Отношение Церкви к абортам очевидно для всех и нередко высказывается священниками и архипастырями в такой категоричной форме, что ни о каких «но» и «если» спрашивать даже в голову не приходит. Православная Церковь считает, что с самого момента зачатия мы имеем дело с личностью, пусть еще не развитой, но именно личностью, убийство которой осуждается со всей строгостью.

Зарождение новой жизни окутано тайной, и в этот момент нам, простым смертным, является «обыкновенное чудо» возникновения человека, чудо, которое, как ни старайся, невозможно объяснить ни генетикой, ни биологией, ни какими бы то ни было иными науками. На самой ранней стадии развития, в утробе матери, новый человек (эмбрион) чувствует боль и страх, что было доказано неоднократными научными исследованиями, испытывает радость или грусть (психологам посредством введения человека в гипнотический сон удается иногда получать информацию о переживаниях, испытанных исследуемым в материнском чреве).

Та горячность, иногда, возможно, чрезмерная, с которой священнослужители осуждают аборты, связана с дозволенностью оных нашим законодательством и неосуждением подобного рода «операций» общественным мнением. Итогом такой дозволенности становится повсеместное распространение абортов и то равнодушие, с которым зачастую принимается решение об аборте (на сегодняшний день 7 из 10 зачатых детей не рождается — не правда ли, ужасная статистика?).

В то же время это — убийство с отягощающими обстоятельствами из-за того небрежения и непочтения к Божественному чуду, являемому нам в виде новой жизни.


Аборт и православие

И, конечно, отдельного разговора заслуживает тот вред, который наносит аборт душам родителей ребенка, поскольку человек, решающийся на убийство собственного чада даже по недомыслию, повреждает свою душу в крайней степени. Как правило, в грехе аборта каются только женщины, что в корне неправильно. Если мужчина знал, что женщина собирается сделать аборт, и не воспрепятствовал этому, не отговорил ее или, что еще хуже, сам подтолкнул к такому решению, он так же повинен в убийстве ребенка. Не составляют в данном случае исключения и те безответственные мужчины, которые просто бросают забеременевшую женщину на произвол судьбы, отказывая не только в помощи, но даже в признании отцовства чада, — они тоже повинны в грехе. И, наконец, мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда забеременевшая незамужняя молодая женщина вынуждена «избавляться от ребенка» под давлением родителей, которые не только не предлагают помощи в сложной ситуации, но, напротив, всячески попрекают дочь тем, что она собирается взвалить на них (родителей) обузу в виде внука.

Зачастую женщина, забеременев, оказывается под огромным прессингом со стороны своих близких, которые всеми правдами и неправдами убеждают ее совершить аборт, и нередко именно это давление играет решающую роль в судьбе малыша. Посему возлагать ответственность за убийство на одну лишь женщину не всегда справедливо. Впрочем, каково бы ни было давление со стороны окружающих людей и мира в целом, аборт все равно не может быть оправдан.

Конечно, бывают в жизни ситуации, когда аборт становится «меньшим из зол». Иногда, например, в случае внематочной беременности, роды просто невозможны, и без аборта умрут и мать, и ребенок. Бывает и так, что роды угрожают жизни матери. Некоторые женщины решаются рожать и в таких случаях и нередко Божьей милостью выживают, несмотря на грозные предупреждения врачей. Но подобные ситуации происходят в жизни не так уж часто. Хотя даже в таких крайних случаях женщина обычно исповедуется в вынужденном грехе.

Но обычно причиной аборта становится просто нежелание рожать ребенка. Оправдания могут быть самые разнообразные: ребенок навредит карьере, у семьи мало денег на содержание нового члена, нет подходящей жилплощади и т.д.

Стоит ли говорить, что такие доводы оправдать убийство не могут. Даже в тех случаях, когда врачи предсказывают, что ребенок родится неполноценным, Церковь все равно противится аборту.

Во-первых, подобные предсказания оправдываются только в половине случаев.

Во-вторых, с точки зрения Православия, умственная или физическая неполноценность не является недостатком. Иногда умственно отсталые люди или физически убогие обладают кристальной душевной чистотой, сравнимой со святостью, и родители еще души спасти могут ходатайством своих «неполноценных» чад.

Кроме того, тяжесть заботы о неполноценном ребенке — это тот крест, который Господь посылает родителям, а следовательно, необходимая для спасения души ноша.

Если все же аборт совершен, то женщина должна в нем покаяться и исповедаться. По каноническим правилам Церкви женщина, совершившая аборт, отлучается от Причастия на 10 лет. Сегодня мало кто из священников прибегает к столь суровой мере наказания. Как правило, отлучение от Причастия ограничивается сроком в год, и кроме того, на женщину накладывается епитимья. При наложении епитимьи священник принимает в расчет обстоятельства, при которых был совершен аборт: если на то были какие-то серьезные причины, то епитимья может быть еще мягче.

«В случае, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь».

Галина Калинина «что играет мной?»

Аборт и церковь

Что такое аборт? Это искусственное прерывание беременности. Как правило, женщина решает сделать аборт на начальном сроке беременности, то есть тогда, когда она узнает о ней и решает, что эта беременность желанной не является. Как церковь относится к аборту? Аборты разрешены церковью или нет? Первая мысль, которая возникает при таком вопросе, это то, что церковь относится к абортивному вмешательству в женский организм негативно. Так ли это и что же действительно церковь думает по этому поводу?

Аборт с точки зрения церкви

Церковь против абортов, и это факт. С давних времен данный социальный институт расценивает прерывание беременности как особо тяжкий грех. Аборт, мнение церкви о котором отрицательно, приравнивается религией (главным образом речь сейчас идет о православии) к убийству. Почему в православии считается именно так? Дело в том, что зачатие ребенка – это Божий дар, именно по этой причине любое посягательство на жизнь плода есть грех, сравнимый с убийством уже живущего на Земле человека.

При этом важно заметить, что отношение церкви к аборту одинаково для всех сроков протекания беременности. Святой Василий говорит о том, что церковь не делает различия между еще не сформировавшимся плодом и тем, который является полностью жизнеспособным, то есть находящемся на позднем сроке своего развития. Иоанн Златоуст высказывался в отношении делающих аборт женщин, говоря, что они ведут себя хуже, нежели убийцы.

Аборт и церковь являются едва ли совместимыми, поскольку церковь считает осуществление абортов символом морального падения человечества и угрозы его будущему существованию. Та свобода, которая на сегодняшний день имеется у женщины в плане принятия решения касательно собственной беременности, церковью никак не может расцениваться позитивно.

Церковь также считает, что аборты наносят неоценимый вред не только современному обществу, но и самой женщине, которая этот аборт совершает. Это неоценимый урон духовному и физическому женскому здоровью. Кроме того, церковь считает своей прямой обязанностью осуществление протекции уязвимых живых существ, кем и являются нерожденные дети. Благословение на осуществление абортивного вмешательства не может быть получено женщиной ни в коем случае.

В церковь после аборта

Прощает ли аборт церковь? Это на самом деле зависит от ситуации. В первую очередь, нужно отметить, что таких женщин впоследствии церковь не отвергает. Они должны совершить покаяние путем молитвы и участия в так называемых спасительных Таинствах. Если во время протекания беременности возникает серьезная угроза женскому здоровью и необходимо по медицинским показаниям такую беременность прервать, церковь показывает свое снисхождение в данной ситуации. Особенно велика вероятность получения снисхождения в том случае, если у этой женщины уже есть дети.

В любом случае женщина должна пойти на процедуру исповеди после совершения аборта. Борьба с абортами, которые совершаются по причине отсутствия у женщины финансов и социальной защиты, должна вестись более активно в нашем обществе, потому что это действительно можно назвать проблемой.

Кто несет ответственность за совершенный аборт по мнению церкви?

Если отец семьи дал согласие на совершение аборта, он несет за это ответственность наравне с женщиной, которая и подверглась абортивному вмешательству. Если женщина совершила аборт, не сказав об этом супругу, такая ситуация может стать причиной для расторжения брака.

Кроме того, совершившим грех считается и доктор, который производил аборт. Церковь агитирует государство на то, чтобы доктора имело право отказаться совершать аборт по соображениями совести. Врач также должен нести полную ответственность за постановку женщине диагноза, который делает необходимым проведение аборта.

Отношение церкви к абортивной контрацепции

К совершению аборта в православии также приравнивается использование гормональных и внутриматочных контрацептивных средств абортивного действия, которые ведут к гибели плода в любой из периодов его развития, будь то эмбриональный, переходный или фетальный периоды.

Противозачаточный эффект таких таблеток в основном базируется на нарушении процесса имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Такой механизм считается абортивным и церковью расценивается как грех.

Духовные последствия аборта

С чем сталкивается женщина после проведенного аборта по мнению церкви?

  1. Неконтролируемые вспышки гнева и агрессии. После осуществления аборта женская психика как правило становится очень неустойчивой и меняется в худшую сторону. Женщина порой не может себя контролировать;
  2. Аборт ведет женщину к появлению страха за собственное будущее, особенно касательно деторождения;
  3. После аборта женщина не может полноценно доверять мужчине, а он, в свою очередь, теряет к ней уважение как к представительнице прекрасного пола. Таким образом, между супругами может развиться так называемый скрытый конфликт. Почему так происходит? Когда мать способна на совершение убийства по отношению к собственному ребенку, психически здоровый мужчина в глубине души не может понять этого;
  4. У женщины сильно падает самооценка. Женское начало является неоспоримым и предназначение женщины – это, в первую очередь, нести и продолжать жизнь на Земле. Когда происходит наоборот, стоит ли говорить о последствиях?
  5. Так называемый ранний аборт способен полностью искоренить в женщине чувство материнства. В будущем, если женщине удастся забеременеть и родить ребенка, ее отношение к нему можно будет расценивать как халатное;
  6. Когда женщина сообщает мужу об аборте и он соглашается на совершение такой процедуры, они теряют связь между друг другом. Супруги напоминают двух преступников, которые пошли на убийство своего собственного ребенка;
  7. Поскольку между матерью и плодом существует неразрывная соединяющая нить, при преждевременном извлечении из нее ребенка в ее теле и душе образуется пустота, которую нельзя ничем заполнить впоследствии.

Oсобую опасность аборта для здоровья представляют аборты при первой беременности.Статистика приводит ужасные цифры. 75 женщин из ста, которым поставлен диагноз «бесплодие» сделали аборт при первой беременности.

Не только словом, но и делом: Как Церковь борется с абортами

На днях на встрече со студентами-медиками Патриарх Кирилл в который раз поднял тему абортов. Он затронул сразу несколько важных проблем: нахождение абортов в системе ОМС, абортирование детей с подозрением на врождённые заболевания, моральный удар по врачу, делающему аборт, наконец, сокращение нашего населения в результате абортов. А чтобы не быть голословным, Святейший рассказал и о деятельности Церкви в преодолении этой проблемы.

Факт нахождения абортов в системе ОМС означает, что убийство детей воспринимается как обычная медицинская услуга, сопоставимая с любой другой лечебной процедурой, к тому же общедоступная и финансируемая из госбюджета. Мы убеждены, что люди, несогласные с абортами, каких очень много, не должны своими налоговыми отчислениями участвовать в финансировании этой нравственно порочной процедуры. Поэтому вывод абортов из ОМС должен стать значимым сигналом для всего общества,

— приводит слова Святейшего сайт Патриархии.

Патриарх уже не в первый раз выступает с подобным предложением — вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования. Впервые он предложил это в 2015 году. Тогда Предстоятеля поддержали Верховный муфтий России, детский омбудсмен, несколько депутатов, но Минздрав выступил против, и инициативу как-то спустили на тормозах. Аборты и по сей день имеют статус обыкновенной «медицинской услуги».

Такое спокойное отношение к аборту как к чему-то естественному и нормальному игнорирует все этические аспекты совершения этого действия. Как со стороны женщины, идущей на него, так и врача.

«Нет ни одной женщины, которая бы совершила убийство ребёнка во чреве и не переживала бы это событие как тяжелейший момент своей жизни. Аборт, независимо от того, как к нему относятся, совершается он по медицинским показаниям или нет, всегда сказывается на внутреннем и внешнем состоянии женщины. Эмоциональные и психические нарушения, чувство стыда и угрызений совести, тоски, безнадёжности — всё это часто вызвано тем, что женщина, даже убеждённая в правильности своего решения об аборте, осознаёт себя виновницей гибели ребёнка. Но аборт разрушительно сказывается не только на женщине, его совершающей, но и на тех, кто помогает ей сделать это. Совершение аборта противно самой природе врачебного служения. Тот, кто давал клятву сохранять и беречь человеческую жизнь, не должен отнимать её», — говорил будущим врачам Предстоятель Русской Православной Церкви.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: www.globallookpress.com

Именно поэтому многим не хочется говорить об абортах. Даже те, кто отстаивает «право на аборт», которое якобы есть у женщины, даже приводя сотни аргументов, всё же чувствуют где-то в глубине души неестественность этой процедуры. Ведь как ни крути, а это убийство, пусть даже маленького безмолвного существа.

Но самым дискуссионным, пожалуй, является вопрос совершения аборта в случае, если у будущего ребёнка врачи диагностируют тяжёлые врождённые заболевания или просто физические отклонения. Здесь многие говорят: зачем рожать больных детей, мучить и их, и себя? Но в этом вопросе скрыто ужасное лицемерие, которое Патриарх даже сравнил с идеологией фашистской Германии:

«Убивая плод, который в чём-то неполноценен, мы убиваем инвалида. Так делал в истории только Гитлер — у него жить должны были только здоровые. В чём он виноват? В том, что у него ручки и ножки не так работают? Подправлять человеческую расу только потому, что из эмбриона не получится хороший акробат, — это преступление против человечности».

Почему мы готовы с пеной у рта отстаивать права инвалидов, доказывать окружающим, что они такие же люди, но готовы умертвить ребёнка, если врач диагностирует какую-то болезнь? Более того, врачи нередко ошибаются: говорят, что родится инвалид, а рождается в итоге здоровый ребёнок.

Показателен в этом смысле пример руководителя фонда «Женщины за жизнь» Натальи Москвитиной — многодетной мамы, которую очень настойчиво отправляли на аборт. Наталья забеременела сразу после рождения второго ребёнка. Сначала врачи приняли новую беременность за полип, а когда оказалось, что это всё же эмбрион, ей заявили: зачем тебе рожать, у тебя и так двое. Москвитина — женщина верующая и принципиально отказалась от аборта. Тогда врачи обратили внимание, что после родов Наталья принимала антибиотик, который не совместим с беременностью и вызывает грубые патологии плода. Но этот аргумент также не убедил женщину. В итоге она родила абсолютно здоровую девочку.

Аборт: Личное дело женщины или проблема государства

Увы, не все такие, как Наталья — многих давление врачей «добивает», и они соглашаются на страшный шаг. Конечно, в последние годы число абортов неуклонно уменьшается, но всё равно остаётся довольно большим. Так, в 2017 году было совершено, по данным Минздрава, 627 тысяч абортов. При этом у Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) цифры больше — 779 848, то есть почти 780 тысяч абортов за 2017 год. Эта цифра сравнима с населением таких городов, как Тюмень, Саратов или Краснодар. Представьте, что лишь за год они бы полностью вымерли… Аборты — катастрофа примерно такого же уровня. По самым скромным оценкам, с 2010 по 2017 год они унесли жизни 7 млн 600 тысяч неродившихся детей — и это при условии, что в результате каждого аборта убивался лишь один эмбрион (в реальности, конечно, их могло быть больше).

Может создаться впечатление, что противники абортов борются с ними только на словах. Но нет: предупреждая подобные претензии, Патриарх Кирилл на встрече со студентами-медиками рассказал и о вкладе Церкви в поддержку женщин, вставших перед выбором — делать или не делать аборт.

«Когда мы начинали большую программу работы с нашим народом по преодолению трагедии абортов, возник, естественно, вопрос: а что мы можем сделать? Посещая епархии, регионы, встречаясь с епархиальными архиереями и губернаторами, я стал просить их, чтобы на основе церковно-государственного партнёрства в каждом регионе создавались дома для мамы, убежища, куда женщина, которая отказывается делать аборт (в том числе под влиянием церковной проповеди), могла бы прийти и пожить там. Причём жить столько, сколько необходимо, чтобы ребёнок встал на ноги, чтобы ей была предоставлена возможность трудиться или, по крайней мере, чтобы ей было обеспечено трудоустройство в будущем. Я благодарю и гражданских руководителей, губернаторов, и правящих архиереев, что мои пожелания были услышаны.

Фото: fizkes / .com

В 2011 году в Москве был открыт первый Центр гуманитарной помощи службы «Милосердие», место сбора и распределения вещевой помощи нуждающимся. Этот центр стал показательным примером: в нём был зал выдачи помощи, организованный по подобию магазина, место разбора вещей, склад для их хранения. В 2016 году состоялся первый общецерковный сбор средств на нужды беременных женщин, находящихся в кризисной ситуации. Целью этого сбора было оказание материальной помощи беременным и женщинам с детьми в рамках развития сети церковных гуманитарных центров, практически складов, на территории всей России. Было собрано 39 млн руб. На эти средства было открыто более 100 таких центров. Сегодня в России действует 160 центров гуманитарной помощи беременным, где они получают самое необходимое: одежду, продукты питания, средства гигиены, детские коляски, кроватки и многое другое. Только за 2017 год помощь в центрах получили более 16 тысяч человек», — рассказал Патриарх.

Также, по его словам, за последние семь лет при участии Церкви было открыто 57 приютов для беременных и женщин с детьми. В 2019 году планируется открыть ещё 13 таких приютов, а также 50 центров защиты материнства. То есть Церковь реально помогает женщинам, которые решаются на аборт из-за отсутствия средств к существованию, она помогает его избежать.

У православного человека вообще не должен возникать вопрос о том, зачем рожать ребёнка, если не на что его прокормить. Выход можно найти в любой ситуации — где-то помогут родные, друзья, Церковь, просто счастливый случай. Ведь сказал же Христос в Евангелии: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12:22-24). Вот и не стоит «предугадывать» будущее, в котором ребёнка «не получится прокормить». Всё получится, если захотеть.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *