Изменение роли учителя в современной школе



В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе.

Ключевые слова: роль и функции учителя, новые требования, диагностика учителей

Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний. Их слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Большинство учителей советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника .

Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях.

Естественно, что роль учителя по-разному определялась в каждую конкретно-историческую эпоху в соответствии с принятыми в то время педагогическими концепциями. Педагоги гуманистического направления, к которым относились А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский рассматривали учителя как носителя и транслятора культурных ценностей молодым поколениям. При этом провозглашались принципы уважения к личности обучаемого, диалога как основной формы обучения, доверия и эмоциональной близости между педагогом и учеником.

Роль учителя — это «совокупность нормативно одобренных предписаний (требований), предъявляемых к профессиональному поведению педагогического работника, которое контролируется представлением его самого и окружающих об этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации» .

Учитель современной школы осуществляет различные функций:

– является источником знаний для учащихся как во время уроков, так и во внеурочной деятельности;

– обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей;

– выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся.

– создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей;

– осуществляет педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы;

– выполняет функцию классного руководителя .

Учитель играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления. Будучи одним из лучших представителей российской интеллигенции, учитель должен совмещать в себе не только глубокие знания и профессионализм в области преподаваемого предмета, но и нравственную чистоту, высокую общую культуру, социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях .

Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в новом учебном процессе.

В разные исторические эпохи изменялись функции учителя, а к его личности предъявлялись всё новые требования. Известные педагоги (В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А.Дистервег, И. Ф. Гербарт и др.) предъявляли высокие требования к личности учителя как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса. Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Успех педагогической деятельности во многом зависит от соблюдения учителем этических принципов. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей — ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения.

В чем же новизна функций учителя в условиях введения стандарта второго поколения?

У учителя появились новые роли:

– учитель-консультант: помогает ребенку найти пути решения проблемы;

– учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;

– учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;

– учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

В учебном процессе учитель:

– чаще организует индивидуальные и групповые формы работы;

– систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);

– использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;

– планирует метапредметные и предметные задачи урока, а также учит детей вести диалог и задавать вопросы и многое другое.

Также в школе преобладают субъект-субъектные отношения между учителем и учеником, в то время как раньше были субъект-объектные отношения.

Для диагностики функций учителя в современной школе мы проверили анкетирование педагогов МОУ «Шелаевкася СОШ» с. Шелаево по следующим направлениям:

1) выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС;

2) готовность учителя к инновационной деятельности.

В первой анкете мы выясняли, какие профессиональные затруднения испытывают учителя при переходе на ФГОС второго поколения. Анкета содержала 11 вопросов с вариантами ответов.

Анализ анкет показал, что 80 % учителей достаточно информированы о стандартах второго поколения в начальном звене; 60 % учителей ознакомлены с нормативно-правовой документацией, способны использовать опыт творческой деятельности других учителей, выбрать методы обучения и умеют сочетать методы, средства и формы обучения, знают главный программный документ школы при реализации ФГОС НОО. Учителя чувствуют в себе решительность и уверенность в том, что преодолеют трудности при переходе на стандарты нового поколения. Однако, 20 % учителей испытывают затруднения в составлении рабочих программ, в осуществлении системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся, в организации и проведении исследовательской деятельности. А самое главное считают, что педагогам необходимо повысить свой профессиональный уровень для качественной реализации ФГОС НОО.

Степень готовности педагогов и школы к введению ФГОС НОО — средняя.

С помощью второй анкеты мы выясняли, готовность учителей к инновационной деятельности. Мы поставили цель — понимают ли учителя, как должны измениться их функции в связи с введением ФГОС второго поколения.

Анкета содержала 9 вопросов, в которых предлагались ответы на выбор. В последнем вопросе ответов не было. Учителя должны были сами написать: какая помощь им необходима со стороны школьного руководства.

Анализ ответов показал, что 50 % учителей испытывают затруднения в инновационной деятельности. В целом можно сделать вывод, что половина учителей готова к инновационной деятельности, а половина — не готова и ждет поддержки и помощи от методического совета школы.

Теоретический анализ показал, что проблеме изменений функций учителя начальной школы уделяется достаточное внимание в научно-методической литературе и педагогической практике. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний от учителя к ученику, становится формирование «умения учиться», то есть способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. У учителя современной начальной школы появились новые роли: модератора, тьютора, консультанта, психолога.

Учитель играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления.

Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств в работе учителя современной начальной школы.

Литература:

Учитель-мужчина. Редкая птица в наших широтах

Мы недавно узнали, что сейчас в России учителей мужского пола только 15 %. Хотя еще несколько лет назад их было и того меньше. Сегодня на Педсовете учителя-мужчины рассказывают о том, как они чувствуют себя в профессии, в школе, в женском коллективе.

И что они все будут делать, когда я на пенсию уйду?

Игорь Сергеевич, учитель технологии, 58 лет: «Я работаю в школе всю жизнь. После окончания школы отучился в техникуме, и меня взяли в школу работать электриком. А потом как-то так получилось, что стал вести уроки труда у мальчиков. Потом, конечно, заочно отучился в институте, получил педагогический диплом, но это была пустая формальность: ничему толковому меня там не научили, только бумажку дали. В следующем году отмечу 40 лет педагогического стажа.
Конечно, в женском коллективе непросто. Хоть коллеги у меня и хорошие, и люблю я их, а все равно частенько не понимаю. То скандал, то обиды какие-то, то сегодня они вместе чай пьют, а завтра смотреть друг на друга не могут. Я не могу соответствовать этому уровню накала эмоций. Поэтому держусь стороной, стараюсь ни в какие распри не влезать, ничью сторону не принимать. И еще очень непросто подчиняться женщинам. Во всех школах, в которых я работал, директорами и завучами были женщины. И иногда серьезно приходилось через себя переступать, чтобы, услышав приказ из женских уст, брать под козырек и идти выполнять.

С деньгами тоже беда, конечно. Я больше тридцати лет совмещал в своих школах должности учителя и электрика, сантехника, даже дворником пару лет в школе работал. Вставал в пять утра, в 6 уже был в школе, приводил в порядок территорию, потом переодевался, бежал на уроки, а вечером снова к метле, лопате и граблям. Тяжело давалось, не скрою. Но зато и денег домой приносил. Сейчас такое совместительство запрещено. Так я по вечерам в мастерской подрабатываю. У меня около дома есть мастерская по починке всего на свете. Вот я там вечерами и работаю то паяльником, то отверткой. На одну учительскую зарплату, может, в одиночку и проживешь, но семьей – уже нет.
А в целом я не жалею, что всю жизнь в школе провел. Интересно наблюдать, как дети растут, взрослеют. Интересно видеть, как меняется представления о допустимом. Это лучше всего именно в школе видно. Раньше ученик и помыслить не мог, чтобы на учителя голос повысить, а сейчас чего они только себе не позволяют, а у учителей отняли все инструменты воздействия: исключить из школы нельзя, затрещину отвесить нельзя, «дураком» назвать нельзя, ничего нельзя. А что учителю остается? Только взгляд. Я себе свой фирменный взгляд долго тренировал. Зато сейчас часто коллеги прибегают: «Игорь Сергеевич, сходи, посмотри на них. Сил уже нет!» Ну я и иду. Войду в класс, встану в дверях (а во мне роста под 2 метра и плечами я как раз в проем еле умещаюсь) и смотрю. Молчу и смотрю. И затихают. Так и бегаю из кабинета в кабинет. И что они все будут делать, когда я на пенсию уйду?»

Нет, я не уверен, что всю жизнь в школе проработаю

Артем Алексеевич, учитель информатики, 30 лет: «Я в школу пришел не так давно, пять лет назад. Образование-то у меня педагогическое, но после института ушел в частную фирму сайты делать. А потом жена уговорила, она сама – учитель, вот и капала на мозги: «Иди в нашу школу. Нам мужчины нужны. И на работу будешь на машине возить, надоело мне на автобусах мотаться». Так я оказался в школе. Могу сказать, что пока не пожалел.

Правда, вкалывать приходится существенно больше, чем раньше работал. Чтобы зарплата была более-менее, я и уроки веду, и кружок, и за электронный журнал всей школы отвечаю, и сайт администрирую. Иногда рабочий день начинается в 8 утра, а заканчивается в 11 вечера. Но зато:
— делаю нужное дело, есть ощущение, что не зря небо копчу;
— весь день жена рядом, а мы пока друг другу не надоели, нам вместе лучше, чем врозь;
— коллектив у нас хороший, все примерно одного возраста, что называется «одни и те же книжки в детстве читали», поэтому общий язык легко находим;
— отпуск длинный и всегда летом.

Ну и с детьми мне интересно. Нет, не со всеми, есть такие, которых глаза бы мои не видели, но в целом дети хорошие. И учимся друг у друга, они мне все время новые классные приложения советуют, всякие онлайн-сервисы полезные, а я их программировать учу. На уроках проблемы крайне редко случаются. Им интересно, мне интересно, так чего проблемы создавать?

Нет, я не уверен, что всю жизнь в школе проработаю. Думаю, надоест рано или поздно. Ну надоест – уйду. Хотя жалеть немножко, наверное, буду».

Я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы

Никита Данилович, учитель математики, 24 года: «Если честно, после школы я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы. Я считаю, что каждый мужчина создан для того, чтобы быть руководителем. Во власть и в чиновники не пробиться, в бизнес идти – очень рискованно, а куда еще? А в школе любят, когда директор – мужчина. И я считаю, что директор –мужчина более эффективен и результативен. Почему? Потому что спокойствия больше, рассудочности, трезвости мысли, аналитических способностей, ну и коллектив иначе относится. Вы когда-нибудь слышали, чтобы школьного директора-мужчину не уважали? Я не слышал.

Я планирую через 2 года получить высшую категорию и пойти на учебу директоров. Думаю, в школе мне рекомендацию дадут. А пока работаю учителем, нарабатываю опыт, изучаю всю школьную кухню. В конкурсах участвую, чтобы меня на уровне района заметили. Цинично? Наверное. Но зато честно. Я могу, конечно, сейчас задвинуть речь о том, как в детстве зачитывался «Педагогической поэмой» и мечтал сеять доброе, разумное и вечное. Но вам такое каждый второй расскажет. Хотя правда это только для единиц. Я в институте насмотрелся и наслушался, поэтому розовые очки давно снял. Мало кто идет в пед, чтобы потом положить себя на алтарь воспитания и обучения подрастающего поколения. В массе выбирают эту профессию, чтобы гарантированно была работа, зарплата и возможность в середине дня уже быть свободным. Поверьте, именно так и есть. Ну а меня другое интересует. Вот как старуха у Пушкина хотела быть владычицей морскою, так я хочу быть директором. И обещаю – у разбитого корыта не останусь».

Хорошая у меня работа

Алексей Дмитриевич, учитель физкультуры, 38 лет: «А что говорить? Работа как работа. Легче, чем вагоны разгружать, но сложнее, чем в офисе бумажки перекладывать. Главное – отдача есть. Когда твои парни после урока не спешат в раздевалку, а остаются в спортзале, чтобы мячик погонять или на турнике повисеть, понимаешь, что ты снова победил и показал, что бывает что-то, более интересное, чем гаджеты. Я считаю, что, если что и может сегодняшних детей и подростков оторвать от телефонов, то только спорт. Поэтому зал никогда не закрываю. Все в школе знают, что на перемене или после уроков можно прийти и поработать. И приходят! Кто на тренажеры, кто мячик в кольцо покидать. Так что хорошая у меня работа. Нужная и полезная».

Молодой учитель в современной школе – это… статья на тему

Творческая работа

Молодой учитель в современной школе – это…

Я – начинающий учитель истории. Как и все молодые люди, я пришел на работу с большими амбициями. Я многое узнал во время учебы в институте, прошел практику и не одну, поступил в аспирантуру Тюменского Государственного университета в городе Тобольск по специальности «Всеобщая история». «Забудь все то, чему тебя научили в институте» – эту фразу, пожалуй, услышат многие из молодых. Не в полной мере согласен с этим, но, тем не менее, в ней , этой фразе, есть определенная доля истины. Действительно, чтобы стать профессионалом в педагогике нужен серьезный практический опыт. Как же преодолеть этот разрыв теории и практики? Как сократить время профессионального становления?

В МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма в свое время был проведен опрос среди родителей учеников о качестве предоставляемых услуг. Один из вопросов касался роли молодого учителя в школе. Результаты данного опроса были несколько неожиданными. Большая часть родителей хотели бы, чтобы их детей учили молодые учителя. Мы всегда думали, что учителя — стажисты имеют преимущества перед нами – учителями, которые только недавно вышли из стен «Аlma Mater». Почему же опрос показал такие результаты? Какова же моя роль в школе?

Современные учителя и ученики живут в эпоху глобализации. Современный мир меняется семимильными шагами.

«Надо успевать жить со скоростью ребенка» (П.Н. Виноградов). Молодое поколение учителей в большинстве своем готово принимать новое. Если педагог заинтересован в своей работе и желает получить хорошие результаты, он будет действовать в поисках новой информации, будет обращаться к маститым учителям. Сколько сейчас новых техник и методик обучения не перечислишь! Они востребованы современными учениками.

В научной педагогической литературе появился термин, характеризующий молодое поколение как «поколение Z» – это одно из первых поколений, которое родилось в эпоху интернета. Они не помнят, какой была жизнь без гаджетов и проводят со смартфонами и планшетами большое количество времени. На каждый шаг у них есть приложения, которыми они пользуются так же естественно, как дышат. «Поколение Z» не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно. Они хотят делать открытия и любят исследования и разработку. Экран, внедряясь в детское сознание посредством эффектов и образов, создал новые ценности и потребности этих детей. Зная нашего ученика, мы и должны искать те педагогические технологии, которые будут приемлемы для них и позволят получить высокие результаты. Это разнообразные визуальные методы, творческие и исследовательские проекты.

Учитель должен меняться вместе с учениками. Новому поколению учителей сделать это проще, им нет необходимости ломать сложившиеся стереотипы сознания и своей профессиональной деятельности. Они близки этому поколению по интересам и своим умением «жить» в огромном информационном поле.

«Будущее нельзя предсказать, к нему можно подготовиться. Было поколение Next, сейчас поколение сети» (Ю.М. Рабинович). Мышление молодого учителя отличается от педагогов прошлых поколений. Нам легче освоить новые технологии и создавать развивающую образовательную среду на их основе. Компьютер и гаджеты заменяют привычный мир человека. И мы не находимся в стороне от этого процесса. Большое количество компьютерных программ отправляются в школы. Кто их использует? Педагоги-стажисты в силу разных причин пользуются ими не так часто. Ситуация с молодыми несколько другая, им проще работать с современными интерактивными технологиями. Они ближе к «поколению Z», которое «живет» в виртуальном мире, общается с помощью гаджетов и социальных сетей.

Государство вводит новые стандарты обучения, во главу угла которого ставится системно-деятельностный подход. Ученик необходимо научиться самостоятельно находить нужную для него информации и знать, где искать. В этих условиях необходимо создать среду для развития каждого учащегося. Наш ученик уникален и образовательная среда для него должная быть иной.

Современные мэтры педагогического ремесла характеризуют роль учителя, в том числе и молодого, следующим образом: «Был педагог машина, сейчас человек мозг» (Ю.М. Рабинович).

Знания, которые есть у молодого учителя не могут ограничиваться знанием только своего предмета. Любая школьная дисциплина взаимодействует с большим количеством смежных наук. Ярким примером выступает история и вспомогательные исторические дисциплины: палеография, хронология, нумизматика, археология, геральдика, топонимика, генеалогия, ономастика. Ученик будет рад узнать, что означает его имя, почему его улица названа именем именно этого человека. Можно подумать, что это мелочи, но из этих знаний и складывается представление о знаниях молодого учителя. Учитель истории должен хорошо разбираться в литературе, ибо многие исторические сюжеты отражены в художественных произведениях. Знание многих дисциплин придает разнообразие учебному процессу и показывает интеллект учителя.

Вполне разделяю мысль Е.А.Ямбурга, что «учитель – фундамент новой школы». Мы, молодые, создаем условия для работы будущего поколения учителей. Меняется ученик, школа, учитель, поэтому в скором времени наши методы, приемы, умения, полученные в ходе работы сегодня, будут тем стержнем, на котором будет держаться образование будущего. Мы должны быть к этому готовы. На наши плечи ляжет обязанность подготовить новые педагогические кадры, которые должны будут соответствовать новым веяниям жизни.

«Учитель – оценщик» (Е.А. Ямбург). Без оценивания результатов работы учеников нельзя обойтись. Учитель не зная результаты своих учеников не может построить свою работу. Но нам необходимо понять, что сравнивать учеников и выдавать среднее значение по школе это пережиток прошлого. Оцениваться должна динамика обучения каждого ученика в отдельности. Ученик – это индивидуальность, у каждого свой темп работы, умственные способности, характер. Это все нам надо учитывать уже в начале работы.

Вот такой видится роль молодого учителя в современной школе. Мы выбрали наиболее значимые высказывания и сделали ее в виде схемы.

Каким должен быть молодой учитель? Полагаю, что представленная схема наилучшим образом представляет роли молодого учителя в современной школе. Он обладает знаниями в области не только своей дисциплины, умеет работать с современными образовательными технологиями, не останавливается на достигнутых результатах.

Один в школе воин

Картина была трогательная и печальная одновременно. Она наглядно демонстрировала, что при всех заслугах учителей-женщин, конечно, школе нужны мужчины.

Но, увы, статистика удручающая: на десять женщин-педагогов в школах сегодня приходится всего один мужчина. А средний возраст учителей — 46 лет.

Почему так сложилось? Кто эти отважные, что все-таки идут учить детей? Что ими движет? Об этом мы решили узнать у самих мужчин-педагогов.

Из педуниверситета — в банк

— Один из самых способных парней на нашем курсе, когда мы учились в вузе, был мой приятель, — рассказывает учитель обществознания гимназии №8 Екатеринбурга Семен Казанцев. — Он очень хотел пойти в школу, ему нравится преподавать, он любит общаться с детьми, но решил, что лучше пойти работать клерком в банке. Теперь получает раза в два больше, чем я.

За советом парень, конечно, подойдет скорее к мужчине-учителю

Сам Семен, закончив педуниверситет, пошел преподавать, получает порядка 30 тысяч в месяц (средняя зарплата в регионе — 37) и из школы уходить не собирается. Говорит, что главное для него — получать удовольствие от работы. При этом признается, что своей семьи у него пока нет.

Еще одна причина, отпугивающая мужчин от школы, это стереотип, что учительство — чисто женское дело, — добавляет Даниил Ляховец, учитель математики СУНЦ при Уральском университете. — Эту укоренившуюся установку сходу не пробьешь.

Урок в кинотеатре

Конечно, зарплата — один из самых важных факторов, бьющих по престижу профессии, подтверждает Авуст Белкин, заслуженный учитель России, работавший директором школы в Екатеринбурге в советское время.

— Когда в 60-е годы жалованье учителям подняли до 120 рублей в месяц, — для сравнения, инженеры тогда получали 96, — в школу сразу пошло больше мужчин. Деньги важны, ведь кроме воспитания чужих детей мужчине-учителю нужно еще и своих кормить, — говорит Белкин.

При этом он убежден в том, что без мужчин полноценной школа быть не может.

— Вот лишь один пример: математик в нашей школе мог поставить 10-15 двоек зараз. Я его распекал на педсовете, мол, нельзя же так, но он знал, что делает. При всей учительской свирепости дети и математику знали, и в нем души не чаяли. На выпускном парни на руках его до дому несли, когда он позволил себе выпить. И портфель его тоже несли. Господи, рассказываю об этом и думаю: при сегодняшних порядках СМИ бы об этом раструбили, и человека бы на следующий день из школы с позором выгнали, но тогда совершенно искренне и просто все было. И ребята хорошими людьми выросли, и математик этот был замечательным человеком. Для наведения порядка мужчине порой нужно только сдвинуть брови, и все становится на свои места. Женщина на это по природе не способна — при всем к ней уважении.

При этом Август Белкин рассказал, как сам наводил порядок в школе.

— Целый класс однажды на урок не пришел. Я недолго думал, где они. В кинотеатре тогда шел фильм «Банда бритоголовых». Позвонил директору, прихожу в кинотеатр и представьте картину: сеанс прерывается, и на сцену выходит директор школы. Вот у них был шок!

Пример мужчины

Дети большую часть времени проводят в школе, когда приходят домой — родителей либо еще нет, либо они заняты. Им не хватает внимания, общения с родителями. При этом мужчина в школе создает пример, демонстрирует модель мужского поведения, что особенно важно для мальчишек — в этом убежден Евгений Демьянов, учитель истории, замдиректора школы №4 Екатеринбурга. Тем более, часто модель семьи сейчас такая: бабушка-мама-ребенок, то есть две женщины живут вместе и воспитывают ребенка.

— В такой ситуации, если о чем-то нужно посоветоваться, рассказать о чем-то откровенно, парень, конечно, подойдет скорее к мужчине-учителю, а не к женщине. При том, что я очень уважительно отношусь к женщинам, и работаю с замечательными коллегами, но это объективный факт: мужчина школе нужен. Школа без мужчины как неполная семья.

— В моей школе учился отпетый хулиган, сидел на задней парте, подтрунивал надо мной, звали его Валерка Нестеров, но он был умным, яркой личностью, и напряженный этап в наших взаимоотношениях длился недолго, уже вскоре мы были большими друзьями, — рассказывает Август Белкин. — Этот Валерка стал потом министром образования Свердловской области. И всегда называл потом меня лучшим учителем в жизни. Нужно иметь определенную стойкость, великодушие и чувство юмора, чтобы уметь налаживать контакт даже с самыми трудными детьми.

Мне было это проще сделать, в свое время меня самого выгнали из школы, куда я по иронии судьбы пришел работать директором, спустя годы. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь.

«Фанатею от этой работы»

— Я увлечен математикой с детства, участвовал в олимпиадах, я от этого фанател. Сейчас преподаю математику детям в школе и фанатею от этой работы вдвойне. Мне нравится детям давать знания, нравится с ними общаться, они такие все разные, удивительно интересные, — признается учитель математики СУНЦ УрФУ Даниил Ляховец. — Я не собираюсь уходить из школы, у меня и жена учитель начальных классов, у нас растет ребенок, ему годик. Я — учитель молодой, в школе пятый год. Но думаю, уже четко могу сказать, что важно, чтобы в школе оставались работать настоящие учителя. Мужчины или женщины это — отходит на второй план. Хотя если бы у меня было коллег-мужчин побольше, было бы, конечно, здорово.

Каверзный вопрос

Тест на «кнопку»

Классическая школьная проверка учителя на чувство юмора и психологическую устойчивость — «кнопка на стуле».

«Как бы вы отреагировали, если бы ученики решили устроить вам такой тест?», — этот вопрос мы задали мужчинам-педагогам.

Семен Казанцев, учитель обществознания:

— Мне стало бы страшно интересно, кто это использует такой дедовский метод? Обязательно бы вычислил его и подложил потом кнопку ему самому. А вообще, подростки сегодня так не шутят. Это же совсем другое поколение. Умные, свободные…Они могут так тонко и иронично подкалывать в разговоре, что только держись, если не хочешь потерять авторитет. Так что приходится постоянно быть в тонусе. И уметь разговаривать с ними на одном языке.

Евгений Демьянов, учитель истории и обществознания:

— Да я в последнее время раздобрел немного, думаю, даже не заметил бы, если бы на стул что-то подложили. Если бы заметил, может, и подыграл бы им, сделал вид, что мне очень больно. Но в любом случае никаких разборок устраивать бы точно не стал.

Даниил Ляховец, учитель математики:

— Задачи со звездочками — вот самое «страшное наказание», которое я только могу придумать для шутника. Со звездочками — значит, усложненные задачи по математике. Но точно обижаться бы не стал, подумал бы, даже прикольно, что кто-то решился подложить мне кнопку.

Прямая речь

Не всем мужчинам под силу

Екатерина Сибирцева, начальник департамента образования администрации Екатеринбурга:

— Сегодня в школах мужчин-педагогов стало все-таки несколько больше, чем 15 лет назад. Сейчас 10 процентов, а тогда было 8.4. Иными словами, ситуация все-таки меняется. Безусловно, нам хотелось бы, чтобы мужчины шли преподавать. И чтобы учителя могли заработать больше, проводим профессиональные конкурсы. Призы в них денежные. И часто побеждают в них именно мужчины. Но понимаете, работа учителя — труд очень кропотливый, и не каждый мужчина психологически готов к такой работе. Это все-таки важный фактор. А вообще, я бы не делала большого разграничения, — школе нужны профессионалы, личности, которые любят и понимают детей. И не так важно, мужчина это или женщина.

МнениеФото: РИА Новости

XXI век требует

Алихан Динаев, «Учитель года России-2018»

— Среди учителей мужчин мало. Факт. В редкой школе их число составляет хотя бы 20%. Причин много — и стереотип о том, что школьный учитель — женская профессия. И — да, «сидеть на одной зарплате» непросто. Но в XXI веке надо быть гибким и искать дополнительные доходы. Учитель может заниматься репетиторством (в том числе онлайн), писать статьи, проводить курсы, выигрывать гранты, получать премии за успешное участие в разных конкурсах и т.п. Если учитель готов развиваться, он может зарабатывать в разы больше чиновников, юристов или экономистов.

Подготовила Ксения Колесникова

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *