Василий Ощепков — забытый русский герой. Великий мастер боевых искусств, основатель борьбы самбо

Василий Ощепков — это первый русский человек, ставший мастером восточных единоборств, освоивший дзюдо на самом высоком уровне, основавший школу боевых искусств в нашей стране — и ставший основоположником самбо и рукопашного боя. Но он трагически погиб, а славу у него украли, приписав достижения другим людям. Как представитель мира боевых искусств, сам занимавшийся много лет дзюдо и самбо, а также обучающий единоборствам людей, я бесконечно благодарен Василию Ощепкову за все, что он сделал для нашей страны. И поэтому считаю нужным лишний раз напомнить людям об этом великом русском человеке в своей короткой заметке.
Биография Василия Сергеевича была трагичной от начала и до конца. Родился он в 1893 году на Сахалине, где отбывала каторгу его мать, Мария Семеновна. Его отцом был вольнопоселенец Сергей Захарович Плисак, работавший там столяром. В 1902 году он умирает, а в 1904 году умирает и мать, и в 11 лет Василий остался сиротой в суровом и диком краю. В 1905 году Россия проигрывает русско-японскую войну, и Сахалин оказывается внезапно японской территорией. Василий попадает на учебу в духовную семинарию в Токио, что возможно было единственным способом выжить, не умерев от голода. Будущим священникам, как ни странно, преподавалось и недавно возникшее в Японии дзюдо. Тут стоит пояснить, что тогда боевые искусства во многом воспринимались как способ духовного развития и укрепления здоровья, а не искусство драки, поэтому дзюдо, а вскоре и каратэ, активно внедряли в учебные заведения — грубо говоря, чтоб студенты просто не были болезненным дохляками.
Василий оказался настолько способным и крепким, что его приметил сам основатель дзюдо, японский мастер Дзигоро Кано, взяв в 1911 году в свой институт дзюдо Кодокан. Через 2 года Ощепков получил первую мастерскую степень, через 4 года — вторую. Это говорит о его фантастических талантах! Тут надо отметить еще одну вещь. Японцы были в то время заражены национализмом, и к другим нациям относились очень свысока. Русского парня взяли тренировать не столько, чтоб обучить чему-то, а во многом, чтоб у японских учеников был сильный здоровый противник в поединках, с которым можно оттачивать мастерство. Он был спарринг-партнером в первую очередь, грушей для битья. Но оказалось, что он сам сильнее многих японцев, и что даже по меркам Японии он стал выдающимся мастером, которого местным пришлось начать уважать.
Памятник Ощепкову во Владивостоке,изображающий момнет вручения ему мастерского пояса мастером Кано

В последующие годы Ощепков непрерывно перемещается между Японией и Россией,где установилась советская власть — сначала в виде Дальневосточной республики, потом в виде СССР. В Советской России Ощепков работает, грубо говоря — «делает бизнес» — обучает дзюдо, в Японии его деловые и дружеские связи. И не только это. Ощепкова вербует советская разведка, он является и переводчиком с японского, и разведчиком, и тренером милиционеров — для новой власти специалист на все руки, невероятно ценный.

В своих командировках и путешествиях по СССР Ощепков изучает национальные виды борьбы, добавляя их приемы к дзюдо. Так рождается самбо. На фото хорошо видно классический прием из самбо — ущемление ахиллесова сухожилия, и исполняет его именно Ощепков. Впоследствии будут врать, что это все открыл и привнес его ученик Харлампиев.

Постепенно от просто борьбы Ощепков идет дальше, соединяя ее с ударами, а также с приемами против оружия. Так появляется боевое самбо, иными словами — рукопашный бой. Сотни советских спецслужбистов учатся противостоять вооруженным иностранным разведчикам, скручивать их и брать в плен, простые люди получают возможность освоить самооборону против уличных бандитов, а еще в стране появляется массовый спорт, и Василий Ощепков — один из тех, кто внес большой вклад в его развитие, потому что борьба привела в спортзалы многих, кто иначе бы туда не пришел никогда.

А дальше все просто и печально, как было с тысячами выдающихся людей в СССР.В 1937 году идет большой террор, сотни тысяч невинных людей уничтожаются палачами из НКВД. Ощепкова арестовывают по доносу, через несколько дней он погибает в тюрьме. Скорее всего, он оказал сопротивление выродкам-чекистам, привыкшим избивать слабых и беззащитных, и был ими убит.
По иронии судьбы, наш нынешний президент учился у последователей Ощепкова дзюдо, а у последователей тех, кто его убил, принял профессию….
Славу основателя самбо приписали его ученику Харлампиеву, ставшему главным продолжателем этого вида спорта после исчезновения своего Учителя (за что ему тоже спасибо, что помог самбо выжить после репрессий). После смерти Сталина Харлампиев в своем учебнике сделал абзац о том, что Ощепков внес большой вклад в развитие самбо, и это было единственной благодарностью великому мастеру.
В нашей стране прижились все три вида — японское дзюдо, самбо, созданное на основе дзюдо при помощи добавления приемов из местных видов борьбы, а также рукопашный бой (боевое самбо). Мы, миллионы занимающихся единоборствами, будем бесконечно благодарны Василию Ощепкову — и всегда помнить его заслуги перед Отечеством.

Еще о В.Ощепкове можно прочитать кое-что в этой статье : http://www.vipv.ru/rossiia/vasilii-oshchepkov-roditsia-v-tcarskoi-tiurme-chtoby-umeret-v-stalinskoi
——————
Дмитрий Бородин, тренер клуба восточных единоборств в Петербурге.
О наших тренировках информация здесь:https://vk.com/club8967780

Самбо vs Дзюдо

Активные темы

  • Выживальщики нервно курят в сторонке (98)

    borodaus Тексты 08:17

  • «Изобрази предпоследний день Помпеи»: художник Чилик делает рису… (50)

    AlNetot Картинки 08:17

  • О текущей ситуации в… везде (47)

    virtualgear Инкубатор 08:17

  • Скворцова сообщила об эффективности «Мефлохина» против… (62)

    Виконт Инкубатор 08:17

  • Эффект присутствия (26)

    Alchmist Инкубатор 08:17

  • А почему но ночам самолеты не жжужат? (56)

    RussMann Инкубатор 08:17

  • Сотни мигрантов устроили бунт в московском «Фуд-сити» (212)

    abeverde Видео 08:17

  • Внезапно! Федеральный бюджет России в апреле пережил шоковое… (43)

    Eymerich Инкубатор 08:17

  • Сёмин про тексты ДДТ, Летова и других рок-групп (261)

    Митолизд Инкубатор 08:17

  • Винтажные карманные телевизоры: Какими они были? (124)

    ERRATA Картинки 08:17

  • А он хорошь (5)

    MaxDorf Инкубатор 08:17

  • Югославский PAP M92 (54)

    zigizmund Инкубатор 08:17

  • Чеченский танк (29)

    cowaleff Картинки 08:17

  • Маркетингпорн (18)

    Igrim Инкубатор 08:17

  • Моя история с РСП (сколько раз я обжёгся прежде чем понял всю су… (4154)

    Kasja222 Тексты 08:17

Василий Ощепков, святитель Николай Японский и самбо

История самбо удивительным образом связана с именем одного из самых ярких православных подвижников нашего времени – святителя Николая Японского.

Когда молодой иеромонах в 1861 году приехал в Японию, там не было ни одной православной церкви за исключением консульской. Более того – запрещалось само проповедование учения Христа. К христианам относились как к неполноценным сторонникам «зловредной секты», а самого отца Николая, случалось, травили собаками. Миссионер не озлобился, не отвернулся от местных жителей, а начал прилежно изучать чужую культуру.

В результате полувека апостольского служения святителя Николая в Стране восходящего солнца было крещено 33 тысячи православных мирян. Сам епископ завоевал беспримерное уважение среди японцев, а построенный им в Токио храм стал одной из достопримечательностей восточной столицы.

Любимым детищем святителя была семинария для подготовки церковнослужителей из местного населения. Сюда, учиться вместе с японскими мальчиками, был в 1907 году прислан сахалинский сирота Василий Ощепков.

В.С.Ощепков родился в конце декабря 1892 (точная дата рождения неизвестна) в поселке Александровский пост на острове Сахалин. Он был незаконнорожденным сыном каторжанки М. Ощепковой. После поражения России в русско-японской войне 1905 Южный Сахалин был отторгнут от России, и юный Ощепков невольно стал подданным Страны восходящего солнца. Мать Ощепкова умерла, когда сыну исполнилось 11 лет.

В семинарии помимо основных дисциплин преподавали дзюдо, за двадцать лет до этого созданное знаменитым мастером Дзигаро Кано. Сообразительный и ловкий ученик настолько понравился преподавателю, что он привел его на вступительные экзамены в Кодокан, главную школу дзюдо. Епископ Николай благословил мальчика на этот путь, прозорливо предугадывая, насколько пригодится этот опыт в жизни ученику.

Русские подростки в Японии. В среднем ряду третий слева — Вася Ощепков

Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан. Он выдержал жесточайший экзамен и начал заниматься борьбой с лучшими преподавателями Японии. 15 июня 1913 Ощепков получил первую мастерскую степень – седан (первый дан) – и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан. Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан.

Вернувшись на родину в 1914 году, Василий Ощепков открыл секцию дзюдо во владивостокском обществе «Спорт». В то время эта японская борьба была в новинку в спортивных центрах Европы и Америки, а в отдаленном городке России уже было полсотни занимающихся. Ощепков организовывал командные встречи своих учеников с японскими спортсменами, служащими во Владивостоке, и с зарубежными моряками. Занимался с местной милицией и вел занятия по самообороне для публики. Среди его учеников были и девушки.

В 1918, в начале японской оккупации Дальнего Востока (1918–1925), Ощепков был призван в колчаковскую армию и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений. Примерно в то же время началось его сотрудничество с большевистским подпольем. Работая на разведуправление Красной армии, с 1921 рекламировал и продавал советские фильмы в Манчжурии, где не упускал возможности познакомиться с китайскими системами самообороны.

Сотрудничать с русской разведкой мастер начал во время японской оккупации Дальнего Востока. Василий осваивает новую по тем временам профессию кинопрокатчика и выезжает на Сахалин – собирать данные о японском военном контингенте. А оттуда по заданию Разведупра РККА перебирается в Японию уже в качестве резидента. Блестящее знание языка и умение сходиться с людьми помогают кинодельцу-дзюдоисту добывать «ценную» и «особо ценную», как докладывали в Москву, информацию. В 1926 году Ощепкова отзывают на родину. И переводят в Москву, желая использовать его как инструктора рукопашного боя. Опыт боев первой мировой «траншейной» войны показал, что обучать солдат только фехтованию на штыках недостаточно, в окопах надо уметь обезвреживать вооруженного противника и голыми руками.

Начинать работу Василий привык с демонстрации своего искусства. На этот раз он вышел на сцену Центрального дома Красной армии. На него бросались со всех сторон: рубили, кололи, «стреляли», но оружие летело в одну сторону, а нападавшие – в другую. Его способ ведения боя не мог не покорить молодежь, каждый мечтал стать таким же ловким и неуязвимым. Неудивительно, что в ЦДКА немедленно началась запись в группы. Ощепков преподавал в различных клубах, в школе милиции, но основная работа по созданию новой системы борьбы шла на курсах при Институте физкультуры.

Василий Ощепков со своими учениками

Василий Ощепков стремился максимально повысить боевую эффективность дзюдо за счет усиления прикладного раздела, куда смело вводил приемы из бокса, вольной борьбы, штыкового боя и фехтования. Изучал мастер и боевые системы коллег по обществу «Динамо». Он неоднократно проводил встречи своих борцов с учениками Спиридонова. Зачастую инструкторы тренировались и у одного и у другого учителя. Ощепков был твердо убежден, что овладение искусством рукопашного боя возможно только на спортивной основе. Спортивный раздел своей системы он постоянно совершенствовал, обогащая его приемами других видов борьбы. Ввел болевые на ноги, которые в спортивном дзюдо не применяются. Изменился и костюм борца: атлеты стали выступать в приталенных куртках, трусах и борцовках.

В результате поисков появилась новая система, которую сам он называл «Системой дзюдо ГЦОЛИФК» и «борьбой вольного стиля». (Не меняется только мертвое, живое должно развиваться.) В 1932 году новая система самозащиты вошла в нормы ГТО II ступени и при Институте физкультуры были открыты двухгодичные курсы для подготовки тренеров. Из спортсменов первого выпуска широкую известность получили Николай Галковский (автор первого пособия по спортивной самозащите) и Иван Васильев (основатель самбо в Ленинграде). Из второго набора, 1933 года, вышли знаменитые тренеры Лев Турин и Роман Школьников (развивавший самбо на Украине). В третьей группе, 1934 года, занимались Анатолий Харлампиев (систематизировавший самбо) и Борис Сагателян.

В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: «Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии… Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей». В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и десять дней спустя скончался в камере Бутырской тюрьмы.

Над всеми занимавшимися дзюдо нависла угроза вслед за учителем оказаться «японскими шпионами». На всесоюзном сборе тренеров за новой системой самозащиты закрепляется название «советская борьба вольного стиля». Под таким названием борьба признается Всесоюзным комитетом по делам физической культуры и спорта, и начинается ее победное шествие по стране. На кафедре борьбы в Институте физкультуры дело Ощепкова продолжили Сагателян и Галковский. Начали проводиться республиканские турниры и чемпионаты СССР по борьбе вольного стиля.

Ну а сотрудники НКВД продолжали заниматься по книгам Спиридонова. В тридцатые годы эта система называлась последовательно САМ, САМОЗ и САМБО. Моде того времени на сокращения и аббревиатуры мы и обязаны названием борьбы: самозащита без оружия – самбо.

Боевой раздел Спиридонова и спортивный Ощепкова постоянно конкурировали, оппонируя, а фактически дополняя друг друга. Сторонники каждой системы доказывали свою исключительность, выковывая при этом разные стороны одной медали – спортивную, безопасную, открытую для народа и закрытую, боевую. В книге Виктора Волкова «Курс самозащиты без оружия. Самбо. Учебное пособие для школ НКВД» эти две системы фактически сливаются. В 1946-м «борьба вольного стиля» получила свое современное название – самбо. Сформировалось понятие о самбо как о системе, объединяющей спортивную борьбу и прикладной раздел, предназначенный для решения боевых задач. Самбо стало самым популярным видом единоборств Страны Советов и эффективным средством подготовки военных и сотрудников спецслужб.

Василий Ощепков: черный пояс между Россией и Японией

Подробности Категория: Цех историков Опубликовано: 15 января 2019 Просмотров: 5801

Слыша, как часто сегодня на Дальнем Востоке, в Приморье, во Владивостоке упоминается имя Василия Ощепкова, трудно поверить, что исторический образ первого русского дзюдоиста и создателя борьбы самбо здесь возник совсем недавно, не более пятнадцати лет назад.

Взлёт интереса к биографии Василия Ощепкова был стимулирован многочисленными публикациями отечественных исследователей, добивающихся восстановления деталей судьбы своего героя и признания его заслуг не только перед своим Отечеством, но и в мировом масштабе. Именно благодаря усилиям этих людей история Ощепкова стала настолько известна, что премьер-министр Японии Синдзо Абэ дважды упоминал его имя во время встреч с Президентом России Владимиром Путиным в рамках ВЭФ 2015 и 2016 годов.

Во Владивостоке существуют уже две скульптурные композиции, посвящённые Василию Ощепкову, мемориальные доски в память о нем установлены в столице Приморья и на Сахалине, год назад его именем названа улица в Москве, об Ощепкове пишутся книги, снимаются фильмы. По большому счёту, его образ стал одной из «духовных скреп» российского Дальнего Востока или, если угодно, «черным поясом», стягивающим воедино культурные и спортивные начинания Японии и России. К сожалению, уровень мифологизации Ощепкова как исторической личности от этого не только не снижается, но даже растёт. Есть смысл в очередной раз дать заинтересованному читателю максимально краткие, но точные сведения о том, кем был этот человек и чем именно он так ценен для отечественной и мировой истории.

Василий Сергеевич Ощепков родился в посёлке Александровский пост на северном Сахалине 25 декабря 1892 года по старому (6 января 1893 — по новому) стилю. Его родителями были ссыльнокаторжная Мария Ощепкова, осуждённая, вероятнее всего, за уголовное преступление, и ссыльнопоселенец Сергей Плисак. В 1904 году Василий остался круглым сиротой, но получил после смерти родителей наследство, позволившее не только выжить в сложившихся условиях, но и продолжить обучение в местной школе, а позже, с сентября 1907 года, и в Токийской православной духовной семинарии.

Здесь необходимо заострить внимание исследователей на следующих четырёх моментах, которые вызывают наибольшую путаницу в многочисленных интерпретациях истории вопроса:

  1. Северный Сахалин не был занят Японией по результатам Русско-японской войны 1904–1905 годов, и японская сторона не имела никакого отношения к отправке подростка в Токио, как об этом часто пишут в Рунете. Сам же Василий Ощепков никогда не был гражданином Японии.
  2. В Японии никогда не существовало киотской православной семинарии, а потому Василий Ощепков физически не мог там обучаться, что также нередко утверждается рядом авторов.
  3. С 1906 года при токийской семинарии по инициативе русского военного министерства и с благословения местного архиепископа Николая (И.Д. Касаткина), ныне прославленного Русской православной церковью под именем Святого Равноапостольного Николая Японского, действовала школа переводчиков японского языка, готовившая кадры для русской армии, но обучение в ней подростки проходили по программе православной семинарии, хотя и полностью на японском языке. У нас нет оснований называть эту школу разведывательной. Также нет свидетельств того, что Николай Японский допускал, что семинария может выполнять такую функцию, хотя определённые виды на неё имели и российские, и японские власти. Более того, по имеющимся сегодня данным, из примерно трёх десятков русских учеников школы кадровым сотрудником разведки стал только один. А то, что многие другие бывшие семинаристы так или иначе сотрудничали со спецслужбами, объясняется крайне сложной политической обстановкой того времени и ситуацией постоянного противоборства России и Японии.
  4. Василий Ощепков обучался в семинарии за счет российского военного министерства только последний год жизни в Токио – с 1912-го по 1913-й. Всё остальное время он платил за себя сам, и его нельзя назвать в полной мере воспитанником военного ведомства.

Для нас наиболее важным является тот факт, что с 1908 года в семинарии преподавалось дзюдо, к которому Ощепков показал выдающиеся способности. С 1911 года вместе с ещё одним семинаристом он — первым из русских – был принят на обучение в школу дзюдо Кодокан. В 1913 году Ощепков окончил одновременно семинарию и Кодокан, став – опять же – первым в мировой истории русским и четвёртым из европейцев обладателем чёрного пояса по этому виду единоборств…

В 1917 году Василий Сергеевич повысил свой статус в дзюдо, сдав экзамены на вторую мастерскую степень, но ещё до этого, в 1914 году, он открыл во Владивостоке, на Корабельной набережной, 21, первый в России кружок дзюдо для русских, а затем, 16 июня 1917 года, организовал и провёл первые в мировой истории командные состязания по дзюдо с приехавшими для этого в Приморье японскими спортсменами. Именно с этого времени и с этого места исчисляется история российского дзюдо и, в значительной мере, борьбы самбо.

После событий 1917 года В.С. Ощепков оказался отрезан от общей канвы развития мирового спорта, хотя лично он продолжал работать с японцами вплоть до середины весны 1926 года. Причём в последние три года Ощепков трудился на японской территории в качестве бэнси — суфлера-толкователя японских немых фильмов и оказался хотя и невольным, но редчайшим свидетелем и участником становления японского кинематографа. В те времена работа бэнси считалась весьма престижной и даже более значимой, чем профессия режиссера. Она требовала от её обладателя блестящего владения языком и незаурядных артистических данных, и мы можем гордится тем, что наш соотечественник сумел войти в историю и в столь необычном качестве.

Вернувшись же в 1926 году в Советский Союз, Ощепков продолжил исследования, совершенствуя и трансформируя известое ему японское дзюдо в универсальный вид борьбы, состоящий из тесно связанных между собою дисциплин – спортивной «борьбы вольного стиля дзюудо» и созданной на ее базе системы рукопашного боя, предназначенной для армии и спецслужб. По заключению временно исполняющего обязанности начальника Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ вице-адмирала И. Костюкова, «в 1929 году привлекался к разработке наставления по рукопашному бою для специальных подразделений, которое до сих пор применяется (курсив мой – А.К.) при подготовке военнослужащих войсковой разведки».

С 1930 года Ощепков уже в качестве преподавателя Государственного центрального института физкультуры приступил к пропаганде своей, советской версии дзюдо в Москве, а в 1931 году добился включения её в первый комплекс ГТО, принятый в СССР. Вплоть до осени 1937 года Ощепков работал над развитием «советской борьбы вольного стиля», как к тому времени стала называться эта система, её научным, медицинским, педагогическим и практическим обоснованием, неустанно добивался внедрения борьбы в обязательную программу подготовки прежде всего военнослужащих, считая своё детище важным видом оружия, владеть которым в ожидании скорой войны должен был каждый боец. Сам Ощепков говорил о себе: «Я истинный русский патриот, воспитанный хотя и в японской школе, но эта школа научила меня любить, прежде всего, свой народ и Россию…».

В октябре 1937 года Василий Сергеевич Ощепков был незаконно репрессирован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Японии (реабилитирован посмертно в 1957 году) и скончался в Бутырской тюрьме в Москве. Уже после его смерти состоялись первые командные состязания по «вольной борьбе советского стиля» в масштабах Советского Союза, а 16 ноября 1938 года прошли всесоюзные сборы, ставшие официальной точкой отсчёта дальнейшего развития ощепковской системы единоборств, в 1948 году получившей не принадлежавшее ей ранее название: самбо (самооборона без оружия). Преподавание же дзюдо с 1937 года в СССР полностью прекратилось.

В 1963 году, когда стало известно, что в программу Олимпийских игр в Токио включена борьба дзюдо, в Олимпийском комитете Советского Союза было принято решение о срочном формировании команды дзюдоистов из… самбистов. Среди тех, кто тренировал первых советских дзюдоистов-олимпийцев, были и ученики Василия Сергеевича Ощепкова. Советские спортсмены-дзюдоисты достойно выступили в Токио, после чего начался второй этап развития дзюдо в нашей стране.

В начале 2000-х годов имя Ощепкова стало известно и в Японии, где была опубликована книга Коити Вара «Россия и самбо». С 2012 года проходят чемпионаты Японии по самбо на кубок Президента России, а во Владивостоке, там, где все начиналось 101 год назад, с 2017 года под патронатом Президента России В.В. Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ в рамках Восточного экономического форума проводятся международные турниры по дзюдо имени Дзигоро Кано — основателя дзюдо и второго, наряду с Николаем Японским, учителя Василия Ощепкова. В 2018 году победителей этого турнира, которыми стали представители нашей страны, помимо лидеров России и Японии приветствовал и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга – чемпион мира по самбо 1983 года. Чёрный пояс Василия Ощепкова стал духовной скрепой и для них.

Фото: Первые русские дзюдоисты Владивостока. В центре – Василий Ощепков, 1914 год

Текст: Александр Куланов, член Межрегиональной ассоциации японоведов

Самбо устояло: кто на самом деле придумал «борьбу вольного стиля»

80 лет назад 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал приказ №633 «О развитии борьбы вольного стиля». В нем, в частности, говорилось о необходимости «организовать секции борьбы вольного стиля при всех республиканских, краевых, областных и городских комитетах по делам физкультуры и спорта. В республиках, краях и областях, в которых национальные виды борьбы пользуются популярностью среди местного населения, организовать и укрепить спортивную работу по данным видам борьбы». Для этого «отделу физкультуры и спорта ВЦСПС и всем ЦС добровольных спортивных обществ дать указания на места о развертывании работы по борьбе вольного стиля, обязав выделить на это дело необходимые средства». Хотя в документе говорится о «борьбе вольного стиля», на самом деле речь идет о самбо. Точнее, о том виде единоборства, которое мы сегодня знаем под этим названием.

Фото:

Уроки русских пластунов

Раз в постановлении шла речь о создании секций, значит, к этому времени уже было что и кому преподавать. Действительно, сама «борьба вольного стиля» возникла раньше, а в 1938 году лишь была «узаконена», правда, термин «самбо», то есть самозащита без оружия, тогда еще не употреблялся, он официально появится только в 1947 году. Хотя еще в 1920-е годы возникло сокращение «самоз» — так называлась система приемов, разработанная Виктором Спиридоновым. Это был один из выдающихся русских «рукопашников», создателей нескольких систем самообороны, которые легли в основу того боевого искусства, которое впоследствии станет именоваться самбо. С него и начнем.

О юности Виктора Афанасьевича известно немного. Начинал службу в императорской армии вольноопределяющимся в 17 лет, окончил Казанское военное училище, уже офицером сражался в японскую, имел несколько боевых орденов. Видимо, тогда понял прикладное значение боевых искусств, всерьез увлекся джиу-джитсу и боксом. В мировую войну был на фронте, демобилизован после тяжелой контузии. После революции Спиридонов стал начальником школы джиу-джитсу по подготовке инструкторов при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции и одним из основателей общества «Динамо», возглавив созданную по его инициативе секцию нападения и защиты без оружия. Проводил семинары, читал лекции, устраивал показательные выступления в цирке. По слухам, трибуны всегда были переполнены, а успех — огромен. Написал несколько методических пособий по рукопашному бою под грифом «секретно», самое полное из них, вышедшее в 1933 году, называлось «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения».

Виктор Афанасьевич Спиридонов — один из основателей борьбы самбо

Фото: commons.wikimedia.org

В конце 1930-х его вынудили уйти из «Динамо», но, к счастью, у него уже было достаточно много учеников, которые могли продолжить дело. В начале Великой Отечественной войны уже почти шестидесятилетний Виктор Афанасьевич вернулся к активной деятельности и обучал эффективному рукопашному бою бойцов формировавшейся из спортсменов-динамовцев Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. В 1943 году он скончался в столице после тяжелой болезни.

Спиридонов — совершенно отдельная веха в развитии самбо. Он шел своей дорогой, опираясь на опыт русских бойцов-пластунов, японские боевые искусства, бокс, сават, классическую или французскую борьбу. Его система была исключительно прикладной, в ней в основном были представлены приемы, направленные на моментальное выведение противника из строя, нанесение максимальных повреждений, даже увечий. Подразумевалось использование оружия, ремня, тяжелого сапога, ножа. Это далеко от спорта, но и в современном самбо есть боевой раздел. И при его создании опыт Спиридонова оказался весьма востребован.

Ветер с востока

Второй Атлант, на плечах которого было построено современное самбо, — это Василий Ощепков, родившийся в 1892 году на Сахалине. Родители его были каторжанами, позже мать перевели на положение ссыльной. Мальчик рано остался сиротой. В 1905 году остров отошел Японии, и Василий оказался в Стране восходящего солнца в духовной семинарии при Русской православной миссии в Токио. Там начал заниматься дзюдо, которое входило в обязательную школьную программу. Успехи юноши были столь очевидны, что его решили показать в институте дзюдо Кодокан, — Василий выдержал вступительные испытания и был принят в школу, которую называют храмом дзюдо. Дословно Кодокан переводится как «Дом изучения пути». Он был основан Дзигоро Кано — человеком, создавшим современное дзюдо, заложившим основы техники и философии. У него и учился Ощепков.

Василий Ощепков, родоначальник советского дзюдо и один из основателей самбо

Фото: РИА Новости

В 1913 году Василий получил черный пояс первого дана, став третьим европейцем и первым русским мастером в истории. Через несколько лет он сдал экзамен на второй дан. После революции Ощепков вернулся в Россию, видимо, из-за прекращения финансирования. Дальний Восток был занят Колчаком, Ощепкову волей-неволей пришлось контактировать с новым правительством; но в Гражданской войне он не участвовал. Василий свободно владел японским, поэтому зарабатывал переводами и уроками. Почти сразу открыл школу дзюдо во Владивостоке. В 1923 году Ощепков снова объявился в Японии уже как бизнесмен-кинопрокатчик, не нашедший общего языка с советской властью. На самом деле он уже работал в отделе агентурной разведки Пятой армии.

Тяжелые боксерские перчатки со свинцом и железом использовались в гладиаторских боях Фото: Getty Images/Florilegius/SSPL

Древнегреческая фреска с изображением двух бойцов в перчатках, напоминающих современные шингарты

Фото: Global Look Press/imagebroker/jean-pierre lescourr

Старинная русская народная забава — кулачный бой. Картина художника Федора Солнцева, 1836 год

Фото: Общественное достояние Прародитель современного бокса — бой на голых кулаках, Англия Фото: Getty Images/Historical Picture Archive/CORBIS В 1821 году в Лондоне спарринг-партнеры стали использовать специальные перчатки, чтобы защитить руки и лицо Фото: Getty Images/ Historical Picture Archive/CORBIS

8 августа 1889 года в США состоялся последний боксерский поединок на голых кулаках за звание чемпиона мира между Джоном Салливаном и Джеком Килрейном. Бой продлился 75 раундов

Фото: Общественное достояние

Бой между Джеймсом Джеффрисом и первым чернокожим чемпионом-тяжеловесом Джеком Джонсоном

Фото: Getty Images/Bettmann/Contributor

Величайший американский боксер-профессионал Шугар Рэй Робинсон в своем главном бою против Джейка Ламотты, 1951 год, Чикаго. До этого поединка соперники встречались на ринге шесть раз

Фото: Getty Images/Bettmann/Contributor Третий, заключительный бой в противостоянии Мохаммеда Али и Джо Фрейзера состоялся в 1975 году в Маниле, Филиппины, и завершился победой Али. В историю бокса поединок вошел как один из самых жестоких в истории супертяжелого веса Фото: Getty Images/ Bettmann/Contributor Бой Майка Тайсона против Леннокса Льюиса в 2002 году завершился победой Льюиса нокаутом в 8-м раунде в 12-раундовом бою. Этот бой был признан одним из самых дорогих и в тоже время скучных боев в истории бокса Фото: Getty Images/Ring Magazine

Первый в истории бой между бойцом смешанных единоборств Конором Макгрегором и профессиональным боксером Флойдом Мейвезером, 2017 год. Поединок проходил по правилам бокса, где Макгрегору пришлось сменить привычные шингарты на классические перчатки боксера

Фото: Global Look Press/Marcel Thomas

Через несколько лет Ощепкова обвинили в растрате казенных денег — не все потраченные им на агентов средства оказались подтверждены расписками. Наверное, свою роль сыграло и недоверие ОГПУ к бывшему «колчаковскому переводчику», да еще женившемуся в Японии на белоэмигрантке. Ощепкову пришлось вернуться в СССР. Дело против него быстро закрыли, однако путь в Токио теперь был отрезан. Зато боевое искусство становится главной сферой его жизни.

Сначала Ощепков преподавал искусство самообороны в Новосибирске, но уже в 1929 году его пригласили в Москву. Он вел занятия в ЦДКА (Центральный дом Советской Армии — предтеча ЦСКА) занятия по рукопашному бою, которые имели всё больше поклонников. Была даже создана специальная группа для высшего комсостава РККА. С 1930 года Василий Сергеевич преподает дзюдо в качестве одной из учебных дисциплин в Московском институте физкультуры и ведет там несколько групп.

В это время Ощепков стал замечать, что некоторые чисто японские традиции непонятны нашим людям, и стал реформировать свой стиль. Отказался от непривычного татами и классического кимоно, оставив только куртку с поясом, без которых невозможно было проводить захваты. Отменил церемониальные поклоны, заменив их рукопожатием, и изменил систему оценки приемов. Заменил непривычные японские названия приемов на русские: «отхват изнутри с захватом ноги», «зацеп», «боковая подсечка», «бросок через голову», «бросок через бедро», «удержание» и т.д. Кроме того, Ощепков обогатил технику борьбы новыми приемами, которые подметил в процессе работы. На организуемые им соревнования приезжали борцы со всей страны, которые не знали, что такое дзюдо, зато владели национальными видами единоборств — армянской борьбой кох, азербайджанской гюлеш, казахской, узбекской и татаркой куреш, грузинской чидаоба, тувинской хапсагай, бурятской бухэ барилдаан, молдавской трынта и т.д.

Собственно, термин «вольный стиль» и появился сначала как возможность показать себя борцам разных национальных школ. А потом Ощепков пошел дальше и включил ряд неожиданных приемов из этих самобытных стилей в свою систему борьбы.

С самого начала Ощепков разделял спортивное и прикладное направление своего стиля борьбы. Первое нужно было для тренировок, самосовершенствования и соревнований, второе — для применения в бою. И здесь ограничений не было, а борцовские приемы были дополнены ударными техниками японского карате, окинавского джиу-джицу, французского савата и классического бокса. Но всё же, основой системы Ощепкова было дзюдо, чего он никогда не скрывал. В традиции восточных единоборств, где каждый мастер мог создавать свою школу, творчески развивая опыт его учителей, можно было бы говорить о «школе дзюдо Ощепкова», но советские реалии вынуждали его расширять спектр возможностей своего стиля.

Здание Центрального дома Советской армии на Суворовской площади в Москве

Фото: РИА Новости/Наум Грановский

К середине 1930-х Ощепков преподавал рукопашный бой на военном факультете Институте физкультуры, школе профсоюзов имени Шверника, вел секцию во Дворце спорта Осоавиахима. Летом 1937 года Василию Сергеевичу удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при инфизкульте Высшей школе тренеров. И вдруг в начале октября арест и обвинение по традиционной 57-й статье — враг народа и японский шпион. Всего через неделю великий тренер скончался — то ли не выдержало больное сердце, то ли «перестарались» на Лубянке.

Летом 1937-го Красная армия вошла на территорию Монголии, после чего отношения с Японией обострились до предела. В прессе началась антияпонская истерия, под которую попало и дзюдо. Вот типичная газетная цитата тех времен: «Родина воинствующего фашизма, страна реакции, террора и интервенции Япония имеет систему физического воспитания, предназначенную исполнять классовые заказы японских империалистов. Эта система носит название дзюу-до» (цитата по книге: Лукашев М. Н. «Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской»).

Ощепков с его японским воспитанием, языком и дзюдо сразу же попал под подозрение. Но арест его был вызван не реальной деятельностью тренера, а начавшимся маниакальным поиском шпионов. Поскольку «фигурант» скончался в тюрьме, дело закрыли, и подробности его канули в Лету. Через несколько дней после ареста Василия Сергеевича, когда он был еще жив, в инфизкульте вышел приказ о закрытии отделения дзюдо.

Рождение самбо

Тем не менее школа выжила. Ученики Ощепкова — В.В. Сидоров. Н.М. Галковский, Р.А. Школьников, Б.А. Сагателян, А.А. Будзинский, A.M. Ларионов, В.П. Волков и другие продолжили дело. К этому времени почти все они стали самостоятельными мастерами, вели секции, издавали пособия для разных силовых ведомств. И всё же особняком стоит фигура еще одного ученика Ощепкова — Анатолия Харлампиева.

Заслуженный тренер СССР Анатолий Харлампиев, стоявший у истоков нового вида спорта самбо, 1976 год

Фото: ТАСС/Ун Да-син Вячеслав

Выходец из цирковой семьи, он уже в детстве стал выходить на манеж в качестве акробата. Его дед был знаменитым борцом и цирковым атлетом, а отец изучал бокс во Франции, стал чемпионом Европы и одним из основоположников этого спорта в СССР. Но Анатолий увлекся борьбой и поступил в институт физкультуры к Ощепкову на отделение дзюдо. Окончил в 1936-м, после чего Василий Сергеевич передал ему свою секцию во Дворце спорта Осавиахима — Ощепков физически не успевал сам вести занятия во всех основанных им кружках и «подтягивал» лучших учеников.

Когда Ощепкова арестовали, Анатолий по просьбе супруги тренера забрал все его архивные материалы — книги, конспекты, рукописи и т.д. Это был по тем временам весьма смелый и рискованный шаг, тем более что родной брат Харлампиева тоже числился «врагом народа». Так Харлампиев, по сути, стал наследником мастера, хотя он не был самым сильным или самым способным из его последователей и представлял уже «вторую генерацию» — учеников его первых учеников. С другой стороны, их связывали и неформальные отношения, поскольку Василий Сергеевич дружил с отцом Анатолия, между прочим, основателем Высшей школы тренеров по боксу при Институте физической культуры.

Харлампиев отлично понимал «суть времени». Он сразу отказался от названия дзюдо (или сознательно им пожертвовал), чтобы сохранить содержание и организационную структуру созданной Ощепковым школы. Не меняя ничего в технике и философии его стиля борьбы, он окружил ее идеологическим пузырем, который идеально вписался в пропагандистскую систему тех лет. При каждом удобном случае нужно было говорить о «народном» и «национальном» происхождении «борьбы вольного стиля», его объединяющем «пролетарском» смысле и, конечно, важнейшей роли партии в оттачивании техники бросков и удушающих приемов.

Летом 1938 года в Москве состоялся первый всесоюзный тренерский сбор «борьбы вольного стиля», в рамках которого состоялась и научно-практическая конференция. На ней Харлампиев выступил с докладом с характерным названием «О систематике советской борьбы вольного стиля»: «Только в нашей Советской стране, руководимой коммунистической партией, которая идет под знаменем Ленина-Сталина, только в Сталинскую эпоху, согретые Сталинской заботой о человеке, народы необъятного Советского Союза Республик сумели создать этот прекрасный вид спорта — «Советскую борьбу вольного стиля»!» (цитата по стенограмме конференции).

В секции самбо Анатолия Харлампиева, 1976 год

Фото: ТАСС/Ун Да-син Вячеслав

В итоге Харлампиев был назначен старшим тренером по борьбе, которая через несколько месяцев — 16 ноября — обрела официальный статус. Была создана Всесоюзная секция борьбы вольного стиля, ответственным секретарем которой тоже стал Анатолий Харлампиев. В следующем году в Ленинграде прошел первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля», были выработаны правила проведения соревнований. Точнее сказать — утверждены, ведь они мало отличались от тех, которые ранее создал Ощепков. Еще до войны вышла работа по «борьбе вольного стиля» Николая Галковского и Романа Школьникова, было издано учебное пособие для школ НКВД Виктора Волкова — ученика и Ощепкова, и Спиридонова. Кстати, тогда возник конфликт между Волковым и Спиридоновым, который обвинил своего воспитанника в плагиате. Пришлось даже создавать комиссию для разрешения этого спора.

Война стала важнейшим рубежом в становлении нового вида борьбы, поскольку ее прикладная ценность была доказана практикой. Аргументировать необходимость и целесообразность развития ее больше не было необходимости. Многие мастера из школ Ощепкова и Спиридонова тренировали различные армейские спецподразделения, многие сами применяли навыки в боях. В 1946 году у отточенной практикой системы появилось новое название — «самбо». Оно мгновенно вошло в обиход, заменив не ставший популярным термин «самоз» и аморфное понятие «борьба вольного стиля». В эти же годы произошло четкое разделение на чисто прикладное «боевое самбо» и спортивную борьбу с тем же названием.

Мифы и реальность

В 1947 году в журнале «Огонек» появился очерк писателя Исая Рахтанова «История самбо», в котором основателем этого вида единоборства был объявлен Анатолий Харлампиев. С этого началась легенда, в которой не нашлось места Ощепкову, Спиридонову или Нилу Ознобишину, а все лавры достались исключительно Харлампиеву. Это, мягко говоря, не совсем справедливо, хотя и его роль как функционера, популяризатора и автора первых книг по самбо принижать тоже не стоит. К тому же до реабилитации в 1957 году имя «врага народа» Ощепкова опасно было даже упоминать. А когда это стало возможно, были уже написаны десятки статей и книг о «создателе самбо» Харлампиеве, и разрушить легенду оказалось практически нереально. Правда, Анатолий Аркадьевич и не пытался.

XVIII летние Олимпийские игры. Чемпион Олимпиады по дзюдо в тяжелом весе И. Инокума во время соревнования, Япония, Токио, 12 октября 1964 год

Фото: ТАСС/Катков Александр

Завершил сотворение мифа снятый в 1983 году фильм «Непобедимый», в котором главный герой Андрей Хромов (его сыграл Андрей Ростоцкий), в котором даже по инициалам легко узнается Анатолий Харлампиев, ездит по только что освобожденным от басмачей районам Средней Азии и собирает приемы народной борьбы. К реальности, даже к настоящим фактам из биографии Харлампиева сценарий Павла Лунгина никакого отношения не имел, зато тысячи мальчишек после просмотра фильма записались в секции самбо. Так даже после своей смерти (Харлампиев скончался в 1979 году) он продолжал популяризировать вид спорта, которому отдал всю жизнь. И, наверное, это важнее, чем споры о том, кто же был создателем борьбы самбо.

На международной арене самбо заявило о себе в 1964 году. XVIII Олимпийские игры проводились в Токио, и в них впервые были включены соревнования по дзюдо. В СССР дзюдо не практиковали со времен ареста Ощепкова, но специально к Играм при федерации самбо создали секцию дзюдо. Естественно, на Игры отправились облаченные в кимоно самбисты. Итог — четыре бронзовые медали, а ведь соревнования проводились только среди мужчин и всего по четырем категориям. Лишнее подтверждение того, где стоит искать истоки самбо. Собственно, сейчас это уже никто не опровергает, а большинство борцов участвуют в соревнованиях как по дзюдо, так и по самбо.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *