Свобода и своеволие

Что же такое свобода и своеволие? Свобода основана на нравственном законе, своеволие — результат игры страстей. Свобода говорит: «Так надо, значит, я могу». Своеволие говорит: «Я хочу, значит, я могу». Частый вариант: своеволие маскируется под научное знание. Оно говорит: «Я точно знаю, что нужно, значит, я могу и заставлю всех делать то, что считаю нужным». Наука в этом не виновата, даже если просчиталась в своих выводах. Не Ницше создал сверхчеловека. Он только довел до воплощения идею своего времени. Он дал воплощение тем течениям европейской мысли, которые неправильно поняли, что такое личность, стали на путь индивидуализма и прямым путём пришли к человекобожию. В наш век кроме науки существует ещё наукообразие. Наукообразие прорывается повсюду, с особой настойчивостью — в те области, которые касаются человеческого общества. Девятнадцатый век фетишизировал науку, и наукообразные теории легко доходят до человеческих сердец. Наукообразие — своевольная болезнь науки.

Свобода ищет смысла, своеволие ставит цели. Свобода — торжество личности, своеволие — порождение индивидуализма. Обожествление народа, национализм — особый случай индивидуалистического культа, своего рода индивидуализм.

Нет и не было человека вне религиозного сознания, то есть отношение к миру и культура племени, народа, орды вырастает из этого сознания. Религия объединяет людей, и культура вырастает из этого объединения людей.

По-настоящему трагична свобода. Перед свободным человеком стоят тысячи вопросов, и основной из них — прав ли он, что стоит на своём, не считаясь с общим мнением, нет ли в его поведении гордыни. Ведь ему нередко приходится идти наперекор обществу, всегда до известной степени заражённому своеволием. Трагичность свободного человека особенно заметна в эпохи вроде нашей, когда болезнь своеволия охватывает целые народы. Свободному человеку приходится знать, видеть и понимать, чтобы не сбиться с пути. Он всегда в напряжённом внимании и никогда не теряет связи с действительностью, хотя толпе кажется, что он витает в облаках. Он вынужден подавлять в себе инстинкт самосохранения, чтобы сохранить свободу. Она не даётся готовенькой в руки, за неё нужно дорого платить.

Дело свободного человека ясно, потому что он не ставит цели, но ищет смысл. Искание смысла трудно, потому что непрерывно возникают миражи и не так-то просто рассеиваются. Свободный человек стоит на своём, потому что не может отречься от истины, но ведь и миражи прикидываются истиной. Свобода в руки не идёт, она достигается внутренней борьбой, преодолением себя и мира, постоянным вниманием и болью. И всё же даже неполная доля свободы резко выделяет свободного человека из толпы. У него прямая походка и глубокое сознание греховности, почти полностью утраченное сегодняшней толпой. Свободный человек не прельщается толпой на площади. Он не играет роли, а живёт. Жить ему трудно, но зато он свободен.

Несчастье своевольца (и своевольного общества) в разрыве между «хочу» (цель) и «могу». Когда своеволец не может добиться цели, он впадает в неистовство. Цель у своевольца бывает любая — женщина, богатство, перестройка общества по задуманному плану, что угодно… С перестройкой общества дело обстоит совсем туго, потому что, исторически развившееся, оно имеет тенденцию жить по собственным законам и с трудом поддаётся насильственному реформированию. В самом начале эпохи Мандельштам заметил «огромный, неуклюжий, скрипучий поворот руля», но первый поворот был сделан на огромном подъёме, в дни народной революции, когда человеческие толпы действительно верили в рулевого и помогали ему изо всех сил. Руль хоть и скрипел, но всё же поворачивал корпус корабля, который был переведён на неизведанный курс и дальше поплыл по инерции. Куда ведёт этот наш путь? Кто знает… Дело, во всяком случае, далеко не только в экономическом переустройстве, хотя это было и продолжает быть скрипучим делом. Гораздо существеннее, по-моему, отношения между людьми внутри страны и позиция целого по отношению ко всему миру. Страна выпала из того мира, к которому она принадлежала и с которым совершила весь исторический путь. Она потеряла связь с прошлым, движется к неизвестному будущему и непрерывно отдаляется от цели, поставленной по воле людей, поверивших в свою способность провидеть будущее. Мандельштам подозревал в самом начале плавания, что «десяти небес нам стоила земля». Знал ли он, что мы потеряем не только небеса, но и землю? Может, и предчувствовал нечто подобное. Ведь не случайно сказано в этом стихотворении: «В ком сердце есть, тот должен слышать, время, как твой корабль ко дну идёт».

Своеволец, услыхав от женщины «нет», способен пустить себе пулю в лоб, человек, стремящийся к богатству, пускает по ветру всё, что у него есть, надеясь выиграть в карточной или биржевой игре. Иногда он становится блатарём и вскрывает банковский сейф, расплачиваясь за это тюрьмой. Своеволец уничтожает всё и всех, кто ему мешает, и прежде всего самого себя. Разрушение и самоуничтожение — неизбежные следствия своеволия.

Своеволец, теряя чувство реальности, непрерывно взвинчивает себя мыслью, что ему всё доступно и он всё может. Своевольный человек и своевольное общество не только не желают считаться с реальностью, но действительно не видят её. В уме они переделывают её на свой лад и не способны поверить, что она иная.

История первой половины двадцатого века, прочтённая как разгул своеволия, отказавшегося, как ему положено, от всех ценностей, накопленных человечеством, является прямым следствием гуманизма и «демократии», потерявших религиозную основу. Таков процесс, длившийся веками и пришедший к логическому завершению в нашу эпоху.

Дар нашего времени — снисходительность к себе, отсутствие критериев и не покидавшая никого жажда счастья. Мне кажется, ни одна эпоха не дала такого пафоса самоутверждения и своеволия, как наша. Это болезнь времени, и она ещё в полном разгаре.

Своеволие как качество личности – склонность выставлять на первый план свои прихоти, намерения, идеи, в то же время, презирая или сопротивляясь не согласующимся с ними желаниям, намерениям, идеям других.

Человек захотел жить по воле Божией и вознамерился бросить пить. «А как жить по воле Божией? – подумал он. — Начну бросать монетку! Если выпадет орел, значит, выпью, а если выпадет решка, — не пью!» Кинул монетку, выпала решка. Кинул еще раз, снова решка. «Ну-ка, последний раз проверю!» – сказал он, кинул монетку, – и опять решка! «Ах, вот как! – рассердился этот человек. — Тогда все равно выпью!»

Своеволие – уродливое порождение эгоизма, самомнения, самовлюбленности или эгоцентризма. Сделав из себя центр Вселенной, оно презрительно заявляет: «Пошли все к чертям! Мы сами с усами – всё сделаем сами. Я само знаю, как и что». Раздутое эго своеволия, занятое только самим собой, ожесточенно сражается с любым инакомыслием. В своем эгоистическом пренебрежении своеволие отгородилось от внешнего мира неприступными стенами. Не доверяя никому, оно полностью перекрыло доступ к своему разуму новых идей и убеждений. Иными словами, своеволие – это перекрытый разум.

Своеволие, зачастую, рождается в детской и проявляется через прихоти ребенка и произвол. Маленький человек делает всё вразрез, наперекор требованиям и советам воспитателей. Своеволие, как правило, становится следствием развивающейся самостоятельности, волевых качеств, стремления самоутвердиться, идентифицироваться в группе, стать взрослым. Иногда корнями своеволия становятся протестные настроения ребенка в ответ на неправильное воспитание и несправедливости старших по отношению к нему. Своеволие растет, как на дрожжах, когда родители потакают прихотям ребенка, вскармливают его эгоизм, предъявляют к нему непоследовательные требования. «Встав на ноги», окрепнув, своеволие уже становится следствием ненависти, с растущими из нее жестокосердием и жестокостью.

Своеволие – это отсутствие логичности и присутствие необоснованности. Отсутствие логичности – это недостаток последовательности, закономерности и разумности. Необоснованность – это неподтвержденность фактами и серьезными доводами, неубедительность. Когда человек становится рабом своих желаний и страстей, он пренебрегает здравым смыслом, очевидностью ситуации, интуицией.

Красноречивым примером своевольной личности являются алкоголики, последними видящими свои проблемы. Психиатры, активно работавшие с алкоголиками, пишут: «Внутренне, в душе, алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, есть (и должен быть) хозяином своей судьбы. Он будет драться до конца, чтобы сохранить эту позицию». Алкоголик, опираясь на эгоцентризм и самодовольство, верит, что он в любой момент способен остановиться. Попав в запой и видя, что самостоятельно выйти из него не может, алкоголик сдается на милость врачей, но когда опасность жизни миновала, он с большой долей сопротивления встречает слова врача. Тут же возникает «китайская стена» сопротивления.

Своеволие может быть активным и пассивным. Активное своеволие проявляется открыто посредством агрессивности к инакомыслящему человеку. Человек не может или не хочет контролировать себя. В ход идут оскорбления, угрозы и «физические замечания». Например, терроризм – это активное своеволие. Своевольный Фридрих Великий говорил: «Мы с моим народом пришли к соглашению: они будут говорить, что пожелают, а я буду делать, что пожелаю».

Пассивное своеволие проявляется в замаскированных, трусливых формах. Оно делает недовольную гримасу (надувает губы), саботирует, откладывает выражение своего несогласия со дня на день, мешкает с этим, недобросовестно исполняет свои обязанности, постоянно отрицает свои истинные чувства. Пассивное своеволие играет во множество игр. Например, в игре «Непрямое убийство» инакомыслящий оппонент уничтожается посредством сплетен, злословия, критики, клеветы и перефразирования. В игре «Неделание» своеволие публично слушает, кивает и соглашается с оппонентом. Тот уверен, что с его мнением согласились и не подозревает, что перед ним разыгрывался спектакль притворства – никто и не собирался применять его точку зрения в реалиях. В игре «Интеллектуализирование” своеволие пытается поставить оппонентов в затруднительное положение, задавая бесконечную серию гипотетических и безответных вопросов, которые никак не связаны с реальностью. В игре «Выискивание недостатков” своеволие пытается обратить чье-либо внимание, указав на пороки оппонента, исключив возможность взглянуть на его идеи.

Своеволие импульсивно, безответственно, недисциплинированно, нереалистично и неблагоразумно. Не получив немедленного удовлетворения своего желания, оно мгновенно раздражается. Будучи врагом авторитетности, оно, в то же время, позиционирует себя с лучшей стороны для реализации своих корыстных целей. Где своеволие, там обиженность, гневливость, ложь и обвинения других. Поэтому в православии своеволие является одним из четырех главных, соборных пороков, которые неотделимы от него – гордыня, злолюбие и сластолюбие. Блез Паскаль писал: «Наше своеволие таково, что добейся оно всего на свете, ему и этого будет мало».

Своеволие создает у человека иллюзию собственной исключительности, необычности. Ища тому подтверждение, своевольный человек всё больше и больше отдаляется и отчуждается от окружающих. Поэтому он не имеет вообще или имеет крайне ограниченное число близких людей. Водя хороводы с самостью, своеволие объясняет себе свою неповторимость особой одаренностью, талантливостью и даже гениальностью. Обыденные дела кажутся своеволию недостойными, чтобы в них ковыряться. Своевольный человек может посредством притворства подчиниться чужой воле, но внутренне он всегда будет протестовать и при первом удобном случае сделает всё по-своему. Шекспир писал: «Для своевольных людей те беды, что они сами себе приносят, служить должны учителями». Должны, но своеволие не учится на собственных ошибках, всякий раз наступая на всем известные грабли.

Джон Темплтон в книге «Всемирные законы жизни» пишет: «Когда мы стремимся во всем утвердить свою волю, мы можем помешать потоку добра, стремящегося попасть в нашу жизнь, как завал бревен останавливает сплав. Что происходит, если мы упорствуем в своем своеволии? Как сплавщик, применяющий динамит, чтобы избавиться от завала, жизнь устроит нам такое событие, которое снесет нас с места, на котором мы застряли. Результаты часто бывают весьма болезненными и разрушительными. Чем больше мы противимся потоку жизни, тем больше становится вероятность какого-то неприятного происшествия. Чем больше бревен окажется в заторе, тем большее количество динамита понадобится применить для его устранения».

Амбициозный своеволец ставит перед собой и другими явно невыполнимые задачи. Между его «хочу» и «могу» – гигантская пропасть. Не добиваясь цели, он впадает в ярость. Н. Мандельштам пишет: «Цель у своевольца бывает любая — женщина, богатство, перестройка общества по задуманному плану, что угодно… Своеволец, услыхав от женщины «нет», способен пустить себе пулю в лоб, человек, стремящийся к богатству, пускает по ветру всё, что у него есть, надеясь выиграть в карточной или биржевой игре. Иногда он становится блатарём и вскрывает банковский сейф, расплачиваясь за это тюрьмой. Своеволец уничтожает всё и всех, кто ему мешает, и прежде всего самого себя. Разрушение и самоуничтожение — неизбежные следствия своеволия».

В процессе восстановления после прекращения употребления психоактивных веществ (наркотики либо алкоголь) химически зависимый человек сталкивается с неприемлемой для его неокрепшего сознания реальностью. Жизненный опыт, приобретенный в процессе употребления, выработанное временем искаженное мышление, навязывает человеку свои старые принципы в решении проблем: — «Поступить надо старым проверенным способом, так как это проще и легче», или » То, что мне сейчас нужно сделать, в принципе может и подождать до завтра, а сегодня я отвлекусь от важных дел, ведь я на правильном пути».

Эти сбои происходят потому, что у зависимого еще не выработан достаточный опыт, чтобы комфортно и сбалансировано вести здоровый образ жизни. Пациент легко поддается стрессовым ситуациям, мозг направляет его тело на легкий путь, который, к сожалению, приводил и приведет человека к употреблению, так как процесс мышления еще не переформирован и не адаптирован к трезвой жизни. И здесь нам важно понять, что только планомерная и последовательная работа с химически зависимым человеком принесет ожидаемые плоды, работа которую в первую очередь должен делать человек со своим сознанием.

Если в процессе реабилитации, а именно в моменты принятия решений «Как поступить мне здесь», «Что сделать в первую очередь» и.т.д. человек забывает, что он зависимый, забывает что теперь ему выгоднее для своего здоровья не использовать старый опыт, который основан на разрушительных манипулятивных действиях оправданных своим трезвым состоянием сейчас, он идет старым путем — это и есть своеволие итог которого возвращение к употреблению химических веществ. Поддерживать трезвость нелегко и существуют моменты, на которые нужно обратить особое внимание, выделить их для себя, следовать им безоговорочно.

В процессе формирования алкогольной или наркотической зависимости человек длительное время пребывает в состоянии иллюзорного восприятия окружающего мира, его жизнь контролирует наркотик или алкоголь (химическое вещество). Поэтому в трезвом состоянии реальная действительность постигается с трудом, здравое мышление начинает развиваться только путем работы над собой и очень часто зависимый человек не выдерживает, сбивается с пути выздоровления, позволяет себе не бороться, а защищаться от кажущихся тяжелых жизненных факторов, своевольно и самоуверенно думая обойти проблему, а не решить ее.

На основании многократных исследований выявлен тот факт, что причиной наркомании и алкоголизма является духовное заболевание – гордыня, а одной из форм ее проявления считают своеволие. Все зависимые люди своевольны. Своеволие не позволяет им воспринимать чужие идеи или убеждения, не позволяет допускать контроля со стороны. Алкоголик или наркоман твердо убежден, что только он хозяин своей судьбы и со скрытой враждебностью относится к процессу реабилитации и ресоциализации.

Своеволие упрямо держит человека в неведении, навязывая принцип «закрытого мышления» и воздвигая барьер к восприятию любой полезной информации. Такой человек считает свою волю самой сильной и могущественной, а любые убеждения со стороны отрицает, даже не попробовав их исследовать и применить на практике.

На первый взгляд своевольный человек может вынужденно подчиняться обстоятельствам, следовать обычному течению жизни, но как только удается какая-либо возможность, он сразу поступает по-своему, так как внутренне со многим не согласен.

Своеволие – это сопротивление или презрение любых идей, не соответствующих своим собственным. Чем же чревато своеволие для химически зависимого человека, и какие последствия несет эта негативная черта характера?

Изначально самой природой заложено, что человеку свойственно расти и развиваться и для этого он должен открываться навстречу новым идеям и благотворному влиянию со стороны. Если этого не происходит, то без нужной подпитки любой источник иссякает и человеческая личность истощается. Духовный, умственный и эмоциональный голод наступает и тогда, когда человек отвергая новые идеи, изолирует себя от интересных и думающих людей. В одиночестве же человек испытывает неимоверную боль от своих неудач и разочарований. Созданный человеком непроницаемый замкнутый круг, изолирует его от общества и впоследствии ведет к поражению и краху.

Но не лучше ли перенаправить свою энергию с бесполезного своеволия, мешающего ощутить все ценности жизни, на вовлечение себя в программу реабилитации, открытое общение и саморазвитие. Ведь гибкий, общительный и уступчивый человек по-настоящему жив и способен совершать гораздо больше полезных поступков, чем находясь в оковах своеволия и гордыни!

Вспомните, как Вы говорили лежа в кровати с абстинентным синдромом «Господи избавь меня поскорей от этой боли», возможно, обещали взамен исправиться и возможно клялись в этом. Честно обращаясь к своим чувствам, понаблюдайте внутри себя за гордыней и своеволием, ощутите тот ущерб, которые они вам нанесли. Научившись говорить «нет» эгоцентричным требованиям своего ЭГО, вы откроетесь новым или давно забытым позитивным мыслям и чувствам, обретете гармонию и спокойствие! Ведь это лучше чем приближать себя к трагичному концу.

Человек не может победить врага в одиночку! Откройтесь тому новому и хорошему, что давно стучится в двери вашей души, и вы сделаете для себя массу приятных открытий!

LiveInternetLiveInternet

РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕВОЛИЯ
1. Неудачи, провал. Любой человек с химической зависимостью или нет, который закрывает свой ум любым или всем идеям, кроме своих собст¬венных и сопротивляется всем влияниям из вне, будет неудачником. Люди должны расти и изменяться, и чтобы это происходило, они должны быть открытыми внешним влияниям и новым идеям. Пруд, который не подпитывается свежей водой, умрет или высохнет. Также и человек, который не подпитывается новыми идеями, иссякнет, истощится.
2. Отчуждение. Человек, который отклоняет, отвергает идеи и помощь других в этом процессе, также отвергает и их самих. Результат: одиночество и изоляция. Отделение от других приносит умственный, эмоциональный и духовный голод.
3. Боль. Такие люди испытывают сильную боль, потому что они настаивают на жизни с абсурдными принципами. Они испытывают боль от неудач, от одиночества, от духовного голода.
4. Поражение, крушение. Такие люди будут окончательно падать (терпеть неудачу) еще прежде, чем произойдет сражение.
Они и никто другой будут уничтожать самих себя. Их собственное поведение будет причиной их падения и того, что они будут побеждены, Это особенно правдиво для химически зависимых людей. Раньше или позже их злоупотребление приведет их в совершенное и окончательное поражение.
Суммируя все это, давайте обратимся к словам из книги Дао, собрания древних и уважаемых китайских духовных учений:
 Живой человек (живущий) — уступчивый и податливый. Мертвый человек — жесткий и застывший, неподвижный» Следовательно, негибкое и неуступчивое поведение — часть умирания, а быть гибким и уступчи¬вым — это часть жизни.
 О чем это нам говорит? Что когда мы гибки и открыты жизни, мы действительно живые, мы действительно живем. Но когда мы не гибки и с закрытым умом, мы медленно умираем.
 Подумайте об этом, о правде этого и о том, что вся жизнь ваша может за-висеть от этого. Если честно, вы своевольный, не гибкий, не уступчивый, а следовательно, умирающий?
Можете вы, или просто, хотите вы стать гибким, с открытым мы¬шлением и живым? Если да, то у нас есть хорошие новости для вас: лекарство, которое откроет вам ум и уменьшит своеволие, которое убивает вас.

Что такое самость — первородный грех?

Свт.Феофан Затворник об этом говорит так: «Самость корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться как не на себе? и останавливается. Вот и самость… Смирение корень всего доброго, ибо все доброе от Бога; а Он гордым противится, смиренным же дает Благодать» («Собрание писем», т.8, п.1465).
Самость это и есть первородный грех. Само-угодие, т.е. угождение самости – есть корень всякого греха.
Если всякий грех, страсть раскопать до основания, то и увидим, что в основании их всех лежит самость, первородный грех.
Что такое страсть? – Это неоднократные проявления первородного греха, т.е. самости, – в желании, чувстве, мысли, и самим делом, – перешедшие в навык, привычку. В том же тщеславии ищется само-услаждение, т.е. угождение своей самости. И какую страсть или грех не возьми, в них все время ищется именно угождение своей самости.
Что такое самость, первородный грех? – Это движение духа человеческого не в согласии с волей Божией. В любом грехе или страсти и лежит движение духа человеческого не в согласии с волей Божией. Вот и получается, что в основании всякого греха и страсти лежит дух самости.
Иногда Св.Отцы самость называют гордостью. А иногда гордость показывают в определенных оттенках, отличных от других страстей. К примеру, о сладострастии или чревоугодии мы не скажем, что это гордость. Но мы можем сказать, что в основании этих страстей лежит самость, т.к. через посредство их ищется само-услаждение. То есть, угождение своей самости, через посредство усладительного чувства, ощущения.
Или к примеру, чувства надмения, презрения, приносят удовлетворение гордому духу. Здесь образуется более тонкое чувство само-услаждения, которое опять ищет угождение своей самости.
Вот почему и говорится, что корень всякого греха есть само-угодие, т.е. искание угождения своей самости, первородному греху.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *