Климент Калужский и… кремлевский

Президент Владимир Путин подписал 30 сентября Указ о назначении одной трети членов Общественной палаты РФ. Среди президентских назначенцев — пять религиозных деятелей. Но только один из них представляет крупнейшую конфессию страны, к которой, по оценкам самой этой конфессии, принадлежит в разной степени около 80% россиян. К удивлению многих, РПЦ в Общественной палате будет представлять митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами Московской патриархии — фигура в высшей степени непубличная и мало знакомая светской публике. В общем, темная лошадка.

Перераспределение церковной власти

Даже людям, далеким от Церкви, хорошо известно имя «человека номер два» в Московской патриархии. Это не сходящий с телевизионных экранов и вхожий в разные серьезные кабинеты митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). В течение последнего 15-летия он так активно представлял Церковь в разных органах власти, фондах, в СМИ, столь часто сопровождал патриарха и даже президента во время важных зарубежных визитов, что представить без него церковное руководство стало невозможно. Эксперты сходились во мнении: митрополит Кирилл — самый вероятный кандидат в патриархи после ухода Алексия II.

Но в кремлевских кабинетах медленно и долго зрело недовольство Кириллом. Иерарх-олигарх усвоил принципы «дикого капитализма» 90-х: опираясь на серьезный капитал (несколько миллиардов долларов) и хорошие связи в мире политики и бизнеса, в том числе за пределами России, он пытался говорить с Кремлем «на равных», предлагая рассматривать РПЦ в качестве «равноправного партнера» путинской администрации. С резким демаршем митрополит Кирилл выступил на совещании в Кремле в конце августа. Он высказался против включения в Общественную палату духовных лиц, которое «неизбежно разделит религиозное сообщество России». Кирилл фактически приравнял создаваемую палату к органу государственной власти, участие в работе которого поставит Церковь в зависимое от власти состояние, а значит, закончится разговор «на равных». Митрополит Кирилл также публично призвал лидеров других российских конфессий, входящих в опекаемый ОВЦС Межрелигиозный совет России, не входить в Общественную палату.

Призывы оказались тщетными. Президент Путин нанес по репутации митрополита Кирилла удар, от которого эта репутация едва ли оправится. Всего спустя месяц после громких заявлений Кирилла Путин включил в Общественную палату религиозных деятелей (это лидеры российских мусульман, иудеев, буддистов и протестантов), в том числе поручил представлять в новом органе РПЦ митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Последний охотно прокомментировал свое новое назначение прессе: работая в палате, он намерен влиять на согласование вновь принимаемых в стране законов с православными ценностями и, соответственно, с интересами РПЦ.

Одновременно и патриарх Алексий II публично противопоставил Климента Кириллу. В свою поездку в Азербайджан 14 — 15 сентября патриарх взял именно калужского иерарха, в то время как по протоколу сопровождать предстоятеля РПЦ за рубеж должен председатель ОВЦС. Путин также не пригласил церковного «министра иностранных дел» ни на Святую гору Афон, ни на встречу с первоиерархом Русской зарубежной церкви митрополитом Лавром в Нью-Йорке. В таком концентрированном виде, как в этом «черном сентябре», митрополита Кирилла еще никогда не «смиряли».

Заметим, что и нынешний патриарх Алексий II, и его предшественник, патриарх Пимен, до своего избрания на патриарший престол работали управляющими делами Московской патриархии. Это поистине «трамплинная» должность: к управляющему стекается вся информация о жизни епархий, местные архиереи находятся в его подчинении и привыкают его бояться, кроме того, управляющий является секретарем Священного синода, а значит, готовит рабочие материалы высшего органа церковной власти. Одновременно митрополит Климент остается управляющим Калужской епархией, а не переводится викарием в Москву (по уставу РПЦ, патриархом может стать только епархиальный архиерей, а не викарий (епископ-помощник).

Помимо управления делами митрополит Климент курирует пресс-службу Московской патриархии (ее возглавляет священник Владимир Вигилянский), Отдел религиозного образования и катехизации, а также Учебный комитет. В патриархии постоянно говорят о том, что на должность главы Учебного комитета Климент хочет поставить своего младшего брата — архиепископа Димитрия, «зависшего» на далекой Тобольской кафедре.

«Социально ответственный» иерарх

Митрополит Климент — человек действительно не публичный, а кабинетный. Если он и высказывается открыто, то очень осторожно и всегда в рамках «генеральной линии». В условиях демократии у лидеров такого типа мало шансов, но в коррумпированно-бюрократическую эпоху наступает их звездный час. Если выразить идеологию Климента одной фразой, то это будет цитата из его выступления на недавнем заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ: «Позвольте принести искреннюю благодарность президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину за постоянное внимание к нуждам верующих людей». Достаточно взять любой номер «Журнала Московской патриархии» за 1940 — 1980-е гг., чтобы убедиться: с таких слов начиналось каждое мало-мальски важное выступление иерархов РПЦ советского периода.

Впрочем, должность обязывает владыку Климента выступать с «оригинальными» инициативами. Например, на I Фестивале православных СМИ в Москве он призвал создать «специальные общественные органы, которые оградили бы общество от пропаганды насилия и порока», а на церковной конференции по демографии в Нижнем Новгороде предложил запретить аборты. Под руководством юрисконсультов патриархии он немало потрудился, чтобы пробить церковные поправки в Налоговый и Земельный кодексы. Теперь каждый храм может получить в собственность землю, на которой стоит, однако налоги за нее все же придется платить. Митрополиту Клименту приписывают сенсационную поправку к действующему закону о свободе совести, которая якобы недавно поступила в думский Комитет по делам общественных и религиозных организаций. Автор поправки предлагает лишить статуса юридического лица местные религиозные организации (приходы), чтобы сосредоточить всю собственность в руках религиозного центра (патриархии и епархий), то есть провести своего рода церковную деприватизацию. Для управляющего делами патриархии, хронически недополучающей средства от епархий и приходов, — вполне логичный ход. «Для социального служения нужна недвижимость», — любит подчеркивать владыка Климент.

Для той модели церковно-государственных отношений, которая вынашивается сейчас в администрации президента, митрополит Климент, безусловно, подходит намного лучше, чем митрополит Кирилл. Вот и в кабинете полпреда президента Георгия Полтавченко раньше висела фотография Кирилла, а теперь — Климента. Модель же эта, вполне согласующаяся с общей идеей вертикали, состоит в том, что РПЦ из «равноправного партнера» должна превратиться в «социально ответственный институт». Иными словами, ее функционеры должны перестать зарабатывать капиталы на разного рода льготах, гуманитарной помощи и «комплексе вины» власти перед верующими, а обязаны взять на себя часть забот государства об обездоленных гражданах, кстати, и составляющих основную часть паствы РПЦ. Для осуществления «социального контроля» над таким «социально ответственным институтом» будет создан особый орган наподобие советского Совета по делам религий. А ОВЦС как символ независимой внешней политики Церкви может быть и вовсе упразднен…

Один священник Калужской епархии, часто бывавший на приемах у митрополита Климента, рассказал мне о характерной реакции владыки на «неудобные» вопросы. Ничего не отвечая, он подходит к своему компьютеру, включает его и долго смотрит в монитор. Если ответ так и не приходит в голову, митрополит просто переводит разговор на другую тему. Умение молчать особо ценится нынешней властью.

Досье МН

Митрополит Калужский и Боровский Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 года в поселке Раменское Московской области. Отслужив в армии и отучившись в машиностроительном техникуме, поступил в Московские духовные семинарию и академию, которые окончил в 1978 году. Принял монашество в Троице-Сергиевой лавре и стал старшим помощником инспектора, выезжал за границу по линии международных христианских организаций.

В 1982 году поставлен во епископа Серпуховского, управляющего приходами РПЦ в США и Канаде, стал обладателем советского диппаспорта. Став архиепископом, в 1990 году назначен управляющим Калужской епархией и заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, где курировал загранучреждения и паломнические поездки. В 2004 году назначен управляющим делами Московской патриархии, постоянным членом Священного синода и возведен в сан митрополита. Входил в Общественную палату при президенте РФ (1993 — 1996 гг.), комиссию при Правительстве РФ по совершенствованию налогового законодательства, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Список библиографии научных трудов митрополита Климента включает сочинение на соискание степени кандидата богословия в Московской духовной академии и речь при наречении во епископа Серпуховского.

КЛИМЕНТ (КАПАЛИН)

Митрополит Климент (Капалин)

Климент (Капалин) (род. 1949), митрополит Калужский и Боровский, глава Калужской митрополии, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, председатель Комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия, член Комиссии по вопросам церковного права Межсоборного присутствия, член Высшего Церковного Совета РПЦ, ректор Калужской духовной семинарии

В миру Капалин Герман Михайлович, родился 7 августа 1949 года в посёлке Удельная Раменского района Московской области в семье Михаила Герасимовича (1914 — 1967) и Марии Алексеевны (1916 г.р., ныне схимонахиня Мария) Капалиных. Герман был третьим ребёнком в семье, кроме него были ещё трое братьев, двое старших и один младший, все из которых впоследствии приняли монашество: Николай Попов (1942 г.р., в монашестве Пафнутий, до принятия монашества был женатым священником); Виталий (1946-2006, в монашестве Василий, умер в сане архимандрита) и Алексей (1952 г.р., в монашестве Димитрий, митрополит); по заповеди отца, все четыре сына приняли священнический сан .

По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии.

С октября того же года по ноябрь 1972 года служил в армии. Затем продолжил обучение в семинарии.

В 1974 году окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По окончании академии оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 года пострижен в монашество инспектором Московской духовной академии архимандритом Александром (Тимофеевым); 24 декабря того же года рукоположен во иеродиакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом).

7 апреля 1979 года рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем общей церковной истории в семинарии.

14 октября 1981 года возведен в сан игумена.

1981-1982 годах исполнял обязанности старшего помощника инспектора.

18 июля 1982 года возведен в сан архимандрита.

8 августа 1982 года хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Хиротонию в Свято-Духовском соборе города Минска совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), епископы Тульский и Белевский Герман (Тимофеев), Пинский Афанасий (Кудюк).

23 марта 1987 года — утверждён управляющим Патриаршими приходами в США и Канаде.

19 мая 1989 года удостоен сана архиепископа.

Архиепископ Климент (Капалин)

С 20 июля 1990 года — архиепископ Калужский и Боровский.

В 1996 году назначен временно исполняющим обязанности ректора возрождённой Калужской духовной семинарии.

Назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской патриархии и постоянным членом Священного Синода по должности.

25 февраля 2004 года возведен в сан митрополита.

На Поместном соборе в Москве 2009 года был выдвинут кандидатом в Патриархи. По результатам голосования набрал 169 голосов из 702.

31 марта 2009 года освобождён от обязанностей управляющего делами Московской Патриархии и назначен председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви.

27 июля того же года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, а 5 марта 2010 года и его президиума . С 29 января 2010 года — председатель Комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, член Комиссии по вопросам церковного права Межсоборного присутствия .

21 января 2010 года присвоена учёная степень кандидата исторических наук (по специальности «Отечественная история») решением Диссертационного совета при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741-1867 гг.» .

22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви по должности.

29 мая 2013 года утвержден ректором Калужской духовной семинарии, настоятелем (священноархимандритом) Пафнутьева Боровского монастыря и Калужской Тихоновой пустыни .

2 октября 2013 года назначен главой новобразованной Калужской митрополией и временно управляющим новообразованной Песоченской и Юхновской епархией (управлял до 30 мая 2014) . Песоченской епархией управлял до 30 мая 2014 года.

16 сентября 2014 года присвоена учёная степень доктора исторических наук (по специальности «Отечественная история») решением Диссертационного совета при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по результатам защиты диссертации на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» .

Награды

Церковные:

Светские:

  • орден Дружбы народов СССР (1988 г.)
  • национальная премия Русского биографического института по номинации «Человек года» (2001, 2003 гг.)
  • орден Почёта РФ (2000 г.)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепления дружбы между народами, 2009 год)

Сочинения

  • «Духовный облик и поведение пастыря». (Кандидатское сочинение).
  • Архиепископ Калужский и Боровский Климент. В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004.
  • Речь при наречении во епископа Серпуховского. // ЖМП. 1982. № 10. С. 6; Братья Киреевские — путь христианского становления. // Иван и Петр Киреевские в русской культуре. Издательство Гриф. Калуга. 2001. С. 5-10.
  • Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске. // Богословско-исторический сборник. Издательство Калужской духовной семинарии. № 1. 2003. С. 35-78.
  • Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. Издательство Калужской духовной семинарии. № 2. 2004. С. 35-126.
  • Православная семья в становлении Российского государства. // Седьмые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 5-9.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 9-19.
  • Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49.
  • Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. Москва. 2005. С. 11-18.
  • Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. 2009. Монография.

Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской.

Литература

Использованные материалы

  • Биография на сайте Русское Православие:
  • Биография на официальном сайте Московского Патриархата:

В одном из интервью сказал: «Самого-то меня, окунули в купель уже на второй день после появления на свет» — Лёвин Александр, «45 лет своей жизни щедро дарит людям душевное тепло настоятель храма отец Николай», официальный сайт газеты «На Западе Москвы», 1 сентября 2015,

«Журналы заседания Священного Синода от 5 марта 2010 года. Журнал № 4», официальный сайт Московского Патриархата, 5 марта 2010, —

«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, —

Биография на странице официального сайта Калужской Митрополии:

Журнал № 10 заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года:

Журналы №№ 61 и 67 заседания Священного Синода от 29 мая 2013 года:

Журнал № 109 заседания Священного Синода от 2 октября 2013 года:

Страница сайта Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации о защите диссертации:

Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды ряду иерархов Русской Православной Церкви, официальный сайт Русской Православной Церкви, 24 мая 2009 года:

В день памяти священномученика Кукши Печерского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троицком соборе Калуги и возглавил хиротонию архимандрита Нектария (Селезнева) во епископа Ливенского и Малоархангельского, официальный сайт Русской Православной Церкви, 9 сентября 2014 года:

Указ Президента РФ от 19.11.2009 N 1304 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»:

Полный список см. в Биографии Архиерея на странице официального сайта Калужской Митрополии:

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) 24 Декабрь 2009

Дата рождения: 7 августа 1949 г.
Дата хиротонии: 8 августа 1982 г.
Дата пострига: 7 декабря 1978 г.
День ангела: 8 декабря

Биография:

Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 г. в посёлке Удельная Раменского р-на Московской обл. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 г. служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии. В 1974 г. окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию. С 1977 г. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» В 1978 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и профессорским стипендиатом. Одновременно поручено быть преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 г. инспектором МДА архимандритом Александром в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь сщмч. Климента, епископа Римского. 24 декабря того же года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 г. рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. 14 октября 1981 г. возведен в сан игумена. В 1981-1982 гг. исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.

На заседании Священного Синода 16 июля 1982 г. был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. Святейшим Патриархом Пименом за Божественной Литургией в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония была совершена 8 августа 1982 г. в Свято-Духовском соборе г. Минска. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного синода от 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно — заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а с 1994 г. был первым заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

С 1993 по 1996 г. — член Общественной Палаты при Президенте РФ.

В 1996 года с преобразованием Калужского духовного училища в Духовную семинарию назначен ее ректором и одновременно преподаёт в ней Православную аскетику.

С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова, возглавлял секретариат по подготовке и проведению.

26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

25 февраля 2004 г. возведен в сан митрополита.

С 2005 г. — Председатель Международных Образовательных Рождественских чтений и Председатель Комиссии по их подготовке и проведению.

С октября 2005 г. по январь 2010 г. — член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. — Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 г.), празднования 625-летия Куликовской битвы (май–ноябрь 2005 г.), празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (октябрь-ноябрь 2007 г.).

Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006-2009 гг.).

25 января 2009 года Архиерейским Собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.

31 марта 2009 года решением Священного Синода был освобождён от должности управляющего делами Московского Патриархата и назначен председателем Издательского совета Московского Патриархата

21 января 2010 года решением Диссертационного совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации присвоена учёная степень кандидата исторических наук по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741—1867 гг.» (специальность «Отечественная история»).

29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.

С 22 марта 2011 года член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. назначен (журнал № 61) ректором Калужской духовной семинарии и утвержден (журнал № 67) в должности настоятеля (священноархимандрита) Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского мужского монастыря г. Боровска Калужской обл. и мужской Успения Пресвятой Богородицы Калужской Тихоновой пустыни с. Льва Толстого Дзержинского р-на Калужской обл.

Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 109) назначен главой новообразованной Калужской митрополии.

С октября 2013 г. по май 2014 г. временно управлял Песоченской епархией.

16 сентября 2014 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» на соискание ученой степени доктора исторических наук.

15 октября 2018 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент назначен Председателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

Награжден:

государственными наградами:

  • 1988 г. — орденом Дружбы народов;
  • 2000 г. — орденом Почета;
  • 2009 г. — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
  • 1997 г. — медалью 850-летия Москвы;
  • 2010 г. — медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
  • наградами субъектов Российской Федерации:
  • 2004 г. — медаль «60 лет Калужской области»;
  • 2005 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» III ст.;
  • 2007 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» II ст.;
  • 2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской», 1 ст.;
  • 2008 г. — Почетный гражданин Калужской области;
  • 2009 г. — юбилейной медалью «65 лет Калужской области»;
  • 2007 г. — Грамота Президента Республики Саха (Якутия);
  • 2014 г. — национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2013» за развитие книгоиздательского дела;
  • 2016 г. — юбилейная медаль «120 лет со дня рождения Г.К. Жукова»;
  • 2018 г. — орден им. министра внутренних дел Российской империи В.К. Плеве;
  • 2019 г. — орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени;

церковными наградами Русской Православной Церкви:

  • 1986 г. — орденом преподобного Сергия Радонежского II степени;
  • 1996 г. — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
  • 1999 г. — орденом святителя Иннокентия Московского II степени;
  • 2000 г. — орденом мученика Трифона II степени;
  • 2004 г. — орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени;
  • 2007 г. — орденом преподобного Серафима Саровского II степени;
  • 2009 г. — орденом Святителя Алексия Московского II степени;
  • 2009 г. — премия памяти митрополита Макария (Булгакова);
  • 2014 г. — орденом святителя Макария, митрополита Московского II степени;
  • 2017 г. ― медаль «За жертвенные труды» (Ижевская епархия);
  • 2017 г. ― медаль святого благоверного князя Андрея Боголюбского I-й степени (Владимирская епархия);
  • 2018 г. ― медаль «25 лет Кемеровской епархии»;
  • 2019 г. — орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени;

орденами Поместных Православных Церквей:

  • 1989 г. — орденом преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке;
  • 1997 г. — орденом Святогробского братства I степени Иерусалимской Церкви;
  • 1998 г. — орденом Святого Климента Охридского I степени Болгарской Церкви;
  • 2000 г. — орденом апостола Марка Александрийской Церкви I степени.

общественными наградами:

  • 2001 и 2003 гг. — национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года»;
  • 2002 г. — медаль «За вклад в наследие народов России»;
  • 2005 г. — Орденской медалью Европейского комитета по наградам и премиям ООН С. Витте «За выдающиеся заслуги перед народами»;
  • 2006 г. — золотым почетным знаком «Общественное признание»;
  • 2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской» 1 ст.;
  • 2008 г. — орден «За пользу отечеству», I ст.;
  • 2008 г. — национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2008» за книгу «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года»;
  • 2009 г. — Орден «Единения» в честь 60-летия образования ООН;
  • 2010 г. — юбилейной медалью «50-летие освоения человеком космоса»;

Многочисленными церковными и общественными наградами, юбилейными медалями и памятными знаками

Научные труды и публикации:

  • Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, Митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный Вестник. — № 23(324). — 2005.
  • Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске.//Богословско-исторический сборник. № 1. 2003.
  • Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. № 2. 2004.
  • Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, Митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный Вестник. — № 23(324). — 2005.
  • Истоки Православия на Аляске. «200 лет российско-американских отношений» (2007).
  • Святитель Иннокентий (Вениаминов) и возникновение книжной культуры алеутов // Библиотековедение. — № 5. — 2009. — С. 72 — 79;
  • Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 608 С., (Монография);
  • О причинах конфликта первых миссионеров на Аляске и администрации Российско-Американской компании // Вестник Поморского университета. — № 2. — 2010. — С. 17 — 21;
  • К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 2 (82). — С. 219 — 224;
  • Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). — С. 307 — 316;
  • Благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства. Письма капитан-командора В.Беринга епископу Иркутскому и Нерченскому Иннокентию (Нероновичу). 1734 — 1735 гг. // Исторический архив. М. 2010. № 3. — С. 199 — 206;
  • Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Вестник Тюменского Государственного университета. Серия История, Филология. Тюмень, 2010. № 1. — С. 119 — 126;
  • Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Ученые записки Российского государственного социального университета. — № 2. — 2010. — С. 6 — 10;
  • Слово и Вера. // — 2-е изд. — Минск, Издательство Белорусского Экзархата РПЦ, 2012.— 495с.;
  • Социокультурный аспект миссионерского служения на Аляске святителя Иннокентия (Вениаминова). // Журнал Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина — № 1(129). 2014.

Книги и публикации:

  • В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004.
  • Возростание в вере. (Автобиографические заметки и богословские статьи) (2009)
  • Миссия Церкви сегодня. 2003
  • Православная семья в становлении Российского государства. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
  • Православная Аляска // Российский Кто есть Кто. — № 5(56). 2006.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 9-19.
  • Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49.
  • Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. Москва. 2005. С. 11-18.
  • Воскресные беседы о Евангелии. // — М.: Вечерняя Москва, 2014. — 355с.;
  • Вечные вопросы: Беседы о Боге, творении и человеке. // — М.: Никея, 2017. — 272 с.
  • Действуй сегодня. // — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019. — 288 с.

Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *