По Святой Земле: Израиль + Синай. День 5

Продолжение. См. День 4. День 3. День 2. День 1

Эту ночь мы провели в Храме Воскресения Господня в Иерусалиме у Гроба Господня на ночном богослужении. Собственно паломничеством на Святую Землю в старину называли «хожение» именно ко Гробу Господню. Это была главная цель дальнего странствия. Все остальное – дополнение.

Гроб Господень — главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В начале IV века над гробницей была возведена Кувуклия.

Батюшки из нашей группы сослужили Литургию у Гроба Господня вместе с другими священниками.






Наше паломничество по Святой Земле началось с причастия.
Какие мы счастливые, что Христос воскрес и что мы христиане, да еще и православные!

После небольшого отдыха в гостинице и завтрака мы отправились в путь.
Первое, что мы посетили в этот день — это монастырь преподобного Георгия Хозевита в Иудейской пустыне.

Монастырь Георгия Хозевита. Иудейская пустыня. Израиль

Сам монастырь ютится на узком уступе, наподобие полки, выступающей в совершенно отвесной скале ущелья Вади Кельт. Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие, когда-то все были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена.

Монастырь Георгия Хозевита. Иудейская пустыня. Израиль

В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь Георгия Хозевита или Козиба. Монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы (Хозевитом), а до него в пещерах подвизались 5 сирийских отшельников.

Затем преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.
Георгий родился на Кипре, в семье набожных родителей, его дядя был даже настоятелем монастыря. С юных лет он мечтал об отшельнической жизни, но отшельником так и не стал. По молодости лет ему было предложено сперва пожить в киновии, и он выбрал Козибу, где поначалу служил помощником садовника, рассчитывая впоследствии уйти в пустыню, но так и остался здесь навсегда. Георгий Хозевит за свой кроткий нрав быстро снискал всеобщую любовь, он также прославился как чудотворец. Чтобы избежать низкопоклонства своих товарищей монахов, он решил присоединиться к своему брату Ираклию, который еще раньше него отправился в Палестину и стал монахом в лавре Каламон (недалеко от монастыря св. Герасима). Они провели вместе 20 лет, но затем, после смерти брата и по совету настоятеля монастыря, вернулся в Козибу. Вскоре он сделался духовным наставником общины, даже отшельники, приходившие в монастырь из отдаленных пещер испрашивали у него благословения, и тем не менее официально он никогда не был настоятелем и не занимал никаких должностей. В 614 году он был взят в плен персами, но те не причинили ему вреда, по другой версии, Георгий спрятался в одной из пещер Вади Кельт и пересидел там персидское нашествие. Георгий умер в 625 году и похоронен в монастыре.

Монастырь Георгия Хозевита. Иудейская пустыня. Израиль

Монастырь Георгия Хозевита. Иудейская пустыня. Израиль

Место для обители выбрано было не случайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илье в период трехлетней засухи в Израиле:

«И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю» (3 Цар, 17, 2 — 7).

Поток на дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. И пещера пророка Илии, куда вороны носили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь.

Пещера Илии Пророка. Монастырь Георгия Хозевита. Иудейская пустыня. Израиль

Эта пещера связана в церковном предании с другим, уже новозаветным событием. Когда священники в Иерусалимском храме отказались принять жертву у бездетного Иоакима, он, в отчаянии и скорби, ушел в пустыню, где пастухи пасли принадлежавшие ему стада. И поселился в этой самой пещере, освященной именем великого ветхозаветного пророка, где и пребывал в посте и молитве сорок дней и сорок ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящен празднику Рождества Богородицы.

После жаркой Иудейской пустыни мы с радостью окунулись в водах Иорданских

Иордан — река, берет начало у подножия горы Хермон, протекает через озеро Кинерет, впадает в Мёртвое море. В нижнем течении представляет собой естественную границу между Израилем и Иорданией. Одна из основных водных артерий региона. Длина — 252 км.

В водах реки Иордан принял крещение Иисус Христос. «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

После купания мы посетили близлежащий монастырь Герасима Иорданского. Нам известен этот святой, описываемый в иконографии со львом.

Вот такая была история:

Во время прогулки по холмистому берегу Иордана он повстречался со львом. Лев издал страшный рев от боли в лапе. В лапу ему вонзилось острие тростника, отчего лапа распухла и загноилась. Увидев старца, лев подошел к нему и показал лапу, раненную спицей, и, как бы плача, просил его о помощи. Старец, увидав льва в такой беде, сел, взял его за лапу и, вскрыв рану, извлек занозу и выдавил гной, потом промыв рану, обвязал полотном. Лев, получив помощь, уже не отставал от старца, но, как признательный ученик, всюду следовал за ним, так, что старец крайне удивлялся такой признательности льва. С тех пор старец стал кормить его, бросая ему хлеб и свежие бобы.

При лавре был осел, на котором привозили воду для нужд старцев, а воду они брали из св. Иордана. Лавра же, как сказано, отстояла на одну милю от св. реки. У старцев вошло в обычай поручать льву осла, чтобы он сторожил его на берегу Иордана. Однажды осел ушел от льва на большое расстояние, а в то время проходили из Аравии погонщики верблюдов. Поймав его, они ушли. Лев, потеряв осла, вернулся угрюмым и как бы пристыженным к авве Герасиму. Авва полагал, что он растерзал осла. «Где осел?» — спрашивал льва. Тот, подобно человеку, стоял молча и опустил глаза. «Ты съел осла? Благословен Господь! Отселе ты должен исполнять его работу!» Так с тех пор, по повелению старца, лев брал сосуд, вмещавший четыре ведра, и приносил воду.

Однажды воин пришел для молитвы к старцу. Увидав льва, таскающего воду, и узнав причину, сжалился над ним. Вынув три номисмы он вручил старцам, чтобы они купили осла для ношения воды, а льва освободили бы от этой обязанности. Прошло несколько времени после освобождения льва от работы. Погонщик верблюдов, укравший осла, возвращался обратно для продажи хлеба во св. граде и осел был с ним. Переправившись чрез Иордан, он случайно встретился со львом. Завидев льва, погонщик бросил верблюдов и убежал. Но лев, признав осла, подбежал к нему и, схватив его по обычаю за недоуздок, увел вместе с тремя верблюдами. Рыча от радости, что нашел потерянного осла, возвратился к старцу. А старец все время был уверен, что лев растерзал осла, и только теперь узнал, что на льва возвели напраслину. Старец назвал льва Иорданом. С тех пор лев прожил в лавре около пяти лет, никогда не отступая от старца.

Авва Герасим отошел ко Господу, и отцы похоронили его. По Божию устроению, льва на тот раз не было в обители. Вскоре лев возвратился и стал искать старца. Ученик старца и аввы Савватия, увидав его, сказал ему: «Иордан, старец наш оставил нас сирыми и отошел ко Господу, но — подойди и поешь!» Лев не захотел есть, но, то и дело озираясь по сторонам, искал старца. Начал реветь, не видя его… Авва Савватий и остальные отцы гладили его по спине и говорили: «Отошел старец ко Господу, покинув нас!» Но говоря так, он не могли остановить рева и стонов льва, напротив — чем более с ухаживали за ним и старались утешить его словами, тем более увеличивался рев, и возрастала его скорбь. И голос, и морда, и глаза ясно выражали тоску его о старце. Тогда авва Савватий говорит ему: «Ну, пойдем со мной, если уж ты не веришь нам! Я покажу тебе, где лежит наш старец». И, взяв льва, пошел с ним на могилу. Она находилась в полумиле от храма. Став над могилой аввы Герасима, авва Савватий сказал льву: «Вот где старец наш!» И авва Савватий стал на колени. Увидав его простертым на земле, лев с необычайной силой ударился головой о землю и, взревев, издох над могилой старца.

Вот, что произошло — не потому, чтобы лев имел разумную душу, но по воле Бога, прославляющего прославляющих Его не только при жизни, но и по смерти их и показавшего нам, в каком послушании находились животные у Адама, прежде чем он преступил заповедь Божию и был изгнан из рая сладости».

(Иоан. Мосх. «Луг духовный». Глава 107. Жизнь аввы Герасима. В каком послушании находились животные у Адама.)

Преп.Герасим соединил отшельничество с общинным монашеством и был один их первых, кто перевел отшельническое и аскетическое монашество в гораздо более благодатные места для жизни и духовных занятий, чем тяжелая негостеприимная пустыня. В середине V века им был основан монастырь в южной части Иорданской долины. Современный монастырь, восстановленный патриархией в XIX веке.

В храме монастыря хранятся святые мощи христианских мучеников, пострадавших от Хозроева нашествия в 614 году.

Монастырь преподобного Герасима Иорданского
в Иорданской долине

Монастырь преподобного Герасима Иорданского
в Иорданской долине

Монастырь преподобного Герасима Иорданского
в Иорданской долине

Последнее, что мы посетили в этот долгий день, это подножие Горы Искушений. Подняться в монастырь у нас уже не было сил.

Искушение Христа — описанное в Новом Завете искушение дьяволом Иисуса Христа во время его 40-дневного поста в пустыне, куда он удалился после своего крещения. На горе стоит Монастырь Искушения или монастырь Каранталь — православный греческий мужской монастырь.

Монастырь Каранталь. Гора Искушения.

Продолжение следует…

Просмотры (477)

Вади Кельт, монастырь св. Георгия Хозевита (Сент Джордж). 18.02.11.

Монастырь св. Георгия Хозевита (Сент Джордж) основан между 450 и 520 годами.

Это, пожалуй, один из самых живописных и экзотических монастырей. По крайней мере, из тех, что мне довелось повидать.
Вади Кельт или еще одна сбыча мечт! — предисловие.
К нему можно добраться по старой дороге, ведущей из Иерусалима в Иерихон, которая в настоящее время ответвляется
налево от современного шоссе. Интересно обратить внимание на остатки древнего римского акведука, встречающиеся
по пути рядом с дорогой. Этот водопровод неоднократно восстанавливался и при византийцах и при крестоносцах, в
настоящее время он не действует, зато в самом ущелье вади Кельт построен канал с проточной водой, протекающей
возле монастыря. Перед пешеходным спуском к монастырю, у автомобильной стоянки, сохранились руины арабской
цистерны, называемой Бет Джабер аль-Фукани.
От этих ворот начинается пешеходный спуск к монастырю.

Еще одни ворота на спуске.

Многочисленные кресты показывают путь к монастырю.

Сам монастырь ютится на узком уступе, наподобие полки, выступающей в совершенно отвесной скале ущелья Вади
Кельт, в 5-ти километрах к западу от Иерихона. Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие,
когда-то все были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена.



В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь
Георгия Хозевита или Козиба, арабы называют его Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем
другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья. По свидетельствам
монаха Антония, жившего в монастыре на рубеже VI-VII веков и оставившего нам жизнеописание Георгия Хозевита,
написанное им в 631 году, монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся
прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы
(Хозевитом), а до него в пещерах подвизались 5 сирийских отшельников (их могила находится под церковью свв. Иоанна
Хозевита и Георгия Хозевита или, как ее еще называют, часовни св. первомученика Стефана). Затем преемником Иоанна
стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.

Георгий родился на Кипре, в семье набожных родителей, его дядя был даже настоятелем монастыря. С юных лет он мечтал
об отшельнической жизни, но отшельником так и не стал. По молодости лет ему было предложено сперва пожить в киновии,
и он выбрал Козибу, где поначалу служил помощником садовника, рассчитывая впоследствии уйти в пустыню, но так и остался
здесь навсегда. Георгий Хозевит за свой кроткий нрав быстро снискал всеобщую любовь, он также прославился как чудотворец.
Чтобы избежать низкопоклонства своих товарищей монахов, он решил присоединиться к своему брату Ираклию, который еще
раньше него отправился в Палестину и стал монахом в лавре Каламон (недалеко от монастыря св. Герасима). Они провели вместе
20 лет, но затем, после смерти брата и по совету настоятеля монастыря, вернулся в Козибу. Вскоре он сделался духовным
наставником общины, даже отшельники, приходившие в монастырь из отдаленных пещер испрашивали у него благословения, и
тем не менее официально он никогда не был настоятелем и не занимал никаких должностей. В 614 году он был взят в плен персами,
но те не причинили ему вреда, по другой версии, Георгий спрятался в одной из пещер Вади Кельт и пересидел там персидское
нашествие. Георгий умер в 625 году и похоронен в монастыре. Рядом с киновией образовывались пещерные кельи монахов, ищущих
полного уединения. Анахореты жили там до конца эпохи крестоносцев и с 1880 года стали вновь заселять их. По преданиям, в этих
пещерах скрывались еврейские пророки и праведники, очищая свои сердца постом и молитвой. Не исключено, что здесь подвизался
будущий вождь еврейских повстанцев Шимон бар Кохба, о чем говорит его настоящее имя – Симон Хозиба.
Игумен Даниил свидетельствует: “И есть от Иерусалима до Иордана 26 верст великих, 15 верст до Кузивы, идеже постился Иоаким
неплодства ради своего; и есть место то в потоце глубоко у пути близ на левой руце тамо идуче. А от Кюзивы до Иерихона 5 верст,
а от Иерихона до Иордана 6 верст…” .
Вышеупомянутый Фока в своем “Сказании” пишет: “За этим монастырем (св. Евфимия С. Б.) есть пространство, примерно в двенадцать
миль, и за ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на противоположной стороне которого есть монастырь
Хозива, нечто для рассказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления в пещере служат келиями для монахов, и самый
храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки поднимаются
от камней в виде пирамид. Вода же употребляемая для питья монахами такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета
стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей,
и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу.
С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя” .
А вот и наша Инночка seagull_gull. Уже не помню о чем именно она рассказывает в данный момент, но точно о чем-то интересном.
В 1187 году монастырь разрушается солдатами Цалах эд-Дина и остается в полузаброшенном состоянии до
1878 года, когда здесь поселяется греческий монах Каллиник, который начинает проводить археологические
раскопки (в сотрудничестве с Клермоном-Гано) и постепенно восстанавливать монастырь.
В 1901 году, при помощи Греко-Ортодоксальной Патриархии Иерусалима, монастырь
был полностью отстроен, реставрированы церкви, кельи монахов, и в 1952 году ко всему этому комплексу,
при содействии Иерусалимского
патриарха Тимофея I, была пристроена колокольня, о чем свидетельствует надпись на ней.
Спуск к монастырю.
Мне эта колонна в скале показалась рукотворной, хотя понятно, что сотворена она руками матушки-природы.
Транспорт местного значения. Место подзаправки.
И станция ожидания пассажиров.
Еще одна скала с человеческим лицом.
Есть желающие снять жилое помещение? И подступы к нему вполне обеспечены.
Сегодня монастырь открыт для посещения и представляет собой один из самых популярных туристских объектов
Израиля. Все его кельи, часовни и церкви расположены прямо на отвесной скале над глубоким ущельем. Тот, кому
доведется побывать там, никогда не забудет ни с чем не сравнимого впечатления, полученного от видов, открывающихся
с веранды монастыря.
Весь комплекс монастыря построен как бы на трех уровнях: верхний – церковь-пещера Илии; средний – все главные
строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Святой Девы Марии; нижний – складские
помещения и древние захоронения.
В монастырь можно пройти минуя двое ворот – внешние, построенные в 1909 году, и внутренние. Один из монахов
назначается привратником и живет постоянно в келье около ворот. Двойные ворота сделаны не только в целях
безопасности, они как бы обеспечивали своего рода таможенный досмотр. Между воротами находится небольшой
дворик, здесь раньше посетители ожидали приема и проходили “селекционный досмотр” (пока не выяснят кто ты
такой). Женщины дальше вторых ворот не допускались (сегодня это правило отменено), здесь же арабы, поставщики
продовольствия разъвьючивали своих ослов.
Поднявшись в монастырь, мы попадаем как бы в просторную приемную, где есть всегда вода для питья, стол и сиденья
для отдыха. Посетителям обычно предлагают разные напитки и угощения как знак гостеприимства игумена монастыря
иеромонаха Антония. Южная часть этой приемной выходит на балкон, нависающий над бездонной пропастью и откуда
открывается потрясающий вид.
Вот он, один из потрясающих видов!
Вид на мостик, ведущий к монастырю.
Если честно, то я не запомнила, что это. А мое понимание в технике ничем не смогло мне помочь.
Это, по-моему, кофемолка.
А это печатный станок? Да?
Насладившись видом, посетители могут пройти в северную часть, со стороны которой, за небольшим притвором, находятся
церкви Святой Девы Марии и к востоку от нее – церковь св. Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита.
Церковь Святой Девы Марии.
В главной церкви монастыря, посвященной Пресвятой Богородице, роспись стен и сводов храма сделал русский монах отец
Дионисий. На западной стене изображены: Иоанн Колов †422, египетский отшельник (слева, на столбе), за ним: Иоанн Хозевит,
Георгий Хозевит, св. Феоктист, Феодосий Киновиарх, преп. Зосима †523, палестинский отшельник и Мария Египетская. Сверху,
над ними – Успение Богородицы, Воскресение Христа и икона, на которой написано: “ΣΟΧΟΔΟΩΖΗ ΗΓΗΠ” (Живоносный Источник).
Самый верхний ярус изображений занимает сцена Распятия.
На северной стене: св. Аверкий, епископ Иерапольский †167,Афанасий Афонский †1000 – основатель киновиального монашества
на Афоне, св. мученики Козьма и Дамиан, Пресвятая Дева Мария, по бокам ниши: Иоахим, неизвестный святой, Герасим.
На верхнем ярусе изображены: Богоявление, Воскрешение Лазаря, Первое чудо в Кане, Преображение, Вход Христа в Иерусалим,
Вознесение.
Здесь же, рядом с нишей, в серебряных ларцах хранятся черепа Иоанна Хозевита и др. подвижников.
На южной стене: (слева направо) знаменитые святые и монахи-подвижники: св. Евфимий, св. Лаврентий и св. Стефан (в окне),
Савва Освященный, Кириак и Харитон (в окне), Калинник (на столбе), Варлаам, Индийский отшельник и Иоасаф Индийский царевич
(Будда), Иоанн и Варсонофий Великий †563, палестинский отшельник – авторы “Руководства к духовной жизни, в ответах на
вопрошения учеников преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна”. На верхнем ярусе изображены: св. Митрофан †326,
патриарх Константинопольский, св. Фома, св. Евфросиния и Матрона, 40 мучеников из Себастии, Иоанн и София – родители св.
Саввы, св. Аркадий, св. Ксенофонт, св. Даниил Столпник †490, Встреча Марии и Елисаветы, Сретение.
Иконостас относительно новый (сооружен в 1942 году), все его иконы современного письма, кроме Царских врат, створки которых
расписаны иконами: Благовещение, св. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Угодник, они относятся ко
времени императора Алексея II Комнина (1167-1183).
Церковь свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита (часовня св. Стефана).
С северо-восточной стороны от церкви Пресвятой Богородицы находится частично высеченная в скале тесная часовенка Святых
Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита. Она соединена с главным храмом небольшим притвором, вход в нее с юго-западного угла.
У северной стены находится реликварий с черепами сорока епископов (или монахов), претерпевших мученическую смерть во времена
персидского нашествия. В маленьких нишах на противоположных стенах хранятся деревянные ларцы с черепами: на северной (слева) –
св. Ксенона Отшельника и на южной (справа) – св. Георгия Хозевита, тело же святого захоронено в гробнице за иконостасом справа.
В центре, в раке под стеклом, покоятся мощи св. Иоанна Румынского (1913-1960), прославившегося своими аскетическими подвигами
в монастыре св. Георгия Хозевита.
Честно сказать, я долго думала, выставлять эту фотографию или не выставлять. Как видите, я ее выставила. Хотя, до сих пор она у
меня вызывает противоречивые чувства. Именно противоречивые, а не устрашающие. Почему? Не знаю, не могу это объяснить…
Я ведь человек, в общем-то неверующий, тем более неверующая христианка…
(Черепа и мощи всех остальных монахов, умерших в этом монастыре, хранятся в отдельной пещере-усыпальнице, расположенной вне
монастыря, в расстоянии 150 метров к востоку от него. По уставу монастыря, усопших хоронят без гроба, неглубоко в земле; место
отмечают надгробной плитой и деревянным крестом, затем, по прошествии определенного времени (трех лет), кости вынимают и
складывают в общую гробницу, а черепа, количество которых уже превышает число 250, кладутся отдельно, на полу, вдоль стен
усыпальницы).
Часовня Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита есть древнейшая часть лавры, в ее полу сохранилась мозаика VI-VII веков. Здесь же,
на стенах, сохранились следы росписи XII века. Западная стена исписана образами святых: внизу – явление Пресвятой Девы св. Евстафию,
вверху – св. Феодорит, св. Георгий, св. Димитрий. На северной стене, над черепами мучеников изображены свв. Иоахим и Анна,
Жертвоприношение Авраама. Интересна икона свв. Иоанна и Георгия Хозевитов вместе с патриархом Софронием (русская).
Вот такие обитатели в монастыре тоже имеют место быть. Такое впечатление, что один из них вопрошает:
— И чего им всем здесь надо?
А чего нам действительно всем здесь надо? Каждый идет за своим. Кого-то сюда приводит вера, а таких как мы —
чисто туристские цели.
Кушать подано, или будет подано, если кто-то поселится на такой верхотуре.
Церковь св. Илии Фесвитянина.
Выше этих церквей, находится еще одна Святыня и посвященная ей церковь пророка Илии, попасть в которую можно,
поднявшись на крышу церкви Пресвятой Девы Марии. Эта церковь представляет собой часовню, но уже с престолом для
совершения литургии, разместившуюся в пещере скалы. По преданию, в этой пещере в течение более трех лет жил пророк
Илия, подчиняясь повелению Господню: “И было к нему слово Господне: пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у
потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он,
и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо
поутру, и из потока он пил” (3 Цар. 17:2-6). На иврите этот поток называется “нахаль Керит”, Ономастикон Евсевия-Иеронима
называет его “Хорра” (ροΧρά) или по-латыни – “Хорат” (Chorath) и относит его “по ту сторону Иордана, где скрылся Илия, на
супротив какой-то реки” .
Здесь же, по преданию, будущий Богоотец Иоаким молился и жаловался Господу на свое бесплодие и получил от ангела
известие о скором рождении у его жены Анны Девочки, Которой в свою очередь надлежало стать Матерью Бога. Предание
говорит, что также и сама Анна прожила здесь отшельницей остаток своей жизни после того, как отвела свою трехлетнюю
Дочь Марию в Храм, и одно время здесь даже почиталась стопа св. Анны, впоследствии увезенная на Афон, где легла в основу
новой монашеской обители св. Анны.

В росписи стен пещеры изображены: свв. Иоахим и Анна, свв. Иоанн и Георгий
Хозевиты, Рождество. Почитаются здесь иконы Богоматери, Иоанна Крестителя, Илии. На западной стене находится большая
икона Св. Серафима Саровского (1759-1833) – знаменитого русского старца-пустынника . В восточной стене есть могила патриарха
Илии I (494-516). Здесь также находится могила монаха Каллиника (1830-1909), восстановившего монастырь.
Вот я добралась до колоколов. Есть у меня в друзьях один(а возможно, что и не один) любитель колоколов.
Надеюсь, что dan_il заглянет сюда и увидит эти колокола, которые удалось снять исключительно
по недосмотру монаха, который нас сопровождал. Как только он увидел, что мы поднялись на колокольню, он
стал требовать, чтобы мы немедленно оттуда спустились.
Н-да, сегодня кельи существенно, похоже на то, что отличаются от тех келий, в котором жили монахи в прошлом.
Горячая вода для них это что-то само-собой разумеющееся.
Вот и пришло время покинуть монастырь.
Это тот самый дворик, где раньше встречали посетителей и они проходили «фейс-контроль».
И ворота, через которые входят в монастырь и соответственно из него выходят.
Весь текст к посту(кроме моих мелких дополнений) взят из Ущелье Вади-Кельт. Георгия Хозевита, монастырь.
А еще я очень-очень рекомендую посмотреть то, что показал об этой нашей прогулке-походе sergey_il.
Субботняя «прогулка» вади Кельт. Там замечательные фотографии и, что на мой взгляд, наиболее интересно — видео-ролик.
А у меня еще будет продолжение. Опять таки, постараюсь долго с ним не задерживаться.

Библейский Израиль

Православный монастырь св. Георгия Хозевита (Сент Джордж) — один из старейших монастырей в мире, расположен в нижней части долины (вади) Кельт в Иудейской пустыне на территории Палестинской автономии в 5 км от Иерихона.


Это, пожалуй, один из самых живописных и экзотических монастырей Палестины. К нему можно добраться по старой дороге, ведущей из Иерусалима в Иерихон, которая в настоящее время ответвляется налево от современного шоссе. Между холмами петляет дорога, ведущая к монастырю.

На одном из холмов нельзя не заметить огромный железный крест – это один из путеводных знаков, которые в прошлом служили указателями дороги для паломников.


От этих ворот начинается пешеходный спуск к монастырю.

Монастырь расположен на отвесных скалах с пещерами отшельников и тремя церквями Святой Девы Марии, стены которой расписаны русским монахом отцом Дионисием, св. Иоанна и Георгия Хозевита где хранятся их мощи.Недалеко от монастыря в одной из пещер жил св. Иоаким, отец Богородицы, который молился там 40 дней, чтобы Бог дал ему ребёнка.С балкона нависшего над пропастью открывается великолепная панорама ущелья.

Монастырские постройки с древними храмами, часовнями и садами VI в. висят, как ласточкины гнёзда, на почти отвесных скалах. В них по-прежнему проживают несколько греческих монахов.

Сам монастырь ютится на узком уступе, наподобие полки, выступающей в совершенно отвесной скале ущелья Вади Кельт, в 5-ти километрах к западу от Иерихона.

Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие, когда-то все были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена.

История

Монастырь св. Георгия возник в IV в., когда пять сирийских монахов, стремившихся к пустынному уединению по опыту пророков, поселились у пещеры, в которой св. пророк Илия скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду (Цар.3, 17:56).

В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь Георгия Хозевита или Козиба, арабы называют его Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья.

По свидетельствам монаха Антония, жившего в монастыре на рубеже VI-VII веков и оставившего нам жизнеописание Георгия Хозевита, написанное им в 631 году, монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы (Хозевитом). Затем преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.

Георгий родился на Кипре, в семье набожных родителей, его дядя был даже настоятелем монастыря. С юных лет он мечтал об отшельнической жизни, но отшельником так и не стал. По молодости лет ему было предложено сперва пожить в киновии, и он выбрал Козибу, где поначалу служил помощником садовника, рассчитывая впоследствии уйти в пустыню, но так и остался здесь навсегда. Георгий Хозевит за свой кроткий нрав быстро снискал всеобщую любовь, он также прославился как чудотворец. Чтобы избежать низкопоклонства своих товарищей монахов, он решил присоединиться к своему брату Ираклию, который еще раньше него отправился в Палестину и стал монахом в лавре Каламон (недалеко от монастыря св. Герасима). Они провели вместе 20 лет, но затем, после смерти брата и по совету настоятеля монастыря, вернулся в Козибу. Вскоре он сделался духовным наставником общины, даже отшельники, приходившие в монастырь из отдаленных пещер, испрашивали у него благословения, и тем не менее официально он никогда не был настоятелем и не занимал никаких должностей. В 614 году он был взят в плен персами, но те не причинили ему вреда, по другой версии, Георгий спрятался в одной из пещер Вади Кельт и пересидел там персидское нашествие. Георгий умер в 625 году и похоронен в монастыре.

Монастырь испытывает время расцвета в VI в. Монастырь населяли монахи — выходцы из различных народов, среди которых были греки, сирийцы, армяне, грузины, русские и многие другие. Слава о монастыре распространилась по все Святой земле.

Наиболее ярко монастырь расцвел в конце VI начале VII вв. при настоятеле св. Георгии Хозевите, имя которого монастырь носит по сей день. Здесь селились и монахи-отшельники и братия, предпочитающая общежительный образ жизни.

Персидское нашествие 614 г. принесло страшный ущерб монастырю. Персы убили 14 монахов, разрушили монастырские постройки, оставшиеся в живых монахи ушли из монастыря.

Св. Георгий пытался возвратить монастырь к жизни, но безуспешно, крестоносцам в 1179 г. это тоже не удалось, к XIII в. монастырь совсем опустел.

Лишь в 1878 г. греческий монах Калиникос с монахами Святогробского братства приступили к восстановлению обители. В 1901 году, при помощи Греко-Ортодоксальной Патриархии Иерусалима, монастырь был полностью отстроен, реставрированы церкви, кельи монахов, и в 1952 году ко всему этому комплексу, при содействии Иерусалимского патриарха Тимофея I, была пристроена колокольня, о чем свидетельствует надпись на ней.

Сегодня

Но и в пустыне бывают оазисы, которые и здесь делают возможным существование.

В Иудейской пустыне жизнь была возможна благодаря ущелью Прат (или по-арабски Вади Кельт), расположенному к северу от дороги из Иерусалима в Иерихон. Благодаря источникам воды тут есть жизнь. Устье ручья Прат, Кельтский каньон – это место называют по-разному. Суть в том, что по дну ущелья текут три крупных источника (как я понимаю, подземных), в зависимости от количества дождей устье больше или меньше наполнялось водой. Сейчас каньон пересох, рядом с ним течёт небольшой ручей, говорят, что основной поток воды взят в подземную трубу, от него снабжаются пресной водой жители Иерусалима и Иерихона. В древние времена также существовала система водного снабжения дворцов и крепостей от этого потока.

По обе стороны от ручейка растут деревья, кустарники и трава, на метр в сторону – и иссохшая пустыня. Там где ущелье Вади Кельт впадает в Иорданскую долину – находится Иерихон, один из древнейших городов мира. Потоки ущелья питают Иордан своими водами. Когда-то вдоль водного потока проходила римская дорога из Иерусалима в Иерихон, сейчас остались её фрагменты. Иудейская пустыня – всегда была местом, где скрывались бунтари или куда уходили от мирской суеты отшельники.

В скалах по обе стороны от ущелья видно множество пещер с окнами, скорее всего, рукотворных. Уже начиная с IV века в них селились отшельники. Возможно, и раньше. Расцвет монашества в Палестине пришёлся на V-VI века. Первые отшельники поселились здесь в Иудейской пустыне, здесь же были основаны первые монастыри. «Развиваясь на стыке христианских цивилизаций, палестинское монашество синтезировало египетский, сирийский и каппадокийский монашеский опыт и сформировало на его основе свою собственную оригинальную традицию, одну из самых гармоничных в первые века христианства. Отличительными особенностями палестинского монашества были его соборный дух и интернациональность, а его расцвет совпал по времени с началом паломничества в Иерусалим со всех концов христианского мира».

Чем дальше мы идём вдоль ущелья, тем отчетливее вдали в треугольном проёме между двумя скалами виден Иерихон. И вот уже совсем близко монастырь святого Георгия. Монастырь словно «прирос» к одной из сторон ущелья, часть его находится в пещерах. По преданию здесь находится пещера, в которой долгое время скрывался от гнева царицы Иезавель пророк Илия. И вороны приносили ему пищу, в воде же он не имел, по-видимому, недостатка.

Сегодня монастырь открыт для посещения и представляет собой один из самых популярных туристских объектов Израиля. Все его кельи, часовни и церкви расположены прямо на отвесной скале над глубоким ущельем. Это красивейший, но мало населенный монахами монастырь, в котором живет всего один иеромонах — настоятель и несколько рабочих арабов, помогающих ему по хозяйству.Тот, кому доведется побывать там, никогда не забудет ни с чем не сравнимого впечатления, полученного от видов, открывающихся с веранд монастыря.

Посетителей здесь угощают прохладной водой. Для осмотра открыта небольшая часть монастыря: два храма: в честь Богородицы и в пещере пророка Илии, небольшая терраса с видом на Кельтский каньон. Ветерок на балконе приятно охлаждает перегретые на солнце головы паломников. Моё внимание привлекла плетеная корзинка, свисающая из окна одной кельи – пещеры… Видимо и в наше время там живут монахи-затворники, и еду им доставляют с помощью этих корзинок.

Здесь всюду царят православный дух и покой, располагающие к медитации и открывающие сердца для приятия Божественных глаголов. Весь комплекс монастыря построен как бы на трех уровнях: верхний – церковь-пещера Илии; средний – все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Святой Девы Марии; нижний – складские помещения и древние захоронения.

В монастырь можно пройти минуя двое ворот – внешние, построенные в 1909 году, и внутренние. Один из монахов назначается привратником и живет постоянно в келье около ворот. Двойные ворота сделаны не только в целях безопасности, они как бы обеспечивали своего рода таможенный контроль. Между воротами находится небольшой дворик, здесь раньше посетители ожидали приема и проходили “селекционный досмотр” (пока не выяснят кто ты такой). Женщины дальше вторых ворот не допускались (сегодня это правило отменено), здесь же арабы, поставщики продовольствия развьючивали своих ослов.

Поднявшись в монастырь, мы попадаем как бы в просторную приемную, где есть всегда вода для питья, стол и сиденья для отдыха. Посетителям обычно предлагают разные напитки и угощения как знак гостеприимства игумена монастыря иеромонаха Антония. Южная часть этой приемной выходит на балкон, нависающий над бездонной пропастью и откуда открывается потрясающий вид.

Насладившись видом, посетители могут пройти в северную часть, со стороны которой, за небольшим притвором, находятся церкви Святой Девы Марии и к востоку от нее – церковь св. Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита.

Соборный храм монастыря освящён в честь Рождества Богородицы. Недалеко от монастыря в одной из пещер жил св. Иоаким, отец Богородицы, который молился там 40 дней, чтобы Бог дал ему ребёнка.

Смотреть онлaйн: Палестина, пустыня. Монастырь св. Георгия. Иоанн Хозевит.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *