Среди множества профессий есть одна, которая требует от человека смеси таких качеств, как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Эта профессия — дирижер церковного хора, которая имеет свое особое название — регент. О том, кто же такой регент в церкви, и чем он отличается от простого руководителя хора, читайте в этой статье.

Кто такой регент

Поскольку в православных храмах церковные службы сопровождаются пением, нужен человек, который будет управлять хором, чтобы тот звучал слаженно и правильно. Таким человеком и является регент. Во время службы он задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору достичь гармоничности.

Слово «регент» происходит от латинского regens — правитель, властелин, или regere — управлять, направлять, исправлять.

У понятия «регент» имеется два значения:

  1. Руководитель хора при церкви;
  2. Опекун при недееспособном государе, фактический правитель государства.

Историческая справка

Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.

Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.

Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».

В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.

Обязанности регента в церкви

У дирижера в церкви довольно широкий круг обязанностей, связанный не только с прямым назначением, но и с организационными вопросами вверенного ему клироса — хора при церкви.

Среди них:

  • подготовка к богослужениям;
  • выбор репертуара;
  • проведение репетиций (не реже 1-3 раз в неделю);
  • составление нотного архива;
  • распределение партий;
  • дирижирование во время богослужения;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • обучение начинающих певцов.

/ Программа» data-image_id=»18545″>

Плюсы и минусы профессии

В связи с постоянным ростом количества храмов спрос на музыкантов, которые способны организовать или же возглавить уже созданный хор, весьма высок. Некоторым храмам даже требуются несколько регентов, если службы идут постоянно.

К другим преимуществам работы руководителем клироса относятся:

  • высокое положение в иерархии церковной службы — после священнослужителей;
  • данная профессия очень уважаема;
  • эмоциональная составляющая: служение Богу и надлежащее выполнение своих обязанностей приносит радость и удовлетворение.

Однако у этой профессии имеются и свои жизненно важные минусы.

Среди них:

  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

Как стать дирижером церковного хора

Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.

Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:

  • крепкой нервной системой;
  • уверенностью в себе;
  • умением быстро реагировать на внешние раздражители.

Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.

Благословение священника

Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.

Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.

Получение образования

Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.

Обучение руководителей церковного хора

Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь.

Требования для поступления

Важно наличие музыкального образования, умения читать ноты и петь с листа. В некоторых учебных заведениях это условие необязательно, но весьма желательно. В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика.

Также необходимо выполнить следующие требования:

  • получить рекомендацию приходского священника;
  • пройти собеседование,
  • подтвердить знание основных православных молитв и Священного Писания;
  • научиться читать на церковнославянском языке, так как на нем составлена подавляющая часть книг для богослужения;
  • предоставить аттестат или диплом об образовании (минимум — полное среднее).

Преимущество при поступлении будет у певчих или псаломщиков с опытом клиросного послушания от 1 года.

Процесс обучения

Обучение будущих регентов состоит из духовной и музыкальной частей и длится от 2 до 4 лет. За это время необходимо овладеть знаниями в области церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава и церковнославянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общие предметы, связанные с теорией музыки, так и церковные дисциплины:

  • богослужебное пение;
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви;
  • история русской духовной музыки;
  • литургика;
  • катехизис;
  • богослужебный устав;
  • сравнительное богословие;
  • основы церковнославянской грамоты;
  • основы православного вероучения;
  • Библейская история;
  • Священное Писание;
  • сольфеджио;
  • гармония;
  • дирижирование;
  • теория музыки;
  • чтение хоровых партитур;
  • хороведение;
  • фортепиано;
  • аранжировка.

Во время учебы необходимо пройти обязательную практику на клиросе в храме.

Видео

Смотрите короткий фильм-презентацию Регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии

Регент

Значения в других словарях

  1. регент — -а, м. 1. Временный правитель государства, осуществляющий верховную власть вместо монарха. 2. Дирижер хора, преимущественно церковного. Пронесся тонкий, жужжащий звук камертона. Регент — задал тон. Куприн, Мирное житие. Малый академический словарь
  2. РЕГЕНТ — РЕГЕНТ (от лат. regens — правящий) — руководитель хора, преимущественно церковного. Большой энциклопедический словарь
  3. регент — орф. регент, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. регент — РЕГЕНТ м. регентша ж. лат. правитель, кто правит страной, в виде опекуна, при малолетнем государе. Регентов, регентшин, что лично их; регентский, к ним вообще относящ. Регентство ср. Толковый словарь Даля
  5. регент — ре́гент «руководитель церковного хора», реге́нт «правитель государства», уже у Петра I (Смирнов 254). Через нем. Regent или польск. regent из лат. regens, -ntis «правитель». Этимологический словарь Макса Фасмера
  6. регент — см. >> вождь, правитель Словарь синонимов Абрамова
  7. регент — Ре́гент/. Морфемно-орфографический словарь
  8. регент — РЕГЕНТ -а; м. 1. Временный правитель государства, осуществляющий верховную власть вместо монарха. 2. Дирижёр хора, преимущественно церковного. ◁ Регентша (см.). Регентский, -ая, -ое. Р. совет. Р-ие регалии. Толковый словарь Кузнецова
  9. Регент — В православной церкви лицо, управляющее хором. Он подбирает голоса для хора, обучает его, руководит им при богослужении. В настоящее время звание… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. регент — Р’ЕГЕНТ, регента, ·муж. (от ·лат. regens — правящий). 1. Правитель государства, временно осуществляющий верхновную власть вместо монарха (полит.). 2. Дирижер хора, преимущественно церковного. Соборный регент. Толковый словарь Ушакова
  11. регент — РЕГЕНТ, РОЖЕНТ а, м. regent m. <�лат. regens/regentis. Временный правитель монархического государства, назначаемый в случае вакантности престола, а также длительного отсутствия, болезни или несовершеннолетия монарха. БАС-1. Из Парижа от 23 июня. Словарь галлицизмов русского языка
  12. регент — сущ., кол-во синонимов: 6 атабек 5 головщик 3 голосовщик 5 дирижер 7 канонарх 1 правитель 57 Словарь синонимов русского языка
  13. Регент — (от лат. regens, родительный падеж regentis — правящий) руководитель русского церковного хора. Большая советская энциклопедия
  14. регент — регент I м. Временный правитель монархического государства, назначаемый в случае вакантности престола или длительного отсутствия, болезни и несовершеннолетия монарха. II м. Руководитель церковного хора (в русской православной церкви). Толковый словарь Ефремовой
  15. регент — Регента, м. . 1. Правитель государства, временно осуществляющий верховную власть вместо монарха (полит.). 2. Дирижер хора, преимущественно церковного. Большой словарь иностранных слов
  16. регент — Регент, регенты, регента, регентов, регенту, регентам, регента, регентов, регентом, регентами, регенте, регентах Грамматический словарь Зализняка
  17. регент — РЕГЕНТ, а, м. 1. Временный правитель монархического государства. 2. Дирижёр хора, преимущ. церковного. | ж. регентша, и (разг.). | прил. регентский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  18. регент — Начальник хора певчих Ср. А по-моему, отец Кузьма, — говорит регент, — простое «Отче наш» лучше нотного… А.П. Чехов. Певчие. Ср. Регент — правитель (regere — управлять). См. отче наш. Фразеологический словарь Михельсона

Роль регента

Находясь за богослужением, на чём чаще всего мы останавливаем своё внимание? На убранстве храма, на священнослужителях, на бабушке за свечным ящиком, новых прихожанах или на церковном хоре… Где только не блуждают наши мысли, если мы не сосредоточены на молитве…

Однако церковный хор, действительно, трудно не заметить за богослужением, во многом от него и зависит молитва прихожан. Еще труднее не заметить самого главного человека в хоре – его руководителя, т.е регента.

Регент (от лат. regens, «правящий») – церковнослужитель, руководящий церковным хором.

Руководитель церковного хора подбирает голоса для хора, обучает хор, руководит им при богослужении. Название возникло в петербургской Придворной певческой капелле. Регентами именовали её опытных певчих, которым временно поручали управление хорами в церквах придворного ведомства.

Регентская деятельность имеет определённый духовный статус, в монастырях он определяется достаточно конкретно – послушание. В приходских храмах регент выступает как церковнослужитель. Безусловно, такой человек несёт непосредственную ответственность за проведение богослужения, равно как и священник. Какими же качествами должен обладать регент?

Во-первых, он должен обладать всеми профессиональными музыкальными навыками, присущими любому хоровому дирижёру;

Во-вторых, необходимо знать церковный устав, быть достаточно просвещённым в различных богословских вопросах;

В – третьих, быть руководителем, воспитателем для своих певцов и миссионером для прихожан, ведь, в конечном итоге, хор с помощью пения несёт слово Божие для каждого из присутствующих за богослужением.

Кроме того, регент, т.е. руководитель церковного хора, должен и сам «быть с церковью», должен быть христианином. Это тоже очень важно. Ни качество музыкального образования, ни даже серьёзность познания в церковном уставе не донесут слова молитвы до сердца прихожан, если сам руководитель не написал их раньше в своём сердце и не научил певчих правильно их понимать.

Не правда ли, как оказалось, профессия-то непростая! А со стороны – машет человек руками, а люди поют себе по ноткам заранее выученный текст.

До революции к церковному пению относились очень серьёзно, отмечая его высокое воспитательное значение. Регентов готовило два крупных специализированных заведения: Придворная певческая капелла Петербурга и Московское синодальное училище церковного пения. Деятельность этих заведений курировалась на высочайшем уровне.

Проводились всероссийские съезды регентов, на которых обсуждали состояние церковного пения в России и дальнейшие пути его развития. Целая плеяда регентов-композиторов, таких как Архангельский, Кастальский, Чесноков и др. заложили прочный фундамент не только русской духовной музыки, но и, как оказалось в дальнейшем, вообще русского хорового творчества.

После многолетнего перерыва лишь в конце ХХ века вернулось понимание этого слова и его значения. Сейчас эту профессию можно получить в различных духовных школах, а нередко регентами становятся и светские дирижёры непосредственно на практике, овладевая всеми премудростями этого дела. Постепенно намечаются положительные тенденции, несмотря на то, что преемственность поколений была нарушена. Большой вклад в возрождение регентского дела, безусловно, внесла и продолжает вносить Троице-Сергиева Лавра. Здесь почти 50 лет руководил хором Архимандрит Матфей (Мормыль) – великий регент современности. Его вклад в дело возрождения русских церковно-певческих традиций трудно переоценить.

Грамотный молодой регент, несомненно, не раз обратится к опыту отца Матфея и других заслуженных регентов современности. Ведь сейчас к обычным задачам регентства прибавилось немало иных. Например, возникло много новых духовно-музыкальных течений. Одни – в духе древних распевов, другие – совершенно современные, третьи – совсем уж авторские. Как подобрать репертуар среди такого разнообразия?

Не менее разнообразен и контингент певцов в сегодняшних хорах. Это грамотные профессиональные певцы, никогда не посещавшие храма, и уже воспитанные в храмовой среде, но нередко не имеющие музыкального образования молодые и не очень кадры.

Кого взять в хор в первую очередь, а кому отказать, какие приоритеты расставить в хоре, как сплотить в коллективе воцерковлённых и ещё чуждых церкви людей – всё это также задачи регента.

А при этом хотелось бы и своего молитвенного духа не утратить, ведь, по мнению многих регентов, самое трудное в этой профессии – это не забывать молиться за молитвой.

Быть регентом – это особое служение Богу, но такое же серьезное и вдумчивое, как у монаха или священника, а значит – такое же ответственное.

Варвара МИХАЙЛОВА

Регент церковного хора

Марина Томашевич Дата публикации: 04.10.2015

Моя должность в храме называется регент (от лат. управляющий), т. е. руководитель церковного хора, который является уставщиком над певчими, задает им тон и подает знаки рукой (или руками) для согласного пения.

Раньше это место занимал головщик, который никогда не дирижировал, он первым начинал пение, задавая тем самым и тон, и темп, и характер звучания песнопения, а хор вступал со второй фразы, продолжая пение головщика.

Почему я не головщик?

Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.

Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:

  • богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
  • когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
  • когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
  • когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).

В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.

Что я считаю важным в церковном пении

В таких условиях меня как регента заботят три главных аспекта:

  • стилистика самих песнопений, которые руководитель хора свободно выбирает по своему усмотрению из огромного количества доступных сегодня нот;
  • характер, манера исполнения песнопений;
  • внутреннее состояние поющих, осознание ими мировоззренческого, исповедального, духовного содержания каждого музыкального элемента и каждого слова, осознание того, что сам процесс исполнения является следствием и проявлением определенно настроенного человеческого духа.

В подборе репертуара руководствуюсь тем, чтобы песнопения как можно меньше давали возможностей певчим демонстрировать свои голоса. У Блаженного Августина в «Исповеди» сказано: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что я тяжело согрешаю, и тогда желал бы и не слышать поющего».

О том же говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его».
В одном из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина к духовным чадам нашла такие строки: «…пение профессиональное редко несет в себе живой, до Господа доходящий глас. Сердце надо иметь обращенным к Богу. Только тогда никто на пение и внимание не обратит, но все устремятся за вами к Богу».

Что касается манеры исполнения, то у нас есть 75-е правило Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое никто не отменял. Святые отцы постановили: «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными».

Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви. Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась. Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью. Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор.

О дисциплине в церкви

Для меня важен и вопрос о дисциплине в церкви, о благочинии певчих на хоре и клиросе. Певчие у нас зачастую считают, что их назначение не молиться, а исполнять певческую работу, во время которой можно вести себя довольно свободно, допуская во время чтения чтеца праздные разговоры, шутки, даже смех, ведя переписку или переговоры по сотовому телефону. В некоторых храмах во время Шестопсалмия даже выходят покурить. Моменты чтения воспринимаются как перерыв в работе.

В церковный хор должны идти не просто профессионалы, желающие попеть за определенное вознаграждение, но и дорожащие Церковью и чтущие её святость. Надеюсь, что в нашем храме Господь собрал именно таких людей на клиросе. Я их всех очень люблю и каждый день поминаю о здравии на утренних молитвах, заказываю за них службы по праздникам и когда болеют.

Все наши певчие периодически участвуют в таинстве исповеди, принимают Святое причастие. Перед началом каждой службы мы просим друг у друга прощения, благословения. На репетициях-спевках молитвенно обращаемся за помощью к нашим храмовым святым, к покровителю уральских певчих свщмч. Вячеславу Невьянскому, а также к покровителю всех певчих прп. Роману Сладкопевцу.

А чтобы у певчих была перспектива для стремления к самосовершенствованию, представление об идеале, я написала для нашего клироса заповеди, которыми могу поделиться.

«Десять заповедей для идеальных певчих»

  1. По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…»).
  2. Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.
  3. Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
  4. В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.
  5. Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
  6. Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
  7. Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е. в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.
  8. Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
  9. Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.
  10. Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.

С любовью ваш регент»

А вообще клирос у нас очень дружный.

Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение «Любимому клиросу посвящается…».
Вот это стихотворение:

«Любимому клиросу посвящается…»

Эпиграф:
«Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)
«Надеюсь, регент мне поставит плюс!» (автор)

Вы послушайте, ребята,
Сей папирус вам поведает
Про наш прекрасный клирос:
С чувством юмора у всех у нас в порядке,
Потому что начинаем день с зарядки.
Не с зарядки белого смартфона
И не пресловутого айфона,
А с зарядки голоса и слуха,
Чтобы не страдало чьё-то ухо,
И простим неправильную ноту,
(Если вдруг медведь вам наступил на «что-то»),
Ну, а если вдруг придется туго, —
Бережно плечо подставим другу.
Есть у нас диван, электрочайник,
Ну, а если в пении вы «чайник», —
Подливать не будем кипяточку…
Вот ещё б найти для рифмы строчку!
Ах, друзья мои, люблю вас очень!
Станислава Пронькина, короче.*

*»Сие слово зде допущено для рифмы пущей» (А.С.Пушкин)

В дальнейшем на своей страничке планирую поговорить о том, что такое богослужебное пение, что включает в себя это понятие и почему вообще в храме необходимо пение.

Марина Томашевич
регент церковного хора храма преподобного Сергия Радонежского, г.Челябинск
3 октября 2015 г.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *