Контрольно измерительные материалы. Русский язык. 7 класс (13 стр.)

5. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи.

Пословицы и пог..ворки всегда имеют (не, ни)только пр..мой но и переносный смысл.

6. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор служебных частей речи.

Без труда (не, ни)вытащ..шь и ры..ку из пруда.

7. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи, подчеркнуть наречия.

Возле телег под телегами и подале от телег везде были в..дны разм..тавшиеся на траве зап..рожц.. . (Н. Гоголь)

8. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи, подчеркнуть наречия.

Ответы к индивидуальным заданиям

По теме «Причастие»

1. Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.

2. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Тучи, охваченные синим огнём, дрогнули.

3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.

4. С выводами сибирских учёных согласились приглашённые на дебаты эксперты из-за рубежа.

5. Высокие требования, предъявляемые к абитуриентам, не отпугнули желающих стать студентами одного из лучших вузов страны.

6. Знаменитая «Троица» Андрея Рублёва, посвящённая памяти преподобного Сергия Радонежского, стала воплощённым символом идеалов духовного единения, всеобщей любви и готовности к самопожертвованию. (Лексика высокого стиля.)

7. Древние греки, пытавшиеся тем или иным образом объяснить существующий мир, пользовались результатами астрономических наблюдений египтян.

8. Это малюсенькая деревня со ста восьмьюдесятью жителями, прилепившаяся среди скал небольшого плато.

9. На стене, крашенной под кирпич, висел поношенный серый плащ.

10. Стриженые кусты и невысокие деревца образуют ведущую к усадьбе аллею.

11. Не напоминают ли вам некоторые наши уроки «Сказку о потерянном времени»?

По теме «Деепричастие»

1. Тарантас въехал во двор, шурша колёсами по крапиве, и остановился перед крыльцом.

2. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

3. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.

4. Сидя за компьютером, старайтесь держать спину прямой.

5. Тщательно отделывая свои произведения, переживая муки творчества, каждый писатель отводит огромную роль читателю.

6. Сопоставляя различные редакции, мы имеем возможность проследить труд автора, его поиск наиболее точного слова.

7. Художник-аниматор, создавая мультипликационный фильм, словно оживляет рисунки. (Художник-аниматор — сложение слов.)

8. Друг за другом, накренившись от ветра, возвращались рыбацкие суда.

9. Обернувшись, я увидела метрах в двадцати от себя человека гигантского роста, стоявшего возле фонтана.

10. Свежие жирные и масляные пятна со светлых тканей можно удалить, посыпав загрязнённый участок порошком мела.

По теме «Наречие»

1. Сидели в саду в тени вишен, богато украшенных аметистовыми бусами ягод.

2. Первый утренний ветерок, без шороха, осторожно шевеля молочаем, бурыми стеблями прошлогоднего бурьяна, пробежал вдоль дороги.

3. Тесную обувь можно растянуть, туго набив её влажной газетной бумагой.

4. Лодка с размаху почти до половины всползла на песок вместе с волной и, покачнувшись набок, стала, а волна скатилась назад в море.

5. Дни бегут быстро, вприпрыжку, как шаловливые дети.

6. Солнце уже зашло, но по-прежнему было жарко.

Мы всегда жили дружно и редко друг на друга обижались.

Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.

8. Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась.

9. Он кричал и махал рукою сильнее всех, но за стуком и криками рабочих не было слышно его слов.

10. Ворота отворились, и выехало войско. Впереди выехали ровным конным строем шитые гусары. За ними кольчужники, потом латники с копьями, потом все в медных шапках, потом ехали особняком лучшие шляхтичи, каждый одетый по-своему.

11. Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

12. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днём веером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры.

13. Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно.

14. Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад.

По теме «Служебные части речи»

1. Гора обросла тонкими и высокими ёлками, словно ёж иглами.

2. Склоны гор открылись, словно развернулась книга, на сгибе которой блестела, как закладка, серебряная тесёмка реки.

3. Чем меньше загромождена квартира, тем больше в ней воздуха, тем легче дышится её обитателям.

4. Не надобен и клад, коли в семье лад.

5. Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл.

6. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

7. Возле телег, под телегами и подале от телег — везде были видны разметавшиеся на траве запорожцы.

8. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову.

Приложение 3
Диктанты

Диктант 1. Тема «Причастие»

Гроза

Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не затянутая чёрной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, ещё не закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесёт наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищённый от ветров.

Когда мой испуг прошёл, я тихо уснул в своей кроватке, не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой.

Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.

(136 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения.

(Сказуемое: не занавешены.

Определения: незабываемое, неизгладимое; ещё не затянутая чёрной приближающейся тучей; ещё не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищённый от ветров; не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: не просохшая;

II вариант: не закрытые.

Диктант 2. Темы «Причастие» и «Деепричастие»

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей.

Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издёрганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени… Не мигая глазами, он упорно смотрел на своё лицо, отражённое в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

(145 слов)

(М. Горький)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: утомившись;

II вариант: наклонясь.

3. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: взмахивая;

II вариант: упираясь.

Авраам

Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.

Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей – язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе – в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.

Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.

Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.

Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты – направо, то я – налево».

Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона.

Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот.

Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу.

Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его.

О Мелхиседеке – его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды: слово салим значит мир. Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его – он как бы во веки жив, – так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа – Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. Святое Причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама.

Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Бытие» (Быт. 12–17).

Чаша искупления

12 библейских символов, зашифрованных в «Троице» Андрея Рублева

Импровизация — дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако «Троица» — яркий пример нарушения церковных канонов. Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых

Иллюстрация: Евгений Тонконогий (Нажмите для увеличения)

1 ЧАША. Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.
2 ГОЛОВА ТЕЛЬЦА. Символ жертвенности Бога Сына.
3 БОГ ОТЕЦ. По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас ?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.
4 ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ. Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).
5 СКИПЕТР. Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).
6 ДЕРЕВО. В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
7 БОГ ДУХ СВЯТОЙ. В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий , и одновременно благословляет этот путь.
8 АЛЫЕ ОДЕЖДЫ. Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.
9 ЗДАНИЕ символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.
10 БОГ СЫН. Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, — говорит культуролог Вадим Ланкин, — можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».
11 ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ (накидка поверх хитона) — символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.
12 ГОРА. Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.

Круговая композиция

«Композиция «Троицы», — рассказывает Владимир Фролов, — подчинена идее круга, которая имеет символическое значение вечности, любви и божественного триединства.
Своеобразие ее построения у Рублева заключается в том, что изображение не вписывается в круг, как это делалось в итальянском искусстве, а фигуры ангелов Рублева располагаются так, что они сами образуют круг».

В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы. Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его. За трапезой Господь предсказал Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский — «великий и сильный».
В христианстве этот сюжет, получивший название «Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, — и не в образе странников, а в образе ангелов. Поэтому трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей».

Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, — в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.
Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», — отвечает правый ангел, Христос. Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания — жертвенность божественной любви. «Отсутствие дополнительных деталей, — говорит ученый, — обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».

ХУДОЖНИК
Андрей Рублев

Ок. 1360 — Родился в Московском княжестве или Новгороде Великом, вероятно, в семье ремесленника.
Ок. 1400 — Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы).
До 1405 — Принял монашество под именем Андрей .
1405 — Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились).
1408 — Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно).
Ок. 1425–1427 — Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал «Троицу» (по другим данным — в 1411 году).
Ок. 1427 — Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно).
Ок. 1440 — Скончался в Андрониковом монастыре.
1988 — Причислен к лику святых.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2014

Андрей Рублёв

Как Дмитрий Донской мечом, как Сергий Радонежский словом, так и Андрей Рублёв своей кистью укреплял созидаемое тогда государство. Благодаря трудам этих людей, соединились воедино державная сила, православная идея и художественный образ.

Святая Троица. Андрей Рублёв. 1410 — 1420.

Сретение Господне. Андрей Рублёв. 1405

Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенье).

Андрей Рублёв. 1405

Крещение Господне (Крещение).

Андрей Рублёв. 1405

Рождество Христово.

Андрей Рублёв. 1405

Преображение Господне. Андрей Рублёв. 1405

Воскрешение Лазаря. Андрей Рублёв. 1405

Вход в Иерусалим. Андрей Рублёв. 1405

Страшный суд. Андрей Рублёв. 1408

Вознесение. Андрей Рублёв. 1408

Богоматерь Владимирская. Андрей Рублёв. 1408

Спас в силах. Андрей Рублёв. 1410 — 1420

Считается, что Рублёв своим участием помогал расписывать Рождественский собор в Саввино — Сторожевском монастыре близ города Звенигород. Небольшая серия фрагментов алтарной преграды близки к стилю Андрея Рублёва.

Звенигородский спас. Андрей Рублёв. 1410 — 1420

Апостол Павел. Андрей Рублёв. 1410 — 1420

Архангел Михаил. Андрей Рублёв. 1410 — 1420

Рейтинг топ блогов рунета

Ушаков vs Рублёв

filiffjonka — 25.12.2010 Если Ушаков видел «Троицу» Рублева, а он, несомненно, её видел, — то как долго он стоял перед ней? Вероятнее всего, он не просто молился и рассматривал её как художник, но и обмерял и даже зарисовывал? Ведь размер ушаковской «Троицы» по высоте почти совпадает с «Троицей» Рублева, а рисунок складок одежд, во многом схожий на обеих иконах, не оставляет соменений в том, к какому образцу обращался прославленный царский мастер 17 века. Интересно, как это происходило, ведь прославленный образ был в окладе. Может, Ушаков имел какую-то прорись с иконы Рублева?!

Складки на гиматии центрального Ангела — угловатые, образующие сложную систему драпировки от плеча до рукава, совпадают почти полностью. Разве что край, ложащийся жесткой складкой на руке ангела иконы Рублева, поуже и не круглится так, как у Ушакова.

Здесь тоже совпадение — узкий и тонкий «хвостик» края хитона, направленный вниз. У Ушакова чуть короче и не так заострён, но всё равно к образцу ближе, чем та же деталь на «Троице» старца Паисия


В этих двух сопоставлениях также видно, что свисающие детали одежд на иконе Рублева заострённее — и концы гиматия у ног левого (от зрителя) ангела, и рукав правого ангела. Но рисунок складок в месте сгиба руки явно был подмечен Ушаковым.
и, наконец, как Ушаков переработал оригинал в своем повторении, видно, если рассмотреть ворот одежды центрального Ангела — с одной стороны, полоса хитона также выходит из-за плеча, но форма выреза совершенно сглаженная.
Общность этих образов, общность рисунка, позволяющая трактовать произведение Ушакова как прямую реплику рублевского образа, теряется за остальным — головы ангелы склоняют совершенно иначе, окружающий их пейзаж, архитектурные кулисы, всё другое. Но в основе этих отличий не стремление Ушакова создать другую икону , а разные художественные идеалы эпох.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *