Что делать, если начальник орет на подчиненных: инструкция по выживанию рядом с грубым начальником

Не всем, к сожалению, везет на начальство. Нередко попадаются такие руководители, которые все проблемы решают с помощью крика, а то и сквернословия. Что делать в этом случае подчиненному? Увольняться, терпеть или принимать руководителя таким, какой уж он уродился? Читайте также: Плюсы и минусы дружбы с начальством. Как вести себя правильно?

Для начала следует уяснить, что орать на вас шеф, конечно же, права не имеет. Но закон защитить от крика начальника не сможет. Независимо – плохое ли у него настроение, характер дурной, или он просто разговаривает «криком». Поэтому варианта здесь два – уволиться или решить данную проблему одним из методов, предлагаемых психологами.

  • Попытайтесь найти подход к боссу – некоторые «самодуры» вполне могут исправиться, если вести с ними правильную политику. Конечно, речь не о подхалимстве – это не поможет наладить контакт, а только его усугубит.
  • Не поддавайтесь на провокации. Многие руководители обожают цепляться к мелочам – начиная от вашей работы с принтером и заканчивая внешним видом и отсутствием на рабочем месте (и никого не волнует, что вам «приспичило»). Сохраняйте свое достоинство, даже если вам хочется зарядить в «эту наглую физиономию» первым, что лежит у вас на столе.
  • Конечно, если сил терпеть это безобразие больше нет, можно дать волю своему праведному гневу. И потом, по пути на биржу труда, в красках рассказать другу или подружке, как вы «сделали хама». Правда, излишне усердствовать не стоит – не забывайте о трудовой книжке, в которой может стоять увольнение совсем не по собственному желанию.
  • Вариант «око за око» тоже не подойдет. Хамить в ответ, тыкать шефа носом в его ошибки, внешний вид и опоздания, орать на него и хлопать дверьми – тактика, изначально обреченная на провал. Ни один шеф не потерпит такого отношения. Даже если вы профи и работу выполняете лучше всех, перевыполняя все планы на год вперед. Поэтому умерьте свой пыл – такие «звездные войны» могут закончиться только вашим вылетом с работы, причем с увольнением по статье.
  • Падать на колени, молить о прощении и публично сожалеть о содеянном тоже не нужно. Прощение вам, конечно, даруют, но поймут, что ноги об вас можно вытирать регулярно.
  • Когда босс начинает орать, лучшее, что вы можете сделать – дать ему «проораться». Пусть выпустит пар. Не отвечайте ему до того момента, пока он не будет способен адекватно вас выслушать.
  • Если вы не правы – спокойно признайте свою ошибку. После чего, таким же ровным тоном, сообщите шефу, что необходимости в столь резком тоне по отношению к вам не было. Читайте также: Отмазки для шефа при опоздании на работу.
  • Если вы хотите выяснить отношения с этим «паразитом», то ни в коем случае не устраивайте боссу публичную порку. Выбирайте конфиденциальную обстановку и его настроение. Понятно, что когда он «машет шашкой» направо и налево – это не лучший момент для откровенной беседы.
  • Не ставьте боссу условий. Вроде — «если вы еще хоть раз на меня рявкнете, то я уволюсь». Во-первых, это не подействует. А во-вторых, это подействует наоборот.
  • Просить шефа «умерить пыл» можно и нужно, но — вежливо и твердо. Конечно, самодуров, которые любят подхалимство и на дух не переносят тех, кто требует к себе уважения, хватает. Но, большинством своим, руководители – вполне адекватные люди, для которых подчиненный с собственным мнением и достоинством ценнее того, кто стелется по ковру, целуя пятки шефа.
  • Месть шефу – от самой маленькой пакости до глобальных действий, способных пошатнуть его репутацию или просто навредить – самое последнее дело. В первую очередь, от этого пострадает именно ваша репутация. Во вторую – ваше резюме.
  • Если крик для шефа – явление обидное, но редкое (по настроению), то будьте снисходительны. Все мы люди, все имеем недостатки. Мало ли, какая у него причина для такого настроения – ребенок заболел, проблемы в семье и пр. Естественно, в этом мало приятного, но нелепо бросать работу или бросаться на амбразуру, когда можно пропустить чисто эмоциональную «оплеуху» мимо ушей.
  • А вот если крик шефа стал закономерностью (особенно, когда это касается всего штата, а не только вас персонально) — это уже повод для серьезного разговора с вышестоящим начальством или для увольнения.
  • Самый легкий метод свести конфликт на нет – метод «улыбаемся и машем». То есть, признать свою ошибку, кивая, пообещать исправиться в ближайшее же время и, «стряхнув» с себя чужие эмоции, продолжить работу. Шеф быстрее успокоится, если вы не будете оправдываться, нервничать и защищаться.
  • Как абстрагироваться? Представьте на месте босса то, что вызывает у вас улыбку. Например, наденьте мысленно своему начальнику ласты, каску и суньте в руки горшок с кактусом. Или засуньте его в большой рекламный плюшевый хот-дог. В общем, включайте фантазию. Только не переборщите – хохот в лицо шефу во время его гневной отповеди закончится явно не премиальными.
  • Не молчите. Есть нейтральные фразы для таких случаев – «да, буду знать – не учел», «раньше не сталкивался, теперь запомню» или «опыт новый для меня — впредь буду знать».
  • Будьте внимательны. Если вас отчитывают за опоздания, слишком яркий макияж или неоконченный вовремя заказ, то не стоит повторять свои ошибки.
  • Будьте уверены в себе. Никогда не сплетничайте, не обсуждайте шефа, коллег и свою личную жизнь с кем бы то ни было в офисе, не опускайтесь до лести и не показывайте свои слабости. Работайте на свой авторитет и репутацию.
  • Не позволяйте на себе ездить, помните о своих правах. Вас не могут заставить работать сверхурочно, вас не имеют права оскорблять или устраивать регулярные публичные выволочки – помните о своем чувстве достоинства. Иногда вежливый, но холодный отпор действует на шефа отрезвляюще. Во всяком случае, он будет знать, что использовать вас в качестве мальчика для битья не получится.
  • Разберитесь в причинах такого отношения шефа. Вполне возможно, что это действительно ваши ошибки или неправильное отношение к работе. Остальные причины – личная неприязнь (тут проще уволиться), новый человек в очереди на ваше место, плохое настроение шефа. В любом случае, разговор по душам (тет-а-тет) не помешает. И никто вас не уволит за то, что вы просто спросите (наедине) – «а в чем, собственно, дорогой наш начальник Иван Петрович, причина ваших не самых теплых чувств ко мне?». Читайте также: 10 верных способов наладить отношения с начальником на работе.

Согласно недавнему опросу портала Superjob 72% россиян хоть завтра готовы сменить работу — если, конечно, устроит зарплата. И одна из причин — отношения с начальником. Не ценит, кричит, оскорбляет. Почему так происходит и как грамотно себя вести в подобных ситуациях, рассуждают эксперты.

Компенсирует неудачи

— Самый верный способ избегать начальника-хама — не работать с ним, — считает профессор Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов. — Проявление хамства означает профессиональную слабость управленца: он списывает собственные неудачи на подчиненных. Надо верно оценить выгоды от такого сотрудничества. Если вам важнее здоровье и психологический настрой, меняйте обстановку.

Другой метод — сократить время общения с таким горе-боссом. Но не избегать вообще контактов, хам почувствует ваш страх и попытается еще больше поиздеваться.

Еще вариант: быть настолько профессиональным специалистом, чтобы в вас было заинтересовано более высокое начальство. Тогда можно смело заявить о том, что хамская манера общения для вас неприемлема.

Совет для тех, кому уже нечего терять: воспользуйтесь соцсетями и «прославьте» вашего шефа. Понятно, что после этого на работе вы вряд ли останетесь, но, возможно, это заставит грубияна впредь быть аккуратнее в выражениях.

Спокойствие убережет от глупостей

— Многое зависит от вашей личной реакции, — рассуждает психолог Михаил Хорс. — Одному как с гуся вода. Наорали? Отшутился и дальше пошел. А кто-то воспринимает крик болезненно.

Вы обижаетесь, потому что считаете, что начальник не должен кричать. Несчастным лично вас делает запрос на справедливость — когда вы считаете, что все люди равны и должны друг друга уважать. Ерунда! Правда в том, что более сильные люди могут не уважать тех, кто слабее. Это наша реальная жизнь.

Но прежде чем менять работу, жаловаться, бить начальнику морду, важно успокоиться. Все самые большие глупости в мире совершаются под влиянием эмоций… Как успокоиться? Приняв новую жизненную концепцию.

Скажите себе: «Да, сейчас меня не уважают настолько, как мне хотелось бы». Дальше задаем себе вопрос: «А зачем я здесь?» Оцениваем плюсы работы: зарплата, коллектив. Перевешивают ли они орущего начальника? И спокойно, рационально присматриваем другую работу. Или думаем, как повысить уровень своей компетенции и значимости в своей компании.

Но чаще всего люди этого не делают, а просто ходят и переживают. Вы же не хотите всю свою жизнь страдать? У вас наверняка есть другие задачи? Вот и реализовывайте их!

Упражнение на успокоение. Представьте себя на берегу моря. Солнышко светит, волны шумят. Вдруг налетает ураган — это и есть крик начальника. Вот он проорался — и ушел. Снова солнышко. Ну кто будет обижаться на ураган? А переживания забирают у нас силы, которые нам нужны для собственного развития и карьеры.

В ТЕМУ

Спорт вместо мордобоя

— Есть классическая реакция на стресс: «бей или беги», — рассказывает тренер с 20-летним стажем, известный фитнес-блогер Глеб Гончаров. — Если на вас кричит начальник — выбрасывается адреналин, первая реакция — бежать. Но бежать-то вы не можете. Организм не понимает, что делать. В итоге — болезни. Поможет спорт. Если вы приходите с работы в стрессе после нападок начальника, надо надеть кроссовки и побегать (трусцой, чтобы избежать травм! — Ред.).

Если ваша проблема, наоборот, — подчиненные, которых хочется ударить, тут стоит позаниматься со штангой или побить мешок, грушу.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Поорал — можно меньше платить

— Причина, по которой начальник повышает голос, зависит от интересов самого начальника, — считает психолог Павел Волженков. — Понаблюдав некоторое время, можно понять причину криков.

1. Порядочный, просто не сдержался. Начальник кричит, потому что он сильно переживает, боится провала. Если это собственник бизнеса, топ-менеджер, то у него много ответственности и много страхов о деле, гораздо больше, чем у простого сотрудника. Шеф просто не сдержал эмоций. Скажите, что понимаете, что он беспокоится, предложите говорить спокойным тоном, выслушайте и расскажите, что вы будете делать. Согласуйте, сделайте, отчитайтесь.

2. Манипулятор. Кричит на человека, чтобы вызвать у него чувство вины, и навязать мысль: «Ты плохой сотрудник, я имею полное право платить тебе меньше». У такого хамства вполне конкретная задача — сэкономить. Здесь есть возможность отстоять свои позиции. Расскажите манипулятору, как устроена его манипуляция. Поясните, что понимаете, что он делает. Эта манипуляция прекратится. Если после этого начальник предложит Вам уволиться, увольтесь. Также, если начальник использует против вас разные манипуляции регулярно, то перспективы не в вашу пользу. Увольняйтесь.

3. Садист. Их мало, но они есть. Такие люди получают удовольствие, унижая других. Такой шеф не кричит на всех, ключевые должности не трогает. Отрывается на сотрудниках тех отделов, где большая текучка, и текучка продолжается. Его схема поведения — из подросткового возраста. Существуют закрытые сообщества, клубы, где такие начальники делятся друг с другом, как они унижают людей. Рассказывают, смеются, смакуют. Ваше правильное поведение — уволиться.

НА ЗАМЕТКУ

Простые способы перестать болезненно реагировать

От семейного психолога Марии МАТАНЫ:

— Представьте шефа в памперсе и с соской во рту. Смешно? Так стоит ли обижаться на такого!

— Отключитесь, если крик — это бессмысленные эмоции и в них нет ничего конструктивного. Повторяйте про себя, что вы достойны лучшего, а начальник сейчас говорит то, что думает сам о себе.

— Задумайтесь: начальник же в общем-то обычный человек. У него есть личные проблемы. Представьте себе, он ходит дома в тапочках и, возможно, на него орет жена… И он вот только так может это пережить.

В целом болезненные отношения с начальником-тираном говорят о вашей низкой самооценке. Это не только его, но и ваши детские травмы. Их надо прожить, тогда и отношения с начальством изменятся.

«Позвольте, я вас покритикую»: как распознать и остановить хамство на рабочем месте

С хамством все значительно проще. Спецназ перед тем, как штурмовать помещение, применяет светошумовая гранату. Задача гранаты — вывести из равновесия все системы чувств находящегося там противника: он должен ослепнуть, оглохнуть и потеряться в пространстве. И хамство в корпоративном пространстве — та же самая граната, которая не ранит, но дезориентирует.

Надо ли отвечать на хамство?

Нередкая ситуация на корпоративном совещании. Вы слышите в свой адрес фразу: «Вы идиот, ничего не понимаете в этом, вы вообще никто. Как вы могли вообще это произнести/сделать/подумать!». Надо ли на это отвечать, учитывая, что вы находитесь в корпоративном поле, где присутствуют ваши коллеги и, возможно, даже начальство?

Есть несколько вариантов ответа.

  • Спокойно промолчать с осознанием своей силы

Вспомним японскую притчу. Однажды старый учитель — мастер меча сидел и пил чай, а рядом выполнял работу по дому его ученик. И вдруг в дом ворвался самурай, который хотел вызвать на поединок мастера меча, оскорбляя его, но и не нападая первым — в Японии были достаточно жесткие правила, запрещающие поднимать меч на человека равного, если нет формального повода для боя. Самурай продолжал говорить нелицеприятные слова, а мастер меча — пить чай. Когда самурай истощил запас ругательств и ушел, потому как поводов достать меч не было, потрясенный ученик спросил у учителя, почему тот промолчал? На что мастер ответил: «Скажи мне, если к тебе приходит человек и приносит дар, который тебе не нужен, и ты его не берешь, кому останется дар?». Ученик ответил: «Тому, кто дарил».

В этом правиле важно то, как вы будете молчать. Молчание с осознанием свой уверенности и силы «звучит» и воспринимается иначе, чем молчание, проистекающее от слабости. Представьте себе, что к вам подбежала маленькая собачка «не более наперстка» и начинает гавкать на уровне стопы. Наверное, вы не будете обращаться на нее внимания и она не затронет ваше чувство собственного достоинства.

Но если вы промолчите с позиций слабого, то вы признаете, что оскорбляющий вас хам — ровня или старше, потому что имеет право вас оскорблять.

  • Сказать слово «стоп»

Мы все забываем прекрасную фразу: «Прекратите со мной так разговаривать» и ее более вежливый вариант: «Я прошу вас в присутствии всех прекратить разговаривать со мной в таком неуважительном тоне».

Хамы нападают только в том случае, когда считают битву заранее выигранной

Проблема человеческих отношений в том, что мы воспитаны больше на кино, чем на стандартных жизненных ситуациях. Кто-то обидно высказался, герой встает и наносит эффектный удар сбоку, сраженный обидчик падает, капли крови разлетаются по белым стенам, а женщины восторженно замирают. Самые эффективные методы борьбы, как ни странно, самые простые. Не надо учиться юмору, не надо знать восточные единоборства, иметь черный пояс. Достаточно просто сказать: «Прекратите». Как показывает практика, противник стушевывается — любые хамы нападают только в том случае, когда считают битву заранее выигранной. Если же вам продолжат хамить, то можно поставить точку и окончательно добить обидчика: «Мне очень жаль, что вы всем показали, что вы *** (крайне невоспитанный человек)». Все, конец игры, потому что человека вежливо попросили при свидетелях, а он оказался грубияном.

  • Попросить о помощи

Первое, что можно сделать, — это попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес, потому что он — ваш руководитель. Мы постоянно решаем за других и ничего не просим. Но мы забываем, что человеку (в данном случае вашему начальнику) будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама.

Кроме того, никто не обязан думать за вас, «прочитывать» ваши чувства и реакции. Ваш начальник, может даже не замечать, что ситуация вышла из-под контроля, или полагать, что для вас это норма. Пока не прозвучала просьба о помощи, проблема остается в области догадок.

В-третьих, тестирование своего окружения на поведение в кризисной ситуации — это то, что должен делать любой разумный человек в фоновом режиме. Если вам отказывают в необходимой помощи, это повод задуматься, нужен ли вам такой начальник и такая работа. Можно сравнить тестирование окружения с прогулкой по тропинке через болото: если палка, которой вы прощупываете почву для следующего шага, ушла под воду — понятно, что туда наступать не стоит. Точно так же в корпоративном мире — вы получаете знание, к кому и с какими вопросами вы можете обратиться. Знание, на кого можно положиться, а на кого нельзя, стоит золота.

Хамство со стороны начальства

Хамство — это самый доступный способ утвердиться на фоне другого человека. Поэтому, если вам хамит в присутствии всех ваш руководитель, то нет другого способа с этим справиться, кроме как поменять руководителя. В российской корпоративной культуре абсолютно бесполезно и бесперспективно вступать в перебранку с человеком, который изначально назначен «командиром».

Если вы считаете, что действия вашего начальника нанесли вам моральный ущерб, вы можете подать заявление в этический комитет (при его наличии) и положить заявление об увольнении на стол. Или — отправить заявление вышестоящему руководству о неподобающем поведении вашего начальника, и опять же положить заявление об увольнении на стол. К сожалению, других методов защиты от этого нет.

Что если вам регулярно хамит начальник, но при этом продолжает платить хорошие (по вашему мнению) деньги? В рамках российской системы сдержек и противовесов деньги уравновешивают хамство. Было бы слишком хорошо, если бы и зарплата была прекрасной, и начальник — идеалом, списанным с книг по менеджменту, но чаще всегда все бывает не так. Поэтому, если система равновесная, то делать ничего не надо. А если она неравновесная, тогда заявление об увольнении и жалоба руководству не должны вас стеснять вообще.

Хотя на моей практике я еще ни разу не видел, чтобы человеку, которого унижают, платили по достоинству. Подобная ситуация допустима только в некоем начале корпоративной игры, когда вам дали условные 100 рублей, а потом начинают проверять на прочность и стрессоустойчивость. Если подобное происходит уже на регулярной основе, то тогда вы можете оказаться в позиции человека, который не имеет ни премий, ни выходных.

Если вы оказались втянуты в эти корпоративные телодвижения, то надо решить для себя вопросы:

1) Каковы ваши личные ощущения?

2) Каков смысл ведущейся корпоративной борьбы?

3) Что надо лично вам? Вы создаете добавленную стоимость или вам скучно и вы хотите позаниматься мелкой возней под столом?

Слишком активное самоутверждение на рабочем месте — это еще и сигнал того, что в коллективе компании потеряна главная цель любой совместной деятельности — создавать добавленную стоимость.

Элемент большой игры

Хамство также может быть элементом большой игры внутри коллектива — «человеческой стаи». Когда бодрый и зубастый сотрудник постоянно борется за свой статус, то у его начальника может возникнуть вопрос: «Он очень резвый и борзый. Может ли он претендовать на мое место?» Такое поведение всегда вызывает больше опасения, чем желания восхищаться. Начальник будет даже рад, если в этой борьбе подчиненный чуть оступится. Ему выгодно истощить моральные ресурсы потенциального соперника. И он не будет его защищать по той же самой причине. Он руководствуется очень простым мотивом: чтобы любое корпоративное трение начало влиять по-настоящему на качество работы и на создание добавленной стоимости, должна разгореться настоящая травля. Поэтому любой начальник готов допустить несущественные «разборки» и мелкие конфликты, которые не ведут к уменьшению производительности труда: ему выгодно, если борзый сотрудник об кого-то «обломает зубы»: поплачет, покричит, поистерит. Он утратит часть морально-волевого стержня временно и перестанет быть конкурентом.

Что делать с хамом дальше?

Вопрос дальнейших взаимоотношений — это вопрос культурных кодов. И в культурном коде, в котором я проживал свои юношеские годы, были слова, в ответ на которые ты должен был броситься в драку и бить. Обычно эти слова произносили те, кто сильнее тебя, и дальше у тебя не оставалось выбора, как быть избитым.

Но мы находимся в корпоративном мире, где всегда можно сказать вашему обидчику: «Василий Петрович, я вас поздравляю, это последний раз, когда мы с вами разговаривали. Мы будем общаться с вами по электронной почте и только через руководство в копии. До свидания». Все. Вы не обязаны продолжать с этим человеком общение. Он может прокричать в ответ, что вы истерик, но если у вас совместный проект — за его эмоциональной эскападой стоит просто непонимание, что делать дальше.

Если же после этого случая к вам приходит ваш руководитель и просит объяснить, то ответ очень простой: «Этот человек сказал мне такие и такие слова. Я не считают возможным работать с ним, пока он не принесет публичные извинения. Возможно, вы выступите в этом вопросе медиатором». Допустим, руководитель говорит: «Я тебе приказываю». Но он не может вам приказывать работать с быдлом.

И это главный вопрос: зачем работать с токсичными людьми? Потому что жизнь сложнее копирки? Если вы работаете в средней компании на проходном месте, вы найдете себе работу на среднем проходном месте где угодно. А если вы работаете в выдающейся структуре, гордитесь своими титулами, но не умеете справляться с такими ситуациями, то возникает резонный вопрос: как вы туда попали?

Если вы не понаслышке знаете, что такое злой начальник, то вам наверняка захочется узнать, как правильно противостоять его натиску, манипуляциям, его агрессии, неутомимому хамству, когда он постоянно желает вас сломать, обезличить, не считается с вашим профессиональным мнением и интересами, заставляет переживать постоянные обиды и унижения. Знакомо? Давайте разберемся, какие выходы из ситуации у вас имеются.

Распознать истинного вербального террориста можно практически безошибочно. Такие люди располагаются в любом помещении весьма умело, по-хозяйски. Им присущи частые крикливые интонации и, так называемые, императивные высказывания: по типу «быстрее», «сюда», «туда», «ты обязан, должен». Нередко ему характерна нецензурная лексика. Он будет бурить вас взглядом, не будет слушать ваши оправдания и замечания.

Необходимо отметить, что такое столкновение с вербальным агрессором может произойти везде. И в транспортной компании, и в государственной структуре, и в армии можно найти такого руководителя, который будет вести себя по принципу «упал-отжался».

Злой начальник: оптимальные модели поведения

1. Ничего не предпринимать. Есть одна китайская поговорка: «Если длительное время сидеть на берегу речки, можно увидеть, как вблизи тебя проплывет вражеский труп». И правда, часть проблем может со временем рассосаться сама собой. Если вы можете воспринимать внутренние перманентные конфликты с некой отстраненностью типичного буддийского монаха, то для вас это будет наилучшим вариантом.

2. «Проголосовать ножками». Необходимо помнить на услуги специалистов такой квалификации и профиля всегда будет спрос. Найдите иное место, на котором вы сможете полностью раскрыть свои таланты, и не стоит утруждать себя прощальным демонстративным хлопаньем офисными дверьми.

3. Измените отношение к «несносному человеку». Постарайтесь почувствовать себя ученым-исследователем. Попытайтесь выяснить, для чего данному человеку его хамство и грубость. С кем он может вести себя иначе, что именно может повлиять на этого человека, заставить его измениться. Это придется предпринять, если вы решитесь сделать следующий важный шаг (пункт 4).

4. Изменение своего поведения. Естественно, лучше всего делать то, что для вас легче. Однако если вы будете следовать стандартному набору советов, наподобие «молчи лучше», «не связывайся с ним», «ну, потерпи немножко», «сам отстанет, подожди», то ваш крикун останется в безусловном выигрыше. Но вы же понимаете, что именно на это он и будет надеяться. А вы снова будете в привычном проигрыше, так как стерпите все гадости от него снова и себя же будете за это корить. Однако не стоит забывать о том, что когда-нибудь ваше непрекращающееся молчание «накроет» вас волной, то есть приведет к преждевременному инфаркту, нервному расстройству и срыву, психопатическому заболевания.

Так как можно изменить себя и свое поведение?

Когда вы у себя дома в спокойной обстановке читаете умные тематические книжки или же смотрите (посещаете) коммуникативные тренинги, то у него обычно все выходит очень слаженно и здорово. Его обучают разным доступным техникам, стратегиям по наилучшему взаимодействию, учат, что именно и с каким выражением говорить, куда при этом нужно смотреть, как правильно стоять.

Однако стоит только оказаться в реальной конфликтной ситуации и он моментально обо всем забывает, начинает действовать импульсивно, показывая привычные, присущие ему ранее поведенческие стратегии. Только потом, когда накал страстей спадет, человек начнет анализировать ситуацию, почему он сказал именно так, а ведь надо было иначе… Вывод здесь один – не надо себя корить. Проанализируйте, почему вы постоянно, так последовательно и старательно используете какую-то определенную поведенческую тактику в своей жизни. Значит, она зачем-то вам нужна? Если вы сможете в этом разобраться, то вами будет сделан важный шаг вперед. Второй шаг будет заключаться в том, чтобы разобраться, как использовать ваши продуктивные способы самозащиты для наиболее эффективного общения.

Третий шаг потребует гораздо больших стараний. Здесь придется выработать новые модели поведения. Вам придется тренировать себя в вербальном взаимодействии чуть ли не каждый день, так вы научитесь задействовать более правильные и гибкие тактики.

Поговорим об особенностях самой коммуникации.

В любом сообщении выделяют два уровня: «ЧТО?» (что именно вы слышите) и уровень «КАК?» (как именно вам это говорят, как вы сами при этом выглядите). Не секрет, что уровень «КАК?» для нас гораздо важнее, нежели уровень «ЧТО?». Общаясь между собой, вы в большей степени отвечаете на то, КАК именно, с вашей точки зрения, вам это было сказано. То есть вы отвечаете на вашу интерпретацию того, что происходило в другом человеке. Вполне возможно, что вы можете понять человека не совсем правильно, а значит, что вся ситуация может разгореться из-за того, что вам обоим показалось разное. Но, как правило, часто вам ничего не кажется, и ваш собеседник, без сомнений, хочет унизить, оскорбить и задеть вас.

Как поступить в этом случае?

Агрессор будет рассчитывать на «симметричное реагирование», то есть он будет вполне готов к тому, что вы расстроитесь, обидитесь или даже попытаетесь ему сопротивляться, начав ругаться, повышать голос. Однако он будет готов к такому повороту событий и, в должной степени, будет этому даже рад.

Значит, главное для вас – сломать игру манипулятора. Предложите ему «асимметричный ответ». Это наиболее эффективный способ поведения в случае навязывания вам жесткого типа взаимодействия. Конечно, нет никаких гарантий, что начальник прекратит свои нападки, однако отныне в отношениях с вами он будет более осторожным и уважительным.

Итак, вернемся к истокам. Мой начальник – редкий самодур. Что я могу сделать?

Мы не станем говорить о том, что нервы дороже, лучше всего просто сменить работу. Если вы читаете эту статью, то для вас работа эта важна, и вы желаете и дальше выполнять свои обязанности.

1. Когда поднимается крик, следует сосредоточиться не на самом крикуне и не на том, что он будет говорить, а на себе: упорно смотрите орущему человеку на мочку уха или на переносицу, при этом, не забывая заниматься дыхательной гимнастикой: сначала вдох – задержка дыхания, потом выдох – задержка дыхания (каждое действие должно занимать 4 секунды). Такой гимнастикой вы добьетесь только одного – не заболеете после очередной встряски. Прерывать подобного агрессора в первые мгновения абсолютно бесполезно: он не слышит и не видит никого и ничего вокруг себя.

2. Хотите прервать его атаку? Спокойно назовите его по имени. Для того, чтобы пробиться сквозь крик, предстоит несколько раз повторить его имя.

— Юрий Петрович, Юрий Петрович… — Не смей прерывать меня!!

— Юрий Петрович, Юрий Петрович… – Я сказал, не прерывай…

— Юрий Петрович, Юрий Петрович…

Говорите спокойно, уверенно, без пауз. Если вы все же решили довести дело до конца, останавливаться уже никак нельзя. Лучше в этом случае вообще не начинать, нежели бросить свою попытку на полпути.

3. Как только вы смогли добиться внимания, сразу начните говорить только по существу. У вас крайне мало времени – при любой заминке, атака начальника возобновится. Именно поэтому речь должна быть уверенная, четкая, быстрая:

«Да, Юрий Петрович. Я помню о том, что сроки самые жесткие. Поэтому я полагаю, что формировать команду для нового проекта нужно особо тщательно. Мы завершим свою работу в течение 3-х дней».

4. Такие агрессоры не переносят, когда им перекрывают пути к отступлению, они могут начать новые сокрушительные атаки. Если его обвинения несправедливы, требования завышены, а указания практически невыполнимы, необходимо просто каждый раз спрашивать его мнение по конкретному вопросу, тем самым очерчивая для себя наиболее приемлемые рамки решения проблемы.

«Юрий Петрович, что вы предпочтете: просмотреть письменный отчет или обсудить кандидатуры вместе со мной?»

Извинений ждать не нужно, не думайте, что получится выиграть все сражения. Однако добиться уважения вы все же сможете.

5. Если злой начальник выдал вам серию новых указаний в ультимативном тоне, повторите сказанное им максимально близко к сказанному тексту, то есть так точно, как только вы сможете. Если присутствовала ненормативная, нецензурная лексика, повторите ее тоже. Произносите это отстраненным тоном подчиненных, которые сосредоточены лишь на том, чтобы понять суть задания.

«Да, Юрий Петрович, я поняла: необходимо оторвать толстый зад от стула и всех обзвонить. К 12 часам доложить вам о своих успехах».

«Да, Юрий Петрович, я поняла: найти и купить одноразовую посуду не идиотского желтого цвета, а нормального белого».

6. Есть еще одна модель поведения, которая подразумевает использование этакой строевой военной лексики.

«Так точно, господин начальник, разрешите выполнять».

7. Уже говорилось, что разделяют такие уровни: «ЧТО?» и «КАК?». Начальник будет ожидать, что подчиненный будет отвечать на уровень «КАК?». А можно поступить весьма грамотно и ответить на «ЧТО?».

— Ну и куда же тебя понесло?!

— Выполнять Вашу команду «апорт»!

Это сбивает с толку и ломает всю игру агрессора. В этой ситуации вы не поступаете как марионетка.

Обязательно условие вашей игры: в вашем поведении не должны быть заметны фальшь или смущение. Как же можно этого добиться? Необходимо представить, что вы играете свою долгожданную звездную роль. Ну кто же, будучи ребенком, не мечтал стать великим артистом. Необходимо потренироваться, поработать перед благодарной аудиторией.

Помните о том, что тяжелое детство вашего начальника – проблема не ваша! Чаще всего такие вербальные агрессоры не настроены против кого-то конкретно. Им абсолютно все равно, кто находится рядом с ними. Они иначе не умеют. Возможно, у такого человека была мать-истеричка, тяжелое детство, деревянные игрушки, мокрый асфальт, в конце концов. Психологи, вероятнее всего, предположат, что родители его были постоянно заняты, и бедному малышу приходилось постоянно орать, чтобы на него хоть кто-то обратил внимание. Вероятнее всего, что у человека-агрессора повышенная чувствительность к любому проявлению неуважения (часто – кажущемуся) и довольно болезненное самолюбие. Конечно, ему можно посочувствовать, но его тяжелое прошлое не должно стать вашей проблемой в настоящем. Без сомнений, такого человека необходимо останавливать.

Так, он может, вроде как, и не конкретно вам сказать: «Господи, почему же все подчиненные такие дебилы, где же мне найти нормальных?». Однако в этот момент в комнате будет находиться только два человека: Вы и он. Если в такой момент промолчать, что получается, что все вышесказанное Вы приняли на свой счет и согласились с этим. Но можно поступить иначе: искренне сочувственно вздохнуть и сказать что-нибудь типа такого: «Это правда. Все подчиненные – настоящие дебилы, начальство – самодуры, мир вообще несовершенен».

Польза от посещения зоопарков

Когда мы приходим в зоопарк, в частности в обезьянник, то нам никогда не приходит в голову переживать и бояться того, что какая-нибудь краснозадая макака корчит рожи, орет и бросается банановыми шкурками, когда мы проходим мимо ее жилья. Так же и на работе, когда идет стычка с агрессором и ответить ему по каким-то причинам не получается, представьте, на кого именно он походит – на осла, макаку, заросшего яка и т.д. И тогда мысленно достаточно будет сказать себе что-то вроде «визг взбалмошной краснозадой макаки» или «вой обгадившегося барана», вызвать соответствующий образ в голове для того, чтобы спало внутреннее напряжение. И хотя вы будете продолжать молчать, злой начальник заметит, что ему станет неудобно орать, так как реагировать вы будете не так, как обычно.

Еще лучше, если одновременно сделать следующую вещь: и про смешную обезьянку вспомнить, и проверить то, как вы стоите – спина должна быть прямой, грудь свободной, плечи развернутыми, подбородок поднятым, а глаза немного прикрытыми (на агрессора лучше смотреть через немного занавешенные реснички). Если в таком положении еще немного выдвинуть нижнюю челюсть вперед, то во всем вашем облике появится такая умеренная уверенность и наглость, как будто вы даете орущему понять, что вся его грязь и вонь скапливаются у его же ног.

Это также один из вариантов несимметричного поведения. Часто случается, что для рядовых работников это – единственный выход.

Когда ваш руководитель срывается, начинает махать руками, повышает голос, вы можете задействовать технику, которая имеет «мужскую» или «женскую» версию. Женский вариант: вместо ненужных слез, оправданий, крика, вы можете начать говорить. Для начала назовите его громко по имени (можно для привлечения внимания даже помахать перед его лицом своими руками): «Господи, Юрий Петрович, что это с Вами? Вам плохо? Окно открыть? Тяжелый день? Все ли в порядке? Давайте я вам воды освежающей принесу. Боже, здесь есть кто-нибудь? Катя, Наташа, быстро принесите шефу боржоми». Ничего по существу не обсуждайте, не призывайте его «не волноваться». Помните, в основе этой модели поведения – поведение взрослого рассудительного человека по отношению к ребенку, который сам еще не умеет контролировать свою истерику. Такому ребенку необходимо просто помочь успокоиться. Только в этом случае нельзя допускать никакой фальши.

Вариант мужской: Стоим молча и ждем (Вспоминаем: осанка, плечи, челюсть, приспущенные ресницы). После того, как человек выдохнется, спросите бесстрастным голосом: «Это все?». Скорее всего, это будет не все и последует бурный «второй акт». Во время следующей остановки, спросите тем же тоном и с той же осанкой: «Теперь все?» или «Еще что-нибудь?». Нужно готовиться к тому, что будет еще что-нибудь. Когда же шеф окончательно иссякнет, проговорите: «Это все? С Вашего позволения, я вернусь к работе». После этих слов перестаньте обращать внимание на этого петуха, задиру, плюющуюся макаку и просто займитесь делом. Однако здесь важно не просто сказать, а действительно это сделать.

Конечно, нападки не прекратятся, но вы все же дадите понять агрессору, что со времени «трудного детства» прошло уже 30-40 лет. Если же человек не может научиться более взрослым формам поведения, то это только его трудности.

«Тяжелая артиллерия»

1. В случае если все остальные методы вы уже перепробовали, были чрезмерно долго интеллигентными, то теперь пришло время и раскрыть рот, от души высказав все то, что вы на самом деле думаете о своем обидчике. Однако следует помнить, что не стоит оскорблять человека или грозить ему. Вы не должны говорить о самой личности агрессора, а лишь о том, что он творит.

Можете даже матерится, если начальник сам этим часто грешит. Свой взрыв можно отрепетировать, чтобы не вышло так, чтоб в самый напряженный и серьезный момент, вы забудете слова, начнете смущаться и заикаться, представите себя со стороны, вспомните, что мама вам говорила, что ругаться и конфликтовать не хорошо… Забудьте об этом! Вы затеяли тяжелую бомбардировку, так проведите ее качественно и до конца! Агрессору нужно высказать все. За один раз. После этого вам, вероятнее всего, не станут отвечать, так как начальник не привык к такому вашему поведению. Затем, в наступившей тишине, после того как вы уже высказались, добавьте абсолютно спокойно: «По-моему, самого главного я не упустила (упустил)». Здесь вы сыграете на контрасте.

2. Если человек снова на вас громко кричит, возьмите со стола любой тяжелый предмет и мысленно проложите траекторию полета данного предмета до лба начальника. Не делайте лишних движений, не хихикайте, просто сосредоточьтесь на одной точке, той, куда должен будет попасть предмет, если вы его запустите. Обычно, такое действие останавливает начальника. Если же нет, то бросьте предмет. Не в лоб, конечно, а, к примеру, в стенку. Такое поведение сложно назвать типичным для офисного работника. Обычно после этого действия поток несвязанного бреда и ора прекращается. Вас могут спросить: «Ты с ума сошел?». Ответьте кратко «нет», не устраивая дискуссий.

Может ли такое поведение закончиться вашим увольнением? Да. Любое поведение, которого не ожидает начальник, может этим закончиться. Однако и бездействие может привести к тому же. Здесь важна цена поставленного вопроса: либо вы уйдете с высоко поднятой головой, говоря себе «я сделала все, что могла», либо вас выкинут, и вы будете ощущать себя выброшенной тряпкой.

Напоследок хочется поговорить о том, как вести себя в ситуации, если вы действительно виноваты. Довести до агрессии можно любого человека. Если, к примеру, постоянно невнятно объяснять подробности своих личных проблем или в очередной раз извиняться, что вы что-то забыли или не успели. Если вы на самом деле сработали плохо, примените такую схему: признайте свои ошибки, коротко объясните, какие уроки вы извлекли и что вы предпримите в дальнейшем, чтобы таких ошибок больше не допускать. Но не жалуйтесь! И не оправдывайтесь.

Следует сказать несколько слов и в защиту вашего начальника. Не секрет, что есть такие руководители, которые на самом деле полагают, что только таким вот способом можно вести себя со своими сотрудниками. За глаза они всегда защищают своих работников, полагая, что ругать их могут только они. За это таким людям в отдельных случаях можно даже сказать «спасибо».

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *