Об унынии, тоске и лености

В.Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

Оптинские старцы предостерегали от уныния, тоски, лености. Преподобный Амвросий писал об унынии:

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Преподобный Варсонофий описывал это состояние так:

«Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать».

Причины уныния и тоски

Преподобный Амвросий подробно объяснял, от чего бывает уныние, и напоминал слова святых отцов о тоске как о кресте духовном:

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся».

Старец пояснял, что уныние, этот нелегкий духовный крест, слагается из неудобств, окружающих человека и препятствующих исполнению желаемого:

«Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись и иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого».

Преподобный Антоний писал, что причиной уныния может быть недостаточность молитвы и духовного чтения:

«Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете, я жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу».

Возникает порочный круг, когда человек, оставивший молитвенное правило и духовное чтение, теряет благодать, впадает в уныние и уже не может заставить себя помолиться или почитать духовные книги.

«Как неизбежны осень и зима…»

Преподобный Амвросий писал о том, что и уныние, и душевная тоска неизбежны так же, как неизбежны осень и зима:

«Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах».

Уныние и тоска тяжелы для души человека, как потрясения, но без потрясений не может христианин приносить духовных плодов:

«Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием».

Как бороться с унынием, тоской, леностью

Можно ли бороться с унынием или только терпеть как крест духовный? Старцы Оптинские объясняли, что бороться с унынием нужно посильным трудом, псалмопением и молитвой. Если уныние не проходит или только несколько ослабевает, то нужно запастись терпением.

Преподобный Лев на вопрос «Как избавиться от угнетения духа уныния?» отвечал так:

«Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния.

…Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец».

На письмо о тоске, унынии старец Лев советовал просить помощи у Бога, молиться, терпеть и не быть в праздности:

«Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят».

Преподобный Антоний учил разогревать свой дух чтением духовным, памятью вечности, молитвой:

«Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: “Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!” Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами».

Те же духовные лекарства прописывал преподобный Макарий:

«…предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва».

Преподобный Амвросий также советовал для борьбы с унынием использовать труд и молитву, терпение и смирение. По своему обыкновению старец наставлял своих чад меткими и образными присказками:

Причащение апостолов

«Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

Преподобный Амвросий учил при унынии думать о том, что мы и недостойны лучшего, от чего сразу же чувствуется облегчение брани:

«Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным; и: многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь: всё скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: взыщи мира и пожени и».

Старец Амвросий предлагал также в помощь от печали, тоски и уныния прочесть письма святого Иоанна Златоуста к его духовному чаду диаконисе Олимпиаде:

«В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».

Унывающему чаду преподобный Иосиф писал:

«От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах».

Старец Варсонофий наставлял всячески гнать от себя уныние и рассказать о нем своему духовному наставнику:

«Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу».

Не поддаваться искушению

Иногда человек, мучимый унынием, отказывается даже от посещения храма Божия, от причастия под предлогом недостоинства своего. Поступать так нельзя ни в коем случае. Это бесовское искушение. Преподобный Макарий наставлял унывающего, который писал о том, что недостоин причащаться:

«Вы жалуетесь на уныние и безнадежие, коими считая себя недостойным священнослужения и приобщения святых таин. О сем, сколько мог, лично с вами беседовал и теперь скажу в ваше утешение: кто посмеет считать себя достойным столь великого служения величеству славы Божией и приобщения пречистых Его таин тела и крови?»

Старец напоминал слова святых Василия Великого и Иоанна Златоуста:

«Когда уже великие мужи и святые Василий Великий и Иоанн Златоуст не краем языка, но в чувстве сердца взывали к Господу, первый: “Веем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистого тела Твоего и честныя крове Твоея”; второй: “Вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши”, то что мы можем о себе сказать или помыслить?»

Такие советы давали Оптинские старцы для борьбы с унынием, тоской и леностью. Наставления Оптинских старцев полезно всегда иметь под рукой и при необходимости перечитывать.

Уныние

  • Уныние Энциклопедия изречений
  • Об унынии и лености прп. Иоанн Лествичник
  • Уныние свящ. Павел Гумеров
  • О духе уныния прп. Иоанн Кассиан Римлянин
  • Страсть уныния и борьба с ней прот. Сергий Филимонов
  • Уныние и отчаяние схиигумен Савва (Остапенко)
  • О скуке и унынии прп. Серафим Саровский
  • Начать с самого легкого прот. Андрей Лоргус
  • Страсть уныния свящ. Сергий Дергалев
  • Молитвы об избавлении от уныния

Уны́ние – временное состояние или укоренившаяся греховная страсть, проявляющаяся как чувство ярко выраженной неудовлетворённости и опустошения (в отличие печали), заключающаяся в расслаблении сил человечной души и нежелании трудиться ради своего спасения в вечности.

Формы проявления уныния:

1) безучастность к молитве, храмовому богослужению;

2) лень, ослабление духовной ревности; в рамках иночества, монашества — охлаждение к подвижнической жизни вплоть до полного разочарования и возникновения желания оставить монастырь;

3) суета, многоделание, развлечения, даже труды на пользу ближних, стремление внешним деланием уйти от внутренней духовной жизни.

Из опыта жизни Церкви известно, что унынию могут подвергаться и довольно стойкие, ревностные христиане. Имея это в виду, апостол Павел, обращаясь к своим собратьям по вере, нарочито обращал их внимание, чтобы они, взирая на его скорби, не унывали (Еф.3:13).

Последствия:

Даже по меркам мирской, обыденной жизни уныние признаётся довольно опасным психологическим состоянием.

Уныние может способствовать быстрой утомляемости, рассеянию памяти и внимания, потере интереса к насущным проблемам, профессиональным и семейным обязанностям. Нередко оно служит фактором, провоцирующим депрессии или, что хуже, суицидальные настроения.

Достаточно распространенным спутником уныния бывает желание утопить грусть в стакане, залить тоску алкоголем, отвлечься, забыться в увеселительных заведениях. Однако, такое народное средство «помогает» лишь ненадолго. В ряде случаев это приводит к длительным запоям. Пьянство уже и само по себе губительно и для духовного, и для физического здоровья, а сопровождаемое страстью уныния часто приводит к куда более плачевному результату: эмоциональному выгоранию, деградации личности, конфликтам и пр.

В рамках религиозной деятельности уныние препятствует надлежащему исполнению христианского делания. Во время частного моления или храмового богослужения оно мешает внутреннему сосредоточению, способствует блужданию и рассеиванию помыслов; в более острых формах уныние может перерасти в отчаяние и даже вовсе отвлечь человека от Церкви.

Противоположные унынию добродетели суть радость о Господе, трезвение, надежда и упование на Божественный Промысл.

Методы борьбы:

Методы борьбы с унынием могут опираться как на психологические, так и на аскетические средства.

В качестве психологических средств рекомендуется: не опускать рук; нагружать себя, по мере сил, полезным трудом (в том числе — нравящимся, любимым делом); стараться придерживаться режима дня, распорядка; не замыкаться в себе, не отстраняться от общения с близкими; не зацикливаться на предмете печали, стараться отвлекаться от угнетающих, мрачных мыслей посредством полезных и интересных занятий (чтения, физкультуры, прогулок на свежем воздухе); избегать злостных советчиков-тунеядцев и др.

Важнейшим христианским (аскетическим) средством к преодолению уныния является молитва (хотя бы она осуществлялась и через усилие, через «не хочу»). В Евангелии молитва прямо противопоставляется этому греху: «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1). Кроме того, уныние, как и любой грех, требует покаяния. По возможности нужно стараться ходить в храм, участвовать в общественных молитвах, в Таинствах Церкви, просить молитвенного поминовения у ближних.

Протоиерей Валериан Кречетов:
– Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву?
– Ну, что значит, нет сил на молитву? Невозможно произнести «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»? Вполне возможно. Или: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это можно. Ну, если засыпаешь – поспи. Проснешься, опять молись. А чего унывать? Здесь всё проходит. Помните кольцо Соломона: «Всё проходит, пройдет и это». Каждый момент – вот мы сейчас говорим – а он уже проходит. И так вся жизнь. Поэтому мучить себя тем, что уже проходит, не стоит. Тем, что прошло, совсем безумно. А тем, что еще не наступило, – тем более. Этого нет еще, зачем же страдать?

Уныние и лень


Джон Уильям Годвард, «Праздность» (1900)Другое определение лени — «потребность в экономии энергии».
Лень — стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Причинами лени могут быть:

  • Переутомление, объективная вымотанность организма, растраченность физических, энергетических и эмоциональных ресурсов.
  • Несоответствие нашего «должен» нашему «хочу» — когда мы тратим время своей жизни на дела, не являющиеся для нас желанными.
  • Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи.
  • Неподготовленность к решению предстоящих задач.
  • Отсутствие привычки к бодрой и деятельной жизни.
  • Большое количество дел и отсутствие плана.
  • Желание отдохнуть.

Часто лень может быть признаком депрессии.
В психологии лень — это отсутствие мотивации.
Высшая степень лени, по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, называется «отеть».

Психология

С точки зрения психологии, лень характеризуется больше как вредная привычка, а не психическое расстройство. Главными причинами низкой самооценки, дурных черт характера, отсутствия дисциплины являются неуверенность в собственных силах, отсутствие интереса к какой-либо деятельности или же убеждений в её эффективности. Исследования в данном направлении показали, что лень — следствие понижения уровня мотивации, вызванная чрезмерной стимуляцией или большим количеством факторов, которые способствуют высвобождению в головном мозге дофамина, отвечающего за удовольствие. Чрезмерное высвобождение дофамина приводит к притуплению нейронных моделей, а также негативно сказывается на передней части мозга, отвечающую за восприятие риска. Специалисты, занимающиеся изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивностью говорят, что чрезмерная активность может быть причиной проблем с поведением, рассеянного внимания и эмоциональных травм, впоследствии приводящих к лени, которая может проявляться в виде защитной реакции организма

Социальные примеры

Заболевание анкилостомоз (сыпью рудокопов) вызывается паразитическими круглыми червями. В народе этих червей прозвали «зародыши лени», потому что симптомами являются слабость, утомляемость, анемия.

Религия

Христианство

Уныние состояние психики и физических параметров, относящееся к астеническому полюсу человеческого самоощущения, для которого характерно присутствие апатичного настроения, подавленности. Полнейшее уныниехарактеризуется нежеланием что-либо делать и отсутствием всяческого интереса к собственному положению и жизни, сопровождается сильным упадком сил, и является сопутствующим моментом депрессивного расстройства аффективной сферы. Смертный грех — уныние. Так почему уныние считается смертнымгрехом? Все дело в том, что когда человеком овладевает уныние, он становится мало на что годным, у него проявляется равнодушие абсолютно ко всему, и особенно — к людям. Он не может выполнять достойно и качественно работу, не способен творить, дружба и любовь тоже не радуют его
В книгах Притчей и проповедника Екклесиаста отмечено, что лень может привести к бедности, ухудшению условий жизни (Прит. 10:4, Екк. 10:18).
У Екклесиаста отмечено, что лень может привести к бедности, ухудшению условий жизни (При. 10:4, Ек.10:18).
Один из главных грехов в католицизме — это уныние, которое часто определяется как духовная и/или физическая апатия, леность. В русском православии аналогичную трактовку активно использовал Тихон Задонский, считая одним из семи смертных грехов «леность, или уныние, то есть холодность и нерадение о душевном спасении».

Ислам

كسل (Касал) — использующийся в Коране арабский термин для обозначения лени, бездеятельности и медлительности. Противоположностью лени является Джихад аль-Нафс, то есть борьба против своего эго. Молитвы пять раз в день, а также натощак являются частью действий против лени. В Исламе считается, что лень идёт из ада.

Буддизм

В буддизме термин kausīdya обычно переводится как «лень» или «духовная леность». Kausīdya определяется как нездоровая деятельность, такая как лежание или потягивание.

Лень в культуре

  • В «Божественной комедии» Данте Алигьери лентяи находятся в 5-м круге ада.
  • Пятый круг представляет собой широкое болото. Буйные и ленивые души беспрестанно дерутся, плавая в болотной воде. К кругу страшных наказаний приставлен стражем Флегий — родоначальник флегийских разбойников, сын Ареса.
  • Существует гравюра «Лень» — рисунок пером для цикла из семи гравюр «Семь смертных грехов», написанная в 1557 году.
  • Лень — мультфильм 1981 года, снятый Александром Полушкиным.
  • Роман Ивана Гончарова «Обломов».
  • Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу. … Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками
  • Хуан Тамад (Ленивый Джон), филиппинский персонаж фольклора.
  • Традиционно лень расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником общества. … Лень, наряду с остальными 6 смертными грехами, появлялась в эпизоде «Великолепная семерка» в сериале «Сверхъестественное». Роль Лени исполнил С. Эрнст Харт. Лень, наряду с остальными 6 смертными грехами, появлялась в Манге Хирому Аракавы «Стальной алхимик». Лень — результат трансмутации Триши Элрик.

Автор Ирина Жихарева, редактор
О ПОЛЬЗЕ ЛЕНИ: 6 ПРИЧИН СЧИТАТЬ ЛЕНЬ ПОЛЕЗНОЙ
Многие из нас считают лень безусловным злом, которое мешает жить. Ведь иногда лень буквально все: вставать по утрам с постели, идти на работу. Приходится заставлять себя заниматься какой-либо полезной деятельностью. Вот почему мы так отчаянно боремся с ленью, порой безуспешно. Но так ли вредна лень? Может быть, лень каким-то образом помогает нам в жизни?
ЛЕНЬ СОХРАНЯЕТ НАШУ ЭНЕРГИЮ
Если природа что-то «встроила» в человеческий организм, значит, это для чего-то нужно. На самом деле, лень – это инстинктивная программа сохранения энергии, которая идет бок о бок с инстинктом самосохранения. Лень помогает нам не распыляться попусту, а беречь силы и энергию для действительно важных умственных и физических усилий. Кроме того, она помогает приспособиться к ситуациям, требующим пассивного поведения. Вам будет интересно: Мозг человека настроен на лень, — ученые.
ЛЕНЬ ДЕЛАЕТ НАС БОЛЕЕ ТВОРЧЕСКИМИ
Безделье оказалось необходимым для здоровья мозга, также как кардиотренировки имеют решающее значение для здоровья сердца. Когда вы позволяете себе ничего не делать и ни о чем не думать, активизируется область мозга, ответственная за творчество. Ведь именно в такие мгновения нас посещают различные озарения. Исследование Стэнфордского университета (США) показало, что неумение хотя бы иногда «отключать» мозг приводит к потере внимательности и неспособности отсеивать ненужную информацию. Поэтому ученые рекомендуют иногда специально «ставить» мозг на «автопилот» — например, глядя в окно или гуляя по улицам (без телефона!) и позволяя себе пойти туда, куда глаза глядят. Вас ждет бонус: прозрения, решение проблем и меньший уровень стресса.
ЛЕНЬ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Зачастую лень выступает в роли двигателя прогресса, поскольку стимулирует мыслить творчески людей, не желающих напрягаться физически. Это и позволяет им при минимальных затратах энергии добиваться максимальных результатов. Практически все изобретения и были совершены именно таким способом: не хотел человек копать яму – придумал экскаватор, лень было ему ходить за водой – изобрел водопровод, и т.д. Так что с некоторой долей иронии можно сказать и так, что без лени человечество не двигалось бы вперед, а практически топталось бы на месте.
ЛЕНЬ ЗАСТАВЛЯЕТ НАС РАСТИ
Лень – стимул для каждого человека развиваться. Если, конечно же, использовать свою лень правильно. Ведь желание ничего не делать может привести человека на диван, а может и подтолкнуть на развитие: поиск новых решений в жизни и новой работы, на изменение себя, на личностный рост и духовное развитие. Здесь речь идет о желании сделать что-то по-новому, чтобы не идти по уже протоптанной дорожке – найти собственное решение той или иной задачи. Лень стоит воспринимать как толчок к переменам. А какими они будут – это уже зависит от вас: или более результативная работа, или безделье, от которого человек начинает деградировать.
ЛЕНЬ БЕРЕЖЕТ НАШЕ ТЕЛО Лень помогает находить легкие пути решения различных задач в жизни, и поэтому она бережет наше тело — как физические, так и моральные силы. И поскольку лень – один из наших инстинктов, когда мы ленимся, мы себя бережем, осознанно мы делаем это или нет. Например, исследования американских кардиологов показали, что люди, которые каждый день позволяют себе вздремнуть, отличаются более низким артериальным давлением.
СВЯЗАННЫЕ БОЛЕЗНИ: ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЕНЬ ДЕЛАЕТ НАС БЛАГОПОЛУЧНЕЕ Греческие специалисты из Университета Македонии доказали, что родители зря считают бездействие подростков потерянным временем. Нередко они трактуют лень как сигнал, что в будущем сын или дочь станут неудачниками. На самом деле оценка своего здоровья и стрессоустойчивость у таких ребят, как показали опрос и детальное обследование 300 школьников, выше, чем у сверстников, в чьем графике нет места для лени. Это хорошие ресурсы на старте. Но самое главное, что именно у тинейджеров, которые считают ленивыми, выше показатели эмоционального интеллекта (EQ). А именно он помогает достигать успеха в будущем, как показали неоднократные исследования. Ученые объясняют высокие показатели EQ тем, что юные «ленивцы» чаще общаются с друзьями «от нечего делать», без всякой деловой цели. Но именно такая коммуникация учит находить общий язык с другими, темы для разговоров, развивать чувство юмора. Вам будет интересно: Лень способствует навыкам планирования и успеваемости детей СВЯЗАННЫЕ СИМПТОМЫ: ПОВЫШЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ (ГИПЕРТОНИЯ, ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ) ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ Комментарий доктора философских наук, психолога Марины Препотенской: Сегодня в психологии появилась новая трактовка слова «лень» – прокрастинация. Этот термин обозначает задержку, откладывание чего-то на потом. Если человек страдает от патологической прокрастинации, он постоянно откладывает на потом даже важные и срочные дела. Это состояние знакомо большинству, но если оно стало спутником человека, это может свидетельствовать о психологических проблемах. Кроме того, можно спутать лень с симптомами психических заболеваний. Если лень питается депрессией, то надо преодолевать не ее, а депрессию. Поэтому нужно разобраться, почему мы ленимся. Но при этом не стоит забывать, что лень бывает и созидательной: когда у человека появляется стойкое внутреннее нежелание что-либо делать, значит, от этого вполне можно отказаться. Есть хорошая поговорка: «Все, что нужно – не сложно, а все, что сложно – не нужно». То есть лень может быть четким индикатором мотивации: низкая мотивация часто провоцирует приступы лени. Возможно, именно такого рода прокрастинация на самом деле есть ценной подсказкой для выбора своего пути. Ведь, находя по-настоящему свое дело, свой путь, мы прощаемся с ленью и готовы горы свернуть. Не так ли?
Ицхак Пинтосевич
Ицхак Пинтосевич — Почетный Профессор. Веселый. Мистик. Спортсмен
О лени
Лень – это яд. 99% людей недоделывают свои собственные планы.
Лень – это если человек должен, но не хочет и это противоречие ведёт к тому, что человек решает как отложить какое-либо дело на потом. Действие — победитель лени. Мотивируй себя! Планируй день, неделю, месяц, год. Лень — это самый страшный враг, который уничтожил множество планов. Лень — это ярлык. который люди навешивают на себя.
Лень — это отрава и надо действовать, надо быть энергичным.
Возьми ответственнас на себя и создай нового себя, т.е новую программу достижений своих целей в жизни, а не чужих. У человека должен быть двигатель — движок, который заставлял бы тебя осуществлять свою мечту в реальные достижения к цели.
Надо включить: «Я знаю, что могу!» Надо преодолевать себя и действовать в зоне напряжения, где начинается рост по системе от минимума к максимому.
Главное не бросить и продолжать. (падать и снова вставать, т.е. продолжать действовать не смотря ни на что, как кукла неваляшка: меня сбивают, а я все равно свтаю и действую).
Без мечты — рост невозможен. Для этого: возьми своё самое сильное желание и поищи в себе будущее. Потом это желание увеличь в 5 — 6 раз, в 100 раз, то есть хочу — зничит могу! Если у тебя есть мечта — то действуй умно, тупо. Если нет м ечты до добудь мечту и действуй и разгоняйся к результату.
Создай команду, а если ты индивидуалист, то привлекай экспертов, читай книги, учасвтвуй в тренингах. Создай базу данных через книги, видео, ауди, итернет и действуй.
Н.И. КозловИногда, чтобы что-то сделать, нужно себя напрячь. Когда человек не хочет или отказывается это сделать, про него говорят: ленивый. Часто антонимом лени считают волю, но это не совсем верно: энергичные люди вовсе не ленивы, хотя и не всегда люди волевые.Сама по себе лень как нежелание напрягать себя зря — вовсе не порок, лень в истории человечества являлась одним из главных двигателей прогресса.
Я не хочу тащить бревно на себе — я изобрел колесо. Стремление к комфорту одного расслабляет под ближайшим кустом, хотя бы и в грязи, хотя бы и под дождем, другого мотивирует вначале сделать себе хотя бы простейший навес, а потом построить дом со всеми мыслимыми удобствами.
Иногда лень себя не скрывает: «Не хочу, не буду!», а то и просто открытое «Мне лень!» говорят те, кто не может и не хочет сделать нужное или себя организовать. Чаще лень прячется за красивыми фразами: «Я слишком занят», «Утром только ненормальные бегают!», «Да-да, вы правы, начну с понедельника» или «Со следующей недели — железно начинаю новую жизнь!» — человек любыми отговорками прикрывает то, что на самом деле он ничего делать не будет.
Вот так тяжело было убрать ветку, мастер?
Бывает лень тотальная: делать не хочется вообще ничего, лежу, смотрю в потолок, лень даже думать. Скука, тоска, но даже себя чем-либо развлечь — и это лень. Чаще у нас лень избирательная: на дискотеку сбегать или в компьютер поиграть готовность присутствует, а убрать в комнате — не хочется. Лень.
У лени бывает множество разновидностей и подвидов, но все их перечислять — лень…
Лень — это детское поведение, хотя нередкое и у взрослых. Чаще всего за ленью стоит привычка к протестному поведению, иногда — страх неудачи. Лучшее лекарство от лени — привычка к бодрости. Именно — привычка. Те люди, которые приучены не бояться неудач, приучены любое дело делать весело и бодро — не ленятся просто потому, что привыкли жить в энергичном и бодром формате.
Правильно ли бороться с ленью? — Не всем. Людям бодрым, энергичным бороться с ленью (а лень бывает у всех, в том числе и у самых бодрых и энергичных) — таким людям бороться с ленью правильно. Они бодрые, бороться они любят и умеют, они чаще Силовики, и у них побеждать лень получается отлично. А людям послабее, не таким энергичным нужно действовать по-другому, помягче и не так прямолинейно. Как? Посмотрите Методы эффективной самоорганизации: легкое начало, накопление позитивного опыта и внешняя поддержка помогут вам поднять себя, а дальше переводите дела в привычку и потихоньку привыкаете к организованности. Если вы существо серьезное, присмотритесь к Дистанции: через полгода работы проблемы с ленью у вас исчезнут навсегда.
А пока — принимайте меры самостоятельно. Лень быстрее липнет к нам, когда мы действительно устали или не уверены, что у нас все получится хорошо: поэтому одна из лучших профилактик лени — становиться компетентным человеком и мастером своего дела. Когда вы любуетесь тем, что выходит из-под ваших рук, в душе радость и энергия. А чтобы не уставать, ложитесь вовремя и делайте перерывы в делах: не заставляйте себя работать тоскливо, лучше поработать бодро, а потом дать себе паузу на отдых.
Чаще ленятся те, кто разрешают себе делать дела невовремя: когда у них накопится много несделанных дел, они начинают то ли злиться, то ли переживать, то ли просто опускают руки. Если приучить себя все делать вовремя. жизнь будет больше вас радовать, и лениться уже не захочется. Если же дел все равно слишком много, нужно не переживать, а наметить план и начать делать самое важное и первоочередное: глаза боятся, а руки делают, и скоро ситуация станет легче.
13 главных причины невезения, обнаруженных учеными

Невезение представляет собой достаточно сложное понятие. Под невезением можно понимать и падающий на голову кирпич, и увольнение с работы, и неудачи в личной жизни. Причин для хронического невезения также может быть множество. Причем специалисты в разных областях знаний выделяют и разные причины. Ниже приведены 13 основных причин, которые, по мнению психологов, ведут к невезению. Какие-то из этих причин в основном объясняют хроническое невезение в продвижении по службе, карьере, накоплении материальных благ. Какие-то в большей степени относятся к вероятности попадания индивида в чрезвычайные ситуации. 1. Низкая самооценка Низкая самооценка – одна из основных причин невезения в плане успеха в жизни, продвижения по службе, создания хорошей семьи. Неудачники, как правило, считают, что просто не достойны ничего хорошего. Они замкнуты и неуверенны в себе.
2. Недостаток жизненного опыта и отсутствие верных представлений о жизни. Эта причина невезения имеет отношение не только к совсем молодым людям, как может показаться на первый взгляд. У многих людей жизненный опыт весьма мал и ограничивается посещением школы, затем института, затем работы. Встречи, контакты с новыми людьми, приобретение новых знаний сведены у многих к минимуму.
3. Неумение правильно общаться, незнание психологии человека Как уже было сказано выше, большинство людей общаются в своей жизни очень мало. Одноклассники, одногруппники, родственники. Контактов мало, знаний о методиках правильного общения еще меньше.
4. Лень
Помощь экстрасенсов Помощь настоящих профессионалов! Задайте вопрос в онлайн-чате или по телефону! Узнать больше magistika.com Старая поговорка гласит, что лень – мать всех пороков. И это верно. Лень не только приводит к «отсутствию верных представлений о жизни» и «незнанию психологии» просто в силу того, что человеку лень учиться, лень узнавать что-то новое, лень пытаться заводить новых знакомых, но и может стать причиной невезения со смертельным исходим. Ведь многим людям банально лень пристегнуть, например, ремень безопасности. Вот лень и всё. Похожие материалы Ребенок теряет игрушки. Что делать? Кстати, с ленью связана и еще одно причина неудач, которую некоторые специалисты выделяют в отдельную группу. Это — желание получать все без усилий, говоря по-русски – любовь к халяве. Меж тем, все мы прекрасно помним, где бывает бесплатный сыр.

5. Неумение радоваться жизни Практически никто из тех, кто говорит о том, что им все время не везет, не умеет радоваться жизни и ценить ее. В своем большинстве эти люди – пессимисты, для которых стакан всегда наполовину пуст. А, значит, есть причина для жалости к себе. В любом нейтральном, а иногда и положительном для них, событии они обязательно найдут негатив. Позитив же не смогут отыскать и в подлинной удаче. Постоянная готовность к беде беду и привлекает.
6. Не умение правильно мыслить В этой группе причин невезения можно выделить две категории: не умение мыслить логически и неумение мыслить парадоксально. Логическое мышление помогает человеку идти к назначенной цели самым коротким путем. Парадоксальность дает возможность находить выход из самых сложных ситуаций, а также придумывать нечто новое, доселе невиданное, и тем самым довиваться успеха.
7. Несерьезное отношение к жизни Многие закоренелые неудачники относятся к жизни очень несерьезно. Они ведут себя так, как будто живут начерно, и у них будет возможность еще все переделать в будущем. Принимают решение сделать что-то завтра и не делают, а если и делают, то не до конца. Потом же начинают хныкать, что им хронически не везет.
8. Отсутствие желаний Лень и несерьезное отношение к жизни рождает еще одну причину невезения – отсутствие желаний. Когда человек по-настоящему ничего не хочет, то он ничего и не добивается. А потому всегда может сказать о себе, что он неудачник. Похожие материалы Топ-17 психологических умений, помогающих быть счастливым человеком
9. Нежелание быть свободным Большинство неудачников не хочет быть свободными. Они не желают в полной мере отвечать за свою судьбу и свои решения. Проистекает это все из низкой самооценки, лени и несерьезности.
10. Стеснительность и страх осуждения окружающими Неудачники часто очень стеснительные люди. И дело тут не только в низкой самооценке, но и в том, что, согласно их мировоззрению, выделяться из общей массы народа фактически грешно. Человек должен быть «из большинства», как говорил герой Вячеслава Невинного в фильме Эльдара Рязанова «Гараж». То есть никаким, серенькой мышкой.
11. Плохо развитая интуиция Плохо развитая интуиция мешает принимать верные решения. И очень часто становится причиной трагедий, когда человек не может почувствовать надвигающуюся угрозу. А если он ее и чувствует, то, к сожалению, отмахивается от своих ощущений, ибо доверять интуиции в нашем обществе не принято. В этом материале вы найдете 21 упражнение для того, чтобы развить интуицию и скрытые способности. Методики работающие и доступны для выполнения каждому человеку.
12. Завышенная оценка важности неудач Неудачникам свойственно крайне высоко ценить собственные неудачи и провалы. Из любой неудачи они делают далеко идущие выводы о том, что «раз не повезло один раз, то будет не везти всегда», «жизнь несправедлива и ужасна», «все куплено» и т.д. Известно, что люди, добившиеся в жизни успеха, часто воспринимают свои неудачи, как отправную точку для дальнейшего движения к успеху. Неудачники так никогда не поступают.
13. Плохое состояние здоровья В данном случае под плохим здоровьем понимается не тяжелая болезнь, от которой не убережешься, и тем более не врожденная инвалидность, а элементарное пренебрежение заботой о собственном здоровье. Опять же вследствие лени. Похожие материалы 5 основных мыслей, разрушающих правильные привычки Результатом ленивого поведения может быть именно невезение. Например, у человека есть реальная возможность занять хорошее карьерное место, но хозяин фирмы, в которой он трудится, категорически не хочет видеть на этом месте человека с огромным пивным животом, коим обладает «невезунчик». Здесь же можно упомянуть и вероятность спасения индивида при попадании его в чрезвычайную ситуацию. Ведь эта вероятность часто напрямую зависит от физической крепости человека, его способности выплыть, выпрыгнуть, убежать. Очевидно, что с возрастом данный фактор невезения играет всю меньшую роль. Здоровье с возрастом покидает и тех, кто за ним следит.

Раздел VI. Страсть уныния состояние депрессии и их преодоление

Для более полного и точного представления о страсти уныния важно рассмотреть, как определяют ее богословы, какие виды и причины уныния выделяют, как эта страсть проявляется внешне и внутренне на разных этапах своего развития.

1.1. Описание страсти уныния

Уныние – это страсть, которая знакома практически всем. Задолго до научных изучений такого рода состояний святые отцы описали достаточно точно и достоверно картину этого душевного недуга.

«…Из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший», – говорит святой Иоанн Лествичник. «Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» .

Вследствие порабощения воли человека страстям происходит непроизводительная растрата его душевных сил. Это неизбежно приводит его к патологическим состояниям печали и уныния. По аскетическому учению, сущность страсти уныния – в совершенном угнетении и расслаблении души человека.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) определяет греховную страсть уныния следующим образом: «Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве. Небрежение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние» .

Авва Евагрий Понтийский словом «уныние» определяет «состояние изнеможения души, в котором она не имеет того, что ей естественно, и не выдерживает мужественно искушений» . Как точно отмечает Евагрий, «уныние – это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает… Все доступное – ненавистно, все недоступное – вожделенно» . Сложный и «запутанный» характер уныния выражается в хитром смешении чувства подавленности и агрессивности. Отвращение ко всему, что есть , в сочетании со смутным желанием того, чего нет , парализует природные способности души вплоть до того, что уже никакой другой помысл не может войти в ум. Уныние делает человека «самопоедателем» – печаль и ярость, в нормальном состоянии обращенные в прямо противоположные стороны (печаль по Богу и отвращение ко всему недолжному, греховному), при унынии соединяются и превращают человека в объект «короткого замыкания» души. Схиархимандрит Гавриил (Бунге) говорит о «внутреннем параличе», «удушии ума», которое будто колпаком накрывает все жизненные способности души, и у человека «перехватывает» дыхание, даже на физическом уровне .

О том же говорит и преподобный Исаак Сирин: «Ибо в иное время душа наша задыхается и бывает как бы среди волн, и, читает ли человек Писание, совершает ли службу, во всяком деле, каким бы ни начал заниматься, принимает он омрачение за омрачением. Этот час исполнен отчаяния, надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отходят от души, и вся она всецело исполняется сомнения и страха» .

Если посмотреть на уныние с богословской точки зрения, нетрудно заметить, что именно это состояние души наилучшим образом соответствует падшему человечеству, отвернувшемуся от Бога, обособившемуся, лишившемуся непосредственного участия в Божественном бытии: «Уныние как итог всех страстей является… чистейшим и наиболее “духовным” выражением самости Адама: чтобы обернуться к себе, он отвернулся от Бога и в тот же миг утратил самого себя», – заключает схиархимандрит Гавриил (Бунге) .

По учению святых отцов-аскетов, в страсти уныния получает ложное направление такое настроение человека, психологическая основа которого содержится в природе человека как полезное средство. Познавая истинное благо, с одной стороны, и сознавая порочность собственной жизни, а также наблюдая грехи ближних, с другой, человек все яснее и глубже сознает бедность человеческого естества вообще. При этом он, что самое главное, приходит, по выражению святителя Григория Нисского, в «чувство худости» реального состояния своей собственной личности. Человек переживает чувство недовольства своим состоянием, поскольку оно является препятствием в деле достижения единственно ценной для него цели – богообщения. Такая печаль – по Богу, так как она именно Бога имеет своим основанием. Но эта полезная, правильная печаль изменяется на противоположную и превращается в страсть в случае, если человек не Бога имеет верховной целью своей жизни, но себя самого признает центром самостоятельного бытия. В таком случае печаль имеет характер безысходной, мрачной, безнадежной тоски, приводящей человека к апатии. Полное возобладание в душе печали приводит к унынию, когда духовные силы человека ослабевают до такой степени, что подвиг совершенствования представляется невыполнимым, бесполезным, бесплодным, когда наступает духовная смерть человека .

Современный богослов протоиерей Павел Великанов указывает на огромную опасность страсти уныния, которая приводит к профессиональному выгоранию даже священнослужителей: «Духовная жизнь человека есть постоянная реакция, живой отклик личности на изменяющуюся канву жизненных обстоятельств. Уныние (в цитате – “выгорание”) есть прежде всего духовный кризис личности, “вложившей” себя во что-то без остатка, но не получившей предполагаемого и желанного “дивиденда”. Результатом этого “духовного банкротства” становится душевное истощение и состояние “внутренней оппозиции” по отношению к Богу, причем это противостояние зачастую является неосознанным, находя свое проявление в нераскаянных нарушениях заповедей и правил благочестивого поведения, а внутри – в молчаливом отказе Богу в общении с Ним через сердечную молитву» .

Таким образом, уныние считается одной из разновидностей неверия, из которого, по словам преподобного Исаака Сирина, рождается состояние богооставленности, приводящее к отчаянию: «…Отчаяние же предаст тебя унынию, а уныние предаст тебя расслабленности, последнее же уведет тебя от надежды твоей. Из того, что может случиться с тобой, нет ничего хуже» . Потеряв в жизненных невзгодах бодрое состояние души, веру, надежду на лучшее и любовь, человек утрачивает цельность восприятия мира и в результате обрекает себя на серьезные недуги, выздоровление от которых зависит от того, как скоро он примирится с Богом и самим собой.

1.2. Вилы уныния и внешняя его картина

Уныние проявляется в двух видах: иногда как невыносимая скука, тоска, а иногда как лень и безразличие к духовным занятиям. В последнем случае человек может внешне вовсе и не иметь унылого вида, напротив, может веселиться, шутить и относиться ко всему с какой-то живостью. Ко всему – кроме чтения Священного Писания, молитвы и прочих духовных занятий .

Уныние нападает как на отшельников, подчиняющихся строгой духовной дисциплине и стремящихся к безмолвию и уединению, так и на тех, кто живет вне всякой дисциплины и вне духовной жизни.

Проявления уныния (и его порождений):

Первый и самый достоверный признак – состояние внутренней слабости, неустойчивости душевных порывов. Все доступное не устраивает: ни местопребывание, ни работа, ни общество родных и знакомых, все хочется чуть-чуть изменить. Все недоступное – вожделенно , мечты окутывают, делают неподвижным, неспособным к делу.

Человек испытывает смутное и расплывчатое чувство неудовольствия, отвращения, усталости по отношению к себе, к своему окружению и к любому виду деятельности. «В некоторых случаях уныние наводит на человека глубокое и постоянное отвращение к месту его жительства, указывает ему на причины к неудовольствию этим местом, приводит его к мысли о том, что в другом месте будет лучше» . Уныние толкает человека к оставлению своей работы и на поиски новой, наводя его на мысль, что она будет интересней и сделает его более счастливым. «Если человек находится в одиночестве, то ему более не терпится на одном месте: страсть толкает его выйти из своей кельи, пойти в другое место или даже разные места. Порой человек становится праздношатающимся и начинает бродяжничать. Как правило, он ищет любых контактов с другими людьми. Эти контакты не являются объективно необходимыми, но подталкиваемый страстью человек чувствует в них нужду и находит для оправдания их “благие” предлоги. Человек устанавливает и поддерживает пустые связи, которые он питает бесполезными разговорами, проявляя в них обычно праздное любопытство» . Хорошее настроение окружающих вызывает у него недоумение, раздражение и явный или скрытый протест. Унылого ничто не утешает и не радует, он не надеется ни на что и никому не верит.

Это болезненное состояние, при котором в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом.

Уныние святые отцы называли еще «скукою» или «тоскою сердечною». Надо заметить, что в русском языке слово «скука» не является синонимом слову «уныние». Понятие «скука» выражает эмоциональное состояние человека (томление, тягостное чувство, отсутствие интереса к окружающему). Степень и причины могут быть разными. Уныние же всегда является духовным недугом. Душевная подавленность (депрессия) есть лишь проявление этого недуга .

Другой характерный признак уныния – леность, расстройство сил душевных и телесных, труд кажется непосильным, обязанности – слишком многочисленными, ощущение крайнего переутомления с одновременным желанием самому, своими силами справиться с этим состоянием и тайным восхищением своими подвигами и благородством.

Становятся характерными упадок сил, потеря мужества, вялость, оцепенение, небрежность, беспечность, сонливость, отягчение тела и души. Уныние проявляется даже в мимике и поведении человека: выражением лица, которое так и называется – унылое, опущенными плечами, поникшей головой, отсутствием интереса к окружающему и своему состоянию. Может отмечаться снижение артериального давления. Народная мудрость гласит: «Унылый дух сушит кости». Конфликт человека с самим собой перерастает в соматический недуг, грех постепенно просачивается в телесную оболочку человека, приобретая черты реальной болезни. Уныние относят к так называемым смертным грехам, в частности, потому, что разрушение души приводит и к серьезным физиологическим нарушениям. Определить, насколько далеко зашли процессы разрушения тела, можно по таким симптомам уныния, как нарушение сна в виде сонливости или бессонницы; изменение аппетита (полная его утрата либо переедание); нарушение функции кишечника (чаще всего запоры); снижение энергии, слабость, повышенная утомляемость даже при самых обычных интеллектуальных или физических нагрузках; неприятные ощущения или боли в различных частях тела (в мышцах, желудке, сердце и пр.). Способности человека становятся непостоянными; ум не может сосредоточиться и переходит с одного предмета на другой. Такие люди также подвергаются бессмысленной тревоге, общей тоске, периодическому или постоянному чувству угнетенности, беспричинной усталости, психической и телесной заторможенности. От состояния общей расслабленности возникает чувство пустоты и тошноты, изнеможение, – короче, уныние приводит человека к психическому и телесному неравновесию.

Следует также указать на фактор протяженности во времени. Уныние – это хроническое состояние, которое может длиться годами, причем нередко без явной на то причины, и относится к тем состояниям души, которые возникают даже при полном, казалось бы, благополучии. Если другие помыслы приходят и иногда достаточно быстро отступают, как, например, блуд или кощунство, то уныние задерживается подолгу, поскольку по своей «сложной» природе связано со всеми остальными страстями. Отсюда возникает особое состояние душевного упадка, которое может принять хроническую форму, более или менее открытую, особенно в тех случаях, когда мы не хотим в нем признаться и прибегнуть к надлежащей помощи.

Основным следствием уныния является общее потемнение души: уныние помрачает разум, ослепляет его и покрывает мраком всю душу. Душа теряет способность понимать основные истины. «Душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами», – пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Самым же тяжелым следствием является то, что человек из-за этой страсти находится в состоянии уклонения и удаления от познания Бога.

Уныние порождает чувство безнадежности, сожаление о якобы потерянном времени, внушает, что человек не может спастись, что усилия его тщетны, труды пропали даром и прочее; приводит его в физическое изнеможение, вызывает смятение ума, волнение души, которая лишается в это время своих благоприобретенных добродетелей и твердости. Человек становится неспособным сражаться с осаждающими его помыслами, прежде всего – печали. Под воздействием этой страсти человек теряет вкус ко всему, находит всякую вещь пошлой и безвкусной, не ждет более ничего .

Со временем усиливается состояние подавленности духа, потери надежды, сомнения в правильности выбора образа и смысла жизни, нарастает отчаяние. А отчаяние имеет и еще более тяжкие проявления: человек, потерявший надежду, нередко предается наркомании, пьянству, блуду и многим другим явным грехам, полагая себя все равно уже погибшим. Совершается бегство – сначала из дома в поисках развлечений либо выхода из ощущаемого тупика, а когда исчерпаются все виды развлечений и попыток разорвать замкнутый круг, человек, внутренне опустошившись, переходит в бегство из самой жизни.

1.3. Причины уныния

О причинах уныния много написано и у святых отцов, и у современных богословов. Преподобный Макарий указывает в качестве причины на неверие. Многие из святых отцов указывали, что «основным источником уныния является бесовское воздействие. Однако для него необходима благоприятная почва. Таковой, согласно авве Фалассию, является привязанность к наслаждениям… “Уныние есть нерадение души; нерадит же душа, сластолюбием болящая”,– замечает он» .

Преподобный Иоанн Лествичник перечисляет несколько причин происхождения уныния: от многословия, чрезмерности трудов; бесчувствия души, забвения небесных благ, от наслаждения, а иногда оттого, что страха Божия нет в человеке, или от гордости и самолюбия .

Преподобный Григорий Синаит при перечислении главных страстей вместо слова «уныние» употребляет слово «лень». Это такая лень, которая проявляется по отношению к духовным и нравственным предметам. Не хочется ходить в храм, не хочется молиться, читать Священное Писание и вообще трудиться над своей душой. Почему? Потому что мы видим, как много в нашей душе страстей и как много надо сделать, чтобы ее очистить.

По мнению современного богослова схиархимандрита Гавриила (Бунге), основной причиной уныния является уязвленное «эго» человека, вызвавшее человека на изматывающее единоборство с самим собой .

Практически всегда уныние и тоска возникают по причине внутренней неудовлетворенности собственных амбиций, присущих человеку, а также излишней праздности и пустого времяпрепровождения. Эта же пустота, в свою очередь, является следствием обращенности человека на земные и чувственные удовольствия с одновременным отодвиганием на задний план нравственного и духовного содержания жизни. Скорби и страдания в этом случае для человека – что-то отвратительное, совершенно ненужное. Собственно говоря, это закономерное следствие философии гедонизма, жизни в свое удовольствие, к которой стремятся очень многие.

«Грех уныния происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, и как результат – угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, рождается зависть», – пишет наш современник архимандрит Лазарь (Абашидзе) .

Как мы видим, в основе уныния лежит неверное представление человека о своих грехах, о возможностях и достижениях, об отношениях с Богом и людьми. Это приводит к упадку духа: либо с горьким плачем и воздыханиями, либо с примесью озлобления и негодования на все и вся.

Основное отличие уныния от печали состоит в том, что уныние не имеет никакого определенного повода, по выражению преподобного Иоанна Кассиана, оно состоит в «неразумном смятении ума». Но, если оно не имеет повода, это не означает, что оно лишено всякой причины .

Святитель Иннокентий Херсонский различал причины, возбуждающие уныние у подвижников и у неверующих и маловерных людей, и подробно описал их (статья «Врачевство от уныния») .

1) Уныние – это есть следствие потери веры, маловерие. Люди неверующие вследствие пустоты в душе часто находятся в состоянии сильнейшего уныния. Оно благо для них, ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на путь правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки.

2) Уныние часто вызывает и сопровождается ропотом, который проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога. Себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше, по мере того как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется.

В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти. И вместо того чтобы признать очевидное, он начинает искать виноватого, а крайним, естественно, оказывается Самый Терпеливый.

3) Гордыня. По словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель предваривших в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» .

Как только случается в жизни гордеца что-либо, изобличающее его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или оттого, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный и надеющийся на Бога знает, что Он не даст испытаний выше сил, а потому не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что, если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

4) Неудовлетворенность страстей. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам. По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнение которых невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния. Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться. И так глубоко это состояние овладевает человеком, что даже «по утрам может проявляться сонливостью, обусловленной не физиологической потребностью человека во сне, а его желанием не просыпаться и не включаться в ту жизнь, в которой, как он знает заранее, не будет того, что ему хочется и как ему хочется» .

Многие ученые на Западе объективно подчеркивают, что это – «болезнь среднего класса», удел амбициозно настроенных личностей, ставящих собственные достижения и успехи выше всяческих условностей и крайне болезненно относящихся к своим поражениям.

Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, и на верующих людей. Но уже по другим причинам. О них подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много, и внешних и внутренних…

1) Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божией. Состояние облагодатствованное – самое блаженное. Но, чтобы находящийся в этом состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется… предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь… В душе является темнота, холод, мертвость и вместе с тем уныние.

2) Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Если враг спасения не сможет занять души на пути к небу… благами и удовольствиями мира, то обращается к другому средству и наводит на нее… уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость… впадает в нерешимость…

3) Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Пока мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира, подвергаемся действию страстей, до тех пор природа в нас весела и жива… Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Пока душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему… до тех пор дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Этому роду уныния подвергаются в первую очередь грешники по их обращении.

4) Четвертый источник уныния духовного есть недостаток, тем более прекращение деятельности и привычных трудов. Перестав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою и слабою. Прежние занятия становятся ей противны, начинает ощущаться внутренняя пустота, появляется недовольство, скука и уныние.

5) Уныние может происходить и от различных печальных случаев в жизни, например смерти сродников и любимых, потери чести, имущества и при других несчастных происшествиях.

Все это… сопряжено с неприятностью и печалью для нас, по закону же самой природы печаль эта должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек работает над собой и не предается печали. В противном случае появляется дух уныния.

6) Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобным мыслям и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые возвышаются и блаженствуют, все, по видимости, отдано на произвол страстей человеческих и случая.

7) Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов» . Святая Церковь учит, что всякая «болезнь, печаль, воздыхание», всякая немощь, в том числе и усталость, вошли в человеческую природу после грехопадения наших прародителей.

1.4. Развитие страсти уныния

Этапы развития уныния:

1. В начале этого пути человек считает себя достаточно значительным, «не таким, как все», имеет слишком высокое мнение о себе и своих силах. Растут его амбиции, снижается страх ошибок и неудач, человек слишком сильно доверяет себе, и, чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – признак гордыни.

2. Поскольку гордыня – мать всех пороков, то следом рождаются: тщеславие, «поддерживающие» его чревоугодие, блуд и сребролюбие. Человек падает все ниже, теряет радость, теряет себя и все чаще встречается с ситуациями, когда даже готовность бросить на черный алтарь ненасытной гордыни все что угодно не помогает ему и он чувствует себя бессильным что-либо сделать.

3. Появляются постоянное недовольство собой и окружающим, гнев, агрессия, отвращение ко всему, что находится в его распоряжении, напряжение отношений. Гордыня влечет за собой такие чувства и действия, как зависть, ропот на судьбу, жалость к себе, печаль и тоску о том, чего нет или невозможно изменить. Вместо того чтобы воздействовать непосредственно на свои чувства, на свою душу, удаляя из себя корень своих бед – гордыню, человек ищет облегчения в том, чтобы удовлетворить эту гордыню, то есть чтобы «улучшить» свое положение, хочет всегда того, чего нет, а не хочет того, что у него есть.

4. Уныние сопутствует любому греху, удовлетворить который невозможно ни в данный момент, ни в ближайшем будущем. К примеру, чревоугодник, у которого развился сахарный диабет или язвенная болезнь желудка, будет унывать, потому что больше не может услаждать чрево разнообразием вкусов или желанным количеством пищи. Скупой тоже унывает, так как трата денег неизбежна.

5. Затем наличие желаний вообще перестает иметь какое-либо объективное значение, а остается губительное для человека состояние, приводящее к упадку как психических, так и физических функций организма . «Особенность уныния в том, – отмечает схиархимандрит Гавриил (Бунге), – что оно всегда оказывается замыкающим звеном в цепи различных помыслов – после него других уже не приходит» .

6 . Зона ответственности перемещается из внутреннего мира во внешний, человек без устали себя жалеет, в своих страстях и собственноручных неурядицах обвиняет других и злобные обстоятельства, находит алиби, чтобы не исправляться! («Ведь я так страдаю в этих ситуациях, с этими людьми! Вот они переменятся, тогда все наладится».) Жалость к себе исключает всякое движение, образуется как бы опухоль – «кажущаяся жизнь», то есть существование, наполненное переживаниями, относящимися к несуществующим поводам, и описываемое обычно сослагательным наклонением: «если бы не они (он, она)», «если бы у меня были деньги (здоровье, удача и т. и.)». Или: «меня никто не понимает», «меня все бросили» и пр. Эту псевдореальность человек принимает за истинную жизнь, его «страдания» становятся образом мыслей, неизменным образом существования.

«Одной из причин возникновения уныния, – размышляет психолог Н. Д. Гурьев, – является желание сожалеть о том, что в жизни не будет так, как хочется. Однако уныние не синоним сожаления, а только желание сожалеть. В этом состоит особенность мира, который создает себе унывающий. Такой “больной” любуется своим “страданием”, не хочет с ним расставаться, а поэтому – “отстаивает обоснованность своих сожалений и отвергает мнение тех, кто указывает на беспочвенность уныния или на незначительность причин, его вызвавших. Стоит только сказать, что унывающий не прав, как он тотчас обвинит вас в непонимании, ограниченности и отсутствии чуткости. Причем сам страдалец оказывается просто несчастным человеком, несправедливо отстраненным от всего, чего ему хотелось бы. Если человеку нравится это состояние лжи и апатии, то уже весь жизненный уклад начинает подчиняться и руководиться этими состояниями духа. В беседах с окружающими унылый человек с удовольствием фиксирует внимание на сведениях о предстоящих неприятностях, бедах, по отношению к которым его позиция предельно проста и однозначна: я так и знал, что будет плохо! Если же они не обнаруживаются, прилагает усилия для их разыскания» .

Такое состояние резко отличается от страдания сердца доброго, огорченного каким-либо несчастьем, оно напрочь лишает человека любых радостей жизни. Поэтому оно является грехом против Бога и самоубийством для собственной души, так как унылый не считает нужным противостоять неприятностям – по его мнению, все и так будет плохо. Он неохотно исправляет сложившуюся ситуацию, стараясь уклониться от устранения причин, вызвавших уныние; не ищет успеха своих предприятий, так как если его ждет успех и будущие несчастья будут устранены, то не останется повода для уныния. Проще говоря, уныние заставляет людей не устранять будущее зло, а, напротив, сохранять его.

Уныние — забытый грех

«Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце» — Притчи 13:12

Вскоре после этого другой знаменитый монах Иоанн Кассиан (360 — 435 н.э.) перевёл список Понтикуса на латинский язык — но с небольшими изменениями. Кассианский список «Восьми греховных страстей» состоит из: обжорства (гула), жадность (авариция), гордость (супербия), отчаяние (тристития), гнев (ира), тщеславие (вайнглория) и уныние (акедия). Потом почти 200 лет спустя Григорий Анициус (540 — 604 н. э.), папа, известный как «Григорий Великий» — которого протестантский реформатор Джон Кальвин назвал «последним хорошим папой» — составил список грехов, который отличался от списка Кассиана и который и носил название «Семь смертных грехов». Анициус объединил гордость с тщеславием, отчаяние с унынием и ещё добавил зависть. Вожделение, по мнению Анициуса, может быть вожделением к власти, еде, питью, знанию, деньгам или славе. Таким образом, по-русски список «семи смертных грехов» звучит так: вожделение, обжорство, жадность, уныние, гнев, зависть и гордость.

На протяжении веков слово «акедия» обычно переводилось в списках «Семи смертных грехов» как праздность. Но что же на самом деле значит слово «акедия», или уныние, — ведь не случайно во всех списках оно занимает такое выдающееся место? Оксфордский Словарь Христианской Церкви гласит следующее: «Состояние нетерпеливости и неспособность ни работать, ни молиться». Согласно Википедии, «Уныние — отказ заботиться о том, о чём следует. Апатичная вялость. Депрессия без радости… В раннехристианской мысли отсутствие радости рассматривалось как добровольный отказ от наслаждения тем добром, которое создал Бог, и тем миром, который создал Бог».

Почтенный теолог Фома Аквинский (1225—1274 н.э.) полагал, что именно уныние имел в виду Апостол Павел во 2-ом послании к Коринфянам 7:10 (там оно называется печаль мирская). Данте Алигьери (1265—1321 н. э.), автор «Божественной комедии», называет уныние «неудачей в том, чтобы любить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом». Серьёзность этого греха подчёркивает тот факт, что на протяжении веков многие авторы утверждали, что результатом уныния является «отчаяние, ведущее к самоубийству».

Что касается меня, «акедия» (уныние) вообще не присутствовала в моём словаре, пока я не наткнулся на это достаточно древнее слово, изучая «Семь смертных грехов». Однако как только я узнал о нём — и о том, что оно означает, — моё сердце вздрогнуло. С его помощью я — и я понял это впервые — смог определить свои чувства и своё духовное состояние в период 2001—2003 гг. Это были года, когда меня сначала отправили в отпуск (отстранив от лидерства и влияния), а потом уволили за мои убеждения относительно Писания (2 Тим 3:16-17); относительно библейского примера центрального лидерства с одним лидером для Божьего народа (Числа 27:15-18; Судьи 2:6-9); о том, что наставление — это заповедь Бога для каждого христианина (от Матфея 28:20); о том, что «видимая церковь» состоит только из полностью преданных учеников (Деяния 2:41-42); и что обратить мир в нашем поколении — это заповедь Бога для Его народа (1 Тим 2:3-4).

После того как я прочитал то, что другие люди писали об унынии, я сам начал изучать Писания на эту тему. На мой взгляд, наиболее точно об этом говорится в Притчах 13:12: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жизни». В 1-ом послании к Коринфянам 11 Павел учи, что если человек невнимательно относится к «телу и крови Иисуса» во время причастия, то это может стать причиной того, что «люди в церкви» становяться «немощными, больными и немало умирает» (1 Кор 11:30). Состояние «немощности» большинство учеников понимает правильно. «Умершие» — это, разумеется, те, кто перестал быть учеником, но продолжает посещать церковь. А вот термин «больной» употребляется довольно редко и вполне соответствует унынию!

Возможно, с помощью этих двух отрывков мы можем понять, почему со временем «уныние» было заменено словом «праздность». Когда кто-то физически болен, он пребывает в состоянии, похожем на летаргию, — и совершенно немотивирован «вылезать из постели». Также и с «духовной болезнью» — сердце может быть ранено так сильно, что человек чувствует, что «вылезти из постели», чтобы исполнять волю Бога, просто невозможно. Лень, в свою очередь, описать довольно просто: человек просто любит «ничего не делать» больше, чем трудиться для Бога. Уныние и лень могут выглядеть одинаково — труда для Бога в обоих случаях просто нет, — но по факту они очень различаются. Эта — несложная — замена в «Семи смертных грехах» может оказаться сатанинским замыслом скрыть библейскую идею уныния от нашего поколения.

Так в чём же причина этого забытого греха уныния — «духовной болезни»? Я верю в то, что это — горечь. В послении к Евреям 12 Дух говорит: «Переносите (все) трудности как испытания от Бога». Мы верим в то, что Бог — всемогущий. Таким образом, трудности в нашей жизни Бог либо делает сам, либо позволяет им происходить. Дух говорит, что да, «наказание болезненно», но цель Бога — «мирный плод праведности». Таким образом, когда приходят трудности, у нас ест выбор: либо стать лучше, либо стать горьким! Другими словами, человек «впадает в депрессию» оттого, что его жизнь развивается не так, как он ожидал. Твоя надежда «откладывается»! Вот почему Евреям 12:15 учит: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие». Многие из нас представляют горечь гневной, яростной и громкой. Однако, и даже в большинстве случаев, горечь просто вгоняет нас в депрессию, летаргию и замкнутость… как у Каина, у которого «лицо было опущено» (Бытие 4:6).

Изучая этот грех, я понимал, что должен посмотреть на жизнь Иисуса, ведь он был «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15). В самые мрачные часы его жизни, в Гефсимании, он делится с тремя своими самыми близкими братьями — Петром, Иаковом и Иоанном: «душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Матфея 26:38). После этого он упал на землю и молился в течение трёх часов: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39). Лука упоминает о том, что молитва была настолько интенсивной, что лицо Христа покрылось кровавым потом.

Лука продолжает: «Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Луки 22:45,46). Очевидно, Иисус был искушаем впасть в уныние, но победил — через молитву и подчинение воли Бога. Однако ученики поддались унынию — «спали от печали». Они даже молиться не смогли! Когда я смотрю на свою жизнь, я ясно вижу, как я был обманут — своим грехом и Сатаной (Евреям 3:12). Я был «счастливым язычником» до того, как крестился; «счастливым» молодым христианином; «очень счастливым» отцом и мужем — но когда пришли испытания, моё сердце не было таким, как у Иисуса, «Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евреям 3:12). Когда я встретил «противостояние тех, кто в грехе» (причём причиной этого порой были мои собственные грехи), я «изнемог и ослабел своей душой» (Евреям 12:3). Я не видел Бога во всех трудностях, но стал горьким по отношению к тем людям, которые, как я полагал, «причиняли боль мне и моей семье». Обманутый Сатаной и впавший в грех уныния, я почти потерял свои идеалы, свои библейские убеждения и своё спасение (Иоанна 8:43-44). Слава Господу за то, что Писания открываеют «истину, и истина делает нас свободными» (Иоанна 8:32)!

Тем не менее иногда вечерами… я по-прежнему страдаю от уныния, «спящий от печали». Интересно, что окончательно меня убедил диснеевский мультфильм «Холодное сердце». Мне недавно приснился сон — в этом сне мы с Еленой сидели в самолёте и наблюдали, как в него входят другие пассажиры. В какой-то момент двое «братьев» (как я думал) из тех, что прчинили «много боли» мне и моей семье, прошли мимо в проходе (2 Тим 4:14). Когда первый проходил мимо меня, я быстро встал и с гневом накричал на него! Когда подошёл второй, я был в грехе ещё больше! Я ничего ему не сказал, но с презрением проводил его взглядом. Утром я рассказал Елене свой сон и уже знал, что мне надо раскаяться — горечь снова прокралась в моё сердце. А несколько дней спустся я получил имейл о том, что у человека, которого я проводил презрительным взглядом, от рака умер сын. Елена попросила меня написать ему письмо соболезнования. Ей пришлось просить три дня! После этого я плакал, т. к. понял, что моё сердце стало «холодным»! В мультфильме единственным средством против «холодного сердца» была любовь. Я понял, что мне надо снова «распять» мою горечь и принять решение прощать — особенно в тех моментах, где никто об этом не просит.

Я пишу, чтобы помочь всем тем, кто находится в ситуации, похожей на мою. Через то, что Бог проявил ко мне невероятную милость и терпение, я теперь ясно понимаю, что Ему пришлось отнять у меня всё, что я ценил чересчур высоко.

Как Навуходоносора, который «отлучен был от людей и ел траву, как вол», Бог невероятным образом смирял меня (за исключением питания травой), заставляя меня признать, что я ничто (Дан 4:33). Через «тяжесть» лишения всех моих лидерских обязанностей и большинства моих «друзей» я понял, что должен жить лишь для того, чтобы прославлять «Царя Небес» (Дан 4:34)!
Я благодарю Бога за Елену, чья горячая преданность и любовь направили меня к Богу и дали мне сил упорно идти до конца.

Я верю, что, для большей части нашего остатка — «учеников-ветеранов» — уныние стало избранным нами грехом, потому что наша «надежда» на величественную церковь, которая бы достигла всех народов, была «отложена на неопределенный срок» нашими же грехами! Как же нам покаяться в унынии — в самом проблематичном из грехов? Прежде всего необходимо распознать его в своей жизни. Затем нужно сдаться Богу и Его наивысшей власти и направить свои усилия на то, чтобы понять, что нам необходимо усвоить, то есть чего Он хочет от нас.

Я до сих пор довольно ярко помню учение с Карлосом Мехиа в ресторане Good Earth после того, как он посетил службу на открытие церкви в Лос-Анджелесе в мае 2007 года. В тот момент он поделился, что он посещал и проверял множество церквей и не мог примкнуть ни к одной из них, потому что он не мог оправиться от конца нашего старого братства и от отсутствия той заботы, которая там была. Наверное самым действенным отрывком из Писания для него стал Луки 5:31-32: «Иисус ответил им: — Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников». И здесь я рассказал Карлосу, что быть «больным» — значит быть «грешником», и «покаяние» делает нас «здоровыми» людьми. В ответ на это Карлос в тот же день покаялся в унынии — в своей духовной болезни — и в следующее же воскресенье он был восстановлен в Церковь!
Но сегодня, когда Карлос делится подробностями того воскресного дня, он просто говорит: «Я вернулся к своей первой любви!» Более того — сегодня Карлос ведёт Международную Христианскую Церковь в городе Сантьяго!

После преодоления уныния, разочарования и апатии, Карлос и Люси Мехиа сейчас ведут динамическую Церковь в Сантьяго, Чили

Будьте уверены, эту болезнь лечит не время, а покаяние! Будьте уверены, что вы покаялись в горечи, простите всех тех, кто когда либо нанёс вам обиду, или вы сами не будете прощены (Матф:18:23-25).
И так как уныние — это полный отказ радоваться благости Бога, будьте готовы к тому, что этот грех вернется и возьмет с собой семерых других смертельно опасных демонов, и это будет продолжаться до тех пор, пока вы полностью не возликуете в Господе. «Всегда радуйтесь в Господе, и я еще раз говорю: радуйтесь! Пусть все видят ваше доброе отношение к людям. Господь уже близко. Не заботьтесь ни о чем, но во всем, через молитву и прошение, с благодарностью сообщайте ваши просьбы Богу. Тогда мир Божий, превосходящий всякое понимание, будет хранить ваши сердца и умы во Христе Иисусе.
И наконец, братья, размышляйте о том, что истинно, благородно, справедливо, чисто, что приятно и восхитительно, о том, в чем есть добродетель, и о том, что достойно похвалы — пусть это занимает ваши мысли. Все, чему вы от меня научились, что получили от меня, что вы слышали или что вы видели во мне, — все это исполняйте. И Бог мира будет с вами.
Я искренне радуюсь в Господе тому, что вы вновь проявляли заботу обо мне. Да, вы заботились всегда, но у вас просто не было возможности показать это. Я говорю это не потому, что нуждаюсь в чем-либо, ведь я научился быть довольным в любых обстоятельствах.
Я знаю, что такое нужда и что такое изобилие, знаю, что значит быть сытым или терпеть голод, что значит жить в достатке и что значит жить в нищете. Я все могу в том, кто дает мне силу».
(Фил 4:4-13)

Могу даже победить уныние!
И пусть вся слава будет нашему Многомилостивому Отцу!

Кип МакКин

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *