Перун: почему этого бога нельзя называть «исконно русским»

Перун – кажется, самой известный в России языческий бог. Однако таким его сделала история. На Русь Перун «пришел» в 10-м веке стараниями князя Владимира и вопреки желанию русского народа. А вот в балтийской мифологии этот образ укоренен куда прочнее.

Перун до правления князя Владимира

Нельзя сказать, что Перуна на Руси в эпоху до князя Владимира совсем уж не знали. Он присутствовал и даже занимал какое-то время главенствующее положение в языческом пантеоне славян, однако вплоть до десятого века – просто, как громовержец, без указания конкретного имени.

Секретарь полководца Велизария Прокопий Кесарийский в шестом веке упоминал прообраз Перуна в своей книге «Война с готами». «Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды», – писал Прокопий Кесарийский.

Лишь в десятом веке Перуна первый раз называют по имени. В «Повести временных лет» указывается, что клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами того периода.

Культ Перуна

Князь Владимир начал править на Руси в 970-е годы, начав с Новгорода и распространив впоследствии свое влияние на Киев. Поначалу Владимир был язычником, и Перун стал тем богом, которого князь задумал возвести во главу нового славянского пантеона, наделив его званием главного бога Руси.

Перун был назначен не просто покровителем небес, который ассоциировался с молнией и поэтому поражал несчастливцев огненными стрелами, но и подателем все мыслимых благ.

Идолы Перуна были установлены и в Киеве, и в Новгороде. Божеству приносились жертвы, в том числе человеческие. Насаждая культ Перуна, князь обожествлял свою власть, параллельно восстанавливая языческие обряды. Другие верования стали считаться нежелательными.

Противостояние Перуну

Многие жители Руси оказались не готовы принять новое божество и подчиниться княжеской воле. Люди хотели поклоняться тем богам, что и их предки – это и Световит, бог света и радостей жизни, и Велес, бог тьмы, загробного мира и богатства и ряд других. Были столкновения и с христианами.

Самое известное из них – в Киеве в 983 году – описано в Повести временных лет. Бояре решили бросить жребий и принести в жертву Перуну случайного киевлянина дабы отблагодарить божество за военные успехи. Выбор пал на юношу Ивана, сына христианина Федора. Федор долгое время служил в Византии, где принял святое крещение. Затем он переехал жить в Киев, где у него и родился ребенок. Когда посланцы пришли за юношей, мужчина отказал им: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле».

Услышав речь Федора, толпа язычников начала рубить углы дома топорами, после чего крыша обрушилась на головы несчастных, и они погибли. Вскоре после этого эпизода Владимир крестил Русь, и вместо идолов Перуна стали строиться храмы, а Федор и Иоанн стали почитаться православной церковью, как первые мученики на Руси, пострадавшие за веру.

Происхождение Перуна

Единой версии о происхождении имени Перуна у исследователей нет. Самое простое объяснение – от глагола perti (ударять, бить) и суффикса unъ, который обозначает деятельность. Однако у Перуна есть много родственников.

В балтийской мифологии есть бог Перкунас. Причем для литовского языка и всей истории он оказался куда более значимым персонажем. По крайней мере, слова гром и молния в литовском языке – это perkūnas и perkūnija, а в латышском гром – это созвучное слово pērkons. Отсылки к Перкунасу в названиях тех или иных природных явлений есть и в других славянских языках. В отличие от Руси для Литвы Перкунас был действительно очень почитаемым божеством. Есть даже точка зрения, что его видоизмененное изображение дошло до наших дней на гербе современной Литвы.

Еще одна версия гласит, что этимология имени Перун восходит к богу грозовой тучи и дождя Парджанья в ведийской мифологии. Причем Парджанья, также как и Перун, не просто ведает небом. У него можно просить защиты и помощи, так как он – щедрое божество.

«Родственники» Перуна обнаруживаются и у древних индийцев, и у хеттов, и других народностей. Так что говорить о том, что громовержец Перун – бог чисто русский – было бы слишком самонадеянно, особенно учитывая его определенно искусственное насаждение на Руси.

Языческая реформа князя Владимира

В 980 г князь Владимир предпринял религиозную реформу, не выходившую за пределы традиционного славянского

язычества, с целью упорядочить мифологический хаос, царивший в сознании восточнославянских племен. Был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном, богом грозы и войны ; кроме Перуна в пантеон Владимира вошли Хорс — бог солнца — святила, небесный Конь, Дажьбог — бог белого света и податель небесных благ, тепла; Стрибог — бог ветра и воздушных стихий, распространитель доли; Семаргл — бог — сеятель семян — небесный посланец, связующий небо и землю, и единственный женский персонаж Мокошь (мать — сыра земля)- богиня плодородия и плодовитости, мать судьбы (пряха) и урожая, покровительница домашнего очага.

Возникает вопрос: почему именно шесть божеств? Есть ли какой- то смысл в этой численности? Неясно, какой принцип положен при отборе «кандидатов» пантеон: племенные боги или покровители разных «профессий». В первом случае число «шесть» совпадало с количеством племен, входивших в состав Руси этого времени: их перечислил летописец, рассказывая о славянской грамоте (поляне, древляне, северяне, дреговичи, кривичи полоцкие и словене новгородские). Но в это время, похоже, чисто племенная связь с божествами была утрачена, и все они получали и какое- то функциональное значение

Следует подчеркнуть , что в отличие от Перуна, Стрибога, Дажьбога и Мокоши, божеств исконно славянского (общеславянского) происхождения, во Владимиров пантеон оказались включены боги явно восточного (иранского, хорезмийского) ареала, т.е. была отражена диалектика славянского и восточного компонентов древнейшего восточнославянского божества, которые не только сосуществовали и взаимодействовали в архаическом сознании и мифологии восточных славян, но и составляли важный момент восточной и южной политики киевских князей в 970-980 гг. Прокопий Кесарийский, писатель 6 века говорит о религии древних славян: «Они признают единого бога — творца молний и грома (разумеется, Перуна) единым господином вселенной и приносят ему в жертву быков и иных священных животных». Интересно, что, говоря о ревностном служении Владимира языческим богам, летописец замечает: » и начал княжить Владимир в Киеве, и поставил кумиров на холме вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его серебряну, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». При чтении этих слов летописи невольно бросается в глаза то самое обстоятельство, что летописец сравнительно очень много говорит о Перуне, описывая мелкие подробности его идола, — между тем тот же самый летописец, когда речь идет о других богах, едва удостаивает его той необходимой доли внимания, чтобы передать хотя бы имена, на первый взгляд вообще довольно странные и , за исключением Дажьбога, вообще непонятны для современного русского человека. Таким образом, Перуна представляли славяне, как главное божество языческого пантеона.

Громовержец Перун

«И хмелясь победным пиром,

За лучом бросая луч,

Бог Перун владеет миром,

Ясен, грозен и могуч «.

С. Городецкий «Перун «.

Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильнее бьет», «разящий». Некоторые ученые усматривают связь имени бога грозы с такими словами, как «первый» и «правый». Что касается «первого», то Перун действительно был главнейшим богом в языческом пантеоне Киевской Руси. Не лишено смысла и сближение его имени с «правым», т.к. наши предки считали Перуна учредителем нравственного закона и самым первым защитником правды. В белорусском и украинском языках слово «Перун» означает «гром», «удар грома». Если молния зажигала какую-нибудь постройку, то говорили: «Перуном спалило». Такой пожар тушить нельзя. Известно проклятие, ходившее в народе: «Чтоб тебя Перун убил!». В славянской мифологии имя Перуна впервые встречается в летописи под 907 годом. После победоносного похода князя Олега на греков, греческие цари Леон и Александр вынуждены были заключить мир с ними и обязались уплачивать дань. Договор был скреплен, по обычаю, клятвами обеих сторон. Греки «целовали крест, а Олега с мужами его водили в клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом…и утвердили мир».

То же самое повторялось спустя сорок лет при князе Игоре.

Перуна славяне представляли себе немолодым разгневанным мужем с ружей клубящейся бородой. Вообще рыжая борода — непременная черта у Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего громовержца (Тора) скандинавы. Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче — черно-серебрянные ( «Голова серебряна, ус злат»). В некоторых летописях написано: ноги у него железные, а одной рукой держал он камень в виде молний, украшенный драгоценными камнями. Следовательно, наш Перун был не таков, каким его описывал сочинитель книги «Религия москвитян», а именно: этот любезный автор лишил его не только бороды, но и рук, и ног, а вместо всего этого пожаловал ему кошачью рожу с открытым ртом»

Славяне видели своего бога, летящим среди туч верхом на коне либо в колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвященных Перуну именно из-за своей черно-белой окраски.

Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он «прокатывается по небесам». Говорили, что гром и молния — эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает зло. Воплощением зла считался Змей (не природный большой змей , вроде удава, но фантастический, часто крылатый, многоголовый. Пышущий ядом и огнем , враг всего живого). О борьбе Перуна со Змеем существовали мифы, следы которых находят в поздних славянских сказках.

В общих чертах древний сюжет можно передать следующим образом: Змей, обитатель нижнего мира ( это подземный мир, мир тьмы, зла и смерти), похищает обитателей среднего мира- людей, и прячет их в своих пещерах. Бог-громовержец (обитатель верхнего мира светлых сил) разбивает молотом или палицей скалу и освобождает пленных. Змей, чтобы спастись, бежит, принимая облик то человека, то разных животных. И, таким образом меняя личину, он на время ускользает от преследователей. Наконец, он укрывается или под деревом, или под камнем — здесь-то бог на коне либо на колеснице настигает его, ударяет молнией — считалось, что при этом возникает вспышка огня и идет дождь. А в отдаленной древности полагали, что на самом деле гром — это «клич любви» на празднике Неба и Земли: известно, как хорошо все растет после грозы…

Согласно некоторым источникам, молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть; и золотые, «живые», созидающие и пробуждающие земное плодородие и новую жизнь. Молнии в небе воспринимались, как стрелы, которые Перун пускает из своего лука, и как летящий огненный топор бога.

Археологи нашли множество миниатюрных бронзовых и железных топориков, датированных 10-м и 13-м веками. Им приписывались сверхъестественные свойства оберегов. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет «подсечена» и изгнана Смерть. Топор крест- накрест перебрасывался через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодородила. Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне-язычники нашли этому объяснение: все дело в том, говорили они, что нечистая сила в стране разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго еще не смеет высунуться наружу. Перун имеет особое отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая женщина отправилась в поле работать в день Перуна(20 июля), что по обычаю делать нельзя. Рассердившийся Перун сдерживал по началу свой гнев. Но когда ребенок, оставленный на меже, обмарал пеленки, и мать вытерла его пучком хлебных колосьев (по другой версии, осквернению подвергся кусок печеного хлеба), беда разразилась: поднялся вихрь и унес в тучу весь урожай. Часть его удалось все же отмолить обратно, но «стоколосом» (по сто колосьев на одном стебле) хлеб уже никогда больше не родился. С громом небесным связана и легенда о происхождении жемчуга. Славяне считали, что он зарождается из отражения молнии, запечатленной в глазах моллюска-жемчужницы в момент, когда та испуганно захлопывает створки раковины при виде грозы.

Богу Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный, мощный лесной бык. К сожалению, в дикой природе последний тур был убит еще в 1627 году, и до наших времен дожили лишь прирученные потомки туров — домашние быки и коровы. Туры отличались от них размерами: бык достигал в холке 2 метров — и еще цветом: быки были черными с белым «ремнем»- полосой вдоль хребта. Тур был куда агрессивнее самого злого домашнего быка. У людей охота на тура считалась подвигом. Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка.

Есть у Перуна свое дерево-дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут Перуникой. У него шесть лилово-голубых лепестков, поросших золотыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и мы зовем его ирисом.

У Перуна был свой еженедельный день- четверг. Русская пословица-поговорка «после дождичка в четверг» имеет самое непосредственное отношение к Перуну и его дню. Богу Перуну приносили жертвы, чаще всего животных, но когда народу грозило несчастье, то и человеческую. Жизнь во все времена считалась священным актом. По утверждению ученых, человек, назначенный в жертву, вовсе не обязательно заливался горючими слезами и пробовал убежать. Жертвы бывали и добровольными: человек уходил к богам, чтобы поведать им о неудачах своего народа, попросить о помощи. Еще Перуну приносили в жертву косы девушек и бороды старцев. Также посвящали Богу целые леса, где под страхом смертной казни запрещено было рубить дрова. Но хоть в историческую эпоху русского язычества Перун был главным, первенствующим богом, тем не менее, он далеко не пользовался симпатией славяно-русского народа. Он был слишком уж грозным, своими громовыми стрелами он равно разил как правого, так и виноватого; сам гром, который олицетворялся в Перуне, был символом несчастья. Не даром и теперь еще в числе свадебных примет мы находим такую : «В день венчания ясная погода знаменует счастливую жизнь, дождь — богатство, гром- несчастье.» Кроме того, Перун потому уже не мог привлечь к себе внимание русских язычников, что гром и молния, т.е. те небесные явления, в которых он проявляет свою силу и могущество, вообще мимолетны, быстро появляются и еще скорее исчезают. В этом отношении много выигрывало перед Перуном светлое, пресветлое солнышко. Всем нужное, всех радующее, оно, казалось, не боялось враждебных сил мрака и злобы; и думалось русскому язычнику: нет, не одолеть врагам (небесным змеям) наше солнышко. Таким образом, Перун не пользовался или не владел теми выгодами положения, которыми располагал русский народ в пользу солнышка. Чем меньшей любовью пользовался громовержец Перун, тем более и ярко вырисовывался образ милостивого подателя всяких благ, пресветлого солнышка, которое олицетворялось в Дажьбоге.

Дажьбог — податель всех благ. Поклонение солнцу и разным его божественным воплощениям было составной частью языческих религий едва ли не всех народов мира. У восточных славян следов солнечного культа множество. К солнцу обращались как к источнику плодородия земли, подателю урожая. Славяне называли Бога Солнца Даждьбогом (или в другом произношении Дажьбогом). Народ называл его Царем-Солнцем. Об этом мы узнаем из слов Ипатьевской летописи: «И нарек (Сварог) царство сына его, именем Солнца, его же наречают Дажьбогом…Солнце царь сын Сварогов Дажьбог…». Смысл слова «Дажьбог» различные исследователи объясняли различно. О. Эмин производит Дажьбога от дождя. » Дажьбог, — говорит он, — был у них (русских язычников) бог дождя, и они сему идолу поклонялись». Макушев приравнивал русского Дажьбога к римскому дождевому Юпитеру. А Афанасьев в слове Дажьбог усматривает производное от корня «дождь» — свет, светлый, т.е. слово «Дажь» можно трактовать, как слово, по смыслу относящееся к одному из свойств Солнца (славянская «дъжница» — утренняя заря). Но у лингвистов существует и другая версия (М. Е. Соколова) : «дажь» -(дождь) — это форма повелительного наклонения от глагола «дато» , т.е. «дай». Имя божества можно читать, как составное, «Дай бог». Но и это не все. Оказывается , в древности слово «бог» означало еще и долю, счастье (сравним: богатый — имеющий долю, счастье, то, кому бог дал; убогий, не имеющий, несчастливый; украинское «небог»- нищий): имя Дажьбог, следовательно, можно связать с древними представлениями о том, что именно божество наделяет счастливой долей одних и лишает ее других. Несомненно, в Дажьбоге воплощались вечные и добрые свойства Солнца — его тепло, свет, с ним связывали незыблемость постоянного круговорота природы и обеспечения жизненного благополучия людей. Но солнце не было покровителем и благодетелем только русского народа; потому — то оно и благоволило к нему, потому что оно было соединено кровным родством со всем славяно-русским народом. Русский народ с незапамятных времен считался внуком Дажьбога (Солнца). Об этом узнаем от автора «Слова о полку Игореве». С горечью он вспоминает о временах княжеских междоусобиц, при которых погибло достояние Дажьбожьего внука. А несколько ниже говорится о тяжких последствиях поражения Игоря от половцев, когда «невеселое время настало…встала обида в селах Дажьбожьего внука». Из контекста ясно, что «внук» — это народ, русские люди, а Дажьбог — их мифический родоначальник, они его потомки. Будучи внуком Дажьбога и, следовательно, находясь с ним как бы в родстве, сознавая, что милостивый Дажьбог даст все, что у него попросишь, русский народ чувствовал себя вполне счастливым. Если слово Дажьбог значит податель, то понятно, что русский народ называет Дажьбог — солнце дедом в метафорическом смысле, как кормильца-батюшку. Само собой понятно, что если Дажьбог был дедом в метафорическом смысле, то он был родоначальником всего русского народа, а не династии русских князей, потому что всякий человек может рассчитывать на милость бога.

Славяне верили, что Дажьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, которым Дажьбог с запада на восток измеряет нижнее небо, светя Нижнему миру. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами, гусями, утками, лебедями. Поэтому наши предки приписывали большую силу оберегам в виде уточки с головой коня. Они верили, что славный Бог Солнца поможет им, где бы он ни находился, в Дневном мире или в Ночном. В Древней Руси символические знаки солнца в виде кружочков с точкой, крестов, колес со спицами и прочего наносились на многие предметы. Солнцу посвящались различные украшения, обереги в виде круглых подвесок, яйца — писанки из терракоты и др.

Представления о солнце как живом существе закрепились в языке, так, что мы их не очень замечаем: «солнце встало», «солнце садится», » солнце поворачивает на зиму». Народные песни сохранили обращения к нему, как к живому, способному на отклик: » обогрей нос, красное солнышко!», » солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко, твои детушки плачут…» Ярославна ( в «Слове») ищет спасения для мужа: » светлое и трижды светлое солнце, для всех ты тепло и прекрасно!…»

Но в восточнославянской мифологии солнечным богом был не один Дажьбог. Рядом с ним в пантеоне стоит божество солнечного светила, воплощающего животворящие силы солнца, — Хорс. О нем речь пойдет в следующем разделе.

Великий Хорс. Хорс (осетино — персидское — хурь — солнце) был богом Солнца, в знак особого уважения и почтения его называли Великим Хорсом. Предполагалось, что имя Хорса происходит от скифского бога, позднее ставшего у славян названием божества. Однако существует взгляд о славянском названии Великого Хорса, его принадлежности к славянам. » За разъяснением значения этого русского божества, — писал Н. М. Гальковский, — нет нужды обращаться к восточным народам. Хорс мог обозначать собою солнце в ежедневном круговороте. Он сравнивал русское Хорэ с греческим хорос — круг. В русском языке «хоровод» — круговое движение, «хоромы» — первоначально -постройка для языческих ритуалов, а также колобок, около и др., » хорошо» — тоже восходит к древнему «хоршо», букв. «солнечно». Да и само солнце поднималось на востоке и опускалось на западе, словно описывает круг. Однако же, это еще не означает, что Хорс был богом солнца. Правильная трактовка его назначения помогает уяснить «Слово», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал. За одну ночь он добегал от Киева до Тьмутаракани. «Всеслав князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивает до петухов Тьмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал». Последнее принято понимать так, что Всеслав пересекал путь самому солнцу, однако уже Е. В. Аничков по этому поводу отмечал: » Но ведь речь идет о ночи?! Как можно вызывать представление о солнце при описании скорости ночного пути?». Ведь действие происходит еще до пения петухов, поэтому Всеслав никак не мог перебегать путь солнцу даже в необычном представлении певца. Великим Хорсом было не солнце, а месяц, которому, как известно из различных источников, также поклонялись восточные славяне. Это засвидетельствовано хотя бы в таком древнем понятии, как «хождение богородицы по мукам», где во вставке, сделанной переводчиком, сказано, что люди называли богами «солнце и месяц, землю и воду, и зверей, и гадов; все это те люди сделали из камней — Трояна, Хорса, Велеса и Перуна в богов превратили». Кроме этого Хорса некоторые исследователи считали богом пьянства (Г. Глинка). Его имя производят от «ковш», «корш». Поэтому богу и дано имя от орудия, всего чаще им употребляемого в пьянствованиях своих. В правой руке держит ковш, вокруг него лежат груды черепков от разбитых кувшинов, сам же сидит на утлой, опрокинутой дном бочке. Словяне молились ему, выступая на пьянственные поединки. Ибо в древности у славян тоже немалым почитался богатырем, кто мог перепить всех. Поэтому-то и вошел Хорс в пантеон, что славяне любили выпить. Но даже если предположить, что Хорс был богом солнца, это не значит, что он тождествен Дажьбогу. Дажьбог — податель благодатного тепла, Хорс же- глаз всевидящий и всеведущий, т.к. в мифологическом понимании значимость Солнца не столько в том, что оно «светит», сколько в том, что это «дневное око», которое все видит, все ведает, обо всем знает. Но кроме солнечных богов, в пантеон входит бог ветров Стрибог, о котором далее.

Стрибог — дедушка ветров

«Стрибог упился боем

и воет: «Успокоим,

на дне любовь сокроем!

Морское дно, покоем

И женам будь, и вям! «

С. М. Городецкий «Стрибог».

О боге Стрибоге мы знаем совсем не много. В «Слове о полку Игореве» есть такая фраза: «Вот ветры, Стрибожевы внуки, веют с моря стрелами (т.е. из дождевой тучи молниями) на храбрые полки Игоря». Значит ли это, что Стрибог был богом ветров? Большинство ученых согласны с таким выводом. В подтверждение этого слово «стри» переводят, как » воздух, поветрие» или возводят к древнерусскому глаголу «стрити», «стрети» со значением «встречать», «дуть с противоположной стороны», «навстречу». Можно сказать, что Стрибог был богом грозы, как небесный владыка, являющийся в бурях и вихрях, царь ветров. Стрибогу молились мореплаватели, прося «ветра в парус». Другие названия, даваемые славянами богу ветров, были Погода и Посвист. В областных говорах Полтавской губернии погода употребляется в смысле громовой тучи, ветра, метели, бури, дождливого или смешанного времени. Ветры сопутствуют богу — громовику в его битвах с демонами и пользуются его стрелами. Веяние стрелами и метание ими позволяет говорить о Стрибоге и как о славянском боге войны. Это подтверждает и поясняет первая часть слова Стрибог, где стри — от древнего стрити — уничтожать. Отсюда и Стрибог — уничтожитель добра, бог уничтожающий или бог войны. Таким образом, Стрибог — уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу.

Существует также взгляд на Стрибога как на высшее божество славян. Имя Стрибога, согласно сторонникам этой точки зрения, складывается из слов, означающих «отец» и «небо». Следовательно, он в славянском пантеоне занимал место небесного отца. Культ Стрибога был достаточно распространен на Руси, на это указывают некоторые географические названия, связанные с именем грозного бога: река Стрибожская на Киевщине, село Стрибожье на Житомирщине и т.д.

Симаргл — крылатый пес. Среди перечисленных в летописи богов, стоящих на киевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла. Даже имя его в разных источниках писалось по-разному: и как Симаргл, Семургл и как Сим и Рьгл. И объясняли это слово тоже различно, прежде всего, спорили о том, считать ли имя неизвестного бога или божка «Симаргла» за одно слово или видеть здесь два слова, по небрежности переписчика слитые в одно. Одни действительно находили здесь одно слово , а другие видели два «Сима» и «Рьгла» и ссылались, во — первых, на Архангелогородского летописца, где вместо «Симаргла» стоит «Сима» и «Регла» и, во — вторых, на известное слово христолюбца и ревнителя правой веры: » и веруют в Перуна, и в Хорса, и Мокошь, и в Сима и в Рьгла». Прежде всего поговорим об исследователях, которые в имени «Симаргла» видели 2 слова. Г. Микуцкий говорит , что имена языческих богов означают или указывают на световые явления «сиянье, блеск, белизна», думает, что древне — русский «Сим» предполагает корень Si — сиять, светить, а «рьгл» — корень от греческого argos — красный, блистающий.

Среди исследователей, видевших в «Симаргле» одно слово, имя богини, прежде всего следует указать старинных мифологов Стрыйковского, Русова и И. Квашина — Самарина. По их мнению, Симаргла то же, что польская богиня Симжерла, и переводят лингвистическое значение этого имени словами «сивая молния». М.Е. Соколов говорит, что слово Симаргл — сложное и состоит из 2-х частей: «Сима», «сема» и «ирьгла», «ергла». Сима — не что иное, как число 7, число 7 входит в имя божества потому, что оно вообще считалось священным у языческих народов. На Руси много таинственных обрядов связывается с числом 7, например, зола из семи печей, вода из 7 криниц имеет лечебное свойство ; «на море- океане стоит груша, на той груше 700 дубцев , 700 сучьев». Во второй половине слова «Симаргла»- ирьгла, ирьгле, он видит Ярило. Таким образом, «Симаргла»- то же, что Ярило, Семиярило. Можно подумать , что Ярило потому носил название Семиярило, что он изображался с 7- ю головами. Сам Ярило под именем Симаргл является каким- то космическим богом, олицетворяющим в себе все силы природы.

Б.А. Рыбаков пишет о Симаргле: «Это священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы. При изобилии в те времена мелкого рогатого зверя (косули, серны) охрана посевов от предания и вытаптывания была важным делом.

Симаргл был как бы олицетворением «вооруженного добра»; при мирных аграрных функциях он был наделен когтями, зубами и в добавок крыльями; он — «защитник посевов». В его честь пили из рогов изобилия, значит, Симаргл был связан с земными богатствами. А богиней земли была стоявшая за Симарглом в летописи Мокошь. О ней речь в следующем разделе.

Мать — сыра-земля. Мокошь — женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и противоречивых. Отношение исследователей к этому женскому божеству весьма различно. Одни просто уклонялись от каких — либо пояснений. Другие считали его близким греческой Афродите. Е.В. Аничков приравнивал Мокошь к знахарке, писал о «гадательном характере» богини, так как по его мнению, слово «кош» означало «жребий», «судьба». Третьи видели Мокошь богиней земли. «Ма» — понятно , «мать», «мама», а «кош»- «кошелек», где хранится богатство, кошара, куда загоняют живое богатство — овец. А также и короб, большую корзину, куда складывают собственный урожай — земные плоды, а ведь именно он составлял богатство, судьбу и счастье древнего человека. Вот и получается: Мокошь — Всеобщая мать, Хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом — Земля. Земля извечно относилась к чистой сфере мироздания. Она не принимает в себя ничего нечистого. Вредоносная, нечистая сила в мифах и фольклоре обычно проваливается «сквозь землю», а не остается в ней. Отсюда и родилась суровая клятва: «Провалиться мне сквозь землю». Считалось, что земля не станет носить обманщиков.

Весной Мокошь вступает в брачный сад с Небом. После первого весеннего грома оплодотворенная дождем земля вновь обретает способность рождать и называться «мать- сыра- земля». 10 мая Земля считалась именинницей. В этот день не пахали и не боронили землю.

Соотнесенность земли с человеком выразилась в наделении ее антропоморфными чертами: волосы Земли — трава, кустарники, деревья; кости- скалы и камни,; кровь- вода; жилы- древесные корни и т.д.

Язычники относились к Земле с величайшей любовью, и все сказания говорят, что она платила им тем же. В одной из былин героя предостерегают, чтобы не вздумал сражаться с каким- то богатырем. Этот богатырь непобедим. А почему? «Его Земля- матушка любит…» Уважительное отношение к земле выразилось в «земных поклонах». Можно с большой долей уверенности сказать, что богиня Мокошь была покровительницей овцеводства, шерсти, пряжи и, шире, вообще бабьей части крестьянского хозяйства. Она строго следила за тем, чтобы женщины соблюдали все нормы поведения, труда, домашних дел и наказывала нерях. Будучи чем-нибудь недовольна, Мокошь могла состричь немного волос у спящей хозяйки.

Была у нее еще одна важная забота — Мокошь покровительствовала бракам, была защитницей прочных семейных устоев. Сидя на удобном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой тепляе колени Матери-Земли.

Таким образом, в пантеоне Владимира была до известной степени учтена диалектика взаимосвязи неба и земли, столь важная для мифологических представлений древневосточных славян о человеке и природе, их взаимозависимости, о мироздании в целом. Среди выделенных из множества других божеств, олицетворяющих различные силы и атрибуты природы, особо почтенны были: солнце как источник тепла и света, стихии, грозы и ветра, плодородие земли и природы в целом, силы, руководящие судьбой и долей, подающие блага, общие для всех людей.

Перечисленные здесь функции неоднократно перекрещиваются и дублируются. Все отобранные во Владимиров пантеон божества были весьма абстрактны и обобщенны. Они символизировали самые высшие силы, руководящие космическими и природными процессами и лишь заодно с этим — жизнью человеческих масс. Эти высшие силы олицетворяли покровительство, прежде всего, месту — целому территориальному единству, Русской земле, а также становящемуся на этой территории Русскому государству и его разнообразному населению. Но пантеон Владимира не получил всенародной поддержки.

Контрольная работа по теме «Расцвет Киевской Руси»

Контрольная работа по теме «Расцвет Киевской Руси»

Часть А.

1.О каком юридическом понятии идет речь в отрывке из исторического документа Х века?

«…мы, община Киева, этим письмом сообщаем вам о трудном деле Маар Яакова бен Р…., брат его пошел и взял деньги у иноверцев( у славян), а сам Яаков стал поручителем брата. Его брат шел по дороге, и ту пришли разбойники, которые убили брата Яакова и взяли его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли самого Яакова, они наложили железные цепи на его шею и кандалы на его ноги. Он находился в таком положении целый год и после этого мы поручились за него. Мы заплатили 60 монет и теперь ещё осталось 40 монет»

А. крепостное право

Б. верительная грамота

В. договорная правовая сделка в форме кабальной купы

Г. правовая сделка о самопродаже в холопы

2. Принятие Русью христианства произошло вследствие

А. распространения новой веры византийскими миссионерами

Б решения великого князя Киевского

В. договора с Папой Римским

Г. решения вечевых собраний в Новгороде и Пскове

3. Автором «Слова о законе и благодати » является

А. Иларион б. Нестор в. Ярослав Мудрый г. Владимир Мономах

4. Прочитайте отрывок из исторического источника и укажите его название.

«Если кто избит до крови или синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов побоев, то пусть приведет свидетеля, а если он не может привести свидетеля, то делу конец.

Если потерпевший не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю»

А. Русская правда б. Судебник 1497г в. «Стоглав» г. Соборное уложение 1649 года

5. Какой русский князь правил в1113-1125гг.?

А. Ярослав Мудрый б. Святослав Игоревич

в. Владимир Мономах г. Владимир Святославич

6. Укажите памятник древнерусской литературы, автором которого является Владимир Мономах.

А. «Слово о законе и благодати»

Б. «Поучение детям»

В. «Повесть временных лет»

Г. «Житие Бориса и Глеба»

7. Крещение Владимира было совершено в

А. Херсонесе б. Киеве в. Новгороде г. Византии

8. Что из названного относится к причинам принятия Русью христианства?

А. необходимость укрепления власти киевского князя

Б. рост городов как центров удельных земель

В. необходимость прекратить княжеские усобицы

Г. поиск союзников для борьбы с Хазарским каганатом

9. Русская Правда была принята при князе

А. Игоре б. Владимире в. Ярославе Мудром г. Владимире Мономахе

10. Результатом создания Русской Правды стало

А. уничтожение крестьянской общины

Б. уравнивание всего населения в правах и обязанностях

В. уничтожение частной собственности

Г. законодательное закрепление общественного неравенства

11.Какой князь взошел на киевский престол в результате восстания городских низов и смердов?

А. Ярослав Мудрый б. Владимир Мономах

в. Юрий Долгорукий г. Игорь Всеволодович

12. Как назывался первый письменный памятник древнерусского права?

А. Русская Правда б. Судебник в. Изборник г. Соборное уложение

13. Первый на Руси белокаменный Софийский собор возведен в

А. Киеве б. Новгороде в. Владимире г. Пскове

14.Князь Владимир Святославич Красное Солнышко был

А. основателем Москвы

Б. крестителем Руси

В. победителем крестоносцев на Чудском озере

Г. создателем централизованного государства

15. Какое из названных событий произошло раньше других?

А. междоусобная война сыновей Владимира Святославича

Б. создание Правды Ярославичей

В. Любечский съезд русских князей

Г. основание Москвы

16. Князь Владимир Мономах, кроме того, что был выдающимся государственным деятелем, законодателем, полководцем, известен и как автор литературного произведения

А. «Поучение детям» б. «Моление» в. «Слово о полку Игореве» Г. » Слово о Законе и Благодати»

17. Отцом Ярослава Мудрого был

А. Владимир б. Олег в. Игорь г. Святослав

18. Одной из главных причин восстания 1113 г. в Киеве стало

А. внезапное появление половцев у стен города

Б. усиление произвола ростовщиков

В. распространение эпидемии чумы

Г ослабление власти киевского князя

19. Прочитайте отрывок из завещания великого князя киевского и укажите его имя

» Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобицах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заменить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменить вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду- Переяславль, а Игорю- Владимир, а Святославу- Смоленск.»

А. Ярослав б. Борис в. Святополк г. Мстислав

20. С каким из названных событий связано имя князя Владимира Мономаха?

А. с Любечским съездом князей б. с дунайскими походами

В. с разгромом хазар г. с разгромом печенегов

Часть В.

Задания В2.

1.Какие из терминов, перечисленных ниже, использовались в Русской Правде ?

А. пожилое

Б. вервь

В. выкупной платеж

Г. вира

Д. гривна

Е. дыба

Задания В3.Установите соответствия между историческими событиями и датами, когда они произошли.

А. съезд князей в Любече 1) 907г.

Б. восстание древлян 2) 945г.

В. крещение Руси 3) 862г.

Г. призвание Рюрика в Новгород 4)988г.

5) 1097г.

Запишите последовательность цифр.

Задания В4.

1.Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, имеют отношение к сфере торговли на Руси. Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другой сфере.

1) купец 2) бондарь 3) офеня 4) коробейник 5.) приказчик 6) гость.

2. Приведен список терминов. Все они, за исключением одного относятся к периоду Киевской Руси.

1) Тиун 2) пожилое 3) полюдье 4) вервь 5) рядович 6) огнищанин

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Задания В5.

  1. Напишите пропущенное слово.

  2. Безусловно зависимый человек на Руси, лично несвободный, раб назывался…… Термин широко употреблялся в XI-XVIIIвв.

Задания В6.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Запишите последовательность выбранных цифр

Древнерусские князья

Время правления

Событие

Святослав Игоревич

А)

Б)

В)

980-1015гг.

Г)

Ярослав Мудрый

Д)

Разгром печенегов под Киевом

Е)

1113-1125гг.

Принятие «Устава о резах»

Пропущенные элементы:

  1. Владимир Святославович

  2. 2) Мстислав Великий

  3. Владимир Мономах

  4. 912-945гг.

  5. 964-972гг.

  6. 1019-1054гг

  7. Принятие Русской Правды

  8. разгром Хазарского каганата

  9. Крещение Руси

Часть С.

Задания С1-3. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-3.

  1. Из статьи «Крещение Руси и государство Русь» Д.С.Лихачева

«Язычество не было религией в современном понимании . Это была довольно хаотичная совокупность различных верований, культов, но не учение.

Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем нуждались восточные славяне в X-XIIвеках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах…

Истинный создатель огромной империи Руси- князь Владимир Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волховом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоразвитого литературного языка., который это приобщение закрепил в текстах, прежде всего, переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлого. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.

Христианизация Руси и родство правящей династии с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, -это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.

Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать её и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы в праве гордиться.»

С1. Какую попытку реформы язычества предпринял Владимир I?В каком году он принял христианство?

С2.

Почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития восточнославянского общества.? Укажите не менее трех положений.

С3. какие последствия имело принятие Русью христианства? Назовите не менее трех последствий.

Задания С4.

1.Для городов Древней Руси , в отличие от Западной Европы, характерно строительство зданий из дерева, а не из камня. Объясните , в чем состояли преимущества деревянного строительства по сравнению с каменным. Приведите три объяснения.

Задания С5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые , точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения , существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно ее опровергнуть.

1) «Древнюю Русь X-начала XII вв. нельзя назвать централизованным государством»

Ответы.

Часть А.

1.В 2.б 3а 4а 5 в 6.б 7а 8а 9в 10г 11б 12 а 13 а 14 б 15 а 16а т17 а 18 б 19 а 20а

Часть В.

Задания В2.

1.бгд

Задания В3.

1. 5243

Задания В4.

1 -2) 2 2)

Задание В5.

1. холоп

Задание В6.

Задания С.

С1-4

Текст 1.

С1. 1) Владимир 1 в 980 г. попытался создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном

2)Христианство было принято в988г.

С2.1) Язычество не являлось строгой религиозной системой, представляя собой хаотическую совокупность различных верований и культов;

2) различие в верованиях не способствовало объединению славянских племен;

3) власть одного князя не могла быть прочна при господстве язычества;

4) язычество не удовлетворяло славян в возможности познания мира.

С3.1) Русь приобщилась к христианской и мировой культуре.

2) укрепилось политическое влияние Руси на международной арене

3)Создавались предпосылки для укрепления единства государства и власти киевского

4) Получили развитие письменность, литература, живопись, архитектура и пр.

С4.

1. Могут быть приведены следующие объяснения:

а) доступность материала

б) дешевизна дерева по сравнению с камнем

В) легкость строительства

Г) быстрота строительства

С5.

1)Аргументы в подтверждение:

-Русь в 10-начале 12 века не имела выраженных внешних границ, особенно на Юге и Востоке;

-На Руси в 10-начале 12 вв. существовала практика занятия «столов» в зависимости от места князя внутри всего рода Рюриковичей, что уменьшало значение единого политического центра, поскольку наиболее родовитый князь мог княжить не в Киеве( пример-Андрей Боголюбский);

— права и полномочия князей на Руси нередко оспаривались вечем;

Аргументы в опровержение:

— В Древней Руси существовал административный центр-Киев;

— В Древней Руси выделилась единая для всей территории государства властно- управленческая верхушка- князья и дружина

-в Древней Руси формировался единый правопорядок, закрепленный в Русской Правде, Правде Ярославичей и других документах.

Языческая реформа Владимира 980 г.

Владимир до принятия христианства в 980 г. пытался реформировать язычество и им был выделен из всего сонма богов, т.н. Пантеон князя Владимира. Следует сказать, что новый культ насаживался довольно агрессивно. Т.к. главным богом был назначен не очень популярный за пределами киевской дружины князя Перун, следовало ослаблять более популярных «народных» богов. По этой причине в пантеон не был включён Велес3. Интересен, так же тот факт, что в некоторых случаях идол Перуна устанавливался вместо других идолов. Согласно археологическим раскопкам именно такая ситуация имела место в Новгороде. Воевода Добрыня установил идол Перуну на капище существовавшем уже 200 лет, попросту убрав с него другого почитаемого бога, которым по предположению Рыбаков был весьма почитаемый в Новгороде Род или местнопочитаемый подводный бог Ящер. Убрать другого высокочтимого в этом городе идола, а именно Велеса, Добрыня по какой-то причине не решился. Вследствие этого имела место конкуренция двух культов – официальные княжеские структуры продвигали культ Перуна, а народ традиционно почитал Велеса.

Цели реформы:

1). Подчёркивалась суверенность Руси от Византии.

2). Укреплялась власть князя, т.к. во главе пантеона стоял покровитель князя и дружины. К тому же из всего скопища богов выделялся один главный даже промеж других богов – сигнал о единоначалии и среди людей.

3). Ослаблялись позиции варягов-христиан, а так же новый пантеон противопоставлялся и скандинавскому язычеству. Владимир не смог бы прийти к власти без помощи варягов, и поэтому старался ослабить свою зависимость от них.

4). Унифицировался культ на всей территории страны.

Пантеон:

1). Перун

2). Хорс

3). Даждьбог

4). Стрибог

5). Семаргл

6). Макошь.

По мнению академика Рыбакова Семаргл не получил своего собственного идола, а был дополнительным к статуе Макоши, так что мы получаем, как бы пять богов и одного помощника.

Из особо почитаемых туда не вошли: Род и рожаницы, Велес, Сварог.

Принятие христианства на Руси

Важнейшей чертой государственности является особая идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.

Подобное развитие событий характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце Х в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена. Перед русскими князьями оказались весьма широкие возможности выбора, как минимум из четырех мировых религий: ислам (Волжская Болгария), иудаизм (Хазарский каганат), католичество (Священная Римская империя) и православие (Византия).

Христианство на Руси до 988 г.

Согласно ПВЛ славяне впервые были крещены были апостолом Андреем. Что же касается не легендарных, а более достоверных событий, то византийские источники говорят о крещении Руси в 60-е гг. IXв. После успешного похода руссов на Константинополь в 860 г. появляется запись о крещении Руси – т.н. «Аскольдово крещение». Хотя языческая реакция и захват Киева язычником Олегом, замедлили распространение христианства на Руси, окончательно искоренить эту религию не получалось. Наоборот в 957 г. христианство принимает княгиня Ольга. Так же постепенно растёт количество и менее знатных христиан на Руси.

Предпосылки.

1). Окружение христианских стран и городов: побережье Чёрного моря (Херсонес, Керчь, Тмутаракань), с 860 г. Болгария, Византия.

2). Купеческие и военные контакты.

3). Византийские миссионеры на Руси. Неоднозначно. Русь всегда немного боялась попасть в зависимость от Византии.

4). В стране было достаточно много христиан, прежде всего среди таких влиятельных групп населения, как дружинники и купцы.

5). Поднятие статуса государства и упрощение дипломатических контактов с другими странами.

6). Идеологическое сплочение страны и поднятие статуса центральной власти.

7). Неспособность язычества противостоять христианству.

8). Удобный момент – внутренние дрязги в Византии и захват Корсуни.

Крещение Владимира.

В первую очередь крестились города, гораздо медленнее шёл переход в христианство в деревнях.

Интересный факт.Первой (991 — 1037 гг.) резиденцией митрополита был не столичный Киев, а Переяславль-Русский.

Интересна ситуация в Новгороде. В 980 г. один из самых доверенных людей Владимира – Добрыня, приезжает в Новгород, насаживает там культ Перуна и устанавливает его идол. В 988 г. тот же Добрыня прибывает крестить Новгород и уничтожает идол Перуна.

Противодействие крещению.

Активными врагами христианства, а, следовательно, и киевской власти стали волхвы. Они возглавили новгородский люд, противостоявший крещению 988 г., спустя век в том же Новгороде, волхвы восстали против князя и епископа. Борьба с волхвами в Новгороде продолжалась до XIIIв., когда в 1227 г. были прилюдно сожжены 4 волхва.

Хорошо изучены ещё два восстания: в 1024 г. в Суздале и в 1071 г. на территории от Волги и на 300 км к северу до Белоозера. В обоих случаях совершались жертвоприношения.

Значение принятия христианства на Руси большинство историков оценивает чрезвычайно высоко, прежде всего, в плане воздействия на развитие древнерусской культуры: письменность, школы, архитектура, живопись, летописание — все испытало на себе влияние христианства.

Интересный факт.Первые годы после крещения Руси большинство священников были монахами. Это объясняется тем, что монахи, не обременённые семьями, были наиболее мобильной частью церковного сообщества. А так как первые миссионеры прибывали из Болгарии и Византии, становится понятно, почему белое духовенство предпочитало оставаться дома, а чёрное отправлялось в далёкую Русь.

Ярослав Мудрый (1019-1054).

Ярослав родился в 984-986 гг., его матерью была Рогнеда. Умер 20 февраля 1054 г. в Вышгороде около Киева, 35 лет управлял государством. Точная дата рождения не известна, но последние исследования (в т.ч. исследование костей Ярослава) позволяют говорить о 984-986 гг. С детства был хромым.

Происхождение Ярослава.

Владимир женился много раз и имел 12 сыновей и 10, а возможно и больше, дочерей. При этом с некоторыми жёнами он жил одновременно, и дети, соответственно, рождались у них вперемешку, что усложняет определение старшинства между Владимировичами, и даже определение матерей некоторых из сыновей великого князя. Некоторые из сыновей, судя по всему, умерли в детстве – например Станислав и Позвизд.

Ярослав в Новгороде.

Конфликт с отцом. Конфликт с новгородцами и «Ярославовы грамоты».

Борьба за власть.

Согласно летописи Святополк убил Бориса, Глеба и Святослава.

1016 г. – под Любечем первое столкновение Святополка, опиравшегося на киевлян, и Ярослава, пользовавшего поддержкой новгородцев и варягов. Победу в битве одерживает Ярослав. В 1018 г. Святополк опираясь на войска своего тестя БолеславаIразгромил Ярослава, и занял Киев. Сестра Ярослава Предслава попала в плен к Болеславу, который сделал её своей наложницей.

1019 г.– Святополк терпит поражение на р. Альте. Победу Ярославу принесли шведские наёмники. Незадолго до битвы, в феврале 1019 г. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерд (на Руси Ирина).

1024 г.– Ярослав начинает войну с Мстиславом Удалым/Храбрым. В этом же году около города Листвена происходит сражение в котором побеждает Мстислав. Ярослав бежит в Новгород. После победы он предложил разделить страну – Ярославу отходили территории по правому берегу Днепра, Мстиславу по левому с Черниговом и Переяславлем. После смерти Мстислава в 1036 г. объединил Русь.

Это интересно. Мстислав в 1023 г. вызвал Ярослава на бой, что бы определить правителя Руси без войны. Калека с детства, Ярослав благоразумно отказался. Это, однако, возмутило его скандинавскую жену Ирину, которая не привыкла, что бы мужчины отказывались от вызовов и сама бросила вызов Мстиславу. Последний отказался на том основании, что с женщинами он не бьётся.

Мстислав (в крещении Константин) Удалой(983-1036 гг.) – князь Тмутараканский (990/1010 – 1036 гг.) и князь Черниговский (1024 — 1036). В 1022 г. вступил в противостояние с аланами и союзными им касогами (абхазо-адыгское племя). Касожский князь Редедя вызвал его на поединок (проход без использования оружия) в котором Мстислав победил, что принесло ему большую славу. В 1029 г. разбил ясов (русское название для алан – предков осетин). Погиб на охоте в 1036 г.

Борис и Глеб – первые русские святые.

Глеб самый младший из Ярославичей.

Нестор в 80-е гг. XIв. написал «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба». Вполне возможно, что он опирался на более ранние материалы, не дошедшие до нас. В 1115 г. неизвестный автор пишет «Сказание о Борисе и Глебе».

Раньше считали, что канонизированы Борис и Глеб были где-то в промежутке между 1020 и 1072 (год перенесения мощей в новый храм тремя Ярославичами – Изяславом, Святославом и Всеволодом, в том же году они приянли «Правду Ярославичей») гг. Однако, А.Н. Ужанков называет отрезок времени 1086-1093 гг., до этого он считает их местнопочитаемыми святыми. В летописи они впервые называются святыми в статье, посвящённой 1093 г.

После смерти Ярослава его дети следующим образом поделили земли: Изяслав сел в Киеве, среднему Святославу досталось Черниговское княжество, Всеволод стал княжить в Переяславле, ему же отошло Ростовское княжество, где ранее правил Борис – вследствие этого Борис стал считаться покровителем всеволдовичей, особенно много для становления культа Бориса сделал сын Всеволода Владимир Мономах.

Муромские земли князя Глеба вошли в состав земель доставшихся Святославу, так что Глеб стал покровителем Черниговских князей и в частности святославичей. После перенесения мощей в 1072 г. в Чернигове появляются кресты-мощевики (энколпионы) с изображением Глеба.

Мощи Бориса и Глеба переносились несколько раз – в 1072 г. тремя Владимировичами: Изясловом, Святославом и Всеволодом. В тот же год они приняли «Правду Ярославичей». После именно этого события начинает развиваться культ братьев, начинается это с Черниговского Глебоборисовского культа.1115 г. – новое перенесение мощей, Владимир Мономах несёт раку с мощами Бориса.

Ярослав в Киеве.

1017 г. и 1036 г. – блестящие победы Ярослава над печенегами.

1031 г. – в пограничном с печенегами Поросье селит военнопленных поляков.

1032 г. – строится система поросских сторожевых башен.

Оборонительные линии – для защиты от набегов степняков (печенегов, потом половцев) строились целые защитные системы, включавшие в себя военно-феодальные замки, сигнальные башни, земляные валы и рвы. При этом было бы неверно считать, что первые попытки отгородиться от степи возникают, только вXIв. Земляные валы стали строиться задолго до появления Киевской Руси, централизация государства только ускорили этот процесс. Валы, как правило, сопровождались рвом, но не имели дополнительных деревянных укреплений (частоколов).

1 Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси.

2 Ч.с.х. Свенельд оставил Святослава во время возвращения в Киев из Византии, когда князь и был убит. Свенельд отправился в Киев другим путём вместе с варягами.

3 Судя по договорам с греками на момент крещения была два официальных культа – Перуна и Велеса. То что Перуну собрали команду из супергероев, а Велеса туда даже не позвали, указывает на радикальный характер реформы.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *