Если ребенок не хочет жить…

Если ребенок не хочет жить…
(Описание психокоррекционной работы
по методу символдрамы и в технике игровой психотерапии)

О.В. Василец , Я.Л. Обухов

Ключевые слова: возраст ребенка, игровая психотерапия, Кататимно-имагинативная психотерапия, психокоррекция, символдрама, суицид

В статье рассматриваются основные причины случаев суицидальных желаний у детей и подростков в контексте психокоррекционой работы в зависимости от возраста ребенка. На конкретном примере психокоррекционной работы по методу символдрамы и в технике игровой психотерапии показана возможность психологической помощи детям и подросткам.

Детскому психологу приходится иногда сталкиваться в своей работе с суицидальными мыслями и желаниями у детей различного возраста. Попытаемся проанализировать отношение к жизни и смерти, а также желания покончить жизнь самоубийством в контексте психокоррекционой работы с детьми разного возраста.
Как считают немецкие исследователи Герхард Брауне и Герман Польмайер , ó детей до 5 лет нет еще устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Умереть означает для ребенка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребенок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом и протестом, однако, и с некоторым любопытством. Внутреннее и внешнее еще окончательно не разделены для ребенка. У детей этого возраста еще нет конкретного понятия о времени. Слова “навсегда”, “конец” или “окончательно” еще полностью ими не осознаются, собственную смерть ребенок этого возраста отрефлексировать еще не может. Не может он также понять и экзистенциальное значение смерти. Ребенку кажется, что смерть – это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди еще каким-то образом живут в гробу. В то же время ребенок начинает понимать, что “жизнь после смерти” отличается от обычной жизни.
Старший дошкольник имеет достаточно четкое представление о смерти. Часто речь идет о персонифицированном представлении, когда смерть предстает в образе скелета или привидения с косой.
В младшем школьном возрасте появляются моральные представления о смерти. Часть детей этого возраста считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни.
Наконец, только подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Подросток имеет моральное и экзистенциальное отношение к смерти. Подросток уже полностью может отличить «Я» от реальности. Он уже способен понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.
В чем же причины возникновения суицидальных желаний у детей? Прежде всего это крайне низкая самооценка и недостаточная любовь к себе, что, в свою очередь, обусловлено дефицитом любви со стороны родителей. Подростки чаще всего связывают свои проблемы с семьей, школой, изучаемой профессией, расставанием с другом или подругой, насилием, наркотиками. Причинами, которые могут привести подростка к желанию покончить жизнь самоубийством, могут быть несчастная любовь, болезнь, плохие оценки в школе. Конечно же, есть и более глубокие причины, которые при определенном поводе могут привести к угрожающим жизни кризисам. В основном подростка мучают вопросы: “Кто я?” “Каким я должен быть?” “Кем меня считают?” Если у подростков нет положительного отношения к себе, они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют их стремиться только к одному – чтобы это, наконец, закончилось.
Необходимо различать между суицидальными попытками, которые часто направлены на привлечение внимания к себе, и завершенными суицидальными действиями. Суицидальные попытки совершают или грозят совершить чаще всего подростки, причем девушки в возрасте от 14 до 17 лет совершают попытки самоубийства или собираются это сделать в три раза чаще, чем юноши того же возраста . В то же время, две трети от общего количества реально совершенных самоубийств приходятся на юношей .
Каждая попытка самоубийства имеет свои причины, свою историю, в которой задействованы многие люди. При этом агрессия и злость направляются уже не во вне против других людей, а во внутрь — против самого себя.
В подавляющем большинстве случаев склонные к суициду люди заранее заявляют о своих суицидальных намерениях. Подростки делают это самыми разными способами: бросающимся в глаза поведением (например, прогулами в школе, убеганием из дома), внешним видом и манерами (например, изменением отношения к еде), вербальными высказываниями (“Я хочу к (умершей) бабушке.” “Мне все это надоело.” “Я хочу умереть.” “Я не хочу больше жить.”) . Другие способы выражения суицидальных наклонностей могут иметь символический характер: рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Такие рисунки чаще всего повторяются в прощальных письмах подростков. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.
Больше всего родителей должны насторожить реальные практические шаги детей и подростков по подготовке суицидального действия, например, собирание таблеток из домашней аптечки.
Ряд исследователей описывают три стадии приближения подростка к осуществлению суицидальных намерений. В первый период времени самоубийство кажется лишь одним из возможных решений сложных проблем. Если ситуация приобретает критический характер, ребенок может решиться на самоубийство, которое может казаться ему единственно возможным выходом. На втором этапе ребенок активно занят продумыванием возможного самоубийства. Взвешиваются все “за” и “против”. На третьем этапе решение о самоубийстве уже принято. Ребенок продумывает конкретный план, прощается с жизнью и близкими людьми.
У детей и подростков, склонных к суициду, обычно значительно заужено восприятие. Часто они уже потеряли надежду на изменение условий своей жизни. Ситуация воспринимается как неконтролируемая, угрожающая, непонятная, внушающая страх. Сам себя ребенок воспринимает беспомощным. В процессе психокоррекционной работы это проявляется в образах, рисунках и сновидениях детей и подростков. Часто ребенок видит или ощущает себя в черном туннеле или замкнутым в узкой трубе. Спираль может обвивать ребенка и затягивать его в бездну, в никуда. Мысли все время возвращаются к одним и тем же обидам, разочарованиям, самоупрекам. Ребенок переживает “нарциссический кризис”. При этом для склонных к суицидальным действиям детей и подростков характерен неадекватно завышенный уровень притязаний как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Ребенок не в состоянии соответствовать своим же собственным ожиданиям и требованиям. В свою очередь, столь высокий уровень притязаний и идеалов является следствием неправильного формирования «Сверх-Я» в условиях неадекватно завышенных требований и ожиданий родителей.
Психоаналитики различают два типа самоубийств: так называемое “отцовское самоубийство”, связанное с сильной яростью и необычайной деструктивностью, символизирующее кастрацию, и так называемое “материнское самоубийство”, символически означающее воссоединение с матерью, возвращение в утробу матери (мать-земля примет, даст покой и счастье) .

***

В качестве примера психокоррекционной работы рассмотрим случай девочки восьми лет. На прием к психологу ее привела бабушка, которая испугалась того, что девочка высказывала вслух прямые суицидальные мысли, такие как “я не хочу жить”. Ребенок имел астеничное сложение и был явно подавлен. Девочка вела себя довольно замкнуто. Бабушка рассказала и о других трудностях, которые испытывал ребенок. Девочка училась во втором классе, и в школе у нее были проблемы в отношениях с учительницей. Подруг в классе не было. Очень много времени уходило на приготовление уроков. Кроме того ее постоянно притесняла сестра 6-ти лет, а отношения с мамой были весьма прохладные.
При сборе анамнеза выяснилось, что семья девочки состоит из пяти человек, папа работает машинистом и его часто не бывает дома. Он относится к дочке тепло, и девочка скучает по нему в его отсутствие. Мама — домохозяйка, она довольно строго и иногда грубо относится к дочке, предъявляя к ней завышенные требования. Сестра — очень активная и часто притесняет девочку, настаивая на своем. В отношениях с сестрой она не может отстаивать свои права, страдает от частых ссор с ней.
Взаимоотношения девочки с окружающими можно описать как затяжной конфликт, который она не могла разрешить самостоятельно. А поскольку отношения девочки с мамой лишены эмоционального тепла и мама проявляла мало инициативы для того, чтобы понять потребности и внутренний мир дочери, девочка обижалась на нее и все больше отдалялась от мамы.
В школе строгое отношение учительницы и ее завышенные требования к девочке привели к тому, что ребенок замкнулся в себе, низко оценивал свои способности (хотя самооценка у девочки была явно двойственной: наряду с низкой оценкой своих способностей планку желаемых достижений она ставила для себя очень высоко), чувствовала себя в классе напряженно и подавленно. Можно с большой вероятностью предположить, что в отношениях с учительницей повторялся рисунок отношений девочки с мамой.
Интеллектуально девочка была хорошо развита, имела высокий уровень креативности и сензитивности, но при этом проявляла явно завышенные требования к себе. Последняя черта играла центральную роль в формировании патогенеза. Бабушка, в свою очередь, всемерно способствовала усилению этой особенности у внучки. Строгость и ответственность девочки выражались в ее убеждении, что она должна быть отличницей, справляться с любым заданием учительницы, сдерживать себя в своих желаниях, стараться не выражать свои чувства (особенно строгий запрет она накладывала на выражение негативных чувств по отношению к кому-либо), быть аккуратной, внимательной и т. д. (Здесь мы видим то, что можно назвать формированием анального характера.) Важно также отметить, что у девочки отмечались навязчивые движения ноги, что согласуется с перечисленными особенностями. Завышенные требования к себе усиливались требованиями окружающих взрослых, что увеличивало число ситуаций, которые девочка оценивала как неудачи. Это, по-видимому, заставляло её ещё выше поднимать планку требований к себе по принципу компенсаторного механизма и, таким образом, затягивало ее в замкнутый круг, в результате чего девочка оказалась в депрессии.
На первом занятии психолог попросил бабушку принять участие в укреплении механизмов самоподдержки у девочки. Для этого бабушка должна была замечать физическое состояние девочки и предлагать ей отдохнуть, когда та будет уставать, кроме того, психолог предложил установить такое расписание дня, которое должно было максимально сократить ее перегрузки; бабушка должна была теперь помогать девочке замечать и ценить ее собственные успехи.
В работе с девочкой психолог чередовал сеансы символдрамы, игровой психотерапии и телесно-ориентированной психотерапии. Последняя применялась в связи с тем, что девочка была сильно телесно зажата.
На втором занятии проводилась психокоррекционная работа по методу символдрамы, разработанному немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером. Другое название этого метода глубинно-психологически ориентированной психотерапии — Кататимное переживание образов (КПО), Кататимно-имагинативная психотерапия или метод “сновидений наяву” . В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как “психоанализ при помощи образов” .
После упражнения на релаксацию, во время которого девочка сидела в удобном кресле, психолог попросил ее представить луг. Вместо луга девочка представила себе березовую рощу. Она очень тепло и доверительно общалась с одной из березок. Это подчеркивает потребность ребенка в теплых эмоциональных отношениях. В образе березы можно увидеть материнский интроект, в то же время — какую-то часть личностной структуры самой девочки. Уже после первых двух занятий девочка стала иногда улыбаться, у нее появились вариации интонаций голоса, она повеселела.
На третьем занятии, когда отношения с психологом стали более доверительными, девочка заговорила о своих страхах. Ей часто снился один и тот же сон, в котором её хотело проглотить привидение. Перед тем, как привидение успевало это сделать, девочка просыпалась. Образ из сна можно интерпретировать как наиболее ранние страхи, относящиеся, возможно, еще к первому году жизни, к так называемому оральному периоду. Возникал страх потерять контроль над собой, который был связан с подавлением со стороны матери (страх “проглатывающей матери”).
Работа со сновидением строилась следующим образом. Вначале психолог попросил девочку рассказать, что она чувствует по отношению к отдельным элементам сновидения. Например, какое было привидение – приятное или неприятное, доброе или злое, умное или глупое, приветливое или враждебное и т. п. Х. Лёйнер описывает эту технику как “сбор качественных свойств гештальта” . После сбора таких качественных свойств гештальта привидения, которое девочка видела во сне, психолог, работая по технике символдрамы, предложил закрыть глаза, расслабиться и “увидеть продолжение сна”. Во время переживания этого образа девочке удалось дистанцироваться от привидения в безопасном месте. Вступать в общение с привидением или кормить его (что предполагает техника символдрамы) девочка отказалась. Результат работы со сновидением, несмотря на то, что девочка в своем воображении предпочитала держаться на расстоянии от привидения (возможно, негативного образа матери), был неожиданно эффективным.
После этого занятия у девочки изменились отношения с родителями. Закрытость и подчиненность сменились появлением некоторого доверия к людям и большей свободы в действиях. Это было для нее очень важно, т. к. теперь она могла разделять с бабушкой и в некоторой степени с мамой свои переживания, обсуждать с ними свои проблемы, а значит — получать поддержку и внимание. Таким образом, если строгость в отношении к себе и жесткий контроль над своими чувствами требовались девочке из-за страха потерять этот контроль (т. е. “быть проглоченной”), то с уменьшением этого страха стало ослабляться действие ее компенсаторной навязчивости.
Девочка стала более раскованной и в отношениях с сестрой, она чаще отстаивала теперь в общении с ней свои интересы и желания.
Примечательным оказался образ горы, который девочка представила на очередном занятии по методу символдрамы. Она увидела высокую и неприступную скалистую гору без растительности. На вершине горы в замке жил очень злой волшебник, который мог сделать человека неподвижным. Подъём на гору удался с большим трудом и сопровождался страхом девочки перед волшебником. В этом образе отчетливо видны высокие ее притязания (высота и неприступность горы), а также страх по поводу своих эдипальных устремлений к отцу (образ страшного и злого волшебника).
На следующем занятии психолог предложил девочке сочинить сказку про этого волшебника и закончить её так, как ей хочется. В получившейся сказке злой волшебник изменил свой образ жизни с помощью доброй волшебницы, стал более общительным и не таким злым. В этом сюжете можно также найти и отражение проблем в триадических отношениях “девочка-мать-отец”. Возможно, проблема страхов, связанных с эротически окрашенным эдипальным отношением к отцу, разрешается для девочки благодаря проявлению большего участия матери в этой триаде.
На очередное занятие девочка пришла грустной, и психолог предложил ей выразить свое состояние с помощью фантазии. Девочка придумала историю про ёлочку, которая растет в лесу. Когда наступила зима, лесоруб поехал срубить ёлочку, чтобы привезти её к себе домой, отчего ёлочка грустит. Психолог предложил девочке обыграть эпизод, меняясь ролями. Во время игры совместно с психологом был найден вариант разговора елочки с лесорубом, в котором елочка выражала свое желание, чтобы лесоруб не трогал её. Лесоруб не тронул ёлочку, и девочка была довольна. В этой фантазии, возможно, находят выражение страх кастрации, имеющийся у девочки, и другие ее аутоагрессивные импульсы.
После работы с этим образом девочка смогла впервые заявить о своей актуальной проблеме: “Меня кроет псих, когда мне делают замечания родители”. Обычно на ограничение и подавление со стороны взрослых она реагировала амбивалентно: замирала и терпела, скрывая свои чувства обиды и возмущения. Психолог предложил проиграть в ролях различные ситуации, где проявлялась заявленная проблема, и поддерживал девочку, создавая для нее атмосферу принятия. Одновременно она получила возможность более свободно выражать свои чувства обиды и возмущения в адрес оппонентов и вербализовать эти чувства. После этого занятия у девочки появились подруги в классе.
На последнем занятии по методу символдрамы девочка увидела, как из пещеры к ней вышел волшебный олень. Он был очень красивый, весь сверкал, от него шло приятное тепло, он мог превращать предметы в золото. Девочка наслаждалась этим образом. Описанный образ может символизировать в этом случае изменение отношений с фаллической матерью, а также проявление омнепотентных ожиданий от родителей, идеализацию родительской фигуры.
В повторно проведенном мотиве горы горный склон был более пологим и гора уже была покрыта растительностью. Возле горы появилась фея с волшебной палочкой, которая могла исполнять желания (еще один символ омнепотентных нарушений). В отличие от рисунка, сделанного девочкой после переживания первого мотива горы, ее рисунок ко второму образу горы отличался большой красочностью. Этот результат говорит об изменении у девочки эмоционального отношения к матери и снижении планки требований к себе.
Всего было проведено 10 занятий, в ходе которых чередовались занятия символдрамой и игровой психотерапией, а также телесно-ориентированной терапией. Были проведены все мотивы основной ступени символдрамы, мотив горы проводился дважды. Занятия были прекращены по инициативе родителей.

К окончанию занятий эмоциональное состояние девочки было вполне удовлетворительным, у нее оптимизировалась самооценка, улучшились отношения с родителями и с сестрой, появились подруги в классе. Она уже не переживала так сильно проблемы, связанные со школой, отношения с учительницей также стали боле теплыми.

СЕКРЕТ ЖЕЛАНИЯ УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ ДОБРОВОЛЬНО

По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек
среди них на первом месте китайцы: 300 тысяч
160 тысяч индийцев,
37 тысяч американцев
30 тысяч русских
30 тысяч японцев
16 тысяч французов…
10 тысяч украинцев и так далее
В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры — считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых «смертей от несчастного случая» (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д) на самом деле являются суициды.
19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства..
Только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, соприкасается с профессиональной системой здравоохранения.
Число законченных самоубийств среди мужчин в среднем в 4 раза больше, чем женщин — этот показатель может сильно отличаться в разных странах (см. статистику по странам). С возрастом (65-85 лет) это соотношение увеличивается до 6-9. С другой стороны — женщины пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем мужчины, но выбирают «щадящие» способы, которые значительно реже приводят к смерти.
Список самого высокого уровня самоубийств (свыше 20 человек на 100 тыс. населения) возглавляют по итогам 2011 года Литва, Республика Корея,Гайана,Казахстан,Белоруссия, Венгрия и т.д. А самый низкий показатель в Армении, Азербайджане, Египте, Гаити и Ямайке.
Цифры отсюда
ЖЕЛАЮЩИХ РАССЧИТАТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ МОЖНО ВЫЯВИТ ПО АНАЛИЗУ КРОВИ
Предсказывать суицидальное поведение людей можно при помощи анализа крови. К такому выводу пришли психиатры, исследовавшие РНК шизофреников и тех, кто добровольно ушел из жизни.

Чтобы предотвратить добровольный уход человека из жизни, в будущем, возможно, достаточно будет лишь анализа крови. К такому выводу пришли ученые под руководством психиатра Александра Никулеску из Университетской школы медицины штата Индианаполис (США).
«Самоубийства – огромная проблема в психиатрии. Это большая проблема в гражданской сфере, большая проблема в военной сфере, и пока для предсказания суицида нет объективных признаков. Есть люди, которые никогда не скажут, что у них есть мысли о самоубийстве, когда их спрашиваешь об этом, а потом они совершают его, и с этим ничего не поделать», — говорит Никулеску.
В течение последних десяти лет Никулеску с коллегами занимался поисками метода, позволяющего обнаружить генетические признаки (биомаркеры), сопровождающие различные психологические состояния людей. Для этого медики брали анализы крови добровольцев и пытались по анализу РНК найти гены, активные в том или ином состоянии.
К примеру, были предприняты попытки выделить биомаркеры, указывающие на биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз), психозы и алкоголизм.
В своем новом исследовании ученые предложили проследить за изменением активности отдельных генов у людей с суицидальными наклонностями –
выбрали для своей работы 75 пациентов (мужчин) с таким диагнозом. Многие из них оказались ветеранами войн, в возрасте от двадцати до шестидесяти лет, которые наблюдались в медицинском центре.
В ходе эксперимента медики трижды интервьюировали добровольцев с временным промежутком от трех до шести месяцев.
Интервью выявило девять человек, у которых всего за несколько месяцев произошел существенный сдвиг в направлении реализации суицида.
Взяв анализы крови, ученые установили по анализу РНК пять наиболее вероятных генов — кандидатов в суицидальные биомаркеры. Для поиска этих кандидатов был создан специальный алгоритм. «Он работает подобно тому, как Google ранжирует результаты поиска», — пояснил ученый.
Одним из выбранных кандидатов оказался ген SAT1, который работает в случае повреждения клеток и при стрессах.
При помощи коронеров они взяли образцы крови у девяти человек, покончивших с собой путем повешения, выстрела или вскрытия вен. Эксперты не брали в расчет случаи, когда самоубийство происходило под влиянием наркотиков, так как их употребление изменяет химию мозга.
Анализ РНК показал, что у всех девяти самоубийц наблюдалась повышенная экспрессия все того же гена SAT1, причем даже выше, чем в предыдущих аналогичных исследованиях живых добровольцев.
Наконец, ученые провели долговременное наблюдение за 42 пациентами с биполярным расстройством и 46 страдающих шизофренией. Было установлено, что небольшое, но статистически достаточное превышение экспрессии гена SAT1 в 80% случаев становилось предвестником будущей госпитализации в связи с суицидальным поведением.
Кофе отгоняет черные мысли и снижает риск самоубийства в два раза
Кофеин — широко известный психостимулятор, который снижает усталость, повышает бдительность и улучшает координацию движений. Кофеин не только стимулирует работу центральной нервной системы, но и действует как антидепрессант, подстегивая производство в мозге таких нейромедиаторов, как серотонин, дофамин и норадреналин. Этим объясняется то, что любители кофе в меньшей степени подвержены депрессии, показали недавние эпидемиологические исследования.
Медики под руководством Мишеля Лукаса обратились к результатам трех масштабных исследований здоровья, проведенных в США за последние четверть века.
Они использовали данные о 43 599 участниках исследования медицинских работников (Health Professionals Follow-Up Study), проводившегося в 1988–2008 годы, 73 820 женщин, принявших участие в изучении здоровья медсестер (Nurses’ Health Study) в 1992–2008 годах, и 91 тысяче женщин из более позднего аналогичного опроса. В ходе этих исследований различные группы граждан опрашивались на предмет образа жизни (в том числе диеты за последние 4 года), использовании лекарств и о заболеваниях. Из статистики исключили людей, страдавших сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.
«В отличие от прошлых исследований нам удалось проследить связь между потреблением содержащих и не содержащих кофеин напитков, и определить кофеин как наиболее вероятную причину защитного действия кофе», — пояснил Лукас.
Ученые проанализировали ежедневное употребление кофеина из таких источников, как чай, натуральный кофе, кофеиносодержащие напитки и шоколад, и соотнесли их с количеством смертей, наступивших от самоубийства или нанесения себе смертельных травм. Кофе оказался основным источником кофеина для 79% опрошенных из первого исследования, 71% из второго и 79% из третьего. Установлено, что из всей выборки 277 человек позднее покончили жизнь самоубийством.
Результаты анализа показали, что шансы оказаться в группе самоубийц для взрослых людей, ежедневно выпивающих две-четыре чашки кофе, в два раза ниже, чем для тех, кто почти не получает кофеина.
Эксперты не смогли выяснить разницу между склонностью к суициду людей, пьющих две-три чашки в день, и теми, кто выпивает четыре чашки и больше. В обоих случаях это связано с низким риском суицида. Однако физиологи вспоминают одно финское исследование, в котором утверждалось, что риск суицида возрастает для тех, кто пьет восемь и более чашек кофе в день
Нашла

Сексуальные желания подростков

Здравствуйте, Анастасия! Конечно, сексуальные желания совершенно нормальное явление в вашем возрасте. Главное, адекватно на них реагировать, то есть, уметь сдерживаться, не бросаться без разбора на первую подвернувшуюся особь мужского пола, независимо от того, нравится он вам или нет.

Во время полового созревания кардинально меняются отношения между мальчиками и девочками. Подростки начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола. Зачастую между ними возникают романтические чувства. Приблизительно в этот период в романтических отношениях начинают проявляться элементы сексуальности. Сексуальность у тинейджеров проявляется в результате биологического созревания. Увеличенная выработка половых гормонов, особенно тестостерона, усиливает сексуальное желание и привлекательность у обоих полов.

Формирующиеся сексуальные влечения чаще всего сопровождаются повышенной возбудимостью – гиперсексуальностью. Так подросток может возбудиться и от просмотра кинофильма, и от собственных фантазий, и от рассказов сверстников. Гиперсексуальность характеризуется чрезмерной озабоченностью вопросами пола, иногда тотальной эротизацией окружающего мира, в котором видятся только аспекты, так или иначе указывающие на сексуальные проявления.

У юношей в период полового созревания желание заняться сексом возникает, в основном, из-за сексуального влечения к девушке. Поведением девушек чаще всего руководят эмоции (они хотят получить любовь, нежность и заботу со стороны партнера).

Но нередки исключения. Случается, что девушек привлекают больше сексуальные отношения, секс не как духовная близость, а как процесс.

Чрезмерная озабоченность характерна только для половины подростков-мальчиков, а среди девушек в возрасте 15–17 лет фиксированность на эротических проблемах выявляется не более чем у четверти. Подобного рода эмоциональная доминанта обычно носит временный характер и чаще всего сглаживается через несколько лет после прохождения подросткового периода. Другие подростки, напротив, демонстрируют небольшой интерес к сексуальности, но не лишены романтических переживаний и увлечений.

Характерной чертой подростковой сексуальности является разобщенность чувственного и нежного влечений. Дуализм любви и секса проявляется особенно резко у мальчиков. Юношеская мечта о любви и образ идеальной возлюбленной часто десексуализированы, то есть лишены половых критериев. Зарождающиеся привязанности обусловлены прежде всего потребностью в общении, самораскрытии, эмоциональном тепле. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первые свидания, первый поцелуй в этом возрасте важны не столько сами по себе, сколько как социальные символы, знаки взросления. Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден.

Представления о сексе у мальчиков-подростков преимущественно обезличены, отрезаны от остальной жизни, сфокусированы на желании физической разрядки и потребности самоутверждения. У девушек нет такой фиксированности на физическом сексе, как у мальчиков. В качестве необходимого компонента отношений ими указываются безопасность, комфорт и единство чувств.

Сексуальная активность подростков носит отчетливо экспериментальный характер, это процесс постижения собственных телесных функций, проигрывания множественных вариантов взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. Все это находит выражение в подростковой мастурбации, бурном, а иногда и безудержном фантазировании на эротические темы, легкости вовлечения в «бездуховные» сексуальные контакты, возможности участия в необычных (девиантных) действиях («групповой секс», контакты с лицами своего пола, различные варианты развратных действий, в том числе сексуальное насилие, и многое другое).

Постарайтесь принять свои собственные желания с пониманием и будьте готовы отказываться от их воплощения в жизнь, если это может привести к чему-то негативному, с вашей точки зрения.

Подросток, который хочет умереть: Причины и признаки скрытой угрозы

Сентябрь во всем мире считается месяцем по предотвращению самоубийств. Случаи суицидов детей и подростков всегда вызывают особенно сильные эмоции и большое количество вопросов. Как утверждает статистика, Украина занимает одно из ведущих мест в Европе по количеству самоубийств. Смерть от суицида занимает второе место в Украине после естественной смерти и смерти от внешних причин. Большинство совершивших самоубийство – подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. Это статистика уже свершившихся суицидов, которая не учитывает неудачные попытки, а их в 7 раз больше! Ирина Савельева, практический психолог, психоаналитик, рассказывает о тревожных признаках, которые сигнализируют родителям о той опасности, в которой находится ребенок, а также анализирует причины суицидов подростков, у которых, казалось бы, все есть.

Кто такие подростки

С наступлением подросткового возраста дети начинают пробираться к взрослости, но делают это зачастую как будто бы на ощупь. В этот период усиливаются те проблемы, которые были заметны и раньше, в детстве. И даже если ваш подросток был прекрасным и безобидным ребенком, не стоит рассчитывать, что пубертат пройдет легко и незаметно. Просто этому этапу развития присущи некоторые изменения и сложности. Меняется гормональный фон, происходят физиологические изменения, могут возникать проблемы с кожей — это все влияет на восприятие подростком себя. Для некоторых молодых людей их внешний вид, вес, отношение к нему других подростков становятся центральной проблемой. В этот период переосмысливаются отношения с родителями, и если раньше, будучи ребенком, для него главными людьми были мам с папой, то теперь он разворачивается в сторону сверстников и уже они определяют вектор его интереса.

Признаки, которые говорят нам об опасности

Обеспечение безопасности ребенка в любой сфере — это родительская обязанность и ответственность. Нужно быть готовыми к трудностям, находить время, а иногда и силы, для поддержания отношения с вашим «сложным» подростком.

Всегда важно обращать внимания на изменения в вашем ребенке, особенно, если это не единичные случаи. Правда, не всегда изменения в поведении и самочувствии ребенка будут нам говорить о том, что у него депрессия или же он думает о суициде, но в любом случае мы должны быть внимательны к тому, что происходит.

Обращаем внимание на:

  • то, что не свойственно именно вашему ребенку (отказ от любимой еды, одежды, частую смену настроения или изменение в поведении: был общительным, а стал замкнутым или слишком агрессивным, — то есть все то, что было привычным и любимым долгое время, в какой-то момент резко меняется или отвергается);
  • частые жалобы, что у него что-то болит;
  • речь, особенно, если она стала эмоционально неокрашенной;
  • то, что часто слышим ответ «мне все равно»;
  • резкий переход от бунта или сопротивления к смирению;
  • то, если поведение и речь становятся более провокативными.

Неважно, говорит ли ребенок о реальном суициде или пытается привлечь внимание — поговорите с ним, а возможно, прямо спросите: «О чем ты сейчас говоришь? Ты имеешь ввиду суицид?»

Сегодня очень просто найти информацию о способах совершения суицида, буквально рецепты и, самое ужасное, людей, которые будут поддерживать идею, что смерть — это выход из любой ситуации. Мы не можем оградить детей от всего мира, и вокруг них всегда будет много различного рода провокаций, но подросток, который не испытывает постоянного непонимания и одиночества, будет более устойчив к ним.

Важно:

  • активно напоминать про свою поддержку;
  • давать понять, что вы замечаете, что его что-то беспокоит;
  • говорить о том, что «мы здесь, если нужна помощь»;
  • вы можете не понимать, как и о чем он страдает, но главное — показать, что вам не все равно;
  • не игнорировать угрозы, которые бросает вам ребенок;
  • не откладывать разговор на потом, а говорить в тот момент, когда заметили, что что-то не так;
  • давать ему знать, что вы открыты для любого разговора, даже неприятного, и вы не испугаетесь и не станете паниковать.

Почему суицид?

За попытками суицида могут стоять сложности в отношениях с близкими, неуверенность в своей ценности и значимости, отсутствие друзей, не взаимная любовь, непринятие в группе.

Для подростка эти проблемы кажутся непреодолимыми, а боль, которую они причиняют, невыносимой. Самоубийство может стать актом отчаяния. Причина такого шага лежит в подростковой депрессии. Иногда суицидальные попытки носят как будто бы демонстративный характер, с их помощью подростки хотят изменить ситуацию, в которой находятся. Им кажется, что они все контролируют (правильно рассчитали не смертельную дозу снотворного, угрозу выпрыгнуть из окна и т.д.), но такие попытки могут закончиться действительно трагично.

Суицидальные попытки могут совершать дети, у которых, казалось бы, все есть. Под «все» мы часто понимаем то, что у них есть родители, дом, хорошие условия жизни, возможность обучения и отдыха. И вдруг такое! Как так может быть?!

Дело в том, что иногда мы подменяем понятия «быть счастливым» на «иметь все», а подростку, кроме материальных благ и, часто, просто номинального присутствия родителей, нужно реальное участие в его жизни, принятие и внимание в этот непростой для него период.

С помощью таких попыток подросток может пробовать обратиться к вам за помощью, показать, насколько ему тяжело. Важно, чтобы он смог переводить действия в слова, то есть вместо того, чтобы совершать травматические акты, рассказать «историю своей депрессии». И родители могут в этом помочь своему ребенку, научить обдумывать происходящее. Создать пространство между травматическим событием и переходом непосредственно к действию: нанесению порезов, самокалечению, девиантному поведению или самоубийству. И тогда, перед тем как действовать, он сможет остановиться и подумать что происходит.

О депрессии

Дети могут прямо жаловаться на ощущение безнадежности и пустоты. При депрессии можем отметить у подростка:

  • изменение аппетита
  • жалобы на бессилие;
  • изменение веса;
  • навязчивые мысли;
  • сильную усталость;
  • утрату интереса;
  • нарушение сна
  • подавленность;
  • чувство собственной никчемности.

Депрессивное состояние у подростков может маскироваться девиантным поведением, нарушением пищевого поведения, нанесением порезов, гиперактивностью. Печаль сменяется гневом, бешенством, которые, в свою очередь, будут переходить в действие. Эти симптомы появляются там, где депрессивное состояние отрицается или избегается.

Иногда подросток может ощущать, что его оставили в одиночестве с его страданиями, с агрессией, с которой он не может справиться. А когда сложившиеся отношения в его окружении достаточно хорошие, то и психологические проблемы, возникающие в процессе развития, решаются. Он приобретает уверенность в надежности отношений. Он чувствует себя в безопасности и имеет свободу мыслить и поступать, зная, что будет иметь поддержку. И это помогает приспосабливаться к жизни. Ведь неудача приспособления в целом или отсутствие необходимой поддержки вызывают у подростка невообразимую тревогу. Накопление негативного опыта приводит к ощущению покинутости и одиночества.

Очень важно родителям обладать доверием по отношению к подростку. Особенно на протяжении продолжительного времени в его становлении. Если родители в этот момент отказывают ему в доверии, то подросток, потеряв его, лишает доверия себя. Они как бы отнимают у него опоры в момент, когда он начинает учиться ходить в опасном месте.

Если у вас как у родителей возникают сложности в этот момент, не бойтесь обратиться за поддержкой к специалисту, ведь на чаше весов может оказаться жизнь вашего ребенка, а это перевешивает страх и сомнение в том, нужна ли вам эта помощь.

— Читайте также: Опасные игры: Смерть как модное увлечение

Что делать, если хочешь уйти из жизни — психологическая помощь

Как бы страшно это ни звучало, мысли о самоубийстве хотя бы раз в жизни возникают у большинства людей.

Чаще всего заявление о совершении суицида продиктовано желанием привлечь к себе внимание, но иногда и сам человек, и его близкие ведут себя неправильно, что и приводит к переходу от слов к делу.

Как быть, если мысль покончить с собой все чаще лезет в голову и кажется, что так всем будет лучше?

Что делать в такой ситуации?

Единой инструкции о том, как перестать думать о суициде, не существует. Абсолютно каждый человек нуждается в индивидуальном подходе, а кому-то помощь не требуется вообще.

Что же чаще всего может руководить человеком в желании свести счеты с жизнью?

  1. Мысли о самоубийстве чаще всего возникают в период определенного жизненного кризиса. В этом вопросе даже не стоит обращаться к работам именитых психологов, чтобы понять, о каких кризисах идет речь.
  2. Суицидальные мысли посещают в период подросткового кризиса, в кризис среднего возраста и во время послеродовой депрессии. Как правило, о самоубийстве чаще всего задумываются девушки.

Что сделать, чтобы избежать мыслей о самоубийстве?

В идеале человеку нужно найти хорошего психолога, чтобы раз и навсегда избавиться от суицидальных мыслей.

Однако если по каким-то причинам пока нет такой возможности, можно воспользоваться методикой «Здесь и сейчас». Итак, человека не покидает мысль о том, что нужно покончить с собой.

  • Во-первых, нужно подумать о том, что мысли не могут управлять сознанием и говорить, что делать. Действовать нужно в соответствии с нормами, своими установками и принципами, важностью того или иного поступка. Вряд ли суицид — это то, что поможет решить проблему.
  • Во-вторых, нужна поддержка. Для этого существует великое множество горячих линий психологической помощи, на которых можно получить бесплатную анонимную консультацию, бесплатные центры психологической помощи. Многие боятся открываться незнакомым людям, поэтому можно позвонить близкому другу или любимому человеку.

Если после этого мысли о самоубийстве не покидают, — надо идти в больницу: к терапевту или к психологу. Можно даже вызвать скорую помощь. В таких случаях не могут отказать в приеме даже в случае отсутствия страховки.

Во время ожидания скорой помощи или друга нужно себя чем-то занять, чтобы отвлечься:

  • Хорошо помогают размеренные глубокие вдохи, физические упражнения, психологические методики.
  • К примеру, многие специалисты советуют проговаривать вслух фразы: «Я справлюсь с этим», «Это лишь мои мысли, они не могут мной управлять», «Депрессия внутри скоро исчезнет и я не позволю ей взять надо мной верх».

Внимание! Курить, употреблять алкоголь или наркотики в таком состоянии запрещено.

После того, как друг или специалист прибыл на помощь, нужно быть откровенным и искренним и с ним, и с собой. В любом случае после общения понадобится консультация психолога или психотерапевта, возможно — медикаментозное лечение.

Что делать, если хочешь покончить жизнь самоубийством:

Способы борьбы с суицидальными наклонностями

Мысли о суициде могут появиться внезапно, единожды и также быстро исчезнуть. Но некоторые люди постоянно носят в сознании и подсознании идеи о самоубийстве.

Это, безусловно, какое-то нарушение психологического характера:

  • детская травма,
  • заниженная самооценка и неуверенность в себе,
  • вытесненное воспоминание из прошлого.

Обратиться к психологу

Дело в том, что суицидальные мысли либо возникают в результате депрессии, либо к ней приводят, а депрессия — предмет изучения психологов.

Подросток может пойти к школьному специалисту и откровенно с ним поговорить, взрослый человек — записаться на прием к психоаналитику или психотерапевту.

Важно! Не стоит думать, что клиент психолога — почти пациент психоневрологического диспансера. Психолог — это лекарь души, и он всего лишь поможет выяснить, откуда такие мысли возникают, чем они мотивированы, поможет расставить на месте жизненные приоритеты и избавит от желания уйти из жизни.

Бросить все

У взрослых людей (обычно в период кризиса среднего возраста) желание покончить с собой произрастает из мысли «все надоело»:

  1. на работе завал,
  2. начальник тиран,
  3. денег вечно не хватает,
  4. партнер «выносит мозги»,
  5. не клеятся отношения с родителями,
  6. друг предал и тому подобное.

Внимание! В том, что жизнь повернула в это русло, человек виноват сам.

Что мешает найти хорошую работу с дружным коллективом и достойной зарплатой? Что мешает поговорить начистоту с родителями и женой (мужем)?

Между счастливой жизнью и чередой неудач обычно стоят только собственные страхи, неуверенность в себе и боязнь чего-то нового.

Нужно оборвать связь с той жизнью, которая день ото дня заставляет задумываться о самоубийстве.

Сменить обстановку

Иногда достаточно просто съездить в отпуск или уехать на ПМЖ в другой город, а то и другую страну, чтобы мир вокруг заиграл яркими красками.

Найти отдушину

Часто человек оглядывается в прошлое и понимает, что всегда хотел петь (танцевать, рисовать, заниматься футболом), но что-то ему помешало.

Нет ничего плохого, если человек решит заниматься тем, что он любит, хочет или хотел делать, наплевав на мнение окружающих.

Пересмотреть приоритеты и отношение к жизни

Нередко человек, у которого есть все, чтобы быть счастливым, концентрируется на том, что вообще не имеет никакой важности.

Чтобы научиться не принимать все близко к сердцу, можно:

  • освоить дыхательную гимнастику,
  • записаться на йогу,
  • найти любой другой способ отпускать все неприятности в интернете, а их сейчас полно.

Научиться выплескивать накопившиеся эмоции

Зачастую мысль о суициде возникает совершенно внезапно на фоне мелкой неприятности (наступили на ногу в автобусе, выпала 100-рублевая купюра, рассыпалась крупа). Это событие является пусковым механизмом выплеска огромного количества негатива, который долгое время не находил выход.

Расслабляться человек может любым удобным методом:

  • бегать,
  • ходить в бассейн,
  • заниматься любым видом спорта или творчества.

Справка! Единственное, чем не стоит «лечиться», — это алкоголь, сигареты и наркотики.

Что делать, если времени на все это нет и надо действовать здесь и сейчас?

  1. Сконцентрируйтесь на хорошем. Возьмите ручку, блокнот и напишите качества, которые вы в себе цените, планы на будущее, перечислите людей, которые вам важны и близки. Иногда лучше делать это вместе с близким человеком, поскольку в состоянии депрессии вряд ли удастся получить качественный список.
  2. Составьте список тех дел, которые помогают отвлечься и забыть о неприятностях. Это может быть прогулка с собакой, просмотр любимого сериала, поход в любимый ресторан. Как только почувствуете, что тревожные мысли снова полезли в голову, выберите любой пункт из списка и следуйте тому, что там написано.
  3. Составьте список людей, которые помогут, «если что». Выделите одну страницу в записной книжке, на которой вы запишите имена людей и номера телефонов — тех, кому можно позвонить в сложной жизненной ситуации. Здесь же можно указать контакты психологов, психологических консультаций и горячие линии, где смогут помочь в телефонном режиме.
  4. Сделайте свой дом безопаснее. Постарайтесь избавиться от предметов, которые могут вам навредить: поменьше ножниц и ножей, снотворных таблеток. Все, что может нести угрозу, должно быть убрано в самые дальние ящики.

Когда волна депрессивных мыслей в очередной раз нахлынет, желательно попросить кого-нибудь побыть рядом с вами, еще лучше — записаться в группу поддержки, на тренинг, на какое-либо групповое занятие. Во время суицидальных мыслей нельзя оставаться наедине с собой.

Как помочь себе, если хочется покончить жизнь самоубийством рассказывается на видео:

Куда обратиться, если тебе нужна помощь?

Если мысли о самоубийстве не покидают, срочную поддержку можно получить:

  1. Позвонив в скорую помощь.
  2. Позвонив по номеру 112 с мобильного телефона, рассказать о своей проблеме. После этого нужный номер телефона продиктуют.
  3. Позвонив по телефону доверия: 8(800)333-44-34.
  4. Позвонив по телефону горячей линии Психологической помощи МЧС России: 8(499)216-50-50.

Важно! Звонки в этом случае будут анонимны, конфиденциальны, состояние и речь сотрудником психологической помощи не будет оцениваться, а трубку можно будет положить в любое время без объяснения причины.

После этого лучше найти хорошего психолога и заняться своим психологическим состоянием.

Посмотрите видео, в котором парень рассказывает, как он звонил по телефону доверия и помогло ли это ему:

Суицидальные мысли ни при каких условиях не могут быть нормой: они всегда обусловлены какими-либо психологическими причинами.

Человек, который периодически задумывается о том, чтобы свести счеты с жизнью, должен обязательно обратиться за помощью к специалисту, чтобы избавиться от депрессии, тревожных мыслей и состояний.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *