Биография Рахманинова

Рахманинов Сергей Васильевич (1873 – 1943) – русский композитор, дирижер, пианист, представитель направления символизм в музыке. Объединил в своем творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ

Детство и образование

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в имении Онег (по другим данным – в имении Семеново) Новгородской губернии в дворянской семье. Будущий композитор с ранних лет увлекался музыкой, уже в 5 лет играл на фортепьяно под руководством А. Орнатской.

В 1882 году девятилетний Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. С 1885 года обучается сначала на младшем (в классе Н. Зверева), а затем на старшем отделении Московской консерватории у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского.

Краткая биография Рахманинова была бы неполной без упоминания, что в годы обучения, музыкант создал ряд знаковых произведений, в том числе 1-й фортепианный концерт (1891). В 1893 году Сергей Васильевич окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции с золотой медалью.

Становление музыканта

После окончания консерватории, Рахманинов занимался преподавательской деятельностью. В 1897 году дирижировал в Московской русской частной опере, где познакомился с Фёдором Шаляпиным.

Еще с учебы в консерватории Сергей Васильевич приобрел известность как талантливый музыкант, однако его популярность была прервана после неудачной премьеры 1-й симфонии. Острая критика Цезаря Кюи, Н. Римского-Корсакова стала причиной глубокой депрессии, Рахманинова, биография которого до этого не знала творческих кризисов. Почти три года композитор практически ничего не создавал.

В 1901 году Рахманинов завершил свой 2-й фортепианный концерт. С 1904 года работал дирижером в Большом театре. С 1906 года Сергей Васильевич путешествует по миру, посещает Италию, Германию, Америку, Канаду. В 1909 году создает 3-й фортепианный концерт.

Жизнь и творчество за границей

Недолго пробыв в России, в конце 1917 года Рахманинов снова отправился на гастроли в Европу – сначала в Швецию, а затем в Данию, откуда на родину уже не вернулся. В 1918 году в Копенгагене композитор сыграл свой 2-й фортепианный концерт.

В конце 1918 года Сергей Васильевич уезжает в США. Несмотря на бурную концертную деятельность, в это время он практически не создавал ничего нового. Только в 1926 – 1927 годах появились 4-й фортепианный концерт и ряд небольших произведений. В 1941 году Рахманинов закончил свое величайшее произведение – «Симфонические танцы».

Скончался Рахманинов Сергей Васильевич 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз в США. Похоронили великого композитора на кладбище Кенсико.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография Рахманинова по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Рахманинова.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Творчество Рахманинова принято относить к «серебряному веку» русского искусства, оно насыщено сложной символикой, в том числе христианскими мотивами.
  • Рахманинов родился в музыкальной семье. Его дед, Аркадий Александрович, был пианистом, сочинял фортепианные пьесы, романсы.
  • В 13 лет Рахманинов познакомился с Петром Чайковским, ставшим для юноши наставником.
  • Дипломной работой музыканта в Московской консерватории стала его первая опера – «Алеко», созданная по поэме Александра Пушкина «Цыганы».
  • В 1902 году Рахманинов обвенчался с Натальей Александровной Сатиной, родственницей по отцу. У них было две дочери.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Рахманинова

Тест по биографии

Интересный тест по краткой биографии Рахманинова:

Оценка по биографии

Доклад на тему Сергей Рахманинов (4, 5, 6 класс)

Сергей Рахманинов – один из известнейших российских композиторов 19 и 20 веков, основатель первых композиторских школ в России.

Сергей Васильевич Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 г. в маленьком селе, близ Великого Новгорода. Всё детство будущего композитору прошло в отцовском имении Онег. Его родители были потомственными дворянами. Любовь к музыке мальчику привила мать, которая отлично играла на пианино. Она изучала вместе с сыном нотную грамоту. Вскоре для Рахманинова была нанята учительница. В 1882 г. Сергей отправился на обучение в столичную консерваторию. Но окончить её юному музыканту так и не удалось. Его выгнали за необразцовое поведение и частые прогулы. Родители отправили его в Московский пансион, где работники строго следили за учениками. Рахманинов играл на музыкальных инструментах по 7 ч. в день, а вечером вместе с классом посещал московские театры.

В 1888 г. Сергей покидает пансион и остаётся жить у родственников в Москве. Он поступает в консерваторию и оканчивает её с отличием. Там он написал свою первую оперу “Алеко”, которую использовал в качестве дипломной работы. После выпуска будущий композитор начинает преподавать в ВУЗ’ах для женщин. Спустя несколько лет он сменил род деятельности и стал дирижёром. Вскоре он стал организовывать собственные театральные и оперные постановки. На этой должности Рахманинов проработал вплоть до прихода большевиков к власти. Самыми знаковыми его произведениями того периода считается опусы “Второй фортепианный концерт”, “Остров мёртвых” и “Симфония № 2”.

После Октябрьской революции Сергей уехал из России в Стокгольм. Там он давал концерты и ставил спектакли. Новый режим был ненавистен композитору, поэтому он решил остаться в Европе. Для заработка на жизнь ему пришлось стать уличным музыкантом. Но вскоре Рахманинову удалось пробиться на большую сцену. Финансовое положение музыканта налаживалось. Скопив достаточно денег, Сергей переезжает в США. Там он продолжает давать концерты. Параллельно с этим Рахманинов пишет произведения “Симфония № 3”, “Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром”. Все эти шедевры считаются образцами мировой классической музыки. Их до сих пор изучают в музыкальных академиях и университетах.

Стресс во время эмиграции сказался на здоровье композитора. Он много курил, что вызвало онкологию. От рака лёгких Сергей Рахманинов скончался 28 марта 1943 г. в Калифорнии.

Картинка к сообщению Рахманинов Сергей Васильевич

Популярные сегодня темы

  • Вельможи в древнем Египте

    Вельможи и состоятельные люди древнего Египта находились на самом верху социальных слоев. Их жизнь была тесно связана с царями и фараонами. Египтяне боготворили царей

  • Христофор Колумб

    Христофор Колумб родился в 1451 году. Христофор был старшим ребёнком. Семья его была не богатой. Его отец работал на пастбищах, виноградниках, а также торговал вином и сыром.

  • Шаляпин

    Ф.И. Шаляпин – знаменитый русский оперный певец прошлого века, обладавший высоким басом. Он отличался яркими вокальными данными, прирождённой музыкальностью и необыкновенным актёрским

  • Каучук

    Каучук – это тугой, но податливый и эластичный материал. Получают его из млечного сока тропических растений. Известно об этом веществе стало во время географических открытий Колумба

  • Мышцы

    Мышцы – неотъемлемая часть человеческого организма. Без них наше существование будет представляться абсолютно невозможным. Наши мускулы отвечают, практически, за все действия опорно-двигатель

  • Анубис Древнеегипетский Бог

    По оценкам многих учёных пантеон древнеегипетских божеств насчитывал более 5 тысяч. Древние египтяне не скупились на количество богов, буквально каждое явление было связано с тем или иным бож

Сергей Рахманинов

Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве.

Краткую биографию Сергея Рахманинова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Рахманинова

Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.

Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев.

Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью. В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.

В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.

В 1931 году семья Рахманиновых покупает участок на берегу озера в Швейцарии, и вскоре там появляется вилла «Сенар». Именно тут он и создает свои знаковые сочинения – Рапсодию на тему Паганини и Третью симфонию. Симфонические танцы композитор написал в 1940 году и это стало его последним произведением.

28 марта 1943 года тяжелобольной Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз.

Интересные факты из жизни Рахманинова

  • У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из-за композиции. Оба очень тяжело переживали это, а помириться музыканты смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.
  • В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога, так как А. Зилоти ушел из консерватории, а его ученик не захотел менять наставника. В результате ему пришлось самостоятельно подготовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.
  • Так как Рахманинов окончил сразу два факультета с отличием, то ему была вручена Большая золотая медаль.
  • Когда шли репетиции первой оперы «Алеко», к начинающему композитору подошел П.И. Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим новым спектаклем «Иоланта», если тот не возражает. От счастья и восторга Рахманинов даже не смог вымолвить и слова.
  • Из биографии Рахманинова мы знаем, что в 1903 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Из-за этого музыканту даже пришлось простить «Высочайшего разрешения» на брак.

  • Композитор признавался, что провал первой симфонии огорчил его не из-за негативных отзывов, а из-за того, что ему и самому не понравилось сочинение уже на первой репетиции, но он не стал ничего исправлять.
  • Несмотря на то что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины.
  • Вилла «Сенар» получила название по первым слогам имен Сергея Васильевича и его супруги Натальи Рахманиновой. Это место стало особенным для композитора, он даже специально привез туда русские березы, а само имение создал в национальном стиле.
  • Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это и даже один из гонораров за свое выступление (сумма составляла около 4 тыс. долларов) он передал для поддержки советской армии. Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.
  • Необычайный талант Рахманинова передался ему от деда Аркадия Александровича, который был не только превосходным пианистом, но и сочинял небольшие фортепианные произведения.
  • С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.
  • Выступал Рахманинов и в качестве дирижера, причем все его постановки («Князь Игорь» Бородина, «Русалка» Даргомыжского и др.) стали эталоном.
  • Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.
  • На деньги, переданные Рахманиновым на Родину во время Великой Отечественной войны, был построен самолет для армии.
  • Композитор очень хотел еще раз посетить свою родную страну, сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако, его не пустили.
  • На любимом инструменте Рахманинов занимался ежедневно, вплоть до конца своей жизни.
  • Сергей Васильевич не очень любил внимание репортеров, фотографов и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.
  • Мало кто знает из любителей музыки, но мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион, была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова. Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но вскоре ему пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро. Более того, он даже вынужден был указать имя Рахманинова, как настоящего автора песни.
  • Биография Рахманинова гласит, что юный композитор был очень влюбчивым, и у него часто вспыхивали сильные чувства к девушкам. Так, одним из его увлечений стала Вера Скалон, с которой он познакомился в 17 лет. Именно этой девушке он посвятил несколько своих произведений: «В молчанье ночи тайной», 2 часть Первого фортепианного концерта. А называл свою возлюбленную Рахманинов Верочка или «Моя Психопатушка». Интересно, что практически одновременно он влюбляется в жену своего приятеля Анну Лодыженскую и также сочиняет для нее романсы.
  • Мало кто знает, но при жизни Рахманинов запатентовал специально приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением.

   

Творчество Рахманинова

Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова – это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной, протяжной мелодии.

Необычные привычки и высказывания истинного музыканта

  • Очень часто композитор отмечал, что он всего лишь на 85 процентов музыкант. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.
  • Сергей Васильевич очень тяжело переживал провал своих произведений, но удачное исполнение тоже могло вызвать в нем творческие сомнения. Однажды после успешного выступления он вынужден был запереться в гримерке, чтобы никого не видеть. Когда же маэстро открыл дверь, то сразу же попросил, чтобы ему ничего не говорили о концерте, так как он не музыкант, а сапожник.
  • Несмотря на большие гонорары за свои выступления, Рахманинов предпочитал одеваться достаточно скромно, что подмечали многие журналисты того времени. Но это ничуть не мешало ему держать в своем гараже последние модели дорогостоящих автомобилей.
  • Рахманинов всегда бережно относился к своим рукам, многие современники отмечали, что они у него были очень красивые. Даже кнопки на его ботинках перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил пальцы.
  • Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.

Фильмы о Рахманинове

Личность знаменитого музыканта всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Рахманинова сняли достаточное количество картин, которые рассказывают о жизни композитора.

В фильме «Поэма о крыльях» (1980), режиссера Даниила Храбровицкого, рассказывается о советской авиации, тем не менее в картине довольно часто появляется фигура Сергея Рахманинова, которого сыграл Олег Ефремов.

В 1992 году студия Центрнаучфильм выпустила ленту «Портрет Рахманинова» в двух частях. Режиссер фильма – А. Косачев.

Фильм «Сергей Рахманинов. Две жизни» можно называть первой кинолентой, посвященной композитору, которая охватила весь жизненный путь музыканта. Примечательно, что внук талантливого исполнителя Александр Рахманинов принимал непосредственное участие при создании картины. В фильме показано две жизни Сергея Васильевича – на Родине и в США. Особенно интересна эта картина тем, что в ней есть редкие материалы и сведения, которые удалось получить из личных бесед с родными и близкими Рахманинова. Очень точно рассказывается о его зарубежной жизни и творческом пути.

В 2003 году Андрей Кончаловский снял документальный фильм «Сергей Рахманинов», который вошел в цикл «Гении». Картина знакомит публику с редкими кадрами из жизни известного музыканта. Сам Кончаловский признавался, что это его любимый композитор, наделенный сильным, настоящим русским характером.

В 2007 году вышел фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», который был приурочен к 135-летию музыканта. В первую очередь это художественный фильм, где очень тесно взаимодействуют реальные факты и вымысел сценариста. Даже в самом конце ленты есть пометка о том, что события являются художественным вымыслом, впрочем, как и сам главный герой. Тем не менее эта кинолента заслуживает внимания всех любителей и почитателей таланта Рахманинова. Уже с первой минуты зрители погружаются в мир музыки, оказываясь на концерте маэстро в Карнеги-Холле. Великолепная игра актеров (Евгений Цыганов, Виктория Толстоганова), а также знаменитые композиции Сергея Васильевича мгновенно перенесут всех зрителей в то время, заставляя глубоко переживать все моменты личной жизни вместе с главным героем картины.

В 2012 году телеканал «Культура» представил фильм о Сергее Васильевиче из цикла «Партитуры не горят». Артем Варгафтик в своей авторской программе затронул старинную испанскую тему «Фолии», на которую Рахманинов сочинил свои известные Вариации.

Фильмы, в которых звучит музыка Рахманинова

Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. Мы приведем лишь некоторый список самых популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора.

Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «русского гения».

9 лучших произведений Рахманинова Сергея Васильевича

Обновлено: 30.01.2020 17:19:45 Эксперт: Елизавета Рабинович

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Великий композитор был страстно верен традициям русской музыки. При этом он сумел внести в нее нечто новое, создав неисчерпаемую силу для развития и обогащения русских музыкальных традиций. Почти полувековой творческий период Рахманинова пережил настоящую эволюцию. Но, несмотря на изменения творческого облика композитора, сохранилось его цельность, узнаваемость. Среди простых слушателей Рахманинов был популярен благодаря страстной, невероятно захватывающей лирике, правдивости и поэтичности музыкального выражения. Вашему вниманию самые известные произведения именитого классика.

Гений русской классики: лучшие произведения Рахманинова

Номинация место Произведение рейтинг
Обзор лучших произведений Рахманинова 1 Опера «Алеко» 4.2
2 Поэма «Колокола» 4.3
3 Фортепианный концерт №2 4.4
4 Рапсодия на тему Паганини 4.5
5 Сюита «Симфонические танцы» 4.6
6 Опера «Скупой рыцарь» 4.7
7 Опера «Франческа ди Римини» 4.8
8 «Вокализ», соч. 34 №13, для голоса в сопровождении фортепиано 4.9
9 Фортепианный концерт №3 5.0

Опера «Алеко»

В Малом зале столичной консерватории есть доски с именами выпускников, окончивших высшее музыкальное заведение с золотой медалью. В их числе и Сергей Рахманинов, окончивший консерваторию с отличием в качестве композитора. Его дипломной работой и стала опера «Алеко», основанная на пушкинской поэме «Цыгане».

Одноактная лирико-психологическая опера была написана Рахманиновым просто блестяще. Это юношеское произведение (молодому композитору было в ту пору 19 лет) заслужило восхищенное внимание Чайковского, который всячески содействовал постановке оперы и даже попросил у Рахманинова разрешения показывать «Алеко» вместе с собственной оперой «Иоланта».

Рахманинов был невероятно увлечен своей дипломной работой и создал ее за рекордно короткий срок – всего 17 дней. Это свидетельствовало о страстной поглощенности творчеством и недюжинном таланте молодого человека. Либретто для «Алеко» написал знаменитый театральный деятель Немирович-Данченко.

Эталонным исполнением главной партии в опере – роли Алеко – считается друг Рахманинова, легендарный русский бас Шаляпин. Любопытно, что его первое воплощение в этом произведении было довольно странным: он загримировался под Пушкина. Дело в том, что первое представление оперы «Алеко» пришлось на 100-летний юбилей со дня рождения великого русского поэта, драматурга и прозаика, а сам Шаляпин отождествлял Пушкина с Алеко.

Премьера оперы состоялась в апреле 1893 года на сцене Большого театра в Москве. Спектакль прошел очень успешно. Присутствовавший на премьере Чайковский аплодировал так, что чуть не выпал из ложи.

Следует учитывать, что в либретто пушкинская поэма сильно сокращена: был оставлен лишь момент мучительной ревности и трагическая развязка. Действие оперы начинается очень активно, моментально вводя в напряженную ситуацию. Тем не менее либреттист сумел ухватить основную мысль поэмы: приведшее к конфликту столкновение далеких от цивилизации цыган и гордого, одинокого Алеко, бежавшего из «неволи душных городов» и страстно мечтающего обрести покой под покровом кочевников. Алеко был проклят своим обществом и цыганам он также приносит несчастье, за что они его отвергают и он снова одинок.

Поэма «Колокола»

Уникальное произведение, и, безусловно, одно из самых известных в творчестве композитора было написано в тот период, когда Рахманинов только делал наброски совсем другой музыкальной работы. Но летом 1912 года он получил анонимное письмо, в котором говорилось о том, как идеально подходит для написания музыки стихотворение Эдгара По «Колокола» в переводе Бальмонта и, соответственно, прилагался его текст.

Стихотворение действительно заинтересовало композитора, и он сразу же принялся за работу, причем трудился, по воспоминаниям самого автора, «с лихорадочным жаром». Композиция впоследствии стала одной из самых любимых в «копилке» Рахманинова, что неудивительно, ведь его с детства завораживал колокольный звон. Имя автора письма стало известно только после смерти композитора. Им оказалась Мария Данилова – ученица виолончелиста Букиника.

Уже после выхода произведения Мариэтта Шагинян – советская писательница, с которой Рахманинов делился своей творческой жизнью, раскрыла странное посвящение поэмы. Оно было сделано уже некоторое время спустя после публикации: «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».

Дело в том, что Метнер – русский пианист, композитор довольно прохладно встретил выход поэмы Рахманинова. А спустя некоторое время, на репетиции концерта Бетховена между ним и дирижером Менгельбергом, возник конфликт, закончившийся отказом первого от участия в концерте. Это случай взбудоражил музыкальную общественность.

Поэма Эдгара По состоит из 4 частей. Такую же структуру имеет и музыкальное произведение: это четыре картины различного настроения, воссоздающие разные этапы человеческой жизни. Первые две посвящены звучанию бубенцов и свадебному колокольному звону – веселые, безмятежно счастливые. Остальные две возвещают о пожаре и похоронах – пронизаны страхом, печалью, трагичны. Поэма «Колокола» была написана для трех смешанного хора и трех солистов в сопровождении оркестра.

Фортепианный концерт №2

Именно со второго концерта для фортепиано Рахманинова начался новый век в музыке. Это произведение прозвучало словно могучий набат после 3-летнего перерыва, связанного с неудачей первого симфонической композиции, растоптанной в пыль критиками и не понятой музыкантами. Современники услышали в Фортепианном концерте №2 голос времени: его напряжение, ощущение перемен, мощь.

После этого концертный жанр для Рахманинова становится основным: в нем полно, гениально и невероятно масштабно воплощаются все идеи композитора. Для него наступает новый этап в жизни. Рассматриваемое произведение посвящено известному столичному невропатологу и гипнотизеру Далю, который помог композитору укрепить нервную систему и восстановиться после морального потрясения от неудачи.

Именно после создания Фортепианного концерта №2 Рахманинов был поставлен в один ряд с гигантами русской музыки. Все сомнения, искания, неумение определить свой путь остались далеко позади. Концерт стал одним из самых популярных произведений великого русского гения благодаря художественной красоте, выразительности и, безусловно, мастерски воплощенному настроению радостного подъема, возбуждающего предвкушения грядущих ярких перемен.

Характерные черты гармонии, инструментовки 2-го концерта для фортепиано становятся определяющими для крупного творческого периода Рахманинова. Кстати, во втором фортепианном впервые проявился невероятный тандем лирической мелодики с варианто-попевочным развитием. Две основные тенденции русской музыки невероятным образом слились воедино благодаря уникальному мелодическому дару автора.

Рапсодия на тему Паганини

Произведение относится к ряду работ, созданных в поздние годы творчества Рахманинова. Это – уникальное сочетание «старого» стиля, использованного композитором как наследие века 19-го, и «нового» стиля, ознаменовавшего собой появление джаза, эстрадных жанров и элементов кардинально новой музыки. Современные автору критики отмечали невероятную виртуозность и яркость рапсодии. Сегодня, когда споры о «старомодности» композитора канули в небытие, произведение видится в ином свете.

Сам Рахманинов, известный как «хранитель» традиционных музыкальных ценностей, говорил: «прежде чем отправиться в новый мир…приложите…усилия…чтобы близко познакомиться со старым…». Он считал, что там еще «осталось ещё много возможностей».

Для рапсодии, написанной в виде вариации, Рахманинов использовал тему легендарного 24-го каприса для скрипки Паганини. Эта тема символизирует эпоху романтизма, и откровенно может считаться своеобразным «двойником» гениального Паганини, чей талант так и остался загадкой для современников.

Но практически в самом начале Рапсодии появляется и другая тема, позаимствованная Рахманиновым из другого не менее известного произведения эпохи Средневековья – католического песнопения Dies Irae («День гнева»). Она имела для автора особый, очень личный смысл, который раскрывается на протяжении всего творчества гения.

Обе темы, проявляющиеся в рахманиновской Рапсодии, несут в себе смысл «старой» музыки и постепенно начинают путешествие по разным стилям и жанрам. 24 вариации как 24 элемента увлекательного путешествия, полного событий, имеющего необычный конец, трактуемый каждым слушателем по-своему.

Сюита «Симфонические танцы»

Произведение создавалось в очень трудный для композитора период: началась Вторая мировая, и Рахманинов с супругой уехали из любимой Франции в США буквально за несколько дней до этого, а их дочь осталась и связь с ней быстро прервалась. Больше не было никаких мировых гастролей и летнего отдыха на вилле, по давно сложившейся в семье традиции.

Одолеваемый тревожными мыслями о судьбе своей дочери и всей Европы, о туманном будущем, Рахманинов в удивительно короткий срок создает последнее в своем творчестве симфоническое сочинение, которое первоначально называлось «Фантастические танцы». В последнем оркестровом произведении автором заложены явно автобиографические нотки. Первоначальным вариантом сюиты предполагались условные названия для каждой части программы: I – «День», II – «Сумерки», III – «Полночь».

Здесь очевидно речь шла не о времени суток, а об этапах человеческой жизни, причем начальным считалась пиковая стадия развития индивидуума. Впоследствии композитор отказался от идеи давать программные объяснения, и названия были убраны. Рахманинов посвятил сюиту Филадельфийскому симфоническому оркестру и его дирижеру Юджину Орманди.

Основным образом первой части произведения является своеобразный марш-скерцо: он полон танцевальных ноток, имеет экспрессивную мелодию. Солирующий инструмент – саксофон, обладающий живым и теплым тембром. Вторая часть – яркий контраст на фоне первой: легкие флейтово-кларнетные пассажи и скрипичные соло постепенно сменяются вальсовой темой. В музыке появляются трепетные мотивы, сменяемые нотками тревоги и драматизма.

И, наконец, последняя часть – центр всего произведения, невероятно яркий, мощный и масштабный. Слушая ее, ощущается стремительное движение к мрачному, полному ужаса видению смерти. Постоянно сменяют друг друга различные эпизоды: лирические, ужасные, волевые и мужественные. Борьба разных сил приводит к победе мужественного начала.

Опера «Скупой рыцарь»

Эта камерная опера довольно необычна: здесь нет ни малейшего светлого луча, ни одного женского образа, лирического начала, вставных номеров. В «Скупом рыцаре» все подчинено только золоту и скупости, все звучит мрачно и зловеще. Это – яркая трагедия. В 1903 году молодой, но уже завоевавший популярность композитор начинает работу над новым произведением, решив взять за основу маленькую одноименную трагедию Пушкина. Рахманинов практически не вносил изменения в текст, только немного сократил, убрав имена некоторых персонажей и поменяв пунктуацию для создания нужной сценической интонации.

Создавая свое творение, композитор ставил перед собой главную задачу (как и Пушкин при написании поэмы) – «изображение… страстей и излияний души человеческой». Все остальное для него ушло на второй план. Именно поэтому характеристика времени и места действия очень пространна и лаконична.

Несмотря на великолепную подачу музыки и мощное исполнение, произведение редко ставится на сцене или звучит во фрагментах и тому две причины. Первая – отсутствие женских партий, вторая – отсутствие замкнутых арий или ансамблей, которые можно было бы исполнять отдельно.

Работа над произведением шла быстро и менее чем через полгода композитор заканчивает оперу. Однако до постановки проходит еще пару лет, пока Рахманинов не завершает другую оперу – «Франческа ди Римини». В начале 1906 года он презентует завершенное произведение группе музыкантов на традиционной встрече у главы композиторской школы Петербурга – Римского-Корсакова. Вокальные партии тогда исполнил друг композитора – Федор Шаляпин.

Как вспоминал позднее сам Римский-Корсаков о своих впечатлениях после прослушивания оперы: «Музыка оперы очень талантлива…но…главное внимание композитора — в оркестре, а вокальная партия как бы приспособлена к нему». Премьера оперы «Скупой рыцарь» состоялась на сцене Большого в Москве. Сам Рахманинов надеялся на участие в спектакле друга Шаляпина, но тот прямо высказал свое мнение о том, что опера не на одном уровне с поэмой Пушкина. После этого отношения между ними постепенно охладели.

В первый сезон оперу давали лишь 4 раза. И, хотя вместо Шаляпина выступал менее убедительный Бакланов, произведение имело оглушительный успех. Но, все же, Рахманинов снял оперу из репертуара.

Опера «Франческа ди Римини»

Спустя 8 лет после окончания консерватории, в 1904 году Рахманинов занимает пост дирижера в столичном Большом театре и руководит его русским репертуаром. На этой должности он работает в течение двух лет, не оставляя при этом композиторскую деятельность. Именно в эти годы он создает оперу «Франческа ди Римини».

После невероятного успеха своей первой (экзаменационной) оперы «Алеко» Рахманинов решает вновь вернуться к камерному жанру: его не прельщает создание полновечернего спектакля с мощными хоровыми сценами, привлечением балета и множеством действующих лиц. Использованный Рахманиновым сюжет до него неоднократно встречался в музыке: история влюбленных из Римини, ярко рассказанная Данте в его выдающейся поэме «Божественная комедия», была излюбленной темой многих композиторов.

Именно к этому сюжету обращался Чайковский при создании одноименной с поэмой симфонической фантазии. Выдающемуся либреттисту удалось получить идеальное решение – емкую и яркую историю, которую использовал и Рахманинов. Идея написания поэмы «Франческа ди Римини» пришла к нему еще в 1900 году, когда он отправился в Италию к знаменитому русскому басу – Федору Шаляпину, готовившемуся в то время к дебюту в Ла Скала в роли Мефистофеля.

По задумке Рахманинова в центре поэмы должен был быть любовный дуэт. Но композитор отложил работу над сочинением «в долгий ящик» на целых четыре года и вернулся к произведению только после завершения «Скупого рыцаря». Примечательно, что премьера обеих опер состоялась в один день – 11 (24) января 1906 года в Большом театре Москвы под управлением самого автора. Главные партии исполнялись выдающимися артистами – Смирновым, Баклановым, Салиной.

«Франческа ди Римини» – произведение, схожее с кантатой и оркестровой поэмой. Это – камерная опера, содержание которой красочно передается оркестром, действие на сцене происходит беспрерывно, без каких-либо делений на номера. При прослушивании у зрителя возникает четкая картина, погружающая совершенно в другой мир. Вокальные партии и оркестровые средства выразительности гармонируют, стремясь к одной художественной цели, и деликатно раскрывают сложный психологический образ во всем его противоборстве душевных страстей.

«Вокализ», соч. 34 №13, для голоса в сопровождении фортепиано

Произведение было написано исключительно для исполнения сопрано либо тенором. Но чаще всего предпочтение отдается первому варианту. «Вокализ» впервые появился в печати в 1912 году и считался завершающим из «Четырнадцати песен, опус 34». Произведение посвящено Антонине Неждановой – русско-советской оперной певице.

Вокализ как жанр музыки исполняется без слов, на гласный звук. И в большинстве случаев представляет собой упражнение для развития вокальной техники исполняющего и выявления его голосовых особенностей и возможностей. Есть среди таких упражнений и концертный варианты. «Вокализ» Рахманинова – один из таких.

Весной 1915 года композитор показал первые наброски произведения Антонине Неждановой. Прогнав вокализ, Рахманинов сразу сделал несколько корректировок в вокальной партии, прислушавшись к советам великой оперной певицы. Ему понадобилось еще некоторое время для того, чтобы подготовить финальный нотный вариант, который кардинально отличался от первоначального.

В начале 1916 года певица исполнила «Вокализ» в сопровождении оркестра в присутствии самого автора. Благодарный и впечатленный Рахманинов оставил Неждановой первый вариант рукописи со своим автографом, которую она бережно хранила, будучи тронута подобным жестом. Как говорила впоследствии исполнительница: «Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне…».

«Вокализ» считается одним из самых известных произведений великого композитора. Парадоксально, но в большинстве случаев его можно услышать совсем не в оригинальном варианте – голосовом, а в разнообразных переложениях для камерных, симфонических оркестров и даже любых инструментов. Что, впрочем, неудивительно, ведь «Вокализ» Рахманинова – исключительно мощное, яркое произведение, которое позволяет продемонстрировать красоту и силу звучания любого исполнителя, даже если им выступает инструмент.

Фортепианный концерт №3

Одно из самых знаменитых произведений великого русского композитора. И до сегодняшнего дня эта композиция считается, пожалуй, наиболее часто исполняемой среди всех работ Рахманинова. Фортепианный концерт №3 известен своими высокими требованиями к техническому уровню исполнителя и является объективно одним из сложнейших произведений в стандартном жанре.

Композиция приходится на один из пиков в работе Рахманинова, когда композитор подводит своеобразный итог сложной полосе своих творческих поисков. Концерт начисто лишен каких-либо изъянов, присутствовавших в более ранних произведениях автора, но написанных в других жанрах. Композитору удалось преодолеть заметную ранее рыхлость формы, чрезмерное количество повторов, театрально-приподнятый пафос некоторых эпизодов других произведений.

По замыслу, стройности и законченности композиции, а также безупречному балансу всех элементов произведение можно назвать эталонным. Так, приветствуя появление Фортепианного концерта № 3 в 1909 году, один из критиков восторженно говорил, что произведение «можно не обинуясь назвать прекрасным» и радостно отметил, что талант так же свеж и ясен.

В третьем концерте для фортепиано лирика Рахманинова стала более сдержанной, но, в то же время, более глубокой, пожалуй, даже суровой по колориту. Произведение лишено традиционной для композитора непосредственности в выражении чувств. Лирические эпизоды «Фортепианного концерта №3» требуют больше сосредоточенности, которая позволяет полностью воспринять гармонию выраженного в произведении чувства. В третьем концерте первенство сольной партии неоспоримо: оркестр на длительных отрезках композиции полностью умолкает, предоставляя пианисту проведение всех основных тем.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Похороны Сергея Рахманинова

Общеизвестно, что великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов последние годы жизни прожил в Америке. Там он и умер, в Калифорнии, в городе Беверли Хиллс (Beverly Hills). Впервые Рахманинов побывал в Америке в 1909 году. После революции часть времени он проводил в Америке, давая концерты по всей стране, в 1939 году композитор навсегда переехал в США. С началом войны С. В. Рахманинов давал благотворительные концерты, все сборы от которых отдавал Советскому Союзу на военные нужды. К 1943 году Сергей Васильевич окончательно решил обосноваться в Калифорнии, с ее теплым климатом. В этом же году он планирует отказаться от концертной деятельности и полностью отдаться отдыху и садоводству, которое обожал. В начале 1943 года Рахманинов становится американским гражданином, покупает дом в Беверли Хиллс и обустраивает его с большим удовольствием. Неожиданно он почувствовал себя плохо; врачи обнаруживают рак, но близкие скрывают это от него.

Сергей Васильевич скоропостижно умирает 28 марта 1943 года. Похороны проходят в русской православной церкви в Лос-Анджелесе.

Единственное подробное описание похорон появилось в эмигрантской газете «Новая заря» (Сан-Франциско) от 2 апреля 1943 года. В главных американских газетах описания были поверхностными, «дежурными», «по случаю». Больше внимания уделялось тому факту, что в православных храмах все долго стоят со свечами, чем самим похоронам. (См.: Rachmaninoff Rites held in Los Angeles// The New York Times. 1943. March 31; Rachmaninoff Paid tribute in Russian Services// Los Angeles Times. 1943. March 31.)

В год 70-летия со дня смерти С. В. Рахманинова мне представляется целесообразным перепечатать эту неизвестную статью из русской газеты. Ни одна биография композитора не упоминает этот текст. В публикации сохранены некоторые грамматические особенности стиля автора статьи.

Я хочу поблагодарить за оказанную помощь протоиерея Николая Болдырева, настоятеля Собора Божией Матери «Взыскание Погибших» в Лос-Анджелесе, и секретаря храма Виталия Ефименкова.

Жорж Шерон

У гроба С. В. Рахманинова

(От собственного Холливудского корреспондента)

Весь музыкальный и артистический1 мир Холливуда, масса иностранцев и русских присутствовали на похоронах и посещали тело покойного С. В. Рахманинова, чтобы отдать великому композитору Земли Русской свой последний долг.

Сергей Васильевич Рахманинов умер после 3-недельной болезни у себя на дому в воскресенье 28 марта в 1 час 20 мин. утра. Еще в субботу утром его причастил прот. Григорий Прозоров2 на квартире в Беверли Хилл.

При больном находились – его жена Наталия Александровна, дочь Ирина Сергеевна и ее сестра – Софья Александровна.

Первая панихида на дому в воскресенье была совершена о. Григорием до обедни утром в присутствии родственников. После литургии в церкви Ик Б М «Взыскание Погибших» в воскресенье 28 марта о. Григорий с амвона объявил всем молящимся о постигшем русскую колонию общем горе и объявил о порядке погребальных богослужений.

В воскресенье в 7 часов вечера гроб с телом С. В. был внесен в церковь, а в 8 часов была совершена Великая Панихида при чудном пении церковного хора в полном составе, пополненном еще 8 голосами гостей – платовцев, которые находятся в Лос-Анжелосе.

Церковь была переполнена молящимися, вся церковь утопала в цветах – огромный крест из белых гардений возвышался на амвоне перед гробом, два куста больших деревьев в кадках – азалий в полном цвету по бокам особенно выделялись и создавали чарующее впечатление.

В числе венков обратил внимание на себя венок от вице-консула СССР, который присутствовал на похоронах.

В понедельник в 8 часов вечера была совершена вторая панихида, а во вторник в 11 часов утра были совершены прот. Григорием Прозоровым в сослужении с прот. Сергием Лепорским и игуменом Севастьяном Карпенко заупокойная литургия и самый чин отпевания при пении того же хора в полном составе с платовцами. Пение было замечательно по общему признанию.

По желанию семьи Сергея Васильевича никто никаких речей не произносил, только о. Григорий сказал краткое напутственное слово, глубоко всех тронувшее.

Тело Сергея Васильевича находится в тяжелом (2,000 фунтов) запаенном гробу и не будет предано земле здесь, а хранится в усыпальнице Роздейл кладбища, для того, чтобы при первой возможности, согласно воле Сергея Васильевича и его семьи, было отправлено через Нью-Йорк в Россию, для предания его тела родной земле3.

Два цветущих дерева азалий будут посажены в церковном садике.

Родственники пожертвовали церкви Ик Б М «Взыскание Погибших» историческую в семье покойного икону Св. Пантелеймона, бывшую в семье гр. Шуваловых и Волконских4.

Просто, но трогательно прошли похороны великого музыканта и большого душой русского человека.

В. К.

ПРИМЕЧАНИЯ

2. Протоиерей Григорий Прозоров (1894–1946) служил в Соборе Божией Матери «Взыскание Погибших» с 1935 года до своей смерти.

Совершено отпевание: March 30.1943.

Великий Русский композитор

Сергей Васильевич Рахманинов,

69 лет, рак. Тело временно помещено

в усыпальнице Rose Dale Cemetery, до времени возможности

перевозки его в Россию.

Rev. G. Prosor

Почему намерение похоронить С. В. Рахманинова на родине не было выполнено, остается загадкой. Сейчас прах его покоится на кладбище Кенсико (Kensico) в городе Валхала (Valhalla) недалеко от Нью-Йорка.

4. Икона висела в спальне С. В. Рахманинова. Раньше она принадлежала его любимому зятю Петру Григорьевичу Волконскому (1897–1924). На обороте иконы находится следующая надпись:

Милой Бабушке

Графине Марии Александровне Шуваловой

На память о крестинах первого внука

Петра Григорьевича Волконского.

Москва 16 ноября 1897 года

Передана с благословением на брак

ему же, Светлейшему Князю Петру

Григорьевичу Волконскому, от бабушки

Графинии Марии Шуваловой в 1924 году.

Дрезден

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *