Содержание

Если ты сам не веришь в силу своей молитвы, то почему ждешь чуда?

Ты живешь, озаренный Божественным светом. А при свете не может быть мрака и страха. Есть только любовь, ощущение любви, уверенность, внутреннее тепло, мир на душе и сердце. Если так жить, то вся жизнь изменится, и ты будешь воспринимать все свои проблемы спокойно, а это, в свою очередь, отразится и на состоянии здоровья. Ведь, как тебе известно и как ты уже убедился на собственном опыте, свет в душе «переходит» и на тело.

Архимандрит Андрей (Конанос)

Ты когда-нибудь замечал, как состояние души влияет на телесное состояние? Например, если сейчас тебе позвонят по телефону и сообщат какую-то очень приятную новость, то всё твое тело будто содрогнется, ты почувствуешь, что тебя словно накрывает теплая волна.

Верить – значит доверять. Верить в Бога – значит вручить себя Ему. Если, плавая в море, расслабиться, то тебя не будет тянуть вниз. Наоборот, ты будешь легко держаться на плаву.

Когда не сопротивляешься воде, расслабляешь мышцы, успокаиваешься – то не тонешь, а остаешься на поверхности. Но стоит только напрячься, зажаться, начать делать резкие движения – начинаешь захлебываться, погружаешься всё глубже и тонешь.

То же самое и с нашей верой. Если веришь в Бога – чувствуешь, как эта вера влияет и на состояние твоего тела. Каждая наша мысль, наполненная Божественным светом, влияет на организм и делает его еще крепче, здоровее.

Неслучайно в Своей земной жизни Господь, как и сейчас, даровал людям телесное здоровье. При этом сначала Он умиротворял сердце человека, успокаивал его совесть.

Так Он делает и сейчас – сперва успокаивает нас, делает биение нашего сердца ритмичным, нормализует давление. Когда мы со Христом, у нас нет высокого или низкого давления, нет никакой слабости. Мы пребываем в душевном равновесии и, как следствие, наше тело функционирует нормально. Вера в Бога, то есть доверие к Нему, восстанавливает душевное равновесие, а это отражается и на телесном состоянии.

Многие доктора говорят, что болезнь начинается с внутренних проблем и что серьезные душевные переживания могут привести к серьезным заболеваниям. Если человек никому не доверяет, если не может смотреть на жизнь с надеждой и оптимизмом, а постоянно думает о неприятностях, пребывает в дурном настроении и ждет чего-то плохого, это плохое в итоге и случается.

Помнишь, что спрашивал Господь у больных перед тем, как совершить то или иное чудо? Он спрашивал: «Веришь ли ты, что Я могу это сделать?» И каждого из нас Господь спрашивает: не сопротивляешься ли ты мысленно, можешь ли ты довериться Мне, отбросив логические доводы? Доверяешься ли ты Моей любви? Чувствуешь ли, как сильно Я люблю тебя? Исчез ли твой страх? Ощутил ли ты то прощение, которое Я дал тебе с таинством крещения, освободив от греха?

Вспомните: перед тем, как исцелить кого-либо, Господь сперва избавлял человека от чувства вины за совершённые грехи. Сначала он говорил: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои». Эти слова означали: «Я забираю у тебя огромный груз, который давит на твою душу. Я снимаю его с тебя и дарю тебе надежду и оптимизм, а после того, как ты освободился от своих страхов, Я дарую тебе и телесное исцеление».

Телесное здоровье зависит от здоровья души. Если в твоей душе свет, то и в теле будет свет и здоровье.

Об этом говорят многие врачи, работающие в реанимации. Они рассказывают, что когда больной верит в Бога, не имеет страхов и не теряет душевного мира, спокойствия и уверенности, то он выздоравливает быстрее остальных.

Состояние души влияет на состояние телесных органов. Например, ребенок отправляется на экзамен. А дома его не приободрили, не внушили ему надежду и оптимизм, не убедили в собственных способностях, не сказали: «Дитя, Господь тебя не оставит. Ты не глупый. Ты способный». И если ребенок отправляется на экзамен без всего этого, а напротив, заранее уверен, что ничего не получится, он действительно не сдаст экзамен.

Очень часто так бывает с детьми – еще даже не дойдя до экзамена, они уже представляют, как их «завалят» и они ничего не сдадут. А как сдать, если ты боишься, дрожишь и паникуешь?

Что вообще означает фраза «Мне страшно»? Подумаем над этим. Она означает следующее: я сразу начинаю думать о результате. И думаю, что не смогу, что меня оттолкнут. – Кто тебя оттолкнет? – Общество, родители, система. У меня не будет будущего, не будет денег, я навсегда останусь на задворках. И всего этого я очень боюсь.

Вся эта картина, это душевное состояние блокируют ум. Ребенок уже не может думать, не может вспомнить выученный материал.

А теперь представим, что в тот момент, когда Господь прикоснулся к глазам слепого, чтобы исцелить его, чтобы дать ему благодать, тот подумал: «Что это Он делает? Разве это возможно, чтобы я прозрел? Да ладно!» И о чём бы говорило такое состояние его души? О сопротивлении. И еще – это была бы огромная помеха для чуда. И Господь не смог бы его сотворить.

Бог не может всё сделать. И не я первый об этом говорю. Так написано в Библии, в Евангелии: «И не сотворил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58). В Капернауме Иисус не мог творить чудеса. То есть, получается, Господь не всемогущ в буквальном понимании этого слова – потому что для проявления Его всемогущества очень важно наше со-действие. Мы должны дать Ему возможность войти в нашу душу, должны сами схватиться за Его руку и оказаться в Его объятиях. Но если мы отталкиваем Его, не верим Ему и сопротивляемся, никакого чуда не произойдет.

Фото: Виктор Велин

Чудеса со слепорождённым и расслабленным (как и со всеми остальными, к кому приближался Иисус) потому и происходили, что их души «расслаблялись». Внутреннее противоборство, сопротивление исчезало, сердце утихало, душа предавалась воле Божией – и человек становился «проводником» Божественной благодати, Божественной энергии, которая проходила через его тело и давала исцеление – как телу, так и душе.

Подобное можно рассказать о многих людях. Я читал рассказ одного врача, к которому женщина привела свою мать, страдающую болезнью желчного пузыря.

– Доктор, я привела к вам свою мать. Пожалуйста, посмотрите ее и вылечите ей желчный пузырь!

А мать этой женщины была очень верующим человеком.

Доктор прооперировал ее, но во время операции обнаружилась опухоль с метастазами. Он понял, что женщину ему не вылечить, и так и сказал ее дочери:

– Простите, но я вынужден честно признать, что не смогу вылечить вашу мать. Ее желчный пузырь в порядке, но мы обнаружили опухоль с метастазами. Вылечить ее невозможно. Она умрет через несколько дней.

Это было в Америке.

Дочь больной ответила:

– Доктор, я прошу вас только об одном. Не говорите этого моей матери! Хватит и того, что я знаю. Не лишайте ее надежды. Пусть она думает, что у нее были проблемы с желчным и что операция прошла успешно. Всё равно она скоро умрет.

Врач согласился.

– Хорошо, можете забрать мать домой – под вашу ответственность.

А через несколько месяцев эта больная женщина снова пришла в больницу, чтобы пройти обследование. Доктор увидел ее и сначала подумал, что перед ним – привидение. Разве она не должна была уже умереть? Он поздоровался с женщиной и спросил ее:

– Как вы себя чувствуете? И что вы здесь делаете?

– Доктор, вы удивлены? Да, это я! Знаете, после того, как в прошлом году вы мне сделали операцию, у меня появился такой оптимизм, я почувствовала такую радость, что стала благодарить Бога. И после выписки уже больше не болела.

Этот случай был одним из немногих в практике врача, когда он был вынужден констатировать, что душевное состояние человека – в данном случае определенный ход мыслей при полном доверии к Богу – оказывает огромное влияние и на состояние организма.

Эта женщина выздоровела. При повторном обследовании у нее не нашли рак, хотя во время операции была обнаружена злокачественная опухоль.

Иными словами, если сидеть и постоянно думать о болезнях, если повсюду находить микробы и тому подобное, то в конце концов начинаешь видеть всё это у себя. Таким образом мы словно нарочно «привлекаем» к себе болезни.

А когда постоянно что-то к себе притягиваешь, оно на тебя и сваливается. Кто-то так и сказал мне: «Чем больше я боюсь заболеть, тем больше болею». А чем больше мы боимся ошибиться, тем чаще ошибаемся, потому что думаем о потенциальных ошибках в панике и страхе.

Вот почему в первую очередь необходимо очистить свой ум, чтобы его просветил Божественный Свет, о чём мы и говорили в начале. Господь, Который есть Истинный Свет, пусть просветит тебя. И ты станешь смотреть на всё с оптимизмом.

Есть люди, которые молятся о других, но не верят в силу своей молитвы. А когда молишься, нужно видеть каждого человека озаренным Божественным Светом, как говорил святой Симеон Новый Богослов, который видел, как этот Свет освещает всех в этом мире. Тогда твоя молитва будет сильной.

Одна женщина долго не могла забеременеть. Она молилась Богу о даровании ей ребенка, но при этом сомневалась, то есть была двоедушной. Она думала: «Я помолюсь, но вряд ли это случится». В ее сердце не было уверенности. В таких случаях Бог говорит: «Дитя мое! Раз ты сама не веришь в свою молитву, как чудо может произойти?» Сначала нужно поверить, и вера должна быть твердой, – в то, что Бог может это сделать и, если для нас это к лучшему, сделает. А если не сделает – значит, так лучше для нас, так должно было случиться, это – хороший жизненный урок, из которого мы должны усвоить определенные вещи. Какие? Может быть, что нужно попытаться еще раз, и постараться сделать это лучше.

Но если мы стараемся, а результата нет и во второй, и в третий раз – значит, Господь хочет, чтобы мы научились жить без того, о чём молимся.

Почему? Потому что Бог говорит: без получения просимого ты не теряешь своей самоценности, совсем нет. Ты представляешь собой великую ценность.

Большая ошибка, например, думать, что ты чего-то стóишь в этом мире только в том случае, если у тебя есть ребенок. Что только в этом случае ты достиг определенного успеха в жизни и являешься значимым человеком. Господь дает тебе понять, что, рассуждая так, ты недооцениваешь себя. «Если у тебя нет детей, то это не значит, что ты представляешь для Меня меньшую ценность и Я не люблю тебя».

Бог хочет научить нас чему-то и иногда не дает нам того, о чём мы Его просим, чтобы дать что-то лучшее, чего мы пока не осознаем и потому не можем желать. Господь хочет, чтобы мы почувствовали Его любовь, которая выше всех критериев – успеха, детей и т.д.

Это очень важно – полностью положиться на волю Божию и сказать: «Господь знает! Он знает, что это хорошо для меня, что это сделает меня сильнее и благодаря этому у меня появятся такие удивительные качества, о существовании которых я и не подозревал».

Фото: Надежда Князева / sreda.org

Когда в школе ребенок говорит мне: «Не давайте мне это упражнение, я не смогу его сделать!» – я понимаю, что он, по сути, недооценивает себя. И делаю наоборот, не как он просит. Я даю ему еще более трудное упражнение. Почему? Разве я хочу причинить ему зло?

Напротив! Я хочу оказать ему честь, говоря тем самым, что он недооценивает себя. Ведь у него есть способности и таланты, которые он никогда сам в себе не увидит, если сейчас я не причиню ему дискомфорт, задав упражнение, которое, как он думает, для него невыполнимо. И проходит какое-то время – упражнение сделано! Так поднимается самооценка и появляется вера в собственные силы.

Перевод: Елизавета Терентьева, старший преподаватель ПСТГУ,

Как поверить в Бога и почему люди не верят в Бога?

Сегодня нас учат верить в себя и свои силы. Нужно быть уверенным в себе, делать деньги, строить бизнес. С этим сложно спорить. А когда спросишь: А Бог? В Бога верите? Ответ: А где он, Бог? Где находится Бог, когда мне плохо, когда ничего не получается. Как поверить в Бога, когда наваливаются проблемы одна за другой, Бог будет за меня их решать? Пока я сам не пойду и не сделаю, что задумал, оно само не получится.

  • Есть ли Бог?

Ну, если глубоко не вникать, то все эти слова не лишены правды. Если дальше не думать, не пытаться задаться другими вопросами, то можно на этом и остановиться.

Почему люди не верят в Бога?

Вот я — есть, меня можно потрогать руками, увидеть глазами и услышать мои слова ушами. Это укладывается в нашу логику и миропонимание. А Бог? Как поверить в Бога, если я его не вижу, не слышу, не могу потрогать. Значит Его нет. А если и есть, то какая мне от этого польза?

Так мыслят очень многие. На мой субъективный взгляд, таких абсолютное большинство из нас. Это практичное мышление, основанное на выгоде, пользе, смысле. Атеистов очень много и даже больше, чем мы думаем. Есть твердые атеисты, которые четко говорят, что в Бога не верят, Бога нет. Это мнение, которое, так же, как и все остальные, имеет право на жизнь.

Но есть и те, кто не считает себя атеистом и в Бога верит. Но так, на всякий случай. Ну вот, а вдруг Бог есть, и ад есть, а я не верил. Как бы в голову все это не укладывается до конца, но обязательно нужно отметить главные праздники, выполнить основные ритуалы и традиции, но не понимая ни смысла этих действий, ни их цели и предназначения. Это называется религиозное лицемерие. Но только здесь лицемерие не прокатывает. Себя эти люди боятся считать атеистами, но на мой взгляд, они ими являются. Неявные атеисты.

Хотя, конечно, речь не обо всех. Немногие люди действительно стремятся познать себя, веру. И то, что они ходят в церковь и соблюдают обряды, то это не от невежества, а как раз для устранения невежества, ради стремления осознать и понять.

Но атеистов много. (В чем истинная вера?)

Это оттого, что мы смотрим только на внешний мир и в него верим.

А думать, о том, что не видно и не слышно, у нас ни времени, ни желания нет.

Как поверить в Бога?

Иисус Христос говорил: «Царство Божие внутри вас»

Также в Евангелии написано: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете». Почему? Потому что не видели и не слышали.

Ни Библию, ни любые другие священные тексты нет смысла читать, если ваш взор направлен только во внешний мир. Все, что вы будете там читать, будет видеться некой сказкой, мифом, бредом, не имеющим ничего общего с вами и вашей жизнью. Потому, что в голове нет логичных объяснений.

Смотря только перед собой, вы никогда не сможете поверить ни в Бога, ни в искреннюю доброту, любовь, сострадание. Это будет вызывать легкий смех, а человек, говорящий об этом, — недоверие и антипатию.

«Пока и сколько человек занят внешними образами и входит в них, невозможно, чтобы достиг он этой глубины, и пока он не верит, что она в нем есть. Но кто к этому стремится и кто хочет стать внутри себя, тот должен отказаться от множественности внешних образов и целиком обратиться к внутренним, и, наконец, должен перешагнуть через созерцание образов дальше, в отсутствие всяких образов – и тем стать одним с Единым.»

Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

Как поверить в Бога?

Чтобы поверить в Бога, нужно обратить взор внутрь себя.

Если вы сможете посадить хотя бы маленькое зернышко веры в то, что у вас внутри есть нечто большее, чем просто органы и кости, у вас есть шанс открыть новую жизнь. Если вы не смотрите внутрь себя хотя бы иногда, вы не увидите ничего. Вы ждете, что Господь должен проявить себя в мире вещей, должен сотворить некое чудо, которое бы доказало вам Его существование. Но то, что Он дал вам жизнь, недостаточно для вас.

Может, вам кажется, что вам дали жизнь родители?

Но, на мой взгляд, ваши родители просто занялись любовью. Но какое они имели отношение к тому, что это занятие сделало возможным сотворить вас. И к тому, что дух жизни с разумом и чувствами, вошел в маленький эмбрион в утробе матери, они тоже не имеют никакого отношения. Они лишь проводники проявления невероятного чуда сотворения жизни. Но не сами ее творцы.

Вы не увидите чуда, вы не увидите Бога в зданиях, монументах, в столбах, дорогах, автомобилях, профессиях и должностях. Любое, даже самое невероятное, со сложнейшей формой и конструкцией здание, это лишь сухой расчет человека или группы людей. Это их тяжелый, кропотливый труд, но его все равно можно разложить на составляющие и объяснить, как у них это получилось.

Но вам не удастся сделать это с явлением жизни, разума, с тончайшим равновесием в природе и внутри каждого живого организма со сложнейшими системами нейронных связей. Вам не удастся этого и с Космосом и Вселенной.

Если сможете усомниться в том, что вы лишь просто кусок мяса и костей, что живете совсем короткий период времени на Земле и исчезаете в никуда, а от этого жизнь в принципе теряет всякий смысл, то есть надежда, что вы сможете открыть себя заново.

Вернемся к вопросам.

Что отвечает человек неверующий на вопросы: Как поверить в Бога, Почему люди не верят в Бога?

Он скажет: А где он, Бог? Кто за меня решит проблемы, Бог? Его не видно, не слышно, какой мне от него прок? От веры в него.

Человек видит жизнь внешнюю в постоянном преодолении проблем, а их решение — через приложение собственных усилий.

Что меняется, если ты осознаешь себя, как вечную душу, как часть духа самого Творца.

Во-первых, ты понимаешь, что ничего твоего в этом мире нет. Все принадлежит Богу. Ты лишь временно всем пользуешься.

Во-вторых, в своих действиях ты руководствуешься не личной выгодой, а в первую очередь пользой для своей души. А такие действия принесут радость и удовлетворение не только тебе, но и всем тем, для кого ты все это будешь делать. Такие поступки делают вас лучше по-настоящему, когда растет и крепнет душа, а не тело, которое сегодня есть, а завтра — неизвестно.

В-третьих, ты успокаиваешься. Ты перестаешь стремиться изменить этот мир под себя, изменить людей. Что хорошо, то хорошо, что плохо, пускай будет так. Ты учишься отпускать и не привязываться ни к вещам, ни к людям, ни к событиям.

Я не говорю о безответственности, о том, что вы должны бросать дела, плевать на семью и детей. Я говорю о внутреннем спокойствии, об отсутствии внутреннего страха и беспокойства, неуверенности и постоянных сомнений.

И если столкнетесь с проблемой, которая когда-то могла бы сильно подкосить вас, сегодня не окажет на вас такого влияния. Главное — это состояние, в котором находится ваша душа. А для нее эта проблема вообще ничего не значит, поэтому вы не привязываетесь к ней. Вы сделали, все, что могли и так, как было лучше для вашей души и не ценой причинения боли и страданий другому человеку.

Оказывается, что 90% процентов всего, что происходит с нами вообще не важно. Но мы сами раздуваем значимость этих событий и сами же от этого страдаем.

Утренние продышки

Мощные продышки на каждый день, чтобы взять жизнь в свои руки, поставить эмоции под контроль и стать мастером своего настроения.

Духовное развитие делает человека сильнее.

Ошибочно считать, что осознание своей духовной природы, делает человека слабее, что якобы он теряет интерес к материальной жизни, ему ничего не нужно. Глубоко религиозные люди действительно могут отказаться от внешнего мира, проводя всю жизнь в молитвах или медитациях и живя на подаяния.

Но человек цивилизации не способен настолько глубоко понять и принять свой духовный мир, свою душу. Одной жизни для этого мало. Хотя, если есть твердое решение, можно добиваться иногда невозможных целей. И я думаю, примеров каждый знает немало.

Нужно вести свою обычную жизнь: есть, пить, спать, ходить на работу, отдыхать, любить свою семью, наслаждаться жизнью. Но при этом осознавать свою истинную природу и свое божественное происхождение и получать от этого удовольствие.

Духовная опора делает обычного человека не слабее, а сильнее. И это не мешает ставить твердые цели и достигать их. Разве что эти цели могут быть несколько другие и будут учитывать нравственные, духовные аспекты. Но также на пути к ним, вы обретаете настоящего, самого преданного Союзника. Бога. И многие трудности вы можете переложить на Его плечи. (Что делать если опускаются руки?)

Оставьте неразрешимые, тяжелые решения на усмотрение Господа, не пытайтесь в срочном порядке все решить, иногда это не идет на пользу. И вы будете неожиданно удивлены тем, насколько же иногда жизнь (Бог) расставляет все по местам в лучшем для вас виде. Как поверить в Бога? Просто полюбите Его, полюбите Его в своей душе и Господь всегда ответит Вам взаимностью. Всегда. Без исключений.

Повернитесь к самому себе, отвлекитесь от мерцающих огней внешнего мира хотя бы на несколько минут. Послушайте себя, в тишине.

И если будете слушать внимательно, то обязательно что-то услышите, но совсем не обязательно ушами.

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет — не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель — сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Атеизм в ассортименте

Антирелигиозный плакат

Почему некоторые люди не верят в Бога? Правда, почему? Каждый православный христианин рано или поздно встречается с неверующими людьми. И если эти люди для него что-то значат, он пытается понять корни их неверия. Корни бывают разные. Давайте попробуем проследить их вместе.

Атеизм остаточный

Довольно распространен у нас атеизм в форме остаточного явления. Так сказать, наследие советских времен. Эта разновидность безбожия характерна для старшего поколения, которому со школьной скамьи внушали: «Наука доказала, что Бога нет». В университетах преподавали «научный атеизм». По атеизму защищались докторские диссертации, присваивались профессорские звания.

На государственный атеизм работала вся огромная образовательная система. И результаты были соответственные. Чтобы вырваться из поля притяжения «научного атеизма» от советского человека требовались не просто ум и эрудиция, а намного большее – несгибаемая самостоятельность мышления. Ведь людям постоянно повторяли: «Религия – удел отсталых людей. Образованному человеку стыдно верить в Бога». Некоторые по инерции так и полагают.

Почтенный ученый о вере в Бога говорил на уровне пионерских речёвок и антирелигиозных плакатов

Мне помнится публичное атеистическое выступление одного академика. Было оно специфическим, почтенный ученый-физик о церковной вере в Бога говорил на уровне примитивных пионерских речёвок и антирелигиозных агитационных плакатов. От слов седовласого ученого веяло детской беспомощностью перед лицом грандиозной машины государственного атеизма. Он так и не смог сдвинуться в понимании религиозных проблем с уровня младших классов средней школы.

Атеизм переименованный

Не все готовы исповедовать советский атеизм в чистом виде. Некоторые люди среднего возраста понимают, что такое мировоззрение потеряло актуальность и нуждается в пересмотре. Под пересмотр попадает и название. Вместо старомодного: «Я – атеист» теперь говорят на новый лад: «Я – скептик». Или в другой версии: «Я – агностик». В чем же разница между атеистом, скептиком и агностиком? Атеист убежден, что Бога нет. Скептик, как ему и положено, относится скептически к любой вере в Бога. Агностик считает, что рационально обосновать веру в Бога нельзя. Насколько принципиальна разница, судите сами.

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать, доказывать. Главное, чтобы скептиков не попросили обосновать их скептическое отношение ко всему на свете кроме их любимого всепроникающего скепсиса. Постсоветские скептики уже списали за ненадобностью марксистко-ленинскую философию. У них новые авторитеты (хотя для скептиков авторитетов не должно быть). Они обсуждают идеи Ричарда Докинза, высказываются о генах, мемах, иллюзорности христианских верований.

Антирелигиозный плакат

Атеизм оппозиционный

Стремление «быть не как все» обычно пробуждается в подростковом возрасте. У многих оно сохраняет свою недюжинную силу надолго, постоянно видоизменяется, находит новые точки приложения. Не так уж редко встречается атеизм из желания чувствовать себя в оппозиции, в избранном меньшинстве, сознавать себя элитой.

Эта разновидность атеизма была хорошо заметна в конце 1980-х годов, когда в нашей стране началось религиозное возрождение и многие пришли в Церковь. Тогда оппозиционные атеисты утешались мыслью, что «мода на религию» скоро пройдет. Сейчас по этому поводу можно подвести итог и сказать: «Разумеется, всякая мода быстротечна. Но и ваше желание быть в оппозиции не отличается устойчивостью, обоснованностью и глубиной. Я знаю тех, кто в конце 80-х смеялся над “модой на Православие”, в 90-е стал ходить в храм, а теперь всем знакомым рассказывает о том, как Православие его разочаровало. Знаю также и тех, кто начал с поверхностной моды и постепенно пришел к серьезным религиозным убеждениям, к сознательной глубокой вере».

На протесте против «настроения большинства» никакого основательного понимания нашей жизни не построишь.

Атеизм полурелигиозный

Эта разновидность безбожия признает за религией некоторую положительную роль в общественной и личной жизни. Отдельные атеисты согласны, что церковные молитвы, Таинства исповеди и венчания помогают человеку. Как помогают? Человек с их помощью сохраняет спокойствие в тяжелой жизненной ситуации, налаживает благополучную семейную жизнь, преодолевает психологические проблемы, более ответственно относится к своим обязанностям.

Еще атеисты могут замечать положительный вклад Церкви в культурную жизнь. Такие атеисты посещают церковные службы и потом с удовлетворением делятся: «Иконопись и духовная музыка оказывают на человека умиротворяющее действие. Искусство возвышает нас над всей суетой. Это прекрасно. Я открыто говорю так, хотя я и атеист».

Полурелигиозный атеизм представляет собой любопытный предмет для отдельного исследования. Эта половинчатость, переливчатость полурелигиозного атеизма способна принимать самые причудливые формы. На Западе не первое десятилетие возникают «атеистические церкви», куда можно приходить на воскресные собрания. У них практикуются свои проповеди (о гуманистических идеалах), свое душепопечение (психотерапия), свои квазирелигиозные ритуалы и благотворительность. В общем, идет у них жизнь, в чем-то похожая на будни и праздники христианского прихода. Только без Бога.

Возможно, и у нас распространятся подобные «постхристианские» общины из «выгоревших», утративших веру, разочаровавшихся энтузиастов… Для религиоведа – это интересный предмет: «виртуальные церкви» для «виртуальных людей», которые то ли атеисты, то ли нет.

Атеизм вынужденный

Имеются ввиду те случаи, когда человека жжет изнутри боль: «Я бы рад поверить в Бога, но не могу». Верить-то он хочет, но ему «нечем верить». Эта разновидность атеизма близка к предыдущей разновидности, и все же отличается от нее. Атеизм вынужденный предполагает гораздо большую внутреннюю цельность человека, принципиальность и связанный с ней внутренний конфликт: «Я искренне желаю верить в Бога, но я не вправе». В таком случае могут повлиять беседы с верующим человеком, если у собеседников достаточно взаимоуважения, осведомленности и умения последовательно рассуждать, чтобы вести такой непростой диалог. У Православной Церкви богатый исторический опыт апологетики.

Порой человек, вынужденный считать себя неверующим, стоит всего в шаге от живой веры

Напоследок отметим, что человек, вынужденный считать себя неверующим, порой стоит всего в одном шаге от живой веры. Вспомните голос из Евангелия: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9: 24). И ведь помог Господь неверующему.

Что значит — верить в Бога?

(Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»)
Согласно социологическим опросам, сейчас в России 40-50% людей называют себя верующими в Бога. Казалось бы — огромная цифра! Но что за ней стоит? Можно ли всех этих верующих считать каким-то единым сообществом, единомышленниками, близкими по духу людьми? Можно ли считать, что все эти верующие чем-то существенным отличаются от неверующих? Можно ли надеяться, что такой резкий рост количества верующих в России за последние годы коренным образом изменит настроение в обществе, улучшит нашу жизнь? Для ответа на эти вопросы надо прежде всего выяснить, что люди имеют в виду, когда говорят о своей вере в Бога.
На самом деле люди, утверждающие, что они верят в Бога, прежде всего говорят о своем согласии с тем, что Бог существует, существует реально, независимо от наших представлений. Это уже немало, это очень важно, это свидетельство крупного переворота в умах, десятилетиями засорявшихся антирелигиозной пропагандой. Но это, пожалуй, и все, что объединяет всех этих людей. Дальше начинаются различия, причем различия эти могут быть не мелкими и несущественными, а коренными. Здесь не имеется в виду различие религий, конфессий, течений и толкований. Здесь идет речь о более важных вопросах.
Очевидно, что признавать существования Бога могут самые разные люди. Ведь они же не говорят, как они относятся к Богу: положительно, отрицательно, или нейтрально. То есть непонятно, считают ли они Бога источником добра и света, который надо любить, к которому надо всеми силами стремиться. Или же они считают Бога неким суровым и даже жестоким начальником, который только и смотрит, как пожестче наказать людей, только и думающих о наслаждениях и удовольствиях. Или же они полагают, что Бог когда-то давно создал мир, а дальше уже никак не вмешивается в наши дела, безразличен к нам, и нам не надо об этом задумываться в нашей повседневной жизни. То есть получается, что признание каким-то человеком существования Бога ни в коей мере не характеризует еще этого человека. Как известно, дьявол, полный антагонист и враг Бога, тоже верит в то, что Бог существует, однако это не делает его хоть сколько-нибудь лучше.
Допустим, мы будем далее говорить только о тех верующих, кто относится к Богу положительно. Тогда возникает следующий вопрос: «А что же должен делать человек, верующий в Бога?». Ответы могут быть самые разные. Например, существует мнение, что от поступков человека ничего не зависит, что человек слишком ничтожен, чтобы повлиять на мир и даже на свою судьбу (это, можно сказать, пассивная вера). Есть также мнение, что человек должен регулярно посещать богослужения, и этого вполне достаточно для демонстрации своего уважения к Богу, а остальная жизнь совершенно не важна (это полупассивная вера). Наконец, существует и мнение о том, что каждый поступок человека влияет на судьбу не только этого человека, но и на судьбу мира в целом (это активная вера). Понятно, что только в этом последнем случае человек действительно настроен на активное участие в судьбе окружающих, страны, мира в целом. Два других случая подразумевают, что вера — это частное, интимное дело человека, и существенного изменения повседневной жизни она от человека не требует.
Не надо забывать еще и о тех людях, для которых вера в Бога — только средство разделить весь мир на свое и чужое, поделить людей на друзей и врагов, предлог для разрушительных дел. Это скорее не вера, а фанатизм, при котором поводом для разделения может быть не только вера, но и все что угодно: пол, возраст, национальность, раса, толщина кошелька, род занятий, социальное происхождение и т.д. В данном случае результат оказывается прямо противоположным провозглашаемой ими вере в Бога.
Истинной верой в Бога можно, наверное, назвать только такую веру, которая призывает человека активно помогать Богу. То есть укреплять гармонию созданного Творцом мира, препятствовать разрушению мира, развивать свои способности, дарованные Богом, стремиться приблизиться к Богу. Истинная вера подразумевает, что человек старается совершать добрые поступки и избегать зла везде и всегда — в семье, на работе, на отдыхе, при любых обстоятельствах, независимо от того, как на это смотрят окружающие, независимо от того, знает об этом кто-то или нет. Истинная вера не совместима с ложью, насилием, гордыней — основными грехами. Она требует от человека не только благих дел, но также и благих слов и благих мыслей. И никакие религиозные обряды не могут оправдать или компенсировать, например, обмана клиентов или партнеров на работе или издевательств над женой и детьми или самоутверждения за счет унижения зависящих от тебя людей. Вера проверяется каждый миг всеми поступками человека.
Такие истинно верующие люди, тоже, конечно, есть среди тех, кто называет себя верующими. Именно они называются совестью народа. Именно они верно понимают смысл своей жизни на Земле и живут по-настоящему, правильно. Но, к сожалению, таких людей вовсе не так много, как показывают социологические опросы.
И что интересно, иногда такие люди могут даже уверенно относить себя к неверующим, они могут искренне полагать, что Бога не существует. Но голос совести заставляет их поступать именно так, как должны поступать истинно верующие люди. И поэтому они все равно являются помощниками Бога, все равно выполняют то, для чего им и была дана жизнь Творцом. Просто их разум еще не освободился от навязанных обществом стереотипов. Это, конечно, усложняет им жизнь и мешает порой принять правильное решение.
Так что не все так просто…

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *