История

История Шартрского собора тесно связана с его главной ценностью. В 876 году французский король Карл II пожертвовал городу Шартру легендарную плащаницу Богоматери, и для ее хранения был построен большой храм. На сегодняшний день сведений о нем практически не сохранилось — известно лишь, что в 1020 году он сгорел и был заменен столь же величественной романской базиликой. Спустя полтора века город снова настиг разрушительный пожар, но плащанице вновь удалось чудом спастись из огня. И тогда в честь нее началось возведение еще одного, на этот раз уже готического храма. Удивительно, но он дошел до наших дней без значительных переделок и реконструкций.

Плащаница Девы Марии — главная реликвия Шартрского собора

Для возведения Нотр-Дам-де-Шартр в 1194 году по всей Франции был объявлен сбор пожертвований, а жители самого Шартра помогали строительству, привозя материалы из ближайших каменоломен. В истории не сохранилось имя первого архитектора, который смог гармонично вписать уцелевший западный фасад в облик нового здания. Но мастер явно знал свое дело, ведь, несмотря на всю сложность архитектуры, Нотр-Дам-де-Шартр был построен очень быстро (для тех времен). В 1220 году он уже был практически готов, а в 1260 году — освящен в присутствии королевских особ.

Вид на город Шартр и кафедральный собор, гравюра 1568 годаШартрский собор на гравюре 18-го векаПочтовая открытка 19-го века с изображением собораСовременное фото Шартрского собора

Как добраться до Шартрского собора

Один из легендарных готических храмов Франции находится в старинном городе Шартре. Он расположен на территории департамента Эр и Луар всего в 90 километрах от Парижа, поэтому сюда легко доехать как на автомобиле, так и другим транспортом.

Точный адрес: 16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция.

Как добраться от ж/д вокзала Шартра:

  • Вариант 1

    Пешком:расстояние от вокзала Gare de Chartres до Нотр-Дам-де-Шартр около 650 метров.

Как добраться из Парижа — от аэропорта Шарль-де-Голль:

  • Вариант 1

    Электричка:от 2-го терминала городской электричкой RER по ветке B ехать до площади Denfert-Rochereau, в пути 46 минут.

    Метро:от станции Denfert-Rochereau по ветке 6 ехать до станции Montparnasse, в пути 5 минут.

    Поезд:от ж/д вокзала Montparnasse поездом TER добраться до Шартра, в пути 1 час и 15 минут (поезд отправляется каждый час).

    Пешком:от ж/д вокзала Gare de Chartres пройти 650 метров.

  • Вариант 2

    Автомобиль:по трассе А10 расстояние около 117 километров, по трассе N10 — около 124 километров.

Шартрский собор на карте

Что посмотреть

Шартрский собор, как и его собратья в Амьене и Реймсе, построен в форме латинского креста. Однако есть одна существенная разница — в отличие от двух других знаменитых базилик, он несимметричен. Башни по обе стороны центрального нефа имеют не только разную высоту (113 и 105 метров), но также разные очертания, поскольку одна из них выполнена в стиле пламенеющей готики, другая же близка к романскому стилю. Готическая северная башня отличается затейливым каменным кружевом, над которым в начале 16 века работал архитектор Жан Тексие. Южная же романская башня смотрится более скромно и строго.

Вид на собор и город сверхуПлан Шартрского собораГлавный фасад и башни кафедрального собора

Как и положено готическому храму, Нотр-Дам-де-Шартр имеет несколько богато украшенных порталов, всего их насчитывается девять. Из них три портала остались еще со времен старого собора:

  • Северный портал — оформлен в тематике Ветхого завета;

Северный портал

  • Южный портал — посвящен Новому Завету и теме Страшного суда;

Южный портал

  • Западный или Королевский портал — украшен сюжетами из жизни Богоматери и Христа;

Королевский портал

В оформлении северного и западного фасадов сохранились оригинальные статуи 13 века — эпохи, когда новая базилика только-только явилась миру. Особенно много их со стороны главного западного фасада, где находится Королевский портал. Но и северная часть тоже стоит внимания — там находится ажурное окно-роза, традиционный элемент французских готических храмов. Промежутки между изящными переплетениями каменного «цветка» заполнены витражами, которые представляют собой еще одну гордость Нотр-Дам-де-Шартр.

Статуя ангела с солнечными часами на углу западного и южного фасадов Барельеф южного портала собора Элемент декора Королевского портала Статуи Северного портала Витиеватый узор окна-розы, расположенного на северной стороне собора Витраж окна-розы Окно-роза главного фасада собора

С южной же стороны нет роскошных порталов и обилия статуй, однако здесь расположены астрономические часы 16 века. Сложное устройство циферблата с обилием обозначений позволяло с их помощью узнать не только текущее время и дату, но также фазу Луны. И так было до 1793 года, когда часовой механизм, к сожалению, вышел из строя. С тех пор часы являются лишь красивым элементом фасада.

Часы, построенные Иеганом де Босом в 1520 году Астролябические часы, созданные в 1528, находящиеся внутри собора

Интерьер Шартрского собора

Начать описание внутреннего убранства храма можно с простого, но важного факта — он обладает самым большим нефом во Франции. Величественный, огромный, полный причудливых бликов света от цветных витражей, он производит неизгладимое впечатление. Недаром это здание называют «Стеклянной Библией», ведь площадь остекления здесь действительно велика — более 2 000 квадратных метров. При этом некоторые витражи сохранились еще с 12-13 столетия. Самым известным из них является витражное окно с изображением Богородицы начала 12 века, а также цветная композиция «Древо Иесеево».

Сводчатая галерея собора Витражи собора отличаются необычной чистотой и насыщенностью красок Не имеющий аналогов во Франции неф собора поражает своими объемами и количеством света Алтарь и апсида собора Резная стена, отделяющая алтарную часть собора Сохранившиеся витражи 12 века: Богородица и Древо Иесеево

Интересно: насыщенный синий оттенок, который можно увидеть на всех древних витражах собора, имеет собственное название — «Шартрская синь». Его секрет так и остался неизвестным, получить стекло того же цвета современным мастерам не удалось.

Фрагмент витража о жизни святого Евстафия

Рассмотрев же верхнее убранство, стоит обратить свое внимание и вниз. Примерно треть пола на территории нефа занимает круглый черно-белый лабиринт, который является древним эзотерическим символом. Прохождение по нему для средневековых христиан было своего рода заменой паломничеству. Считалось, что паломник должен проделать путь к его центру на коленях, и это будет символизировать путь к городу Иерусалиму. К сожалению, пространство внутри собора часто занято скамейками для прихожан, и потому лабиринт не всегда удается полностью рассмотреть.

Лабиринт, выложенный в 1200 году, является самым большим символическим элементом Шартрского собора

Часы работы и стоимость билетов

Нотр-Дам-де-Шартр открыт ежедневно с 08:30 до 19:30.

В июле и августе здесь проводятся регулярные мероприятия:

  • Каждый вторник с 21:00 — чтение Евангелия;
  • Каждую пятницу с 21:00 — показ фильма об истории витражей;
  • Каждое воскресенье с 21:00 — музыкальный вечер;

Собор можно посетить самостоятельно с аудиогидом на русском языке. Для желающих также есть экскурсии длительностью 1,5 часа на французском языке.

График экскурсий:

  • С 1 апреля по 31 октября — в 10:30 (кроме вс и пн) и в 15:00 (ежедневно);
  • С 1 ноября по 31 марта — в 14:30 (ежедневно);

Стоимость экскурсии:

  • Взрослый билет — 7 € (~493 руб.);
  • Дети от 10 до 18 лет — 5 € (~352 руб.);
  • Дети до 10 лет — бесплатно;

Подъем на смотровую площадку на башне:

  • В 11:00 (кроме воскресений);
  • В 15:00 (ежедневно);

Стоимость подъема на башню:

  • Взрослый билет — 6 € (~423 руб.);
  • Льготный билет от 18 до 26 лет — 5 € (~352 руб.);
  • Дети до 18 лет — бесплатно;

Стоимость аудиогида:

  • Лекция о храме и хоровой башне — 6,2 € (~437 руб.);
  • Лекция о храме — 4,2 € (~296 руб.);
  • Лекция о хоровой башне — 3,2 € (~225 руб.);

Все экскурсии Шартрского собора можно посмотреть в расписании на сайте Нотр-Дам-де-Шартр.

Подсветка Шартрского собора ночью

Правила посещения

  • Как и все католические базилики, Нотр-Дам-де-Шартр не предъявляет строгих требований к внешнему виду посетителей, однако рекомендуется выбрать одежду, прикрывающую ноги минимум до колен и область декольте.
  • В соборе разрешено фотографировать, но без использования профессионального оборудования: штативов, вспышки и т.д. Фотосъемка не должна мешать прихожанам.
  • Во время мессы следует ограничить передвижения по храму. Допустимо лишь пройти к своему месту, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания.
  • При входе мужчинам необходимо снять головной убор, для женщин же это не обязательно. Более того, в католических церквях, в отличие от православных, женщинам не обязательно надевать на голову косынку или платок.

Праздничная подсветка собора

Интересные факты

  • Лабиринт в Шартрском соборе — наиболее известный и древний среди аналогичных лабиринтов французских готических храмов. Он также обладает самыми большими размерами и является единственным сохранившимся в своем первоначальном виде. Ведь в Амьене и в Реймсе средневековые лабиринты были разрушены, а нынешние представляют собой лишь воссозданные копии.
  • В крипте собора хранится уникальная деревянная скульптура Девы Марии, созданная еще в 1540 году. Ее можно увидеть в рамках экскурсии по этой части храма.

Деревянная скульптура Мадонны с младенцем в образе Царя и Царицы небесных

  • Из двух башен Нотр-Дам-де-Шартр одна (южная) является полой, а вторая (северная) содержит лестницу и смотровую площадку на самом верху. Последняя также играет роль колокольни — в ней находится 7 колоколов, и каждый обладает своим именем.
  • У Шартрского собора есть свои легенды и тайны. Одна из них гласит, что храм был построен на месте древнего святилища друидов, и каждый, кто здесь находится — особенно подвержен таинственным природным силам. Более того, согласно одному преданию, сильные пожары, которые преследовали здание в первые годы строительства, были вызваны древней кельтской статуэткой Черной Девы, случайно попавшей в храм.
  • Есть мнение, что для строительства собора такого уровня у средневековых французских мастеров не было достаточно знаний и опыта. И необходимые сведения принесли рыцари-тамплиеры, вернувшиеся во Францию из Иерусалима. Якобы, они узнали тайну «Золотого сечения», благодаря которой и был выполнен столь гармоничный и совершенный готический храм.
  • С возведением Нотр-Дам-де-Шартр связывают известную притчу: как-то раз мудрец подошел к строителям и спросил у них: «Что вы делаете здесь?». Один из мастеров ответил, что он переносит камни и трудится, другой — что работает ради денег для семьи, а третий сказал просто: «Я строю храм». Притча рассказывает о том, как одним и тем же делом можно заниматься с разной мотивацией.
Панорама Шартрского собора

Грандиозный Шартрский собор послужил образцом при строительстве многих других храмов. Он не только был настоящим шедевром для своей эпохи, но и является таковым даже в наши дни. Это произведение искусства веками притягивает людей из разных стран в небольшой городок Шартр — кто-то едет для поклонения знаменитой плащанице Девы Марии, а кто-то для того, чтобы полюбоваться затейливыми кружевами готической архитектуры. Впрочем, в самом городе тоже не придется скучать, ведь кроме храма здесь есть еще Международный центр витражей, художественный музей Museum of Fine Arts и уникальный Дом Пикассетт, целиком выложенный из цветной мозаики. Эти достопримечательности пусть и не отличаются такой уж древностью, однако не менее интересны.

Визитная карточка

Одежды, по преданию покрывавшие Пресвятую Богородицу при жизни и в Успении, занимали особое место среди святынь Константинополя. Боль­шая их часть размещалась в дворцовом комплексе во Влахернах, где они хранились вместе со знаменитыми чудотворными образами Богородицы. Одеяния, получившие название «Ризы» и «Покрова», как полагают, были либо частью длинной мантии, возлагавшейся на голову и скрывавшей фигуру до колен, либо коротким платком, покрывавшим только главу или спадавшим до плеч. Во Влахернах паломники видели также повой, или скуфью Богородицы. Эту реликвию обычно связывают с небольшим го­ловным платом, надеваемым поверх мафория и хорошо известным по иконогра­фии. Так, паломник Стефан Новгородец замечает: «идохом в Лахерну, в церковь святыя Бого­родица, идЪже лежить Риза и Пояс и Скуфия, иже на главЪ ея была». Последний предмет явно отли­чался от Ризы и Покрова и, действительно, на иконах мог изображаться как некий дополнительный головной убор, обязанный своим происхождением конкретной византийской реликвии.

История обретения и почитания одежд Богоматери не всегда ясна; этот вопрос ждет своего кропотливого исследователя, однако здесь можно найти несколько повторяющихся в Предании тем.

История появления богородичных святынь в Константино­поле основана на письменных свидетельствах, которые дают основа­ние думать о перенесении в Константинополь по крайней мере двух различных верхних одеяний Богородицы — Ее Ризы и Покрова, и, по-видимому, в разное время положенных в храмах Влахернского комплекса. Это следует как из исторических сочинений, так и из гомилетических произведений, предна­значенных для чтения в праздники Положения Ризы — 2 июля и Успения Богоро­дицы — 15 августа. Независимо от того, на какой из этих дней приходилось чтение и к какому из текстов обращались составители Минология, история одежд должна была восходить к последним дням жизни Богородицы и Ее Успению. Следова­тельно, и закрепленная традиция их почитания могла зародиться не ранее времени сложения богословско-догматических представлений об этом событии и официального оформления праздника 15 августа. В основе их лежали неписьменные сведения, литературно закрепленные к V—VI векам и усваиваемые свидетелю последних дней жизни Богородицы апостолу Иоанну Богослову и его ученику — епископу II века Мелитону Сардийскому. На представленных в них описаниях событий базируются последующие сочинения, Преданием связываемые с разными автора­ми, прежде всего Иосифом Аримафейским, а позже — Иоанном, архиепископом Солунским. После официального установления нового праздника, посвященного Успению Пресвятой Девы (происшедшего предположительно при императоре Маврикии (592-602)), церковные писатели составили для него гомилии и торжественные слова, объясняющие и прославляющие чудо Успения и Вознесения Богородицы. Именно они в первую оче­редь повлияли на иконографию праздника. Святоотеческие гомилии, провозгла­сившие истину апостольского свидетельства, стали каноническими текстами об Успении, однако они также были написаны на основе ранних апокрифических сочинений. Умножение литературы, посвященной Успению, приходится на VIII— IX столетия, когда складывается широкий пласт гимнографических произведений, вошедших в проложные чтения службы этого дня.

Риза Богородицы

«Гробные одеяния» Богородицы упоминаются в «Слове об Успении» Иоанна, архиепископа Солунского, составленном между 610 и 630-ми годами. Описывая последние часы жизни Богородицы, автор отводит особую роль апостолу Иоанну Богослову. Восхищенный от Ефеса Духом Святым апостол первым узнает о ско­рой смерти Пресвятой Девы Марии, которая просит сохранить Ее тело от враждебно настро­енных иудеев и ведет его «в хранильницу свою, показа ему погребальныя Ризы, и все сущее въ жилищи ея, глаголющи: «Чадо Иоанне, веси яко ничтоже имамъ на земли, токмо погребальныя своя две Ризы, еста же две зде вдовицы, егда же изыду от тела, даждь едину коеиждо»». Заповедав две свои Ризы вдовицам, Мария сама свидетельствует, что они являются Ее погребальными одеяниями. Согласно «Сказа­нию Мелитона Сардийского», получив от ангела весть об Успении, Она оделась в эти «новые одежды», которые останутся в гробу после того, как она «изыдет от тела» и вознесется во плоти. «Все погребальное», вместе с принесенной ангелом пальмо­вой ветвью, она показывает и всем другим собравшимся в Ее доме апостолам. Нет сомнений, что именно их видит в пустом гробу в Гефсимании апостол Фома, не ус­певший к Успению и явившийся только через три дня после погребения. Указание на апостола Фому и другие подроб­ности позволяют думать об обращении Иоанна Солунского к латинской редакции «Слова» V века, приписываемого Мелитону Сардийскому. Ряд важных подробностей заключает в себе другое латинское сказание об Успе­нии Богоматери, легендарный автор которого называет себя Иосифом Аримафей­ским. В нем говорится, что тело Богородицы, положенное в склепе Иосафатовой долины, было взято ангелами на небо. Видевший это Фома, чудесным образом перенесенный на Масличную гору из Индии, молил возносящуюся Богородицу о благословении, и тогда к ногам его упал пояс, который опоясы­вал тело при погребении. Апостолы не поверили рассказу Фомы и, чтобы убедить неверующего, открыли гроб, — но он оказался действительно пустым. В полученном поясе они признали ленту, которой скрепили смертные Ризы Пресвятой Девы Ма­рии. Таким образом, и пояс следует относить к комплексу погребальных одежд. Предание об оставлении Богоматерью Риз, изложенное в «Слове» Иоанна Солунского, использует преподобный Иоанн Дамаскин во «Втором Похвальном Слове на Успение Богородицы». В конце своей гомилии святой Иоанн приводит главу III книги так называемой «Евфимиевой истории», содержащей рассказ о предпринятом императ­рицей Пульхерией и императором Маркианом стоительстве во Влахернах церкви в честь Богоро­дицы и их желании перенести туда Ее тело, подобно тому, как переносили мощи святых в посвященные им храмы. Они обратились к Иерусалимскому епископу Ювеналию, пребывавшему в Константино­поле по случаю происходившего тогда Халкидонского собора: «Хотим перенести сюда эти останки под охрану царствующего града». Ссылаясь на древнее и достовернейшее предание, иерарх рассказал о соб­рании апостолов и открытии гроба: «…один из них, отсутство­вавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться Богоприемному телу. Но они не смогли найти Ее всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись исходящего от них несказанного благоуха­ния, закрыли гроб. Услышав это, цари просили архиерея прислать им запечатанным тот святой гроб вместе с пеленами и одеждами Славной и Пресвя­той Богородицы Марии. И, получив, поставили его в священном храме, постро­енном в честь Пресвятой Богородицы во Влахернах». Приведенный отрывок из 18-й главы, известный по всем самым ранним рукопи­сям «Слова», был заимствован преподобным Иоанном из так называемой «Евфимиевой Истории» – жизнеописания аввы Евфимия (†472), жившего в Палестине во времена Халкидонского собора. Появление в ней эпизода с открытием гроба Богородицы и обретением реликвии – Ризы – вполне объяснимо: как раз в это время в Церкви кристаллизовались представления об Успении Богородицы. Было необходимо проследить связь хранящейся во Влахернах Ризы с пре­данием о погребальных одеяниях, обнаруженных апостолами в пустом гробу и иден­тифицировать их с истинными одеждами Пречистой. Таким образом, общее предание о проис­хождении, обретении, перенесении и положении Ризы во Влахернах было сформи­ровано уже к середине VI века. Оно свидетельствовало о погребальном характере одеяний, обретении их в пустой гробнице, не сохранившей тела Девы Марии, перенесе­нии Риз из Гефсимании в Дом Богородицы во Влахернах. Судя по всему, Влахерны воспринимались в Кон­стантинополе повторением, своеобразной иконой Гефсиманской гробницы, что и послужило созданию здесь Святой раки, в которой были положены «гробные пелены». Надо думать, что это был не реальный гроб Бого­родицы, остававшийся в Иерусалиме, но его подобие.

История перенесения из Палестины в Константинополь одеяний Богоматери, которые, по преданию, она Сама перед смертью завещала двум жившим с ней вдовицам, содержится в «Слове на положение Ризы Богородицы во Влахернах» Феодора Синкелла, пресвитера Великой церкви, произнесенного им в праздничный день 2 июля между 620 и 625 годами. Первая часть его сочинения, следующая за доста­точно обширным и витиеватым вступлением, в котором автор восхваляет Влахерны и хранившиеся там святыни, представляет собой пересказ древней, и, вероятно, к на­чалу VII века уже ставшей хорошо известной истории о перенесении облачения из Пале­стины.

Покров Богородицы

Согласно наиболее часто повторяющейся традиции описания, по свидетельству монаха-историка XIV века Никифора Каллиста, Покров Пресвятой Богородицы был обретен в царствование императора Льва Великого (457-474). Братья Галвий и Кандид, путешествуя в Палестину на поклонение святым местам, обрели там одеяние Пресвятой Богородицы в доме одной девицы-еврейки. В истории, пересказанной Феодором Синкеллом, говорится, что два брата достигли Палестины и направились в Галилею, чтобы посетить Наза­рет и Капернаум. На ночь они остановились в небольшом селении, где нашли приют у старой иудейки, «сияющей своей чистотой и благодетелями». Заметив во время вечерней трапезы, что внутренняя комната дома была «освящена многими светильниками и благоухала от мира многочисленных кадильниц», они расспросили о причине такого убранства. Женщина рассказала им, что в ее доме происходят чудеса исцеления от исходящего «неземного света» и благоуханий, но умолчала об источнике этих чудес. Получив сбивчивые и уклончивые ответы хозяйки, Гальбий и Кандид настойчиво просили открыть тайну. Как повествует автор «Слова», она со слезами и стоном сообщила, что никто не должен был знать священный секрет, переданный ей «под клятвой предкам». Она решается рассказать о нем, поскольку является последней девой в их роду и потому последней законной владелицей свя­тыни. В ковчеге, что «блистает неземным светом и благоухает» в ее дальней комнате, хранятся одежды Пресвятой Богородицы, которые Она перед смертью — как Свою милость — завещала девам, жившим с ней в одном доме. Сохранявшая девство женщина происходила из рода одной из них, почему и получила в наследство столь великую святыню. В списках распространенной редакции в рассказ включена примечательная подробность: хранимое в доме одеяние сохраняет следы молока Бого­матери с того времени, когда она кормила Младенца Иисуса, чем недвусмысленно подчеркивалось, что оно не имеет никакого отношения к погребальным одеяниям. Обращает на себя внимание уточняемая подробность, что данное одеяние передавалось из рода в род тем из представителей семейств, которые принимали на себя подвиг девства. Тогда как погребальные Ризы Богородица завещает вдовицам из своего окружения.

Братья попросили хозяйку о возможности провести ночь у великой святыни; в слезах и молитве благодарили они Богородицу за то, что увидели и услышали. Удостоверившись, что все заснули, Гальбий и Кандид измерили ковчежец, отметив, из какого дерева он сделан. Прибыв в Иерусалим, братья раздали милостыню бедным и заказали точную копию ковчега. На обратном пути им вновь было позво­лено пробыть ночь во внутренней комнате и, как прежде, они горячо молились, испрашивая разрешения Богородицы переместить святыню в Ее собственный город — царь всех городов, ради его безопасности и славы. Братья подменили ковчежец и отправились в Константинополь. Опа­саясь, что лишатся такого сокровища, не сказав о нем ни предстоятелю Церкви Констанинопольской, ни импера­тору, с благоволения Богородицы Гальбий и Кандид возвели возле своего дома во Влахернском квартале небольшой храм во имя апостолов Петра и Марка. Однако чудесное вмешательство Пресвятой Богородицы все же вынудило братьев рассказать о святыне. Получив столь великий дар и исполнившись радости, император Лев и его супруга Верина возвели во Влахернах храм в честь Богородицы и поместили в нем привезенное одеяние, положив его в сделанный из золота и серебра реликварий — Святой ковчег. Стиль торжественного «Слова», написанного Феодором Синкеллом около 620 года, свидетельствует о том, что к первой четверти VII века эта реликвия уже имела достаточно долгую и, заметим, не очень ясную историю почитания. Ему усваивается и собственное наименование в числе одеяний Богоматери, имеющее славянский и конкретно русский перевод – Покров.

Почитание святынь

Таким образом, источники выявляют погребальные и прижизненные одеяния Богородицы, в разное время и при разных обстоятельствах оказавшиеся в Констан­тинополе. Эти обстоятельства придали своеобразие почитанию каждой из них, сложившееся уже к VII веку. Сооружение раки и перенесение погребальных пелен из Иерусалима связывают с именами Пульхерии и Маркиана, построивших около 450 года Дом Пресвятой Богородицы во Влахернах и разместивших там Ризу. Чтения об этом приходятся в минологиях и праздничных гомилиях на 15 августа — день Успения. Если обратиться к данным исторических хроник и письменных источников, Влахернский храм, действительно, был создан Пульхерией в начале царствования Маркиана, между 450 и 453 годами. Особенно подробен в своем описании Никифор Каллист (ок. 1320), опи­равшийся на разные источники, в данном случае скорее на «Евфимиеву исто­рию». Он указывает, что погребальные пелены Богородицы были присланы Иерусалимским предстоятелем Церкви Ювеналием супруге им­ператора Маркиана (450-456) Пульхерии, которая построила для них храм во Влахернах, торжественно положила туда святыни и установила ночное бдение и процессию по средам между ним и церковью в Халкопратии, которая хранит как сокровище пояс Богоматери. Никифор Кал­лист ясно говорит о двух влахернских храмах — Большой базилике, построенной Пульхерией для погребальных одежд Богоматери, присланных из Иерусалима, и круглой капелле, возведенной императором Львом (457—474) для Ее одеяния, называемого часто как Покровом, так и Ризой и доставленного в Константинополь Гальбием и Кандидом.
Перенесение же этого прижизненного одеяния Богоматери – Покрова, который, судя по рассказу Гальбия и Кандида, Она носила еще во вре­мена младенчества Христа, связано с правлением императора Льва I (457-474) и его супруги Верины, торжественно положивших святыню в серебряном реликварии на престоле возведенного и украшенного ими храма во Влахернах. Посвященные этому событию тексты чаще всего помещаются в синак­сарях на 2 июля — день Положения Ризы, но включаются и в чтения 15 августа.

Таким образом, мы наблюдаем в истории Церкви две значительные реликвии, связанные с Богоматерью. После разграбления Константинополя в 1204 году великие христианские святыни были перенесены на Запад, хотя, как представляется, во Влахернах оставались часть Ризы и во­круг уцелевшей реликвии сложилась новая традиция ее почитания. Иосиф Бренниус перечисляет Ризу и Пояс Богородицы среди реликвий, остав­шихся в Константинополе после латинского завоевания. В любом случае, в пожаре 1434 года церковь во Влахернах гибнет и больше не упоминается. Остаются считанные годы до падения Константинополя. Основная масса реликвий, похищенных крестоносцами, найдут свои места в общественных и частных храмах и часовнях Европы.

Впрочем, ряд святынь попадают из Константинополя на Запад вполне законным и благочестивым образом. Так, например, в IX веке Византийская императрица Ирина ищет сближения с Карлом Великим для того, чтобы соединить Второй Рим – Константинополь и образовавшуюся в IX веке Западную империю Карла во единое целое. С этой целью ведутся активные переговоры, в том числе и о заключении династического брака между правителями Востока и Запада. В знак своего особого расположения императрица Ирина передает ковчег с Покровом Богоматери в дар императору Карлу Великому. В 876 году внук Карла Великого, Карл II, дарит святыню городу Шартру.

Покров Пресвятой Богородицы привлекает в город множество паломников. Исторические хроники Шартра повествуют нам о двух великих чудесах, произошедших по молитвам Пресвятой Богородице. В 911 году, когда на плохо укрепленный город наступал отряд норманнов-язычников, беспощадно разрушавших города Европы, епископ Гантельм и горожане с молитвой о заступничестве вывесили Покров Пречистой на стены города и Божия Матерь, подобно тому, как это было в Константинополе, заступается за город. Происходит чудо – свирепые «люди с Севера» обращаются в бегство и больше никогда не нападают на город, а предводитель отряда норманнов принимает христианство.

Второе чудо, также связанное с историей города Шартра, происходит в 1194 году, когда в страшном пожаре был практически уничтожен романский собор IХ века. Три дня пламя не стихало, и город уже скорбел о потере почитаемой и любимой Святыни. Но, к изумлению горожан, на третий день из-под развалин выбрались трое монахов, которые в момент, когда пламя охватило храм, вместе с Покровом схоронились в крипте собора. Кругом бушевал огонь, но Святыню и людей, хранивших ее, он не коснулся. Это чудо вдохновило горожан построить новый храм. Строительство нового Шартрского собора длилось 26 лет и завершилось в 1220 году. Во время Французской революции, чтобы спасти Святыню, ее разделяют на несколько частей. Рискуя своей жизнью, благочестивые хритсиане хранят ее у себя.

В 1819 году самый крупный из этих фрагментов возвращается в Шартрский собор. В 1927 году проводится экспертиза, в результате которой было установлено, что шартрское полотно датируется первыми веками и соответствует технологии палестинского ткачества I века. «Во время проведения исследования, — говорится в акте экспертизы, — не было выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань».

У Центра изучения православных святынь Российского православного университета была возможность сравнить небольшие части богородичных реликвий в разных храмах Европы – с частицами одеяний, пребывающих в университетском храме апостола Иоанна Богослова под Вязом – они соответствуют аналогичным святыням. Впрочем, в условиях упомянутой некоторой неясности глобальной истории обретения и хранения богородичных святынь особую роль играет дисциплина преемственности передачи реликвий. Епископы несли персональную ответственность за правильную передачу реликвий. Переданные в храм апостола Иоанна Богослова под Вязом частицы одеяний Богоматери, которые до передачи Российскому православному университету хранились в Западной Европе, опечатаны епископами.

Учитывая вышесказанное, прочтение сопутствующих документов и надписей в реликвариях свидетельствует, что они содержат часть погребальных пелен Богоматери, получивших в славянской церковной традиции наименование Ризы и части мафория – Покрова.

М.В. Артеев,

руководитель Центра изучения

христианских святынь РПУ

Шартрский собор

Шартрский собор (Франция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Шартрский собор, общий вид

Собственный оттенок синего цвета, таинственный гигантский лабиринт на полу и одна из самых почитаемых христианских реликвий — плащаница Девы Марии — немногие соборы мира могут похвастать таким собранием уникальных особенностей. А вот душе и символу города Шартр — Шартрскому собору — это удалось. Невероятный готический шедевр в 1979 году был включен в Список ЮНЕСКО и ежегодно привлекает тысячи туристов под свои летящие своды.

Немного истории

На месте нынешнего собора с 9 века стояли церкви, в которых хранилась плащаница Богоматери. Первый собор был возведён в начале 11 века, но совсем скоро он сгорел, уступив место храму в романском стиле, которого, впрочем, дважды постигала такая же участь. Строительство современного собора началось в конце 12 века, причём в работах добровольно принимала участие чуть ли не вся Франция. Открытие же храма состоялось в 1260 году при короле Людовике IX. Примечательно, что с тех пор облик Шартрского собора не претерпел практически никаких изменений, не считая незначительных реставраций в новейшее время.

Что посмотреть

Знакомство с Шартрским собором традиционно начинается снаружи — от его величественных летящих ввысь башен буквально захватывает дух. Кстати, определённая асимметрия — вовсе не оптический обман: правая от входа башня возвышается на 105 метров, а левая — на целых 113. Кроме этого, и стиль башен разнится: правая построена в изящном и строгом романском стиле, а левая — в «колючем» стиле пламенеющей готики.

Находясь на площади перед собором также невозможно не обратить внимание на великолепную готическую розетку, пространство между каменной резьбой которой заполнено витражами. Помимо розетки заслуживают внимания и астрономические часы на южном фасаде, помещённые туда в 16 веке. Ныне они показывают только время, а до конца 18 века, когда механизм, увы, сломался, давали информацию также о дне недели, месяце, времени восхода и заката Солнца, фазах Луны и текущем знаке зодиака.

Суперсооружения древности: Шартрский собор Осмотрев фасады Шартрского собора, самое время устремиться внутрь — здесь не менее интересно. Для начала стоит обратить внимание на впечатляющие просторы центрального прохода — это самый широкий неф среди всех соборов Франции и восхититься игрой проходящего сквозь витражи солнечного света на колоннах и полу храма.

Оттенок синего цвета на витражах собора получил собственное название — «Шартрская синь», а секрет его получения до сих пор не разгадан.

Вообще, витражи считаются самым уникальным атрибутом Шартрского собора — их общая площадь превышает 2000 кв. м, а число — более 170. При этом самые древние из них относятся ко времени строительства собора — 12 веку. По витражам, кстати, можно проследить всю библейскую историю — для этого рассматривать их нужно снизу вверх, слева направо от центрального входа.

Находясь в Шартрском соборе, нужно ни в коем случае не забыть также смотреть себе под ноги: на полу выложен огромный лабиринт, символизирующий путь верующего к Богу, «выбраться» из которого можно лишь одним путём, длина которого — 294 метра. Кстати, пилигримы до сих пор используют прохождение по лабиринту как элемент медитации.

Обозреть окрестности можно, поднявшись на одну из башен собора.

Адрес и часы работы

Костёл Девы Марии под цепью (Kostel Panny Marie pod řetězem)

История строительства
Костел был построен где-то между 1158 (основание монастыря) и 1182 годом, что подтверждается данными об освящении храма и датой, когда Орден Святого Иоанна Иерусалимского получил от Папы Римского письменное подтверждение на право владения этим храмом. Его строительство осуществлялось за счет средств канцлера и вышеградского пробста Гервасия (Gervasius) и его внука заместителя канцлера Мартина. Это была романская трехнефная базилика, самая старая часть которой находилась на востоке, на запад она простиралась почти до того места, где сегодня находится двор, и заканчивалась фронтоном с башнями. С тех времен сохранились многочисленные фрагменты кладки южной стены.

Готическая реконструкция скорее всего началась в 1314 году, когда у Ордена Святого Иоанна Иерусалимского появились средства благодаря продаже имущества после роспуска ордена тамплиеров. Романская базилика была практически разрушена, после чего началось строительство готического нефа, которое, вероятно, осуществлялось артелью Парлера (Parléř), однако оно не было завершено. С северной стороны пресвитерия была пристроена ризница, подвальные помещения которой использовались как крипта (сохранилась до настоящего времени). В коридоре перед ризницей находятся остатки готических настенных росписей. На северной стороне были сделаны основания колонн аркад бокового нефа, частично были построены башни на западе и щипец между ними – здесь было задумано строительство готического собора, которое было прервано вторжением гуситов. Двор служил кладбищем.

В 1378 году в костеле был выставлено тело умершего императора Карла IV.
Во время правления его преемника Вацлава IV жил Св. Ян Непомуцкий (sv. Jan Nepomucký), о котором рассказывают, что в 1393 году он был сброшен с Карлова моста в Влтаву и утонул. Эта история правдива лишь частично, потому, что он умер еще до того в результате пыток – он был арестован в костеле Девы Марии под цепью во время примирительной встречи, в которой также принимал участие король, архиепископ Ян из Йенштейна (Jan z Jenštejna) и другие, а с моста вечером было сброшено мертвое тело.
Сегодняшний костел фактически является пресвитерием запланированного здания, только расширенным в процессе проведения ренессансной реконструкции во 2-й половине XVI-го века, когда было построено последнее, западное поле, где находятся хоры. Фасад костела с порталом сделан в стиле позднего ренессанса, а фронтон в стиле раннего барокко.
В XVII веке костел был перестроен в стиле барокко, работы в основном проводились Карло Лураго (Carlo Lurago) и каменотёсом Джованни Баттиста Спинетти (Giovanni Battista Spinetti), в этом виде костел сохранился по сей день.
Во время перестройки в стиле барокко снаружи к пресвитерию была пристроена конюшня.
В 2004 году статус костела изменился с приходской церкви на монастырский костел.

Интерьер костела
На главном алтаре в массивной раме находится написанная в стиле барокко картина Карла Шкреты «Мадонна, благославляющая рыцарей мальтийского ордена на битву при Лепанто» (Lepantо) (ок. 1651 г.). В насадке рамы сделана лепка сидящей в лучах Мадонны, по обе стороны алтаря на стенах висят две статуи ангелов.
Еще одна картина Шкреты «Усекновение главы Св. Барборы» расположена на алтаре в конце южного бокового нефа (была написана в 1674 г.). В этом нефе находятся еще два алтаря — Девы Марии и Св. Елизаветы и Девы Марии-Помощницы, за стеклом которого находится копия образа Богоматери Ченстоховской. В южной стене под хорами можно видеть алтарь святого Креста.
В конце северного бокового нефа находится отделенная решеткой капелла Св. Яна Непомуцкого (kaple sv. Jana Nepomuckého) с изображением на алтаре этого святого и группы чешских святых покровителей. Недалеко от нее стоит капелла Иоанна Крестителя (kaple sv. Jana Křtitele), покровителя Мальтийского ордена, в верхней части алтаря этой капеллы находится картина «Крещение Христа» Антонина Стивенса из Стайнфелса (Antonín Stevens ze Steinfelsu). Здесь также установлена деревянная купель.
Далее расположена капелла Девы Марии Скорбящей (P. Marie Bolestné), где первоначально на алтарной мензе была размещена Пьета. Позднее она была заменена застекленным ящичком с копией статуи Младенца Иисуса, напоминающей о том периоде, когда Мальтийскому ордену принадлежал костел Девы Марии Победоносной. За передней стеной мензы, которую можно отодвинуть, символически помещен Гроб Господень.
Под хорами находится алтарь Девы Марии, за стеклом которого находится деревянная статуя Мадонны, которая, вероятно, является барочной копией оригинала, сделанного в эпоху расцвета готики. Здесь также висит образ «Стигматизация Св. Франциска», написанный в первой половине XVIII века.

Кафедра сделана в эпоху расцвета барокко, ее двери украшены рельефом «Орден Святого Иоанна Иерусалимского завоевывает Иерусалим».
Скульптурное убранство костела в основном является работой Яна Петра Венды (Jan Petr Wendа). Интересной является статуя в аркаде между основным и вспомогательным южным нефом, которую создал из мрамора Эмануэл Макс (Emanuel Max) в 1850 году. На ней изображен граф Рудольф Коллоредо-Вальдзе (Rudolf Colloredo-Waldsee), великий приор, который прославился в 1648 году при защите Праги от шведов. Скульптура необычна тем, что, несмотря на то, что она установлена в католическом костеле, на ней находится шляпа. Первоначально она должна была быть установлена в другом месте, вне храма, и только после ее завершения было решено, что она будет стоять здесь.

Происхождение названия костела
Существует несколько версий – согласно первой, скульптура Девы Марии в церкви имела на шее цепь. По другой версии, название связано с бывшим Юдитиным мостом (Juditin most), башня которого имела ворота с натянутой цепью. Самой же вероятной является версия, согласно которой костел стоит рядом с местом на Малой Стороне, от которого была натянута цепь на противоположный берег Влтавы к Старому Городу (о чем свидетельствует и название улицы Ржетезова (Řetězová)), цепь препятствовала кораблям, приезжающим в Прагу, проплывать без оплаты таможенных пошлин.

Суверенный военный гостеприимный орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты — Орден Святого Иоанна Иерусалимского (Suverénní vojenský a špitální řád sv. Jana Jeruzalémského z Rhodu a Malty – johanité)
(Ordo Melitensium, Ordo Joanitarum)
Орден был основан из общества итальянских купцов из Амальфи, которые около 1048 года основали в Иерусалиме при костеле Св. Иоанна Крестителя больницу для лечения паломников к Гробу Господню.
В 1113 году орден утвердил Папа Римский, первым Великим магистром, т.е. лицом, обладающим верховными полномочиями, стал Блаженный Герад (Gerad), который считается его основателем. Среди выдающихся Великих Магистров надо упомянуть Жан Паризо де ла Валлетта (Jean Parisot de la Vallette), избранного в 1557 году, который отличился в битве с турками и сделал с Мальты неприступную крепость. В его честь столица Мальты была названа его именем Валлетта.
После падения Иерусалима (1187), госпитальеры временно поселились на Кипре, в 1522 году на Родосе, а в 1534 году император Карл V им пожаловал в качестве феода Мальту, где они находились до ее завоевания Наполеоном. С 1834 г. Великий Магистр имеет местонахождение в Риме на Авентин.

С самого начала орден имеет два подразделения: священническое (монахи) во главе с приором и военное (рыцари), во главе с Великим командором. Эти два подразделения тесно сотрудничают между собой, что также отражается в их лозунге «Защита веры и служба страдающим».
На гербе ордена изображен серебряный крест на красном поле, за ним восьмиконечный мальтийский крест, символизирующий восемь добродетелей, которые должен соблюсти рыцарь. Религиозная одежда представляет собой черную мантию с мальтийским крестом на груди.
В Чехии госпитальеры обосновались очень рано (1156 – 1159 г.г.), о чем свидетельствуют распространенные контакты чехов с разными странами.

Видео: Шартрский собор

История достопримечательности

Картина 1830 года

По мнению археологов, Шартрский собор, как минимум пятый храм на холме, который облюбовали христиане еще с IV века, изгнав оттуда друидов. В 876 году очередному храму досталась туника Девы Марии, главная святыня Шартра до наших дней. Последнему собору, освященному в 1260 году, поразительно везло. Для начала его статус в глазах общественности повысил Генрих IV Бурбон, первый король после ухода с исторической сцены династии Валуа.В 1594 году он предпочел Шартр традиционному Реймсу, лежащему несколько дальше от Парижа, и короновался здесь.

Фотография Шартского собора в 1910 году

За годы существования готического здания Шартр пережил множество военных конфликтов, в числе последних – массированные бомбардировки союзников, вытеснявших немцев из Франции во время Второй мировой. Город сильно пострадал, но собор не только не был разрушен, но даже не нуждался в реставрации.

Шартский собор

Архитектурные особенности

Шартрский собор представляет собой классический образец готической церкви. Единое архитектурное решение воплощали бригады из 300 рабочих примерно в течение 40 лет – срок для XIII века весьма скромный. Массивный при ближайшем рассмотрении, на расстоянии собор кажется парящим в воздухе благодаря устремленным ввысь симметричным башням с ажурными окнами. Максимальная высота здания составляет 113 м, в длину оно вытянуто на 130 м. Гигантский фасад и боковые стены из ценного известняка украшены 200 резными фигурами большой художественной ценности, иллюстрирующими события библейской истории.

Вход в Шартрский соборОкно-роза северного трансептаАркбутаны Шартрского собора

Интерьер собора

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

В соборе до сих пор заметны следы первоначальной постройки романского стиля — небольшая восьмиугольная башня, королевский портал и закругленные арки. Крестообразный в плане храм привлекает туристов двумя вещами – замысловатым черно-белым «лабиринтом», выложенным на полу нефа, и витражными окнами. Круглый лабиринт, который могут пройти все желающие, символизирует путь паломников в Святую землю, причем предполагалось, что верующие будут следовать по нему на коленях, опираясь на руки. Летом его копии украшают газоны в окрестностях Нотр-Дам-де-Шартр.

Южный трансепт

На трехъярусных стенах расположены 176 витражей в насыщенных ярко-красных и синих тонах. Секрет производства стекла для них утрачен, поэтому в случае разрушения витражей восстановить их в первоначальном виде не удастся. Сюжеты для окон выбирали самые разнообразные: наряду с классическими библейскими сценами на них запечатлены эпизоды из жизни знати, простых горожан и крестьян. Внутри почти нет резных фигур: для облицовки использован местный камень, который сложно обрабатывать. Несмотря на обилие окон, внутри собора царит таинственный полумрак: солнечный свет приглушают цветные витражные стекла. Стекло постоянно реставрируют и очищают, так что оно по-прежнему сияет насыщенными оттенками красного, зеленого и знаменитым оттенком шартрского синего цвета.

Скульптуры на резной стене, отделяющей алтарную частьФрагмент лабиринта символизирующего путь паломников в Святую землюВнутри собора Фрагмент королевского портала

Шартр для паломников

Пик паломничества приходился на начало строительства Шартрского собора; после Французской революции до середины XVIII века практика религиозных поклонений была прекращена. В наше время Шартр снова стал центром притяжения католиков со всего мира. В год на поклонение приезжает около 18000 гостей. Верующие мирно соседствуют с обычными туристами, но последних просят соблюдать несложные правила поведения. Дресс-кода не существует, можно заходить в любой опрятной одежде. Туристов просят не шуметь во время мессы, когда осмотр алтарной части может быть затруднен. Вечерняя служба в будни проходит в 19:00, по праздникам и выходным она начинается на час-полтора раньше, утренние мессы проводятся до открытия храма для туристов.

Хор Шартрского собора

Информация для туристов

Шартрский собор – главная достопримечательность города, вокруг которого сосредоточены все заведения, обслуживающие туристов. В 100 м от юго-восточного придела здания в доме с пятисотлетней историей на Рю де ла Пуассонри 8-10 расположен туристический офис. Здесь гостям города подскажут, где остановиться, перекусить, что еще стоит осмотреть в Шартре и его окрестностях, предложат сувениры, печатные, электронные путеводители, экскурсии с гидом. Офис открыт ежедневно до 5-6 часов вечера.

В шаговой доступности от собора действуют 4 небольших отеля, еще несколько открыто в 10 минутах ходьбы от него. Рядом с храмом, в бывшем дворце шартрского епископа, работает Музей изящных искусств с неплохим собранием живописи XVIII века и старинных клавесинов. Перекусить можно в любом из десятков ближайших кафе и ресторанов, самый бюджетный вариант – построенный в 300 м к юго-западу от достопримечательности «Мак-Доналдс».

Время работы и услуги

Доступ в Шартрский собор туристам открыт ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход оборудован пандусом для маломобильных граждан, им доступны все уголки базового уровня собора. У входа работает сувенирная лавка, магазин «Склеп» расположен вне здания, в южном портале. Кроме традиционных магнитов и открыток в ассортименте представлены макеты собора, сувениры в виде витражей и лабиринтов. Кстати, традиция торговли в храме продолжается с момента его постройки: когда-то прямо в здании был продуктовый рынок, ничуть не мешавший проведению службы.

Астрономические часы Фасад Шартского собора

Автомобилем из Парижа до Шартра можно добраться по шоссе А6 в направлении Бордо, затем по шоссе А10 и А11 в направлении Нанта. Время в пути составит чуть более часа, есть платные отрезки дороги. Бесплатная альтернатива проходит через Дрё по N12, по протяженности дорога в полтора раза длиннее. Возле собора есть вместительные парковки.

С парижского вокзала Монпарнас поезда в Шартр отправляются в среднем один раз в час. Туристические автобусы из столицы останавливаются примерно в 300 м от Нотр-Дам-де-Шартр, на Рю Жорж Фессар. Из парижского Орли в Шартр летают самолеты, но экономия времени на дорогу составит всего около 20 минут. Бесплатный местный автобус характерного желтого цвета курсирует по городу с раннего утра до семи вечера между основными достопримечательностями каждые 20 минут.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *