Именины Ярославы по церковному календарю. День ангела Ярославы

Старославянские имена держат пальму первенства среди популярных имен, которые родители выбирают для своих новорожденных младенцев. Мальчиков и девочек называют так же, как и их предков в далекие времена, когда существовала сильная и могучая Киевская Русь. Однако не все родители, нарекая своего ребенка, понимают, что означает то или иное модное имя и что оно принесет их любимому чаду. Например, тенденция называть мальчиков Ярославами приобрела в последние годы новую форму — теперь новорожденных девочек нарекают женской формой этого популярного старославянского имени. В дальнейшем родители, планирующие крестить свою дочь, начинают задаваться вопросом об именинах Ярославы. И удивляются тому, что не могут отыскать их в святцах. И действительно, когда же день ангела Ярославы? Давайте попробуем разобраться в этой теме.

Происхождение и значение имени

Прежде чем давать имя девочке и интересоваться днем православных именин Ярославы, стоит немного больше узнать о том, как именно оно образовалось и что обозначает.

Как мы и говорили, старославянское имя Ярослав со временем приобрело женскую форму. Многие считают, что его значение независимо от формы остается единым. Однако в книгах и справочниках указывается иное толкование женского имени, на данный момент известно о его двух значениях:

  • «Прославляющая Ярилу». В Древней Руси культу языческих богов уделялось большое значение. Бог Солнца, или Ярила, относился к высшей касте, поэтому назвать в честь него ребенка считалось большой честью. Ведь в этом случае новорожденный получал защиту и наделялся некоторыми чертами характера, свойственными своему покровителю.
  • «Сильная и яркая». Данное значение в некоторой степени схоже с мужским именем, поэтому считается, что Ярослава, дату именин которой мы сегодня попытаемся узнать, обладает невероятной уверенностью в себе и идет по жизни с гордо поднятой головой.

Впрочем, все это относится уже к чертам характера девочки, названой Ярославой.

Характеристика имени: детство

Уже с раннего детства Ярослава (именины девочки мы укажем в одном из следующих разделов статьи) отличается активностью и своеволием. Она любознательна, имеет много друзей и активно развивается за счет своей природной любознательности. Несмотря на упрямство девочка умеет признавать свои ошибки и первой способна идти на примирение с близкими ей людьми.

Взрослая Ярослава

Со временем в подросшей девушке начинают проявляться такие черты характера как честность, открытость к новым предложениям и самостоятельность. Благодаря этому Ярослава очень легко учится и в школе, и в вузе, у нее складываются отличные отношения со сверстниками. Девушка обладает хорошим чувством юмора, проницательностью, умеет красиво говорить и позитивно воспринимает критику. Однако не стоит обижать Ярославу, она может отреагировать весьма бурно.

У девушек с этим именем складывается правильное отношение к деньгам — они легко их тратят, но никогда не пускаются в откровенное транжирство.

Ярослава в любви и семейной жизни

Если вы назовете свою дочку этим именем, то будьте готовы к огромному количеству поклонников, вьющихся около нее. Девушка обожает развлечения и с удовольствием проводит время в кругу друзей и кавалеров. Ей нравится быть в центре внимания, поэтому она редко отказывается от ухаживаний. Однако ветреной Ярославу не назовешь, она четко понимает, какой избранник ей необходим, и будет искать его столько времени, сколько понадобится.

Девушка с таким именем всегда выбирает для семейной жизни взрослого и понимающего человека, который уже состоялся в жизни. И вот с ним Ярослава полностью раскрывается как женщина. Она оказывается очень верной и преданной женой, любящей матерью и великолепной хозяйкой. Кажется, что в ее руках спорится любое дело. Ради семьи подобная женщина может пожертвовать абсолютно всем, но она очень ревнива. Поэтому не стоит выводить ее на эмоции, в таком состоянии Ярослава способна на глупые и необдуманные поступки.

Именины Ярославы по церковному календарю

Многие родители, вычитав в справочниках значение этого красивого старославянского имени, решаются назвать им свою дочь. Однако, рано или поздно, они подходят к моменту крещения своего ребенка и начинают интересоваться именинами Ярославы.

Стоит заметить, что в святцах вы их не отыщите. Удивительно, но мужское имя там указано трижды, а вот именины Ярославы по церковному календарю отсутствуют. Священнослужители объясняют это тем, что в православной церкви не существует традиции нарекать девочку мужским именем. Данная тенденция считается отголоском язычества, поэтому не укоренилась в христианской церкви.

Когда отмечать именины Ярославы?

Девочке с этим красивым старинным именем при крещении необходимо будет выбрать новое имя по усмотрению родителей. Чтобы не ошибиться, они могут руководствоваться несколькими правилами:

  • Церковное имя должно начинаться на ту же букву, что и прежнее. В случае с Ярославой подойдет день памяти Яздундокты Персидской. Она является единственной женщиной в святцах с именем на букву «я». Если вы решитесь выбрать эту святую, то именины ваша дочка будет отмечать 16 ноября.
  • Выбранное имя может сочетаться по звучанию со светским. Тем, кто решит придерживаться данного правила, можно посоветовать крестить дочь как Мстиславу. В церковном календаре отмечен день преподобномученицы Мстиславы, выпадающий на 10 марта.
  • По желанию родителей священник может при крещении наречь девочку любым именем, внесенным в святцы. Некоторые останавливаются на тех, которые наиболее близки к дате крещения.

Священники замечают, что иногда родители, не слишком знакомые с церковными правилами, считают, что именинами их дочери можно считать дни покровителей мужской формы имени. Это в корне неверный подход. Несмотря на то что Ярослав отмечает свои именины трижды в году — 5 марта, 3 июня и 8 декабря, — ни один священник не имеет права нарекать девочку мужской формой имени при крещении. Это позволено делать лишь в случае пострижения в монахини.

Однако если вас зовут Ярослава и вы не были крещены, но очень хотите праздновать помимо дня рождения еще и именины, то вполне можете выбрать любую дату, указанную в церковном календаре для Ярослава. Это не будет существенным грехом и отступлением от правил. Но не забывайте, что крещеная девочка всегда должна отмечать именины только в день своего установленного церковью покровителя.

Имя Ярослав в православном календаре (Святцах)

Святой Благоверный князь Ярослав Мудрый, дата памяти 5 марта

Среди святых, нареченных этим именем — святой благоверный князь Ярослав Мудрый. Он родился в 978 году и был сыном Великого князя Владимира и княжны Рогдены. Равноапостольный князь Владимир назначил на княжение своего сына Ярослава в Ростов, в это время Ярослав, прозванный в народе Мудрым, основывает на месте поселения Медвежий Угол город Ярославль, а также церковь Илии пророка. Через несколько лет, отец перевел его в Новгород, а уже после смерти князя Владимира начались междоусобные войны. Как известно, старший сын Святополк убил своих братьев святых Бориса и Глеба, и уже мечтал устранить и Ярослава. Но тот после 3-х месячного противостояния, все же одержал победу над войсками Святополка. Став великим Киевским князем, Ярослав правил совместно со своим братом Мстиславом. Наивысшего расцвета во время правления Ярослава Мудрого достигла Киевская Русь, возводилось множество храмов, главный из которых — Киево-Софийский, а также Софийский собор.

Помимо этого еще одно важнейшее событие ознаменовало его правление — открытие мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Их благоговейно перенесли в храм святого Василия в Вышгороде. Он же установил и день почитания этих святых. Многое он сделал и для развития книжного дела на Руси, была открыта первая библиотека при Киево-Софийском соборе, широко проповедовалось Евангелие среди простого народа. Для этого он назначил жалование священнослужителям во многих городах Руси. Он же основал свод законов Киевской Руси «Русская правда». В 1054 году он отошел ко Господу.

Именины Ярослава: день ангела и житие святых с этим именем

Имя относится к древним, еще дохристианским. Бог урожая Ярило, особо почитался у славян. Так и появилось это имя, оно состоит из двух слов: «яр» — ярый, яростный, сильный и «слав» — слава. Дословно Ярослав – это яростная слава или яркая слава.

Старославянских имен в современном обиходе, да еще официально признанных церковью, не так много. Одно из них – Ярослав.

Многие известные исторические личности в начальные годы христианства приняли крещение под другими именами, но в церковный календарь попали именно мирские имена (в случае канонизации человека).

Церковью разрешается крестить мальчика под именем Ярослав, а вот девочке следует подобрать другое наречение (святых по имени Ярослава нет, хотя и существует мирское женское имя Ярослава).

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android) Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Замечательное имя Ярослав выглядит очень современно, им часто наделяют детей в России и славянских европейских странах.

Уменьшительно-ласкательные формы имени: Ярик, Славик, Яр, Рослик, Ярославчик, Ярославка, Яричко.

Когда отмечают день ангела

Троекратно в году празднуются именины Ярослава. Святыми покровителями считаются князья: Ярослав Мудрый и Ярослав Муромский, а также новомученик Ярослав Савицкий.

  • 8 декабря
  • 5 марта
  • 3 июня

В языческие имена, когда прославляли бога плодородия, был Ярильный день. 7 июля отмечался этот праздник. Конечно, к православию и католицизму это отношения никакого не имеет.

Что подарить на именины

Хорошими подарками считаются:

  • Наборы какого-нибудь мастерства (выпиливание, выжигание, моделирование и другие);
  • Книги, содержащие описания героических побед, по личностному и духовному росту;
  • Иконки, образки, сувениры из церковной лавки.

Светская характеристика имени Ярослав

Распространенное мужское имя со славной историей. Ярик является центром семьи: его любят, занимаются с ним, всячески развивают.

Будучи всегда объектом внимания, он становится далеко неоднозначным человеком. С одной стороны, мальчик добродушный, веселый, игривый и беззаботный. Другие черты формируются из-за излишней опеки и надсмотра: надменность, двуличность, своеволие и даже жестокость.

В детские годы Ярчик очень любознателен, любит насекомых и животных, не оставляет его эта страсть и в переходном возрасте, и во взрослом.

Этот мальчишка довольно рассеянный, надеется на взрослых, что ему подскажут вовремя то или иное решение. Становится нерешительным, к учебе относится прохладно.

Юноша старается рано отделиться от семьи, уходя от обильного внимания и проблем с родителями. У него уже зреет в голове план построения своей жизни. В этом смысле ему можно позавидовать.

Взрослые годы решительно меняют Ярослава. Он становится прагматичным, волевым, упрямым и стойким. Ему присущи и не слишком приятные черты: жесткость, грубость, агрессивность. Вместе с тем, это довольно ироничный мужчина, и внутреннее добродушное состояние умело прячет от других за различными масками.

Он легко адаптируется к любым условиям, уходит от неприятных ситуаций, избегает открытых конфликтов. Может попасть по влияние, но обладает здравым смыслом и вовремя остановится.

Парень любит комплименты, похвалу, немного тщеславен. Старается быть лидером, принимать решения, но ответственность предпочитает разделить с кем-нибудь.

Друзей имеет, как среди обычного окружения, так и среди сомнительных людей, а также из высших слоев общества.

Ему необходимо, чтобы рядом находились люди, которые смогут его по достоинству оценить, восторгаться им и прислушиваться к его мнению.

Взрослый Яр – это разноплановый мужчина. Нравится противоположному полу, обладая харизматичным видом. Он привлекателен для женщин, поклонницы вокруг Ярослава имеются всегда. Его не привлекают долгие и семейные связи. Любит свободу, может остаться без семьи.

Вступив в удачные отношения, преображается. Это хороший, верный семьянин, он любит, и любим супругой, с ним интересно и надежно. Дети и семья останутся на первом месте среди его жизненных приоритетов. Ярослав упорно старается обеспечить семейству лучшую жизнь, много работает.

Может многие профессии освоить. Творческие поприща: музыкант, писатель, художник, дизайнер. Является неплохим психологом: станет отличным педагогом, тренером, врачом, массажистом, психотерапевтом.

Ему интересна наука и исследования, биология, теология. Хорошо разбирается в компьютерах, выберет программирование, графический дизайн, конструирование.

Человек с этим именем построит свой бизнес, здесь ему помогут целеустремленность, умение быстро принимать решение и предприимчивость.

Знаменитейшие исторические личности

  1. Ярослав Гашек – чешский писатель
  2. Смеляков Ярослав – поэт
  3. Ярослав Мудрый – киевский князь
  4. Ивашкевич Ярослав – польский переводчик и писатель
  5. Качиньский Ярослав – польский политик
  6. Барышев Ярослав – артист
  7. Пекельский Ярослав – музыкант-скрипач
  8. Ярослав Хабаров – хоккеист
  9. Бородин Ярослав – скульптор
  10. Соукуп Ярослав – биатлонист
  11. Яррко Ниеминен – теннисист
  12. Ярослав Амосов – боец смешанных единоборств
  13. Евдокимов Ярослав – певец.

Житие святых

Святой киевский князь Ярослав Мудрый – наиболее известный из тех, кто носит это имя. А также это почитаемый в народе ревнитель веры. Один из сыновей Владимира-Крестителя Руси. Ярослав крещен был под именем Георгий. Он активно продвигал идеи христианства на вверенных ему землях. Им основан город Ярославль (Медвежий угол). По его велению построено много церквей, храмов, ныне — настоящих памятников искусства. Это церковь Илии пророка, Софийский собор в Киеве, Киево-Софийский храм.

Во времена его долгого правления государство не только вело и выигрывало войны, но и расцветало, укреплялось. Во имя своих невинноубиенных братьев Бориса и Глеба (были уничтожены их братом Святополком), установил день их почитания. Им была провозглашена первая библиотека при соборе в Киеве, бедному люду растолковывалось святое писание. Во многие города, села были направлены священнослужители, с определенным жалованием. Под руководством князя была издана «Русская правда» (свод законов и правил Киевской Руси).

Ярослав Савицкий – новомученик. Служил священником, имел жену и троих детей. В конце двадцатых годов двадцатого века, когда начались настоящие гонения на веру, он был настоятелем подмосковного храма. Противился коллективизации, организовал демонстрацию против этого. В 1937 году был расстрелян. Стоял до конца в своей вере, отмечается его сильный дух, отвага и образованность.

День ангела

Церковное имя: Ярослав

Значение имени: ярая слава (Читать полное значение имени Ярослав)

Ближайшие именины Ярослава: 3 Ноября

Именины Ярослава в 2020 по церковному календарю

  • 5 Марта Ярослав Мудрый, князь
  • 3 Июня Ярослав (Константин) Святославич Муромский, князь
  • 3 Июня Ярослав (Константин) Святославич Муромский, князь
  • 8 Декабря Ярослав Савицкий, священномученик, протоиерей

Благоверный князь Яросла́в Мудрый

Яро­слав I, в Кре­ще­нии Ге­ор­гий (Юрий), Вла­ди­ми­ро­вич, Муд­рый (ок. 978–989 – 1054), бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ки­ев­ский. Па­мять 4 мар­та (20 фев­ра­ля) в день кон­чи­ны.

По раз­ным дан­ным ро­дил­ся меж­ду 978 и 989 го­да­ми, был вто­рым сы­ном рав­ноап­о­столь­но­го Вла­ди­ми­ра от по­лоц­кой княж­ны Ро­г­не­ды. По неко­то­рым све­де­ни­ям, в дет­стве он стра­дал от па­ра­ли­ча ног, ко­то­рый про­шёл в 988 го­ду, но оста­лась хро­мо­та.

Кня­же­ние при жиз­ни свя­то­го Вла­ди­ми­ра

Еще при сво­ей жиз­ни про­из­ве­дя пер­вый раз­дел зе­мель меж­ду сы­но­вья­ми, свя­той Вла­ди­мир по­са­дил де­вя­ти­лет­не­го Яро­сла­ва в Ро­сто­ве. В 1011 го­ду, ко­гда Яро­слав кре­стил Вол­гу, язы­че­ские жи­те­ли уро­чи­ща Мед­ве­жий угол вы­пу­сти­ли про­тив него «Свя­тую Мед­ве­ди­цу», но князь, во­ору­жен­ный се­ки­рой, одо­лел зве­ря.

В 1012 го­ду, по смер­ти стар­ше­го сы­на Вы­ше­сла­ва, свя­той Вла­ди­мир пе­ре­вел Яро­сла­ва на кня­же­ние в Нов­го­род, ми­но­вав стар­ше­го, Свя­то­пол­ка, ко­то­рый был то­гда под гне­вом от­ца. Став кня­зем Нов­го­род­ским, Яро­слав хо­тел по­рвать за­ви­си­мость от Ки­е­ва и стать неза­ви­си­мым го­су­да­рем об­шир­ной Нов­го­род­ской об­ла­сти. Он от­ка­зал­ся в 1014 го­ду пла­тить от­цу еже­год­ную дань в 2000 гри­вен, как де­ла­ли все по­сад­ни­ки нов­го­род­ские. Его же­ла­ние сов­па­да­ло и со стрем­ле­ни­ем нов­го­род­цев, ко­то­рые тя­го­ти­лись на­ла­га­е­мой на них да­нью. Яро­слав был недо­во­лен еще и тем, что отец ока­зы­вал пред­по­чте­ние млад­ше­му его бра­ту, Бо­ри­су. Раз­гне­вав­шись на Яро­сла­ва, Вла­ди­мир го­то­вил­ся лич­но ид­ти про­тив него, но вско­ре за­бо­лел и умер. Яро­слав же тем вре­ме­нем на­нял дру­жи­ну ва­ря­гов для пред­сто­я­щей борь­бы.

Меж­до­усоб­ные вой­ны

Ве­ли­ко­кня­же­ским сто­лом за­вла­дел стар­ший в ро­де Свя­то­полк Ока­ян­ный, ко­то­рый, же­лая сде­лать­ся еди­но­дер­жав­ным пра­ви­те­лем всей Ру­си, умерт­вил через на­ем­ных убийц трех бра­тьев – стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба, а так­же Свя­то­сла­ва. Та­кая же опас­ность гро­зи­ла и Яро­сла­ву, но он, пре­ду­пре­жден­ный сест­рой Пред­сла­вой, сам по­шел на Ки­ев. Преж­де это­го Яро­слав был в ссо­ре с нов­го­род­ца­ми за то что ча­сто под­дер­жи­вал ва­ряж­скую дру­жи­ну в ее кро­ва­вых стыч­ках с на­се­ле­ни­ем го­ро­да, но те­перь нов­го­род­цы лег­ко со­гла­си­лись ид­ти вме­сте с ним про­тив бра­та. Со­брав ты­сяч 40 нов­го­род­цев и несколь­ко ты­сяч ва­ряж­ских на­ем­ни­ков, Яро­слав дви­нул­ся про­тив Свя­то­пол­ка, при­звав­ше­го се­бе на по­мощь пе­че­не­гов. Яро­слав одо­лел Свя­то­пол­ка в ярост­ной се­че под Лю­бе­чем, всту­пил в Ки­ев, и за­нял ве­ли­ко­кня­же­ский стол в 1016 го­ду, по­сле че­го щед­ро на­гра­дил нов­го­род­цев и от­пу­стил их до­мой. Бе­жав­ший Свя­то­полк воз­вра­тил­ся с пол­ка­ми сво­е­го те­стя, поль­ско­го ко­ро­ля Бо­ле­сла­ва Храб­ро­го, а так­же с дру­жи­на­ми нем­цев, вен­гров и пе­че­не­гов. В 1017 или 1018 го­ду Яро­слав был раз­бит на бе­ре­гах Бу­га и бе­жал в Нов­го­род. Он го­тов был от­плыть в Скан­ди­на­вию, но нов­го­род­цы по­ру­би­ли кня­же­ские ла­дьи и скло­ни­ли Яро­сла­ва про­дол­жить борь­бу. С но­вым боль­шим вой­ском он раз­бил на­го­ло­ву Свя­то­пол­ка и его со­юз­ни­ков-пе­че­не­гов на ре­ке Аль­те в 1019 го­ду, на том же ме­сте, где был пре­да­тель­ски убит его брат свя­той Бо­рис. Свя­то­полк бе­жал в Поль­шу и по до­ро­ге умер, а Яро­слав в том же го­ду стал ве­ли­ким кня­зем Ки­ев­ским. Те­перь он проч­но утвер­дил­ся в Ки­е­ве и, по вы­ра­же­нию ле­то­пис­ца, «утер по­та со сво­ею дру­жи­ной».

В 1021 го­ду пле­мян­ник Яро­сла­ва, князь Бря­чи­слав Изя­с­ла­вич По­лоц­кий, объ­явил при­тя­за­ния на часть Нов­го­род­ских об­ла­стей. По­лу­чив от­каз, он на­пал на Нов­го­род, взял и раз­гра­бил его. Услы­шав о при­бли­же­нии Яро­сла­ва, Бря­чи­слав ушел из Нов­го­ро­да со мно­же­ством плен­ни­ков и за­лож­ни­ков. Яро­слав на­гнал его в Псков­ской об­ла­сти, на ре­ке Су­до­ме, раз­бил его и осво­бо­дил плен­ных нов­го­род­цев. По­сле этой по­бе­ды Яро­слав за­клю­чил с Бря­чи­сла­вом мир, усту­пив ему Ви­теб­скую во­лость с го­ро­да­ми Ви­тебск и Усвят. Ед­ва окон­чив эту вой­ну, Яро­слав дол­жен был на­чать бо­лее труд­ную борь­бу со сво­им млад­шим бра­том Мсти­сла­вом Тму­та­ра­кан­ским, ко­то­рый тре­бо­вал от него раз­де­ла рус­ских зе­мель по­ров­ну, и по­до­шел с вой­ском к Ки­е­ву в 1024. Яро­слав в то вре­мя был в Нов­го­ро­де и на се­ве­ре, в Суз­даль­ской зем­ле, где был го­лод и силь­ный мя­теж, вы­зван­ный волх­ва­ми. В Нов­го­ро­де Яро­слав со­брал про­тив Мсти­сла­ва боль­шое вой­ско и при­звал на­ем­ных ва­ря­гов под на­чаль­ством знат­но­го ви­тя­зя Яку­на Сле­по­го. Вой­ско Яро­сла­ва встре­ти­лось с ра­тью Мсти­сла­ва у ме­стеч­ка Лист­ве­на, близ Чер­ни­го­ва, и в же­сто­кой се­че бы­ло раз­би­то. Яро­слав сно­ва уда­лил­ся в свой вер­ный Нов­го­род. Мсти­слав по­слал ему ска­зать, что при­зна­ет его стар­шин­ство и не до­би­ва­ет­ся Ки­е­ва, но Яро­слав не до­ве­рял бра­ту и во­ро­тил­ся, лишь со­брав на се­ве­ре силь­ную рать. То­гда, в 1025 го­ду, он за­клю­чил с бра­том мир у Го­род­ца (ве­ро­ят­но, близ Ки­е­ва), по ко­то­ро­му зем­ля Рус­ская бы­ла раз­де­ле­на на две ча­сти по Дне­пру: об­ла­сти по во­сточ­ную сто­ро­ну Дне­пра ото­шли к Мсти­сла­ву, а по за­пад­ную – к Яро­сла­ву.

В 1035 го­ду Мсти­слав умер и Яро­слав стал еди­но­власт­но пра­вить Рус­ской зем­лей – «был са­мо­власт­цем», по вы­ра­же­нию ле­то­пис­ца. В том же го­ду Я. по­са­дил в «по­руб» (тем­ни­цу) бра­та сво­е­го, кня­зя Су­ди­сла­ва Псков­ско­го, окле­ве­тан­но­го, по сло­вам ле­то­пи­сей, пе­ред стар­шим бра­том. В ру­ках Яро­сла­ва бы­ли со­еди­не­ны те­перь все Рус­ские об­ла­сти, за ис­клю­че­ни­ем По­лоц­ко­го кня­же­ства.

Внеш­ние от­но­ше­ния

Яро­сла­ву при­шлось еще со­вер­шать мно­го по­хо­дов про­тив внеш­них вра­гов – по­чти все его кня­же­ние на­пол­не­но вой­на­ми. В 1017 го­ду он успеш­но от­ра­зил на­па­де­ние пе­че­не­гов на Ки­ев и за­тем бо­рол­ся с ни­ми как с со­юз­ни­ка­ми Свя­то­пол­ка Ока­ян­но­го. В 1036 го­ду ле­то­пи­си от­ме­ча­ют оса­ду Ки­е­ва пе­че­не­га­ми в от­сут­ствие Яро­сла­ва, от­лу­чив­ше­го­ся в Нов­го­род. По­лу­чив об этом из­ве­стие, он по­спе­шил на по­мощь и на­го­ло­ву раз­бил пе­че­не­гов под са­мы­ми сте­на­ми Ки­е­ва. По­сле это­го по­ра­же­ния на­па­де­ния пе­че­не­гов на Русь пре­кра­ти­лись. Из­вест­ны по­хо­ды Яро­сла­ва на се­вер про­тив фин­нов. В 1030 го­ду он хо­дил на чудь и утвер­дил свою власть на бе­ре­гах Чуд­ско­го озе­ра, где по­стро­ил го­род и на­звал его Юрье­вым в честь сво­е­го свя­то­го по­кро­ви­те­ля. В 1042 го­ду Яро­слав от­пра­вил сы­на Вла­ди­ми­ра в по­ход на ямь. По­ход был уда­чен, но дру­жи­на Вла­ди­ми­ра вер­ну­лась по­чти без ко­ней вслед­ствие па­де­жа. Есть из­ве­стие о по­хо­де рус­ских при Яро­сла­ве к Ураль­ско­му хреб­ту под пред­во­ди­тель­ством Уле­ба в 1032 го­ду. На за­пад­ных гра­ни­цах Яро­слав вел вой­ны с Лит­вой и ят­вя­га­ми, для пре­кра­ще­ния их на­бе­гов, и с Поль­шей. В 1022 го­ду Яро­слав хо­дил оса­ждать Брест; в 1030 го­ду он взял Бельз (в се­ве­ро-во­сточ­ной Га­ли­ции); в сле­ду­ю­щем го­ду с бра­том Мсти­сла­вом воз­вра­тил в со­став Ру­си чер­вен­ские го­ро­да и при­вел мно­го поль­ских плен­ни­ков, ко­то­рых рас­се­лил по ре­ке Ро­си в го­род­ках для за­щи­ты зе­мель от степ­ных ко­чев­ни­ков. Он, на­ко­нец, от­во­е­вал Брест в 1044 го­ду. Несколь­ко раз Яро­слав хо­дил в Поль­шу на по­мощь ко­ро­лю Ка­зи­ми­ру для усми­ре­ния вос­став­шей Ма­зо­вии; по­след­ний по­ход был в 1047 го­ду. Кня­же­ние Яро­сла­ва так­же озна­ме­но­ва­лось по­след­ним враж­деб­ным столк­но­ве­ни­ем Ру­си с гре­ка­ми. Один из рус­ских куп­цов был убит в ссо­ре с гре­че­ски­ми, по­сле че­го, не по­лу­чая удо­вле­тво­ре­ния за оби­ду, Яро­слав по­слал к Ви­зан­тии боль­шой флот в 1043 го­ду под на­чаль­ством стар­ше­го сы­на Вла­ди­ми­ра Нов­го­род­ско­го и во­е­во­ды Вы­ша­ты. Бу­ря рас­се­я­ла рус­ские ко­раб­ли. Вла­ди­мир ис­тре­бил по­слан­ный для его пре­сле­до­ва­ния гре­че­ский флот, но Вы­ша­та был окру­жен и взят в плен при Варне. В 1046 го­ду был за­клю­чен мир; плен­ные с обе­их сто­рон воз­вра­ще­ны и дру­же­ствен­ные от­но­ше­ния скреп­ле­ны бра­ком лю­би­мо­го сы­на Яро­сла­ва, Все­во­ло­да, с ви­зан­тий­ской ца­рев­ной.

Хо­тя ему при­хо­ди­лось по­чти по­сто­ян­но ве­сти вой­ну, по сло­вам ле­то­пис­ца, во­е­вать он не лю­бил. Во внеш­ней по­ли­ти­ке Яро­слав, как и его отец, боль­ше на­де­ял­ся на ди­пло­ма­тию и вза­и­мо­вы­год­ные от­но­ше­ния, чем на ору­жие. Его вре­мя бы­ло эпо­хой де­я­тель­ных сно­ше­ний с го­су­дар­ства­ми За­па­да. Яро­слав был в род­ствен­ных свя­зях с нор­ман­на­ми: сам он был же­нат на швед­ской прин­цес­се Ин­ги­гер­де, в кре­ще­нии Ирине, а нор­веж­ский принц Га­ральд Сме­лый по­лу­чил ру­ку его до­че­ри Ели­са­ве­ты. Чет­ве­ро сы­но­вей Яро­сла­ва, сре­ди них Все­во­лод, Свя­то­слав и Изя­с­лав, так­же бы­ли же­на­ты на ино­стран­ных прин­цес­сах. Ино­зем­ные кня­зья, та­кие как Олаф Свя­той, Маг­нус Доб­рый, Га­ральд Сме­лый, и знат­ные нор­ман­ны на­хо­ди­ли при­ют и за­щи­ту у Яр­о­сла­ва, а ва­ряж­ские тор­гов­цы поль­зу­ют­ся его осо­бым по­кро­ви­тель­ством. Сест­ра Яро­сла­ва Доб­ро­гре­ва-Ма­рия бы­ла за­му­жем за Ка­зи­ми­ром Поль­ским, вто­рая дочь его, Ан­на – за Ген­ри­хом I Фран­цуз­ским, тре­тья, Ана­ста­сия – за Ан­дре­ем I Вен­гер­ским. Есть из­ве­стия ино­стран­ных ле­то­пис­цев о род­ствен­ных свя­зях с ан­глий­ски­ми ко­ро­ля­ми и о пре­бы­ва­нии при дво­ре Яро­сла­ва двух ан­глий­ских прин­цев, ис­кав­ших убе­жи­ща.

Внут­рен­нее управ­ле­ние

Зна­че­ние Яро­сла­ва в рус­ской ис­то­рии ос­но­вы­ва­ет­ся глав­ным об­ра­зом на его тру­дах по внут­рен­не­му устрой­ству зем­ли Рус­ской. Яро­слав был кня­зем-«на­ряд­ни­ком» зем­ли, ее бла­го­устро­и­те­лем. По­доб­но от­цу, он за­се­лял степ­ные про­стран­ства, по­стро­ил но­вые го­ро­да, такие как Юрьев (ныне Тар­ту) и Яро­славль, про­дол­жал по­ли­ти­ку пред­ше­ствен­ни­ков по охране гра­ниц и тор­го­вых пу­тей от ко­чев­ни­ков и по за­щи­те ин­те­ре­сов рус­ской тор­гов­ли в Ви­зан­тии. Он ого­ро­дил острож­ка­ми юж­ную гра­ни­цу Ру­си со сте­пью и в 1032 го­ду на­чал ста­вить здесь го­ро­да – Юрьев (ныне Бе­лая Цер­ковь), Тор­ческ, Кор­сунь, Тре­поль и дру­гие.

Сто­ли­ца Яро­сла­ва, Ки­ев, за­пад­ным ино­стран­цам ка­за­лась со­пер­ни­ком Кон­стан­ти­но­по­ля; ее ожив­лен­ность, вы­зван­ная ин­тен­сив­ной для то­го вре­ме­ни тор­го­вой де­я­тель­но­стью, изум­ля­ла пи­са­те­лей-ино­стран­цев XI ве­ка – по­ка­за­тель­но, что сын Яро­сла­ва, Все­во­лод, не вы­ез­жая из Ки­е­ва, вы­учил пять язы­ков. Укра­шая Ки­ев мно­ги­ми но­вы­ми по­строй­ка­ми, он об­вел его и но­вы­ми ка­мен­ны­ми сте­на­ми («го­род Яро­сла­ва»), устро­ив в них зна­ме­ни­тые Зо­ло­тые во­ро­та, а над ни­ми – цер­ковь в честь Бла­го­ве­ще­ния. Яро­слав ос­но­вал в Ки­е­ве на ме­сте сво­ей по­бе­ды над пе­че­не­га­ми храм свя­той Со­фии, ве­ли­ко­леп­но укра­сив его фрес­ка­ми и мо­за­и­кой, а так­же по­стро­ил тут мо­на­стырь свя­то­го Ге­ор­гия и мо­на­стырь свя­той Ири­ны (в честь Ан­ге­ла сво­ей су­пру­ги). Про­об­ра­за­ми этих по­стро­ек бы­ли ар­хи­тек­тур­ные со­ору­же­ния Кон­стан­ти­но­по­ля и Иеру­са­ли­ма. За­вер­ше­ние стро­и­тель­ства сов­па­ло с со­зда­ни­ем ве­ли­ко­го па­мят­ни­ка древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры, «Сло­ва о За­коне и Бла­го­да­ти», ко­то­рое бы­ло про­из­не­се­но бу­ду­щим свя­ти­те­лем Ила­ри­о­ном 25 мар­та 1038 го­да. То­гда же бы­ла на­пи­са­на пер­вая рус­ская ле­то­пись – т. н. «Древ­ней­ший свод».

Стерж­нем внут­рен­ней де­я­тель­но­сти свя­то­го кня­зя бы­ло со­дей­ствие рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства на Ру­си, раз­ви­тию необ­хо­ди­мо­го для этой це­ли про­све­ще­ния и под­го­тов­ки свя­щен­но­слу­жи­те­лей из рус­ских. Как в Ки­е­ве, так и в дру­гих го­ро­дах Яро­слав не ща­дил средств на цер­ков­ное бла­го­ле­пие, при­гла­шая для это­го гре­че­ских ма­сте­ров. При Яро­сла­ве при­е­ха­ли на Русь из Ви­зан­тии цер­ков­ные пев­цы, на­учив­шие рус­ских ось­мо­глас­но­му пе­нию. Ле­то­пи­сец Нестор от­ме­тил, что при Яро­сла­ве хри­сти­ан­ская ве­ра ста­ла «пло­дить­ся и рас­ши­рять­ся, и чер­но­риз­цы ста­ли мно­жить­ся, и мо­на­сты­ри по­яв­лять­ся». Ко­гда в кон­це его кня­же­ния на­до бы­ло по­ста­вить но­во­го мит­ро­по­ли­та на Ки­ев­скую мит­ро­по­лию, Яро­слав в 1051 го­ду ве­лел со­бо­ру рус­ских епи­ско­пов по­ста­вить мит­ро­по­ли­том свя­ти­те­ля Ила­ри­о­на, пер­во­го ар­хи­пас­ты­ря Рус­ской мит­ро­по­лии ро­дом из рус­ских.

Чтобы при­вить в на­род на­ча­ла хри­сти­ан­ской ве­ры, Яро­слав ве­лел пе­ре­во­дить ру­ко­пис­ные кни­ги с гре­че­ско­го на сла­вян­ский и мно­го сам их по­ку­пал. Со­би­рая по­всю­ду кни­го­пис­цев и пе­ре­вод­чи­ков, он умно­жил ко­ли­че­ство книг на Ру­си и по­сте­пен­но ввел их в по­все­мест­ное упо­треб­ле­ние. Все эти ру­ко­пи­си Яро­слав по­ло­жил в биб­лио­те­ку по­стро­ен­но­го им Со­фий­ского со­бо­ра для об­ще­го поль­зо­ва­ния. Для рас­про­стра­не­ния гра­мо­ты Яро­слав ве­лел ду­хо­вен­ству обу­чать де­тей, а в Нов­го­ро­де, по позд­ней­шим ле­то­пис­ным дан­ным, устро­ил учи­ли­ще на 300 маль­чи­ков.

На­ко­нец, наи­бо­лее зна­ме­ни­тым Яро­слав остал­ся как за­ко­но­да­тель. Уже в Нов­го­ро­де, ко­гда он был на­зна­чен ту­да на­мест­ни­ком, его на­зы­ва­ли Пра­во­суд – имен­но там и на­ча­лась раз­ра­бот­ка пи­са­ных за­ко­нов Ру­си. Яро­сла­ву при­пи­сы­ва­ет­ся древ­ней­ший рус­ский па­мят­ник пра­ва – «Рус­ская Прав­да» (так­же име­ну­е­мый «Устав» или «Суд Яро­славль»), яв­ля­ю­щий­ся сбор­ни­ком дей­ство­вав­ших за­ко­нов и обы­ча­ев, уст­ном «За­коне рус­ском», ко­то­рый упо­ми­нал­ся еще в до­го­во­рах Ру­си с Ви­зан­ти­ей. «Рус­ская Прав­да» бы­ла да­на Нов­го­ро­ду в 1016 го­ду и яви­лась пер­вым пись­мен­ным ко­дек­сом за­ко­нов – уго­лов­ным, граж­дан­ским и адми­ни­стра­тив­ным. Ка­сал­ся он преж­де все­го во­про­сов охра­ны об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка. При Яро­сла­ве по­явил­ся и Цер­ков­ный Устав, или Корм­чая кни­га, со­став­лен­ная на ос­но­ве ви­зан­тий­ско­го Но­мо­ка­но­на. В нем впер­вые бы­ли раз­гра­ни­че­ны по­ня­тия гре­ха и пре­ступ­ле­ния: вся­кое пре­ступ­ле­ние есть грех, но не вся­кий грех – пре­ступ­ле­ние.

Ха­рак­тер и кон­чи­на

По от­зы­ву ле­то­пи­си, ве­ли­кий князь «был хро­мо­ног, но ум у него был доб­рый и на ра­ти был храбр». Опи­сы­вая его ха­рак­тер, ле­то­пи­сец го­во­рит об уме, бла­го­ра­зу­мии, со­стра­да­нии к неиму­щим, храб­ро­сти. Нрав Яро­сла­ва был стро­гим, а жизнь скром­ной, в от­ли­чие от его от­ца, лю­бив­ше­го ве­се­лые пи­ры. Совре­мен­ни­ки от­ме­ча­ли, что Яро­слав был сам на­чи­тан­ным в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах че­ло­ве­ком и вла­дел боль­шой лич­ной биб­лио­те­кой. Он, по сло­вам ле­то­пис­ца, счи­тал кни­ги «ре­ка­ми, спо­соб­ны­ми на­по­ить муд­ро­стью». Бла­го­вер­но­го кня­зя от­ли­ча­ло усер­дие в ве­ре. По од­но­му из пре­да­ний, он ве­лел вы­рыть ко­сти кня­зей Яро­пол­ка и Оле­га и, окре­стив их, по­хо­ро­нил в Ки­ев­ской церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­де­ясь этим из­ба­вить ду­ши их от веч­ной му­ки и по­ги­бе­ли.

Скон­чал­ся бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Яро­слав Муд­рый 20 фев­ра­ля 1054 го­да в сво­ей за­го­род­ной ре­зи­ден­ции Вы­ш­го­ро­де, под Ки­е­вом. По­хо­ро­ни­ли его в мра­мор­ном гро­бу в за­ло­жен­ном им Ки­ев­ском Со­фий­ском со­бо­ре. Один из под­дан­ных кня­зя про­ца­ра­пал на стене хра­ма над­пись: «В ле­то 6562 ме­ся­ца фев­ра­ля 20-го успе­ние ца­ря на­ше­го…». Раз­де­лив по се­бе зем­ли меж­ду сы­но­вья­ми и пе­ре­дав ки­ев­ский пре­стол стар­ше­му сы­ну Изя­с­ла­ву , он оста­вил им та­кое за­ве­ща­ние:

«Вот я от­хо­жу от се­го све­та, де­ти мои. Лю­би­те друг дру­га, ибо вы бра­тья род­ные, от од­но­го от­ца и од­ной ма­те­ри. Ес­ли бу­де­те жить в люб­ви меж­ду со­бой, то Бог бу­дет с ва­ми. Он по­ко­рит вам всех вра­гов, и бу­де­те жить в ми­ре. Ес­ли же ста­не­те нена­ви­деть друг дру­га, ссо­рить­ся, то и са­ми по­гиб­не­те, и по­гу­би­те зем­лю от­цов и де­дов ва­ших, ко­то­рую они при­об­ре­ли тру­дом сво­им ве­ли­ким».

Па­мять, оцен­ки и по­чи­та­ние

Кня­же­ние Яро­сла­ва озна­ме­но­ва­лось рас­цве­том столь­но­го гра­да Ки­е­ва и укреп­ле­ни­ем эко­но­ми­че­ских и куль­тур­ных свя­зей меж­ду от­дель­ны­ми ча­стя­ми го­су­дар­ства. Это бы­ла эпо­ха выс­ше­го про­цве­та­ния Ки­ев­ской Ру­си. Сво­ей де­я­тель­но­стью Яро­слав так воз­вы­сил­ся, что со вре­ме­нем за ним за­кре­пи­лось про­зва­ние «Муд­ро­го». Имя бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва бы­ло вне­се­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II 8 де­каб­ря 2005 го­да.

Се­мья

Отец: св. рав­но­ап. Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич (ок. 960–1015), вел. кн. Ки­ев­ский.

Мать: Ро­г­не­да Ро­гво­ло­дов­на, в Кре­ще­нии Ана­ста­сия, кн. По­лоц­кая.

Же­на: прп. Ин­ги­гер­да Ола­фов­на, в Кре­ще­нии Ири­на, в ино­че­стве Ан­на, бл­гв. прин­цес­са Швед­ская.

Де­ти:

Илья († 1020), кн. Нов­го­род­ский 1015–1020.

св. бл­гв. Вла­ди­мир (1020–1052), кн. Нов­го­род­ский 1043–1052.

Изя­с­лав (1024–1078).

Свя­то­слав (1027–1076), кн. Чер­ни­гов­ский.

Все­во­лод (1030–1093).

Вя­че­слав (1036–1057), кн. Смо­лен­ский.

Игорь (1036–1060), кн. Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ский.

Ан­на, ко­роле­ва Фран­цуз­ская, же­на Ген­ри­ха I Ка­пе­та.

Ана­ста­сия, ко­роле­ва Вен­гер­ская, же­на Ан­дрея I.

Ели­за­ве­та, ко­роле­ва Нор­веж­ская, же­на Га­раль­да Сме­ло­го.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *