20 Вход Господень в Иерусалим (тропари, кондак, задостойник молитва и величание)

Тропарь, глас 1:

О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Ин тропарь, глас 4:

Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш,/ безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся воскресе́нием Твои́м,/ и воспева́юще зове́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Кондак, глас 6:

На престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/ А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние/ прия́л еси́ зову́щих Ти:// благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.

Задостойник, глас 4:

Бог Госпо́дь, и яви́ся нам, соста́вите пра́здник, и веселя́щеся прииди́те, возвели́чим Христа́, с ва́иями и ве́твьми, пе́сньми зову́ще: благослове́н Гряды́й во и́мя Го́спода Спа́са на́шего.

Молитва

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, в вы́шних со Отце́м на Престо́ле седя́й, вы́ну на крылу́ от Херуви́м носи́мый и пева́емый от Серафи́м, во днех же пло́ти Своея́ на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый на́шего ра́ди спасе́ния, и от дете́й воспева́ние прия́вый и во Святы́й град Иерусали́м пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи на во́льную страсть прише́дый, да спасе́ши мир Кресто́м, погребе́нием и Воскресе́нием Твои́м! И я́коже тогда́ лю́дие, седя́щие во тьме и се́ни сме́ртней, прие́мши ве́тви древе́с и ва́иа от фи́ник, срето́ша Тя, Сы́на Дави́дова Тя испове́дуя, та́кожде и нас ны́не в предпра́зднственный день сей в подража́ние о́нех ва́иа и ве́тви в рука́х нося́щих соблюди́ и сохрани́. И я́коже о́нии наро́ди и де́ти “оса́нна” Тебе́ приноша́ху, сподо́би и нам во псалма́х и пе́ниих духо́вных душа́ми чи́стыми и нескве́рными усты́ просла́вити вся вели́чия Твоя́ в пра́здник сей и во всю седми́цу стра́сти Твоея́ и неосужде́нно дости́гнути и причасти́тися Боже́ственныя ра́дости Святы́я Па́схи в пресве́тлые дни Живоно́снаго Воскресе́ния Твоего́, да воспое́м и просла́вим Твое́ Божество́ вку́пе со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом всегда́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, Оса́нна в вы́шних и мы Тебе́ вопие́м Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Назад к списку

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 11-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 96 зач., 23, 29–39

Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Иудеи делают вид, что чтут память праведников, которые жили когда-то, а сами ненавидят и гонят тех праведников, которые сегодня – рядом с ними. Бог ревниво относится к посягательству на Его святые установления, и с такой же ревностью Он заступается за честь Своих угодников. Память праведника благословится, а имена их ненавистников и гонителей будут покрыты позором. «Кровь праведников – единственное на земле писание, которое стереть невозможно, – говорит святитель Николай Сербский, – горит на главах до колена сотого».

Книжники и фарисеи строят гробницы мученикам и украшают их памятники. Они изображают сегодня возмущение их убийством. «Если бы мы были во дни отцов наших, – говорят они, – то не были бы сообщниками их – в пролитии крови пророков». Но именно это они бы делали тогда, и именно это они намереваются делать сейчас. Фарисеи замышляют убийство Христа, о Котором свидетельствовали все пророки. Точно также те, кто сегодня ни слова не скажет против сегодняшнего главного греха – сатанинской пропаганды разврата, ни за что не выступили бы против главного греха прежних дней – безбожного коммунизма. Мы думаем иногда, что если бы мы жили во времена земной жизни Спасителя, мы бы неотступно следовали за Ним, мы никогда не отвергли, не предали бы Его, но Христос – в Своем Духе, в Своем слове, в Своих заповедях – вчера, сегодня и во веки Тот же. «Таким образом, – говорит Христос, – вы сами против себя свидетельствуете». Те, кто осуждает грех в других, а себе позволяет то же самое или худшее, – наиболее неизвинителен (Рим. 1, 32 – 2, 1). «Вы сыновья тех, которые избили пророков», – говорит им Господь, потому что они идут вслед своих отцов, они – их духовные и физические наследники.

«Дополняйте же меру отцов ваших». Существует мера грехов, которая должна быть исполнена. Бог долготерпелив, но приходит время, когда Он не будет больше терпеть. Дети исполняют меру грехов своих отцов, если упорствуют в тех же самых грехах или новых, худших.

Грех народа, приводящий к национальной катастрофе составляется из грехов разных поколений. Бог праведный присоединяет нечестие отцов к нечестию детей, идущих их стопами. Гонение на Христа и Его Церковь исполняет меру вины народа больше, чем что-либо другое. «Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?» Как странно, кажется, слышать это из уст Христа, изливающих благодать. Он называет их змиями и порождениями ехидниными, потому что знает, какой яд ненависти к Богу носят они в себе. Христос – Судия, держащий в Своей руке ключи ада и смерти. Как убежать им от осуждения в геенну? Есть одна только возможность – покаяние и вера. Мытари обратились к Врачу Небесному, и избегают осуждения ада явно скорее, чем те, кто был уверен в себе, что они на пути к небесам.

Господь утверждает, что вся история Израиля – история убийств людей Божиих. От начала до конца, от Авеля до Захарии, это история отвержения и нередко убийства праведников. Господь ясно дает понять, что дух убийства по-прежнему правит ими. Христос знает, что Он должен умереть и что в будущем Его последователей будут гнать, отвергать и убивать. В XII веке христианской эры известный философ-талмудист Маймонид, именем которого сегодня названа в Москве Академия, писал: «Подобает убивать и бросать в ров погибели всех, подобных Иисусу из Назарета, и их последователей». Ужас заключается в том, что избранный и возлюбленный Богом народ повернулся против Него. И час Креста приближается.

Слово Христово обращено не только к иудеям, но ко всем людям и ко всем народам. Мы знаем, что было в XX столетии в некогда православной России. И сегодня Господь напоминает всем, в том числе тем, кто строит гробницы новым мученикам и украшает им памятники, что на Страшном Суде мы должны будем сказать, содействовали или препятствовали мы Богу нашей жизнью. Каждый человек и каждый народ должен будет дать на это ответ.

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» Господь оплакивает этот город мира, ныне предназначенный к разрушительной войне, ибо грехи его вопиют к небу. «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Сколько раз Он приходил к ним, проповедуя и совершая чудеса. Всякий раз, когда мы слышим святое Евангелие и воздыхание Духа Святого касается нас, Христос хочет собрать нас. «Я хотел, и вы не захотели», – говорит Господь. Он хотел спасти их, а они не захотели быть спасенными Им. И Он определяет участь Иерусалима: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Этот дом – город и Храм, от которого скоро не останется камня на камне, их религия, в которой нет Бога, и человеческие души – незанятые, выметенные и убранные. Без Христа самое цветущее место станет пустыней. Когда Бог уходит, Его место заступают сразу все враги.

«Ибо сказываю вам, – говорит Господь – вы не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» Это было во время Его торжественного входа в Иерусалим накануне Крестных Страданий. Это будет, когда воскресший Христос явится в славе с сонмом святых и ангелов судить миру. Это «осанна» Господу нашему ныне возносится во всех храмах. Кто хочет быть со Спасителем в вечности, должен здесь на земле принести Ему поклонение всею жизнью своей.

Вход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди, иконы (+видео, аудио, фото)

Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифании и направился в Святой Град. С Елеонской горы Господь устремил свой взор на Иерусалим, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия.

Смысл праздника

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9).

Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.

Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества». В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9; Мк. 11:9; Лк. 19:38; Ин. 12:13).

В непосредственном описании Входа Господня в Иерусалим наиболее близки между собой рассказы синоптиков – Матфея, Марка и Луки. Они уделяют пристальное внимание отсутствующей у Иоанна истории с обретением осла для поездки, которая имеет много общего с повествованием о подготовке Тайной вечери (см.: Мф. 26:17–19; Мк. 14:13–16; Лк. 22:8–13). Обстоятельства нахождения этого животного становятся исполнением пророчества Быт. 49:10–11, а благополучная реализация поручения учениками предстает как результат божественного всеведения Иисуса Христа.

Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (см.: Зах. 9:9). У Матфея оно описано как реализованное вплоть до мельчайших подробностей, поскольку говорится не об одном, а о двух животных – ослице и осленке. При этом из текста можно даже понять, что Господь воссел на них одновременно (см.: Мф. 21:2–3, 5, 7). Для разрешения данного противоречия предлагается несколько вариантов: либо текст стиха был испорчен, и Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие синоптики однозначно говорят о поездке на молодом осле. Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой необъезженный осел шел через толпу спокойно.

Евангелисты особо подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился, и это, безусловно, указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу.

Однако чрезвычайно символично следующее. По традиции, все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими – в знак смирения и почитания Святого города и храма. Евангелисты же говорят лишь о том, что Христос приблизился к Иерусалиму, сидя на осле, и не уточняют, как именно – верхом или пешим – Он вступил в город.

Большое значение имеют указания на использование встречающими Христа людьми ветвей, которые не упоминаются только в рассказе евангелиста Луки. Матфей и Марк говорят о том, что народ устилал перед Христом путь срезанными с деревьев ветвями, или побегами, или листьями финиковой пальмы (см.: Мк. 11:8; Мф. 21:8). При этом до конца неясно, как именно использовались эти ветви людьми: возлагали ли их на пути или держали в руках.

Если всё же предположить второе, то рассказ о встрече Христа предстает описанием настоящей религиозной процессии и отсылает к ритуальным пальмовым ветвям, которые фигурировали на осеннем празднике Кущей. Данное мнение приобретает еще большую доказательность, если не забывать, что Входу Господню в Иерусалим предшествовало воскрешение Лазаря, которое в свою очередь предвозвещало Воскресение Христово и всеобщее воскресение мертвых. Но ведь данные события выступают еще и в качестве тем праздника трубного звука, который проходил перед праздником Кущей.

Не исключая совершенно возможности употребления слова «осанна» в качестве аккламации (если присвоить ему междометно-эмоциональную роль), можно воспринимать его и как просьбу о Царе – особенно в позиции обращения (ср. в связи с этим аналогичный по содержанию Пс. 117, стихи 25–26 которого звучали во время Входа Господня в Иерусалим). И здесь особо надо указать на следующий факт: все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами рассматриваемого события, и в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его словами «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!», однозначно понимавшимися как мессианское приветствие.

Вход Господень в Иерусалим проходит под знаком двусмысленности.

Если у синоптиков (у евангелистов Матфея, Марка и Луки) это событие отмечено как безоговорочно радостное, то у Иоанна — нет. Потому что мы знаем, что в толпе стоят люди, которые будут его выслеживать. Они и Лазаря снова собираются убить.

Синоптики смотрят глазами народа, а Иоанн показывает процессы внутренние, не видные людям.

Вход в Иерусалим происходит в обстановке встречи царя; это высшая точка публичности в Евангелиях. При этом обратите внимание, что имеется и некоторая конспиративность. Господь посылает учеников за осленком и при этом говорит: «И если кто скажет вам: что вы это делаете? — Отвечайте, что он надобен Господу» (Мк. 11:3). Это пароль и отзыв.

Если у человека просто так забирают осла, ведь он на это не согласится! Он скажет: «Мне он тоже нужен! Это мой осел!»

Это означает, что, скорее всего, владелец осла предупрежден заранее.

И далее мы видим, что на дорогу постилают одежды и пальмовые ветви — это образ въезда императора.

Тайны Страстной седмицы: Вход Господень в Иерусалим

Праздник в православном богослужении

Поскольку совершенно очевидна неразрывная связь между Входом Господним в Иерусалим, чудом воскрешения праведного Лазаря и Страстями Господа, соответствующее празднование в православной литургической традиции является, с одной стороны, началом Страстной седмицы, с другой – наступает после Лазаревой субботы.

В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус.

Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX–XII столетий. Итак, Божественная литургия начиналась не в Святой Софии, где была утреня, а в храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда патриарх отправлялся верхом на жеребце.

В послеиконоборческих византийских монастырских уставах – Студийском и Иерусалимском – богослужение Входа Господня в Иерусалим в целом приняло свой современный вид.

Рассматриваемый праздник включен в цикл Постной триоди. Одной из его отличительных особенностей является отсутствие предпразднства и отдания. Хотя их функционально-литургическими заменами можно считать шестую седмицу Великого поста (особенно Лазареву субботу) и вечерню вечером в сам день праздника соответственно.

Итак, согласно Уставу, общий формуляр празднования Входа Господня в Иерусалим таков. Предписывается всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, великого чтения, утрени и 1-го часа. Бдение предваряется малой вечерней и трапезой. Исхождение из монастыря, символизирующее известное шествие, совершается после часов. На литургии положены праздничные антифоны.

Отдельно надо указать на следующий факт: при строгом запрете на вкушение рыбы Великим постом на праздник Входа Господня в Иерусалим она дозволяется.

В русской богослужебной практике ХVI–XVII веков на протяжении длительного времени (вплоть до начала XVIII столетия) значительную роль играл чин шествия на осляти в Неделю ваий. Оно представляло собой усложнение предписанного Уставом праздничного крестного хода, во время которого патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле или (обычно) на наряженной лошади.

Отдельного упоминания достойны молитвы на благословение и освящение ваий. Всего по рукописям известно четыре текста: «Собезначальне Слове непостижимаго Твоего Отца», «Господи Боже наш, иже кивотом», «Владыко, Господи, Боже наш, Вседержителю», «Господи Христе Боже наш, седяй на херувимех». Однако только последняя молитва содержится в принятых ныне в Православной Церкви богослужебных книгах. Непосредственное ее чтение предваряется тем, что предстоятель кадит ветви. В русской практике принято также после молитвы окроплять ветви святой водой.

На осленке против смерти, или Об особенностях служб Лазаревой и Вербного

Вход Господень в Иерусалим. Иконография

Неоднозначно трактуемая фабульность Входа Господня в Иерусалим находит свое отражение в иконографии. Изображения этого события – на саркофагах – известны с IV века. Встречаются два варианта: Спаситель чаще всего изображен восседающим на осле; реже – рядом с ослицей, на которой едет Христос, идет жеребенок (см.: Мф. 21:1–9).

За Христом обычно находятся апостолы, впереди – дети. Они возлагают под ноги осла одежды и взбираются на деревья, срывая ветви. Жители Иерусалима, выходящие из ворот города, встречают Спасителя с ветвями в руках, среди них часто присутствуют женщины – опять-таки с детьми на руках. За стенами Иерусалима, в центре города, изображается купольное здание, иногда увенчанное крестом.

Наряду с композициями, в которых апостолы следуют за Христом, встречаются сцены, где представлены два апостола – Петр и Иоанн, по сторонам от Учителя.

В палеологовскую эпоху появилась новая иконография: Спаситель сидит на осле, обернувшись назад, к апостолам. Этот извод, отличающийся, как, впрочем, и другие, малочисленностью сюжетных деталей и изобразительной сдержанностью, получил широкое распространение в русском искусстве XV столетия.

Протоиерей Николай Погребняк. Вход Господень в Иерусалим: что изображено на иконе?

Об иконе Вход Господень в Иерусалим для детей:

Проповеди и статьи

Митрополит Антоний Сурожский

Праздники бывают разные. Сейчас мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим; это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы — всё в нем торжество: Христос вступает в Святой град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое?

Увы, есть! Потому что всё это торжество, всё это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна сыну Давидову!», то есть «Красуйся, сын Давидов, царь Израилев!», через несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.

Что же случилось? Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, который освободит израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем.

А вместо этого Христос вступает в Священный град тихо, восходя к Своей смерти… Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всём разочаровал: Он — не ожидаемый, Он — не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти…

Но что же остается одним и что завещает нам Христос Своей смертью?

В течение именно этих дней, говоря народу о том, какова будет их судьба, когда они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним, Спаситель Христос говорит: се, оставляется дом ваш пуст, отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; всё превратилось в пустыню…

Потому что единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад, единственное, что может дать жизнь тому, что иначе — пепел, единственное, что может сделать человеческое общество полноценным, единственное, что может помочь человеческой жизни стремиться полноводной рекой к своей цели, — это присутствие Живого Бога, дающего вечное содержание всему временному: Того Бога, Который настолько велик, что перед Ним нет ни великого, ни малого, а в каком-то смысле всё так значительно — как перед любовью: самые мелкие, незаметные слова так дороги и значительны, а большие события иногда так ничтожны в таинстве любви.

Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Что вообще осталось от всех тех, которые имели в руках власть и думали, что никогда она не отнимется у них? — Ничто. Порой — могилы; чаще — чистое поле…

А Христос? Христос никакой силы, никакой власти не проявил. Перед лицом не понимающих Его Он так непонятен: Он всё мог, Он мог эту толпу, которая Его так восторженно встречала, собрать воедино, из нее сделать силу, получить политическую власть. Он от этого отказался. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, кончил как будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, среди насмешек тех, могилы которых теперь не сыскать, кости которых, пепел которых давно рассеяны ветром пустыни…

А нам завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, — нет ничего. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, только отозвавшись мольбой к Богу: приди, Господи, и приди скоро!..

Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может превратить страшную пустыню в цветущий сад.

И вот сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца, — и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, — до готовности жить для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали — земного. Осталась пустыня, пустота, ничто…

А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали любовь и уничиженность, которые захотели любить ценой своей жизни и ценой своей смерти, те получили, по неложному обещанию Христа, жизнь, жизнь с избытком, победную, торжествующую жизнь… Это — праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас празднуем; это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни. Аминь.

  • Митрополит Антоний Сурожский. Жить достойно Тебя мне слишком трудно. Вход Господень в Иерусалим
  • Митрополит Антоний Сурожский. На исходе сил на пороге Страстной седмицы
  • Архимандрит Рафаил (Карелин). Строже всего Бог будет судить христиан. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
  • Протоиерей Владислав Свешников. Вход Господень в Иерусалим: Торжество служения
  • Священник Сергий Ганьковский. Иерусалимские граждане тоже хотели простого человеческого счастья
  • Протоиерей Анатолий Малинин. Ветви вербы – это знак победы жизни над смертью
  • Протоиерей Димитрий Дудко. Если бы Господь прошел сегодня по нашим улицам. Вербное воскресенье
  • Игумен Петр (Мещеринов). Грустный праздник
  • Протоиерей Андрей Ефанов. Как жить, чтобы не стать предателями Господа?
  • Священник Феодор Людоговский. «Грядый Господь на вольную страсть…»
  • Епископ Василий (Родзянко). Долгий вход в Иерусалим. ВИДЕО

Вход Господень в Иерусалим. Проповеди в mp3

  • Протоиерей Валериан Кречетов. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
  • Протоиерей Александр Ильяшенко. Вербное воскресенье: останемся ли мы у Креста Христовa?
  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
  • Протоиерей Михаил Немнонов. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим

Фото

Фотоальбом Вербного воскресенья

Вербное воскресенье в Японии. Фоторепортаж

Видео

Трапеза праздника

Рыба в томатно-имбирном соусе

Рыба в кунжуте

Рыба с картофелем и луком

Рыба, запеченная со сладким перцем

Рыба, запеченная с луком и лимоном

Ледяная рыба жареная

Рыба в вине

Рыбный кускус

Стихи

Вербная неделя

Вербная неделя –

Светел лик апреля,

Обращенный с голубых небес.

Вербная неделя –

Птицы прилетели,

И разбуженный вздыхает лес.

Вербная неделя –

Вербы зашумели,

Распушились в строгих днях поста.

Вербная неделя –

Их сорвать успели,

Чтобы встретить радостно Христа.

(Е. Оленина)

Вербочки

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

В воскресенье Вербное

Завтра встану первая

Для светлого дня.

(А. Блок)

Вербы

Вербы овеяны

Ветром нагретым,

Нежно взлелеяны

Утренним светом.

Ветви пасхальные,

Нежно-печальные,

Смотрят веселыми,

Шепчутся с пчелами.

Кладбище мирное

Млеет цветами,

Пение клирное

Льется волнами.

Светло-печальные

Песни пасхальные,

Сердцем взлелеяны,

Вечным овеяны.

(К. Бальмонт)

В воскресенье Вербное

В воскресенье Вербное

Верба расцвела

От луча весеннего,

Первого тепла.

Прокатился грохотом

Ледоход речной,

Отозвался колоколом

Праздник над землей.

И слезами капает

Парафин свечей,

От огня священного

Солнце горячей.

Бледными листочками

Верба прорастет,

Лопнувшею почкою

Сердце оживет!

(Т. Ларина)

Вербное Воскресенье – Торжественный Въезд Иисуса Христа в Иерусалим 

Торжественный Въезд Иисуса Христа в Иерусалим
1 апреля 2018 г.

В народе говорят “Вербное Воскресенье”, но более точное название этого праздника – Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим. И мы читаем об этом событии во всех четырех Евангелиях. Там описывается, как все произошло.

Перед этим мы читаем, что Христос пришел из Иерихона. В этом городе Он исцелил слепых – они просили Иисуса об исцелении. Их заставляли молчать, но они еще сильнее кричали. И Христос их исцелил.

После этого Иисус пришел в Иерусалим с восточной стороны, со стороны Вифании. Неподалеку находилась гора Елеонская. Она повыше Иерусалима. И с этой возвышенности Иерусалим виден весь как на ладони. Христос на вершине Елеонской горы посылает двоих учеников в селение взять осленка. Он был привязан. И если хозяин спросит, то ему надо было сказать, что он надобен Господу. И эти два ученика привели осленка к Иисусу. Они снимают свои одеяния, накидывают на осленка, и Христос садится.

И начинается торжественный въезд Иисуса в Иерусалим. Рядом находились ученики, и они были в восторженном состоянии. Если бы мы были там, то, конечно, радовались, что Иисус станет царем, что мы будем в Израиле начальствующими. Все вокруг радовались, Христос нет. Ученики были в предвкушении славы и успеха. И Иисус на осленке поднялся на Елеонскую гору.

В то время весь Иерусалим был переполнен паломниками. Они, услышав, что Царь идет, тоже присоединились к ученикам. Они думали, что Мессия сделает их свободными, и Израиль обретет независимость. И весь народ начал кричать: “Осанна Сыну Давидову!”, и махали пальмовыми ветвями, и постилали одежды свои перед Иисусом. Они считали, что встречают царя, который все изменит. И когда мы посмотрим на Христа, то Он спокойно ехал на осленке. Среди толпы были и фарисеи. Они просили Иисуса, чтобы ученики молчали. А Он ответил, что если ученики умолкнут, то камни возопиют. Но Христос все понимал.

Евангелисты описывают, что когда Он увидел Иерусалим, то заплакал. Иисус сказал: “О, если бы в сей день ты познал время посещения твоего”. Народ видел в Нем победителя, Мессию, и готов был положить жизнь, чтобы быть рядом со Христом. Но Иисус понимал, что спустя несколько дней, эта же толпа будет кричать: “Распни Его!”, и будет злорадно желать Ему смерти.

В интернете много советов о том, что надо делать в Вербное Воскресение, но нам нужно понять, что мы должны делать только то, что написано в Слове Божьем. Что это не просто событие, которое предсказали пророки. Но торжественный въезд Иисуса в Иерусалим – это отображение картины, происходящей на небе. Через 40 дней мы празднуем вознесение Иисуса. Христос сказал, что как Он вознесся на небо, точно так же возвратится. Так что это событие указывает на будущее, на то, что мы так ожидаем. Народ олицетворяет Церковь, которая готовится встретить Иисуса. Но мы должны смотреть на себя.

Дело не в каких-то ритуалах. Мы должны проверить себя, наше сердце, и наши отношения со Христом, насколько наши чувства глубокие, насколько мы посвящены Иисусу. Мы просто посмотрим на себя и поймем, наполнены ли мы страхом Божиим. Богу так неприятно, когда мы оставляем чистое, неповрежденное Евангелие, когда наш взгляд веры смещается со Христа.

И сегодня, как две тысячи лет назад, ничего не изменилось. Христос посмотрел на Иерусалим и заплакал. Если бы Иисус посмотрел сегодня на нашу душу и жизнь, что бы Он делал? Радовался бы или плакал? Помоги нам, Господи, быть в чистоте и святости, потому что Царь царей грядет. Как мы Его ожидаем? Многие ждут пришествия Христа, потому что любят Его. Это важно пред Богом. Это то, что движет искренними сердцами и душами. Нам нужно не быть наполненными враждой против Бога и друг друга. Иисус плакал, потому что видел, какая тьма поглотила пришедших Ему поклониться. Казалось, что они были самыми богобоязненными и религиозными, но такая тьма овладела их разумом!

Пусть Бог очистит нас от всякой фальши и лицемерия. Чтобы Слово Божие пришло в наше сердце. Чтобы нам быть влюбленными в Христа. Потому что любящему Иисуса человеку не надо подготавливаться. Он всегда готов к причастию, готов свидетельствовать, готов ко встрече со Христом. Если человек влюблен в Иисуса, он будет любить и окружающих себя любовью Божией. Пусть Бог поможет нам знать, что Вербное Воскресение – это торжественный въезд Христа в Иерусалим. Это прообраз той славы, которую мы увидим на Небе. Церковь будет торжествовать: “Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во Имя Господне!”. И это будет. И этого мы ожидаем.

Пастор Рувим Назарчук

СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он совершил это чудо. (Ин. 12; 12-18).

«Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием, благословен грядый во имя Господне!»Этими словами Святая Православная Церковь приглашает и всех нас, в день праздника Входа Господня во Иерусалим прославить и встретить идущего навстречу нам Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Это была уже четвертая приближающаяся Пасха, на которую шел Господь в Иерусалим. Но на предыдущие три Христос приходил как частное лицо, и многие иудеи даже не знали, что Он был в городе на празднике. А в этот раз Христос избирает совершенно иное — вход со славой. Это высшая точка славы, до которой поднялась жизнь Спасителя, чтобы сейчас же после этого закончиться кровавой развязкой. Никогда еще звезда величия скромного Галилейского Пророка не сияла так ярко! Никогда еще Его имя не произносилось с таким восторгом и надеждой тысячами уст. Никогда еще не окружала Его столь многочисленная толпа, готовая склониться перед Ним и идти по первому Его призыву, куда Ему угодно. Весь Иерусалим пришел в движение (Мф. 21: 10). И не только весь Иерусалим, а вся Иудея, стекающаяся на праздник в этот город, вышла встречать Иисуса. Господь не уклонялся на этот раз от славы и от бурных выражений восторга и почитания. Обыкновенно Он избегал шума и людской молвы и никогда не искал почестей и преклонения народа, так как это было совершенно не нужно для Его дела. Но в этот раз Он не останавливает ликующих восклицаний и, когда взбешенные фарисеи требуют от Него, чтобы Он запретил ученикам песнь славословия, Господь отвечает:Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19: 40). Чем же объясняется столь торжественная встреча Христа Спасителя? А Господь Сам объясняет это, говоря: Пришел час прославиться Сыну Человеческому(Ин. 12: 23).

Что за час, и о каком прославлении говорит Христос? Мы должны обратить внимание, прежде всего, вот на что. Когда римский военачальник (или император) возвращался после победы над неприятелем в Вечный город, он ехал обычно на раззолоченной колеснице, запряженной четверкой белых кровных лошадей; над его головой статуя победы простирала золотой венок; кругом гремела музыка возвращавшихся с ним полков, а впереди вели толпы пленных и несли военную добычу. Как мало похож был на гордую фигуру римского императора смиренный и кроткий Спаситель верхом на маленьком ослике, семенившем по каменным плитам иерусалимской мостовой и странно дисгармонировавшем с тем ореолом славы, которым народное ликование окружало в эту минуту Великого Пророка. На ослах обычно ездили крестьяне в город и, конечно, намеренно приказал Господь Своим ученикам привести Ему осла для торжественного въезда. Верхом на осле, в простом хитоне и плаще, без блестящих воинских доспехов, без победного венка на голове Спаситель казался воплощением мира и кротости. Для каждого непредубежденного взора было ясно, что этот Пророк из Галилеи никогда не будет тем могучим завоевателем, каким воображение народа рисовало себе будущего Мессию. Несомненно, эту мысль и хотел внушить Господь. Его шествие было полно славы и величия. Но это был блеск нравственного величия, а не земного суетного великолепия. Теперь Он снова дает своим последователям наглядный урок того, что Царство Его не царство внешнего великолепия, но Царство чисто духовное, великое своей внутренней красотой и святостью. Но грустен лик Спасителя. Лицо Его не выражает радости и превосходства — Его глаза наполнены слезами. О чем плачет Иисус? Он плачет об Иерусалиме, о тех людях, которые сегодня кричат «осанна», т. е. спасение, а пройдет несколько дней, и эти же люди будут кричать другие слова: Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших(Мф. 27: 25). Вот почему плачет Христос, когда въезжает, хотя и со славою, в Иерусалим. Но чем объяснить такое скопление народа? Почему люди в таком количестве вышли навстречу Христу, радостно приветствуя Его и устилая дорогу, по которой Он ехал, своими одеждами и пальмовыми ветвями? А объясняется все это весьма просто. Накануне произошло дивное чудо, которое было совершено Господом в Вифании. Именно там Христос воскресил своего умершего друга Лазаря, который четыре дня уже находился в могиле. Весь Иерусалим и все окрестности в одно мгновение узнали об этом величайшем чуде, и народ с нетерпением и восхищением жаждал увидеть Этого Величайшего Чудотворца.

Как это напоминает нас! Мы тоже, услышав о чем-то необычном, загораемся своим сердцем, искренне стремимся увидеть, услышать, узнать. Страшно, когда мы заблуждаемся, доверяя лжепророкам, но не менее страшно, когда, узнав Христа и признав в Нем истинного Мессию и Спасителя, мы со временем остываем, угасает огонь веры в нашей душе, и мы готовы забыть, предать, присоединившись к тому воплю, который взывал к Пилату: «Возьми и распни Его!» Как слепы были те древние иудеи, так же слепы и мы пред светом любви Христовой! Христос пришел избавить нас от смерти, а мы предаем Его смерти! Кто-то может возразить: «О чем Вы говорите? Разве мы предаем Христа смерти? Это иудеи две тысячи лет назад в Иерусалиме предали Христа, но мы-то живем в другое время. Христос прославлен, Он воскрес, вознесся на небо и сидит одесную Отца. И мы никак не можем распинать Его сейчас». Думая так, мы глубоко ошибаемся. Потому что и сегодня продолжаем распинать Христа нашими грехами.

Обратите внимание на эти два возгласа, которые вырываются из уст людей: сегодняшний — «осанна» и тот, который мы будем слышать в Великий Четверток и в Великую Пятницу на Страстной седмице. Эти возгласы раздаются и в нашей жизни. Когда мы говорим «осанна»? Тогда, когда наша душа открывается для Бога, когда мы осознаем свою греховность, когда видим свой грех, стремимся принести Богу искреннее покаяние и исправить свою жизнь, выверив ее по Христовым заповедям, направить по пути добродетели. Вот тогда, действительно, в нашей душе звучит «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» — благословен Христос, идущий в мое сердце, в мою душу, в мою жизнь. Я так же готов, Господи, идти Тебе навстречу, готов расстелить пред Тобою одежды своих добродетелей, богоугодных дел, совершаемых мною. Вот тогда — «осанна». Но спросим себя и постараемся нелицеприятно ответить на вопрос: а часто ли в моей жизни раздается этот возглас? Не чаще ли в моей душе раздается «распни Его, распни»? И именно так вопиет моя душа Богу, когда я продолжаю коснеть в своих грехах; когда я продолжаю быть безразличен к состоянию своей души и не интересуюсь, здорова ли она, больна ли, а, может, уже мертва; когда мне безразлично, что совершается вокруг, а заботит лишь собственное видимое благополучие; когда я не вижу находящегося рядом со мной человека, слеп к его нуждам и остаюсь черств, эгоистичен, не желая думать, что кто- то может нуждаться в моем человеческом тепле, моем добром слове, сочувственном взгляде. Одним словом, когда я забываю о своем христианском предназначении, — тогда присоединяюсь к толпе тех иудеев, которые в злобе и ненависти кричали Пилату «распни Его, распни».

Вот какие жизненно важные вопросы ставит перед нами праздник Вход Господень во Иерусалим и призывает нас задуматься над ними накануне Страстной седмицы и крестных страданий нашего Господа, осознать Его любовь, Его величайшую Жертву. Вы только вдумайтесь в безграничность Его любви к человеку! Ради этой любви Он, Господь и Творец, становится подобным нам творением. И не только становится Человеком, но берет Крест и с ним восходит на Голгофу, чтобы распяться там вместе с нашими грехами, искупить грех каждого из живущих, живших и тех, кто будет жить на земле. Этим распятием, этой Жертвой мы освобождаемся от рабства греха и получаем возможность быть подобными Богу по благодати. Вот, как любит нас Господь!

Господь всех призывает следовать за Ним, зовет нас быть соучастниками Его спасительных страданий, чтобы потом разделить радость Его Воскресения. Ведь без сопереживания, без сердечной боли, без духовного соучастия в Страстях Спасителя — не будет глубокой, истинной пасхальной радости.

В Великую Субботу мы придем освятить яйца, пасхи, куличи и прочие пасхальные снеди. Как без этого? — без этого Пасха — не Пасха. А вот давайте спросим самих себя: освятив пасхальные снеди, освятили ли мы свои души? Освятили ли мы себя за этот Великий пост, стали ли лучше, чище? С каким настроением мы будем встречать славное Христово Воскресение? Ведь Христос пришел совершить подвиг ради нашего спасения, а спасаемся ли мы? Пользуемся ли мы плодами этого подвига или все это проходит мимо нас? Не продолжаем ли мы бежать по кругу, увязнув полностью в мирской суете, не находя времени и желания остановиться и оторвать свой взгляд от земли? Может, я иногда и забегу в храм, поставлю свечку, а может, даже и постою на богослужении, но не является ли мой приход чисто формальным? Ведь, если в моем сердце продолжают жить ненависть, зависть, безразличие, гордость, надменность над окружающими, то, значит, я не пользуюсь плодами подвига, который ради меня совершил Господь, моя неочищенная от порока душа не стремится к Богу, и я не использую ту возможность, которая мне дарована. Тогда надеяться на спасение не приходится! И вот сегодня мне бы хотелось, чтобы мы не только взывали к Богу «осанна в вышних», но, вместе с этим, каждый из нас кричал из глубины своего сердца: «Господи, гряди, ибо погибаю, ибо продолжаю жить в своем грехе, но осознаю свою греховность, знаю, что так жить нельзя. Помоги мне, Господи! Дай мне силы, чтобы я достойно мог встретить Тебя как своего Мессию и Спасителя, который грядет ради моего спасения! Дай мне, Господи, силы достойно нести свое христианское призвание в этом мире, а я приложу все, что от меня зависит для того, чтобы ответить на Твою любовь своей искренней любовью!»

Вот какие чувства, настроения и переживания, братья и сестры, должны овладеть нами не только сегодня, не только в предстоящую Страстную седмицу, не только в день Пасхи Господней, но и во все дни нашей земной жизни. И тогда то событие Входа Господня в Иерусалим, Его крестные страдания и смерть будут для нас полезны и спасительны. Вот тот урок, который всем нам преподносит Святая Христова Православная Церковь, совершая этот праздник. Мы держим в руках веточки вербы. Некоторое время они будут жить, потому что в них есть влага, впитанная от корней того дерева или куста, на котором они росли. Но пройдет время, и они засохнут. А чтобы в них была жизнь, им необходимо питаться соками от корней. Так и мы не должны отпадать от своих корней, не должны отпадать от Христа и от Его Святой Православной Церкви.

Дай Бог, чтобы каждый из нас был достойным чадом своего Господа и верным членом Его Церкви. Будем любить Церковь нашу, будем верить в Церковь нашу! Будем приходить в храм не только в великие праздники, а как можно чаще, и помнить, что здесь, как в роднике с чистой животворящей водой, для каждого человека истекает благодать Божия, без которой немыслима жизнь. Отложим все наши домашние дела в Страстную седмицу, постараемся в дни до Светлого Христова Воскресения идти неразлучно со Христом. К этому призывает нас Господь. Дай Бог, чтобы на тех богослужениях, которые будут совершаться, мы имели возможность соучаствовать в тех страданиях, которые ради каждого из нас претерпел Господь.

Когда вступим в дни Страстной седмицы — в Страсти нашего Господа, будем помнить об этом постоянно и дома, и на работе, пусть страдания Христа будут, по возможности, и нашими страданиями. Будем помнить, что Господь входил в Иерусалим со слезами на глазах — Он плакал о городе и о людях, которые не узнали Его пришествия. Да не уподобимся мы этим неразумным людям! Как было бы хорошо видеть на лице своего Господа не слезы, а радость. Радость о том, что мы — Его дети, мы стремимся к Нему; конечно, дети подчас неразумные, совершающие грехи и ошибки, но Его дети; дети, которые любят своего Господа и не мыслят своей жизни без Него. Пусть очи Христа наполнятся не слезами, а радостью. И это зависит только от нас. Постараемся и приложим к этому все свои усилия. «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!»

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *