Козлов Сергей Григорьевич

Поэт и сказочник Сергей Григорьевич Козлов — автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей («Ёжик в тумане», «Ёжик и море», «В сладком морковном лесу», «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», «Как Ослик шил шубу» и т.д.), а также историй про Львёнка и Черепаху, которые пели песню: «Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу…»
Самому Сергею Григорьевичу в детстве нравились книги «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо и «Служу Родине!» Ивана Кожедуба — военного лётчика, трижды Героя Советского Союза. Теперь, не забывая о прежних привязанностях, Сергей Козлов любит прозу Бунина и Бабеля, стихи Есенина и Пастернака.
Свои первые стихи (конечно, о лётчике) он написал, когда учился в восьмом классе. В юности занимался в литературном объединении «Магистраль». Литературный институт окончил с рукописью книги стихов в качестве дипломной работы. Но до того, как стать профессиональным писателем, — был рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.
Сказки для детей Сергей Козлов начал писать в шестидесятые годы, тогда же придумал Медвежонка, Зайца и Ёжика. Истории о них он сочиняет до сих пор, так что постепенно появляется целый сказочный мир — или лес.
Там каждый зверёк (зверок, зверик) живёт в своём доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Когда захотят, зверьки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга грибами, яблоками и чаем с мёдом, если погода тёплая — гуляют возле реки и до темноты сидят у кого-нибудь на крыльце — сумерничают.
В лесу медленно и чудесно сменяются времена года. Лес для тех, кто понимает, — всегда очарованный. Вот он весь в снегу, среди чёрных древесных стволов видны полуоблетевшие огненные осинки и золотые клёны. Снег всё падает и падает. Ёжик с Медвежонком стоят на опушке, как два крошечных деревца, заметённых снегом.
Вот Ёжик весной на горке встречает рассвет, но, не дождавшись, сворачивается клубочком и засыпает. Рассвет приходит синий-синий, в белых клочьях тумана, дует на Ёжика, и тот шевелит иголками.
Вот Заяц сидит посреди поляны, до краёв залитой светом луны, и играет на свирели. Ему так хорошо, что он чувствует себя прозрачным, будто лунный луч.
А вот Ёжик с Медвежонком у обрыва греются на тусклом осеннем солнышке. Река уводит за поворот тяжёлую тёмную воду. Трава на лугу поёт свою последнюю осеннюю песню, а в сумрачной чаще, во мху, сидит, поджав коленки, маленький золотой гриб-лисичка.
Время в сказках Сергея Козлова течёт неспешно, но безвозвратно. Можно заклинать его, обращаясь к любимому существу:»Правда, мы будем всегда? Правда, мы никогда не расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?» Но всё неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни, происходит в этих сказках с Ёжиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьёз говорить о том же, о чём и со взрослыми — о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти. Только в сказке это будет, например, так:
«— Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой всё говорим.
— Говорим, — согласился Ёжик.
— Месяца проходят, облака летят, деревья голенькие, а мы всё беседуем.
— Беседуем.
— А потом всё совсем пройдёт, а мы с тобой вдвоём только и останемся.
— Если бы!
— А что ж с нами станет?
— Мы тоже можем пролететь.
— Как птицы?
— Ага.
— А куда?
— К югу, — сказал Ежик».

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.Г.КОЗЛОВА

Книги Сергея Козлова хороши для читателей любого возраста.

Про Ёжика и Медвежонка:

Про Львёнка и Черепаху:

КРОКОДИЛ-ДИЛ-ДИЛ ПЛЫВЁТ, ИЛИ КАК ЛЬВЁНОК И ЧЕРЕПАХА ОТПРАВИЛИСЬ В ПУТЕШЕСТВИЕ / Худож. Б.Акулиничев. — М.: Стрекоза, 1998. — 78 с.: ил.
Самая первая и самая главная история о Львёнке и Черепахе — та, в которой они впервые встретились и спели свою песенку. Но, оказывается, потом их ожидали разные — и не только весёлые — приключения.

ПИРАТЫ И ЛЬВЁНОК: Сказка с пиратами, песнями, ураганом, пальбой из пушек и пистолетов в 9 главах / Худож. В.Нагаев. — М.: Росмэн, 1996. — 111 с.: ил.
В этой истории Черепаха отсутствует. Вместе с Львёнком маленький Кит и хромой пиратский Лис добывают целебный золотой чай для Обезьянки, которая наелась снегу с горы Килиманджаро.

Сказки для театра:

ПОЮЩИЙ ПОРОСЁНОК: Сказки для театра / Ил. Л.Шульгиной. — М.: Искусство, 1988. — 237 с.: ил.
Содерж.: Летающий Поросёнок; Трям! Здравствуйте!; Поющий Поросёнок; Снежный цветок; Как Львёнок и Черепаха пели песню; Золотой чай; По Зелёным холмам океана; Колодец; Гостиница для путешествующих в прекрасное.
Если читатель давно полюбил Ёжика и Медвежонка, Львёнка и Черепаху и с пониманием относится к их чудачествам, летающий и поющий Поросёнок, а также другие герои сказок для театра должны ему понравиться.

Стихи и рассказы:

Мимо белого
Яблока луны,
Мимо красного
Яблока заката
Облака
Из неведомой страны
К нам спешат
И опять бегут куда-то…

Ещё несколько иллюстрированных книг:

БОЛЬШАЯ БУКВА «А» / Ил. С.Острова. — М.: Малыш, 1979.

В ПОРТУ / Ил. Н.Ермолаева. — М.: Малыш, 1972.

В СЛАДКОМ МОРКОВНОМ ЛЕСУ / Ил. П.Багина. — М.: Малыш, .

ЁЖИК И МОРЕ / Ил. Е.Монина. — М.: Малыш, 1969.

ЁЖИК И МОРЕ / Ил. И.Галанина. — Мурманск: Кн. изд-во, 1971.

КАК ЛЬВЁНОК И ЧЕРЕПАХА ПЕЛИ ПЕСНЮ / Ил. Л.Шульгиной. — М.: Дет. лит., 1992. — (Мои первые книжки).

КАК СОЛНЦЕ РАЗБИЛОСЬ / Ил. Е.Монина. — М.: Дет. мир, 1962.

ОСЕННИЕ СКАЗКИ / Ил. Б.Диодорова. — М.: Малыш, 1972.

ПОРОСЁНОК В КОЛЮЧЕЙ ШУБКЕ: Киносказки / Ил. Л.Шульгиной. — М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1987.

КОЗЛОВ С., ЦЫФЕРОВ Г. ГДЕ ЖИВЁТ СОЛНЦЕ / Ил. Б.Диодорова, Г.Калиновского. — М.: Дет. мир, 1963.

Переводы и пересказы:

ПАНЧЕНКО В.Ф. ПЕСЕНКА В ГОРАХ / Пересказал с укр. С.Козлов. — М.: Малыш, 1965. — 14 с.: ил.

ШЕСТАЛОВ Ю. ПО ВОДЕ ШУБА ПЛЫВЁТ / Пересказал с мансийск. С.Козлов. — М.: Дет. мир, 1962. — 18 с.: ил.

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ С.Г.КОЗЛОВА

Баруздин С. О новой книжке Сергея Козлова // Козлов С. Я на солнышке лежу. — М.: Малыш, . — С. 6-7.

Баруздин С. О Сергее Козлове // Баруздин С. Заметки о детской литературе. — М.: Дет. лит., 1975. — С. 348-355.

Красикова Е. Мир без троллей и колдунов // Детская литература. — 1981. — № 8. — С. 17-20.

Окуджава Б. Сергей Козлов — сказочник; Искандер Ф. Осенние сказки // Детская литература. — 1999. — № 5-6. — С. 134-136.

Рощин М. // Козлов С. Поющий Поросёнок. — М.: Искусство, 1988. — С. 2.

Туровская М. Несколько слов вдогонку // Козлов С. Поросёнок в колючей шубке и ещё восемь сказок-сценариев мультипликационных фильмов… — М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1987. — 4 с. обл.

С.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.Г.КОЗЛОВА

— МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ —

Козлов С.Г. Стихи и сказки

Слово «созерцание», на первый взгляд, не имеет отношения к литературе для малышей. Однако в книжках Сергея Козлова именно оно кажется определяющим. И героям, и маленьким читателям писатель дарит возможность спокойно и пристально всмотреться в мир, тихо проступающий на страницах его коротких сказок. Взгляд рождает чувство, к чувству приходят слова и становятся его продолжением.

— Мне бы, знаешь, чего больше всего хотелось? — подумав, сказал Медвежонок Ёжику. — Мне бы больше всего хотелось, чтобы на каждой твоей иголке выросло по шишке.
— А что бы выросло потом?
— А потом бы ты стал настоящей ёлкой и жил целых сто лет.
— Это хорошо… А как бы ты со мной разговаривал?
— Я бы забирался на самую макушку и шептал в темечко.

Эти строчки можно читать только шёпотом. Сказки про Ёжика и Медвежонка в самом деле негромкие, задумчивые, неторопливые. Наверное, потому, что они о самом главном в жизни любого человека (и маленького, и взрослого). Автор не спешит намеренно, он тщательно подбирает слова и складывает из них настроение. Настроение тихого равновесия и спокойной созерцательности, к которому всегда стремились истинные мудрецы и философы.
Такая вот философия для малышей. И для родителей, конечно, тоже.
Стихи Сергея Козлова под стать его сказкам. У него нет бодрых, звонких, пёстрых стихов. Его лирика сдержанна, его музыка печальна.
Поэзия в миноре. Для дошколят и младшеклассников? Необычно. Однако вполне приемлемо, а порой даже необходимо. Не всё же бегать, прыгать и хохотать. Иной раз и погрустить бывает очень даже полезно.

Ворона

Кружится ворона
Над осенним лесом.
Я хочу к вороне
Подойти поближе,
Я хочу сказать ей:
— Ты кружись пониже,
Чёрная ворона,
Над осенним лесом!

Картинная галерея

Персонажи сказок Сергея Козлова стали любимы и узнаваемы не только благодаря мультипликации, но и благодаря великолепным книжным графикам.

П.Багин — Козлов С. В сладком морковном лесу. — М. : Малыш, 1972.
Козлов С. Времена года. — М. : Малыш, 1973.

Из последних изданий:

Козлов С. Г. Азбука для самых маленьких / Сергей Козлов ; . — Москва : Оникс, 2006. — 11 с. : ил.

Козлов С. Г. Гном / Сергей Козлов ; . — Москва : Объединённое гуманитарное издательство, 2002. — 17 с. : ил. — (Дети О.Г.И.).

Козлов С. Г. Ёжик в тумане / Сергей Козлов ; . — Москва : РОСМЭН-ПРЕСС, 2010. — 64 с. : ил. — (Детская библиотека РОСМЭН).

Козлов С. Г. «Ёжик в тумане» и другие сказки / Сергей Козлов ; . — Москва : Центрполиграф, 2006. — 48 с. : ил. — (Чудо-книга).

Козлов С. Г. Львёнок и Черепаха : / Сергей Козлов ; . — Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 157 с. : ил. — (Новая классика).

Козлов С. Г. Облака : / Сергей Козлов ; . — Москва : Самовар, 2000. — 47 с. : ил. — (Малышам).

Козлов С. Г. Сказки о Ёжике и Медвежонке / Сергей Козлов ; . — Москва : РОСМЭН, 2009. — 80 с. : ил.

Денис Романцов рассказывает о судьбе одной из самых титулованных команд в новейшей истории российского спорта.

Малая арена Лужников. Предельный ажиотаж – 12 тысяч болельщиков. Среди зрителей – сборная России по футболу в полном составе: Овчинников, Филимонов, Радимов, Онопко, Никифоров, Цвейба, все. Среди комментаторов – Сергей Белоголовцев. В таком антураже осенью 97-го «Дина» стала лучшей командой мира, обыграв бразильский «Интер» в Межконтинентальном Кубке – турнире, который инициировал основатель и президент «Дины» Сергей Козлов.

– Мы смоделировали Межконтинентальный Кубок в его нынешнем виде, а лично я – придумал название, – рассказывает Козлов. – До этого в Бразилии провели клубный Кубок мира, но самые сильные европейцы – испанцы, итальянцы, мы – туда не поехали, потому что в то же время у нас разыгрывался свой Кубок чемпионов. Мы стали лучшей командой Европы, обыграли на континенте всех, и получили спортивное право бросить вызов бразильцам, которые сами себя провозгласили лучшей командой мира. Добились согласия ФИФА, договорились провести три матча, чтоб без случайностей, и выиграли, а потом еще четыре года принимали Межконтинентальный кубок у себя. Именно тогда стало понятно, что мини-футбол в России – это серьезно. В наши клубы поехали бразильцы, родились новые команды, полились мощные инвестиции, в мини-футбол стали вкладываться «Газпром», «Норильский Никель».

Демиург «Дины» Сергей Козлов в юношестве занимался в школах «Динамо» и «Чертаново», служил в армии, работал слесарем, а в конце семидесятых пробивал за «Динамо» выезда.

– Я был одним из тех молодых людей, кто пытались организоваться в армию болельщиков. Ездили на поездах, на «собаках». Хулиганили по-своему. Некоторые из моих ровесников, с кем мы тогда колесили по Союзу, ездят за «Динамо» до сих пор. Все мои сыновья болеют за «Динамо». Старший, Роман, – главная движущая сила. Лет 6-7 назад пробил золотой выезд.

Козлов основал «Дину» в 91-м, то есть в тридцать лет, и вам наверняка не терпится узнать, как у вчерашнего слесаря и болельщика «Динамо» хватило на это средств.

– Мой отец – простой рабочий, поэтому после армии я и занимался тем, что умел делать руками – работал слесарем. Но мама посоветовала устроиться в банк. Это семейная традиция. Бабушка работала в банке до войны, мама шестьдесят лет отдала Госбанку. В двадцать три года я попробовал и к концу восьмидесятых стал заместителем управляющего банка. Появилась возможность помогать спортивной школе, в которой занимался, и любимому клубу. Я к тому моменту уже около десяти лет был знаком с Николаем Толстых и банк, в котором я работал в начале девяностых, стал акционером «Динамо», а «Динамо» – акционером банка. А еще мы вместе с Анатолием Воробьевым, который теперь генеральный секретарь РФС, создавали первый клуб болельщиков «Динамо».

В 1989 году директор чертановской школы попросил своего воспитанника Сергея Козлова профинансировать сборную Союза по мини-футболу – ФИФА как раз дала разнарядку развивать этой вид спорта. Сборную собрали по итогам первого чемпионата страны и отправили на турнир в Италию, а Козлов взял на себя расходы на перелет, проживание, питание и экипировку. Раз Козлов оказался внутри команды и имел приличное футбольное образование, ему удалось не только организовать первый выезд мини-футбольной сборной, но и сыграть за нее.

– Стелили искусственное покрытие прямо на главной площади города, возводили легкие трибуны, как сейчас на пляжном футболе, и играли. На сайте «Дины» написано, что я провел четыре матча за сборную, но я недавно нашел в архивах физкультурного диспансера отчет доктора сборной СССР Сигала – оказывается, шесть набралось.

В первом и последнем чемпионате СССР по мини-футболу схлестнулось 25 команд – в том числе из Эстонской, Латвийской, Украинской, Киргизской, Молдавской, Грузинской и всех прочих ССР, но после распада страны играть им стало особо не с кем и Сергей Козлов предложил лучшим игрокам чемпионата переехать в Москву. Другим источником пополнения стали ветераны большого футбола – Валерий Гладилин, Михаил Бирюков, Сергей Петренко.

– Трудно было уговаривать идти в новый вид спорта. Миша Бирюков, например, поиграл и решил вернуться в большой футбол. Олега Денисова в 1992 году где-то случайно присмотрели. Олег имел хорошее высшее образование. Стажировался в Америке. Должен был работать в отделении Сбербанка, а я стал уговаривать его играть в мини-футбол. Первые несколько лет ему было очень тяжело – закончил МГУ, зовут работать на перспективную должность, а он в мини-футбол играет. Многие игроки летом шли играть в большой футбол – Верижников, например, уезжал на летние месяцы в Финляндию. Но, когда мы выиграли Кубок Европейских чемпионов, стало ясно, что мини-футбол выходит на новый уровень. К тому же зарплаты у нас были хорошие – в начале девяностых в Москве можно было купить трехкомнатную квартиру за 5 тысяч долларов, а мои игроки получали около тысячи. К тому же мы активно работали с телевидением, наших игроков постоянно звали на какие-то прогораммы. В общем, пошел хороший спортивный маркетинг – о котором тогда никто и не слышал. Выстроили отношения с мэрией – Шанцев, Беляев, Толкачев и другие руководители города оказывали большую поддержку клубу. Правительство города дарило после побед квартиры – ордера Юрий Лужков вручал лично.

Кубок европейских чемпионов «Дина» брала трижды. Каждый из финалов Козлов помнит в деталях:

– Первый раз выиграли в Маспаломасе у местного клуба 6:5. Последние минуты были клоунадой – нам поставили 4 или 5 дабл-пенальти, но мы выстояли, выиграли в Испании у испанцев при отвратительном судействе. 1997 год. Огромная аудитория «Лужников», пропустили на последней секунде основного времени от итальянского БНЛ. Серия пенальти. Дошли без промахов до последних ударов – и только тогда они не забили, а мы попали. Через два года, снова в Москве, выиграли у «Лацио». Причем оба раза планировали так, чтоб финал состоялся 9 мая, так что давила двойная ответственность. На ту игру семь тысяч пришло.

Козлов признается, что никакой прибыли победы в европейских и мировых турнирах не приносили – «зато пополняли армию болельщиков». «Дина» играла в Кунцево, на улице Лавочкина, в Лужниках, в баскетбольном дворце ЦСКА и, когда в рамках чемпионата случались дерби со «Спартаком» или ЦСКА, на ее матчах собиралось по четыре тысячи человек. Близко к аншлагу.

– Мы многим известным людям были интересны. Приходили Михаил Шабров, Борис Клюев, Сергей Никоненко, Михаил Евдокимов, Юрий Шевчук, Лев Лещенко, кого только ни вспомнишь. Не только на трибунах болели, но и в раздевалку заглядывали. Посещали наши командные праздники. На десятилетие «Дины» сняли корабль и плавали по Москва-реке вместе с артистами. Делали какие-то совместные скетчи.

– В Москве тогда играло 5-6 команд, так что мы на какое-то время переехали в Чехов – Борис Громов отстроил там спортивный комплекс и пригласил нас. Сейчас ситуация со спортсооружениями в Москве не сильно изменилась. Изменилось только количество команд – мы остались единственной московской командой. Играем теперь в Троицке, где зал фактически сориентирован и построен под нас. А Троицк – это Новая Москва. Сейчас той аудитории, что была в девяностые у нас уже нет. Тогда интерес подогревали наши победы, но последний раз мы выиграли регулярный чемпионат в 2002-м – да и то потом проиграли в плей-офф. Обыграть нас в регулярке было трудно, вот клубы и придумали определять чемпиона в плей-офф – а там у нас до сих пор не получается.

Вышло так, что «Дина» заразила Россию мини-футболом, сделала его привлекательным для крупных компаний, но конкурировать с ними не смогла. Правление «Дины» в российской суперлиге на рубеже веков нарушил московский «Спартак» Евгения Ловчева – клуб, созданный двадцать лет назад начальником московской инкассации и звавшийся до 1999 года «Минкасом».

– Евгений Серафимович и сам в интервью говорит, что именно они развязали гонку зарплат. Получив такого спонсора, как «Уренгойгазпром», пригласили сильных бразильцев, «переманили» у нас Горина и Купецкова – ребят, на которых мы рассчитывали. Тех условий, что были в «Спартаке», и других клубах мы создавать уже не могли – и случился провал. Закончили Еременко с Денисовым, ушли Алекберов, Ткачук, Чугунов и несколько лет мы играли своими воспитанниками, которых поддерживали Верижников, Маркин, Самохин, Белый. Потом и они сошли. Сложный был период.

В девяностые «Дина» выиграла 23 трофея и кабинета Сергея Козлова хватает, только чтобы вместить самые важные из них. Между кубками белеет статуэтка Константина Еременко. Лучший мини-футболист XX века забил за «Дину» и сборную 1132 мяча, но в тридцать лет свернул карьеру из-за порока сердца и по просьбе Бориса Грызлова взялся за новорожденное мини-футбольное «Динамо» – клуб, который в итоге повторил и в чем-то превзошел достижения «Дины». Три с половиной года назад во время тренировки парламентской команды сердце Еременко не выдержало.

В середине нулевых мини-футбольную суперлигу сотряс скандал. Десяток основных сотрудников ее аппарата подали в отставку. На должность нового исполнительного директора Еременко, на ту пору президент не только «Динамо», но и суперлиги, предложил только одну кандидатуру – своей жены. Через несколько дней Евгений Ловчев опубликовал заявление, в котором рассказал, что Еременко нарушает регламент Суперлиги, подкупает судей, инициирует вызов в следственные органы своих бывших партнеров по «Дине» и организует преследование руководства «Спартака» прокуратурой.

Я спрашиваю у Козлова, не отразился ли тот скандал на интересе к мини-футболу в России, но в ответ слышу дипломатическое: «Любое упоминание в прессе идет на пользу». С куда большей охотой Козлов вспоминает Еременко-игрока.

– «Дина» родилась в августе 1991-го, но Еременко приехал позже. Костя и Олег Солодовник тогда играли за днепропетровский «Механизатор», но там получилась веселая история – избили администратора, их отчислили из команды и только тогда они приехали в «Дину». Кстати, Еременко – первый иностранец в истории «Дины». Он ведь уже был гражданином Украины, так что пришлось ему, через Государственную Думу РФ делать российский паспорт.

Настоящие иностранцы возникли в «Дине» в начале нулевых. Козлов ориентировался на игроков с близким нам менталитетом, которые быстро выучат русский и привыкнут к местному климату – сначала на чешских братьев Марешей, что посвятили «Дине» шесть лет, затем на сербов – самого талантливого мини-футболиста Европы Перича и лучшего бомбардира Евро Райича. Когда «Дину» возглавил испанец Мигель Андрес, Козлов решился на эксперимент: впервые пригласил иностранцев с неславянской внешностью – испанцев и бразильцев. Через два года с Мигелем Андресом расстались, но бразилец Карлиньос и испанец бразильского происхождения Алемао остались – настолько они сдружились с местными и интегрировались в коллектив.

– Они помогали адаптироваться бразильцу Эскердинье, который приехал позже. Как выяснилось, ему очень интересна наша культура и он планирует надолго остаться в России. Интенсивно занимается с преподавателем русского.

Во многом благодаря одиннадцати голам Эскердиньи «Дина» идет сейчас в трех очках от лидера суперлиги, хотя еще недавно, во второй половине нулевых, редко оказывалась в пятерке. Финансовый кризис выкосил по ходу одного только сезона-08/09 аж пять клубов суперлиги, среди которых был и «Спартак» Ловчева, но «Дина» перетерпела смутные годы (хотя Козлов и признает, что причин бросить все хватало) и недавно позволила себе сенсационный трансфер одного из лучших русских мини-футболистов Дмитрия Прудникова, который уже забил дюжину мячей.

Самое удивительное произошло с клубом два года назад. В год двадцатилетия «Дины» Сергей Козлов обратился к Великой княгине Марии Владимировне с просьбой разрешить называть клуб Императорским.

– Государыня живет в Мадриде, ходит на матчи «Реала», который тоже на двадцатый год получил статус Королевского, учла наши заслуги перед российским спортом и одобрила мое прошение. Я познакомился с ней через моего близкого друга, который способствовал тому, чтобы Императорский дом появился в России. Мне очень интересно общаться с государыней. Дело в том, что по материнской линии у меня большая и славная ветвь рода Лыкошиных, которые служили Российскому престолу. Многие из них были известными людьми в Российской империи. Один из Лыкошиных занимался аграрной реформой и работал замом Столыпина. Были предки, которые сражались на Бородинском поле, в армии Суворова. Моя родная бабушка – столбовая дворянка, троюродная сестра мамы великого актера Кирилла Лаврова. У нас с ним в седьмом поколении один пращур. Незадолго до своей смерти Кирилл Юрьевич рассказал в интервью, что он тоже из рода Лыкошиных. Раньше мы много общались (он приезжал на игры «Дины»), но и не подозревали, что мы родственники.

Фото: РИА Новости/А. Федорец, Владимир Родионов, dina.ru.

LiveInternetLiveInternet

Авторы сказочных романов и повестей в России и СССР

Виктор Ерёмин

Сказки о Ёжике и Медвежонке, в т. ч. Ёжик в тумане; сказки о Львёнке и Черепахе; Поющий Поросёнок и др.

Сергей Григорьевич Козлов

Если вам нравится песня, это еще не означает, что автор ее слов — поэт. Скорее всего он рифмоплет-графоман. Если вам нравится мультфильм, это вовсе не означает, что автор его сценария — писатель-сказочник. Как показывает практика в 99,9999 случаях из 100 это талантливый гэгист — сочинитель эффектных или веселых зрительных эпизодов. К сожалению, последние десятилетия именно гэгистов, в силу популярности тех или иных мультфильмов, навязывают обществу как выдающихся писателей и сказочников современной России. Их «сочинения» даже включены в школьную программу и рекомендованы для чтения в начальных классах.

Выше сказанное вовсе не означает, что все авторы, связанные с мультипликацией, известные нам по мультипликации или даже пришедшие к читателю из мультипликации не могут быть выдающимися представителями отечественной литературы. В этой книге я уже рассказал о мастерах слова, чье творчество теснейшим образом связано с мультипликацией — о Н. Н. Носове, Е. И. Чарушине, В. Г. Сутееве, А. В. Митяеве. Именно к этому ряду творцов русской литературы для детей относится и Сергей Григорьевич Козлов. Помимо всего прочего он еще и автор сказки, по которой снят официально признанный кинематографическим сообществом в 2003 г. лучшим анимационным фильмом всех времен и народов «Ежик в тумане» (режиссер Ю. Б. Норштейн). Признание это, бесспорно, важно, но не настолько, чтобы заслонить от нас Козлова-писателя. Не включить его имя в книгу о выдающихся отечественных писателях-сказочниках просто невозможно.

Работая над очерком о нем, я обратился к вдове Сергея Григорьевича — Татьяне Александровне Козловой. Она любезно прислала мне небольшой рассказ о своем супруге. Так что опираться буду прежде всего на ее воспоминания.

«В Москве, в семье немолодого государственного служащего Григория Ивановича Козлова* и его жены Натальи Ивановны появился мальчик. Козловы взяли его малышом из московского детского дома на Таганке, дали свою фамилию и назвали Сергеем. Официальная дата рождения записана 22 августом 1939 г. Есть несколько версий поступления мальчика в детский дом, одна из которых указывает на то, что он попал туда в числе других испанских детей, которых СССР принимал и спасал в годы гражданской войны в Испании. Эту версию подтвердил в 1976 г. личный шофер Григория Ивановича, когда родителей писателя уже не было в живых».

* Григорий Иванович Козлов был директором крупного московского завода.

Сергей догадывался, что он не родной сын, хотя мать и отец всячески скрывали от него этот факт. Так или иначе, но жизнь в доме была не простая. Отец умер в 1956 г., когда юноше едва исполнилось 16 лет, у матери же был сложный характер, и они с сыном часто конфликтовали. Наталья Ивановна умерла в 1976 г.

После окончания школы Козлов трудился рабочим на заводе, наборщиком в типографии, кочегаром на паровозе (1958 г.) и даже учителем пения в школе (1959/1960 уч. г.). А еще писал стихи, мечтая поступить в Литературный институт. В армию его не взяли по причине хронической болезни, которая преследовала Сергея Григорьевича всю жизнь и раньше времени свела в могилу.

В 1959 г. Козлов уехал в Киев, рассчитывая остаться там насовсем. Там он познакомился с начинающей поэтессой Татьяной Михайловной Глушковой. В 1960 г. они поженились.

Как раз в киевский период произошло знаменательное событие в судьбе Сергея Григорьевича. Козлов был дружен с Борисом Никитовичем Харчуком, который в 1960 г. основал в Киеве детский журнал на украинском языке «Малятко» и стал первым его главным редактором. Поскольку журнал был молод, авторов не хватало. Вот Харчук и бросил клич по друзьям-писателям: пишите и несите в редакцию, выручайте! Сергей Григорьевич еще со школы занимался в литературном объединении «Магистраль», так что какой-то писательский опыт у него уже имелся. Откликнувшись на призыв Харчука, Козлов сочинил экспромтом маленькую сказку «Как солнце разбилось». Ее сходу перевели на украинский язык и поставили в номер. Так состоялась первая публикация первой сказки писателя. В том же году ее разместил на своих страницах журнал «Огонек», что в советское время приравнивалось к государственному признанию автора.

С сентября 1961 г. Сергей Григорьевич учился в Литинституте им. А. М. Горького, в мастерской Л. И. Ошанина. Татьяна Михайловна училась там же заочно, в мастерской И. Л. Сельвинского, а заодно работала экскурсоводом в Пушкинском заповеднике в Михайловском.

Летом 1961 и 1962 г. Козлов, по примеру многих литераторов тех лет, ездил экспедитором в геологические экспедиции. Его маршруты начинались в Нарьянмаре.

Учеба учебой, а в 1962 г. у молодого писателя вышли сразу 2 книги. Одна совсем маленькая — «Как солнце разбилось», вторая солиднее, с иллюстрациями классика советской книжной графики П. В. Митурича — переводной сборник стихов для детей поэта-классика народа манси Ювана Шесталова «По воде шуба плывет». Особый восторг вызвала у читателей книга переводов, в которой Козлову удалось «передать истинное косноязычие древности… в его любви ко всему живому». И хотя сам писатель полагал себя серьезным взрослым поэтом, стезя его была окончательно определена — литература для детей.

В 1965 г. Козлов защитил диплом рукописным поэтическим сборником и уехал к жене в Михайловское. Поначалу должности экскурсовода для него там не нашлось, пришлось оформиться т. н. гвоздодером, но затем справедливость восторжествовала, и Сергея Григорьевича законно зачислили экскурсоводом. Трудился он в заповеднике 2 года.

Детская литература писателя не отпускала. В 1967 г. в Михайловском Козлов сочинил книгу сказок «Правда, мы будем всегда?». Ее сквозными персонажами стали Ёжик и Медвежонок. В сборник вошла, в частности, и сказка «Ёжик в тумане». Сам Сергей Григорьевич не раз говорил, что Ёжик является главным и любимым героем его произведений, причем образ этот не столько сказочный, сколько философский. Другими словами, сказки писателя равно обращены к детям и взрослым — они многоплановые и предполагают вдумчивого читателя. Поскольку некоторые сказки (особенно давшая название всей книге) ставили далеко не детские вопросы о жизни и смерти, сборник долго пролежал в столе — автор публиковал в других изданиях лишь отдельные сказки из него. Впервые полный сборник «Правда, мы будем всегда?» увидел свет только в 1987 г.

В 1970 г. Сергей Григорьевич развелся с Татьяной Михайловной. Иначе, видимо, и быть не могло. Глушкова оказалась слишком сильной волевой натурой, и стремление к лидерству в ней с годами только усиливалось. Достаточно сказать, что в 1990-х гг., уже будучи смертельно больной, она стала одним из духовных вождей русского национального возрождения современной России.

Прошло 2 года, и в 1972 г. в гостях у общих друзей Сергей Григорьевич познакомился с Татьяной Александровной Малявиной. Она работала в кинематографе. В том же году Козлов и Малявина поженились. Брак оказался крепкий, супруги не разлучались 37 лет — до дня кончины писателя. Детей у них не было.

В том же 1972 г. Сергей Григорьевич стал членом Союза писателей СССР. Но его все более влекло в кинематограф. Первый мультфильм по сценарию Козлова «Осенняя рыбалка» был снят еще в 1968 г. режиссером А. А. Грачевой. С этого времени писатель подружился с мультипликаторами. В течение 1971—1975 гг. вышли на экраны самые знаменитые мультфильмы по сказкам Сергея Григорьевича — «Страшный, серый, лохматый» (1971 г.), «Как Львёнок и Черепаха пели песенку» (1974 г.), «В порту» (1975 г.), «Ёжик в тумане» (1975 г.), «Как Ёжик и Медвежонок встречали Новый Год» (1975 г.)

Песенки из этих и прочих мультфильмов на слова Козлова популярны по сей день: «Я на солнышке лежу…», «Мы пришли сегодня в порт…», «Облака — белогривые лошадки…» (из мультфильма «Трям! Здравствуйте!», 1980 г.).

В 1976 г. Сергей Григорьевич поступил на Высшие курсы режиссеров и сценаристов при Госкино СССР. Дипломным сценарием писатель представил «Новую старую сказку». Впоследствии картина была поставлена режиссером Н. Г. Калашниковой на Мосфильме. К сожалению, дальнейшей дружбы Козлова с большим кино не получилось.

В 1980-х гг. Сергей Григорьевич увлекся сочинением пьес для детей. 15 из них было поставлено более чем в 300 театрах России и за рубежом (Япония, Польша, Франция, Финляндия, Латвия).

С 1990-х гг. резко возросла популярность Козлова-сказочника. За последние 20 лет было издано на порядок больше книг с его сказками, чем за все предыдущие годы.

Сергей Григорьевич Козлов умер 9 января 2010 г. в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Текст: proza.ru

Сергей Козлов

Биография

Сергей Козлов известен как автор сказки «Ежик в тумане», по которой Юрий Норштейн снял свой самый знаменитый мультфильм.

Сергей Козлов написал также все истории о Львенке и черепахе, которые пели им же сочиненную песню «Я на солнышке лежу», был автором сценариев для мультфильмов «Трям! Здравствуйте», «Зимняя сказка», «Осенние корабли», опубликовал несколько книг сказок.

Сергей Григорьевич Козлов родился 22 августа 1939 г. в Москве. Первые стихи он написал, когда учился в восьмом классе. Окончил Литературный институт имени М. Горького, в качестве дипломной работы представив рукопись сборника стихотворений.

Прежде чем стать профессиональным писателем, Козлов был рабочим в типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.

Сказки он начал сочинять в шестидесятые годы. Его книги «Ежик в тумане» (1989), «Как Львенок и Черепаха пели песню» (1992), «Правда, мы будем всегда?» (1997), «Облака» (2000) учат детей добру и обязательно хорошо кончаются.

Как автор сценария Козлов принимал участие в создании мультипликационных фильмов «Осенняя рыбалка», «Страшный, серый, лохматый», «Как Львенок и Черепаха пели песню», «Ежик в тумане» (1975), «Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год» (1975), «Трям! Здравствуй!» (1980), «Поросенок в колючей шубке» (1981), «Зимняя сказка» (1981) и многих других.


Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *