ОдигитриЯ

Православие или смертЬ

Побывал недавно в Оптиной пустыни. Пообщался с братией. Обычно они не особо делятся своими бедами. Но все же удалось узнать и понять общественное мнение относительно нового наместника Оптиной пустыни. Конечно, о. Венедикта заменить в наше время вряд ли кто-то сможет, но все же, думается, всем православным хотелось, чтобы Оптина пустынь как и прежде хранила традиции преподобных Оптинских Старцев и оставалась такой же святой.

Что же мы имеем в результате. А активная раскрутка в сети интернет нового наместника епископа Леонида (Толмачева), где он рассказывает о себе в розовом цвете. Но о себе, достойном похвалы, можно говорить сколько угодно. Интернет пестрит рекламными статейками. А для человека православного важна правда. А она, как всегда, горька.

Многие православные в нашей стране действительно верят, что решение Священного Синода – это воля Божия. Однако иногда постулаты архиереев, к сожалению, не способны на выработку конструктивных предложений. Так что, увы, некоторые определения показывают свою неэффективность. И тогда, соответственно, общественное сознание попросту не принимает внедряемых решений. И несогласие многих верующих очевидно.

Правда состоит в том, что из них, верующих немалое число архиереев, которые так же считают ошибкой назначение наместником Оптиной пустыни епископа Леонида (Толмачева), освободив его от управления Уржумской епархией.

Парадокс в том, что картина принятия такого необдуманного решения ясна. В Троице-Сергиевой Лавре когда-то наместником был назначен молодой архимандрит Феогност, ставший в последствии епископом. И это избрание оказалось в действительности эффективным.

Назначение же молодого епископа Леонида на должность наместника Оптиной пустыни – это своего рода калька на событие связанное с владыкой Феогностом.

Но разница в том, что владыка Феогност начинал свой монашеский путь в пустыне Кавказа, прежде чем оказался в Лавре, а епископ Леонид в Темирязьевской сельскохозяйственной академии. Епископ Феогност учился молитве Иисусовой, и был избран из числа Лаврской братии практически решением самой братии. А 43-летний епископ Леонид до этого изучал в ВУЗе как управлять скотами. И прибытие его в монастырь из мирской суеты ни как не сравнимо.

Причем он, не задумываясь, прихватил с собой из Уржумской епархии штат мирских женщин: юриста, бухгалтера и секретаря-келейницу.
Теоретически, конечно, можно допустить, что он поступил опрометчиво, не задумываясь над тем, как это будет выглядеть со стороны.
А инициатива эта вдруг обнародовалась, и недоверие нового наместника к братии сразу же отразилось на «доверии» к прибывшему епископу.

Неужели нельзя было выбрать себе секретаря из братии, состоящей в количестве 200 человек? –Увы, нет. Все женское управление Ужрумской епархии перебралось в Оптинй пустынь.

Отсюда и народное мнение о том, что данный епископ не на своем месте. Его «прощальное выступление на кафедре Уржумской епархии» обозначило четкую задачу дальнейших действий нового наместника Оптиной пустыни. Епископ Леонид несколько раз повторил, что отправляется в Оптину пустынь «исправлять братию».

Насколько горделиво и странно такое стремление не мне вам говорить. Ведь Оптина пустынь и сейчас для многих архиереев является оплотом Православия и подвижнической жизни. И это мнение не нуждается в доказательствах.

Нескромно, да и как-то не по-монашески новоиспеченному владыке Леониду, прожившему в Оптиной каких-то 10 лет «исправлять маститых оптинских архимандритов и игуменов». Исправлять 200 человек, которых он не собирал, а уже с легкостью готов расточать. И, поверьте, уже расточает.

Такое выражение как «исправлять», более подходит для речи офицера юстиции, назначенного начальником в колонию общего режима, а не во святой общежительный монастырь.

Все же в рамках одной статьи невозможно описать всех дел, которые за один месяц своего пребывания в Оптиной наворотил новый наместник. Поэтому ограничусь только отдельными примерами.

Начну с игумена Никиты (Сурикова), исполнявшего обязанности наместника, после смерти покойного архимандрита Венедикта.

Игумен Никита назначен Его Святейшеством благочинным Оптиной пустыни очень давно, еще до такого как Денис Толмачев появился в Оптиной пустыни. Замечу, что решение по назначению благочинного в Оптиной пустыни принимает сам Святейший Патриарх. Наместник монастыря такими полномочиями не обладает априори.

Тем не менее, епископ Леонид, в первые же дни своего пребывания в обители, отстранил игумена Никиту самолично. При этом припомнил ему старую обиду, когда тот в незапамятные времена, как благочинный, понуждал его посещать монастырские богослужения.

Не хочу сказать, что именно часто так и бывает, потому что обычно подобное происходит в мирском, гражданском обществе. Когда приходит новая метла и по-новому метет.

Тем не менее, такая практическая реализация не поощряется и даже считается в мирском аспекте «правилом плохого тона».

К таким начальникам, которые приходят на все готовое, да еще и явно стараются как-то опорочить предыдущего хозяина, сразу возникает всеобщая неприязнь в коллективе.

Больше того, в результате неадекватного поведения начальника страдают неповинные люди. Под негласные репрессии попало и все окружение Игумена Никиты, сразу же оказавшееся в опале. По-настоящему обидно, что такое допустимо в мужском монастыре.

Но оно по сути своей и недопустимо. Просто ошибка. А новый епископ, непрестанно говорящий о своем «беспрекословном послушании священноначалию» на самом-то деле на Его Святейшество и на весь Священный Синод наложил большую кучу, извините…

Еще один яркий пример неудовлетворительной практической реализации. И если смена послушаний в обители – дело наместника. То смена благочинного и духовника – только во власти Патриарха. Это в монастыре знают все – даже мы, миряне.

Есть такое слово «гнобить». И это слово, к изумлению всего православного мира, в Оптиной пустыни как раз сейчас набирает вес.

Для Оптиной новый наместник – по-прежнему актуальнейшая проблема. Думается, никому доказывать это нет необходимости. Сейчас, спустя месяц пребывания владыки Леонида, большинство братии живет надеждой, что Священноначалие все же не умоет руки, как Пилат и не будет заниматься другими проблемами, оставив очевидную, весьма немалую, без внимания.

Все настоятели Оптиной отличались простотой, смирением и скромностью. А здесь помпезность, значимость, важность, с явным желанием править и исправлять все. Ведь до него все было сделано «не так и неправильно».

И еще один пример. Во время первых дней настоятельства епископа Леонида умер известный почитаемый многими православными оптинский насельник игумен Патапий (Зобков).

Но епископ Леонид «был занят» и не пришел, ни на отпевание, ни на погребение. А ведь это не какой-нибудь вновь пришедший трудник или послушник, на которого не обратил внимания новый наместник, а человек, больше половины своей жизни отдавший служению Богу в Оптиной пустыни.

Вот такая скорбь посетила оптинскую братию. Но возможно, я и вы забыли, что епископ Леонид прибыл в Оптину «исправлять братию», а не любить ее, и не служить ей, как это заповедано не только Священноначалием, но и Самим Господом Иисусом Христом.

Антон Прохоров

Русская Православная Церковь

Леонид, епископ Можайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Толмачев Денис Владимирович)

Дата рождения: 12 мая 1975 г.

Дата хиротонии: 14 декабря 2014 г. Дата пострига: 20 апреля 2003 г. День ангела: 5 июня

Страна: Россия Биография:

Родился 12 мая 1975 г. в Москве. Крещен в младенчестве.

В 1982-1992 гг. обучался в средней школе № 2 г. Одинцово Московской области, в 1992-1997 гг. — в Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева.

В 1997-2001 гг. обучался в Перервинском духовном училище в Москве (17 июля 2001 г. училище преобразовано в духовную семинарию). В 2005 г. получил диплом об окончании Перервинской духовной семинарии, сдав недостающие предметы за семинарский курс.

В годы обучения в Перервинской духовной семинарии занимался сбором исторического и архивного материала о Николо-Перервинском монастыре, результатом которого стала книга «Николо-Перервинский монастырь. Очерки истории», вышедшая в 2005 г.

С мая 2002 г. находился во Введенской Оптиной пустыни.

20 апреля 2003 г. наместником Оптиной пустыни архимандритом Венедиктом (Пеньковым) пострижен в монашество с именем Леонид в честь преподобного Леонида Пошехонского.

4 мая 2003 г. в Георгиевском соборе г. Калуги архиепископом Калужским и Боровским Климентом рукоположен в сан иеродиакона.

23 октября 2006 г. во Введенском соборе Оптиной пустыни митрополитом Калужским и Боровским Климентом рукоположен в сан иеромонаха.

С 2007 г. обучался на заочном секторе Московской духовной академии, которую окончил в 2012 г., защитив дипломную работу по теме «Духовная школа при Николаевском Перервинском мужском монастыре».

8 ноября 2013 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла направлен на послушание на Успенское подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге в качестве штатного священнослужителя. С января 2014 г. — благочинный подворья.

В 2007-2010 гг. — консультант в составлении книг ежегодных Богослужебных указаний, выпускаемых Издательством Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 95) избран епископом Уржумским и Омутнинским.

1 ноября 2014 г. за Литургией в Марфо-Мариинской обители в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 11 ноября 2014 г. в храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 14 декабря за Божественной литургией в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 52) назначен наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, с освобождением от управления Уржумской епархией. Определен титул «Можайский», викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Образование:

1997 г. — Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева.

2005 г. — Перервинская духовная семинария.

2012 г. — Московская духовная академия (заочно).

Место работы: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь (Наместник) Епархия: Московская епархия (городская) (Викарий Патриарха Московского и всея Руси) Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Леонида (Толмачева) при наречении во епископа Уржумского и Омутнинского.

Николо-Перервинский монастырь. Очерки истории (2005 г.).

В 2012-2014 гг. написан ряд научных статей по истории Николо-Перервинского монастыря. Работы опубликованы в сборниках «Платоновские чтения» и «Труды Перервинской православной духовной семинарии».

ЛЕОНИД (ТОЛМАЧЕВ)

Епископ Леонид (Толмачёв)

Леонид (Толмачёв) (род. 1975), епископ Можайский, викарий патриарха Московского и всея Руси, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

В миру Толмачёв Денис Владимирович, родился 12 мая 1975 года в Москве. Крещён в младенчестве.

В 1982-1992 годах обучался в средней школе № 2 города Одинцово Московской области, в 1992-1997 годах — в Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева.

В 1997-2001 годах обучался в Перервинском духовном училище в Москве, 17 июля 2001 года преобразованном в духовную семинарию. В 2005 году получил диплом об окончании Перервинской духовной семинарии, сдав недостающие предметы за семинарский курс.

В годы обучения в Перервинской духовной семинарии занимался сбором исторического и архивного материала о Николо-Перервинском монастыре, результатом которого стала книга «Николо-Перервинский монастырь. Очерки истории», вышедшая в 2005 году.

С мая 2002 года находился во Введенской Оптиной пустыни.

20 апреля 2003 года пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Леонида Пошехонского наместником Оптиной пустыни архимандритом Венедиктом (Пеньковым).

4 мая 2003 года рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Калужским и Боровским Климентом (Капалиным) в Георгиевском соборе города Калуги.

23 октября 2006 года рукоположен в сан иеромонаха во Введенском соборе Оптиной пустыни тем же преосвященным.

С 2007 года обучался на заочном секторе Московской духовной академии, которую окончил в 2012 году, защитив дипломную работу по теме «Духовная школа при Николаевском Перервинском мужском монастыре».

В 2007-2010 годах — консультант в составлении книг ежегодных Богослужебных указаний, выпускаемых Издательством Московской Патриархии.

Иеромонах Леонид (Толмачев). 06.05.12. Фото с сайта кафедры церковной истории МПДА

8 ноября 2013 года направлен на Успенское подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге в качестве штатного священнослужителя. С января 2014 года — благочинный подворья.

23 октября 2014 года был избран епископом Уржумским и Омутнинским .

1 ноября того же года возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве .

11 ноября 2014 года был наречён , а 1 декабря того же года — хиротонисан во епископа Уржумского и Омутнинского. Хиротонию в новоосвящённом соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре города Москвы возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Ему сослужили: митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков), Вятский и Слободской Марк (Тужиков); архиепископы Филарет (Карагодин), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков); епископы Сербской Православной Церкви: Бачский Ириней (Булович), Моравичский Антоний (Пантелич), Крушевацкий Давид (Перович), Егарский Иероним (Мочевич) и Русской Православной Церкви — Воскресенский Савва (Михеев), Яранский и Лузский Паисий (Кузнецов) .

14 июля 2018 года был назначен епископом Можайским, викарием патриарха Московского и всея Руси и наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

С 26 декабря 2019 года является членом комиссии по организации жизни монастырей и монашества в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви .

Награды

  • наперсный крест (20 апреля 2012, за усердное служение Церкви Божией и к празднику Святой Пасхи )

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Московского Патриархата:

«Журнал № 95», Журналы заседания Священного Синода от 23 октября 2014 года, официальный сайт Московского Патриархата, 23 октября 2014,

«Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны», официальный сайт Московского Патриархата, 1 ноября 2014, —

Состоялось наречение архимандрита Флавиана (Митрофанова) во епископа Череповецкого и Белозерского, архимандрита Павла (Тимофеенкова) во епископа Молодечненского и Столбцовского, архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского и архимандрита Антония (Доронина) во епископа Слуцкого и Солигорского, официальный сайт Московского Патриархата, 11 ноября 2014, —

«Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского», официальный сайт Московского Патриархата, 14 декабря 2014, —

Журнал № 153 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви,

«К празднику Святой Пасхи Святейший Патриарх Кирилл удостоил ряд насельников и клириков ставропигиальных монастырей богослужебных наград», официальный сайт Московского Патриархата, 20 апреля 2012,

Заведующий садом

Воронье карканье, настырное и громкое, встречает нас с владыкой, едва мы заходим на братскую – закрытую – половину монастыря. Сетую, что под такой гомон не записать хороший звук: предполагается, что мы будем снимать разговор на камеры. Наместник тут же реагирует: «У нас от этих птиц одни проблемы! Наши яблоки едят, – в голосе епископа Леонида слышна неподдельная обеспокоенность. – Еще когда я заведующим садом здесь был, сетки приходилось на деревья натягивать». Отмечаю для себя, что про послушание в саду еще спрошу, а пока осматриваюсь: брусчатка, старинные здания, фонари с завитушками. Картинка из старых книг. Под рубашкой проносится легкий ветерок. «А вы, владыка, еще испытываете трепет, когда идете по этим дорожкам?» – «Теперь я испытываю только ответственность, – без раздумий отвечает, – потому что для меня это большой груз». И дальше дарит нам откровенную историю: «Бывают периоды, я забываю, что я наместник. И вспоминаю тот момент, когда я был здесь просто насельником. Недавно меня в кабинете ждали люди, я иду туда и думаю: зачем меня вызывает отец наместник? Потом еще немного прошел, вспомнил: так я же сам сейчас наместник!»

…Наконец мы доходим до сливового сада, здесь и решаем остановиться для записи разговора.

Епископ Можайский Леонид

«Мне показалось, что полностью исполнить евангельские заповеди
возможно только в монашестве»

– Владыка, в прежних интервью я прочитал, что в вашей семье верующей была только бабушка. Это она привела вас в Церковь?

– Бабушка действительно всю жизнь была верующей. Она происходила из простой семьи; будучи молодой, пережила блокаду Ленинграда. Часто рассказывала мне про это страшное время и про то, как они всё-таки выбрались из города по Ладожскому озеру. Нас с братом родители каждое лето привозили к бабушке в деревню, в Липецкую область. Там она нас регулярно водила в церковь. Надо признаться, я не особо на это соглашался, и были случаи, что даже противился. Начитался в школе атеистической литературы.

– А родители ваши кто были? С ними о Церкви вы не говорили?

Мое рукоположение в диакона совпало с сороковым днем кончины бабушки

– Отец работал в московской подземке, а мать была инженером, она из Рязанской области родом. Семья не была верующей, только бабушка. Она молилась всегда: и за обедом, и за ужином. И даже – у нас в деревне было хозяйство – не разрешала убирать на большие праздники сено, и работать не разрешала, строго к этому подходила. Расскажу вам – обычно не говорю, но для меня важно, – что мое рукоположение в диакона после пострига в монашество совпало с сороковым днем кончины бабушки.

– Известно, что вы после школы поступили в сельскохозяйственную академию, знаменитую Тимирязевку. Каким тогда представлялось ваше будущее?

– Наверное, какая-то тяга к животному миру появилась благодаря жизни в деревне. К тому же я учился в классе с химико-биологическим уклоном. У нас была еще в школе практика во Всесоюзном научно-исследовательском институте селекции и семеноводства овощных культур. Мне нравилось туда ездить, в будущем мне хотелось заниматься исследованиями, связанными с растениями. Поэтому выбрал Тимирязевскую академию.

Роспись в книге почетных гостей в музее писателя Владимира Крупина в Кильмези

– Но первый курс в итоге оказался связан с более осознанным, чем в детстве, приходом в Церковь. С чего все началось?

– Был 1993-й год. Это, знаете, события, связанные с убиенной братией Оптинской обители. Я даже помню тот день. Мы были в столовой, завтракали, мне кто-то сообщил, что в Оптиной пустыни убили трех монахов. Это почему-то отложилось у меня. А потом брат, он сейчас священник, стал ходить в храм, я начал брать у него книги. И особенно меня поразили произведения Сергея Нилуса, где он описывает Оптину, быт старцев.

– Чем они могли поразить первокурсника светского вуза?

– Там есть такие сюжеты – не просто, знаете, шаблонное жизнеописание, – а такие моменты жизни, которые отразить нигде нельзя, но в них виден Промысл Божий. И меня это, конечно, очень поразило, и впоследствии, когда начал ходить в храм – в 1994-м–95-м годах, – была первая поездка от прихода в Оптину пустынь. Здесь мы, помню, ночевали в надвратной башне Владимирской, на деревянном полу. Утром была литургия, и потом было первое погружение в источник Пафнутия Боровского, это вообще у меня первое в жизни погружение было. Зима, суровый мороз, но вот я спокойно вынес, и то впечатление отложилось надолго. А еще – уже в другую поездку – запомнил литургию в скиту, тогда еще разрешали совершать там службы для прихожан. Было очень много народу, душно было невероятно.

Епископ Можайский Леонид

– Помните тот переломный момент, после которого сказали себе: теперь я только с Церковью?

– В тот период, когда я начал читать книги Нилуса, я в очередной раз поехал в деревню. Там у нас жила одна благочестивая бабушка, и она мне дала тогда «Киево-Печерский патерик». Я его прочитал, и мне показалось, что полностью исполнить евангельские заповеди возможно только в монашестве. С этого момента я решил пойти именно по монашескому пути. Впоследствии были, конечно, какие-то задержки, надо было закончить институт. Потом я поступил в Перервинскую семинарию. Но уже тогда я твердо определился, что именно монашеский путь – мой.

– Одно дело читать, восхищаться, другое дело – реально принять постриг. Как получилось, что вы оказались насельником Оптиной?

Приехал в Оптину и остался здесь насовсем

– Я считаю, что это Промысл Божий, не столько я сам избирал эту обитель, сколько это Промысл Божий меня сюда привел. Потому что когда я находился дома и не знал, куда пойти, я позвонил своей знакомой, которая помогала мне работать в архивах над написанием работ по истории Перервинской семинарии (а я много статей написал на эту тему). Так вот – знакомая тут же меня свела с отцом Афанасием, он тогда был начальником издательского отдела Оптиной. Иеромонах Афанасий и сейчас здесь; находится на другом послушании. Он предложил собрать информацию об обители в архивах Петербурга, и я поехал. Это был апрель 2002 года, жил месяц на Санкт-Петербургском подворье на Васильевском острове, собирал информацию. 1 мая 2002 года приехал в Оптину и остался здесь насовсем. Продолжал работу по истории, изданию книг.

Оптина пустынь

– То есть вы были одним из тех, кто восстанавливал историю обители?

– Ну, не надо так говорить! Были какие-то материалы, которые я нашел, которые не были известны, так скажу. Уже потом наместник, покойный отец Венедикт, поставил меня на послушание, не связанное с издательской деятельностью, с архивами. Я оказался на подсобном хозяйстве, потому что у меня было необходимое образование – там я провел, наверное, около десяти лет. Прошел практически все послушания: конюшня, птичник, в садах, даже механизатором был какую-то зиму. Был благочинным и заведующим подсобным хозяйством некоторое время.

«Большая проблема, что у молодежи нет идеалов»

Преподобноисповедник иеромонах Рафаил (Шейченко) – Говорят, вас чуть тогда не отправили на Камчатку, но в итоге вы оказались в Петербурге. В том самом подворье на Васильевском…

– Лучше, наверное, снова сказать так: Промысл Божий сам меня вел. Я не собирался никуда выезжать из обители, никуда не рвался, но я не противился решению Священноначалия. Когда в Камчатскую епархию поставили владыку Артемия, у него был проект – взять по три насельника с Оптиной и Валаама, чтоб они занимались миссионерством на Камчатке. Мне отец наместник предложил, я не отказался, но потом он передумал меня посылать. Я с этого момента понял, что надо исполнять волю священноначалия, не противиться, и после этого оказался уже на подворье в Петербурге. Год провел там, на приходском служении, и эта деятельность меня многому научила, подготовила к работе в епархии, потому что если бы я сразу поехал из монастыря в епархию, мне было бы намного тяжелее.

– Кстати, о епархии. Вы были на Вятке. И там снова ваши пути пересеклись с Оптиной…

– В нашей Уржумской епархии был так называемый ВятЛАГ: это те места, где сидели заключенные-исповедники за православную веру. Там находился и насельник Оптиной, преподобноисповедник иеромонах Рафаил (Шейченко), он отбывал в ВятЛАГе последние шесть лет своего двадцатилетнего заключения. Меня он как-то связал, видно, с родной обителью.

– Почему к теме новомучеников большая часть наших людей остается равнодушной?

Люди не хотят изменять себя, а нужно менять себя – вот что важно

– В современном мире люди не хотят следовать какому-то примеру – они хотят более пассивно и более, так сказать, вяло жить. Это же очень тяжело – следовать примеру, это надо всегда быть напряженным, всегда быть в боевом настроении, в подтянутом виде, и, конечно, когда людям дают читать жизнеописания новомучеников – им это не нравится. Им нравится что? Жизнеописания, в которых много чудес, много предсказаний старцев. Читают, восхищаются, а пользы от этого не получают, потому что самая главная польза от жизнеописания – это когда человек не только прочитал и восхитился прочитанным, но еще и попробовал следовать примеру того человека, про которого он читал. Люди не хотят сейчас изменять себя, а нужно менять себя – вот что важно.

Беседа с паломниками из Кировской области. 14 августа 2018 года

– Эти слова особенно близки молодежи…

– Большая проблема, что у молодежи нет идеалов, нет стремления к какому-то подвигу, и очень важно, что у молодежи современной нет желания брать на себя ответственность. Бывает так, что ставишь – я про епархию скажу – на приход священника, а он не хочет особо ничего делать. Совершает богослужения, требы совершает, которые положено, но работать с прихожанами особо не хочет, нет инициативы и ответственности. Такого раньше не было, я смотрю по своим ровесникам: какое бы ни дали поручение, человек пытался исполнить. Сейчас – «Извините, у меня не получилось», или – «Я заболел», или – «Я не могу». И все. И увольняется тут же. А может, даже просто не хочет ничего делать.

– Вернемся к Оптиной. Как случилось ваше назначение наместником?

– Были предчувствия, были предзнаменования, которые вели меня к этому, но, конечно, был даже какой-то шок после решения Священного Синода, но я принял это. Давно привык жить по послушанию, поэтому не противлюсь решению священноначалия.

«У меня тоже были разочарования»

Первая литургия в обители

– Вы уже успели понять, с какими проблемами придется здесь столкнуться? Как будете их решать?

– Проблемы внутренние, о них я говорить не буду, но столкнуться мне с ними придется… Буду продолжать то, что делал покойный отец наместник, архимандрит Венедикт. Мы попытаемся, чтобы те люди, которые приезжают в обитель (значительная часть – это паломники), не остались без окормления, чтобы они были приняты, размещены и уехали с духовной пользой и с хорошим впечатлением об обители. И, может быть, это впечатление они распространили бы и говорили об обители, как обо всей Церкви. Потому что пример монашеских обителей – это ценный пример, который показывает, что Русская Православная Церковь держится, а то, что говорят СМИ, – это совсем неправда.

– СМИ, например, говорят о том, что сегодня многие уходят из Церкви. Если сравнивать с 1990-и годами, то сейчас просто исход. Чем это можно объяснить?

– У нас не было преемственности такой, когда родители приводят детей в Церковь. И не учат, как ходить в храм, как вообще жить церковной жизнью, как жить в супружестве. Люди, начитавшись книг, хотели видеть идеальную Церковь. А реальность оказалась для них тяжела. Некоторые в ожиданиях ставили планку, которую в действительности самим оказалось невозможно достигнуть. Сейчас что можно сделать? Только реально относиться к жизни – и попытаться найти такого священника, духовника, который объяснит, интерпретирует правила церковные к нашей жизни, не облегчит их – ни в коем случае! – а просто объяснит, как их надо исполнять и не надорваться.

– Много также уходит из Церкви и монашествующих…

– Когда я был в епархии, в СМИ появлялись так называемые исповеди «бывших». Я некоторые читал. Не все. Потому что их тяжело читать. Это пишет человек уже обиженный на все – на священнослужителей, с которыми сталкивался, обиженный на Бога. Но я вижу в этих исповедях следующее: человек ошибся сам. Он большей частью просто идеализировал то, куда шел, он не понял, куда он попал. Не было трезвого, разумного подхода, оценки и восприятия.

– Владыка, вы тоже читали книжки, наверняка что-то идеализировали, в чем-то разочаровались, но ведь остались…

– Да, у меня тоже были какие-то разочарования, особенно когда столкнулся со службой в епархии. Священнослужители, которые там были, не монахи и не подвижники, они более мирские, больше погружены в свои дела, семейные заботы. И я все равно старался держаться того примера, который у меня был в монастыре, и не обращать внимания, что существует более лояльное отношение к правилам, евангельским заповедям.

Богослужение в Оптиной пустыни

– Большая братия сейчас в Оптиной?

– 200 человек, с послушниками вместе. Но это благодаря отцу наместнику – потому что еще в 2013-м году здесь было 150 человек, за пять лет, которые я отсутствовал, примерно на 50 человек увеличилось число братии.

– Всех берете?

Людей, которых мы считаем старцами, не все воспринимали как таковых

– Нет, вы знаете, у нас такая особенность, что очень много приходит людей в монастырь, и есть выбор. И те люди, которые приходят, – к ним строгое отношение. Я помню, меня рукоположили через год – понятно, у меня было образование, – а вот других долго держали. Бывали периоды, когда у нас года два-три не было рукоположения в иеромонахи. Наместник очень строго подходил. Так и надо! Вот вы спрашивали, почему насельники уходят из монастыря. Это еще с тем связано, что краткий был период испытаний. У нас не так…

– Возможно ли, что в ближайшем будущем Оптина снова прославится как обитель старцев?

– Скажу так. Когда был XIX век, тех людей, которых мы сейчас считаем старцами, не все воспринимали как таковых. Отдельные люди слушали одного старца, а другого критиковали, хотя они жили вместе, в одном монастыре, в одно время. То есть для кого-то монах является старцем, потому что тот стал для него авторитетом, соответственно, человек прислушивается к нему и следует его наставлениям. Сейчас тоже есть такие люди. Знаете, как шутил покойный архимандрит Иоанн (Крестьянкин), когда к нему приезжали в Псково-Печерский монастырь? К нему подошли и спросили – а где можно найти старцев? Он ответил: «Старцы в пещерах лежат, а тут одни старики!» Человек сам определяет, кто для него старец, кто не старец.

Для чего люди сегодня приезжают к старцам, духовникам? В большей части – я не говорю, что все, но многие – для того, чтобы получить откровение о своей жизни, о будущем. Получить они его могут, но следовать будут ли? Можно в качестве примера привести апостола Павла. Когда он был поражен слепотой, почему ему Господь явился? Потому что Господь знал, что он (тогда еще Савл) изменится. Так вот, людям, бывает, старец ничего не отвечает, не говорит, потому что люди не поменяются. Чтоб они не были больше осуждены на Страшном Суде, Господь им просто не открывает это.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *