Еще в феврале, после печального Архиерейского собора-2013 мне посоветовали составить справку, в отношении управленческих противовесов патриаршему (или предстоятельскому, если таковой не носит титул патриарха) единоличию и органов высшего церковного управления во всех поместных церквах. Наконец-то, появилось время это сделать.
Итак, разберем в соответствие с диптихом, принятым в большинстве поместных церквей.
((В Christ Civilization…))

1). Вселенский (Константинопольский) Патриархат.

Предстоятелем Церкви является Патриарх, официальный титул которого «Его Божественнейшее Всесвятейшество, Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Всесвятейший Вселенский Патриарх». При Патриархе существует Священный Синод, состоящий из 12 митрополитов и нескольких архимандритов. На сегодняшний день они не могут представлять все епархии, находящиеся в юрисдикции Константинополя, т. к. членами Синода могут быть только турецкие граждане. Всякое решение принимается Патриархом в присутствии и с согласия Синода. Синод заседает каждую неделю. При Синоде существует множество комиссий, занимающихся межправославными и межхристианскими связями, каноническим правом, финансами, диаконией (миссионерской деятельностью и социальным служением). В то же время Патриарх избирается не Святейшим Синодом, а Главным Синодом, который объединяет всех архиереев Патриархата.
( по материалам http://rudocs.exdat.com/docs/index-166046.html?page=2#5797561 )

Т.е. как видим, что Поместный Собор в КонстПЦ отсутствует. Обращаю внимание на то, в греческом языке слово Σύνοδον может относится и к малому Синоду епископов Поместной Церкви, и к Вселенскому Собору, однако совершенно очевидно, что экклезиологическое их значение немного различается, и в КонстП никто не придает Главному Синоду значение Собора в нашем понимании.
Также следует отметить, что в КонстП отсутствует патриаршее единоличие. Патриарх в их понимании — это «прежде всего правящий епископ Константинопольской епархии. Как Патриарх, он возглавляет Священный Синод Константинопольского Патриархата. Его место как Председателя в Синоде, а не над Синодом. Патриарх без согласия других членов Синода не может продиктовать какого-то постановления. Как и другие епископы, он не может вмешиваться в дела чужих епархий, и даже служить в них не может без приглашения местного епископа. Представьте себе: сегодня Халкидонская епархия — часть современного Стамбула. Каждый раз, когда Вселенский Патриарх желает там служить, он, как правящий епископ Константинопольской епархии, просит благословения Халкидонского митрополита, и только по его приглашению может служить в храмах Халкидонской епархии! То же самое относится и к любой другой епархии Вселенского Патриархата.»
Здесь мы сталкиваемся с немного иной моделью управление Поместной Церковью, отличающейся даже от постановлений Собора Российской Церкви 1917-18 гг. Каждая епархия рассматривается в первую очередь как местная Церковь, и только во вторую очередь уже как административная единица Патриархата. Имеет место чин интронизации епископа на кафедру. Именно поэтому имя Вселенского Патриарха, как правило, не возглашается за Божественной литургией в каждом храме, оно обязательно возглашается только епархиальным архиереем на Великом входе и на «И всех и вся». Участие лаиков в церковном управлении осуществляется, в первую очередь, на уровне прихода и епархии.
2. Александрийский Патриархат.

Каноническое устройство почти аналогично Вселенскому:
«Александрийская Православная Церковь управляется патриархом. Под его председательством действует Священный Синод, членами которого являются митрополиты. Церковь организована как Патриархат состоящий из епархий — архиепископии, управляемой патриархом, а также ряда митрополий и епископий. Существуют также титулярные кафедры.»

Патриарх избирается так же, как и в КонстП, полным Синодом.
3. Антиохийский Патриархат.
Главное отличие от двух предыдущих в том, что Синод один, а не два, объединяющий всех правящих архиереев и собирается, в соответствии с древними канонами, один раз в год — после Пасхи.
4. Иерусалимский Патриархат.
Каноническое устройство Иерусалимской Православной Церкви схоже с уставом РПЦ 1917-18 гг. :
«Высшим органом церковного управления Иерусалимского Патриархата является Поместный Собор и Священный Синод. Священный Синод собирается часто, почти каждую неделю. На этом совещательном органе решаются практически все текущие вопросы различной сложности. Кроме Синода, существуют Комитеты: по вопросам Святых Мест, Экономический, Финансовый, Ревизионный, Земельный, Образовательный комитет восточного берега, комитет кладбищ и церковный суд.»

5. Русская Православная Церковь.
Здесь, как мы знаем, в соответствие с новой редакцией устава, высшей церковной властью фактически является Архиерейский Собор: в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви.
Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом, однако все архиереи — члены Поместного Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается председателем Собора по его инициативе, по решению совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Поместного Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Поместного Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Поместном Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.
Т.е. по факту даже в самом Поместном Соборе все решения принимаются, де-факто, епископатом.
Также следует отметить, что Патриарх Московский и всея Руси, в отличие от, например, Вселенского Патриарха не должен испрашивать благословение на служение в пределах другой епархии у ее правящего архиерея или даже в пределах автономной или самоуправляемой церкви у ее предстоятеля и фактически может вмешиваться в дела других епархий.
Также, является весьма сомнительной с канонической точки зрения русская практика целование архиереем руки Патриарха.
6. Сербская Православная Церковь.
Высший орган церковного управления СПЦ называется по русской традиции Архиерейским Собором, однако само устройство ближе к Константинопольскому. При Патриархе действует Постоянный Священный Синод, члены которого избираются Архиерейским Собором. Патриарх, так же как и в КонстП, является в первую очередь правящим архиереем своей епархии — Белградо-Карловацкой митрополии. Богослужения, совершаемые Патриархом, не имеет особых отличий и именуются архиерейскими.
7. Румынская Православная Церковь.
Каноническое устройство этой Поместной Церкви значительно отличается от всех перечисленных поместных церквей.
«Предстоятелем Церкви является Патриарх. Священный Синод, состоящий из всех архиереев, является высшим решающим органом в области догм или канонов. Центральным представительным органом Румынской Церкви, который решает административные и экономические проблемы, является Церковное Народное Собрание, составленное из членов Священного Синода и из трех представителей каждой епархии (один клирик и два мирянина), избранные каждые четыре года местными епархиальными собраниями.
Высшим административным органом как для Синода, так и для Церковного Народного Собрания, является Церковно-Народный Совет, в состав которого входят три клирика и шестеро мирян, избранные Церковным Народным Собранием на четыре года, а также административные советники, в качестве постоянных членов.
Румынская Православная Церковь разделена на митрополии. В состав митрополий входят епископские и архиепископские епархии. В диаспоре Патриархат также включает в себя отдельные митрополии, архиепископии и епископии.»

Патриарх избирается Церковно-Народным Собранием.

Структура, как видим, очень необычная. Присутствует некоторое разделение властей. Участие мирян в церковном управлении достаточно большое. Власть Патриарха также не распространяется на другие епархии, чин интронизации епископов также существует. Отдельного внимания заслуживает система митрополий (именно румынский опыт был воспринят Русской Церковью в 2011 году). Примечательно, что правящий архиерей в составе митрополии за богослужением поминает только митрополита, а митрополит, в свою очередь, патриарха.
8. Болгарская Православная Церковь.
Каноническое устройство Болгарской Православной Церкви также сильно отличается от всех приведенных, но имеет сходство с Румынской Церковью.
«Верховная церковно-юридическая и административная власть принадлежит Священному Синоду в который входят патриарх и все митрополиты. Законодательная власть принадлежит Церковному Собору, в который входят все служащие архиереи, представители духовенства и монашествующих, а также определенное число мирян.»

Опять видим определенное разделение властей.
Патриарха избирает Патриарший избирательный Церковно-Народный Собор из кандидатов, избранных Синодом. Отмечу, что в Синод входят все правящие архиереи, так как все епархии возглавляются митрополитами. Викарные архиереи носят титул епископа, сан архиепископа в БПЦ отсутствует. Власть Патриарха осуществляется так же, как и в Румынской Церкви.
(P.S.
Как говорил епископ Крупнишский Иннокентий, «БПЦ — самая демократичная среди всех поместных православных церквей».)
9. Грузинская Православная Церковь.
Каноническое устройство Грузинского Патриархата сходно Иерусалимской Церкви:
«Законодательная и высшая судебная власть в Грузинской Православной Церкви принадлежит Церковному Собору, который состоит из духовенства и мирян и созывается католикосом-патриархом по мере необходимости. Католикос-патриарх избирается Церковным Собором путем тайного голосования (принятие монашества не обязательно) и дает Собору отчёт в управлении. При католикосе-патриархе действует Священный Синод, состоящий из правящих епископов и викария католикоса.»

10. Кипрская Православная Церковь.
«Во главе управления Церковью находится Священный Синод, в состав которого входят все митрополиты Кипра под председательством архиепископа. Собирается Синод раз в году в Великую Четыредесятницу регулярно, и чрезвычайно по мере необходимости.»

Архиепископ Новоюстинианский и всего Кипра является правящим архиереем своей епархии и председателем Священного Синода.
11. Элладская Православная Церковь.
Особого внимания заслуживает структура управления Элладской Православной Церкви.
«..центральными органами управления Церковью являются Священный Синод Иерархов, Постоянный Священный Синод и Генеральная Церковная Ассамблея. Исполнительными органами являются Центральный Церковный Совет и Синодальная Администрация.
Священный Синод Иерархов является высшим органом управления Элладской Православной Церкви. В него входят все епархиальные иерархи Церкви и не входят титулярные епископы, то есть такие, которые не имеют паствы. В его компетенцию входит забота о сохранении чистоты догматического учения Православной Церкви, соблюдение канонического порядка и священных преданий, подтверждение наличия общения между Элладской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом, а также другими Поместными Православными Церквами, определение критериев отношений с остальным христианским миром, высший контроль и проверка за деяниями Постоянного Священного Синода, за действиями архиереев и всех органов церковного управления, издание правил и законоположений для внутренней организации и управления Элладской Церковью, избрание Архиепископа Афинского и архиереев Элладской Православной Церкви, наложение отлучения от Церкви и предание анафеме при наличии 2/3 голосов членов Синода Иерархов, применение церковной икономии в решении серьезных вопросов общего характера при наличии большинства голосов; рассмотрение прошений о пересмотре окончательных судебных приговоров Синодального суда второй степени касательно клириков.
Постоянный Священный Синод, как постоянный орган управления Элладской Православной Церкви, заботится о точном исполнении решений Священного Синода Иерархов, решает все текущие вопросы, сотрудничает с Греческим государством по всем вопросам церковно-государственных отношений, особенно касательно вопросов общественного и церковного образования, законодательного урегулирования церковных вопросов, и т. д.; наблюдает за каноничностью созыва и правильной деятельностью Церковных судов, заботится о соблюдении канонов клириками и монашествующими Элладской Православной Церкви, издает энциклики, а также заботится о создании благоприятных условий для духовного преуспевания членов Церкви; издает официальный бюллетень Элладской Православной Церкви под названием «Церковь», и др. Членство в Постоянном Священном Синоде не является пожизненным. Его члены переизбираются раз в год, так что все архиереи Элладской Церкви с определенной периодичностью бывают его членами. Всего членов избирается 12, с тринадцатым архиепископом Афинским как председателем. Шесть новых членов избирается из так называемых «старых территорий», и шесть — из «новых»..»

За богослужением архиереи Элладской Церкви поминают Священный наш Синод, а не Афинского архиепископа. Участие мирян в церковном управлении весьма велико. Очень значимо и участие народа в богослужении. Например, при хиротонии диакона, пресвитера или епископа, рукополагающий спрашивает сначала у народа, достоин ли человек этого сана, и лишь после всенародного «Аксиос» это же слова продолжает петь духовенство и хор. Конечно же, в Элладской Церкви немыслимы случаи рукоположения «отцов Анаксиосов», как это нередко бывает, к сожалению, в Русской Церкви.
12. Польская Православная Церковь.

Каноническое устройство Польской Церкви аналогичное Кипрской.
«Высшим органом управления Польской Православной Церкви является Синод Епископов, созываемый митрополитом два раза в год. Председателем Синода ППЦ является ее предстоятель. Членами Синода являются все восемь архиереев Церкви на территории Польши. Для заведования различными отраслями церковного управления при митрополии действуют Митрополичий совет, Церковный суд, Митрополичий миссионерский комитет, Фонд социального обеспечения, а также комиссии: ревизионная, хозяйственно-бюджетная, издательская, по образованию и подготовке кадров. Епархии делятся на благочиния, а благочиния на приходы. В пределах епархии действуют епархиальные миссионеры.»

13. Албанская Православная Церковь.
Архиепископ Тиранский является предстоятелем Церкви. Священный Синод Албанской Православной Церкви включает всех архиереев Церкви и секретаря в пресвитерском сане. Может быть созван Церковно-народный Собор.

14. Православная Церковь Чешских земель и Словакии.
«Священный Синод Церкви состоит из четырех правящих архиереев. Верховным законодательным и административным органом является Поместный собор, в состав которого входят все епископы, представители духовенства и мирян.
Исполнительным органом собора является Митрополичий совет, наполовину состоящий из мирян.»

Епархиальные архиереи избираются на епархиальном собрании клириками и выборными мирянами епархии.
15. Православная Церковь в Америке.
Каноническое устройство Православной Церкви в Америке осуществляется на основе решений Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.:
«Высшей канонической властью в Церкви является Священный Синод, в состав которого входят все правящие епископы. Членами Синода с правом голосования являются все епархиальные архиереи. Регулярные сессии Синода бывают дважды в год, могут быть и внеочередные заседания Синода. Между сессиями Св. Синода действует Постоянный Малый Синод, состоящий из не менее чем трех епископов.
Высшая как административная, так и законодательная власть принадлежит Всеамериканскому собору, состоящему из всех епископов Церкви, представителей от каждого прихода, членов Митрополичьего Совета, членов Ревизионной Комиссии Церкви, делегатов от духовных школ, церковных организаций и др.
Созывается собор один раз в два года.
Постоянным исполнительным органом церковного управления служит Митрополичий Совет, состоящий из митрополита, одного епископа, канцлера, секретаря, казначея, двух представителей от каждой епархии, трех священников и трех мирян.»

Таким образом, в большинстве Поместных Церквей отсутствует понятие «Архиерейский Собор». Не в грекоязычных Церквах (кроме Русской и Сербской) для обозначения этого органа употребляется термин «Синод», памятуя об экклезиологическом различии значения Архиерейского Синода и Поместного Собора. Именно поэтому отсутствует понятие «Архиерейский Собор» и в деяниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Поместный Собор есть не во всех Поместных Церквах, но в таких все равно соборность проявляется на всех уровнях. И самое главное, ни в одной из Поместных Церквей, кроме Русской нет даже намека на патриаршее единоличие. Как ни парадоксально, но обвинения некоторых официальных спикеров в восточном папизме нужно отнести не к Вселенскому Патриархату, а, в первую очередь, к себе.
P.S.
Предстоятельское единоличие было свойственно Русской Церкви еще до учреждения патриаршества в 1589 году, а после него патриарший сан настолько буквально воспринимался как четвертая степень священства, что чин интронизации содержал повторную архиерейскую хиротонию. К чему в конце концов привел всплеск единоличия патриарха Никона — мы все знаем. Но далеко не каждый из патриархов как допетровской, так и советской был таким Никоном. Как же часто церковью почти единолично «управляли» различные временщики (в советское время можно вспомнить Даниила Остапова при Патриархе Алексии I или «Надежду всея Руси» при Патриархе Пимене), и естественно, управляли не они… И тогда возникает вопрос: так патриаршее ли это единоличие и епископов ли это власть или «самый удобный», а главное, не всегда видный, способ порабощения Церкви государством?

Сообщества ›
Это интересно знать… ›
Блог ›
ОРГАН — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. ИСТОРИЯ И УСТРОЙСТВО ОРГАНА

«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган. Музыкальный инструмент с многовековой историей, переживший периоды огромной популярности и забвения, он служил как для религиозных служб, так и светских развлечений. Уникален орган и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами. Особенностью этого величественного инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.

.
Немного истории Орган — музыкальный инструмент с богатой и древней историей. По мнению специалистов, прародителями этого великана можно считать сиринкс — простейшую тростниковую флейту Пана, древний восточный органчик из тростника шэн и вавилонскую волынку. Объединяет все эти непохожие друг на друга инструменты то, что для извлечения из них звука необходим более мощный, чем могут создать человеческие легкие, поток воздуха. Уже в древности был найден механизм, способный заменить дыхание человека – меха, подобные тем, что использовались для раздувания огня в кузнечном горне..
Древняя история
Уже во II веке до н. э. греческий умелец из Александрии Ctesibius (Ктесебий) изобрел и собрал гидравлический орган – гидравлос. В него воздух нагнетался водяным прессом, а не мехами. Благодаря таким изменениям, воздушный поток поступал значительно равномерней, и звук органа стал более красивым и ровным. В первые века распространения христианства воздушные меха пришли на смену водяному насосу. Благодаря такой замене появилась возможность увеличить как количество, так и размер труб в органе. Дальнейшая история органа, музыкального инструмента, довольно громкого и мало регулируемого, развивалась в таких европейских странах, как Испания, Италия, Франция и Германия.

Средние века

В середине V века н. э. органы строились во многих испанских церквях, но из-за очень громкого звучания использовались только в дни больших праздников. В 666 году папа Виталиан ввел этот инструмент в католическое богослужение. В VII–VIII веках орган претерпел несколько изменений и усовершенствований. Именно в это время в Византии создавались самые известные органы, однако и в Европе развивалось искусство их строительства.

.
В IX веке центром их производства стала Италия, откуда они выписывались даже во Францию. В дальнейшем и в Германии появились искусные мастера. К XI веку в большинстве европейских стран строились такие музыкальные гиганты. Однако стоит отметить, что современный инструмент значительно отличается от того, как выглядит орган средневековый. Созданные в средние века инструменты были значительно грубее более поздних. Так, размеры клавишей варьировались от 5 до 7 см, а расстояние между ними могло достигать 1,5 см. Для игры на подобном органе исполнитель использовал не пальцы, а кулаки, с силой ударяя ими по клавишам. В XIV веке орган становится популярным и широко распространенным инструментом. Этому способствовало и усовершенствование этого инструмента: клавиши органа пришли на смену большим и неудобным пластинам, появилась басовая клавиатура для ног, оснащенная педалью, заметно разнообразней стали регистры, а диапазон – шире.
Эпоха Возрождения
В XV веке было увеличено количество трубок и уменьшены размеры клавиш. В этот же период стали популярны и широко распространены маленький переносной (органетто) и небольшой стационарный (позитив) орган..
Музыкальный инструмент к XVI веку становится все более сложным: клавиатура становится пятимануальной, причем диапазон каждого из мануалов мог доходить до пяти октав. Появились регистровые переключатели, позволившие значительно увеличить тембровые возможности. Каждая из клавиш могла соединяться с десятками, а иногда и с сотнями труб, издававшими звуки, одинаковые по высоте, но различающиеся по окраске.
Барокко
Многие исследователи называют XVII–XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений. Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои произведения именно для «барочного органа».
«Романтический» период

Романтизм XIX века, по мнению многих исследователей, с его стремлением придать этому музыкальному инструменту богатое и мощное звучание, присущее симфоническому оркестру, оказали как на строительство органов, так и на органную музыку сомнительное, и даже отрицательное влияние. Мастера, и в первую очередь француз Аристид Кавайе-Коль, стремились создать инструменты способные стать оркестром для одного исполнителя. Появились инструменты, в которых звук органа стал необычайно мощным и масштабным, появились новые тембры, а также были сделаны различные конструктивные усовершенствования.
Новое время
XX век, особенно в своем начале, характеризуется стремлением к гигантизму, что отразилось и на органах и их масштабах. Однако подобные веяния быстро прошли, и среди исполнителей и специалистов по строительству органов возникло движение, пропагандировавшее возвращение к удобным и простым инструментам барочного типа, обладающих подлинным органным звучанием.
Внешний вид.
То, что мы видим из зала, — внешняя сторона, и называется она фасадом органа. Глядя на него, сложно определиться с тем, что же это такое: чудесный механизм, уникальный музыкальный инструмент или произведение искусства? Описание органа, музыкального инструмента действительно внушительных размеров, может составить несколько томов. Постараемся в несколько строк сделать общие зарисовки. Прежде всего, фасад органа уникален и неповторим в каждом из залов или храмов. Общим является только то, что состоит он из труб, собранных в несколько групп. В каждой из таких групп трубы выстроены по высоте. За строгим или богато украшенным фасадом органа скрывается сложнейшая конструкция, благодаря которой исполнитель может подражать птичьим голосам или шуму морского прибоя, сымитировать высокое звучание флейты или целой оркестровой группы.

.
Как устроен?
Давайте рассмотрим устройство органа. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб – регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).
Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие: главный – Haupwerk; верхний – Oberwerk; «рюкпозитив» – Rückpositiv. Haupwerk – «главный орган» содержит основные регистры и является самым большим. Несколько меньше и с более мягким звучанием Rückpositiv, кроме того, он содержит и некоторые солирующие регистры. «Оберверк» – «верхний» вносит в ансамбль ряд звукоподражательных и солирующих тембров. Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука. Как вы помните, орган — музыкальный инструмент клавишный и духовой одновременно. Он состоит из множества труб, каждая из которых может издавать звук одного тембра, высота и силы

.
Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта. Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию. В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады – особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.

  • «Баядерка»
  • 8 марта
  • 9 Мая
  • andante
  • cantabile
  • riw
  • Абаза
  • Абако
  • Агапкин
  • Адан
  • Алессандро Марчелло
  • Алессандро Скарлатти
  • Алкей
  • Аллаш
  • Альберто Алонсо
  • Альбинони
  • Алябьев
  • Амфион
  • Анакреон
  • Ананиашвили
  • Ананиашвили Нина
  • Анджапаридзе Зураб
  • Андрианов
  • Анна Амалия Прусская
  • Аполлон
  • Арво Пярт
  • Аренский
  • Аристоксен
  • Аристотель
  • Армстронг
  • Арнонкур
  • Аррау
  • Артемьев
  • Архилох
  • Архипова
  • Асатрян Арутюн
  • Асафьев
  • Атлантов
  • Баззини
  • Балакирев
  • Баланчин
  • Барток
  • Барышников
  • Бах
  • Белл Джошуа
  • Беллини
  • Березовский
  • Берио
  • Берлиоз
  • Бессмертнова
  • Бетховен
  • Биберган
  • Благовещение
  • Богачева
  • Боккерини
  • Большой театр
  • Борзова София
  • Бородин
  • Брамс
  • Брегвадзе
  • Бриттен
  • Бронякин Александр
  • Брух
  • Брюсов
  • Булахов
  • Бурцева Софья
  • Бурчуладзе
  • Вагнер
  • Вакер Алексей
  • Вальдтейфель
  • Вальтер Иоганн Готфрид
  • Вангелис
  • Ванхаль
  • Варламов
  • Васильев
  • Вебер
  • Венский филармонический оркестр
  • Верачини
  • Верди
  • Верстовский
  • Виардо
  • Вивальди
  • Вилла-Лобос
  • Вильясон Роландо
  • Виотти
  • Вишнева Диана
  • Вишневская
  • Воан-Уильямс
  • Воскресенский
  • Вострелов
  • Вяльцева
  • Габриель Форе
  • Гаврилин
  • Гаде
  • Гайдн
  • Гайдн Михаэль
  • Гаккель
  • Галуппи
  • Гамлет
  • Ганс Сакс
  • Гаспарян Гоар
  • Гендель
  • Гераклит
  • Герберт фон Караян
  • Гермес
  • Герольд
  • Глазунов
  • Глинка
  • Глиэр
  • Глюк
  • Гнесин Григорий
  • Годунов
  • Гольденвейзер
  • Гомер
  • Граппелли Стефан
  • Грибоедов
  • Григ
  • Грюмьо
  • Гумилев
  • Гумилёв
  • Гуммель
  • Гуно
  • Гурилёв
  • Гуссенс
  • Дакен Луи Клод
  • Даргомыжский
  • Дашкевич
  • Дворжак
  • Дебюсси
  • Дегтярев Степан
  • Дед Мороз
  • Делиб
  • День Музыки
  • День Победы
  • День России
  • Джильи Беньямино
  • Джорджо Стрелер
  • Дзен
  • Дзержинский
  • Ди Стефано
  • Диттерсдорф
  • Дога
  • Докшицер
  • Долуханова
  • Доминго Пласидо
  • Доницетти
  • Дохолян Нара
  • Дрдла
  • Древняя Греция
  • Дудинская
  • Дунаевский
  • Дюбюк
  • Дюка
  • Дюссек
  • Дягилев
  • Ермасова Софья
  • Есипова
  • Жаклин Дю Пре
  • Жан-Мари Леклер
  • Забела-Врубель
  • Задерацкий
  • Захарова
  • Золтан Орос
  • Зубин Мета
  • Иван Грозный
  • Иванова Виктория
  • Игорь Моисеев
  • Ипполитов-Иванов
  • Искусство звука
  • Истомина Авдотья
  • Кадинская
  • Кайзер
  • Калинников
  • Каллас
  • Кара Караев
  • Касрашвили Маквала
  • Катуар
  • Кеплер
  • Керубини
  • Кибкало
  • Кири Те Канава
  • Кирнбергер
  • Клайбер
  • Клара Шуман
  • Клементи
  • Климентова-Муромцева
  • Князев
  • Коган
  • Коган Леонид
  • Козловский
  • Колонна Джованни Паоло
  • Комитас
  • Комлева
  • Кондратьева
  • Корелли
  • Корелли Франко
  • Корчак Дмитрий
  • Корьюс Милица
  • Крейслер
  • Крейцер
  • Кремер Гидон
  • Кретова Кристина
  • Крылов Сергей
  • Кулау
  • Кургапкина
  • Куркин Борис
  • Кшесинская
  • Кюи
  • Ламорис Этери
  • Ланнер
  • Левитановский музыкальный фестиваль
  • Левитин
  • Левко Валентина
  • Легран
  • Леонкавалло
  • Лепешинская
  • Лисициан Павел
  • Лист
  • Литольф
  • Локателли
  • Луганский
  • Люлли
  • Лядов
  • Ляпунов
  • Мазурок
  • Мазурок Юрий
  • Майр Иоганн Симон
  • Максимова
  • Малахов Владимир
  • Малашкин
  • Малер
  • Мандельштам
  • Марго Фонтейн
  • Мариинский театр
  • Марио Ланца
  • Марчелло
  • Марчелло Алессандро
  • Марчелло Бенедетто
  • Масленица
  • Масленникова Леокадия
  • Массне
  • Маттезон
  • Мацуев
  • Мендельсон
  • Мендельсон Фанни
  • Менухин
  • Меркаданте
  • Мессерер Борис
  • Мессиан
  • Метнер
  • Мийо
  • Милашкина
  • Миллер Гленн
  • Минкус
  • Монсенжон
  • Монтеверди
  • Монюшко
  • Морриконе
  • Моцарт
  • Моцарт Леопольд
  • Мошковский
  • Мусоргский
  • Мухамедов Ирек
  • Мясковский
  • Набоков
  • Найда Кирилл
  • Направник
  • Некрасов
  • Нетребко
  • Нижинский
  • Николаи
  • Новый год
  • Ноймайер
  • Нуреев
  • Нэлепп
  • Обер
  • Образцова
  • Образцова Евгения
  • Обухова
  • Ойген Йохум
  • Ойстрах
  • Олейниченко Галина
  • Оливье Латри
  • Олимп
  • Орефиче
  • Орф
  • Орфей
  • Островский
  • Островский А.Н
  • Отс
  • Оффенбах
  • Паваротти
  • Павлова
  • Павлова Анна
  • Павлова Надежда
  • Павловск
  • Паганини
  • Пастернак
  • Пасха
  • Пахельбель
  • Перголези
  • Петипа
  • Петрарка
  • Петров
  • Пирогов
  • Пифагор
  • Пласидо Доминго
  • Платон
  • Плетнёв
  • Плисецкая
  • Полякин
  • Понкьелли
  • Прокофьев
  • Птолемей
  • Пуччини
  • Пушкарёв Сергей
  • Пушкин
  • Пьяццолла
  • Пёрселл
  • Равель
  • Радищев
  • Райнеке
  • Рамо
  • Рафф
  • Рахманинов
  • Регер
  • Репин
  • Респиги
  • Римский-Корсаков
  • Рихтер
  • Робсон
  • Роде
  • Рождество
  • Розетти
  • Ромберг
  • Ромен Роллан
  • Россини
  • Ростропович
  • Рубинштейн Антон
  • Рубинштейн Артур
  • Руденко
  • Русское музыкальное общество
  • Рыбников
  • Сабирова
  • Сабирова Малика
  • Сазерленд
  • Сальери
  • Сарасате
  • Сати
  • Сафо
  • Светланов
  • Свиридов
  • Святая Цецилия
  • Сгамбати
  • Северянин
  • Семеняка Людмила
  • Семёнова
  • Сен-Санс
  • Серж Лифарь
  • Серов
  • Сибелиус
  • Скарлатти
  • Скрябин
  • Сметана
  • Смирнитская
  • Снегурочка
  • Соге
  • Соре Эмиль
  • Соткилава
  • Спиваков
  • Стамиц Карл
  • Стравинский
  • Тальберг
  • Танеев
  • Таривердиев
  • Тартини
  • Тебальди
  • Телеман
  • Темирканов
  • Терпандр
  • Толстой
  • Торелли
  • Тосканини
  • Тургенев
  • Тютчев
  • Уланова
  • Фибих
  • Филд
  • Финци
  • Фокин
  • Фомин
  • Франк
  • Франц фон Зуппе
  • Фридрих II
  • Фридрих фон Флотов
  • ХТК
  • Харито
  • Хачатурян
  • Хейфец
  • Хиндемит
  • Хренников
  • Хубаи
  • Хэйес
  • Цискаридзе
  • Чабукиани
  • Чайковский
  • Черни
  • Чернозуб Юлия
  • Чехов
  • Чехова Алёна
  • Чимароза
  • Чистякова Ирина
  • Чкония Ламара
  • Чюрленис
  • Чюрлёнис
  • Шабрие
  • Шаляпин
  • Шекспир
  • Шимановский
  • Шитте
  • Шнитке
  • Шопен
  • Шоссон
  • Шостакович
  • Шпор
  • Штраус
  • Штраус Рихард
  • Шуберт
  • Шулаева Екатерина
  • Шульженко
  • Шуман
  • Шуман Клара
  • Щедрин
  • Щербаченко Екатерина
  • Эгон Петри
  • Эдит Пиаф
  • Эйфман
  • Экер Ян
  • Энеску
  • Эпикур
  • Эркель
  • Эсхил
  • Ямаха
  • Яначек
  • Ярнефельт
  • австрийские композиторы
  • адажио
  • аккордеон
  • акустика
  • английские композиторы
  • анданте
  • ансамбль народного танца
  • античная литература
  • античная мифология
  • античная музыкальная эстетика
  • античная философия
  • античное искусство
  • аргентинские композиторы
  • ария
  • армянские композиторы
  • арфа
  • архив
  • багатель
  • балалайка
  • балет
  • балетмейстеры
  • баллада
  • баритон
  • баркарола
  • барокко
  • бас
  • баян
  • баянисты
  • бельгийские композиторы
  • бельканто
  • бразильские композиторы
  • британские композиторы
  • вальс
  • венгерские композиторы
  • весна
  • видеоуроки
  • виолончелисты
  • виолончельный ансамбль
  • вокальное искусство
  • вокальные произведения
  • времена года
  • выставки
  • гармония
  • гобой
  • греческие композиторы
  • григорианский хорал
  • гусли
  • гусляры
  • датские композиторы
  • детский балет
  • джаз
  • дирижёры
  • документальный фильм
  • драма
  • древнегреческая музыка
  • древнегреческие музыканты
  • духовная музыка
  • духовой оркестр
  • духовые инструменты
  • женщины-композиторы
  • жига
  • звук
  • зима
  • индийская классическая музыка
  • интервью
  • интернет-технологии
  • информация
  • ирландские композиторы
  • испанская музыка
  • испанские композиторы
  • история
  • история балета
  • история мировой культуры
  • история музыкальной эстетики
  • история музыки
  • история оперы
  • история песни
  • история русской музыкальной культуры
  • история русской музыки
  • итальянские композиторы
  • камерная музыка
  • кантабиле
  • кантата
  • квартет
  • клавесин
  • кларнет
  • классическая музыка
  • книги о музыкантах
  • книги о музыке
  • колыбельная
  • колёсная лира
  • композиторы
  • концерт
  • концерт для арфы
  • концерт для виолончели с оркестром
  • концерт для голоса с оркестром
  • концерт для кларнета с оркестром
  • концерт для скрипки с оркестром
  • концерт для фортепиано с оркестром
  • концертная фантазия
  • концертные залы
  • концертштюк
  • концерты
  • коронационный марш
  • кулинария
  • лад
  • лира
  • лирико-драматический тенор
  • лирико-драматическое сопрано
  • лирико-колоратурное сопрано
  • лирическое сопрано
  • литовские композиторы
  • мадригал
  • мажор
  • марш
  • мастер-класс
  • медицина
  • мейстерзингер
  • месса
  • меццо-сопрано
  • минор
  • мифология
  • мотет
  • музыка
  • музыка Австрии
  • музыка Средневековья
  • музыка Франции
  • музыка ХХ века
  • музыка Шотландии
  • музыка барокко
  • музыка для детей
  • музыка и архитектура
  • музыка и живопись
  • музыка и история
  • музыка и литература
  • музыка и природа
  • музыка из балета
  • музыка из балетов
  • музыка к спектаклю
  • музыка народов севера
  • музыка сфер
  • музыкальная интонация
  • музыкальная культура
  • музыкальная культура народов мира
  • музыкальная монограмма
  • музыкальная риторика
  • музыкальное искусство
  • музыкальное содержание
  • музыкальные апокрифы
  • музыкальные деятели
  • музыкальные инструменты
  • музыкальные педагоги
  • музыкальные театры мира
  • музыкальные формы
  • музыкальный календарь
  • музыкальный момент
  • музыкальный словарь
  • музыкальный этос
  • музыковедение
  • музыкотерапия
  • мультфильм
  • народная музыка
  • народные обычаи
  • немецкие композиторы
  • нидерландская музыка
  • ноктюрн
  • норвежские композиторы
  • обрядовая песня
  • опера
  • опера-балет
  • оперные арии
  • оратория
  • орган
  • органная музыка
  • органные концерты
  • оркестры
  • осень
  • па-де-де
  • павана
  • пеан
  • певицы
  • певцы
  • песни
  • песня
  • пианисты
  • поздравление
  • полонез
  • полька
  • польские композиторы
  • поэзия
  • поэма для скрипки с оркестром
  • праздники
  • проект
  • протестантский хорал
  • психология музыки
  • рапсодия
  • рождественская оратория
  • романс
  • романс для скрипки
  • романс для скрипки с оркестром
  • романтизм
  • рондо
  • румынские композиторы
  • русские композиторы
  • саратовская гармошка
  • сарсуэла
  • свадебный обряд
  • семейный дуэт
  • серенада
  • серпент
  • симфоническая музыка
  • симфоническая поэма
  • симфоническая фантазия
  • симфония
  • сказки с оркестром
  • скептицизм
  • скерцо
  • скоморохи
  • скрипачи
  • скрипичная музыка
  • скрипка
  • советские композиторы
  • соната
  • соната для скрипки и фортепиано
  • соната для фортепиано
  • сонаты
  • сопрано
  • старинная музыка
  • стихи о музыке
  • стоицизм
  • струнный ансамбль «Вдохновение»
  • сюита для двух фортепиано
  • сюита для скрипки и оркестра
  • танго
  • танец
  • тарантелла
  • тенор
  • теория аффектов
  • теория музыки
  • труба
  • трубачи
  • увертюра
  • увертюра-фантазия
  • уроки музыки
  • фагот
  • фестиваль
  • фестиваль балета
  • фильм-балет
  • фильм-концерт
  • фильм-опера
  • финские композиторы
  • флейта
  • фокстрот
  • фолия
  • фортепианная музыка
  • фортепианный концерт
  • фортепиано
  • фото
  • французские композиторы
  • хор имени Пятницкого
  • хоральная прелюдия
  • хореография
  • хореографы
  • хоровая музыка
  • художественный фильм
  • цветомузыка
  • чакона
  • чешские композиторы
  • чешский композитор
  • шутка
  • экспромт
  • элегия
  • эпикуреизм
  • этюд
  • этюды-картины
  • юмор

Традиционно на литургии в Католической Церкви используется орган. Также и в нашем храме были установлены два духовых инструмента. Здесь вы можете подробно прочитать о них. 

ОРГАН УСПЕНСКОГО СОБОРА

​​

Старинный духовой орган, установленный в настоящее время на хорах храма Успения Пресвятой Девы Марии, является историческим инструментом, характерным образцом английского романтического органостроения его лучшего периода, охватывающего вторую половину XIX и начало XX веков, когда Британия переживала эпоху своего наивысшего расцвета, названную «Викторианством».

В истории европейского органостроения английская школа образовала самостоятельное художественное явление. Её инструменты по подбору регистров, звучанию и внешнему виду заметно отличались от органов других стран. А по техническому оснащению различными устройствами британские органы рубежа XIX-XX веков значительно превосходят континентальные.

Английские инструменты редко попадали в Россию. Из нескольких органов, установленных в XIX веке в англиканских церквях разных городов Российской империи, до нашего времени сохранился (в сломанном виде и с большими утратами) только инструмент английской церкви Санкт-Петербурга.

Нынешний орган Успенского храма находится на месте утраченного более крупного инструмента. Первый орган для нашего прихода был заказан в Германии у крупнейшей органостроительной фирмы «Валькер» (Людвигсбург) и в сентябре 1872 г. доставлен морем в Санкт-Петербург. Монтаж и сборка инструмента по экономическим соображениям были поручены не представителям фирмы, а местному органному мастеру Лукасу, который до января 1873 г. выполнил все работы и в дальнейшем обслуживал этот орган. Новый инструмент имел 23 регистра, два мануала, педаль, механическую трактуру и 1380 звучащих труб. Орган прослужил 58 лет до окончательного закрытия храма коммунистическими властями в 1930 году, когда он был демонтирован и уничтожен подобно многим другим церковным органам города.

Представить характер звучания разрушенного инструмента возможно по немногим сохранившимся аналогичным инструментам фирмы «Валькер». Почти идентичный валькеровский орган, построенный в тот же период и лишь на один регистр отличающийся по диспозиции от Успенского, сохранился в костёле города Рокишкис (Литва).

Орган митрополичьего католического собора

Успения Пресвятой Девы Марии

«Walcker», Ludwigsburg, 1872 г., механическая трактура.

I Hauptwerk C–f3

1. Bourdon 16′

2. Principal 8′

3. Gedeckt 8′

4. Floete 8′

5. Viola di Gamba 8′

6. Salicional 8′

7. Octav 4′

8. Rohrfloete 4′

9. Superoctave 2′

10. Mixtur 2 2/3′ 4f.

11. Trompete 8′

II Schwellwerk C–f3

12. Geigenprincipal 8′

13. Lieblich gedeckt 8′

14. Spitzfloete 8′

15. Aeoline 8′

16. Fugara 4′

17. Floete 4′

18. Cornett 5f.

Pedal C–d1

19. Violonbass 16′

20. Subbass 16′

21. Octavbass 8′

22. Violoncello 8′

23. Posaunenbass 16′

Вскоре после возвращения здания собора католической общине в 1995 году и восстановления внутреннего объёма храма, был получен в подарок орган от католического прихода Доброго Пастыря из местечка Митолмройд в Йоркшире, где он стоял несколько лет без использования в закрытой церкви. За четверть века до того католики приобрели орган у общины баптистов, для которых инструмент был построен мастером Томасом Хьюзом в начале XX века. На старой табличке, находящейся над клавиатурами, указано: «THOS E. HUGHES. Manningham organ works BRADFORD». Согласно данным BIOS (Британского института органных исследований), мастерская Т. Хьюза существовала в районе Мэнингхэм в Брадфорде лишь в период 1905-1906 гг. Эти годы следует считать временем создания органа.

В ноябре 1996 года инструмент доставили в Петербург из Англии в разобранном виде. Ящики с деталями органа подняли лебёдками на хоры, где в кратчайшие сроки был произведён монтаж конструкций (мастера: Дэвид Роудс и Анатолий Погодин). К Рождеству 1996 г. орган вошёл в строй, а первый концерт на нём состоялся весной 1997 года, после завершения ремонта.

К сожалению, небольшой старинный инструмент, оказался непропорционально мал по размерам и для хоров и в целом для крупного собора, достигающего в интерьере 45 метров длины и 14-ти метровой высоты. Но недостаток размеров инструмента компенсирует превосходная акустика храма с очень значительным временем реверберации, благодаря чему орган звучит в нём красиво и многообразно.

Первоначально орган имел 9 регистров, распределённых между двумя мануалами и педалью. При ремонте инструмента в 1980 году мастер М. Флетчер дополнил первый мануал регистром Fifteenth 2’. Небольшое, по меркам нашего времени, число регистров (10) было самым распространённым у органов английских сельских церквей. Часто они устанавливались внизу у алтаря или поблизости, так как более половины небольших, приземистых храмов Англии, выстроенные ещё в средневековье, а также подражавшие им архитектурно викторианские церкви не имеют в интерьере хоров над входом. Этот фактор повлиял на местоположение инструментов, их конструкцию и относительно скромные размеры. Но звучание этих органов отличает солидность и массивность из-за преобладания восьмифутовых регистров, что объяснялось их основной функцией – сопровождать пение прихожан.

Регистры английских органов интонировались ярко, трубы делались широкомензурными. Даже наиболее узкие из них (штрайхеры) на порядок шире аналогичных континентальных, что хорошо демонстрирует Geigenprincipal 8’ – один из самых красивых голосов Успенского органа. К особенностям английского органостроения можно отнести стремление снабдить язычковыми регистрами маленькие инструменты. Диспонированный на II мануале Oboe 8’ (Гобой), негромкий, но возможно, самый красивый среди аналогов в других органах Санкт-Петербурга.

Даже самые небольшие британские инструменты оснащены устройством Tremolo, швеллером (специальными жалюзи, регулирующими громкость звучания), полным набором копул. Инструмент имеет готовые комбинации регистров, диапазон мануалов в 5 октав, как у современных концертных органов, вогнутую педаль радиальной («веерообразной») формы.

(Печатается по материалам брошюры П.Н.Кравчуна и А.Е.Погодина «Орган кафедрального католического собора Успения Пресвятой Девы Марии», СПб, 1999 г.)

Диспозиция органа Томаса Хьюза, 1905 – 1906 гг.:

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *