В последней подборке по самым необычным православным храмам Кипра я расскажу о святынях в регионах Фамагуста и Кирения. Так как значительная часть Фамагусты и вся Кирения расположена на неконтролируемой правительством Республики Кипр территории, большинство местных храмов заброшены, другие же перестроены под мечети и нерелигиозные строения, например, музеи.

Раньше я уже рассказывал про несколько православных храмов к северу от Зелёной линии. Так, в районе Ларнаки находится Монастырь Спиридона, популярный среди паломников в довоенное время. В северной части Никосии — армянская церковь святой Богородицы, основанная ещё в Средние века. Наконец, в Киренийских горах расположены остатки религиозных святынь крестоносцев.

Монастырь Апостола Андрея (Monastery of Andrew the Apostle)

Фото: / Cevenstar

Святыня находится на полуострове Карпас, недалеко от самой восточной точки Кипра и Европейского союза. Карпасия, как и монастырь, не контролируется правительством Республикой Кипр с 1974 года, поэтому многие называют самой восточной частью Союза мыс Каво Греко.

Когда был построен монастырь, точно сказать невозможно. Судя по всему, почитание апостола Андрея началось в этом месте не позже XI века. Ко времени османского завоевания монастырь был практически заброшен. Однако в конце турецкого правления монастырь возродили, а само здание перестроили.

Почему храм посвящён именно апостолу Андрею? Согласно местной легенде, Андрей Первозванный посещал Кипр и даже высаживался на этой части острова. Здесь апостол нашёл целебный родник, который существует и по сей день. Конечно, подтвердить пребывание святого в Карпасии мы не можем. Локальные традиции часто приписывают путешествие первого аполоста по разным регионам, например появление Андрея Первозванного на Руси, в Киеве.

Святыню можно найти, вбив в «Гугл-картах» MH5F+QP Dipkarpaz.

Храм святого Маманта (Church of Saint Mammes)

Фото: pinterest.com

Сначала хочу определиться с правильным названием этой святыни. Многие русскоязычные сайты называют храм «святого Мамаса», но это неверно. По-русски нашего святого зовут Мамант, и храм в его честь — храм святого Маманта. А вот по-гречески его имя звучит как Άγιος Μάμας или на современный лад Άγιος Μάμαντας. Святыню, в свою очередь, можно назвать как Ναός Αγίου Μάμαντος или Άγιου Μάμαντα соответственно.

Святой Мамант был родом Кесарии, в центральной Анатолии. Его родителей казнили за веру в Христа, и Маманта воспитывала богатая вдова. С детских лет Мамант сам стал проповедовать христианство, из-за чего был убит язычниками. Значительную часть своей жизни Мамант провёл в отшельничестве и сблизился с дикой природой. Однажды к нему пришли римские войска, однако Мамант предстал перед ними, восседая на льве. С тех пор лев стал символом святого.

Как в случае с Андреем Первозванным, про святого Маманта Кессарийского есть легенды во многих регионах Европы, в том числе и на Кипре. Согласно кипрской традиции, Мамант жил отшельником в пещере около Морфу. Позже, в средневековое время, здесь основали храм в его честь.

Святыню можно найти, вбив в «Гугл-картах» 6X2R+6F Güzelyurt

Монастырь апостола Варнавы (Monastery of Saint Barnabas)

Фото: cyprusparadise.com

В отличии от предыдущих христианских деятелей, апостол Варнава неразрывно связан с Кипром. Варнава родился в семье евреев-левитов, вероятно, в кипрском Саламине. Приняв христианство, Варнава стал апостолом. Вероятно, на Кипре он и скончался.

Спустя полтысячелетия мощи святого обнаружили кипрские священнослужители, которые воздвигли храм в честь апостола. Ещё спустя тысячу лет здание сильно перестроили, в таком виде оно дошло до нашего времени. После трагедии 1974 года монахи покинули обитель. Святыня стала археологическим музеем.

Святыню можно найти, вбив в «Гугл-картах» 5VFJ+V4 Tuzla

Святыни апостола Андрея, святого Маманта и апостола Варнавы — три главных православных памятника, расположенные к северу от Зелёной линии. Теперь перейдём к храмам, находящимся на контролируемой территории: в свободных территориях Фамагусты.

Монастырь Айя-Напа (Monastery Ayia Napa)

Фото: dimitrisvetsikas1969 /

В самом центре туристического городка Айя-Напы среди отелей и молодёжных баров располагается заброшенный средневековый монастырь. Он популярен не только потому, что до него можно быстро добраться — до святыни можно доехать на автобусе практически из любого города острова, а также пешком из близлежащих отелей — но и тем, что сохранился в первоначальном виде!

Монастырь Айя-Напа построен венецианцами в XIV-XV веках. Святыня была католической и располагалась, вероятно, на месте древнего языческого храма.
В турецкое время монастырь передали православным священникам. Этому не стоит удивляться, так как османская власть после завоевания острова стала целенаправленно поддерживать православную церковь в её борьбе с католической. Однако позже православные монахи покинули храм.

Отдельно стоит отметить, что монастырь Айя-Напа можно посещать в любое время года, и даже в жаркие летние дни, когда поездка в другие святыни может стать тяжёлым испытанием. В святыне расположены портики, есть фонтан и деревья, поэому от палящего солнца всегда можно скрыться.

Святыню можно найти, вбив в «Гугл-картах» XXQX+MQ Ayia Napa

Церковь Агион Анаргирон (Agioi Anargyroi Church)

Фото: cyprusalive.com

Церковь Агион-Анаргирон является самой молодой святыней в нашей сегодняшнем списке. Она построена чуть меньше 40 лет назад на полуострове Каво-Греко недалеко от Айя-Напы и Протараса. Церковь расположена напротив крутого обрыва и пещеры, где по местной легенде обитали святые Косма и Дамиан.

Косма и Дамиан, или как они были известны на Руси — Кузьма и Демьян, были братьями-целителями. Согласно христианской традиции, они врачевали и спасали жизни смертельно больным людям, при этом никогда не брали плату за свой труд. За это их прозвали ἀνάργυροι, теми, кто не берёт платы.

Храм Агион-Анаргирон построен в популярном греческом церковном стиле — белые стены, голубые двери, окна и крыша. К слову, такой стиль не часто встречается на острове. Возможно поэтому, благодаря композиции цветов самого строения и морского пейзажа вокруг, Агион Анаргирон стала популярным местом для венчания туристов.

Святыню можно найти, вбив в «Гугл-картах» X3GG+5C Ayia Napa

Антон КОСТИЧЕВ

Раздел IV. Православие на Кипре

Провозглашение Республики Кипр активизировало деятельность противников независимости киприотов. На протяжении 1960-х гг. Великобритания и США содействовали вооруженным столкновениям между греками и турками, населяющими Кипр. Используя Цюрихско-Лондонские соглашения, Англия, Турция и Греция вмешивались в конфликт и фактически осуществили военную оккупацию Кипра. На остров вошли войска ООН. Предусматривалось присоединение Кипра к Греции. Но киприоты самоотверженно продолжали национально-освободительную борьбу за полную независимость Кипра. Летом 1964 г. парламент Кипра принял резолюцию о праве народа на самоопределение, о выводе с территории Кипра английских войск и против размещения на острове иностранных баз.

В 1972 г. Макарию III составилась оппозиция в лице членов Священного Синода, которые попытались оказать на него давление, и решительно потребовали от него уйти с поста президента. Но архиепископа Макария любила общественность. 8 февраля 1973 г. Макарий был объявлен главой государства на следующие 5 лет. Тогда митрополиты решили нанести удар Макарию с другой стороны. 8 марта 1973 г. они собрались в Лимасоле, где под предлогом несовместимости мирского служения со священным саном определили отстранить Макария уже с поста предстоятеля Кипрской Церкви, выдвинув новую кандидатуру Архиепископа Кипрского – митрополита Пафского Геннадия.

Для того, чтобы прекратить смуту в жизни Кипрской Церкви, в июле 1973 г. в Никосии под председательством Блаженнейшего Папы и Патриарха всей Африки Николая VI, при участии Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Илии IV и других 11 архиереев из Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов составили Великий и Верховный Синод и единодушно приняли решение об антиканоничности и недействительности постановления кипрских митрополитов о низложении Макария. Важным аргументом в пользу Макария послужил тот факт, что еще в XVII в. на Кипре был учрежден институт этнарха («милет-баши») – совмещение светской и церковной властей. Мятежные митрополиты были отстранены от своих дел.

Постепенно церковная жизнь на острове стала налаживаться. В 1973 г. были образованы две новые митрополии – Морфскую и Лимасольскую.

В 1974 г. на Кипре по инициативе греческих офицеров произошел антиправительственный вооруженный мятеж, направленный на присоединение Кипра к Греции. На Кипр высадились и турецкие войска. В результате турецкая община Кипра решила создать в северных районах острова, оккупированных Турцией, так называемое Федеративное турецкое государство Республики Кипр (с 1983 г. – Турецкая Республика Северного Кипра). В начале 1975 г. Кипр был разделен с запада на восток «зеленой линией», отделившей ок. 0,5 млн. греков-киприотов юга от 100 тыс. турецкого населения севера. На турецкой территории (40 % территории острова) установился строгий оккупационный режим, были изгнаны православные епископы, закрыты православные храмы и запрещены общественные богослужения.

В 1977 г. Архиепископ Макарий III скончался. После его кончины церковная и светская власти были разграничены: президентом стал Спирос Киприану, а Архиепископом Кипрским был избран Хризостом (Киккотис), являющийся главной Церкви и до настоящего времени. Архиепископ Хризостом родился в 1927 г. в селении Стато (близ Пафоса), окончил Богословский и философский факультеты Афинского университета. В 1960-х гг. преподавал в Киккской гимназии и Духовной Семинарии. В 1968 г. хиротонисан в хорепископа Кипрской Архиепископии (епископа Константийского), а в 1973 г. – в митрополита Пафского. Он является автором церковно-исторических и богословских монографий: «Православие сегодня и Кипрская Церковь», «Миссионерство клира», «Спасительное служение Церкви».

Юрисдикция Кипрской Православной Церкви распространяется на Республику Кипр. 82 % населения Кипра являются православными (ок. 560 тыс. человек по состоянию на 1996 г.). Кипрская Церковь состоит из архиепископии и 5 митрополий. Епископат Кипрской Церкви насчитывает 9 архиереев (2000 г.).

Глава Кипрской Церкви – Архиепископ, официальный титул которого звучит так: «Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра». Высшим органом церковного управления является Священный Синод под председательством Архиепископа. Синод собирается регулярно (1 раз в году). В административном отношении Церковь делится на епископские округа, возглавляющиеся митрополитами.

Кипрская Церковь – одна из самых древнейших. Здесь с ранних пор получило распространение монашество. Все монастыри Кипра в настоящее время киновийные (общежительные), Монастыри располагают земельными угодьями, выращивают маслины, миндаль, фруктовые деревья. Игумены избираются пожизненно братией монастыря. Вступать в монашество на Кипре разрешается с 25 лет.

Из наиболее известных монастырей Кипра можно назвать следующие:

– Ставровуни (монастырь Св. Креста). Основан св. равноапостольной царицей Еленой в начале IV в. на месте языческого храма Афродиты. В иконостасе монастырского храма хранится вделанная в большой деревянный крест в серебряном окладе главная святыня – часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда самой Еленой;

– Киккский монастырь в честь Рождества Божией Матери (в г. Трудос). Основан в 1080 – 1118 гг. Здесь находится много святых мощей, в том числе чудотворная икона Божией Матери, написанная апостолом и евангелистом Лукой. Этот монастырь имеет прочные связи с Россией. В нем находятся бесценные сокровища, которые были принесены в дар русскими благочестивыми христианами: митры, ризы, церковная утварь, паникадила, колокола. В XIX в. настоятель Киккского монастыря архимандрит Иоаким получил в России, в пределах Грузии, имение, которое приносило Киккскому монастырю определенный доход;

– Махерский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Основан в начале XIII в. по велению самой Божией Матери: в 1201 г. на Кипр прибыли два инока из Палестины, они долго искали место для монастыря и вдруг в горной долине увидели образ Божией Матери, излучающий свет. Они восприняли это как знамение свыше. Один из иноков – Нил – направился в Константинополь и получил от императора разрешение и необходимые средства для постройки монастыря.

Кипрская Церковь, кроме того, располагает богатейшим музеем византийских икон. В 1821 г. в Никозии была основана Архиепископская библиотека, насчитывающая свыше 50 тыс. книг. В 1967 г. открыта Духовная Семинария во имя св. ап. Варнавы. С 1918 г. издается ежемесячный официальный журнал Кипрской Православной Церкви «Апостол Варнава», а с 1954 г. – выпускается газета «Церковная трибуна».

Кипр

Храм Святого Апостола Андрея Первозванного и Всех Святых, в земле Русской просиявших. Эпископио. Кипр

Так звучит полное название новой русской церкви, открытой в районе деревни Эпископио, которая географически находится в округе Никосии. Первый златокупольный храм на Кипре, узнаваемый издалека традициями русской православной архитектуры, относится к древнейшей Тамассоской митрополии. По преданию, именно здесь начали проповедовать Евангелие апостол Варнава и апостол Павел.

Впервые к уже построенному храму мы приехали за месяц до его открытия. Вот таким он предстал перед нами в тот момент.

«Эйфелева башня», которая видна справа за храмом, − это тоже церковь, только романская. Когда-то она нам казалась очень высокой, но теперь вовсе такой не кажется рядом с «нашей».

Торжественное освящение Царских Врат было назначено на вечер 27 марта 2017 года. В это время мы были на Кипре и, конечно, не преминули возможностью «запротоколировать» такое событие. Машину пришлось оставить в деревне, примерно за километр до храма, и идти дальше пешком − очень много народа ожидалось в тот день, а парковка у церкви хоть и не маленькая, но не «резиновая».

Успели к началу, когда основные гости ещё не приехали, но стулья для них были расставлены. Тем временем, одними из первых «прихожан» в церкви стали кипрские военнослужащие.

Пока не все ещё подтянулись, прошлись по ухоженной территории. Покажем как раз фотографии из первого приезда, когда ничто не отвлекало от процесса съёмки. Правда некоторые объекты ещё были не закончены, но вы нам это простите, надеемся.

Рассмотрим для начала детально доминанту комплекса. В качестве описания я буду приводить слова Елены, которыми она «репортажила» в соцсетях после открытия храма.

«Купола в России кроют чистым золотом — чтобы чаще Господь замечал.»

Теперь такой пятикупольный златоглавый красавец — храм построен и на Кипре. Идея создания родилась в ходе встречи русского мецената Вячеслава Заренкова с Митрополитом Тамассоским владыкой Исайей. Заслуженный строитель России, президент социально-культурного Фонда «Созидающий мир», Вячеслав Заренков взял на себя финансирование проекта и руководство строительством.

Архитектурная концепция храма отражает национальный стиль храмостроения русской православной церкви: белые стены, крестообразная форма и золотые купола-луковицы − первые золотые купола на Кипре. Храм украшен уникальными витражами: русские березы и родные русские пейзажи.

Территория вокруг храма — это настоящий христианский культурный центр: зона для проведения праздников, амфитеатр, сад с фонтанами и беседками, просторная детская площадка, а за ней − аллея с постаментами, в арках которых находятся мозаичные изображения русских святых.

Рассмотрим их поближе: хорошо известные и почитаемые образы.

Вернёмся снова к событию открытия храма. Стали приезжать именитые гости, и постепенно весь «зал» под открытым небом, включая первые ряды, был заполнен.

В церемонии празднества по освящению врат новопостроенного храма в честь Святого Апостола Андрея и Всех Святых в земле Русской просиявших, принимали участие: Президент Республики Кипр Никос Анастасиадис, Митрополит Тамассоский владыка Исайя, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, духовенство и руководство Республики Кипр, Посол России на Кипре Станислав Осадчий, ну и конечно меценат и благотворитель Вячеслав Заренков.

Как и подобает в подобных случаях, было произнесено много торжественных речей как на греческом, так и на русском языке. Более подробный фотоотчёт вы сможете посмотреть в нашем фотоальбоме, а здесь покажем несколько репортажных снимков.

В веренице событий мы не заметили, как часть высоких гостей ушла внутрь церкви для знакомства с её убранством. Но внутренний голос подсказал, что пора уже двигаться к храму, хотя в него ещё и не пускали. Кроме того, он прошептал, что встать надо не у главного входа, а у одного из боковых, где было меньше народу. Лене удалось «просочиться» через охранника внутрь церкви, а мне к тому моменту лишь пробраться в небольшой закуток, разделяющий главное помещение церкви от улицы, размером чуть больше тамбура в электричке. В итоге, место оказалось «выигрышным», потому что именно к этому выходу вскоре потянулись «первые гости», среди которых были Президент Кипра Никос Анастасиадис, митрополит Волоколамский Иларион, другие официальные лица.

Теперь настала пора познакомиться с внутренним убранством нового храма и нам. Если выразить впечатление кратко, то скажем, что он «утопает в роскоши» − столько позолоты мы не встречали ни в одной кипрской церкви или монастыре, разве что в Киккосе. Основным мотивом для росписи стали знаменитые подвиги и события из жития русских святых. Их образы, столь узнаваемые и близкие русскому сердцу, украшают стены и иконостас.

Рассказывая об убранстве, сложно не заметить большую картину, висящую по правую руку от главного входа. На ней изображён сам Вячеслав Заренков (с семьёй), дарящий новый храм Кипру в лице митрополита Тамассоского владыки Исайи, сопровождаемого свитой. Кстати, это не единственное изображение мецената в церкви. Внимательный взгляд может обнаружить его с храмом в руках, припавшего на коленях к правой ноге апостола Андрея на другой иконе.

В храм были привезены частицы мощей некоторых русских святых, которые будут здесь дальше храниться. Поклониться им выстроилась тогда большая очередь страждущих.

Уже стемнело, но торжественная церемония на площади перед храмом не закончилась. Мы были честно говоря удивлены, что русских и киприотов было примерно одинаково по численности. Но конечно то, что праздник все разделили между собой душевно, радостно и поровну, было очень приятно! Событие действительно всекипрского масштаба. Ведь дружба между Россией и Кипром многовековая, и ценится не только хорошими отношениями политического плана и туристическим наплывом россиян, но и православными традициями.

Торжество украсили своим пением хор студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Шёл Великий пост (Пасха в 2017 году выпала на 16 апреля), но какой праздник без угощений? На территории была развёрнута «полевая кухня», куда начали приносить различные блюда. В районе «беседки», внутри которой изображена сцена Крещения Христа, была обустроена «питейная», где полным ходом шёл розлив различных напитков.

Мы решили не дожидаться момента вкушения угощений, а ретироваться уже восвояси, поскольку были уставшие после целого дня поездок и впечатлений. Хотя праздник продолжался вовсю концертной программой и фейерверком. Но напоследок не можем не поделиться парой фоток, сделанных уже «в ночи». Регулярные богослужения начались и двери храма открыты для прихожан.

Фотоальбом

Посмотреть фотоальбом

Как добраться

Откуда бы вы ни двигались, наше первоначальное направление будет вести к Никосии. Из Пафоса и Лимасола туда поведёт скоростная трасса A1, а жители восточных районов скорее всего поедут по трассе A2, которая в итоге «впадёт» в A1. Вот вскоре от точки соединения двух дорог надо будет искать съезд к деревням Kotsiatis и Marki. Сворачиваем с трассы и дальше двигаемся вперёд, минуя эти две упомянутые деревни. В районе деревни Marki держимся правее по указателям к деревне Tseri.

Примерно через 1,5 км от выезда из Marki будет поворот налево в сторону деревни Psimolofou. Едем ещё 6,5 км, где перед въездом в деревню сворачиваем налево в сторону деревни Peri. Через 2,5 км, ещё не доезжая Peri, будет поворот вправо на Episkopio. Сворачиваем там и едем по направлению к деревне Arediou, хотя это только направление. Буквально через 1,3 км нужно будет остановиться у въезда на территорию церкви, которую сложно будет не заметить с правой стороны от дороги.

Давайте посмотрим этот отрезок пути на карте. Может так понятнее будет.

Русские богослужения на Кипре

Я человек верующий и на Кипре недавно. Греческие храмы, конечно, тоже православные, но все-таки служба на русском языке более привычна, да и певчих у греков нет. Очень хочу сходить в русскую церковь, но не знаю где она. Слышал, что раньше русский священник служил в одном месте, но тот храм закрылся на ремонт. Опубликуйте, пожалуйста, информацию для верующих. Где проходят службы, когда и, самое главное, как туда можно добраться.

Лимассольская епархия

Русскоязычный православный приход Храм Христа Человеколюбца

Адрес: Лимассол, ул. Букурештиу (Boukourestiou Str.)
Богослужения на приходе совершаются каждую субботу и воскресенье. Всенощное бдение 17:00. Божественная литургия 9:00, а также на двунадесятые праздники в соответствии с расписанием.

Храм Св. Стилиана в Лимассоле

Русский православный храм Святого Николая Чудотворца в Лимассоле на Кипре

Часовня на месте строительства русского православного храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Адрес: Лимассол, р-н Калогири.
Богослужения в часовне совершаются периодически в соответствии с расписанием.

Русская православная церковь на Кипре в деревне Алетрико — Церковь Божьей Матери Семистрельной

Никосийская епархия

С октября 2012 года, богослужения в храме Подворья Киккского монастыря в Никосии будут проводиться один раз в месяц (каждую вторую субботу месяца).

Начало утрени в 6.30, Литургии — в 7.30 утра. Время совершения богослужений на большие церковные праздники будет сообщаться отдельно.

Таинство Исповеди совершается по предварительному согласованию.

Архимандрит Серафим (тел. 97-691-509).

Пафоская епархия

Русской церкви в Пафосе нет, но есть русскоговорящий священник, который проводит богослужения на русском.

Русскоговорящий священник — иерей Георгий (тел. 97 665 036).

Фамагустская епархия

Ни в Айя-Напе, ни в Протарасе русскоговорящего священника пока нет.

Где можно исповедаться на Кипре на русском языке?

Желающим исповедоваться обращаться по телефонам, указанным выше.

Что непривычно для правослаславного из России в кипрском храме

Первое, что бросается в глаза в кипрском храме – сидения для прихожан и непокрытые головы женщин.
С чем же это связано?
На мой взгляд, сидения – это из-за нежелания напрягаться и испытывать хоть какой-то дискомфорт, и мне кажется, что это снижает качество самой службы – ведь даже такую маленькую ЖЕРТВУ, как отстоять службу, прихожанину приносить не хочется.
Ну а непокрытые головы женщин – это, скорее всего, противопоставление мусульманкам, которые ходят с покрытыми головами даже в обыденной жизни.
Также мне очень режет глаз такое явление, как неподобающая одежда женщин на крестинах и венчаниях – очень многие приходят с декольте, очень коротких юбках, с огромным количеством украшений, с вечерним макияжем и сложными прическами.
И таинство приобретает како-то театральный вид.
А что вы думаете по этому поводу?
Пишите свои мысли.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *