Надя Рушева: биография, творчество, причина смерти

Эта девочка прожила короткую, но яркую жизнь, и оставила после себя более 12 тысяч работ, выполненных тушью и чернилами. Гениальная юная художница, обладающая уникальным даром, всегда жила жизнью тех, кого рисовала. Никогда не делавшая набросков, она погружалась в свой мир, где чувствовала себя абсолютно свободной. Сейчас об известной в СССР девочке редко говорят, и хочется вспомнить самые любопытные моменты ее жизни и подробно остановиться на вызывающем интерес творчестве.

Биография юного гения

31 января 1952 года в Улан-Баторе на свет появилась девочка с печальными глазами. Ей дали имя Найдан (Надежда), которое переводится как «Бессмертная», и, как оказалось, родители словно предвидели судьбу своей малышки. Ее отец был известным театральным художником, а мать – талантливой балериной. Через полгода семья поменяла место жительства и переехала из столицы Монголии в Москву.

Уже в возрасте четырех лет Надя Рушева проявляла свои недюжинные таланты живописца. Именно отец сыграл огромную роль в ее судьбе. Заметив уникальный дар, он старался сделать все, чтобы дочь развивала его. Профессиональный живописец читал девочке сказки, а она рисовала на бумаге любимых героев и делала это по собственной инициативе, поскольку никто не учил ее этому искусству. После того как она взяла в руки карандаш и бумагу, больше девочка с ними не расставалась. В ее работах – целый мир, созданный перьевой ручкой. «Я их вижу, они проступают на бумаге словно водяные знаки, и все, что мне остается – только их обвести», – так говорила Надя о своих рисунках.

У юной художницы было настоящее чутье: удивительным образом она передавала характер героев, точно изображала костюмы прошлых эпох и никогда не ошибалась, хотя делала это интуитивно. На бумаге сохранились впечатления девочки от услышанных волшебных историй и наблюдений за окружающими.

Более 30 прекрасных рисунков к одной из самых своих любимых сказок сделала юная Надя Рушева. «Маленький принц» Экзюпери очаровал девочку, и она была готова слушать философскую историю снова и снова.

Любимый автор

Однако самым любимым автором маленького гения являлся Пушкин, и когда отец читал ей «Сказку о царе Салтане», девочка тут же принималась рисовать. Она создала множество удивительных работ и никогда не пользовалась ластиком. Казалось, что ее рука обводит невидимые чужому взору линии, уже нанесенные на бумагу. Каждое лаконичное изображение точно раскрывало характер героев, и такие иллюстрации к сказке создавались один раз и навсегда. Юная Надя Рушева никогда ничего не меняла в своих работах. Ее шедевры – это чистая импровизация, вдохновленная реальностью.

Пушкиниана Нади Рушевой

Пушкин стал для юного гения целым миром, именно он разбудил в ней спящий инстинкт творить. Работая над образом поэта, она старалась прочувствовать атмосферу прошлой эпохи. Она ощущала ее, представляла окружающих людей, их обстановку, и все рисунки из этого цикла специально сделаны остро зачиненными гусиными перьями.

Исследователи, сравнившие рисунки Рушевой и Пушкина, сделали вывод о том, что их манера письма очень похожа. Надя рисует так же непринужденно, изящно, но в ее работах виден индивидуальный стиль. Она остается сама собой и легко импровизирует.

Надя Рушева, биография и творчество которой не перестает волновать самых преданных ее поклонников, стремилась понять внутренний мир великого поэта и постоянно углублялась в тему. Она изображала Пушкина-лицеиста, его товарищей по учебе, поднявших бунт против доносчика Пилецкого, обращала внимание на любовные линии, создавала портреты любимых женщин, рисовала поэта с семьей.

Особый интерес представляют работы, повествующие о последних часах жизни Александра Сергеевича, и творчество маленького гения невозможно втиснуть в рамки обычной одаренности. Ее рисунки указывают на особый талант, которым обладала девочка: она явно видела то, что не дано другим, и переносилась в прошлые эпохи, становясь участницей далеких событий. И столь точное изображение XIX века не объяснялось только богатым детским воображением.

Перед тем как приступить к работе, Надя бродила по значимым местам, обращалась к творчеству гения и впитывала атмосферу XIX века. Кстати, множество ее работ находится в Государственном музее А. С. Пушкина, и живые рисунки можно увидеть в открытом доступе.

Серия, посвященная Древней Греции

Надя Рушева, биография которой указывает на то, что она с детства проявляла себя как творческая личность, посвятила целый цикл работ Древней Греции. Она рассказала о подвигах могучего Геракла, проиллюстрировала «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, а историки удивлялись: как же девочка смогла подметить дух тех времен? Она словно переносилась в эллинскую эпоху, смотрела на окружающий мир и возвращалась, чтобы поделиться своими впечатлениями. Черно-белые графические этюды написаны человеком, который являлся современником тех событий.

Даже в самых ранних рисунках видна рука настоящего художника с его безошибочным чувством отбора прекрасного и изящным языком. Надя улавливала самые драматические моменты и изображала их на бумаге.

Роман, оказавший большое влияние на девочку

Еще одна серия удивительных рисунков, сделанных гениальной девочкой, посвящена событиям, происходившим в романе Булгакова. Последовав совету своего отца, школьница прочла на одном дыхании полуопальную книгу и загорелась желанием изобразить на бумаге персонажей сложного произведения. «Подходя к чистому листу, я уже точно знаю, какими будут мои герои», – признавалась Надя Рушева.

«Мастер и Маргарита» – это литературный шедевр, который вдохновил ее на творчество, и перед тем как приступить к работе, она прошлась по местам, описанным в романе.

Странные совпадения

Любопытен такой факт: уже после смерти девочки Елена Сергеевна Булгакова, мечтающая о полном издании книги, озаботилась проблемой иллюстраций высокого качества. Она зашла в гости к Рушевым, и отец Нади показал безупречные рисунки дочери. Пожилая дама потеряла дар речи от того, что обнаружила невероятное сходство изображенной Маргариты с собой, хотя художница не была знакома с женой писателя.

А на руке Мастера красовался перстень – копия фамильного украшения, которое носил сам Булгаков. Неизвестно, какие силы подтолкнули юного гения нарисовать именно это. Как считают исследователи творчества Рушевой, она была настоящей провидицей, способной заглянуть в прошлое и будущее.

Известность в СССР и за рубежом

Уже в 12 лет состоялась выставка работ юного художника, тонко воспринимающего происходящее. Это был настоящий триумф! О девочке узнал весь Советский Союз.

Ее работы выставлялись за рубежом, и о юной художнице с восторгом писала иностранная пресса. Такие хвалебные отзывы многим не нравились, и некоторые открыто выражали мнение, что талант девочки не так уж и велик, как его преподносят, и нельзя обычную школьницу так сильно превозносить. Однако известность не испортила девочку, ведь она всегда была лишенным зазнайства человеком, везде искавшим скрытый смысл. Дисциплинированная Надя Рушева отличалась сильным характером, доставшимся ей по наследству от матери-балерины, и в то же время была очень мягким человеком, разбиравшимся в оттенках добра и зла.

Многообразие таланта

Исследователи восхищались ее уникальным талантом и отмечали, что подобного примера в истории искусства больше нет. Столь ранние творческие взрывы отмечались у музыкантов, поэтов, но у художников это первый случай, ведь все детство и юношество должно уходить на освоение мастерства. А гениальная девочка творила с малых лет.

Многообразие ее таланта просто поражает! Она интересовалась всем и безошибочно отбирала из безграничного культурного богатства самое важное. Все линии завершены в единственном движении пера. Она работала тушью, которая не терпит исправлений, изредка раскрашивая произведения акварелью. Художница Надя Рушева всегда верно выбирала тот единственный изгиб, плавность, толщину, которые необходимы в конкретном варианте. И такая уверенность руки непостижима. Кажется, что мало нарисовано, но так много сказано, и в каждом рисунке, который может называться картиной, царит особая атмосфера.

Ее дарование невозможно измерить обычными категориями, и столь раннее созревание ума говорит лишь о ее гениальности. Талант Нади безграничен, и автор без страха обращается к самым разным темам и жизненным явлениям. Она глотает книги, и каждая рождает жажду воплотить на бумаге образы, родившиеся в ее воображении. Рушева создала иллюстрации к произведениям Чуковского, Кассиля, Гайдара, Шекспира, Бажова, Родари, Блока, Носова, Верна, Гюго и многих других писателей и поэтов.

Лаконичность, трогающая душу

Удивляет малость средств, при помощи которых достигается прекрасный результат. Например, работа «Непокоренная» вызывает трепет и сострадание. Надя не рисует бараки и проволоку концлагеря «Освенцим», на бумаге изображено лицо – изможденное, настрадавшееся, на котором живут только угольки глаз. Здесь нет деталей, которые бы рассказывали о зверствах фашистов, но в этой работе зритель все понимает и без них. Изумляет, как девочка смогла выразить глубокие образы нашего века и прошлых эпох в столь юном возрасте.

Одиночество гения

Самыми дорогими людьми для талантливой девочки были родители. В силу уникального дара она не имела близких подруг, и только с матерью и отцом делилась всем, что ее волнует. Много времени она проводила на различных выставках и в музеях, с большим интересом читала серьезные литературные шедевры. Например, «Войне и миру» Толстого Надя Рушева посвятила более 400 иллюстраций.

Мудрая не по годам школьница с врожденной культурой как-то обмолвилась: «Нельзя жить для себя. Надо гореть. Это очень трудно, но надо». Она тратила душевные богатства, отдавая себя людям без остатка. И это основной признак истинного таланта.

Документальный фильм

Юной художнице посвятили документальный фильм, который называется «Тебя, как первую любовь». В начале 1969 года девушка много времени провела на киностудии «Ленфильм», гуляла по красивейшему городу, знакомилась с его богатой историей и архитектурными памятниками. Она вспоминала, что это было самое прекрасное время в ее жизни.

Навсегда 17-летняя

Накануне трагедии Надя вернулась в Москву. Рано утром шестого марта полная новых идей художница собиралась в школу, но неожиданно потеряла сознание. В семье не было телефона, и отец помчался в больницу. Не приходя в сознание, в возрасте 17 лет девочка умерла, а ее смерть вызвала шок у всех людей, и многие отказывались верить в ее кончину. Надя Рушева, причина смерти которой указана в медицинском заключении, страдала аневризмой сосудов головного мозга, и в то время такая болезнь не поддавалась лечению. Никто не знал, что у девочки есть заболевание, с которым люди живут не более девяти лет, а ей судьба отмерила целых семнадцать.

Память

Она собиралась поступать во ВГИК, чтобы учиться на художника-мультипликатора, однако судьба распорядилась по-своему. Надя, которая обрела бессмертие после жизни, похоронена на Покровском кладбище, а на гранитном памятнике изображен ее рисунок – симпатичный кентавренок.

Имя поставившей в тупик маститых искусствоведов художницы не было забыто. В ее честь назвали новую планету, открытую в 1982 году, в Москве есть школа имени Нади Рушевой № 1466, в которой она училась. В ней находится замечательный музей, где можно увидеть подлинники работ девушки, ее вещи, услышать рассказы о жизни и творчестве волшебницы, создавшей более 12 тысяч произведений.

О талантливой девочке помнят в Тыве, ведь ее мама являлась одной из первых балерин республики, и в 1993 году был открыт музей Нади Рушевой в городе Кызыле. Здесь можно познакомиться с рисунками, переданными родителями девочки, и в очередной раз восхититься ее бессмертным талантом.

Московский конкурс

Сегодня творчество художника, к сожалению, почти забыто. До сих пор нет единого центра, однако московские власти попытались привлечь внимание юных талантов и организовали в 2003 году городской конкурс рисунков Нади Рушевой. За все время проведения в нем приняли участие более 30 тысяч школьников, накоплен богатейший фонд детских работ, представляющих художественную ценность. Конкурс проводится как настоящий праздник искусства, который дает уникальную возможность обмениваться опытом.

Загадка гения

Наш материал хочется закончить словами академика Лихачева, писавшего, что именно такое искусство и требуется народу. Гениальная девочка проникала в область человеческого духа и стремилась показать как можно больше. Никто не знает, откуда у Нади в столь юном возрасте было удивительное знание эпох и людей. И этот вопрос навсегда останется без ответа…

Надя Рушева

Биография

О Наде Рушевой говорили – гениальная девочка. Ее рисунки как глоток свежего воздуха, настоящие, открытые, проникающие в самую глубь человеческой души.

Детство и юность

Найдан Николаевна Рушева родилась в 1952 году, 31 января. У девочки тувинские корни, отсюда необычное имя. Найдан с тувинского — «вечно живая».

Маленькая Надя Рушева с родителями

Семья советского художника Николая Константиновича Рушева проживала в Улан-Баторе (Монголия) с 1950 года. После рождения ребенка перебрались в Москву, где отец устроился работать художником на Центральное телевидение, а мать Наталья Ажикмаа (некогда балерина) посвятила время воспитанию дочери. Биография Нади с самого детства связана с искусством. Первые впечатляющие рисунки появились, когда девочке исполнилось пять лет.

Творчество

В первом классе Надя уже не расставалась с карандашом. После учебы художница посвящала искусству много времени. В семь лет девочка нарисовала иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». В течение вечера появились 36 рисунков, пока отец читал сказку вслух.

Надя Рушева в школе

Позже, освоив чтение, художница проиллюстрировала «Медного всадника», «Повести Белкина» и «Евгения Онегина». С годами, кроме графитового карандаша, Надя научилась работать пером, фломастером, пастелью. Весной 1964 года журнал «Юность» организовал дебютную выставку для начинающей художницы, затем опубликовал некоторые из работ.

Известно, что по просьбе пушкиниста А. И. Гессена Надя трудилась над иллюстрациями к его книге «Жизнь поэта». К заданию Рушева отнеслась с интересом и ответственностью: читала работы известных литературоведов, заглянула в Мемориальную квартиру поэта. Гусиным пером Надя тщательно выводила картины, однако Гессена ни одна не впечатлила.

Рисунок Нади Рушевой «Автопортрет»

В итоге книгу выпустили без рисунков художницы, а иллюстрации (их около 300) после кончины Рушевой хранятся в музеях.

В 12 лет за спиной у гениальной Нади уже был богатый художественный опыт. Творчество насчитывало более пяти тысяч рисунков разных стилей и отличных друг от друга тем. Выставки не ограничивались региональными масштабами: работы Рушевой побывали в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году журнал «Юность» опубликовал иллюстрации к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».

Рисунок Нади Рушевой «Аполлон и Дафна»

Известно, что Рушева не рисовала эскизы, а в ее инструментах для творчества никогда не нашлось бы ластика. Картины рождались легко, образы всплывали в голове, и ошибки быть не могло: Надя просто творила. Девочка писала иллюстрации к мифам Древней Греции («Подвиги Геракла»), перенесла на бумагу образы героев «Одиссеи» и «Иллиады».

Одной из любимых работ Нади стал балет «Анна Каренина». Художница изобразила изящных балерин, но увидеть красоту в исполнении балерины Майи Плисецкой на сцене так и не успела.

Рисунок Нади Рушевой «Балет «Анна Каренина»

Талант юной художницы – природный дар. Отец принял решение не определять девочку в художественную школу, рисованию Надя нигде не училась. Рушева проиллюстрировала «Войну и мир», «Мастера и Маргариту». Современники видели в ней гениального книжного графика.

В школе Надя играла в команде «КВН», оформляла стенгазету. С родителями часто ходила в театры и музеи.

Рисунок Нади Рушевой «Адам и Ева»

Планировала рисовать иллюстрации к Лермонтову, Некрасову, Блоку, Есенину, Грину, Шекспиру. Родные вспоминают, что девочка мечтала стать мультипликатором.

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» с восторгом приняла Елена Сергеевна Булгакова. Вдова писателя рассказывала, что Надя стала первым художником, которому удалось с точностью раскрыть образ Маргариты.

Личная жизнь

Отдельной строкой в жизни Нади Рушевой считаются 30 дней в лагере «Артек» в 1967 году. Пятнадцатилетняя девушка и там успела оставить рисунки, которые сейчас хранятся в музеях. Надя рисовала стенгазеты и не переставала творить для души.

Надя Рушева

С согласия Натальи Ажикмаа давно обнародована переписка художницы с товарищем из «Артека» Аликом (Олегом Сафаралиевым). Это было общение двух пятнадцатилетних подростков, только вступающих во взрослую жизнь, размышления о будущем, о человечности. Надя изредка рассказывала об успехах в творчестве и школьных буднях. Сейчас у кинорежиссера Сафаралиева хранятся письма и множество иллюстраций к ним.

Смерть

Надя Рушева внезапно для всех скончалась, когда ей исполнилось 17 лет. Незадолго до того, как уйти из жизни, юная художница с отцом по приглашению «Ленфильма» посетила Ленинград. Киностудия снимала ленту «Тебя, как первую любовь» о таланте Рушевой. Съемки остались незавершенными.

Надя Рушева

6 марта 1969 года Надя собиралась выходить из дома на учебу. Состояние девочки резко ухудшилось, она потеряла сознание. Рядом находился Николай Константинович, который вызвал машину скорой помощи. Рушеву срочно госпитализировали, но спасти не смогли. Причиной смерти стала врожденная аневризма сосуда головного мозга.

О болезни дочери до момента смерти родители не подозревали. Недуг в то время лечению не поддавался. По словам медицинских работников, 17 лет с такой проблемой – большой срок. Надю похоронили на Покровском кладбище. На памятнике изобразили «Кентавренка», нарисованного юной художницей.

«Кентавренок» на могиле Нади Рушевой

«Кентавренок» также стал основой для призов фестивалей «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». С 2003 года в Санкт-Петербурге установлен памятник по мотивам рисунка. Он находится перед «Домом Кино».

Школа, в которой училась Надя, стала музеем, посвященным творчеству художницы. В честь Нади Рушевой на Кавказе назвали перевал. В 1973 году драматург Анна Родионова посвятила художнице пьесу «Девочка Надя».

Несмотря на короткую жизнь, Рушева оставила около 12 000 рисунков. Многие работы хранят знакомые и друзья Найдан. Сегодня прикоснуться к творчеству девушки можно в музеях («Льва Толстого» в Москве, «Имени Нади Рушевой» в Кызыле, а также в Петербурге и городе Сарове).

Памятник Наде Рушевой

Николай Константинович Рушев до конца жизни собирал память об умершей дочери, занимался организацией выставок, а также написал произведение «Последний год Нади», используя заметки художницы.

Отец Нади умер от рака в 1975 году и похоронен рядом с Надей. Материалы из «Последнего года Нади» с согласия матери впервые опубликовала газета «Центр Азии». Творчество и жизнь загадочной вечно молодой художницы изучают исследователи и почитатели творчества.

Москвичи постарше ещё помнят очереди в Пушкинский музей на выставку графики 17-летней московской школьницы, которую весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» — лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова. 31 января 2017 года ей могло бы исполниться 65 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего семнадцать лет.

Вспоминая юную советскую художницу, сайт «Избранное» решил познакомить своих читателей с десятью фактами из её жизни.

Десять удивительных фактов о жизни самой юной художницы СССР

1. Мама Нади Рушевой была первой тувинской балериной

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе. Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью – первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.

Первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева

Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу. На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.

2. Рисовать Надя начала в пять лет

Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. В последнем телевизионном интервью Надя рассказывает:

«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время — рисовала то, что в данный момент чувствую <…> Потом, когда сама научилась читать, делала уже к „Медному всаднику“, „Повестям Белкина“, к „Евгению Онегину“…»

Маленькая Надя Рушева с родителями

3. Надя никогда не пользовалась ластиком

Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:

«Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции — часто всего несколькими линиями.

4. Отец решил не отдавать девочку в художественную школу

Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение — не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади — её удивительное воображение, которому научить невозможно.

Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана»

5. Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет

В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки — в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.

В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок – в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.

Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана»

6. «Браво, Надя, браво!», — написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари

В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны — чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка — гений.

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», — писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана»

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же — никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», — восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.

«Аполлон и Дафна», 1969.Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона, она просила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево, как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё.

7. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков

Среди работ Нади Рушевой — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади — это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков.

Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.

Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»)

Другие известные циклы Нади Рушевой — «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.

Отдыхающая балерина (1967)

8. Рисунки Нади высоко оценила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова

Полузапрещённый в СССР роман «Мастер и Маргарита» Надя прочла на одном дыхании. Книга полностью захватила её. Она отложила все другие проекты и какое-то время буквально жила в созданном Булгаковым мире. Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа, и результатом этих прогулок стал потрясающий цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявилась уже как практически состоявшийся художник.

Невероятно, но эти созданные полвека назад рисунки остаются и по сей день, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова — и самыми удачными, во многом пророческими. Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты, Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной — удивительная прозорливость, качество гения. А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича.

Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади:

«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает… Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».

Однажды весной, в час небывало жаркого заката… Мастер и Маргарита Первая встреча Мастера и Маргариты Маргарита выхватывает рукопись из огня

9. Буквально накануне смерти Надя ездила в Ленинград, где про неё снимали документальный фильм

В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, фильм «Тебя, как первую любовь» остался незавершенным. Надя вернулась домой буквально за день до смерти.

Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма — те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.

Надежда Рушева. Автопортрет

10. Она умерла неожиданно

5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу и вдруг потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в себя. Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо — дожить до 17 лет с таким диагнозом.

Никто не знал, что у Нади аневризма — она никогда не жаловалась на здоровье, была весёлым и счастливым ребёнком. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.

Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, — теперь нечего бояться преждевременной оценки.

— из посмертной статьи академика В.А. Ватагина в журнале «Юность»

Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.

«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, — пишет Шеваров. — Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. „Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!“ — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».

Но как? Откуда? Почему вместо скакалок и классиков — книги, биографии и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал. И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона интересовали 12-летнего ребёнка больше, чем игры и болтовня с подругами? Увы, на эти вопросы, уже никто уже не ответит. Девочка как будто спешила выполнить одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.

Ирина Родионова

😉 Здравствуйте, дорогие читатели! Благодарю за выбор статьи «Биография Нади Рушевой: жизнь, творчество, причина смерти» на этом сайте!

Причина смерти Нади Рушевой

Жизнь Нади оборвалась в семнадцать лет. Чуть ранее они побывали с отцом в Ленинграде, где проходили съемки кинофильма «Тебя, как первую любовь» о ее творчестве. 6 марта 1969 г. Надя, уже на пороге дома, собираясь в школу, внезапно потеряла сознание.

Отец вызвал неотложку, ее положили в больницу, но врачи оказались бессильны. У юной девушки была врожденная аневризма сосуда головного мозга…

😉 Друзья, поделитесь статьей «Биография Нади Рушевой: жизнь, творчество, причина смерти» в соц. сетях.

Понравилась статья? Поделись с другом

МирТесен

Искусство

Уникальный пример в истории искусства, когда серьезно продуманное, актуальное для исторического момента и вполне самостоятельное течение прекратило свое полнокровное существование из-за ссоры его идеологов. В то же время организационный крах не изменил путей развития ярких творцов — пуристов, от Ле Корбюзье до Фернана Леже.

Ле Корбюзье. Натюрморт павильона L’ Esprit Nouveau. 1924

Пуризм (от лат. purus — «чистый») — эстетическое направление, которое создали художник и архитектор Шарль-Эдуард Жаннер (которого мы знаем как Ле Корбюзье) и художник Амеде Озанфан. Возникший во Франции после хаоса Первой мировой войны, пуризм стал символом порядка, целостности, баланса и ясности, классических упорядоченных ценностей и технического прогресса.

Основные доктрины нового направления Ле Корбюзье и Озанфан изложили в художественном манифесте «После кубизма». Публикация была приурочена к Первой Пуристской выставке художников, которая открылась 22 декабря 1918 года. В частности, друзья стремились отойти от декоративных аспектов кубизма, его фрагментации объекта. Они ратовали за искусство, подчеркивающее упорядоченность и логику. Чтобы достичь этого чувства фундаментального порядка, Ле Корбюзье и Озанфан обозначали свое видение визуальных явлений как «гармоничное расположение современных, безличных, „универсальных“ форм». Через некоторое время к пуризму обратился Фернан Леже, прошедший к тому времени путь от импрессионизма до кубизма и абстракционизма.

Ле Корбюзье. Натюрморт. 1920

Вот некоторые из постулатов пуризма, манифестированные Ле Корбюзье и Озанфаном: — в искусстве существует иерархия: у основания — декоративное искусство, на вершине — человеческая фигура; — живопись настолько хороша, насколько хороши внутренние качества ее пластических элементов, а не их репрезентативные или повествовательные возможности; — пуризм хочет ясно мыслить, творить преданно, точно, без обмана…; — серьезное искусство должно изгнать все техники, не верные реальной ценности концепции; — искусство заключается прежде всего в концепции; — техника — это всего лишь инструмент, смиренно служащий концепции; — пуризм не верит, что возвращение к природе означает копирование природы; — он допускает, что всякая деформация оправдана поиском инварианта.

Амеде Озанфан. «Аккорды». 1922

Художники считали, что хаос природы должен быть рассеян и упорядочен технологиями, порожденными человеческим разумом. Для популяризации своих идей Озанфан и Ле Корбюзье совместно с поэтом Полом Дерме основали художественный журнал «L’Esprit Nouveau» («Новый дух»), который выходил с 1920 по 1925 год.

Три женщины и натюрморт. Фернан Леже. 1921, 60×92 см

Ле Корбюзье. «Nature pâle à la lanterne». 1922. Фонд Ле Корбюзье

В эссе под названием «Пуризм» Озанфан и Ле Корбюзье определили живопись как «объединение очищенных, родственных архитектурных элементов». Эта концепция отражена в их натюрмортах, на которых оба художника представляют чистые, простые и цельные формы. Новое направление предполагало композиции безупречной гармонии и пропорций, отрицая все странное и оригинальное. Вторая выставка пуристов, состоявшаяся в 1921 году в парижской галерее Дрюэ, сделала движение и журнал еще более знаменитыми. В 1924 году Озанфан и Леже открыли в Париже «Atelier Libre» — «Бесплатную мастерскую», где также преподавали художницы Мари Лоренцин и Александра Экстер.

Амеде Озанфан. Натюрморт «Посуда». Государственный Эрмитаж

Пуризм сводил предмет к соотношению его геометрических углов и форм, взаимодействующих по классическим принципам золотого сечения. Художники делали акцент на чистых цветовых решениях, отрицая любые украшательства. Они изображали обычные бытовые предметы, превращая их в эстетически привлекательные формы.

Хуан Грис. Бутылка и ваза с фруктами. 1920

Пуризм достиг своей кульминации после экспозиции в «Павильоне «Нового духа» Ле Корбюзье, построенном в 1925 году для Международной выставки декоративного и промышленного искусства в Париже. На выставке были представлены работы Ле Корбюзье, Озанфана, Фернана Леже, а также кубистов Хуана Гриса и Жака Липшица.

Ле Корбюзье. Павильон L’Esprit Nouveau на Международной выставке декоративного и промышленного искусства в Париже. 1925

Ле Корбюзье продолжал развивать свои архитектурные таланты. С 1922 по 1925 он работал над еще одним своим проектом, в котором были использованы принципы пуризма — Вилла Ля Рош (Villa La Roche). Проект был разработан для швейцарского банкира из Базеля Рауля Ля Роша, коллекционера авангардного искусства, и включал не только жилые помещения, но и галерейное пространство. И вот тут Ле Корбюзье и Озанфан серьезно поссорились — по идейным соображениям: Озанфан украсил интерьеры картинами, против чего категорически возражал его друг. Это недоразумение стало окончанием сотрудничества двух художников — и концом движения пуризма.

Амеде Ознфан. Натюрморт. 1920−21

Отход пуризма от радикализма, свойственного живописи начала XX века, можно рассматривать как часть стремления «вернуться к порядку» после хаоса Первой мировой войны. Пуризм стал одним из способов вновь обратиться к традициям неоклассицизма, которым следовали европейские художники того времени. Для Ле Корбюзье пуризм стал возможностью оформить свои идеи и придти к собственному уникальному архитектурному дизайну, который был основан на принципах стандартизации конструкций, строгой функциональности и массового производства.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *