Он был болен. Смертельно. Гламированный нефрит — тяжелейшее заболевание, при котором усыхают почки, лопаются сосуды, — отсчитывал его последние дни на земле. В 4-й минской больнице супруге сказали: забирайте домой, не жилец он. А они, так любившие друг друга, еще и не нажились вместе: ему ведь только 33 года, вся жизнь, казалось, впереди. Начали искать путь к исцелению, любой. Кто-то подсказал, что тут может помочь йога, ею занимается некий Борис Ганаго (ныне это известный детский белорусский православный писатель, автор и составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста, организатор и преподаватель в минской епархиальной школе катехизаторов, лауреат государственной премии в деле духовного возрождения Беларуси, руководитель объединения литераторов «Духовное слово»).

На дворе стоял 1976 год. Борис Александрович тогда работал на телевидении, в молодежной редакции. «Я помню, как позвонил человек, не известный мне, потом я узнал, что звонивший Василий Васильевич Дубойский в державной иерархии играл не последнюю роль, был работником Совмина, точнее — цензором в управлении по охране тайн в печати. А я только-только пришел к вере. Он еще не знал этого. Я ему признался, что йогой я уже не занимаюсь и считаю это ложным направлением. «Ну, извините»… Через какое-то время опять звонок от него же: «Я слышал, вы занимаетесь сыроедением?» — «Да, занимался». Василий Васильевич попросил помощи, потому что врачи перед его болезнью оказались бессильны. …И вот появляется — бледный, вернее желтый, худой. Подуй на него, он и упадет. Еле-еле на ногах держится. Краше в гроб кладут, подумалось мне тогда. А себе я дал слово: «Ты, Борис Александрович, помни, это цензор! Ни слова про Бога! Полетишь, как миленький». У меня ведь жена, дети. Но меня ж распирало делиться! Я каждому встречному рассказывал о своем открытии — о Боге, это ж невозможно удержать! А Василий Васильевич воспринимал все с такой жадностью, впитывал как губка, если дело касалось каких-то идеологических новаций для него. У меня был архив всевозможных случаев: таинственные явления человеческой психики, необычайные совпадения, загадки природы, птиц, животных — уйма всего — я, пока искал Бога, лез во все сферы и всякие вырезки сохранял. И ими делился. На этом уровне я ему что-то стал рассказывать. Он просто как ребенок все воспринимал, с благодарностью, так бережно относился ко всему, что я ему давал читать, что я не выдержал и заговорил про Бога».

«Заговорив про Бога», Борис Александрович как-то раз обронил жестокие, но целительные, как оказалось, слова: «Что ж такое ты натворил в своей жизни, что в 33 года Господь тебя забирает?!». Это фраза перевернула всего Василия Васильевича Дубойского. Она буквально взорвала его. Он стал отматывать назад всю свою жизнь, как кинопленку, ретроспективно, вспоминать скрупулезно, шаг за шагом, свои поступки, слова, подвергая анализу прожитые дни на земле. И конечно, нашел ответ на вопрос Ганаго: будучи инспектором райкома партии Лунинецкого района, он, 25-летний, отдал приказ срубить православный крест. Желающих не нашлось. И тогда он вместе с председателем этот крест срезал…

Колоссальная внутренняя чистка подкреплялась работой сердца и ума — Борис Ганаго стал давать уже не вырезки про «очевидное-невероятное», а перепечатанные на машинке им с женою книги — духовную литературу. «Книги привозили из Москвы, — рассказывает Борис Александрович, — супруга моя, Любовь Ивановна, приобрела пишущую машинку, и я перепечатывал их, ударяя по клавишам так, будто расстреливал бывшее свое мировоззрение. Эти перепечатки я стал давать Василию Васильевичу. Что было! Как он это проглатывал, как продумывал, как вынашивал! Это было потрясение, прозрение! Он что-то выписывал. Очень серьезные богословские работы, которые были запрещены, основательно изучал».

Результат был потрясающим: «лучший цензор» Василий Дубойский, чей портрет висел на доске почета, написал в партком заявление о том, что не может больше находится в партии по причине новых взглядов — веры в Бога. «Парторг, прочтя, посоветовал: «Забери! Что у тебя в голове, никто не знает. Верь сколько хочешь, только помалкивай в тряпочку. А то и нам достанется! Как просмотрели?! Где ваша идеологическая бдительность? Столько лет на такой должности! Забери, забери!» — «Нет, не заберу!» — «Ну, дорогой, пеняй на себя». — «Как Бог даст!»» — описал много позже эту историю Борис Ганаго в рассказе «Стрелочник», посвященном семье Дубойских.

Узнав о безумном поступке мужа, супруга, в то время отдыхавшая в санатории, стремглав помчалась-полетела спасать любимого. Больше всего она боялась психиатрической лечебницы, ведь с помощью карательной психиатрии в те годы расправлялись с непокорными и неудобными. «Только не «Новинки», только не «Новинки»!» — пульсировало в голове Янины Ивановны. Пошла на поклон в вышестоящие кабинеты, просила, ручалась, защищала как могла. А дома бушевала: «Никому ни слова! Понял?! Никому! — рассказывает Борис Ганаго в «Стрелочнике». — Ну, посуди сам, куда ты пойдешь, куда-а-а?! Ведь ничегошеньки делать не умеешь, лишь инструкции выполнять — и все! Так куда же ты? Да еще со своим здоровьем? А какой скандал будет! Какой скандал! До ЦК дойдет! Еще бы — бывший райкомовец, цензор республиканских изданий в церковь ходит! Как миленького из партии попрут. Мало того, в психушку упекут, статью пришьют! Ох, горе мое горькое… — она не могла сдержать слезы. — Да и меня с работы выставят. Я же работник исполкома»…

Стараниями любящей жены застенок «психушки» удалось избежать. Увольнения через «Новинки» миновал. Но уйти с работы в Совмине пришлось — так было велено. Начались мытарства с работой. Имея два высших образования, Василий Дубойский теперь приобрел и клеймо, с которым устроиться на приличную работу стало невозможно. С его слабым, практически отсутствующим здоровьем, пошел работать на железную дорогу стрелочником. Жена, хоть и категорически не разделявшая его взгляды, но бесконечно любившая своего мужа, помогала ему чем могла. «Еще затемно она добиралась к сторожке в шубке с меховым воротником, в сапожках на высоких каблучках и пыталась разгребать сугробы, — читаем в «Стрелочнике» Бориса Ганаго. — Однажды за таким занятием и в таком виде на переезде ее увидело начальство: «Здравствуйте! Что вы тут делаете?»»… Милостью Божией, не иначе, ее оставили на работе. Янина Ивановна занимала руководящую должность в исполкоме — была начальником инспекции по налогам. Преподавала в нархозе. Мужу же работу пришлось сменить. Он пошел истопником в котельную. Но и тут отсутствие здоровья не позволило задержаться надолго.

Много позже Митрополит Филарет вызвал к себе Янину Ивановну: «Что ты мужа мучаешь? Ты же видишь, он Божий человек! Давай мы его рукоположим»… Но она была непоколебима. И тут вдруг слова от владыки: «Сама матушкой будешь». «Я??? Никогда!!!». А Василий Васильевич, чтобы быть ближе к Богу и церкви, пошел сторожем в храм.

До потепления в отношении к Церкви прошло долгих 14 лет. «Я помню, когда произошел этот перелом, завеса была снята в 90-е годы. Помню, в доме офицеров был какой-то вечер, куда приехали люди из Москвы — писатели, артисты. Это было первое подобное мероприятие, и было так необычно — говорить с трибуны о вере», — вспоминал много позже отец Василий Дубойский.

Однажды Митрополит пригласил группу людей, в том числе и Бориса Ганаго, и сказал: «Батюшек не хватает, надо открывать воскресные школы, возьмитесь вы». Как отказать? Директором школы был назначен священник Георгий Латушко, клирик Свято-Духова собора, где трудился сторожем Василий Дубойский. Учитывая педагогическое образование Василия Васильевича и знания, приобретенные им в духовном училище, отец Георгий привлек и его.

«Когда начинались наши занятия в воскресной школе, было даже страшно, что можно теперь открыто говорить о своей вере. Мы так спешили на эти занятия с детками, так горели этим», — рассказывает отец Василий. Он принимал самое активное участие в молебнах, которые служились у стен Петро-Павловского собора, где в то время располагался государственный архив. Итогом молитв, прошений, хождений по инстанциям стало возвращение старейшего храма Минска Православной Церкви. Настоятелем в собор Петра и Павла был направлен отец Георгий Латушко, туда вместе с ним перешел и Василий Васильевич.

«Как-то получилось — время требовало — появилась необходимость проводить беседы о вере, духовной жизни. Это было благословлено делать в том числе и мне, самому недоучке, — рассказывал он. — Люди так нуждались в живом слове! Книг не было. Мне Закон Божий прислали из-за границы, из Зарубежной Церкви. Потом, по просьбе верующих нашего храма, я ездил в Суздаль, там был храм Зарубежной Церкви, и покупал в нем книги. Такой был голод по пище духовной. Помню, отцу Георгию по его дружеским каналам прислали Новый Завет из-за границы — несколько пачек. Мы их раздавали желающим, словно кормили людей изголодавшихся, пищу раздавали…

Помимо преподавания в воскресной школе, было у меня послушание уставщика. Пришлось петь и читать на клиросе. Но с чего начать, у кого учиться? Только по книгам. Чтецов не было своих. Не могли читать по-церковнославянски. Прямо на ходу учились. По слогам буквально читали. Иногда начинали петь литургию с двумя старушками — Александрой и Марией. Нот они не знали, пели по слуху. Старались придерживаться устава по возможности. Хотя это было не так просто. Но был подъем, и хотелось делать все как надо, как положено, как правильно».

Исповеднический подвиг, творимый на глазах жены почти два десятилетия, смягчил наконец ее сердце. Она дала согласие, и в 1994 году Василия Дубойского рукоположили: сначала в диакона, и в том же году — в священника. В то время при Петро-Павловском соборе организовывалось братство во имя архистратига Михаила. Отцу Василию поручено быть в нем казначеем. Он носил сумку, ящик, в который бросали пожертвования. «Старался не воровать, — шутит батюшка. — Первые жертвы я помню, так это было радостно, приятно, что люди жертвуют. Были найдены архивы о Покровской церкви, разрушенной в 1936 году в Крупцах, и о чудотворной Крупецкой иконе Божией Матери, бесследно исчезнувшей во время Великой Отечественной войны. Я с большой радостью присоединился к идее восстановить разрушенную святыню и построить здесь, в Крупцах, храм. По благословению владыки в июле 1997 года я был переведен сюда и на служение».

С тех пор и по сей день отец Василий Дубойский служит в Покровском храме. Тогда, 37 лет назад, когда цензор Василий Дубойский умирал от страшной болезни, он просил Бога сохранить ему жизнь, чтобы дать время для покаяния. Очевидно, что Господь ему сказал в ответ: «Иди и не греши больше, чтобы не случилось с тобой худшего». Он дал слово Богу, что будет молиться всю жизнь, служить Ему и людям. Он служит. Любому, кто перед ним оказывается. И глядя на батюшку в его 70 лет, те, кто видел его в 33, только и могут сказать словами Христа: «Вера твоя спасла тебя».

Традиционно в весенние пред Пасхальные дни в Жлобинском благочинии прошел районный этап областной олимпиады по Основам православной культуры. Он состоялся 20 апреля на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 12 г. Жлобина». В этом году олимпиада была посвящена 180-летию Полоцкого собора.

Великое, как известно, познается в отдалении. Проходят годы, и время испытывает на прочность дела человеческие. И чем дальше в прошлое уходит Полоцкий Собор 1839 г., тем более очевидным становится его значение. И сегодня особенно важно говорить о значении Полоцкого Собора в истории Православия на белорусской земле.

Олимпиада помогает выявлению у обучающихся интересов и развивает творческие способности в области освоения истории и культуры православия; вовлекает учащихся в научно-исследовательскую деятельность в области истории и культуры православия; создает условия для поддержки одаренных детей; содействует в профессиональной ориентации; способствует духовно-нравственному и историко-патриотическому воспитанию обучающихся и др. Очень важно и даже почетно попробовать в ней свои силы.

В актовом зале школы собрались участники олимпиады вместе со своими наставниками. С напутственным словом обратился клирик храма Святой Живоначальной Троицы г. Жлобина иерей Павел Кулиш, ответственный за работу отдела образования и катехизации в Жлобинском благочинии. Батюшка подчеркнул важность приобщения к богатому наследию православной культуры, пожелал постоянно пополнять знания, развивать способности.

Торжественное открытие олимпиады продолжили учащиеся младших классов государственного учреждения образование «Средняя школа № 12 г. Жлобина» с приветственным танцевальным номером.

В олимпиаде приняли участие учащиеся 4 – 6 классов – 29 человек и 7 – 8 классов – 26 человек.

Соревнование проводилось в разных возрастных группах. Победителями в 1 группе стали Лисовский Владислав (Пиревичская средняя школа, 1 место), Терешков Александр (Пиревичская средняя школа, 2 место), 3 место поделили Рабок Макар (Гимназия № 8 г. Жлобина) и Смоляков Виктор (Средняя школа № 6 г. Жлобина).

Победителями в 2 группе стали Макаренко Кирилл (Гимназия № 8 г. Жлобина 1 место), Дмитренко Мария (Пиревичская средняя школа, 1 место), которые поделили 1 призовое место, Лежайко Виктория (Пиревичская средняя школа, 2 место), Потапчик Евгений (Гимназия № 8 г. Жлобина 3 место). Победители примут участие в областном этапе, который пройдет в мае месяце.

Отец Василий (Жлобин): как принимает, как добраться? Храм Святой Живоначальной Троицы — г. Жлобин, Гомельская область

Куда православный человек идет со своими бедами и заботами? Конечно же, в храм. Глядишь, свечку поставит верующий, к иконе приложится, попросит о заветном — и наладятся дела. Однако иногда проблемы будто преследуют человека, на смену одной беде приходит другая и обычной молитвой тут уже не справиться. В этом случае православные обращаются к старцам, которые могут творить настоящие чудеса во имя Господа и с Его благословения. Если вас тоже никак не покидают несчастья и болезни, то попробуйте съездить в белорусский город Жлобин. Отец Василий служит в местном храме много лет и принимал самое активное участие в его восстановлении. О нем народная молва расскажет многое: этот старец может лечить, помогает бесплодным парам обрести счастье, став родителями, наставляет и избавляет от многих бытовых проблем. Кажется, что нет ничего, чего бы не мог сделать с молитвой этот удивительный священнослужитель. Что в рассказах об отце Василии правда, а что вымысел? Сегодня мы обязательно расскажем об этом в статье. Также поведаем читателям о храме Святой Животворящей Троицы, где и служит протоиерей Василий.

Советские годы

Тридцатые годы прошлого века открыли новую страницу в истории храма. Она наполнена трагическими событиями и запустением, что, впрочем, свойственно многим соборам в период борьбы с верой в Бога.

Последний настоятель храма светской эпохи Адам Жинович был арестован в тридцать втором году двадцатого века. Его отправили в ссылку, а новый священник для ведения службы так и не нашелся. Здание церкви стало постепенно приходить в запустение. Старики сокрушались, что место, в котором с одиннадцатого века собирались православные, теперь превратилось в советский архив.

Отечественная война стала чередой печальных событий для собора. Его купола были видны за многие километры, и фашисты приноровились, ориентируясь по ним, вести огонь по городу и позициям красноармейцев. Чтобы запутать врага, было принято решение взорвать древний храм. Однако сделать это было нелегко, русские мастера всегда строили церкви по особой технологии, поэтому разрушить стены даже направленным взрывом было крайне сложно. Солдатом понадобилось три закладки, чтобы обрушить купола. При этом стены остались на месте практически в нетронутом виде.

Но после окончания войны полуразрушенный собор стали постепенно разбирать по кирпичику люди. Они остро нуждались в строительных материалах для восстановления своих, уничтоженных бомбами, жилищ, и никто не гнушался в этих целях брать камни со стен бывшего храма.

К девяностым годам от когда-то красивого древнего строения остались только жалкие остатки, мало напоминающие храмовый комплекс.

Несколько слов об отце Василии Пилипенко

Молва о чудесах, которые творит этот человек, уходит далеко за пределами Беларуси. Однако о самом Василии Пилипенко простые люди знают крайне мало, но в интервью он охотно делится подробностями своей жизни до вступления в должность настоятеля храма.

В Жлобине отец Василий служит уже двадцать лет, но его путь к Богу был не таким уж и простым. Он рассказывал, что сам никогда не считал себя истинно верующим человеком. Но каждый день видел, насколько трепетно относятся к Господу все члены его семьи. Василий Пилипенко рос среди людей, которые посещали церковь не только по праздникам. К примеру, сестра его бабушки была монахиней. А сейчас на этом поприще служит племянница настоятеля, а его брат стал священником.

После окончания школы юный Василий даже не помышлял о том, что свяжет свою жизнь с Богом. Он пошел в армию и как многие юноши того времени попал в Афганистан. Войну он прошел без ранений, но всегда говорил, что это Господь берег его для другой миссии. Однако понять это в двадцать лет ему было еще не суждено.

Дар отца Василия

Почему именно в Жлобин едут люди со всего бывшего постсоветского пространства? Они рассказывают, что местный настоятель может творить молитвой буквально чудеса. К нему едет тогда, когда жизненные проблемы превращаются в настоящее бедствие для семьи.

Именно тогда стоит собираться, набирать телефон отца Василия в Жлобине и договариваться о встрече. Местные жители рассказывают, что принимает настоятель абсолютно всех и каждого. Причем иногда он выходит и сам указывает на людей, которые очень сильно нуждаются в помощи и не могут долго ожидать в очереди. Семьи с детишками тоже принимаются священником в первую очередь.

Люди, которым настоятель уже помог, пишут, что у него просто невероятная сила и дар. Одним взглядом он считывает с человека всю информацию и заглядывает в его душу. Даже без заданного вслух вопроса, отец Василий говорит, зачем вы сюда приехали. Одних он наставляет, других исцеляет, а за третьих молится и их жизнь чудесным образом выправляется.

Многие семьи приезжают в Жлобин с проблемой бесплодия, а через несколько месяцев после визита сюда звонят священнику с благодарностью и рассказывают о наступлении долгожданной беременности.

Народная молва гласит, что нет такой беды, в которой отец Василий не мог бы помочь. Однако не стоит ехать к нему с пустяковыми житейскими проблемами. В этом случае он может и пожурить, ведь вокруг столько людей, которые действительно нуждаются в помощи.

Отец Василий (Жлобин): как принимает

В первую очередь тех, кто планирует отправиться в Троицкий собор, интересует, по каким дням настоятель ведет прием граждан и как на него попасть.

Чаще всего отец Василий принимает прихожан в субботу и воскресенье. Многие приезжают в храм ранним утром, но даже в это время у приемной комнаты, уже скорее всего, будет стоять очередь. Посетители выстраиваются на улице и зачастую ожидают общения с настоятелем несколько часов. Прием начинается после полудня и длится до последнего человека.

Многих священник сам подзывает, независимо от его места в общей очереди. Однако не забудьте перед поездкой позвонить отцу Василию. На звонки отвечает он сам либо матушка. Известны случаи, когда он наставлял некоторых людей и по телефону. В этом случае приезжать в храм было уже не нужно.

Перед визитом в Жлобин лучше исповедаться и причаститься. Если вы отправляетесь в путь по причине бесплодия, то учтите, что помогает батюшка только венчанным парам. Поэтому не тратьте времени зря и тщательно подготовьтесь к поездке.

07.09.2011

Протоирей Василий ПИЛИПЕНКО: «У меня нет силы без Бога»

Вот уже 20 лет к настоятелю Жлобинского Храма Святой Живоначальной Троицы, протоиерею Василию Пилипенко стекается народ со всей Беларуси, а также ближнего и дальнего зарубежья. Люди приходят к нему со своими житейскими проблемами, печалями и болезнями, а уходят просветленными, с пониманием того, как и где искать выход из сложившейся ситуации. Нам посчастливилось встретиться с этим человеком и поговорить о его даре исцеления, переживаниях, взглядах на жизнь, церковные таинства и народные традиции.
–­ Для начала хотелось бы больше узнать о Вашей жизни, семье и о том, как Вы пришли к церкви.
­– В молодости я не был таким уж верующим человеком. Хотя с
детства перед глазами были примеры бабушки, дедушки и матери, которые всегда были при церкви. Сестра моей бабушки была монахиней. Вот и сейчас – племянница в монастыре, а брат ­ священник в Добруше. Как и все, учился в школе, потом была служба в армии. И лишь после этого ко мне пришло понимание веры. Жизнь складывалась по-разному. А сейчас мне, слава Богу, шестой десяток идет. Пятеро детей. Старшей дочери 30 лет, а младшему сыну ­15.
­
– Отец Василий, как Вы считаете, в последние десятилетия люди повернулись к Богу осознанно?Или это дань моде?
–­ Были в истории церкви трудные времена, когда люди боялись лишний раз войти в церковь. Но православие никогда не умирало. Как говорит Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Церковь, возродившаяся в конце ХХ века после десятилетий гонений, находится лишь в самом начале пути». Растет количество приходов, повышается уровень образования духовенства, появляются замечательные церковные учреждения, воскресные школы и другие организации, которые помогают современным людям приходить ко Христу. Поэтому вера начинает занимать определенное место в жизни нашего народа. Но только тогда, когда большинство людей станут вести христианский образ жизни, мы сможем со смирением сказать Господу: «Мы рабы неключимые и сделали то, что должны были сделать».
–­ Когда заходишь в некоторые храмы, возникает ощущение, что туда заглядывают случайные люди. Со стороны это выглядит так, будто человек пришел в храм, чтобы формально зарегистрироваться: поставить свечку, попросив чего-то взамен, и дальше пойти по своим делам. Вы не считаете, что это говорит о слабой вере нынешних людей?
­– Есть немало храмов, расположенных в людных местах. И у многих проходящих рядом, конечно, возникает мысль зайти, посмотреть. Но, знаете, пусть лучше они хотя бы так прикоснутся к Богу. На первый раз. А во второй их уже самих туда потянет. И из захожан они станут прихожанами. К сожалению, не все люди понимают, что нужно просто сделать шаг навстречу к Богу, а не устраивать торги: «Господи, я хожу в храм, а ты мне здоровье дай. Я поставил свечку, а ты мне за это получку дай больше». А ведь свеча – это жертва человека. Вы можете положить рубль на церковь, а можете за него свечку или иконку купить. И это будет означать, что вам дали ее в дар. Вам может и не заметно со стороны, но при каждом храме есть община, жизнь которой не ограничивается одним лишь богослужением. Общие трапезы, паломничества, воскресные школы с регулярными праздниками для детей и многое другое способны наполнить жизнью каждый храм. И приобщиться к такой жизни может каждый.
–­ Согласны ли Вы с утверждением: лучше быть приверженцем хоть какой-то христианской конфессии, чем вообще ни во что не верить?
­– Это очень спорное суждение. Ведь искренняя вера полностью меняет жизнь человека, перестраивает его мораль. Очень многие секты называют себя христианскими. Завлекая в нее людей, сектанты лишают их имущества, психического и физического здоровья, отдаляют от семьи и друзей. А правильная вера – одна. Лучше не менять своих истоков, а следовать тому, где были твои родители.
–­ На российском телевидении не так давно был сюжет о том, что женщина, относящаяся к секте «Свидетели Иеговы», подала в суд на врача, который во время операции по жизненным показаниям был вынужден сделать переливание крови ее сыну. Сегодня она предъявляет претензии этому доктору в суде, потому что считает, что он не должен был этого делать, так как Библия запрещает подобное. Разве это так?
­ – Вы ведь сами сказали, что это секта. Этим все сказано. От их теорий уже пострадало немало людей. Если протянуть линию от времен Христа до нынешнего православия, то она нигде не оборвется. А если взять многочисленные секты, видно, что очень многих звеньев просто не будет хватать. Но каждому нравится свое. Главное – чтобы не было насилия. Тут можно вспомнить тех же экстрасенсов, знахарей и лекарей. Они были всегда. Но самое страшное то, что они вредят. Например, тогда, когда у человека онкология и ему еще можно помочь. Ведь у современной медицины огромный опыт, который накапливался не один год. А человеку говорят: «Ты лечись вот этой травкой…». Сердце обливается кровью, глядя на 22­-летнюю девушку, у которой рак поджелудочной. И она, вместо того чтобы обратиться к докторам, травки всякие принимала и поэтому упустила драгоценное время. Если человек идет к служителям различных оккультных наук или к «бабкам», то совершается страшный грех против первой заповеди Божией и при этом заключается ужасная сделка: путем приобретения здоровья тела душа такого неосторожного человека продается дьяволу, а в вечной жизни несчастного ждут страшные муки, если он не исповедует этот грех. Церковь всегда благословляла обращаться за помощью только к врачам, искусным в медицинской науке. Если больной уклонялся от лечения у врача, беспечно уповая на самоисцеление, Церковью это вменялось в грех –­ грех риска здоровьем и жизнью, являющимися Божьим достоянием. Я и сам обращаюсь к врачам, и у святителя Василия Великого тоже был врач.
–­ А с какими еще заблуждениями прихожан Вам приходилось сталкиваться?
–­ На каждом шагу!У церкви есть таинства, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать, спасительная сила Божия. А есть и народные традиции, граничащие с суеверием. Например, когда во время венчания начинают полотенца расстилать. А ведь это искажение таинства. Или черная кошка, перебежавшая дорогу. Или стаканчик с водой на окне в доме недавно умершего человека, который, якобы, должен там стоять сорок дней. А некоторых волнует вопрос: как устанавливать крест на кладбище – в изголовье или в ногах. В разных местностях существуют разные традиции. И когда священник начинает говорить о том, как правильно, люди делают вывод, что он плохой и ничего не смыслит в этом. Но воспринимать это нужно спокойно. На душу человека этот крест никак не влияет.
–­ Вам не кажется, что многим эти традиции заменяют истинную веру?Многие церковные бабушки очень болезненно реагируют на длину юбки, рукава рубашки и отсутствие платка на голове у впервые зашедшей в храм девушки…
–­ На этих бабушек даже увещевания священников редко действуют. Некоторым традициям люди следуют от безграмотности. Какими бы мы себя городскими не считали, но корнями мы уходим в деревню, а там всегда были сильны различные суеверия… Но они не могут заменить истинную веру и церковные таинства. Потому что это формула неизменная. А что касается платка, то есть церковные традиции, ведущие свое начало от Священного писания и Апостолов. Апостол Павел в 1­-ом послании коринфянам пишет: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая». В русском языке слово «опростоволоситься» стало синонимом глагола «осрамиться», сделать что-то нелепое, а то и неприличное. Изначально же так говорили о женщинах, вышедших из дому «простоволосыми», с непокрытой головой. Это считалось постыдным.
Надо заботиться о своей душе и делать это правильно. Например, купили вы кофту. Чтобы бы она долго вам прослужила, фабрика­изготовитель напечатала на этикетке: «Стирать при температуре не выше 40 градусов». А вы один раз при 90 градусах постирали, второй, а на третий она испортилась. Это потому, что вы нарушили инструкцию. Так и наш творец. Он создал человека по образу своему и тоже дал ему «инструкцию». Это Евангельские заповеди. Нужно соблюдать их, чтобы жить в мире, чистоте и гармонии. Если же нарушаешь «инструкцию своей эксплуатации», то появляются болезни.
–­ Но ведь сегодня масса примеров того, как «бабки» своими молитвами вылечивали икоту, грыжу и другие болезни. Как Вы считаете, они хорошо поступают?И можно ли к ним обращаться?
–­ Если бабка читает церковные молитвы, то это хорошо. Но вспомните, ведь и у фашистов на пряжках было написано «С нами Бог», и что они творили. Нужно отличать Церковь, с ее спасительными дарами, и магию, колдовство и прочие бесовские дела. Многие «целители» одинаково легко и безответственно оперируют в своей практике и колдовскими обрядами, и, якобы, церковными традициями. Подобные «целители» не стоят даже на пороге Церкви. Это в большинстве своем очень прагматичные, хитрые люди. А элементы церковного культа им нужны для того, чтобы у человека создалась иллюзия, что над ним совершаются обряды, соответствующие духу Православной Церкви. Вы же не знаете, какими именно молитвами вас полечит эта бабка и к кому она в них будет «обращаться». И какой ценой потом вам достанется это здоровье, вы до своей кончины так и не узнаете. Что вы взамен отдадите – еще неизвестно… Помните, Пушкин писал про говорящего кота, лешего и русалку, сидящую на ветвях. И в 50­х, 60­х годах прошлого века часто можно было слышать рассказы людей, лично встречавших лешего во время лесной прогулки. Или утверждения «очевидцев», что русалка утянула рыбака на дно. Сейчас мы уже не слышим этого. Но дьявольские ухищрения не отстают от времени. Он придумал новые страшилки, чтобы запугать человека и проникнуть в душу. На смену лешим и русалкам приходят космические аппараты и летающие тарелки. Против русалки современный человек найдет оружие и лешего не испугается. А вот когда над вами завис огромный летающий аппарат с огнями – это страшно. Главное – запугать людей, тогда с ними можно делать что угодно. Эти знахари рассказывают человеку, что на него навели порчу, сглазили и так далее. После этого у него появляется страх. Он теряет свою волю и забывает, что зависит от Бога, а не от дьявола. Человек может сам себе помочь. Для этого нужно покаяться, утихомирить свою гордыню и примириться с Богом. И самому молиться, не дожидаясь, когда это сделает бабка. Ко мне, как и к другим священникам, приходят люди. Я каждый день вижу, как люди получают облегчение от своих болезней. Так что же мне теперь, собрать людей, которые мне доверяют, и объединить их в секту?.. Но я понимаю, кто мне и другим священникам дает силы врачевать тела и души. Если Бог от меня отвернется, то кем я стану?
–­ Но ведь есть плохие люди, которые могут «навести» беду?
–­ Не бывает таких людей. Все мы созданы по образу и подобию Божьему. Только погода бывает плохой. Человек лишь бывает «уютный» и «неуютный». С одним вам приятно общаться и день, и два, а другого вы и минуты не можете выдержать. Не нужно быть суеверным. Люди приходят ко мне и рассказывают, что им земельку подсыпали у порога, порчу навели, заклятие наложили или еще что-то. Ну, насыпали землю, и что?На человека это не влияет. Если бы влияло, то земля уже давно бы уже обезлюдела.
­
– Наверное, не каждому священнику дана такая сила, как Вам. Как Вы ощущаете ее?
–­ Господь дает каждому священнику «приборчик», позволяющий чувствовать душу другого человека.(Смеется). Вы же, наверное, тоже, как журналисты, приходите к собеседнику и оцениваете со стороны: интересный ли он человек, открытый ли, зануда он или нет. Так и здесь. Каждый человек – это книга, которую нужно лишь уметь прочитать. Понимание приходит с опытом. Только при этом важно научиться ощущать грань, чтобы не навредить и не соврать, а суметь сказать то, что человеку будет полезно.
–­ Люди считают, что Вы видите всех насквозь, и рассказывают, что выходите к толпе приезжающих и сами указываете на того, кого хотите принять. Как Вы их выбираете?Выходит, Вы заранее знаете, с какой проблемой к вам человек пришел?
–­ Откуда же я могу знать, что Господь в мою дурную голову вложит?Кто-то приезжает по болезни, а кто-то просто поговорить. Молодой парень может и день простоять, а старику тяжело. Поэтому я оставляю напоследок тех, кому это, как мне кажется, менее нужно в данную минуту.
–­ Вы всем помогаете?Или есть какие-то категории людей, которые, по Вашему мнению, этого не заслуживают?
–­ Я уже говорил, что все люди сотворены по образу Божьему. И все заслуживают помощи. Иногда человек приходит больным, а уходит здоровым. Но это не я им помогаю. Я, как священник и проповедник слова Иисуса Христа, должен нести его человечеству, не искажая своими фантазиями и досужими домыслами. Священник лишь «провод», соединяющий источник тока и приемник. У меня нет какой-то особой силы без Бога. Это его промысел. И единственное, что я могу сделать для человека – это направить его к Господу. А черпаю все это из Евангелия, апостольских деяний и церковных книг. Я ничего особенного с человеком не делаю, а просто беседую с ним, как сейчас с вами. Даже слова в Библии есть: «Не себя, Господи, прославить, а имя Твое».
–­ Принимая каждый день множество людей, Вы пропускаете через себя их проблемы и болезни. Это, наверное, тяжело. Как Вы живете с таким грузом?
–­ Для этого есть исповедь и причастие. Уже больше двадцати лет люди едут ко мне. Но, по сути, верующие могут и должны обращаться так к любому священнику. А проблемы у них самые разные. Одни жалуются, что нет мира в семье, что не решаются какие-то бытовые проблемы. Кто-то проходит множество инстанций, но нигде не находит понимания. Кому-то нечем кредит возвращать. И мне радостно, когда Господь слышит мои молитвы и люди получают то, что хотели.
–­ А правда ли то, что Вы можете по фотографии определить, где человек находится и в каком состоянии?
–­ Нет. Это сказки в народе ходят. Посудите сами, на фото человек может быть в прекрасном настроении, а у него сейчас на самом деле болезнь. И я никогда фотографии не берусь смотреть. Это больше похоже на телевизионную версию битв экстрасенсов. Я иногда смотрю эту программу и думаю, сколько же им дублей пришлось снять?А называется это просто – «бизнес»…
–­ Доводилось ли Вам встречать людей, которые относились бы к Вам негативно?
–­ Каждому нравится свое. Солнышко светит всем одинаково, но дедушка валенки и телогрейку одевает, а молодежь в майках ходит и ей жарко. Так и Господь – он всем одинаково дает свою доброту, но каждый человек воспринимает это по-своему. Ведь когда­-то и сам Христос ходил по земле, и его тоже кто­-то любил, а кто-­то нет. Так и со мной. Кто­-то меня любит, кто-­то терпеть не может. Я ведь, в первую очередь, священник. Если вы будете хорошо одеты или ехать на дорогом автомобиле, то все будет нормально. А если я, то скажут: «Это, наверное, на наши деньги». Хотя народ забывает, что он должен содержать церковь. Вот однажды еду я в автобусе и слышу разговор между мужчиной и женщиной. И понимаю, что они обсуждают меня. Мужчина говорит: «Да мы с ним на одной площадке живем!Он выпивает частенько, ко мне приходит». Тут я тихонько вступаю в разговор. И мы с ними продолжаем говорить обо мне. Со временем я понял, что не нужно обижаться на людей. Так ко всем и отношусь.
­
– Скажите, ведь Господь создал небо и землю, Он всемогущ, но почему тогда все так неустроено на земле?Почему везде болезни, войны и моры?
–­ Это не Бог создает. Это мы с вами создаем. Господь же не может сделать черно-белый мир: это ­ хорошее, а это – плохое. Это уже мы с вами не соблюдаем посты, не терпим друг друга. Вот когда Вы в последний раз умывались, душ принимали?Наверняка, сегодня утром. А если бы Вы сказали «никогда», то на кого бы Вы были похожи?Вы были бы неряхой. У вас были бы вши и чесотка. И я бы сидел и думал, когда этот бомж уйдет. Так и душа человека бывает «педикулезной», если человек за ней не ухаживает, не исповедуется и не причащается. Само ведь православие хорошее, но мы в нем плохие. Вот мы сидим здесь. Кажется, кругом пусто. Но везде есть бесы, духи. И эти «волны» чувствуют нерях, которые сами притягивают к себе все плохое. Можно подумать: вот церковные книги, свечка горит, но почему­-то ко всему этому лезут блохи, жуки и пауки. А все это наша смердящая душонка притягивает. Порой люди приходят и рассказывают, что освятили квартиру, а мира в семье все равно нет. А представьте, что вы вымыли полы, а потом зашли в грязных сапожках. Сами натоптали и говорите, что это плохо убрано. Сначала нужно исповедаться и причаститься, а потом освещать квартиру и в дальнейшем заботиться о ее духовной чистоте. Не стоит бояться исповеди. Это не допрос. Вам не будут задавать вопросы типа: «у кого воровал?», «имя, фамилия?», «куда носил?». Здесь лишь один вопрос: «Каешься?» Это формула, правило. Некоторые люди ссылаются на то, что не могут находиться в храме. У них, якобы, голова кружится, им становится плохо. А представьте, что вы вышли из душной комнаты в лес, где свежий воздух, и от избытка кислорода у вас закружилась голова. Вот так и в храме бывает от избытка благодати.
–­ А как бесы вселяются в человека?Они могут вселиться в того, кто верит в Бога, ходит церковь, исповедуется и причащается?
–­ Бесы ведь тоже верят в Бога и боятся его. Просто на них не нужно обращать внимания. Вот лежит собака, только покажи ей, что ты боишься, и она бросится на тебя. Господь сверх бесов, потому что одержал победу над ними. Или вот еще пример: «У меня воруют книги». – «А ты дверь закрываешь?» – «Нет». – «А ты закрывай дверь на замок». – «Спасибо за совет. Воровать перестали». И у меня здесь порой тоже кричат, беснуются, а выходят уже здоровыми. Это может произойти и со священником. Но с бесноватостью нельзя путать психические заболевания.
–­ А что Вы чувствуете, если к Вам, допустим, приехала мать с больным ребенком, а Вы понимаете, что не можете ему помочь?
– ­ Я чувствую их боль. Но в то же время понимаю, что на все воля Божья. Возможно, этого ребенка в жизни ожидают большие страдания, от которых Господь таким способом его спасает. Поэтому не нужно идти против воли Божьей. Первый, второй, третий раз не получается – нужно смириться. Здесь по соседству женщина живет. Было это давно, еще при старом священнике. Ее семимесячный ребенок был при смерти, а батюшка пришел и говорит: «На все воля Господа. Если выживет, значит так угодно Богу». Женщине не понравился такой ответ. Она прогнала его и сказала, что сама вымолит своего сына. И вот сегодня этому ребенку лет 40. Свою мать он избивает, с балкона сбрасывает, пьет. Так, может, было бы лучше, если бы он маленьким умер?Вот так иногда люди познают волю Божью. Приезжает ко мне больной человек. А что я должен сказать?»Господи, я не согласен с твоим решением?Я отменяю болезнь?Человек должен жить?». Священник – это молитвенник, который должен выполнять свою миссию. А там уже как Господь смилуется.
–­ А Вы можете будущее предсказывать?
–­ Во всем есть тайна. Если я скажу человеку, что он умрет, то я не ошибусь. Мы все умрем. Когда-нибудь. Но у каждого свой срок.
–­ А сами боитесь смерти?
–­ Никто оттуда еще не приходил и не рассказывал: плохо там или нет. А вообще, для верующего человека смерть – не проблема. Ведь смерть тела есть не конец человеческой жизни, а лишь начало нового состояния человеческой личности. Мы, ­ православные христиане, ­ всегда должны быть готовы к смерти и стараться отойти от этого мира так, чтобы сама кончина наша была свидетельством нашей веры и любви к Господу и, если можно, поучением для наших ближних. Прежде всего, постараемся принести покаяние, вспомним то постыдное, в чем забыли покаяться или еще не решились. Перед причащением примиримся со всеми, кто был для нас врагом, недоброжелателем, и попросим прощения у того, кого обидели сами.
–­ Действительно ли душа ходит среди нас 40 дней?
–­ Да. В это время решается судьба души почившего, поэтому необходимо позаботиться о сорокоусте ­– ежедневном поминовении во время Божественной литургии. При совершении этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для покойного. А мы ходим на кладбище и пьянствуем над прахом. Так только язычники делают. И уж тем более, не нуждаются покойные в водке и закуске, оставленной на могилах. Умершим родственникам нужна не пьянка на их гробах, а наша добрая память и молитвы.
–­ Отец Василий, Вы счастливый человек?
–­ Счастливый. Мне нравится моя жизнь. Мне нравится приносить людям пользу, духовно окормляя их. Я рад, что живу в одно время с такими людьми, как наш правящий архиерей, высокопреосвященнейший владыка Аристарх, у которого мы поучаемся мудрости и терпению.
–­ А приходилось ли Вам сожалеть о чем-то?
–­ Да. Однажды рыбина большая сорвалась. Жалею об этом, и по сей день помню(Смеется). Просто люблю рыбалку, посидеть в тишине, соловья послушать.
–­ Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
­– Наша земная жизнь быстротечна. И отпущенное нам время надо использовать с пользой. Откладывая какое-нибудь доброе дело, мы можем его не успеть сделать, ибо не знаем часа своей кончины. Поэтому хочу пожелать, чтобы вы не были равнодушными к чужим бедам, а спешили делать добро.
Анна КОВАЛЕВА
Евгений КУЛИЦКИЙ
Фото Михаила КОВАЛЕВА

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Просмотров: 33992

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *