Религиозный фанатизм: чем он так опасен?

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией. Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность. Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:

Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога

Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное. Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.

В чем он проявляется?

Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других. Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так. Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.

Вот почему чаще всего конфликты на религиозной почве разжигают различные секты, каждая из которых любой ценой отстаивает свою правоту. Исламский экстремизм точно так же «духовно» питается от различных исламских сект. В истории нашей Церкви тоже были такие загадочные объединения религиозных фанатиков, как, например, хлысты и скопцы, придумавшие свое новое, абсолютно чуждое православию вероучение.

Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы. Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух. Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры. Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.

Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.

Ревность не по разуму

Читать также:

В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению». Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему. Оно не является религией экзальтированных мечтателей.

Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.

Причины болезни

Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:

  • гордыню;
  • тщеславие, самолюбование;
  • превозношение над другими;
  • самомнение (или самообольщение);
  • отсутствие самокритики;
  • нерассудительность;
  • самоуверенность и другие.

Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.

Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу. Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной. Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».

Лечится ли фанатизм?

Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние. Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное. Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.

В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика. Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны. Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.

В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.

Какие могут быть последствия?

Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму. В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости. Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.

Во-вторых, такие фанатики изначально настроены на «исправление» окружающих, поэтому частым результатом конфликтов на религиозной почве бывают человеческие жертвы. Яркий пример тому не только современный исламский экстремизм, но и хорошо известные Крестовые походы.

В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.

Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.

Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:

Что такое фанатизм – преданность или безумие? Это явление старое, как мир. Оно процветало еще в древние времена, когда не было мегапопулярных артистов, футбольных команд и школ камикадзе. Само слово «фанат» происходит от латинского «жертвенник», а слово «поклонник» – самый частый его синоним, говорит само за себя. Поклонение всегда имеет религиозную почву и неважно, кому оно совершается – Богу, идее или другому человеку.

В рабском обожании есть нечто сладкое и опьяняющее. Оно ослепляет разум и толкает на поступки, которые адекватному человеку не присущи. Суть фанатизма тождественна с природой влюбленности – люди переживают чувство эйфории, восторга и бесконечной преданности. Вот только любовная страсть живет не дольше трех лет, а состояние фанатизма может длиться до самой смерти, то утихая, то разгораясь снова.

Известно, что существует религиозный, спортивный, национальный и культурный фанатизм.К фанатизму более склонны люди с флегматичным или меланхоличным типом характера. Причина этого явления – ощущение своей ничтожности и бесполезности. Человек не осознает себя полноценной личностью, теряет индивидуальность и поэтому вынужден искать утешения в лживых ценностях. Обычно настоящие фанаты не имеют четкой жизненной цели, они слабы и безвольны, хотя и способны на подвиги в порыве чувств.

Все мы слышали библейскую заповедь – «Не сотвори себе кумира». Однако, лепить кумиров – это естественная подсознательная потребность человека. Всем нужны авторитеты, образцы, учителя… С одной стороны, это хорошо, ведь восхищаясь лучшими, люди совершенствуются сами. Но с другой стороны, грань между разумным почитанием и слепым поклонением очень тонкая. Человек, творящий идола, перестает быть хозяином своей жизни, он бежит от ответственности за свою судьбу и прячется в храме первобытных инстинктов.

Конечно, «чистые» фанаты встречаются гораздо реже, чем люди, имеющие склонность к фанатизму. Во всех остальных он просто дремлет. Нет ничего плохого в том, что мы испытываем счастье, когда любимая команда выигрывает футбольный матч или отстаиваем идентичность родного народа в политике, культуре или просто в быту. Но следует контролировать своего внутреннего жреца, чтобы вера в превосходство наших богов не превратилась во вредную зависимость.

Вероятно, что в детстве фанатики недополучали любви и заботы родителей, поэтому выросли закомплексованными и несчастными. Такие подростки легко поддаются чужому влиянию, отнюдь не всегда хорошему. Молодых фанатов не составит труда собрать в послушное стадо, которое будет слепо следовать за сомнительными идеями и, не задумываясь, приносить себя в жертву.

Если ребенка воспитывать слишком строго и делить мир на белое и черное, он также вырастет фанатиком того, во что веруют его родители. Например, если в семье пуританские порядки, то дети тоже будут презирать земные радости и даже могут пойти в монастырь. В таком случае они вырастут религиозными фанатиками. Но может произойти обратное – вырвавшись на волю, они отвергнут Бога и заменят его другими, но уже мирскими божествами.

Для человека, одержимого фанатизмом, не существует альтернативных мнений и позиций. Он утратил способность анализировать и развиваться всесторонне. Для него существует только объект или идея, которые завладели его душой. Несмотря на психологическую скованность, фанаты очень склонны к агрессии. Отстаивая свою точку зрения, они не приемлют компромиссов. Спорить с такими людьми не только бессмысленно, но и опасно.

Фанатизм – одна из мощнейших сил, которые движут человечеством. Нередко вдохновленные массы или даже отдельные фанатики меняли ход истории. Преступления мировых диктаторов, кровопролитные войны и ужасные социальные трагедии – все это случается потому, что люди позволяют себя обманывать, очаровывать харизмой великих злодеев и одурманивать идеями, которые несут лишь разрушения и горе.

Итак, слепая вера в превосходство кумира так же губительна, как и полное отсутствие веры в жизни. Фанатизм – это не любовь и не преданность, это глупое служение своим закоренелым комплексам и фобиям. Фанат – не кто иной, как безумец, которого охотно используют в своих целях более разумные индивиды. Настоящая же любовь к кому-то или чему-то – это свобода, а не рабство.

Что такое фанатизм и почему он опасен.

ФАНАТИЗМ (от лат. fanum — жертвенник) — непоколебимая и отвергающая
альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая
находит выражение в его деятельности и общении. Ф. сопряжен с
готовностью к жертвам; преданность идее сочетается с нетерпимостью к
инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим
достижению общей цели. Ф. — феномен групповой психологии. Для
фанатиков, которые находят поддержку во взаимном признании, характерна
повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации,
подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной. Ф.
нередко носит идеологическую (в том числе религиозную) окраску.
С термином все ясно, надеюсь… Только хочу рассказать немного о явлении как таковом. Не буду вдаваться в науку, а просто попытаюсь разложить по полочкам. Для начала позволю себе еще раз привести одну из моих любимых цитат:
«Принято считать, что в равном споре обычно побеждает тот, кто умнее. Бред собачий!.. Во-первых, глупый всегда уверен в собственной правоте, в то время как умный вечно в ней сомневается. Кроме того, умный понимает доводы противника, а глупый — нет, хоть расколись… А если вдобавок вспомнить, что дуракам еще и везет, то кто же, спрашивается, из них двоих должен выйти победителем?» (С) Евгений Лукин.
Фанатик в споре гораздо хуже дурака. По той простой причине, что все, несоответствующее его убеждениям он не просто не принимает, а воспринимает как нападение на него лично. Правда, к сожалению, фанатов-одиночек не бывает. Фанатизм — это толпа, слепо идущая за лидером. Лидер, кстати, чаще всего не верит в то, что говорит толпе фанатов. Нет, бывают такие, конечно, но такую толпу очень быстро уничтожают окружающие, потому как белых ворон ни одно общество не приемлет… Чаще лидер — прагматик, который умеет анализировать обстановку и направить фанатиков в нужном для себя направлении (чем, кстати, веками пользуются многие церкви).
Вопрос к размышлению: почему и государства, и церкви внутри себя нормально относятся к разным конфессиям, но не приемлют секты?
Ответ прост: большинство сект организовываются на основе фанатизма, а государство и церковь оставляют эту прерогативу за собой.
Создать толпу фанатов абсолютно несложно (рецептов приводить не буду, правда, так что — поверьте на слово), не намного сложнее первое время управлять этой толпой. Затем, чаще всего, идет смена лидера на прагматика и толпа фанатов устраивает «зрелища» на потеху всем, кроме участников.
А самое плохое в фанатизме то, что он заразен более, чем психические болезни… Да, да — психические болезни заразны. Только для этого требуется много времени и соответствующие условия. Могу даже привести всем известные примеры: когда в компании зевает один человек — в течение минуты зевнут практически все, многие — не по разу… Второй пример — пример индукции толпы: гол на стадионе — орут все. Даже если человек не совсем болельщик, он «заражается» общим настроением. Сперва он может и не высказывать бурных чувств, но с каждым разом ему становится все тяжелее сдерживаться. А если толпу направляет точными фразами лидер, то появляются фанаты. Готовые на все.
Фанатики опасны прежде всего тем, что с ними бесполезен диалог. Если фанат получил установку на какое-либо действие, то остановить его можно только физическими методами, при чем — только со значительно превосходящей силой. И хуже всего, когда фанатики собираются в одну монолитную толпу — тогда выплескивается наружу бездумная ярость и готовность сокрушать все на своем пути.
Вообще это явление — атавизм и одно из доказательств того, что человек — зверь, при чем зверь самый опасный из существующих. У животных тоже подобное наблюдается — это защитные механизмы для выживания вида. Но человек не живет в животных ритмах, он подчиняется законам группы, которую считает для себя доминирующей. Именно поэтому многие сектанты бросают свои семьи — влияние семьи как группы на них ослабевает и они переходят в подчинение более сильному вожаку. Который, кстати, далеко не всегда подчиняется своим же законам — они для него только способ управления толпой фанатов.
Я даже чуть подскажу как управлять толпой: главное заставить всех постоянно и одновременно (по расписанию) выполнять какие-нибудь, желательно — глупые (под «умным» соусом) действия.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *