Что значит школа для ребенка

Для ребенка школа может быть лучшим местом, где он будет учиться новым знаниям, учится общаться с людьми и формироваться как успешная личность. А еще школа может стать для ребенка тюрьмой, местом пыток куда он будет направляться как на наказание. Придя в школу, ребенок сразу сталкивается с множеством правил. Его заставляют тихо сидеть на уроках и слушать учителя, ходить в школьной форме, рассаживают с другими детьми так, как удобно учителю.

Маленькому ребенку очень сложно самостоятельно справится со всеми трудностями. Он ищет поддержки и понимания у родителей.

Родители должны определиться для себя чего они хотят, когда их ребенок идет в школу. Готовы ли они к тому, что в школе на их ребенка могут кричать, заставлять без объяснений делать то, что ему не нравится или еще хуже – унижать.

Сегодня родители могут сами выбрать школу для своего ребенка, а также и учителя. Они имеют право интересоваться как обстоят дела в выбранной ими школе. Что за человек – учитель, который будет учить их ребенка. Как он ведет себя на уроке, как разговаривает с детьми. Каждый родитель должен почаще приходить в школу. Узнавать, как учиться их малыш, что ему трудно, а каких успехов он уже достиг.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ФАК ГОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ детей и их родителей к школе

Марина Николаевна Емельянова,

доцент Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

По закону всё просто: никто школу и учителя не выбирает, дети зачисляются в школу в соответствии с реальной пропиской и без всяческих собеседований. А на деле…

• школа • факторы • потребности • отношение родителей к школе

• статус школы • профессиональная компетентность • личностные характеристики учителя • ожидания ребёнка • коллектив одноклассников

• успехи в учёбе • дополнительное образование

А

на деле в лучшие гимназии города с утра поток машин, потому что детей везут кто откуда, так как зачислена чуть ли не половина по временной прописке, ибо никто у нас этого не проверяет.

К самой хорошей гимназии нашего района (там и ремонт прекрасный, и техника во всех классах есть, и стадион новый сделан, и учителей лучших со всех школ района директор «переманил» ещё лет 15 назад) по реальной прописке относится огромное общежитие с таджиками, китайцами и русскими алкашами, но их в этой гимназии нет. Детей набирают с курсов подготовки к школе (они идут в этой же школе целый год). За год учитель всех детей изучит и уже в апреле списки висят, кого берут и кому надо позаботиться о прописке, чтобы в мае все документы сдать. И все, кто

очень хочет в эту гимназию, находят возможность оформить временную прописку — и даже в общежитии у таджиков, лишь бы попасть в гимназию, из которой все выпускники поступают в вузы.

«Наша» школа, в которой мы учились, 20 лет назад была лучшей в районе, а сейчас там всё развалилось, и все наши лучшие учителя где? — вот в этой гимназии. А как вы думаете, где учатся дети из общаги? Правильно: в «нашей» школе.

Каждую свою статью, прежде чем посылать в журнал или газету, даю прочитать учителям, педагогам-практикам, ведь одновременно они — родители учеников разных классов из разных регионов. По поводу этой статьи они мне сказали так: мы тоже всё время

обсуждаем разные школы и об этих же факторах говорим, но никак не можем всё это совместить и к какому-то заключению прийти, а вот теперь, когда вы нам всё по полочкам разложили, «у нас отдельные бусинки сложились в бусы». Вот в этом и я вижу цель своих рассуждений в статье — сложить элементы в систему.

Какая школа хорошая?

Окончив школу 20 лет назад и в очередной раз встретившись с одноклассниками, я хотела было послушать мнение людей (не имеющих отношения к образованию) о школах, в которых учатся их дети. Чем больше обсуждали, «какая школа хорошая, а какая плохая», тем больше заходили в тупик: об одной и той же школе мнения были противоположными. Кто же прав? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как отношение к школе зависит от того, насколько ожидания и потребности родителей и учащихся соответствуют действительности. Попробуем разобраться, от каких факторов зависит отношение родителей и детей к школе.

Чем больше ожидания и потребности родителей относительно качества образования и условий обучения соответствуют действительности, тем выше они оценивают школу.

На первое место все родители школьников выдвигают содержание образования и прочность усвоения детьми знаний. Большинство современных родителей, работающих до позднего вечера, отдавая ребёнка в школу, часто полностью полагаются на учителей, которые научат их чадо уму-разуму, а от родителей будет требоваться минимум усилий. Это надо понимать так: родителей не сильно волнует сам процесс обучения, всё внимание сосредоточено на промежуточном и итоговом результате обучения, то есть на том, что ребёнок знает, умеет и может ли справляться сам с текущими учебными заданиями, и достаточно ли будет этого уровня обученности для поступления в вуз.

Однако с каждым классом школьная программа становится сложнее и домашних заданий становится всё больше. Нередко родители справедливо удивляются присутствию разнообразных школьных предметов, требующих огромной интеллектуальной нагрузки, и отсутствию у детей прочных, глубоких знаний по основным предметам. Говорят так: «В нашей гимназии дети учат два языка, а говорить ни на одном не могут. Дома от компьютера не отходит, да в лицее ещё информатикой замучили. Нас гимназия устраивает, только вот уроки русского языка и литературы каждый день, но это одно мучение, ведь он у нас математику любит, а её не так много. Уже в восьмом классе нашей гимназии надо выбрать профиль, мы хотели в естественно-научный класс с расчётом на медицинский вуз, а такого профиля не будет».

На первый взгляд, вопросы правильные, существенные, но когда стали детально разбираться, то выяснилось, что большинство родителей не понимают разницу между гимназией, лицеем и общеобразовательной школой.

Первое отличие

Гимназия — это школа с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля (литература, русский и иностранный языки).

Лицей — это школа с углублённым изучением предметов технического или естественно-научного профиля

В общеобразовательных школах, как правило, общеобразовательная программа, правда, есть школы с углублённым изучением отдельных предметов.

Второе отличие

В гимназиях и лицеях помимо основной образовательной программы (возможно, альтернативной) есть ещё и гимназический или лицейский компонент в соответствии с профилем гимназии или

лицея. Соответственно часов по профильным предметам больше.

Третье отличие

Обычной школе достаточно обучить хотя бы одному из иностранных языков — желательно английскому. Образовательный стандарт для гимназий и лицеев требует от них плюс ещё любой другой дополнительный язык, например, французский или немецкий. Причём первый вводится уже в начальной школе, а второй — с 5-го или 6-го класса.

Четвёртое отличие

В гимназии должно быть современное компьютерное оборудование. Обязательно хотя бы один класс должен быть с доступом в Интернет. Информатика должна изучаться, как и иностранный язык, — по группам не более десяти-двенадцати человек, обычные же школы не обязаны обладать даже самыми простейшими компьютерными машинами, а предмет «Информатика» может отсутствовать вовсе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пятое отличие

Программа обычных школ ограничивается общеобразовательным стандартом, программа же гимназий и лицеев — это ещё и расширенное многопрофильное дополнительное обучение.

Когда все перечисленные тонкости обсудили, многие вопросы были сняты, но возник другой вопрос: «А почему про эти особенности не рассказывает администрация школ на собраниях, на Днях открытых дверей? Если бы мы все эти отличия знали заранее, то пошли бы в лицей, а не в гимназию (или наоборот)». Такая же ситуация и в дошкольном образовании: люди радуются получению места для ребёнка и не сильно вникают в вид дошкольного учреждения, а видов — от детского сада до центра развития ребёнка. Вывод следует такой: если родитель будущего первоклассника сходил в несколько школ района, изучил внутришколь-ные стенды с информацией и расписаниями, заранее всем поинтересовался и всё сравнил, то у него появляется осознанная компетентность: точные представления об учебном заведении и осознанный выбор школы; при этом вероятность совпадения его ожиданий и реаль-

ной школьной ситуации увеличивается в разы. В числе «недовольных всем» часто оказываются родители с неосознанной некомпетентностью: им кажется, что они все знают и понимают о содержании и организации обучения в школе, но на самом деле они глубоко заблуждаются, хотя сами этого не осознают.

Кто учит и как учит

Есть категория родителей, которые придерживаются мнения, что неважно чему учат, а важно кто учит и как он это делает. Мамы, придерживающиеся этой позиции, года за два до поступления ребёнка в школу начинают собирать информацию не столько о близлежащих школах, сколько об учителях этих школ. Для них в учителе важно всё: стаж работы, возраст, методическая грамотность, воспитательный потенциал, наличие собственных детей, умение найти подход к каждому ребёнку, мнение учителя о ребёнке (и насколько оно совпадает с мнением воспитателя дошкольного учреждения), как учитель одет, как говорит, мимика, жесты, насколько он требователен и т.д. В этом есть своё рациональное зерно, так как от учителя начальной школы зависит очень многое, но не надо забывать, что через четыре года с этим педагогом придётся расстаться, и опять встанет вопрос о качестве образования, необходимом и достаточном для поступления в вуз. И здесь на первое место снова выходит престиж школы, который определяется процентом выпускников, поступивших в вузы. Учитывая эти обстоятельства, некоторые родители переводят ребёнка после окончания начальных классов в другую школу, считая, что педагоги именно этой школы смогут удовлетворить их образовательные потребности и лучше развить способности ребёнка. Единственный минус состоит в том, что ребёнок вынужден адаптироваться к новой школе и найти своё место в уже сложившемся коллективе.

Условия

И, наконец, немаловажными являются условия содержания детей в школе и наличие системы дополнительного образования. Родители обращают внимание не только на качество образования в школе, но и питание, сумму ежемесячных финансовых вложений, оборудование школьного класса, наличие «продленки», системы дополнительного образования, спортивно-развлекательных мероприятий, спортзала, бассейна.

Если из детского сада детей забирают в 18.00—18.30, то уроки в первом классе заканчиваются самое позднее в 12.00 часов. И далеко не во всех семьях есть возможность забирать ребёнка из школы и возить в секции и студии для развития, хотя на самом деле у большинства родителей цель — занять полезным делом внезапно появившееся свободное время, ограничить взаимодействие с компьютером, а в будущем — влияние улицы. Организовать внеурочное время ученику начальной школы достаточно просто, а попробуйте занять делом подростка, ему уже неинтересно рисовать, лепить и смотреть мультики. Поэтому наличие этих секций и студий в школе, где учится ребёнок, стало сейчас очень важным фактором, определяющим отношение родителей к школе.

Помимо очевидной логики, есть ещё один психологический момент. В начальной школе ребёнку важно, чем он занят (рисует, поёт, танцует, занимается спортом), а в 12—17 лет установка другая: неважно, что я делаю, важно, вместе с кем я этим занимаюсь. Стоит двоим пойти на волейбол, как со временем в спортзал подтянется полкласса.

Ещё один вопрос, который каждый родитель хочет решить в свою пользу: что сказать учителю, чтобы ребёнка не посадили на последнюю парту? Сегодня наполняемость классов 25 человек, и ещё до 1 сентября начинается борьба за у1р-места. Многие родители подходят к учителю (классному руководителю) и очень тактично требуют посадить его ребёнка

на первую парту, так как он очень невнимательный, даже если ребёнок наоборот, очень внимательный. В этом ничего плохого нет, это всего лишь естественное желание родителей привлечь максимум внимания учителя к своему ребёнку. Действительно, на детей, сидящих в первой трети класса, учитель обращает внимание чаще, чем на тех, кто сидит на задних партах. Слабоуспевающие ученики должны сидеть в первой трети класса, а если они оказываются в конце класса, как правило, это означает, что учитель не видит в них перспективных учеников. Естественно, учитель не прав, и родители должны настоять на том, чтобы ребёнка пересадили, иначе отставание в учёбе будет накапливаться и желание учиться пропадёт. Опытный учитель на задние парты сажает учеников с хорошим зрением, высоких, самостоятельных, способных организовать себя на уроке, стабильно показывающих хорошую успеваемость.

Что касается школьного питания, то родителей, естественно, беспокоит качество пищи, стоимость питания, ест ребёнок или нет ту пищу, что предлагает школьная столовая, или покупает сок и пиццу в буфете. Если родители кладут в портфель яблочко или пирожок, а ребёнок приносит их назад домой, это не всегда означает, что ему достаточно школьного обеда. Причина может быть совсем другая: ему неудобно при одноклассниках есть вкусный пирожок, так как он единственный и нельзя поделиться. Поэтому если кладёте ребёнку в портфель что-то вкусное, то следует рассчитывать количество ещё и на друга: ребёнок должен уметь делиться тем, что вкусно и хочется съесть самому.

Относительно школьного интерьера и учебных кабинетов позиция большинства родителей потребительская. Желание иметь благоустроенный класс, в котором детям будет комфортно учиться, есть у всех родителей, а желание этот класс благоустраивать (вкладывать средства, ходить по магазинам, привозить необходимые материалы, делать ремонт и т.д.) у большинства родителей отсутствует. Однако все родители сходятся

во мнении, что «бытие определяет сознание»: если в школе сделан современный ремонт, светло, чисто, оформлены стенды с достижениями школы и фотографиями, а также существуют строгие требования к школьной одежде, это уже с порога создаёт корпоративный дух, который создаёт особое учебное настроение, прилежание, желание быть успешным учеником, ощущение принадлежности к чему-то стильному, элитному. А если ещё учесть, что в школьной среде ребёнок находится каждый день на протяжении 11 лет, то значение этого фактора в формировании отношения к школе значительно возрастает.

Ожидания и настроение ученика

Каждый ребёнок, придя в школу, переполнен надеждами, что ему будет интересно и радостно среди одноклассников, у него будут хорошие друзья, его будет любить учительница, у него будет всё получаться, он будет получать «пятёрки» и родители будут им довольны. И так будет от начала до конца школьной учёбы. То, насколько сбываются эти ожидания, в значительной мере определяет желание ребёнка идти в школу и взаимоотношения с одноклассниками. Многое здесь зависит от учителя, так как он для первоклассника — высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. А родителям хочется дать следующий совет: не ругайте при ребёнке учителей, школу и родителей одноклассников, как бы вы к ним ни относились.

Что касается ожиданий ребёнка относительно успешности в учебной деятельности, то учиться ребёнок будет с желанием, если по всем предметам или выборочно (но не менее половины) он получает хорошие отметки, у него есть любимые предметы, на уроке он самостоятельно справляется с заданиями и не боится отвечать у доски. Дети с такими характеристиками с настроением идут в школу за очередными успехами.

Помимо учителя и отметок, ещё есть коллектив одноклассников, в котором не так-то просто найти своё место и завести надёжных друзей. Привлекателен для одноклассников общительный ребёнок с чувством юмора, не жадный, подвижный, не обидчивый, который пользуется уважением учителей.

Восприятие школы родителями также зависит и от настроения ребёнка. Если ребёнок охотно выполняет домашнее задание, самостоятельно собирает портфель, готовит одежду для школы и с удовольствием поддерживает или сам начинает разговор о школьной жизни и одноклассниках, то можно предположить, что школьная среда для него комфортна и причин для беспокойства нет. Дискомфорт вызывают трудности в учёбе и проблемы с одноклассниками: отсутствие друзей, не нравится сосед по парте, обижает кто-то из ребят, не нравится учитель, внешний вид ребёнка и школьные принадлежности хуже, чем у одноклассников — всё это родителям трудно разглядеть, если учитель об этом не говорит, а ребёнок скрывает. Чем дольше длятся неприятные переживания, тем больше ребёнку не хочется идти в школу, он даже может заболеть на фоне полного внешнего благополучия. Поэтому родители должны быть очень наблюдательными и чувствительными к любым изменениям настроения ребёнка и занимать позицию не контролёра, а помощника и друга. Тогда ребёнок не только в начальной школе, но и в старших классах (а это тот самый трудный подростковый возраст) будет делиться своими проблемами и мыслями с родителями (а не с друзьями на улице), не боясь быть осуждённым и наказанным.

Таким образом, чтобы понять настроение ребёнка и эмоции, связанные со школой, необходимо совместить три фактора:

• получаемые ребёнком отметки и зависящее от них переживание успеха;

• отношение учителя к ребёнку и отношение ребёнка к учителю;

• взаимоотношения с одноклассниками: наличие друзей и социальный статус ученика в коллективе.

Самый оптимальный вариант — совпадение трёх факторов: ребёнок систематически переживает успех в учёбе и нравится своими личностными качествами

учителю и одноклассникам. Именно об этом мечтают все дети и их родители, так как при таких обстоятельствах и сам ребёнок доволен оправдавшимися ожиданиями и собой как способным, а следовательно, перспективным учеником; родители имеют основания для чувства гордости за своё чадо и за себя как педагогически грамотного родителя и семейный генотип.

Однако все три обстоятельства могут совпасть и с негативной стороны: учебные задания вызывают трудности, учитель тёплых чувств не проявляет, да и среди друзей одноклассники с аналогичными проблемами. Ребёнок не получает никакого удовольствия от школы. На фоне успешности остальных учеников у ребёнка развивается чувство страха, тревожность, неудовлетворённость собой. Причиной такой ситуации чаще всего бывает либо отставание от сверстников в интеллектуальном развитии, либо наличие отталкивающих черт характера.

Иногда педагоги забывают, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего — глазами учителя. Отношение учителя к ребёнку — индикатор отношения к нему и его одноклассников. Поэтому от негативных оценок учителя ребёнок может пострадать вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же «плохо» относятся к нему одноклассники.

Нередко можно видеть такую ситуацию, когда одного трудно назвать успешным учеником, но его любят и одноклассники, и учитель за его воспитанность и положительные качества характера, а другой учится хорошо, но не пользуется уважением учителя и отвержен сверстниками, например, из-за таких качеств как высокое самомнение, эгоистичность, желание командовать одноклассниками, грубость, жадность. Первый ребёнок идёт в школу с большим желанием, чем второй, так как в коллективе одноклассников он чувствует себя комфортно. Второй же стремится получить как можно больше «пятёрок» и никак не может разрешить противоречие

«способный, но нелюбимый», не догадываясь, что причина не в способностях, а в характере. Родители могут и не подозревать о психологическом дискомфорте ребёнка, так как учёба «идёт как по маслу».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ясно, что не только успешность в учёбе определяет настроение ребёнка, с которым он идёт в школу, но и взаимоотношения с одноклассниками и учителем

формируют отношение к школе и учёбе. * * *

Подведём итоги. Утверждения «хорошая школа» и «плохая школа» слишком однозначны, необъективны и некорректны: к одной и той же школе отношение разных людей может быть противоположным. Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что субъективное отношение родителей к школе определяется следующими факторами:

• содержание образования и наличие

у ученика прочных знаний по базовым предметам как гарантия поступления в вуз;

• профессиональная компетентность и личностные особенности учителя;

• статус школы и условия содержания детей (питание, дизайн помещений, наличие группы продлённого дня, система дополнительного образования и т.п.);

• удовлетворённость ребёнка школой, коллективом одноклассников и учителем, которые, в свою очередь, зависят от: получаемых ребёнком отметок и зависящих от них переживаний успеха или неуспеха; отношения учителя к ребёнку и отношения ребёнка к учителю; взаимоотношений

с одноклассниками (наличие друзей и социальный статус ученика в коллективе).

Перечисленные факторы сложно расположить по степени значимости, однако можно предположить: чем больше факторов совпадает с положительной стороны одновременно, тем выше степень удовлетворённости школой учащихся и родителей. НО

Уроки сдвинут, а детей отправят в спортзалы. Как изменится учеба в школах после отмены общих перемен

Роспотребнадзор выпустил рекомендации по организации работы школ после их открытия в условиях сохранения рисков распространения коронавируса. В частности, ведомство посоветовало отменить общие перемены и закрепить за каждым классом отдельное помещение, проветривая его после каждого занятия. Для этого уроки посоветовали начинать в разное время, чтобы дети поменьше пересекались друг с другом в коридоре.

Массовые мероприятия пока придется исключить, а также постараться уменьшить численность классов. Занятия физкультурой в спортзалах рекомендовано сократить, а спортивные занятия по максимуму проводить на свежем воздухе. Отдельный пункт коснулся организации работы групп продленного дня.

«Исключить объединение обучающихся и воспитанников из разных классов в одну группу продленного дня, не допускать формирования „вечерних дежурных“ групп», — отмечается в рекомендации.

Ничего невыполнимого

Рекомендации вполне стандартные, чего-то нового для администраций школ в них нет, сообщил «360» директор «Балашихинского лицея» Дмитрий Белоусов. Роспотребнадзор всегда публикует нечто подобное, когда возникает риск распространения какого-либо заболевания. Все они выполнимы, возможно, кроме рекомендации уменьшить численность классов.

«Это будет сложно организовать, кроме как не обеспечив несколько смен обучения. Чтобы провести учебный процесс, сократив численность классов в два раза, понадобится вдвое больше кабинетов», — сказал Белоусов.

Питание учащихся, как правило, организуют по специальному графику, чтобы как можно меньше школьников встречались в коридорах и столовых. Для этого классам сдвигают перемены, и, когда одни идут есть, другие продолжают учиться. А еще благодаря персональным графикам начала уроков дети смогут проводить перемены в коридоре или спортзале, а не сидеть в классах, уткнувшись в гаджеты.

Не во вред ученикам

Рекомендации направлены на то, чтобы уберечь здоровье школьников и педагогов, пояснила «360» председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Разумеется, засидевшимся дома и на дачах детям захочется пообщаться друг с другом. Но есть школы большие — по 500 и даже тысяче учеников. Поэтому чем строже будут соблюдаться советы ведомства, тем быстрее все вернутся к нормальному режиму работы.

«Есть классы с большим наполнением, есть с меньшим. Там, где это возможно, думаю, администрации будут принимать решение разделять большие классы — с учетом возможностей педагогического коллектива, конечно. Но даже если просто убрать массовые перемены, массовое общение детей, это повысит гарантии защищенности», — уверена Гумерова.

Другая эффективная мера — сдвиг начала первого урока в разных классах. Разницу можно сделать совсем небольшой, например, в 10-15 минут. Дети поэтапно будут приходить в школу и так же постепенно, а не всем скопом, уходить домой. Но такие решения школы будут принимать исходя из своих возможностей и комфорта учащихся. В некоторых регионах школьники до сих пор учатся посменно. Но вряд ли где-то уроки сдвинут так, чтобы вторая смена начиналась, например, в 17:00.

«Уверена, каждая школа, каждый департамент образования вместе с региональными органами Роспотребнадзора проработают и обсудят рекомендации с педагогической и родительской общественностью. И примут для себя максимально комфортное решение с точки зрения учета интересов детей в плане сбережения их здоровья», — заключила сенатор.

В обществе приняты выработанные многими поколениями правила, определяющие поведение человека в различных ситуациях. Эти правила называются социальными нормами. К ним относятся и нормы вежливости, и принятые формы поведения в общественных местах, и воинский устав. Часть этих норм давно потеряла свой изначальный смысл, и сегодняшний их смысл состоит в том, что человек, их соблюдающий, демонстрирует свою принадлежность к цивилизованному обществу и готовность следовать его требованиям. Если, заходя в помещение, человек не здоровается, физического урона он никому этим не наносит. Тем не менее он показывает, что не относится к людям и обществу с уважением.

Школа – это не только уроки

Для ребенка это новый образ жизни, когда его обязывают подчиниться строгой системе правил. Во время урока следует сидеть за партой спокойно и внимательно слушать учителя. Нельзя просто так выходить из класса, даже если урок совсем наскучил. Если есть что сказать, сначала необходимо поднять руку и дождаться позволения учителя. Школьные правила совсем не таковы, как в детском саду. Там они направлены на удобство воспитателей, и потому их смысл детям хорошо понятен. В школе – это правила школьной жизни и общественные нормы, определяющие поведение ученика, соблюдать которые нужно не потому, что их нарушение кому-то повредит, а просто потому, что в стенах школы так полагается. Принятие этих новых правилам есть первый опыт вхождения ребенка в общество. В дальнейшем сталкиваться с подобными правилами ему придется неоднократно, а умение подчинять им свое поведение приобретается именно на начальной стадии школьного обучения.

Первый учитель

Учитель в жизни ребенка – самый первый представитель общества. Наверняка, после такого утверждения у многих возник естественный вопрос: «А когда ребенок ходил в детский сад? Там ведь тоже был свой представитель – воспитатель».

Что ж, давайте зададимся вопросом: на кого больше всего должна быть похожа воспитательница? Естественно, на маму, и роль ее состоит в том, чтобы временно заменять маму, а не представлять общество. Так какой же она должна быть? В первую очередь – доброй. А учительница? Справедливой. И она вовсе не должна походить на маму, которая хвалит своего ребенка невзирая на то, сделал ли он уроки, освоил ли счет до десяти и выучил ли наизусть стихотворение.

Школьный класс

Школьный класс становится для ребенка первой социальной группой – группой людей, занятых одним делом. В данном случае это учеба. Младшеклассники в отличие от школьников постарше склонны придавать большое значение оценке учителя, поэтому от учительской оценки (в первую очередь учебной) зависит статус ребенка в классе и отношение к нему одноклассников. Школа является первой для ребенка моделью общества. Школьные правила – модель социальных норм. Взаимоотношения с учителем – модель будущих взаимоотношений с начальниками и руководителями. Взаимоотношения с одноклассниками – модель последующих взаимоотношений с коллегами и друзьями.

Первая учительница – первая любовь

Как уже говорилось, для школьника младших классов учительница – первый в жизни «полномочный представитель» общества, чем и объясняется совершенно особое к ней отношение многих детей. Это и любовь вплоть до обожания, и уважение вплоть до почитания, и восхищение вплоть до преклонения. Такие проявления со стороны детей особенно заметны в первом классе. Во втором чувства становятся уже более осмысленными. Разумеется, так к своей первой учительнице относятся не все дети, но очень многие из них, и для благополучного вхождения ребенка в общество такие чувства имеют немалое значение. Дети, у которых это отсутствовало, впоследствии в своих взаимоотношениях с обществом часто испытывают серьезные затруднения. И это вполне естественно, так как их первый контакт с социальной средой был неудачным.

Если учительница не права

Сохранение учительского авторитета в глазах ребенка важно не для учителя и не для школы, а для нормального развития самого ребенка. Однако, что же делать, если учитель не соответствует своей высокой роли? Такое, к сожалению, случается. Имеет место пристрастное отношение к детям: одних любят, а других недолюбливают, причем, по причинам, от детей совершенно не зависящим. Бывают и случаи использования непедагогичных методов воспитания. Одному учителю недостает профессионализма, у другого не выдерживают нервы, в результате чего он «срывается», третий просто выполняет свою работу кое-как. В таких случаях выход существует только один: объяснить ребенку, что учитель — обыкновенный живой человек, такой же как и все, просто в данной конкретной ситуации его действия по той или иной причине не совсем верны, но не допускать, чтобы в целом у ребенка сформировалось отрицательное отношение к учителю.

Чего нельзя говорить ни в коем случае:

1. Учитель тебя не любит.

2. Учитель ставит оценки несправедливо.

3. Ваш учитель – глупый.

4. Требование учителя выполнять не нужно – оно неправильное.

5. Поступать так учитель не имеет права.

То, что можно сказать ребенку, но лишь в крайнем случае:

1. Если учитель тебя ругает чаще других, несмотря на то что вы все ведете себя одинаково, значит — он просто боится, что ты слишком быстро забудешь то, что он тебе уже говорил.

2. Отметка ставится не только за знания, но и за отношение к делу. Наверное, учитель решил, что, если бы ты не ленился, то выполнил бы работу гораздо лучше.

3. Каждый может иногда о чем-то забыть или чего-то не заметить.

4. Возможно, в этот раз учитель случайно ошибся. Иногда такое бывает со всеми.

5. Мы ведь с тобой не знаем точно, почему учитель так поступил, поэтому лучше давай не будем разбирать его поступок.

Разумеется, это – лишь отдельные примеры. Их вовсе не нужно заучивать и воспроизводить дословно — важно только придерживаться общего принципа, включающего три главных условия:

1. Недопустимо, чтобы действия учителя или ваше обсуждение их с ребенком привело к падению самооценки последнего и формированию у него мнения, что он «плохой», «глупый» и, вообще, «какой-то не такой».

2. Следует поддерживать в ребенке правильные представления о справедливости, о добре и зле. Если вы уверены, что учитель неправ, то нужно сделать так, чтобы ребенок не воспринял его действия как образец для подражания.

3. В любом случае, учительский авторитет следует поддерживать, и даже если учитель допускает серьезные просчеты, объяснять их детям следует ситуационными причинами, а не ее недостатками педагога как личности.

А.Л. Венгер, детский психолог, доктор психологических наук, профессор

Ребенок и «детское общество»

Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. Интерес к сверстнику пробуждается у ребенка генетически несколько позже, чем к взрослым, — в конце первого года жизни. Однако постепенно он становится все более настоятельным, особенно в дошкольные годы.
Трудно найти для ребенка 4-5 лет более тяжелое наказание, чем лишение его возможности общения с другими детьми. С того момента, как ребенок попадает в группу детей, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне специфики его взаимоотношений с другими членами «детского общества». Важно учитывать это влияние, потому что в нашей стране детские сады становятся всеобщим средством воспитания дошкольников. Характер взаимоотношений ребенка с теми сверстниками, среди которых он живет, положение ребенка в этой группе в немалой степени определяют его развитие.
«Одним из решающих факторов общественного воспитания детей, — отмечала А. П. Усова,— является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых такое общество может складываться и развиваться даже и на ранних ступенях общественного развития детей. (…)
Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то свое место в этом обществе». Я. Л. Коломинский (1984) рассматривает дошкольную группу как генетически раннюю ступень социальной организации людей, сменяющуюся затем школьным коллективом, имеющую свою внутреннюю структуру и динамику.
Дети тянутся к обществу сверстников, но не всегда легко удается наладить благоприятные отношения с ними. Одни дети ведут себя в группе очень активно, они самоуверенны, им «легко дышится» в среде сверстников. Другие же не встречают здесь благоприятный «эмоциональный климат», чувствуют себя неуверенно, несколько подавленно, нередко находятся в подчинении у первых. Почему? Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Отсутствие же их ведет к состоянию напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивность. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Интерес в этом отношении представляет исследование В. Кисловской, проведенное с помощью проективной методики. Детям показывали картинки с изображением различных ситуаций: взаимоотношений ребенка с детьми и воспитателем в детском саду, с членами семьи дома. Предлагаемые ситуации могли иметь двойной эмоциональный смысл. Он был заключен в выражении лица главного героя картины, которое давалось в контурах. Ребенку предлагали веселое и огорченное изображение лица, он мог вставить любое из них, какое находил наиболее подходящим для данной ситуации. Идентифицируя себя в значительной степени с героем картинки, одни дети наделяли его веселым, другие — грустным лицом, по- разному объясняли свой выбор в зависимости от того, какие они сами испытывали переживания, связанные с посещением детского сада, с эмоциональным климатом там: «Она рада, что пришла в детский сад» (подставляет «веселое лицо»); «Она любит детский сад» (подставляет «веселое лицо»); «Уже, наверное, Катя пришла, мы с ней дружим»; «Ей грустно (подставляет «грустное лицо»), никто не хотел с ней играть, она потом не хотела сама с ними играть»; «Подставлю девочке грустное лицо, не любит она в детский сад ходить, а мама ее привела и сказала, что ей надо на работу идти» (по материалам В. Кисловской).
Эмоционально положительное отношение к сверстникам, детскому саду, воспитателю выражали, как правило, дети, занимающие благоприятное положение в системе личных отношений в группе. Отрицательное же отношение — те, в чьей группе был неблагоприятный эмоциональный климат.
А как чувствует себя ребенок, если ему в группе симпатизирует только один человек? Большое значение, оказывается, имеет то, взаимная это или односторонняя симпатия. Если она взаимная, этого достаточно, чтобы ребенок испытывал эмоционально-положительное отношение к сверстникам, группе и даже детскому саду в целом. Если же симпатия односторонняя, неразделенная, ребенок может остро переживать свое положение, неудовлетворенную потребность в избира» тельном общении.
Проходит лень, другой. Наташа сторонится и детей, и меня. Мне понятно состояние ребенка, причины его: обиделась на Сему и Лену, досадует, что нельзя участвовать в празднике, да и долгая болезнь сказалась. — Распрями свои сердитки, Наташа, — шутливо говорю я, поглаживая ее нахмуренный лоб.
И тут, не выдержав, Наташа поверяет мне все свои горести. Да, она в большой обиде на Сему за то, что он все время играет с Леной, а на нее не обращает никакого внимания. И Лена с ней не играет. Ира не дает серебряную бумажку. Боря хотел показать электрический фонарик и не показал, наверное, Лена отговорила. Наташа вспоминает, что она всегда всем давала со своей куклой поиграть. Девочка плачет, уткнувшись в мои колени… (по материалам М. М. Скудиной).
Важно, чтобы взаимоотношения дошкольников были благоприятными. Характер взаимоотношений детей, их положение в группе определяются как личными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе (Я. Л. Коломинский, А. Б. Ценципер и др.). Особой любовью, популярностью пользуются, как правило, дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, дружелюбные, веселые, эмоциональные, развитые в умственном отношении, имеющие определенные художественные способности, активно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные.
В число наименее популярных входят дети, характеризующиеся обычно противоположными свойствами. Это часто замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные дети или же, напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются. «Непопулярные » дети зачастую отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны, иногда страдают недостатками в речи, во внешнем виде. Воспитатель не должен оставлять без внимания таких детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить положение их в системе личных отношений. Нужно пересмотреть и свое личное отношение к этим детям, ведь в число «непопулярных» входят, как правило, те, кого воспитатели сами не любят (конечно же, такое отношение к ребенку не проходит незамеченным для других).
Опасным может оказаться спокойное отношение воспитателя и к «звездам»— наиболее предпочитаемым детям. Важно, чтобы роль лидера, какую часто занимают эти дети, не развила бы у них зазнайство, высокомерие, желание «командовать во что бы то ни стало», тенденцию унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки дети добились своего лидерства, на чем построен их авторитет. Ведь не всегда нравственный стержень, ценностные ориентировки «популярных» детей являются положительными. Иногда в роли лидера Может выступать и маленький «деспот». Активный, общительный, порой с организаторскими задатками, такой лидер нередко принимает в свою игру лишь за определенную «взятку» («если ты отдашь мне свою коробочку» и т. п.). Влияние таких людей на других членов группы бывает иногда столь глубоким, что продолжает оставаться даже в момент отсутствия их.
— Я подарил ему открытку, потому что боюсь его. А то он будет драться и не будет играть со мной, — говорит экспериментатору робкий, застенчивый Гена (в ходе индивидуальной беседы) про своего сверстника Колю. — Но ведь он же не узнает, кто ему положил? — Все равно я его боюсь… (по материалам Е. А. Панько).
Существенное влияние на развитие личности ребенка имеют его братья и сестры. Об этом свидетельствует опыт воспитания в многодетных семьях, специальные исследования. Братья и сестры входят в ближайшую микросреду ребенка, занимают в ней одно из центральных мест. Не без основания некоторые исследователи приходят к выводу, что с увеличением семейного созвездия уменьшается влияние родителей и увеличивается влияние братьев и сестер. Особой привязанностью и любовью часто окрашены их отношения. В окружении старших братьев и сестер ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, а роль старших брата, сестры доставляет немало удовольствия, дает большие возможности проявить свои умения, знания, добрые чувства, опеку, покровительство, организаторские способности: «Брат катает меня на санках. Он сильный и всегда за меня заступается » (Олег); «Я люблю братика Валеру. Он слушает мои сказки, я с ним часто играю» (Таня).
Дети гордятся достоинствами, успехами своих старших братьев и сестер, стремятся им подражать: «Мой брат мечтает сделать робота. Это человек такой железный. Так этот робот будет помогать людям. Мой брат умный» (Андрей); «Это Лена (показывает на рисунок), моя сестра. Она очень хорошая, учится и помогает маме» (Ира); «Мой брат служит в Бресте и охраняет его. Я тоже пограничником буду» (Сергей).
Ценят дошкольники заботливость, доброжелательное отношение к себе, те умения и знания, которые получают с помощью братьев и сестер, возможность поиграть, повеселиться с ними: «Люблю сестричку Марину. Она меня научила читать и писать. Всегда дает все что я ее попрошу» (Оля); «Он (брат) хороший. Не дерется, учит кататься на „Орленке»» (Павел); «Он меня любит, покупает значки, играет со мной» (Яша).
Братья и сестры оказываются способными (иногда даже в большей степени, чем родители) разделить интересы, заботы дошкольника, выразить сочувствие, удовлетворить потребности, в том числе такие важные, как социальную потребность в общении и в новых впечатлениях. Вступая в разные виды общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное), братья и сестры образуют ложную систему взаимопонимания. Важным является то, какое место занимает ребенок среди своих братьев и сестер, какие функции выпадают на его долю, в какой мере он активно действует в семейном коллективе. Это в значительной степени определяет различие в поведении, характере детей одной семьи, в том числе и близнецов (И. И. Канаев, В. С. Мухина и др.).
Итак, в дошкольном возрасте у ребенка возникают довольно сложные и разнообразные виды отношений с другими детьми, которые в значительной степени определяют становление его личности.
В выявлении системы межличностных отношений детей в группе/классе воспитателю и педагогу помогает наличие психологической и социально-психологической наблюдательности, а также специальные методы исследования (беседы> социометрические методы, выбор в действии, метод одномоментных срезов и др.). Важно изучить эти отношения, с тем чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *