Вокруг Пушкина 1

Такая судьба досталась князю Александру Михайловичу Горчакову, последнему канцлеру Российской империи.

Он был любимцем Фортуны. Его карьера, как наследника княжеского рода, была обеспечена уже с рождения.
Когда в 1810 году Указом Александра Первого было положено основание Лицея как учебного заведения для младших братьев императора, Константина и Николая, а также для других детей лучших дворянских семей, то имя Александра Горчакова попало в список одним из первых.

Лицеисты дали ему прозвище Франт. В этом не было ничего обидного — относились к Горчакову очень тепло. Это прозвище говорило скорее о природном аристократизме Александра. Он с самых первых дней в Лицее проявил в себе лучшие качества русских аристократов: высокий интеллект, физическую и духовную чистоплотность, ровную доброжелательность без панибратства. А еще замечательные способности, благодаря которым он был в Лицее первым по успеваемости. А еще к тому прекрасный слог и редкую душевную чуткость и проницательность.

В воспоминаниях друзей Пушкина осталась такая история. Близится выпуск. Лицеисты в большой тревоге о своей будущности. У всех свои радужные планы! Юный Александр Горчаков очень волнуется, получит ли он желанный придворный титул камер-юнкера. Волнуется так, что готов покончить с собой, если надежды его рухнут.

И вдруг неожиданная проблема! На первую золотую медаль Лицея претендуют двое: князь Александр Горчаков и бедный дворянин Владимир Вольховский. Казалось бы, и говорить не о чем! Первая награда должна достаться князю. Мы в нашем «демократичном» ХХI веке этому нисколько не удивились бы!

Но лицеистами решено: первая золотая медаль Вольховскому нужнее — это его единственная возможность пробить себе дорогу и стать гвардейским офицером. И юный князь Горчаков соглашается с общим решением. Он намеренно допускает неточности в своих ответах на экзаменах и получает 2-ю золотую медаль. Но его карьере это ничуть не повредило. Желанный титул был получен.

С 1822 года он уже секретарь посольства в Лондоне, затем в Риме. В 1828 году, в двадцатилетнем возрасте, он получает должность советника посольства в Германии. Имя его становится известным в европейских дипломатических кругах.

С 1856 по 1882 год он Министр иностранных дел Российской империи. На редкость удачна была его дипломатическая судьба. Здесь пригодились его проницательность, умение слушать и слышать собеседника, его такт и деликатность. С помощью этих качеств, используя свои знания о нюансах во взаимоотношениях европейских государств, Александр Горчаков сделал невозможное. Россия, позорно проигравшая крымскую кампанию 1855 года, понемногу освободилась от унизительных по своим условиям договоров и опять вошла в число ведущих европейских государств.

Судьба подарила Александру Михайловичу Горчакову и долгий человеческий век. Умер он в 1883 году в возрасте 85 лет.

Лишь одно не удалось ему под старость: не смог приехать в 1880 году на торжественное открытие памятника А.С.Пушкину.

Продолжение цикла: «Свадебный плач»

В 2017 году исполняется 200 лет первому, «пушкинскому» выпуску Царскосельского лицея. Кто же выпустился из него вместе с Александром Пушкиным?
1. Антон Дельвиг, или «Султан»
«Сын лени вдохновенный» – в лицее Антон Дельвиг (1798—1831) слыл главным ленивцем и был самым худшим учеником. Товарищи дали ему прозвище «Султан», так как султан, по мнению лицеистов, был олицетворением лени. Однако плохая успеваемость не помешала Дельвигу стать известным издателем, литературным критиком и поэтом. Он издавал литературные альманахи «Северные цветы» и «Литературную газету». Писал стихотворения в духе античной лирики и русских народных песен.
Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье.
Антон Дельвиг, «Вдохновение»
2. Модест Корф, или «Дьячок Мордан»
В лицее Корфа прозвали «дьячком» за то, что на обязательных для лицеистов вечерних и утренних молитвах он молился усерднее всех своих товарищей.
Модест Корф (1800-1876) стал историком, известным государственным деятелем, членом Петербургской Академии наук. Он был директором Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге (1849—1861). Барон Корф обновил и усовершенствовал библиотеку, облегчил доступ в нее и привлёк большоее количество читателей. Автор книг «Историческое описание 14-го декабря и предшедших ему событий» и «Жизнь графа Сперанского».
3. Федор Матюшкин, или «Плыть хочется»
Федор Федорович Матюшкин (1799 – 1872) в лицее получил прозвище «Плыть хочется» за свою страстную любовь к географии. Специально для Матюшкина в лицее выписывались книги по географии и мореплаванию. Впоследствии Матюшкин участвовал в кругосветных экспедициях, стал адмиралом российского флота и известным полярным исследователем. Именем Матюшкина назван мыс на Чукотке. Пушкин вспоминает о нём в стихотворении «19 октября» 1825 г.:
Счастливый путь! С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О, волн и бурь любимое дитя!
4. Михаил Яковлев, или «Паяс 200 номеров»
Михаил Яковлев (1798-1868) был главным лицейским шутом, который любил пародировать своих товарищей, их родителей, преподавателей, подражал явлениям природы и музыкальным инструментам, за что и получил прозвища «Паяс 200 номеров» и «Комедиант». В лицейском фольклоре сохранилась эпиграмма в адрес Яковлева: «Мишук не устает смешить, / Что день, то новое проказит. / Теперь затеял умным быть…/ Не правда ль, мастерски паясит?»

Впоследствии Михаил Лукьянович Яковлев стал композитором и певцом. Он писал романсы и стилизации под народные песни на слова поэтов-современников. Из произведений Яковлева наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова Пушкина.
5. Владимир Вольховский, или «Разумница»
В лицее у Вольховского (1798—1841) было прозвище «Sapientia» (от лат. мудрость) – он всегда разрешал конфликты своих запальчивых товарищей. Второе свое прозвище — «Суворчик» — он получил за то, что, будучи невысоким и хрупким юношей, обладал сильным и волевым характером, чем напоминал Суворова. Вольховский был выпущен из лицея с первой золотой медалью.
Владимир Вольховский стал видным государственным и военным деятелем, членом декабристских организаций. После восстания 1825 года содействовал облегчению участи сосланных на Кавказ декабристов.
6. Иван Пущин, или «Иван Великий»
Именно Пущина в 1826 году Александр Пушкин назовет «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
Иван Иванович Пущин (1798-1859), или «Большой Жанно» («Иван Великий), как его прозвали в лицее за высокий рост, стал декабристом, участником восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге и был осужден на каторгу. Но через 30 лет, в 1856 году, Пущин был возвращен из ссылки и посвятил себя написанию воспоминаний, в том числе, знаменитых «Записок о Пушкине».
7. Константин Данзас, или «Медведь»
Константин Карлович Данзас (1801-1870) получил в кругу товарищей кличку «Медведь» из-за своего угрюмого, сердитого вида и не слишком примерного поведения. Данзас выбрал военную стезю: стал офицером русской императорской армии, доблестно проявил себя в главных сражениях Русско-Турецкой войны 1828-1829 гг. и дослужился до чина генерал-майора. Именно Данзас был секундантом Александра Пушкина на дуэли против Жоржа Дантеса под Петербургом.
8. Вильгельм Кюхельбекер, или «Кюхля»
«Кюхлю» или «Бекеркюхеля» Пушкин называл «родным братом по музе, по судьбам». Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846) тоже выбрал литературное поприще и продолжал писать стихотворения даже находясь в Петропавловской крепости за участие в востании декабристов. До этого он был талантливым преподавателем и читал публичные лекции о русском языке и литературе за границей.
Пусть другие громогласно
Славят радости вина:
Не вину хвала нужна!..
Жар, восторг и вдохновенье
Грудь исполнили мою –
Кофе, я тебя пою;
Вдаль мое промчится пенье,
И узнает целый свет,
Как любил тебя поэт.
Вильгельм Кюхельбекер «Кофе»
9. Александр Горчаков, или «Франт»
Князь Александр Михайлович Горчаков (1798—1883) был одним из самых талантливых лицеистов и, как отмечали преподаватели, «с некоторыми чертами гения». За его чересчур представительный вид и благородные манеры однокашники прозвали его «Франтом». Судьба «Франта» сложилась успешно. Он построил серьезную дипломатическую карьеру – был министром иностранных дел при Александре II и канцлером Российской империи. Горчаков пережил всех лицеистов первого выпуска, умерев в возрасте 85 лет.
10. Сергей Комовский, или «Лиса»
Сергей Комовский (1798-1880) по своему характеру был чересчур проворным и слишком любопытным, за это лицеисты и прозвали его «Лисой». Интересно, что на гербе дворянского рода Комовских также была изображена рыжая лисица. Комовский стал действительным статским советником, отслужив в департаменте народного просвещения и Государственном совете.

Какие прозвища были у друзей А.С. Пушкина в лицее?

Интересно не только ученикам рассказывать, но и самой открывать некоторые факты из жизни известных людей, ведь за этими моментами иногда скрываются целые истории.

Так и с самим Пушкиным, и с его лицейскими товарищами.

Прилагаю файл из моей презентации к занятиям по творчеству А.Пушкина.

Можно прочитать не только прозвища поэта и его близких друзей, но и других лицеистов (данные за первый курс Лицея).

О некоторых из них.

Под номером 1 — Пушкин, у него было 2 прозвища: Егоза (из-за непоседливости поведения и характера) и Француз — за великолепное знание французского языка и манеры.

2 — Пущин И., как писал о нём Пушкин —

Среди друзей он имел прозвище Большой Жанно. В этом случае был обыгран высокий рост молодого человека и «офранцужено» имя Иван.

3 — Данзас К., секундант на последней, смертельной дуэли Пушкина. У него тоже было 2 прозвища: Осада Данцига — за его за французско-немецкое происхождение и Медведь — очевидно за грубость и неуклюжесть манер и поведения.

4 — Кюхельбеккер В., будущий декабрист, его прозвище наверняка известно больше, чем других друзей, — Кюхля, уменьшительное образование от немецкой фамилии, на немецком языке обозначающей «пирожник», «пекарь, пекущий небольшие пироги».

5 — Яковлев М., происходящий из богатой аристократической семьи, позднее занимавший видные посты в Российской империи, носил во время учёбы странное прозвище — «Паяс 200 номеров» за своё умение имитирировать/пароди­ровать поведение и манеры других. Интересно, что он был певцом, композиторм, музыкантом, например, положил на музыку стихотворение Пушкина

романс исполняется и в наше время.

6 — Матюшкин Ф., блестящий русский морской исследователь, адмирал, уже в Лицее за страсть к морским путешествиям получил прозвище — Плыть хочется.

7 — Дельвиг А., талантливый поэт (всемирно известен его романс «Соловей») умер раньше Пушкина.

Отечество нам Царское Село…

  • 1
  • 2

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

А.С.Пушкин. 19 октября. 1825

«Для Общей Пользы» — девиз Лицея

200 лет Императорскому Царскосельскому лицею в 2011 году:

• Что почитать?

• Статьи

• Сценарии к Дню Лицея

• Электронные ресурсы

Императорский Царскосельский Лицей открылся 19 октября 1811 года. В его стенах выросли Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Александр Горчаков, Яков Грот, Михаил Салтыков-Щедрин и многие другие выдающиеся деятели России.

В воспитании молодого поколения важную роль всегда играли великие примеры.

День 19 октября вошел в нашу историю как день, знаменующий великие традиции русского Просвещения, русского Воспитания — воспитания свободной творческой личности, высокого общественного служения, бескорыстной самоотверженной дружбы — всего того, что символизирует поэтическое представление о легендарном Пушкинском лицее.

Лицей был учрежден Императором Александром I, о котором Пушкин сказал в памятном стихотворении «19 октября»:

«Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей».

Указ об основании Лицея был подписан в августе 1810 г., а первый набор состоялся в 1811 году.

Легендарное образовательное учреждение в дворцово-парковом пригороде Санкт-Петербурга выпустило блестящую плеяду ученых, писателей, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду выделяется имя Александра Пушкина, воспевшего в стихах «Лицея день заветный», посвятившего многие проникновенные строки друзьям отрочества и юности.

Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами Василием Федоровичем Малиновским и Егором Антоновичем Энгельгардтом.

В стихотворении «19 октября» 1825 года А.С.Пушкин обращается к своим лицейским друзьям, он благословляет день открытия Лицея, он отдает дань уважения и своим лицейским наставникам:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

А вот пушкинские строки, посвященные Александру Петровичу Куницыну, которого Пушкин ценил более всех преподавателей:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

строки из стихотворения из «Была пора…»(1836)

Строки признания его заслуг:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…

О лекциях Куницына Пушкин «вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти сохранил неизменное уважение».

А на экземпляре книги «История пугачевского бунта», подаренном учителю, поэт сделал надпись: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности».

У каждого лицеиста, безусловно, были свои любимые преподаватели, в зависимости от личной предрасположенности к тому или иному предмету, но были и всеобщие любимцы. Секрет их популярности кроется в любви к своим подопечным, в атмосфере дружбы и доброжелательности, царившей на их уроках. Именно эти качества более других ценил Энгельгардт и в учениках, и в воспитателях. Он называл это «чувством Сердца», не уставая напоминать всем, что именно «в Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и по теории».

Феномен Лицея объясним: образовательный процесс в нем был направлен не на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.

Прощаясь с первыми лицейским выпуском, Энгельгардт подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…» Спустя год родился ответ — знаменитые строки Пушкина:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Многие лицейские традиции появились благодаря второму директору Лицея Е.А.Энгельгардту.

Одна из самых известных — после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Прощальный гимн лицеистов, написанный 18-летним Антоном Дельвигом!

Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея (финал)

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде — да,
неправде — нет.
В несчастье — гордое терпенье.
И в счастье —
всем равно привет!
Шесть лет промчалось,
как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья,
руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может,
здесь сроднила нас!

Антон Дельвиг,

первые числа июня 1817 года

Лицеисты первого выпуска, конечно, запомнили все стихотворение наизусть, и каждая строка из него звучала для них как пароль. Пушкин в дальнейшем несколько раз пользовался этим стихотворением Дельвига именно как паролем, позволяющим несколькими словами восстановить в сознании лицейских друзей атмосферу их юности.

Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев — это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства — и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве. И при этом Лицей всегда — с самого первого выпуска — был под бдительным надзором властей, считаясь заведением опасным, распространявшим вольнодумство. В 1844 году, в разгар николаевской реакции, он был переведен в Санкт-Петербург и стал называться Александровским, просуществовав под этим именем до 1917 года.

«Для общей пользы» было написано на медали, которая вручалась каждому воспитаннику Царскосельского лицея.

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Еще первые лицеисты говорили, что Лицей — это не стены, принципы обучения и близость к царским покоям. Лицей — это дух.

Идеалы, которые олицетворял Лицей, — служение Отечеству, честь и достоинство, бескорыстный труд , любовь к Пушкину и русской словесности, верность долгу, — все эти ценности продолжали жить. Живут они и сегодня — пусть и в немногих сердцах.

А ведь только идеалистами, этими «лицеистами без Лицея», мы все и живы. Что будет, если они уйдут? Вот тогда, очевидно, Лицей как явление русской жизни закроется навсегда, и будущие поколения будут лишь гадать о «тайне Лицея», им уже неподвластной…

Так в чем же загадка Царскосельского лицея?

В том, что там учились только дети дворян, уже получившие достаточное образование для учебы в этом учреждении? Или в том, что лицей был расположен в красивейшем предместье Петербурга и сама природа благотворно влияла на детские и юношеские души? Или в том, что их наставниками были умные и добрые люди, обладающие к тому же педагогическими талантами? Или в том, что мальчики были оторваны от дома, шумный класс заменил им тихую семью? А может, секрет «лицейского духа» крылся в том подъеме, который испытала русская нация после разгрома Наполеона? Или звали к служению Отечеству памятники, установленные в честь русской боевой доблести?

А может все это вместе и стало той загадкой, сподвигнувшей юного Пушкина на пронзительные искренние слова:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Нынче лицеев в России не счесть. А останутся ли в памяти выпускников их лицейские годы, как остались они в памяти гениального поэта и его товарищей? Будут ли они столь трепетно и нежно вспоминать свои лицейские дни ? Пронесут ли дружбу через всю жизнь и столь же честно и безоглядно послужат Отечеству ?

Ежегодно в этот день, 19 октября, в гости к бронзовому лицеисту, сидящему на скамейке в Лицейском саду, приходят школьники, артисты, поэты, музыканты. Звучат стихи о золотой осенней поре, дружбе, верности, братстве и преданности идеалам юности.

Какая царская нынче осень в Царском Селе!
Какие красные листья тянутся к черной земле,
Какое синее небо и золотая трава,
Какие высокопарные хочется крикнуть слова.

Б.Окуджава


«Пушкин-лицеист».
Памятник установлен в Лицейском садике
в 1900 году. Скульптор Р.Р.Бах.

Герб Лицея

Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий, выпущенных к 100-летию со дня основания этого учебного заведения.

Всероссийский день лицеиста

19 октября в России празднуется День лицеиста. Начало этой традиции было положено 19 (31 — по новому стилю) октября 1811 года. Этот день ознаменовался открытием знаменитого Царскосельского лицея, выпустившего десятки известных личностей. Основан лицей был по приказу Александра I для его братьев. Подсказал идею создания для него известный реформатор М. М. Сперанский. Заведение предназначалось для подготовки сановников самого высокого уровня. Впоследствии выпускники отмечали этот день открытия альма-матер, приходя на лицейский обед, а впоследствии устраивая дружеские посиделки. В современной России праздновать торжество стали в начале 90-х годов XX века, когда школы стали приобретать престижные статусы гимназий и лицеев.

«Ликей» в Древней Греции — это название гимнасии на афинской окраине. Гимнасий давал общее образование наряду с интенсивной физической подготовкой. Учителями там были Сократ и Аристотель. В России до начала XX века лицей считался высшим учебным заведением, до революции функционировало всего 7 лицеев. В конце этого же века лицеем стали называть учебное заведение, готовящее к учёбе в вузе. В современности лицеем называется школа или средне-специальное заведение, чаще всего с физико-математическим уклоном.

Торжественную дату 19 октября в большей мере прославил Александр Сергеевич Пушкин — именитый выпускник Царскосельского лицея. Для него это исключительно мужское учебное заведение было родным домом, однокашников он считал за лучших друзей, а учителей — за старших товарищей. Показательно, что лицейские друзья поэта (добряк Вильгельм Кюхельбекер и декабрист Иван Пущин) всю жизнь поддерживали его. И хотя он не отличался необыкновенным рвением в учёбе (он был 4-м с конца в табеле успеваемости), Пушкин любил свою альма-матер. Гений русской поэзии написал множество стихотворений под названием «19 октября», где восхвалял дружбу и кладезь знаний — родной Лицей.

Всероссийский день лицеиста отмечают внутри учебных заведений. Выпускники приходят в свои лицеи, встречаются с учителями и бывшими одноклассниками. Администрация проводит дни открытых дверей, организуя отчётные концерты для общественности. Ученики узнают историю своего заведения, знакомятся с известными выпускниками. Учителя обмениваются новаторским педагогическим опытом, проводя отрытые уроки. Особо празднуют этот день в Санкт-Петербурге. Организаторы устраивают театральные представления, балы. Самое значимое мероприятие — фестиваль «Лицейская осень».

Таким образом, Всероссийский день лицеиста — замечательный праздник, возрождающий традиции школьного содружества и взаимовыручки, напоминающий нам о светоче русской поэзии — Пушкине.

Какой сегодня праздник?

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *