Карта Патриарших приходов в США

Патриаршие приходы в Соединенных Штатах Америки — каноническое подразделение Русской Православной Церкви, объединяющее приходы и монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на территории Соединённых Штатов Америки и Мексики. Образовано в 1970 году одновременно с дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке. Управляется викарным епископом Патриарха Московского и всея Руси.

Церковным и административным центром Русской Православной Церкви в США является Свято-Николаевский Патриарший собор в Нью-Йорке, построенный под руководством священномученика Александра Хотовицкого и освященный в 1902 году святителем Тихоном (Белавиным). На сегодняшний день собор — самый крупный храм не только среди Патриарших приходов, но, по всей вероятности, и среди всех русских церквей Америки.

Вторым по значению храмом Патриарших приходов является Свято-Николаевский собор в Сан-Франциско.

В состав Патриарших приходов в США входят 32 храма и 1 мужской монастырь в честь вмч. Димитрия Солунского.

Территориальное деление: Нью-Йорк, Благочиние восточных штатов, Благочиние атлантических штатов, Благочиние центральных штатов, Благочиние запада (в состав которого также входит Покровский храм в городе Мехико, Мексика).

Православная Церковь в Америке: СПРАВКА

Канонический статус Православной Церкви в Америке.

Православная Церковь в Америке (англ. Orthodox Church in America, сокращённо ПЦА, англ. OCA; неофициально также Американская православная церковь) — автокефальная поместная православная Церковь.

Автокефалия Православной Церкви в Америке, предоставленная ей в 1970 году Русской Православной Церковью, признается:

Русской Православной Церковью;

Болгарской, Грузинской, Польской Православной Церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии

Не признается в качестве Автокефальной Церкви:

Константинопольским Патриархатом;

Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Румынской, Кипрской, Элладской и Албанской Церквями

Однако вышеупомянутые Церквями признают ее как самоуправляемую часть Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство они не оспаривают.

Отсутствие официального признания автокефального статуса со стороны других Поместных Православных Церквей не мешает им находиться в евхаристическом общении с ПЦА. Все они допускают своих архиереев и клириков к сослужению с архиереями и клириками ПЦА, а некоторые из них также приветствуют избрание предстоятелей последней.

Епархии и епископат

Каноническая территория — США; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке.

Состоит из следующих епархий:

* Митрополичья (Вашингтонская) епархия (предстоятель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады)

* Епархия Аляски (местоблюститель — епископ Сан-Францисский и Западный Вениамин (Питерсон))

* Епархия Восточной Пенсильвании (предстоятель — епископ Филадельфийский и Восточно-пенсильванский Тихон (Моллард))

* Епархия Запада (предстоятель — епископ Сан-Францисский и Западный Вениамин (Питерсон))

* Епархия Западной Пенсильвании (Предстоятель — епископ Питсбургский и Западно-пенсильванский Мелхиседек (Плеска))

* Епархия Новой Англии (предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин))

* Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси (предстоятель — епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил (Дахулич))

* Епархия Среднего Запада (местоблюститель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий — архимандрит Матфий (Мориак), нареченный епископ Чикагский и Среднего Запада)

* Епархия Юга (местоблюститель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий (с 1 января 2011 г.) — викарный епископ Балтиморский Марк (Маймон))

* Румынская епархия (предстоятель — архиепископ Детройтский и Румынской епархии Нафанаил (Попп))

* Болгарская епархия (местоблюститель — епископ Питсбургский и Западно-пенсильванский Мелхиседек (Плеска))

* Албанская Архиепископия (предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин))

* Канадская Архиепископия (предстоятель — архиепископ Оттавский и Канадский Серафим (Сторхейм) (в отпуске), управляющий — епископ Квебекский Ириней (Рошон))

* Мексиканский экзархат (предстоятель — епископ Мехико и Мексиканского экзархата Алехо (Пачеко-и-Вера))

В Церкви насчитывается более 500 приходов, имеются 8 монастырей, 3 семинарии (Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская, Свято-Германовская), Академия и т.п. Богослужение совершается преимущественно на английском языке.

Храм св. вмц. Екатерины на Всполье. Подворье Православной Церкви в Америке в Москве

С начала 1990-х имеет подворье в Москве, при храме вмц. Екатерины на Ордынке.

С 1 июля 2009 года Предстоятель Церкви носит титул «Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады».

До этого, с 2005 года, Предстоятель Православной Церкви в Америке носил титул «Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады».

История Православной Церкви в Америке

Православная Церковь в Америке ведет свое начало с 1794 года, когда валаамские иноки-миссионеры прибыли на остров Кадьяк по определению Святейшего Синода Русской Церкви о назначении в Аляску православной миссии. Один из иноков — иеромонах Ювеналий в 1795 году запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой — ныне прославленный Американской и Русской Церквами старец Герман (+1837) более сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке.

В 1840 году была учреждена епархия Камчатская, Курильская и Алеутская, на которую был хиротонисан апостол Америки Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) (+1879).

В конце XIX и начале XX века православную паству в Америке окормлял архиепископ Тихон, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (+1925).

1 сентября 1905 года кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк.

С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской.

После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались затруднены.

С половины 1920-х пребывала вне общения с Московским Патриархатом и была известна под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ» или «Северо-Американская Митрополия»; также не находилась в общении и с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах (Русская православная церковь заграницей).

19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры — «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским).

12 декабря 1947 года, после безуспешных попыток присоединить структуру к Московскому Патриархату ранее в том же году (митрополит Феофил (Пашковский) уклонился от встречи с митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым), специально находившимся несколько месяцев в США с такой целью), Священный Синод Русской Православной Церкви наложил запрещение в священнослужении на иерархию «Митрополии».

О. Александр Шмеман

9 апреля 1970 года Синод Русской Церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. Значительную роль в подготовке этого решения сыграл протоиерей (затем протопресвитер) Александр Шмеман.

44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США.

Решение Московской Патриархии вошло в конфликт с видением будущего православия в Северной Америке, разделявшимся Константинопольским Патриархатом.

С 2002 до 4 сентября 2008 года предстоятелем Церкви был Блаженнейший митрополит Герман.

В ноябре 2005 года стал достоянием гласности конфликт, развивавшийся до того несколько лет в связи с вменяемыми финансовыми злоупотреблениями бывшего Управляющего делами ПЦА протопресвитера Роберта Кондратика. В результате последний был в марте 2006 года смещён со своего административного поста, а впоследствии осужден Духовным Судом и лишен сана. Скандал освещался в прессе США.

3 сентября 2008 года Синоду был представлен доклад специального следственного комитета, где делался вывод об ответственности всего руководства Церкви в финансовых злоупотреблениях. Митрополит Герман был вынужден подать Архиерейскому Синоду Церкви, собравшемуся 4 сентября 2008 года в Нью-Йорке, прошение о незамедлительном уходе на покой, которое было удовлетворено в тот же день. С 4 сентября 2008 года до созыва Всеамериканского собора в Питтсбурге старейший по хиротонии архиепископ Далласский и Южных Штатов Димитрий (Ройстер) являлся местоблюстителем митрополичьей кафедры.

10 ноября 2008 года в Питтсбурге открылся 15-й Всеамериканский Собор Американской Церкви. Ранее, в октябре, ряд священнослужителей Церкви предложили епископа Венского Илариона (Алфеева) (РПЦ) в качестве кандидата на митрополичью кафедру ПЦА; но епископ Иларион заявил о невозможности для себя быть кандидатом в предстоятели ПЦА, в частности по причине необходимости демонстрации независимости ПЦА от РПЦ.

Митрополит Иона

12 ноября 2008 года на XV Всеамериканском Соборе в Питтсбурге Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады был избран епископ Форт-Уэртский Иона (Паффхаузен). Интронизация состоялась 28 декабря 2008 года в Свято-Николаевском соборе Вашингтона.

В феврале 2011 года Синод Православной Церкви в Америке удовлетворил прошение митрополита Ионы о двухмесячном отпуске для духовного совершенствования. Местоблюстителем митрополичьего престола назначен архиепископ Детройтский и Румынской епархии Нафанаил (Попп).

Православные американцы

Каждый год молодые американцы приезжают в Россию, чтобы поучаствовать в восстановлении Тихвинского Введенского женского монастыря. Их привозит протоиерей Алексий Дункан. «Когда я увидел этот монастырь впервые, то был поражен: такая бедность! Особенно на фоне благополучных мужских монастырей епархии, — рассказывает он. — Мы решили, что именно эта нищая обитель нуждается в помощи». В этом году отец Алексий в пятый раз привез ребят — 13 православных юношей и девушек. Все они — потомки русских эмигрантов. Все приехали в Россию в первый раз.

Отец Алексий

Сам отец Алексий — чистокровный американец.

— При этом Вы — православный священник? — интересуюсь с искренним удивлением.

— Да.

— И зовут Вас Алексий?

— Да-да, мой небесный покровитель — преподобный Алексий, человек Божий, — как ни в чем не бывало поясняет он.

В молодости будущий священник увлекался живописью, ему была интересна иконопись. Возможно, поэтому одним из его знакомых стал регент из православного храма. Он несколько раз звал приятеля на службу, но тот отказывался, пока, наконец, друг не сказал, что после службы устраивается бесплатный обед.

— Я пошел и остался навсегда, — судя по искренней улыбке, радость по этому поводу не оставляет отца Алексия до сих пор.

Окончил семинарию, женился, был рукоположен, служит настоятелем в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Русская Православная Церковь Заграницей Московского Патриархата) города Олбани — столицы штата Нью-Йорк.

«Они должны увидеть свою страну»

Оба прадедушки одной из паломниц, 21-летней Катерины Хили, — из Белой Армии, один — офицер. Оба бежали в Америку. Катя вспоминает рассказы старших, но о ком именно, уже не разобраться: «В дом пришли красноармейцы и велели собираться. Семья взяла одежду, иконы, оставила на плите борщ и бежала». Дочь одного — Катина бабушка и сын другого — Катин дедушка познакомились уже в Америке, когда ей было 13, а ему 23. Они поженились через четыре года, прожили вместе 60 лет и здравствуют до сих пор: дедушке сейчас 86, а бабушке — 76. Их сын Павел стал священником одного из приходов Бруклина, дочь Лиза — Катина мама — вышла замуж за американца. Девушка говорит по-русски практически без акцента. Впрочем, она уже год в России — решила пожить и поучиться. А в подростковом возрасте отказывалась говорить на русском, хотя няней была добрая баба Галя — учительница русского языка и литературы.

«Они должны увидеть свою страну», — объясняет отец Алексий цель этих поездок. И каждый год привозит новых ребят. Но какая из двух стран для них «своя»?..

«Конечны, мы американцы, — без тени сомнения говорит Катя. — Но Россия — это тоже наша страна, наша вторая родина».

«Во кузнице» и колесница веры

Питерский знакомый отца Алексия, тоже Алексей, рассказывает, как американские ребята в транспорте стали петь старинные русские песни, такие, какие он и сам не знает, например, «Во кузнице». Один из паломников, Питер (русский только наполовину, его предки по другой линии — итальянцы), рассказал, как его отец изредка играл дома на балалайке. Когда сейчас Питер приехал в Санкт-Петербург, ему не составило труда войти в эту реальность, словно он был уже с ней знаком.

«В Америке нет православной культуры, поэтому мы пытаемся сохранить русские традиции, — рассказывает отец Алексий. — Основание человека — это культура, без нее мы как пустые бочки. Православная культура — это колесница веры. Каждая деталь — часть спасения. Нет ничего неважного. Конечно, на первом месте — любовь к Богу и ближнему, но это не значит, что остальное не важно. Любая традиция призвана напоминать нам, что мы — христиане».

Приход, основанный родителями

Во время визита в Россию паломники посетили не только Тихвин, Петербург и его окрестности, но и съездили на несколько дней в Москву и даже на день во Псков. Именно оттуда родом предки некоторых из прихожан храма Пресвятой Богородицы в Олбани, которые являются еще и его основателями. Родители 50-летней Таисии, псковичи, во время Великой Отечественной войны попали в немецкий концлагерь «Фишбек». А после освобождения, небезосновательно опасаясь преследований, не стали возвращаться на Родину, в Советский Союз, а поехали в Америку.

Здесь, за океаном, не так много православных храмов, иногда один — на большой город. Верующие православные христиане, пусть и несколько человек, собираются и принимают решение основать приход в своем районе. Вначале это какое-то помещение, в котором располагается церковь, а со временем строится настоящий храм. При этом неотъемлемой его частью является «церковный зал» — место, где устраивается чаепитие после службы. На Пасху один из прихожан открывает двери своего дома, чтобы угостить всех праздничным обедом. Любовь к ближнему начинается уже в приходе, который так походит на один общий дом!..

В России благодать повсюду

Отец Алексий говорит, что общество в России и Америке отличается сильно, а Церковь — нет. Разница незначительная: в Америке митрополит знает по имени многих прихожан своей епархии, больше ощущается сплоченность, в храме все друг друга знают, а новичков встречают приветливой улыбкой. Все это объясняется в основном небольшой численностью православных верующих в США, хотя, наверное, не только этим. Да и 70-ти лет планомерного разрушения Церкви у них не было.

«Нас удивляет, что в России столько храмов, — рассказывает диакон Михаил Соловьев, приехавший вместе с паломниками. — Но даже вне их чувствуется благодать, словно она повсюду». И тем не менее отец Алексий убежден, что Россия нуждается в воцерковлении. «Почему священники не ходят по улицам в рясах с крестами? — недоумевает он. — Люди должны видеть, что это нормально, это часть жизни. Каждый мой приезд в Россию ко мне обязательно кто-то подходил. Однажды пьяный молодой человек задал вопрос: «Как любить Бога?», а в другой раз уже трезвый, но, видно, совсем не благополучный мужчина говорит: «Я хочу, чтобы Вы меня исповедовали». Я отвечаю: «У меня нет на это благословения». «Нет, Вы можете меня исповедовать». — «Я не могу, простите, Вам лучше сходить в свой храм». Но он настоял, и я исповедовал его».

Тихвин

Американским ребятам было непросто трудиться над восстановлением монастыря, хотя их предупредили, что условия проживания будут не очень комфортабельные, и в принципе они были готовы к тому, что не будет горячей воды, а в корпусе у мальчиков ее вообще не будет, и чтобы умыться, придется ходить на колонку. Но самое сложное было в непривычной организации труда. Они приехали сюда для того, чтобы помочь, и им важно было увидеть хотя бы какой-то результат. Но та канава, которую молодые люди рыли вокруг храма, чтобы не затапливался подвал, была, конечно, не закончена, тем более что вначале на десять человек имелось всего две лопаты. Зато игумения Тавифа почти каждый день просила отца Алексия и отца Михаила служить. Те пытались объяснить, что приехали для того, чтобы оказать практическую помощь, но молитва в Введенском монастыре несоизмеримо выше всего остального.

«Я часто не понимала ни смысла труда, ни логики его организации, — рассказывает Катя. — У нас по-другому. Но, может, мы должны были чему-то поучиться, смирению, например».

В следующем году иерей Геннадий Титов из Тихвинской епархии обещал заранее спланировать программу. На все это есть благословение епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава. И, конечно, все надеются, что можно будет работать вместе с русской молодежью. Если удастся это устроить, то в непростой политической обстановке совместная работа русских и американских молодых людей и девушек над восстановлением бедного монастыря в Ленинградской области будет действительно достойна общего внимания.

Фото Станислава Марченко

VATNIKSTAN продол­жает знако­мить с инте­рес­ными публи­ка­ци­ями из пери­о­ди­че­ской печати прошлого, связан­ными с Русским зару­бе­жьем и исто­рией церкви. На этот раз пред­ла­гаем озна­ко­миться с найден­ной Андреем Диченко в журнале «Америка» за 1991 год (№ 3) статьёй. Очерк Роберта Л. Тейлора повест­вует об исто­рии и особен­но­стях церков­ного устрой­ства право­сла­вия в США.

Русская Право­слав­ная Церковь пришла в Америку с запада, с прибы­тием мисси­о­не­ров, прие­хав­ших в 1790-х годах просве­щать корен­ных жи­телей Аляски. Позже она прибыла с востока с по­токами имми­гран­тов из Европы и России, нахлы­нувших в Соеди­нен­ные Штаты в тече­ние второй поло­вины XIX века и пер­вой поло­вине XX века.

Исто­рия Право­слав­ной Церкви в Америке была слож­ной и иногда даже бурной.

В сере­дине XVI века Россия стала продви­гаться на восток через Сибирь. К 1640 году, всего лишь через 60 лет после похода Ермака за Урал, русские земле­про­ходцы достигли Охот­ского моря. Вскоре после­до­вало засе­ле­ние но­вых краев русскими посе­лен­цами и орга­ни­за­ция адми­ни­стра­тив­ного управ­ле­ния. В 1741 году, следуя указу из Санкт-Петер­бурга, Витус Беринг и Алек­сей Чири­ков отплыли на двух кораб­лях в Тихий океан. Они верну­лись с изве­стием о новой земле, назы­ва­е­мой Аляска. Кроме того, Беринг привез несколько шкурок калана, или морской выдры, кото­рые вскоре стали считаться самым ценным мехом.

Нача­лось движе­ние в Америку через Алеут­ские острова. Однако русские охот­ники обна­ружили, что им нужна помощь мест­ных алеутов и индей­цев, умев­ших из своих каяков вылавли­вать быст­рых и ловких кала­нов. Живя с алеута­ми, русские начали обра­щать их в право­слав­ную веру. Один промыш­лен­ник, по имени Григо­рий Ивано­вич Шели­хов, прибыл на остров Кадьяк в 1784 году и прожил там два года, в тече­ние кото­рых он, будучи миря­ни­ном, крестил 40 че­ловек в право­слав­ную веру.

Препо­доб­ный Герман, один из первых мисси­о­не­ров Аляски, прожив­ший там с 1794 года до своей смерти в 1837 году.

Вернув­шись в Россию, Шели­хов пере­го­во­рил с церков­ными и граж­дан­скими властями о воз­можности напра­вить мисси­о­не­ров в Русскую Аме­рику. В 1793 году Импе­ра­трица Екате­рина II пред­ло­жила Митро­по­литу Петер­бург­скому и Ладож­скому Гаври­илу найти жела­ю­щих мис­сионеров. В декабре 1783 года восемь мона­хов Вала­ам­ского мона­стыря отпра­ви­лись из Петер­бурга на восток в Америку. Их долгое путе­шествие через весь конти­нент закон­чи­лось корот­ким плава­нием на корабле к острову Кадьяку. Они прибыли туда в сентябре 1794 года, пробыв в пути почти 300 дней и покрыв рассто­я­ние около 12 000 кило­мет­ров.

Через два месяца они осно­вали на острове церковь Воскре­се­ния Христова и присту­пили к постройке храма. Окон­ченный в 1796 году, он стал первым право­слав­ным храмом в Америке. Самым извест­ным из вала­ам­ских мона­хов был старец Герман, кото­рый остался в Америке до са­мой смерти в 1837 году. В 1970 году он был канони­зирован как первый право­славный святой в Америке.

Русские стали продвигать­ся вдоль побе­ре­жья на юг и осно­вали посе­ле­ние Крепость Росс (Форт- Росс) примерно в 130 км к северу от Сан-Фран­­циско. В 1812 году там была постро­ена часовня в честь Св. Елены. Произ­ве­ден­ный в 1819 году подсчет насе­ле­ния Русской Америки от Аляски до Ка­лифорнии уста­но­вил, что там прожи­вали 391 русский, 244 креола (детей русских отцов и ту­земных мате­рей) и 8385 тузем­цев. Другой ранний мисси­о­нер, священ­ник Иоанн Вени­а­ми­нов, прибыл на остров Уналашка в 1824 году. В тече­ние первого года он устроил там церковь, школу и метео­рологическую стан­цию. Он своими руками вы­строил церковь и дом для себя, попутно обучая алеутов плот­ниц­кому, столяр­ному, кузнеч­ному делу, обжи­га­нию и кладке кирпича. Он быстро овла­дел наре­чием живших на острове алеутов, изоб­рел для него азбуку, соста­вил грам­ма­тику и словарь, напи­сал букварь для употреб­ле­ния в своей школе и пере­вел на алеут­ский язык русский право­слав­ный кате­хи­зис, а также литур­гию и часть Священ­ного Писа­ния.

Храм Воскре­се­ния Господня на острове Уналашка

Отец Иоанн Вени­а­ми­нов поки­нул Уналашку в конце 1834 года и пере­ехал в горо­док Ново­ар­хан­гельск (позже назван­ный Ситкой), где он провёл следу­ю­щие четыре года. Он снова занялся изуче­нием языка мест­ных жите­лей — индей­цев тлин­ки­тов и вскоре открыл школу.

Со време­нем он принял мона­ше­ское имя Инно­кентия и стал Еписко­пом Камчат­ским и Куриль­­ско-Алеут­ским. Впослед­ствии он был возве­ден в сан архи­епи­скопа, а затем стал Митро­по­ли­том Москов­ским и Коло­мен­ским.

Русские право­слав­ные мисси­о­неры широко распро­стра­нили свою веру на новой терри­то­рии. В 1860 году госу­дар­ствен­ный реви­зор насчи­тал 12 000 тузем­цев, состо­яв­ших членами Право­слав­ной Церкви на Аляске. Они про­живали в 43 насе­лён­ных пунк­тах, имев­ших 35 часо­вен, девять церк­вей (две в Ситке), 17 школ и несколько приютов для сирот.

В 1867 году Россия продала Аляску правитель­ству Соеди­нен­ных Штатов за 7 200 000 долла­ров. Сооб­ра­зу­ясь с новым поло­же­нием, Синод Русской Право­слав­ной Церкви создал Аляс­кин­ско-Алеут­скую епар­хию, кото­рой вверя­лось попе­че­ние о всех членах Церкви в Америке.

Святи­тель Инно­кен­тий, изучав­ший в сере­дине XIX века языки корен­ного насе­ле­ния Аляски и став­ший впослед­ствии Митро­политом Москов­ским

В 1872 году Епископ Иоанн Митро­поль­ский пе­ренёс свою кафедру из Ситки в Сан-Фран­циско. В то время Кали­фор­ния, насе­ле­ние кото­рой всё время увели­чи­ва­лось, бурно разви­ва­лась, а Аляска, где морская выдра была почти истреб­лена, пере­жи­вала упадок. Между тем, право­слав­ные приходы стали возни­кать в разных горо­дах Америки: Порт­ленде (Орегон), Галь­ве­стоне (Техас), Новом Орле­ане (Луизи­ана), Чикаго и Нью-Йорке.

Эти приходы обра­ща­лись к Аляс­кин­ско-Алеут­ской епар­хии за духов­ным и адми­ни­стра­тив­ным руко­вод­ством. Многие из этих прихо­дов состоя­ли из лиц разных наци­о­наль­но­стей, кото­рых связы­вала общая вера. Церковь в Сан-Фран­ци­­ско назы­ва­лась Греко-русско-славян­ская право­славная церковь; приход в Порт­ленде состоял глав­ным обра­зом из греков и сирий­цев; церковь в Галь­ве­стоне обслу­жи­вала греков, сирий­цев, сербов и русских. Свято-Троиц­кая греко-русская церковь в Нью-Йорке отме­чала амери­кан­ские, грече­ские и русские празд­ники.

В конце 1870-х годов в Америку стало при­бывать много эмигран­тов из Карпат­ской обла­сти Австро-Венгрии. Поскольку эта область раньше была частью России, предки большин­ства этих людей были право­слав­ными. Однако, когда эти земли отошли к Австро-Венгрии, стране като­ли­че­ской, жители подверг­лись на­сильственному присо­еди­не­нию к Като­ли­че­ской Церкви и стали назы­ваться униа­тами. Им всё же было разре­шено сохра­нить неко­то­рые эле­менты преж­ней веры, вклю­чая право­слав­ное бого­слу­же­ние и жена­тое духо­вен­ство, что в Като­ли­че­ской Церкви не допус­ка­ется.

Неко­то­рые из этих имми­гран­тов посе­ли­лись в Нью-Йорке и других порто­вых горо­дах, но многие отпра­ви­лись в Пенсиль­ва­нию, находя себе работу в уголь­ных шахтах и на стале­литейных заво­дах. На родине церковь всегда была центром жизни этих людей, но сейчас у них не было священ­ни­ков. Они попро­бо­вали посе­щать поль­ские и словац­кие като­ли­че­ские церкви, где бого­слу­же­ние шло по-латыни, но такая альтер­на­тива их не удовле­тво­ряла. Они хотели иметь собствен­ные церкви, чтобы иметь возмож­ность молиться Богу так, как они при­выкли, и чтобы чувство­вать почву под ногами в этой новой и чуждой для них стране.

В 1884 году несколько униат­ских шахте­ров из Шенан­доа, Пенсиль­ва­ния, обра­ти­лись к Ми­трополиту Гали­ции с прось­бой прислать им священ­ника. Когда отец Иоанн Волан­ский прибыл в декабре того же года, униат­ская община встре­тила его с энту­зи­аз­мом. Но преобладаю­щее като­ли­че­ское насе­ле­ние отнес­лось к нему с откры­той враж­деб­но­стью, не желая или будучи не в состо­я­нии принять жена­того священ­ника.

О. Волан­ский отпра­вился в Фила­дель­фию пред­ставиться като­ли­че­скому архи­епи­скопу, но тот отка­зался его принять, сказав, что священ­ник не может быть жена­тым и оста­ваться католи­ком. Затем епар­хия разо­слала сооб­ще­ние всем своим прихо­дам, что о. Волан­ский должен счи­таться отлу­чен­ным от Церкви. Като­ли­че­ская иерар­хия даже зашла так далеко, что официаль­но просила Рим запре­тить униат­ским священ­никам приез­жать в Америку, что, однако, не было испол­нено. О. Волан­ский решил начать постройку храма в Шенан­доа, не имея на это благо­сло­ве­ния от духов­ных властей. Его примеру после­до­вали и другие униат­ские священ­ники, прие­хав­шие после него в Пенсиль­ва­нию, Нью-Джерси и Минне­соту.

В 1889 году в Миннеа­по­лис (Минне­сота) при­был словац­кий священ­ник-униат по имени о. Алек­сей Тот. Ему удалось полу­чить аудиен­цию у като­ли­че­ского духов­ного началь­ства, но архи­епи­скоп гневно отка­зался разре­шить вдов­цу о. Тоту служить в Миннеа­по­лисе. «Тогда я принял реше­ние, — гово­рит о. Тот, вспо­ми­ная об этих собы­тиях, — сделать то, что я давно уже вына­ши­вал в своем сердце, чего жаждала моя душа: стать право­слав­ным».

В марте 1891 года о. Тот со своим прихо­дом, насчи­ты­ва­ю­щим около 360 имми­гран­тов, был формально принят еписко­пом Сан-Фран­цис­ским в русскую право­слав­ную Аляс­кин­ско-Алеут­скую епар­хию. Синод Русской Право­слав­ной Церкви одоб­рил этот шаг в июле 1892 года. В скором времени многие другие униат­ские священ­ники и приходы после­до­вали примеру о. Тота. Впослед­ствии свыше 90 000 униа­тов в Америке вос­соединились с Право­слав­ной Церко­вью.

Пока проис­хо­дило это воссо­еди­не­ние, другие приходы раска­лы­ва­лись по наци­о­наль­ной и этни­че­ской линии. В 1890-х годах в Сан-Фран­циско прибыло боль­шое число гре­ческих имми­гран­тов. Вскоре они обра­зо­вали в мест­ном приходе особое объеди­не­ние греков, а после 1900 года вышли из прихода и осно­вали свой собствен­ный. В 1905 году в епар­хии была учре­ждена отдель­ная серб­ская миссия, а в 1908 году — отдель­ная миссия для албан­цев. В тече­ние всех этих лет амери­кан­ское цер­ковное руко­вод­ство отно­си­лось к националь­ным разли­чиям с пони­ма­нием. В своем отчете в Москву в 1905 году Архи­епи­скоп Тихон (буду­щий Патри­арх Москов­ский и Всея Руси) писал, что паства Северо-Амери­кан­ской епар­хии «со­стоит из веру­ю­щих, принад­ле­жа­щих не только к разным наци­о­наль­но­стям, но даже к разным помест­ным Право­слав­ным Церк­вам, кото­рые, будучи единой веры, имеют свои особен­но­сти , кано­ни­че­ского порядка, бого­слу­же­ния и при­ходской жизни. Эти особен­но­сти им дороги и вполне прием­лемы с обще­пра­во­слав­ной точки зрения. Поэтому мы не считаем себя вправе вмеши­ваться в наци­о­наль­ный харак­тер помест­ных церк­вей в этой стране, а наобо­рот, ста­раемся сохра­нять его, давая каждой церкви возмож­ность непо­сред­ственно управ­ляться духов­ным возглав­ле­нием той же наци­о­наль­но­сти». Однако неко­то­рые члены Церкви не были удовле­тво­рены этими стара­ни­ями. В 1913 году с деся­ток серб­ских прихо­дов провели конвен­цию, на кото­рой поста­но­вили просить о выходе из юрис­дик­ции русского право­слав­ного епископа и посту­пить в веде­ние Серб­ской Право­слав­ной Церкви. Начало Первой миро­вой войны времен­но отло­жило это дело, но неспо­кой­ное настрое­ние нерус­ских этни­че­ских групп стало очевидно.

Святи­тель Тихон, возглав­ляв­ший Аляс­кин­ско-Алеут­скую епар­хию (1898— 1907) и затем став­ший Патри­ар­хом Москов­ским и Всея Руси (1917— 1925). Вверху: храм Возне­се­ния Господня на острове Уналашка

В начале XX века в жизни Церкви произо­шло несколько важных собы­тий.

В 1900 году в соот­вет­ствии с новым положе­нием вещей было изме­нено назва­ние епар­хии.

Она стала Алеут­ской и Северо-Амери­кан­ской епар­хией, а епар­хи­аль­ное управ­ле­ние стало уже не Аляс­кин­ским, а Севе­ро­аме­ри­кан­ским. Нача­лась постройка двух собо­ров — Свято-Нико­ла­ев­ского в Нью-Йорке, закон­чен­ного в 1902 году, и Свято-Троиц­кого в Чикаго, закон­ченного в 1903 году. Было уста­нов­лено два вика­ри­ата: один для Аляски в 1903 году, а другой для Бруклина в 1904 году с назна­че­нием окорм­лять сирий­ские приходы. Кафедра самой епар­хии была перене­сена в 1905 году из Сан-Фран­циско в Нью-Йорк, а в 1907 году церков­ный Собор поста­но­вил, что Церковь в Америке будет назы­ваться «Русской Право­слав­ной Греко-Кафо­ли­че­ской», обни­мая все наци­о­наль­но­сти и языки.

С каждым годом возрас­тали труд­но­сти управ­ления громад­ной, распро­стер­шейся на целый конти­нент епар­хией, вклю­чав­шей много наци­о­наль­но­стей и ответ­ствен­ной перед нахо­дя­щимся в дале­кой России Сино­дом. В своем отчете Синоду в 1916 году Архи­епи­скоп Евдо­ким (Архи­епи­скоп Тихон был отозван в Россию) повто­рил реко­мен­да­цию своего предшественни­ка о даро­ва­нии Русской Право­слав­ной Церкви в Америке боль­шей авто­но­мии. Кроме того, нужны были деньги. Амери­кан­ская епар­хия просила у Матери-Церкви 1 000 000 долла­ров, Синод ассиг­но­вал лишь 550 000.

Вскоре после­до­вал ещё более круп­ный кризис: в 1917 году в России произо­шла рево­лю­ция. Непо­сред­ствен­ными резуль­та­тами этого кризи­са были поли­ти­че­ский раскол, поскольку неко­торые священ­ники в Америке восполь­зо­ва­лись случаем, чтобы восстать против церков­ной иерар­хии, и эконо­ми­че­ский хаос, так как вся­кая поддержка из России для Церкви в Америке была прервана. Амери­кан­ские приходы поняли, что им придется самим себя содер­жать, что оказа­лось непо­мерно тяже­лой зада­чей во время после­до­вав­ших эконо­ми­че­ских затруд­не­ний во время Вели­кой депрес­сии 30-х годов.

Ввиду того что поло­же­ние ухуд­ша­лось и связь с церков­ной адми­ни­стра­цией в Москве стано­вилась затруд­ни­тель­ной и даже невоз­мож­ной, в марте 1924 года в Детройте собрался Собор церков­ных руко­во­ди­те­лей в Америке. Они при­няли реше­ние объявить русскую право­слав­ную епар­хию в Америке «временно самоуправляю­щейся Церко­вью, назы­ва­е­мой Амери­кан­ской Митро­по­лией и руко­во­ди­мой своим выбран­ным главой архи­епи­ско­пом совместно с Собо­ром еписко­пов… и пери­о­ди­че­скими Собо­рами всей Амери­кан­ской Церкви». Отчуж­де­нию между Моск­вой и Амери­кой суждено было продлиться многие годы.

Между тем на Юге России, нахо­див­шемся в то время в руках Белой армии, собра­лось свыше 30 право­слав­ных еписко­пов. Также не имея связи с Сино­дом в Москве, они орга­ни­зо­вали Высшее Церков­ное Управ­ле­ние, возглав­лен­ное Митро­по­ли­том Киев­ским и Га­лицким Анто­нием Храпо­виц­ким. В ноябре 1920 года, с паде­нием Юга России, они эваку­и­ро­ва­лись в Констан­ти­но­поль с 200-тысяч­ной паст­вой. В 1921 году по пригла­ше­нию серб­ского Патри­арха Димит­рия они пере­ехали в Югосла­вию, где в Срем­ских Карлов­цах со­стоялся первый Собор еписко­пов Русской Пра­вославной Церкви Загра­ни­цей. Отча­сти в резуль­тате после­до­вав­шего за рус­ской рево­лю­цией беспо­рядка един­ство право­славных Церк­вей в Америке стало всё больше разру­шаться. В тече­ние 20—30-х годов Констан­тинопольская, Антио­хий­ская, Серб­ская, Болгар­ская, Румын­ская и Албан­ская Право­слав­ные Церкви уста­но­вили «юрис­дик­ции» для паствы своей наци­о­наль­но­сти в Америке. В 1922 году греки отошли окон­ча­тельно и осно­вали собствен­ную епар­хию — Грече­скую Право­слав­ную Архи­епи­ско­пию Север­ной и Южной Америки.

За ними после­до­вали сербы, албанцы, карпа­то­россы, укра­инцы, болгары и румыны. Эти епар­хии суще­ствуют и по сей день. Однако в статье, напе­ча­тан­ной в 1927 году в «Право­слав­ном Кафо­ли­че­ском Вест­нике», Архи­епи­скоп Евфи­мий Бруклин­ский указал путь к едине­нию, кото­рого он наде­ялся достиг­нуть в буду­щем: «Сего­дня более поло­вины право­славных в Америке — дети право­слав­ных им­мигрантов, вырос­шие и воспи­тан­ные в Америке. Эти моло­дые люди и их дети будут завтраш­ними право­слав­ными Америки. Они мало знают и еще меньше инте­ре­су­ются расо­выми и нацио­нальными пред­рас­суд­ками и юрис­дик­ци­он­ными спорами Европы. Такие вещи чужды и не­понятны им с их амери­кан­ским воспи­та­нием и инте­ре­сами. Всякая Церковь, притя­за­ю­щая на их принад­леж­ность к ней и предан­ность на основе языка, наци­о­наль­но­сти или расо­вых пред­рас­суд­ков их дедов, не будет иметь для них ника­кого значе­ния. Они вправе требо­вать, что­бы Церковь в первую очередь инте­ре­со­ва­лась их собствен­ным поло­же­нием и пробле­мами в Америке, а не поли­ти­кой на Балка­нах, в Гре­ции, России или Сирии».

Отно­ше­ния между Русской Право­слав­ной Церко­вью Загра­ни­цей и Амери­кан­ской Митро­по­лией всегда были слож­ными. Зару­беж­ная Церковь не признала объявлен­ной в 1924 году декла­ра­ции об авто­но­мии Амери­кан­ской Церкви, и в 1935 году един­ство её с Зару­беж­ной Церко­вью было вос­становлено. Однако в 1946 году Амери­кан­ская Митро­по­лия снова отошла от Зару­беж­ной Церк­ви, признав духов­ное возглав­ле­ние Москов­ской Патри­ар­хии. Собы­тия, привед­шие к разрыву, нача­лись в 1943 году, когда остав­шейся в Совет­ском Союзе русской право­слав­ной иерар­хией был из­бран в Москве новый Патри­арх — Митро­по­лит Сергий. После него в 1945 году Патри­ар­хом был избран Митро­по­лит Алек­сий. В том году новая Москов­ская Патри­ар­хия обра­ти­лась к Зару­беж­ной Церкви с призы­вом воссо­еди­ниться с ней. Собор еписко­пов Русской Право­слав­ной Церкви Загра­ни­цей отве­тил, что «пови­ну­ясь веле­ниям своей пастыр­ской сове­сти, мы не на­ходим для себя нрав­ственно возмож­ным пойти навстречу этим призы­вам до тех пор, пока высшая церков­ная власть в России нахо­дится в проти­во­есте­ствен­ном союзе с безбож­ной вла­стью и пока вся Русская Церковь лишена при­сущей ей по ее боже­ствен­ной природе истин­ной свободы». Собор отка­зался иметь какое-либо кано­ни­че­ское, молит­вен­ное и даже быто­вое обще­ние с Моск­вой.

Амери­кан­ская Митро­по­лия, напро­тив, привет­ствовала восста­нов­ле­ние Москов­ской Патриар­хии. Наде­ясь, что нако­нец станет возмож­ным возоб­нов­ле­ние отно­ше­ний с Мате­рью-Церко­вью, Митро­по­лия послала в Москву деле­га­цию для участия в церков­ном Соборе в 1946 году. Деле­гаты, однако, не были допу­щены; вместо этого им был выдан доку­мент за подпи­сью Патри­арха, в кото­ром было два требо­ва­ния: воссо­еди­не­ние без какой-либо авто­но­мии для Амери­кан­ской Митро­по­лии и заяв­ле­ние о том, что члены Пра­вославной Церкви в Америке воздер­жатся от всякой поли­ти­че­ской деятель­но­сти против Со­ветского Союза. По этим требо­ва­ниям не было достиг­нуто ника­кого согла­ше­ния, но разрыв с Зару­беж­ной Церко­вью продол­жался.

Тем време­нем Зару­беж­ная Церковь пере­вела свой Синод из Югосла­вии в Мюнхен. В 1950 году Синод пере­ехал в Нью-Йорк, где он нахо­дится по сей день. Эта ветвь Русской Право­слав­ной Церкви стала наби­рать силу после окон­ча­ния Второй миро­вой войны, по мере того как прибы­вали тысячи русских лю­дей, пред­по­чи­тав­ших оста­ваться в юрис­дик­ции Зару­беж­ной Церкви. У этой Церкви в то время по всему миру было 15 епар­хий, возглав­ля­е­мых 24 еписко­пами, 500 прихо­дов и десять мужских и женских мона­сты­рей.

Одно­вре­менно стали пред­при­ни­маться шаги к уста­нов­ле­нию коопе­ра­ции между другими пра­вославными епар­хи­ями в Соеди­нен­ных Штатах.

Прео­свя­щен­ный Лазарь, Епископ Там­бовский и Моршан­ский, с о. Викто­ром Пота­по­вым, насто­я­те­лем Свято-Иоанно-Пред­те­чен­ского собора в Вашинг­тоне

В 1960 году была осно­вана Посто­ян­ная конфе­ренция кано­ни­че­ских право­слав­ных еписко­пов в Америке, и 12 еписко­пов, пред­став­ляв­ших десять право­слав­ных юрис­дик­ций, приняли ре­шение обсу­дить «общие проблемы, коор­ди­на­цию усилий в делах, каса­ю­щихся общих инте­ре­сов, и укреп­ле­ние един­ства, явля­ю­ще­гося сущно­стью право­сла­вия». Одним из их реше­ний было соз­дать объеди­нен­ное пред­ста­ви­тель­ство при Нацио­нальном Совете Христи­ан­ских Церк­вей в США и других экуме­ни­че­ских учре­жде­ниях. Митро­по­лия продол­жала мечтать об авто­кефалии, или полном само­управ­ле­нии, как о лучшем опре­де­ле­нии ее статуса. Но для этого нужно было выра­бо­тать какое-то согла­ше­ние с Церко­вью в России. В марте 1963 года Архи­епископ Нико­дим, глава посе­тив­шей Соединен­ные Штаты деле­га­ции Москов­ской Патри­ар­хии, встре­тился с главой Церкви в Америке Митропо­литом Леон­тием. Ника­ких конкрет­ных обсужде­ний не было, но все присут­ство­вав­шие ощутили общее жела­ние разре­шить разно­гла­сия.

Серьёз­ные пере­го­воры нача­лись в 1968 году, и в марте 1970 года было достиг­нуто окон­чательное согла­ше­ние. В апреле того же года Патри­арх Москов­ский и Всея Руси Алек­сий да­ровал само­управ­ле­ние и осно­вал Святую Авто­кефальную Право­слав­ную Церковь в Америке, равную по досто­ин­ству всем осталь­ным Пра­вославным Церк­вам в мире. Собор еписко­пов новой Церкви должен был состо­ять из Митро­полита Всея Америки и Канады и еписко­пов восьми епар­хий этой Церкви. Этот акт усилил разрыв между Амери­кан­ской Митро­по­лией и Зару­беж­ной Церко­вью. Иерар­хия Зару­беж­ной Церкви считала, что авто­кефалия, даро­ван­ная Москов­ской Патри­ар­хией, состо­я­щей в подчи­не­нии у безбож­ной власти, совер­шенно непри­ем­лема. Неко­то­рые из русских право­слав­ных в Америке были того же мнения, и целый ряд прихо­дов отверг новую Церковь и присо­еди­нился к Зару­беж­ной Церкви. Совсем недавно, в потоке собы­тий, свидетель­ствующих о новом духе глас­но­сти в Совет­ском Союзе, несколько нахо­дя­щихся там прихо­дов поки­нули Москов­скую Патри­ар­хию и вошли в юрис­дик­цию Русской Церкви Загра­ни­цей. Первым пред­при­няв­шим такой шаг был приход Св. Царей Констан­тина и Елены в Суздале, кото­рый пере­шел в апреле прошлого года; в тече­ние лета за ними после­до­вало ещё не­сколько прихо­дов, а неко­то­рые другие уже подали проше­ние о приня­тии их.

Оста­ётся под вопро­сом, какие из ветвей Церкви учре­ждены законно, а какие нет. Москов­ская Патри­ар­хия утвер­ждает, что Зарубеж­ная Церковь не имеет «кано­ни­че­ской основы, без кото­рой немыс­лима ни одна христи­ан­ская право­слав­ная Церковь». Зару­беж­ная Церковь считает, что совре­мен­ная Москов­ская Патриар­хия не явля­ется «истин­ной преем­ни­цей» Русской Право­слав­ной Церкви и, став «всё более и более подвласт­ной влия­нию атеи­сти­че­ского и анти­хри­сти­ан­ского прави­тель­ства, пере­стала быть голо­сом Русской Право­слав­ной Церкви». Таким обра­зом, утвер­ждает Зару­беж­ная Цер­ковь, даро­ва­ние авто­ке­фа­лии Амери­кан­ской Митро­по­лии в 1970 году не имело закон­ного осно­ва­ния.

Епископ Лазарь возглав­ляет Свобод­ную Россий­скую Право­слав­ную Церковь, кото­рая нахо­дится в обще­нии с Русской Право­слав­ной Церко­вью Загра­ни­цей. Справа: Его Блажен­ство, Блажен­ней­ший Феодо­сий, Архи­епи­скоп Вашинг­тонский, Митро­по­лит Всея Америки и Канады, Перво­и­е­рарх Право­слав­ной Церкви в Америке с 1977 года

На сего­дняш­ний день Право­слав­ная Цер­ковь в Америке насчи­ты­вает около 1 млн. членов в 500 прихо­дах. Она активно участ­вует в наци­о­наль­ном и миро­вом экуме­ни­че­ском движе­нии, и даже один из ее прото­и­е­реев, о. Леонид Кишков­ский, явля­ется в данное время прези­ден­том Наци­о­наль­ного Совета Церк­вей в Америке Русская Право­слав­ная Церковь Загра­ни­цей насчи­ты­вает около 100 000 членов в 120 при­ходах в Соеди­нен­ных Штатах. Она считает своей миссией быть «свобод­ным голо­сом Рус­ской Церкви до тех пор, пока Богу будет угодно осво­бо­дить Русскую Церковь на родине и смогут состо­яться свобод­ные и кано­нич­ные выборы Патри­арха».

Сойдутся ли когда-либо эти две ветви Церкви?

Право­слав­ная Церковь в Америке гово­рит, что «необ­хо­димо помнить, что Амери­кан­ская Церковь имеет важную миссию служить делу право­слав­ного едине­ния в Америке. Таким об­разом, мы должны быть внима­тельны к опы­ту и жизни других право­слав­ных, кото­рых мы призы­ваем к едине­нию с собой, и должны рабо­тать совместно с ними на благо нашего общего Право­сла­вия». Епископы Русской Право­слав­ной Церкви За­границей гово­рят, что они «стара­ются сохра­нить Право­сла­вие во всей его чистоте, и по­этому не терпят ника­кого модер­низма в своей Церкви и отка­зы­ва­ются участ­во­вать в так на­зываемом экуме­ни­че­ском движе­нии». Дьякон Андрей Филлипс пишет в выпуске «Православ­ной Жизни» за май-июнь 1990 года: «Сего­дня через ересь экуме­низма совер­ша­ется напа­де­ние на един­ство Церкви. Экуме­низм факти­че­ски явля­ется идео­ло­гией Анти­церкви, чей глава — Анти­христ… Модер­низм есть факти­че­ски новая вспышка иконо­бор­че­ства, чьей целью явля­ется разру­ше­ние иконо­гра­фи­че­ского и священ­ного уклада Церкви». Какое-либо согла­ше­ние в неда­ле­ком буду­щем пред­став­ля­ется мало­ве­ро­ят­ным.

Врезки

Православный священник возглавляет национальный совет церквей

Прото­и­е­рей Леонид Кишков­ский — первый пред­ста­ви­тель право­славной веры, избран­ный прези­ден­том Наци­о­наль­ного Совета Христи­ан­ских Церк­вей в США. Совет Церк­вей, осно­ван­ный в 1950 году, явля­ется глав­ной экуме­ни­че­ской орга­ни­за­цией в стране.

В Совет входят 32 проте­стант­ские, право­слав­ные и англи­кан­ские Церкви, насчи­ты­ва­ю­щие в общей слож­но­сти 42 милли­она христиан.

Кроме поста прези­дента Совета, о. Леонид Кишков­ский продол­жает зани­мать разные долж­ности в Право­слав­ной Церкви в Америке. Он яв­ляется секре­та­рем отдела экуме­ни­че­ских и внеш­них сноше­ний этой Церкви, а также редак­то­ром ее ежеме­сяч­ной газеты «Право­слав­ная Церковь», выхо­дя­щей на англий­ском языке. Кроме того, он еще и насто­я­тель церкви Казан­ской иконы Бо­жией Матери в Си-Клиффе, Нью-Йорк.

Леонид Кишков­ский

Отец Леонид Кишков­ский родился в 1943 году от русских роди­те­лей в окку­пи­ро­ван­ной немцами Варшаве. В 1944 году семья Кишков­ских бежала в запад­ную часть Герма­нии, а в 1951 году они с помо­щью Церкви посе­ли­лись в Лос-Андже­лесе. Леонид Кишков­ский сперва посе­щал Универ­си­тет Южной Кали­фор­нии, думая посту­пить на амери­канскую дипло­ма­ти­че­скую службу, но затем ре­шил пойти по стопам своего деда со стороны отца и принять священ­ство.

Православный монастыри и семинарии

Русская Право­слав­ная Церковь Загра­ницей и право­слав­ная Церковь в Америке имеют свои семи­на­рии и мужские и женские мона­стыри, раз­бросанные по всей стране.

Право­слав­ная Церковь в Америке имеет три семи­на­рии, насчи­ты­ва­ю­щие около 180 студен­тов. Свято-Влади­мир­ская бого­слов­ская се­минария в Крествуде, Нью-Йорк, была осно­вана в 1938 году и сего­дня пред­ла­гает курсы, веду­щие к дипло­мам маги­стра и доктора бого­сло­вия.

Свято-Тихо­нов­ская бого­слов­ская семи­на­рия в Саут-Кана­ане, Пенсиль­ва­ния, осно­ван­ная в 1937 году, выдает дипломы бака­лавра и маги­стра богосло­вия. Свято-Герма­нов­ская бого­слов­ская семи­на­рия на острове Кадьяк на Аляске была открыта в 1973 году как пастыр­ское училище. В 1977 году она стала семи­на­рией и теперь выдает свидетель­ства о прохож­де­нии бого­слов­ских наук и дипломы бака­лавра бого­сло­вия.

Право­слав­ная Церковь в Америке также имеет шесть мона­ше­ских общин, подчи­нен­ных непосред­ственно Перво­и­е­рарху: Новый Валаам на Еловом острове на Аляске; Успен­ский мона­стырь в Кали­стоге, Кали­фор­ния; Новос­кит­ский мона­стырь и Знамен­ский женский мона­стырь в Кембри­дже, Нью-Йорк; общину Жен Миро­но­сиц в Отего, Нью- Йорк; и Свято-Тихо­нов­ский мона­стырь в Саут-Кана­ане, Пенсиль­ва­ния. Еще восемь мона­ше­ских общин нахо­дятся в веде­нии епар­хи­аль­ных архи­ереев в разных штатах.

Храм Св. Троицы в Свято-Троиц­ком мона­стыре в Джор­дан­вилле, штат Нью-Йорк

Русской Право­слав­ной Церкви Загра­ни­цей при­надлежит Свято-Троиц­кая духов­ная семи­на­рия, осно­ван­ная в 1948 году при Свято-Троиц­ком мона­стыре в Джор­дан­вилле, в штате Нью-Йорк. Семи­нария пред­ла­гает пяти­лет­ний курс бого­слов­ских наук для подго­товки моло­дых людей к приня­тию священ­ства и служе­нию в Русской Право­слав­ной Церкви. Семи­на­рия выдает дипломы бака­лавра бого­сло­вия. Число студен­тов колеб­лется от трид­цати до пяти­де­сяти.

Девять мужских и женских мона­сты­рей также принад­ле­жат к Русской Право­слав­ной Церкви Загра­ни­цей. Пять мужских мона­сты­рей вклю­чают: Свято-Троиц­кий мона­стырь в Джорданвил­ле, Нью-Йорк; Успен­ский скит в Буэна-Виста, Коло­радо; Кресто­воз­дви­жен­скую пустынь в Хаус- Спрингс, Миссури; Новую Корен­ную пустынь в Маго­паке, Нью-Йорк; и мона­стырь Св. Марка в Нью- Йорке. Кроме того, есть четыре женских мона­стыря: Бого­ро­дице-Влади­мир­ский мо­настырь в Сан-Фран­­циско, Кали­фор­ния; мона­стырь Новое Диве­ево в Спринг-Валли, Нью-Йорк; мона­стырь Рожде­ства Пресвя­той Бого­ро­дицы в Хаус- Спрингс, Миссури; и Свято-Апостоль­ский мона­стырь в Буэна- Виста, Коло­радо.

Роберт Л. Тейлор, журнал «Америка», 1991, № 3

Православная церковь в Америке

Православная церковь в Америке

Orthodox Church in America

Свято-Николаевский собор в Вашингтоне

Общие сведения

Основатели

иноки-миссионеры Валаамского и Коневского монастырей

Церковь-мать

Русская православная церковь

Автокефалия

с 1970 года

Признание автокефалии

Русская, Болгарская, Грузинская, Польская, Чешских земель и Словакии

Руководство

Предстоятель

митрополит Тихон (Моллард)

Центр

Вашингтон

Территории

Юрисдикция (территория)

США, Канада

Богослужение

Богослужебный язык

английский (преимущественно)

Календарь

новоюлианский (преимущественно)

Статистика

Епархий

Учебных заведений

четыре

Монастырей

восемь

Приходов

около 650

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Правосла́вная це́рковь в Аме́рике (англ. Orthodox Church in America, сокращённо ПЦА, англ. OCA; неофициально также Американская православная церковь) — поместная православная церковь, признающаяся всеми Поместными церквами как каноничная, при наличии разных точек зрения на её статус. Автокефалия, предоставленная ей в 1970 году Русской православной церковью, признаётся последней, а также Грузинской, Болгарской, Польской, Чешских земель и Словакии православными церквами. Остальные Поместные церкви рассматривают ПЦА как самоуправляемую часть Московского патриархата. Нерешённый вопрос о статусе ПЦА не препятствует её общению с другими церковными юрисдикциями в Америке. Её епископат участвует в деятельности Постоянной конференции канонических православных епископов Америки.

С 1 июля 2009 года предстоятель церкви носит титул «Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады». До этого с 2005 года предстоятель Православной церкви в Америке носил титул «Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады».

Энциклопедичный YouTube

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *