Масличная гора – самое дорогое кладбище в мире и «билет» в рай

Западный и южный склон Елеонской или Масличной горы является самым старым и дорогим кладбищем в мире. И речь в нашей статье пойдет именно об этом месте.

Мало кто из нас задумывается о месте на кладбище. Чаще всего эта тема не приносит удовольствия, поэтому данным вопросом заниматься не очень хочется. Но некоторые богатые люди думают, что с помощью денег смогут обеспечить себе дорогу в рай.

Если на это заблуждение есть спрос, то найдется и предложение. На нашей Земле есть кладбище, где одно место стоит от сотни тысяч долларов, туда стремятся попасть после часа Х самые богатые и влиятельные люди. Самое старое кладбище находится в Иерусалиме на склонах Масличной горы. Размеры это места для погребения настолько огромны, что кажется бескрайним. Здесь насчитывают не менее 150 тысяч могил, а первое захоронение относят еще к I веку до нашей эры.

Сегодня место для захоронения одного человека здесь стоит от 100 тысяч долларов США. Но примечательно то, что купить за такие баснословные деньги себе место для захоронения может не каждый желающий. На Масличном кладбище разрешено хоронить только верующих евреев иудеев.

Славится это кладбище тем, что по преданию тот, кто захоронен здесь имеет «льготный билет» для перенесения души в рай после смерти. И именно здесь произошло чудесное воскрешение Лазаря, которое сотворил Иисус Христос.

В Евангелие неоднократно описывается это место, так как Иисус проводил тут учения с апостолами.

В священной книге также указано, что именно с Масличной горы Иисус спустился к людям как Мессия. А самым значимым событием на этой горе было вознесение Иисуса Христа, поэтому все церкви, расположенные вблизи святого места, называют Вознесенскими.

Говорят, что здесь покоятся такие пророки как Агей, Захария и Малахия, солдаты погибшие в 1947-1948 годах во время борьбы за Независимость, жертвы жестоких погромов конца 20-х годов ХХ столетия и погибшие евреи во время «Большого арабского бунта».

Здесь есть могила премьер-министра Израиля Менахема Бегина, выдающегося израильского писателя Шмуэля Йосефа Агнона, еврея возродившего иврит, немецкой писательницы Эльзы Ласкер-Шилер и многих других знаменитых деятелей искусства и духовной сферы, внесших огромный вклад в развитие человечества.

Ходят слухи, что на этом кладбище смогли купить себе место для погребения Иосиф Кобзон и примадонна Алла Борисовна, но до сегодняшнего дня нет ни подтверждения, ни опровержения этой информации.

Индивидуальные экскурсии по Израилю на русском языке

Выедете в Израиль и собираетесь посетить святые места как Иерусалим, Вифлеем, Галилея христианская с омовением в реке Иордан и многие святые места, важные как для христианского, еврейского и мусульманского мира. И вы долго решаете, как правильно составить маршрут, чтобы увидеть как можно больше за те немногие дни пребывания в Израиле. Позвольте нам показать, вам на индивидуальных экскурсиях по Израилю все прелести столь не большой страны и побывать во многих святых местах с уникальным рассказом на комфортабельной машине. Мы проведём для вас индивидуальные экскурсии по святой земле, по самым атрактивным ценам. Мы предлагаем разные экскурсионные маршруты как однодневные, так и многодневные. Заказав у нас экскурсии по Израилю, у вас получится увидеть почти всю страну всего за несколько дней. Все наши маршруты тщательно продуманны чтобы вам было комфортно с нами, в коротких и длительных поездках. Поскольку все экскурсии проводит персональный гид, на хорошем русском языке, вы сможете скорректировать программу или попросит экскурсовода по Израилю, чтобы он показал и рассказал о том месте, которое вас интересует больше.
На экскурсии по Израилю вы выезжаете утром и возвращаетесь вечером обратно, если вы живёте в центре страны городах как Тель Авив или Бат Ям. Эти два города расположены на берегу средиземного моря, в самом центре страны в 25 км. от аэропорта Бен Гурион, и из них очень удобно выезжать вовсе уголки Израиля.
На экскурсии вас забирают на машине и возвращают вас обратно на место, откуда вы выехали утром. Все экскурсии по Израилю динамичные и включают в себя большое количество мест для посещения. Преимущество индивидуальной экскурсии в Израиле в том, что вы чётко идёте по запланированному маршруту, не смотрите в карту, теряя на этом время, и вы не читаете монотонный путеводитель, а слушаете живой рассказ, задавая по ходу вопросы и получая на них ответы. Все наши гиды относятся с уважением ко всем вероисповеданиям. Наш частный гид по Израилю всегда позволит вам, по вашей просьбе остановиться в том месте, в котором вы захотите задержаться дольше. Мы также можем вам предложить православного гида в Израиле, с акцентом экскурсии на христианство.
Все экскурсии и в частности экскурсия с гидом по Иерусалиму построены так чтобы доставить вам максимум комфорта, и соответствовали только вашим желаниям и пожеланиям. На нашем сайте вы сможете оформить заказ на частную экскурсию по Израилю без предоплаты. От вас требуется только заполнить форму заказа экскурсии в соответствующем разделе. После мы связываемся с вами по электронной почте, и высылаем вам все остальные детали экскурсии по Израилю.
Наши цены на персональные экскурсии включают использование транспорта, цены в не конкуренции и очень демократичны.

1 Принимаясь рассказывать об этом городе, сразу хочу оговорить тот немаловажный момент, что я провел в Иерусалиме всего лишь несколько часов – приехал поздним утром, а уехал обратно ранним вечером. Подобную степень знакомства с городом сложно назвать даже поверхностной, однако чем богаты, тем и рады. На всякий случай напомню, что о двух важных иерусалимских достопримечательностях я ранее рассказывал отдельно: это храм Гроба Господня и Гефсимания; таким образом ниже уделять им внимание уже не стану.
2 Такими пригороды Иерусалима предстают путешественнику, приближающемуся с юга, от Мертвого моря. Наверное, восприятие нагромождения похожих домов желтоватого цвета, цепко впившихся в однотонные скалы, лишь изредка разбавляемого тускловатой зеленью выгоревших под лучами безжалостного солнца растений во многом зависит от личного отношения к этому городу. Для кого-то это едва ли не скопище старых камней среди безрадостной пустыни, для кого-то – самая желанная цель на свете.
Иерусалим является святыней для трех мировых религий, в двух из которых – в иудаизме и христианстве – занимает важнейшее место. Для евреев этого историческая столица еще со времен царя Давида позднее разбросанного по всему миру народа, для христиан – место распятия Иисуса Христа. Да и для мусульман тоже священный город.
3 В наши дни Иерусалим, как и в течение тысячелетий его древней истории, продолжают буквально рвать на части; статус города толком не определен. И Израиль, и Палестинская автономия считают его своею столицей, что, однако не находит понимания ни у оппонентов, ни у международного сообщества. Даже важнейший союзник Израиля – США – держит свое посольство в Тель-Авиве, который обозначен столицей этого государства на политических картах большинства стран мира. Тем не менее все израильские правительственные учреждения находятся все-таки в Иерусалиме.
Царящие противоречия, может быть, точнее даже сказать, что противостояние бросаются в глаза даже не самого внимательного туриста. Город разбит на обширные сектора, отделенные друг от друга стенами и колючей проволокой – как в седую старину разделялись исторически сложившиеся кварталы, населенные разными народами, исповедующими разные религии. Иерусалим начала XXI века поделен на две основные части: процветающую израильскую и откровенно бедную палестинскую, как иглами, утыканную минаретами мечетей.
Погружаться в размышления о различиях в менталитетах или стартовых позициях, а также следующих из этого различий в уровнях жизни я не стану. Равно как не буду вступать в споры о национальной принадлежности Святой земли или решать вопросы на темы кто виноват и что делать. Занятие это чрезвычайно неблагодарное и в общем-то малоперспективное. Отмечу лишь оставленное у меня даже сонным в жарких лучах солнца Иерусалимом ощущение некоторой нервозности и неуверенности в будущем. Оно, разумеется, может быть исключительное субъективным, так что и философствовать на эту тему нечего.

4 За кольцом серо-желтых стен лежит самая знаменитая часть Иерусалима – Старый город. Приковывает внимание сияющий Купол Скалы – исламская святыня, стоящая приблизительно на том же месте, где некогда находились храм Соломона (Первый храм) и его преемник. Впрочем, подробнее об этом месте я расскажу во второй части альбома.
Гораздо правее можно видеть доминанту бенедиктинской церкви Сна. Слева у самой границы кадра начинается склон знаменитой Масляничной горы.
5 Своей гармоничной песчано-желтой гаммой Иерусалим обязан британской администрации. В 1917–1947 годах город являлся центром подмандатной Соединенному королевству Палестины, и проявившие чувство вкуса британцы запретили возведение в нем зданий, выкрашенных в цвета, отличные от традиционного. На мой взгляд это решение оказало на облик Иерусалима скорее положительное влияние, во всяком случае даже сравнительно новые дома в общей массе и при взгляде издалека совсем не искажают облик древнего города.
6 А Иерусалим действительно город чрезвычайно древний, один из старейших в мире. Первые поселения на его территории датируются V–VI тысячелетиями до нашей эры. Первое письменное упоминание города относится к 2300 году до н.э., но поскольку оно вызывает сомнения, за «нулевую отметку» возраста принимают XIX–XX века до н.э. Однако даже такая сдержанная оценка означает практически четырехтысячелетнюю историю!
Город многократно менял и своих хозяев, и свое название. До завоевания около 1000 года до н.э. еврейским царем Давидом (прав. ~1005–965 гг. до н.э.) он долгое время являлся вассалом Египта. Затем более чем на четыре столетия стал столицей Иудейского царства. В 598 и 586 гг. до н.э. город был взят Вавилоном, после второго захвата на полстолетия он превратился в центр оккупированной провинции. Освободила Иерусалим только победа перса Кира II Великого (прав. 559–530 гг. до н.э.) над Вавилонией. В 333 г. до н.э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления были присоединены к империи Александра Македонского, что положило начало греческого периода в жизни города. Впрочем, вскоре город был вновь взят и разграблен, а потом еще и еще… В 63 году до н.э. Иерусалим после трехмесячной осады вошел в состав Римской империи. Затем в 67–70 годах последовала Иудейская война, из которой город вышел в руинах и запустении. Именно это время стало отправной точкой расселения евреев по миру. В 130 году на развалинах Иерусалима строят римский город Элия Капитолина, вскоре вспыхнула Вторая Иудейская война (132–136 гг.). После временных побед евреев римское владычество было восстановлено, а иудеи изгнаны.
Следующим этапом был христианский, или византийский период жизни Иерусалима. В 614 году город был завоеван персами, Византия отбила его с трудом и не сразу. Однако вскоре – в 638 году – ей пришлось уступить Иерусалим новым энергичным завоевателям – арабам. Под их властью город находился до 1099 года, когда был взят крестоносцами и стал центром нового Иерусалимского королевства. С конца XII века город вновь переходит из рук в руки и подергается осадами и штурмам, пока в 1244 году не была перевернута последняя страница его истории под властью европейских рыцарей. В 1517 году Иерусалим без боя отходит Османской империи, с владычеством которой было покончено только в XX веке – ближе к завершению Первой мировой войны.
7 Обычные многоквартирные дома. Машины около них стоят достаточно старые и скромные (как мне подсказали, желтые номера принадлежат израильтянам, синие – палестинцам, а зеленые – палестинским такси).
8 Дома посолиднее, да и автомобили тут явно более дорогие. Наверняка здесь живут не палестинцы, а евреи. Смущают маленькие окна, но, вероятно, в здешнем климате это весьма разумное решение.
9 Встречаются в городе и особняки в британском колониальном стиле.
10 И, разумеется, старые храмы. Над этой церковью Св. Андрея развевается флаг Шотландии.
11 Современный пласт архитектуры в Иерусалиме, конечно, тоже имеется, но мое знакомство с ним не состоялось. Удалось разве что издалека увидеть комплекс зданий Еврейского университета.
12 Если ничего не путаю, за этим забором, вдоль которого поднимаются две палестинки с сумками, наполненными не то мандаринами, не то апельсинами, раскинулись огромные раскопки древнего Иерусалима времен царя Давида. Еврейская столица тех времен находилась несколько в стороне от современного Старого города, относящегося преимущественно уже к Средним векам.
13 Арабское завоевание XIII века стало для Иерусалима началом длительного периода упадка, несмотря на возведение здесь ряда важных для ислама культовых объектов. К середине XIX столетия население древней столицы едва достигало 11 тысяч человек. Возрождение интереса к Святой земле пришлось на 1850-е годы, вместе с чем в Палестину хлынул поток еврейских переселенцев и инвестиций и пожертвований как отдельных частных меценатов, так и целых государств. К 1860 году появились первые еврейские кварталы за пределами стен Старого города, а к 1915 году численность еврейского населения Иерусалима превысила отметку в 100 тыс. человек.
14 Для справки: сейчас в городе около 770 тыс. жителей, две трети из которых составляют евреи, а около трети – мусульмане-палестинцы. Христиан здесь всего лишь около двух процентов.
15 В местном климате и при обилии бесплатной и даже излишней солнечной энергии вполне разумно использовать солнце для нагрева воды. Самым бюджетным вариантом, популярным у палестинцев, является обычный черный бак.
16 Более состоятельные иерусалимцы используют более совершенные технологии, а именно полноценные солнечные радиаторы.
17 Так и не смог понять, что же это за похожее на западноевропейский средневековый замок здание. Понятно, что построено оно было, скорее всего, в конце XIX или начале XX века, когда в Европе возродился интерес к неклассическим архитектурным формам, откуда эта мода пришла в Палестину вместе с деньгами меценатов. Так или иначе, а смотрится сооружение очень даже величественно.
18 Левее рукотворной скалы отеля «Царь Соломон» возвышается достаточно примечательная мельница. Она – свидетель упомянутого выше времени, когда евреи перестали бояться селиться за пределами кольца городских стен. Построили мельницу на средства филантропов для возникшего на этом месте нового квартала мукомолов. Правда, из-за того, что при проектировании не была учтена роза ветров, мельница так в итоге никогда и не заработала.

19 Длинные ряды белых камней – это надгробия самого почитаемого у иудеев кладбища на Масличной горе. Считается, что именно отсюда начнется воскресение мертвых, так что похороненные тут станут первыми. Поэтому многие стремятся покоиться здесь после смерти и при жизни готовы выложить огромные суммы за крошечный клочок скалистой кладбищенской земли. Насколько я понимаю, из-за ограниченности территории при огромном спросе тут давно уже хоронят во много слоев, ведь само кладбище не просто старинное, а поистине древнее. Шутят, что место тут стоит дороже хорошей квартиры в Тель-Авиве.
20 Еще одно примечательное место – Геена Огненная. Считается, что в этом овраге до завоевания Иерусалима царем Давидом обитавшее здесь племя иевусеев приносило человеческие жертвы. Позднее это место стало принято ассоциировать со входом в ад. В настоящее время на дне оврага разбит вполне приятного вида сад.
21 Серый купол принадлежит наиболее значительной мусульманской святыне Иерусалима и третьей в исламском мире – мечети Аль-Акса. Хотя истоки ее лежат еще в VIII веке, нынешнее сооружение было построено только в 1035 году, так как мечеть неоднократно страдала от разрушительных землетрясений. Здание вполне благополучно пережило период завоевания крестоносцев, временно совмещая в те годы функции дворца и христианского храма.
22 Городская стена Иерусалима XVI века, построенная по указу османского султана Сулеймана I Великолепного (р. 1494–1566, прав. 1520–1566) между 1536 и 1539 годами.
23 Комплекс, кстати, достаточно обширный и впечатляющий, хотя в пору возведения население города едва ли превышало 20 тыс. человек. Общая же протяженность стен составляет четыре километра, а наибольшая их высота – двадцать метров. В стенах было восемь врат, обращенных на все стороны света.
24 Сионские ворота (их иногда называют воротами Давида) были построены в 1540 году. Их камень испещрен следами пуль – немых свидетелей боев 1948 года, когда новому Израилю впервые пришлось отстаивать само свое существование.
25 Золотые ворота являются старейшими в Иерусалиме – их построили византийцы около 520 года. Рядом были обнаружены остатки еще более древних крепостных врат. Золотые ворота ведут прямо к Храмовой горе, и считается, что именно через них в город въедет новый Мессия. Эта легенда стала причиной того, что османы предпочли заложить обе воротные арки, таким образом обезопасив себя от конца света по сценарию оппонентов по вере.
Во второй части альбома я покажу Старый город изнутри и в первую очередь, конечно, знаменитую Стену плача.

ИЕРУСАЛИМ

ИЕРУСАЛИМ, древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города) и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим единым муниципалитетом под израильским управлением. Священный город трех мировых религий – иудаизма, христианства и ислама, Иерусалим расположен на Иудейском плато на высоте 740 м, в 58 км к востоку от Средиземного моря и в 30 км к западу от Мертвого моря.

Топография.

Древний Иерусалим находился в центре Иудейского плато, которое сложено в основном из твердого известняка и обрамлено на западе, юге и востоке долинами. На западе плато опоясывает Енномова долина. На востоке эта долина сохраняет свое древнее название – Кедронская. Параллельно Кедронской тянется небольшая в сравнении с ней другая долина. За столетия она заполнилась наносами, однако в древние времена служила более четкой линией раздела между восточной и западной частями города. В настоящее время она называется эль-Вад, а раньше носила колоритное название – долина Сыроваров, или Тиропеон.

До возведения акведуков город водой обеспечивали два источника. Один находился чуть ниже соединения Кедронской и Енномовой долин, сейчас он называется Бир Айюб, а в древности носил имя Ен-Рогел. Другой источник, Айн Ситти Мариам, расположен у подножия Западного холма Кедронской долины. В древности он назывался Гион.

Климат.

Климат Иерусалима схож с климатом других частей Израиля и Иордании; год делится на два сезона – дождливый (зима) и сухой (лето). Поскольку Иерусалим находится на возвышенности, максимальные и минимальные температуры там выше и смена погоды происходит быстрее, чем в других частях этого района. Дожди начинаются в октябре или ноябре и длятся до марта или апреля. За эти семь месяцев город получает почти всю свою норму осадков, которая составляет в среднем ок. 560 мм в год. С мая по сентябрь дожди практически прекращаются. Средняя температура января (самого холодного месяца) ок. 7° С, июля (самого теплого месяца) – 23° С. Зимой температуры часто опускаются ниже нуля, иногда выпадает снег. Летом максимальные температуры колеблются от 32 до 38° С, иногда до 44° С. Господствующие ветры северо-западные, однако летом из пустыни часто дует северо-восточный хамсин, который приносит сухую жару.

Почвы маломощные, а в некоторых районах почвенный горизонт вовсе отсутствует. Естественная растительность представлена преимущественно травами, кустарниками, местами растет сосна. Ранней весной распускаются дикие цветы, в том числе крокусы и ирисы.

Ханаанейский город.

Наиболее благоприятным местом для первого заселения Иерусалима был восточный холм над источником Гион. Здесь в поселении, позже названном Офель, археологи обнаружили следы жизни человека, относящиеся примерно к 3500 до н.э. Ранние поселенцы, по-видимому, жили в пещерах.

Хотя во времена завоевания израильтянами город был известен как Иевус (Ис Нав 18,28), название Иерусалим встречается в египетских текстах, относящихся к более ранней эпохе. В амарнский период, время правления фараона Эхнатона (ок. 1390 – ок. 1360 до н.э. согласно основной хронологии и ок. 870 – ок. 840 до н.э. по более поздней альтернативной хронологии), город находился под властью Египта. Среди найденных в Тель-эль-Амарне клинописных табличек (т.н. Тель-эль-Амарнский архив) есть несколько посланий, написанных царем по имени Абди-Хиба. В одном из них он обращается к египетскому фараону с просьбой оказать срочную помощь в отражении захватчиков-грабителей. На одной из табличек Абди-Хиба писал: «Воистину, эта земля Урусалима не дана мне ни отцом, ни матерью, ее дал мне всемогущий царь… Воистину, царь навеки назвал своим именем земли Урусалима. Поэтому он не может оставить эти земли» (ср. Иер 14:9).

Согласно Книге пророка Иезекииля (16:3), население ханаанского Иерусалима, численность которого, согласно другим источникам, составляла приблизительно 15 000, было смешанного состава и включало как аморреев, так и хеттеян. В Ис Нав 15:63 и других местах Ветхого Завета обитатели города до его захвата евреями именуются иевусеями.

Ветхозаветный город.

Иерусалим был окончательно завоеван евреями вскоре после 1000 до н.э. Первый поход на город осуществил Давид (2 Цар 5:6–10; 1 Пар 11:4–9). Очевидно, Иерусалим был хорошо укреплен, поскольку сообщается, что иевусейские защитники хвастались его неприступностью. Тем не менее в сражении, где отличился Иоав, воинам Давида удалось захватить город. Предположительно они проникли в город через туннель, по которому туда поступала вода. С тех пор крепость Сион носит имя города Давидова.

Согласно Библии, Давид «обстроил город кругом». Похоже, что эти слова относятся к работам, произведенным на городских стенах. Во время раскопок в Иерусалиме был обнаружен фрагмент стены шириной 8 м. Считается, что это часть стены города иевусеев, которая после ремонта и укрепления стала главным фортификационным сооружением города Давида. Башня и земляная насыпь, воздвигнутые у источника Гион, вполне могли быть сооружены во времена Давида или Соломона.

Обладая мощными укреплениями, город Давида был относительно невелик. На востоке его границей служил холм над Кедронской долиной, а весь город занимал пространство источника Гион до окрестностей пруда Силоам.

При царе Соломоне (ок. 973 – ок. 933 до н.э.) Иерусалим значительно разросся и превратился в международный торговый центр. Новая стена, построенная Соломоном, вероятно, окружала часть холма, находившегося на западе плато. Храмовый комплекс к северу от Офеля, воздвигнутый Соломоном, стал наиболее важной частью города. См. также ХРАМ.

Главной чертой природного ландшафта района Храма является большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под Куполом Скалы. Вероятно, жертвенник был воздвигнут на самой скале, а Храм находился от него строго к западу. Соломону понадобилось семь лет на сооружение Храма, для его строительства из Ливана был привезен кедр, а царь Тира Хирам прислал мастеров. Дворец Соломона, строительство которого заняло 13 лет, находился от Храма строго к югу, как и дворец дочери фараона, жены Соломона. Поблизости располагались знаменитый портик с колоннами и различные административные учреждения.

Система водоснабжения иевусейского Иерусалима, соединенная с источником Гион, была расширена. Новый акведук проходил по краю холма от источника Гион до т.н. Старого, или Нижнего, пруда ниже города Давида. Во время царя Езекии старые водопроводы были заброшены, но был прорублен новый туннель Силоам, по которому воды Гиона поступали в Верхний, или Силоамский, пруд. Этот пруд находился внутри окруженного стеной города, недалеко от старого пруда. Чтобы добраться до Силоамского пруда, туннель пришлось прорубать сквозь сплошную скалу на глубине 520 м. Работники использовали клинья, молоты и кирки, они вели проходку с обоих концов и в итоге встретились в середине туннеля внутри холма. Недалеко от Силоамского выхода была обнаружена следующая надпись: «Долго мы пробивались вперед, и вот цель достигнута». Вероятно, прокладку туннеля осуществил Езекия, о котором упоминается в 2 Цар 20:20 и 2 Пар 32:30, с целью обеспечить более надежное водоснабжение перед угрозой вторжения Палестины и вероятностью осады Иерусалима царем Ассирии Синахерибом (Сеннахиримом) (701 до н.э.).

Иерусалиму удалось избежать захвата Синахерибом, но он был взят вавилонским царем Навуходоносором II в 598 до н.э. и еще раз после восстания 587 до н.э., когда город подвергся особо жестокому разрушению. Стены были снесены, Храм, дворец царя и «все домы в Иерусалиме, и все домы большие» сожжены (4 Цар 25:8–10). Тогда же родилась памятная клятва: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя» (Пс 136).

После возвращения евреев из вавилонского плена Иерусалим был отстроен заново. Под руководством Зоровавеля был возведен новый, Второй храм (516 до н.э.), он был меньше и скромнее Храма Соломона. Вдохновителем восстановления городских стен был Неемия, о чем повествует Книга Неемии.

На протяжении долгих лет после этого (примерно до 445 до н.э.) Иерусалим оставался небольшим, не имевшим политического значения городом, хотя на время он стал духовным центром для евреев диаспоры. Во время борьбы между Птолемеями и Селевкидами Палестину сначала захватили правители Египта. Вероятно, по крайний мере один раз Иерусалим оказал сопротивление, поскольку зафиксировано, что Птолемей I взял город в еврейскую субботу (320 до н.э.), когда религиозные запреты не позволяли горожанам эффективно обороняться. Однако в 198 до н.э. Антиоху III Великому в конце концов удалось отбить Палестину, и после этого Иерусалим вошел в состав владений правителей Сирии. Селевкиды были приверженцами эллинистической культуры, и в этот период в Иерусалиме получили распространение греческая одежда, обычаи и атлетические упражнения. Молва приписывает первосвященнику Иасону строительство недалеко от храма гимнасия, которого впоследствии назвали Сикст. Однако, когда в 168 до н.э. Антиох IV Епифан предпринял попытку уничтожить религию евреев, фактически осквернив иерусалимский Храм и прекратив религиозные жертвоприношения, он столкнулся с упорным сопротивлением. Имея мало шансов на победу, Маккавеи все же подняли восстание, и после долгой и ожесточенной борьбы евреи добились независимости. На начальном этапе восстания Антиох Эпифан контролировал не только Храм, но и крепость Акру, расположенную на господствующей высоте к югу от храмового комплекса. Через три года Маккавеи отвоевали Храм и вновь освятили его. С тех пор это событие отмечается праздником Освящения (Ханукка). Через двадцать с лишним лет им удалось полностью очистить от врагов Акру и окончательно освободить Иерусалим к 143 до н.э. После этого Маккавеи разрушили Акру и срыли вершину холма, на которой он стоял, чтобы впредь исключить угрозу для храмового комплекса. Они построили крепость Барис на скале в северо-западной части ограды Храма. Другой постройкой маккавейского периода был дворец Хасмонеев (так называли поздних Маккавеев), который сохранялся и во времена Ирода Агриппы II.

Новозаветный город.

При хасмонейском правителе Александре Ианнайе (ок. 103 – ок. 76 до н.э.) независимое иудейское царство достигло почти такого же величия, как и при Давиде. Однако его сыновья Гиркан II и Аристовул II развязали междоусобную борьбу за трон, в результате чего римлянам удалось установить над страной свой контроль. Когда Помпей в 63 до н.э. прибыл в Иерусалим, сторонники Аристовула укрылись на укрепленном холме храмового комплекса, а Гиркан вступил в союз с римским полководцем. После трехмесячной осады Храм был взят в еврейскую субботу, и священнослужители дали себя истребить, поскольку занимались отправлением религиозных обрядов. Подобно Антиоху Епифану, Помпей вступил в Святое святых Храма, но в отличие от него не разграбил богатства и не стал подвергать гонениям евреев.

Гиркан II (ум. 30 до н.э.) и его друг и соратник Антипатр Идумеянин вели умелую политическую игру и примкнули к Юлию Цезарю, когда тот стал правителем Рима, обеспечив тем самым Иудее особые привилегии. Антипатр, в свою очередь, назначил двух своих сыновей, Фасаила и Ирода, правителями Иерусалима и Галилеи. В итоге Рим сделал Ирода царем Иудеи, и тот правил с 40 по 4 до н.э. Ирод Великий был неутомимым строителем, и при нем Иерусалим обрел тот облик, с которым город вступил в эру христианства.

Ирод восстановил городские стены, разрушенные Помпеем. В старом городе он построил три новые башни – Гиппик, Фасаил и Мариамна. По описанию Иосифа, основания башен представляли собой мощную каменную кладку. Башни имели зубчатые стены и башенки, внутри них были помещения. Вероятно, они были воздвигнуты на том месте, где сейчас стоит т.н. башня Давида близ Яффских ворот.

К башням прилегал дворец Ирода. Иосиф сообщает, что во дворце были залы невероятных размеров для пиров и спальные покои для сотен гостей, вокруг дворца были прорыты каналы и высажены деревья.

В северо-западной части храмового комплекса Ирод перестроил крепость Барис и переименовал ее в крепость Антония – в честь Марка Антония, который в те годы правил восточными провинциями Римской империи. Каждый из четырех углов крепости, стоявшей на скалистом обрыве, венчали мощные башни. Внутри крепости находился великолепный дворец, а снаружи она соединялась лестницами и мостами с галереями храма.

Ирод Великий также завершил возведение стен вокруг холма, на котором располагался храм; типичный образец каменной кладки того времени можно до сих пор видеть на Стене плача в западной части храмового комплекса. Стена сложена из громадных каменных блоков.

При Ироде в Иерусалиме было построено много зданий, в том числе театр, амфитеатр и ипподром, но его наиболее важным деянием в области строительства считается перестройка самого Храма. Царь не скрывал привязанности к языческой культуре, однако приказал, чтобы работы велись в строжайшем соответствии с канонами иудаизма, причем в качестве строительных рабочих использовались лишь специально обученные священнослужители. При этом сам Ирод не входил во внутренние пределы Храма, куда могла ступить нога лишь посвященного. Работы начались в 20–19 до н.э., перестройка же самого Храма завершилась через полтора года. Строительство продолжалось до тех пор, пока римляне не сожгли Храм в 70 н.э.

Согласно приведенным Иосифом данным, во внешний двор храмового комплекса с западной стороны можно было попасть через четверо ворот, в других источниках упоминаются двое ворот на юге – одни на востоке и одни на севере. Стены внешнего двора имели портики, особо примечательным строением была базилика на южной стороне, имевшая не менее 162 колонн, которые с трудом могли обхватить трое мужчин. Внешний двор обычно называли двором гоев (двором язычников), поскольку в него разрешалось входить и непосвященным.

Внутреннее пространство Храма отделялось перегородкой, и внутрь имели доступ только евреи. Иосиф упоминает о надписях с соответствующими предупреждениями на этой стене, и эти надписи были найдены современными археологами. Внутренний Храм состоял из двора для женщин, двора для мужчин и двора для священнослужителей.

Во дворе для священнослужителей, прямо напротив здания дворца, как и полагалось, находился жертвенник. Над ним был возведен пролет из двенадцати ступеней, который вел в святилище – сооружение из огромных белых камней, покрытых золотом. Внутрення комната святилища называлась Святое святых. Общий вид этого здания, символа еврейской веры, должно быть, поражал воображение, и раввины с гордостью говорили: «Кто не видел нового Храма Ирода, тот в жизни не видел прекрасного сооружения».

Иосиф упоминает о трех городских стенах, две из которых были восстановлены с разрешения Юлия Цезаря и в таком виде сохранились до времен Христа. Третья стена, которую начал возводить Ирод Агриппа I, была завершена незадолго до 70 н.э. Первая, самая древняя стена шла на запад от храмового комплекса к трем башням Ирода и затем опоясывала всю юго-западную часть города. Некоторые ее фрагменты были найдены к югу от современного Иерусалима. Вторая стена начиналась от ворот под названием Гинаф и охватывала север города, заканчиваясь в крепости Антония. Ворота Гинаф, вероятно, находились около башен Ирода, однако спорным остается вопрос о том, где проходила стена от этого места до крепости Антония. Главный вопрос состоит в том, была ли стена расположена внутри или вовне по отношению к церкви Гроба Господня. Если церковь оставалась за пределами стены, то общепринятое представление о месте распятия и погребения Иисуса оказывается неточным, поскольку в Новом Завете говорится, что Христос страдал, «не выходя за ворота». Если же стена проходила внутри того места, где сейчас расположена церковь Гроба Господня, тогда оно действительно может совпадать с тем местом, где был распят и погребен Иисус, этот факт был авторитетно подтвержден во времена Константина Великого и с тех пор не был опровергнут.

Третья стена, сооружение которой началось уже после Христа, шла от башни Гиппика, окружала обширные северные окраины и возвращалась в северо-западный угол храмового комплекса. Фрагменты этой стены были недавно обнаружены в северной части города. Все эти стены находятся значительно севернее современной стены вокруг города, которая, вероятно, была построена Адрианом, когда во 2 в. Иерусалим был римской колонией.

Ряд мест, связанных с жизнью Иисуса, можно определить с высокой степенью точности. Пруд Силоам до сих носит это древнее название, тогда как пруд Вифезда, вероятно, располагался в низине рядом с церковью св. Анны, к северу от храмового комплекса. Ворота, через которые триумфально въехал Христос, находились, по-видимому, около Золотых ворот. Гефсимания была приблизительно на месте современной Гефсиманской церкви на нижних склонах Масличной горы. Претория Пилата могла быть в замке Антония, хотя некоторые исследователи считают, что она могла располагаться во дворце Ирода Антипы. Иерусалимская резиденция Ирода Антипы, к которому также водили Иисуса (Лк 23:7), возможно, находилась во дворце Хасмонеев, между храмовым комплексом и дворцом Ирода. Как уже отмечалось, Голгофа могла быть на месте современной церкви Гроба Господня.

В 70, во время еврейского восстания, Иерусалим был осажден, взят и разрушен римским полководцем (впоследствии императором) Титом. Храм был сожжен, а город стерт с лица земли. Когда Тит отбыл из города, оставались только три башни Ирода и часть стены. См. также ИРОДИАДЫ.

Последующие исторические события.

Римский император Адриан попытался восстановить Иерусалим как языческий город. Это и ряд других действий римлян вызвали еще одно еврейское восстание (132–135), которое возглавил Бар-Кохба. После подавления восстания Адриан разделил город на семь кварталов, построил и перестроил многие общественные здания, в том числе термы, театр и ипподром. Были сооружены два главных храма – Юпитера Капитолийского на том месте, где раньше стоял еврейский Храм, и святилище Венеры на месте гробницы Христа. Новый город был назван колонией Элия Капитолина, евреям под страхом смерти запрещалось входить на его территорию.

В 325 император Константин сделал Иерусалим христианским городом. Как свидетельствует церковный историк Евсевий, языческое святилище Венеры было разрушено, и гробница Христа вновь открылась миру. На этом месте была сооружена прекрасная базилика, в 325 она была освящена, что подробно описал Евсевий в Жизни Константина. Церковь разрушили в 614, и от нее остались лишь фрагменты. На этом месте воздвигались другие сооружения, в том числе построенная крестоносцами базилика, она дошла до наших дней как церковь Гроба Господня.

В 614 Иерусалим захватили персы во главе с Хосровом II, а в 638 он был завоеван арабским халифом Омаром. Город получил название эль-Кудс, храмовый комплекс был назван Харам аш-Шариф (Благородное святилище). Над священной скалой воздвигли восьмиугольное сооружение с куполом – мечеть Куббат ас-Сахра («Купол над скалой») или мечеть Омара, в южной части храмового комплекса была сооружена мечеть эль-Акса.

В 1072 Иерусалим захватили турки-сельджуки, а в 1099 он был взят крестоносцем Готфридом Бульонским. Город являлся столицей Иерусалимского королевства до 1187, а затем перешел к Саладину. Крестоносцы отбили Иерусалим в 1229, но в 1244 мусульмане вновь установили над ним свой контроль. В 1517 город был захвачен османскими турками. При Сулеймане Великолепном (правил в 1520–1566) была возведена стена, которая до сих пор окружает Старый город. Иерусалим оставался под мусульманским управлением до Первой мировой войны, однако к концу 19 в. большинство его населения вновь составляли евреи. См. также КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.

Современный Иерусалим.

Современный Иерусалим делится на две части – Новый и Старый город. В Старом городе, в черте стены Сулеймена, расположены четыре квартала: еврейский на юге; армянский на юго-западе; христианский на северо-западе (примыкает к церкви Гроба Господня) и мусульманский на северо-востоке и востоке, куда входит территория древнего храмового комплекса. Строительство Нового города за пределами стены началось в 1860 с сооружения первой еврейской окраины на западе и продолжалось, пока Новый город не превзошел Старый как по размерам, так и по численности населения. В районе Меа Шеарим проживает община крайне ортодоксальных евреев, придерживающихся неизменных на протяжении столетий традиций.

Большую часть периода современной истории город находился под турецким контролем. Союзные войска под командованием британского генерала Алленби нанесли поражение турецким и германским силам во время Первой мировой войны, и город попал под британское управление как часть подмандатной Палестины. Британцы решили уйти из Палестины весной 1948, когда было образовано еврейское государство Израиль. ООН постановила, что Иерусалим должен находиться под международным управлением, однако в ходе войны 1948–1949 между арабами и израильтянами Старый город и прилегающие к нему с севера, востока и юга районы перешли под контроль войск Иордании, а Новый город и прилегающий западный район отошли к Израилю. Благодаря достигнутому под эгидой ООН соглашению о прекращении огня были установлены границы, кроме того, в большинстве городских районов между израильской и иорданской территориями были созданы нейтральные полосы. 14 декабря 1949 Иерусалим был провозглашен столицей Израиля.

Во время арабо-израильского конфликта 1967 израильские войска заняли иорданские районы Иерусалима и провозгласили весь город единым муниципалитетом. Барьеры, разделявшие город после 1948–1949, были уничтожены. Вдобавок были разрушены символические Мандельбаумские ворота, служившие в прошлом единственным переходом между двумя секторами. В границы Нового города вошли Рамат Рахиль (Гробница Рахили) и эль-Азария (Вифиния), но Вифлеем остался вне границ. Израильтяне планировали создать арабские кварталы на севере и востоке, а к югу от Старого города обустроить территорию для промышленных предприятий и создать национальный парк. Восстановительные работы были начаты в еврейском квартале Старого города, большая часть которого была разрушена во время военных действий 1948–1949.

Из-за климата и тонкого слоя почвы сельское хозяйство не стало важной отраслью в районе Иерусалима. Выращивается пшеница, некоторые сорта овощей, оливы, вокруг города пасутся стада овец и коз. Единственным полезным ископаемым является известняк, который используется в строительстве. Однако в последние годы вокруг города были созданы сельскохозяйственные поселения. Появились виноградники, фруктовые сады, молочные фермы, стали выращивать скот и птицу. Были расширены и модернизированы каменоломни. Однако основное значение Иерусалима заключается в его истории и религиозных святынях, которые привлекают туристов, поэтому в городе развито производство сувениров и предметов религиозного культа.

Святые места Иерусалима расположены в Старом городе. Круглый год туристы и христианские паломники приезжают посетить церковь Гроба Господня, Крестный путь, Гефсиманский сад, Масличную гору, церковь Вознесения и Вифинию. Мечеть аль-Акса является третьей по значению святыней мусульман.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *