Святой апостол Тимофей

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году святым апостолом Павлом († ок. 67; память 29 июня). Когда апостолы Павел и Варнава посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида (Деян. 14, 6–12; 2 Тим. 1, 5).

Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях…» (2 Тим. 3, 10, 11). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание (2 Тим. 4, 9).

Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

Житие святого апостола Тимофея

Память 22 января

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области884, а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры885, который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует святой апостол Павел в словах: «желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2Тим. 1:4. 5).

Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый своею матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения и затем обратился к святому апостолу Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это произошло таким образом. Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры, как об этом повествует Божественный Лука в Деяниях Апостольских: «они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их» (Деян. 14:6). По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: «Боги в образе человеческом сошли к нам». Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповедниками Живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского заблуждения к Истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8–18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной веры. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия. Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже более, чем его родители по плоти886. Но так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: «Ты из детства знаешь священные писания» (2Тим. 3:15). Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу, пришел в Листры887, где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), – не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей888, воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: «ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» (2Тим. 3:10, 11).

Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый – он благословлял, гонимый – терпел, поносимый – радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец – епископом889, хотя он был и молод годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем послании к коринфянам: «если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его» (1Кор. 16:10–11). Несколько выше, похваляя его, святой апостол Павел писал: «Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе» (1Кор. 4:17). Подобным образом и в других своих посланиях он называет святого Тимофея своим братом, говоря: «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат» (Флм. 1:1), «Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» (2Кор. 1:1), «Павел, волею Божьею посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат» (Кол. 1:1). И еще он пишет: «Мы послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей» (1Сол. 3:2). Эти и многие другие свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в посланиях апостола Павла. Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святого Тимофея – не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых недугов (1Тим.5:23), которыми, хотя и постоянно тело его было обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от всякого повреждения. Святой Тимофей с учителем своим проходил все концы мира: то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали слово Божие, так что с полным правом можно было сказать о них: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс.18:5). При этом святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, – в проповеди слова Божия – искусный оратор, в изложении Божественных писаний – увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры – достойнейший пастырь. В особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова890. Когда же святой Иоанн был сослан императором римским Домицианом891 в изгнание на остров Патмос892, то Тимофей был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.

Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник, называемый «катагогиум», в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с бесстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов. Видя это, блаженный Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедовал Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, – ясно показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих заблуждений, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, попирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти893. Пришедшие затем христиане нашли его едва дышавшим. Они вынесли его за город, и когда он преставился, погребли его на месте, называемом по-гречески Пион, т.е. тучное. Спустя много времени честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина Великого, были перенесены святым мучеником Артемием894 из Ефеса в Константинополь и положены в церкви святых апостолов вместе с мощами святого апостола Луки и Андрея Первозванного. Так было благоугодно Богу, ибо в житии их все было общее: характер, учение и проповедь Евангелия. Поэтому и общий гроб приличествовал им по смерти, тем более, что и упокоение их на небесах – общее в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом царствующего во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Благости научився, и трезвяся во всех благою совестию, священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюд равное течение совершил еси, Апостоле Тимофее, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 1:

Божественнаго ученика, и спутешественника Павлова Тимофея вернии воспоим вси, с сим почитающе мудраго Анастасия, возсиявшаго от Персиды яко звезду, и отгонящаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя.

Именины Тимофея по церковному календарю православных христиан

Это имя в наши дни редкое, но тем не менее, в церковной практике оно считается распространенным. Решив назвать своего сына Тимошей, родители не будут волноваться, что у того не окажется именин. Давайте же вспомним все даты, и конечно, житие святых, считающихся духовными покровителями носителя данного имени.

Дни Ангела

Так как святых покровителей этого имени много, а день ангела у человека должен быть один, выбирайте дату, припадающую на день рождения Тимофея, или же стоящую в календаре к ней ближе всего.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android) Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Церковное имя: Тимофей

Значение имени: почитающий Бога (Читать полное значение имени Тимофей)

Ближайшие именины Тимофея: 2 Ноября

Именины Тимофея в 2020 по церковному календарю

  • 1 Января Тимофей Мавританский, священномученик, диакон
  • 11 Января Тимофей Есфигменский, Афонский, преподобный
  • 17 Января Тимофей, священномученик, епископ, Ефесский 70 апостолов
  • 4 Февраля Тимофей, священномученик, епископ, Ефесский
  • 6 Февраля Тимофей Сицилийский, преподобномученик
  • 14 Февраля Тимофей, преподобный
  • 16 Февраля Тимофей Изотов, священномученик, иерей
  • 26 Февраля Тимофей, Патриарх, Александрийский
  • 6 Марта Тимофей Олимпийский (в Символах), пустынник
  • 12 Марта Тимофей Кесарийский, преподобный
  • 28 Марта Тимолай (Тимофей) Кесарийский (Палестинский), мученик
  • 29 Апреля Тимофей
  • 16 Мая Тимофей Фиваидский, мученик, чтец
  • 2 Июня Довмонт (в крещении Тимофей) Псковский, князь
  • 23 Июня Тимофей Ульянов, священномученик, иерей
  • 25 Июня Тимофей Фиваидский, преподобный
  • 13 Июля Тимофей Петропавловский, священномученик, иерей
  • 14 Августа Тимофей, епископ, Проконесский
  • 1 Сентября Тимофей Палестинский, мученик
  • 2 Сентября Тимофей Фракийский, мученик
  • 18 Ноября Тимофей Палестинский, мученик, пресвитер
  • 22 Ноября Тимофей, мученик
  • 24 Ноября Тимофей, епископ
  • 2 Декабря Тимофей Кучеров, мученик
  • 11 Декабря Тимофей, священномученик, епископ

Церковная форма имени — происхождение

В церковном календаре оно пишется так же, как и в мирских документах.

С греческого «тимофеос» — «человек, который почитает Бога».

На территорию нашей страны имя пришло в период княжеской Руси, в годы крещения наших предков. Сначала оно было только византийским, но позже стало и русским, когда у нас появился наш собственный святой Тимофей — псковский князь, мученик, пострадавший за свою веру.

Какими судьбой и характером отличается носитель данного имени?

Сильные стороны характера: жизнелюбие, активность, позитивный взгляд на жизнь. Это спокойный человек, не помнящий обид.

Слабые: он может быть подкаблучником, как в детстве (слушается маму), так и во взрослой жизни (на смену маме выступает девушка или супруга Тимоши). Иногда он настолько сильно вживается в роль тихони, что не может достойно среагировать на обиду. С женщинами он обходителен, но не уважает их (из-за чего его собственная супруга часто оказывается несчастливой, даже неудовлетворенной в сексе).

Судьба:

  • Детство. Это веселый ребенок, который никогда не сидит на места — настоящая егоза, заставляющий окружающих заливаться смехом от его проделок. Очень любопытен. Часто дружит не с ровесниками, а с ребятами постарше.
  • Юношество. В школе парня нельзя назвать усидчивым, но он ловит знания на лету, благодаря чему учится неплохо. У него сотня друзей, в компании которых Тема любит развлекаться. Впрочем, почти все в его тусовке — девушки, которые обожают миловидную внешность и мягкий нрав парня.
  • Зрелые годы. Этот мужчина мечтает «пробиться» в жизни, и ради этого готов долгое время работать не нелюбимой должности. Будет отлично, если он возьмет девушку из собственного круга, так как иное воспитание избранницы может погубить брак Тимофея. Также важно, чтобы у него и любимой было много общего (друзья, хобби, а если можно, и работа).

Считается, что идеальной парой для носителя имени станет Елена, Наталья, Марианна или Светлана. А с такими женщинами, как Ольга, Евдокия или Марина брак будет похож на сплошные испытания.

Самые известные святые, носящие это имя

  1. Мученики Тимофей и Мавра. Молодые люди всего за 20 дней до мученичества вступили в брак. Во время гонения христиан в конце 3 века их принудили принести жертву языческим богам, но они отказались. Кроме того, Тимофей, будучи церковным чтецом, не отдал своих священных книг. Не дрогнул он и во время мучений. Римляне уговорили его супругу Мавру нарядиться и упросить супруга отречься от веры. Тимофей устыдил женщину, напомнив, что ей не надо страшиться его смерти, так как Господь уготовил им вечную жизнь. Тогда и Мавра отказалась от богатства и на полный голос признала себя христианкой. Мученики были распяты на крестах.
  2. Мученик Тимофей Сицилийский (пострадал за веру вместе с Агапием и их учителем Вавилой). На Сицилии они обратили в истинную веру многих язычников. Их долго истязали, после чего казнили. Тела их были брошены в огонь, но пламя не тронуло их. Сицилийские христиане нашли их тела и похоронили.
  3. Князь Тимофей (Довмонт), псковский князь (1266-1299). Отстоял свой город от немцев и литовцев, сделал его независимым от Новгорода. РПЦ считает его святым после Баториева нашествия.

А о святом Тимофее, святителе, епископе Эфесском, апостоле от 70-ти и священномученике, ученике апостола Павла (именно к нему обращался святой апостол в своем «Послании к Тимофею»), вы можете услышать в этом коротком видео:

Икона святого Тимофея

Иконы всегда были и будут верными помощниками для каждого верующего. Они не только защищают наш дом от врагов, но и дают нам возможность стать чище духовно и ближе к Богу.

Икона Святого Тимофея — это довольно распространенный образ, который появился задолго до прихода христианства на русскую землю. Это символ веры и боголюбия во многих католических странах. В православии этот образ ценится не меньше, несмотря на его меньшую распространенность.

История и описание иконы

Эта икона была написана в честь великого святого Тимофея, который жил в апостольские времена. Тимофей Эфесский — ученик апостола Павла. Вдохновился Тимофей после того, как увидел исцеление больного человека Павлом. Остаток своей жизни он посвятил Христу и его учению.

Тимофей выполнял поручения святого Павла. Вместе они несли слово Божье по миру, увеличивая количество христиан и распространяя добро и благодать. Все это происходило в 1 веке, сразу после смерти Иисуса Христа на кресте. Служить людям было очень опасным занятием, потому что мир все еще был языческим. Люди боялись всего нового, а правители еще больше боялись потерять свою власть.

В итоге Тимофей был назначен епископом в городе Эфес. Более 10 лет спустя Тимофей был убит язычниками, которые замучили его.

Примерно в 4 веке стали появляться образы святого мученика Тимофея, на которых он изображался в полный рост или по пояс. Старинные иконы отличает изображение полное. Сейчас практически все иконы пишутся иначе. В руках Тимофей держит свиток, что олицетворяет собой святое писание. Также святой может изображаться с крестом в руках.

Где находится икона святого Тимофея

Эта икона есть в Москве, в церкви Ильи-пророка, что расположена в Китай-городе. Очень древний образ Тимофея Эфесского есть в Домодедово, в Московской области, в Крестовоздвиженской церкви. В церкви Николы в Щепах Тимофей изображен вместе со святым Фадеем в полный рост. Очень мало храмов можно найти с изображением Тимофея. Церквей же, посвященных ему, не осталось совсем.

Дата празднования

Тимофея Эфесского в православной вере вспоминают молитвами 17 января, 4 февраля. В эти дни на богослужениях вспоминают его подвиги и самопожертвование, о котором никогда мы не забудем.

В чем помогает икона

При жизни святой помогал людям обретать веру. То же самое он делает и по сей день, но уже посредством икон. Дома такая икона сохранит вас от злых людей и опасности. В пути Святой Тимофей Эфесский будет полезен тем, кто путешествует на дальние расстояния. Молитвы перед иконой успокаивают душу, дарят умиротворение и помогают находить решение даже самых трудных жизненных задач.

Молитва святому Тимофею

«Свет Небесный спусти на наши души да Бога попроси о нас, святой Тимофей. Помоги нам веру укрепить да блага Господние обрести, чтобы жизнь нашу Земную и Небесную не сблизить, но сделать единым целым. Помоги нам Господа нашего увидеть в делах наших, в лицах людских, в мыслях и снах наших. Моли Бога о нас, грешных и недостойных рабах Его. Пусть направит Он нас на путь истинный и покажет всю красоту мира этого, научит жизнью распоряжаться правильно. Во веки веков. Аминь».

Эта икона и молитва защитят вас от неверия и любых духовных проблем. Не забудьте в дни памяти, 17 января и 4 февраля, прочитать эту молитву. Почтите память святого своим к нему обращением. Сходите в церковь и поставьте свечу всем святым.

Пусть этот образ хранит вас от всех бед. Эта икона станет хорошим подарком на любой двунадесятый праздник. Молитесь Тимофею Эфесскому, который вместе с другими апостолами положил начало великой эпохе христианства. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

maks_korol

Сегодня Господь благословил нас временем для того, чтобы мы поразмышляли над жизнью одного из самых уважаемых последователей учения апостолов — Тимофее. Служение Тимофея можно охарактеризовать одним предложением — это помощник Павла,учредитель церквей,наставник для христиан и епископ церкви в Эфесе.
Священное Писание мало сообщает нам фактов о жизни Тимофея, и тем не менее, у нас есть достаточно информации о том, чтобы увидеть, каким был ученик апостола Павла — Тимофей и увидим, чему может научить пример Тимофея христиан 21 века.
Ранние годы Тимофея
Имя Тимофей означает «тот, кто чтит Бога». Он был христианином в третьем поколении. Мы знаем, что его мамой была уверовавшая иудейка Евника и отец — грек (эллин, Деян. 16:1-2; 2Тим. 1:5). Мать Тимофея была иудейкой, вышедшей замуж за грека, что считалось незаконным с иудейской точки зрения, и дети от такого брака считались иудеями по матери. Также у Тимофея была верующая бабушка Лоида.
Очевидно, мама и бабушка занимались воспитанием будущего помощника и епископа церкви города Ефес. Роль женщины в воспитании детей в еврейском народе играла очень большую роль. И по свидетельству Библии, мы видим, что женщины воспитали Тимофея на принципах Божьих Писаний, так как Тимофей с самого детства знал Священные Писания, которые сделали его мудрым для спасения через веру в ИХ.
Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2Тим.3:15).
Родители-иудеи должны были учить детей закону, начиная с пяти лет.
Начало служения Тимофея
Очевидно, Павел обратил Тимофея во время первого или второго миссионерского путешествия в Листре. Тимофей был необрезанным и Павел обрезал его ради иудеев, чтобы необрезание не мешало благовестию среди Божьего народа, и взял с собою на служение (Деян.16:3-4).
О Тимофее очень хорошо отзывались верующие Листры и Иконии
Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии (Деян. 16:2).
Тимофей сопровождал Павла в Афины (Деян.17:14,15); в Сирию (Деян.20:3-6), Ефес, Коринф и др. города, где они проповедовали благую весть(2Кор.1:19).
Также Тимофей по поручению Павла утверждал и утешал церкви в вере.
И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено (1Фесс.3:1-3).
Тимофей находился с Павлом при написании второго послания к коринфянам (2Кор.1:1); к римлянам (Рим.16:21); филлипийцам (Фил.1:1); колоссянам (Кол.1:1); фессалоникийцам (1Фесс.1:1), (2Фесс.1:1); Филимону (Флм.1:1).
Священное Писание нам сообщает тот факт, что Тимофей являлся ревностным и верным соработником на ниве Божьей, как и Павел
Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я (1Кор.16:10).
Отношения Павла и Тимофея
Павел был очень привязан к своему ученику Тимофею и он его называл своим возлюбленным сыном (2Тим.1:2). Естественно, Тимофей и был его духовным сыном, которого он родил в благовествовании Христовом.
Тимофей был в команде служителей Павла и, естественно, он ему помогал настолько, насколько у него были силы и возможности.
Павел посылал его в различные церкви с посланиями и вестями (1Фесс.3:6); (Деян.19:22); (1Кор.4:17) и при этом он просит церковь, чтобы никто не презирал Тимофея из-за его молодости:
посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями (1Кор.16:11).
И такое отношение к духовному сыну еще раз подтверждает то, что Павел доверял Тимофею. Священное Писание нам говорит о том, что Тимофей служил Павлу, как сын отцу в благовествовании
А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. (Фил.2:22-23).
Для Тимофея Павел был примером в учении, жизни, в достижении целей, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях и страданиях (2Тим.3:10-11).
Тимофей учился у Павла, внимательно наблюдая за ним ,с целью подражания и научения. Это были отношения учителя и ученика (пример о принципах учебы греков и евреев).
Тимофей видел образ жизни, который ведет Павел и он желал брать с него пример. Во времена опасности, Павел предостерегает Тимофея от Александра медника, который сделал много зла для церкви Божьей:
Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. (2Тим.4:14-15).
И в своем последнем посланию к Тимофею Павел ждал Тимофея и просил его прийти к нему. (2Тим.4:9). В это время Павел был тюрьме и он срочно ожидал Тимофея у себя, просил делать все возможное, чтобы он побыстрее пришел к нему.
Служение Тимофея и общие наставления Павла
Не смотря на молодой возраст и неопытность Тимофея в пастырском служении, Павел доверил ему Ефескую церковь. Причина, по которой Павел сделал такой шаг заключалась в том, что в Ефесе появились люди, которые начали учить совершенно другому, ложному учению, а не тому, чему учил Павел.
Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере (1Тим.1:3,4).
Скорее всего, это были иудеи или иудеи-христиане, которые учили закону, иудейским мифам и генеалогии, запрещали браки и проповедовали воздержание от пищи.
Вопрос родословия играл большое значение для иудеев, особенно после изгнания. Естественно, много данных по родословию было утеряно, и их начали заново составлять, и все это рождало споры и разногласия . Поэтому Павел и просит Тимофея заниматься увещанием, то есть, наставлением церкви в Ефесе. Его задача состояла в назидании верующих в том, чтобы они не занимались баснями, бесконечными родословиями и пустословиями, которые являются причиной споров и разногласия нежели Божьим назиданием в вере. (1Тим.1:3,4).
Он должен был напоминать людям не спорить, потому что это будет причиной расстройства слушающих.
Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих (2Тим. 2:14).
Такие проблемные ситуации, происходившие в церкви, мешали Божьему назиданию в вере. И мы видим, что на протяжении всего пастырского служения Тимофея, Павел наставлял его и заботился о его духовном росте
. Для Павла Тимофей был верным служителем, через которого он наставлял церковь и давал практические советы относительно служения, а также учил его в том, как ему себя вести в различных случаях церковной жизни. (1Тим. 3:1-13)
Понимая, что Тимофей был сравнительно молодым учителем церкви, Павел призывает общину, чтобы никто не пренебрегал его юностью(1Тим. 4:12). Тимофей не должен был пренебрегать даром, который дан ему по пророчеству через возложение рук священства (1Тим. 4:14). Очевидно, это был дар учительства, так как Павел в своих посланиях неоднократно призывает Тимофея учиться самому и наставлять церковь. В обязанности Тимофея входили проповедование и обучение церкви. Проповедуй сие и учи. (1Тим. 4:11).
Как добрый служитель, питаемый словами веры и последовавший доброму учению, Тимофей был обязан с любовью внушать братьям аспекты живой веры. (1Тим. 4:1-6). Тимофей нужно было наставлять старцев, как отцов, без укоров, критики и излишней строгости (дословно не нападай), но ободрять и побуждать к благочестивым действиям; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякой чистотой и целомудрием; нужно иметь почтение и уважение к истинным вдовам. (1Тим. 5:1-3).
Он наставлял вдовиц, чтобы они были безупречны в своих поступках. (1Тим.5:7). Забота о вдовах и сиротах и их защита в течении долгого времени считалась у иудеев моральной обязанностью, и подобное отношение было принято церковью с самого начала ее существования. Церковь материально содержала вдовиц, которые не могли выйти замуж и посвятили себя служению Богу.
Когда в церкви обвиняли пресвитера в каких-то грехах, то Тимофею обвинения нужно было принимать при свидетелях, для того, чтобы они подтвердили обвинения (1Тим. 5:19). Он должен был согрешающих строго обличать и разоблачать их грехи перед всеми, чтобы и прочие имели страх перед Богом.
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1Тим. 5:20).
Он не должен ни на кого поспешно возлагать свои руки, так как может сделаться участником в чужих грехах. (1Тим.5:22).
Также Тимофею нужно было учить и рабов, как им относиться к верующим и неверующим господам. (1Тим. 6:1-2)
Тимофей должен был наставлять богатых в том, чтобы они не высоко думали о себе и не уповали на богатство неверное, но чтобы они занимались благими делами, были щедры и общительны — именно это и есть истинное сокровище, которое есть добрым основанием для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1Тим. 6:17-19)
В своем втором послании к Тимофею Павел учит своего духовного сына, чтобы он нашел верных людей, которым он сможет передать учение и которые смогут других научить для того, чтобы христианское учение распространялось и находило отклик в сердцах других людей Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим. 2:1-2)
Павел торжественно и настойчиво просит Тимофея, чтобы он всегда проповедовал слово, потому что это его первостепенная задача и он всегда должен быть готов ее исполнить, был настойчивым в удобное и неудобное время, исправлял, сурово упрекал, если люди неправы, и с терпеливой выносливостью опровергал истиною их заблуждения, и ободрять истинным учением.
проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2Тим.4:2)
Ввиду того, что наступит время, когда здравого библейского учения принимать не будут, перед Тимофеем стояла обязанность быть духовно трезвым и рассудительным, стоять на стороже своего сердца и церкви, обращать внимание на происходящее, терпеливо переносить скорби, продолжать совершать дело Божьего глашатая (проповедника) и исполнять порученную ему службу.
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2Тим.4:5)
Наставления Павла Тимофею относительно личного духовного роста
Так как Тимофей был сравнительно молодым верующим и неопытным пастырем, естественно, что он нуждался в наставлении более зрелого служителя как Павел.
И духовный отец Тимофея понимая это, пишет ему назидательные и увещевательные письма, целью которых есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Как и полагает наставнику, Павел учит Тимофея тому, что он должен был быть для верующих примером в слове, в жизни, в любви, в духе, вере, в чистоте. (1Тим. 4:12;1Тим.5:22)
Примером «в чистоте» — имеется ввиду не только сексуальная непорочность, но невинность и непогрешимость сердца. Это слово означает чистоту действий и помыслов.
Никто не должен был недооценивать молодость Тимофея. В древнем мире человек 30-40 лет мог еще считаться молодым. Один раввин сказал, что человек созревает для власти в 30 лет, а для проницательности в 40.
Особенное внимание Павел в письмах уделяет личному духовному самообразованию Тимофея. Молодому пастырю нужно было прилагать усилия и пребывать в учении (1Тим.4:15).
Павел призывает ученика практиковать учение в своей жизни. Тимофей должен был быть поглощен изучением Писаний и служением Богу, потому что только тогда его успех будет очевиден для всех. Люди будут видеть прогресс его дела. Тимофей занимался чтением, наставлением и учением. (1Тим. 4:13)Это была его личная подготовка. Эму нужно было этим заниматься постоянно и со старанием. ему нужно был вникать в себя, в учение и заниматься этим постоянно, ибо от этого зависело спасение людей (1Тим. 4:16).Тимофей обязан быть сосредоточен на себе, прежде учить себя, а потом и других людей, ибо люди, слыша учение благодатных Божьих истин, и принимая их в свое сердце, верою во Христа, спасутся.
Павел наставляет Тимофея в том, чтобы он молился за всех людей, включая правителей и власти, так чтобы верующие могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно (1Тим.2:2-4).
Ему нужно прилагать как можно больше усилий(букв. бороться и сражаться), чтобы иметь добрый подвиг веры и держаться вечной жизни, к которой он призван.
Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями (1Тим.6:12).
Перед Тимофеем лежала ответственность сохранить преданную заповедь чистой и безупречной до явления ИХ. (1Тим. 6:14).
Как и полагает верным служителям, Тимофей на духовном поприще обязан терпеливо переносить страдания, как добрый воин Христа. (1Тим. 1:19; 2Тим.2:3).
У него должна быть вера и добрая совесть в отличие от тех, кто потерпел кораблекрушение в вере, таких как Именей и Александр. (1Тим. 1:19-20).
Тимофею нужно было возогревать (заново воспламенять) Божий дар, который был в нем через рукоположение Павла . (2Тим. 1:6).
Павел призывал его держаться образца здравого учения с верою и любовью, которое он слышал от него. (2Тим.1:13) и хранить вверенное ему добро (здравое учение, истины Слова Божьего) Духом Святым, живущим в христианах.(2Тим.1:14).
Павел говорит Тимофею о том, чтобы у него было постоянное рвение и желание представить себя перед Богом человеком, которому нечего стыдиться и который преподносит слово истины со всей прямотой. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2Тим. 2:15).
Тимофею нужно пребывать в том, чему он научен и что ему вверено. (2Тим.3:14). У него должно быть постоянное активное отношение к учебе и практический плод того, чему он научен.
Моральные и духовные качества Тимофея
Тимофей, будучи возрожденным христианином, обладал качествами, которыми явно свидетельствовали о присутствии Духа Святого в нем.
1. Он был усердным и ревностным в служении Богу и людям.
Тимофей усердно и искренне заботился о церкви в Филиппах (Фил.2:19-21).
Усердный — значит равного душой. Павел говорит церкви, что Тимофей так же настроен и так же мыслит с заботой о церкви, как и он. Тимофей был озабочен делами в филиппийской церкви, он переживал за ее духовный рост.
2. Он был бескорыстным в служении.
Тимофей не искал своего, но того, что нужно Христу. (Фил. 2:21)
3. У него были дела от веры
-Он исповедал свою практическую веру перед многими свидетелями (1Тим.6:12)
4.Боязнь совершить грех
Он боялся согрешить перед Богом даже в том, что мог употреблять вино
Возможно, Тимофей боялся, что вино для него может быть соблазном и поэтому он его не пил, но так как загрязненная вода приводит к различным болезням, а в том числе и болезни желудка, то Павел советует ему пить немного вина ради того, чтобы вылечиться. (1Тим.5:23)
5. Тимофей обладал нелицемерной верой.(2Тим. 1:5)
У него была подлинная вера. Такая вера характеризуется искренностью, без лицемерия и колебаний.
6.Верность Христу
Очевидно Тимофей был в тюрьме за Христа, и потом освобожден (Евр.13:23)
Возможные недостатки Тимофея и увещание Павла
Так как после покаяния мы не умираем, но продолжаем жить в греховном теле, то мы понимаем, что наша плоть всегда будет желать противного духу. И никто из верующих людей от этого не избавлен. Это борьба до смерти. Не избавлен от этого был и Тимофей. Естественно, Библия нам не указывает на недостатки Тимофея прямо, но если мы внимательно будем изучать послания к Тимофею, то мы увидим, что Павел увещевает и просит Тимофея удаляться от многих греховных вещей, который могут нарушить мир с Богом и привести к упадку его служение. В связи с этим, вероятно, Павел и предостерегает (и не один раз) Тимофея потому, что он понимал, что у его сына могут быть такие наклонности, которых ему нужно избегать.
1.Удаляться от пустословий и споров
Павел много раз остерегает Тимофея удаляться от споров, пустословий, безбожных историй, мирских разговоров. Свидетельство этому следующие места Писания:
Ему нужно удаляться непотребного пустословия
А непотребного пустословия удаляйся; (2Тим. 2:16);
Ему нужно уклоняться от глупых и невежественных (неразумных) споров, ибо они рождают ссоры.
От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; (2Тим.2:23)
Это мирские пустые и бессмысленные разговоры. В древнем мире считалось, что качество и количество речей человека демонстрирует степень его душевного здоровья.
Божьему рабу не пристало спорить и ссориться, но быть ласковым ко всем, учительным, незлобливым, с кротостью наставлять противников, так как Бог может дать им покаяние к познанию истины. (2Тим.2:24-25)
Тимофею нужно было избегать словесных стычек, но терпеливо сносить зло, и быть кротким и мягким по отношению к обидчикам, без злобы и желания отомстить им.
Отвращаться от негодного пустословия и прекословия лжезнания, так как это влечет за собою отклонение от веры
О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,21которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь. (1Тим.6:20-21)
Ему нужно было отвращаться негодных и бабьих басен, но упражняться в благочестии Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии (1Тим.4:7)
Это мирские и пустые рассказы, мифы, сказки.
Отвращение — это сильное отрицание. Павел призывает Тимофея применить все свои силы и способности для служения во славу Божью, всеми своими помыслами и действиями.
2. Юношеские похоти
Тимофею нужно убегать юношеских похотей, а держаться правды, веры, любви, мира со всеми верующими. (2Тим.2:22)
Убегать от похоти свойственной молодому возрасту. Очевидно похоти, исходя из контекста, относились остерегаться споров и пустословия.
3. Робость
-Павел призывает Тимофея не стыдиться благовествования Христа, ни его.
Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, (2Тим.1:8)
Призыв связан с тем, что из-за того, что Павел за благовествование сидел в тюрьме, и Тимофей в какой-то мере стыдился своей связи с Павлом, так как проявлять симпатию к заключенному или помогать ему было опасно, потому что против помощника могли выдвинуть те же обвинения и Павел призывает Тимофея страдать с благовестием Христовым и в послании к Евреям мы видим (Евр.13:23), что Тимофей сидел в тюрьме и вышел оттуда, сохранив веру во Христа.
4.Убегать от любви к деньгам
-Тимофею нужно убегать от корня всех зол — сребролюбия. (1Тим.6:11)
Золото и серебро всегда были соблазном для человека.
Ему, как Божьему человеку, нужно преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. (1Тим. 6:11).
5. Удаляться от лжеучителей
-Павел просит Тимофея удаляться от людей, которые учат иному, нежели Павел и не следуют учению о благочестии, а также от гордых и от тех, кто заражен страстью к состязаниям и словопрению ибо они рождают зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры; удаляться от тех, которые используют благочестие для прибытка. (1Тим.6:3-5)
6. Предвзятое и придирчивое отношение к людям
-Павел просит Тимофея, чтобы он сохранил наставления; никому не оказывал предвзятого отношения и ничего не делал по излишней придирчивости.
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1Тим. 5:21)
Конец жизни Тимофея
О том, как закончил жизнь Тимофей Писание не дает нам сведений, равно и о том, как закончил жизнь Павел. Предание церкви говорит нам о том, что Тимофей закончил жизнь мученической смертью. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на Тимофея, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа Тимофей принял в 80-м году.
Чему мы можем научиться из жизни Тимофея

  1. Иметь доброе свидетельство от верующих братьев и сестер

Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. (Деян.16:1-2)

  1. Верность в служении

Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я (1Кор.16:10)

  1. Служение ближним

А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании (Фил.2:22-23)

  1. Быть примером для верующих

должен был быть для верующих примером в слове, в жизни, в любви, в духе, вере, в чистоте. (1Тим. 4:12)

  1. Пребывать в учении Христа

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1Тим.4:16)
Поглощены ли мы изучением Священного Писания

  1. Принимать увещание и наставления

Принимаем ли мы советы, наставления, увещания от более зрелых христиан? Или, подобно гордецам, противимся всякому наставлению? Тимофей принимал от Павла наставления и обличения.
Практические вопросы:
— Есть ли у нас практические дела от веры?
— Верны ли мы Христу в своих словах и поступках?
— Удаляемся ли мы от споров, пустословия, безбожных и мирских разговоров, которые не приносят пользы нашей душе?
— Удаляемся ли мы от людей, которые учат иному, а не тому, то говорит Писание? Противостоим ли мы им библейскими истинами?
Tags: Проповеди, биография

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *