Зачем мы нужны Богу?

Владимир Антонов

Для большинства людей тема, обозначенная в заголовке, окажется неожиданной. Ведь они — на основе своего изначального эгоцентризма — мыслили как раз наоборот: нужен ли мне Бог?, имеет ли мне смысл принимать Его в моё мировоззрение?

И кто-то решает, что нет, не нужен: ведь, если Он правит всем, то почему же на Земле столько бед, страданий, несправедливостей?! Значит, или Бога вовсе нет, или же Он, хоть и есть, но столь жестокий, — что мне Он такой не нужен!

Но это — умозаключения тех, кто не имеют понимания ни о Боге, ни о себе и своём предназначении здесь на Земле.

Другие люди соглашаются с верой в бытие Бога, но не на основе здравых размышлений и знаний, а лишь вследствие «стадного инстинкта». То есть, если все вокруг меня веруют, то и мне, значит, тоже надо веровать, причём именно так, как это делают все вокруг меня.

Разумный широко мыслящий человек, изучающий многочисленные сложившиеся вариации веры у представителей разных больших и малых религиозных направлений, имеет все основания удивляться и удивляться… Люди ведь и в настоящее время поклоняются вымышленным «богам» из фольклора, видят свою «обязанность» в совершении тех или иных «религиозные» телодвижений, участвуют в бессмысленных обрядах… Но, что самое главное, они все выпрашивают у Бога разных благ для себя… Они воспринимают Бога — как своего могущественного слугу, который, якобы, обязан их всячески ублажать… А чтобы тот «слуга» услышал мои молитвы — надо молиться всё пуще и пуще…

Но Бог — вовсе не слуга для нас! Это мы — должны бы ощущать себя Его слугами! (Но для этого хорошо бы понимать Его Волю в отношении и человечества в целом, и в отношении себя конкретно).

И удивительный парадокс обнаруживают интеллектуально прозревающие адепты тех или иных религиозных сект! Этот парадокс состоит в том, что Богу вовсе не нужны какие-либо обрядовые действа и молитвенные возглашения людей! Ему от нас нужно совсем другое: чтобы мы становились лучше — в соответствии с Его Учением! Наши религиозные усилия должны быть направлены на совершенствование себя в интеллектуальном, этическом и психоэнергетическом аспектах развития! Также — на реальное служение Ему через, прежде всего, помощь другим людям в их эволюционировании: в их гармоничном соучастии в Потоке Эволюции Вселенского Сознания.

… К настоящему времени Бог не только познан представителями науки, но и в достаточной мере изучен. Данные сведения изложены в печатных книгах и в интернете. Его Учение обобщено и представлено в систематизированном виде, максимально удобном для изучения. И теперь желательно сделать эти знания доступными для всего населения нашей планеты. Пусть и атеисты получат полную и внятно изложенную информацию о Боге и о месте каждого из нас в реализации Его Замысла. Ведь нелепо извращённые представления о Нём не могли удовлетворять интеллектуально развитых людей, поэтому-то они и оставались атеистами… И адепты разных религиозных направлений пусть смогут откорректировать своё понимание Бога и собственной жизни…

Изучающий данные материалы может представить, сколь изменилась бы к лучшему жизнь всех людей, если бы они познали истинный смысл своих жизней и возможности его реализации!

* * *

Данную тему мы подробно рассматривали в разных ракурсах во многих предыдущих изданиях. А сейчас лишь очень кратко повторю самое главное.

О Боге в Аспекте Абсолюта можно говорить как о Вселенском Макроорганизме, Который непрерывно эволюционирует, умножая Своё Совершенство. Он — реально многомерен, т.е. состоит из слоёв, различающихся по уровням утончённости-огрублённости. Наитончайший Слой — это и есть Главная Его Суть, Которую люди именуют на разных языках Изначальным Сознанием, Творцом, Богом-Отцом, Аллахом, Дао, Ишварой, Иеговой, Сварогом и другими словами.

Рай — это слой (эон, лока), соседствующий с Изначальным Сознанием. Это — обитель тех, кто достигли высокого уровня утончённости сознания, но ещё не развили в себе всех качеств, необходимых для вхождения в эон Творца.

На противоположном конце шкалы тонкости-грубости находится ад — «обитель» тех, кто развивали в себе такие пороки, как злобность, агрессивность, раздражительность и тому подобные душевные качества. Ад является «помойкой» Эволюционного Процесса. Жизнь там — это кошмар постоянного пребывания среди себе подобных примитивов.

Эволюция Абсолюта осуществляется посредством создания Им «островков» материи в космическом пространстве, куда, когда там возникают соответствующие благоприятные условия, «высеваются» зачатки душ, которым предстоит расти поэтапно в растительных, животных и затем человеческих телах. Достигающие успеха в своём развитии души поселяются вначале в раю, а затем — в Обители Изначального Сознания, влившись в Его Единое «Мы».

Те же, кто растили в себе противоположные качества, «отбраковываются», отправляясь во «тьму внешнюю» ада.

Ещё одна важная деталь, позволяющая ответить на возможный вопрос тех, кто пока ещё не задумывались глубоко по данной теме: зачем же Богу нужны такие «сложности», неужели же нельзя сразу сотворить совершенные души? Нельзя. Сотворение материи и сотворение энергии сознания — это разное. Первое для Творца — легко, второе — тоже, но применительно лишь к зачаткам душ. А дальше — душам предстоит развиваться долго и трудно в ряду многих воплощений.

Индивидуальные сознания (души) обладают способностью расти количественно — за счёт питания материальной пищей и трансмутации её энергии в энергию сознания. Только так и не иначе может расти количественно энергия сознания. Причём, обладая свободой воли, души могут растить в себе и позитивные, и негативные качества. Но только преуспевшие в накоплении в себе позитивных качеств, в том числе, этически безупречные, мудрые и сильные, — пополняют собой их Творца.

Главным позитивным свойством развивающихся душ является их утончённость. Именно она должна становиться насыщенной мудростью и силой.

Утончённость сознания растёт через культивирование эмоций любви: нежности, ласки, восхищения прекрасным и сонастройки с ним. «Бог есть Любовь» — учит людей Бог через Иисуса Христа, Сатья Саи и других Представителей Изначального . А «органом» духовной любви, без развитости которого истинная любовь невозможна, является духовное сердце. Развитие же данной структуры души — в оптимальном варианте — достигается методами психической саморегуляции, о чём мы наиболее подробно рассказывали в книге и в созданных нами фильмах.

* * *

Теперь мы понимаем, зачем мы нужны Богу? Мы является эволюционирующими частицами Бога в Аспекте Абсолюта — ради пополнения собою Главной и Совершеннейшей Его Части, Которую Он Сам называет Сердцем Абсолюта.

Каждому из нас важно научиться действовать в совместных делах с любыми партнёрами, исходя не из личного примитивного эгоцентризма, а с учётом интересов партнёров и ради успеха в общем деле.

Бог — пусть станет Главным Партнёром в жизни каждого из нас!

И, если жить, исходя из Его интересов, — то только в этом случае можно достичь действительного успеха также и в собственной жизни!

Рекомендуемая литература

1. Антонов В.В. — Бог говорит. Учебник религии. «Полюс», СПб, 2002.

2. Антонов В.В. — Духовное сердце — Религия Единства. «New Atlanteans», 2008.

3. Антонов В.В. (ред.) — Духовное сердце: Путь к Творцу (стихи-медитации и Откровения). «New Atlanteans», 2007.

4. Антонов В.В. — Как познаётся Бог. Автобиография учёного, изучавшего Бога. «New Atlanteans», 2008.

5. Антонов В.В. (ред.) — Как познаётся Бог. Книга 2. Автобиографии учеников Бога. «New Atlanteans», 2008.

6. Антонов В.В. (ред.) — Духовная работа с детьми. «New Atlanteans», 2008.

7. Антонов В.В. (ред.) — Классика духовной философии и современность. «New Atlanteans», 2008.

8. Антонов В.В. — Экопсихология. «New Atlanteans», 2008.

9. Антонов В.В. — Лесные лекции о Высшей Йоге. «New Atlanteans», 2008.

10. Антонов В.В. — Дао-Дэ-Цзин. «New Atlanteans», 2008.

11. Антонов В.В. — Анатомия Бога. «New Atlanteans», 2010.

12. Антонов В.В. — Жизнь для Бога. «New Atlanteans», 2010.

13. Зубкова А.Б. — Сказка о царевне Несмеяне и Иване. «New Atlanteans», 2007.

14. Зубкова А.Б. — Добрыня — Былины. «New Atlanteans», 2008.

15. Зубкова А.Б. — Диалоги с Пифагором. «New Atlanteans», 2008.

16. Зубкова А.Б. — Божественные Притчи. «New Atlanteans», 2008.

17. Зубкова А.Б. — Книга Родившихся в Свете. Откровения Божественных Атлантов. «New Atlanteans», 2008.

18. Зубкова А.Б. — Притчи Лао-Цзы. «New Atlanteans», 2011.

19. Татьяна М. — Изнанка мира материи. «New Atlanteans», 2012.

20. Тёплый А.В. — Книга Воина Духа. «New Atlanteans», 2008.

Видеофильмы

1. Погружение в гармонию природы. Путь в рай. (Слайд-шоу). 90 минут (на CD или DVD),

2. Духовное сердце. 70 минут.

3. Саттва (Гармония, Чистота). 60 минут.

4. Саттва туманов. 75 минут.

5. Саттва весны. 90 минут.

6. Искусство быть счастливыми. 42 минуты (HD-video).

7. Практическая экопсихология. 60 минут (HD-video).

8. Ключи к тайнам бытия. Обретение Бессмертия. 38 минут (HD-video).

9. Бхакти-йога. 47 минут (HD-video).

10. Крийя-йога. 40 минут (HD-video).

11. Йога Кришны. 80 минут (HD-video).

12. Йога буддизма. 135 минут, в 2-х частях (HD-video).

13. Даосская йога. 90 минут, в 2-х частях (HD-video).

14. Психическая саморегуляция. 112 минут, в 2-х частях (HD-video).

15. Йога Сатья Саи. 100 минут (HD-video).

16. Йога суфиев. 128 минут, в 2-х частях (HD-video).

17. Йога древних русичей. 105 минут, в 2-х частях (HD-video).

18. Йога Атлантов. 82 минуты (HD-video).

19. Йога Пифагора. 75 минуты (HD-video).

20. Лайя-йога. 48 минуты (HD-video).

21. Кундалини-йога. 45 минуты (HD-video).

22. Йога дона Хуана Матуса и других индейских духовных Вождей. 147 минут, в 2-х частях (HD-video).

23. Йога Иисуса Христа. 128 минут, в 2-х частях (HD-video).

24. Агни-йога. 76 минуты (HD-video).

25. Адвайта-йога. 47 минуты (HD-video).

26. Аштанга-йога. 60 минут (HD-video).

Зачем Богу человек нужен?

Религиозное размышление
1. Допустим ли этот вопрос?
Проникнуть в мысли своего Творца люди, наверняка, не могут. Но выстраивать, пусть лишь в предположениях, свою взаимосвязанность с Богом обязаны! Хотя бы потому, что создан человек «по образу и подобию» Бога!
На библейский вопрос Фомы, «как мы можем знать путь?», Иисус отвечает: «Я есмь путь и истина и жизнь». (Ин.14-6).
Итак, человек, наделённый Творцом разумом и свободой воли, вправе задуматься на тему, обозначенную в заголовке.
Но «право задуматься» не отвергает «сыновнюю обязанность» быть любящим и верящим своему Отче! Поэтому истинно верующий человек, если и допускал в прошлом вопрос «Зачем Бог создал человека?», то предпочитал отвечать, не задумываясь: «Так Ему было угодно!».
Позволяя повзрослевшему разуму большие вольности (такое уж сегодня время!), будем требовать от него и больше стараний, ответственности.
И, разумеется, надо понимать, что уровень разрешения упрощенного вопроса: «Зачем Богу человек нужен?» будет, ВСЕГО ЛИШЬ, нашим – ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ. С опорой на тысячелетнюю мудрость предков.
2. Вот что рассказано в Законе Божьем на стр. 103-104.
Вера наших предков (основанная на учении святых людей*), утверждает, что кроме жизни реальных тел, существует жизнь НЕ ОСЯЗАЕМАЯ, но которая управляет реальностью. Это жизнь Духовного мира: Бога с Его многочисленными ПОМОЩНИКАМИ ангелами. Все они по воле Божией созданы были ещё до сотворения видимого мира и человека. Предание объясняет, что ангелы наделены Богом высокими силами и совершенным умом. (Заметим: умом, а не разумом!)
Зачем ангелам ум? Но надо же «помощникам» понимать своего Господина?
Тем более, помогая Ему создавать мир. Здесь нужен ум не простой, а творческий. Творить могут лишь свободные личности.
Одним из очень способных и творческих личностей был ангел по имени (Денница) Люцифер. Возгордившись, он усомнился в основополагающих Заветах Бога. Увлёк за собой своих приверженцев и восстал против Бога. Произошла Небесная Драма, которая разделила Духовный мир на два противоборствующих лагеря.
Лагерь светлых ангелов «Неба», продолжающих верить, что нет равных Богу-Отцу, наполнились этой Духовной силой, отделились от тёмных сил (во главе с восставшим «князем тьмы») и низвергли их в «преисподнюю».
У думающего человека может возникнуть недоумение: Бог, создавший всех ангелов, мог бы Своей волей уничтожить ангелов тьмы? Но эта «логика» всего лишь, наша – человеческая. Она не способна объяснить Духовные перипетии. В том числе, и понимание Самого Бога.
Для преодоления недоумения мысленно обратимся к Началу всех начал.
3. Бог и Хаос
Представим, что Бог – это Сознание Вселенной! Что это Сознание – такая же первооснова, как энергия, время, масса, протяжённости…, которые можно увидеть в телескопы или ощутить какими-то приборами… Со-знание Бога всегда со-участвует с процессами Миропорядка, ПОНИМАЯ и УПОРЯДОЧИВАЯ их.
А Хаос – это состояние БУНТА, НЕУПОРЯДОЧЕННОСТИ, НЕЗНАНИЯ. Постоянный бунт Хаоса против всего, может «возмутиться» и по отношению к своему бунту, к своему нежеланию любого порядка!
И вот на таком этапе борьбы внутренних противоречий, «уставший от самого себя» Хаос, как блудный сын космоса, приходит к Сознанию Вселенной – к Богу!
Да, для этого потребовалась предварительная вечность неупорядоченности! Но, значит, и последующая за ней упорядоченность Гармонии может длиться также долго?!
Разумеется, эта «фантазия разума», имеющая в основе светлые предчувствия предков, всего лишь, предположение. Но в нём есть качество взаимосвязанности, с привязкой к нашей действительности.
Божественное Сознание, разумеется, ЗНАЛО о неизбежности Драмы Духовного мира, о том, что и на этом уровне будет борьба. Что всё это – часть процесса упорядочивания… Поэтому «применение силы» в ДУХОВНОЙ борьбе светлых и тёмных начал было в принципе недопустимым.
4. Так зачем же человек нужен?
И Бог счёл нужным опровергнуть доводы усомнившихся – новым Своим Созданием. Изначально куда более слабым, в сравнении с ангелами!
Им стал человек. Его, тогда ещё «несмышлёныша», легко было соблазнить к непослушанию запретов Бога. Чем и воспользовался змей, предлагая Еве стать вместе с Адамом такими, «как боги»!
Непослушание ребёнка! Сколько огорчения приносит оно любящему Родителю! Не отражение ли это борьбы Хаоса с Гармонией на стадии взросления личности? Вот почему требуется мудрость и терпение для должного воспитания.
Перемещение первых людей из Духовных сфер Эдема в реальную жизнь с естественными законами выживания: в труде, борьбе, заботах и нужде – стало серьёзным, но необходимым испытанием человечества в «переходном возрасте».
Разумеется, князь тьмы со своим воинством всегда «отслеживают» любые светлые проблески познания человека, чтобы противодействовать взрослению разумной твари реального мира. (Но тоже без применения силы!) Какой же способ они выбрали?
Здесь надо вспомнить, что в старину у Бога было имя Просто (с ударением на последнюю «о»). Почему? Возможно, потому, что всё великое – одновременно и просто.
Теперь подумаем, что противоположно великой простоте? Ответ: изощрённое лукавство! Вот оно – великое оружие «князя тьмы». Поэтому имя Люцифер (или «несущий свет»), сменилось навечно кличкой – лукавый. (Вспомните последнее слово в молитве «Отче наш»).
В итоге духовная сила светлых ангелов выбрала своей ОПОРОЙ веру. А опорой тёмной духовной силы является изощрённое лукавство.
Значит, человек стал нужен, чтобы его разум, воспитанный Жизнью в суровых условиях реального мира, САМ обрёл понимание, что хитрость – это «блудная дочь разума». И часто является прислужницей ЗЛА.
Итак. СВЕТЛЫЕ и тёмные стороны разума – это его внутренние упорядочивающие и разрушающие силы!
Мудрость и зло – несовместимы. Это понимается почти сразу. А то, что хитрость – скрытая пособница зла – постигается разумом гораздо труднее. (Нужен пример из сегодняшней жизни? Да вот он – события на Украине!)
А в нас самих? Всё та же борьба! И, ладно бы, за выживание. В «цивилизованном мире» человек чаще борется со своей совестью. И лукавые силы угодливо и подобострастно помогают ему в этом. И постоянно твердят:
— Какая мораль? О каком угрызении совести ты, человек, заикаешься?! Она – неосязаема и незрима. Да и вообще, есть ли она?
А вот тут смотри: и блеск и шик! А какой дизайн? А как ты будешь смотреться в этом «прикиде» на фоне своего автомобиля! Лови удачу! Европа ждёт тебя. Скорее! Хотя бы в качестве сантехника с белым цветом кожи. Пусть не на своей земле. И не со своим народом. Забывая язык своих предков, его мудрость.
Может ли созреть праведный разум при таких соблазнах?
5. Образ и подобие
Бог создал человека по образу и подобию Своему. Но эти «образ и подобие» могут проявиться только в процессе длительного воспитания в суровой реальной жизни с трудами и заботами, чтобы в познающем труде вызревал праведный людской разум человечества.
А ум ангелов (как светлых, так и тёмных) хоть и более высокий, но их знания – рафинированные, академические! (Возможно, им разрешалось поедать плоды дерева познания?) А разум человека ЕСТЕСТВЕННЫЙ, он воспитывается жизнью! И вот этот созревший естественный разум человечества, станет тем «сторонним наблюдателем» (вспомните Гёделя!), который окончательно «расставит всё по местам» в борьбе Светлого и тёмного сознания Духовного мира.
А наш мир с погружённым в него мечущимся общечеловеческим познанием – является своеобразным продолжением Драмы Духовного мира для выяснения, как надо человечеству праведно жить, выстраивая Светлую жизнь в реальных земных условиях.
Так вот, возможно, зачем нужен человек?! И Богу и всей упорядоченной Гармонии разумного бытия Жизни!
Но такое понимание предназначения человечества налагает на каждую творческую личность (и на думающую веру в Бога) – ответственность! Которая не будет тяжкой, если жизнь каждого человека будет наполнена ещё одним Даром Бога – Любовью! Во всяком случае, православие считает это качество – божественным!
(Но Любовь – это уже отдельная тема для думающей веры).
Противоборство Хаоса с Упорядоченностью дошедшие до противоборства Светлых и тёмных сторон ума ангелов – всё это ступени становления разума, который САМ по замыслу Бога должен убедить себя в необходимости блюсти свою Чистоту и Добронаправленность.
И, возможно, именно ЧИСТЫЙ и ДОБРЫЙ естественный разум, склонившийся к праведному Делу и праведной Любви – воплотит в себе образ и подобие Божие?!
Пусть этот «язык сказки» не заставляет читателя усмехаться. «Сказка – ложь, да в ней намёк…» В оправдание своей «сказки для разума» спрашиваю читателей: вы где-нибудь слышали другое объяснение необходимости замены «ума» ангелов на людской «разум»? И зачем Богу понадобился человек? И в чём причины драмы «переходного возраста»? И чтобы всё это было ВЗАИМОСВЯЗАНО?
6. Завершающее послесловие
Ну, допустим, о «шестикрылом серафиме», о «содрогании Неба», (то есть о драме Духовного мира) вы читали у Пушкина в его «Пророке». Поэт рассказал, как «духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…»
Но спросим у себя, почему все мыслящие люди продолжают томиться той же «духовной жаждой»? Почему «мрачная пустыня» до сих пор окружает человека, желающего задаться вопросами «не от мира сего», то есть именно о Духовном мире? Почему спокойно понимая Бога, как Создателя всего Окружения, мы готовы в споре с отроком-атеистом услышать вопрос: «Бог? А ты видел его?» По понятиям атеиста этот вопрос обезоруживает доводы верующих.
Беда атеиста в том, что он забывает о существовании невидимых составляющих мира. Например, «тёмной материи», «тёмной энергии», которые заполнили большую часть космоса. Проявляются эти невидимые составляющие только в гравитационном воздействии на весь космос. Кстати! Если Бог – это Сознание Вселенной, то, возможно, гравитация – это Божественная Сила, связывающая весь звёздный Мир Вселенной?!
Вот и вера говорит, что Духовный мир невидим, что душа наша непонятно где находится…, но её воздействие на дела наши является первостепенным! Особенно, в основополагающие моменты молодости. Мы назвали это сумасшествие разума «любовью», слагаем поэмы, драмы, трагедии… А ведь по сути это – божественное требование продолжения жизни! Нужно подтверждение пословицей? Да вот она: «Браки заключаются на Небесах!» (А без помощи Небес они распадаются!)
А может быть, неверующий человек чего-то боится? Тогда чего?
Не страха ли перед необозримой сложностью самих ВОПРОСОВ и непредсказуемых ПОСЛЕДСТВИЙ ответа на них при собственном создании формулы осознанного бытия?! Повторим: СОБСТВЕННОМ без доброжелательной помощи.
Такая светлая помощь САМА и НЕОЖИДАННО является при вере в Бога.
Вот почему язык сказок на ПЕРВОМ этапе – единственно понятный.
Но проблема в том, что ВТОРОГО этапа не последует, если вы не захотите САМИ погружаться в светлую «сказку» веры!
Нужно ли рисовать неверующим страшные картинки итога неверия? Их – сотни тысяч вариаций в примерах несчастных судеб.
Я лишь предлагаю поверить в рождении в вашем сознании такой противоположности «мрачной пустыне», такой песни в душе, которая позволит жить вам со всегда возрождающейся радостью, на которую способна лишь… ЗЕЛЁНАЯ ТРАВА – символ жизненной стойкости на нашей земле – основы нашего реального мира.
Зелёная трава и её «флаг» – подснежник, наверно, действительно можно отождествлять с каким-то древним полу-языческим символом Жизни.
И если вам на втором этапе покажется непривычной внешняя атрибутика веры наших предков, попробуйте вначале полюбить зелёную траву и жизнь. Жизнь вашу, жизнь окружающей вас природы. Эта любовь приведёт вас в Храм во время праздника Святой Троицы. Трава там будет под ногами, трава будет в песенном призыве Радости, обращённой ко всем и к вам лично: «Троица, Троица… Вся земля травой покроется!»
Возможно, и вы (как и я однажды), увидите влетевшую в открытые двери церкви ласточку.
Она села на люстру, висящую под куполом. Будто ангел, осмотрела молящихся людей, и присоединилась к общей молитве своим щебетом.
И в Храме зазвучали две молитвы. Одна на церковно-славянском языке, другая на щебечущем языке влетевшей птицы-ангела.
И пусть ваша душа зазвучит в унисон, как пела тогда моя душа!
И пусть на пороге третьего этапа пути к Богу в вас проникнет и никогда не будет покидать Радость «открытия» Бога-Жизни. Так на современном этапе можно понимать Бога-Святого Духа.
————————-
*) «Святыми людьми» называют таких людей, которые обладали способностью связываться с Духовным миром и получать оттуда нужные частицы Знания.

Наверное, каждый верующий человек в определенный период своей жизни задавал себе вопрос: «Что я хочу от Бога?»

Бог – наше единственное утешение и самый страшный ужас. В Нем мы сильнее всего нуждаемся и от Него больше всего хотим спрятаться. Он наш единственный союзник, а мы Его враги.
К. С. Льюис. Просто христианство

Наверное, каждый верующий человек в определенный период своей жизни задавал себе вопрос: «Что я хочу от Бога?» Сложность этого вопроса состоит в том, что при ответе на него человек не сможет слукавить, ведь в этом случае он солжет самому себе. Зачем нам Бог? Чтобы обращаться к Нему только тогда, когда у нас проблемы? Но, по словам известного французского писателя прошлого века Экзюпери, Господь, к Которому обращаются лишь изредка, – не настоящий. Если мы приходим к Богу только в случае необходимости, это не Бог – это идол, созданный человеком в его собственном воображении, это некий искусственный божок, который, по человеческим представлениям, должен мгновенно исполнять наши пожелания.

Как тысячу лет назад, так и сейчас Христос обещает каждому человеку, оставившему попечение о земных благах, непреходящее богатство – сокровище на Небесах (Мф. 19:21). Однако ценности в нашем понимании сильно изменились, и нам, к сожалению, сегодня такое сокровище не нужно. Зачастую человек хочет счастливой, беззаботной жизни, даже не думая о том, для чего он живет. В последнее время множество молодых людей добровольно уходят из жизни, ощущая бессмысленность своего существования и чувствуя себя ненужными и лишними в современном обществе. Дар, предлагаемый Христом, мы не можем себе представить, для нас это нечто абстрактное, никак не связанное с обыденной жизнью, в конечность которой мы не хотим верить. В своих молитвах мы просим у Бога здоровья, счастья, благополучия, богатства; нам необходимо многое, но только не Он Сам. Мы просим Господа помочь нам в наших нуждах, но в то же время не желаем, чтобы Он обременял нас Своими «требованиями»: исполнять заповеди, ходить в храм, поститься… И здесь правомерен другой, не менее интересный и важный вопрос: «А что же Бог хочет от нас?»

Некоторые люди думают, что, периодически бывая в храме и соблюдая посты, они тем самым делают Творцу большое одолжение. Другие же исполняют все заповеди Господни, регулярно посещают богослужения, причащаются, но только делают это исключительно из страха перед наказаниями или даже возможностью оказаться в аду. В действительности же Бог не требует от человека ничего. Хороший пример сказанному – евангельская притча о блудном сыне: Господу не нужны рабы, Он хочет иметь только сыновей (Лк. 15:11–32). Любовь Бога к человеку настолько велика, что Он не желает силой ставить нас «на колени», но оставляет нам возможность выбора, даже если этот выбор окажется неправильным. По словам митрополита Антония Сурожского, Бог может сделать все, кроме одного – Он не может заставить человека любить Себя. Господу нужно наше сердце, исполненное любовью к Нему. Святой Николай Кавасила пишет, что Господь, Сам будучи любовью, желает равной любви и, получив ее, Он прощает нам все. Как отмечает известный православный богослов протопресвитер Александр Шмеман, в конечном итоге у человека есть только один грех: не захотеть Бога и отойти от Него.

Бог желает дать нам Свой величайший и бесценный дар, Он хочет поделиться с нами Своею вечностью, Своим бессмертием, а мы… мы переполнены временным, зацикливаемся на своих жизненных проходящих проблемах и не хотим уделить Господу ни минуты своего времени, ни частицы своей жизни. «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38) – и иначе никак, ведь человек сам делает свой выбор. Он сам обрекает себя на вечную жизнь без Бога, несмотря на все старания Творца подарить своему творению хоть небольшую часть Своей жизни. Человек подменяет дар Божий суррогатом, не понимая, что ничто временное не может войти в вечность.

Чтобы человеческая жизнь имела смысл, одного бессмертия недостаточно. Человек и вся вселенная могут существовать вечно, но без Бога подобное вечное бессмысленное существование будет намного хуже смерти. В одном научно-фантастическом рассказе описывается, как некий астронавт потерпел крушение на пустой каменной планете, блуждающей в космосе. Астронавт имел при себе два пузырька: один с ядом, другой – с эликсиром вечной жизни. Отчаявшись в возможности возвращения на Землю, он захотел покончить с жизнью и выпил яд, но, к своему ужасу, обнаружил, что выпил не из того пузырька. Астронавт по ошибке выпил эликсир бессмертия и этим обрек себя на вечную жизнь, лишенную всякого смысла. Этот рассказ скрывает в себе одну весьма глубокую истину: для того, чтобы жизнь обрела свое истинное значение, человеку нужно не просто бессмертие. Ему нужен Тот, Кто направил бы и упорядочил это бессмертие, придал бы ему смысл, ведь жизнь без Бога не имеет абсолютно никакого смысла.

Бог нуждается в нас не для Себя, это необходимо для нас же самих. Когда мы уходим от Творца, не Он наказывает нас. Когда мы говорим Ему, что сами хотим руководить своей жизнью, то обрываем связь с Богом, и Он не может уже защищать нас от того зла, которое окружает нас. Он любит нас слишком сильно, чтобы нарушить нашу свободу. Христианский писатель XX века К. С. Льюис писал: «Чего, собственно, люди хотят от Бога? Чтобы Он омыл все их прошлые грехи и, любой ценой, позволил начать все сначала? Но Он это уже сделал, на Голгофе. Простить? Они не желают прощения. Оставить их в покое? Увы, боюсь, что именно так Он и поступает». Зачастую мы не понимаем Божьего замысла о нас, однако это не значит, что Он нас наказывает или отвергает за наши проступки. Бог хочет, чтобы мы были счастливы, желает даже больше, чем мы сами. Человек должен понять, что вне Господа – все бессмысленно и пусто, и только в Боге человеческая жизнь обретает свою ценность.

Западный богослов и философ Питер Крифт, перефразируя слова Блаженного Августина, предложил однажды своим читателям поразмышлять над такой ситуацией: Бог является человеку и говорит: «Я дам тебе все, что ты ни попросишь – наслаждение, власть, славу, свободу, богатство, даже мир душевный и чистую совесть. Ничто не будет грехом, Я все разрешу тебе, ты не соскучишься и не умрешь. Но ты никогда не увидишь Моего лица», – и вот это одно «но» обесценивает и разбивает вдребезги все те дарования и преимущества, которые выше Бог обещает человеку взамен Себя. Господь не может дать нам счастье и мир без Него Самого, потому что без Него счастья и мира просто нет. Разум, быть может, и не понимает этого, но сердце – оно ведь точно знает, что Бог человеку нужен больше всего на свете. В одном из своих произведений Льюис задает вполне логичный вопрос: «Если человек соединен с Богом, то как ему не жить вечно? И как может человек, разделенный с Богом, не засохнуть и не умереть?» В каждом человеке есть некая бездонная глубина, заполнить которую, по словам архиепископа Кентерберийского Михаила Рамзея, может лишь один Бог. И до тех пор, пока мы не прекратим избегать Господа, наше счастье будет оставаться все тем же пустынным миражом, стремиться к которому бессмысленно и бесполезно.

Андрей Музольф

Зачем Бог сотворил мир?

Начнем с самого главного. По какой причине Бог принял решение создать мир? Это вопрос, который не имеет ответа. Однако мы не можем им не задаваться. И вероятный ответ на этот безответный вопрос мы находим у святого Максима Исповедника, когда он в своих “Главах о любви”, рассуждая об этом, говорит о взаимной радости: “Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-то имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались, Сам же Он веселился о делах Своих, видя их веселящимися” (“Главы о любви”, сотница 3:46).

Мысль, которую Максим Исповедник выражает, рассуждая о взаимной радости, также можно связать и с понятием взаимной любви. “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8), – говорит нам евангелист Иоанн. И эта Божественная любовь не эгоцентрична, а взаимна, она распределяется между всеми, кто к ней причастен. Бог – это не просто некое Существо, независимое, обособленное и любящее лишь Само Себя. Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Все Три Лица любят друг друга и соединены друг с другом в непрерывном движении взаимообщения. Бог не личен, но межличен, являя собой не просто объединение, но слияние. Один из характерных терминов, который отцы-каппадокийцы используют для описания Святой Троицы, – общение.

Следовательно, если Бог как Святая Троица представляет собой таинство разделяющейся любви, это означает, что решение о Сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога, поскольку Сотворение позволяет и другим, помимо Него, разделить это движение Троичной любви. Говоря, что этот выбор находится в согласии с природой Бога, я не имею в виду, что Бог был в той или иной мере “обязан” сотворить мир. Напротив, никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать такой жест. Он действовал абсолютно свободно. Бог необходим для мира, однако мир не является необходимым для Бога. Как говорил русский богослов Георгий Фроловский: “Мир существует. Но он начал существовать. И это значит: мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через внемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога” (“Тварь и тварность”).

Однако несмотря на тот факт, что Бог творит мир с абсолютной и совершенной свободой, а мир, соответственно, является выражением Его свободной воли, Бог в акте творения открывает и Свою истинную природу – любовь. Вспомним здесь слова святого Дионисия Ареопагита о том, что Божественная любовь экстатична, – это означает, что она находится вне Него. Бог сотворил мир, поскольку любовь его “разливается”. Без этой проливающейся любви мир никогда не стал бы существовать. И вместо того, чтобы говорить о сотворении ex nihilo (из ничего), правильней было бы говорить о сотворении ex amore (из любви).

Если мы будем смотреть на Сотворение таким образом – как на выражение взаимной радости и взаимной любви – тогда никакие теистические воззрения, утверждающие, что вселенная есть произведение, а святой Создатель – архитектор или мастер, не смогут удовлетворить нас. Мы не можем принять образ вселенной как неких часов, которые часовщик лишь изготавливает, заводит и впоследствии оставляет идти.

Несомненно, подобные точки зрения ошибочны. Согласно замечанию святых Максима Исповедника и Дионисия Ареопагита, Сотворение не является актом, в котором Бог действует лишь вне, но актом, посредством которого Бог выражается и внутренне. Бог находится не только за пределами творения, но и внутри него. Первые образы, с помощью которых мы описываем связь Бога с миром, не должны изображать Того, Кто придает миру форму, изменяет его и организует. Мы должны представить себе Бога как некую сущность, живущую внутри всего, присутствующую везде и вечно. Когда мы говорим о том, что Бог есть Создатель вселенной, мы имеем в виду то, что Бог есть “везде сущий и все исполняющий”, пользуясь словами, которыми Православная Церковь обращается как к Христу, так и Святому Духу.

С этой проблематикой тесно связана и другая тема, которую я хотел бы затронуть. Сотворение мира должно трактоваться не как некое событие, единожды произошедшее в прошлом, но как продолжающее быть связанным с настоящим. Мир существует, поскольку Бог любит его, и не потому, что полюбил некогда в далеком прошлом, в самом начале, но поскольку любит его здесь и сейчас, в этот самый миг и в каждый следующий. Нам следует говорить о Сотворении не в какой-то неопределенный момент времени, но в настоящем. Мы не должны говорить, что некогда, много лет назад, Бог создал мир. Речь идет о том, что Бог творит мир со мной и тобой внутри него сейчас и всегда. Если бы святой Творец не пользовался своей творческой волей каждую долю секунды, то вселенная затерялась бы во мраке небытия. Как говорил святой Филарет Московский, “творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездною Божией бесконечности, над бездною собственного ничтожества” (“Слово в день обретения мощей иже во Святых Отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца и по случаю возвращения к Московской пастве”). Это творческое слово Бога, “адамантовый мост” святого Филарета, есть слово, произносимое не единожды, но непрестанно, слово, сказанное вчера, сегодня и повторяемое “во все дни до скончания века” (Мф. 28:20).

Как творение Божье, мир является по рождению прекрасным: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31). Но одновременно это и мир грехопадения, изломанный, сокрушенный, разрушенный и искаженный грехом – первородным грехом наших предков и личными прегрешениями каждого из нас. Как говорит апостол Павел, все творение “покорилось суете” и “стенает”, ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Однако это падение не является всецелым. В тварной природе даже в падшем состоянии продолжают слышаться отзвуки священнодейственного присутствия Божьего. И мир продолжает оставаться прекрасным, пусть и красота его несовершенна. И мы поистине можем сказать слова, произносимые на каждой вечерне: “Дивны дела Твоя Господи”.

Неизвестный автор произведения русской прозы XIX века “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” ярко подчеркивает эту врожденную красоту и великолепие мира. Проходя сквозь нескончаемую лесную чащу с Иисусовой молитвой на устах, странник чувствовал, как сердце его наполняется любовью ко всем людям, и не только к ним, но и ко всему сущему: “Когда при сем я начинал молиться сердцем, все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, все как будто говорило во мне, что существуют для человека, свидетельствуют любовь Божию к человеку и все молится, все воспевает славу Богу. И я понял из сего, что называется в Добролюбии “ведением словес твари” (Рассказ второй). Опыт этого конкретного момента является не ложным ощущением, но подлинным познанием истинной природы тварного мира.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Для чего нужна Церковь человеку?

протоиерей Александр Глебов

Сегодня на вопрос: «Являетесь ли вы верующими человеком?», большинство людей отвечает: «Бог у меня в душе и посредники мне не нужны». Как Вы прокомментируете то, что Церковь, в массовом сознании, изымается из веры в Бога?

Вопрос очень актуальный. В первую очередь подобный вопрос проистекает из непонимания многими людьми функции Церкви, ее назначения. Сегодня вопрос о Церкви – это, в первую очередь, вопрос о церковной культуре, о церковных праздниках, о святых. Люди более просвещенные могут поразмышлять о христианской философии и истории. Но крайне редко вопрос о Церкви касается сущности самой Церкви. Несмотря на количество храмов и количество людей, относящих себя, хотя бы по факту своего крещения, к православной вере, вопрос о том, что такое Церковь и, собственно, для чего она нужна, для многих сегодня остается открытым. Неправильное понимание Церкви часто приводит к ее критике. Представление людей о Церкви не тождественны тому, чем Церковь является на самом деле. Поэтому, прежде чем ответить на Ваш вопрос, надо сказать несколько слов об онтологической природе Церкви и о ее назначении. Господь основал Церковь с одной единственной целью – продолжать то дело, ради которого Бог пришел в этот мир, стал человеком, пострадал, умер и воскрес: дело спасения людей! Ведь Богочеловека Иисуса Христа мы так и называем – Спаситель. Богословский термин «спасение» очень отличается от того, что мы называем спасением в нашей повседневной жизни. Когда мы употребляем слово «спасение», то имеем в виду избавление человека от какой-то опасности. Например, врачи спасли больного, то есть сохранили ему жизнь, вылечили его и так далее. Это всем понятно, а вот Священное Писание и вслед за ним христианское богословие говорит о спасении в ином ключе.

Спасение – это дарование Богом человеку вечной жизни. Это спасение его от ограниченности, болезненности и тления этого мира. Бог – творец жизни, а не смерти. Смерть вошла в человеческую жизнь в результате неправильно выбранного человеком пути. Этот неправильный путь, по которому, в силу данной от Бога свободы, пошел человек – он привел его к отпадению от Бога, а значит, к отпадению от жизни, потому что Бог есть жизнь и Бог есть источник жизни. Все что живет, живет не автономно, а в силу своей причастности к Богу. Если нарушена эта связь, значит, прекращается жизнь. Этот ложный путь, который привел человека к отпадению от Бога и от жизни, который привнес в человеческую жизнь смерть как прекращение жизни, называется словом «грех». Кстати, по-гречески само слово грех буквально означает «непопадание в цель, ошибка, промах». Для того чтобы спасти человека от этого состояния смертности, Бог сам становится Человеком. Он, не переставая быть Богом, принимает на себя полноту человеческой природы и, как каждый человек, Он умирает, переступает эту черту смерти, за которой, уже как Бог, совершает новый акт творения. Творит для людей новый мир – мир, который не искажен грехом, а значит, мир, в котором нет места смерти, где царствует жизнь. Это царство жизни, то есть Царство Божие, потому что Бог и есть жизнь. Господь определил этот мир, эту реальность как цель человеческого бытия, цель человеческой жизни. Он ее определил как наивысшую ценность, к тому же, как ценность куда более значимую, нежели сама наша человеческая жизнь. Нам это кажется странным. Действительно, что может быть более ценным и более важным, нежели наша жизнь? А Господь говорит: «Нет, есть». Есть сфера бытия, ради которой в каких-то случаях следует отказаться даже от этой жизни. Помните, Господь говорит: «Кто хочет душу свою (то есть жизнь) спасти, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот ее обретет» или «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь за друзей своих», «Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу» и так далее. Такие цитаты можно долго продолжать. Господь основал Церковь как средство, как помощь человеку обрести вот это вечное спасение. Все остальные функции Церкви не являются первоочередными. Такие функции, как: социальное служение, призывы к нравственному совершенствованию, образование. Все это может дублироваться светскими институтами, а вот функцию спасения людей Господь делегировал только своей Церкви и более никому. В Церкви Бог дает человеку то, что больше получить нигде невозможно. В церковных таинствах Господь дает человеку Самого Себя: Свою Плоть и Свою Кровь. Он соединяет людей с Собой, приобщает их к Себе и проводит их вратами смерти к вечности. Человек смертен. Сам по себе человек не может преодолеть смерть. Смерть преодолел Христос, Он воскрес. И Он проводит человека к вечности тогда, когда человек становится Его причастником, когда он становится клеткой Его воскресшего и прославленного Тела. Причащение происходит не на улице и не дома, оно происходит в церкви, и заблуждаются те люди, которые говорят, что у них какие-то свои, особые отношения с Богом и больше им никто не нужен и Церковь им не нужна. Они в этой своей самонадеянности отвергают спасение, отвергают дар вечной жизни, который Господь протягивает человеку в евхаристической чаше.

Вы сказали, что цель христианской жизни – спасение, которое мы получаем, только проходя через смерть. Смерть открывает дверь в жизнь вечную, получается, что христианин в своей жизни должен стремиться к смерти?

Господь, а вслед за Ним, и Церковь, призывают не к смерти, а к жизни. Вечное спасение человек наследует не тогда, когда он физически умирает. Физически умереть и обрести вечное спасение – это не одно и то же. За физической смертью может последовать и духовная смерть, а может и вечная жизнь. Человек рождается в вечность не тогда, когда он умирает, а тогда, когда он живет здесь, на земле. В Евангелии от Иоанна есть такой эпизод, когда Христос беседует с членом Синедриона Никодимом и говорит ему, что «для вхождения в Царствие Божие надо еще раз родиться». Никодим, недоумевая, говорит: «Как это возможно, что человек, будучи уже старым, может опять оказаться в утробе своей матери и потом заново родиться?» Он понял слова Христа буквально. Это «рождение свыше» или рождение от воды и Духа – то, что у нас сегодня называется Таинством Крещения, которое опять-таки совершается в Церкви. Это не повторный акт физического рождения и не рождение человеческой души, но в Таинстве Крещения человек получает иное измерение своей жизни. Он получает в себя, живя здесь на земле, начаток вечности, начаток того мира, начаток Царства Божия, которое на протяжении своей жизни он должен будет взращивать. Поэтому говорить о физической смерти правильнее как о новом этапе человеческой жизни, а не как о рождении человека в вечность. Рождается человек в вечность или отвергает человек вечность здесь, на земле, а смерть уже является неким итогом его жизненного выбора. Как писал апостол Павел: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

>В Таинствах Церкви человеку дается дар благодати. А в чем состоит вклад самого человека?

От человека в деле спасения требуется одно – вера. Здесь следует дать пояснения, потому что у нас само понятие веры претерпело некую инфляцию. Верующим себя называет человек, который признает бытие Бога. Если мы понятие веры ограничим только такой характеристикой, тогда нам придется признать дьявола самым верующим существом на свете, потому что он, в отличие от людей, никогда не сомневался в существовании Бога. Понятие христианской веры значительно глубже. Верующий человек – это человек, безгранично доверяющий Богу. Доверяющий тому, что все то, что Бог посылает в его жизни, направлено к его конечному благу, направлено к его спасению. Именно этот аспект нашей веры подвергается наибольшим сомнениям, потому что Бог нам посылает не букеты роз. Бог своим последователям посылает крест и иногда этот крест очень тяжелый. Принять боль, страдания, испытания, как милость Божию, как Его любовь, как Его заботу, как нечто, ведущее к чему-то большему, – это невозможно. Это невозможно ни силой человеческого ума, ни человеческой логикой, ни нашими представлениями о справедливости или о сострадании. Это возможно только верой, только безграничным доверием Богу, что Бог своим промыслом таким образом ведет человека к вечному спасению. Вера – это и дар, вера – это испытание, вера – это борьба. Иногда люди, которые заявляют о своей вере, просто не понимают, о чем они говорят. В лучшем случае они имеют в виду, что, в отличие от атеистов, они признают наличие в мире высшей силы, которая называется Бог, но этим вся их вера исчерпывается.

Отец Александр, как Вы думаете, чего люди ждут от Церкви сегодня?

Люди ждут от Церкви того же самого, чего от Христа ждали Его современники: помощи и чуда. Если вспомнить евангельскую историю, то народ шел за Христом тогда, когда Христос каким-то образом участвовал в их жизни, помогал им. Например, совершил чудо умножения хлебов, накормил пять тысяч человек, и на следующий день эта толпа хочет провозгласить Его царем. Воскресил Лазаря – на следующий день восторженный народ встречает Его в Иерусалиме как Мессию. Но когда Он стал говорить, что пришел в этот мир не для того чтобы решать какие-то их проблемы, а чтобы дать им вечное спасение, и что царем Он не собирается быть, потому что Царство Его не от мира сего, – Он тут же стал никому неинтересен и Его отправили на Крест. То же самое происходит в отношении Церкви. Если человек чувствует какую-то помощь от Церкви, какую-то выгоду, тогда он согласен верить, ходить в храм, исполнять какие-то церковные предписания. А если, кроме обещания вечного спасения, никакой ощутимой помощи он не имеет, то он просто не видит в этом никакого смысла. За годы своего служения я постоянно общаюсь с людьми, которые приходят в храм и спрашивают, что нужно сделать, чтобы решить какие-то свои проблемы. Проблемы, связанные со здоровьем, с личной жизнью, с профессиональной жизнью и многие другие. Они спрашивают, кому надо молиться, кому ставить свечи, но ни разу я не встречал человека, который бы пришел в храм и спросил: «Что нужно сделать, чтобы обрести вечную жизнь?» Получается парадокс: люди приходят в Церковь и пытаются решить то, что Церковь не решает, а тот единственный вопрос, ради которого надо приходить в Церковь и ради которого Господь основал Церковь, вопрос вечного спасения – он так и остается самым невостребованным.

Духовно-просветительский телепроект «Слово»
Ведущая: Марина Лобанова

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *