух с половиной километрах от Луксора, а другого — в Дейр-эль-Медине, группе фиванских некрополей, сохранившейся на западном берегу Нила.

Цветные фрески на стенах древних святилищ представляют взорам современных зрителей молодую женщину с характерным жёлтым цветом кожи. Её наряд составляет белое или красное платье. Голову богини украшает традиционный в этих случаях парик, стянутый красной лентой с воткнутым в него священным страусиным пером.

Кстати, из надписей, сопровождающих изображения, исследователям и стало известно, как зовут богиню правды. Согласно традиции, большинство древнеегипетских богов имели своих священных животных или насекомых. У Маат это была пчела, а производимый ею воск предназначался как самой богине, так и её отцу Ра.

Богиня – покровительница земного правосудия

Как показывают археологические раскопки, проведённые на берегах Нила, богиня правды Маат стала объектом всеобщего поклонения ещё две с половиной тысячи лет до нашей эры, в период, условно называемый Древним царством. Даже несмотря на то, что её статус несколько снизился в результате религиозных реформ, проведённых фараоном Эхнатоном, сам он, согласно настенным текстам, обнаруженным в гробнице визиря Ра-мосе, строго соблюдал её законы.

Как и все уважающие себя боги, Маат имела собственного верховного жреца. Этот титул принадлежал великому визирю – высшему сановнику при дворе фараона, исполнявшему, кроме всего прочего, должность главы государственного суда. Его неотъемлемым атрибутом являлась цепь с изображением богини правды. Считалось, что она помогает ему честно принимать справедливые решения и оберегает от лишних искушений.

Вершительница небесного суда

Кстати, в юрисдикции Маат находился не только земной суд, но и высший – небесный. Она, как и её коллега – греческая богиня правды и правосудия Фемида, — являлась непременной участницей загробного суда, на котором давалась оценка всем деяниям, совершённым человеком при жизни. Сам процесс судопроизводства известен из древних папирусов, обнаруженных во время раскопок.

Оказывается, чтобы во всей полноте выявить грехи умершего, на одну чашу священных весов, установленных перед престолом Осириса, клали его сердце, а на другую — то самое перо, которое в обычные дни украшало парик Маат. Участь испытуемого определялась в зависимости от того, что перевесит. Говорят, что если сердце было отягощено злыми делами и чаша опускалась вниз, то оправдываться было бессмысленно.

Богиня, повелевавшая фараонами

Имя богини правды Маат неизменно окружалось почитанием в период всего существования древнеегипетской цивилизации. Об этом свидетельствуют церемониальные надписи, оставленные правителями, отделёнными друг от друга многими столетьями. Характерным примером может служить запись, сделанная рукой Тутанхамона, в которой он, поборов скромность, сообщает о том, как, исполняя законы Маат, искоренил в своей стране ложь и утвердил истину.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *